Развлечение в старшей группе детского сада. Кузьминки. Сценарий

Составитель: Куриленко Н.Н.

14 июля – середина лета. В этот день земля именинница, а поскольку земля женского рода, то праздник считается чисто женским.

14 июля на Кузьму и Демьяна хорошие хозяева успевали устроить праздник, складчину собирали на стол, пели, вдоволь разговаривали, назывался этот праздник – Летние Кузьминки.

В Областном детском центре «Ребячья республика» нами была предложена идея провести девичий праздник. Все девочки поддержали эту идею, а каким быть празднику – решали сами. Для этого несколько раз собирались девочки по одной от отряда. Решали, что накрыть на «стол», в какие игры играть, выбирали несколько полян, сами очищали их, приводили в порядок. Решили прийти на праздник только в платьях или сарафанах, с заплетенными косами.

На смене «Звезда на ладони» присутствовало несколько фольклорных коллективов. Руководители этих коллективов и помогли девочкам вспомнить старые и разучить новые фольклорные игры, песни.

Все мальчики в это время отправились на дальний стадион, играть в спортивные игры. Но им было ужасно интересно посмотреть, чем занимаются девчонки. Поэтому через какое-то время мальчики присоединились к девочкам сначала пассивными наблюдателями, затем активными участниками праздника. Девчонки пригласили парней на свои поляны и щедро угощали дарами земли.

По итогам анкет мы поняли, что праздник удался. Советуем вам провести у себя нечто подобное по форме, возможно с иным содержанием.

Ход праздника:

На поляне девочки стелили скатерти и готовили ужин, который состоял из продуктов, рожденных землей: картофель, зелень, овощи, пироги, квас, собирали грибы и ягоды.

Наряжались, учили и вспоминали русские – народные песни, игры. Праздник начинался с того, что все девочки выходили на улицу (собирались около своих корпусов) и с песней шли на встречу друг другу, соединяясь в один большой хоровод. На большой поляне пели песни, частушки, играли в игры, водили хороводы, затем отправлялись на свои поляны и отведывали то, что уродила матушка – земля.

(Игровой фольклорный материал подобран по книге И. Панкеева «Русские народные игры». Издательство «Яуза», Москва, 1998 г).

OZON.ru – Книги | Русские народные игры | И. Панкеев | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-8153-0001-2

Созывание девушек в хоровод само собой выражает свое значение – желание порезвиться. Девушки, собравшиеся на лесной поляне, берутся за руки, делают круг и начинают созывать подружек в хоровод. Во время пения они ходят кружком:

Собиралися девушки все во кружок,

Расходилися во лесок,

Садилися на лужок,

Где муравынька да цветок.

Сорывали с цветов цветочки,

Надевали на головы веночки.

Пошли в хоровод, пошли в хоровод!

В хороводе веселилися,

По забавушкам пустилися.

Песни славно запевали,

Подружечек собирали:

Собирайтеся во единый кружок!

Запоем-те песню нову,

Про радость нашу к хороводу.

Просо сеяли…

Играющие делятся на две половины и затем, взявшись за руки, становятся в два ряда, один ряд против другого, в 20-ти шагах. Первая половина поет:

– А мы просо сеяли, сеяли,

– Ой Дид Ладо, сеяли, сеяли!

На первой строке этого куплета поющие подступают в пляске, с дробным перестуком каблуков, ко второй половине, а на второй строке отступают на прежнее место. Хотя дело происходит на лугу, дробный перестук пляшущих слышен и задает веселый, бодрый ритм всему действию.

Вторая половина наступает с теми же танцевально-наступательными движениями:

– А мы просо вытопчем, вытопчем,

– Ой Дид Ладо, вытопчем, вытопчем!

– А чем же вам вытоптать, вытоптать?

– Ой Дид Ладо, вытоптать, вытоптать!

– А мы коней выпустим, выпустим,

– Ой Дид Ладо выпустим, выпустим!

По такому же принципу строится дальнейшая перекличка двух хоров, в которой звучат такие обещания:

– А мы коней переймем, переймем!

– А чем же вам перенять, перенять?

– Шелковыим поводом, поводом.

– А мы коней выкупим, выкупим!

– А чем же вам выкупить, выкупить?

– А мы дадим сто рублей, сто рублей!

– Не надо нам тысячи, тысячи!

– А что же вам надобно, надобно?

– Надобно нам девицу, девицу.

Вторая половина дает первой девицу, оборачивается и уходит с пением:

– Нашего полку убыло, убыло,

– Ой Дид Ладо, убыло, убыло!

Первая половина принимает в свой ряд прибывшую девушку и также удаляется, припевая:

– А нашего полку прибыло, прибыло,

– Ой Дид Ладо, прибыло, прибыло!

Тогда вторая половина начинает петь тот куплет, которым открывала игру первая половина:

– А мы просо сеяли, сеяли…-

И первая обязана ей выдать одну из своих девушек. Продолжают игру, пока все не переменятся местами в обоих половинах.

Слова «Дид (дед) Ладо» звучат во многих старинных игровых песнях. «Дид Ладо» – это покровитель семейного очага, лада в семье.

Луг-лужочек

Собравшиеся девушки кружатся и поют на зеленой поляне, при этом топочут ногами:

Луг ты мой, луг зеленой,

Зелен луг, лужочек!

Кто тебя топтал

Да кто толочил?-

Топтала девица,

Другая – вдовица,

Третья – молодица.

У той у молодицы

Мужа дома нету,

Уехал муж во Москву –

Белил закупать.-

Как приехал муженек

Во единый во денек,

Привез он белил,

Стал жену дарить.

Тут девушка в мужской шляпе, представляющая мужа, идет к ходящей в кругу девице, берет ее за руку, ставит посреди круга и дает ей платок вместо белил; та сердито отворачивается, бросает платок на землю и не глядит на своего мужа. Девушки поют вместе с мнимым мужем:

Ты прими-ко, жена, не ломайся!

Ты прими-ко, душа, не гордися!

Поглядите, люди добрые,

Как жена меня не любит,

На доброго молодца не глядит.

Я куплю своей жене

Гостинничек другой,

Такой гостинчик дорогой-башмачки.

Ты прими, жена, не ломайся!

Ты прими, душа, не гордися!

Она и башмачки бросает на землю. Все поют:

Поглядите-ко, люди добрые,

Как жена меня не любит,

На доброго молодца не глядит!

Я поеду, молодец, во Китай-город,

Я куплю своей жене гостинничек другой,

Такой гостинчик дорогой –

Шелковую плетку.

Ты прими, жена, не ломайся!

Ты прими, душа, не гордися!

Девица тот час обращается к нему, обнимает его и целует. Девушки поют:

Поглядите-ко, люди добрые,

Как жена мужа любит:

Глаз с него не спускает,

Где не сойдутся, – всё поклонится,

И друг с дружкой все целуются.

При этом они целуются, и круг расходится, чтобы вновь сойтись для игры с другой парой.

Заинька

Играющие, став в круг, поют и приплясывают, а Заинька посреди круга выполняет движениями все то, о чем поется в песне.

Заинька, поскачи!

Серенькой, попляши!

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Заинька, поскачи!

Серенькой, попляши!

Держав себя за бочки,

Вот так, так, так!

Заинька – во ладоши,

Серенькой во ладоши!

Кружком, бочком повернись,

Вот так, так, так!

Города здеся крепкие,

Закрепы железные!

Кружком, бочком повернись,

Вот так, так, так!

Есть зайцу, где выскочить,

Серенькому выбежать!

Кружком, бочком повернись,

Вот так, так, так!

Заяц приседает, переворачивается, совершает другие отвлекающие «пируэты» – и убегает из круга. Мешают ему не всерьез, с тем, чтобы следом за ним показал свое искусство в ловкости и быстроте другой Заинька.

Плетень

Это одна из самых красивых хороводных игр. Все берутся за руки и поют:

Заплетися плетень, заплетися;

Ты завейся труба, золотая;

Завернися, камка кружчатая!

Из-за гор девица утей выгоняла:

Тига, утушка, домой,

Тига, серая, домой!

Я сама гуськом,

Сама сереньким.

Ой свет, сера утица!

Потопила малых детушек

И в меду, и в патоке,

И во явстве сахарном.

Я старым старикам –

Киселя с молоком;

Молодым молодкам –

Шелковую плетку,

А красным девицам –

Белил да румян.

Расплетися плетень, расплетися;

Ты развейся, труба золотая;

Развернися, камка кружчатая!

Из-за гор девица утей выгоняла,

Тига, утушка, домой,

Тига, серая, домой!

Я сама гуськом,

Сама сереньким.

Ой, свет, сера утица!

Вынимала малых детушек

Из меду, из патоки,

Из явств сахарных.

При пении делают самые разнообразные фигуры. Например:

1. При пении первой половины песни хороводница ведет всех играющих «сквозь» последнюю пару и потом кругами обходит ее так, что последняя пара составляет средоточие, вокруг которого все проходят последовательными кругами и в конце концов тесно стоят многими кольцами. При пении второй половины песни хороводница «расплетает» играющих.

2. Три пары становятся отдельно, и вокруг них хороводница обводит играющих переплетом.

3. Хоровод проходит «сквозь» последнюю пару, потом «сквозь» третью, пятую, седьмую и т.д.

Платок

Все играющие, кроме одного, взявшись за руки, становятся в кружок. Оставшийся обегает позади круга и бросает платок за одним из игроков; тот должен схватить платок, погнаться за бросившим и накинуть платок ему на шею, прежде чем тот успеет три раза обежать круг и вскочить в него. Если успеет, то первый снова должен встать вне круга, бросит платок и убегать; если же не успеет, то первый становится на место второго, а второй остается за кругом и продолжает игру.

Вконтакте

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»

Хозяйка : Ну вот и всё готово.

Лиза : И в избе прибрано, чисто и красиво.

Катя : Вот и славно, скоро к нам гости придут.

Лиза : А зачем они к нам придут?

Под музыку входят девочки с узелками

1-ая девочка : Здравствуй, хозяюшка, принимай угощеньице.

Лиза : Девицы-красавицы, зачем вы к нам пришли?

2-ая девочка : На посиделки.

Катя : А что вы умеете делать?

3-ая девочка: В «Дрёму» играть.

Игра в «Дрёму».

4-ая девочка: Хозяюшки, расскажите про праздник «Кузьминки».

Хозяйка : 14-го ноября по народному календарю – День Кузьмы-Демьяна – это праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили:»Кузьминки – об осени одни поминки». Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна покровителями кузнецов и женщин рукодельниц. Святые и сами были кузнецами: они ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. Но и в других ремёслах призывали в помощь святых братьев. Со временем два брата слились в один образ, и день их памяти в народе назвали по имени одного из них – «Кузьминки».

Лиза : Кузьминки – курьи именины, курячий праздник. В этот день едят кур, цыплят, и строго следят за тем, чтобы косточки не ломались во время еды, а то куры будут уродливые.

Катя : С Кузьмы-Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу, обращаясь к святым, просили помочь, чтобы не отставать в работе от тех, кто начал её раньше: батюшка, Кузьма-Демьян! Сравняй меня, позднюю с ранними.

Хозяйка : На Кузьминки девушки снимали избу, устраивали посиделки и приглашали парней. Девушки варили свою «ссыпную» кашу и устраивали пиршество.

Лиза : К вечеру изготавливали чучело Кузьки: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали к ним голову, опоясывали чучело кушаком, обували в старые лапти. И усаживали посреди избы.

Катя : Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали игры. После завершения праздника чучело выносили из дома, клали на носилки или в корыто и неси за околицу. Там чучело раздевали, раздёргивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

Хозяйка : Ну что ж, девицы-красавицы, за работу принимайтесь.

Звучит музыка «Прялицы».

(Девушки садятся, начинают «работать», одна девочка не работает, ходит и смотрит, как работают другие).

Хозяйка : А ты, Катюша, чего же не работаешь?

Катя : А я всё сделала!

Лиза : Не верьте ей, схитрила она! Из дому полное веретено принесла! Смотри, Катюша, за твою хитрость накажет тебя Кикимора.

Катя : Как это?

Хозяйка : А вот одна девушка на посиделках ленилась, кудель не допряла, вернулась домой, да и спать легла.

А утром встала и видит: вся кудель испрядена, да так криво, толсто.

Она и спрашивает: «Мамонька, кто это сделал?» А матушка ей отвечает: «Это, видимо, кикимора тебе помогла!»

Катя : Подумаешь!

Хозяйка : Ах ты, лентяйка! А ну, девушки, запевайте!

(Девушки поют, водят хоровод вокруг Кати, та старается вырваться из круга: «Девочки, ну не смейтесь!», затем закрывает лицо руками).

Пряла наша Катя куделю маленько.

Куделю маленько, ни толста, не тонка.

Ой, Катя, наша Катя, ой, да Катерина! – 2 раза

Ни толста, ни тонка, ростом с оглоблю.

Ой, Катя, наша Катя, ой, да Катерина! – 2 раза

Катя : Девушки, не смейтесь! Я не буду больше лениться.

1-я девочка : Да-а-а-а, а у меня не получается!

2-я девочка : И у меня-а-а-а! Над нами тоже смеяться будут!

3-я девочка: И Кикимора накажет!

Хозяйка : Не плачьте, девочки. Я вас научу, лучше других будете шить да вышивать. Давайте попросим Кузьму и Демьяна: Батюшка, Кузьма-Демьян, сравняй меня, позднюю, с ранними!

(Дети повторяют).

Песня «Прялица»(Приложение №1). Под музыку «Во кузнице» входят мальчики.

Костя : Здоровья вам! Нужны ли мы вам?

Илья : Когда надо вам - привечайте нас!

Дима : А не надо вам – прогоняйте нас!

Настя : У нас гостики во дому, словно солнышко в терему.

Ира : Дорогие гости, счастья вам! Просим жаловать в терем к нам!

Костя : Мальчики здесь? (Дети хором – Здесь!)

Ира : Девочки здесь? (Дети хором – Здесь!)

Костя : Можно и хоровод завесть!

Илья : Ох и развесёлый вы народ!

Дима : Становись-ка в хоровод!

(Хоровод «На Кузьму-Демьяну»(Приложение №2))

Хозяйка : А после такого хоровода и не грех поиграть в бояр.

(Игра «Бояре» (Приложение №3))

После игры дети встают в хоровод.

Хозяйка : Ишь ты, вы все себе пары выбираете, а про нашего Кузьму забыли. А ведь сегодня его праздник! (Выносит куклу Кузьку). Давайте его повеличаем.

(Все (и взрослые, и дети), стоя в хороводе поют песню «Милый наш Кузюшка» (Приложение №4), а Кузьку носят по кругу. В конце песни чучело «падает»).

Милый ты наш Кузюшка!

Мы тебя славим.

Мы тебя славим.

В хоровод поставим.

Мы тебя встречаем,

Тебя величаем!

После того, как кукла упадёт, хором поют:

Распрощаемся с тобой.

Ты иди на покой!

Хозяйка : Ох, упал, родимый. Знать, осени конец!

Лиза: Пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили.

Катя : Ох, разлюбезные наши гостики! Пришла пора проводить нашего желанного батюшку!

Все: Прощай, Кузюшка!

До новой Осени!

До нового урожая!

(Чучело Кузьмы уносят).

Дима : А теперь спляшем напоследок! Посмотрите, как у нас-то в мастерской!

(Пляска-песня «Посмотрите, как у нас-то, в мастерской» (Приложение №5))

Хозяйка : За такое веселье наше вам почтенье!

Лиза : И ждёт вас вкусное угощенье!

Катя : Всем вам, и мастерам, и рукодельницам, и вам, гости дорогие, желаем успеха да радости, смеха да веселья. До свидания!

Цели : познакомить с традициями народного праздника Кузьминки, раскрыть широту русской души, умение народа работать и отдыхать, воспитывать доброе отношение к народным традициям, любовь к народной культуре.

1-й ведущий.

Что за славный денёк,

На бугре солнцепёк,

Собирайся, народ, у ворот!

Петь, шутить, хороводы водить,

Весну красную веселить!

2-й ведущий. 14 ноября издавна считался на Руси праздничным днём. Его именовали Кузьма-Демьян. А ещё в народе этот день называли Кузьминки.

Кузьминки - мол, об осени поминки.

Кузьминки - встреча зимы...

В этот день и молодёжь и дети - все примечали, какой будет погода. Немало народных примет было связано с этим днём.

1-й ведущий. Вот, например, если на Кузьму-Демьяна лист останется на дереве, то другой год будет морозным.

Снег на Кузьминки обещает будущей зимой большой разлив.

А вы, ребята, знаете ещё народные приметы, связанные с этим праздником?

Дети из зала приводят примеры народных примет. Раздаются звуки балалайки, появляются Фома и Ерёма.

Фома и Ерёма.

Здрасьте. А вот и мы оба,

Фома да Ерёма.

Фома. Потешки услыхали, к вам прибежали.

Вместе . Мы ребята удалые, озорные.

Фома . В общем и в целом прекрасно живём.

Ерёма . А ну, Фома, присядем у ворот да потешим народ.

Фома . Нынче вам расскажем в лицах весёлые небылицы. (Садятся.)

Ерёма (толкает Фому). Начинай.

Фома.

Нет, ты начинай.

Оба вместе начнём, а вы подпевайте.

Фома и Ерёма, имитируя игру на балалайке, исполняют «Небылицы».

Фома. Вы послушайте, ребята, чепуху мы будем петь.

Ерёма. На дубу коза пасётся, в бане парится медведь.

Здорово, здорово у ворот Егорова.

А у наших у ворот всё идёт наоборот.

Фома.

Рано утром вечерком, поздно на рассвете,

Баба ехала пешком в ситцевой карете.

Все . Здорово...

Ерёма.

А наш дедушка Иван посадил кота в карман,

Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.

Фома.

На заборе чепуха жарила (варила) варенье,

Куры съели петуха в это воскресенье.

Ерёма.

Сидит ёжик на берёзе, новая рубашечка,

На головке сапожок, на ноге фуражечка.

Фома. Черти вилами поели из баранины уху,

Не пора ли нам, ребята, кончить эту чепуху.

Фома и Ерёма кланяются и убегают со сцены.

1-й ведущий . Кузьма и Демьян - большие искусники, они покровители всех ремесел: кузнечного дела и женского рукоделия.

С Кузьмой и Демьяном женщины принимались за зимнюю пряжу и при этом обращались к святым, прося помочь им не отстать от подруг, от тех, кто начал работу раньше.

Вот так: «Батюшка Кузьма-Демьян, помоги, сравняй меня позднюю с ранними»...

2-й ведущий. Кузьминки повсюду слыли больше девичьим праздником. Что это значит?

В некоторых местах существует по сей день обычай, по которому девушка-невеста считается в день Кузьмы-Демьяна первой хозяйкой всего дома.

Она сама готовит богатые кушанья и гостей угощает.

Молодёжь в эти дни не ограничивалась чаем, за рукодельем девушки пели песни.

На сцену выходят девочки в русских сарафанах с различным рукодельем в руках, рассаживаются по лавкам и начинают петь «Пряху».

Молодая пряха у окна сидит.

Молода, красива, карие глаза,

По плечам развита русая коса.

Русая головка, думы без конца,

Ты о чём мечтаешь, девица-краса?

В низенькой светелке огонёк горит,

Молодая пряха у окна сидит.

1-й ведущий. Кузьма и Демьян - праздник кузнецов. В народе рассказывают, что святые были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, отчего и прозвали их бессеребренниками.

2-й ведущий . В уезде Вологодчины полагали, что Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, просили только, чтобы хозяева их накормили кашей, поэтому ещё их называют «кашечниками».

3-й ведущий. В Курской губернии наряду с кашей крестьяне считают необходимым бить 14 ноября трёх куренков и есть их утром, в обед и вечером, чтобы птица водилась.

Трапеза в этих местах всегда сопровождалась молитвой.

1-й ведущий. Следуя старинным народным традициям, мы решили в этот день отведать кашу различную и похлебать куриной лапши. Так и поступили. Но сначала с рецептами ознакомились.

Каждый класс представляет на сцене свою кашу, расхваливая её.

2-й ведущий. А какой же праздник без русских удалых частушек?

На сцену выходят мальчики и девочки, одетые в русские сарафаны и косоворотки, и исполняют частушки.

На весёлое гулянье

Я пришёл без ремешка.

Девяносто песен знаю,

Ещё дома полмешка.

Полотенце вышивала

Петухами, утками.

Я миленка поджидала

Часами и минутками.

Ехал Ваня на баране,

Нова дудочка в кармане.

Ваню бабушка любила,

Кашей масляной кормила.

На окошке два цветочка -

Голубой да аленький.

Я (мальчишка) парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Я частушек много знаю

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Я плясал на три ноги,

Потерял я сапоги.

Оглянулся я назад -

Сапоги мои лежат.

Мы пропели, что сумели,

Поплясали от души.

Выходи на круг, кто смелый,

Пой погромче и пляши.

Повторяют и вызывают детей из других классов петь частушки.

"Кузьминки-посиделки" осеннее развлечение для старших групп детского сада

Кремень Елена Ивановна, музыкальный руководитель МКДОУ "Гаврилово-Посадский детский сад №1"
Православные праздники отмечаются в детских учреждениях наряду с Новым годом, праздником 8-ое марта, выпускными и другими мероприятиями. В нашем детском саду педагоги стараются вовлечь детей и их родителей в такие развлечения, как Пасха, Рождество, Масленица, Яблочный спас. А еще у нас есть традиция совместных мероприятий, проводимых педагогами различных детских учреждений. В этом году, я решила обратится еще к одному православному празднику Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна) и провести праздник –развлечение между воспитанниками старших групп детского сада №1 и детского сада №3 нашего города.

Цель:
- Познакомить детей с православным праздником «Кузьминки», традициями русского народа.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
- Развивать у детей интерес к русскому фольклору.
- Воспитывать уважение и любовь к русской культуре.
Предварительная работа:
- Знакомство детей с народными приметами, поговорками и пословицами по данной тематике.
- Разучивание хороводов, песен.
- Изготовление сувениров для гостей праздника «Красочные подковы».
Оформление зала:
Зал оформлен в виде горницы – стол с красочной скатертью, на столе самовар, чашки поднос с пирогами. Недалеко стоит стилизованная русская печь, лавки, где будут сидеть дети.
Ход праздника:
Дети, под народную музыку входят в зал и садятся на лавки.
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!
Мы рады приветствовать Вас в нашем нарядном зале! А собрались мы здесь именно сегодня, чтобы отпраздновать «Прощение Осени». А какие вы знаете осенние месяцы?
(Ответы детей).
Сентябрь в старину называли рябинник, хмурень, потому что именно в сентябре поспевала рябина и устанавливалась осенняя, холодная погода.
Октябрь называли – свадебник, листобой. В этот месяц активно желтели, краснели и опадали листья с деревьев. А молодые справляли свадьбы.
А какой сейчас месяц осени? (Ответы детей) .
Да, на дворе ноябрь – самый холодный месяц осени, с длинными, темными вечерами, заморозками. До этого времени уже весь урожай был собран и убран, а из-за морозов на полях и огородах замерзали комья земли. В народе ноябрь называли – грудень.
А за осенью какое время года следует?
(Ответы детей) .
Правильно, зима! Сегодня 14 ноября – это праздник, который называется Кузьминки. Кузьминки – это осени поминки.
В этот день прощались с осенью и встречали зиму. В старину люди в это время отмечали окончание работ в поле и огороде, и приступали к домашним делам. Считалось, что именно с этого дня начинались морозы на улице. А сейчас, я вам расскажу легенду. (Сопровождается слайдами)
Легенда.
Давным-давно жили два брата и звали их Косма и Дамиан, в народе их называли Кузьма и Демьян.


Они были знаменитыми, искусными врачами. Братья ходили по городам, деревням и лечили людей. Про них говорили, что даже словом могли излечить от тяжелого недуга людей и животных. За свою работу лекари не брали денег, поэтому их называли «бессребрениками», т.е. не жадными.
Кузьма и Демьян – покровители ремесел, в народе они слывут прекрасными кузнецами. Поэтому, 14 ноября свой праздник отмечают кузнецы.


У нас в России, день Кузьмы и Демьяна называют по-разному - Кузьминки, Проводы осени, Встреча зимы. А еще называют Курячим праздником, потому что в этот день готовили кашу с курятиной. Праздник широко отмечался. К этому дню уже заканчивались все полевые работы, заготовки на зиму были припасены и народ брался за домашнюю работу. Женщины долгими зимними вечерами занимались рукоделием – пряли, вышивали, вязали.
На Кузьминки, народ собирался в большой избе. Угощались кашей с курятиной, пирогами и другими блюдами.

Веселились – плясали, пели песни и играли в народные игры.

Вот так ярко и весело отмечалась «Встреча Зимы».
Ведущая: Вот мы и познакомились с праздником «Кузьминки».
А теперь, посмотрите, как украшен наш зал! Как будто, мы находимся в деревенской избе. Наверное, впору встречать Хозяйку этой избы.


Под русскую мелодию входит Хозяйка .
Ведущая: Здравствуй Хозяюшка, вот мы на огонек к тебе зашли.
Хозяйка: Здравствуйте, коль не шутите. У меня для каждого есть местечко и доброе словечко. Праздник Кузьминок нынче. На дворе ноябрь студеный, холодный, с длинными темными вечерами. Недаром русский народ говорит «Не сковать реку зиме, без ноября кузнеца».
Ребята, а какие вы знаете пословицы, поговорки и приметы?
Дети по очереди выходят и говорят поговорки и пословицы.
1. Кузьминки – по осени поминки.
2. Кузьминки – встреча зимы
3. Кузьма и Демьян кузнецы, куют землю и воду до весны.
4. Кузьма и Демьян слывут в народе кузнецами.
5. Осень – перемен восемь.
6. Труд человека кормит, а лень портит.
7. Умелые руки не знают скуки.
8. Землю красит солнце, а человека труд.
Хозяйка: Ой, какие молодцы! Сколько вы пословиц знаете. А вы знаете, почему праздник называется «Кузьминки»?
(Ответы детей).
Правильно, потому что Кузьма и Демьян были кузнецами.
Ведущая: Хозяюшка, а давайте, вместе с ребятами споем песню «Во кузнице».
Исполняется «Во кузнице».
После исполнения дети садятся на места.

Хозяйка: Ребята, а любите загадки? Давайте, с вами поиграем. Отгадайте мои загадки.
1. В избе изба, на ней труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе
Видит пламя народ,
А тушить не идет. (Печка)

2. Стоит бычок, подбоченевши бочок.
Шипит и кипит
Всем чай пить, велит. (Самовар)

3. В брюхе баня, в носу решето,
На голове пупок,
Одна рука, и та на спине. (Чайник)
4. Летит, рычит, ветки ломает
Пыль поднимает,
Слышишь его, а не видишь его. (Ветер)

5. Невидимкой осторожно, он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне. (Мороз)

6. Не пешеход, а идет
Мокнут люди у ворот
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка. (Дождь)
Хозяйка: На Кузьминках-посиделках девицы занимались рукоделием, пряли пряжу, вязали, шили и вышивали. А еще пели, плясали и играли. Давайте-ка поиграем, наши ножки разомнем.
Ведущая: В этой игре участвуют только девочки.
Проводиться игра «Разбери платочки».

Хозяйка: Молодцы, девицы. А ну-ка, парни-молодцы, разгуляйтесь молодцы,
выходи на состязание. Покажите, как вы умеете собирать картошку.
Проводиться игра «Собери картошку».
Ведущая: А вы знаете, что «Кузьминки» называют куриным праздником, потому что в этот день, 14 ноября кашу с курятиной и пирог-курник.
Хозяйка: Ой, ребята, помогите мне, я случайно рассыпала горох в фасоль. Может вы разберете отдельно горох и фасоль?
Проводится игра «Курочки и петушки».


Хозяйка: А теперь, поиграем и попляшем.
Проводится игра «Солнце»
После игры исполняется хоровод «На горе-то калина».


Хозяйка: Вот мы пели, играли, плясали. Славно справили Кузьминкины посиделки. И сейчас, я хочу вас угостить пряничками.
Раздает угощение.


Хозяйка: Делу время, а потехе час. Вот и закончились наш праздник. А я, прощаюсь с вами и жду вас еще к себе в гости.
Прощается и уходит.
Дети детского сада №1 дарят подарки «Подковки на счастье» детям детского сада №3.

Гостья. Сейчас-то, хозяюшка, печей в доме не встретишь.
Хозяйка. Верно, остались они разве что в самых маленьких и дальних казачьих хуторах. (Обращается к детям.) А кто из вас видел русскую печь или даже грелся у неё? Что про неё рассказать сможете? А сказки, в которых о русской печи говорится, вспомните?

Дети самостоятельно вспоминают функции русской печи (обогревает дом, в ней можно приготовить пишу, на ней можно спать и т.д.), делятся впечатлениями о русской печи, называют сказки.

Хозяйка. Песню вы пели, загадки отгадывали, о русской печи рассказывали, сказки вспоминали. Предлагаю теперь посоревноваться: кто больше всех пословиц да поговорок о доме вспомнит. (Пословицы и поговорки разучивались с детьми на занятиях)
Хозяйка проводит соревнование. Дети становятся в одну линию. Ребёнок, назвавший пословицу или поговорку, делает шаг вперёд. Побеждает тот, кто сделал больше всех шагов.
Гостья. Мы не только пословицы знаем. Всю осень трудились мы вместе со своими мамами, папами, бабушками, чтобы с подарками в гости прийти.
Девочки показывают своё рукоделие, мальчики — поделки. Рассказывают, о своём участии в работе.

Хозяйка. Так всегда на Руси было. После трудового дня девушки собирались в самой большой горнице, вышивали, пряли пряжу, вязали и обязательно пели, чтобы и работа спорилась, и веселее было. Есть песня об одной девушке-мастерице.
Гостья. Что же это за песня?
Дети. «Дуня-тонкопряха».
Девочки исполняют песню.
Хозяйка исполняет начальные такты русской пляски.
Гостья. А что-то пляска не видна.
Девочки. Нет, неправда, вот она!
Мальчики. Плясуны не хороши!
Девочки. Сам пойди да попляши!
Мальчики. Мы присядем — ногу в бок!
Девочки. А мы ногу на носок!
Мальчики. Топотушками пойдём!
Девочки. А мы сядем, отдохнём!
Мальчики. С вами мы плясать пойдём!
Девочки. Лучше после отдохнём!

Дети участвуют в пляске «Варенька», стараясь показать свои умения. Используются танцевальные элементы русской / казачьей пляски: основной шаг — шаг с притопом; «лошадка» — шаг с поднятым коленом; «мячик» — мужская присядка, «пружинка» -девочки держат руки на поясе, кулачки сжаты; «ковырялочка» (с носочка).

Гостья.
На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на ложках он игрец.

Слышится стук в дверь.
Хозяйка. А вот и новые гости к нам пожаловали. Заходите, гости дорогие!
Казаки. Знаем, праздник сегодня — вот и зашли.
Хозяйка. Гостям мы всегда рады.
Казаки. А мы тоже песню на праздник принесли. (Во время исполнения песни дети подпевают, пританцовывают) А теперь предлагаем поиграть!

Взрослые подводят детей к самостоятельному выбору игры (из тех игр, с которыми дети познакомились на занятиях.)
Гостья. Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.
Хозяйка. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать! Кто начнёт первым? (Выходит ребёнок.) Говори свою скороговорку, нам её повторить — что комара словить.
Гостья (детям). Запоминайте да складно повторяйте!
Организуется соревновательная ситуация: кто лучше всех произнесёт скороговорки (Скороговорки разучивались на занятиях с воспитателем и дома с родителями)
Гостья. Всех скороговорок не перескороговоришь, перевыскороговоришь!

Хозяйка. А теперь вам придётся опять голову поломать. Какой овощ на Руси считали главным кушаньем на столе? Его почитали, загадки про него складывали, сказки о нём рассказывали.
Дети дают, предположительные ответы.
Гостья. А ты, хозяюшка, загадку нам про него загадай.
Хозяйка.
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок,
Врос в землю крепко.
Что же это?
Дети. Репка!
Детям предлагается разыграть сказку «Репка». С помощью считалки выбираются герои сказки. Остальные дети — рассказчики.
Считалка
Шёл баран
По крутым горам.
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмёт,
Тот вон пойдёт!

Хозяйка (подходит к печи, открывает крышку). А вот и угощение готово! Готовили его обязательно в этот день. Угадайте: из чего моё угощение приготовлено?

Предлагаемое блюдо — каша с курицей. Куриное мясо отделяется от костей, режется на мелкие кусочки и тушится с луком. Из костей и крыльев готовится бульон, на нём затем варится пшённая каша, которая должна быть вязкой. В конце в кашу добавляются кусочки курицы, сливочное масло и ставят её «доходить» в духовку.
Дети пробуют кашу, обмениваются впечатлениями. Хозяйка рассказывает, что это за каша и как она готовилась.

Гости. Спасибо, хозяйка, за угощение, за весёлость, за радость! Как на Руси говорили — пора и честь знать.
Дети высказывают в свободной форме слова благодарности Хозяйке, прощаются и уходят.

Сценарий народного праздника Кузьминки в детском саду можно продолжить чаепитием с гостями.
Авторы — Т. А. ЗАТЯМИНА, Л. О. ТИМОФЕЕВА (Волгоград)