Сценарий праздника урожая "картофельная вечеринка" - сценарий. Праздник картошки «Картофельный БУМ

Игровая программа для детей
младшего школьного возраста «Праздник
картошки»
Автор: Арчакова Оксана Михайловна.
Описание: игровая программа «Праздник картошки»
предназначена для учащихся 8­12 лет. Может быть использована в
работе классного руководителя, педагога дополнительного
образования, воспитателя детского лагеря. Количество участников
20 человек.
Цель – организация интересного и содержательного досуга детей
Задачи:
­ развивать познавательные интересы, творческую активность;
­ развивать координацию, ловкость;
­ воспитывать чувство товарищества и сплоченности.
Оборудование: клубни картофеля 20 шт., 4 тканевых мешочка, 4
ножа, 4 стула, 4 игрушечных грузовика.
Ход мероприятия:
­Здравствуйте, ребята. Я хочу загадать вам загадку.
Неказиста, мелковата,
Только любят все ребята
Запеченную в костре,
В ароматной кожуре.
“Русский хлеб”, зовём мы крошку –
Нашу добрую…(Картошку)
­Сегодня мы с вами поговорим о картофеле. Вы узнаете много
нового об этом овоще, поучаствуете в разных конкурсах.
Конкурс1. Составить как можно больше слов из слова
КАРТОФЕЛЬ. (командам выдаются листы со словом, ребята
записывают слова.)
­Я хочу рассказать вам интересную историю. Дело было в огороде.
Прилетел скворец, сел на грядку и давай хвалиться перед
картошкой. «Эх, ты, – говорит, – лежебока! Все бы тебе в земле

сиднем сидеть. Ничего­то ты не видела, ничего­то ты не слышала. А
я вот полсвета облетел. Где только не гостил! И в Индии, и в
Африке, и на Средиземном море!» Сильно обиделась на эти слова
картошка. «Эко диво, – отвечает, – вот в Южной Америке ты,
скворец, гостил? Нет! А я родом оттуда». И рассказала картошка
такую историю.
Случилось это в Южной Америке около 500 лет назад. Отряд
испанского путешественника, первооткрывателя Христофора
Колумба шел по густым джунглям и набрел на индейскую
деревушку. Стали искать незваные гости, чем бы поживиться, чего
бы поесть. Вдруг в одной хижине увидели какие­то клубни,
попробовали. Новая еда им настолько понравилась, что даже с
собой на родину мешок клубней прихватили. Из Испании клубни
вскоре попали в Италию, Францию, затем разбежались по всему
миру.
«Вот так вот, скворушка, и я путешественница – хоть куда, –
сказала напоследок картошка. Ну, что берешь свои слова назад?
Лежебока я или, может быть, наоборот, странница превеликая?» (по
Г. Юрмину «Дело было в огороде»).
А скворца и след простыл. Улетел скворец – тут и сказке конец.
­А мы с вами займемся посадкой картофеля.
Конкурс 2.«Посадка картошки»
Создаются 4 команды по пять человек. Первым стоит капитан,
он держит в руках мешочек с пятью картофелинами. На
расстоянии двадцати­тридцати шагов от каждой команды
начерчены по пять кругов. По сигналу капитаны бегут к кругам
и сажают картошку по одной в каждый круг – лунку, затем
возвращаются и передают мешочек следующему игроку,
который взяв мешочек, бежит собирать картошку и т.д.
­ В Европе не сразу поняли, что у картошки главное – клубни.
Пробовали есть плоды, то есть ягоды, они оказались ядовитыми.
Тогда стали выращивать картофель как декоративное растение.
Кусты картофеля украшали клумбы в садах богатых людей.

­В старые добрые времена ни один сельский праздник не обходился
без картофельных состязаний, а кое­где они и поныне популярны.
Теперь уже картошка для нас и для всех народов Европы стала
вторым хлебом.
Конкурс 3. Весёлые задачи.
1. Голодный Вася съедает за 10 минут 3 сырые картошки. Сытый
Вася тратит на такое же количество вареной картошки 1 час. На
сколько минут быстрее управляется Вася с сырой картошкой, чем с
вареной? (60 – 10 = 50 минут)
2. Убегая от своих друзей, Петя толкнул дедушку, купившего 4
одинаковых пакета картошки по 2 килограмма в каждом. Пакеты
порвались, и картошка рассыпалась. Сколько килограммов
картошки полетело в Петю, если известно, что в молодости дедушка
был снайпером? (4 2 = 8 кг)
3. Третьеклассник Федя купил в школьной столовой блюдо из 6
картошек и вышел на 1 минуту мыть руки. В эту пору в столовой
находилось 9 первоклассников, каждый из которых может съесть за
минуту 1 картошку. Сколько картошек увидит на своей тарелке
вернувшийся Федя, и сколько первоклассников осталось
голодными? (ни одной 9 – 6 = 3
Первоклассника останутся голодными)

­Ребята, знаете ли вы как называется насекомое­вредитель,
поедающий ботву картофеля? (Колорадский жук)
Конкурс 4. Собери колорадского жука.(2 человека из команды
стоят в круге, за ними на полу лежат картофелины­жуки, на 1
меньше, чем детей. Под музыку дети идут по кругу, когда
музыка останавливается, ребенок хватает картошку, кому не
хватило­ выходят)
­Молодцы! Богатый урожай картошки у нас.
Конкурс 5. Собери картошку. (команды собирают картошку,
перевозя их на машинках)
Конкурс 6. Ах, картошка…
На стул кладут определенное количество клубней картофеля (5­
7 штук) и накрывают материалом или газетой. После этого

приглашают участников и предлагают им сесть на газету, под
которой картошка на стуле, поерзать сидя и определить,
сколько там клубней картофеля. Кто угадал, тот победитель.
­ О картошке создано много пословиц.
Конкурс 7.Составь пословицу.
Каждая команда получает карточку с пословицей. Карточка
разрезана.
1. Без труда картошка не родится никогда.
2. Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.
3. Картошка поспела­ берись за дело.
4. Картошка созреет­ человека согреет.
­Знаете ли вы как можно почистить молодой картофель?
Молодой картофель чистят так: помять его, положить в мешочек,
всыпать соль и покатать по столу.
Конкурс 8. Чистим картофель.(у кого самая длинная
кожура)
Совет:
1 Картофель, сваренный в кожуре сохраняет 75% витаминов;
очищенный и сваренный клубнями ­ 60­70%, а нарезанный ­ лишь 35­
50%.
2 Очищенный картофель хранить нельзя. В крайнем случае его можно
оставить на час­два в воде и притом целыми клубнями.
3 Очистив картофель, поставьте его под струю холодной воды: он
быстрее сварится, будет более рассыпчатым.
4 Если вам нужно заранее очистить картофель ­ храните его до
употребления не в воде, а в завязанном полиэтиленовом пакете.
5 Солить картофель при варке лучше всего за 5­10 мин. до его полной
готовности.
­ Мальчик по имени Антошка тоже любит ее кушать, а вот
поработать не очень желает.
Песня­караоке “Антошка”.
­Всего несколько 10­летий потребовалось картофелю, чтобы
произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал

необходимым продуктом. Из картофеля готовят первые, вторые и
даже третьи (десертные) блюда. Трудно даже перечислить все
«специальности» картофеля в кулинарии. Блюда из картошки любят
все люди.
Конкурс 9. Аукцион блюд из картофеля.
(написать как можно больше блюд)
Соберём мы всю картошку поскорей.
Позовём на угощенье всех друзей!
Мы напарим, мы наварим, напечём –
Ведь любая нам работа нипочём!
Из картошки можно сделать столько блюд,
Что угодно для души найдёшь ты тут.
Картошечке нашей каждый рад,
Я положу её в салат.
А для меня нет лучше в мире,
Чем картошечка в мундире.
Нажарим для Танечки
Румяные дранички.
Готовы и для Женечки
С картошечкой варенички.
А ты, Андрюша, шанежку покушай!
А тебе, дружок, с картошкой пирожок!
А для нашей Алёнки с молочком толчонки!
А для Нади, посмотри, – картофель фри!

А ты, Валюша, жареной покушай!
Тебе, Алёшка, с картошкой окрошка!
А тебе, Артём, на костре испечём!
Мы не зря все собирали урожай!
Приходи и то, что любишь выбирай!
Знают люди с давних лет,
Что вкусней картошки нет!
­ А знаете ли вы, из чего состоит картошка? Из крахмала. Поэтому
картофель используют для приготовления специального
экологически чистого клея для наклеивания марок. Также из
картофеля получают глюкозу, фруктовый сахар. Поэтому картошка
нужна и медикам, и кондитерам.

пирожное
« Картошка» (печенье, сгущенное молоко, масло, какао)
Затем все с удовольствием угощаются блюдами из картошки,
принесённые на праздник.

Сегодня и мы с вами будем кондитерами и приготовим
Праздник наш уже кончаем
Что же вам еще сказать?
Вам картошечку по праву
“Вторым хлебом” называть!
­ Ребята, наша игра подошла к концу. Надеюсь, сегодня вы узнали
много нового,интересного и просто весело и увлекательно провели
время.
Подведение итогов. Награждение.

Цели и задачи:

  • создание атмосферы сотрудничества и творческого соревнования, развитие навыков коллективной творческой работы;
  • развитие ключевых компетенций школьников через включение детей в различные виды деятельности и в процессе их подготовки к конкурсу.

Подготовительный этап.

Для подготовки к празднику учащиеся получили домашнее задание (приложение 1) .

Оформление зала.

Зал украшен рекламными плакатами и баннерами о пользе и значении картофеля: "Позитивная картошка!!!", "Крошку картошку - ешь большой ложкой!", "Вырастил картошку - помог семье!" и т.д. Перед сценой - выставка самых больших картофелин урожая 2008, выставка буклетов "Картофельные рекорды" (приложение 2) .

Ведущий. Уважаемые ребята! Мы собрались с вами, чтобы отметить окончание осенних работ. Я приглашаю вас на бал в картофельное королевство. Правит в этом королевстве Король-Картофель, помогает ему в этом нелёгком деле Советник Короля-Картофеля, а создаёт хорошее настроение и праздничную атмосферу Хор Короля-Картофеля.

Хор Короля-Картофеля

Мы корзиночки несем,
Хором песенки поём:
Урожай собирай
И на зиму запасай!
Ты, пузатый кабачок,
Отлежал себе бочок
Не ленись, не зевай,
А в корзину полезай!
Едем, едем мы домой
На машине грузовой
Ворота отворяй,
Едет с поля урожай!!!

Король-Картофель. Урожай собирай и на зиму запасай!!! Собрали, запасли и что? Тоска! Летом в огороде так интересно: то морковке подмигнёшь, то капусте улыбнёшься, то с луком о политике поболтаешь. А теперь сиди тут и думай, как бы не сгнить!!!

Советник Короля-Картофеля. Да хватит вам, ваше величество, причитать. Ведь сейчас самое время балы устраивать, праздники проводить!

Король-Картофель. С кем веселиться-то, с кем? Картофелепринцы и картофелепринцессы мне и здесь надоели, а кого позвать? Да и как пригласить их?

Советник Короля-Картофеля . Вы только прикажите, ваше величество, а уж мы сами всё организуем!

Король-Картофель. Ну что ж, приказываю:

Принцессам с полей и огородов явиться на бал к Королю-Картофелю! Хочу посмотреть я, какая из них красивее да умнее, приветливей да вкуснее.

(исполняется Танец маленьких картошечек)

Хор Короля-Картофеля.

Песня из кинофильма "Завтрак на траве". (Музыка В. Шаинского, слова М.Львовского)

Сколько раз на привале
Мы картошку пекли.
Пировать - пировали,
Разговоры вели.

Припев:
Ах, картошка, картошка,
В кожуре уголёк,
Золотистые искры-
Голубой дымок.

Очень тонкое дело
Даже для знатока-
Подрумянить умело
У картошки бока.

Из ладошки в ладошку
Ты её покидай!
А посолишь немножко-
Остывать не давай!

Ключевою водою
Мы картошку запьём
И, конечно, с тобою,
У костра запоём

Маленькая Картошечка. Знают обо мне все-все на свете:

Богачи и те, кто не богат.
Всяк меня по своему готовит:
Варит кто, кто жарит, кто печёт.
Но едят меня повсюду, и повсюду
Мне за это слава и почёт.

Советник Короля-Картофеля. Ребята! А знаете ли вы, как, где и откуда появилась картошка? Не знаете? Вот сейчас мы вам расскажем об этом.

Я великий чародей,
Друг и взрослых и детей.
Мне подвластно всё кругом:
Сделать ночь могу я днём,
Заглянуть могу в века,
Улететь под облака
Вам скажу я по секрету:
Много я бродил по свету,
Отросла за те года
Вот какая борода.
Убедился я с годами:
Чудеса-то рядом с нами.
Только мы к ним привыкаем
И совсем не замечаем.
Вот пример вам. Чудо-крошка!
Что в моей руке?
Картошка!!!
Было с ней чудес немало,
К нам пока она попала.
Путь был долог и далёк-
С запада и на восток.

1 Маленькая Картошечка. Родина картофеля - Перу и Чили, его использовали в пищу индейцы. В Европу завезён вначале в Испанию, благодаря любознательному юноше Педро Леон де Сьеза. С 1565 году Антуан Пармантье отдал много сил для распространения картофеля во Франции.

2 Маленькая Картошечка. В Россию картофель попал как диковинное растение. Петр 1 прислал из Голландии графу Шереметьеву мешок клубней под названием "земляное яблоко". Распространение картофеля среди крестьян велось принудительно и не всегда успешно.

3 Маленькая Картошечка. В 1842 году после указа Николая 1 об обязательной посадке картофеля возникли народные волнения. Однако всё же вскоре простая по технике возделывания культура картофеля, обладающая высокими вкусовыми качествами, завоевала симпатии крестьян и заняла прочное место в земледелии России.

4 Маленькая Картошечка. Еще в 1765 году было создано для пропаганды культуры картофеля Вольное экономическое общество России. В его изданиях печатались статьи о картофеле, советы по его возделыванию, рассказывалось об опыте получения высоких урожаев. Выдающуюся роль в пропаганде картофеля сыграл русский агроном Андрей Тимофеевич Болотов. В 1770 году он опубликовал статью об основах возделывания картофеля.

1 Маленькая Картошечка. Одним из первых российских селекционеров-картофелеводов второй половины прошлого века был петербургский огородник, крестьянин Ярославской губернии Ефим Андреевич Грачев. Он создал 25 сортов скороспелой кукурузы, 8 сортов гороха, 3 сорта лука и около 100 сортов картофеля! Его сорта картофеля отличались крупностью клубней, отменным вкусом и высокой урожайностью. Были среди них оригинальные сорта с необыкновенно высоким содержанием крахмала - до 33%.

2 Маленькая Картошечка. За выдающиеся заслуги в области селекции сельскохозяйственных растений Е. А. Грачев был отмечен наградами на четырех международных выставках. В 1877 году знаменитый русский селекционер был избран членом Парижской академии сельского хозяйства, промышленности и торговли.

3 Маленькая Картошечка. Картофельным королем называли в России Николая Яковлевича Никитинского, владельца имения в селе Костино, затерявшегося в лугах между Рыбным и есенинским Константиновым. Нам почти ничего неизвестно (из современной научно-популярной литературы) об этом удивительном человеке. Но остались две ученические тетради в клеточку с воспоминаниями его дочери - Натальи Николаевны: "У отца были опытные участки картофеля. Он скрещивал сорта и получал, таким образом, новые, а также выписывал из других стран: Америки, Японии, Германии, Англии: Он и меня учил любить землю. Отец по-настоящему любил и знал дело:"

4 Маленькая Картошечка. Вот такие они, картофельные короли России, вот кто создавал славу русскому картофелеводству.

Король-Картофель.

Хоть хвалиться неприлично,
Но я должен вам сказать:
Без картошки на "отлично"
Ни поесть, ни поплясать.

Приглашаю всех на картофельную польку!

1 Маленькая Картошечка.

Даже вкусный огурец
Лишь с картошкой молодец!

2 Маленькая Картошечка.

Хоть сердит зеленый лук
Он картошке лучший друг!

Советник Короля-Картофеля.

Из картошки там и тут
Нужный делают продукт,
И недаром ведь картошку
Вторым хлебом все зовут!!!

Король-Картофель. Дорогие гости! Расскажите, какие вы знаете блюда из картофеля, которые готовят в других странах.

(Конкурс "Книга рецептов".)

Советник Короля-Картофеля. Ребята, как вы понимаете пословицу "Ешь картошку, хлеб - проживёшь до 100 лет"?

(Конкурс презентаций на тему " Наш помощник - картофель!" (приложение 3).)

Хор Короля-Картофеля. Про Вас, Ваше Величество, много можно рассказывать, а можно и спеть, объявляем конкурс частушек, мы начнем, а вы, дорогие гости, продолжите. В частушке приветствуется позитивный взгляд на события, эмоциональность, меткость слова, лаконичность, самобытность.

(Конкурс частушек картошке собственного сочинения)

Я картошку откусила
И обратно положила -
Ведь сырую я не ем,
Вот сварю, тогда и съем.

Мы картошку посадили
И полить её забыли.
Её дождик поливал,
Урожай нам поставлял.
Вот теперь сидим, едим,
Летний дождичек хвалим!

Посадили мы картошку,
Ждали мы, когда взрастёт,
Осенью пришли на поле,
А картошка-то гниёт.

Продавала на базаре
Как-то раз картошку я.
Весь картофель разобрали,
Без картошки вся семья!

Вот сварили мы картошку,
Вот покушали её,
Сил прибавилось немножко.
Все частушки - вот и всё!!!

Ведущий. Вот к какому важному гостю вы сегодня приглашены. Надеемся, что узнали что-то новое о таком привычном овоще, как картофель, расскажете об этом вашим родителям и друзьям. Многие страны гордятся традиционными праздниками своих национальных продуктов - сыров, вин, томатов. У нас же в стране - картофель, ставший неотъемлемым атрибутом русской национальной кухни, заслуживает собственного ежегодного праздника: с 2005 года во многих городах проводится День Молодой Картошки.

А сейчас все приглашаются на картофельный хоровод!

Король Картофель подводит итоги, награждает победителей конкурсов Грамотами, сладкими призами.

Сценарий праздника Осени

«Праздник печеной картошки» для 5-7 классов.

Классный руководитель 6 класса: Лопатина Любовь Борисовна, МБОУ «Новообинская СОШ», с. Новообинка, Петропавловский район, Алтайский край

1 чтец:

Внимание! Внимание!

Всем в назидание:

Кто хочет хоть немножко отведать печеной картошки,

2 чтец:

Салата из нее - очень вкусного, приготовленного искусно,

3 чтец:

Пирожков, румяных, свежих,

Вареной картошечки нежной,

4 чтец:

Готовьте загадки, стихи, поговорки –

Всего понемножку, но все про картошку!

1 Ведущий. Здравствуйте, ребята! Все времена года щедрые: весна наделяет нас зеленью, лето солнышка не жалеет, а осень, наверно, самая богатая. Она щедро наделяет нас спелыми плодами. Осенью люди собирают уро­жай и славят золотую красавицу осень за ее щедрость: поют песни, частушки, устраивают праздники Урожая.

2 Ведущий: А наш праздник сегодня посвящен карто­фелю - главному овощу на нашем столе. Будут сегодня и песни, и игры, и шутки, и конкурсы. В конкурсах на нашем празднике участвуют 2 команды, которым предостав­ляется возможность показать свои знания, умение трудиться, общаться друг с другом.

3 ведущий: Конкурсы будет оценивать жюри:_____________. Праздник мы начнем с экскурса в историю- да-да, не удивляйтесь, ведь картофель - ино­странец, и в Россию он был завезен при Петре I в XVII в.

1 Ведущий Родиной картофеля считают Перу и Чили. Там он рос в диком состоянии. Позднее перуанцы стали сажать его у своих жилищ. Климат в Перу своеобразный: днем жарко, а ночью холодно. Индейцы замораживали по ночам картофель, а днем сушили его на солнце и называли его «чунью», а клубни - «паппо». Собрав урожай картофеля, индейцы устраивали праздник.

2 Ведущий: В Европу картофель был завезен испанцами и португальцами в XVI веке. А Петр I , путешествуя по Голлан­дии, послал мешок в Петербург с наказом: «Приглашать население заниматься разведе­нием картофеля»,

3 ведущий: Но картофель разводили неохотно из-за суеверного страха перед ним, считали его чертовым яблоком. Был издан Указ об обязательной посадке картофеля: Начались «картофельные бунты, которые жестоко подавлялись.

Постепенно в России картофель «прижил­ся», и не просто «прижился», а полюбился людьми, стал вторым хлебом. Без него и еда не еда.

1 ученик . Знают о картошке все на свете:

Богачи и те, кто не богат.

Всяк ее по-своему готовит,

Каждый на столе картошке рад:

И кто жарит, и кто парит,

Кто печет и кто толчет,

Но едят ее повсюду.

Ей и слава, и почет!

2 ученик . Здравствуй, милая картошка,
Кормишь ты честной народ.
Если есть картошка в доме,
Сытым будешь круглый год.

3 ученик . Ах, картошка, объеденье,
Лучше вафель и конфет.
Ух, картошка, объеденье,
Ничего вкуснее нет.

4-й ученик Мы возьмем ведерки,

Да и в путь-дорожку.

Дружба нам поможет

Выкопать картошку.

5 ученик . Эта скороспелка

Оттого вкуснее,

Что пришлось ребятам

Повозиться с нею.

6 ученик .Лишь закат осенний

Озарит окошки,

Мы в золе горячей

Напечем картошки.

7 ученик . Картошка, картошка -

Урожай богатый!

Вкусную картошку

Любят все ребята.

1 Ведущий ..

А теперь я приглашаю участников команд. Команды будут смешанные из 5-го, 6 и 7 классов по 4 человека. Пожалуйста, придумайте название ваших команд.

Поиграем мы немножко. Это разминка перед трудной работой – копкой картофеля.

Игра на внимание -

«Копешка, тропинка, картошка». Побеждает самая внимательная команда.

( Ведущий , говоря слова, выполняет неслож­ные движения:

«копна» (копешка) - стоя, поднять руки вверх,

«тропинка» - приседа­ет,

«картошка» - приседает и прячет го­лову.

Участники игры все повторяют. Когда движения запомнились, Ведущий начина­ет путать детей - говорит одно, а делает другое. Побеждают самые внимательные.)

2 Ведущий: Сегодня у нас необычный день – «Праздник печеной картошки». Но прежде чем ее испечь - нужно ее посадить, прополоть несколько раз, окучить и, наконец, выкопать. Однако урожай не будет богатым, если делать это без настроения. Итак, зарядку мы уже провели, а теперь «Веселые старты»!

Все конкурсы сегодня будут связаны с картошкой.

1 конкурс. «Собери урожай»

Картошка находится в куче на одной стороне «огорода», по команде один человек из команды добегает до картошки, берет ее по одной и несет ее на другой конец «огорода». Если по пути картошка упала, поднимать ее нельзя. Выигрывает та команда, которая соберет картошки больше других и не уронит.

2 конкурс. «Ленивый садовод»

Пустые ведра стоят на «огороде». У каждого участника есть 3 картофелины, которые вы должны «уложить» в ведро, бросив с расстояния. Кто больше закинул, тот и победитель.

3 конкурс. «Картофельный хоккей».

Каждый участник клюшкой должен загнать картофелину в ведро. Максимальное количество «голов» - 6 – по числу участников.

4 конкурс. «Кто лишний».

Конкурс проводится несколько раз. В середине круга лежит выкопанная картошка. Ее на 1 меньше, чем количество копальщиков. Команды встают в круг, все ходят по кругу, пока не услышат слово «КАРТОШКА». После этого надо успеть схватить картошку. Кто остался без картошки – выбывает. Ведущий убирает 1 картошку и конкурс продолжается. Тот, кто выигрывает, приносит очко своей команде.

5 конкурс «Печеная картошка »

Команды встают лицом друг к другу.

По очереди каждая команда называет блюдо, в котором есть картошка, при этом перекидывает картофелину от одной команды к другой. Кто задержал картофелину дольше, чем на счет 1,2,3… выбывает из игры. Побеждает команда оставшаяся в игре.

6 конкурс «Сколько шагов до картошки»

Впереди стоит ведро с картошкой. Как вы думаете, сколько до него шагов?

Чтобы проверить правильность, шагаем широко и считаем шаги. Побеждает тот, кто оказался точнее.

7 конкурс «Музыкальный» (частушечный)

3 Ведущий .

Лучше песен про картошку

В мире не было и нет,

Мы споем вам про картошку,

А вы хлопайте в ответ.

1. Гармонист, гармонист,

Разверни гармошку,

Мы сегодня пропоем

частушки про картошку.

2 . Ох, картошечка, картошка,

Ах, какая тебе честь!

Кабы не было картошки,

Так чего бы стали есть?

3. Эх, картошка, ты картошка,

Ты любимая моя,

Беру ложку, ем картошку –

Не хожу голодный я.

4. Мы картошку убирали,

Я без дела не сижу:

Папа роет, мама носит,

Ну, а я руковожу.

5. Папе с мамой помогал

Собирать картошку.

Он – ведро, она – ведро,

Ну, и я немножко.

6.Посадили мы картошку,

Колорадский жук пришел.

Вышел дед копать картошку,

А картошку не нашел.

7. Я мультфильм люблю смотреть,

Про рыжего Антошку.

И всегда в обед беру

Свою большую ложку.

8. Без мундира и в мундире –

Вся картошка хороша.

Целый год едим картошку –

Денег нету ни гроша.

9. Мы картошечку сажали

В огороде, у ворот.

Зацвели на ней цветочки,

Пусть любуется народ.

10.В огород пришла коза,

Растопырила глаза: -

Где же лук? А где горошек?

Все засажено картошкой.

11. Повар жарил, повар парил,

На диване задремал.

А потом вместо картошки

Угольки одни собрал.

12.Братец мой по кухне рыщет,

Целый час картошку ищет,

Ну а мне-то что за дело,

Я ее давно уж съела.

13. Ах, картошка, ты картошка!

До чего же хороша!

И пожаришь, и попаришь,

А как съешь - поет душа!

14. Я картошку утром ела,

Так старалась, так пыхтела,

Что картошка - на бровях,

На носу и на ушах.

15. Мы все лето ели кашу,

Молоко, окрошку,

А сегодня будем есть

Печеную картошку.

1 Ведущий . Объявляется конкурс «Картофельное танго»

Дети танцуют, зажав лбами картофелину. Пара, протанцевавшая дольше, получает приз.

2 Ведущий. –. А теперь слово жюри.

3 Ведущий А теперь всех приглашаем отведать печеной картошки и потанцевать на дискотеке.

Сценарий праздника для детей младших классов "День печеной картошки"

Автор : Леонович Ирина Олеговна, методист, МАУК ГДК "Горизонт" "Дом ремесел", г. Зима, Иркутская обл.
Описание: данный сценарий предназначен для детей от 7 лет и старше, учителей школ, преподавателей и для родителей.
Предназначение: праздник
Цель донести до детей о том, что такое праздник печеной картошки.
задачи:
1. Сформировать представление о картошке;
2. Развить кругозор о картошки;
3. Воспитать чувство ответственности в празднике день "Печеной картошки"

Ход работы

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Все времена года щедрые: весна наделяет нас зеленью, лето солнышка не жалеет, а осень, наверно, самая богатая. Она щедро одаривает нас спелыми плодами. Осенью люди собирают урожай и славят золотую красавицу осень за ее щедрость: поют песни, частушки, устраивают праздники Урожая.
Ведущий2: Сегодня, ребята, мы поведем речь о ее величестве Картошке,
И мы переносимся в царство Картофан Картофелинича.

Ведущий 2:
На этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь, и пять
Что, впрочем, можно сосчитать.
О той, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал.
О той, кого на кухню к нам
Весною притащил я сам.
А той, странные глазки
Росли день ото дня,
О той, кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко-
Что это (картошка)
В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне-
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
Ведущий 2:
Около 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Но вот из далекого плавания вернулся в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни. Зерна новых растений. Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное – клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморских диковинно, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосило лицо, кто-то выбежал из- за стола.
Не везде приняли картошку. Кое – где в России даже картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка, - «чертово – яблоко», сажать ее грех. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жесткие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая – пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холоде зимы, когда посевы вымерзли, репа замерзла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом. Мы привыкли к тому, что пшеницу называют «Первым» хлебом, а картофель «Вторым». Со временем на Руси ценили картофель не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом
и конечно же о нем пели частушки.
Ведущий 1:
А теперь друзья ребятки
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Пропоем мы вам частушки –
Очень замечательно!

Дети поют частушки о картошке:
Закопали в землю в мае,
И сто дней не вынимали,
А под осень копать стали
Не одну нашли, а десять. Посадили мы картошку
Мама в поле, я – в саду,
Мама много – я немножко,
Я всего одну гряду.

Я минуты неподвижно
У картошки не сижу,
То подальше, то поближе,
Я ее пересажу.
Вот и осень наступила,
Выросла картошка.
Только что-то посадила
Я совсем немножко. Мы собрали урожай,
Радовались очень.
Не ленись, весной сажай-
Будешь сытым точно!

Это очень интересно
И давным-давно известно:
Была б картошка в погребке –
Зима будет налегке! Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли, плохо ли,
Все равно мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!

Ведущий 2: Но ведь картошка способна не только питать человека, с ней можно играть. Об этом свидетельствуют наши конкурсы, в которых я приглашаю вас принять участие.
Ведь мы, играя, проверяем,
Что умеем и что знаем.
Конкурс 1
Для конкурса нам надо 3 человека.
Когда картофель привезли в Европу, в каждой стране ее называли по-своему
Англичане – потато
Финны – тарту
Итальянцы – тартуфоль
Французы – пом де терр
Немцы – картофельн
Но первое имя картошки было «папа», так называли ее в Южной Америке индейцы из племени кечу, учёный Болотов – «тартофелем», народ назвал картофелем.
Задание. Придумать фамилию, имя, отчество картошке и написать без ошибок.
Ведущий1:
Игра.
Я буду произносить фразу, если согласны с моим утверждением, вы должны хором сказать «Мы не спорим!», если не согласны, хором говорите «Спорим!».
Льют осенние дожди (Мы не спорим!)
Ждет весна нас впереди (Спорим!)
Целый день мели метели (Спорим!)
Лист с деревьев опадает (Мы не спорим!)
Ландыш белый расцветает (Спорим!)
В роще соловьи запели (Спорим!)
А в огороде картофелины поспели (Мы не спорим!)
Картофеля урожай хороший! (Мы не спорим)
Есть с малюсенький горошек (Мы не спорим)
Есть размером с чемодан (Спорим)
На ветвях цветет бурьян (Спорим)
Без картофеля нам трудно (Мы не спорим)
Мы наш праздник продолжаем
Все картошке посвящаем (Мы не спорим)
Конкурс 2
«Ах, картошка». (3 человека)
На стул кладут определенное количество клубней картофеля (5-7 штук) и накрывают материалом или газетой. После этого приглашают участников и предлагают им сесть на газету, под которой картошка на стуле, поерзать сидя и определить, сколько там клубней картофеля. Кто угадал, тот победитель.
Конкурс 3 "Кто лишний?"
Конкурс проводится несколько раз. Каждая команда делится на группы по 10 человек. Каждая группа встает в круг, все ходят по кругу, пока не услышат слово «КАРТОШКА». После этого надо успеть схватить картошку. Кто остался без картошки – выбывает. Ведущий убирает 1 картошку и конкурс продолжается.
Количество картофелин всегда должно быть на одну меньше, чем участников. Пока играет музыка, дети ходят вокруг картофельной кучи. Музыка заканчивается, надо успеть взять картошку. Кто остался без картофелины, выбывает из игры. Ведущий забирает одну из них, и игра продолжается. Тот, кто последний остался с картофелиной в руках, выиграл, и его команда получает дополнительное очко.
Конкурс 4 «Собери картошку».
Каждому ученику дать по разрезанной на части картинки с изображением картофеля. Кто быстрее соберёт – победитель.
Конкурс 5
«Ленивый садовод» (по желанию кто не играл)

Пустые ведра стоят на определенном расстоянии. У каждого участника есть три картофели, которые ребята стараются "уложить" в ведро.
Конкурс 6
«Составить пословицу»
.
(2 человека)(Каждый игрок получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны.
Побеждает тот игрок, который быстро и правильно соберет пословицу.)
1. Уродился хлеб в оглоблю, а картошка – в колесо.
2. Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
3. Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
4. Без труда картошка не родится никогда.
5. Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.
6. Картошка поспела- берись за дело.
7. Картошка созреет- человека согреет.
8. картошка –хлебу присошка.
Викторина
А теперь викторина «Что ты знаешь о картошке?».
1. Назовите родину картофеля? (Перу и Чили.)
2. Когда, откуда и кем завезен картофель в Россию? (В начале XVIII века из Голландии, Петром I.)
4. Как называется насекомое – вредитель, поедающий ботву картофеля? (Колорадский жук.)
5. Съедобны ли ягоды картофеля? (Нет, ядовиты.)
6. Как назвать одним словом стебли и листья картофеля? (ботва)
7. О картошке сваренной или испеченной в кожуре, говорят что она в чем? (в мундире)
8. Где первый раз человек варил картофель? (на огне)
9. Какую часть картофеля мы используем в пищу? (клубни)
10. Как назвать одним словом удаление сорняков и рыхление земли (прополка)
Ведущий: Мальчик по имени Антошка тоже любит ее кушать, а вот поработать не очень желает.
Инсценировка песни “Антошка”.
Учитель.. Всего несколько 10-летий потребовалось картофелю, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал необходимым продуктом. Из картофеля готовят первые, вторые и даже третьи (десертные) блюда. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии. Блюда из картошки любят все люди. В городе Мариинск Кемеровской области поставили памятник картошке. Автором скульптуры стал художник Юрий Михайлов.

Соберём мы всю картошку поскорей.
Позовём на угощенье всех друзей!

Мы напарим, мы наварим, напечём –
Ведь любая нам работа нипочём!

Из картошки можно сделать столько блюд,
Что угодно для души найдёшь ты тут.

Картошечке нашей каждый рад,
Я положу её в салат.

А для меня нет лучше в мире,
Чем картошечка в мундире.
Знают люди с давних лет,
Что вкусней картошки нет!
Ведущий:
Праздник наш уже кончаем
Что же вам еще сказать?
Вам картошечку по праву
“Вторым хлебом” называть!

Сабаева М. А. учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №7» г. Альметьевска, РТ

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов

Праздник картошки

Учитель: Декоративный цветок, лекарство от всех болезней, яд, истребляющий насекомых, средство для выведения пятен, универсальное удобрение, наконец, пищевое сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, пудру, масло, кофе, дрожжи, шоколад и т.д – не правда ли, заманчиво обладать таким универсальным продуктом? Оказывается, нет ничего проще- ведь речь идет о самом обыкновенном картофеле.

Сегодня мы устроим праздник в его честь, мы будем говорить об этом овоще. Петь, будем играть с ним. Почему такое внимание уделяется этому овощу? Потому что, мы уже не мыслим жизни без этого овоща. Поэтому в его честь сочиняют стихи, песни, частушки. Ну а пока стихи про нашу любимую картошку.

Стихи:

1.Без картошки жить на свете

Очень даже трудно дети.

Выручает нас всегда

Эта скромная еда.

2.И в пюрешке, и в мундирах,

В первых блюдах, и в гарнирах,

И вареной, и печеной,

И хрустящей, и толченой.

Про нее сказать не грех,

Что картошка лучше всех!

3.Хороша во всяких блюдах

С аппетитом все подряд

Уплетают это чудо

– Ах, как вкусно говорят!

4.Раскудрявились листочки,
Зеленеет борозда.
От Камчатки до Опочки
Бульба – главная еда.

5.Как сорняк, неприхотлива:
Прополи да огреби.
Ей не надобно полива,
Были б во время дожди!

6.Ближе к осени нальется
Клубень соками земли
Да крахмал возьмет от солнца –
И в подвал ее вали.

7.Не страшны тогда метели,
Не застудят холода,
Если вы к столу присели,
Где есть главная еда.

8.Жизнь покажется не зряшной,
А картошка – как нектар,
И обычный день вчерашний
Вдруг сверкнет, как божий дар.

9.Без картошки на «отлично»

Ни поесть, ни поплясать…

Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец!

Хоть сердит зеленый лук,

А картошке- лучший друг!

10.Из картошки там и тут

Нужный делают продукт,

И недаром ведь картошку

Вторым хлебом все зовут.

11.Жить не можем без картошки,

Едим ее мы каждый день!

Не оставляем мы ни крошки,

Хотя копать порою лень.

12. Люблю ее я в виде разном:

Картофель- фри, пюре, рагу.

И пусть я в настроении ужасном,

Но без картошки не могу!

Учитель: Как я уже отметила, сегодня мы с вами будем играть, проведем много разных конкурсов. Для этого ребята разделились на команды, их четыре. Сейчас я предлагаю познакомиться с командами поближе.

Представление команд (Название команды, девиз)

Представление жюри

Чтобы оценить знания каждой команды об этом удивительном овоще, чтобы оценить умение команд работать вместе, дружно нам нужно жюри.

На нашем празднике присутствуют представители разных профессий, так или иначе связанных с картофелем. Познакомимся с гостями: учитель русского языка, историк, биолог, агроном, селекционер, повар, артисты.

Итак, что же означает слово картофель, давайте вместе с учителем русского языка заглянем в толковый словарь.

Учитель русского языка: Слово заимствовано из немецкого языка. Картофель –огородное растение, овощ. Картофелем так же называют подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу.

Первое картошкино имя было «ПАПА»- так называли ее на родине в Южной Америке индейцы.

Англичане называли его ПОТАТО.

Голландцы и французы- ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО.

Итальянцы-ТАРТУФЕЛЬ.

А немцы переиначили ТАРТУФЕЛЬ на КАРТУФЕЛЬ, который позже стал называться КАРТОФЕЛЕМ.

Конкурс 1: Придумать фамилию, имя, отчество нашему картофельному другу.

Конкурс 2: А сейчас мы попробуем поиграть со словом «Картофель»

Если взять большое слово,

Вынуть буквы – раз и два!

А потом собрать их снова,

Выйдут - новые слова!

Найдите какие слова спрятались в слове КАРТОФЕЛЬ.

Как я уже отметила, о картошке издавна слагались песни. Ребята сейчас одну из них споют.

Песня «Картошка » (Музыка С. Попова)

Где нашли этот чудо овощ? Как стали выращивать его у нас на Руси? Как вы думаете, кто из наших специалистов лучше знает ответы на эти вопросы? Давайте дадим слово историку.

Историк В диком виде картофель рос в горных районах Южной Америки. Его выращивали индейцы. После открытия Америки клубни картофеля появились и в Европе, а называли их тогда «земляные яблоки». В нашу страну картофель попал при Петре I, который прислал из Голландии мешок картофеля своему приближённому графу Шереметьеву и приказал разослать клубни картофеля по всем районам России и выращивать их. Вначале картофель выращивали на клумбах как декоративное растение, позднее попытались использовать его плоды в пищу, но они горькие и несъедобные. Поэтому крестьяне отказывались выращивать картофель и относились к нему с недоверием. Люди заметили, что картофель родится с головой и глазами наподобие человека, а тот, кто ест картофель, тот ест души человеческие. Наши предки называли картофель «чертовым яблоком». Популярностью пользовались только цветки картофеля, особенно после того, как французская королева заколола их в прическу и украсила ими свое платье. Позднее картофель стал главной едой русских людей, и о картофеле стали слагать пословицы и поговорки.

Конкурс 3: Собери пословицу и объясни значение

Каждой команде собрать пословицу из слов, которые лежат в конверте.

  1. Картошка созреет – человека согреет.
  2. Без труда картошка не родится никогда.
  3. Картошка да каша- еда наша.
  4. Картошку копать, не руками махать.

Учитель: На Руси ценили картофель, считали его вторым хлебом и, конечно же, о нем пели частушки. Давайте пригласим артистов.

1. Лучше песен про картошку

В мире не было и нет,

Мы споем вам про картошку,

А вы хлопайте в ответ.

2. Ох картошечка, картошка,

Ах, какая тебе честь!

Кабы не было картошки,

Так чего бы стали есть?


3. Ах, картошечка-краса!
Не нужна мне колбаса,
Не хочу сосиску –
Дай картошки миску!

4. Цветет во поле картошка –
До чего ж красивая!
Пойду в поле поработать,
Я же не ленивая!

5. Надо мной смеялась мама:
«Сколько можно кушать?!»
Я картошку обожаю,
Как тебя мне слушать?!

6. Не иду гулять с друзьями,
Телевизор не смотрю,
И работайте вы сами –
Я картошку есть люблю!

7. Ах, душистая картошка,
До чего ж ты вкусная!
Наедимся до отвала,
Всем ты очень нужная.

8. Жили-были три соседа:
Кролик, пес и кошка,
Угощали каждый день
Друг друга все картошкой.

9. Ах, картошка, ты картошка1

До чего же хороша!

И пожаришь, и попаришь,

А как съешь- поет душа!

10. Наш картофель – хоть куда:
Вкусный, витаминный.
Если будешь есть всегда,
Здоровый будешь, сильный!

Учитель: кто знает, как называется наука, которая изучает растения? (биология)

Ребята, а кто такой биолог. Давайте пригласим биолога.Что же он нам расскажет о картофеле?

Биолог: Картофель вырастает высотой от 50 до 100 см, листья простые, цветки собраны в соцветия из 2-4 завитков. Окраска цветка бывает синего, тёмно-синего, фиолетового, белого цвета, что является одним из важных сортовых признаков. Картофель – самоопыляющееся растение. Плод – многосемянная ягода. На подземных частях стебля развиваются подземные побеги – столоны, на концах которых формируются клубни – видоизменённые подземные побеги. С помощью клубней картофель размножается. Ботаническое название картофеля – паслён клубненосный.

Сценка «Картошка»

Вот закончилась зима, пришла весенняя пора.

Надо сеять, поливать, где полоть, а где копать.

И в одной большой деревне

Под названьем Стары Певни

Жили-были пожилые дед да баба с внучкой.

Выходят по очереди дед и баба, дед начинает копать, сажать картошку. Бабка садится на лавку и вяжет. Выбегает внучка с мячом.

Жучка выбегает, начинает играть. Сначала ее отгоняет дед, она бежит к бабке, которая тоже ее прогоняет.

Дед.

Вот надумал, баба, я посадить картошку,

Чтобы на зиму еды было хоть немножко.

Баба.

Ты опять рехнулся, дед! Вспомни, в прошлом годе,

Провели мы целый день на нашем огороде.

Дед.

Как не помнить, пот со лба тек без остановки.

Репу вытащил один, без всякой тренировки.

Баба.

Что ты брешешь, старый лгун, мы тащили вместе,

А потом три месяца запекали в тесте.

Дед.

Нет! Я вытащил один, не упрямься, баба,

В доме я твой господин, хоть и вижу слабо.

Баба.

Не глаза твои слабы, а ума не стало:

Впятером тащили мы, мышка помогала.

Дед.

Что ты, матушка, расхвасталась,

Как наседка раскудахталась?

(Машет рукой, уходит со сцены.)

На сцене появляется декорация, где изображена картошка.

В спорах много дней прошло, выросла картошка,

Но у бабы и у деда сил совсем немножко.

Выходит дед, радуется, пытается тянуть - не получается, встает с лавки бабка, идет на помощь деду, с огорченным видом вдвоем садятся на лавку.

Бабка (с радостью ). У внучки есть силы, а ты совсем уж хилый. Матренка! Матрешка! Беги тянуть картошку!

Выбегает внучка, тянет картошку, устает, с грустным видом садится возле бабки.

Внучка.

Нам Жучка поможет, она-то верно сможет.

Эй, Жучка, ей Богу, беги же на подмогу!

Выбегает Жучка, роет «лапками» картошку, но вытащить не может.

Жучка. Мышка-норушка, помоги, подружка!

Мышка тоже не справляется, все сидят на лавке, опустив головы.

Все тащили: внучка с Жучкой, мышка помогала.

Обещали накормить, хоть и не сажала.

А картошка все росла, становилась выше,

И сарая, и окна, и дверей, и крыши.

Дед.

Кто поможет, кто придет - вытащит картошку?

Баба.

И до дому донесет частями, понемножку?

Внучка.

Баба с дедом.

Баба.

Внучка с Жучкой да еще и мышка.

Все.

Тужились и пыжились - ничего не вышло!

Только мимо червячок проползал тихонько

И задел картошку он совсем-совсем легонько.

Покатилась, понеслась с грядки на дорогу

И уперлась ненароком прямо деду в ногу.

Тут дедуля засиял, постоял немного,

А потом он всем сказал.

Дед.

Вот и, слава Богу!

Есть запасы, есть еда, остальное - ерунда!

Конкурс 4: «Посадка картофеля»

Нужно картошкой попасть в ведро. Команда делает 14 бросков (по 2 броска делает каждый участник). Каждое попадание – 1 балл команде.

Человек, какой профессии знает все про то, как правильно вырастить картофель. Правильно, агроном. Давайте послушаем его.

Агроном Всем, кто занимается выращиванием картофеля, следует знать, что в своём развитии это растение проходит 4 фазы: всходы, бутонизация, цветение, созревание.

Перед посадкой клубни проращивают не менее 30 дней. Весной вскапывают землю глубиной 30 см и высаживают картофель в почву на расстоянии не менее 60 см между рядами, а в ряду – 35 см. При появлении всходов и на протяжении роста растения проводят прополку – для разрыхления корки и уничтожения сорняков. Когда растение достигает высоты 15 см, проводят окучивание. Осенью, когда ботва начинает желтеть, собирают урожай.

Конкурс 5: «Сбор урожая»

2 человека от команды собирают картошку с закрытыми глазами.

Вырастить урожай картошки – это очень трудное дело, и лени здесь, конечно, не место. Я думаю, что многие из вас уже помогали своим родителям в огороде: пололи, собирали картошку, а не бездельничали, как в песне про Антошку.

Инсценировка песни «Антошка»

Учитель: Кто занимается выведением разных сортов культур? Выведением сортов занимаются селекционеры. Слово Селекционеру.

Селекционер : Выведением новых сортов растений занимается наука – селекция. Благодаря хорошим результатам работы селекционеров выводятся новые сорта картофеля. В мире существует 44 тысячи сортов картофеля. Кроме, привычного нам белого и желтого картофеля бывает еще красный, фиолетовый, синий, и даже черный. Этому овощу в мире уделяется огромное внимание. А 2008 год был объявлен Международным годом картофеля.

Благодаря селекционерам мы имеем высокоурожайные сорта картофеля, которые хорошо приспособлены к природным условиям. Собрать хороший урожай картофеля - конечно дело великое, но это еще не все. Нужно без потерь урожай вывести с картофельного поля.

Конкурс 6: «Перевозка картофеля» (каждой команде нужно перевезти ведро картошки на детских машинках)

Как вы думаете, можно ли использовать картофель в медицине? Давайте послушаем специалиста по этому вопросу.

Врач: картофель является лекарственным растением: свежий картофельный сок употребляется при язве желудка, гастритах, способствует снижению кровяного давления при гипертонии. Кашица из картофеля хорошо лечит ожоги, экзему. В зимнее время картофель является основным источником витамина C. Кроме витамина C в клубнях содержатся в небольших количествах витамины B1, B2, B6, A. Клубни картофеля богаты солями кальция, калия, железа, йода, серы. К сожалению, в погоне за большим урожаем в последнее время используют много минеральных удобрений. Нитраты накапливаются в клубнях и вызывают кислородное голодание тканей, чем отравляют организм человека и животных. С чрезмерным количеством нитратов организму помогают вести борьбу витамины и молочные продукты. Количество нитратов в картофеле можно уменьшить при его кулинарной обработке: очищенный картофель поместить на 15- 20 мин в холодную воду, затем слить её, залив новой порцией воды, довести до кипения и тоже слить, затем залить свежей водой до готовности.

Конкурс 7: «Танец с картошкой»

Два участника, зажимая между лбами картофелину, под мелодию исполняют любые танцевальный движения. Участвуют по 2 пары с каждой команды. Выигрывает та, которая дольше протанцует.

Учитель: Кроме минеральных удобрений люди еще используют ядохимикаты. Давайте дадим слово экологу, ученому, который знает все о связях между человеком и природой.

Эколог: Много горя приносит увлечение ядохимикатами. Ими обрабатываются поля для уничтожения вредных насекомых и сорняков. При этом погибают птицы, питающиеся отравленными насекомыми. Страдают люди, так как яды попадают в нашу пищу и воду. А ведь есть природные способы защиты урожая- их называют биологическими. Один из народных способов - развешивание скворечников. Можно найти и другие народные способы, которые помогут сберечь урожай.

Нарисовать знак запрещающий использование ядохимикатов или большого количества минеральных удобрений.

Учитель: Сегодня на нашем праздничном столе огромное количество блюд их картошки. А как правильно приготовить картофель, какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить ее полезные свойства. Давайте послушаем повара.

Повар: В нашей стране картофель называют вторым хлебом, и это не случайно. Картофель обладает большой пищевой ценностью. Главным компонентом картофеля является крахмал, белки. Из картофеля можно приготовить различные блюда и гарниры. Его варят, жарят, тушат, фаршируют. Большое значение имеет правильное приготовление картофеля: почистив картофель, нужно опустить его в холодную воду. Надолго в воде не рекомендуется оставлять т. к. он теряет питательные вещества. Не рекомендуется варить картофель в жестяной или медной посуде, при этом теряется большое количество витамина С. При варке на пару потери витамина С в 2 раза меньше, чем при варке в воде. Картофель, положенный для варки в холодную воду, теряет до 50% витаминов, а опущенный в кипяток – 10-20%.

Конкурс 9

Каждой команде нужно вспомнить как можно больше блюд с картофелем. Выигрывает та команда, которая назовет последнее блюдо.

Выступления наших специалистов закончились, вы внимательно слушали, а сейчас пришло время провести небольшую викторину, правильные ответы принесут команде баллы.

Викторина

  1. Как назвать одним словом стебли и листья картофеля?(ботва)
  2. Назовите Родину картофеля(Перу и Чили)
  3. Сколько известно в мире образцов картофеля? (44000 образцов)
  4. Где первый раз человек варил картошку? (на огне)
  5. Какую часть картофеля мы используем в пище? (клубни)

6. О картошке сваренной или испеченной в кожуре, говорят что она в чем? (в мундире)

7. Как назвать одним словом удаление сорняков и рыхление земли (прополка)

Слово для подведения итогов предоставляем жюри

Учитель: Тот, кто умеет сочинять гимны, должны найти самые торжественные слова, а самые голосистые певцы споют картошке гимн на самой широкой площади при всём скоплении народа! Не знаю, кто как, а я бы плакал, слушая этот гимн!”
Вот такие замечательные слова написал сибирский писатель Виктор Астафьев о картофеле
в своей оде "Русскому огороду”. Гимна мы не знаем, а песню о картошке из кинофильма «Завтрак на траве» давайте исполним.

Песня «Ах, картошка!»