Русские народные традиции встречи весны. Весенние обряды Календарные обычаи и обряды встреча весны сценарий

Анна Гайгер
Сценарий праздника «Как на Руси Весну встречали-величали»

[Сценарий праздника

«Как на Руси Весну встречали - величали .

Цель :Прививать любовь к истокам, народным праздникам и традициям России .

Задачи :

1. Закрепить знания детей о народных традициях встречи Весны на Руси

2. Воспитывать интерес к старинным русским обрядам встречи весны на Руси .

3. Активизировать творческий потенциал каждого ребенка.

Ход занятия

Дети под музыку в зал (садятся на места)

mp3 № 1 «Песнь жаворонка»

Воспитатель :

Здравствуйте ребята! Вот и подошел к концу наш с вами проект. Кто пом-нит, как он назывался? Ответы детей : «Как на Руси весну встречали- вели-чали » .

Слайд 1-3 (Зима, Масленица)

Вопрос : Ребята, что вы видите на картине? Какой праздник встречает рус-ский народ на гулянье?

Ответы детей : Русский народный праздник - Масленица .

Вопрос : Чему посвящён этот праздник ? Какие обычаи этого праздника вы знаете ?

Ответы : Масленица - русский народный праздник , проводы Зимы, в эти дни люди выходили на улицы с песнями и хороводами, пекли блины. Праздновали Масленицу всю неделю, и в последний день праздника сжи-гали чучело – Масленицу.

Слайд 4-6. (Ранняя весна )

Воспитатель : Наступила весна , но робки и неуверенны ее первые шаги : то и дело зима давала знать о себе, не желая расставаться с былым могуще-ством. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали еще один обряд - закликание весны .

Вопрос : Что такое закличка? Для чего нужны были заклички?

Ответы. Весну ждали , встречали , закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Воспитатель : Сейчас я попрошу вас рассказать заклички Весны ?

Дети :

Весна , весна красная !

Со льном высоким,

Приди, весна , с радостью,

С корнем глубоким,

С великой милостью :

С хлебом обильным!

Весна , весна , проснись со сна!

А ты, зима, ступай за моря,

Надоела ты нам и наскучила

Наши рученьки приморозила.

Нам, зима, ты надоела,

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла.

Воспитатель : О весне складывали стихи , пели песни, ей посвящали хоро-водные гулянья, призывая ее поскорей растопить зимний снег. Выходи скорей народ на весёлый хоровод весну закликать , ярило солнце прослав-лять.

Mp3 №2 Хоровод «На лужок, на лужок кличет детушек рожок» (Остановились на полукруге)

Слайд 7 (Ручей)

Воспитатель : Бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом при-ближается Весна…вставайте в ручеёк , приблизим своей игрой приход Весны . (дети под музыку перестраиваются в «ручеёк» )

(Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы полу-чился ручеёк. Под музыку ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет) Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Mp3 №3 Игра «Ручеёк»

(сели на места)

Слайд 8 (берёза)

Вопрос : Какое дерево изображено на картине? Почему русский народ, так любит Берёзу?

Ответ : Слово «Берёза» , от слова беречь, оберегать, люди раньше верили в царицу леса – Берегиню.

Берёза давала сок, из берёзы делали поделки - обереги.

Воспитатель : В древности Новый год на Руси встречали 1 марта и укра-шали истинно русское дерево – берёзу «куклами мартиничками» .

Вопрос : Что такое мартичнка?

Ответ : Мартиничка – это кукла, которую изготовляли из ниток, бумаги, ленточек, цветных лоскутков, выходили на улицу и наряжали деревья, чаще всего – берёзу.

Воспитатель : Выходите поскорей, берёзу наряжать.

Дети выходят под музыку, наряжают веточки «мартиничками» ведут хоровод.

Mp3 № 5 «В хороводе были мы»

(сели на места)

Слайд 9 (Жаворонки) Mp3 №6 «Пение жаворонка»

Вопрос : Дети, какая птица так поёт?

Ответ : Жаворонок

Воспитатель : на Руси праздновали «День жаворонков»

Вопрос? Кто может рассказать, что это за праздник , и как его отмечали?

Ответ : В домах пекли их теста жаворонков, делали из глины птиц,

Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закли-кать жаворонков, а с ними и весну .

Воспитатель : Спойте весёлую и задорную песенку - закличку

Mp3 № 7 «Мы поём веснянку »

Воспитатель : Возьмите своих жаворонков в руки и украсьте ими обрядовое деревце.

mp3 № 8 (дети выходят к берёзке с пташками, наряжают деревце, и поют закличку)

Поём все вместе песенку - закличку «Жаворонушки»

Mp3 № 9 «Жаворонушки» mp3

Дети :

Ой кулики, жаворонушки,

Прилетайте к нам в одонушки.

Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков.

Жаворонок, жаворонок!

На тебе зиму, а нам лето!

На тебе сани, а нам телегу!

Чувиль, чувиль, жавороночек,

Прилети к огням, принеси ты нам

Весну - красну , красно солнышко,

Тепло летушко, зеленый покос!

Воспитатель : В русском народе существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.

И на Руси этот день называли «Cороки.»

По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на сво-их крыльях весну , и первые из них – жаворонок или кулик.

«Сорок сороков птиц летят, весну несут » , - говорили крестьяне.

Слайд 10 (Весна )

Воспитатель : Давайте споём все дружно песню «Вёснушка - весна » . Песня «Вёснушка - весна »

Воспитатель :

К нам птицы летят – колокольчики звенят.

В круг скорее вы вставайте, солнышко прославляйте.

Выходите играть в игру «Гори - гори ясно»

Mp3 № 10 Игра «Гори – гори ясно»

(дети сели)

Слайд. 11 (Весна )

Воспитатель : И весна будто откликалась на зов людей - пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы, да в игры играть, землю – матушку прославлять.

Песня «Травушка - муравушка» . (поют с места)

Воспитатель : Становись честной народ, будем в игры играть – весну прославлять . В Золотые ворота, проходите, господа.

Mp3 № 11 Игра «Золотые ворота»

Воспитатель : Давайте все вместе произнесем последнюю закличку -повторяйте за мной каждую строчку.

Весна , весна красная !

Приди, весна , с радостью,

С радостью, с огромною милостью :

Со льном большим,

С корнем глубоким,

С хлебом великим!.

Воспитатель : Ребята на этом наше занятия подошло к концу. Молодцы, ребята, много игр, закличек, песней и хороводов вы знаете связанных с русскими народными праздниками .

Манаева Людмила Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ х.Клетский
Населённый пункт: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, х. Клетский
Наименование материала: проект
Тема: Как на Руси весну встречали
Дата публикации: 28.03.2016
Раздел: начальное образование

І Введение

Тип проекта:
творческо-исследовательский
Тип проекта по предметной области:
внепредметный
Тип проекта по форме:
парный
Тип проекта по временным рамкам:
краткосрочный
Цель

работы:
расширение знаний о русских народных традициях и обычаях встречи весны.
Задачи:
- рассмотреть народные праздники посвященные встрече весны на Руси; - исследовать особенности обрядов и обычаев во время встречи весны; - составить сценарий праздника "Жаворонки весну кличут" и провести его.
Актуальность:
Как была бы пуста, безотрадна жизнь народа среди суеты, гнетущих забот, среди нужды и тяжелой работы, если бы не было праздников. Каждый из нас должен знать свои истоки. Знать и хранить прошлое своего народа. Как жили в старину, чему печалились, а чему радовались? Недавно по предмету окружающий мир мы проходили тему "Как на Руси провожали зиму и встречали весну ". На этом уроке мы узнали о народном празднике "Масленица". И мы с ребятами задались вопросом: «А какие еще были праздники встречи весны на Руси, как они проходили? Почему люди так торопили приход весны? Зачем пекли или мастерили жаворонков и что такое заклички? Проведя опрос в других классах, мы выяснили, что большинство ребят незнакомо с традициями встречи весны, не знают, что такое заклички и не знают, для чего пекли жаворонков. Это окончательно убедило нас в правильности выбранной темы.
Этапы реализации проекта и методы исследования:
1. подготовительный этап: - выбор темы работы и её конкретизация; - определение цели и формулирование задач; 1
- изучение опыта ведения проектной деятельности; 2. Основной этап: - изучение литературы по теме работы; - сбор информации с помощью интернет-ресурсов; - опрос обучающихся начальных классов; - практическая работа: составление сценария для праздника «Жаворонки весну кличут». 3. Заключительный этап: - проведение праздника «Жаворонки весну кличут» для учащихся начальных классов в рамках предметной недели; - презентация проекта.
II Основная часть

Зарождение русских народных традиций
Мы являемся потомками, древнего народа - славяне. Природа и её явления были непонятны для них. Поэтому они поклонялись грому, солнцу, месяцу, почитали камни, водоемы, деревья. Они истинно верили, что, все, что окружает человека, одухотворено, наделено жизненной силой, способно помогать или причинять зло или доставлять радость. Поэтому в жизни человека было много обрядов и обычаев, связанных с обращением к природе. Главным занятием древних славян было земледелие. И отсюда много обрядов на получение обильного урожая. Но постепенно вера в сверхъестественные силы утрачивалась, а обряды становились забавой, формой выражения праздничного настроения в дни и часы отдыха. Позднее христианская церковь ввела свои праздники, одни совпали с языческими, другие нет. Например, историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Праздник этот проходил весело и продолжался целую неделю. Молодежь каталась с гор, с шутками и песнями разъезжала на празднично украшенных конях. А румяные блины 2
имели ритуальное значение: круглые, горячие, они являлись символом солнца, которое разгорается все ярче, удлиняя дни. А в последний вечер праздника за деревню вывозили соломенное чучело масленицы и сжигали, что символизировало прощание с зимой. В далеком прошлом люди жили в единстве с природой. Смена времен года влияла на весь уклад жизни и была основой мистических ритуалов – праздников. Основными праздниками у наших предков были: приход зимы, весны, лета и осени.
Как зародился обычай закликания Весны
Наступления весны люди ждали во все времена. После суровой, холодной, а часто и голодной зимы первые лучи мартовского солнышка дарили надежду на новую жизнь, новый урожай. В е с н у ж д а л и, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Весну закликали несколько раз. Первую закличку весны начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Дети просили разрешения у родителей на встречу весну. Благослови, мати, зиму провожати, Зиму провожати, весну закликати. Пусть зима уходит впрок, Весну пустит на порог! Искренне веря в силу весенних обрядов, люди выходили за околицу, забирались повыше – на пригорки, на крышу дома или сарая, на копну сена – и закликали весну, зазывали ее прийти поскорее. Весна, весна красная! Со льном высоким, Приди, весна, с радостью, С корнем глубоким, С великой милостью: С хлебом обильным! 3
Мы выяснили, чтозакличка - это обращение, в стихотворной форме, к природным явлениям. Она пришли к нам из дальних далей - из старинных языческих ритуалов, обращенных к силам природы. Силы природы почитались как живые. Люди были убеждены, что, даже просто назвав явление, предмет, они тем самым обретали над ним власть. А слово, соединенное с музыкой и движением, обладало ещё большей силой. Существуют также песенки – заклички. В песне "Весняночка" тоже содержится призыв к весне.
Праздник Жаворонки

Второй раз Весну звали-закликали 22 марта.
Эта дата, считалась для заклички наиболее подходящей. Это день весеннего равноденствия, когда день, по длине становится равен ночи. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. На равноденствие Земля уже пробуждается и прослеживается момент отмыкания Весны и замыкания, закрывания Зимы. Птичка-ключница, Два ключа золотые. Прилети к нам из-за моря, Отомкни весну теплую, Принеси нам два ключа, Замкни зиму холодную. В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки. В народе говорили, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. И существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Поэтому в закличках обращались не только к весне, но и к верным ее спутникам – перелетным птицам – куликам, жаворонкам, грачам – часто со звукоподражаниями: "Чувиль, навиль, виль, виль, виль", или перечислениями разных перелетных птиц, возвращающихся весною в родные края. Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный, печальный напев. Чувиль, чувиль, жавороночек, 4
Прилети к огням, принеси ты нам Весну - красну, красно солнышко, Тепло летушко, зеленый покос! В каждом доме пекли из теста птичек - жаворонков, мазали их сладким душистым медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и обращались к жаворонкам с просьбой, чтобы они прилетели и принесли "весну красную", а унесли холодную зиму, которая надоела, так как "весь хлеб поела", изорвала всю одежду, отморозила руки и ноги. Жаворонки прилетите, Красну весну принесите. Принесите весну На своем хвосту, На сохе, бороне, На овсяном снопе.
Обряд отпускания птиц на волю

Весну звали в третий (последний) раз.
В народе, считали Благовещение началом весны. Считалось, что работать на Благовещение нельзя. Говорили: «В этот день птица гнездо не вьет, а девица косу не плетет». Славяне также полагали, что если птица 7 апреля проспит рассвет, то летать не сможет – так что, люди старались тоже встать пораньше и отправиться в храм для того чтобы помолиться Богородице. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами 5
полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна. Выпуская птиц приговаривали: Синички-сестрички, Тетки-чечетки, Краснозобые снегирюшки, Щеглята-молодцы, Воры воробьи! Вы по воле полетайте, Вы на вольной поживите, К нам весну скорей ведите!
Весенние народные игры и хороводы
Весна несла радость жизни, бодрость, новые силы и здоровье крестьянам. Только сошёл снег – закипела работа на огороде, в поле. Вовремя вспашешь - веселей запляшешь. Начинались земледельческие работы – заводились в деревнях игры, в которых рассказывалось об этих работах. Принимались пахари за дело - а игра тут как тут. В игре могли высмеять ленивого человека. Например, народная игра "Пахари". Весенних игр в деревнях было много. Людям казалось, что такие игры должны помогать природе в созревании хлеба и овощей. Но были игры и простые, веселые, звонкие, да задорные. Любила детвора и молодежь водить хороводы. Например, хороводная песня «Земелюшка- чернозем». А хоровод «Ручеек» - старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна… 6

III. Заключение
Работая над проектом, мы много узнали о традициях наших предков об истоках зарождения верований. Много нового узнали о праздниках встречи весны.
Результатами

своего

исследования
мы поделились с ребятами начальной школы. Мы провели для них фольклорный праздник "Жаворонки весну кличут". На празднике мы рассказали о традициях и обычаях встречи весны на Руси. Познакомили с русскими народными песнями, хороводами. Показали инсценировку "Встреча зимы и Весны". Рассказали об обычае закликания весны, о празднике "Жаворонки". Мы считаем, что люди должны знать и соблюдать традиции своего народа. Так мы больше узнаем о жизни наших предков, о родной природе. Больше общаемся друг с другом.
IV. Список литературы

1.
Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М.: Современник, 1982. 2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. 3. Костанян Н.Н. Русская народная словесность. М.: Просвещение, 1994. 4. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989. 5. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: Олма-Пресс, 1998. 6. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992. 7
Приложение 1
Сценарий мероприятия « Жаворонки весну кличут»

Цель:
расширить и углубить знания учащихся о народных традициях и обычаях встречи весны на Руси
Задачи: -
познакомить с закличками, песнями, играми и развлечениями на празднике встречи весны; - развитие творческих способностей, навыки импровизации; - воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям русского народа.
Ход мероприятия

Слайд

Ведущий.
Долго длится зимняя пора в России - уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Всё мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны.
Слайд
3. Наступает весна, но робки и неуверенны ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали еще один обряд - закликание весны. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поско- рей растопить зимний снег.
Слайд 4.

Этот

обряд

справляли

марта,

в день

весеннего

равноденствия.
Сегодня мы познакомим вас с этим обрядом.
Слайд 5
.
1-й ученик.
Благослови, мати, зиму провожати, Зиму провожати, весну закликати. 8
Пусть зима уходит впрок, Весну пустит на порог!
2-й ученик.
Весна, весна, проснись со сна! А ты, зима, ступай за моря, Надоела ты нам и наскучила, Наши рученьки приморозила.
3-й ученик.
Нам, зима, ты надоела, И весь хлеб у нас поела, Все дрова у нас пожгла, С крыш солому унесла.
Ведущий.
В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной или овсяной муки маленькие шарики и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья.
4-й ученик.
Мороз - Красный нос, Вот тебе хлеб и овес, А теперь убирайся Подобру-поздорову.
Ведущий
. Люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдет в чужедальные края и уведет с собой зиму.
Показ инсценировки «Встреча Весны и Зимы
».
Ведущая.
А сейчас выходите, ребята встречать красавицу весну.
Слайд 6.
Звучит музыка, входит Весна. 9

Весна.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Дети.
Здравствуй весна! Я – Весна - красна, всем издали видна. Ветерок меня ведёт, птицы славят мой приход.
1чтец.
Весна - красна, Где ты бывала?
Весна.
В лесу зимовала.
2 чтец.
Весна - красна, На чем пришла?
Весна.
На сохе, на бороне, На ржаном колоске На пшеничном пирожке.
3чтец.
Весна - красна, Что ты нам принесла?
Весна.
Солнца клочок И соломки пучок. Грачи летят, на всю Русь трубят: "Чу – чу, чу – чу, Мы несем Весну!"
Ведущая.
Входи, Весна, в каждый дом! Тебе, Весна, мы рады все! 10

Слайд 7.
(Под музыку входит зима)
Слайд 8. Ведущая.
С Весною Зимушка повстречалася, О здоровьице все справлялася.
Весна.
Ой, здорова, ль Зима снежная?
Зима.
Бью челом тебе, Весна теплая. Расскажи ты мне без утайки: Почему тебя величают все, Меня – Зимушку – проклинают все?
Весна.
Потому что ты - больно лютая И холодная и голодная. Я же - теплая и приветливая. Все луга и леса орошаю я, Все луга и леса оживляю я. Побыла ты, Зима, в гостях у людей, Не пора ли тебе уходить из гостей?
Слайд 9. 5-й ученик.
Выгляни, солнышко из-за гор-горы, Выгляни, красное, до вешней поры. Видело ль ты, солнышко, девицу-весну? Видело ль ты, солнышко, злющую зиму? Как она, лютая, от весны ушла, 11
В мешке стужу несла, Холод на землю трясла?
Слайд 10.
Русская народная песня
«Весняночка».

Ведущий.
Как говорили в старину, песни-веснянки зиму замыкают. Ребята, попрощаемся с Зимой - помашем ей вслед руками. А Весну приглашаем на наш праздник.
6-й ученик.
Стихотворение "Зима недаром злится" Ф. Тютчев
Слайд11.Ведущий
. Сначала о приближении весны мы догадываемся потому, что день становится все длиннее. А еще нам об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальнихстран к себе на родину, домой. «Сорок сороков птиц летят, весну несут», - говорили крестьяне. Сбирались птицы, сбирались певчи Стадами, стадами. Садились птицы, садились певчи Рядами, рядами.
Ведущая.

Загадывает загадки о птицах (ласточке, граче, кукушке)

Ведущий
. А больше всего крестьяне любили звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна.
Слайд

16
.
А 22 марта, когда день становится по длине равен ночи
, в каждом доме пекли из теста птичек - жаворонков, мазали их сладким душистым медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и пели специальные песенки - заклички: закликали, то есть звали, зазывали весну - красну 12
поскорее прийти на землю. Давайте и мы возьмем своих жаворонков в руки, и будем петь наши песенки-заклички.
Дети.
Чувиль, чувиль, жавороночек, Прилети к огням, принеси ты нам Весну - красну, красно солнышко, Тепло летушко, зеленый покос!
7-й ученик.
Жаворонки прилетите, Красну весну принесите. Принесите весну На своем хвосту, На сохе, бороне, На овсяном снопе.
8-й ученик.
Жаворонок, жаворонок! Возьми себе зиму, А нам отдай весну. Возьми себе сани, А нам отдай телегу.
Ведущий
Во многих закличках –веснянках говорилось, что птицы возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди верили, что этими ключами было замкнуто холодное подземелье, где томилась красавица весна, запертая злой зимой. А теперь настало время весне и зиме поменяться местами. 13

Ведущий.
И весна будто откликалась на зов людей - пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы. В старину хоровод был связан с обрядами в честь главного божества - солнца, символизировал собой движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода-круг. Хоровод «Земелюшка-чернозем».
Слайд

Ведущий.
Сегодня мы отмечали день встречи весны, а помогали нам в этом птицы жаворонки. Давайте произнесем последнюю закличку - возьмите снова ваших птиц в ладони и повторяйте за мной каждую строчку. Приди, весна, приди, красна! Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебом обильным! Приложение 2
Вопросы для устного опроса ребят 3-4 классов
1. Какие праздники встречи весны были на Руси? 2. Чем примечателен день 22марта? 3. Что такое закличка? 4. Зачем пекли жаворонков? 14

22 марта, с древних времён наши предки отмечали двойной праздник: церковный - «40 мучеников…» в простонародье СОРОКИ (ударение на первом слоге), и «Первый День Весны»!
Именно с этого дня, в старину на Руси и начиналась весна, приход которой нужно было обязательно достойно встречать.
Я родился и вырос в одной из старинных Смоленских деревень, где свято чтили и соблюдали все традиции предков. Многие из них я очень хорошо помню, храню и посильно пытаюсь передать молодому поколению.
В данный момент я предлагаю вашему вниманию свою поэму, в которой я как раз и осветил древнюю традицию Встречи Весны на Руси, главным участником которой – мне посчастливилось быть лично в мои детские годы.

Весна-Красна.

Сороки* – это веселье…!
(Только совместно с постом)
Чтоб вам иметь представленье –
Сорок катренов о том….

Радостный праздник весенний,-
Яркий финал зимних стуж!
А по церковным поверьям,-
Сорок замученных душ.

Что отмечать, с кем рядиться,-
Каждый сам волен решать:
То ли, с весной – веселиться!
То ли, поминки справлять.
(эпиграф мой)

Красная девка Весна!

Память встревожил и душу,
Детства счастливого сон:
Мама пекла в печке птушек,-
Так гласил древний канон!

Множество древних традиций
Знать посчастливилось мне,
С ними – в деревне родился,
Что на Смоленской земле.

Нашей деревни старинной,
Выпало…– много всего….
Рядом – есть город Починок,
Но не люблю я его!

Милая сердцу сторонка,-
Здесь я родился и рос! -
Светлая словно иконка!
Мрачен здесь – только погост.

Золото тут – не добудешь,
Нет драгоценных камней, -
Наши сокровища – люди!
Нет их честней и добрей!

Люди в деревне – иные,
Нежели, скажем, в Москве,
Им – все соседи – родные,
Миром – помогут в беде!

Поздно зайди или рано,-
Чем есть в дому – угостят.
Но воровства и обмана,-
Здесь – ни за что не простят!

Впрочем, прекрасно я помню,
Не было раньше воров.
Коли хозяев нет дома –
Палочка – вместо замков.

К двери приставлена палка,
Значит в дому – никого.
И, не ходите к гадалке,-
Не пропадёт – ничего!

Миром – решались все споры.
Что-то купить, иль продать,-
Все, без бумаг, договоры,-
Слово – как с гербом печать!

Так бы отрадно и жили,
Чтя своих предков канон.
Жаль, ту страну разорили,
Нынче – иной здесь закон.

Дурь – оказалась заразной,-
Катится в пропасть страна….
Кто тут вспомянет, что праздник?!
Кто разглядит, что весна…?!

Лаем собачьим, кликуши,
Пусть…, хоть на нет – изойдут.
Есть, ещё чистые Души,-
Им – адресую сей труд!

Сороки, праздник весёлый!
(Отзвук седой старины)
Ждали деревни и сёла,
Тёплой и бурной весны!

Празднуя это веселье,
Между житейских хлопот,
Ведали, что день весенний,
После прокормит весь год!**

В стужу замёрзшие души,
Ждали от Неба тепла!
Вот и пекли люди птушек,
Что бы весна шибче шла!

Вылепить снежную бабу
(Символ холодной зимы)
За день иль за два, хотя бы,
Дети у дома должны.

С вечера, делалось тесто,
Кадку – на тёплую печь,-
Там, его древнее место…!
Чтоб к утру птушек испечь,

Мать моя рано вставала,
Печь, растопив поскорей.
Птушек напечь успевала,
К сроку – до первых лучей.

Птушкой такой, на восходе,
Дети – гукали весну.***
Это один, в своём роде,
Праздник детей! В старину,-

Делать – могли только дети,-
Вырос – и честь не твоя….
Помню я, как на рассвете,
Мама будила меня.

Валенки даст, рукавицы,
Шубу наденет вперёд.
В руки – даёт мне две птицы
И до порога ведёт.

Я выходил и крестился,
Так как учил меня дед,
Сверху – на бабу садился,
Что б разделить там обед.

Птушку одну – сам съедал я,
Глядя на солнца восход.
Сильно себе представляя
То, как весна к нам идёт.

Съев разом первую птушку,
Этим – кончался мой пир,
Так как вторую подружку,
Птицам весенним дарил.

Точно канон исполняя,
Тонкости все я учёл,-
Бабу-Зиму превращая,
В снежный обеденный стол.

Птушку, над ним растирая,
Крошки как солнце сложил.
Сердцем, слова вспоминая,
Нужную речь говорил:

Вы, перелётные птицы:
Гуси, скворцы, соловьи,-
Хватит в чужбине томиться,
Крылья расправьте свои!

В радостный праздник весенний,-
Что возрождает весь Мир,-
Вот вам – моё угощенье,
Жду вас на праздничный пир!

Страны, где вы зимовали,
Вам – не родные края!
Сладка ль чужбина? – едва ли….
Ждёт вас родная земля!

Солнце развеяло тучи….
Ждём вас домой, журавли,
Чтобы на крыльях могучих
Вы нам весну принесли!

То – Заповедано БОГОМ,
Землю будить ото сна!
Так, собирайся ж в дорогу,
Красная девка Весна!

Здесь, у домов на рассвете –
И уваженье, и труд….
БОГОМ любимые дети,
Славят тебя и зовут!

Выполнив всё вдохновенно,
В хату вбегал я свою.
Спрашивал дед, непременно:
- Что, внук, увидел весну?!

Я, пожимая плечами,
Важно, ответствовал так:
- Солнце – щекочет лучами,
Птички – пока не летят.

Дед – не замедлил с ответом:
- В речи – не главное рот.
Если гукал весну сердцем,
То – непременно придёт!

Сердцем гукал, не иначе,
Раз услыхала весна!
Горько сосульками плачет,
Тает и чахнет зима.

Радостно солнце ласкает:
Реки, леса и луга,
Землю от сна пробуждает!
Блёкнут и тают снега.

Звонкие вешние воды,
Землю спешат напоить,
Чтобы был год плодородным,-
Сыто и радостно жить.

В небе – весёлые птицы…!
Всем…– здесь теперь не до сна!!!
Это – поёт и резвится,
Красная девка Весна!

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

*СОРОКИ (ударение на первом слоге). Этот праздник всегда 22 марта, а Сороки потому, что в церковном календаре этот день значится как «40 Мучеников…». Но в Русском Народном Календаре этот день имеет ещё одно, очень важное значение,- это ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВЕСНЫ! Именно с этого дня в старь и начиналась на Руси весна, которую непременно, на восходе солнца, нужно было звать (гукать), и приход её достойно встречать. (Гука"ть – это на старорусском языке – звать).

** Древняя русская народная мудрость гласит: «Весенний день – год кормит»

*** Гукать весну (на старославянском,- звать весну). Делали это всегда только дети. В этом зове (гукании) – определённого наговора не было, не суть как поставлены слова, главное, нужно звать Весну-Красну вдохновенно с душою и от чистого сердца (может потому наши мудрые предки, и доверяли это только детям, кои кривить душой ещё не научились).

Владимир РОДЧЕНКОВ.
14-15/04 – 2014 г.

Если кто-то подобную информацию лучше воспринимает в прозе, то может перейти вот по этой ссылке:
здесь мой рассказ «Церковь, ушедшая под землю», в котором я среди повествований о других наших древних традиционных Стольных праздников – рассказал подробно и о традиции Встречать Весну.

Мария Магурина
Конспект занятия «Как на Руси весну встречали»

Цель : познакомить детей с народными традициями встречи весны на Руси .

Задачи :

Закрепить знание детей названий времен года (зима, весна , лето, осень, признаки и приметы определенного времени года.

Познакомить детей с народными традициями встречи весны русским народом .

Пробудить интерес к истории русского народа, к богатому миру традиций.

Закрепить знание детей названий птиц.

Познакомить детей со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок .

Прививать любовь к народному слову малыми формами устного народного творчества (загадки, песенки, потешки, заклички, подвижные игры) .

Создать хорошее, радостное настроение.

Материалы и оборудование : иллюстрации с приметами весны , заплетенные из веревки косы разной толщины, тесто, доски для лепки, поднос, стеки, материал для украшения.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций времена года, птицы, проговаривание примет весны , скороговорок, чтение художественной литературы, разучивание новых подвижных игр : «Жаворонки» , «Ручеек» , работа с тестом, заучивание стихотворений.

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» .

Воспитатель.

Ребята, знаете ли вы, какие времена года у нас бывают?

Ответы детей.

Воспитатель.

А какое время года у нас сейчас?

Ответы детей.

Воспитатель.

- Весна . Все ждут весну : люди, природа, животные, птицы. Природа одевает свой новый зеленый наряд, многие животные просыпаются после зимней спячки и у них рождаются детеныши. Птицы возвращаются из далеких краев, чтобы свить гнездо и вывести птенчиков. Люди в деревне пашут землю, сеют зерно, сажают овощи. Приход весны люди научились определять по приметам :

Купаются воробьи ранней весной – к скорому теплу .

Журавль прилетел – скоро лед сойдет.

Коли прилетели дрозды, значит, морозов больше не будет.

Когда перелетные птицы летят большими стаями – это к дружной весне .

Во время проговаривания примет на экране появляются иллюстрации, содержание которых подходит по смыслу к приметам.

Воспитатель.

Еще люди зазывали к себе весну разными закличками , песнями, играми.

Люди брали в руки блестящие предметы (сокровища, выходили в поле подбрасывали «сокровища» вверх и кричали :

«Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому»

А еще играли в игры. Хоровод-игра «Ручеек» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Давайте с вами поиграем в эту игру.

Дети вместе с взрослыми играют в игру «Ручеек» .

Воспитатель.

Но все же самыми важными вестниками весны всегда принято считать птиц. Ведь не зря существуют приметы, если птицы вернулись из далеких краев – значит зиме конец, а весне начало . Какие птицы прилетают к нам весной ?

Ответы детей.

Воспитатель.

Главным вестником весны всегда на Руси считали жаворонка . Если прилетели эти птицы – скоро быть теплу. Люди даже стали зазывать жаворонков, что бы быстрей наступила весна . Они выпекали маленьких птах и раздавали своим родственникам и детям. Давайте и мы сегодня слепим из теста таких птах.

Дети садятся за столы и из теста с помощью воспитателей лепят птах из двух колбасок, делают из темного изюма глазки и выкладывают на противень.

Воспитатель.

Посмотрите, какие замечательные и забавные жаворонки у нас получились, а теперь мы отнесем их нашим поварам и попросим их испечь.

Противень с жаворонками уносят.

Воспитатель.

Пока наши жаворонки пекутся, мы хотим вам еще рассказать, как ждали весну люди , жившие в деревне. В деревне с приходом весны , люди задумывались уже о будущем урожае. Чтобы узнать какой будет урожай – богатый или бедный, также проводили разные обряды. Один из таких обрядов мы с вами проведем сейчас и узнаем, какой урожай пшеницы будет в этом году. Нам нужно выбрать девочку – воспитанную, послушную, трудолюбивую.

Проводится игра-обряд «Косы» . На веревку привязывают две косы, сплетенные из веревки, девочке завязывают глаза, медленно водят по кругу и говорят слова :

Дождик, дождик поливай,

Будет славный урожай.

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица!

Подводят девочку к веревке, и она должна дотронуться до косы, если она коснется тонкой – будет бедный урожай, а если толстой – будет богатый.

Проводится игра.

Приносят жаворонков, которые были приготовлены заранее.

Воспитатель.

А вот и наши жаворонки, какие толстенькие смешные и забавные и румяные получились. Они уже простыли, и мы можем взять их в руки.

Детям раздают жаворонков.

Жив жаворонок

По полю летает

Зернышки собирает,

Весну закликает !

Жаворонки, жаворонки,

Дайте нам лето,

А мы вам зиму.

У нас корма нету!

Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну .

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

Воспитатель.

Вот и мы с вами позвали к нам весну , теперь точно морозы уйдут навсегда и будет тепло, солнечно, вырастет зеленая травка и будет в этом году богатый урожай!.

Публикации по теме:

Тема: «Как бывало в старину, закликали птиц, весну…» Программное содержание: Дать детям знания о русских традициях, обрядов встречи весны.

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям. Задачи: создать настроение торжества и веселья; совершенствовать двигательные.

Беседа в старшей группе «Как на Руси весну встречали!» Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица. Задачи: Обобщение.

15 февраля в нашем детском саду прошло физкультурно-познавательное развлечение "Как казаки на Кубани весну встречали". Народные игры являются.

Весна идёт!Весне дорогу! на нашем участке есть ёлки, там живёт белочка. Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт. Потеплело на улице.

По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну .

Весна

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат - 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день .

Заклички 22 марта

22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки .

В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок или кулик.

Обрядовое дерево

Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Выпекание жаворонков

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.

Хоровод «Ручеек»

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Обряд отпускания птиц на волю

Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз . На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.

Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.

«Исстари на Руси заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю. В Москве этот обряд [совершался] ... против Охотного ряда. Сюда с утра приходит народ, покупает птиц и своими руками выпускает их из клетки на волю. Прежде на исполнение этого обычая стекались со всех сторон и только одна темная ночь прекращала сборище».

Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!