Факторы влияния на воспитание детей

Дети, как и цветы, требуют ухода и создания вокруг них самой благоприятной обстановки для полноценного развития. На воспитание ребенка влияют различные факторы, так как на него воздействует весь окружающий мир. Задачей родителей является воспитать готового к разным ситуациям человека, ведь оградить от неудач, зла, предательства, вредных привычек не всегда получается, а вот научить понимать ребенка, что есть хорошо, а что – плохо, возможно.

Как уже было сказано выше, главным фактором влияния на воспитание ребенка является именно семья. Большую часть своего детства ребенок проводит в окружении близких людей, личный пример которых является основой формирования необходимых каждому человеку качеств. Если в семье царят доверие и доброта, то ребенок будут стараться подражать этому поведению и за пределами домашнего мира. Атмосферу, царящую в семье, малыш чувствует еще в утробе матери, поэтому так важно уметь сглаживать конфликты, учить ребенка добру и справедливости с самого рождения.

Генетические особенности характера ребенка проявляются достаточно часто и являются одним из факторов влияния на воспитание ребенка. Как говорится, «от осинки не родятся апельсинки», и очень часто характер родителя передается и ребенку. Неудивительно, если ваш ребенок гиперактивный, если в детстве вы сами не могли усидеть не месте. Корректировать характер ребенка можно, но не стоит ломать его хрупкий мир, привнося методом наказа важные жизненные ценности. Только обсуждение поступков и личный пример способны показать ребенку важность умения контролировать себя, сдерживать свои негативные эмоции и порывы.

Окружающий мир – сверстники, родственники, знакомые, отношение человечества к природе также играют немаловажную роль в воспитании. Даже в образцовой семье может вырасти хулиган. Не стоит паниковать и, тем более, наказывать ребенка за его первые шаги на пути к злому поступку. Важно объяснить, почему это действие не стоит совершать и каковы возможные последствия. Оградить от окружающего мира невозможно, да и не нужно, а вот помочь ребенку выбрать правильный путь грамотные родители всегда могут.

Пребывание ребенка в дошкольных и школьных заведениях – важный этап его жизни, поэтому и детский сад, и школа являются одними из основных факторов влияния на воспитание детей. Именно в социальных группах сверстников, взрослых – воспитателей и учителей, формируется ряд необходимых для жизни навыков – организованность, умение работать в команде, усидчивость, толерантность. Общение родителей и представителей детского сада и школы – залог успеха в воспитании ребенка. Важно знать о том, что происходит в школе и детском саду, чтобы определить причину того или иного поведения.

В наше время огромную роль в воспитании ребенка играют средства массовой информации. Знания, полученные детьми из просмотра телепередач и страниц в интернете, зачастую пагубно влияют на воспитание ребенка. Контролировать этот процесс очень сложно, но родители в силах привить своему чаду интерес к положительным примерам из жизни, тогда дети будут стараться искать ту информацию, которая будут полезной.

Факторов, влияющих на воспитание ребенка, множество. Родителям важно уметь контролировать их, ведь именно семья играет самую важную роль в воспитании.

.
Вопрос о значении семьи в воспитании подрастающего поколения являлось всегда предметом споров и дискуссий.

Многие ставили под сомнение значение семьи, ее нравственного микроклимата, считая, что можно стать добропорядочным человеком под влиянием людей, которые для тебя авторитетны.

Другие наоборот считали, что только семья закладывает основы нравственности.

Сегодня мы очень хорошо понимаем, что основы нравственности безусловно формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, формируются семьей и в семье.

Каждый человек имеет ценностные установки –то, что в родительском доме признается как возможное и невозможное, те запреты и разрешения, которые ребенок запоминает в раннем возрасте и хранит их вплоть до создания собственной семьи.

Понятие « нравственный человек» очень сложное.

Нравственный человек добрый, честный, совестливый, справедливый, трудолюбивый, ответственный и т.д.

Основным в воспитании нравственности является активное участие в нем ребенка. То есть, когда он сам хочет быть хорошим. Именно здесь коренятся истоки поведения человека. Ребенок, еще не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает моральный климат семейного окружения. Доброжелательность в отношении друг к другу , спокойная ласковая речь, спокойный он в общении - хороший и обязательный фон в формировании нравственных чувств.

И в этом конечно огромную роль играют родители, которые создают атмосферу в доме, являются образцом для подражания, задают нравственные ориентиры для ребенка.

Школа не может подменять ребенку его родной дом. Она должна сделать все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможности для самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа помогает ребенку взрослеть, приобретая опыт и знания. И в этом отношении по своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. Ведь в семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях.

Одна из важнейших особенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания : нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться. В зависимости от того , какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Часто родители вкладывают в понятие воспитания только материальную сторону. Одет –обут, что еще ему надо? А надо ребенку доверительные, теплые отношения, любовь, уважение.

Воспитание в семье зависит, конечно, и от материального достатка, но есть еще моменты оказывающие влияние на этот процесс . Это – культурный и образовательный уровень родителей, морально- психологический климат в семье, традиции и обычаи семьи, система ценностей и требований, предъявляемых в семье, авторитет родителей в глазах детей , степень доверия детей родителям и родителей детям в семье.

Существуют так называемые Законы Семьи , на основе которых в семье развивается нравственно здоровая личность.

1. каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего;

2. каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты;

3. ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение; подростки любят рассуждать и в ходе этих рассуждений постигают суть нравственных понятий. Не надо говорить ребенку то, что он очень хорошо знает и без нас. Надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать отчитываний и проповедей. Громкие нравоучения, разборы поступков в присутствии многих людей вызывают глухое устойчивое раздражение и нежелание хоть что-нибудь изменить в своей жизни в лучшую сторону.

4. исключение из жизни семьи безнравственных приемов наказания ребенка. Наказание не должно оскорблять достоинства. Это сочетание строгости и доброты.

5. понимание ребенком слов «можно», «нельзя», «надо». Т.е. обучение ребенка разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. Потворство родителей действует очень вредно.

6. традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.

7. культивирование в семье положительных привычек . Ведь можно говорить о вреде курения и при этом самому взрослому - курить, не переставая. Такие примеры- модель для подражания и активного использования в жизни.

8. создание условий для общения ребенка с нравственными людьми.

Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел – значит освоил. Поэтому взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра должны строго контролировать свое поведение, чтобы не послужить примером безнравственного поведения.

Духовно-нравственное воспитание подростков в современных условиях.

“Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества”. Теодор Рузвельт

“Нравственность – разум сердца”. Г.Гейне

“Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках”. Аристотель

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В связи с этим вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих сегодня перед обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности , участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Подростковый период , по мнению многих педагогов и родителей, является трудным, критическим. Как помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков?

До подросткового возраста деятельность ребенка определялась авторитетом (родителями, педагогом). Подросток же в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяются тем, что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он принадлежит. Наблюдения показывают, что возникновение у подростков положительных нравственных идеалов является необходимым условием воспитания. И наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезное препятствие воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут восприниматься подростками. Вопрос об идеале для подростков - это скорее вопрос о лидере, который ведет его за собой.

Без друга - взрослого подросток не может понять, что свобода немыслима без долга и ответственности. Нужно говорить с подростками, как с равными, о сложности и противоречивости жизни. Но эти беседы будут услышаны, если только они ведутся другом , и взрослый должен стремиться им стать. В подростковом возрасте очень важным является почувствовать общность, братство всех людей. Этому соответствует формирование базового основания личности – чувства долга. Обретение чувства долга в подростковом возрасте дает возможность пережить последнее без кризиса. При этом «долженствование» приобретается и выражается через деятельность. Подросткам нужно научиться самостоятельно организовывать свое поведение и деятельность, уметь себя контролировать, нести ответственность за результаты своих поступков, самостоятельно решать вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Одной из сторон взрослости является социально - моральная взрослость, которая проявляется в отношениях со взрослыми, в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже в их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека.

В. А. Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед отечеством. Долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями. Долг личности перед коллективом , долг перед высшими нравственными принципами. Чувство долга – это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека».
Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:

Помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

Научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

Создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

Поощрять самовыражение и уверенность в себе;

Введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;

Сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.

В своей воспитательной деятельности я руководствуюсь педагогическими идеями гуманизма, сотрудничества, общей заботы.

Для достижения поставленной цели использую диагностическую, учебно – познавательную, трудовую, эстетическую, общественно полезную, ценностно – ориентированную, художественно – творческую, спортивно – оздоровительную.

Руководствуюсь принципами:

· Обеспечение целостности и последовательности воспитания на основе знания диалектики становления и развития человеческой личности вообще и потребностей конкретного ребенка в частности;

· Естественный и природосообразный характер воспитания;

· Обеспечение доверительных отношений педагога с воспитанниками через проявление уважения к ним.

Основной задачей нравственного воспитания в моем классе является: воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения.

В основу положены следующие воспитательные методы :

- вовлечение в деятельность

Стимулирование

Сотрудничество

Доверие

Открытый диалог

Свобода выбора

Увлечение

Коллективный анализ и оценка

Контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения

Личный пример

Применяю разные формы работы :

Система классных часов («Поведение: от самооценки к поступку», «Как работать над собой», «Что для меня ценно?», «Поговорим о толерантности», «Сам себе воспитатель»; «Поведение и культура» и др.);

Диспуты («Счастливый человек…Какой он?»

Внеклассные мероприятия («Скажите себе: нет!», «Мир без вредных привычек», «Природа и мы»);

Беседы с детьми и их родителями («Мой друг», «Что мы ценим в людях?», «Я- родитель, я – приятель?», «Как создать гармонию отношений в семье », «Навыки общения», «Самооценка и ее роль в самовоспитании» и др.);

Экскурсии;

Коллективно – творческие дела;

Психологические тренинги общения для подростков;

Индивидуальное и коллективное консультирование;

Игры и игровые программы;

Спортивные соревнования;

Познавательно – досуговые программы.

Чтобы определить, осознают ли мои ученики нравственную сторону взаимоотношений , я предложила ребятам написать сочинение на тему «Что мы ценим в людях?», «Что такое счастье?»

Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта, справедливость, взаимопомощь , уважение, способность дружить, любить, смелость. Затем я предложила обучающимся написать сочинения на темы: «Быть здоровым – это значит…», «Мир, в котором я живу», «В чём смысл жизни?», «Человек, на которого мне хочется быть похожим» и др. Интересно дети рассматривают критерии счастья. Они пишут: это радость (19%), материальные блага (32%), хорошие отметки, сбывающиеся мечты (21%), любовь (12%).

Замечу, что личностно менее зрелые подростки, с одной стороны, понимают, что значит быть нравственным, высоко ценят доброту, справедливость, дружбу, любовь, счастье, смелость. Но, с другой стороны, они вкладывают в эти понятия весьма односторонний смысл: это их должны

любить, к ним относиться справедливо.

Сочинения о настоящем человеке и об идеале дети писали без предварительной подготовки. Ребята отмечали важные признаки настоящего человека, касающиеся трудовой деятельности, моральные качества, коммуникативные свойства. Некоторые сочинения выделились своей целостностью и эмоциональностью: чувствовалось, что детей волновало содержание материала.

Анализ ценностных качеств личности, выступающих в роли целевых ориентиров, мотивов личностного развития, дал следующие результаты:

1.Честность - 76%

2.Трудолюбие, образованность - 52%

3. Гуманность, личное достоинство - 13%

4. Ответственность, порядочность - 38%

5. Чуткость - 14%

6. Дружелюбие, самостоятельность - 37%

Таким образом, основные качества личности – честность, трудолюбие, образованность, ответственность, порядочность. Следует обратить внимание на незначительный выбор учащимися таких качеств, как гуманность, чуткость.

Интересной формой диагностической работы с учащимися является использование тест – рисунков. Ребятам было предложено нарисовать свои рисунки к определенным нравственным понятиям, например, нарисовать картинки на темы: «Вежливость», «Добро», «Зло», «Радость», «Честность», «Правдивость», «Любовь».

В целом представления учеников моего класса о нормах нравственности сформированы. Надо отметить: никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил поведения, в умении им следовать.

Большое внимание я уделяю также вопросу понимания родителями нравственных категорий. С этой целью предлагаю им тоже различные тесты и анкеты. Например, предлагаю родителям дать определение основных нравственных категорий, формирование которых он считает наиболее важными в работе с учащимися:

Доброта – это …

Быть добрым – это значит …

В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что …

Терпимость – это …

Быть терпимым – это значит … и т. д.

С целью выявления взаимопонимания между ребенком и родителями предлагаю тест «Я – родитель, я приятель?», анализируя результаты которого, я пришла к выводу, что в большинстве семей учащихся моего класса царит благоприятная дружеская атмосфера любви и взаимопонимания.

Уроки литературы в школе наиболее благоприятны для осуществления нравственного воспитания. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности.

На примере рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» можно воспитывать ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, чувство жалости, сострадания, сочувствия, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, тактичность, умение выражать благодарность за сделанное кем-то добро и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.

Особо следует отметить воспитательный эффект статьи В. Г. Распутина «Уроки доброты». Прочитав эту статью, обучающиеся понимают, что помогать нужно бескорыстно , следует помнить то добро, которое сделали им и возвращать его миру. Школьники учатся благодарности.

Таким образом, рассказ В. Г. Распутина обладает огромным потенциалом для осуществления нравственного воспитания.

Нравственное воспитание необходимо осуществлять в условиях современной школы. Нравственность - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств. Нравственное воспитание – это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника. Не зря народная мудрость гласит: народная мудрость:

ЕСЛИ ДУМАЕШЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ - СЕЙ ЗЕРНО,
ЕСЛИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД - САЖАЙ ЛЕС,
ЕСЛИ ЖЕ НА СТО ЛЕТ - ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ.

Используемая литература

  1. Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предметаПравославная культура” в составе новой образовательной области учебного плана “Духовно-нравственная культура” // http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700 . (2007 год.)
  2. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.
  3. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России. - Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. С.178-192.
  4. Караковский В. А., Новикова Л. А., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.
  5. Коменский Я. А. Материнская школа. М., 1992. Кирилюк Л. Г. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1986.
  6. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Интернетресурс. 2009г
  7. Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.
  8. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). М., 1997.
  9. Щуркова Н.Е.Новые технологии воспитательного процесса. - М.:НМО “Творческая педагогика, 1998.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение проблем духовно-нравственного развития в педагогической науке. Описание методов и средств духовно-нравственного воспитания в современной школе. Особенность этической беседы. Воспитание духовности и нравственности во внеурочной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Взаимодействие социума и религиозно-нравственного воспитания в современных условиях. Роль семьи в духовно-нравственном становлении личности. Влияние других факторов - школы, улицы и средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание детей.

    дипломная работа , добавлен 10.04.2017

    Определение значимости современной духовной музыки как средства духовно-нравственного воспитания младших подростков в процессе хоровой деятельности. Суть понятия "духовно-нравственное воспитание". Воспитательные возможности современной духовной музыки.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2012

    Характеристика понятия "духовно-нравственное развитие личности". Психологические основы использования русского православного искусства как средства духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях, разработка сценария праздника.

    дипломная работа , добавлен 05.02.2014

    История мировой и русской педагогической мысли, православная педагогика как общественное явление. Роль духовно-нравственного воспитания, отношение семейного воспитания и православной школы. Методы, средства и принципы воспитания религиозности у детей.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2010

    Сущность и природа нравственного воспитания. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Краеведение как форма воспитания духовно-нравственной личности. Воспитательная работа с родителями.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

    Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников, его содержание, формы, методы. Логико-смысловая модель "Духовно-нравственное воспитание младших школьников". Диагностика исходного и достигнутого уровней нравственной воспитанности.

    Проблема воспитания подростков связана с тем, что подростковый возраст является для человека переходным. В возрасте двенадцати-четырнадцати лет у ребенка происходит перестройка всего организма, появляются вторичные половые признаки, у мальчиков ломается голос, у девочек наступают периоды менструаций. Все это для ребенка, как правило, является полной неожиданностью, и сказывается на его психическом состоянии. Очень часто в этот период у подростков наступает депрессивное состояние, может проявляться беспричинное беспокойство, агрессия. В этот период некоторые подростки начинают пробовать «запретные плоды» взрослой жизни – алкоголь, секс, наркотики.

    Кроме того, этот период выпадает на выпускной период неполного среднего образования, что требует от подростка активного усвоения знаний для подготовки к экзаменам. В этот же период подросток должен определиться с выбором будущей профессии, чтобы решить для себя, стоит ли учиться дальше или следует поступить в начальное или среднее профессиональное учебное заведение.

    Для учителей и родителей этот период является не менее сложным. Постоянные перебранки на повышенных тонах из-за непонимания, неуважения, максимализма и циничности подростков вызывают у взрослых людей ответную и не всегда адекватную реакцию, что способствует различным разбирательствам, вплоть до суда. В этот период для педагога очень важно сохранить свой авторитет и позитивное отношение к себе своих учеников. Ради этого придется пожертвовать своим временем и уделить подросткам больше внимания, чтобы понять их чувства и настроение.

    Многие педагоги огульно обвиняют подростков в социальном инфантилизме, скептицизме и иждивенческих настроениях. Однако надо понимать, что подросток в таком возрасте еще не является полноценной, социально ответственной личностью, ведь он только вчера был простым ребенком, к которому не предъявлялось никаких особых требований. Отсюда следует, что необходима предварительная нравственная подготовка подростков к этому сложному этапу в его развитии.

    Целостный и противоречивый диалектически процесс нравственного воспитания исходит из принципов жизни со всеми ее идеалами и недостатками, требующими от человека недюжинного самообладания и силы воли. Главными целями и задачами нравственного воспитания является преодоление противоречий между личностью ребенка, его самоутверждением и реальной жизнью. От того, какие качества приобретет школьник в процессе воспитания, хорошие или плохие, сможет ли он правильно выйти из сложной жизненной ситуации, каким будет его нравственный выбор, какие он совершает поступки, зависит и то, какой он станет в конечном итоге личностью для общества. Нравственное воспитание подростков должно быть необходимым компонентом образовательного процесса, поскольку школа для ребенка является той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обуславливает его ценностные ориентации. Очень важно, чтобы все компоненты воспитательного и образовательного процесса были пронизаны нравственным содержанием.

    В качестве главной задачи воспитательного процесса выступает воспитание в школьнике самостоятельности в принятии решений, способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Эту задачу ставили перед педагогами мыслители Древней Греции – Аристотель и Демокрит, советские исследователи – А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и И. Ф. Харламов, Н. И. Болдырев, а также российские ученые – Б. Т. Лихачев, Л. А. Попов, И. П. Подласый и Л. Г. Григорович. Каждый из них внес свою лепту в формирование методики нравственного воспитания.

    Этика как наука о нравственном аспекте жизненных позиций личности в обществе, о взаимоотношениях между людьми, моральных принципах и традициях, способствует разъяснению значения нравственного воспитания для становления социально значимой личности. Этические беседы с подростками необходимо проводить регулярно и как можно чаще, однако не следует превращать такие беседы в монолог учителя, который воспринимается как назидательные наставления. Между учителем и учениками должна быть именно беседа, причем открытая, с возможностью высказать каждым ее участником свое личное мнение и аргументировать свое высказывание. При этом необходимо приучить подростков уважать мнение собеседников, а для этого учитель должен сам внимательно выслушать каждого ученика до конца, не прерывая его на полуслове. Уважение учеников к словам учителя только в том случае может быть достигнуто, когда оно будет взаимным. Недостатки и недочеты семейного воспитания в подростковом возрасте могут проявиться особенно явно, поэтому с родителями также необходимо регулярно проводить этические беседы, разъясняя основные принципы нравственного воспитания и его значения для формирования всесторонне развитой, целостной личности.