Час русской традиции зеленые святки. Зеленые святки (Духов день) - Языческие и народные праздники славян. Русалии - русальные дни

Семик — Зеленые святки — открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества. Другие его названия: Русалии, Велик четверг, Троица умерших, Тюльпа (Сибирь), Сёмуха (Белоруссия), Русалчин Велик день, Мавский Велик день, Навская Троица, Рипей (Азов).

Седьмая неделя после Пасхи, завершаемая праздниками Троицы и Духова дня со второй половины 12 в. упоминается в летописях (Киевск.) как «Русальная неделя». Еще ее называют Семицкой неделей, Зеленой, Клечальной.

Древние обряды Семика (Зеленых святок), изначально направленные на приветствие первой зелени и начала летних полевых работ, в течение нескольких веков постепенно переносились на .

Как у нас в году три праздника:
Первый праздник - семик честный,
Другой праздник - Троицын день,
А третий праздник - купальница.

С четверга седьмой недели после Пасхи (в 2017 году он выпадает на 1 июня), суеверный народ выполнением некоторых обрядов в старину справлял так называемый «Семик». От сложившихся в суеверном народе понятий, что с четверга означенной недели выходят из воды русалки, живут на суше, бегают по ржам и щекочут попавшихся им девушек, Семик называется «Русальной» неделей.

К. Е. Маковский — Русалки

Отправление Семика, несомненно, имеет основой языческое воззрение людей на природу и представляет … бренные остатки языческого культа, как это отчасти доказывается аналогичными обычаями древнего дохристианского мира и свидетельствами историков, описывавших быт народа. К обрядам Русальной семицкой недели относятся следующие обычаи:

Это - поминовение усопших на могилах. Этот обычай введен при распространении христианства в России, именно для противодействия языческим обрядам. Св. церковь хотела противоположить языческому Семику христолюбивое погребение странников, чувственному веселью - мысль о смерти. Но народ наш, относясь с искренним усердием к новому обычаю, тут же по привычке впадал в старое, чувственное.

Поминки не кладбище. 1865 г. Корзухин А.И.

В старину родственники усопших разбивали красные яйца, призывая при этом обряде русалок, которым оставляли в жертву часть блинов, приносимых для поминовения, или же приносили на кладбище вино, которое, по окончании поминовения, выливали на могилы с пением обрядовых песен.

Наблюдавший этот обычай диакон Лев Калойский находит его происхождение у языческих народов, и, характеризуя состояние Руси, говорит: «русские, следуя языческим обрядам греков, совершали жертвы и возлияния в честь усопших».

Вместе с этим, в старину делали поминовение убогих на убогих домах, или божедомках, скудельниках¹, жальниках. В такие дома свозились покойники, люди или несчастно умершие, удавленники, утопленники, или найденные в окрестностях. Для них зажиточные рыли могилы, давали саваны и хоронили на свой счет и даже, по примеру язычников, нанимали «жальников», плакальщиц.

Против таких языческих обрядов в царствование Иоанна Грозного Стоглавый собор говорил: «в Троицкую субботу… по селам и погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробам с великим кричанием, и егда учнут скоморохи и гудцы и прегудницы играючи, они же от плача преставше, начнут скакати и плясати, и в ладоши бити и песни сатанинския пети».

В виду такого развращения нравов, Стоглавым собором было предписано священникам, чтобы они по всем городам и селам своими поучениями и наставлениями отклоняли своих духовных детей от языческих обрядов.

Семик. Лубок

Но так как тогда свет культуры едва заметно пробивался в Русь и был ею враждебно изгоняем, а сами священники того времени (по свидетельству Стоглава) были неученые, «грамоте мало умели», учились у своих отцов или у своих мастеров, а больше и учиться было негде, и потому не были способны рассеять мрак суеверия, то прежние понятия, суеверные обычаи и грубость прорвались и в следующие поколения, и, точно могучей волной, охватили народ устарелым мраком языческих обрядностей.

Остатки прежнего «жалинья» и вытья можно видеть в причитаниях, отправляемых на могилах деревенскими женщинами с воплем нараспев. Такого рода причитания собраны в сборнике г. Барсова, где есть причитания вдовы по умершему мужу, дочери по отцу, по родному брату, по убитому громом-молнией, плачь о старосте, писаре, об отце духовном.

Завивание венков

Обряд завивания венков с древних времен известен во всей России. Обряд этот совершался не только по деревням, но и по городам и даже в столицах, как например в Москве. В конце 18 века в Семик вся Москва представляла зрелище разгульного народного праздника. Почти в каждом дворе, в виде кущи, обставлялся березками стол с яичницей и драченой.

А. Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной роще. 1845

Везде раздавались семицкие песни, по улицам толпы народа в венках из полевых цветов и березовых ветвей носили березку, украшенную лентами и разноцветными лоскутьями. Поселяне в Семик (Зеленые святки) идут в ближайший лес, поют обрядовые песни, завивают венки, срубают молодое березовое дерево, одевают его в пестрое женское платье и с торжеством приносят его в село.

Ткаченко Николай Иванович (1866-1920) Накануне Троицы. 1903 г.

Дерево это, называющееся в нашем народе гостейкою, до Троицына дня оставляют в доме, избранном с общего согласия. В пятницу и субботу перед Троицей навещают гостейку, и при этом повторяют семицкие обрядовые песни, а на самый Троицын день выносят ее к реке и бросают в воду с гаданием: потонет венок или нет?

При этом наблюдают: на одном ли он месте остановится, или поплывет в сторону? Чей венок плывет впереди и чей остается позади? И по этим признакам делают то или другое заключение. Подруги бросают свои венки вместе.

Бывали примеры, говорит Сахаров, что матери не отдавали своих дочерей за тех женихов, у которых семицкие венки тонут в воде, думая, что такие суженые скоро умирают или спиваются с круга. Ленты, которыми перевязывались венки, бабушками сохранялись всю жизнь, а при браке этими лентами у новобрачных связывали венчальные свечи.

Молодежь, отправляясь в лес, или рощу, пела: «Благослови Троица, Богородица! Нам в лес пойти, нам венки завивать. Ай, Дидо, ой Ладо! Мы цветов нарвем и венков навьем. Ай, Дидо, ой Ладо!»

Покумимся, кума, Покумимся!
Нам с тобой не браниться, Вечно дружиться.

Проводы русалок

От языческих народов, благоговевших к воде и создавших верование, что реки (русла их) населены различными существами, и что водою заведует особое божество, речные нимфы. У русских, бывших прежде язычниками, удержалось понятие о речных существах под именем «русалок», русоволосых девицах, господствующих в реках.

Вследствие веры в существование русалок, в прежние времена русские приносили жертвы рекам, болотам и колодцам, где предполагалось их пребывание. Теперь же по народному поверью, в течение дней, начиная от Семика до Петрова дня, т. е. в лучшую часть года, когда все цветет, русалки будто бы странствуют на берегах рек в близлежащих лесах и рощах, качаются на ветвях дерев, или разматывают пряжу, похищенную у тех поселянок, которые ложатся спать без молитвы.

Иван Крамской. Русалки.

По народному поверью эти русалки обладают вечной красотой, и входят в любовь с некоторыми мужчинами, поэтому суеверные опасаются Троицкой субботы, когда русалки, бегая по ржам, хлопают в ладоши и распевают: «бух! бух! соломяный дух! мене маты породила, не хрещену положила».

… в четверток перед Троицыным днем, который Россияне именуют Семиком, празднуют еще и поныне молодые деревенские девки с песнями и венками стихотворческим образом древней Славянской богине любви Ладе и сыну ее Диду, поелику, как сказывают, сие празднество и в языческие времена в сей же самый день отправляемо было.

Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям .

В эту субботу, по понятию суеверов, будто бы русалки, защекотав мужчин, уносят их в свои жилища, где они оживают и делаются их мужьями. Окруженные невообразимой роскошью, они начинают там новую жизнь, непонятную для живущих на земле, но бывают ограничены только желанием хоть на мгновение оставить водяное царство.

В виду такой опасности, трусливые мужчины накануне Троицкой субботы запасаются разными травами для предохранения себя от обаяния русалок, чтобы не сделаться жителями водяного царства. Некоторые думают, что русалки это души младенцев, умерших без крещения. Другие уверяют, что каждая утопленница может обратиться в русалку, если покойница похожа была на нее при жизни.

Но большинство крестьян считает их нечистыми духами или просто дьявольским наваждением. В некоторых местах в Троицкую субботу делают проводы русалок. С вечера поселяне собираются на полях и поют песни. С наступлением же ночи они бегают по полям с помелами, машут ими по воздуху и кричат: «догоняй! догоняй!»

Только после этого считают безопасным купание в реке, а до прогнания русалок купание в реках признается опасным, ибо тогда купаются сами русалки и всякого неосторожного защекочивают до смерти.

Из сделанного краткого очерка семицкого праздника достаточно объясняется его настоящий смысл. Существенные принадлежности этого праздника составляют: рощи, леса, ветки, березки и др., которые указывают на языческий характер этого народного праздника.

Суходольский Петр Троицын день. 1884

Леса, рощи или дубравы искони служили у нас священными местами, под покровами их совершались заветные таинственные обряды языческого богослужения. Среди деревьев заветных рощ некоторые пользовались в народе особенным уважением, почитались за священные.

К числу этих деревьев относятся: белая береза и липа, которые постоянно упоминаются в семицких обрядовых песнях и играют главную роль в самих обрядах празднества.

Употребление на этом празднике венков из березовых ветвей также указывает на религиозное чествование березы и на языческий богослужебный обряд, совершавшийся в этот праздник.

Таким образом, семицкое празднество с его обрядами представляет остаток грубых древнеязыческих верований и богослужения наших предков-язычников. В нем почти без всякой перемены сохранились те формы, в каких празднество это совершалось у нас в языческую старину.

¹ Скудельница (скудельня), общая могила во время мора, или общая могила погибших по какому-либо несчастному случаю или насильственно, или общая могила вне святой земли (вне кладбища), где погребают самоубийц, пьяниц, утопленников, неопознанные трупы странников. При этой общей могиле обычно существовала часовня (иногда даже церковь), в которой раз в год в Дмитриеву субботу служили панихиды и читали молитвы. Погребение и поминовение убитых, странников или умерших в убогих домах в Древней Руси совершалось в Семик. (Энциклопедия «Русская цивилизация»)

Скудельница - старинное название погоста или кладбища, происходящее от евангельского сказания, по которому Иуда за 30 серебреников купил село скудельниче в погребение странным. (См. Снегирев, О скудельницах или убогих домах в России, М., 1826)

Источники:

Снегирев, III, 101-102
Стоглав
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. Семик.
Энциклопедия «Русская цивилизация»
Сахаров. Народные праздники и обычаи. Замечания старых людей по дням и неделям.
Этнографическое обозрение, 1900 г.

В календаре славян есть несколько значимых недель - зимние святочные недели и летняя святочная неделя, она так и называется, Зеленые святки, Русальная неделя и так далее. Это целый комплекс обрядов, направленных, прежде всего, на поминовение предков и увеличение плодородия земли.

Русальная неделя - это, скажем так, ключевой момент всего троицко-купальско-петровского цикла. Неудивительно, что такое время овеяно определенными мифами, с ним связано множество примет и поверий. Мы попробуем во всем этом разобраться.

Русальная неделя (Зеленые святки)

Русальная неделя (Троицкие святки, Зелёные святки, Проводы русалок, Зелёная, Ярилина, Гряная, Всесвятская неделя, Неделя Святой Троицы и прочие, названий у этого времени народного календаря очень много) - неделя до Троицы (в некоторой местности после Троицы). Сакральное время поминовения предков и проводов весны. Также эти праздники называют Семик и начинают отмечать со вторника или четверга, а иногда и с понедельника.



По третьей версии, Зеленые святки - это пора перед праздником Купалы. Временная вилка просто огромна, что неудивительно:

  1. во-первых, славянские территории были огромны, и в каждом регионе тот или иной праздник отмечали с некоторой разницей;
  2. произошло наложение одних традиций на другие, все очень спуталось;
  3. и, наконец, столько воды утекло.

Есть еще мнение, что в конце весны - начале лета отмечается вторая Русальная неделя, а первая начинается сразу после праздника Водопола .

Но мы будем придерживаться теории, что Русальная неделя, все-таки, ближе к началу лету, к Троице. А Купала - это праздник солнцеворота (летнего солнцестояния) и имеет несколько иной смысл. Хотя часть одних обрядов перекочевала (а может и была там изначально?) в другой.

Так вот, если отталкиваться от Троицы и Духова дня , то мы получим следующие даты:

    в 2018 году Троица отмечается 27 мая, и, если следовать народному календарю, то Русальная (Русальская) неделя начнется либо до этого праздника, то есть 21 мая, либо, после - 28 мая . Чаще всего, Зеленые святки отмечали после.

Известна эта сакральная неделя с очень давних времен. Еще в Лаврентьевской летописи (около 1068 г.) осуждали этот древний славянский праздник:

«Дьявол льстить, превабляя ни от Бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи»

Впрочем, поздние упоминания о нем в христианских летописях, тоже, не самые лестные. Оно и понятно, одна религия вытесняла другую.

Смысл названий

Очень интересны названия праздника, часть из них понятна:

Например, Троицкие святки или Неделя Святой Троицы. Такое название напрямую связно с праздником Троицы, за неделю до (или после) которого начинаются эти гуляния.

Зеленые святки - это отсылка к Святкам зимним : эти комплексы мероприятий очень похожи, только один зимой, а другой - летом, когда все вокруг зеленое.

А вот название Русальная (Русалочья) неделя/недели, или же, попросту, Русалии, а так же Проводы русалок мы рассмотрим чуть подробнее.

Наши предки верили в то, что в период Зеленых святок или же Русальной недели, русалки покидают свои водоемы, выходят к людям и могут, при желании, много бед натворить. Поэтому очень много обрядов связаны именно с этим мифологическим славянским персонажем.

Напомним: русалка в славянской мифологии - это не полуженщина полурыба. Существо внешне напоминает, скорее, нимфу или человека, а по сути своей является духом утонувшей девушки. Это не друг для человека.

Почему именно русалка? Возможно, потому что утонувшая девушка - это, так называемый, заложный покойник, то есть, человек, умерший не естественной смертью. А Русалии, это как раз, дни памяти таких почивших.

Поверья Русальной недели


Зеленые святки - опасное время в году. Так думали славяне. Однако, если соблюдать все меры предосторожности, то ничего страшного не должно было произойти. Отсюда и определенный ряд запретов.

Считалось, что во время этой волшебной недели в наш мир живых из мира мертвых приходят те самые заложные покойники. Погибшие люди. В период Русальной недели они могут находиться очень и очень близко к людям (и не только у воды). Встреча с таким духом никогда не предвещала ничего хорошего, лучше таких встреч не допускать. И именно поэтому, до Зеленых святок люди, ближе к полночи и полудню, старались держаться по дальше от:

  • перекрестков дорог;

Ведь именно тут, чаще всего можно было встретить таких духов. Близ воды и в поле русалки часто веселились и раскачивались на ветвях деревьев. Кладбище, ну, это само собой, место где можно даже в обычные дни какого-нибудь духа встретить. А перекресток, вообще, место проклятое, потому там и ставили поклонные кресты .

Полдень и полночь - самое опасное время в период Зеленых святок, но даже во все остальные часы люди старались не ходить в одиночку, и уж, тем более, купаться. Если не соблюдать меры предосторожности, то не упокоенный дух мог либо утопить в водоеме, либо защекотать до смерти.

Самый разгул русалок начинался во время цветения ржи.

Естественно, не всех опасных мест можно было избежать во время этой недели. Поэтому очень важным моментом считалось задабривание русалок. Это сулило не только безопасность, но и возможную выгоду, так как духи могли дать ответы на интересующие вопросы.

Для задабривания духов, в пору Зеленых святок славяне устраивали различные гуляния, пели песни. Естественно, церковь всего этого не одобряла, не одобряет и до сих пор.

Плюс ко всему остальному, налагалось табу на все более или менее сложные женские дела:

    не разрешалось прясть, ткать, шить, вязать, одним словом, рукодельничать;

    стирать и убираться;

    запрещались полевые работы;

Все это делалось, чтобы не провоцировать злых духов и не попадаться им на пути. Зеленин отразил эти верования в одной из своих работ:

Кто будет пахать в эту неделю, у того скот будет падать; кто будет сеять, у того градом побьет хлеб; кто будет прясть шерсть, у того овцы будут кружиться; кто будет городить изгородь, вить веревки, вязать бороны, тот зачахнет и согнется в дугу. Дети лиц, нарушивших Русальную неделю, родятся уродами; приплод скота у этих хозяев будет ненормальным.

Весьма красноречиво и жутковато.

Традиции и обряды


Русальная неделя - это еще и девичья пора. С этого времени молодые девушки входили в круг своих более старших подруг, начинали интересоваться противоположным полом, начинали гадать и участвовать в прочих женских посиделках.

Отличительная особенность, которую имеет праздник Зеленые святки, заключаются в тонкой аналогии между красотой юной девушки и расцветающей от лучей тепла природы. Ведь лето - пора плодородия, богатых урожаев и торжества естественной красоты.

Зеленые святки насыщены всевозможными обрядами, но основными являлись:

    Проводы русалок и Ярилы;

    Вождение «Русалки-коня» ;

    Похороны Костромы.

В каждое время, и в каждом регионе эти обряды значительно рознились. Хорошо они описаны на Википедии , но это только несколько из вариантов.

Священное дерево Русальной недели

Особо почитаемым деревом Русальной недели считается береза. Славяне считали, что именно на ее ветвях сидят духи на Зеленые святки.

    вокруг нее водили хороводы и устраивали гуляния;

    ее веточки вплетали в венки;

    сами ветви украшали лентами, вешали на них украшения и одежду, заплетали;

    брали к себе домой, чтобы украсить жилье;

    к березе возлагали всевозможные подношения, чаще всего мед и яйца.

Примечателен обряд Кумление , там береза одно из «действующих» лиц. Для этого обряда нужно было найти две молодые березки, пригнуть их к земле и связать макушками. Обычно это делали девушки, но иногда вместе с девушками участвовали и парни.

Из веток березок заплетали косы или венки, а под самими деревьями раскладывалось ритуальное угощение, среди которого обязательно должна была быть яичница. Эти пищу можно было есть и людям.

Через сплетенные друг с другом венком ветви деревьев пары должны были поочередно целоваться. А девушки могли обмениваться различными подарками, после чего называли друг друга кумой.

В некоторых губерниях дерево наряжали в женское платье и ходили с ним по дворам, как бы «водили в гости». Такую гостью даже символически угощали, потом провожали, а потом топили.

Береза издревле ассоциировалась с плодородием. Это дерево, наделенное силой, которая дарует это самое плодородие. Отсюда и такое почитание.

Обряды, связанные с замужеством

На Русальной неделе девушки гадали, основной вопрос, который их интересовал - это, конечно, замужество. С этой целью в первый день празднеств, на заре, ходили на луг собирать цветы , на которых еще лежала роса. Из них плели венок. Такой венок следовало носить весь день, а к вечеру посмотреть:

    если венок выглядит свежим, значит нужно ждать скорого замужества;

    если завял - милый загулял;

    если развалился - замужества в этом году не видать.

В четверг Русальной недели, опять же, утром, незамужние девушки пекли ритуальные пирожки с начинкой из мяса , а в полночь ходили к водоему «кормить русалок». Во время этого процесса следовало произнести определенный заговор.

После чего, в течение всего следующего месяца надо было присматриваться к новым знакомствам, чтобы не упустить суженого, дарованного судьбой. Ведь духи могли только «познакомить» с парнем, а все остальное - дело рук самой девушки.

Еще один обряд мог «сподвигнуть» избранника поскорее сделать предложение. Для этого нужно было попросить самую близкую подругу сплести венок из полевых цветов , обвить его носовым платком парня, и, надев его вечером на голову, отправиться к водоему. Там нужно было опустить венок в воду с определенными словами, после чего, парень должен был сделать заветное предложение.

Каждый день Зеленых святок или Русальной (Русалочьей) недели имел свое название. Некоторые обряды, как раз, и были приурочены к этим, определенным дням.

Такие дни, как Семик, Дзяды (Деды), Духов день, все они входят в комплекс мероприятий на Зеленые святки или Русалии. Заканчивалось все обычно в воскресенье, поэтому и ключевые обряды приходились на этот день.

Считалось, что в воскресенье русалки, а вместе с ними и прочие духи покидают мир живых, водоемы, поля, леса и луга нова становятся безопасными.

Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии Кононенко Алексей Анатольевич

Зелёные святки

Зелёные святки

Согласно древним летописям, Зеленые святки (праздники) у славян были во время Русалий или же это были те же самые Русалии. С глубокой древности Зеленые святки – праздник расцвета деревьев, пышного роста зелени, начала лета. Зеленью, травами и зелеными ветвями украшали помещения и подворье.

Во времена христианства Зеленые святки были приурочены к Троице, на седьмой неделе после Пасхи, потому постоянных дней в календаре они не имеют. От Зеленого воскресенья (50-й день от первого дня Пасхи) неделя называлась Зеленой, Гряной, Навьей, Русальской (Русальной), Клечальной неделей . Чаще всего Русальная неделя начиналась после Троицы в Духов день и была до дня Всех Святых. В четверг на Зеленой неделе – Навий Великдень .

Все ритуалы Зеленых святок должны были накликать дожди, обеспечить плодородие, хороший урожай.

Общие элементы Зеленых святок и купальских праздников свидетельствуют о том, что у славян-язычников был целый цикл праздников, которые заканчивались праздником летнего солнцестояния, праздником соединения небесного огня и воды – Купалой. Назывались эти празднества Русалии.

Готовясь к Зеленым святкам, славяне украшали свои жилища (клечали) зельем, зеленью, травами, цветами, ветками.

Ритуал клечания берет начало в древних традициях праздника почитания природы. В эти дни хозяин обрезал ветки деревьев, хозяйка собирала отдельные травы и цветы, украшала этой зеленью жилище и подворье.

В давние времена в эти дни славяне давали имена детям, подрезали волосы. Известный в народе обряд пострижины исполняли в эту пору – подрезанные на клечальницу волосы лучше растут, будут густыми и красивыми.

Христианство пыталось отстранить этот обряд, но не смогло и приняло его. Доныне украшают хаты, подворья и церкви. Зелье, цветы, ветки, молодые деревца также называют клечанием. Считали, что на клечание отдыхают души предков, которые приходят в родные жилища весной. Этот обычай – отголосок почитания зелени, природы древними славянами. В этот день вокруг высоких жердей, украшенных травой и цветами, водили ритуальные хороводы.

Нынешние Зеленые святки, имея много языческого, древнего, тесно переплелись с традициями христианской веры.

Народные предания о Зеленых святках в основном более поздней, христианской тематики. Они в свете новой веры трактуют языческие основы праздников.

Основные сюжеты этих преданий о том, что Петр, Павел и Бог на пути из Иерусалима втроем отдыхали под дубом (потому – Троица, потому – три дня праздников); а также о том, что Бог озеленил всю землю (в честь этого празднуют Зеленые святки).

Накануне Зеленых святок во многих местах поминали умерших родичей. Субботу перед Зеленым воскресеньем называли «дедовой» (укр. «дидивной»).

В четверг на Зеленых святках поминали самоубийц-утопленников, висельников – Навский Великдень, Русалкин Великдень, или еще Сухой четверг. Сухой – потому, что в этот день, по поверьям, нельзя деревья рубить и траву рвать, ибо все, к чему прикоснешься, засохнет. В этот день русалки сушатся, и люди просушивали одежду из сундуков на воздухе. Остатки древнего праздника сохранились в играх, которые еще в начале прошлого столетия были ритуальными: гуляния вокруг «сухого дуба», возле которого разжигали огонь; игра «горелки» и пр. В обряде и почитание природы в образе дуба, и принесение жертвы дубу, который воплощает природу. О жертвах славян дубу на Днепре свидетельствует еще византиец Константин Багрянородный. В ритуалах и играх сохранилось обрядовое угощение. Во времена христианства пищу начали святить в церкви, а потом устраивали общую трапезу на кладбище, оставляли пищу на могилках, угощали убогих. Женщины, у которых умерли дети, угощали на Зеленой неделе (в четверг) яблоками, печеньем, сладостями соседских детей.

Со времен язычества сохранился обряд выхода в зеленые поля – обход царины , который должен был содействовать плодородию. Жрецов, которые вели людей в поле, в христианстве сменили священники, которые святили поле. Еще они святили криницы, что должно было накликать дожди. На Зеленые святки вывозили пчел в поля.

Культ растений у славян подтверждают ритуалы, главными персонажами которых были чучела, украшенные деревья, а то и люди, украшенные зеленью. Большинство ритуалов, связанных с культом растений, исполнялись на Зеленые святки, как Коструб, Кострума Тополя, Додола.

В понедельник Зеленой недели (в некоторых местах – в воскресенье) известен обряд – вождение и проводы русалок . Парни и девушки в венках шли к рекам, озерам и устраивали хороводы в честь русалок, обливались водой.

Особенно чтили на Зеленой неделе водяных и полевых духов – русалок, мавок, которых древние славяне считали девами плодородия, хранительницами дождя, небесной влаги. Празднества в их честь должны были, по представлениям славян, обеспечить хороший урожай. Во времена христианства русалок было отнесено к нечистой силе, потому их начали бояться и оберегаться от них. Верования в то, что русалки празднуют один раз в год на Зеленые святки, в народе сохранились, потому уважали этот праздник, старались поступать так, чтобы русалок не обидеть. По народным преданиям, русалки не любят, когда в их праздник кто-то работает (мажет или белит хату, шьет, прядет, вышивает) – за это они вредят. Не ходили в лес, к реке, в поле, чтобы не встретить русалок.

На Зеленой неделе молодежь устраивала общее угощение – складчину.

В понедельник после Зеленой недели отмечали розыгры . На Гуцульщине, на Виннитчине розыгры считали праздником умерших девушек – русалок. Якобы они выходят в лес, в рожь, к воде и щекочут до смерти прохожих. В этот день не ходили в лес, особенно вечером.

В разных регионах женские празднования известны под разными названиями: дядины, гонение коршуна, бабское пущенье. Но везде праздновали исключительно женщины, и главным элементом праздника было обрядовое угощение.

Последним днем праздников считался второй понедельник после Зеленого воскресенья: снимались все запреты: можно было купаться, девушкам ходить в лес, в поле и пр.

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Зеленые Святки - см. Троица

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Святки Название праздника происходит от словосочетания «святые вечера». В XVIII веке Святки продолжались с Николы зимнего (6 декабря) до Крещения (7/19 января). Со временем период Святок сократился, в настоящее время они продолжаются от Рождества (25 декабря/7 января) до

Из книги Великая миссия НКВД автора Север Александр

«Зеленые» и «васильковые» фуражки Внутренние и пограничные войска также подчинялись НКВД. В годы Великой Отечественной войны они продемонстрировали свою высокую боеспособность. О подвигах «зеленок фуражек» в годы Великой Отечественной войны написаны тысячи книг и

Из книги Коммандос [Формирование, подготовка, выдающиеся операции спецподразделений] автора Миллер Дон

«Зеленые береты» во Вьетнаме В 1961 г. первые «зеленые береты» прибыли в Южный Вьетнам для борьбы с коммунистическими повстанцами на основе методов английских САС. Небольшие отряды «зеленых беретов» размещались в деревнях дикого, слабо населенного Центрального

Из книги Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества автора Клейн Лев Самуилович

автора

ГЛАВА 2 «ЧЁРНЫЕ» И «ЗЕЛЁНЫЕ» СС Кадры решают все. И.В. Сталин После того, как Гитлер в 1933 году стал Рейх сканцлером, популярность СС стала возрастать, результатом чего явился быстрый рост численности этой организации. Первоначально он сдерживался высоким уровнем

Из книги Дивизия СС «Рейх». История Второй танковой дивизии войск СС. 1939-1945 гг. автора Акунов Вольфганг Викторович

«Зелёные СС» «Они ненавидели буржуазный Запад с его вялым гуманизмом и рабочий Восток с его узким материализмом». Жак Бержье, Луи Повель. «Утро магов» Наряду с созданием своей собственной служебной иерархии, военизированные части СС разрабатывали также свои

Из книги Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

Зеленые святки. Семик, Духов день. Русалии Праздник во имя Троицы введен в церковный обиход в начале XV в. преподобным Сергием Радонежским. Исследователи единодушны в своем мнении о дохристианском характере праздника. Проходит он на протяжении недели и включает в себя

Из книги 50 знаменитых загадок Средневековья автора Згурская Мария Павловна

Зеленые дети из Вулпита В Харлейанской коллекции Британского музея хранится манускрипт на латинском языке под номером 3875. Автор манускрипта, английский хронист XII века Уильям из Ньюбурга (монастырь в Йоркшире), описывает невероятную историю, произошедшую во времена

автора

Из книги 500 рецептов старого трактирщика автора Поливалина Любовь Александровна

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

«Синие» и «зеленые» Когда игры с дикими зверями сменились состязаниями колесниц, борьбой и сражениями, ров, отделявший арену от зрительских ступеней, был уничтожен. Вместо него выстроили стену, чтобы воспрепятствовать партиям Цирка кидаться друг на друга, потому что на

Из книги Диссиденты, неформалы и свобода в СССР автора Шубин Александр Владленович

Зеленые Зрелое индустриальное общество, в котором население начинает думать о качестве жизни, а противоречие между экономикой и природной средой вполне проявило себя - рождается движение Зеленых. Советский Союз не был исключением. По мнению С. Забелина «Движение Дружин

Из книги Пассионарная Россия автора Миронов Георгий Ефимович

КУЛЬТУРА РУССКОГО ЗАСТОЛЬЯ. СВЯТКИ (Что едали на Руси в праздники и в будни)На Руси было немало праздников, сохранившихся на протяжении всей нашей истории со времен крещения Руси и утерянных лишь в последние десятилетия. Вот некоторые из них.С Рождества, которое по новому

Из книги Легенды и мифы России автора Максимов Сергей Васильевич

I. СВЯТКИ В крестьянском быту святки считаются самым большим, шумным и веселым праздником. Они обнимают собой период времени от Николина дня до Крещения, т. е. как раз тот месяц, когда земледельческое население, обмолотив хлеб и покончив со всеми работами, предается

Из книги Меч и Грааль автора Синклер Эндрю

8. ЗЕЛЕНЫЕ ЛЮДИ И МЕДИЦИНА Блажен трикраты, кто не ведая ошибки, Читал Природы таинства и свитки. Так писал Эндрю Марвелл о себе в исследовании зеленого мира. Но это описание подходит и Вильяму Сент-Клеру, графу Оркнейскому, многочисленные указания которого каменщикам

Зеленые Святки являются праздником наивысшего расцвета природы, который больше известен под названием Семухи, Троицы, Куста, Русалки, и празднуются на седьмой и восьмой неделях после Пасхи. Он является настоящим гимном матери-природе, когда она в самой сильной зеленой магической силе своими целебными лекарствами поднимает человека до радостного и оптимистического мировосприятия.

Зеленые Святки - это период времени между Троицей и Петровым днем. Согласно представлениям древних славян, период зеленых Святок был связан с появлением русалок. Этот праздник является календарным рубежом весны и лета, так как Троица и следующая за ней неделя (Троицкая, Духовская, Всесвятская, Русальная) считались временем завершения весны. А уже с Петрова дня природа, по народным представлениям, начинала постепенный поворот к зиме.
Нет сомнений, что зеленые Святки своей эстетикой, театрализованными постановками не уступают зимним Святкам, ибо они отражают тождественные явления - летний и зимней солнцеворот. Когда-то давно люди выбирали для себя тотемных животных, которых считали своими предками: Медведя, Козу, Лошадь, Журавля, Аиста. И среди всего этого господствует Дерево Вселенной. Оно отражало всеобщее мифологическое воображение о космосе и самом человеке, в этот образ вкладывались все представления наших предков об окружающем мире.

Этот же образ восходит от более древней первоосновы в индийских Ведах, в которых рассказывается миф о Боге Создателе Солнце, Сыне Его Единственно родном, мир от мира - Огонь, рожденный Майей (символом созидательной силы природы).

Триада Дерево Вселенной (ветки, ствол, корни в общечеловеческом измерении) - это космос, атмосфера и земля, в человеческом значении - голова, туловище, ноги. Эта символическая триада пронзает все традиционное искусство (трижды повторяются ритуалы и заговоры, триада движет сюжеты сказок и эпических песен, лежит в основе обрядовых действий, магии цифр и мн. др.).
Кульминацией зеленых Святок являлся день летнего солнцестояния - Иванов день. Зеленые Святки приходились, по старому стилю, на период с конца мая по конец июня. Их продолжительность зависела от Пасхи: если Пасха, а значит, и Троица, была ранней, то зеленые Святки могли длиться почти месяц, а если поздней - то около двух недель.

У славян окончание весны и начало лета воспринималось как время достижения природой наивысшей точки своего развития, тем более что в эти дни солнце светит ярко, вода в реках и озерах становится теплой, травы, деревья, достигшие расцвета, переходят к плодоношению. Все эти факторы позволяли крестьянам считать, что зеленые Святки - это время наполнения природы чудодейственной силой, что и отразилось во множестве былин, песен, легенд, обрядовых действий.
В народе, например, считали, что в Иванов день солнце такое горячее, что его лучи могут даже обжечь человека. Верили, что на восходе солнце переливается разными цветами, танцует, купается, радуется. Существовали легенды, что в зеленые Святки можно было найти растения, которые обладали необычными свойствами: способностью превращать человека в невидимку, излечивать от всех болезней, резать металл, открывать клады под землей, понимать язык птиц и животных. На бытовом уровне период зеленых Святок использовали, чтобы приобщиться к природе, получить от нее и силы, и красоту, и здоровье. В связи с этим существуют разнообразные приметы, обряды и поверья, правила относительно того, что и как нужно делать. Люди купались в реках и озерах, чтобы избавиться от болезней, умывались утренней росой, чтобы быть красивыми, собирали травы с лечебными и магическими целями. Период зеленых Святок насыщен обрядовыми действиями, которые направлены на хозяйственную деятельность человека и прежде всего на такие важные ее сферы, как земледелие и скотоводство.

Зеленые Святки в народном сознании осмыслялись как переходный период жизни природы. Они сопровождались большим количеством и разнообразием запретов и оберегов, нацеленных на защиту от нечистой силы, особенно от ведьм, которые, по поверью, бесчинствовали в Иванов день, называвшийся в некоторых деревнях даже ведьмарским днем.
Этот период, прежде всего его начальный этап, в представлениях славян был связан с пребыванием на земле душ предков. Время цветения зерновых культур с давних времен считалось наиболее благоприятным для контактов этого и иного миров. Так, в некоторых районах верили даже, что Бог выпускает души с того света во время цветения жита, и умершие появлялись на земле в Троицкую родительскую субботу, а покидали ее в Троицу или следующий за ней Духов день. Считалось, что они прилетали в виде птиц и усаживались на ветвях берез, специально для этого принесенных к домам. Люди верили, что души предков разговаривают друг с другом и эти разговоры можно услышать в домах и на улице. А потому в Троицу или Духов день во многих деревнях устраивались поминания всех усопших вначале в православном храме, а затем и на кладбищах.

По представлениям славян, период зеленых Святок был напрямую связан с появлением русалок - душ умерших девушек и малолетних детей. Считалось, что они приходили на землю в Троицкую субботу, в течение которой могли свободно раскачиваться на ветвях берез или прятаться в цветущей ржи, и покидали этот мир в Петров пост, т.е. в первое воскресенье после Троицы. Уход русалок отмечали обрядом, носившим название «похороны (проводы) русалок».

В период зеленых Святок проводились такие обряды, как инициации, или обряды посвятительного характера. При помощи их отмечался переход подростков в группу молодежи брачного возраста и совершеннолетие девушек и молодых людей.

Так, наиболее яркими были трапезы девушек на лугу или в лесу, которые проходили в Троицу или в день Аграфены Купальницы, а иногда даже совмещавшиеся с обрядом «хождения в жито». В такие дни проводились общие трапезы, сопровождающиеся пением песен, гуляньем почти до самого утра. Это была своеобразная форма скрепления девичьего союза, в который включались все новые и новые вступавшие в брачный возраст девушки. Одним из символов девичьего объединения был и обряд кумовления, который проводился в Троицу или в Духов день. Для этого девушки собирались вместе в лесу, подходили к завитому на дереве венку, на котором висел крестик или крашеное яйцо, целовались через него и обменивались подарками, становясь кумами. А после кумовления устраивали пирушку, на которую приглашали парней. Проведение обряда кумовства обычно завершалось через неделю, в Петровское заговенье.

В самих обрядах зеленых Святок одно из важнейших мест занимала брачно-эротическая тематика. Так, девушки, бросая в воду венки, гадали о замужестве. С этой же целью они совершали различные магические действия (жгли борону, проводили борозду от своего дома до дома парня и др.), которые должны были приблизить сватовство. В эти дни парни и девушки проводили вместе фактически все свободное время. Такие совместные гулянья молодежи становились чаще ближе к Иванову и Петрову дням, а игры приобретали открытое эротическое значение. В эти дни парни и девушки вместе купались в реках и озерах, что в другое время считалось неприличным. Они перепрыгивали, взявшись за руки, через купальский костер, огонь которого связывался с любовным горением, устраивали трапезы, заканчивавшиеся совместной ночевкой, били друг друга крапивой в Петровское заговенье, что осмыслялось как призыв к любовной игре, пели троицкие и купальские песни любовно-эротического содержания.
Существовала даже брачно-эротическая игра зеленых Святок в свадьбу, которая была известна по всей России. Причем нужно сказать, что играли в эту игру не только девушки, но и молодые замужние женщины. Для этой игры назначали «жениха» и «невесту», после чего проигрывали все этапы свадьбы, начиная от сватовства и заканчивая брачной ночью при общем веселье всех присутствовавших.

Эта же свадебная тема разыгрывалась и через парных мифологических персонажей, один из которых символизировал мужское начало, другой - женское. Это такие персонажи, как Семик и Семичиха, Кукушка и Кукун, Русалка и Русалим, Молодец и Молодица. Для этого из соломы и тряпок делали их чучела, которые украшали фаллическими атрибутами и оставляли «ночевать», а утром спрашивали:
«Как вы ночку провели, Молодица с Молодцом?»
В большинстве случаев игра «в свадьбу», особенно если среди ее участников были замужние женщины, превращалась в разнузданное бесчинство со сквернословием, неприличными жестами и пением срамных песен. В них основным содержанием было описание коитуса всех видов, дефлорации и т.п. После совершения всех этих действий его участницы отправлялись к святому месту, чтобы помолиться о прощении «срама и греха».
Зеленые Святки завершались заговением на Петров пост. Это воскресенье называлось «конюковкой», «вешним», «русалкиным заговеньем», «крапивным воскресеньем».

15-20 июня (кресеня)
(точная дата вариативна)

Зеленые святки (Духов день) Троица - являлись главным рубежом между зимой и летом. В народном календаре (с принятием христианства) к этим дням был приурочен праздник Троицы, который потом перетекал в русалью неделю и праздник Ивана-Купалы. В обрядах зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ.
Цикл зеленых cвяток состоял из несколько обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки (костромы или русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой жизненой силы, Как и во время зимних святок - колядок , во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок . В песнях, исполнявшихся во время зеленых святок, можно выделить две основные темы: любовную и трудовую. Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ.
Во время исполнения песни - "Ты удайся, удайся мой лён" девушки показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки, чесаная и прядения. Пение песни "Мы просо сеяли" сопровождалось движениями, в которых участники воспроизводили процессы сева, сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса.
В древности обе песни исполнялись на полях и выполняли магическую функцию. Позже ритуальный смысл был утрачен, и их стали петь в местах гуляний.
В дом было принято приносить ветки березы и букеты первых цветов. Их сушили и хранили в укромном месте весь год. После начала жатвы растения клали в житницу или подмешивали к свежему сену. Из листьев деревьев, собранных во время праздника, вили венки, клали их в горшки, где высаживали капустную рассаду. Считалось что троицкие растения обладают магической силой.
Чтобы обеспечить высокий урожай, иногда служили специальный молебен. С ним связан обычай «плакать на цветы» – ронять слезинки на дерн или пучок цветов.
После завершения специальных молитв все участники отправлялись на кладбище, где украшали ветками березы могилы и устраивали угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду.
Зеленые святки завершались обрядом похорон или проводов Костромы.
Образ Костромы , .связан с завершением зеленых святок, обряды и ритуалы, часто принимали форму ритуальных похорон.
Кострому могла изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми ветками в руках. Ее выбирали из участвующих в обряде, окружали девичьим хороводом, после чего начинали кланяться, оказывать знаки почтения. "Умершую Кострому" укладывали на доски, и процессия перемещалась к реке, где "Кострому пробуждали", а празднование завершалось купанием.
Кроме того, обряд похорон Костромы мог проводиться с чучелом из соломы. В сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку. Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придет на землю, принеся плодородие полям и растениям.

Троицын день можно с полным основанием назвать «зелеными святками», и не только потому, что в этот день прихожане выстаивают в церквах обедни с букетами луговых цветов (в Яросл. г. назыв. «духами») или ветками деревьев, но и по той причине, что как улицы, так и дома украшаются березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивают и хранят за иконами для разных надобностей: их кладут под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек, и на чердак, чтобы устранить пожарные беды. Деревья свозят на деревенские улицы целыми возами и украшают не только двери, но и косяки окон, а, в особенности, свою «матушку-церкву», пол которой усыпается свежей травою: ее всякий, при выходе от обедни, старается захватить из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить, как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, иные вьют венки и кладут их в горшки при рассаживании капусты.


Таковы, в сущности, главнейшие специальные обычаи, приспособленные к троицкому празднику и благословленные церковью, выделившею их на этот день из Семика и русальных чествований. Этим объясняется та путаница, которая замечается в различных местностях при установке обрядовых приемов на определенные сроки. Иные из этих приемов предшествуют, иные совпадают с Троицыным днем (как и указано нами в надлежащих статьях) и даже опережают его все на том же основании, что эти празднества в честь весны находятся в полной зависимости от ее позднего, или раннего прихода, хотя бы и по отношении такого рода увеселений, которые представляют собою рели или качели, устраиваемые не для одних малых ребят, а вообще для всей молодежи.


В среде последней, в Новгородчине, сохранился, по-видимому, старинный обычай, приноровленный именно к Троицыну дню (точно так же, как и к масленице) и называемый «трясти порох». Состоит он в следующем. Во время гулянья, на лугу, среди хороводов и игр в «огорыши» (старозаветные «горелки»), кто-нибудь из мужчин схватывает картуз с молодого новожена, трясет им над головой и кричит во все горло и на целое поле: «Порох на губе, жена мужа не любит». На этот крик молодуха выделяется из толпы (и в том вся задача, чтобы сделать это возможно быстрее), становится перед мужем, кланяется ему в пояс, снимает тот картуз, который успевают положить ему на голову в момент ее появления, берет мужа за уши и трижды целует и снова кланяется ему и во все четыре стороны. При уходе молодой, а иногда при ее появлении, начинается вслух оценка ее качеств и разные площадные шутки, особенно над теми, которые в девушках имели грешки. Молодухи обыкновенно стесняются этим обычаем и говорят: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».