Рождество в царской России: традиции, сохранившиеся по сей день. Новой год в стиле царской россии: как рождество отмечали до революции

Новый год в России отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января уже более 300 лет. До 15 века на Руси Новый год праздновали 1 марта, а с 15 по 17 век праздник отмечали 1 сентября по юлианскому календарю. Только в 1700 году, Царь Петр I, который во многом старался подражать западному образу жизни, издал указ о переносе новогодних торжеств на первое января. Указ получился очень забавным, на наш современный взгляд:

«Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает.»

Так как Русь, в отличие от других западноевропейских стран, на григорианский календарь в 17 веке еще не перешла, вышла неувязка: на Руси еще долго Новый год отмечали по Старому Стилю, то есть, на 13 дней позже, чем вся Европа. Первый «зимний» Новый год в 1701 году торжественно провели в старой столице, Москве, на Красной площади, с военным парадом и фейерверками. С 1704 года официальные празднества были перенесены в новую столицу, Санкт-Петербург. Как и полагалось, с забавами, развлечениями для детей, пиршествами и парадами. Что касается «пьянства и мордобоя», то тут даже Великий Петр был бессилен что-то изменить. Скрывать нечего, на Руси гуляли всегда бурно!

Хотя, справедливости ради надо сказать, что «зимний» Новый Год на Руси с трудом пробивал себе дорогу. Если бы не жесткий характер Петра, который буквально силой заставлял своих подданных ВЕСЕЛО отмечать новый праздник, если бы не смекалка Елизаветы I, которая начала устраивать пышные бал-маскарады при дворе и бесплатные праздники для народа, вряд ли бы эта традиция прижилась. Жители Всея Руси еще долгие годы желали встречать Новый год «по старинке», 1 сентября. Сменились поколения, пока этот всеми сейчас любимый праздник не занял своего достойного места в календаре самых торжественных дат.

Традиции Нового года на Руси

Любопытно, что в Петровскую эпоху главным символом Нового года была не пышно наряженная елка, а еловые или березовые ветви. Традиционных новогодних игрушек вплоть до 19 века тоже не было. Ветви украшали фруктами (чаще всего, красными яблоками), орехами, сладостями, яйцами. Собственно говоря, любыми съедобными вещами, которые имели округлую форму. Традиции пить шампанское тоже не существовало вплоть до середины 18 века: она появилась только после разгрома наполеоновской армии, в 1813 году. Французское шампанское «Мадам Клико» с тех пор стало неизменным атрибутом новогодних гуляний. И сейчас его с удовольствием пьют те, кто может себе такую роскошь позволить.

В 19 веке, Новый год становится одним из самых любимых и долгожданных праздников. По всей стране устраиваются пышные массовые гуляния, балы, застолья (обязательно с зажаренными поросятами и редькой), публичные елки. Появляется и еще один неизменный символ Нового года - Дед Мороз. Правда, пока его популярность не так велика, да и неизменная спутница, внучка Снегурочка, его тоже еще не сопровождает.

Как праздновали Новый год в 20 веке

С 1918 года Россия переходит на григорианский календарь. Это означает, что жители страны начинают отмечать Новый год на 13 дней раньше. Правда, после революции для этого замечательного праздника наступают непростые времена. Уже в 1919 году новое правительство отменяет проведение торжеств и на Новый год, и на Рождество. Вплоть до 1935 года 1 января официально считалось обычным рабочим днем. Хотя очень многие втайне и продолжали отмечать свой любимый праздник.

Начиная с 1935 года, Новый год в России получает вторую жизнь. Постепенно возвращаются те традиции, которые мы все так ценим и любим: обязательно наряжать елку, пить шампанское, накрывать пышный стол, дарить друг другу подарки. Возникает и новый вкусный обычай: готовить на Новый год салат оливье, правда, не с рябчиками, как это было принято у французов, а с обычной вареной колбасой. Именно в эти годы Советский Новый год приобретает еще два главных символа, Деда Мороза и Снегурочку.

Новый год - праздник навсегда

В наши дни новогодние торжества занимают центральное место в календаре. Это главный праздник миллионов людей. Это праздник, который пережил многое, имеет богатейшую историю и традиции, видал и хорошее, и плохое, запрещался и вновь возрождался из пепла. Праздник, который несмотря на все испытания, на протяжении веков сумел сохранить свое очарование и притягательность. Праздник, который будет жить, пока будем существовать мы и наша Земля.

Русского императора Петра 1 уверенно можно назвать законодателем празднования Нового Года в нашей стране. Ранее на Руси Новый Год праздновался 1 сентября, а в древности у славян – 1 марта. Петр постановил, что Новый Год будут справлять 1 января и, непременно, украшать дом ветками можжевельника и ели. В то время не было традиции установки новогодней елки. Ветки украшали фруктами, овощами и сладостями. Первый Новый Год, с шумом и размахом, был отмечен в Москве на известной всем Красной площади. Позже уличные гуляния перенеслись в Петербург, который Петр основал в 1704 году.

Традиция наряжать елку

Известно, что наряженная и сверкающая ель появилась в пятидесятых годах 19 века в Петербурге. Изначально обычай наряжать хвойное дерево был в Германии. Немцы сладостями, фруктами, отдавая тем самым дань природе и прося об удаче и благополучии в предстоящем году. До 16 века ели не вырубались, позже этот запрет был снят, но имелись некоторые лимиты на количество вырубаемых деревьев.

После, традиция наряжать деревья, распространилась по Европе и постепенно пришла в Россию. В то время в России проживало множество немцев, которые на Новый Год украшали елки. А через самое короткое время, наряженные елочки появились и в русских домах.

Новогоднее меню в царской России

Канун Нового Года назвался «щедрым». Отсюда и пошло обилие . Считалось, что богатый праздничный стол принесет богатство и достаток в будущем году. Гвоздем новогоднего стола был молодой поросенок, приготовленный на вертеле. Даже семьи со скромным достатком, старались обеспечить меню блюдами из свинины.

Следом за мясными блюдами, популярностью пользовались рыбные закуски. А на десерт подавали мед и фрукты. Из алкоголя была доступна в основном водка, при том разной крепости. На Руси ее называли вином. Привычные для нас импортные вина были доступны только знати.

Облачение в обновки

Встречать Новый Год в новых вещах и обуви – древняя традиция, насчитывающая несколько веков. Считалось, что если в новом платье и обуви, то весь следующий год будешь с обновками и достатком. Кроме этого, перед Новым Годом наводился полный порядок в жилище, выбрасывалась треснутая и битая посуда, мылись зеркала и окна.

Да здравствует шампанское!

Игристый напиток впервые появился на праздничных столах русских людей в начале 19 века. После победы над Наполеоном, русские солдаты оценили великолепие этого напитка, который не особо пользовался популярностью во Франции. Спустя самое короткое время, попало в Россию и пришлось по вкусу знати. А чуть позже стало традиционным напитком во время встречи Нового Года. Примерно в это же время, жители Российской Империи стали украшать дома елками.

Богатый событиями 20 век

Перед распадом Империи в Петербурге были популярны народные гуляния, а у знати – балы. Рождество, которое тогда справлялось 25 декабря, праздновали в семейном кругу, а Новый Год – на площади или в ресторанчиках. расширилось, на нем появились привозные европейские вина, дичь, морские деликатесы. Но, от любимого гуся с яблоками никто не отказывался.

В 1917 году разразившаяся Революция, казалось бы, запретит любимые праздники: Новый Год и Рождество. Именно в это время происходит переход к другому календарю, по которому Рождество перенеслось на 7 января, а Новый Год – на 14 число. Россию охватил голод, восполнить обилие новогоднего стола для многих не представлялось возможным. Единственное, что сохранилось – это детские елки в Петрограде. Буквально через два года власть отменила любимые праздники, сделав эти дни рабочими.

Возвращение Нового Года

После 1934 года в Советскую Россию вернулся праздник Нового Года. В эти времена появилась традиция украшать верхушку елки красной звездой. На праздничные столы вернулись некоторое обилие и изыски. Впрочем, для многих колбаса и фрукты – уже было радостью. А дети мечтали попасть на главную Кремлевскую елку страны.

В пятидесятые годы прошлого века праздновать Новый Год стали не только семейным кругом, но и приглашая шумные компании друзей. Как раз эти года сформировали : оливье, холодец, селедку под шубой и шпроты.

Во времена Хрущева Новый Год не обходился без шампанского и передачи «Голубой огонек». Позже появившийся продуктовый дефицит, доставил немало неудобств советским гражданам. Но, несмотря на это, люди старались сделать застолье разнообразным и богатым.

Нашим ученикам, детям III тысячелетия, уже непонятны многие слова, да и реалии, относящиеся к быту и общественному устройству прошлых эпох. Все более туманными становятся картины и образы давно ушедшей жизни, так детально и проникновенно описанные в классической литературе XIX века. Книга Н.Петровой «Веков азартная игра...» (М.: Русское слово, 2000), богато иллюстрированная, с большим количеством интересных сведений из культурной жизни наших предков может пригодиться и русистам, и литераторам.

Балы в Зимнем и Аничковом дворцах

Новый год открывал и в столице, и в провинции череду балов, вечеров и концертов. В Зимнем дворце в новогодние праздники устраивались публичные маскарады, на которые могли попасть все желающие. Вот как описывает современник один из этих маскарадов. «Народный маскарад в царских чертогах повторялся согласно преданию каждое 1 января. К определенному часу весь дворец освещался, все двери отпирались. Милости просим, кому угодно! Первого вошедшего гостя и последнего вышедшего записывали на память. Другого церемониала не было. Посетителей всех видов и сословий собиралось более 30 000. О полиции и помина не было. Народные массы волновались по сверкавшим покоям чинно, скромно, благоговейно, без толкотни и давки. К буфетам редко кто подходил. Праздник был вообще трогательный, торжественный, семейный, полный глубокого смысла. Царь и народ сходились в общем ликовании. Когда залы переполнялись, раздавалось громовое польское 1 – и государь со двором выступал из внутренних покоев. На мужчинах были накинуты сверх мундиров легкие венецианские эпанчи 2 . Дамы были в кокошниках и русских платьях. Общее впечатление было великолепное, а вид придворного ужина был даже волшебен. Театр был превращен в сверкающий бриллиантовый шатер из граненых стеклышек, между собою плотно связанных и освещенных сзади. Магический свет разливался по амфитеатру. Если я не ошибаюсь, эта декорация была придумана при императрице Екатерине II. Во время ужина играла музыка. <...> Вообще придворные праздники того времени повторялись редко, но отличались художественностью» 3 .

Придворные маскарады и домашние праздники

Итак, люди холостые встречают Новый год в гостях и в маскараде, семейные – дома, устраивая застолье и придумывая, насколько каждому позволяет фантазия, разнообразные развлечения.

Дочь графа Федора Толстого – знаменитого скульптора, медальера и живописца, вспоминает, как ее отец устраивал на Новый год домашние маскарады. «Маскарад начался в зале танцами <...>. Дяди и тетки мои оделись королями и дамами четырех мастей карт, спины их были покрыты какой-то материей, разрисованной под карточный крап; необыкновенно хороши и верны вышли их костюмы» 4 .

В другой раз хозяева не наряжались, зато гости демонстрировали изобретательность. «Канун Нового, 1835 года встретили у нас чем-то вроде маскарада. Мы и все дамы в этом году не наряжались, но зато приходило много наряженных из учеников и также приезжало много знакомых в прелестных костюмах. Очень умно и мило был наряжен «старым, 1834 годом» скульптор Рамазанов. Он изобразил из себя древнего седого старца в рубашке, обвешанного с головы до ног старыми объявлениями и газетами за прошлый год, и печально, с старенькой поломанной дубинкой в руке бродил по нашей зале в ожидании Нового года. Как только зашипели часы, чтобы начать бить полночь, в залу влетел «Новый, 1835 год», Нестор Васильевич Кукольник, одетый в новенький, с иголочки, светло-серенький фрак, с большим букетом свежих роз в петлице фрака. Влетел и прямо кинулся весело обдирать со старого, 1834 года все отжившие свое время объявления и новости, а самого беззащитного старца схватил поперек сгорбленного туловища и без церемонии выкинул за дверь залы. Все это безжалостное торжество нового над старым совершилось по-театральному – в одно мгновенье ока; часы били еще первые свои удары на Новый год, когда о старом годе не было уже и помину. А Новый со свежими розами, стоя один в торжественной позе посреди залы, проворно вынимал из своих новых карманов и кидал в публику новые, своей стряпни, четырехстишия с пожеланиями и пророчествами на Новый, 1835 год. Лакеи разносили на подносах в бокалах папенькину водянку, она шипела и поднималась белою пеною; гости пили ее, целовались, и все в зале кипело жизнью и весельем... Все, сами не зная, кажется, почему, с таким восторгом встречали неизвестный еще никому Новый год» 5 .

Тот же Кукольник придумал изображать на празднике «говорящие живые картины» – очень популярную в те годы игру. В картине «девять муз и Аполлон» барышни изображали муз, декламируя специально написанные для них стихи, а «первый драматург эпохи» Кукольник, разумеется, Аполлона с бумажною лирою в руках.

В середине 30-х годов XIX в. появляется новый атрибут новогоднего праздника, без которого сегодня он уже немыслим: это, конечно же, елка. Заведенный когда-то Петром I обычай украшать дома еловыми ветками не прижился и сохранился лишь в украшении... кабаков. Со временем слово елка стало синонимом питейного заведения, о чем красноречиво свидетельствуют слова и выражения типа поднять елку – то есть пьянствовать, идти под елку – идти в кабак, наконец, пьяный именовался просто елкин 6 .

Баронесса М.П. Фридерикс пишет в своих мемуарах о том, что в Россию обычай ставить в доме на празднике елку был ввезен из Пруссии принцессой Шарлоттой (Александрой Федоровной), с которой Николай I вступил в брак в 1817 г. В некоторых областях Германии елочки, поставленные на столах и украшенные яблоками, сахарными изделиями и облатками 7 , известны уже в первой половине XVI в. 8

Однако это еще не одна большая елка, столь знакомая нам, а маленькие буковые деревца со свечами на каждой ветке. Елка в привычном для нас виде появится в Германии в конце XVIII в. и в течение следующего столетия распространится во многих странах.

Сам обычай украшать дом в Новый год зелеными ветками восходит к глубокой древности. Новогодие всегда связывалось с обновлением в природе, и празднику предписывалось магическое влияние на плодородие как земли, так и самого человека. Зеленые ветки символизировали возрождение и, видимо, должны были помочь человеку в новом году обрести новые силы.

В Вавилоне Новый год отмечали весной, совершая особые ритуальные действия, а символическим изображением возрождающейся природы служил столб, украшенный пучками зелени.

В Египте Осирис возрождался, «прорастая» деревом сквозь гробницу. В Греции Дионис, олицетворяя плодородие, изображался иногда в виде палки, увитой плющом и виноградными листьями и увенчанной еловой шишкой 9 .

С переносом начала нового года ко времени зимнего солнцестояния и к Рождеству украшать дом цветущей зеленью стало труднее. Ветки вишни, сливы, яблони старались ставить в воду загодя, с тем чтобы к празднику они расцвели. Однако достичь этого удавалось далеко не всегда и, вероятно, поэтому в качестве украшения начали использовать вечнозеленые деревья как символ неумирающей природы 10 . Сначала и в самой Германии не во всех областях использовали ель. Это могли быть ветви омелы, бука и можжевельника.

1 Имеются в виду звуки полонеза. – Н.П.

2 Венецианский плащ, венецианка маскарадный костюм, столь же популярный, как и домино (эпанча = епанча).

3 Соллогуб В . Повести. Воспоминания. Л., 1988. С. 371–372.

4 Каменская М . Воспоминания. М., 1991. С. 107.

5 Там же. С. 221–222.

6 Душечкина Е . «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов» // Родина. 1996. № 1. С. 97.

7 Облатка – бумажный кружочек, смазанный клеем и служивший для запечатывания конвертов.

8 Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы XIX – нач. XX в. Зимний период. М., 1973. С. 149.

9 Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980. С. 396–397.

10 Календарные обычаи... С. 150.

Почему мы отмечаем Старый Новый год и как это связано с Цезарем, Папой Римским и Лениным?

Автор: admin

Старый Новый год можем понять только мы. Вот скажите иностранцу, что вы собираетесь отмечать «Old New Year» - он ведь не поймет, о чем вы. Как такое возможно, чтобы новый год был одновременно старым?

В принципе догадаться несложно, что дело в календаре - вернее, в каких-то изменениях в нем. Но каких? Итак, давайте разберемся в календаре и найдем разгадку такому парадоксальному явлению, как «Старый Новый год».

Что такое солнечный календарь и тропический год?

Более двух тысяч лет в Европе пользуются так называемым «солнечным календарем». Этот календарь определяет год как полный оборот планеты Земля вокруг Солнца или, по-другому, как время между двумя весенними равноденствиями. Период между двумя равноденствиями еще называют тропическим годом .

Все бы хорошо, но есть одна загвоздка с таким календарем. Дело вот в чем: за тропический год (время между двумя весенними равноденствиями) Земля делает не целое количество оборотов вокруг своей оси. То есть 365 оборотов - целые, состоящие из 24 часов, а 366-ой оборот - не полный. Он длится чуть меньше шести часов. Получается, что в тропическом году 365 полных суток и еще около шести часов.

Если действовать «топорно», то нужно объявлять наступление каждого нового года ровно через 365 дней и почти шесть часов после начала текущего года. Но ведь это неудобно! Удобно учитывать в календаре целые сутки и начинать отсчет нового года с 00 часов 00 минут.

Если объявлять новый год в ночь между 365-ым и 366-ым оборотом (что и происходит), то календарный год начинается раньше, чем тропический почти на шесть часов. За несколько лет этот разрыв будет уже очень существенным, и календарь начнет смещаться по отношению к временам года: весеннее равноденствие мы будем наблюдать в летний месяц по календарю, а листья с деревьев начнут падать, когда на календаре будет зима.

Чтобы разрыва не случилось, нужно раз в несколько лет добавлять к году еще один день. То есть три года подряд начинать год между 365-ым и 366-ым днем, а четвертый год - между 366-ым и 367-ым. А как называется год с дополнительным днем? Правильно, високосным. Дополнительный день добавляется раз в четыре года в феврале. Как люди пришли к решению о високосных годах? Случилось это во времена правления Юлия Цезаря - в 1-ом веке до нашей эры.

Юлианский календарь: как он появился и в чем его особенность?

До Цезаря и во времена его правления пользовались совсем не точным календарем, основанным на лунных циклах. Юлий Цезарь созвал к себе астрономов и дал им задание - придумать, как упорядочить календарь. Астрономы решили положить в основу календаря тот самый тропический год - то есть период между двумя весенними равноденствиями.

Астрономы Цезаря вычислили, что тропический год длится 365 полных суток и еще почти шесть часов - то есть 365 суток с четвертью . За четыре года эти четверти суток дадут целые сутки. Следовательно, чтобы выровнять календарь, достаточно вводить дополнительные сутки на каждый четвертый год.

Получается, что три календарных года опережают тропические годы, но благодаря дополнительным суткам, вводимым в календарь раз в четыре года, происходит выравнивание: четыре календарных года в итоге полностью равняются четырем тропическим годам.

Все было бы так просто, если бы в 365-ом дне тропического года было ровно 6 часов . Но это не так: на самом деле этот «хвостик» составляет ровно 5 часов 48 минут и 45 с половиной секунд . Но астрономы Цезаря не смогли вычислить длительность тропического года с точностью до секунды.

Получается, что календарные четыре года не совсем равны четырем тропическим годам - между ними разница в несколько минут. Казалось бы - что могут значить эти несколько минут раз в четыре года?

Однако эта разница за 128 лет выливается в целые сутки. Через 640 лет по такому календарю день весеннего равноденствия будет не 20 или 21 марта, а 15 или 16. А когда-нибудь весеннее равноденствие придется уже на февраль.

Григорианский календарь: когда он появился и чем он отличается от юлианского?

Юлианский календарь появился в 1-ом веке до нашей эры, а к 16 веку нашей эры он уже убежал далеко вперед от тропического года. Проблема смещения дат новолуний и равноденствий мешала в вычислении даты важнейшего христианского праздника - Пасхи. Папа Римский дал задание своим астрономам придумать что-нибудь для внесения ясности.

Именно астрономы Папы Римского смогли высчитать точное время тропического года. Раньше считалось, что он длится 365 суток с четвертью, но астрономы Папы Римского определили, что речь нужно вести не о целой четверти суток. Решено было уменьшить количество високосных лет , ведь для полного уравнения с тропическим годом нужно раз в четыре календарных года добавлять не сутки, а примерно 23 часа 15 минут. Но разве можно вводить в календарь укороченные сутки? Тем более продолжительность которых нужно вычислять с точностью до десятых долей секунды.

Так появился новый календарь, который был введен указом Папы Римского Григория XIII . По-прежнему каждый четвертый год являлся високосным. Однако високосными не являлись года, номера которых оканчивались на два нуля. Например, високосным не может быть 1800 или 1900 год.

Папа Римский Григорий XIII

Но так календарь все равно может сместиться по отношению к тропическому, но уже в другую сторону. Поэтому решено было, что високосными останутся те года, оканчивающиеся на два нуля, которые можно без остатка разделить на 4 — например, 1600 год или 2400 год.

Таким образом, в юлианском календаре в четырехстах годах - сто високосных лет . В григорианском же в четырехстах годах - всего 97 високосных лет . То есть за это время добавляется не 100, а всего 97 дополнительных суток . Так происходит выравнивание с тропическим годом.

Зачем Папе Римскому нужен был новый календарь?

Дата Пасхи вычисляется после определения дня весеннего равноденствия. В 325-ом году нашей эры прошел Никейский собор - тогда день весеннего равноденствия по юлианскому календарю случился 21 марта. Эта дата стала особой. Но к 16-ому веку она сместилась аж на 10 дней.

В октябре 1582 года Папа Римский издал указ перескочить на 10 дней вперед - то есть люди легли спать 4-ого октября, а на утро у них было не 5-ое, а 15-ое октября. Дата весеннего равноденствия вернулась «на место», и с тех пор в Риме стали пользоваться григорианским календарем вместо юлианского. С григорианским календарем смещения календарного года по отношение к тропическому не происходит.

На григорианский календарь сразу же перешли все католические страны Европы. В 18-ом веке к ним присоединились протестантские страны (например, Англия). Православные государства, однако, не торопились с переходом на григорианский календарь, а пользовались юлианским.

Революция 1917 года, Рождество Христово, Православная церковь… И почему Старый Новый год?

Итак, православные страны противились переходу на григорианский календарь. Среди них была и Российская Империя. Начало 1917-ого года Россия отметила аж на 13 дней позже, чем большинство стран Европы - вот как сильно сместился юлианский календарный год по отношению к тропическому.

Рождество Христово в России отмечали, как и в других христианских странах, в канун 25 декабря - просто 25-ое декабря у нас наступало позже, чем в Европе . Это был большой праздник - гораздо более важный, чем Новый год.

В 1917-ом году в России произошла революция, власть сменилась. В.И.Ленин постановил ввести в России с 1918 года григорианский календарь. С 1918 года Россия стала жить по одному с Европой календарю.

Праздник Рождества был под запретом, как и празднества по поводу Нового года. Только в 30-ых годах в России (в СССР) вновь начали праздновать Новый год. Так как Рождество не отмечали, Новый год стал главным праздником в стране.

Но почему мы празднуем Старый Новый год? И почему теперь рождество у нас не 25-ого декабря?

Дело в том, что Русская Православная церковь не перешла на григорианский календарь . Рождество так и празднуется у нас 25 декабря, но по юлианскому календарю. А по григорианскому, по которому мы и живем, в это время уже 7 января.

Когда по юлианскому календарю наступает ночь с 31-ого декабря на 1-ое января, по григорианскому календарю в это время - ночь с 13-ого на 14-ое января. Вот он - Старый Новый год! На самом деле, это обычный Новый год, но по юлианскому календарю .

Церковь отмечает Новый год по юлианскому календарю, а в народе его называют Старым Новым годом. Почему Старый Новый год так называется? Потому что до революции светский Новый год был в один день с церковным. Старый - значит, тот, что был когда-то. А сейчас, по григорианскому календарю, он приходится на 14-ое. Сначала Старый Новый год праздновали лишь верующие люди, не желавшие полностью переходить на григорианский календарь. Но постепенно праздник этот стал доброй традицией, данью нашей истории и юлианскому календарю.

Будут ли и дальше расхождения между юлианским и григорианским календарем? Будет ли смещаться дата празднования Старого Нового года?

Да, конечно, это неминуемо. В 2100-ом году Старый Новый год придется отмечать уже не с 13-ого на 14-ое , а с 14-ого на 15-ое . Рождество Христово мы будем праздновать 8-ого января , хотя по юлианскому календарю в это время будет 25-ое декабря.

Вот такая интересная «календарная» арифметика!

ХХ век стал для нашей страны периодом радикальных перемен и смены традиций. Октябрьская революция 1917 года решительно взялась за, как говорили тогда, пережитки царского режима. Под запрет сразу попали главные церковные праздники, в том числе и Рождество. А ведь до революционных событий рождественские дни отмечались в нашей стране широко и весело. Рождество было самым любимым и долгожданным праздником.

В царской России, которая жила по юлианскому календарю, Рождество отмечалось 25 декабря, а уже за ним следовало празднование Нового года - 1 января.
Привычная для нас новогодняя елка в то время называлась рождественской. С XIX века обычай украшать зеленую красавицу, введенный когда-то Петром Первым для празднования Нового года, но забытый почти сразу после его смерти, вновь вернулся и стал обязательным для всех, начиная от простых горожан и заканчивая императорской семьей. В больших городах перед Рождеством открывались елочные базары.

Покупка и украшение рождественской елки было настоящим событием. По традиции елочку наряжали втайне от детей. Делали это обычно после рождественской всенощной службы. Украшениями в то время служили сладости и фрукты. Популярны были и бумажные игрушки в виде карет, животных, ангелочков. Очень часто украшениями служили позолоченные грецкие орехи.

С конца XIX века производители стали выпускать и, привычную для нас, мишуру. Её изготовлением занимались на фабрике по производству канители промышленников Алексеевых. Мало кто знает, что Алексеев - это настоящая фамилия режиссера Станиславского, который сам несколько лет работал на отцовской фабрике и даже был её директором. Венчала рождественскую елку Вифлеемская звезда - символ благой вести о рождении спасителя.

Рождественское утро было особенно радостным: дети, проснувшись, бежали к наряженной елке и находили там приготовленные для них подарки. Родителей же отпрыски радовали поздравительными стихами, которые малыши разучивали заранее, и сувенирами, изготовленными своими руками.

Вообще на Рождество было принято устраивать специальные , но делалось это уже на второй или третий день праздника. Для таких мероприятий детям готовили костюмы, поэтому детский вечер напоминал маскарад. Малышей наряжали в стилизованные национальные наряды (например, в китайские или испанские костюмы). Популярными были и образы животных.

Маскарады были излюбленным рождественским развлечением и у взрослых. Примерно в середины XIX века костюмированные балы стали непременным атрибутом праздника. Маскарады устраивались все время Святок - праздничной недели от Рождества до Крещения, поэтому многие любители светских развлечений проводили в маскарадных гуляниях все рождественские дни. Каждая аристократическая семья считала своим долгом устроить рождественский маскарад у себя дома, на который созывался весь высший свет.

Кроме широких гуляний, распространены были и частные визиты в праздничные дни. Мужчины в обязательном порядке должны были посещать родственников и знакомых. Такие визиты были короткими и часто занимали не более 15 минут: гость просто заходил в дом, поздравлял и дарил подарки, а в ответ получал от хозяев угощение.

Подарки могли быть самыми разными. В конце XIX века начали выпускать рождественские открытки, которые стали пользоваться невероятной популярностью. Их дарили друг другу, стараясь найти наиболее красочные и необычные экземпляры.

Рождественская трапеза была особенно торжественной. В Сочельник - канун праздника, соблюдали строгий пост до первой звезды, которая символизировала Вифлеемскую. В Сочельник на ужин подавали , главным из которых считались кутья (сладкая каша из пшеницы) и узвар (компот из сухофруктов, заправленный медом). В Рождество же стол изобиловал разнообразными угощениями. Подавали запеченного поросенка или гуся, пироги, разносолы, сладости.

Особое место в рождественских гуляниях занимали колядки. Сакральный смысл этой традиции заключался в прославлении родившегося Христа. Ряженые колядующие пели песни и заходили в дома, где их ждали хозяева с угощениями.
Вообще рождественское время было особенно радостным и веселым. Устраивались театрализованные представления, катки, ледяные горки, катания на лошадях и прочие народные забавы.

В 1852 году в Петербурге была установлена первая публичная елка. Она украшала Екатерингофский вокзал. С тех пор традиция укрепилась и елку для горожан стали ставить на каждое Рождество.

Обязательными были и благотворительные елки для обездоленных детей. Их устраивали меценаты и просто неравнодушные люди. Женщины из дворянских семей считали своим долгом поучаствовать в подобных мероприятиях: они сами заготавливали подарки и шили детям одежду. Считалось, что на Рождество нужно быть особенно внимательными и заботливыми к нуждающимся людям. В это время было принято посещать с подарками и угощениями тюрьмы, больницы, сиротские приюты.

Вот так отмечали Рождество в царской России. Многие из этих традиций были переняты и превратились в новогодние, некоторые сохранились и дошли до нас без изменений и до сих пор соблюдаются, а какие-то - навсегда ушли вместе с той эпохой. Но и по сей день Рождество остается светлым праздником, который сопровождает особая атмосфера тепла и благодати.

Счастливого вам Рождества!