Раскрыть особенности развития восприятия в раннем и дошкольном возрасте. Международный студенческий научный вестник

Восприятие мира детьми отличается от взрослого видения в первую очередь не отсутствием жизненного опыта, а необходимых навыков и знаний. Именно поэтому для их воспитания, развития и обучения необходимо использовать различные способы, которые помогут ориентироваться не только в материальной жизни, но и будут фокусироваться на художественно-эстетическом развитии.

В процессе обучения родители и педагоги должны учитывать особенности восприятия у детей формы, цвета, времени, музыки, что будет способствовать целостному развитию личности.

Особенности восприятия детьми цвета

В период раннего и младшего возраста, когда все внимание ребенка направлено на познание нового, интерес к краскам обусловлен в большей мере возможностью делать яркие цветовые пятна на листе бумаги. На начальном этапе и при знакомстве с художественными возможностями многие дети не связывают цвет ассоциативно с эмоциями и настроением. Еще до того, как ребенок сможет держать кисточку в руках, он делает свои первые рисунки пальцами или ладошками.

В это время необходимо с учетом особенностей восприятия у детей цвета обращать внимание ребенка на художественные возможности цветовой гаммы для выражения собственных чувств и эмоций. Маленьких детей особенно привлекают яркие и чистые цвета. Это связано с восприятием детьми мира, который его окружает, особенностями образного мышления и эмоциональной сферы. Первые ассоциации обычно возникают при окрашивании всего листа, который воспринимается как цельный образ, а также цветных пятен и их формы.

По мере взросления восприятие детьми цвета меняется, как и сам процесс рисования, что свидетельствует об образно-смысловой деятельности. Постепенно за каждым цветом происходит закрепление типичной ассоциации, что на практике выражается в умении пользоваться палитрой.

С развитием восприятия мира детьми, умение распознавать и называть цвета можно использовать для усвоения новой информации, направленной на познание окружающего мира. Постепенно восприятие цвета вместо «красиво – не красиво» и «нравится – не нравится» должно меняться на формирование навыков и умения с помощью искусства выражать свои эмоции, мысли и чувства.

Особенности восприятие детьми музыки

Музыкальное восприятие – сложный процесс, в котором переплетены красота созвучий и сенсорные ощущения музыкальных звуков. Музыка рождает живые ассоциации, связывающие накопленный жизненный опыт, фантазию и происходящие в данный момент события. Восприятие детьми музыки зависит во многом от семейного воспитания и социальной среды. Если ребенка с детства окружает гармоничная музыка, его музыкальные образы будут яркими, а реакция достаточно оживленной.

Восприятие музыки некоторыми детьми в силу заложенных особенностей происходит естественно, но в большинстве случаев необходимо развивать способность слышать мелодию и гармонию, что происходит благодаря активации музыкального мышления.

Для развития музыкального вкуса в детских садах и школах обычно используется вокальная и инструментальная музыка. При этом маленьким детям наиболее близка и понятна вокальная форма звучания. Инструментальная музыка более сложна для восприятия, но через нее дети могут познать мир художественных образов. Знакомство с музыкой предусматривает ее целостное восприятие. Оно включает и осмысление настроения, и характеристику отдельных художественных приемов.

Развитие восприятия детьми музыки направлено на развитие эмоций, интересов, мышления, воображения и вкусов ребенка. Это необходимо для формирования основ музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Эмоциональная отзывчивость детей на музыку тесно связана с развитием эмоционального фона и воспитанием таких качеств личности, как сочувствие, отзывчивость, сопереживание и доброта.

Многие педагоги считают, что прививать любовь к музыке необходимо с учетом особенностей восприятия у детей звукового ряда. Лучше всего развитию интереса к музыке способствует пение определенных тем музыкального произведения. Такие занятия также обогащают «интонационный словарь» детей, расширяют возможности музыкального восприятия и вырабатывают умение различать музыкальные направления и стили.

В работе с маленькими детьми по развитию музыкального восприятия довольно часто прослушивание пьесы сопровождается различными действиямитанцевальными движениями, маршировкой или похлопыванием в такт. Также развитию музыкальных особенностей восприятия у детей способствуют наглядно-зрительные представления о музыкальном произведении, для чего можно использовать рисунки или визуальный ряд. Для закрепления визуальных образов можно проводить дидактические игры, связанные с воспроизведением средств музыкальной выразительности – ритма, высоты звуков, тембра, динамики.

Введение в мир музыки на ранних этапах развития должно обязательно проходить с учетом особенностей восприятия у детей и быть направлено на помощь в понимании ее содержания и богатства музыкальных средств. Для этого необходимо:

  • Подбирать музыкальный репертуар с учетом возраста и особенностей развития;
  • Использовать в работе пение, музыкальные движения, игру в оркестре, дирижирование;
  • Сочетать музыкальные занятия с изучением других видов искусства.

Итогом музыкальных занятий должно быть формирование у детей культуры слушания, развитие слуховой наблюдательности, эмоционального сопереживания и памяти.

Особенности восприятия детьми времени

При воспитании детей необходимо учитывать не только особенности восприятия у детей цвета и звуков, но и времени. Возникающие трудности психологи обычно связывают со специфическими особенностями времени, как объективной реальности, а именно его текучестью, отсутствием наглядных форм и необратимостью.

Восприятие детьми времени формируется постепенно, поскольку его можно осознать только опосредованно – через деятельность, чередование каких-либо постоянных явлений или движение. Сложность состоит в понимании смысла слов, обозначающих временные отношения, например, «вчера», «сегодня», «завтра», «скоро», «давно». Для развития понимания ребенком времени лучше всего использовать ритмичные процессы жизнедеятельности и их чередование с состоянием покоя.

По мере развития восприятия мира детьми увеличивается и их возможность оценивать и оперировать фактором времени. Обычно дети дошкольного возраста уже способны оценивать длительность одной минуты, однако это зависит от характера их деятельности в данный промежуток времени. Как правило, восприятие детьми времени часто неполно и не охватывает всех понятий, а возникающие в процессе деятельности положительные эмоции у детей, как и у взрослых, вызывают желание продлить приятный момент, что затрудняет оценку времени. Процесс формирования представления о времени обычно длительный и требует от родителей и воспитателей терпения и настойчивости.

Не секрет, что в процессе роста ребенка происходит также становление его характера и психики. Особую роль в череде возникающих и развивающихся психологических процессов в раннем возрасте, особое внимание следует уделить восприятию ребенка. Ведь у ребенка и поведение, и осознание происходящего в первую очередь связано с его восприятием окружающего мира. Для примера можно указать на память маленького человечка, ведь для ребенка памятью является узнавание близких людей, обстановки и предметов, т.е. их восприятие. Даже мышление детей лет до трех в основном связано с восприятием, они обращают внимание на то, что находится в поле их зрения, соответственно все остальные поступки и действия также связаны с тем, что ребенок видит. Хочется обратить особое внимание на главные особенности, влияющие на развитие восприятия у детей.

0 178658

Фотогалерея: Развитие восприятия у детей раннего возраста

Восприятие у детей раннего возраста развивается вместе с тем, как они начинают отличать один предмет от другого, выполнять осознанно те или иные действия. Педиатры и детские психологи особенно акцентируют внимание на действия, называемые соотносящими, или же действия с несколькими предметами, в которых ребенок уже начинает различать форму, расположение, то какова та или иная вещь на ощупь и т.д. Научившись различать и играть сразу с несколькими предметами, ребенок не сразу может рассортировать их, например, по форме, цвету, и тем более смыслу.

Очень много игрушек для детей раннего возраста, такие как кубики, пирамидки, созданы именно для того, чтобы ребенок учился соотносящим действиям. Но если он в какой-то степени сможет со временем воспринимать ряд предметов, без помощи взрослого он не сможет научиться делить их по смыслу, цвету или форме. Поэтому очень важным является контакт детей и родителей во время игр ребенка, ведь именно во время совместных игр родители направляют ребенка на верные действии, поправляют его, помогают, указывают на то, как должно быть.

Однако и здесь есть подводные камни. Рано или поздно ребенок начнет повторять за мамой или папой и будет «знать» какой кубик куда нужно поставить, но это приведет лишь к тому, что соотносящие действия будут выполняться только в присутствии взрослого, и только вслед за ним. Крайне важно, чтобы ребенок научился самостоятельно выполнять те или иные действия с предметами, в зависимости от их внешних свойств. Изначально малыш будет пытаться приноровить часть пирамидки наугад, пробуя различные варианты, и проверяя держится элемент или нет, т.е. достигает ли он того что хочет либо нет.

Или же может быть и так, что ребенок будет усердно пытаться сделать с предметом то, что хочет, и если это не будет получаться, начнет прилагать к процессу больше физических сил. Но в итоге, убедившись в тщетности своих действий, начнет пробовать получить желаемое иным способом, примеривая и поворачивая, к примеру, элемент пирамидки. Сами игрушки разработаны таким образом, чтобы подсказать маленькому испытателю, как должно быть на самом деле. И в итоге, результат будет достигнут, а в дальнейшем и закреплен.

Затем, в процессе развития ребенок от ориентированных действий переходит к следующему этапу на котором начинает визуально оценивать свойства предметов. Итак, от того, что малыш видит предметы, он начинает различать свойства предмета в соответствии с тем, как он выглядит. На примере все той же пирамидки он уже не просто собирает её так, чтобы один предмет держался на другом, он старается подобрать её элементы в соответствии с их формой. Он начинает подбирать элементы не методом подбора, а на глаз различая разницу между тем какой больше, а какой меньше.

К двум – двум с половиной годам ребенок уже может начать подбирать предметы, ориентируясь на предложенный ему пример. Он может выбрать и подать по просьбе родителей или иных взрослых именно тот кубик, который похож на кубик, предложенный ему в качестве примера. Имеет ли смысл говорить о том, что выбор предмета по зрительным характеристикам, задача ощутима более сложная, нежели подбор по средству его примерки? Но как бы там ни было восприятие ребенка будет развиваться по вполне определенному сценарию, сначала он научиться выбирать предметы одинаковой формы или величины, и лишь только потом одинаковые по цвету.

Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого - ситуация «Мы», как назвал ее Л.С. Выготский. А вот следующий этап, в котором происходит психологическое отделение от матери, наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Развитие психических функций.

Раннее детство является сензитивным периодом для усвоения речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Но переход на новый уровень речевого развития возможен только при полноценном общении ребенка с взрослыми. Если общение с взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка заключается в том, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. Поскольку ребенок активно познает мир вещей, манипуляции с предметами для него становится ведущей деятельностью, а освоить новые действия с предметами он может только совместно со взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано.

Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь (причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения - он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Когда же ребенок вступает в разговор со сверстниками, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.

В раннем возрасте бурно развиваются познавательные психические функции - восприятие, мышление, память, внимание. Раннее детство интересно тем, что среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов.

Дети раннего возраста максимально связаны наличной ситуацией, тем, что они непосредственно воспринимают. Все их поведение является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне этой наглядной ситуации, их не привлекает. В эксперименте К. Левина с маленькими детьми показано, что до 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Поставленная перед ребенком задача - сесть на большой камень, лежащий на лужайке, - оказалась трудновыполнимой. Для того, чтобы выполнить это задание ребенок сначала должен отвернуться от камня и, следовательно, перестать его видеть. Дети много раз обходили этот валун, гладили его, отворачиваясь, подкладывали руку, чтобы, по крайней мере, ощущать его тактильно. И только одному мальчику удалось сохранить опору на зрительное восприятие: он сильно наклонился, перегнувшись в поясе, и, глядя на камень между широко расставленными ногами, продвинулся к нему и, наконец, сел.

Из этого следует еще одна особенность детей раннего возраста – у них наблюдаются элементарные формы воображения (предвосхищение), но творческого воображения у них еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать и только к концу раннего детства у них появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.

В этот период в процесс активного восприятия включается память . В основном, это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше - ему что-то вспоминается. Поскольку память становится как бы продолжением и развитием восприятия, еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт. Раннее детство забывается так же, как и младенчество.

Важная характеристика восприятия в этом возрасте является его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение - достать ее, что-то с ней сделать. Л.С. Выготский так описывает это единство: «В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие».

Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Как видно из самого названия, оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в двухлетнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. «Мыслить для ребенка раннего возраста - значит разбираться в аффективно окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответствующие этой внешней воспринимаемой ситуации действия» (Л.С. Выготский).

В это время при совместной деятельности с взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. Взрослый учит его тому, как следует использовать ложку и чашку, как держать в руке карандаш, а как - совочек, что нужно делать с игрушками (возить машину, укачивать куклу, дуть в дудочку). Действия с предметами зависят от их функциональных особенностей и условий их использования. Так, ребенок научается подносить чашку к губам, но ему гораздо легче обращаться с пустой или полупустой чашкой, чем с чашкой, полной молока. Несколько большую свободу действий он приобретает, манипулируя с игрушками.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Особенно хорошо это видно, когда ребенок сталкивается с задачей, способам решения которой его не обучали взрослые. В эксперименте П.Я. Гальперина дети пытались достать игрушки из большого ящика с помощью лопатки; ситуация осложнялась тем, что ручка лопатки находилась под прямым углом к лопасти. Сначала ребенок пробует поднимать какую-нибудь игрушку, по-разному захватывая лопатку и «гоняя» ею все предметы по дну ящика. Затем у него появляются замедленные движения, ребенок как бы подстерегает удобное положение своего орудия, чтобы им подцепить игрушку. В этом уже видны проблески включающегося в деятельность мышления. За этим следуют излишне настойчивые попытки создать удачные положения и, наконец, отказ от навязчивого применения освоенных приемов, учет объективных соотношений предметов - лопатки и игрушки. На последних этапах деятельности ребенка прослеживается активное вмешательство мышления, организующего целенаправленные действия. Мышление развивается в процессе практической деятельности и из практической деятельности, поэтому оно отстает от нее по общему уровню развития и по составу операций. Благодаря внешней деятельности совершенствуются и сами предметные действия: они приобретают обобщенный характер, отделяясь от тех предметов, на которых они были первоначально усвоены. Происходит перенос освоенных действий в другие условия. Вслед за этим у ребенка появляется способность соотносить свои действия с действиями взрослых, воспринимать действия взрослого как образцы. Взрослый задает ребенку образцы действий, контролирует, корректирует и оценивает их выполнение. У ребенка при вычленении собственных действий из совместной деятельности появляется новое отношение к ним - как к своим действиям. Это отражается в речи: «Вова дает кушать», а позже: «Я играю», «Я иду гулять». Действия, называемые Д.Б. Элькониным личными, становятся одной из предпосылок нового всплеска самостоятельности и подготавливают следующий переходный период - кризис 3 лет.

Помимо собственно предметных действий, для развития ребенка раннего возраста важны и такие действия, как рисование и игра. Рисунок ребенка до 2 лет трудно назвать рисунком, это, скорее, каракули. Но на третьем году уже появляются формы, обладающие сходством с изображаемым объектом. В 2,5 года, в частности, дети могут вполне отчетливо нарисовать человека. На таком рисунке кроме круга-головы различаются мелкие детали - глаза, нос, рот.

Ведущая деятельность в этот период - предметно-манипулятивная . Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Скажем, кубик, провозимый с рычанием по столу, превращается в глазах мальчика в машину. Такие игры непродолжительны и возникают эпизодически, для них характерны примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий. Но на следующем возрастном этапе они станут одним из источников сюжетно-ролевой игры.

Для развития игры важно появление символических или замещающих действий. Когда, например, кукла укладывается на деревянный брусок вместо кровати - это замещение.

Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут спокоен и живо интересуется новой обстановкой. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что-то подарят. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В состав эмоциональных проявлений у детей этого возраста включены вегетативные и моторные реакции (неровное дыхание, частый пульс, покраснение кожных покровов, плач, хаотичные движения, выкрикивание бессвязных слови т.д.).

В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, у ребенка могут наблюдаться аффективные реакции на трудности, с которыми он сталкивается. Если у ребенка при попытке что-либо сделать самостоятельно ничего не получилось и рядом не оказалось взрослого, возможна эмоциональная вспышка. Эти аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют. Избыточное внимание взрослых к таким проявлениям выступают для ребенка в качестве положительного подкрепления и он усваивает, что приятные моменты в общении с взрослыми наступают вслед за его слезами. Если ребенок действительно расстроен, достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным. У ребенка одно желание легко сменяется другим, он легко переключается и с удовольствием занимается новым делом.

У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Для этого возраста характерны конкретные страхи, когда опасность связывается с конкретными предметами, существами или явлениями окружающей действительности. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чаще всего эмоции страха возникают при изменении какого-либо стереотипа в привычной жизни ребенка. Он обладает малым социальным опытом и боится всего нового и неожиданного. Одной из причин возникновения страха может стать и неправильное воспитание (запугивание ребенка чем-либо, желая заставить его слушаться). Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.

Основными причинами возникновения отклонений в эмоциональном развитии ребенка этого возраста могут стать частые изменения привычного стереотипа поведения, режима дня, отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности, неправильные воспитательные приемы (создание односторонней эмоциональной привязанности, отсутствие единого подхода к ребенку и т.п.).

Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой, так как в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Это легко наблюдать в ситуации выбора. Если ребенка 2-3 лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все-таки выберет одну, но после следующей просьбы - уйти с ней в другую комнату - снова начнет колебаться. Положив игрушку на место, он будет перебирать остальные, пока его не уведут от этих одинаково его притягивающих вещей.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка с взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла, ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые для ребенка формы общения с взрослыми.

Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, и пока о правилах игры речи быть не может. Лучше всего детям этого возраста удаются совместные прыжки на кровати. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками, и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и «ясельные» дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность - толкнуть, ударить другого ребенка, особенно если тот как-то ущемил их интересы.

Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение с взрослыми.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Это простейшая форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша», а затем, к трем годам, появляется местоимение «я». Тогда же у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это трудно назвать самооценкой в собственном смысле этого слова, так как основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности и принятии.

Читайте также:
  1. I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  2. II. Особенности учета операций по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета
  3. III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  4. PR-мероприятия для СМИ (виды, характеристика, особенности).
  5. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма.
  6. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма. (лекция)
  7. Автотрансформаторы, особенности конструкции, принцип действия, характеристики
  8. Агентирование в коммерческой деятельности. Особенности оформления договорных отношений и правового регулирования.
  9. Агрегатные состояния вещества. Характер теплового движения в этих состояниях. Особенности теплового движения в различных агрегатных состояниях вещества.

20. Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте

Восприятие психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

В первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление.

В раннем возрасте восприятие – непроизвольное. Ребенок выделяет в предмете отдельные ярко выраженные признаки, часто несущественные. Форма служит ребенку основанием для узнавания предмета.

Зрительное восприятие носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросаю­щиеся в глаза» или случайные признаки. Становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу – сначала по фор­ме, величине, потом по цвету. Накапливается запас представле­ний о свойствах предметов (образы восприятия).

Развитие восприятия определяется тремя параметрами – пер­цептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения .

Перцептивные действия позволяют изучать основные свойства качества воспринимаемого предмета, выделяя в них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнавать этот предмет, отнеся его к определенному классу.

В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов – вначале предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Таким образом, сначала представления о фор­ме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (напри­мер, круглый мяч, зеленая трава и т. д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона фор­мируются у детей к концу раннего возраста. Дети могут различать 5-6 форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный). Но не всегда правильно их называют.

Соотнесение предмета с эталоном помогает систематизировать те знания, которые получают дети при восприятии новых пред­метов. Именно эти знания делают образ мира целостным и по­стоянным.



Восприятие развивается на основе внешнего ориентировочного действия (подбор предметов по форме, величине, цвету) при практическом и зрительном соотнесении, сравнении предметов. При этом взрослый должен давать правильные названия признаков предметов и способов действий с ними. В этот период большую роль приобретают автодидактические, т.е. самообучающие игрушки (матрешки, пирамидки и т.д.).

Развивается слу­ховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

Фонематический слух – это способность различать речевые звуки, части речи, из которых состоят слова.

На этапе дошкольного детства особое значение имеет разви­тие образных форм познания окружающего мира – восприятия, об­разного мышления, воображения.

Дошкольный возраст период сенсорного развития ребенка: развития органов чувств, овладения сенсорными эталонами и способами обследования предметов.

В процессе сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями по обследованию предметов, их свойств, отношений, что происходит наиболее эффективно в продуктивных видах деятельности. Развиваются острота зрения, точность цветоразличения, фонематический и звуковысотный слух, рука становится органом активного осязания.



Для полноценного развития ощущения, восприятия необходимо:

– созревание анализаторов (слух, зрение и др) как органических предпосылок сенсорного развития;

– осуществление сенсорного развития на основе чувственного опыта;

– обеспечение связи с процессами мышления, речи.

Сенсорное развитие является основой чувственного познания мира и развития психических функций и свойств личности.

В течение дошкольного возраста психический процесс восприятия предмета совершенствуется, проходя путь от простого манипулирования без попытки его обследования в 3 года, через рассматривание предмета, выделение отдельных его частей и признаков в 4 года, к систематическому, планомерному рассматриванию объекта к 7 годам.

В развитии органов чувств особую роль играют сенсорные эталоны . Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления, общепринятые образцы тех или иных свойств и отношений предметов .

Для сенсорного развития ребенка необходимо руководство взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие восприятия:

1) выделяет эталоны словом.

Слово обобщает, т.е. вносит то, что дает чувственный опыт и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении;

2) учит обследовать объект по разному, в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств;

Но всегда обращает внимание:

– на целостный облик предмета;

– на выделение основных частей предмета и определенные их свойства (величина, форма и т.д.);

– на определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (справа, слева, выше, ниже и т.д.);

– на выделение более мелких частей предмета;

– на целостный облик предмета (повторно с учетом новых знаний).

3) учит сравнивать предмет с эталоном.

Сенсорное воспитание следует осуществлять во всех видах деятельности: манипуляции с предметом, бытовой, трудовой, конструктивной и т.д.

Тренировка сенсорных процессов не должна быть изолирована от жизненного опыта, впечатлений детей.

В восприятии ребенком предмета решающая роль принадлежит форме (контуру).

Особое внимание в дошкольный период необходимо обратить на развитие восприятия пространства .

Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, рисовании, аппликации, бытовых действиях, играх, упражнениях в бросаниях и т.д.

Трудности для дошкольника представляет восприятие времени, так как оно не имеет наглядной формы.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет восприятие художественных произведений . Это сложный психический процесс. Предполагает способность узнать, понять изображенное. Здесь имеет место и эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему.

Восприятие художественных произведений будет более глубоким, если они научаться видеть элементарные средства выразительности (цвет, цветовое сочетание, форма, композиция и др.).

Характер восприятия картины изменяется с возрастом. в 3 года дети перечисляют отдельные предметы, изображенные на картине. В 5 лет описывают предметы и устанавливают первые связи. В 7 лет могут объяснить содержание картины.

Итак, восприятие дошкольника становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок учится выделять для себя свойства предметов, их состояние, связи, действия с ними и т.д.

На развитие восприятия оказывает большое влияние речь – то, что ребенок начинает использовать названия качеств, признаков, состояний различных предметов (явлений) и отношений между ними.