Конспект занятия родительского клуба "Ваш ребенок — ученик". План-конспект занятия (5 класс) на тему: Активные работы с родителями


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» Разработка плана-конспекта встречи с родителями подготовительной группы Тема: «Подготовка руки дошкольника к письму» (семинар-практикум) Выполнила: Вискова Юлия Станиславовна Учитель-логопед. 2016г.

Подготовка детей 5-7 летнего возраста к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно её держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании и закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе. Это явный признак недостаточной развитости мышц пальцев рук. Процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. Успешное овладение письмом возможно только при достаточном уровне развития у детей психофизиологических компонентов, являющихся необходимыми предпосылками готовности к овладению письменной речью. Основой овладения письменно - речевой деятельностью является хорошее состояние зрительного и двигательного контроля, чувства ритма, пространственного восприятия, зрительного внимания и других зрительных и моторных функций. Актуальность
Цели и задачиУстановить партнерские отношения с родителями;Объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;Познакомить родителей с основными приёмами развития мелкой моторики у детей;Формировать мотивацию ответственности за будущие успехи ребенка в школе.

Предварительная работаПапка передвижка с информацией: «Как подготовить руку дошкольника к письму в домашних условиях»;Творческие работы детей на тему «Школа»;Видеозапись-интервью детей на вопрос «Что такое школа?» Необходимое оборудованиеЭкран;Мультимедийная установка;Набор цветной бумаги для создания панно в стиле квиллинг;Образец элементов квиллинга;Выставка прописей и штриховок.

ООООсПрактикум для родителейИнтервью детейСоздание панноОбзор выставки Основная часть Значения и способы развития моторики детей

Комплекс мероприятийИгры с бусинками, крупой, пуговицами, с мелкими камешкамиШтриховкаРабота с бумагой, оригами, плетениеВырезываниеРисование, раскрашиваниеПальчиковые игры

Выводы Детский сад и родители одинаково заинтересованы в развитии и воспитании детей. И только общими усилиями мы сможем помочь ребёнку в будущей адаптации к учебному процессу в школе.
«Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли» В. А. Сухомлинский.
Спасибо за внимание


Приложенные файлы

Работа с родителями в детском саду

Разработка занятия «Тепло семьи»

Пояснительная записка
Занятие проводится с участием родителей. Приглашаются родители у кого в отношениях с детьми есть недопонимание, конфликтные ситуации, родители детей с СДВ (синдром дефицита внимания).
На занятие родитель с ребенком приходит по собственной воле и желанию.
Необходимое условие: создать непринужденную обстановку.
Тип занятия: командный тренинг
Цель:
- взаимодействие, поддержка и сопровождение, а также профилактика семейных взаимоотношений с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- укрепление и улучшение межличностных отношений на индивидуальном уровне и в семье;
- направление развития эмоционально-положительного фона ребенка и семьи,
- приобретение необходимых знаний и практики для реализации поставленных семейных задач.
План занятия:
1. Вступительное слово.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Беседа:
Что такое семья? Из кого состоит семья? Место ребенка в семье.
2. Тренинговое упражнение: «Тепло семьи».
Попросить ребенка и родителя взяться за руки. Акцентировать внимание ребенка. «Какие у мамы руки?» (теплые, нежные, красивые)
Родителя попросить почувствовать тепло рук ребенка.
Посмотреть на друг друга улыбнуться, обнять друг друга.
3. Беседа «Ценности Вашей семьи».
Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. Семейная жизнь требует от человека разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни.
Начиная с родительской семьи все они передаются из поколения поколение. Какие знания вы передаете в своей семье?
Все мы рождаемся, растём, развиваемся в семье. Нам необходимо, чтобы рядом были близкие, любимые люди. Именно для детей семья является источником развития, познания, формирования и понимания. Семья делает их счастливыми. Не всегда мы осознаём это.
4. Тренинг: «взгляд».
Участникам выдаются зеркала.
Родитель глядя в зеркало должен создать нежный любящий взгляд, доверительный, преданный, понимающий и т.д. Сохраняя состояние обратиться к ребенку и признаться как он любит своего ребенка.
5. Беседа «Мой дом».
Главным центром жизни особого ребенка, да и любого человека является ДОМ.
Дом – самое дорогое место на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях вы ни странствовали, сколько бы лет ни прошло, сердце его будет тянуться к родному дому.
Что делает дом самым дорогим местом на земле?
Любовь, уют и тепло, нежность, тихие семейные вечера, семейные праздники и традиции.
6. Конкурс: «Ромашка».
Условия конкурса: используя корень «РОД» необходимо составить как можно больше слов.
При этом объясняем, что корень «РОД» - основа жизни, не только для людей, а для всего живого на Земле. Дается 5 минут.
зачитывают все слова, остальные дополняют.
Вывод: мы добиваемся большего количества сложносоставных слов позитивной направленности (приставка+корень+суффикс+окончание = например, «при-РОД-а», «за-РОД-ыш»), чтобы доказать, что корень «РОД» - основа жизни, не только для людей, а для всего живого на Земле.
7.«Азбука семейного счастья».
Условия конкурса: необходимо заполнить таблицу хотя бы по 1 слову на каждую букву позитивными качествами, необходимыми для счастливой семейной жизни.
Каждый присутствующий родитель зачитывает слова. Делаем вывод для планирования дальнейшей работы с родителями по теме «Мой ребенок!» с целью ценностной переориентации родителей по отношению к ребенку.
В Азбуке семейного счастья главное значение имеют духовные ценности, а не материальные.
АЗБУКА СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ
А Б Взаимопонимание
Г Д Е единство Ж жизнь
З И искренность К Л М Н О
П понимание Р С Т У умение выслушать
Ф Ч Ц целостность Ч человечность Ш Щ
Э Ю Я
8. «Календарь семейных радостей» - заполнить даты и события, посвящённые семье.
Цель: пропаганда семейных праздников – международный День семьи – 15 мая и всероссийский День семьи – 8 июля.
2 главных праздника записываем на доске.
Календарь семейных праздников.
День рождения семьи (бракосочетание)
15 мая Международный День семьи
8 июля Всероссийский День семьи
9.Заключение
Важно оказать своевременную педагогическую помощь в успешном развитии позитивных семейных отношений между родителем и ребенком, умение разбираться в собственных чувствах и качествах.
Особое внимание в семье необходимо уделять детям для их успешной самореализации и становления в обществе.
Результаты тренинга:
Родители должны осознать, что условия эффективного воспитания является единство требований, психологический комфорт, поддержка и одобрение, хранение и передача семейных ценности, совместная деятельность родителей и педагогов.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко»

города Котовска Тамбовской области

План-конспект занятия

совместно с родителями детьми 5-6 лет по коррекции повышенной тревожности
Дата проведения: 16 мая 2012

Педагог-психолог

Белицкая Элла Александровна

Котовск 2012

Тема занятия: «Наши волшебные руки»

Цель занятия: научить родителей с помощью методов игротерапии снимать повышенную тревожность у своих детей.

Задачи:


  • «Оживление» ощущений, эмоций

  • развитие способности к самовыражению, созданию позитивного настроения

  • налаживание физического контакта меж­ду родителями и детьми, развитие тактильных ощу­щений

  • развитие творческого воображения

^ Форма проведения: занятие-практикум

Методы и приемы:

Песочная терапия

Талассотерапия

Арттерапия (рисование ладошками)

Музыкотерапия

Материалы:

Аудиозапись спокойной расслабляющей музыки

Контейнеры с песком или большая песочница

Контейнеры с теплой водой

Пальчиковые краски

Полотенца, салфетки для вытирания рук
^ Предварительная подготовка: проведение родительского собрания по теме «Игротерапия в домашних условиях»

Ход занятия

Психолог: - Здравствуйте. Я рада снова видеть всех вас здесь. Давайте сядем в круг, посмотрим друг на друга и улыбнемся.

^ 1. Упражнение «Передай по кругу»

Участники по очереди изоб­ражают передачу какого-либо «загадочного» неизвестного пред­мета по кругу, при этом необходимо каким-то обра­зом повзаимодействовать с ним. После того как предмет побывает у всех, игроки отгадывают, что это было. Передавать можно все что угодно: мяч, мороженое, ежа, котенка, гирю, печеную картошку.

Психолог: - Молодцы, а теперь я предлагаю вам разделиться на пары. Наши детки превратятся в замечательные машинки, а родители будут за ними ухаживать.

^ 2 .Упражнение «Машины»

Участники группы разбиваются на пары (родитель и ребенок). Ребенок в роли «машины» - родитель в роли «мойщика машины». У «мойщика» глаза за­крыты или завязаны. В течение пяти минут «маши­ну» приводят в порядок: моют, протирают, полиру­ют, проговаривая все свои действия, используют как можно больше ласковых слов. Затем родители ме­няются с детьми ролями.

^ 3. Упражнение «Рисунки на спине»

Психолог: - Сейчас мы с вами превратимся в необычных художников мы будем рисовать друг у друга на спинах.

Упражнение проводится в парах. Родители и дети рисуют по очереди на спинах друг друга.

Психолог: - Вы, конечно, заметили, что сегодня у нас в группе появились контейнеры. Давайте посмотрим, что в них.

^ 4 .Упражнение «Ласковые руки»

Необходимые материалы: контейнеры с песком или большая песочница, контейнеры с теплой водой, полотенца, салфетки для вытирания рук

Дети в парах с родителями выбирают с чем будут играть, опускают руки в выбранный контейнер.

Психолог: - Посмотрите какие замечательные ласковые руки у нас.

Родители и дети гладят руки друг друга, поливают водой, посыпают песком, водят по поверхности, здороваются за руки в контейнере. Затем пары меняются местами. (Каждая пара должна поиграть и в песке и в воде). В завершении напарники вытирают друг другу руки.

Психолог: - Правда, у нас с вами замечательные руки, они просто волшебные. Давайте мы оставим отпечатки наших рук на бумаге.

^ 5. Рисование ладошками

Необходимые материалы: пальчиковые краски, ватман, полотенца, салфетки для вытирания рук.

Каждый участник окрашивает ладошку в любой цвет или несколько цветов (можно предложить окрасить ладошки друг другу) и затем оставляет отпечаток на ватмане.

Психолог: - Я предлагаю повесить нашу картину в группе. А вы, каждый раз проходя мимо нее, будете вспоминать, какими добрыми и ласковыми могут быть ваши руки. А сейчас давайте сядем поудобнее, обнимем наших деток, закроем глаза и послушаем добрую и ласковую музыку.

6. Слушание музыки для релаксации

Необходимые материалы: аудиозапись спокойной расслабляющей музыки

7. Подведение итогов

Психолог: - Ну как, понравилось вам играть вместе? Во что бы вы хотели поиграть дома?

Заключительное обсуждение проводится на последующей встрече с родителями.

Занятие 1. . Мир детский и мир взрослый

Цели. Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.

1 . Приветствие.

2. Обсуждение темы тренинга, для чего мы здесь собрались.

3. Просмотр видео-ролика (обсуждение)

Информационная часть . Ведущий объясняет причины разной организации восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, кажущуюся алогичность детских поступков, детский натурализм и т. п. Вот какие особенности детского мира (в сравнении с миром взрослых) могут быть названы:

Отсутствие сложившихся взглядов;

Быстрота перевоплощения;

Эмоциональность;

Высокая изменчивость;

Необремененность бытовыми заботами;

Открытость;

Импульсивность;

Вовлеченность;

Большая слитность с внешним миром;

Жизнь настоящими (происходящими сейчас) событиями.

Часто родителю кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь «насолить» родителю, однако так бывает далеко не всегда. Здесь же можно рассказать о четырех целях негативного поведения ребенка. В основе любого нежелательного р поведения ребенка могут лежать следующие цели:

Требование внимания или комфорта;

Желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;

Месть, возмездие;

Утверждение своей несостоятельности или неполноценности.

Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение . Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.

4 . Ролевая игра «Услышать ребенка».

В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору» и т.д.».

Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей:

  1. «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;
  2. «отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.);
  3. «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.);
  4. «бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.).

Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.

Проигрывание ролевой игры, в ходе которой психолог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения.

Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:

  1. Что вы чувствуете сейчас?
  2. Что вы чувствовали, исполняя свою роль?
  3. Какие выводы вы для себя сделали?

Анализ чувств и формулирование выводов.

Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов.

Ведущий: Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

  1. это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»);
  2. морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;
  3. критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»);
  4. выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.);
  5. «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;
  6. а также предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…») , которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки… А, на самом деле, - выплёскиваем свои негативные эмоции. И конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.

В ходе обсуждения психолог делает акцент на следующих моментах:

  1. несовпадение воспитательных позиций родителей в данной ситуации - авторитарный стиль общения отца, гиперопекающий стиль матери, непоследовательность бабушки;
  2. наблюдения за невербальными знаками в ходе проигрывания сценки;
  3. подчеркивание парадоксальности, неэффективности данных методов взаимодействия, но, тем не менее, их широкую распространенность, и, при этом, недоумение родителей, что их сын не поддается воспитанию;
  4. и прочее.

Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?

Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!».

Вопросы к родителям:

  1. Скажите, пожалуйста, а был ли ребенок в нашей сценке выслушан и услышан?
  2. Как вы думаете, по каким причинам это очень часто происходит?
  3. Какие чувства испытывал ребенок в данной ситуации?
  4. В каких словах и действиях родителей ребенок нуждался больше всего в данной ситуации?

Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

6. Упражнение «Семья».

1) Несколько участников (5-7 человек и более), исполняющих роли различных членов семьи, выходят и берутся за руки, образуя круг; кто-то периодически тянет всех на себя, кто-то приходит в круг, кто-то может уйти (комментарий ведущего: «В семью могут приходить новые члены, кто-то ее покидает; люди живут вместе, но это еще не семья).

2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте ножками – ощутите «корни») , появляются прочные эмоциональные связи (можете сблизиться в центр; отойти как можно дальше друг от друга, чуть-чуть отклониться назад, не отпуская рук) - это уже настоящая семья – устойчивая и дружная.

3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает легким, а может быть даже проблемным («ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает, может сесть на сцепленные руки. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» – это «родители») . Ведущий спрашивает у «родителей»: «Как вам?» (тяжело, но семья еще стоит; родителям достается больше всего проблем, но и другим становится не сладко).

4) А бывает, когда кто-то из членов семьи выбывает: или из семьи, или из процесса воспитания (участники через одного выходят из круга, «ребенок» продолжает всех изводить (ведущий: «Нелегко воспитывать ребенка, а если этот ребенок еще и с трудом поддается воспитанию, тогда совсем туго приходится членам семьи»).

5) А сейчас прошу всех опять встать в круг. Смотря на ноги стоящих, представьте членов своей реальной семьи и вклад каждого . Почувствуйте эту силу – силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов, соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи. В заключение ведущий просит обменяться впечатлениями тех, кто стоял в кругу и тех, кто наблюдал за происходящим.

Итог ведущего: «Круг – это символ формирования привязанности, единения членов семьи. Если родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует себя лишним. В таком случае может вырасти, так называемый, «эмоциональный инвалид».

7. Упражнение «Ладошки».

Тихо звучит спокойная музыка. Ведущий просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение, и т.д. Упражнение выполняется молча в течение 5-7 минут.

Чему учит нас это упражнение?

Итог ведущего: «Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей; и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети. Конечно, этот контакт не должен быть направлен против кого-то третьего, иначе это приведет к формированию невротической личности ребенка!

Кроме согласованности воспитательных тактик в семье, еще должны быть выстроены диадические отношения: у мамы и папы, у папы с ребенком, у мамы с ребенком.

8. Домашнее задание для родителей.

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.

Кроме того, попробуйте выполнить следующее:

1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.

2) В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».

3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?

9. Рефлексия.

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:

  1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
  2. Какая часть вызвала особый интерес?
  3. Ваши предложения и пожелания на будущее?

Анкетирование «Обратная связь»

Тренинговое имя______________

  1. Степень включенности 012345678910

Что мешает тебе быть более включенным в занятие?

  1. Твои основные ошибки в ходе занятий:

По отношению к себе__________________________________________

По отношению к группе________________________________________

По отношению к ведущему_____________________________________

  1. Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось сделать определенный прорыв, что- то лучше понять в себе. В чем- то разобраться:____________________________________________
  1. Что тебе понравилось на прошедшем занятии? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.д.)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Детей

«Дворец творчества детей и молодёжи города Белово»

Как всё успеть

План-конспект занятия

с детьми 9-11 лет и их родителями

Занятие разработано для родителей и ребят, стремящихся к успеху. Оно предполагает совместную практическую деятельность детей и родителей по обретению навыков составления планов на день, где последний рассматривается как один из инструментов организации собственного времени.

Адресовано педагогам-психологам, работающим над вопросами психолого-педагогического сопровождения развития способностей талантливых детей.


Тема
: «Как всё успеть»

Тип занятия : формирование умений и навыков

Форма занятия : практикум

Цель: формирование умения учащихся управлять собственным временем

Задачи:

1. Способствовать развитию у детей умения выделять наиболее важные дела и события, оценивать результаты своей деятельности за день.

2. Познакомить детей и родителей с алгоритмом составления плана на день.

4. Вовлечь детей и родителей в активную совместную деятельность по планированию времени.

Информационно-методическое обеспечение: презента-ция, приглашения на занятие для родителей и детей, папки с информационными материалами в подарок на каждую пару «ребёнок - родитель».

Методы, используемые на занятии: практические: упражнения; наглядные: иллюстрация, демонстрация; словесные: объяснение, разъяснение, рассказ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, 4 аквариума, стулья в кругу, рабочая зона (столы со стульями).

Инструменты и материалы : липкая бумага с записями, магниты, платок с узлом, карандаши, ручки, маркеры, ластики.

Раздаточные материалы : заготовки таблиц для составления планов, памятки для родителей, живые лягушки в баночках с водой, накрытые кувшинками.

Время проведения : 40 мин.

Количество участников: чел.пар «ребенок-родитель»).

Ход занятия

Подготовительный этап

Учащимся и родителям за 2-3 дня до начала занятия раздаются приглашения (приложение).

Организационный момент (6 мин.). Здравствуйте, ребята и уважаемые родители (предлагаю занять места на стульях в кругу). Я знаю, что все вы участвуете в различных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Знаю и то, что стать успешными вам помогают родители, готовые поддержать, если нужно, в любую минуту. А какой конкурс, в котором вы участвовали, был для каждого из вас самым интересным? (Во время ответов детей задаю уточняющие вопросы, показывая, что знаю об основных успехах каждого из присутствующих детей.

Постановка цели (5 мин.). Каждый из вас: и ребята, и родители получили приглашения на это занятие. Что вас больше всего заинтересовало в них? (ответы каждого по кругу). Правильно ли я поняла из ответов родителей, что ребятам не всегда удаётся сделать всё, что необходимо вовремя? Тогда давайте сегодня действительно узнаем, что значит «съесть лягушку» и научимся составлять план на день, совсем как взрослые.

Актуализация знаний (1 мин.). Он поможет вам, ребята, организовать своё время так, чтобы вы успели, и поучиться, и отдохнуть, и помочь родителям, и подготовиться к конкурсам и олимпиадам. Да ещё освободить время на то, чем вы давно хотите заняться, но никак не успеваете.

Практическая работа по алгоритму (20 мин.). Для составления планов будем пользоваться заготовками таблиц, которые уже ждут вас на рабочих столах (предлагаю перейти в рабочую зону и раздаю памятки для родителей). Откройте 1-ую таблицу «Самое важное на неделе». Сначала надо вспомнить, что вам предстоит по трём темам: «Учебные дела», «Полезные домашние дела», «Дела в свободное время » (подсказка в памятке для родителей №1). Давайте начнём и, шаг за шагом, составим план на сегодня, как будто вы его делали вчера.

1 шаг. Вспомните, какие важные учебные, события, мероприятия предстоят вам завтра-послезавтра, на неделе. Учёба важна? А Дворец творчества, художественная и музыкальная школы? Тогда учебным договоримся считать всё, что касается и школ, и кружков (подсказка №2 в памятке для родителей). Родители, помогите, пожалуйста, ребятам заполнить строку «Учебные дела».

2 шаг. Как вы думаете, что будем делать дальше? (заполнять вторую строку). Многие родители сетуют на то, что дети настолько загружены, что их приходится освобождать от любых домашних дел. Это, конечно, не верно, полезные домашние дела необходимо включать в план в обязательном порядке, поэтому, уважаемые родители, свои планы на ребёнка сообщите ему заблаговременно, чтобы он мог их учесть (подсказка в памятке для родителей №3).

А теперь пришло время узнать, что значит «съесть лягушку». Чтобы выполнять необходимые полезные домашние дела было интереснее и веселее, можно ввести в семье правило «Съесть лягушку» - делать каждый день дела полезные, но не очень интересные и приятные. Родители, кстати, «съедают» таких лягушек ежедневно (уборка, готовка, стирка, починка и т. д.). Итак, ребята, прямо сейчас выясните у родителей, какие поручения будут для вас в ближайшие дни, и заполните вторую строку таблицы «Самое важное на неделю».

3 шаг. А теперь подумайте, чем вам хочется заполнить строку, «Дела в свободное время». Уверяю, что если вы научитесь составлять план на день, у вас обязательно освободится время на разные приятные занятия. А внимание родителей обращаю на то, что в свободное время ребёнок может заниматься приятными для него делами (игры, фильмы, прогулки и т. п.). Это заряжает его положительными эмоциями, позволяет переключиться, разгрузиться и не чувствовать себя ущемлённым (подсказка №4).

Итак, проверим, что мы уже сделали: в таблице «Самое важное на неделе» должны быть записаны учебные, полезные домашние и дела в свободное время. Это как раз то, что вы, ребята, должны будете сделать обязательно и вовремя (подсказка родителям №5).

Заполнить сразу всю таблицу «Самое главное на неделе» невозможно, (тем более сейчас, на занятии) поэтому план на неделю всегда будет заполняться постепенно: узнал, что предстоит – записал (подсказка родителям № 6).

4 шаг. А теперь откроем 2-ую таблицу « План на день», выберем столбик для сегодняшнего дня. Каждое событие или дело из первой таблицы надо перенести в план на день, на определённое время. Важно, чтобы эти главные дела были выполнены в числе первых, а не откладывались на потом. Родители, на данном этапе нам очень понадобится ваша помощь. Если ребёнку нужно посетить несколько мест – помогите простроить маршрут, определиться со временем. Подскажите, когда запланировать то дело, которое потребует вашей помощи (когда вы будете свободны и сможете такую помощь оказать) (подсказка №7).

5 шаг. Все, что вы перенесли из 1-й таблицы во 2-ю надо как-то выделить, ведь это важные дела. Как вы считаете это можно сделать? (подчёркивания, выделения цветом или постановка восклицательных знаков) (подсказка в памятке для родителей №8).

6 шаг. Проверьте, не надо ли в план на день добавить ещё что-то. Если это тоже важно, пометьте и это дело, (подсказка для родителей №9)

Очень важно, поэтому обращаю внимание всех: и взрослых, и детей – в плане на день всегда должны оставаться пустые клеточки. Это будет запасное свободное время (подсказка №10).

7 Шаг. Напоминаю, что план на сегодняшний день мы составляли как будто вчера. А как вы думаете, можно помечать уже выполненные дела? (галочкой, плюсиком, вычёркиванием и т. п.) Выберите для себя способ и отметьте те дела, которые сегодня вы уже сделали. Правда, приятно?

Иногда это чувство можно назвать удовлетворением, а иногда даже – гордостью за себя!

8 Шаг. В конце каждого дня вам потребуется 5 минут для того, чтобы проверить выполнение плана. (Вопросы для анализа в памятке - алгоритме по составлению плана на день для детей, а для родителей подсказка №11). А что делать, если какие-то дела не выполнены? (если можно, сделать сразу же вечером или записать на завтра).

9 Шаг. Прежде чем вечером вы начнёте составлять план на завтра (с 4 шага), запишите в него то, что не сделали сегодня. И берегитесь! Чем больше вы не сделали сегодня, тем больше будет дел завтра, а к воскресенью не останется ни одной свободной минутки!

Подведение итогов (5 мин.). Ну а теперь давайте подведём итоги нашей работы. Что же значит «съесть лягушку?» (ответы). А зачем каждому из вас планировать своё время? Чего вы хотите добиться или получить в результате? (ответы) Я предлагаю вам нарисовать то, к чему стремитесь, что хотите получить в пустом кругу на обложке заготовок планов на день. Рисовать можно всё, что вы хотите: конкретный предмет, какой-то символ, эмоцию и т. п.

Пока ребята рисуют (1-2 мин.), общение с родителями.

– Очень часто школьники составляют достаточно подробные расписанные планы, где отражено все – от подъема до сна. Надо стремиться к тому, чтобы фиксировались только самые основные мероприятия (подсказка №13).

– Работа с предложенным алгоритмом в течение двух - трёх недель позволяет заложить основы формирования привычки ежедневного планирования своего времени, что поможет вашему ребенку во взрослой и профессиональной жизни. Но и те, кто в дальнейшем не будут регулярно фиксировать свои действия, все равно задумаются о том, как они обращаются со временем и сделают для себя определенные выводы – возможно, когда-нибудь они станут обращаться к планированию во внутреннем плане (подсказка №14).

– Если через три недели планирования, ребёнок захочет заниматься организацией своего времени и дальше, есть смысл подарить ему настоящий взрослый ежедневник (подсказка №15).

А ещё таким напоминанием может быть подарок, который я для вас приготовила (рассказываю о содержании папки и раздаю их).

Рефлексия (3 мин.) А теперь, я хотела бы узнать понравилось ли вам это занятие (открываю стол-сюрприз: в маленьких баночках в воде живые аквариумные лягушки, на крышках баночек – кувшинки, 4 наполненных водой аквариума с надписями на задней стенке: «Было интересно, полезно, буду планировать день», «Интересно, полезно, но не буду делать», «Скучно», «Ничего не понял(а)»). Предлагаю детям выпустить свою лягушку в выбранный аквариум, а родителям, тоже определившись с аквариумом, опустить в него кувшинку. Анализируем результаты, любуемся аквариумами, благодарю.

На этом наше занятие закончено, но интересные события у вас продолжаются. Вечером вам предстоит проверить выполнение плана за сегодняшний день и составить план на завтра. До свидания, успехов вам в учёбе и в творчестве, на олимпиадах и конкурсах. Желаю, чтобы лягушки были вкусными, а все желания с рисунков сбылись!

Литература

1. Васильченко, Ю. П . Самоучитель по тайм-менеджменту [Текст] / , . – СПб.: Питер, 2007. – 256 с.

2. Гамидуллаев, Б. Н. Экономия времени и показатели ее оценки в процессах управления предприятием [Текст] / .- Пензас.

3. Дод, П. 25 лучших способов и приемов тайм-менеджмента. Как делать больше, не теряя головы [Текст] / П. Дод, Д. Сандхайм. – СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2008. – 128 с.

4. Зайверт, Л. Ваше время в Ваших руках: советы деловым людям как эффективно использовать рабочее время [Текст] / Л. Зайверт. - М.: Интерэксперт, 199с.

5. Организация рабочего времени [Текст]: учебник / сост. . - М: ДеКАс.

6. Трейси, Б. Оставьте брезгливость , съешьте лягушку [Текст] / Б. Трейси. – Минск: «Попурри», 2008. – 112 с.

7. Трейси, Б. Тайм-менеджмент по Брайану Трейси: Как заставить время работать на вас [Текст] / Б. Трейси. – М.: Альпина Бизнес Букс, 200с.

8. Корпоративные Финансы [Электронный ресурс]: электронный журнал.- http://*****/management/index. shtml .

Приложение 1

Текст приглашения для ребёнка

Здравствуй, Павел!

Помнишь сказку Алексея Пантелеева о двух лягушках, которые, прыгая и играя, свалились в горшок со сметаной? Одна из них сдалась и утонула. А вторая, решив барахтаться, пока силы есть, взбила из сметаны масло и тем самым спаслась. А в русских сказках лягушка – это часто заколдованные царевна или царевич. Вспомни русскую народную сказку «Царевна-Лягушка». Знаешь ли ты, что:

– в Китае утверждают, что у человека есть две души и одна из них похожа на лягушку. Своим криком лягушка просит божественной защиты для всех живых существ;

– для древних евреев она воплощала состояние души человека, находящегося на пути становления, а ее крик - это благодарность;

– у забайкальских эвенков лягушка - творец Вселенной: она вынесла в лапах землю из-под воды, но злое божество убило ее из лука, и тогда лягушка, перевернувшись кверху брюхом, лапами стала поддерживать землю, окруженную со всех сторон водой;

– в качестве символа земли лягушка фигурирует на бубнах шаманов;

– по индийской легенде весь мир тоже стоит на Великой Лягушке, а в Египте лягушку считают воплощением хаоса;

– у финно-угорских народностей Поволжья она была символом покровительницы домашнего женского дела и особенно ткачества;

– в греко-римской традиции лягушка была эмблемой богини любви Афродиты.

А вот у современных американцев есть выражение «СЪЕСТЬ ЛЯГУШКУ». В последние несколько лет всё чаще и чаще его стали употреблять и Россияне, особенно те, кто уже достиг значительных успехов жизни или стремится к ним.

Хочешь узнать, что значит «Съесть лягушку»? Приходи вместе с мамой 19.01.2010 на занятие, где я отвечу на этот вопрос тебе и другим успешным ребятам, которые и хорошо учатся, и занимаются общественной работой , и участвуют в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.

Только подумай, пожалуйста, заранее о том, чего бы ты хотел достичь или получить, если бы научился управлять своим временем (стать отличником и получить губернаторскую премию, победить на конкурсе или соревнованиях, иметь много свободного времени для любимых занятий и т. д. и т. п.)

Текст приглашения для взрослых

Третья четверть самая длинная и, по мнению многих, самая трудная. Как показывает практика, в феврале – марте организмы многих детей ослабевают после долгой зимы. У них наблюдаются резкие колебания работоспособности и темпа деятельности. А ведь именно на это время приходится подготовка и проведение большинства конкурсов, конференций, олимпиад, как в общей школе, так и в дополнительном образовании. Не секрет, что одни и те же способные ребята, а возможно и Ваш Павел, принимают участие сразу в нескольких таких мероприятиях. К сожалению, не все из них показывают результаты, которые от них ожидают родители, педагоги, да и они сами. Разочарования иногда больно ранят детскую душу. Одна из причин подобных неудач – неумение распределять, планировать и организовывать свое время.

Time management - организация времени, управление временем - дисциплина о методах определения, что для человека важнее всего и на что в первую очередь следует потратить время.

Модное течение «тайм-менеджмент» многие воспринимают как специальный инструмент для бизнеса и делателей денег. Но бизнес – только частный случай применения методики. Она подходит для всех, у кого есть время, и в особенности для тех, кому его не хватает. Например, для успешных ребят с хорошей и отличной успеваемостью, активно ведущих общественную работу, участвующих в различных конкурсах, соревнованиях и олимпиадах. Известно несколько способов организации времени. Один из них – план на день – инструмент планирования времени и фиксации выполненных мероприятий. Занятие, которое я приглашаю Вас посетить вместе с Пашей, рассчитано на успешных ребят и их родителей. В ходе занятия Вы получите информацию о том, как помочь ребёнку в трудном деле организации собственного времени. Все вместе мы будем учиться составлять план на день.

Надеюсь, что наша встреча поможет вам не только совместно с сыном преодолеть трудности третьей четверти и подготовки к конкурсам, соревнованиям, олимпиадам, но и будет способствовать успешности Павла в дальнейшей учёбе и в жизни вообще.

До встречи 19.01.2010

Педагог-психолог Дворца творчества детей и молодёжи

Приложение 2

Текст памятки для родителей

«Как помочь ребёнку, когда он составляет план на день»

Подсказка №1. Работа по планированию времени школьника начинается с осмысления предстоящих событий на неделю по трём блокам: «Учебные дела», «Полезные домашние дела», «Дела в свободное время»

Подсказка №2. Учебным договоримся считать всё, что касается и школы, и дополнительного образования

Подсказка №3. Полезные домашние дела необходимо включать в план в обязательном порядке, поэтому свои планы на ребёнка сообщите ему заблаговременно, чтобы он мог их учесть. Чтобы привнести элемент юмора в скучный процесс выполнения необходимых полезных домашних дел, можно и очень интересно ввести в семье правило «Съесть лягушку» - делать каждый день дела полезные, но не очень интересные и приятные.

Подсказка №4. В свободное время ребёнок может заниматься приятными для него делами. Это заряжает его положительными эмоциями, позволяет переключиться, разгрузиться и не чувствовать себя ущемлённым.

Подсказка №5. Корректно проверяйте действия ребёнка. Избегайте замечаний в резкой и грубой форме, иначе вы рискуете вызвать у ребёнка негативные эмоции, и очень скоро он откажется или от сотрудничества с вами, или от занятия планированием вообще.

Подсказка №6. План на неделю всегда будет заполняться и корректироваться постепенно по мере получения различной информации или после ваших подсказок.

Подсказка №7. Подскажите, самое удобное время выполнения каждого дела в плане на завтра. Если ребёнку нужно посетить несколько мест – помогите простроить маршрут. Подскажите, в какое время запланировать то дело, которое потребует вашей помощи (когда вы будете свободны и сможете такую помощь оказать).

Подсказка №8. Всё перенесённое из «Самого важного на неделе» в план на день, лучше отметить как важное. Для этого можно использовать приёмы выделения цветом или постановки восклицательных знаков рядом в строке (!!!).

Подсказка №9. Если ребёнок забыл внести в план текущие и ежедневные дела, посмотрите подсказку №5.

Подсказка №10. В плане на день всегда должно оставаться запасное свободное время на непредвиденные дела.

Подсказка №11. Предварительно загляните в №5. Примерные вопросы для обсуждения выполнения плана на день: Понравилось ли тебе работать с планом на день: что понравилось, что не понравилось, что было трудным? Много ли дел ты не успел сделать? Какие (полезные, учебные, свободные)? Почему? Была ли полезной для тебя подобная работа с планом? (Если «да», то чем? Если «нет», то почему?). Что ты планируешь улучшить при работе с планом на завтра, на следующей неделе? Для поощрения ребёнка можно использовать печатки или что-то подобное.

Подсказка №12. Можно использовать следующие напоминалки: смс-напоминалка или телефонный звонок от родителей; мобильная напоминалка, когда мобильник прозвенит и напомнит о том, что надо это сделать; метки на руке; приклеенные липкие бумажки на самом видном месте – над рабочим столом, на дневник или на холодильник и т. д.

Подсказка №13. Часто школьники составляют подробные планы, где отражено все – от подъема до сна, расписывают все по часам. Постепенно надо стремиться к тому, чтобы фиксировались только самые основные мероприятия.

Подсказка №14. Ведение планов в течение 2 - 3 недель при регулярном анализе результатов позволяет заложить основы формирования привычки целенаправленного ежедневного планирования своего времени. Конечно, нельзя ожидать, что все дети после этого начнут вести планы на день. Но даже те, которые в дальнейшем не будут регулярно фиксировать свои действия, все равно задумаются о том, как они обращаются со временем и сделают для себя определенные выводы – возможно, они будут обращаться к планированию во внутреннем плане.

Подсказка №15. Если через три недели планирования, ваш ребёнок изъявит желание заниматься организацией своего времени и дальше, есть смысл подумать: а не подарить ли ему настоящий взрослый ежедневник?!

Приложение 3

Текст памятки–алгоритма по составлению плана

на день (для детей)

1. Подумай, какие учебные дела и события в ближайшие дни являются важными для выполнения. Может быть, у тебя послезавтра контрольная работа и необходимо тщательно к ней подготовиться, или, может быть, художественная школа, про которую нельзя забыть. Заполни всё, что уже знаешь, в строке «Учебные дела» таблицы «Самое важное на неделе».

2. Спроси у родителей, как ты можешь им помочь в ближайшие дни или, если у тебя есть постоянные обязанности по дому, вспомни, что ты должен делать. Может, завтра приезжает любимая бабушка, и к ее приезду необходимо срочно прибрать квартиру или помочь маме стряпать торт. Помни про правило «Каждый день есть лягушку», и тогда твои полезные дела не будут накапливаться и откладываться. Заполни всё, что ты уже знаешь в строке «Полезные домашние дела» таблицы «Самое важное на неделе».

3. Подумай, чем бы ты хотел заняться в свободное время. Может, ты хочешь доклеить любимую модель самолета или дочитать книгу? Заполни по возможности строку «Дела в свободное время».

4. По мере получения информации, о необходимости что-то сделать, заполняй таблицу «Самое важное на неделе». Ты не всегда можешь знать сразу все важные дела, поэтому клетки таблицы будут заполняться постепенно. Иногда даже на пару недель вперёд.

5. Подумай, в какое время завтра ты будешь выполнять намеченные важные мероприятия из таблицы «Самое важное на неделе». Перенеси их в план на день с учётом времени выполнения.

6. Выдели перенесённые дела, как важные цветом или восклицательными знаками (!!!). Помни, что именно их ты должен будешь сделать в первую очередь.

7. Пополни, если надо, план на день ежедневными делами учитывая примерное время их выполнения. Если среди них обнаружишь важные, отметь и их. Не забудь, что ты должен успеть и отдохнуть, и поучиться, и помочь родным. Например, если у тебя в школе намечается контрольная работа, понятно, что ты после небольшого отдыха, пусть около телевизора, начнешь подготовку к контрольной, а не останешься смотреть его до вечера, чтобы успеть потом помочь родителям.

8. Помни, что нельзя спланировать каждую минуту - нужно оставлять в плане запасное время. Иногда возникают препятствия, из-за которых время выполнения какого-нибудь дела может затянуться.

9. После того, как ты выполнишь запланированное дело, поставь в плане отметку о выполнении. Если в течение дня (даже если не вовремя) ты выполнил запланированное, отметь это.

10. Вечером посвяти 5 минут своему плану. Посмотри, что ты сделал, а что нет. Понятно, что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, но основные важные дела должны быть выполнены…

11. Ответь для себя на ряд вопросов: Все ли из запланированного я сделал? Что мне не удалось сделать? Почему? Подумай, как можно исправить ситуацию с невыполненными делами (особенно важными). ПОДСКАЗКА – сделай их вечером, если есть возможность, или обязательно на следующий день.

12. Составь план на новый день, включив в него те дела, которые ты не успел доделать сегодня. Выполняй всё снова с 5-го пункта.