Самооценка и притязания в подростковом возрасте. Чеснокова Т.Д., Щеулова Е.А. Изучение уровня притязаний и самооценки детей старшего подросткового возраста сельской школы. Возрастные особенности уровня притязаний младших подростков в учебной деятельности

В XXI веке всё чаще говорят о демографическом взрыве. Это явление изучается на протяжении многих лет, и учёным удалось выявить его основные причины.

Что такое демографический взрыв

Под этим определением понимают резкое увеличение численности населения. Рождаемость начинает превышать смертность. За всю историю человечества такое происходило несколько раз:

  • Впервые это случилось в период плейстоцена. Тогда человеку удалось научиться охотиться, добывать больше мяса. Люди стали потреблять больше белка. Охотники расселились по разным территориям, у них появилось большое потомство, которое они могли прокормить.
  • Во второй раз демографический взрыв произошёл около десяти тысяч лет назад, когда люди стали заниматься земледелием. Выращивание различных овощных и злаковых культур благотворно сказалось на образе жизни и питании, что привело к увеличению потомства.
  • В третий раз это случилось во время технологической революции, когда благодаря специальным машинам удалось обрабатывать большее количество земли. Как следствие улучшилось качество жизни, а это привело к повышению рождаемости.
За всю историю планеты демографический взрыв происходил трижды

Причины

Демографический взрыв возникает по следующим причинам:

  • Нищета. Наибольший рост населения происходит в странах, где высокий процент бедности. Люди не получают образования, не пытаются обзавестись хорошей работой, но рано заводят семьи, где рождается много детей. В странах с высоким уровнем жизни молодые люди стремятся сначала получить образование и найти достойную работу, и только потом обзавестись семьёй.
  • Медицина. Новые открытия в сфере медицины, появление вакцин, лекарств смогли предотвратить смерть многих людей, продлить жизнь. Удаётся спасти даже тех новорождённых, которые находятся на волосок от гибели. Медицина шагнула вперёд, что привело к увеличению продолжительности жизни и росту рождаемости.
  • Пища. Учёные считают, что увеличение количества пищи ведёт к росту населения. За последние десятилетия люди научились добывать больше пищи, что ведёт к улучшению здоровья людей и рождаемости нового поколения.

Это кажется странным, но в бедных странах люди рожают больше

Последствия

Специалисты выделяют несколько последствий демографического взрыва:

  • Рост промышленного производства.
  • Урбанизация.
  • Дефицит пищи.
  • Естественная среда теряет своё разнообразие: уничтожаются леса, болота. Пропадают не только определённые классы растений, но и животные.
  • Дефицит энергоресурсов.
  • Нехватка рабочих мест.
  • Отходы не минерализуются, что нарушает круговорот веществ.

Рост населения планеты приводит к экологическим проблемам

Демографический взрыв несёт не только положительные, но и отрицательные последствия. Учёные по всему миру стараются решить проблему ресурсов, чтобы их хватало всем жителям планеты. Качество жизни людей в целом улучшилось, но проблема ресурсов до настоящего момента до конца не решена.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ - резкое ускорение роста численности населения из-за установления промежуточного типа воспроизводства населения. Выделяются три основных типа воспроизводства населения: архетип, традиционный (интенсивный) тип и современный (экстенсивный) тип. Архетип относится к раннему периоду человеческой истории, к доклассовому обществу, его существование - гипотеза. Традиционный тип господствует в докапиталистических классовых аграрных обществах и на ранних стадиях капитализма, современный тип возник сначала в странах развитого капитализма и постепенно распространяется почти на все страны мира. Для архетипа и традиционного типа темпы прироста населения определяются, в основном, уровнем смертности, который достаточно высок; рождаемость также высока и компенсирует высокий уровень смертности. Для современного типа воспроизводства населения и переходных к нему режимов демографического развития темпы роста населения определяются уровнем рождаемости, а уровень смертности при этом относительно невысок. Переход от одного типа воспроизводства населения к другому происходит не мгновенно, а на протяжении некоторого периода, когда устанавливается так называемый промежуточный тип воспроизводства населения, объединяющий черты уходящего и приходящего типов. При переходе от традиционного к современному типам воспроизводства населения, как правило, снижение смертности значительно опережает снижение рождаемости, что и приводит к ускоренному увеличению численности населения - Д.В. При этом надо отметить, что в редких случаях смена традиционного типа современным происходит без Д.В. (Франция, 19 в.), но это исключение из правила. Д.В. бывает двух видов: малый Д.В. и большой Д.В. Малый Д.В. имеет региональное значение и не оказывает большого влияния на численность мирового населения. Такая схема демографического перехода была типична для большинства европейских стан. При большом Д.В. наблюдается огромное превышение числа рождений над числом смертей, и поэтому резко возрастают темпы прироста населения. Большой Д.В. характерен для большинства развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, и начало его относится к 1950-м. В настоящее время Д.В. в этих странах превратился в мировой, и по оценкам специалистов сейчас им охвачено около 80% населения мира. Д.В. - временное явление. По мере развития демографического перехода нарушенная согласованность типов рождаемости и смертности восстанавливается, промежуточный тип воспроизводства населения сменяется основным, и Д.В. прекращается. Однако, по самым оптимистическим прогнозам демографов, Д.В. на Земле остановится не раньше середины 21 в. В настоящее время население Земли продолжает быстро расти, его численность уже достигла примерно 5, 7 миллиарда человек, а к 2000 году превысит, по прогнозам, 6 миллиардов человек. На протяжении одного часа численность землян увеличивается на 10000 человек, причем из них в промышленно развитых странах за час появляется менее 800 детей. При этом быстрый рост населения в развивающихся странах опережает экономическое и социальное развитие этих стран, причем значительно, что обостряет проблему обеспечения стремительно растущего населения продовольствием, водными, сырьевыми и энергетическими ресурсами, поддержания необходимого уровня образования, создания достаточного количества рабочих мест и т.д. Все этот превращает проблему Д.В. не только в одну из глобальных проблем народонаселения, но и в глобальную проблему современности. Последствиями мирового Д.В. являются возрастающий разрыв в уровнях жизни населения развитых и развивающихся стран, ухудшение качества жизни населения стран, охваченных Д.В., неконтролируемая урбанизация в этих странах, рост безработицы и т.д. Эти явления получили название «парадоксов отсталости» и, безусловно, содержат потенциальную опасность для развития мировой демографической ситуации. В оценке последствий Д.В., в основном, преобладают две противоположные оценки: негативная и позитивная. Сторонники первой точки зрения, например, П. Эрлих (США), называют рост населения «великим злом», давая самые мрачные прогнозы. Представители другого, противоположного лагеря, например, Д. Саймон (США), считают, что чем больше численность населения, тем больше талантливых людей, тем больше возможностей для решения всех тех проблем, которые возникают в связи с ростом народонаселения. При этом даже отмечается, что все наиболее значимые научные открытия в истории человечества приходятся на пики роста его численности. Чтобы справиться со сложившейся ситуацией, мировое сообщество предпринимает достаточно много попыток по регулированию роста населения в развивающихся странах: от разработки национальных программ сдерживания рождаемости (Китай, Индия и другие страны) до осуществления международных проектов в этой области (Всемирная конференция по народонаселению и развитию, Каир, 1994). Однако проблема мирового Д.В. решается не просто, ее решение требует усилий многих специалистов и государственных деятелей, изменения психологии людей в области воспроизводства народонаселения, проведения эффективной демографической и социальной политики.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ" в других словарях:

    ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ - ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ, образное обозначение быстрого количеств, роста мирового нас., начавшегося с 1950 х гг. Из публицистич. лит ры термин Д. в. перешёл в совр. науч. исследования, в т. ч. в работы, рассматривающие концепцию демографического… … Демографический энциклопедический словарь

    - «ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ», резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50 60 х гг. 20 в. обусловлен снижением смертности (см. СМЕРТНОСТЬ), особенно детской, при сохранении высокой рождаемости… … Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    Резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50 60 х гг. 20 в. обусловлен снижением смертности, особенно детской, при сохранении высокой рождаемости. Демографический взрыв обострил проблемы… … Большой Энциклопедический словарь

    ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ - (Д.в.) резкое увеличение скорости роста народонаселения. Д.в. связан с социально экономическими условиями: увеличением ресурсов пищи, энергии, улучшением медицинского обслуживания и т. д. В настоящее время Д.в. имеет место в развивающихся странах … Экологический словарь

    Резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50 60 х гг. 20 в. обусловлен снижением смертности, особенно детской, при сохранении высокой рождаемости. «Демографический взрыв» обострил проблемы … Политология. Словарь.

    Демографический взрыв - ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ, резкое ускорение роста численности населения мира (в 1900 50 в среднем на 0,9% в год, в 1950 2000 на 2,1% в год) главным образом за счет роста населения развивающихся стран (в них проживает свыше 70% населения мира). В этих … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от греч. demos народ и grapho пишу) англ. demographic exsplo sion; нем. demographische Explosion. Резкое ускорение темпов роста населения на фоне снижения смертности при сохранении высокой рождаемости. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    “ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ” - периодическое резкое увеличение численности населения, связанное с улучшением социально экономических, или общеэкологических факторов (заселение новой территории и др.). Характерен для современного этапа демографической революции человечества.… … Экологический словарь

Анастасия Ананьева (Гомель, Беларусь)

В настоящее время исследования самооценки и уровня притязаний продолжают оставаться актуальными для психолого-педагогической теории и практики. Именно подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляет собой период становления личности. Важнейшим новообразованием подросткового возраста является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции, определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности. С эти связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки и уровня притязаний .

Адекватная самооценка и уровень притязаний подростков позволяют быстро, безболезненно наладить контакты с представителями противоположного пола, друзьями, влияют на формирование уверенности в себе, жизнерадостности, проявление индивидуальности. Неадекватные самооценка и уровень притязаний создают устойчивую тревожность и изоляцию, вследствие этого у подростка возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми .

Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активной и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой – за ним еще закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности .

Исследованием личности подростка занимались Л.С. Выготский, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, Р.Т. Баярд, А.А. Бодалева, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, В.С. Мухина, И.Ю. Кулагина, Д.И. Фельдштейн и др.

На изучении самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте был сосредоточен интерес таких исследователей, как Р. Берне, Л.И. Божович, Б.В. Зейгарник, И.С. Кон, А.И. Липкина, Л.В. Макеева, М.А. Резниченко, Р.И. Цветкова, И.И. Чеснокова и др.

Несмотря на большое количество работ, посвященных выявлению особенностей самооценки и уровня притязаний в подростковый период, недостаточно внимания в них уделяется исследованию гендерных особенностей подростков (С. Бем, И.И. Вартанова, И.С. Клёцина, Л.В. Попова). Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а иногда даже полярны. В результате гендерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности. Исследования связей самооценки с уровнем притязаний, типом гендерной идентичности позволят лучше понять процессы самовосприятия, самоотношения, самопрезентации подростков, сделать шаг к целостному пониманию личности в единстве когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов .

Целью нашей работы явилось изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах гендерных особенностей самооценки и уровня притязаний подростков.

Основные методы нашего исследования: теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, эмпирические методы (наблюдение, экспертное оценивание, тестирование), методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни, φ * -угловое преобразование Фишера, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Для изучения самооценки и уровня притязаний подростков нами были использованы методики Дембо-Рубинштейн, О. И. Моткова и моторная проба Й. Шварцландера, которые проводились фронтально. Определение психологического пола личности проводилось по методике С. Бэм в модификации О.Г. Лопуховой.

В качестве респондентов выступали 30 мальчиков и 30 девочек 13-14 лет.

Оценивая результаты диагностики самооценки и уровня притязаний подростков, выявлено статистически достоверное различие самооценки (U=224,5; р<0,01) и уровня притязаний (U=223; р<0,01) мальчиков и девочек. Средний уровень самооценки и уровня притязаний девочек превышает таковой у мальчиков.

Анализ результатов диагностики подростков по методике О.И. Моткова показал, что у девочек по всем аспектам личности отмечен высокий (оптимальный) уровень выраженности самооценки, тогда как у мальчиков по таким факторам личности, как воля, самостоятельность и креативность – средний. Подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как для этого возраста свойственно завышение оценки собственных качеств.

Определяя соотношение уровней самооценки в группах мальчиков и девочек, нами было установлено, что 50 % девочек и 16,7 % мальчиков имеют завышенную самооценку, которая в целом, является неадекватной. Различия статистически достоверны (φ * =2,8; р<0,01). Завышенную самооценку подростков можно объяснить влиянием процессов биологического развития – в пубертатном возрасте наблюдается взрыв новой мотивации, повышенная эмоциональность, подросток приписывает своему мышлению неограниченную силу, поэтому любые мечты не кажутся ему фантазией; условий воспитания, авторитета среди сверстников, необъективного взгляда учителей, взрослых на возможности конкретного ребенка.

Девочки объективнее оценивают свой рейтинг среди сверстников, переоценивая при этом свои умственные способности; более склонны к комплексам внешности и чувствуют себя менее уверенно. Способность адекватного оценивания у мальчиков выше, что, возможно, связано с сильной ориентацией подростков на будущую профессию и высокой оценкой выполнения норм морального поведения.

Анализ результатов исследования уровня притязаний подростков показал, что 85 % респондентов имеют низкий и умеренный уровень притязаний (n=60) из них 41,7 % мальчиков и 43,3 % девочек. У девочек максимальный уровень притязаний зафиксирован по таким качествам личности, как внешность, уверенность в себе, у мальчиков – авторитет среди сверстников, умение многое делать своими руками. Чем сильней эмоциональный уровень подростка, тем выше его самооценка себя и своих способностей, а чем выше самооценка, тем выше уровень притязаний.

Исходя из беседы с подростками, классными руководителями, было обнаружено, что у подростков, самооценка которых направлена на себя, уровень притязаний также направлен на мотив самоуважения и оценки своего потенциала. И, наоборот, у подростков, самооценка которых направлена на дело, уровень притязаний соответственно направлен на познавательный мотив и мотив избегания, что и подтверждает гипотезу соотношения самооценки и уровня притязаний подростков.

На основе метода экспертного оценивания, бесед с учителями-предметниками, прослеживается соотношение уровня притязаний и характеристик интеллекта. Однако необходимо указать на противоречивость во мнениях учителей. Согласно одним, чем выше интеллектуальные возможности, тем выше уровень притязаний. Другие отмечают, что с высокими притязаниями сочетаются относительно низкий индекс интеллекта при развитой воле. Неудачи у таких детей не ведут к падению уровня притязания, а вызывают поиск причины ошибок и интенсивную работу для достижения успеха. Тогда как дети с хорошими показателями мышления имеют более низкие к неудачам притязания. Общим во мнении учителей является мнение о том, что ученики с хорошими показателями мышления, но ослабленной волей, демонстрируют завышенное целеуказание и отсутствие склонности к последовательной работе в ситуации неуспеха.

В ходе проведенных исследований выяснилось, что самооценка подростка изменяется особенно отчетливо в плане возможностей влияния и власти и гораздо меньше – в плане личностной ценности. В общении с друзьями подростки чувствуют свою наибольшую реальность, а наименьшую – в школьной ситуации.

Для доказательства статистической значимости различий в самооценке подростков применялись статистические критерии U Манна-Уитни, φ*-угловое преобразование Фишера, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Были выявлены следующие различия:

– 23 % мальчиков и 63 % девочек считают высокой (оптимальной) выраженность самооценки по отношению к себе и окружению, по фактору гармоничность. Различия статистически достоверны (φ*=3,2; р<0,01);

– 30 % мальчиков и 70 % девочек имеют высокий уровень самооценки по фактору личности – воля. Различия статистически достоверны (φ*=3,18; р<0,01);

– выявлена статистически достоверная корреляция между самооценкой гармоничности личности и общей самооценкой у девочек (r=0,80; р<0,01), мальчиков (r=0,60; р<0,01) и самооценкой экстраверсии и общей самооценкой у девочек (r=0,63; р<0,01) и мальчиков (r=0,58; р<0,01);

– выявлена средняя, достоверная корреляция между самооценкой мальчиков и их уровнем притязаний (r s =0,54; р<0,01);

– выявлена средняя достоверная корреляция между самооценкой внешности и уверенностью в себе у девочек (r s =0,57; р<0,01), что свидетельствует о значимости для них внешних данных и мнения окружающих.

– выявлена средняя достоверная корреляция между авторитетом у сверстников и уверенностью в себе у мальчиков (r s =0,57; р<0,01), перенос знаний об окружающих на свое «Я» у мальчиков несколько отстает от аналогичной способности у девочек.

Оценка уровня самооценки в зависимости от типа гендерной идентичности у подростков показала, что в женской половине выборки феминная составляющая психологического пола не связана с компонентами самоидентификационного процесса. В то же время уровень маскулинности взаимосвязан с уверенностью в себе у девочек (r = 0,4, р<0,05), с авторитетом среди сверстников (r = 0,34, p<0,05). Уровень маскулинности у мальчиков связан с уверенностью в себе (r = 0,43, р<0,05).

Маскулинность/феминность является важным фактором формирования личностной идентичности, на что указывают выявленные различия в выраженности показателей у мальчиков и девочек. В подростковом возрасте представители обоих полов сталкиваются с трудностями, преобладающая значимость для девочек маскулинной составляющей психологического пола отражает доминирование в обществе гендерных стереотипов, идеализирующих маскулинность как условие социальной успешности.

Литература:

    Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс; пер. с англ.; под ред. В. Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

    Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И. Липкина. – М.: Психология, 1989. – 451 с.

    Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии. – 1972. – № 2. – С. 25–38.

    Клёцина, И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям / И.С. Клёцина // Вопросы психологии. – 2003. – № 1. – С. 61–78.

Научный руководитель:

кандидат психол. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ИПК и ПК УО «ГГУ им. Ф. Скорины», Е.В. Гапанович-Кайдалова.

Выпускная квалификационная работа

"Соотношение самооценки и уровня притязаний подростков"


Введение

Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания. Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский) .

Проблемами подросткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.

Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренние критерии. Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой.

Самооценка – это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди людей. Она является осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды, проявлением самосознания индивидуума. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития. Зависимость характера и продуктивности всех форм внешней активности субъекта от его отношения к себе нашла неоднократное подтверждение в психологии . Поэтому отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств его личности.

Актуальность проблемы самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества. Семья, школа, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению все более высокие морально-этические, социально-политические, идеологические требования.

Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками.

Поэтому, в этот трудный для подростка период важна поддержка и понимание со стороны взрослых. Требуется перестраивать взаимоотношения с ним так, чтобы он мог продолжать гармонично развиваться. Эти отношения необходимо строить на основе личности подростка, так как оно даст возможность предвидеть, как он поступит в той или иной ситуации, оно поможет установить подлинные причины тех или иных особенностей, и подскажет, что можно ожидать от него в будущем. Взрослые в результате такого изучения могут вполне обоснованно и правильно установить, в каком направлении надо вести воспитательную работу по дальнейшему формированию личности каждого школьника, какие стороны и черты личности школьника надо укреплять, развивать, формировать. Главнейшая задача учителя – направить активность каждого подростка в нужном направлении, на познание других людей, на общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание.

Таким образом, правильный анализ уровня самооценки у школьников-подростков и ее связь с уровнем притязаний является важной диагностической задачей.

Исходя из этого, задачей моей работы было выявить уровень самооценки у школьников подросткового возраста, влияние эмоционального характера на самооценку и соотношение самооценки с уровнем притязаний.

Это и определило актуальность моей темы

Объект: данного исследования – самооценка и уровень притязаний.

Предмет: взаимосвязь самооценки и уровня притязаний подростков

Целью данной работы является выявление соотношения самооценки и уровня притязаний подростков

1) Осуществление анализа литературы по исследуемой проблеме.

2) Подбор диагностических методик;

3) Проведение диагностического исследования, направленное на раскрытие самооценки и уровня притязаний;

4) Обработка и интерпретация результатов исследования.

5) Выявить связь самооценки и уровня притязаний подростка.

Гипотеза: Существует взаимосвязь самооценки и уровня притязаний подростков: у подростков, самооценка которых направлена на себя, уровень притязаний также направлен на мотив самоуважения и оценки своего потенциала. И наоборот у подростков самооценка которых направлена на дело, уровень притязаний соответственно направлен на познавательный мотив и мотив избегания.

Самооценки у подростков с их социальным положением в группе было достигнуть. Нами были решены в ходе исследования поставленные задачи: 1. Мы провели теоретический анализ по проблеме взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе. Данная проблема действительно является актуальной в наше время. Особенно это очень важно в подростковом возрасте, так как у...

4) Сделать выводы. Объект исследования – самооценка и уровень притязаний в юношеском возрасте, а также категория образа. Предмет исследования – зависимость образа будущего супруга от самооценки и уровня притязаний. В качестве испытуемых выступили: 20 учеников 10-го класса СШ №15 г. Егорьевска Московской области; 20 студентов 3-го курса Московского Государственного Открытого Педагогического...

Большее упорство. К факторам, влияющим на успеваемость по мнению Р.Бернса, относятся Я-концепция (25%), показатель интеллекта, принадлежности к социальному классу, заинтересованность родителей. 2.1 Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся I-IV классов. Старшие дошкольники оценивают себя максимально высоко и считают себя самыми добрыми, умными и т.п. При этом на...





Особенностей самооценки детей младшего школьного возраста и подростков. Объект исследования: личностная сфера детей. Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника и подростка. Задачи диагностической работы: 1. подобрать диагностические методики 2. провести диагностику 3. обработать полученные результаты 4. сделать выводы Состав исследуемых...

Психолог.

С. Л. Рубинштейн, описывает развитие самооценки подростков через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке.

В процессе развития подростковой самооценки центр внимания все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт – к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне (Рубинштейн С. Л., 1989).

Формирование самооценки подростков

Согласно исследованию самооценки подростков Д.И. Фельдштейна, на первой стадии (10 – 11 лет) детям свойственна особая критичность в самооценке. При обследовании 34% мальчиков и 26% девочек дали себе полностью отрицательную характеристику, примерно 70% испытуемых, хотя и нашли у себя позитивные черты, обнаружили преобладание негативных. Потребность в самооценке (и одновременно неумение себя оценивать) проявляется очень остро.

На второй стадии (12 – 13 лет) на фоне общей адекватной самооценки большинства подростков, появляется ситуативное отношение к себе, нередко отрицательное и зависящее от отношения окружающих, прежде всего сверстников.

Третья стадия (14 – 15 лет) развития самооценки в подростковом возрасте характеризуется ориентацией на некий эталон (81%), состоящий из идеальных черт других людей. В этот период возникает "оперативная самооценка", определяющая отношение подростка к себе "здесь и теперь", и основанная на сопоставлении себя как личности и своего поведения с определенными нормами, выступающими как "идеальная форма" себя и своего поведения.

Важнейшей особенностью самооценки личности подростка, обоснованной в работах Д.И. Фельдштейна, стало утверждение, что "…подростком решается не просто задача занятия определенного "места" в обществе, но и проблема взаимоотношений в обществе, определения себя в обществе и через общество, т.е. решается задача личностного самоопределения, принятия активно позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования".

Уровни самооценки подростков

Можно выделить 3 уровня самооценки подростка:

Адекватная самооценка – реалистичная оценка самого себя, своих способностей и поступков. Адекватная самооценка помогает подростку правильно соотнести свои силы с различными задачами и требованиями окружающих. Подростки с адекватной самооценкой имеют много интересов, межличностных контактов. Их активность умеренна и целесообразна, направлена на познание других и себя в процессе общения.

Завышенная самооценка – неадекватно высокое оценивание подростком своих умений и способностей. Подростки с завышенной самооценкой имеют большую направленность на общение, причем малосодержательное. Они меньше склонны выражать себя через продуктивную деятельность.

Заниженная самооценка – неадекватное недооценивание себя подростком, принижение своих достоинств. Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие – что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.


Для диагностики самооценки подростков используются в основном следующие методики:

  • Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей. С ее помощью определяется уровень притязаний юношей и девушек в возрасте от 10 до 16 лет и величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой;
  • Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси – тест на самооценку для подростков, дающий ее характеристику по таким параметрам, как: высокая/средняя/низкая, адекватная/неадекватная;
  • Тест В. В. Новикова "Кто я есть в этом мире". Методика, определяющая уровень самооценки подростков по следующим параметрам: тенденции к завышению/занижению, явно завышенная/заниженная, адекватная самооценка.
В. Кваде, В. П. Трусов выявили факторы, определяющие уровень самооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнению, предсказывает ориентация на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм поведения.

Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку – низкая психологическая устойчивость (Кваде В., Трусов В. П., 1980).

Особенности самооценки подростков

В подростковом возрасте адекватность самооценки постепенно увеличивается.

Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств.

Этот период отмечен резким переходом от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей "Я-концепции". Кроме того, совершенствуется их видение своих недостатков.

Вместе с этим внешность начинает оказывать очень сильное влияние на развитие самооценки в подростковом возрасте: соответствие внешних данных ребенка стандартам, принятым в группе сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.

Здесь стоит отметить, что самооценка девочек подростков часто бывает ниже, чем у мальчиков, потому что для девушек оценка привлекательности своего тела важнее его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела.

Неоднократно доказанная теория "зеркального Я" Ч. Кули о позитивном отношении значимых других как одном из основных условий становления адекватной самооценки справедлива и для взаимосвязи самооценки подростка с его окружением.

Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья – родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.

При этом подросткам свойственно создавать группировки с жесткой внутренней иерархией, что напрямую влияет на уровень самооценки.

Я. Л. Коломинский (1976) установил ряд интересных закономерностей влияния самооценки на социальный статус подростков:

  • Тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;
  • Эгоцентрическая нивелировка – тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;
  • Ретроспективная оптимизация – тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.
Отсюда следует, что чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его социальный статус. При этом высокая самооценка и уровень притязаний снижают положительный или отрицательный социометрический статус, в зависимости от поведения подростка по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу "пренебрегаемых", склонные к нонконформизму попадают в группу "отвергаемых".

Как повысить самооценку подростку

Л. Бассет (1997) исследовал вопрос, как повысить самооценку и уверенность подростку, и разработал методику "Восемь способов изменения самооценки".

1. Постарайтесь более позитивно относиться к жизни. Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное.

2. Относитесь к людям так, как они того заслуживают. Выискивайте в каждом человеке не изъяны, а достоинства.

3. Относитесь к себе с уважением. Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые.

4. Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе. Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да – то не откладывайте.

5. Начинайте принимать решение самостоятельно. Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать.


6. Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние. Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои "слабости".

7. Начинайте рисковать. Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика.

8. Обретите веру: в человека, в обстоятельства и т.д. Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, "отойдите в сторону" и просто подождите.

Кроме того, для повышения самооценки очень полезна аффирмация: "Во всем мире нет абсолютно такой (го) же, как я. Мне принадлежит все, что есть во мне мысли, чувства, действия. Мне принадлежат все мои фантазии, сны, мечты, желания. Мне принадлежат мои победы и поражения, успехи и неудачи, достижения и ошибки. Я – это Я!"

1. Назови пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.

2. Чаще думай над тем, чего тебе удалось добиться, а не концентрируйся на своих неудачах. Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.

3. Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес: это не истина в последней инстанции, а просто частное мнение. Пользуйся критикой, чтобы учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать твою личность.

4. Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.

5. Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты сильно не уверен.

Хотя родительский авторитет теряет свою важность в подростковом возрасте, их влияние на самооценку подростка по-прежнему очень сильно. Их поддержка, одобрение и вера в ребенка способны сотворить настоящее чудо с подростковой самооценкой. То же касается и оценки его учебных успехов со стороны учителей.