Правила поощрения и наказания детей. Правила наказания и поощрения детей в семье. Правила поощрения и наказания детей в семье

Сегодня продолжим рассмотрение родительского контроля за выполнением детьми требований и запретов, и остановимся на теме: родительские наказания и поощрения детей

Родительское наказания и поощрения детей

Контроль исполнения требований и запретов может быть тотальным, систематическим, ситуативным, и отсутствовать вообще (т.е. попустительство). При том, что иногда требуются наказания и поощрения ребенка

Рассмотрим каждый вид контроля в отдельности, и далее, увидим как правильно наказывать и поощрять детей


Тотальный контроль выполнения требований и запретов охватывает практически все области жизни ребенка, вплоть до мелочей.

Родитель хочет знать о ребенке все: от мыслей, чувств и переживаний до его поступков и поведения.

При тотальном контроле ребенок теряет чувство безопасности и интимности внутреннего мира. У ребенка появляется тревога, он теряет чувство свободы переживает зависимость. У него рождается чувство подчинения, беспомощности и бессилия.

Систематический контроль разделяет (дифференцирует) сферы жизнедеятельности ребенка на участки, которые контролируются родителем, и участки, которые контролируются ребенком. Этот вид контроля дает ребенку необходимую самостоятельность, но, в тоже время, сохраняет стабильное наблюдение родителя за его поведением и деятельностью.
Этот способ контроля исполнения требований и запретов является оптимальным.

Ситуативный контроль является случайным, он непоследователен, непродуман, не обоснован возрастно-психологическими и индивидуально личностными (Личность ребенка) особенностями ребенка. При таком виде контроля, у ребенка не развивается самоконтроль.

Отсутствие контроля , или попустительство, крайне отрицательно влияет на ответственность, произвольную регуляцию и волю ребенка. Такие дети импульсивны (удовлетворение случайных позывов управляет поведением), порой асоциальны (не умеют вести себя в обществе), и с низкой саморегуляцией.

Родительский контроль исполнения требований и запретов

может осуществляться или по результату действия , или по способу действия . Если контроль осуществляется по результату , то родитель не уделяет должного внимания на причины не успешности ребенка, а при контроле по способу , родитель смотрит на причины неудач ребенка. Контроль по результату не имеет смысла, если ребенок не владеет способом действия.

Со способами контроля закончили, и теперь перейдем к самому важному:

Как наказывать и поощрять детей

Психологический смысл наказаний и поощрений в том, что ребенок может чувствовать взаимозависимость своего поведения и поступков и тех правил и норм, которые приняты в обществе.

Наказания и поощрения — суть, отрицательное и положительное подкрепление действий ребенка для регуляции его поведения.

Как педагоги, так и психологи против негативного подкрепления действий ребенка (негативное приводит к негативному), т.к. наказания (особенно частые и по пустякам) отрицательно сказываются на развитии личности ребенка.
Психологический анализ проблемы наказаний и поощрений представлен в психоанализе (З. Фрейд) , индивидуальной психологии (А. Адлер), поведенчиском подходе (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура), гештальтпсихологии (К. Левин), гуманистической психологии (К. Роджерс, Т. Гордон и др.).

По мнению Альфреда Адлера решающую роль в формировании гармоничной, здоровой личности играют родительские отношения и тип семейного воспитания .

Э. Фромм считал, что облако негативных последствий от наказаний для развития личности является очень отрицательным фактором, эти последствия включают в себя чувство отверженности ребенка, страх потери родительской любви, детскую ревность, амбивалентное (по разному, неоднозначно) отношение к родителям, детскую ложь, социальные провокации.

А. Адлер делает основной упор на поощрения и положительные подкрепления поведения ребенка, т.к. любое наказание подкрепляет чувство неполноценности и ведет к формированию комплекса.
Наказания порождают озлобленность, точно также как принуждения и командование ребенком. При таких условиях у ребенка не формируется социальный интерес.

Взаимоуважение членов семьи, является главным принципом воспитания.
Поддержка и поощрения стали приоритетной стратегией в воспитании детей, они дают ребенку переживание чувства собственного достоинства и уважения к собственной личности.

Какие бывают наказания детей

: это физическая агрессия, вербальная агрессия, аффективное воздействие на ребенка, лишение родительской любви, ограничение активности ребенка, лишение благ и привилегий, инициирование чувства вины, принуждение к действию, наказание естественными последствиями, отложенный конфликт, блокирование нежелательного действия, логическое объяснение и обоснование (Р. Кэмпбелл, X. Джайнотт, Д. Лешли, П. Лич, Й. Раншбург, П. Поппер, Э. Лешан, Д. Нельсен, Л. Лот, С. Глен, А.С. Спиваковская и др.).

Физические наказания ребенка : намеренное нанесение вреда как физического, так и психологического, связанного с переживанием боли, боязнью боли, низвержением и унижением личности ребенка.
Физические наказания детей приводят к морали власти и принуждения, малому усвоению социальных норм поведения, безынициативности, тревожности. изворотливости, лжи, покорности, зависимости, агрессивности, снижению чувства вины у ребенка, что препятствует формированию здорового самосознания; растет агрессивность, жестокость и склонность к насилию по отношению к другим.

Вербальные (словесные) наказания детей , такие как, порицание, упреки, ворчливость, осуждение, негативная оценка личности ребенка. В связи с чем происходят отрицательные последствия, при этом нарушается личностное развитие, формируется низкое самопринятие и самооценка, зависимость,тревожность, неуверенность в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти. Следует иметь ввиду, что все высказывания родителя интерпретируются ребенком с точки зрения получения информации о себе (какой я есть); о родителе (какой человек отец, мать); об отношении родителя к ребенку («любит - не любит»).

Аффективное воздействие (гнев, ярость, крик) приводят к потере ребенком чувствительности, эмпатии (сочувствия к другим), к чувству страха. При этом авторитет родителя падает, включается бессознательная защита и ребенок становится не чувствительным к родительским призывам и окрикам.
Такой вид наказания, крайняя эмоциональная форма воздействия на ребенка.

Лишение родительской любви, как метод наказания ребенка демонстрируется родителем в случае нарушения требований или запретов в виде очевидного отвержения ребенка (по типу: Ты мне не нужен, раз ты так себя ведешь). В поведении родителя этот вид наказания проявляется в избегании контактов с ребенком. По данным исследований, такой способ наказания (в большинстве случаев) является не допустимым, т.к. может вызвать у ребенка страх, тревогу, потерю чувства безопасности. Хотя в ряде случаев такой вид наказания бывает весьма успешен только в том случае, когда ребенок реально видит, что это не постоянная мера, а ситуативная, и она относится не к личности ребенка, а к его поступку. В данном случае родителю необходимо использовать технику «Я» — сообщений (По типу: «Мне очень неприятен твой поступок, мне обидно», и т.п.).
Однако, ввиду воздействия на аффективное состояние ребенка, злоупотреблять этой формой наказания нельзя.

Ограничение активности ребенка в виде постановки в «угол», запирания в комнате, лишения прогулки, игр и т.п., вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости о родителя; развивает пассивность или безынициативность, а также может вызвать у ребенка негативизм и различные виды протеста. Если такое наказание используется зачастую, то это может отразится на личностном развитии в целом. А, что касается запирания, особенно в темных помещениях, то это вообще, чревато фобиями.

Лишение благ и привилегий состоит из временного запрета на то, чем ребенок уже обладал. Такое наказание может быть действенным, если запрещенное благо является для ребенка действительно ценным.

Инициирование чувства вины включает в себя внушение ребенку представления о совершенном им моральном проступке, которое, в свою очередь, должно вызвать чувство вины и стыда у ребенка. Такой вид наказания может подойти только в том случае, если ребенком еще не приняты нормы морали, а когда они уже приняты и чувство вины за проступок у ребенка появляется само собой, то такое наказание может быть опасным, т.к. может сработать психологическая защита и проступок обесценится.

Также, такой вид наказания детей может формировать наказывающее самосознание, низкое самопринятие и самоуважение, что в свою очередь сделает из ребенка неудачника, избегающего малейших трудностей и любых дел, в которых ему будет казаться, что он будет не успешным.

Принуждение к действию — это когда родитель не объясняя причин заставляет ребенка что либо делать, при этом и не объясняет причин, и не обосновывает нужность этого действия (умывание, уборка постели и т.п.). Такие действия со стороны родителя воспринимаются ребенком как насилие и произвол, что в свою очередь, может привести к негативизму по отношению к родителю, или к пассивной покорности и подчинению власти. Плюс ко всему, у ребенка не разовьется самостоятельность и саморегуляция.

Наказание ребенка естественными последствиями происходит в том случае, когда ребенок сделал кокой-либо ущерб, и должен сам это исправить (По типу: Намусорил -убери, Получил двойку — исправь, и т.п.). Этот способ наказания считается эффективным, потому что способствует конструктивному выходу из данной ситуации. Для родителя этот метод труден, потому что он (родитель) не может отказаться от немедленного реагирования на нарушение ребенка, а здесь необходимо проявить некоторую выдержку (потянуть время), дать ребенку возможность проявить инициативу, и не требовать от него немедленных действий (конечно же необходимо взирать на возраст и возможности ребенка). И, естественно не надо путать этот вид наказания от наказания трудом, в коем отражается принуждение к действию, со всеми вытекающими…

Отложенный конфликт — это когда родитель вносит в общение паузу, в силу того, что в данный момент он не готов контролировать ситуацию из-за своего эмоционального возбуждения.

Блокирование нежелательного действия используется в том случае, когда необходимо остановить действия ребенка которые могут причинить вред ему самому, окружающим или материальным и другим ценностям. После остановки действий ребенка, «разбор полетов» проводить лишь после отреагирования аффекта (разрядки эмоциональной напряженности ребенком).

Логическое объяснение и обоснование направляет ориентировку ребенка в последствиях его поступка на окружающих людей, ребенок, как бы предупреждается о возможных последствиях своих действий для других людей. Этот способ хорош тем, что он формирует у ребенка чувствительность (сенситивность) к результатам своих действий, и развивает эмпатию (способность сочувствовать другим), и также способствует моральному развитию ребенка.

Из вышесказанного следует то, что использовать для наказания можно лишь три метода, это: наказание естественными последствиями; блокирование нежелательного действия, а также логическое объяснение и обоснование. Остальные виды наказаний детей необходимо избегать.

1) Наказание должно соответствовать возрасту ребенка и тяжести проступка;

2) Наказание не должно быть отложено, чтобы не породить страх, тревогу и депрессию;

3) В состоянии аффекта (сильного нервного волнения) нельзя наказывать;

4) Не надо делать проступок ребенка достоянием общественности (ни с кем не обсуждать);

5) Родителям не стоит идти одним фронтом на ребенка.

6) Родителям не спорить в присутствии ребенка по поводу мер воздействия на него.

А теперь, давайте рассмотрим какие бывают поощрения детей

Похвала, ласка, совместная деятельность, материальное поощрение, разрешение активности с расширением прав ребенка.

Рассмотрим поощрения детей более подробно:

Похвала — это самый распространенный способ родительского поощрения ребенка. Продуктивная похвала представляет собой описание результатов действий ребенка и их значения для окружающих. Неоправданная похвала содержит прямые оценки личности ребенка, сравнения, не адекватные его реальным достижениям и возможностям. Главное в похвале, то какие выводы из нее делает сам ребенок, а не ее текст. Если она для него реалистична, в отношении его возможностей и самооценки, то выводы ребенка оказывают позитивное воздействие на его саморегуляцию, а если она надумана, то эффект будет обратным позитиву. Необоснованная похвала воспринимается ребенком как насмешка. Не стоит слишком часто хвалить ребенка, чтобы не возникло чувство зависимости, подчиненности (особенно у подростков)(как родителям воспитывать подростка) , ибо может возникнуть страх лишения позитивной оценки, неуверенность в своих силах, или же наоборот, потеряется критичность к себе.

Ни в коем случае нельзя хвалить ребенка в сравнении с кем либо, это может породить конкуренцию, ревность, зависть в общении со сверстниками, и не нужно хвалить ребенка в присутствии группы сверстников, которые могут не так понять, т.к. их оценка может не совпасть с оценкой родителя.

Ласка является позитивным контактом ребенка с родителем в словесной (вербальной) или тактильной (касание), и другой невербальной форме (мимика, жесты, поза). Ласка является для ребенка убедительным свидетельством положительной оценки родителем его поступка, повышает уверенность в себе, чувство безопасности и принятия, самооценку и самоуважение. Необходимо также, чтобы ласка и выражение любви родителей к ребенку не были жестко привязаны к его успехам и достижениям.

Совместная деятельность, как метод поощрения ребенка — это совместная игра с ребенком, предложение принять участие в привлекательном общем занятии. Это очень продуктивный вид поощрения, однако не должно быть так, чтобы совместная деятельность с родителем в жизни ребенка, выступала лишь как средство поощрения.

Материальное поощрение детей — (подарки, награды) может быть эффективно. Однако такие поощрения не следует связывать с конкретными достижениями ребенка, послушанием, выполнением требований родителей. Обещание вознаграждения за хорошее поведение или за определенный результат может запросто привести к формированию прагматичности ребенка, к тому же ребенок начнет ставить условия.

Разрешение активности с расширением прав ребенка должно выполнятся не из-за воли родителя, и не в качестве награды, а как оценка взрослости и самостоятельности ребенка, доказанной его поступками и поведением.

Поощрений должно быть гораздо больше, чем наказаний

Поощрения нужно психологически правильно вставлять в родительское воспитание ребенка, их не может быть слишком много, поощрения должны стимулировать ребенка к самостоятельности и к творчеству, они должны создавать атмосферу принятия, любви к ребенку, подтверждения его значимости и самоценности как личности.

Желаю всем родителям удачи в нелегком труде воспитания детей!

Часто задаваемые вопросы:

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать , чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.
Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. "Куплю конфету – не куплю конфету".

Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова "Подойди сюда" с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: "Попадусь – не попадусь". Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Правила поощрения
По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.
Ограничители похвалы:

  • не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
  • не хвалить больше двух раз за одно и то же;
  • не хвалить из жалости;
  • не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 "поглаживаний", желательно, разных по способу и степени проявления.

Индивидуальные требования к норме похвалы

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

  • дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;
  • дети с обоснованным комплексом "сверх полноценности" (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
  • самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Типы похвалы

1. "Компенсация" . Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
2. "Аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.
Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.
Можно выделить следующие типы аванса:
а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;
b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.
Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.
3. "Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
5. "Взрыв любви" (скорая психологическая помощь) . Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

Наказание.

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему "отпущение грехов". Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.
Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.
Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

  • вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • лишение поощрений и привилегий;
  • осуждение поведения;
  • народное средство.

Правила наказания

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.
3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
4) За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.
5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви!

Составила: психолог ГДППНД (г.Минск) Кудрявцева О.А.

Методы поощрения и наказания

в воспитании ребенка

Поощрение и наказание относятся к одним из самых древних методов воспитания. И раньше и сейчас ни один элемент воспитания не обходиться без этих методов. Действительно, ведь воспитание - это целенаправленный процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования определённых качеств личности. Однако не всегда воспитываемый согласен с теми требованиями, которые ему предъявляют. Очень часто возникает противостояние, то есть объект воспитания не желает принимать к сведению или исполнять то, что от него требуют. В таком случае возникает вопрос: «Как же добиться исполнения требований?» Вот тут-то воспитатель (родитель) и вспоминает о поощрении и наказании. Ведь можно за не исполнение требований наказать, а за послушание и уступчивость поощрить. Для большинства людей именно поощрение и наказание является основными методами в воспитании.

Чаще всего объектами воспитания становятся дети, и это правильно. Родители обязаны воспитывать своих детей, то есть, заложив в их сознание определённую систему правил поведения, нравственных ценностей, основ взаимоотношений между людьми. В процессе формирования личности именно поощрение и наказание выступают в большинстве семей как основные показатели успешности или безуспешности процесса воспитания. К сожалению, чаще взрослые используют наказание, как способ воздействия на детей. Не всегда взрослые задумываются над тем, насколько глубокими могут оказаться последствие использования того или иного метода для воспитания ребёнка. Ещё реже родители, сталкиваясь с какой – либо проблемой в процессе воспитания, продумывают, насколько обоснованным и правильным будет использование поощрения и наказания для решения возникшей спорной проблемой, а также для того, чтобы ребёнок выполнил требования взрослых. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка, некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убеждён, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. И всё - таки, использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходиться почти всем родителям, в любых семьях. Поэтому смело можно сказать, насколько важна и актуальна эта тема, так как пока существует общество, нужно будет воспитывать подрастающее поколение. Также важно уметь правильно использовать поощрение и наказание, так как без этого невозможно осуществлять разумное руководство детьми.

Многие педагоги прошлого и наши современники писали о проблемах поощрения и наказания. Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А.С. Макаренко. Главный смысл наказания А.С. Макаренко видел в том, что оно должно « разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов». С таким пониманием тесно связана его идея о необходимости индивидуализации наказания и недопустимости каких бы то ни было регламентированных «шкалой» мер воздействия. Вместе с тем Макаренко А. С. отстаивал необходимость выработки в коллективе определённых традиций, связанных с поощрением и наказанием. Борясь против «шкалы», по которой можно было бы поощрять и наказывать без анализа причин поступков детей и учёта их индивидуальных особенностей, он вместе с тем считал, что педагог должен располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрения и наказания. Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание - очень трудная вещь, оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности»,- подчёркивал А.С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А.С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрение нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости. А.С. Макаренко сформулировал даже правила к требованиям родителей, при соблюдении которых может исчезнуть необходимость использования наказаний:

1.Требование не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже и на упрашивание.

2.Оно должно быть посильным для ребёнка, не требовать от него слишком трудного напряжения.

3.Оно должно быть разумным и не должно противоречить здравому смыслу.

4.Требование не должно противоречить другому распоряжению, данному самим же родителем или другим взрослым.

Вместе с тем А. С. Макаренко считал, что система поощрение - наказание необходима и законна. Она закаляет человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности гражданина.

Понятия поощрения и наказания воспринимаются обычно как антиподы. Поощрение и наказание хотя и являются противоположными методами, но тесно взаимосвязаны друг с другом. Например, поощрение стимулирует правильную линию в поведении, а наказание тормозят проявления недисциплинированности, недобросовестности и другие отрицательные качества, в этом противоположность этих методов. Ну а взаимосвязь проявляется в том, что эти методы помогают ребёнку осознать свои достоинства или недостатки, стимулируют или тормозят поведение, приучают к самоконтролю. В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и тому подобное педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. С другой стороны, к наказаниям часто относят любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение - коррекция поведения детей в определённых сложных ситуациях. Использование поощрений и наказаний как средств педагогической коррекции должно отвечать наличие определённой ситуации, оно характеризуется известным решением педагога или коллектива, связанным с выделением одного из воспитанников из общей массы, однако, как правило, без резкого противопоставления их изменением их прав и обязанностей в коллективе, взаимоотношений педагога и коллектива с ними.

Важным условием развития самостимуляции в использовании поощрений и наказаний является соблюдение меры. Трудно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание, злоупотребление поощрением или, напротив, наказание по всякому поводу. В отличие от таких форм косвенного требования, как одобрение и осуждение, являющихся повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников, поощрение и наказание как средства коррекции должны использоваться значительно реже. Можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частота их использования. Только в тех случаях, когда необходимость поощрения или наказания жёстко и недвусмысленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать.

Методы воспитания - это способы воздействия взрослых на сознание, волю и чувства ребёнка в целях формирования у него убеждений и навыков определённого поведения. Посредством методов воспитания можно достигнуть любых воспитательных целей, которые ставит перед собой воспитатель. Методы поощрения и наказания относятся к методам стимулирования (побуждения) к деятельности.

ПООЩРЕНИЕ - метод, который поддерживает и усиливает положительные побуждения и эмоции. Основное значение метода в том, что ребёнок испытывает чувство радости, гордости, особенно в младшем возрасте. К поощрению предъявляется ряд требований:

1.Поощрение должно быть справедливым.

2.Поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также друзьями ребёнка, в противном случае награда обесценивается.

3.Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребёнка.

4.Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать,

5. Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.

Поощрения могут быть материального и нематериального порядка. К поощрениям нематериального порядка относятся: пожатие руки,объятие вблизи и на расстоянии, поцелуй, ласковое слово, сказанное на ушко или при всех, воздушный поцелуй, различные жесты, мимика,показы пальцами рук, глазами, особые обещания (поход в гости, на рыбалку).

К поощрениям материального характера лучше прибегать не часто, но за особо хорошее поведение, активные проявления доброты, трудолюбия, чуткости и заботливости; пообещать и быстро выполнить (а то ребёнок забудет)поощрение материального плана (купить любимую игрушку, мороженое и др.) В ситуации поощрения взрослый должен правильно себя вести. Предлагать в качестве поощрения ребёнку то, что будет для него интересным именно с точки зрения ребёнка, а не взрослого; поощрять ребёнка только после того, как требование выполнено, и никогда не обманывать. Если поощрение использовать правильно, то оно может стать мощным фактором формирования познавательной активности у детей, особенно в младшем школьном возрасте, когда у ребёнка мал жизненный опыт, или его нет вовсе, не сформировано самосознание, слабы психические процессы. Положительные эмоции очень сильно способствуют активизации любой деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому ребёнок в любом возрасте нуждается в одобрении и признании, так как чувство удовлетворения, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство обиды и раздражения, вызванного наказанием. Поощрение побуждает ребёнка к активной дальнейшей деятельности.

НАКАЗАНИЕ - воздействие на личность ребёнка целью затормозить нежелательные поступки поведения, осудить отдельные действия и поступки, Наказание- оружие очень острое и использовать его нужно крайне осторожно.

К наказанию также предъявляют ряд требований:

1.Наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами семьи или класса, в противном случае наказанный становиться «героем дня», жертвой и наказание не достигает цели.

2.Не следует упрекать наказанием, ни напоминать о нём в дальнейшем, так как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите.

3.Не всякий детский поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему- либо, можно ограничиться замечанием или репликой.

4. Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения, поступки, предшествующие совершению поступка.

Можно выделить следующие виды наказаний:

Словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения и т.п.)

Физическое наказание

Наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, отказ от контакта)

Наказание трудом

Наказание лишением (прогулки, сладостей, компьютера)

Физическое наказание для одних родителей совершенно неприемлемо, для других - в порядке вещей. В семьях, где битьё- обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жёстким условиям. Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Жестокость порождает жестокость.

Иногда избиение ребёнка является следствием конфликта между мужем и женой, когда озлоблённость против одного из супругов переносится на относительно беззащитного ребёнка. Дети в таких семьях, понимая чувства родителей, не озлобляются против них, но несправедливость этого мира также приводит к печальным последствиям в формировании личности. Дети становятся замкнутыми, неуравновешенными, высок их уровень тревожности. Если проанализировать ситуации, в которых родители бьют детей, то в большинстве случаев за благовидной целью «воспитания» обнаружится неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом, жестокостью. Итак, физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании:

Агрессия родителей приводит к агрессии детей;

Дети становятся неуравновешенными, вспыльчивыми;

Наказания ведут к появлению такой черты характера, как замкнутость;

Повышается уровень тревожности ребёнка.

Наказание словом считают наиболее мягким, не приносящим большого вреда. И трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело в первую очередь с аффективной (т. е. эмоциональной) реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Это вызывает у детей либо ответное озлобление, либо подавленность, разочарованность. Ведь взрослый в детстве является для ребёнка огромным авторитетом, И всё , что тот произносит, воспринимается как непреложная истина. Принимая всё на веру, дети начинают думать: «Наверное, я и вправду тупица, идиот». «Ничего хорошего из меня не выйдет». А заниженная самооценка порождает новые проблемы в формировании личности ребёнка.

Наказание изоляцией рекомендуется применять спокойно, объяснив детям причину наказания, обговорив условия его прекращения. Подобная мера воздействия, по мнению некоторых исследователей, не наносит ребёнку ни физического, ни эмоционального вреда. Но вряд ли можно судить о возможных последствиях столь однозначно, особенно в младшем школьном возрасте, когда семья для ребёнка – главная ценность. Такой метод наказания применяют и сами дети в среде сверстников. Бывает, что школьники, подражая поступкам взрослых, сами объявляют бойкот тому, кого чаще других наказывает учитель.

Очень противоречивый метод воздействия – наказание трудом. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». Ещё более абсурдный приём – наказание учёбой. «За то, что ты опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.

Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда детям? Известный учёный - психолог Ю. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребёнком. Как?» советует родителям следующее. Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Выбирая наказание для каждого случая, всегда спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?» Удаётся ли добиться поставленной цели? Если нет, то наказание будет фиктивным, бессмысленным.

А.С. Макаренко говорил, что в хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания. В любом случае наказание должно быть исключительной мерой воздействия на ребёнка, всегда нужно стремиться избежать наказания, используя другие методы воспитательного воздействия.

Наказание может быть заменено другими мерами воздействия:

*терпением, эта самая большая добродетель, какая только может быть у родителей;

*объяснением, нужно объяснить, почему его поведение неправильно,но быть при этом предельно кратким;

*отвлечением, можно предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем- то, что ему сейчас хочется;

*неторопливостью, не спешите наказывать ребёнка –подождите, пока поступок повториться;

*научите ребёнка поругать самого себя, это верный путь к самоконтролю, самоанализу, самокритике;

*обратитесь к ребёнку по- деловому - Илья (а не Илюша);

*измените тон общения, решительный, строгий, внушительный, не допускающий возражений, но не крикливый; измените в самом себе выражение лица - нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, иногда возмущение, обиду или гнев;

* используйте жёсткие отрицательные обещания и следуйте обещанному до конца, к примеру «Сегодня мне придётся называть тебя только Таня, а не Танюша»

*лишите на время ребёнка любимой игрушки, поставив её на видное место, при этом напоминая ребёнку: «Скучает сегодня наша кукла».

*проводите вечером, но не перед сном, секретные эпизодические совещания вдвоём по теме «Что я сегодня сделал не так».

*хвалите других детей, но к месту;

*организуйте дома «уголок необдуманных поступков», где ребёнок будет наказанным не стоять, а сидеть без дела.

Овладение искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. Нужно сказать, что эти методы не универсальны, добиться положительного результата в воспитании ребёнка, используя только методы поощрения и наказания невозможно. Результат воспитания будет зависеть от умелого использования и сочетания всех существующих методов, средств и приёмов воспитания. Ведь воспитывает всё вокруг: рассказ, беседа, спор, личный пример, упражнения, поручения, требования, соревнования, да и сам ребёнок себя может изменить. Самонаблюдения, самооценка, самоконтроль иногда воспитывают лучше, чем взрослые. Во всей системе поощрений и наказаний важна интуиция родителей – ведь именно родители, как никто другой, знают своего ребёнка.

Важно и учителям, и родителям всегда стремиться к золотой середине, не переусердствовать ни в ту, ни в другую сторону.

Статья из журнала «Семья и школа» (1965 год) о роли поощрения и наказания в воспитании, о мерах наказания и поощрения детей в семье.

«Молодец!» - подбадривает мать маленького сына, сделавшего первые самостоятельные шаги. Девочке-первокласснице, которая получила отличную оценку по математике, отец говорит: «Ты очень обрадовала папу своей отметкой. Вот так и дальше учись!»

Маленькая девочка убрала свои игрушки и посматривает на маму. И если мать не похвалит ее, желание убирать игрушки у девочки в дальнейшем может пропасть.

Поощрение - в том числе и словесное- много значит в жизни ребенка . Однако, одобряя тот или иной поступок ребенка, важно соблюдать меру . Мальчику в присутствии матери сделали прививку. Она говорит сыну: «Ты у меня молодец, настоящий герой - не заплакал». Но мальчик справедливо замечает: «У нас в классе всех кололи и никто не плакал». Конечно, похвала, да еще высказанная в такой высокопарной форме, была излишней.

Иногда дети получают от родителей «награды». Малышам дают сладости, игрушки. Школьники получают подарки разной ценности, в зависимости от возможностей родителей.

Не нужно злоупотреблять подарками. Нехорошо, если дети будут придавать им особое значение и не будут обращать внимания на словесное одобрение. Однажды я слышал, как девочка с грустью говорила, что ее подруга за отличные успехи получила от своей мамы в подарок интересную игру, а вот «моя мама за мои пятерки меня только похвалила и ничего не дала». Приучайте детей относиться к поощрениям в семье не по их материальной ценности, а по тому теплому чувству, которым они проникнуты.

Мой аттестат, - говорила одна девушка, вспоминая свои школьные годы, - очень обрадовал отца. Он ласково погладил меня по голове и сказал: «Такая дочка - награда мне и матери за все наши труды». Став уже взрослой, девушка часто вспоминала эти слова отца и называла их лучшим подарком.

Плохо, когда поощрениями злоупотребляют. У ребенка появляется привычка все хорошее делать за какие-то премии. Девочка с упреком говорит матери: «Как же так? За пятерку по русскому ты мне купила шоколадку, а за пятерку по математике ничего не купила». Назойливость детей в требованиях подарка совершенно недопустима. Надо постепенно приучать их к сознанию, что высокая успеваемость, отличная дисциплина и хорошие поступки сами по себе должны приносить удовлетворение. И чем старше ребенок, тем большее место в его сознании должно занимать такое чувство. (Это не значит, однако, что поощрения для старших ребят не нужны.)

Если за положительные поступки детей в семье нужно хвалить, то за отрицательными должно следовать наказание .

Если на плохие поступки ребенка не обращать внимания, то это может быть воспринято им как молчаливое согласие с его поведением. Как-то один мальчик, разговаривая с учителем, употребил нехорошее, вульгарное выражение. Учитель сделал ему замечание. Ученик же ответил: «Дома я часто так говорю и мне за это замечания не делают».

Дети не должны воспитываться так, чтобы у них оставалось впечатление, что все их плохие поступки могут, как говорится, «сойти с рук». Состояние безнаказанности часто приводит к безответственности, к недостатку требовательности к себе.

Строго воспитывать детей - значит предъявлять им твердые, не допускающие никаких отклонений требования и осуществлять постоянный контроль за выполнением этих требований. Мать запрещала сыну без спросу уходить из дому, а когда он, несмотря на запрещение, все-таки уходил, она на это не обращала внимания. Такое снисходительное отношение говорит о недостатке строгости в воспитании.

Строгость в воспитании необходима, но она не должна переходить в суровость и тем более в жестокость. Никогда не наказывайте детей, если вы чем-то расстроены, раздражены. Разгневанные мать или отец, наказывая ребенка, могут, как говорится, «отвести душу»: наговорить грубостей, оскорбить ребенка, прибегнуть к физическому наказанию, а потом жалеть об этом, раскаиваться.


Наказание детей в семье
должно относиться к совершенно ОПРЕДЕЛЕННОМУ ФАКТУ в поведении ребенка. Наказывать можно, например, не за грубость вообще, а лишь за определенное проявление грубости. Ребенок должен хорошо знать, в чем ИМЕННО он провинился.

Никогда не делайте неоправданных обобщений. Один случай: девочка мыла посуду и разбила чашку. Мать делает ей выговор: «Какая ты нескладная! За что ни возьмешься - все из рук валится». Такие характеристики приносят только вред - они озадачивают ребенка, он чувствует их несправедливость.

Не следует наказывать ребенка за то, что он не знает или не умеет делать. Мать делает строгий выговор дочери-первокласснице, упрекая ее в неумении готовить домашние уроки. Не лучше ли было бы просто научить ее, как надо готовить уроки?

Лучше всего на детей действуют такие наказания, которые представляют собой естественные последствия совершенного ими поступка. Ученик заигрался во дворе и не приготовил уроки. За это он был лишен права смотреть телевизор или идти в кино. Это наказание вытекает из самого проступка ученика: он как бы сам себя наказал.

Словесное наказание чаще всего носит форму выговора. Даже самый строгий выговор не должен быть грубым и унизительным для ребенка. «Я его так отчитала, - говорит мать, - что он будет знать, как обманывать меня». А во время этого «отчитывания» женщина говорила длинно, резким, «истошным» голосом, стучала кулаком по столу. Тот же по содержанию, но другой по форме, более спокойный выговор скорее достиг бы цели.

Наказанием может быть лишение удовольствий или наград. Например, ребенку не позволяют идти в кино, не покупают игрушки, оставляют без сладостей. Этот вид наказания обычно сильно действует на детей, как говорится, «задевает за живое». Сами дети считают такие наказания более сильными, чем самый строгий выговор. Однако никогда не следует в качестве наказания лишать ребенка того, что для него полезно и необходимо. Ученик, придя из школы, сообщает о полученной двойке. Мать наказывает его тем, что оставляет весь день без гулянья. Это весьма неразумное наказание, так как гулять детям совершенно необходимо.

Ни в каком случае не допустимо физическое наказание детей, унизительное не только для ребенка, но и для того, кто это наказание применяет. Прибегающие к этому наказанию родители как бы: расписываются в своем бессилии влиять на детей настоящими педагогическими методами.

Физические наказания порождают у детей трусость, малодушие, своего рода «преклонение» перед физической силой, иногда даже нервные заболевания. Эти наказания не искореняют пороки, а загоняют их внутрь.

Наказание должно соответствовать тяжести вины ребенка. Иногда родители нарушают это правило. За мелкий проступок - строгий выговор, за более крупный - беглое замечание. Объясняется это тем, что в первом случае мать или отец были в дурном настроении, а во втором - в хорошем. В результате ребенок больше обращает внимания не на тяжесть своего проступка, а на настроение родителей.

Однако поощрения и наказания не принесут пользы, если в семье не будет соблюдаться основное условие правильного воспитания детей - единство требований. Воспитательная линия должна быть единой в отношении поощрения и наказания детей .

Профессор Н. Левитов, журнал «Семья и школа», 1965 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Вряд ли найдется много семей, в которых воспитание детей не основывается на системе поощрений и наказаний. Хочешь смотреть мультики — убери игрушки; получил двойку за контрольную — ни о какой новой машинке не может быть и речи. И, наверное, это не так уж и плохо. По крайней мере, во взрос-лой жизни эти принципы встречаются также часто. Вышел в выходной на работу — получил премию; опоздал, и это замети-ли — придется писать объяснительную и т. п.

Вот только как-то не хочется все время быть для ребенка строгим контролером и оценщиком. Хочется, чтобы он сам по-нимал, что можно и нужно делать, а чего не стоит, даже если об этом никто не узнает. И конечно, в идеале ребенок сам торопится сесть за уроки, чтобы узнать что-то новое и интересное; всеми фибрами души стремится помочь маме, чтобы увидеть улыбку на ее уставшем лице; с радостью наводит порядок в своей комнате, чтобы вдохнуть свежий воздух и быть свободным от лишних вещей. Но достичь этого довольно-таки сложно, и уж точно это возможно не при оценочной системе воспитания.

Какими же должны быть поощрения и наказания, чтобы они производили максимальный эффект, оказывая при этом минимальный вред?

Начнем с наказаний

На мой взгляд, если не забывать о праве личности на самоопределение и в том числе на выбор способа времяпрепровождения, то самое правильное наказание — лишить ребенка плодов вашего труда. Проще говоря: «Ты не захотел помыть посуду после завтрака — я не захотела приготовить тебе обед», «Ты не нашел времени на подготовку к экзаменам — у меня нет желания зарабатывать деньги для твоих развлечений». Естественно, такой подход разумен только с достаточно взрослыми детьми, которые могут осознать справедливость выдвигаемых требований и последствий их несоблюдения.

С маленькими детьми наказаний за нежелание что-то делать лучше вообще избегать. С одной стороны, малыш может до конца не осознать причинно-следственную связь между разбросанными игрушками и криком мамы или, еще хуже, наказанием, отсроченным во времени, например не купленной на следующей день машинкой. С другой стороны, вероятность того, что через некоторое время не повторится то же самое, очень маленькая. С третьей же стороны, не забывайте, что озвученные угрозы по идее нужно выполнять. Так что если вы обещали выкинуть доро-гой конструктор, если он не будет убран, то по большому счету это нужно сделать. Иначе вы не только не добьетесь любви к тру-ду и порядку, но и потеряете доверие ребенка к вашим словам.

Вариантов приучения маленьких детей к выполнению своих обязанностей достаточно много, и реализовать их на практике не так уж и сложно.

✏ Во-первых, маленький ребенок с удовольствием откликается на предложение поиграть. И тогда, например, уборку своих вещей и игрушек легко можно превратить в увлекательное занятие: уложить всех спать, найти домик для каждого предмета, помочь зайке разложить все по местам, поиграть в подъемный кран, который собирает и переносит игрушки на нужное место. Все зависит от вашей фантазии и умения чувствовать интересы ребенка.

✏ Во-вторы х, малыши обожают подражать родителям. И если вы с увлечением начнете собирать игрушки, то, вероятнее всего, ваш ребенок, пусть и ненадолго, присоединится к вам.

✏ В-третьих, с маленькими детьми очень хорошо вводить разные ритуалы. Они легко принимают на веру, что так и должно быть, и привыкают к определенным обязанностям. Например, я знаю трехлетнюю девочку, которая вечером обязательно идет убирать игрушки, когда видит, что стрелки на часах подходят к 9. Важно стараться самим не нарушать эти правила. Хотя иногда так хочется побыстрее сделать все самой, а вот уж завтра дать ребенку вовсю насладиться выполнением своих обязанностей.

Говоря о наказаниях, нужно обратить внимание на то, что дети, особенно старше 7 лет, зачастую боятся физических наказаний ничуть не больше, чем криков и долгих занудных нравоучений. Вряд ли после таких «воздействий» ребенку захочется что-то делать или найдутся силы для преодоления своей лени. Обидеть словом можно гораздо сильнее, чем применением силы. Мы часто безоговорочно соглашаемся с неприемлемостью телесных наказаний, но при этом можем так «отругать», что ребенку было бы легче получить ремнем по мягкому месту.

Пытаясь наказать ребенка «словом» или просто эмоцио-нально реагируя на его неправильное поведение, мы в запале ча-сто говорим то, что не только не улучшает ситуацию, но и ведет к дальнейшему нарастанию конфликта и усугублению проблем. Вот несколько типов высказываний, которых нужно обязательно избегать в общении с ребенком:

Обличение личности провинившегося, указание на недостатки в целом, а не на конкретные ошибки в поведении («Ты бессовестный» вместо «Ты вел себя так, как будто тебе не стыдно за свое поведение»);

Навешивание «ярлыков» вместо объяснения своих чувств и реакций («Ты лентяй!» вместо «Я очень переживаю, что вчера ты не захотел хорошенько подготовиться к контрольной»);

Негативные сравнения со значимым человеком («Весь в отца — такой же бездельник»);

Использование всевозможных пророчеств («Вот помяни мое слово: твоя лень тебя погубит»);

Частые апелляции к прошлому («Ты, как и раньше, не помогаешь мне по дому»);

Обобщения («Ты ничего не делаешь»).

Теперь перейдем к поощрениям детей. Как и за что поощрять детей?

Здесь тоже не все так просто, как кажется. Помыл посуду — получи конфетку! А если конфетки закончатся, то можно есть из грязной? У ребенка обязательно должны быть дела, которые он делает ради своих близких или ради семьи в целом. Не должно быть других поощрений, кроме выражения одобрения и уважения, например, за приготовленный маме чай или за генеральную уборку в бабушкиной квартире. Сострадание, забота — это то, что отодвигает лень далеко на задний план, и задача родителей — воспитывать эти качества в ребенке.

С одной стороны, формально награждая за какое-то выполненное дело, мы не всегда способствуем развитию трудолюбия. С другой стороны, если ребенок не видит никаких реакций со стороны родителей после того, как он долго и усердно занимался полезным трудом, то в следующий раз его пыл может слегка угаснуть. Но это противоречие легко преодолимо: награда за работу непременно должна быть, только она должна быть правильной и стимулирующей к дальнейшей деятельности в данном русле.

Что же может быть такой наградой?

Если между ребенком и родителям не потерян контакт, то одним из самых значимых для ребенка видов поощрений будет Демонстрация старшими своего уважения, восхищения, благо-дарности и т. д. Заметьте, что здесь речь идет не о проявлениях любви, которую нужно показывать как можно чаще и независимо от достижений или промахов ребенка, а именно об уважении, о признании его «взрослости и полезности», о гордости за него.

Хорошей наградой за долгий упорный труд может быть непривычный для ребенка отдых. Здесь тоже все зависит от вашей фантазии и возможностей. Кто-то отправится с ребенком на ло-дочную прогулку после пыльной генеральной уборки квартиры, кто-то позволит ребенку вволю побегать и попрыгать, снять на-пряжение на подходящих аттракционах после утомительной монотонной подготовки к годовой контрольной.

Будет замечательно, если поощрение за проделанную работу не только даст ребенку положительные эмоции и удовлетворение, но и усилит его интерес к данному делу, подтолкнет к дальнейшим занятиям. Здесь в первую очередь напрашивается пример с получением знаний. Сдал, например, ребенок экзамен по биологии на пятерку, почему бы не организовать ему поход в ботанический сад? Причем и самому к походу подготовиться, чтобы у ребенка не сложилось впечатления, что мир ботаники чрезвычайно далек от мира интересов его родителей. Естественно, не нужно дарить ребенку энциклопедию юного физика после того, как он еле отделался от набившего оскомину предмета, но предложить что-то, что может заинтересовать, будет очень даже кстати.

Ольга Юрченко, детский психолог