Лэпбук «Ёжик в гостях у осени». Дидактическое пособие по окружающему миру (для детей 3-4 лет)
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию инструкцию по изготовлению лэпбука «Ёжик в гостях у осени».
Данная публикация может быть полезна педагогам ДОУ, работающим с детьми 3-4 лет и родителям.
Цель:
распространение педагогического опыта по созданию дидактического пособия (лэпбука) на тему «Осень».
Задачи:
закрепить и систематизировать у детей знания, умения и навыки по темам «Дикие животные осенью»; «Осенние признаки в природе»; «Фрукты, овощи, ягоды»;
развивать у воспитанников навыки счёта до 5; устную речь, логическое мышление, память, воображение и фантазию;
тренировать мелкую и крупную моторику;
воспитывать любознательность и экологическую культуру.
Пошаговая инструкция по созданию лэпбука
Оборудование и материалы
Для изготовления лэпбука я использовала папку с канцелярскими резинками; папку из-под картона; цветной картон; конверты пластиковые и бумажные; декоративные прищепки, клей, ножницы, скотч односторонний и двусторонний;
Для наполнения лэпбука использовала многофункциональное пособие-тренажёр «Ёжик»; разнообразные картинки для дидактических игр; мягкие пазлы; стихи и загадки об осени.
Изготовление титульного листа
Для создания титульного листа я взяла картонную папку из-под использованного картона, из которой вырезала «ёжика», надписи выполнила сама, все детали заламинировала и наклеила на обложку при помощи скотча.
Дидактическая игра-тренажёр «Ёжик»
Тренажёр «Ёжик» был изготовлен заблаговременно.
Цель: закрепление знаний о диком животном – еже.
Задачи: уточнить, чем питается дикое животное (ёжик); повторить основные цвета; формировать навыки начального счета (до 5) и умения соотносить количество предметов с числом; формировать у детей понятия «один», «много», «мало», «ни одного», «маленький», «большой»; развивать крупную и мелкую моторику; поддерживать интерес к представителям животного мира; воспитывать любознательность и активность.
В прозрачном конверте разместила «Ёжика», выполненного из фетра, на одну его сторону нашиты, кнопки, липучки, крючки – разные виды для крепления деталей. На обратной стороне крепёжки отсутствуют; мобильные детали крепятся непосредственно на основу пособия.
В полупрозрачном конверте находятся детали для игры - «грибы», «ягоды», яблоки» и карточки с цифрами.
С тренажёром – ёжиком дети могут играть как самостоятельно, так и педагогом, родителями.
Вопросы и задания:
-Чем питаются в природе ежи?
-Чем ёжик отличается от других животных?
-Для чего природа наделила его колючками?
-Помогите ёжику сделать запасы на зиму.
-Как вы считаете, будет ли ёжик есть ядовитые грибы? Почему?
-Назовите съедобные и ядовитые грибы.
Дидактическая игра «Друзья ёжика». «Разрезные картинки»
Цель: повторение тем «Дикие животные» и «Признаки осени в лесу».
Задачи: закрепить знания об осенних признаках в природе и среде обитания диких животных; формировать умения классификации предметов по содержанию и смыслу; тренировать мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к природе.
В конверте я разместила разрезные карточки с изображением диких животных и осеннего пейзажа, которые детям предлагается собрать.
Вопросы:
-Найдите лишний предмет (дети указывают на картинку - пейзаж).
-Какое время года изображено на пейзаже?
-Почему вы так решили?
-Как человек должен вести себя на природе (в лесу, на речке)?
Дидактическая игра «Где чей хвост?»
Цель:
повторение об особенностях строения тел диких животных.
Задачи:
напомнить детям о том, что у каждого дикого животного имеются четыре лапы, одна голова, туловище и хвост; тело покрыто шерстью, есть зубы и когти; развивать устную речь и логическое мышление; тренировать мелкую моторику; воспитывать любознательность.
Детям предлагаются подобрать хвост к животному (волку, лисе и зайцу).
Вопросы и задания:
-Какая часть тела отсутствует у этих животных?
-Подберите хвосты к животным.
-Какие ещё части тела есть у всех животных?
-Для чего животным нужны лапы, клыки, шерсть, хвосты?
Дидактическая игра «Собери пазлы и назови предметы одним словом»
Цель:
повторение понятий «фрукты» «овощи», «ягоды».
Задачи:
формировать умения классификации предметов; развивать крупную моторику; воспитывать эстетические чувства.
Воспитанникам предлагается собрать мягкие пазлы и назвать предметы одним словом.
Картинки с изображениями фруктов, овощей, ягод в кармашке периодически заменяются.
Для заполнения этой части папки я изготовила конверты из цветного картона «осенних цветов», придав им форму геометрических фигур – прямоугольника, круга и треугольника.
Дидактическая игра «Раскрась предмет и найди его тень»
Задачи: учить отличать дикое животное от домашнего; повторить название геометрической фигуры – прямоугольника, закрепить названия основных цветов; формировать навыки аккуратного раскрашивания мелких предметов; развивать мелкую моторику; воспитывать любовь к живой природе.
Детям предлагается сопоставить изображение животных (зайца, зебры, лисы, кота) со своей тенью (соединить линией).
Вопросы и задания:
-Определите, где чья тень.
-Назовите лишнее животное.
-Почему вы так решили?
-Назовите других домашних животных.
Дидактическая игра «Найди лишний предмет»
Цель:
повторение тем «Овощи» и «Ягоды».
Задачи:
учить классификации предметам по определённым признакам; повторить название геометрической фигуры – круга; закрепить названия основных цветов; развивать логическое мышление и фантазию; воспитывать внимательность.
Среди картинок с овощами размещается иллюстрация с ягодой земляникой.
Вопросы:
-Какой предмет лишний? (Земляника)
-Почему? (Это ягода)
-Какие ещё ягоды вы знаете?
-Что можно приготовить из ягод?
-Что можно приготовить из овощей?
Дидактическая игра «Покорми животное и раскрась его»
Цель: повторение темы «Питание диких животных».
Задачи: поговорить об особенностях питания животных; повторить название геометрической фигуры – треугольника; повторить названия основных цветов; развивать логическое мышление, устную речь, мелкую моторику; воспитывать любознательность.
На листе бумаги изображены животные: белка, медведь, заяц, кошка, собака; пища для животных: кость, мёд, орехи, рыба, морковь.
Задание: правильно соединить предметы стрелками.
Вопросы и задания:
-Какое животное чем питается?
-Назовите лишнее животное. (Собака)
-Почему вы так решили? (Она-домашнее животное, остальные-дикие)
-Как нужно относиться к своим домашним животным? А к чужим?
4 блок (для педагогов)
В четвёртом блоке я разместила вспомогательный материал для педагогов:стихотворения и загадки на тему «Осень» для самых маленьких, а также – упражнения для пальчиковой гимнастики./i]
Стихи об осени
Осень, осень, не спеши
И с дождями подожди.
Дай еще нам лета,
Солнышка и света.
(А. Тесленко)
* * * * *
Октябрь
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый.
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
(В. Берестов)
* * * * *
Под кустом свернулся ёжик
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
Разгоняя тучи.
В листья красные одетый
Улыбается пенёк.
Простоял сухой всё лето,
А теперь насквозь промок.
(И. Могилевская)
* * * * *
Летят дождинки
Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползёт.
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идёт и сеет осень
Душистые грибы!
(И. Демьянов)
Упражнения для пальчиковой гимнастики
«Осень»:
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится, – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем. – постучать ногами
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
Загадки об осени
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …(Листопад)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?..(Дождь)
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли… (Зонт)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (Лужи)
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке - бархат синий.
Это что такое? (Иней)
Лэпбук — эксклюзивное изобретение родом из США. Задумка данного предмета чрезвычайно интересная. Суть состоит в том, чтобы обучать детей с помощью разнообразных картинок и рисунков. Довольно просто сделать Лэпбук своими руками, шаблоны скачать бесплатно можно по ссылке в конце данной статьи.
А для начала предлагаю разобраться подробнее, что это за изобретение, как его лучше создавать.
Разновидность и цель Лэпбука
Чтобы наш малыш познавал мир придумано различное множество вещей: книги, игрушки, приложения на планшетах и смартфонах, компьютерные программы. Также для этих целей многие люди делают видео-ролики на YouTube, где рассказывают детям о разных предметах и обучают их арифметике, правописанию и иными способами подготавливают детей к детскому саду, а затем и к младшим классам школы. Можно смотреть ролики, покупать дорогостоящие игры и приложения, а можно и сделать обучающий предмет своими руками! Сегодня речь пойдёт как раз о втором варианте для усидчивых и трудолюбивых.
Лэпбук представляет собой папку, созданную из картона, внутри которой разных размеров кармашки. В них можно вкладывать фотографии, наглядные рисунки и аппликации. Такая подача поможет провести занятие с ребёнком в наглядной понятной форме, и вызвать детский интерес.
Лэпбук может быть узко направленным, специализированным на какой-то науке, к примеру, по экологии, по математике, по развитию речи, УМК, ПДД. Цель Лэпбука состоит в том, чтобы малыш выучил что-то новое, поэтому лэпбук для младшей группы и раннего возраста может быть создан по сказам, диким животным или насекомым. Также популярны варианты Моя семья,Мой город, Лэпбук по безопасности, музыке, овощам — для детей 4 лет, малышам и подготовительной группы.
Примеры Лэпбуков
Итак, Вы приготовили все материалы, проявили всю свою фантазию касаемо картинок, цифр, и смело можете приступать к изготовлению лэпбука, который довольно просто сделать своими руками, отталкиваясь от наших примеров, доступных для скачивания по ссылке ниже.
Пример плана Лэпбук-папки к первому сентябрю: в ней нам нужно познакомить малыша с названиями школьных предметов; провести с помощью картинок беседу о правилах поведения; рассказать, как правильно собирать портфель; немного полезных пословиц (исключительно для развития лексикона); и самое главное — рассказать о пути в школу и обратно домой, если ребенок будет ходить без родителей.
В целом Лэпбук можно разделить на несколько разновидностей:
- Праздничные.
- Для учёбы.
- Предназначенные рассказать с помощью картинок краткую автобиографию ребёнка.
- Сделать оригинальный подарок (кстати, музыкальное сопровождение будет огромным плюсом).
Формы и внешний вид
Если говорить о форме Лэпбук, Ваша креативность сыграет немалую роль: в итоге может получиться простая книжка с оригинальной идеей, папки разных геометрических фигур и много других форм. Создавая Лэпбук папки, Вы приучаете своего малыша к усидчивости, у него развивается воображение и ребёнок привыкает к аккуратности.
С помощью данной игры ребёнок выучит азбуку, цифры, географическое расположение стран, у него будет развиваться логическое мышление, и в скором времени Вы увидите заинтересованность к познанию нового. Думайте, творите, проявляйте свою фантазию и создавайте шедевры для развития Вашего ребёнка. Поверьте, Вы заинтересуете своего малыша и в будущем будете делать Лэпбук папки вместе. Факт совместного творчества будет ещё более полезен детям.
Мастер-класс по созданию лэпбука для детского сада «Здравствуй, осень!»
Лэпбук "Здравствуй, осень!
Описание:
Лэпбук - сравнительно новое средство обучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС (федерального государственного стандарта)
Что же такое Лэпбук ?
Лепбук - тематическая папка. Тему и наполнение которой Вы выбираете сами.
Зачем нужен лэпбук?
* Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
*Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.
* Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов (что немаловажно в разновозрастных группах детских садов).
Материал может быть полезен воспитателям детских садов, педагогам, родителям и детям.
Цель: создать лэпбук "Здравствуй, Осень" своими руками.
Задачи мастер- класса:
1. Представить педагогический опыт по использованию современных педагогических технологий в воспитании детей дошкольного возраста.
2. Мотивировать педагогов на использование в своей практике методов, приёмов, игровых заданий.
Для работы нам необходимо: картонная основа (я использовала папку "Личное дело"), клей, ножницы, цветная двусторонняя бумага, заранее распечатанные на принтере картинки по теме "Осень", скотч, свеча, высушенные листья деревьев ножницы и конечно же хорошее настроение и наша безграничная фантазия.
Для начала я разрезала первую страничку в папке "Личное дело" на две части.
Будем приклеивать ее с противоположной стороны
Так, чтобы наш лэпбук открывался в две стороны:
После того, как мы все склеили, начинаем оформлять фон Лэпбука .
Необходимо оклеить картонную основу с наружной и внутренней стороны.
Так, как тема моего лэпбука "Осень". Я решила сделать наружную сторону оранжевой, приклеить веселую надпись "Здравствуй, осень" и украсить все забавными осенними листочками. Но вы, конечно же, можете выбрать любой другой цвет бумаги.
Затем переходим на внутреннюю сторону. Ее я решила сделать ее разноцветной.
После этого начинаем наполнять папку содержимым.
Я решила разместить внутри карманы с загадками про осень,признаками осени, корзинкой с "дарами осени", конвертиком с настоящими осенними листочками (предварительно высушенными и обработанными воском для лучшей сохранности).
Также я приклеила картинку "Осень,уборка урожая" (для составления детьми рассказа по картинке)
Еще в моем лэпбуке разместился конвертик с осенними пейзажами "краски осени".
"Свое место" заняли и листочки, которые мы вместе с детьми собрали на прогулке.
Затем готовую папку (при желании) можно проклеить скотчем.
В чем еще одно преимущество лэпбука - внутреннее наполнение можно менять, обновлять!
татьяна шапошникова
На страницах нашего любимого сайта МААМ последнее время довольно часто появляются Лэпбуки на различные темы . Мне они сразу понравились, с того момента, как я его увидела впервые!И конечно же решила тоже попробовать себя в изготовлении лэпбука . Конечно же я стала изучать в интернете материал по теме. И вот что можно выделить. Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки . Он представляет собой другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки в которых организован и записан изучаемый материал. Лэпбук не средство обучения , а особая форма организации учебного материала. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал) .
Это удобный способ для повторения пройденного. если Лэпбук будут изготавливать воспитатель совместно с детьми, то дети научатся самостоятельно собирать и организовывать информацию, что в будущем поможет им самостоятельно подбирать материал например для проектной работы или для будущей учебы в школе. Так как у меня сейчас маленькие дети, я собирала информацию самостоятельно, старалась, чтоб материал был доступным для детей среднего возраста . Вот что у меня получилось.
Публикации по теме:
Интеллектуальная викторина «Дарит осень чудеса» для детей средней группы (4–5 лет) Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона; систематизировать знания детей об осенних.
Данный лэпбук "70 лет Победы" сделан для старшей группы детского сада. Лэпбук предназначен для ознакомления детей с основными событиями.
Данный лэпбук сделан для средней группы детского сада (дети от 4 до 5 лет) На левой части лэпбука расположены конверты "приметы весны".
Пока нахожусь в отпуске придумало еще один Лэпбук на тему наступающей осени. Уж очень мне понравилось создавать их В лэпбук вошли: информация.
Осень в лесу. Праздник для детей средней группы Осень в лесу для средней группы №3 Дети входят в зал с осенними веточками под вальс Грибоедова «E-moll» (На экране иллюстрация осени в лесу).
Открытое мероприятие по познавательному развитию детей средней группы «Осень в гости к нам пришла» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 станицы Варениковской Конспект открытого мероприятия.
Сценарий осеннего праздника для детей средней группы «Постучалась в двери осень» «Постучалась в двери осень» Сценарий осеннего праздника для детей средней группы Дети под музыку входят в зал Ведущий: Постучалась в двери.
Лэпбук по познавательному развитию «Осень»
средняя группа (4-5 лет)
Лэпбук - сравнительно новое средство обучения, которое соответствует новым
требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС.
Актуальность.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет
новые подходы и методы работы в своей педагогической деятельности. Вот и я
решила использовать в своей работе совершенно новое методическое пособие –
лэпбук. Лэпбук выглядит как интерактивная книжка, информация в которой
представлена в виде кармашков. Которые, привлекают интерес детей к самой
папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся
информацию в компактной форме. Изготовленный мною лэпбук «Осень»
помогает закрепить и систематизировать ранее пройденный материал, а также
помогает работе детей в самостоятельной деятельности.
Цель .
Способствовать расширению знаний детей об осеннем времени года.
Задачи.
Закрепить и систематизировать изученный материал;
Сформировать умение составлять рассказ об осени по картинкам;
Повторить стихи, пословицы, поговорки, приметы об осени;
Учить классифицировать, дифференцировать, выделять лишний предмет в
ряду предметов, сравнивать;
Закрепить знания о витаминах, овощах, фруктах.
В лэпбук «Осень» вошли следующие задания:
На первой странице находятся картинка ежика с осенним урожаем
на развитие внимания «Что напутал художник».
На развороте
«Загадки и стихи и об осени»
Задачи: - формирование выразительности чтения;
Показать красоту осени через природы через поэзию.
Дид.игра «Урожай».
Задачи: закрепить знания детей классифицировать фрукты и овощи по месту
произрастания (сад – фрукты на деревьях, овощи - огород).
Дидактическая игра«Одень на прогулку». (Девочка Аня собралась на
осеннюю прогулку, давай поможем ей одеться и взять с собою
необходимые вещи. Предложите ребёнку рассмотреть картинки с
одеждой и другими предметами, разложить только те, которые
необходимы для осенней прогулки.
Развивающие игры:«Назови пословицу, примету об осени».
Задачи: - систематизировать знания детей о приметах осени;
Закрепить обобщающие понятия «осенняя одежда».
Дид.игра «Четвертый лишний
Задачи: - учить классифицировать, дифференцировать, выделять лишний
предмет в ряду предметов, сравнивать;
«Составить рассказ по картинкам (Пришла без красок, без кисточки, а
перекрасила все листья? (Осень) Осень настоящая художница! Золотая
осень – это яркие, весёлые цвета и оттенки: жёлтые, оранжевые,
красные, голубые. Поздняя осень – это тусклые, печальные цвета и
оттенки: коричневые, серые, чёрные. Давай попробуем с тобою
подобрать палитру красок для осени-художницы?!
Составление рассказа-описания «Осень» Задачи : Способствовать развитию
умений составлять рассказ-описание времени года – осени.
Раскраски – осень – развивать умения детей передавать впечатления