Развитие мышления у ребенка 7 лет. Виды мышления у детей дошкольного возраста

Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет

ЧТО К ЧЕМУ?

Цель: собрать пары с изображением логически связанных друг с другом

предметов, способность к последовательному логическому рассуждению;

Подбираются пары картинок с изображениями принципом ассоциации.

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель: способность обобщать материал.

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.

Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан,

слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее

слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к

обобщающему слову. Транспорт -птицы -...

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения

существенных признаков.

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в

группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите

ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем

похожи картинки, которые он оставил.


НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО

Цель: способность обобщать материал, вычленять главное.

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".

Примеры:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ

Цель: научится находить взаимосвязь между предметами и явлениями, развивать логическое мышление и связную речь.

Предложите ребенку собрать цепочки из четырех карточек, подбирая их по смыслу и раскладывая в нужном порядке. Затем нужно составить связный рассказ по картинке.

ИГРАЕМ, ПОДБИРАЕМ?

Цель: развивать внимание, зрительное восприятие, память, мышление;

Детям раздают по одной или несколько карточек с изображением предмета, относящегося к той или иной группе предметов: мебель, одежда, спортивные принадлежности и т.д. выигрывает тот, кто быстрее и правильнее соберет у себя все карточки одной группы.

ГОВОРИ НАОБОРОТ

Цель : формирование логического мышления, тренировка памяти, внимания;

Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький". Можно использовать следующие пары слов:

веселый - грустный,

быстрый - медленный,

пустой - полный,

умный - глупый,

трудолюбивый - ленивый,

сильный - слабый,

тяжелый - легкий,

трусливый - храбрый,

белый - черный,

твердый - мягкий,

шершавый - гладкий

ЧЕРЕДОВАНИЕ

Цель: выявить закономерность и продолжить логический ряд, развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память, и логическое мышление.

Дети, кому подходят предметы по цвету и форме, берут карточку себе и выкладывают на подходящую клетку таблицы.

ЛАБИРИНТЫ

Цель: развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое и пространственное мышление.

Предложить ребенку пройти лабиринты от начала до конца, начиная со стрелки.

ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ

Цель: формирование логического мышления, тренировка памяти, внимания;

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре- ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался? 

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла

В этой статье:

Логическое мышление развивается рано. Мы задействуем логику каждый день, выполняя даже самые простые операции . Дети сталкиваются с необходимостью «подумать логически» еще с первых месяцев жизни.

В 6-7 лет происходит огромный скачок в психическом и интеллектуальном развитии ребенка. Многое меняется, начинается школа. Там новые предметы, нужно быстро учиться, запоминать, делать выводы. Родители могут помочь развитию детей с помощью простых упражнений и занятий . Они нацелены на развитие логики в виде игры. Важно вовремя направить своего ребенка по пути правильного развития. Тогда ребенку в школе будет гораздо проще и интереснее .

Родителям помогут развивающие кружки: там профессиональные преподаватели занимаются с детьми разного возраста. В жизни вашего ребенка начинается пора открытий . Весь мир перед ним - нужно лишь направить его энергию на интересное, полезное обучение.

Логическое мышление

Без него мы бы просто не могли существовать. Логика присутствует во всех наших действиях. Дети пока что даже не осознают, насколько хорошо их мозг справляется с простыми логическими задачками. Тем не менее это происходит на подсознательном уровне. В 5-7 лет логическое мышление у детей пора выводить на осознанный уровень .

В большинстве школ требуют, чтобы дети приходили уже подготовленными: умели читать , рисовать, ориентировались в геометрических фигурах. Если родители недостаточно занимались с ребенком в дошкольном возрасте , то могут начаться проблемы. Дело не в том, что ваш малыш неспособен к каким-то наукам (математике, географии, языкам…) – он просто не умеет правильно задействовать логику для обучения .

Мама и папа вполне могут сами подготовить ребенка к школе, при этом учеба будет восприниматься как игра. Есть три составляющие логического мышления, каждая из которых отвечает за разные типы умственной деятельности . Тут главное определить, какой тип логического мышления лучше развит у вашего ребенка. Так вы легко поможете ему, а он сможет найти себя в творчестве или точных науках , лучше поймет, к чему у него есть способности и тяга.

Наглядно-образный тип мышления

Связывает зрительное восприятие и логический вывод . Этот тип мышления больше всего похож на воображение. Ребенок (да и взрослый тоже) не всегда обладает достаточными сведениями о предмете. Но все же необходимо, используя логику, достроить полную картину. Здесь есть простое упражнение.

Вы рисуете часть картинки, а вторую предлагаете дорисовать
малышу. Начните с простых и понятных ему образов: круг, сердечко, домик, цветок . Потом можно перейти на более сложные образы, которые требуют от него воображения.

Здесь важно, чтобы дети чувствовали некую логику в том, что они делают. Если у вас на картинке часть пейзажа, то логично нарисовать что-то в том же стиле. Если ребенок не может придумать, что именно, заканчивает все геометрическими фигурами, непонятными символами или линиями, значит что-то не так в развитии наглядно-образной логики.

Здесь также важно, чтобы у ребенка была определенная база знаний об окружающем мире . Это говорит о степени его интеллектуального развития.

Словесно-логическое мышление

Подразумевает нахождение взаимосвязей между предметами и событиями, которые малыш может объяснить. Начинает
функционировать довольно рано
, но нужно отслеживать его развитие, иначе малыш просто запутается. Свои же выводы могут завести его в тупик. С ребенком нужно делать простые упражнения, чтобы он начал правильно выстраивать в голове связи между предметами.

Здесь подойдут задачки на цвета и формы. Например, у вас есть разноцветные фигурки, вырезанные из бумаги. Предложите ребенку классифицировать их:

  • по цвету (разные фигурки, но все одного цвета);
  • по определенной форме (разный цвет, но форма одна);
  • наличию схожих признаков (овалы и круги, все красные).

Предложите ребенку самому придумать еще какой-то критерий для классификации. Это не так просто, как кажется. Когда он даст вам ответ, попросите его обосновать. Этот вид мышления очень важен.

Дети, побывав на разных этажах одного здания, могут сами делать вывод вроде «для нас это пол, а для тех, кто под нами - потолок». Уже в 5-6 лет они могут связывать события по своей логической схеме . Вы читаете ему сказку про Серого Волка. Теперь, когда кто-то заговорит о пропаже человека или вещи, первая логическая мысль у малыша будет «его/это похитил Серый Волк?».

В данном случае у него есть отрицательный, злой персонаж . Дети еще не знают всего о нашем обществе и мире, так что проще все нехорошие события приписывать известному злодею. Очень важно, чтобы процесс мышления не проходил только лишь в голове. Обсуждайте с ребенком причину и следствия разных происшествий, действий . Для детей важно, чтобы вы своим примером показывали буквально, «как нужно думать».

Абстрактное мышление

Этот тип мышления предполагает, что школьник может отбросить мелочи и рассматривать картину происходящего в целом. Появляется позже, в 6-8 лет. Чем больше накоплено информации о мире , тем сильнее развитие абстрактного мышления. Мы понимает, что важно, а что не важно. Черная, красная или белая - любая кружка может быть использована для питья. В нее можно наливать воду, молоко, чай, сок и т.д. Разного цвета или формы, кружка останется кружкой, если соответствует общему понятию об этом предмете.

Абстрактное мышление на то и абстрактное, что предполагает множество обобщений. «Птицы умеют летать. Ворона летает по двору. Значит, ворона - это птица» . Абстрактное мышление иногда нужно нам для того, чтобы заполнять проблемы в знаниях. Мы можем дополнить их, следуя простой логике. У детей, склонных к творческой деятельности , такое мышление очень сильно развито.

Развивать его дополнительно можно, используя простые задачки. Например, написаны слова:

А С Т О Б В У (автобус)

И Н И К Г (книги)

Ф К А И Р А (Африка)

Нужно быстро восстановить порядок букв. Тут человек использует абстрактный тип мышления. Он не задумывается над словом «иникг», например. Что бы это могло значить? Слышал ли он это слово? Нет, ребенок выполняет задачу, переставляет буквы местами и получает известное слово.

Проблема неуспеваемости в школе

Не во всех школах преподаватели уделяют много внимания развитию логики – они стремятся уложиться в педагогический план на год.

Первые 3 класса - самая важная пора становления мышления. В это время детям нужно давать задачки, развивающие разные виды логики. Если упустить этот важный возраст (5-7 лет), то дальнейшее обучение в школе будет трудным.
Ребенку будет неинтересно учиться, ведь ему не показали, как это нужно делать.

Отсюда неуспеваемость, за которую ругают родители. Тут уже возникает другая «логика» мышления: главное получить хорошую оценку, а не знания . Списать, обмануть, не прийти - только бы избежать двойки, тройки. У детей вырабатывается такая логическая цепочка и соответствующая модель поведения: им не важно, научился он чему-то или нет, а важно, чтобы не ругали родители . Тут школа может сильно
испортить дальнейшую жизнь детям, если педагог начальных классов не уделит достаточно времени на развитие логики в 1-2 классе.

Закончится школа, начнется взрослая жизнь . Там мы должны сами выбирать себе будущее, профессию, работу. За 10 лет в школе станет понятно, какой тип мышления преобладает у ребенка – ведь заниматься тем, что не очень понимаешь, неинтересно. И в 10 лет, и в 17 лет человек уже точно знает, чего бы ему хотелось .

Нужны ли кружки, детские развивающие центры

Детские кружки и развивающие центры есть в каждом городе . Если вы довольны ситуацией в школе, педагог уделяет много времени именно детям, а не своему учебному плану , то у вас отличная школа. Если же нет - отведите его на занятия по развитию логики. У детей здесь много пространства для творчества и размышлений.

Главное в том, что кружки поощряют инициативу. Перед тем как записать куда-то ребенка, неплохо было бы проконсультироваться с детским психологом . Он поможет определить бреши в развитии. Иногда лучше всего помогает творчество: рисование, лепка, флористика, работа с шелком.

  • развивает мелкую моторику;
  • показывает, что у детей есть воображение и его можно использовать;
  • снимает рамки - оценки. Нет оценок, значит можно действительно творить .

Творчество развивает абстрактное и образное мышление . Ребенку легче выражать свои мысли, если он может что-то нарисовать или слепить.

Ваши домашние занятия

Ругать детей, унижать их - это неправильный метод воспитания. Уделите 30 минут на то, чтобы позаниматься . Не нужно делать из этого принуждение или угрожать запретами. Чего вы добьетесь запретами и криками? Лишь того, что ребенок по своей логике будет считать, что к вам тоже нельзя обращаться за помощью.

Предложите ему найти ответы на занимательные вопросы.

  1. У стула сняли все 4 ножки. Стул будет стоять?
  2. Трамвай едет по рельсам, видит вдали девочку. Трамвай сможет ее объехать?
  3. Кубик может катиться по столу? Почему да или нет?
  4. Одновременно стартовали велосипедист и автомобилист. Велосипедист может обогнать водителя авто?
  5. Ты смотришь хоккей по телевизору. Может ли шайба вылететь и ударить тебя по голове?
  6. Что легче нести: сумку или мешок?
  7. Нужно долго идти по глубокому снегу. Как легче: в ботинках или на лыжах?
  8. Ванна наполнена до краев. Что будет, если залезть в нее?
  9. Зимой зайчик меняет цвет своей шубки: была серая – стала белая. Зачем это нужно?

Каждый вопрос здесь требует не однозначного ответа «да» или «нет», а размышления. Задействуются все три типа
логического мышления
. Вы можете разбирать за раз 3-4 вопроса. Такой объем работы у детей 6-7 лет не вызовет скуки.

Будьте готовы к вопросам – теперь уже от ученика. Например, вы разбирали пункт 9 про зайчика. Он может заинтересоваться, каким образом зверек меняет шубку , кто еще в лесу будет менять цвет меха, больно ли это? Это хорошо, что появляются вопросы, значит мышление работает активно.

Никто из нас не совершенен. Конечно, есть гении, вундеркинды и «дети индиго». В основном нормальное развитие ребенка таково, что какой-то из видов логики будет у него преобладать. Не стоит ругать его за то, что в абстрактном мышлении он хорош, а вот словесно-логически мыслить не умеет. Это результат того, что:

  • преподаватель не умеет правильно объяснять разные вещи на примерах. Нам легче учиться именно на примерах в 5-7 лет, а не просто слушать теорию;
  • развитию этого навыка не уделялось время, не было тренировок ;
  • ребенок лучше воспринимает другие типы логики.

Больше разговаривайте, обсуждайте все:

  • как прошел день;
  • какой фильм вы смотрели на прошлой неделе, чем он запомнился;
  • какой любимый герой у вашего сына, какие у него есть суперсилы и как он их использует? Побеждает хитростью и умом или просто грубой силой ?
  • почему и как происходят разные процессы в природе;
  • как выбрать себе профессию;
  • почему друзья ссорятся и т.д.

Существует так много тем, которые интересуют детей! Если вы тоже проявите к беседе живой интерес, то увидите, как именно думает ваш ребенок.

Логические задачи, задачи-шутки, задания на сообразительность для старших дошкольников

1. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер?
(Одна)
2. Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех?
(Трое: бабушка, мать и дочь)
3. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
(Отдать одно вместе с корзиной)
4. Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят три судака?
(3 рубля)
5. В комнате горело пять свечей. Две свечи потушили. Сколько осталось?
(Две, остальные сгорели)
6. Спрыгнуть с него на ходу можно, а вскочить на него на ходу нельзя. Что это?
(Самолет)
7. Два раза родится, один раз умирает.
(Курица)
8. Жидко, а не вода, бело, а не снег.
(Молоко)
9. Что вниз вершиной растет.
(Сосулька)
10. Кого с пола за хвост не поднимешь?
(Клубок ниток)
11. Карандаш разделили на три части. Сколько сделали разрезов?
(Два)
12. На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
(На 6)
13. Когда об воду можно порезать руку?
(Если превратить ее в лед)
14. Можно ли пустое ведро наполнить три раза подряд, ни разу не опоражнивания?
(Да: большими камнями, песком, водой)
15. Вы зашли в темную комнату, где есть свеча, газовая плита, керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь?
(Спичку или зажигалку)
16. Предсказатель берется предсказать с точностью до 100 % счет любого матча до того, как он начнется. В чем секрет его безошибочного предсказания?
(До начала встречи счет всегда бывает 0:0)
17. Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении?
(Да, бросить его вверх)
18. Как перевезти с одного берега на другой волка, козу и капусту, если в лодке может поместиться один человек (перевозчик), а с ним или коза, или волк, или капуста?
(Сначала перевезти козу, затем капусту, а в обратный рейс взять козу, козу оставить на противоположном берегу, перевезти волка, вернуться за козой)
19. Двое мальчиков играли в шашки два часа. Сколько играл каждый из них?
(По 2 часа)
20. Двое пошли - пять гвоздей нашли. Четверо пойдут - много ли найдут?
(Ни одного, все уже нашли)
21. У одного мужчины четыре сына и у каждого из них есть родная сестра. Сколько у него детей?
(Пять человек)
22. Возле почты растут шесть деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель и клен. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, а липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна выше тополя?
(Ель, сосна, тополь, береза, липа, клен)
23. Что тяжелее: килограмм ваты или полкилограмма железа.
(1 кг ваты)
24. Коля и Саша носят фамилии Шилов и Гвоздев. Какую фамилию носит каждый из них, если Саша с Шиловым живут в соседних домах?
(Коля Шилов и Саша Гвоздев)
25. По улице шли два отца и два сына, да дедушка с внуком. Сколько всего человек шло по улице?
(Трое)
26. На столе лежали конфеты. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штуке. Сколько конфет лежало на столе?
(Три)
27. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 7 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?
(7 кг)
28. В соревновании по бегу Юра, Гриша и Толя заняли призовые места. Какое место занял каждый из них, если Гриша занял не второе и не третье место, а Толя - не третье?
(Гриша - 1, Толя - 2, Юра - 3)

Если Вашему ребенку уже исполнилось 5 или 6 лет, то пора задуматься как эффективно подготовить его к школе. Развитие мышления ребенка проходит в несколько этапов.

1) Формирование наглядно-действенного мышления: когда все мыслительные процессы ребенка проходят через действие.

2) Формирование наглядно-образного мышления: когда ребенок начинает мыслить при помощи образов.

3) Формирование словесно-логического мышления: когда ребенок может выразить свои мысли словами, начинает самостоятельно рассуждать, сравнивать, находить простые закономерности.

Необходимо отметить, что умственное развитие ребенка заключается не только в получении определенных знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения.

У детей дошкольного возраста основной вид деятельности - игра. Значит и познание нового следует вести, используя игровые методы занятий.

В дошкольном возрасте у детей активно формируется и развивается речь, пополняется словарный запас, тренируется память. Очень важно, чтобы ребенок при выполнении задания пытался самостоятельно рассуждать, чтобы найти верный ответ.

В этой статьей будут предложены основные логические упражнения, которые помогут научиться:

Классифицировать предметы;

Сравнить предметы;

Устанавливать последовательность событий;

Тренировать память;

Делать выводы.

Длительность занятий - 15-20 минут. Не перетруждайте ребенка, чтобы не вызвать у него негативную реакцию от занятий! Наоборот, старайтесь превратить ваши занятия в игру!

Задания

1) Подбери противоположные слова по смыслу:

чёрный - ...

большой - ...

веселый - ...

хороший - ...

горький - ...

широкий - ...

высокий - ...

добрый - ...

холодный - ...

умный - ...

быстрый - ...

2) Слушай внимательно! Подумай и ответь на вопросы:

Чего в лесу больше: берёз или деревьев?

Кого в зоопарке больше: обезьян или зверей?

Кого в реке больше: окуней или рыб?

Чего в огороде больше: капусты или овощей?

Чего в шкафу больше: футболок или одежды?

Кого в курятнике больше: куриц или птиц?

3) Закончи предложения:

Пример: Понедельник, вторник, среда, четверг - это дни недели

Молоко, хлеб, кефир, сыр, яйца - это...

Москва, Новгород, Санкт-Петербург - это...

Утро, вечер, день, ночь - это...

Катя, Миша, Петя, Ира - это...

Собака, кошка, мышка - это...

Ромашка, колокольчмк, роза - это...

А,Б,В,Г,Д - это...

4) Слушай внимательно! Дополни предложения:

Если поезд едет быстрее автобуса, то автобус едет......... поезда.

Если сестра старше брата, то брат.......... сестры.

Если стол выше стула, то стул........ стола.

Если кошка больше мышки, то мышка....... кошки.

Если река шире ручья, то ручей........ реки.

5) Придумай правильную закономерность.

Птица - перья. Рыба - ......

Осень - дождь. Зима - ......

Человек - руки. Собака - ......

Утро - завтрак. Вечер - ......

Яблоко - фрукт. Помидор - ......

6) Что лишнее?

Кресло, стул, шкаф, телевизор.

Петух, павлин, ворона, бабочка.

Чемодан, сумка, портфель, тетрадь.

Солнце, лампа, люстра, фонарь.

7) Какие это профессии?

Кто строит дома?

Кто пишет стихи?

Кто поёт песни?

Кто лечит людей?

Кто шьет одежду?

Кто пишет картины?

Кто летает в космос?

Кто управляет самолетом?

Кто водит автобус?

Кто управляет поездом?

Кто учит детей в школе?

Кто дрессирует животных?

8) Логические задачи.

Что длится длится: год или 12 месяцев?

Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?

Петя и Ваня пили разные соки - яблочный и вишневый. Петя не пил вишневый сок. Какой сок пил Ваня?

Ира и Лена были одеты в платья разного цвета: желтое и розовое. Лена не была одета в розовое. Какого цвета платье было у Иры?

Сережа, Андрей, Слава собирали ягоды в саду. Сережа собрал больше Андрея, а Андрей собрал больше Славы. Кто из ребя собрал больше ягод, а кто меньше?

Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята?

Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?

У мамы есть кот Барсик, пес Дружок и дочка Ульяна. Сколько детей у мамы?

Пять яиц варятся пять минут. Сколько минут варится одно яйцо?

Сколько грибов можно вырастить из семян сосны?

Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

У мальчика была одна веревка. Сколько раз надо разрезать веревку, чтобы получить три веревки?

На дереве сидели птицы. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на дереве?

Два друга играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл в шахматы каждый из них?

Благодаря развитому логическому мышлению ребенок может объяснять окружающие явления и события... Дать ему описание так, чтобы можно было догадаться, о чём...

Благодаря развитым способностям мальчик догадался о чём идет речь

Дети – творческие натуры. Познавая мир, они охотно прибегают к интуиции, мыслят иррационально. Это замечательно, но в жизни было бы практичней использовать логику и здравый смысл. С возрастом ребёнок сталкивается с необходимостью не только чувствовать, но и объяснять окружающие явления и события, понимать их взаимосвязь. Все это возможно благодаря развитому логическому мышлению.
Само оно не появится. Если родители хотят, чтобы ребёнок успешно усваивал школьную программу, о развитии логики нужно подумать еще в дошкольном возрасте.

Особенности мышления и логики у старших дошкольников

Детям 6 лет уже под силу сделать логические умозаключения, найти связь между причинами явления и следствием. Это говорит о возрастающей гибкости и подвижности мышления.

Старшие дошкольники достаточно быстро приспосабливаются, умеют переключать внимание с одного задания на другое.

В этом возрасте начинается стремительное развитие словесно-логического мышления. Оно необходимо для использования и преобразования понятий.

При этом наглядность и образность все ещё важны ребёнку для решения задач – словесные рассуждения опираются на имеющиеся представления.

Все это говорит о том, что перед нами вполне рассудительный ребёнок, но все же он пока малыш, ему требуются яркие картинки, захватывающие сюжеты и динамика для продуктивного обучения.

Развивайте детей играя

Дети 6–7 лет ещё большие любители поиграть. Но чтобы игра принесла пользу, она должна не только учить, но и развлекать. Пока это единственный способ привлечь внимание дошколёнка и направить его потенциал в нужное русло.

«Все логические игры направлены на развитие таких важных познавательных функций, как анализ, синтез, сравнение, доказательство».

Их можно разделить на несколько групп:

  1. Речевые игры — направлены на формирование грамотной речи, расширение словарного запаса, понимание смысловой структуры слова. Пример: игру по типу «в города», когда последняя буква предыдущего слова становится первой следующего, можно проводить в разных тематиках: животные, птицы, растения.
  2. Графические – разрабатывают мелкие мышцы руки, развивают слуховой и зрительные анализаторы, пространственную и количественную ориентацию. К примеру: соединить точки по порядковым номерам, продолжить узор, графические диктанты.
  3. Математические – совершенствуют устный счёт, простейшие задачки с «подвохом» развивают логическое мышление. Пример: «У Тани 4 яблока. Одно из них она разрезала пополам. Сколько яблок у Тани?»
  4. Интерактивные игры , которые устанавливаются на гаджеты.

«Верю – не верю»

Малыши 6–7 лет – на удивление доверчивые создания. Все, что говорит взрослый, для них является чуть ли не аксиомой. А значит нужно учить их не воспринимать все за чистую монету.

Правила: ведущий передаёт игроку какую-то информацию, которую необходимо опровергнуть или подтвердить. Например:

«Все шарики красные».

«Зимой всегда идёт снег».

«Все птицы улетают на юг».

«Некоторые карандаши сломаны».

«Летом мы надеваем рукавицы».

«Чай всегда горячий».

«Блины нужно есть с вареньем.

Лучше подобрать такие фразы, на которые нельзя дать однозначные ответы. Факты, содержащиеся в ней, должны быть понятны ребёнку 6–7 лет. Каждый свой ответ малышу необходимо обосновывать.

Например, фраза «сок нельзя есть ложкой» считается выдумкой, т. к. сок можно заморозить.

«Назови одним словом»

Игры подобного рода развивают способность к классифицированию, обобщению, расширяют кругозор и пополняют словарный запас.

Задание - ребёнку нужно назвать одним словом группу предметов.

Можно предложить малышу готовые карточки с изображениями или просто произнести цепочки слов.

«Шкаф, комод, диван, стул» - мебель.

«Автобус, пароход, трамвай, мотоцикл» - транспорт.

«Анна, Елена, Мария, Ольга» - женские имена.

Игра — назови одном словом

Назови одним словом

«Ассоциация»

Ассоциативные связи у людей формируются ещё с малых лет. От них напрямую зависит тип мышления, возможности памяти. Данная игра учит детей отделять существенные и второстепенные свойства предмета.

Перед тем как играть, объясните дошкольнику задание: «Я назову тебе слова. Первое будет главным. Из остальных тебе нужно выбрать те, без которых главному слову никак не обойтись».

Космос (спутник, скафандр, Луна, звёзды).

Птица (крыло, дерево, весна, парк, яйца).

Река (рыба, вода, лодка, удочка, птицы, мяч).

«Отгадай-ка!»

Как и предыдущее упражнение, эта игра относится к лингвистическим, т. е. формирует у детей словесно-логическое мышление. Предложите ребёнку представить себя каким-нибудь предметом в комнате и дать ему описание так, чтобы можно было догадаться, о чём идёт речь. Если он затрудняется, начните первыми. Можно задавать дополнительные вопросы типа: «Какого цвета предмет?», «Где находится?»

Ответы детей 6-7 лет порой бывают очень забавными и вдумчивыми: «Пластмассовый, прямоугольный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), или: «Железный, с носиком, умеет свистеть» (чайник).

Кто где живёт?

Для этой игры приготовьте картинки с изображением животных (белочка, ёжик, зайчик) или их фигурки и три домика (подойдут кубики, коробки) разного цвета.

Задание: малышу нужно поселить каждого животного в свой домик при условии, что домик белочки был не красный и не зелёный, а ёжик жил не в синем и не в красном домике.

Это упрощённый вариант. В усложнённом задании у ребёнка нет моделирования ситуации, а все подстановки нужно сделать в уме.

Например: «У дома росли три дерева – яблоня, каштан и ива. Каштан выше ивы, а ива выше яблони. Какое из деревьев самое высокое, а какое низкое?»

Если дошкольнику трудно, предложите ему нарисовать деревья.

Задачки-шутки

Занимательные задачки-шутки могут стать отличной разминкой перед сложными упражнениями. Для их решения пригодится находчивость, понимание юмора и накопленный ребёнком жизненный опыт.

  • Сколько пирожков в пустой тарелке? (Нисколько, она пуста).
  • Тройка коней пробежала 4 км. По сколько км пробежал каждый конь? (По 4 км).
  • На одной осине выросло 3 яблока, а на другой – 4. Сколько всего яблок выросло на двух осинах? (Ни одного. Яблоки не растут на осинах).
  • В вазе было 3 гвоздики и 2 василька. Сколько всего гвоздик в вазе? (3).

Развитие детей, приобретение ими новых навыков не может происходить в пассивной форме. Для этого необходимо постоянно заниматься с малышом, заставлять работать его головной мозг, обогащать жизненный опыт крохи. И помните, любые обучающие задания для дошкольников 6-7 лет должны быть в игровой форме, иначе они быстро наскучат и не дадут нужного результата.