Социализация личности, периоды ее развития. Социализация. Понятие, факторы и этапы социализации личности

ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В СРЕДЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Л.А.Вяткина,

методист МБУ ДО г.Иркутска

ДЮЦ« Илья Муромец»

Аннотация.

В статье раскрывается сущность роли дополнительного образования в обеспечении позитивной социализации детей. Описывается процесс становления личности: первоначальные навыки социализации, формирующиеся в семье; возможности дополнительного образования для дальнейшего развития личности. Сформулированы условия, обеспечивающие позитивную социализацию обучающихся в среде дополнительного образования.

Ключевые слова: ребёнок, личность, позитивная социализация, общение, система дополнительного образования, воспитание, формирование, развитие, педагогические условия.

Умейте открыть перед ребенком в

окружающем мире что- то одно, но

открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед ним всеми цветами

радуги.

В. А. Сухомлинский.

Что же такое социализация? Социализация – это процесс становления личности; это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми: со сверстниками, взрослыми и семьёй; это умение выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая собственные потребности и интересы других.

Первоначальные навыки социализации, как правило, формируются в семье. К сожалению, сегодня, в век научно-технического прогресса, который очень изменил нашу жизнь, лишив детей радости движения и общения со сверстниками, потому что их лучшим другом стал компьютер, а любимым развлечением – компьютерные игры. Сами родители, зачастую заменяют собственное ежедневное общение с детьми на приобретение новых дорогих игрушек, просмотр мультфильмов, развлечения с аниматорами, таким образом, пытаясь «откупиться» от собственных чад, и тем самым, лишая их способности легко и гармонично социализироваться в современном детском коллективе.

На самом деле, социализация – термин нейтральный, однако, существует разделение на позитивную социализацию и негативную.

Позитивная социализация является базой для развития ребенка, потенциал которого может быть максимально раскрыт только в благоприятных условиях.

Негативная социализация – тоже социализация, это как раз тот случай, когда родственники надеются, что в тяжелых условиях ребенок «столкнется с реальным миром», что так «закалится его характер», он научится «давать отпор», приспосабливаться к различным неблагоприятным ситуациям.

Большое значение в позитивной социализации детей и подростков играет, конечно же, система дополнительного образования, которая эффективно дополняет другие государственные структуры.

Например, школа стремится оградить подростков от праздного ничегонеделания, от опасных соблазнов уличного воспитания, преступных группировок, наркомании. К сожалению, школьных бесед и классных часов для этого недостаточно. Необходимо заполнить свободное время подростков. А для этого нужно проделать огромную просветительскую работу как среди учащихся, так и их родителей, направив в дополнительное образование.

А педагоги дополнительного образования делают всё, чтобы увлечь детей делами интересными, плодотворными, дающими широкие перспективы в будущем. Поэтому очень важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь. Дополнительное образование помогает учащимся формировать собственное мнение, индивидуальное мировосприятие; получать практические навыки, необходимые для жизни в социуме; развивает коммуникативную культуру, умение общаться в коллективе сверстников, а значит сотрудничеству и сотворчеству.

Ведь процесс творчества обогащает личность, раскрывает ее таланты и духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.

А родители и педагоги – это те люди, которым дана необыкновенно ценная возможность увидеть и поддержать яркую искру индивидуальности в маленьком человеке, не дать ей пропасть и сделать всё, чтобы из искры разгорелось пламя.

Одним из основных принципов ФГОС является: создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Что же способствует обеспечению позитивной социализации детей в среде дополнительного образования?

    общая атмосфера комфорта в процессе обучения и воспитания;

    сотрудничество педагога и учащегося, основанное на взаимоуважении, и направленное на умение учащегося самостоятельно принять правильное решение;

    привлечение обучающихся к мероприятиям разного уровня с целью формирования у них правильной самооценки.

Именно эти условия помогают нам, педагогам ДО, обеспечивать позитивную социализацию детей. Если детям комфортно, если они чувствуют уважение со стороны взрослых, если они востребованы, значит они нашли себя.

Определение 1

Социализация является двусторонним процессом. С одной стороны, общество оказывает влияние на индивида , предлагая ему социальные и культурные нормы. С другой стороны, индивид, на протяжении всей своей жизни, осваивает предложенные нормы и ценности, благодаря которым он вписывается в существующую структуру общества. Социализация – это непрерывный процесс, длящийся на протяжении всей жизни

Человек является единственным биологическим видом, который не только адаптируется к условиям внешней среды, пассивно приспособляясь к ней, но и социализируется, изменяя среду своей практической деятельностью. Первоначально процесс социализации запускается в семье, и в дальнейшем переносится на среду жизнедеятельности .

Замечание 1

Основной целью социализации является установление однородности общества. Главным признаком успешной социализации индивида является умение подавлять личные интересы в пользу общественных потребностей.

На процесс социализации влияет:

  • физическое и культурное окружение,
  • наследственные черты,
  • групповой и индивидуальный опыт.

Социализация личности может быть как позитивной, так и негативной. На рисунке 1 представлены примеры различных видов социализации:

Позитивная социализация индивидов в обществе

Процесс социализации можно охарактеризовать как позитивный в том случае, когда индивид получает возможность развивать свои способности и таланты в соответствии с нравственными и культурными ценностями общества. Человек осваивает все новые и новые виды деятельности, учится ориентироваться в системе связей между ними, осмысливает новые социальные роли. При этом происходят контакты с другими людьми, что складывается в общение . Формируется внутренний мир и социальное поведение. Через деятельность и общение происходит самопознание личности, выбираются и осуществляются социальные роли, что можно считать ее созреванием.

Позитивной социализации индивидов способствуют согласованные действия таких социальных сфер, как образование, общение, досуг и самоуправление. Нужно отметить, что личность – понятие автономное, чем и предопределяется возможность развития самого общества в процессе социализации его индивидов. Помимо принятия общественных ценностей, собственная позиция личности в осуществлении своей социальной роли также оказывает влияние на свою социальную структуру, и на общество в целом.

Негативная социализация личности

Несмотря на то, что социализация обычно представляется положительным явлением, существуют и негативные аспекты данного вопроса. Так как социализация является сложным процессом, протяженностью во всю жизнь человека, индивид выбирает те ценности, которые, как ему кажется, позволят наилучшим образом реализоваться в окружающем обществе на том, или ином этапе его существования. Однако окружение человека может носить отрицательные черты, и в этом случае в процессе социализации личность приобретает негативные ценности. К отрицательным чертам окружения можно отнести следующие:

  • Семья с низким уровнем обеспеченности;
  • Члены семьи с высоким уровнем конфликтности, либо страдающие зависимостью;
  • Агрессивная информация в СМИ;
  • Идеализация асоциальных личностей в СМИ и обществе;
  • Друзья из неблагополучных социальных слоев.

Замечание 2

Процесс взросления в негативной социализации происходит быстрее, чем в среде позитивной социализации, но характеризуется обширным объемом накопленного негативного жизненного опыта. При этом не вырабатываются такие качества, как ответственность и избирательность.

Социализация — это интегративный процесс вступления субъекта в структуру общества, посредством овладения им социальными правилами, ценностями, ориентациями, традициями, познание которых помогает стать эффективным индивидом общества. С первых своих дней существования маленький человек окружен многими людьми, он уже понемногу включается в коллективное взаимодействие. Во время взаимоотношений человек обретает социальный опыт, какой становится неотъемлемым компонентом индивидуума.

Процесс социализации личности двусторонний: человек усваивает опыт общества, одновременно – активно развивает отношения, связи. Человек воспринимает, овладевает и преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции. Также он включается в многообразные социальные связи, исполнение разных ролевых функций, преобразуя этим окружающее общество и себя. Реальные условия коллективной жизни самой актуальной ставят проблему, требующую от каждого его подключения в общественную структуру окружения. В данном процессе главным понятием и выступает социализация, позволяющая индивиду стать участником социальных групп, коллективов.

Процесс социализации личности в социальные слои является трудным и продолжительным, поскольку включает овладение человеком ценностями и законами общественной жизни, освоение разных социальных ролей.

Социализация личности в психологии является темой, которая активно изучается многими социальными психологами. Ведь человек имеет социальную сущность, а его жизнь является процессом непрерывной адаптации, которая требует стабильных изменений и обновлений.

Процесс социализации предусматривает высокий уровень внутренней активности самой личности, необходимость самореализации. Многое зависит именно от жизненной активности человека, умения результативно управлять деятельностью. Но этот процесс часто встречается, когда объективные жизненные обстоятельства порождают у индивида определенные потребности, создают стимулы деятельности.

Понятие социализация личности

Описываемый процесс обуславливается социальной активностью индивидуумов.

Процесс социализации личности представляет вхождение в социальную структуру, вследствие чего осуществляются изменения в структуре самой и социума в целом. В итоге социализации индивидуумом усваиваются нормы группы, ценности, образцы поведения, социальные ориентации, которые преобразуются в установки человека.

Социализация личности чрезвычайно важна для благополучного функционирования в социуме. Данный процесс идет на протяжении всей жизни индивидуума, поскольку мир движется и, чтобы двигаться вместе с ним, необходимо меняться. Человек претерпевает постоянные изменения, он меняется, как физически, так и психологически, для него невозможно быть постоянным. Именно этим важным понятием, как социализация личности в психологии занимаются многие специалисты, изучающие личность, социум и их взаимосвязь.

В данном процессе никто не застрахован от возникновения проблем.

Проблемы социализации подразделяются на следующие три группы. Первую составляют социально-психологические проблемы социализации, которые связаны с формированием самосознания индивида, его самоопределением, самоутверждением, самоактуализацией и саморазвитием. На любом из этапов проблемы имеют специфическое содержание, и появляются различные способы их разрешения. Только неизменным остается их важность для личности. Она может и не осознавать существование этих проблем, поскольку они глубоко «зарыты» и заставляют мыслить, действуя так, чтобы устранить проблему, найти адекватное решение.

Вторая группа – это культурные проблемы, которые возникают, включая каждый этап. Содержание этих проблем зависит от достижения определенного уровня естественного развития. Эти проблемы связаны с региональными различиями, возникающие в разных темпах физического созревания, так в южных районах он быстрее, чем в северных.

Культурные проблемы социализации касаются вопроса о формировании стереотипов женственности и мужественности в разных этносах, регионах, а также культурах.

Третья группа проблем – социально-культурные, которые в своем содержании имеют приобщение личности к уровню культуры. Они касаются личностных ценностных ориентаций, мировоззрения человека, его духовного склада. Имеют специфичный характер – нравственный, познавательный, ценностный, смысловой.

Социализация делится на первичную и вторичную.

Первичная — реализовывается в сфере близких отношений. Вторичная социализация осуществляется в формально-деловых отношениях.

Первичная социализация располагает такими агентами: родители, близкие знакомые, родственники, друзья, учителя.

Во вторичной агентами выступают: государство, СМИ, представители общественных организаций, церковь.

Первичная социализация очень интенсивно протекает в первой половине жизни индивида, когда он воспитывается родителями, посещает дошкольное учреждение, школу, приобретает новые контакты. Вторичная, соответственно, проходит во второй половине жизни, когда взрослому человеку предстает контактировать с формальными организациями.

Социализация и воспитание

Воспитание, в отличие от социализации, протекающее в условиях стихийного взаимодействия индивида и окружающей среды, рассматривают, как сознательно контролируемый процесс, например, религиозное, семейное или школьное воспитание.

Социализация личности это в педагогике процесс, который изучается неотрывно от процесса воспитания. Главной задачей воспитания выступает формирование у растущего индивида гуманистической направленности, что означает, что в мотивационной сфере личности общественные , побуждения к социально полезной деятельности преобладают над личными мотивами. Во всем, о чем думает индивид, чтобы он ни делал, в мотивы его действий должно включаться представление о другом индивидууме, об обществе.

На процесс социализации личности большое воздействие имеют социальные группы. Их влияние различно на разных этапах онтогенеза человека. В раннем детском возрасте значимое влияние идет от семьи, подростковом – от сверстников, зрелом – от рабочего коллектива. Степень влияния каждой группы зависима от сплоченности, а также организации.

Воспитание, в отличие от общей социализации является целенаправленным процессом воздействия на индивидуума, что означает, что с помощью воспитания можно регулировать воздействие социума на индивида и создавать благополучные условия социализации личности.

Социализация личности это в педагогике также важная тема, поскольку социализация неотрывная от воспитания. Под воспитанием понимается общественное явление, которое воздействует инструментами обществом на личность. Из этого выплывает связь воспитания с социальной и политической структурой общества, которое выступает «заказчиком» на воспроизведение конкретного типа личности. Воспитание является специально организуемой деятельностью в реализации намеченных целей образования, в педагогическом процессе, где субъекты (учитель и ученик) выражают активные действия в достижении педагогических целей.

Известный психолог С. Рубинштейн утверждал, что важной целью воспитания является формирование у человека личной нравственной позиции, а не внешнее приспособление индивидуума к социальным правилам. Воспитание требуется рассматривать, как организованный процесс социальной ценностных ориентаций, то есть их перевод из внешнего – во внутренний план.

Успешность интериоризации проводится при участии эмоциональной и интеллектуальной сфер индивида. Это значит, что при организации процесса воспитания учителю нужно стимулировать у своих воспитанников понимание ими их поведения, внешних требований, чувственное проживание нравственной, а также гражданской позиции. Тогда воспитание, как процесс интериоризации ценностных ориентаций будет осуществляться двумя путями:

— через сообщение и истолкование полезных целей, нравственных правил, идеалов и норм поведения. Это избавит ученика от стихийного поиска, в котором возможно столкнуться с ошибками. Этот способ основывается на содержательно-смысловой переработке мотивационной сферы и сознательной волевой работе в переосмысливании собственного отношения к реальному миру;

— посредством создания определенных психологических и педагогических условий, что актуализировали бы интересы и естественные ситуативные побуждения, стимулируя тем самым полезную общественную деятельность.

Оба пути результативны, только при системном их применении, интеграции и взаимодополняемости.

Успешность воспитания и социализации лиц юного возраста осуществима при условии использования положительных факторов, вложенных в общественных отношениях, образе жизни, нейтрализации факторов, мешающих осуществить задачи обучения, воспитания и социализации.

Преобразование системы образования и воспитания способно быть успешным, только когда это реально станет делом общества. Стоит переориентировать общественную жизнь, культурную среду, систему обучения и воспитания на молодое поколение.

Факторы социализации

Существует много факторов социализации, все они собраны в двух больших группах. Первую группу составляют социальные факторы, отражающие социально-культурную сторону социализации и проблемы, касающиеся её исторической, групповой, этнической и культурной специфики. Вторая группа содержит индивидуально-личностные факторы, выражающиеся через специфику жизненного пути каждой личности.

Социальные факторы в основном включают: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы, которые отображают разные стороны развития личности (социальную, политическую, историческую, экономическую), также качество жизни индивидуума, экологическую обстановку той местности, в которой он проживает, наличие частых возникновений экстремальных ситуаций и прочие социальные обстоятельства.

Макрофакторы состоят из природных и социальных детерминант развития личности, что обусловлены её проживанием в составе социальных общностей. Макрофакторы включают следующие факторы:

— государство (страна), как понятие, которое принято для выделения общности индивидов, проживающих в определенных территориальных границах, объединенных в силу экономических, политических, исторических, социальных и психологических причин. Особенность развития государства (страны) определяет особенности социализации людей в определенном регионе;

— культура – это система духовных аспектов обеспечения жизнедеятельности людей и их социализации. Культура охватывает все жизненные стороны – биологическую (еда, естественные нужды, отдых, половой акт), производственную (создание материальных вещей и объектов), духовную (мировоззрение, язык, речевая деятельность), социальную (социальные отношения, общение).

Мезофакторы обусловлены проживанием человека в составе социальных групп средней величины. К мезофакторам относят:

— этнос – исторически сформировавшаяся на конкретной территории стабильная совокупность индивидов, которая обладает единым языком, религией, общими особенностями культуры, также общим самосознанием, то есть осознанием каждым индивидуумом того, что они едины и отличаются от других групп. Принадлежность индивида к нации определяет специфику его социализации;

— тип поселения (город, область, поселок, село), который в силу различных причин наделяет своеобразием социализацию людей, проживающего в нём;

— региональные условия – это особенности, свойственные для социализации населения, проживающего в определенном регионе, государстве, части страны, имеющего отличительные особенности (историческое прошлое, единую экономическую и политическую систему, социальное и культурное своеобразие);

— средства массовой коммуникации – это технические средства (радио, телевидение, печать), отвечающие за распространение информации на большие аудитории.

Микрофакторы – детерминанты социализации, относящиеся к воспитанию и обучению в малых группах (трудовом коллективе, учебном заведении, религиозной организации).

Самым значимым в социализации личности — выступает историческое развитие страны, группы, общности, коллектива. На каждом этапе развития общества вытекают разные требования к личности. Так, зачастую встречается информация о том, что индивид мог себя обрести и полностью осознать только в рамках определенного коллектива.

В стабильные времена развития общества, более адаптированными к социуму были индивиды, в которых преобладали ориентации на групповые ценности, тогда как в переломные, кризисные исторические моменты активизировались различные типы людей. Одними были те, у кого одновременно преобладали индивидуальные и общечеловеческие притязания, другими – те, кто спасался от общественных кризисов, используя привычные для них стереотипы ориентации на групповые нормы, присущие стабильному развитию общества.

При обстоятельствах общественного кризиса преобладание второго типа ведёт к поиску «внешних» врагов, отстранению всех чужих, кто приближается к группе, предпочитая свою (национальную, возрастную, территориальную, профессиональную) группу. Существенно значимыми также являются индивидуально-личностные факторы. Со стороны психологии, процесс социализации не может быть простым и механическим отражением испытанного человеком социального опыта. Процесс усвоения такого опыта субъективен. Одни социальные ситуации могут совсем по-разному переживаться разными индивидами, поэтому каждая личность может выносить из одинаковых ситуаций совершенно разный социальный опыт. Многое зависит от условий, в которых проживают и развиваются личности, где они проходят социализацию. Совсем иначе происходит этот процесс на различных стадиях онтогенеза, в период общественного кризиса.

Общественный кризис характеризуется нарушением стабильных условий жизни общества, сбоем присущей ему системы ценностей, отчуждением людей, повышением эгоизма. Особенно негативному воздействию общественного кризиса подвержены: дети подросткового возраста, молодые люди на пути становления личности, люди среднего возраста и пожилые люди.

Люди, наиболее развитые, не воспринимают навязываемые им взгляды, они формируют собственную, независимую и отличную от общественно принятой, систему ценностей. Но это также не означает, что подавляющее большинство лиц среднего возраста невосприимчивы к глобальным изменениям, происходящим в обществе. Однако процесс их личностной социализации протекает через сильное переживание личностного кризиса, либо он проходит сравнительно легко, если в спокойные стабильные времена развития общества он находился между социальными аутсайдерами, но в кризисных обстоятельствах их умения были востребованными.

Формы социализации

Выделяют две формы социализации – направленную и ненаправленную.

Направленная (стихийная) – являет собой стихийное формирование социальных качеств в результате пребывания человека в непосредственном близком социальном окружении (в семье, между сослуживцами, сверстниками).

Направленная социализация представляет систему способов воздействия, специально разработанная обществом, его институтами, организациями, с целью сформировать личность согласно к преобладающим в данном обществе ценностям, интересам, идеалам, а также целям.

Воспитание — это один из способов направленной социализации. Является сознательно планомерным, организованным, целенаправленным процессом воздействия на развивающуюся личность, её поведение и сознание, с целью вырабатывания у неё конкретных понятий, принципов, ценностных ориентаций и социальных установок и её подготовки к активной общественной, культурной и производственной деятельности.

Обе формы (направленная, ненаправленная) в определенных обстоятельствах могут согласовываться между собой или наоборот, вступать в противоречия. Возникшие противоречия нередко приводят к конфликтным ситуациям, осложняющим и затрудняющим процесс социализации личности.

Стихийная форма социализации (ненаправленная) детерминированная микросоциальной средой (близкие родственники, сверстники) и нередко содержит немало устаревших и уже отживших правил, стереотипов, образцов, шаблонов поведения. Она наряду с положительным влиянием на индивида способна оказывать на личность и негативное воздействие, подтолкнуть ее к отрицательным, отклоняющимся от установленных обществом норм, что способно привести к такому явлению, как социальная патология.

Ненаправленная социализация без включения средств направленной, может быть ущербной для формирования человека, социальной группы этой личности и в целом общества. Поэтому очень важным есть её дополнение и преобразование целенаправленным корригирующим воздействиям направленной социализации.

Но направленная социализация не всегда ведет к положительному воспитательному результату, что особенно проявляется, когда она используется в антигуманных целях, таких как, например, деятельность различных религиозных деструктивных сект, насаждение фашистской идеологии, пропаганда расистских настроений. Поэтому направленная форма социализации способна привести к положительному формированию личности только, если она осуществляется согласно к нравственным правилам, моральным критериям, свободе совести, ответственности и принципам демократичного общества.

Этапы социализации личности

Процесс социализации личности протекает в трех основных фазах. В первой фазе происходит освоение социальных норм и ценностных ориентаций, личность учиться соответствовать своему обществу.

На второй фазе происходит стремление индивида к персонализации, к активному воздействию на членов общества.

Во время третьей фазы совершается интеграция индивида в социальную группу, в которой он раскрывает особенность личных свойств и возможностей.

Последовательное протекание процесса социализации, правильный переход в каждую фазу приводит к благополучному завершению и достижению результата. Каждый этап имеет свои особенности, и если все условия социализации соблюдены, тогда процесс пройдет успешно.

Выделяют основные этапы социализации в трудовом коллективе – это дотрудовой, трудовой, послетрудовой.

В качестве этапов выделяют:

— первичную социализацию, которая протекает с момента рождения до становления личности;

— вторичную социализацию, во время которой происходит перестройка личности в период зрелости и нахождения в социуме.

Основные этапы процесса социализации распределяют зависимо от возраста человека.

В детстве социализация начинается с рождения человека и развивается с ранней стадии. В детстве происходит самое активное формирование личности, в этот период он формируется на 70%. Если данный процесс запаздывает, то будут происходить необратимые последствия. До семи лет осознание собственного Я происходит естественным возрастом, в отличие от более старших лет.

На подростковом этапе социализации происходит больше всего физиологических изменений, индивид начинает созревать, происходит становление личности. После тринадцати лет дети берут на себя все больше обязанностей, таким образом, они становятся более осведомленными.

В молодости (ранней зрелости) происходит более активная социализация, поскольку индивид активно изменяет свои социальные институты (школа, колледж, институт). Шестнадцатилетний возраст считают самым напряженным и опасным, ведь теперь индивид более самостоятельный, он сознательно решает какое социальное общество ему избрать, и в какое общество ему вступать, поскольку придется прибывать в нем длительное время.

В возрасте примерно 18-30 лет социализация происходит в связи с работой и личными отношениями. Более ясные представления о себе приходят к каждому молодому человеку или девушке посредством трудового опыта, дружбы и отношений. Неверное восприятие информации способно привести к отрицательным последствиям, тогда человек закроется в себе, и будет вести бессознательную жизнь вплоть до кризиса среднего возраста.

Следует еще раз отметить, что только, если будут соблюдены все условия социализации, тогда, соответственно процесс социализации будет проходить так, как следует. Особенно стоит обратить внимание на подростковый и юношеский этап, поскольку именно в юные годы происходит самое активное становление личности и выбор социального сообщества, с которым человеку нужно взаимодействовать еще долгие годы.

ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.В.Путятина

Сегодня образование рассматривается как адекватный ответ на вызовы времени, как система личностно и социально ориентированных знаний и практик человека, обеспечивающих необходимый уровень его компетентностей в течение всей жизни, как ресурс развития инновационной экономики страны и её регионов. Важным шагом на пути обновления может стать внедрение в практику школьного образования модели деятельности общественно-активных школ и технологий социально-ориентированного образования. Сегодня идея общественно-активной школы стала востребованной для системы российского образования. Общественно-активная школа имеет высокий уровень адаптации к конкретным социальным условиям, в которых происходит ее развитие. Важнейшая задача общественно-активной школы - помочь ребенку обрести эффективную социальную компетентность, вооружить способностью активно и успешно жить в современном обществе. Деятельность такой школы направлена на формирование активной гражданской позиции школьников, получение опыта гражданского действия, саморазвитие.

Общественно-активная школа включает в себя три основных компонента: демократизацию школы, партнерство школы и сообщества, добровольчество. Для нас одной из важнейших составляющих демократизации образовательного процесса в общественно-активной школе является использование принципа партнерства при организации взаимоотношений всех субъектов внутришкольной жизни, а также привлекаемых к решению образования представителей сообщества. Партнерские отношения предполагают четкое определение взаимных прав и обязанностей, соблюдение принятых норм и правил поведения, формирование привычки добросовестно выполнять принятые на себя обязательства и нести взаимную ответственность.

Общественно-активная школа обладает достаточным потенциалом для того, чтобы способствовать образованию субъектов демократии. Являясь образовательным учреждением, общественно-активная школа превращается в центр гражданских, просветительских, культурных, добровольческих инициатив, становится ресурсным центром для жителей тех территорий, где находится, формируя демократию низового участия.

Жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса. Общественно-активные школы помимо всего прочего обладают определенным опытом достижения нового качества образования на основе формирования ключевых компетентностей. В частности, к их числу относится позитивная социализация обучащихся. Предлагаем вам опыт работы в данном направлении.

Задумываются ли ваши учащиеся о том, в чем для них заключается успех? Что происходит вокруг них в их сообществе? Зачем надо быть активным? Какие примеры социальных проектов они знают из своего опыта, в чем их ценность? Что надо делать, чтобы команда работала эффективно? Какие методы сбора информации можно использовать, чтобы создать карту своего сообщества? Поиск ответов на эти вопросы позволяет молодым людям учиться и развиваться посредством активного участия в специально организованных действиях, которые дают возможность использовать приобретенные академические знания и навыки в ситуациях реальной жизни их сообществ, поддерживают образовательные цели учреждений; являются практическим применением приобретенных в школе знаний; направлены на решение насущных проблем сообщества.

Школа, занимающая активную позицию в окружающем сообществе; школа, которая не только дает знания и готовит к будущей карьере, но и учит терпимости и состраданию, проводит акции в поддержку нуждающихся, больных, сирот и ветеранов войны, будет играть превалирующую роль в становлении современного гражданина. Это будет школа жизни для учителя и его учеников, такая школа, где невозможно спрятаться за школьной партой и отговориться чрезмерной занятостью. Эта школа, которая учит готовности идти к людям, делиться с ними, что у тебя есть из добрых побуждений, не рассчитывая на то, что тебя похвалят или заметят.

Это возможность широкого обмена опытом между учителями в направлении социально значимых, перспективных направлений работы, востребованных обществом как никогда. Это возможность объединения между школами разных регионов. Это навык становления активных форм работы в самой школе, организация таких общественно полезных дел, которые способствуют развитию как практических, так и социально-необходимых навыков, возможность сплотить коллектив вокруг общего дела, показать им успех работы вместе, воспитать чувство гражданственности.

Для достижения успеха на поприще общественно-ориентированного образования в рамках проекта « Общественно-активные школы как эффективный ресурс реализации национальной инициативы «Наша новая школа»» нами был разработан инновационный проект «Позитивная социализация обучающихся». Основной идеей инновационного проекта является создание реальной возможности родителям, местным жителям, общественным организациям и учреждениям стать активными партнерами в предоставлении образовательных возможностей школьникам и решении проблем местного сообщества.

Кардинальные изменения в экономической, социально-политической, культурной жизни России сопровождаются рядом негативных явлений. Нарастающие тенденции социально-стратовой региональной этноконфессиональной дезинтеграции общества; усиление социального неравенства различных групп населения; отсутствие равных возможностей в реализации права на труд, образование, социальное обеспечение; переоценка ценностей; рост преступности, наркомании и других асоциальных явлений в молодежной среде - все это осложняет проблемы воспитания подрастающего поколения, особенно подростков, обеспечение условий накопления ими позитивного социального опыта.

Вместе с тем процесс демократизации и гуманизации общественных отношений (в большей мере декларируемых, чем реализуемых) усилил стремление подростков к самостоятельности и независимости, потребность в свободе выбора сферы самоактуализации и самоутверждения. Не находя поддержки своих интересов в семье, в учебном заведении, они нередко попадают под влияние неформальных структур, в том числе и криминальной ориентации. В этих условиях проблема поиска пространства, содержания, способов организации жизнедеятельности подростков, условий их развития и социализации приобретает особую актуальность.

Сущность воспитательной деятельности в этих условиях состоит в управлении процессом социализации воспитанников с учетом того, что одновременно с процессом воспитания совершается процесс стихийной социализации подростков под влиянием комплекса факторов социальной среды. На этом фоне особую значимость приобретает проблема позитивной социализации.

Понятие «позитивная социализация » используется нами как показатель соответствия осваиваемого и присваиваемого подростками социального опыта нравственно ценным ориентациям, принятым в обществе. В выборе данного понятия как одного из критериальных в нашем исследовании мы опираемся на работы А.В. Мудрика, который обращает внимание на то, что обмен, продуцирование и освоение ценностей при определенных условиях становится эффективным, способствуя позитивной социализации членов воспитательной организации.

Кроме того, позитивная социализация - такое положение индивидуума в обществе, которое обеспечивает возможность его полного физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития с учетом социокультурных ценностей общества.

Особое значение для педагогического понимания сущности социализации имеет изучение факторов и механизмов социализации личности. Первая их группа факторов - макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах. Вторая - мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: а) по национальному признаку, б) по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), в) по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.). Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно, через микрофакторы. К микрофакторам относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации (учебные, профессиональные, общественные, частные и пр.), в которых осуществляется социальное воспитание. Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации, то есть лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).

Традиционно механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание). Таким образом, социализация человека происходит в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда механизмов. Однако их функции в процессе социализации могут как дополнять, так и противоречить друг другу. В связи с этим учителю необходимо определить направление процесса социализации, уметь выявить его позитивные и негативные возможности и найти приемы усиления позитивных и компенсации негативных.

Известно, что социализация ребенка зависит от многих воздействий на него. Особое место среди них отводится педагогическим влияниям, т. е. тем, которые целенаправленны и предполагают создание комплекса условий, обеспечивающих успешность социализации.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.

В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.

Третья сфера социализации - самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образца его «Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).

Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер: деятельности, общения, самопознания.

Исследуя вопросы социализации личности, в настоящее время принципиально важным становится выявление особо значимых факторов и механизмов позитивной социализации школьников одной из центральных школ областного центра и создание наиболее благоприятных условий, обеспечивающих позитивную социализацию детей и подростков.

Решение проблемы позитивной социализации школьников может наиболее успешно осуществляться в школе, позиционирующей себя с общественно-активной школой, ориентированной на формирование демократического уклада школьной жизни и активное взаимодействие с местным сообществом.

Основываясь на том, что общественно–активная школа ориентируется на ценности, идеалы, цели и механизмы демократии, рассматривает сообщество как ресурс собственного развития и себя как ресурс развития сообщества, его демократизации, стремится максимально приблизить образование к жизни ребенка, опереться на социализирующий потенциал разнообразных общественных практик, МБОУ г.Иркутска СОШ № 72 выстраивает работу по социализации своих учеников на их активном участии в местной жизни, на помощи им в формировании партнерских отношений с взрослыми при решении общих, актуальных для всех проблем.

Принимая концепцию общественно-ориентированного образования, мы убеждены в том, что в решении проблем образования и сообщества нам могут оказать активное содействие местные жители, общественные организации, другие учреждения. С этих позиций общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации совместные усилия по сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов.

Согласование усилий, средств и ресурсов социальных субъектов может осуществляться по таким направлениям: в образовательном процессе – для улучшения качества образования – проведения уроков по отдельным дисциплинам, занятий кружков, клубов педагогами одного учреждения в других; в сфере общения и досуга – организация общих праздников, акций, реализация социокультурных проектов и тому подобное; в сфере самоуправления – создание детско-взрослых сообществ, общих органов соуправления и самоуправления и др.

Таким образом, проблема позитивной социализации обучающихся в условиях общественно-ориентированного образования встает со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и модернизации системы образования, на решение которой и направлен данный инновационный проект.

Данный проект включает в себя 3 этапа: Подготовительный этап – сентябрь 2012г.- август 2013г.,результатом которого станут инновационный проект, монопроект «Саморазвитие личности школьника», монопроект «Школа успеха - школа социального партнерства», Основной этап – сентябрь 2013 г. – август 2016 г. , с результатом: пакет критериев и показателей позитивной социализации школьников; пакет диагностических материалов позитивной социализации школьников и Обобщающий – август 2015 г.- декабрь 2016 г. , в результате этапа: мониторинговые исследования; описание результатов мониторинговых исследований; материалы проектной деятельности и методические наработки учителей, публикации в научных изданиях.

Показатели эффективности инновационного проекта: наличие инновационного проекта и экспертного заключения по нему; проведение плана мероприятий по инновационному проекту; мониторинг удовлетворенности всех участников инновационного проекта; положительная динамика показателей личного роста школьников.

Ожидаемые результаты инновационного проекта: Консолидированы усилия социальных субъектов по созданию благоприятных условий, обеспечивающих позитивную социализацию в контексте общественно-ориентированного образования. Изучены и описаны факторы и механизмы социализации личности ученика конкретной школы. Создан комплекс условий, направленных на позитивную социализацию школьников. Усовершенствован уклад школы по развитию личности школьника в условиях общественно-ориентированного образования. Описан инновационный опыт участников проекта по вопросам позитивной социализации обучающихся в условиях общественно-ориентированного образования

Ожидаемые социальные эффекты инновационного проекта:повышение качества образования; совпадение педагогических целей учителя с жизненными устремлениями, интересами, целями ребенка; повышение мотивации личностного роста школьника; полноценное развитие ребенка, его хорошего физического, психического, интеллектуального, нравственного, душевного самочувствия в школе; развитие гражданских инициатив; участие местного сообщества в решении вопросов образования.

Литература

1. Газман О. С. Педагогика свободы - путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века. Новые ценности образования. Вып. 6. 1996.

2. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. М.: НИИ школьных технологий, 2009. 292 с.

3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр « Академия», 2005. – 288 с.

4. Корнетов Г.Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе: Учебное пособие. М.-Тверь: Научная книга, 2009. – 184 с. (Библиотека демократического образования. Выпуск 2).

5. Куликова Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: учебное пособие.–Хабаровск:Изд-во Хабар.гос.пед.ун-та, 2005.- 320 с.

6. Лебедев В.В. Технология развития образовательной деятельности учителя: Учебное пособие.- М.: АПКиППРО, 2008. - 232 с.

7. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии.-М., 1990; Мамардашвили М.К. Философия и личность // Журнал «Человек». -1994.–№ 5.

8. Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании: Монография. – М.: АПКиППРО,2006 . - 290 с.

9. Общественно-активные школы: от теории к практике. Выпуск 2. Реализация проекта «Общественно-активная школа как ресурс реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Описание эффективных практик. Иркутск. ИПКРОР. – 2011 – с. 116.

10. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Н.Н. Михайлова, С.М.Юсфин, Е.А. Александрова и др.]; под ред.В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; [науч. ред. Н.Б. Крылова]. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.

11. Степашко Л.А. Философия образования: онтологические, аксиологические, антропологические основания: учебное пособие / Л.А.Степашко. - Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2008. – 248 с.

12. Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей. М., 2001.

13. Шакурова М.В. Социально-педагогические условия становления социокультурной идентичности личности:монография.-Воронеж:ВГПУ,2006- 200 с.

«Ребёнок-дошкольник: его Позитивная социализация»

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.
Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Социализация - от латинского слова socialis - общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребенка - явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Позитивная социализация - это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивной социализации - освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;


- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

Воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

Создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты

Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок учебной деятельности.

Основным механизмом социализации в раннем возрасте выступает подражание, формирующееся на основе ранее сложившейся привязанности к людям.В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (семья, детский сад, общество) .Именно родители служат моделями поведения для своих детей и выступают в роли активных субъектов социализации.Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.

Важная особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей.

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(Л.Н. Толстой)