Внеклассное мероприятие на тему: "Золотая осень"

Саранова Ольга Викторовна

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №100

Учитель начальных классов

ПРАЗДНИК ОСЕНИ.

Цели:

    Углубить знания детей об основных приметах и признаках осени;

    Способствовать развитию навыков выразительного чтения, умения выступать, творческих способностей детей;

    Воспитывать чувство доброты, прививать интерес к искусству.

Оборудование: зал украшен осенними листьями, выставки поделок из природного материала, рисунков по теме “Вот и осень к нам пришла”, репродукции картин художников.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени. На празднике прозвучат стихи, песни, загадки. Мы с вами увидим интересные сценки и танцы, поиграем в разные игры, вы примете участие в различных конкурсах и узнаете много нового об осенних месяцах. Итак, начинаем!

Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Всё поспело для ребят.
Журавли на юг летят.
Здравствуй, здравствуй осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим.
Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем,
Приходи, мы ждём тебя,
Осень золотая…

Осень. Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья! Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной? Я пришла на праздник к вам петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь крепко подружиться!

Осень, милая шалунья, разместилась тут и там,
Как заправская колдунья разукрасила свой храм.
Гроздья – яхонты калины восхищают красотой.
Ты замедлила смотрины, так замедли шаг, постой!
Дай тобой полюбоваться!
Дай наслушаться тебя!
Не спеши уйти, расстаться,
Не позволь затмить себя.

Осень. Спасибо вам, ребята! Много хорошего услышала я о себе. А пришла я к вам на праздник не одна, а вместе с тремя братьями – осенними месяцами. Они помогут мне провести наш праздник.

Сентябрь.

Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к вам пришел?...

(Сентябрь).

Осень. Сентябрь – младший брат осени. Название сентября происходит от латинского “септимус” и означает “седьмой”. В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счету от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем – проводами лета. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну-две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов.

Ведущий. Ребята, а вы знаете, что такое грибы? (выслушиваются ответы детей)

Осень. Грибы – это не животные и не растения. Это особое царство живых организмов. Они появились на Земле более миллиарда лет назад. На Руси они назывались “губы” и только 300 лет назад стали называться “грибы”.

Ведущий. Ребята, а все ли грибы вы положите в свою корзинку? Почему? Вы правы, грибы бывают съедобные и несъедобные, их надо знать и уметь различать.

Грибные частушки

Начинаем мы запевку
Первую, начальную
Мы хотим развеселить
Публику печальную.

Вот растёт гриб-боровик,
И красив он, и велик.
В толстой шапке набекрень
Ножка крепкая, как пень.

Шоколадная папаха
Белый шёлковый мундир.
Посмотрев, опёнок ахнул:
Настоящий командир.

Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
Возраст мой - всего два дня.

Спрятались под елками
Рыжики с иголками.
Не малы, не велики
И лежат, как пятаки.

А во мху, как на подушке,
Чьё-то беленькое ушко.
Это груздь нас просит взять,
А за ним ещё штук пять.

Под осинами на кочке
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать,
И его придётся взять.

Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо ни одной,
Обойдём их стороной.

Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор.
Смотрит, улыбается,
Хочет всем понравиться.

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Ведущий. Какая команда соберет больше грибов? Чтобы собрать грибы, вам нужно отгадать мои загадки.

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора – ...

(Боровик).

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту – зовусь я – ...

(Подосиновик).

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Оченьдружные сестрички – золотистые...

(Лисички).

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый...

(Мухомор).

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые...

(Поганки).

Осень. С твоими загадками все легко справились, а пусть попробуют отгадать мои!

Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще.

(Подберезовик).

Что за ребятки на пеньках столпились тесной кучкой
И держат зонтики в руках, застигнутые тучкой?

(Опята).

В шляпке розовой, мохнатой, – но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко, для соления...

(Волнушка).

Ведущий. А я тоже знаю сложные загадки! Попробуйте их отгадать! И родители тоже могут поучаствовать!

Бледная шляпка, юбочка на ножке,
Смотрит свысока – ручки в бока.
Красива и важна – да никому не нужна.

(Бледная поганка).

Зашёл мужик в сосняк, нашёл мужик слизняк,
Бросить жалко, съесть сыро.

(Груздь).

На земле лежит лепешка, от дождя она растет,
Лишь дотронешься немножко, её сразу разорвет!
Пых! И вырвался костёр дымным облаком из спор!

(Дождевик).

Ведущий. Вы и со сложными загадками справились. Молодцы! Много грибов собрали. А какие из них несъедобные? (Мухомор, бледная поганка, дождевик).

Осень.

А пока вы собирали грибы –
Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены.
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень: “Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!”

Ведущий. Нельзя нам на свете прожить без чудес. Они нас повсюду встречают. Волшебный осенний и сказочный лес нас в гости к себе приглашает. Закружится ветер под песню дождя, листочки нам под ноги бросит. Какая красивая это пора: пришла к нам опять чудо-осень!

Ученик.

Все студёней заря по утрам,
У рябины в рубинах кисти.
С горных высей срываясь ветра,
На опушках взметают листья.

Над поляной шелест листопада,
В синий пруд упали облака,
Аромат антоновки из сада
Ветерок принёс издалека.

Ходит осень по районам нашим,
По полям, по тропкам луговым.
Ходит осень по родным раздольям,
Изобильем дышит трудовым.

Покраснели на бугре осинки…
Журавли трубят, на юг летят,
По стерне седые паутинки
Разбросал задумчивый октябрь.

Под фонограмму песни А. Шаганова “Листопад” девочки исполняют танец с листьями.

Ведущий. А что такое листопад? Почему он происходит?

Осень. Становится холоднее. Между веткой и черешком листа образуется лубяной слой, который не пропускает воду и питательные вещества к листу, он меняет свою окраску, постепенно засыхает и с помощью ветра опадает. Так дерево готовится к зиме.

Ведущий. Осенью наступает золотая пора. Художница-осень играет всеми цветами радуги. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Это богатство красок и привлекает к себе художников. И хотя мы с вами еще не настоящие художники, мы тоже постарались передать в своих рисунках все краски осени. (Под музыку П.И.Чайковского “Времена года. Октябрь” на экране демонстрируются рисунки детей).

ИГРА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ “КТО БЫСТРЕЕ?” (На полу по кругу раскладывают листья, их количество - на один меньше, чем игроков. Пока играет музыка, мальчики бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить лист. Кто не успевает, выбывает из игры).

Ведущий. Но осенью в лесу много разных ягод. Назовите лесные ягоды. (Черника, земляника, ежевика, брусника, клюква).
Ведущий . Когда они поспевают? (В основном летом).
Ведущий . А какие ягоды мы можем встретить сейчас? (Рябину, калину, клюкву, бруснику).
Ведущий . Ребята, кто-то из мальчишек набрал рябины и стал ею кидаться. Что скажете о таком поступке?(Ягоды рябины - это корм для птиц зимой).
Ведущий . Мы очень хорошо поработали, а теперь давайте проведём физкультминутку "Опенок".

Влез опенок на пенёк,
Постоял один денёк,
На ветру качался,
Низко наклонялся,
Тоненький - тоненький,
Ножки, как соломинка,
А потом склонился
И совсем свалился.

Октябрь.

Всё мрачней лицо природы
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился?

(Октябрь).

Осень. Октябрь называют вершиной осени. Почему? (это середина осени). Хмурень – так называли октябрь в старину. Называют его еще вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым – схорониться в лесную подстилку или забиться в щели, последним птицам поспешить с отлетом.

Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый про запас грибы в дупло.
Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари...
Зимовать к нам прилетели северяне-снегири.

Ведущий. Действительно, дни и ночи стали холоднее, не только животные, но и люди готовятся к зиме: на полях и в огородах идет уборка овощей. А какие овощи заготавливают на зиму?

Сценка “СПОР ОВОЩЕЙ”.

Осень.

Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуст
Кабачки зеленые, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.

Овощи. Кто из нас, из овощей, и вкуснее и нужней? Кто от всех болезней будет всем полезней?
Осень. Выскочил горошек – ну и хвастунишка!
Горошек. Я такой хорошенький зелёненький мальчишка! Если только захочу, всех горошком угощу!
Осень. От обиды покраснев, свекла проворчала...
Свекла (важно). Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала. Свеклу надо для борща и для винегрета. Кушай сам и угощай – лучше свеклы – нету!
Капуста (перебивая). Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи. А какие вкусные пироги капустные!
Огурец. Очень будете довольны, съев огурчик малосольный. А уж свежий огуречик – всем понравится, конечно!
Редиска (скромно). Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко. А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!
Морковь (кокетливо). Про меня рассказ недлинный: кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок и грызи морковку! Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким!
Осень. Тут надулся помидор, и промолвил строго...
Помидор. Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного. Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный. Витаминов много в нем. Мы его охотно пьем.
Осень. У окна поставьте ящик. Поливайте только чаще. И тогда, как верный друг. К вам придет зеленый... лук!
Лук. Я – приправа в каждом блюде и всегда полезен людям. Угадали? Я – ваш друг. Я – простой зеленый лук!
Картошка (скромно). Я, картошка, так скромна – слова не сказала...Но картошка так нужна и большим и малым!
Баклажан (робко). Баклажанная икра так вкусна, полезна...
Осень. Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно! (Слышится стук в дверь).
Овощи. Кто-то, кажется, стучит... (Входит ученик в костюме Айболита).
Овощи (хором). Это доктор Айболит!
Айболит. Ну, конечно, это я! О чем спорите, друзья?
Овощи. Кто из нас, из овощей, всех вкусней и всех важней? Кто от всех болезней будет всем полезней?

Айболит .

Чтоб здоровым, сильным быть надо овощи любить.
Все, без исключения. В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус, и решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!

Ноябрь.

Поле черно-былым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь).

Осень. Ноябрь – последний месяц осени. Его древнегреческое название – грудень, от слова “груда”, что значило разъезженный, плохой и замерзший путь. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.

Ведущий. Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки. Льют дожди, и нет просвета... Затерялось лето где-то. Дождь осенний налил лужи, перейти скорей их нужно!

ИГРА “ПЕРЕЙДИ ЛУЖИ!” (Участвуют пять мальчиков и пять девочек. На полу раскладывают листы бумаги. Делают две дорожки. Ребята должны пробежать, наступая только на листы бумаги. Все остальное пространство залито водой. Кто быстрее и аккуратнее справится с этим заданием?)

Ведущий. Красива природа на исходе осени. Ярко-красные ягоды красуются на деревьях рябины, но календарь неумолим, гаснут яркие краски осени. Скоро зима.

Торопится осень закончить дела:
Старательно землю дождем полила,
Про птиц не забыла – на юг проводила,
В полях и садах урожай собрала.
Нам нравится осень,
Мы осени рады.
Но вот и зима к нам стучится в ограду.
Проводим мы осень веселою песней
И зиму суровую встретим все вместе.

Звучит песня “Золотая осень” сл. О. Хромушкиной, муз. Г. Крылова.

Ведущий. В народе было принято устраивать проводы осени. И устраивали эти проводы после того, как был собран весь урожай. Давайте и мы с вами проводим осень – посидим за чашкой чая.

Ведущий. Жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться. Вы подарок наш примите, чаще в гости приходите. ("Осень" вносит корзину с яблоками и угощает детей и гостей праздника).

Праздник осени в 3-4 классе. Сценарий.

"

Сценарий внеклассного мероприятия для 3-4 классов "Праздник осени"

Цели: развивать творческие способности детей, воспитывать культуру поведения на массовых мероприятиях.
Ход праздника:
Ведущий : Если на деревьях листья пожелтели
Если в край далекий птицы улетели
Если небо хмурое, если дождик льется
Это время года «Осенью» зовется.

Сегодня у нас «Праздник осени». Мы долго готовились к этому празднику – учили стихи, рисовали рисунки, делали аппликации.

Ученик 1: Бродит в роще листопад
По кустам и кленам
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.

Ученик 2: Вьется в воздухе листва
В желтых листьях вся земля
У окошка мы сидим
И глядим наружу.
Шепчут листья: «Улетим»
И ныряют в лужу.

Ученик 3: Соберем из листьев веер
Яркий и красивый
Побежит по листьям веер
Легкий и игривый.

Ученик 4: И послушно ветру в след
Листья улетают
Значит, лета больше нет,
Осень наступает.

Играет музыка. Падают листья.

Ведущий: Ребята! Посмотрите, сколько листьев у нас стало. Но они не простые. Они с загадками.

Читаем на листьях загадки про осень и осенние явления.

Ведущий: А сейчас я предлагаю провести небольшой конкурс.
Я буду читать первую половину пословицы, а вы – вторую. Приготовились, начали.
1. В октябре до обеда осень - а после обеда…….(зима).
2. Плачет октябрь холодными…….(слезами).
3. Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь …….(капустой).
4. Весна красна цветами – а осень ……(снопами).
5. Что осенью припасешь, береги к (весне).
6. Весна красна, да холодна
Осень дождлива, да ….(сыта).
7. Что посеешь, то и ….(пожнешь).

Ведущий: Молодцы все пословицы мои вы знаете. А знаете ли вы, что в старину осень встречали трижды?

1. В Семен – день 14 сентября - день памяти Семена – летопроводца.
2. На рождество Богородицы 21 сентября – праздник женщин и женских работ.
3.На день Федоры – 24 сентября.

Но у осени есть еще и бабье лето, которое начинается с 28 августа по 11 сентября – это молодое бабье лето и с 14 сентября по 21 сентября – это старое бабье лето.

Это о бабьем лете П.Тютчев написал такие строки:

«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера».

Ведущий: А кто знает, сколько у осени месяцев и как они называются?
Сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте названия месяцев.

Вслед за августом приходит
С листопадом хороводит
И богат он урожаем
Мы его, конечно знаем.

Опустел наш школьный сад
Паутины вдаль летят
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
Конечно, же это месяц –СЕНТЯБРЬ .
Королева наша, осень
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?

Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился
Что за месяц к нам явился?

Ну, а это месяц – ОКТЯБРЬ .
Слушаем последние загадки.

Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода?
Знаешь ты? Конечно, да.

Поле черно-белым стало:
Падает, то дождь, то снег.
Кое-где похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц подскажи!

Ну, а это последний осенний месяц –НОЯБРЬ .

Ведущий: А вы знаете, что на осень приходится очень много примет.

Ученик 1: Большой урожай рябины – к большим морозам.
Ученик 2: Кошка мордочку прячет на холод.
Ученик 3: Много паутины на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
Ученик 4: Чем больше муравьиные кучи – тем суровее будет зима.

Ведущий : Из всех времен года осень - самая застенчивая и разнообразная пора. Осенью на полях и в садах идет уборка урожая и фруктов. Она щедро одаривает людей своими плодами.

А скажите мне, какие овощи мы собираем в огороде осенью? (Ответы детей).
Правильно. А теперь давайте еще отгадаем мои загадки про овощи.

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков ….(горох)

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ….капуста ()

Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей я к вам пришла.
Ты посоли меня немножко
Ведь правда, вкусная……(картошка)

Я круглый и красный
Как глаз светофора
Среди овощей
Нет сочней……(помидора)

Заставлю плакать всех вокруг
Хоть я и не драчун, а …(лук) .

Мой красный нос весь в землю врос
А сверху лишь зеленый хвост.
Умею скрыться ловка
Я сладкая ….(морковка ).

Ведущий: Какие вы все молодцы! Отгадали мои загадки. Тогда пришло время отправиться нам в огород и посмотреть, какой урожай уродился у нас в этом году.
Выходят дети – овощи.
Сценка «Урожай».

Посылает меня мама в огород
И капуста, и морковка тут растет.
Но каких нарвать не знаю овощей
Для салата, винегрета и для щей.

1.Краснощекий помидор сказал,-
-Из всех известных овощей
Я самый нужный для людей.

2. Но возразил ему горох
-Не понимаю, я чем плох?
Мне не дают покоя мышки
И очень любят ребятишки
Я слаще меда и конфет
Замены мне сегодня нет.
3. Морковь с достоинством сказала:
-У меня заслуг немало
Во мне особый витамин-
Незаменимый каротин.
Чтоб кожа бархатной была
Чтоб слепота не подвела
Всегда останусь я в цене
Я всем нужна, поверьте мне.

4. Вступил картофель в разговор
-Вы говорите сущий вздор!
Я защищаю свой мундир,
Я с давних пор для всех -кумир.
Я вам серьезно говорю:
Народ я досыта кормлю.
И все считаются со мной,
Не зря зовусь я – хлеб второй.

5. Вздохнула сочная капуста
-Как без меня на кухне пусто
Не буду скромничать друзья
Но без меня прожить нельзя
Мои тугие кочаны
Сплошь витаминами полны.

6. Тут свёкла вся раскипятилась,
багровой краской залилась
И мне замены не найдешь
Без меня не сваришь борщ!

7. Тут в разговор вступился лук
-Говорят я горький,
Говорят, не сладкий
Стрелочкой зеленой
Я расту на грядке.
Я, полезный самый
В том даю вам слово
Лук зеленый ешьте –
Будете здоровы.

Не нужно ссориться друзья
Живите, как одна семья!

Ведущий: Но осень нам дарит не только овощи, фрукты, ягоды, грибы. Самый дорогой подарок – это хлеб. (Выходит ученица с хлебом).
Ученик 1.
Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой.
Вот он – теплый, золотистый
Словно солнцем залитой.

Ученик 2.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило
Охраняло, берегло.

Ученик 3.
В нем – земли родимой соки
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки –
Вырастай богатырем.

Ведущий: Вот и подошел наш праздник к концу. Мы говорим осени – до свиданья. И напоследок давайте поиграем в игры.

Эстафета «В каждой ложке по картошке».
Положить картофель в ложку, добежать до черты и вернуться обратно.

Эстафета «Посадка и сбор картофеля».
Надо – 2 ведра, 10 картофелин.
Участник идет с ведром с картошкой до черты. Высыпает картошку (садит ее) и идет обратно. Передает ведро другому игроку. Другой игрок должен собрать картошку в ведро и снести ее на место и передать следующему игроку.

Конкурс «Узнай овощ и фрукт»
В корзину или ведро кладут овощи и фрукты. Но только уже очищенные. Вызываются участники и им по очереди завязывают глаза. Ведущий подводит первого участника к корзине и он, засунув руку в корзину вынимает что-то от туда. Он на ощупь должен сказать, что он достал. А чтобы подтвердить свой выбор он должен откусить от этого фрукта или овоща. Будет смешно, когда участники будут кусать лук, чеснок или сырой картофель. Но можно обойтись только съедобными фруктами, но тогда не будет так смешно.
Конкурс « Осенний вальс».

Для конкурса приглашаются пары, которые должны будут танцевать осенний вальс. Но все не так просто, потому что каждая пара должна положить и держать без помощи рук между своими лбами яблоко. И та пара, которая уронит яблоко последней, становится победителем. Также для более смешного исполнения конкурса можно менять музыку, увеличивая ее темп.

Эстафета «Змейка»
Грибы ставятся в два ряда, дети встают напротив грибов по трое и кладут друг другу руки на плечи. Надо обежать каждый грибок «змейкой», не сбив его. Добежав до центральной стены, возвращаются таким же образом. Побеждает команда, первой прибежавшая на финиш и не сбившая ни одного грибочка.

славная пора!. Сценарий

Описание материала : Материал мероприятия будет интересен учителям – организаторам, классным руководителям при организации осеннего досуга в начальной школе; на уроках - закреплениях окружающего мира, внеурочной деятельности.

Цель: Обобщение знаний детей об осени.

Задачи: - формировать и расширять представления об осени, как времени года;

Закреплять знания о приметах осени, овощах, съедобных и несъедобных грибах;

Развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение действовать в группе;

Воспитывать любовь к природе, ко времени года осень.

Оформление: класс украшен осенними листьями, сделанными руками детей. На доске – название праздника (тема урока).

Участники: ведущий, Осень, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, ребята.

Осень – славная пора!

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше мероприятие посвящено времени года, про которое А. С. Пушкин писал:

Унылая пора.

Очей очарованье! (Осень)

Сегодня мы подведём итоги тому, что знаем об осени, осенних изменениях в природе, сможем посоревноваться.

Знайте, осень – это не только дождик,

Это – пёстрый нарядный зонтик.

Это – яркие грозди рябины.

Это – жёлтый листик в росе,

Это – фруктов большая корзина

Сочных, вкусных, полезных всем!

А вот и она! (Входит Осень)

Осень: Здравствуйте, ребята,

Я вам очень рада!

Сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие по станциям, к моим помощникам! Вперед!

Станция «Осенняя»

Осень: Есть у меня три сына. Назовите их. (читают стихи)

Сентябрь

Старший сын Осени

Щедрый Сентябрь!

Каждой зверюшке

Подарок припас:

Белке – орешки,

Зайке – капусту,

Ежу – непоседе –

Грибы про запас.

Октябрь

Стало вдруг светлее вдвое.

Двор, как в солнечных лучах –

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

И летят…, летят…, летят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть это

Улетает наше лето.

Ноябрь

Земля остыла,

Улетели птицы,

Закончился в природе листопад,

Колючим холодом и первым белым снегом

Ноябрь укрывает голый сад.

Пруды замёрзли и слегка

Ледком подернулась река.

Ведущий: Расскажите о явлениях в неживой природе каждого месяца по плану:

Положение солнца.

Небо (облачность).

Температура воздуха.

Осень: Уточните, что такое облачность? А похолодание, заморозки?

Ведущий: Про осень говорят, что она МАТЬ –

Осенью кисель да блины;

Осень дождлива да сыта.

Почему такие поговорки народ сложил про осень? Какие вы ещё знаете?

(В сентябре и лист на дереве не держится.

Октябрь – ложка воды, ведро грязи.

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.

Ноябрь – ворота зимы.

В ноябре мужик с телегой прощается.)

Ведущий: Назовите осенние приметы.

(Бабье лето ненастно – осень сухая.

Комары в ноябре – быть лёгкой зиме.

Гуси высоко летят – будет много снега, низко – мало.)

Осень: Спасибо, братцы-месяцы! Нам пора двигаться дальше.

Станция «Урожайная»

Осень: Пришло время представить мою свиту.

Под землёй птица гнездо свила и яйц нанесла? (картофель)

Был ребёнок – не знал пелёнок,

Стал стариком – сто пеленок на нём. (капуста)

Что без боли и печали приводит в слёзы? (лук)

В земле сидит,

Хвост вверх глядит,

Сахар из неё можно добыть,

Вкусный борщ сварить. (свёкла)

Маленький, горький, луку брат. (чеснок)

В маленьком горшочке каша сладка. (орех)

Сценка «Спор овощей»

Ведущий: - Какие овощи солят и маринуют?

Какие овощи жарят и сушат?

Без чего не сварить щей и борща? (Ответы нарисовать)

Игра «Что растёт в огороде?» (отвечают «Да», «Нет»)

Растёт капуст а в огороде?

Краснеет помидор всегда?

А лук на грядке зеленеет?

Картошка в огороде зреет?

И на траве, как на подушке растёт зелёная лягушка?

Есть в огороде перец сладкий?

И кабачок растёт на грядке?

Морковка выстроилась в ряд?

Растёт на грядке шоколад?

Растут укроп, фасоль, горох?

Растёт большой и злой бульдог?

Конкурс «Самый вкусный салат» (Ребята готовят салат из овощей)

Осень: Молодцы, ребята! Получите от меня небольшой подарок, (дарит корзину яблок) , и следующая наша станция «Грибная».

Станция «Грибная»

Ведущий: Объявляется конкурс стихов о грибах. (Стихи П. Голова «Лесной светофор»)

Подосиновик

Он в осиннике родится,

Как в траве ни притаится,

Всё равно его найдём –

Шляпа красная на нём!

Боровик

Смотрите, вот он белый гриб,

Грибной военачальник!

К атласной шляпке лист прилип

Пожухлый и печальный.

Маслёнок

Весь на вид, возле сосен стоит он,

Ростом с вершок,

Словно подсолнечным маслом пропитан,

Жёлт корешок.

Моховик

Он выглядит несмело,

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой

Подняв над головой.

Конкурс: Разложить в 2 лукошка грибы: съедобные и несъедобные (ядовитые): подберёзовик, опята, лисички, бледная поганка, мухомор, груздь, рыжик, сыроежка, …

Ведущий: Назовите и покажите самый ядовитый гриб. (бледная поганка)

Осень: Хорошо отвечали, много знаете. Отправляемся на следующую станцию.

Станция «Лесная»

Ведущий: - Назовите деревья нашего леса, соединив их с листьями.

Отгадайте кустарники:

Маленький мужичок, костяная шубка? (орех)

Синий мундир, белая подкладка, в середине сладко. (Слива)

Чёрная?

Нет, красная.

А почему она белая?

Потому что зелёная. (смородина)

Ласточки пропали,…

(А вчера зарёй

Всё грачи летали да как сеть мелькали

Вон над той горой. А. Фет «Осень»)

Славная осень…

(Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит. Н. Некрасов)

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

(Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва. А Твардовский «Лес осенью»)

Лес, точно терем расписной…

(Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пестрою стеной

Стоит на солнечной поляне. И. Бунин «Осень»)

Кроет уж лист золотой…

(Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу. А. Майков «Осень»)

Осень: Молодцы! К сожалению, нам пора прощаться. Спасибо за то, что вы любите меня – за щедрость, за красоту, за редкие, но славные тёплые деньки! Спасибо за то, что пришли на мой праздник! Низкий вам поклон!

Ведущий: Дорогие ребята и гости! Мы не забыли, зачем мы здесь собрались. Давайте все дружно скажем Осени «Спасибо!!!» и наш подарок ЧАСТУШКИ, собственного сочинения:

1. Осень – чудная пора,

Времечко сырое.

Дождик льёт как из ведра,

Зонтик в руки брать пора!

2. Осень, осень золотая

Разукрасила леса,

Осень, осень золотая

Очень любим мы тебя.

3. Ой, да осень, да краса

Ты пришла сюда не зря –

Разукрасила леса

В жёлто-красные цвета.

4. Стало небо холоднее,

В воздухе листва кружит.

Это осень золотая

На смену лета к нам спешит.

5. Под окном моим рябина

Словно девица – краса!

В ярко-красном сарафане

Осень встретила она.

6. В небе листья закружились

Жёлтые да красные.

Это в гости к нам пришли

Дни осени прекрасные!

7. Осень, осень золотая

Вот прекрасная пора!

Листья жёлтые кружатся,

Веселится детвора!

8. Посмотрите-ка, ребята,

Что творится за окном.

Наша осень непонятна –

Снег на лужах серебром!

9. Птицы в страны улетели,

Литья наземь облетели.

Ждём пока закружит снег,

Чтоб сказать зиме: «Привет!»

Осень: Хорошие частушки! Молодцы!!! Спасибо большое! А теперь, гости дорогие, милости просим к праздничному столу! Отведайте вкусных моих плодов! А мне пора уходить. До свидания, ребята! До следующей осени!

Ирина Николаевна Плеханова

Мы все привыкли к осени , как привыкают к чему то обыденному : приходит каждый год после лета и незаметно исчезает, растворяясь в зиме…за суетой жизни мы перестаем обращать на это внимание : осень и есть осень . Но ведь она -живая!

Как заботливая мать она ухаживает за своими детьми : кого ободрит, кого поошрит, а кого и отшлепает, отругает. И она – разная. С мокрым снегом, золотым листопадом, с ярким солнцем. С ярким солнцем, пронизывающим ветром и шумным дождем. Нельзя сказать : плоха она или хороша. Она такая, какая есть. И она любит нас, пусть по – своему, но любит!

Нашим ребятам хотелось взглянуть на нее другими глазами, поговорить с ней. Экскурсии в лес, беседы, разучивание стихов, сбор осенних листьев , наблюдение и многое другое – это самая малая часть того, чему мы посвятили эту осень .

А итогом всей длительной работы стала организация выставки «У осени в гостях » , где были представлены работы, выполненные детьми совместно с родителями. Сколько фантазии, любви, доброты, труда было вложено в каждую! Нас встретили Забияка – Кактус – из кабачка, веселый еж, из сосновых шишек, хоровод грибов – из декоративных тыкв, королева осени , Чипполино, Сеньор – Помидор, букеты из осенних листьев . Да всего и не перечислишь!

Мы получили не только духовное удовлетворение, но и порцию витаминов. Ребята нашего детского сада продемонстрировали свои умения в приготовлении салатов из овощей и фруктов. В роли поваров, держа в руках ножи и терки, дети испытали массу эмоций : и восторг и чувство гордости.

Наши салаты были не только вкусны, но и оригинально украшены, Творчество, креативность вложили дети в оформление своих кулинарных шедевров. Каждый салат получил название : «Сказочный цветок» , «Щедрый цветок» , «Зайкина радость» , «Витаминное ассорти» .

А потом ребята ели салаты и обменивались впечатлениями.

Такой нетрадиционный творческий подход, объединяющий в себя несколько направлений в работе с детьми, способствует повышению эффективности общения дошкольного учреждения с семьей.

И. Н. Плеханова - старший воспитатель