Особенности духовно-нравственного воспитания подростков. Образовательный портал

« Нравственность подростков - это зеркало нравственности мира взрослых»

В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что - нет.

Основой воспитания детей во все времена была ячейка общества - семья!

Просмотр содержимого документа
««Нравственность подростков – это зеркало нравственности мира взрослых»»

Подготовила Мещерякова Е.М.

«Нравственность подростков – это зеркало нравственности мира взрослых»

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности

В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.

Культура поведения подростков в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.

Основой воспитания детей во все времена была ячейка общества – семья!

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.

Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие

Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека.

Каждый поступок человека влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Он оценивается как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый.

Нравственное воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая среда является главным регулятором поведения в течение всей жизни. Общение с родителями, родственниками и сверстниками, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это откладывается и фиксируется в сознании.

Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. Нравственное воспитание подростков должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Решая задачи воспитания, школа, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Многое зависит и от неповторимой личности педагога, от его собственной морали, нравственности, духовности. Ведь дети в школе, кроме того, что учатся, воспитываются и развиваются еще и проживают определенное время собственной жизни. Педагог гуманистической направленности на интуитивном уровне ежесекундно учитывает это, поэтому детям с таким Человеком уютно, светло и комфортно.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)

Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.

Принципы взаимодействия:

Взаимное уважение и доверие.

Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.

Вера в творческие силы ребёнка.

Главное в воспитании ребёнка – ласка, похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступки.

Важно помнить, что на воспитание детей больше всего влияют отношения в семье, а учитель и школа также являются важной частью системы воспитания, поэтому ребенок принимает поведение родителей и учителя за основу поведения в обществе, считая его существенной частью своей жизни.

Наше общество переживает не самые лучшие периоды своей биографии, однако молодежь – те, в чьих жилах течёт горячая кровь - несмотря на несправедливости и нелогичности общественного строя, должна вести страну в будущее. Мы можем всё изменить. А долг родителей и учителей - наполнить своей мудростью и опытом "силу поколения". Всё в ваших руках, дорогие Взрослые!

Именно от нас,взрослых, в большей степени зависит, каким вырастет ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить о том, что является главным в формировании личности ребенка.

Нашу встречу хотелось бы закончить стихотворением, написанным от имени подростка, еще раз подтверждающим это:

Чем Проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь привел.

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из Школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

Вывод напрашивается сам собой: для того чтобы достичь успехов в нравственном воспитании детей, необходимо заняться нравственным воспитанием себя – другого пути нет. А вы как думаете?

Проблема воспитания подростков связана с тем, что подростковый возраст является для человека переходным. В возрасте двенадцати-четырнадцати лет у ребенка происходит перестройка всего организма, появляются вторичные половые признаки, у мальчиков ломается голос, у девочек наступают периоды менструаций. Все это для ребенка, как правило, является полной неожиданностью, и сказывается на его психическом состоянии. Очень часто в этот период у подростков наступает депрессивное состояние, может проявляться беспричинное беспокойство, агрессия. В этот период некоторые подростки начинают пробовать «запретные плоды» взрослой жизни – алкоголь, секс, наркотики.

Кроме того, этот период выпадает на выпускной период неполного среднего образования, что требует от подростка активного усвоения знаний для подготовки к экзаменам. В этот же период подросток должен определиться с выбором будущей профессии, чтобы решить для себя, стоит ли учиться дальше или следует поступить в начальное или среднее профессиональное учебное заведение.

Для учителей и родителей этот период является не менее сложным. Постоянные перебранки на повышенных тонах из-за непонимания, неуважения, максимализма и циничности подростков вызывают у взрослых людей ответную и не всегда адекватную реакцию, что способствует различным разбирательствам, вплоть до суда. В этот период для педагога очень важно сохранить свой авторитет и позитивное отношение к себе своих учеников. Ради этого придется пожертвовать своим временем и уделить подросткам больше внимания, чтобы понять их чувства и настроение.

Многие педагоги огульно обвиняют подростков в социальном инфантилизме, скептицизме и иждивенческих настроениях. Однако надо понимать, что подросток в таком возрасте еще не является полноценной, социально ответственной личностью, ведь он только вчера был простым ребенком, к которому не предъявлялось никаких особых требований. Отсюда следует, что необходима предварительная нравственная подготовка подростков к этому сложному этапу в его развитии.

Целостный и противоречивый диалектически процесс нравственного воспитания исходит из принципов жизни со всеми ее идеалами и недостатками, требующими от человека недюжинного самообладания и силы воли. Главными целями и задачами нравственного воспитания является преодоление противоречий между личностью ребенка, его самоутверждением и реальной жизнью. От того, какие качества приобретет школьник в процессе воспитания, хорошие или плохие, сможет ли он правильно выйти из сложной жизненной ситуации, каким будет его нравственный выбор, какие он совершает поступки, зависит и то, какой он станет в конечном итоге личностью для общества. Нравственное воспитание подростков должно быть необходимым компонентом образовательного процесса, поскольку школа для ребенка является той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обуславливает его ценностные ориентации. Очень важно, чтобы все компоненты воспитательного и образовательного процесса были пронизаны нравственным содержанием.

В качестве главной задачи воспитательного процесса выступает воспитание в школьнике самостоятельности в принятии решений, способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Эту задачу ставили перед педагогами мыслители Древней Греции – Аристотель и Демокрит, советские исследователи – А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и И. Ф. Харламов, Н. И. Болдырев, а также российские ученые – Б. Т. Лихачев, Л. А. Попов, И. П. Подласый и Л. Г. Григорович. Каждый из них внес свою лепту в формирование методики нравственного воспитания.

Этика как наука о нравственном аспекте жизненных позиций личности в обществе, о взаимоотношениях между людьми, моральных принципах и традициях, способствует разъяснению значения нравственного воспитания для становления социально значимой личности. Этические беседы с подростками необходимо проводить регулярно и как можно чаще, однако не следует превращать такие беседы в монолог учителя, который воспринимается как назидательные наставления. Между учителем и учениками должна быть именно беседа, причем открытая, с возможностью высказать каждым ее участником свое личное мнение и аргументировать свое высказывание. При этом необходимо приучить подростков уважать мнение собеседников, а для этого учитель должен сам внимательно выслушать каждого ученика до конца, не прерывая его на полуслове. Уважение учеников к словам учителя только в том случае может быть достигнуто, когда оно будет взаимным. Недостатки и недочеты семейного воспитания в подростковом возрасте могут проявиться особенно явно, поэтому с родителями также необходимо регулярно проводить этические беседы, разъясняя основные принципы нравственного воспитания и его значения для формирования всесторонне развитой, целостной личности.

1. Ребенок - кумир семьи, ему все дозволено. Родители выполняют все прихоти своего чада, «Наш ребенок всегда прав!» - лозунг таких горе-воспитателей. В итоге дети привыкают к такой вседозволенности. По этому поводу Ф.Э.Дзержинский в своем дневнике в «Письмах к родным» писал: «Любовь родителей не должна быть слепой... Удовлетворение всякого желания ребенка, постоянное «пичкание» ребят конфетами и другими лакомствами есть ни что иное, как уродование души ребенка. И здесь нужна в качестве воспитателя та же разумная любовь, которая во сто крат сильнее слепой любви...Огромная задача стоит перед вами - воспитать и сформировать души ваших детей. Будьте зорки! Ибо вина или заслуга детей в огромной степени ложится на голову родителей». Ведь когда наступает пора самостоятельной жизни, оказывается, что жизнь не такая сладкая, как кажется, и жизненные тяготы вынести нелегко и проще поддаться многочисленным соблазнам: пьянству, наркотикам, безумным сексуальным связям.

2. Попустительски-снисходительный стиль. Здесь родители прямо не потакают капризам и поощряют вседозволенность. В их отношениях с детьми господствует снисходительное безразличие к их поведению. Ушел подросток надолго из дома - и ладно. Привела сомнительных подружек - ее дело. Попахивает спиртным или сигаретами - ничего страшного. По существу, это полная бесконтрольность, которая приводит в конечном итоге к печальным последствиям. Так случилось с Димой Д., родители которого мало интересовались мальчиком: мама почти никогда не приводила сама и не забирала ребенка из детского сада, папа не интересовался ни успехами сына, ни его неудачами. То же было и в школе: родители никогда не реагировали на проступки сына, никогда не приходили на родительские собрания. Результат: мальчик ушел из дома, связался с плохой компанией и был задержан во время совершения кражи.

3. Педантично-подозрительный стиль. Родители постоянно одергивают подростка, не доверяют ему, ведут «сверхбдительный» контроль за его поступками, малейшая самостоятельность не дозволяется. Нахождение подозрением убивает инициативу, подталкивает подростка к лживости, скрытности, вызывает стремление поступить вопреки запретам взрослых. В итоге может быть уход к отпетым сверстникам, «вольная жизнь» на стороне, алкоголь, наркотики, сексуальная распущенность. Так, мама Светы Л. с детства контролировала девочку на каждом шагу, не давала выразиться собственной детской индивидуальности. Девочка росла неуверенной в себе, замкнутой. «Найти» себя она смогла в более старшем возрасте, когда оказалась в компании сверстников, которые вели себя свободно, раздольно, где можно было делать все, что хочешь. Так она начала курить, выпивать и вести беспорядочную половую жизнь в тайне от матери. Т.е. в результате неправильного воспитания подросток становится предрасположенным к совершению негативных поступков, а в итоге - к совершению преступления.

4, Жестко-авторитарный стиль. Подросток воспитыва­ется в тисках запретов и наказаний, включая физическое воздействие. Так рождается ненависть к родителям и вообще к взрослым и, кроме того, насилие воспринимается как метод общения с другими людьми. Из практики известно, что многие агрессивные преступники ссылались в своих автобиографических рассказах на жестокое обращение с ними в детстве. Великий немецкий философ-идеалист И. Кант так написал о наказании: «Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так, чтобы дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление. Заставлять детей после наказания благодарить, целовать руки и т. п. - глупо и делает из детей рабов. Если физические наказания повторяются часто, то они вырабатывают упрямца, а если родители стану наказывать детей за их упрямство, то они делают их еще упрямее...».

5. Непоследовательный стиль. Родители переходят о уговоров к физическим наказаниям, от оскорблений - к ласке. Резкие переходы в поведении дезориентируют лишают устойчивых навыков, вызывая у подростка презрительное отношение к родителям, ожесточение против них и приводит к отчуждению от семейного очага. Когда подросток не может опереться на семью, ему остается обратиться за сочувствием к тем, кто его, как ему кажется, понимает - к таким же ребятам, неугодным своим близким.

Нравственное воспитание подростков происходит в школе и в семье. Кроме этого, нравственные ценности очень часто подросткам прививает телевизор и улица. Но, к сожалению, не всегда то, чему подростка научили на улице, правильно и полезно для него. Каким должно быть нравственное воспитание подрастающего поколения?
В наше время кинофильмы и телевизионные передачи очень сильно влияют на нравственные ценности подростков. Большинство подростков воспринимают модели поведения, пропагандируемые в фильмах, за истинные и стараются придерживаться их и в своей жизни. Очень часто в фильмах даже положительные герои ведут асоциальный образ жизни, убивают друг друга, «шагают по головам» ради достижения собственных целей и заботятся только о своем материальном благополучии. По этой причине у некоторых подростков формируется мнение: чтобы хорошо жить, необходимо именно так и поступать.
Кроме телевидения, на подростков очень сильно влияют компьютерные игры, за которыми они проводят много времени. Подросткам доступны ресурсы в интернете, благодаря которым можно найти компьютерные игры на любой вкус. И в большинстве случаев эти игры несут в себе далеко не положительное влияние. Вот почему родители должны усердно заниматься нравственным воспитанием подростков. Им необходимо помочь подросткам выработать собственные ценности. Еще в юном возрасте родители должны вложить в ребенка понятие о любви, дружбе, помощи, взаимовыручке и благодарности, а также помочь подросткам понять разницу между «правильным» и «неправильным», «хорошим» и «плохим». Многие подростки, как правило, по-своему проверяют и оценивают запреты и советы родителей, особенно, если родители что-то запрещают или советуют, а сами поступают противоположным образом. Поэтому в первую очередь нравственное воспитание подростков – это пример родителей. Именно родители собственным примером должны показывать ребенку, что в тех или иных ситуациях является правильным. Благодаря правильному нравственному воспитанию подростки будут делать намного меньше ошибок в жизни, за которые им придется дорого платить. Отсутствие нравственного воспитания приводит детей к неэтичным и аморальным поступкам, иногда даже к преступлениям. Нравственное воспитание в педагогике Нравственное воспитание в педагогике является одним из ведущих понятий. Под этим понятием подразумевают процесс формирования у подростков ценностных отношений, нравственных чувств, высокого сознания и поведения в соответствии с принципами гуманистической морали и идеалами.
Задачи нравственного воспитания подростков:
Формирование нравственного сознания системы нравственных понятий, представлений, суждений, эмоционально-интеллектуальных связей, ценностных отношений и переживаний;
Формирование позиции личности и нравственных чувств;
Формирование нравственного поведения и способности его оценивать, а также формирование нравственных норм и принципов в мотивы поведения личности, превращение их в личностные качества.
Из всех направлений воспитания в педагогике нравственное, по большей мере, осуществляется стихийно. Более целенаправленно оно осуществляется только в процессах самовоспитания, самосовершенствования, через собственные мысли и поступки подростка. Каковы мысли и поступки подростка, таковы будут и его нравственные качества. К примеру, проявляя мужество в момент опасности, подросток формирует в себе качество мужественности. Таким образом, нравственные поступки являются основой нравственного самовоспитания подростка.

Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида.

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Как уже было отмечено, данный этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности - учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта.

Определяющей особенностью общения подростков является его выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям.

При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям.

Одной из важнейших социально-психологических характеристик подростка является его способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осмысливанию своих поступков, осознанию поведения людей.

Как же осознает подросток свое поведение? Каковы особенности этого процесса? Прежде всего, осознание подростком своего поведения тесно связано с осознанием нравственных взаимоотношений между другими людьми. Его волнуют вопросы, касающиеся нарушений норм и правил морали. И лишь в редких случаях, когда ситуация очень сложна, подросток оказывается неспособным правильно оценить поступок другого человека. Однако при оценке своего поступка или поступка товарища, друга он зачастую может быть необъективным и далеко не беспристрастным. Как показывают исследования, правильно осознают, поступки других людей почти все подростки; поступки своих друзей - более половины, а свои собственные - менее половины. С осознанием подростками своих поступков связан выбор ими способа поведения, который перед ними постоянно предстает в виде проблем, задач, которые надо решать в той или иной ситуации. Практика показывает, что достаточный запас нравственных знаний, накопленный опыт нравственного поведения позволяю многим подросткам правильно делать этот выбор пока только «теоретически». На практике же положение совершенно иное: правильный выбор в сложных ситуациях делает только половина подростков, в то время как мысленно принимает решение действовать правильно в подобных случаях 8-9 из 10 школьников.

Наблюдения показывают, что главной причиной является то, что нравственные знания школьников в большинстве своем не соотнесены с практикой поведения, а накопленный моральный опыт недостаточно осмыслен. Этот разрыв обусловлен тем, что классные руководители, родители, другие взрослые редко побуждают подростка к анализу совершенного им поступка, а тем более поступка предстоящего. Как правило, анализу подвергаются только ярко выраженные негативные поступки учащихся. Иногда обращается внимание подростков на «недостаточно красивый» поступок. Тонкости же в выборе способа морального поведения, как правило, остаются вне поля зрения. Часто оказывается невыясненным и мотив, который побудил подростка к тому или иному поступку. Еще чаще недооценивается необходимость применения достаточно развитой воли, чтобы принятое решение претворить в действие, чтобы поступить правильно в соответствии с намерением. Следовательно, эта сложнейшая сфера - осознание подростками поведения и моральный выбор в реальной действительности - требует самого пристального внимания педагогов.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании подростков играет самооценка. В отличие от самооценки младших школьников она становится более устойчивой, а это активно влияет на развитие стремления младшего подростка к самовоспитанию. Она пока носит сугубо подражательный характер с целью выделиться в данной ситуации. У старших подростков одной из наиболее значимых целей самовоспитания уже становится желание научиться владеть собой. Учащиеся VII--VIII классов нередко начинают вести дневники, на страницах которых ясно прослеживается стремление познать себя, осознать в себе личность и наметить пути самосовершенствования. В каждом без исключения школьнике проявляется индивидуальность, которую надо заметить классному руководителю и опереться в дальнейшем воспитании подростка, его нравственном развитии.

Помимо личностных факторов особенностей подросткового возраста, Е.Л. Белоусова выделила общий комплекс факторов, оказывающий особенное влияние на духовно-нравственное воспитание подростков. Комплекс факторов, влияющих на нравственное воспитание современных подростков в деятельности педагогов включает:

  • 1. общие факторы, в том числе
  • · уровень развития социально-экономической культуры общества,
  • · разработку и реализацию государственных программ воспитания,
  • · влияние средств массовой информации;
  • · недостаточную сформированность воспитательной политики в обществе, учитывающей современные реалии;
  • · моральную и материальную поддержку педагогов, эффективно осуществляющих нравственное воспитание подростков, влияющая на мотивацию педагогов и другие;
  • 2. частные факторы, в том числе
  • а) организационно-педагогические , а именно:
    • · организация и осуществление нравственного воспитания в учреждениях образования детей на всероссийском, региональном, городском, районном уровнях работы;
    • · преобладание «развлекательного» воспитания в учреждениях образования,
    • · недостаточная компетентность педагогов в вопросах содержания и технологий нравственного воспитания и другие;
  • б) психологические, а именно:

Соответственно, в работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просвещения является этическая беседа. Специфика ее заключается в том, что она проводится в форме занятий с подростками по решению и обсуждению поведенческих задач - ситуаций с нравственным содержанием.

Известно, что процесс осознания поступков начинается с анализа тех обстоятельств, при которых этот поступок совершен. В ходе анализа выясняются мотивы поступка, причины, которые вызвали поступок. Здесь школьники должны уметь ответить на вопрос, почему тот или иной поступок имел место. Для этого необходимо уметь видеть характер участников ситуации, определить те качества, которые они проявили в данных условиях. Далее поступок на основании проведенного анализа должен быть оценен с точки зрения принятых норм и правил морали. В размышлении над поступком полезно подвести школьников к предвидению других возможных способов поведения. С этой целью педагогу необходимо предложить подросткам несколько вариаций такой ситуации, при которой школьники все время задумываются над вопросами: а если бы происходило вот это, а если бы тот или иной участник ситуации повел бы себя так-то.

Ситуация, которую предлагает воспитатель подросткам для размышления, может быть и незаконченной. Это значит, что школьникам предстоит самим предвидеть возможный вариант ее разрешения. Таким образом, подростки приобретают умение не только анализировать и оценивать поступки других людей, но и предвидеть ход их развития и результат, что является очень важным для осмысления собственного поведения. Осознание собственного поведения проходит те же этапы, что и осознание поведения других людей: анализ, оценку, предвидение. Но если осознание поведения других влечет за собой в качестве заключительного момента оценку поступка, то заключительным моментом собственного поведения становится принятие школьником того или иного этического решения, т. е. моральный выбор.

Умение анализировать, оценивать, предвидеть поступки, совершать правильный моральный выбор приходит, конечно, с опытом. Но задача воспитания в том и заключается, чтобы ускорить, активизировать формирование опыта, раскрыть в более ранний, но доступный для этого период потенциальные возможности ребенка. В этом и состоит основное назначение этих специфических этических бесед.

Материалом для таких бесед служат разнообразные жизненные ситуации с нравственным содержанием, доступные для осмысления учащимися того или иного возраста. Каждая из ситуаций должна заключать в себе нравственную проблему (задачу), разрешить которую и предстоит школьникам.

В связи с логикой процесса осознания нравственных явлений и необходимостью формирования определенных навыков в осмыслении поведения, все используемые в процессе нравственного просвещения школьников ситуации можно разделить на аналитико-оценочные, ситуации предвидения поведения и ситуации морального выбора.

Аналитико-оценочные ситуации содержат в себе задачу, требующую проанализировать поведение ее участников, обстоятельства, выявить мотивы и цели поступков людей, дать им оценку. Такие ситуации способствуют формированию умения анализировать поступки людей, оценивать их и правильно разбираться вжизненных обстоятельствах.

Формированию у подростков умения осознавать свои поступки способствуют и ситуации предвидения поведения, которые, как правило, содержатся в задачах на определение результатов и возможных способов поведения. Ситуации подобного вида могут характеризоваться незаконченностью действий их участников, неразрешенностью моральных противоречий либо отсутствием данных о способе и результате такого разрешения, что особенно активизирует процесс формирования у школьников умения предвидеть поведение людей и свое собственное в определенных условиях.

Не менее ценными среди методов духовно-нравственного просвещения являются и ситуации морального выбора, целью которых является формирование у младших подростков умения принимать этические решения. Характерной чертой таких ситуаций является многовариантность возможных действий. Выбор одного из этих вариантов и будет решением данной ситуации. По сравнению с указанными выше видами ситуации морального выбора являются более сложными, так как требуют от школьников умения анализировать, оценивать поступки участников ситуации, предвидеть возможные способы поведения и его результаты для того, чтобы принять правильное этическое решение.

Умение педагога и воспитателя вести такую работу иногда может стать решающим фактором в правильном духовно-нравственном воспитании подростков. Соответственно, задача эффективного духовно-нравственного воспитания во многом зависит от высокого профессионализма педагогов и психологов, которые работают с подростками. Это накладывает на специалистов особую ответственность, как профессиональную, так и нравственную, так как в процессе воспитания закладываются основы будущих граждан современного общества.

Изучение теоретических источников подтвердило значимость проблемы духовно-нравственного воспитания подростков в настоящее время. Исследователи разных стран отмечают, что требования современности достаточно высоки и предполагают наличие нравственных, духовных и моральных ценностей у молодых людей - будущих активных граждан. Однако состояние нынешнего воспитания этих важных черт находится на недостаточно высоком уровне. Тем более, ситуация усугубляется массовым распространением такой информации через телевидение и интернет, которая не только не способствует воспитанию нравственных ценностей, но и подменяет их другими ценностями, в первую очередь, материальными.

Преодоление названных противоречий обусловливает работу психологов и педагогов в изучении социально-педагогических условий организации духовно-нравственного воспитания подростков в системе образования с учетом особой специфики психолого-педагогического духовно-нравственного воспитания подростков.

Данная специфика состоит в том, что эта важная сторона воспитательного процесса приходится на трудный переломный период трансформации детской психики, то есть, дополнительно усложняется. В период взросления подросток пытается осознать свое место в жизни, переосмыслить через свое понимание то, чему его научили в младшем возрасте. Большое значение для подростка приобретает мнение сверстников. Именно поэтому в этот период важна роль умного и душевного педагога, который в общении с подростком сумеет обсудить с ним важные стороны социальной жизни и взаимоотношений людей в обществе. Исследователи подчеркивают значение равноправного общения, обсуждения проблем, а не нравоучения и обычного донесения информации. Кроме того, существует и ряд факторов, которые влияют на процесс духовно-нравственного воспитания.

Комплекс факторов, влияющих на нравственное воспитание современных подростков в деятельности педагогов, включает, по мнению исследователей, как общие факторы социально-экономического состояния всего общества, а также частные факторы, к которым относятся организационно-педагогические и психологические. Суммарное воздействие данных факторов формирует уровень духовно-нравственного воспитания подростков.

Соответственно, актуально было исследовать уровни духовно-нравственного воспитания современных подростков в Молдове и возможности повышения данного уровня.