Пошаговая инструкция по самостоятельному изготовлению деревянной лестницы. Конспект занятия, ООД. Конструирование в первой младшей группе «Лестница

Людмила Колчеданцева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию во 2 младшей группе «Лесенка»

Цель : Развитие конструкторских способностей .

Задачи :

Образовательные :

1. Обучать детей простым приёмам конструирования : накладывать детали одну на другую, прикладывать друг к другу.

2. Продолжать знакомить детей с понятиями длинный – короткий, широкий – узкий и использовать данные слова в речи.

3. Формировать умение детей правильно называть детали конструктора : кирпичик, кубик.

4. Закреплять знание цветов.

Развивающие :

1. Развивать интерес к конструированию , мышление, мелкую моторику рук.

2. Развивать умение слушать и понимать взрослого.

3. Развивать речевое общение : умение отвечать на поставленный вопрос, сопровождать действия речью).

Воспитательные :

1. Воспитывать самостоятельность, отзывчивость, желание оказать помощь.

Материалы :

1. Демонстрационный : теремок, игрушка –мышка, конструктор .

2. Раздаточный : кубики, кирпичики, игрушки для игры с постройками.

Предварительная работа :

1. Игры с конструктором .

2. Чтение русской народной сказки «Теремок» , рассматривание иллюстраций к сказке, мультимедийных картинок с изображением домов с лесенками .

Интеграция образовательных областей :

Социально- коммуникативная, речевая, художественно- эстетическая, познавательная, физическая.

Методы : словесные, наглядные, игровые, метод проблемного обучения.

Ход непосредственно- образовательной деятельности :

Дети свободно располагаются перед воспитателем.

Воспитатель : Давайте, ребята, наши ручки и ножки поздороваются.

Дети (вместе с воспитателем) :

Здравствуйте, ручки, хлоп- хлоп- хлоп,

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,

Здравствуйте, щёчки, шлёп-шлёп-шлёп,

Здравствуйте,губки,

Здравствуйте,дети, привет!

Дети присаживаются на стульчики. На столе,покрытой зелёной тканью, стоит теремок.

Воспитатель : Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Как по полю, полю мышка бежит,

Остановилась и стучит :

«Тук- тук-тук, кто в теремочке живёт,

Кто в невысоком живёт?»

Никто мышке не ответил. Решила мышка жить в теремочке, а зайти не знает как в него. Двери высоко, не может мышка допрыгнуть до них.

Воспитатель : Что же делать, ребята?

Предполагаемые ответы детей

(если дети затрудняются, то показать картинки теремка, где у дверей есть лесенки ).

Что не хватает нашему теремочку, чтобы мышка могла подняться на крыльцо и зайти в теремок (лесенки ) .

Воспитатель :

Давайте,ребята, поможем мышке и построим для неё лестницу.

Саша, принеси мне, пожалуйста, кирпичик. (мальчик приносит кирпич) .

Что принёс Саша? (кирпичик) . Какого он цвета? (дети называют цвет) . Мы кладём кирпичик на широкую сторону.

Полина,принеси мне ещё кирпичик. Полина, что ты мне принесла? (кирпичик) . Какого он цвета? К первому кирпичику присоединяем ещё один кирпичик.

На какую сторону я его положила? (на широкую) .

Ребята получилась у нас лесенка ? (нет) . А что же делать? (выслушиваю предложения детей) . Если дети затрудняются, то предлагаю посмотреть что получится, если я возьму ещё кирпичик и положу его на первый кирпичик.

А сейчас получилась лесенка ? (да) .Давайте посмотрим, сможет ли мышка подняться по ней (мышка поднимается по лесенке и заходит в теремок ) .

Ребята, мышка говорит вам большое спасибо за помощь.

Из чего,ребята, мы построили лесенку (из кирпичиков) .

Сколько мы взяли кирпичиков? (три) .

На какую сторону надо положить кирпичики? (на широкую) .

А как вы думаете, ребята, можно такую же лесенку построить из кубиков? (да) . Предлагаю одному из детей построить лесенку из кубиков . Сравниваем вместе с детьми лесенки по высоте , выясняем, что лесенка из кубиков выше , чем из кирпичиков.

Проводится физминутка.

1, 2, 3, 4, 5- вышли девочки гулять (девочки встают со стульчиков и выходят погулять, звучит музыка,

1, 2, 3, 4, 5,-в домик спрятались опять (убегают на стульчики) .

Тоже самое выполняется с мальчиками (по 2 раза) .

Воспитатель : А сейчас мои добрые строители вы можете сесть за столы и у построить лесенку со ступеньками из кирпичиков, или из кубиков, кто какую хочет, а потом поиграть со своими друзьями – игрушками.

Самостоятельная работа детей. (индивидуальная работа с детьми, нуждающимися в помощи) .

Обигрывание построек с игрушками.

Занятие по Конструирование из строительного материала

Тема: « Лесенка из 6 кирпичиков»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- продуктивная.

Задачи деятельности педагога: 1. Знакомить с разным строительным материалом; учить анализировать постройку. закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова «один», «много». 2. Развивать умение сохранять устойчивое равновесие в танцевальных движениях. 3. Воспитывать внимательное отношение к природе, интерес к музыке 4. Учить расслаблять глазные мышцы, способствовать их укреплению.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: прививать участвовать в разговорах во время игр, отвечает на вопросы педагога, может по образцу строить башенку и лесенку.

Материалы и оборудование: картинка "Осеннее дерево", кирпичики из цветной бумаги, игрушка Колобок.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришел наш друг Колобок. (Здравствуй, Колобок). Он гулял сейчас по осеннему парку и рассматривал деревья и листочки на деревьях. Какие сейчас осенью листья? (Красные, желтые ). А теперь пришел к нам, полюбоваться нашим осенним садом. Детям предлагается посмотреть за окно в сад.

2. Гимнастика для глаз

Ребятам предлагается рассмотреть деревья, листья на деревьях и на дорожках, посмотреть, как качаются от ветра веточки. Упражнение проводится с целью расслабления глазных мышц, релаксации. Затем перевести взгляд на картинку у воспитателя "Осеннее дерево", рассмотреть ее.

Воспитатель. Сколько у нас в саду деревьев? (Много ). А на картинке сколько деревьев? (Одно). Как у наших деревьев в саду ветки качаются? Давайте покажем Колобку.

4. Конструирование башенки и лесенки.

Воспитатель. Я предлагаю вам сделать для Колобка башенку чтобы он мог увидеть сам наш осенний сад.

Дети строят две башенки по образцу, сделанному воспитателем, – одну башню из кирпичиков, другую – из кубиков, сочетая их по цвету (например: два синих кубика и два красных кубика, три зеленых кирпичика и два желтых кирпичика), украшая флажками.

Воспитатель подробно анализирует возведенные башенки, обращает внимание детей на названия деталей, их красивое сочетание по цвету, различие построек по размеру. (Способов конструирования можно не показывать.) В процессе работы необходимо поощрять детей, при необходимости подсказывать, помогать советами и действием.

Воспитатель. Как можно взобраться на высокую башню? (По лесенке.) Давайте поставим рядом с башенкой лесенку.

Воспитатель рассматривает с детьми образец лесенки из шести кубиков. Обращает внимание на детали, необходимые для постройки, как много нужно кубиков, чтобы построить лесенку. Дети строят лесенку рядом с башней.

( Физминутка )

По ровненькой дорожке ,

( Ходьба с высоким подниманием колен )

По ровненькой дорожке ,

Шагают наши ножки ,

( Шагом )

Шагают наши ножки ,

Через лужу прыг .

( Перепрыгивание )

Через лужу прыг .

Через ямку скок .

( Перепрыгивание )

Через ямку скок .

Бух упали !

( Сели на ковер )

Куда же мы попали ?

Шли мы , шли

И в лес пришли

5.Подведение итогов:

Сколько деревьев мы сегодня видели за окном?

Что мы построили для Колобка?

Конструирование

осень. Башенка и лесенка

Интеграция образовательных областей: «Познание» (конструирование), (формирование элементарных математических представлений), «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Задачи деятельности педагога: 1. Знакомить с разным строительным материалом; учить анализировать постройку. закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова «один», «много». 2. Развивать умение сохранять устойчивое равновесие в танцевальных движениях. 3. Воспитывать внимательное отношение к природе, интерес к музыке 4. Учить расслаблять глазные мышцы, способствовать их укреплению.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: проявляет интерес к участию в совместной музыкально-подвижной игре, участвует в разговорах во время игр, отвечает на вопросы педагога, может по образцу строить башенку и лесенку.

Материалы и оборудование: картинка "Осеннее дерево", конструктор, игрушка Колобок.

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришел наш друг Колобок. (Здравствуй, Колобок). Он гулял сейчас по осеннему парку и рассматривал деревья и листочки на деревьях. Какие сейчас осенью листья? (Красные, желтые ). А теперь пришел к нам, полюбоваться нашим осенним садом. Детям предлагается посмотреть за окно в сад.

2. Гимнастика для глаз

Ребятам предлагается рассмотреть деревья, листья на деревьях и на дорожках, посмотреть как качаются от ветра веточки. Упражнение проводится с целью расслабления глазных мышц, релаксации. Затем перевести взгляд на картинку у воспитателя "Осеннее дерево", рассмотреть ее.

Воспитатель. Сколько у нас в саду деревьев? (Много ). А на картинке сколько деревьев? (Одно). Как у наших деревьев в саду ветки качаются? Давайте покажем Колобку.

3. Музыкально-подвижная игра

Проводиться физкультминутка под музыку П. И. Чайковского "Времена года", Осенняя песнь.

Ребята повторяют движения за воспитателем, изображают как качаются в саду деревья, как дует ветер и окружаться листья на ветру.

4. Конструирование башенки и лесенки.

Воспитатель. Я предлагаю вам сделать для Колобка башенку чтобы он мог увидеть сам наш осенний сад.

Дети строят две башенки по образцу, сделанному воспитателем, - одну башню из кирпичиков, другую - из кубиков, сочетая их по цвету (например: два синих кубика и два красных кубика, три зеленых кирпичика и два желтых кирпичика), украшая флажками.

Воспитатель подробно анализирует возведенные башенки, обращает внимание детей на названия деталей, их красивое сочетание по цвету, различие построек по размеру. (Способов конструирования можно не показывать.) В процессе работы необходимо поощрять детей, при необходимости подсказывать, помогать советами и действием.

Воспитатель. Как можно взобраться на высокую башню? (По лесенке.) Давайте поставим рядом с башенкой лесенку.

Воспитатель рассматривает с детьми образец лесенки из шести кубиков. Обращает внимание на детали, необходимые для постройки, как много нужно кубиков, чтобы построить лесенку. Дети строят лесенку рядом с башней.

4. Рефлексия.

Сколько деревьев мы сегодня видели за окном?

Что мы построили для Колобка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности коммуникация для детей второй младшей группы "Новый год идет... идет!"

Конспект непосредственной образовательной деятельности коммуникация для детей второй младшей группы "Новый год идет... идет!"...

"Игры с песком и водой" конспект непосредственно образовательной деятельности (исследовательской) для детей первой младшей группы

Предлагаемиый конспект НОД, поможет воспитателям организовать работу с детьми по исследовательской деятельности - знакомство со свойствами воды и песка....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с участием детей второй младшей группы на тему: "Рассказывание сказки "Теремок" с использованием мультимедйных средств в рамках образовательной об...

Строя дом хотя бы в 2 этажа, непременно нужно подумать о лестнице в нем. А если дом будет строиться своими руками, логично и лестницу сделать также.

Различные фото лестниц помогают сделать предварительный выбор и четко понять, какой тип подъема вам нужен. Но прежде, чем браться за выполнение работ, тщательно посчитайте будущую конструкцию на прочность и размеры, это позволит сэкономить время и деньги, ведь неправильные расчеты (или их отсутствие) приведут к многочисленным переделкам изначального проекта.

Типы лестниц

Существует большое количество разных вариантов лестничных маршей. Они отличаются материалом изготовления (дерево, бетон или металл), типом подъема (пологая лестница, винтовая, с поворотом на определенный градус).

Самой распространенной является лестница из дерева. Также часто сооружают лестницу с поворотом в 90 градусов. Не редок вариант, когда эти два типа устройства подъема объединяют в один.

В случае ограниченного пространства, делают винтовую лестницу из металла. Винтовой вид подъема позволяет сэкономить пространство, а изготовление из металла – повысить прочность конструкции. Бетон применяют для лестниц в массивных зданиях (например, особняки).

На что обратить внимание

В малоэтажном доме, не имея опыта строительства, лучше заказать модульную лестницу, этакий конструктор, где все детали выпилены и пронумерованы, а вам остается только собрать их, пользуясь инструкцией. Такими обычно делают деревянные лестницы.

При строительстве лестницы из бетона, кроме заливки каркаса, потребуется выполнить внешнюю отделку (красивым камнем или древесными материалами). Получается двойная трата времени и денег. Однако для коттеджей в 3 и более этажей, они являются обязательными по требованиям пожарной безопасности.

Делая лестницу впервые, не нужно замахиваться сразу на сложную конструкцию. Чем проще будет модель – тем больше вероятность, что вам удастся с первой попытки удачно построить это подъемное средство.

Обратите внимание на угол наклона лестницы: если он будет больше 45 градусов, лесенка будет считаться приставной, и спускаться по ней можно только спиной вперед. Оптимальным углом подъема считается показатель в 37 градусов.

Дерево в качестве материала для постройки предпочтительнее, так как позволяет, благодаря своим свойствам, исправлять мелкие огрехи строительства, возникшие из-за неточных расчетов и неопытности исполнителя работ.

Также после строительства здание может осесть из-за неплотного грунта, в результате лестница способна стать выше или ниже этажа на несколько сантиметров, а исправить это проще в деревянной конструкции.

При сооружении подъема с поворотом навстречу, расстояние между пролетами должно быть не меньше 100 мм.

Этапы постройки

Отвечая на вопрос, как сделать лестницу на второй этаж своими руками, выделяют несколько этапов строительства.

Первым этапом любого сооружения, будь то лестница в дом, или межэтажная лестница, является создание проекта. Особое внимание в нем необходимо уделить безопасности постройки и ее удобству в использовании.

Сооружение должно выдерживать средний вес обычного человека с изрядным запасом. Обязательно использование перил!

Если их нет, должно быть запроектировано другое ограждение, обеспечивающее безопасность спуска-подъема.

Рассмотрим создание деревянной лестницы с косоурами

После того, как вы спроектировали свою постройку, нужно подготовить материалы. В нашем случае – выбрать доски подходящей толщины и длины, подготовить балясины с перилами и заготовить косоуры. Это будет вторым этапом строительства.

В качестве материала для косоуров подойдет доска из сосны толщиной 4 см. На ней по лекалу разметим ступени и выпилим электролобзиком.

Обратите внимание!

Используем получившееся изделие, как образец для второго (а если ширина лестницы больше метра то и третьего) косоура. Напилим по размерам необходимое количество ступеней.

Третьим этапом пойдет сборка всех деталей вместе. Первым делом, косоуры устанавливают на места их постоянного размещения. Потом с помощью саморезов прикрепляют ступени к косоурам.

Затем, используя шпильки, насаживают на ступени балясины, а к ним крепят поручни. Лестница готова!

Фото лестницы своими руками

Обратите внимание!

Очень часто загородные дома возводят в два этажа или даже более. Да и на дачных участках, где нередко остро стоит необходимость сэкономить площадь для посадок, бассейна или места отдыха, двухэтажные постройки тоже уже перестают быть редкостью. А вот любая постройка выше одного этажа уже требует установки лестницы.

Деревянная лестница своими руками может быть изготовлена после выбора одной из существующих конструкций, тщательного расчета всех параметров, и, конечно, при наличии у хозяина дома высоких устойчивых навыков работы со столярными и слесарными инструментами .

Если этот элемент будет установлен не в дачном маленьком домике, а в большом загородном особняке, нужно сразу выбирать и качественно монтировать надежную и прочную конструкцию. Она должна спокойно выдерживать подъем массивной по весьма габаритной по размерам мебели. Кроме этого, лестница должна быть удобной для подъема и спуска, особенно, если в доме присутствуют маленькие дети или люди с ограниченными физическими возможностями. Поэтому , рекомендовано делать по возможности максимально пологой, конечно же, если позволяет площадь помещения, где она будет установлена. Кроме того, в целях безопасности лестница должна быть обязательно оснащена ограждением.

Чтобы сделать правильный выбор лестницы, нужно отталкиваться не только от ее дизайна и площади комнаты, где ее планируется устанавливать. Нужно обязательно разбираться в типовых конструкциях, в названиях и предназначениях всех основных деталей и узлов.

Элементы конструкции лестниц

Лестница состоит из одного или нескольких маршей или пролетов . Маршем называют отдел лестницы между двумя площадками.

Любой лестничный марш (пролет ) состоит из целого ряда основных элементов, каждый из которых имеет свое название и функциональное предназначение.

Миниатюра Название элемента Функциональное предназначение элемента
Это несущая балка с выпиленной сверху гребенкой, на которую закрепляются ступеньки и подступенки. Этот элемент должен иметь особую прочность, так как на него выпадают большие нагрузки.
Вместо косоура иногда используется тетива, которая также выполняет несущую функцию. Если для закрепления ступенек выбирается тетива, то ее тщательно размечают для того, чтобы ступени были установлены идеально горизонтально. Подставкой под них служит дистанционные втулки или поперечные бруски. Чаще всего эту опору используют в том случае, если одна из сторон лестницы будет примыкать к стене.
Ступень Любая лестница не сможет обойтись без ступеней, которые закрепляются на одну из выбранных несущих балок (косоур или тетиву).
Радиусная ступень Этот вид ступени имеет не ровную, а криволинейную переднюю кромку. Детали могут быть полукруглыми, иметь закругленные углы или быть выпилены "волной".
Забежная ступень Этот вид ступени имеет нестандартную форму и устанавливается в начале лестничного марша.
Подступенок Этот элемент необязателен, но нужно учитывать то, что он придает лестнице повышенную прочность, так как является, поддерживающей середину ступени деталью. Им закрывают пространство под ступенькой. Закрепляется подступенок на дистанционную втулку.
Радиусный подступенок Радиусный вид подступенка устанавливается под ступени, имеющими полукруглую форму.
Радиусный выгнутый подступенок Выгнутый подступенок устанавливается под площадку между маршами или под ступени, имеющие соответствующую форму.
Балясины - это подпорные для поручней столбики, которые создают для пролетов лестницы боковое ограждение. Они могут иметь разные формы, в зависимости от стиля лестницы.
Опорный столб Опорные столбы устанавливают в начале и в конце лестницы, а также по краям площадок между маршами. Они являются крайними опорами для поручней и придают прочность всему ограждению.
Шар Шары устанавливаются сверху опорных столбов. Они являются декоративными элементами. Кроме этого, они закрывают острые края бруска, из которого изготовлен столб.
Поручень Без этого элемента при возведении лестницы нельзя обойтись, особенно, если конструкция имеет несколько маршей. Опорами для перил являются опорные столбы и балясины. Эта деталь должна иметь идеально гладкую поверхность, чтобы, держась за нее, не травмировать идли не занозить ладонь руки
Дистанционная втулка, брусок Подставки-бруски необходимы в конструкции любой лестницы, имеющей два и более маршей. Если даже для монтажа ступеней используются косоуры, поддерживающие втулки нужны при монтаже площадок между маршами.

Основные типы конструкций лестниц

Всегда первое, что необходимо учитывать, выбирая конструкцию лестницы — это размер отведенной для нее площадки. А вторым критерием можно назвать удобство конструкции, комфортность подъема и спуска по ней, особенно, если лестница будет использоваться в повседневной жизни не раз от разу , а постоянно. Третье, что должно повлиять на выбор — это эстетичный вид этого элемента интерьера, так как он должен идеально вписываться в стиль оформления комнаты.

Лестницы, изготовленные из древесины, разделяют на две основных группы — маршевые и винтовые. Чтобы разобраться, как они выглядят и что из себя представляют, нужно рассмотреть вкратце каждый из вариантов.

Винтовые лестницы

Винтовые лестницы имеют достаточно сложную конструкцию, но их главное преимущество состоит в том, что они занимают собой минимум полезного места в помещении.

Винтовые лестницы — минимум занимаемого места, но далеко не всегда удобны в использовании

Надо сказать, что их устанавливают недостаточно часто, по сравнению с маршевыми. Объясняется это просто — потому что они намного сложнее в сборке, и по ним не очень комфортно подниматься и спускаться, и тем более — поднимать на вышерасположенный этаж крупногабаритные предметы мебели или бытовой техники.

Вместе с тем , есть у них и масса приверженцев — винтовые конструкции могут стать настоящим украшением интерьера, потому что имеют весьма элегантные компактные формы.

Для надежного возведения конструкции винтовой лестницы, нужно произвести немало сложных точных расчетов , иначе при ее эксплуатации можно получить серьезные травмы.

Статья в большей мере посвящена маршевым лестницам. И все же, для любителей самостоятельного домашнего творчества – подробная видеоинсрукция про сборку винтовой лестницы. Кстати, автор делится своим первым опытом в этой области – есть возможность с ним подискутировать.

Видео: первый самостоятельный опыт изготовления винтовой лестницы

Маршевые лестницы

Маршевая конструкция отличается более высокой надежностью , чем винтовая. Несмотря на то что любая из маршевых лестниц занимает гораздо более значительную площадь, их сооружают гораздо чаще.

Такие лестницы могут иметь несколько маршей, однако, в небольших частных домах чаще всего устанавливают одно— и двухмаршевые варианты . Эти элементы интерьера также отличаются большим разнообразием конструкций.

Так, чтобы лестница занимала как можно меньше полезной площади помещения, часто выбирают поворотные двухмаршевые конструкции. Повороты лестниц могут быть устроены под углом начиная от 90 градусов и заканчивая 180.

Если планировка помещения позволяет (а иногда даже и «требует») то лестница может иметь криволинейную конструкцию. При планировании месторасположения лестницы, главное — создать комфортные условия для захода на нее жильцов дома.

Плавный поворот в конструкции криволинейной лестницы обеспечивается установкой поворотных ступеней.

Такие ступени также иногда устанавливаются в двухмаршевых лестницах вместо площадок между ними.

Чтобы представлять, как выглядят такие лестницы и их элементы, нужно рассмотреть самые популярные типы в интерьере .

Обычная одномаршевая лестница

Одномаршевая лестница является самым простым вариантом, так как имеет в устройстве довольно несложную конструкцию. Лестничный пролет может быть расположен у стены или посередине комнаты.

Как правило, площадь, находящуюся лестничным маршем, тоже используют функционально. Например, если лестница закрепляется на стене, то, закрыв площадку под ней перегородкой и установив дверь, вполне можно получить небольшое хозяйственное помещение для хранения старых вещей или инструментов.

Нужно отметить, что подобный тип лестницы на второй этаж является самым прочным, так как имеет надежную опору в виде стен.

Одномаршевая криволинейная конструкция

Этот тип лестниц в основном применяется в помещениях с большой площадью, так как он должен даже подчеркивать просторность зала. Для маленьких дачных домов эта конструкция не подойдет , так как занимает достаточно много места и вряд ли впишется в интерьер.

Лестница получается большой за счет плавного поворота и расширенных с внешней ее стороны ступенек (она даже очень «смахивает» этим самым на винтовую), но именно эти особенности придают ей респектабельности, поэтому этот элемент интерьера станет украшением просторного холла крупного особняка.

Одномаршевая криволинейная лестница в прямоугольном проеме

Если при планировании постройки дома учтено расположение лестницы, то для подъема на второй этаж лучшим вариантом будет именно одномаршевая криволинейная конструкция, которая хорошо вписывается в прямоугольный проем . Она достаточно компактна и эстетична, а также вполне комфортна для подъема и спуска. Кроме этого, с одной из ее сторон на первом этаже также может быть устроена небольшая кладовка.

Одномаршевая с нижними поворотными ступенями

Одномаршевая лестница с поворотными нижними ступенями иногда необходима в комнате в силу особенностей планировки помещения, или же для поддержания выбранного архитектурного стиля. Например, в том случае, если на отведенной для установки лестничной площадки стене расположено окно, которое не хочется закрывать двухмаршевой конструкцией.

За счет плавного поворота нижних ступеней, и повторяющих это направление ограждений и поручней, лестница становится настоящим декоративным украшением создаваемого интерьера, нисколько при этом не теряя в функциональности.

Двухмаршевая простая конструкция.

Лестница, имеющая два марша с поворотной площадкой между ними, удобна тем, что ее можно установить над входной дверью, тем самым — сэкономив место и ограничив зону прихожей.

Компактная двухмаршевая лестница — удобна при недостатке пространства

Кроме этого, она достаточно компактна, и пространство под ней также можно использовать для обустройства небольшого чулана.

Такая конструкция достаточно надежна , проста и подходит для практически любого интерьера, если правильно подобрать для нее цвет и форму балясин ограждения.

Г-образная двухмаршевая конструкция

Это лестница также имеет два марша, но ее расположение прекрасно экономит место в помещении, так как вся конструкция компактно расположена в прямоугольном проеме , вдоль двух перпендикулярных друг к другу стен. Место под ней вполне можно использовать для установки одного из предметов мебели или для устройства входной двери.

Лестница удобна в эксплуатации, компактна, и отлично вписывается в интерьерное оформление комнаты.

П-образная двухмаршевая лестница с поворотными ступенями и верхней площадкой.

Эту конструкцию устанавливают в роскошных загородных особняках, имеющих очень большую площадь холла. Как видно из массивности конструкции, она не подойдет для дачных домиков, и ее устройство в них будет смотреться попросту нелепо.

Это — скорее из интерьера каких-нибудь дворцов

Трехмаршевая лестница с двумя площадками

Трехмаршевую лестничную конструкцию часто устанавливают именно с целью экономии места в холлах, но чтобы ее угол подъема был удобен, необходима большая высота потолка.

Если в месте ее установки будет отсутствовать перекрытие между этажами, то площадь, второго этажа сильно сократится.

Этот вариант лестницы тоже в большей степени подходит для особняка с просторными комнатами.

Расчеты лестничной конструкции

Если место для установки лестничной конструкции определено, то, прежде чем приступать к изготовлению деталей для выбранного варианта, нужно обязательно произвести точные расчеты , сделать чертеж и нанести на него все получившиеся параметры. Если нет уверенности, что все получится идеально, то можно доверить эту работу специалистам по конструированию и изготовлению деревянных лестниц, работающим в профильных компаниях.

Высота лестницы

Чтобы определить это значение, необходимо замерить расстояние между уровнями пола первого и второго этажей. Допустим, высота потолка на первом этаже равна 2700 мм, а толщина перекрытия между этажами 300 мм. Значит, общая высота лестницы будет составлять:

Н = 2700 + 300 = 3000 мм.

Высота подступенка

Специалистами рассчитана ориентировочная стандартная высота подступенка , которая основывается на размерах шага человека, наиболее удобного с точки зрения анатомии. Эта высота может варьироваться между 150 и 200 мм. Оптимальной она считается оттого, что если ступень сделать ниже, то при подъеме по лестнице будет сбиваться шаг, и можно просто споткнуться, и упасть. При большей высоте подступенка по лестнице будет намного сложнее подниматься наверх и некомфортно спускаться вниз.

В таблице приведены данные расчетов — при желании, можно просто воспользоваться ими:

Высота подступенка в зависимости от общей высоты лестницы и планируемого количества ступеней

Высота этажа в мм Количество ступеней (штук)
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
2100 191 175 162 150 140 131 124
2400 200 185 171 160 150 141 133 126 120
2700 193 180 169 159 150 142 135 129 123
3000 200 188 177 167 158 150 143 137 130 125 120
3300 194 183 174 165 157 150 144 138 132 127

Количество ступеней

Зная высоту лестницы и подступенка , можно вычислить, сколько получится ступеней по всей высоте одномаршевой лестницы. Для этого высоту лестницы нужно разделить на высоту подступенка , в результате получится количество ступенек.

Например, в рассматриваемом случае: 3000 : 175 = 17,1

Ширина ступени

Во избежание получения случайных травм на лестнице из-за неудачно выбранной ширины ступенек, необходимо и ее тщательно просчитать. Многолетней практикой доказано, что этот важный элемент лестницы не должен быть уже 220 ÷ 230 мм и шире 400 мм.

И все же – на какой ширине остановиться? Существует определенная пропорция, которая является наиболее оптимальной . Так, чтобы вычислить точный размер ширины ступеньки, можно воспользоваться следующей формулой безопасности, взяв «на вооружение» за основу среднюю ширину шага человека, которая равна k = 600— 640 мм.

Наглядное изображение так называемой «формулы безопасности»

Формула выглядит следующим образом:

b = k – 2а

а — высота подступенка ;

b — вычисляемая ширина ступеньки.

k – как уже упоминалось, средняя длина шага.

Так как известны два значения из формулы, легко можно просчитать и третью величину, подставив в место обозначений цифры.

b = 640 – 2 × 175 = 290 мм

Ширина ступени в 290 мм будет наиболее комфортна для подъема и спуска по лестнице.

Ширина лестницы

Ширина лестницы, в принципе, зависит от площади, отведенной под эту архитектурную конструкцию, и от предпочтений владельца дома, поэтому можно сказать , что она допускается любой. Тем не менее , есть важная оговорка: правила безопасности требуют, чтобы не затруднять эвакуацию людей при чрезвычайных ситуациях – ширина пролёта не должна быть менее, чем 800 мм. А для комфортного прохода жильцов и проноса предметов мебели самая оптимальной шириной для лестницы жилого дома считается диапазон от 1000 до 1500 мм.

Для облегчения соблюдения пропорций и для соблюдения жесткости конструкции, специалисты советуют отталкиваться от кратности ширины марша к ширине ступени.

Длина лестницы в плане

В рассматриваемом нами примере это составит:

F = 290 × 17 = 4930 мм

Получилось почти пять метров — это достаточно длинная лестница, и если устраивать ее в один марш, то нужна комната, как минимум в шесть метров.

Не в каждом доме можно найти такие просторы, поэтому , при таких параметрах придется делать ее в два марша с поворотом в 90 градусов. Между маршами необходимо будет устроить площадку, которую, впрочем, можно заменить и поворотными ступенями.

Уклон лестницы и размер потолочного проема

При постройке лестницы нельзя забывать о расчете потолочного проема , так как если не позаботится об этом заранее, то при подъеме на второй этаж придется нагибаться. А это всегда достаточно высокий риск получить травму головы, особенно для людей, не знакомых с этой особенностью конкретной лестницы.

Этот параметр во многом будет зависеть от уклона лестницы. Уклон же во многом будет влиять и на комфортность подъема и спуска.

Оптимальным для ходьбы считается уклон, который может варьироваться между 23 и 36 градусами. Однако, довольно часто просто не получается устроить лестницу под удобным углом из-за небольшой площади комнаты — чем круче уклон лестницы, тем меньшую площадь она занимает.

Например, если лестница может быть установлена только под углом, который составляет более 45 градусов, то она не займет много места, но будет считается уже приставной. В этом случае, чтобы сэкономить площадь комнаты, нередко делают раскладную лестницу.

Если есть возможность отвести для установки лестницы на полу первого этажа хотя бы 1,5 кв. м, то подойдет винтовая лестница, которая не займет много места (об это уже упоминалось выше).

При явном недостатке места — придется сооружать винтовую или близкую к ней по конструкции

От угла, под которым устанавливается лестничный марш, будет зависеть и размер проема в потолке. Например, для приставной или складной лестницы нужен совсем небольшой проем для люка. Для пологого же, наиболее комфортного уклона, проем придется делать достаточно большой, так как расстояние в любой точке на протяжении всего подъема между потолком и поверхностью ступеней лестницы должна составлять не менее 1,95 ÷ 2 метров.

Это необходимо, чтобы человек, имеющий высокий рост св ободно передвигался по лестничным маршам, без риска удариться головой

Для этого при разметке расположения одномаршевой лестницы, которая будет установлена у стены, проводят следующие замеры:

  • На стене определяют угол, под которым будет установлена лестница.
  • Установив нижнюю у пола точку и верхнюю, у потолка, соединяют их сплошной линией — по ней будут впоследствии крепиться опорные элементы для ступенек.
  • Далее, на вычерченной линии определяется место, где расстояние между ней и потолком будет составлять искомые два метра.
  • От этой точки ровно по уровню, проводится линия к стыку между стеной и потолком — она и будет определять одну из границ проделываемого проема в потолке.
  • Затем, ровно под прямым же углом к отметке на стыке, на потолке вычерчивается линия, длина которой будет ровна ширине лестницы. Точно также размечается вторая сторона прямоугольника проема в потолке.
  • На полу, ровно под потолочным прямоугольником, нужно вычертить точно такой же , а затем, с помощью отвеса сверить правильность их взаимного расположения.
  • Таким образом, на потолке будет определен размер проема , который позволит спокойно подниматься по лестнице, без всякого риска получить случайную травму головы.
  • Далее необходимо до установки лестницы вырезать намеченный проем в потолочном перекрытии.

Длина косоура

Чтобы вычислить длину косоура, нужно воспользоваться всем со школьной скамьи знакомой формулой теоремы Пифагора, точно определяющей взаимоотношение сторон прямоугольного треугольника:

L² = F² + , стало быть L = √ (F² + H² )

L – определяемая длина косоура;

F – длина лестницы в плане (определялась выше);

Н – высота лестницы (также уже найдена ранее )

Воспользовавшись ранее определенными параметрами и подставив их вместо обозначений в формулу, можно установить нужную длину.

L = √ (4930² + 3000²) = 5771

В результате получается, что длина косоура будет составлять 5771 мм или 5,77 м

Материалы для деревянной лестницы

После того, как полностью проведены расчеты и составлен чертеж будущей постройки, можно переходить к закупке материалов.

Для работы понадобятся:

  • Доски разной толщины и длины:

— для изготовления косоуров или тетивы — шириной, примерно в 250, толщиной в 50 мм, а необходимая длина определяется по вышеуказанной формуле;

— для ступеней — толщиной, как минимум в 20 ÷ 25 мм;

— для подступенков понадобится материал, имеющий толщину в 30 ÷ 40 мм.

  • Балясины и поручни можно приобрести в готовом виде или же. изготовить самостоятельно. Однако, для этого нужно будет иметь специальное оборудование (токарный, рейсмусный , фрезеровочный станок) и брус 150 × 150 и 100 × 100 мм. Нужно отметить, что изготовление этих элементов — достаточно сложное занятие, и в отсутствии опыта за подобную работу лучше не браться, так как можно лишь безуспешно перевести материал на опилки.
  • Кроме пиломатериалов, потребуются гвозди и саморезы. Вполне возможно, что для монтажа некоторых элементов понадобится и усиливающие металлические уголки.

Изготовление деталей и монтаж лестницы

Используя подготовленный и тщательно рассчитанный чертеж , по указанным в нем размерам поочередно изготавливаются и сразу же устанавливаются элементы лестницы.

Тетива или косоуры

  • На досках, подготовленных для изготовления косоуров, отмечается нужная длина и отпиливается излишек.
  • Следующим этапом идет разметка «гребенки » по рассчитанным размерам. Для этой цели понадобится угольник и длинная линейка. Остающаяся не тронутой полоса доски – та, что находится ниже «гребенки », никогда не должна быть меньше половины общей ширины доски.

Разметка косоура под выпиливание «гребенки»

Косоуры должны размечаться с учетом угла, под которым будет монтироваться лестница. Поэтому основу под первую ступеньку и нижний срез для установки на пол, нужно сопоставлять с отмеченной на стене линией уклона. Важно, чтобы ступеньки были размещены в горизонтальных плоскостях, без «завалов» внутрь или наружу.

Затем ориентируясь на эти параметры, размечается и выпиливается вся гребенка – для этого по первой ступеньке можно сделать шаблон, который упростит работу.

  • Следующим шагом на пол закрепляется ограничивающий упорный брус по линии, где будет начинаться лестница.

Для того, чтобы установить косоуры к балке, можно воспользоваться двумя способами — сделав запилы в виде пазов в самой балке или наоборот — на косоуре.

  • Далее, косоур устанавливается на опорный брус на полу, плотно прижимается и закрепляется к боковой стене, а также в потолочном проеме .
  • Затем к бруску на полу и в проеме выставляется по ширине лестницы и закрепляется второй — висячий косоур.

Нужно отметить, что иногда для жесткости конструкции требуется не два, а три или даже четыре косоура — их количество будет зависеть от выбранной ширины лестницы.

  • В потолочном проеме косоуры тоже обязательно нужно соединить надежным бруском.

Бруски, на которые будет опираться и упираться основа лестницы, должны быть «намертво» закреплены к полу и в потолочном проеме .

  • Очень важно все косоуры установить идеально ровно по отношению друг к другу, иначе ступени могут иметь нежелательный уклон в стороны.

Установка подступенок и ступеней (проступей)

На на дежно установленные косоуры в первую очередь монтируются подступенки . Их изготавливают такой длинны, которая должна быть равна ширине лестницы.

После того как подступенки будут закреплены, начинают монтаж предварительно отфрезерованных проступей (ступеней). Длина досок для них должна быть больше ширины расстояния между двумя крайними косоурами на 10 ÷ 20 мм, а ширина превышать выступ гребенки на 20 ÷ 30 мм.

Поступи закрепляются к косоурам и подступенкам саморезами, так, чтобы головки крепежных элементов были полностью углублены в толщу древесины.

Установка опорных столбов и балясин

Установка балясин и столбов — не такая уж легкая задача, как может показаться изначально. Ее решение требует очень точной разметки и подгонки.

  • По краю ступеней размечается места, на которые будут установлены подготовленные балясины и опорные столбы.
  • Отверстие в ступени для установки шканта располагают на расстоянии от края , равном половине ширины основания балясины, так, чтобы ее край совпадал с боковым срезом ступени.

Следующим шагом на размеченных ступенях высверливаются отверстия. Подготовленные по размеру шканты , вклеиваются в устроенные отверстия. Шкант должен выступать из поверхности ступени на 10 ÷ 15 мм.

  • Затем, очень аккуратно, точно по диаметру шканта , (он, как правило, составляет 8 или 10 мм) высверливаются отверстия в основании балясин и столбов.
  • Столбы на одномаршевой лестнице устанавливаются в начале и в конце марша. Сначала устанавливается только верхние столбы, нижние же будут монтироваться в последнюю очередь.
  • Далее, нужно установить одну ÷ две балясины на шканты и вымерять угол верхней поверхности , приложив к ним поручень. Определив нужную линию, нужно отметить и срезать лишнюю часть со всех подготовленных элементов.
  • Далее, основание балясин и отверстие под шканты промазываются клеем, а затем насаживается на выступающий шкант .

Балясины выставляют вертикально по уровню и хорошо прижимают к ступеням, фиксируют, а затем оставляют до полного высыхания клея.

  • Затем, подготавливаются перила. Их края срезаются под нужным углом – это несложно выверить на месте. На их срезах также высверливаются отверстия, с помощью которых будет проводиться соединение перил с опорными столбами.
  • Когда клей под балясинами полностью просохнет, сверху них монтируются перила. Отверстие, высверленное на верхнем срезе перильной рейки, надевается на вклеенный в верхний столб шкант .

Затем, перила укладываются на балясины, смазанные сверху клеем. Благодаря отфрезерованному с нижней части перила пазу, балясины крепко будут зафиксированы в нужном положении. Но, тем не менее , следующим шагом с помощью тонких саморезов балясины прикручиваются к перилам снизу.

  • Последним устанавливают нижний опорный столб, который соединяется с нижним срезом перила, также с помощью вклеивания шканта .

По завершению монтажных работ, и после того как просохнет столярный клей, лестницу покрывают специальной антисептической грунтовкой. После ее полного впитывания и просыхания, дерево покрывается прозрачным лаком, желательно на водной основе, или краской выбранного оттенка.

Видео: Монтаж комплекта деревянной двухмаршевой лестницы

Изготовить и смонтировать даже самую простую лестницу — достаточно сложно, тем более, если нет должного опыта в этой работе. При малейшей неуверенности в собственных силах рекомендовано обратиться за помощью к специалистам – хотя бы для того, чтобы проводить пусть и самостоятельную работу, но под их неусыпным руководством. Ошибки здесь абсолютно не допустимы — неправильно рассчитанная или небрежно смонтированная конструкция может привести к серьезным травмам.