Патриотическое воспитание через экологическое образование. Эссе на тему: Любовь к Родине начинается с любви к природе VC

Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколенияю
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Система работы по патриотическому воспитанию детей:
Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
Ознакомление с явлениями общественной жизни.
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
Ознакомление с природой.
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Формы работы по патриотическому воспитанию
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом..
Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.
Семья. Детский сад. Родной город. Родная страна. Наша Армия
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Любовь к Родине начинается с любви к природе. (Константин Георгиевич Паустовский)

Родина, Родина… Хватит ли нам слов, чтобы рассказать, описать, что же это такое. Понятие Родины так многогранно, каждый человек понимает его по-своему. Родина это семья, Родина это твой дом, родной уголок природы, место, где ты родился, произнёс первые слова. Это твоя страна.

Что такое Родина для маленького ребёнка? Это его окружение, его семья. Именно к семье, к тем людям, которые любят ребёнка просто так, просто за то, что появился на свет, ребёнок начинает чувствовать привязанность, которая перерастает в любовь. Каждая семья это маленькая страна, со своими правилами и законами, это маленькая Родина для маленького человечка. Ребёнок растёт и начинает взаимодействовать не только с узким кругом семьи, но и с окружающим его миром. Он привыкает к берёзкам, что растут у дома, и каждый год желтеют и опадают, к животным и птицам, запоминает звуки и запахи того уголка природы, в котором он родился. У каждого из нас есть такой уголок, такое сокровенное место, к которому мы привыкли, по уюту и незатейливости которого мы скучаем – это и есть ощущение Родины. Из таких маленьких родин складывается единое государство-Отечество, общий дом для всех нас, наполненный дорогами и человеческими судьбами.

Я полностью согласна с мнением Константина Георгиевича Паустовского, с тем, что любовь к Родине начинается с любви к природе.

Когда человек начинает любить свою Родину? Это закономерный вопрос, на который не так-то просто найти ответ. Просто однажды в каждом маленьком или большом сердце просыпается любовь к Родине, мы выражаем эту любовь по-разному: через искусство, профессию, военную службу, именно в нашей деятельности раскрывается истинный смысл патриотизма и беззаветной преданности к родной земле.

Героя произведения К.Г. Паустовского «Акварельные краски» товарища Берга называли «сухарной душой», говорили «Какой с тебя боец и создатель новой жизни, когда ты землю не любишь». И правда, он не понимал ценности, не испытывал привязанности к городку, в котором родился, вспоминая её, как «выцветшую и плохо написанную картину». По мнению автора, именно отсутствие этой глубокой, духовной связи с родными местами, не позволяло герою проявить себя, как художника-пейзажиста. Но именно поездка к берегу укрывшегося в глуши муромских лесов, нетронутое человеком озеро помогли герою прочувствовать, вдохнуть аромат Родины. Даже для самого Берга это стало открытием. Он хотел «проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. Оно зрело годами, десятилетиями революционных лет, но последний толчок дал лесной край, осень, крики журавлей и Ваня Зотов».

Любовь к Родине живёт в каждом из нас, у кого-то она запрятана глубоко в душе, у кого-то лежит на поверхности. Каждый из нас индивидуален и Родина для каждого своя, но если беда тёмной тучей накроет родную землю, каждый станет патриотом Отчизны. Каждый встанет грудью защищать свою страну, свой дом, семью, то место и тех людей, с которыми человек может чувствовать себя свободным и чувствовать себя самим собой. Память о войнах прекрасное тому подтверждение. Никогда русский народ не сдавался захватчикам, ни французам в далёком 1812 году, ни немцам в 1941, никогда не становился на колени, а почему? Всё из-за глубокой привязанности, которая переросла в уважение и гордость своим краем. Не только совесть и долг поднимали народ на героический подвиг, а светлая любовь и тепло, что дарит Родина, твой уголок природы, малый, но родной и уютный, просто твой.

Родная земля – это колыбель, позже оплот и крепость, что качает нас на волнах жизни. Она и укрывает от бед и невзгод, открывает глаза на то, что боль и страдания не вечны, подхватывает когда мы падаем, придаёт сил. Ошибочно отождествлять Родину с экономическим благополучием государства или же строя, в котором мы живёт. Родина это образ сокровенный и волшебный, живёт в душе, непознанной части нас самих. Наша земля учит нас человеческой доброте, начиная с бережного отношения к тем же берёзкам у окна, голубым василькам, учит взаимопомощи, преданной дружбе и верной любви. Вот, что есть Родина для меня.

В докладе рассматривается воспитание патриотизма у детей по средством экологического воспитания. Одно из проявлений патриотизма - любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться в природе, преобразуя и охраняя её.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание».

«Как нет человека без самолюбия,

так нет человека без любви к отечеству,

и эта любовь лает воспитанию ключ

к сердцу человека…»

К.Д. Ушинский.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быт определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться в природе, преобразуя и охраняя её.

Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и любовью, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. В этом выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, к природе родного края взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания начал патриотических чувств.

Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет.

Любой край неповторим. В каждом месте своя особенная, неповторимая природа: один город стоит на берегу большой реки, а другой затерялся в глухой тайге, широко раскинулся в степи или по берегу моря. Везде есть особенные, дорогие его жителям места.

В.А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознеся и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по – своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках и т.д. Встречи с природой возбуждает фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

«Потребность в красивом, - говорил В.А. Сухомлинский, - утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпеливость ко всему пошлому, уродливому… Зло и подлинная красота несовместимы…»

Таким образом, знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное отношение к действительности.

Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким, чем больше мы узнаем природу своей родины, тем больше мы начинаем любить её.

Древних времен люди наблюдают природу и накапливают знания о ней. Особенно глубоко человек проник в тайны природы в наше время. Он открыл внутриатомную энергию и начал завоевывать космическое пространство. Это дает большие возможности для овладения силами природы и безграничного использования их на благо людей. Но пора задуматься, к чему все это может привести. В наши дни природный растительный и животный мир испытывает на себе все возрастающее влияние человека, все отступает под натиском цивилизации. Поэтому, охрана природы – дело чрезвычайно важное, которое требует принятия срочных мер по защите наших друзей в природе. Опасность полного исчезновения нависла сейчас не только над отдельно взятыми экземплярами, но и над целыми сообществами. Не допустить их гибели очень важно. Долг живущих на Земле людей – сохранить всю красоту и богатства природы для будущих поколений.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, постепенно оживают для него. Игры в лесу, на лугу, на берегу озера и реки, сбор грибов, ягод, наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. От первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки игры, любимые деревья, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.

Всю жизнь человек хранит это воспоминания. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему родному краю, к родной природе, к Родне, воспитывается чувство патриотизма. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.

Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».

Эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум элементарных экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. В совместной деятельности с детьми педагоги делают акцент на необходимости охраны видов из региональных или российской Красных книг, не обращая особого внимания на обитающие рядом с ребенком живые организмы. Формирование же чувства ответственности у дошкольника, прежде всего, должно строиться на информации об окружающих, доступных и знакомых ему объектах.

При рассмотрении вопросов охраны природы акцент следует делать не на знакомстве с отдельными видами редких животных и растений, а на ознакомлении с причинами их исчезновения и формирование у детей навыков поведения, необходимых для сохранения всех объектов природы, эмоционального отношения к объектам именно ближайшего окружения.

Распространенное природоохранное направление – заучивание правил поведения в природе и лозунгов типа: «Вы должны беречь природу, любить и охранять её!» Для ребенка дошкольного возраста заучивание лозунгов и правил не составляет особой сложности, однако, эффективность такого подхода с точки зрения экологического образования – нулевая. Задача знакомства с правилами – создать у ребенка мотивацию определенного типа поведения в природе. Причем поведения самостоятельного, независимого от страха наказания или похвалы взрослого, - таким способом не достигается. Для того чтобы, ребенок следовал определенным правилам, он дожжен осознать их значение и эмоционально почувствовать последствия их несоблюдения. Следовательно, природоохранные знания тесно связаны со знаниями биоэкологи и должны трансформироваться в поведенческие установки и отношение к природе.

Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей трудовой деятельности на блага родного края, Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее.

Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений и т.п.

В связи с этим перед педагогом, знакомящих дошкольников с природой, стоят следующие задачи:

  1. Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, развитее умения видеть и понимать ее красоту, воспитание патриотических чувств;
  2. Воспитание интереса к родной природе, желание больше узнать о природе своего края;
  3. Воспитание бережного отношения к природе, желание трудиться в природе. Стремление к созиданию.

Экологические знания – не самоцель, но они способствуют формированию у ребенка патриотических чувств, определенной системы ценностей, представлений о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, будущих поколений, желание, умение действовать. Важно также воспитать у детей понимание необходимости разумного потребления, навыки экономного использования ресурсов. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умение удивляться, сопереживать. Заботиться о живых организмов, воспринимать их как братьев по природе. Уметь видеть красоту окружающего мира: и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.

Литература:

1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1980.

2. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Н.А. Арапова-Пискарева. М.: 2005.

3. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989.

4. Ознакомление дошкольников с природой. С.А. Веретенникова. М.: Просвещение, 1980.

5. Родной край. Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. М.: Просвещение, 1981.

6. Растительный мир нашей Родины. В.В. Петров. М.: Просвещение, 1991.

7. Экологическое образование в детском саду. Н.А. Рыжова. М.: 2001


«Родная природа»-это то, что окружает нас, где бы мы ни были и куда бы ни пошли. Она придает нам сил, хотя многие в современном мире этого не замечают, но речь не об этом. В этом сочинении я хочу рассказать, что лично для меня означают слова «родная природа».

В первую очередь родная природа ассоциируется у меня с Россией, но не как с государством, а как с Отчизной. И нельзя отождествлять природу родного края просто с березами и полями. Нет. Это нечто большее. Насколько огромно понятие «родная природа», это каждая росинка утром, это тысячи родников, леса, цветы-и это далеко не все.

Родная природа сильно отличается от чужой, и это легко поймет человек, любящий природу своей Родины. Она особенная, конечно, не только потому что «своя», но и потому что каждая страна обладает отдельными территориями, у которых, в свою очередь, уникальная природа. Именно уникальность природы дает запомнить ее, изучить, полюбить, понять ее.

Эта особенность природы привязывает человека к родному краю, образует невидимую нить, такая связь, например, была у Николая Рубцова с его маленькой родиной. Когда поэт был в чужой стране, он чувствовал, как его тянет обратно, к этому небу, природе. А ведь и правда даже небо особенное, когда окружает своя, родная природа.

Есть один интересный момент, который стоит описать: природа родного края, то есть которая знакома зрительно человеку успокаивает его в какой-либо ситуации, оправданный вопрос-как?. Примером тому может являться полет Беляева и Леонова в космос: казалось бы, при чем тут эта история? А на самом деле она напрямую отвечает на поставленный нами вопрос. Когда космонавты экстренно приземлялись, то попали в тайгу. Конечно, в современном мире такому факту особенно не порадоваться, но для тех великих людей это было счастье. Они узнали родную природу и это обрадовало их, они-дома. Этот факт позволил им понять, что их спасут, и выжить.

Хотя это не единственный пример, есть один научный факт-ученые доказали, что природа дарит человеку спокойствие, помогает ему оставить все проблемы и наполняет умиротворением.

Так значит правда-родная природа-это не просто деревья вокруг, это действительно больше, это-наш дом. Главное-помнить, что его нужно оберегать, помнить о том, что он-особенный, такого нет больше и он будет всегда влечь нас к себе, где бы мы ни оказались.

Сочинеие рассуждение Родная природа

Наш мир огромен. На земле есть столько необычайно красивых мест, в которых мы ни разу не были. Но сердцу близка та природа, где мы родились и провели детство. Это наша родная природа.

Все, что нас окружает, мы проносим сквозь года с невероятным трепетом в душе. Как прекрасно проснуться на рассвете, пройти босиком по мокрой от росы траве и вдыхать свежий воздух. Такое начало дня запоминается надолго. В эти мгновения мы сливаемся с природой. Мы острее ощущаем, как нам дороги такие моменты.

Каждое время года дарит свою особую атмосферу.

Зимой мы радуемся студеному утру, заснеженным елям, чистому воздуху в сосновом бору. Природа дает возможность кататься с ледяной горы, играть в снежки, любоваться морозными узорами на окнах. Эта белоснежность завораживает.

Весной мы наблюдаем, как природа пробуждается ото сна: распускаются почки на деревьях, начинают благоухать цветы, солнце светит ярче.

Лето – это особенная пора. Мы ближе знакомимся с природой: купаемся в реках и озерах, собираем грибы и ягоды и просто валяемся на зеленой лужайке.

Осень кружит нас в листопадах. Мы можем гулять по шуршащей разноцветной листе, кушать яблоки со своего сада, радоваться первым теплым дождям.

Родная природа всегда с нами, чем бы мы не занимались, частичка ее рядом.

Стоит только задуматься, какими богатствами она наделена. Величественные леса, плодородные поля, полноводные реки и их обитатели – всем этим природа щедро делится с нами.

Она наполняет жизнь яркими красками, дарит новые эмоции и впечатления. Рядом с ней человек становится добрей. И людям важно отвечать ей добротой и любовью. Нужно заботиться о том, что рядом с нами – не бросать мусор, тушить костры, не убивать редких животных и птиц.

Когда человек будет жить в гармонии и уважении к родной природе, он будет счастлив.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Образ Лоренцо в трагедии Ромео и Джульетта Шекспир

    Францисканский монах Лоренцо тайно венчает молодых людей и стремится помочь им обрести счастье.

  • Образ и характеристика Сергея Паратова в пьесе Бесприданница Островского сочинение

    Сергей Сергеевич Паратов – один из центральных образов в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». Человек яркий, сильный, богатый, уверенный в себе, Сергей Паратов всегда и везде был центром внимания.

  • Сочинение про березу описание (2, 3, 4, 5, 6 класс)

    На уроке русской литературы учительница нам дала задание написать сочинение о березе.Я пришла домой, села и начала размышлять, что же можно написать об этом дереве

  • Сочинение Любовь в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Многие классические произведения литературы так или иначе затрагивают тему любви, и роман Булгакова Мастер и Маргарита не является в этом вопросе исключением.

  • Адресаты любовной лирики Пушкина 9 класс сочинение сообщение

    Ни один из поэтов в русской литературе не обошел в своем творчестве тему любви, которая раскрывает собственные переживания, вымышленные связи или наблюдения со стороны.

"Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки - это источники жизненного идеала. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что изумило его и заставило плакать, оттого зависит, каким будет наш воспитанник", - писал В.С.Сухомлинский.

Только мы, воспитатели, прививая любовь к родному краю, можем вырастить патриотов страны.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром желание сохранить и преумножить богатство Родины.

В настоящее время, когда совершается много безнравственных поступков, дети стали более агрессивными и замкнутыми, родители уделяют мало внимания развитию эмоций и чувств детей. Эта проблема является одной самой серьезной и актуальной в современных условиях. Она требует большего такта и терпения, потому что во многих семьях вопросы патриотизма вызывают недоумение. Мне небезразлично, какими станут мои воспитанники в будущем. От того, как они ведут себя, такими они и будут, когда вырастут. Ведь слова, заложенные им в душу, пройдут с ними через всю жизнь и научат уважать законы природы, страны.

Поэтому я решила работать над проблемой: "Патриотическое воспитание через экологическое образование"

Поставила перед собой несколько задач:

  1. Научить ребенка любить свою Родину, беречь, и заботится о ней;
  2. Вызвать доброе и заботливое отношение к окружающему миру, людям, городу, любовь и привязанность к семье.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать нравственные чувства.
  4. Способствовать физическому развитию в процессе пребывания на воздухе.

Воспитание патриота - сложный процесс. Для решения этих задач использовала благоприятные условия: интересный и доступный материал, последовательная ориентация на образование, обеспечивающая формирование духовного мира ребенка, тесную связь с семьей.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому всю свою работу я провожу через экологическое образование, сущность которого заключается в сформированности человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.

Начиная работу по пробуждению любви к родному краю, я отбираю, систематизирую знания о ней, продумываю и рассказываю то, что характерно для нашего города, республики, показываю связь родного края со всей страной.

В целях желания детей больше узнать о природе родного края, составила и использую в работе конспекты занятий по временам года:

  • "Золотая осень" (Приложение №1)
  • "Путешествие в зиму" (Приложение №2)
  • "Прогулка с весной" (Приложение №3)
  • "Весна"

Во всех видах деятельности учу детей, не причинять зла и страдания живым существам, которые слабее их, рассказываю, как правильно о них заботиться. При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения в природе. Для этого оформила альбомы:

  • "Сохрани природу",
  • Экологический проект "Дерево",
  • "Лекарственные растения Татарстана",
  • "Птицы Красной книги",
  • "Экология и ты",
  • "Что мы заем о веществах".

Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому мы используем разнообразные формы и методы: тематические занятия, беседы, наблюдения окружающего мира, уход за растениями, целевые прогулки, опытническую деятельность, экологические игры, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин, слушанье музыки, разучивание стихов, песен, викторины, создание проблемных ситуаций.

У меня есть свой девиз: " Каждый день начинать с любовью, а заканчивать с миром".

Самым важным воздействием на детей являются наблюдение и целевая прогулка, впечатление от которых вызывает изумление и восхищение, проходят через детские сердца. Каждой прогулке придумываю своё название:

  • "В гости к старичку Лесовичку";
  • "Помощь рябинке";
  • "Путешествие с картой";
  • "Телеграмма от Домовенка Кузи";
  • "Встреча с Квакушей";
  • "Осень золотая в гости к нам пришла";
  • "Прогулка с лупой";
  • "Помоги природе";
  • "Найди сокровище";
  • "В лаборатории Капитоши";
  • "Мир вокруг сада";
  • "Загадки на грядке";
  • "Юные огородники";
  • "Весна пришла";
  • "Зимний денек";
  • "Встреча с удивительным";
  • "Собери приметы в лукошко";
  • "Жалобы растений";
  • "Компас - помощник";
  • "Растения - доктора детей";
  • "Волшебная клумба";

Вместе с нами гуляют сказочные герои: Квакуша, Каркуша, Баба-Ёжка, Домовенок Кузя, Мороз Иванович, Водяная капелька Капитоша, Девочка Почемучка.

Обычно перед прогулкой получаем письма, телеграммы, пользуемся схемами - путешествий, записками и т.п. Свою работу по знакомству с природными явлениями мы организуем на территории детского сада. Чтобы заинтересовать детей, я составила карту экологической тропинки, хозяином которой является кот Кеша. Проходя по тропинке, мы знакомимся с уголками сада, леса, огорода. Радует, что дети могут называть и показывать разные деревья, кустарники. Во время путешествий предлагаю детям прислониться к дереву спиной, щекой, обхватить его руками, потрогать, понюхать, погладить, спрашиваю, что они чувствуют, обращаю внимание на ствол, ветки, листья, почки, корни, выделяю время, чтобы с закрытыми глазами послушать тишину природы, пение птиц. Прошу рассказать о том, что они услышали: ветер, шум и шорох листьев, стук веточек, скрип деревьев, шагов, писк и пение птиц. У детей возникает много разных вопросов:

  • Как залечить ранку берёзке?
  • Как помочь букашке?
  • Почему нельзя трогать гнезда?
  • Зачем нужно убирать старые листья?

Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, я тем самым ненавязчиво учу любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью, народ.

Систематически подчеркиваю, что человек - хозяин природы, что от его отношения к ней зависит, каким будет мир вокруг нас. Напоминаю детям, что в природе все взаимосвязано, поэтому надо сохранять все живое, чтобы не пришлось жить без растений, насекомых, птиц, животных. Закрепляю правила поведения в природе, чего нельзя делать, а что можно и нужно:

  • Не рвать много цветов, а любоваться ими, и сажать новые;
  • Не трогать муравейники, огородить забором;
  • Не разорять гнезда птиц,
  • Не бросать мусор, а убирать за собой;
  • Не расходовать зря воду, а беречь ее;
  • Оберегать животных, подкармливать их;
  • Беречь лекарственные растения, собирать их и сдавать в аптеку;
  • Не шуметь в лесу, а заботиться о тишине лесных жителей;

Особую роль отвожу опытнической работе. Наблюдаем, как вырастают ростки на картофеле, корешки отростков герани, прорастают семена огурцов, фасоли, пшеницы, как растёт рассада, как появляются всходы моркови, укропа, фасоли, тыквы, бобов. С интересом следим за жизнью цветков в темноте и на солнце, что случается с листьями, если их закрыть бумагой, с какой стороны проникает воздух в лист, смазанный вазелином, как рыхлят землю черви и др. А сколько радости и изумления доставляют длительные наблюдения за ростом лука, овса, гороха и т. д. Вот один из примеров. Я принесла в группу землю в овальной баночке, сверху насыпала опилки, положила проросшие зёрна пшеницы и завязала капроновой тряпочкой, придав форму ёжика, и оставила в природном уголке. Серёжа Б. первым заметил зелёную травку и закричал: "Смотрите, к нам ёжик приполз!". В другой раз дети наблюдали за жизнью пиявки, которая жила в банке с водой, завязанной марлей вместо крышки. Когда было тепло, она лежала на дне, свернувшись клубочком, а когда шёл дождь, всплывала наверх. Впечатления от своих наблюдений дети передавали в своих зарисовках.

На пути экологической тропы знакомимся с лекарственными растениями: мятой, мелиссой, ромашкой, встречаемся с альпийской горкой, где расположены большие камни и растут разные виды цветов, где дети наблюдают за жизнью насекомых. Особое внимание дети обращают на цветочную клумбу, которая радует многообразием цветов: ландышей, тюльпанов, пионов, гладиолусов, ирисов, ромашек, нарциссов, весёлых ребяток, и т. д.

С помощью дидактических игр у детей развиваю у детей наблюдательность, речь, внимание, и память, формирую мыслительную деятельность.

  1. Большое место в жизни занимают такие игры как:
  2. Вершки и корешки (что едят);
  3. Где что зреет (на огороде - овощи, на дереве - фрукты);
  4. Хорошо - плохо (идет дождь, на улице грязь, но хорошо, что можно по лужам побегать);
  5. Живая - неживая (живая - растения, насекомые: вода, воздух, камни, солнце, почва);
  6. Кто - где живет (место обитания);
  7. Узнай, какой зверь (знания животных, внешний вид, повадки);
  8. С какого дерева лист (назвать дерево);
  9. Детки с ветки (Назвать дерево);
  10. Назови травы (закрепить название мать-и-мачеха, ландыш, подорожник, крапива, ромашка);
  11. Посели животное (Место обитания лес, луг, вода, почва);
  12. Что было бы: (всегда была зима);
  13. Посади птичку на ветку (зимующие, перелетные);
  14. Собери грибы (съедобные в лукошко);
  15. Кем я стал (Прикрепить картинку на спину, дети описывают отгадывают);
  16. Чей, чья, чьи? (назвать части тела животных);
  17. Знаток комнатных растений (находить описанное растение и называть его);
  18. Наши дети постигли истину: "Где побывал человек, должна оставаться чистота". Для закрепления этих знаний оформила такие игры как:
  19. "Учим классифицировать"
  20. "Мир и человек"
  21. "Значение растений"
  22. "Что такое природа"

Закладывая основы гуманного отношения к природе, учу прогнозировать последствия своих поступков к природе и людям.

Интерес вызывает и создание газет:

  • "Экологический вестник";
  • "Природа и мы";
  • "Оглянись вокруг";
  • "Остановись, мгновение".

Дети нашей группы играют в "Экологическую полицию", которая формирует у них навыки экологического грамотного и безопасного поведения. Дети сами проверяют отношение друг друга к природе по следующим параметрам:

  • Как работают дежурные?
  • Выключен ли свет?
  • Закрыт ли кран?
  • Есть ли пищевые отходы?
  • Как сегодня ухаживали за цветами?
  • Чистый ли воздух в группе?
  • Как убирали участок?

Итоги подводятся в "Экологическом экране", где дети становятся не просто девочками и мальчиками, белочками или зайчиками.

Немаловажную роль в воспитании патриотизма играет и привитие трудолюбия. Дети выполняют роль дежурных по уголку природы, по занятию. Я обращаю внимание, чтобы трудовые поручения доводились до конца, чтобы дети несли ответственность за их выполнение. Это подтягивает детей, они испытывают гордость за то, что кому - то помогли.

Формирование нравственно-патриотических чувств проходит эффективно, потому что мы работаем в тесном контакте с семьей. Именно родители помогают нам закреплять знания о влиянии природы на человека, учат детей беречь природу. Родители приносят нам из дома животных, дети, рассматривая их, прикасаясь к ним, испытывают чувства радости, любопытства, переживания. Когда Никита Ш. принёс в группу черепаху, он рассказал, откуда она появилась, чем её кормит, как ухаживает. Он разрешил детям потрогать, погладить, покормить свою любимицу. Родители приносили для наблюдения ящерицу, морскую свинку, волнистого попугайчика. Такая связь с миром животных помогает расширить знания, получить множество впечатлений, формирует личность. Изучая природу вместе с детьми, учу понимать условия жизни на земле. Став взрослыми, они смогут влиять на тех, кто принимает решения для всей страны. Участвуя в жизни семьи, детского сада, города дети приобретают чувства собственного достоинства, понимают, что они тоже являются частичкой своей страны.

Мамы и папы понимают важность этого вопроса и стремятся помочь нам. Родители окапывают деревья, кустарники, приносят семена и корни цветов для посадки, ежегодно строят горки и снежные фигуры, позволяющие детям физически развиваться, а дети оказывают посильную помощь (подвозят снег, утрамбовывают его и т.д.) Дети совместно с родителями мастерят разнообразные кормушки, приносят в детский сад, развешивают их, подкармливают птичек зернышками, крупой, принесёнными из дома. Мы поощряем такие начинания, ведь так рождается гражданская ответственность защищать природу. Помощь родителей отражается в фотовыставках, в копилке добрых дел, в посылке благодарственных писем.

Воспитывая уважительных и любознательных детей, я воспитываю будущих патриотов Родины, народа, природы. Нынешние дети растут в совершенно другое время, имеют другой уклад жизни. Для меня важно, чтобы детство каждого моего воспитанника было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы продолжала развиваться детская любознательность, чтобы каждый дошкольник стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с природой. Я считаю, что благодаря такой целенаправленной работе, наши дети уже в дошкольном возрасте чувствуют личную ответственность за родную землю.