Коррекционные занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия в период восстановительного лечения

Наши дети - это наше золото, которым мы дорожим и стараемся оберегать всевозможными способами. Их здоровье для любящих родителей всегда на первом месте. К сожалению, дети иногда рождаются с некоторыми недостатками или же приобретают их в совсем юном возрасте. Нередко при этом наблюдается нарушение зрения, и тогда приходится обращаться к разным специалистам, в число которых входит тифлопедагог. Это профессия, возможно, мало кому знакома, и поэтому попробуем разобраться в ней.

Немного ясности

Тифлопедагог - это тот человек, который, являясь ведущим специалистом, координирует и направляет коррекционно-педагогическую работу со слабовидящими детьми, включая тех, кто лишен зрения с рождения.

Свою деятельность специалист может вести по некоторым направлениям:

  • проведение обследования учащихся;
  • корректирующие специальные занятия с детьми дошкольного возраста;
  • активное участие в жизни школы;
  • помимо самих детей, специалист работает и с их родителями.

Чтобы специалист смог эффективным образом выполнять свои обязанности, он должен быть знаком с особенностями развития всех своих пациентов. Помимо этого, тифлопедагог - это тот человек, который непосредственным образом участвует в периоде обучения детей в школе. Все это он может узнать в ходе специального обследования, которое проводится на основе специальных схем и методик по работе со школьниками, имеющими зрительную патологию в той или иной степени.

Исходя из результатов обследования, можно понять, какая именно методика подойдет школьнику в соответствии с выявленными его возможностями. При этом для каждого учащегося разрабатывается специальная программа, которой специалист придерживается в ходе занятий.

Особенность профессии

Сложно переоценить значение такого специалиста, как тифлопедагог. Это важная профессия, поскольку до 90 % всей информации человек воспринимает непосредственно через зрение. Здоровые и зоркие глаза - это один из важных факторов полноценного существования в социуме и способность выживать в диких условиях природы. Однако, к сожалению, бывают разные ситуации, в результате которых можно потерять зрение или же быть слепым с рождения. В этом случае восполнять недостаток приходится иными путями.

Как правило, те люди, которые потеряли зрение, немного по-другому воспринимают окружающий мир. У них обычно существенно улучшается слух и приобретается особенная чувствительность на пальцах. Тем не менее в таких случаях просто необходима помощь со стороны, особенно в случае с детьми.

Обязанности специалиста

Главная обязанность такого специалиста, как тифлопедагог, научить слабовидящих либо полностью слепых детей получать и обрабатывать всю информацию об окружающем мире. Для этого служат уроки чтения, где используются специальные книжки со шрифтом Брайля.

Также важно привить им навыки и умения по самостоятельному обслуживанию. Но крайне важно научить детей с подобными ограниченными возможностями правильно ориентироваться в пространстве. Также задача педагога включает не только специальное обучение, но и приемы нравственного, эстетического и физического воспитания.

Большинство детей, которые слабо видят или полностью потеряли зрение, не желают останавливаться на каком-либо достигнутом результате, а хотят идти дальше в своем развитии. Любой инвалид по зрению хочет получить высшее образование, освоить интересную для себя профессию, по которой намерен работать в дальнейшем. Многие при этом останавливают свой выбор на какой-нибудь творческой или научной специальности. В этом кроется и заслуга педагогов, которые обучают всех детей необходимым навыкам, чтобы они в будущем могли работать в различных сферах производства.

История

В настоящее время существует целая наука под названием "тифлопедагогика", которая происходит от слияния двух слов: греческого τυφλός (слепой) и "педагогика" - и является разделом дефектологии. Однако у всего было начало, и основоположником этой науки является педагог из Франции В. Гаюи (1745-1822), который придерживался взглядов Д. Дидро.

У себя на родине и в России Гаюи основал первое образовательное учреждение, где слепой ребенок может получить хорошее образование. Благодаря ему было сформировано систематическое обучение слепых или слабовидящих. К тому же с этого времени к людям этой «категории» стали относиться более гуманно, как к любому полноценному человеку, который тоже нуждается в получении образования и рабочего места.

Тут стоит отметить еще одну личность - Л. Брайля (1809-1852), который является автором системы, изменившей традиционно используемое обучение слепых людей. Она основывается на комбинациях шеститочия и охватывает не только буквенные, математические, но и прочие символы. В результате слепые могут свободно писать и читать. Сам Брайль слепой с трехлетнего возраста. Сначала он был воспитанником Парижского национального института для лиц, потерявших зрение, а затем его деятельностью стала работа тифлопедагога.

Во Франции первая книга со была напечатана в 1852 году, а в России она появилась спустя некоторое время - в 1885 году. В России школы для незрячих начали появляться с 1807 года, и в течение XIX века было открыто несколько подобных учебных заведений. Обучение по тем временам стоило больших денег - около 300 рублей за год.

Можно ли стать тифлопедагогом

Если кто-либо заинтересовался данной профессией, то ее можно освоить в любом педагогическом вузе на факультете дефектологии. Однако одного желания мало, необходимо уметь работать с незрячими детьми. Также важно понимать, как инвалид по зрению воспринимает мир и как устроена его психика.

Помимо этого, нужно обладать многими необходимыми качествами. Нужно всегда оставаться добрыми к детям, любить их, быть ответственным. Но самое главное - это иметь стремление помогать слабым.

"Патриотизм -это прежде всего, состояние души". Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и уважение к защитникам Отечества, и ощущение неразрывности с окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«НАША АРМИЯ».

Задачи:

Воспитывать уважение к защитникам Родины,гордость за свой народ.

Развивать представление о разных родах войск в Российской Армии,боевой технике; связную речь,память, логическое мышление.

Вызвать чувство симпатии к воинам Российской Армии,восхищение их ловкостью и силой.

Предварительная работа:

  1. Беседа об Армии, о Родине,о защитниках Родины в ВОВ, и в мирное время;
  2. Заучивание стихов,рассматривание альбомов,книг, иллюстраций;
  3. Чтение художественной литературы,слушание аудиозаписей на военную тематику.

Оборудование:

Иллюстрации родов войск,боевой техники, природы,плакат-коллаж «Никто не забыт,и ничто не забыто», конверт «секретный пакет», аудиозапись «Марш» ,магнитофон, стенгазета «Наши защитники».

Ход занятия:

1.Построение детей в шеренгу .

«Встаньте на дорожку,подровняйте ножки!»

2.Вступительное слово воспитателя : У каждого человека есть свой собственный праздник –День рождения.В этот день его поздравляют,дарят подарки. Такой праздник есть и у нашей Российской Армии. Он называется День Защитников Отечества.

(Показ иллюстрации)

Прекрасна наша родная земля! Она дарит нам хлеб и воду из родников. Мы любуемся её красотой! Но она не может защитить себя. А кто сможет защитить нашу Родину? Защитники Отечества!

Ваня Р. : Когда-то в армии служить и нам придет пора. Мы по-другому будем жить,закончится игра.

Дима Б: Кто будет танком управлять, а- кто ходить пешком. Кто будет по небу летать,кто плавать моряком.

Данила Ж: Очень, очень я мечтаю поскорей солдатом стать,чтобы мамочку родную и Россию защищать!

Вос-ль: Ребята,вы знаете,что все военные умеют ходить строевым шагом,который называется марш. Давайте пройдем гордым маршем в честь наших защитников Родины.

3. Марш детей под музыку.

4. Сюрпризный момент: Ребята,обратите внимание,сколько у нас гостей!

(Показ конверта). На адрес нашего детского сада пришел «секретный пакет» из настоящей военной части № 168 г.Саратова. Военные интересуются,как мы занимаемся,что знаем об Армии, о боевой технике. Наши гости посмотрят наше занятие и напишут письмо –ответ военным. Согласны?

Прошу командира группы «Непоседы» доложить о готовности к занятию.

Сурен А: Отряд, равняйсь,смирно! Равнение на середину!

Елена Владимировна,отряд «Непоседы» к занятию готов!

Вос-ль: вольно,прошу занять свои места! (Дети проходят и садятся за столы).

5.Беседа об Армии .

Мы с вами живем в стране,которая называется Россия. На земле много стран и не все они живут дружно. Иногда бывают войны. Поэтому у каждой страны есть сильная и могучая Армия. В Армии служат солдаты и матросы, офицеры и генералы. Все они –защитники Родины.

Вос-ль: Кто такие защитники Родины?

Дети: Воины,которые служили и служат в армии.

Вос-ль : Почему мы говорим «Наша Армия родная»?

Дети: Армия всем родная,потому что в ней служили и служат наши родственники.

Вос-ль: Правильно,давайте обратим внимание на нашу стенгазету «Наши защитники».

Кому из вас Армия родная?

Дети: (выходят и рассказывают о папах и дедушках).

Вос-ль:Потому и непобедима наша Армия,что каждому из нас она родная.

Какими должны быть солдаты в Армии?

Дети: (сильными, умными, ловкими,находчивыми, хитрыми, сообразительными,выносливыми.)

Дима Б: Защитники Родины должны быть сильными, смелыми,умными. Сильными- чтобы не испугаться врага, смелыми – чтобы его победить,умными –чтобы правильно обращаться с оружием.

Вос-ль: Какие вы знаете рода войск? Посмотрите на иллюстрации!

Дети: (Пограничники,связисты, ракетчики,десантники,моряки, танкисты,минеры).

Вос-ль: Зачем в Армии так много родов войск?

Дети: (Чтобы защищать нашу Родину со всех сторон- и с суши,и с моря, и с воздуха).

Вос-ль:Правильно, в небе нашу Родину охраняют Военно-Воздушные Войска –это вертолеты,самолеты,ракеты.

Наши морские границы охраняет Военно- Морской флот –это подводные лодки,боевые корабли и катера.

На земле нас охраняют Сухопутные войска.

Зачем нужна Армия в мирное время?

Дети: (В мирное время солдаты учатся управлять боевой техникой,проводить учебные бои,учатся стрелять из всех видов оружия).

6.Загадки о боевой технике:

* У какой птицы на крыльях звезды? (Самолет)

* Тучек нет на горизонте,но раскрылся в небе зонтик,через несколько минут опустился …(парашют)

*Ползет черепаха- стальная рубаха, враг в овраг и она,где враг.(Танк)

*Железная рыба плывет под водой,врагу угрожает огнем и бедой. (Подводная лодка).

* Черная труба стрекочет,огонь вылететь хочет.(Пушка).

7. Разминка для будущих воинов. (Дети выходят из-за столов и становятся в круг).

Наши воины идут:1-2,1-2 (ходьба на месте),

В барабаны громко бьют:тра-та-та -2р.(игра на барабане),

В море наши корабли:нынче-здесь-завтра-там (качалочка),

Долго плавали вдали по морям,по волнам (круг.движ.руками),

Пограничник на посту: кто идет?-2р(в бинокль смотрят),

Едут танки по мосту: тр-вперед-2р.(моторчик),

Над землею самолет: у-у-2р. (крылья самолета),

Разрешен ракетам взлет: ух-2р (приседают,встают),

Наши пушки точно бьют: бух-бах -2р(бокс),

Нашей Армии салют Ура!-3р(подпрыгивают,руки вверх).

(За Суреном дети проходят за столы и садятся).

8. Пословицы о Родине и защитниках.

Юля С « Тот герой,кто за Родину горой.»

Сурен А: «Смелость города берет».

Дима Б: « Храбрый побеждает,трус погибает».

Марат А : «За правое дело стой смело».

Паша И: «Сам погибай,а товарища выручай».

Настя Н: «Жить –Родине служить».

Ваня П: «Русский боец –всем образец».

Данила Ш: »Родина-мать,умей за неё постоять».

Алена Г: »За край родной иди бесстрашно в бой!».

Вос-ль:Мы живем на легендарной земле,в Волгоградской области. Город Волгоград-наш областной центр.

Как раньше назывался он?

Дети: (Сталинград).

Вос-ль: Чем он прославился?

Дети: (Сталинградской битвой).

Вос-ль: Кого из Героев Сталинградской битвы вы знаете?

Дети: (Яков Павлов, Василий Зайцев, Михаил Баранов, Михаил Паникаха).

Вос-ль: Да, это наши защитники Отечества, которые в ВОВ защищали нас, погибали за нас и победили!

Сурен А:

Пусть спокойнее спят города!

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Юля С: Ни один пусть не рвется снаряд,

Ни один не строчит автомат!

Оглашают пусть наши леса только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

Алеша К: Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает: старый дом,в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Ваня Р: У реки березка-скромница, и ромашковый бугор.

А другим наверно,вспомнится свой родной московский двор.

Юля С: Или степь от маков красная,золотая целина…

Родина бывает разная,но у всех она одна!

Вос-ль: Берегите нашу Родину! Растите честными и мужественными! Спасибо за знания! Занятие наше окончено.


«Наша армия»

Коррекционно-образовательная:

Учить детей образовывать прилагательные от существительных.

Коррекционно-развивающие:

Упражнять детей в назывании военных профессий, закреплять употребление имен существительных в различных падежах;

Развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными;

Упражнять в подборе признаков и действий к предметам.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать у детей уважение, любовь и благодарность к людям, стоящим на защите нашей Родины.

Оборудование : картинки с изображением людей военных профессий и военной техники.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Л: Скажите, какой праздник мы отмечаем в феврале? Сейчас каждый из вас придумает поздравление для своего папы, расскажет его и сядет на свое место.

2. Объявление темы.

Л: Сегодня мы поговорим о защитниках Отечества и о том, почему их работа важна для нас.

3. Вводная беседа.

Л: Для того, чтобы мы могли спокойно жить, заниматься любимым делом, учиться и просто расти, нас защищают мужественные и отважные люди. Их называют защитниками Отечества. Сейчас мы с вами посмотрим небольшой фрагмент парада защитников Отечества на главной площади нашей страны- Красной площади.

4. Развитие лексико-грамматических категорий:

Игра «Кто где служит?»

В артиллерии служат (кто?)- артиллеристы. В зенитных войсках служат (зенитчики). В небе нашу Родину охраняют (летчики). В пехоте служат (пехотинцы). В море несут службу (моряки). На границе охраняют Родину (пограничники). В кавалерии служат (кавалеристы) и т.д.

Л: А сейчас каждый из мальчиков выберет для себя военную профессию и расскажет, кем

бы он хотел стать, когда вырастет.

Игра «Кем я хочу стать?»

Я хочу быть пограничником, автоматчиком, артиллеристом, танкистом, парашютистом, вертолетчиком, пулеметчиком, пехотинцем, моряком и т.д.

Л: Существуют разные рода войск. Например, летчики служат в летных войсках. Расскажите, в каких родах войск служат военные.

Артиллеристы служат (в артиллерийских войсках).Танкисты- в танковых войсках. Пехотинцы –в пехотных войсках. Ракетчики- в ракетных войсках. Пограничники- в пограничных войсках. Зенитчики- в зенитных войсках. Десантники- в десантных войсках.

Физминутка.

В пограничников играем, идут друг за другом, маршируя

Землю нашу охраняем.

Мы гурьбой садимся в санки, бегут друг за другом, размахивая

Мчимся вихрем в жаркий бой. Воображаемым оружием

Мы- танкисты, идут друг за другом

Санки- танки приложив руку к голове

Враг- сугробы под горой.

Л: Каждый из вас выбрал себе военную профессию. А теперь расскажите мне, какая техника вам нужна для несения службы.

Игра «Кому что нужно?»

Танкисту нужен танк. Десантнику нужен парашют. Вертолетчику- вертолет. Артиллеристу- …, автоматчику-…летчику-…и т.д.

Л: Обратите внимание, как много военной техники перед вами. Вспомните, какую военную профессию вы себе выбрали и каждый из вас пусть сосчитает свою боевую технику.

Игра «Сосчитай»

Один танк, два, три, четыре танка, пять танков и т.д.

Игра «Подбери признак и действие»

Защитник Отечества (какой?) - смелый, храбрый, мужественный, отважный, доблестный, бесстрашный…

Профессия защитника Отечества (какая?) – трудная, почетная, уважаемая, опасная, серьезная…

Защищать Родину – это значит (сто делать?)- охранять, беречь, сохранять. оберегать

5. Итог занятия.

Л: О ком мы говорили на занятии? Какие они защитники Отечества? Где проходит парад защитников Отечества? Как нужно относиться всем людям к защитникам Отечества?

Задания для закрепления.

Рассказать детям о защитниках Отечества, празднике 23 Февраля. Рассмотреть картинки с изображением людей военных профессий, а затем попросить ребенка назвать эти профессии.

Игра «Сосчитай»

Танк, пулемет, пушка, автомат, самолет, вертолет, парашют, сабля, кинжал.

Игра «Один- много» (слова из предыдущей игры)

Цель: знакомство родителей с основными направлениями коррекционной работы тифлопедагога для повышения партнерских отношений и пробуждения интереса и желания заниматься со своими детьми.

Зрительное восприятие:

  • закрепить умение узнавать силуэты игрушек и соотносить их с игрушками;
  • закрепить умение совмещать два плоскостных изображения.

Сенсорное восприятие:

  • закрепить знания о геометрических фигурах;
  • закрепить умение подбирать к прорези соответствующие по форме “ключи”;
  • развивать умение классифицировать фигуры по трем признакам: цвет, форма, величина.

Сохранные анализаторы:

  • закрепление зрительно-тактильного анализ;
  • развитие прослеживающей функции глаз.

Развитие мелкой моторики закрепить умение закручивать крышки при захвате тремя пальцами;

  • развивать и укреплять мышцы пальцев руки;
  • развивать скоординированные движения “рука-глаза”.
  • Социально-бытовая ориентировка:

    • знакомство со способом определения веса предмета с помощью воды;
    • развитие интереса к проведению эксперимента для получения знаний;
    • закрепление знаний о материалах (резина, дерево, пластмасса, стекло, металл, пластилин) и их весе (тяжелый, легкий).

    Интеграция компонентов содержания:

    • область “Познание” - ознакомление с окружающим;
    • область “Коммуникация” - коммуникативные навыки, умения, связная речь;
    • область “Социализация” - игровая деятельность.

    Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

    Оснащение и наглядность: грузовик, мягкая игрушка, конверт с письмом, резиновые игрушки и их силуэты, лабиринт, разноцветные пластмассовые яйца, карточки-шифровки, домики с замками, геометрические фигуры из блоков Дьенеша, емкость с водой, кукла, мячики (резиновые, пластмассовые, деревянные, стеклянные, металлические, пластилиновые), мобильные тренажеры “паровозик”, “неваляшка”, “грузовик”, “клоун”, “коляски”, “воздушные шары”, карта пути.

    I. Вступление.

    Дети заходят в группу и встают вокруг тифлопедагога.

    Ребята, сегодня к нам в гости я пригласила родителей. Они очень хотят посмотреть, как вы занимаетесь на занятиях. Покажем им?

    Ой, что за стук в дверь? Давайте посмотрим.

    В группу въезжает грузовик с игрушкой и письмом.

    Ребята, кто это к нам приехал? Посмотрите, а здесь еще есть конверт. Там письмо. Давайте я его вам прочитаю.

    Письмо: Дорогие ребята! У нас в городе Игрушек случилась беда. Злой волшебник Ломалка пришел к нам в город и устроил беспорядок. Ломалка очень радуется, что мы не можем с ним справиться. Если мы его не прогоним, то скоро в нашем городе не останется игрушек, и детям не во что будет играть. Помогите нам, пожалуйста, справиться с Ломалкой.

    Ребята, вы согласны помочь игрушкам? Тогда отправляемся в путь. Но на грузовике мы не поместимся. А как вы думаете, как нам туда попасть?

    Я предлагаю вам отправиться в путь на воздушных шарах. Готовы?

    Считалочка:

    Раз, два, три, четыре, пять дети загибают пальцы на правой руке;
    На лужок пойду гулять. шагают на месте;
    Красный шарик захвачу, рисуют в воздухе круг;
    Нитку крепко закручу левая рука в кулаке, правой рукой имитируются движения
    И считать теперь начну: “закручивания нитки”;
    Раз, два, три, четыре, пять… считают пальцы на левой руке, разгибая их;
    Как сочту до десяти показать все пальцы на руках;
    Крикну шарику: “Лети!” поднять руки вверх.

    Вот мы и попали с вами в страну Игрушек. Смотрите, здесь еще один конверт. Посмотрим, что в нем? Ребята, здесь карта, которая нам подскажет, что делать и куда идти.

    Посмотрите на карту. Что здесь нарисовано? Ключ. А идти нам надо к лабиринту. Кто скажет, в какую сторону?

    II. Лабиринт.

    Ломалка спрятал у игрушек ключи от домиков, а их заколдовал, оставив нам только их силуэты. Ключи он спрятал в волшебных яйцах. Давайте поможем игрушкам попасть в свои домики.

    Давайте встанем парами и выполним задание Ломалки. Один из пары пройдет лабиринт, а второй найдет ключ от домика.

    Детям раздаются цветные силуэты игрушек и предлагается по ним найти их.

    Инструкция: вам надо наложить силуэты игрушек на контур и пройти по дорожкам лабиринта до картинок яиц. После этого мы сможем достать ключи и открыть домики игрушкам.

    Дети накладывают силуэты игрушек на контуры и проходят лабиринт. В конце лабиринта дети снимают плоскостные яйца.

    Задание вы выполнили, теперь надо посмотреть в карту, чтобы найти домики. Кто скажет, в какую сторону нам идти? Дети дают варианты ответов.

    III. Домики.

    Ребята, вот мы и дошли до домиков игрушек. А вот и волшебные яйца, где спрятаны подсказки, чтобы найди ключи.

    Инструкция: каждая пара должна найти свое яйцо, открыть его и по подсказке выбрать нужный ключ среди других. Готовы? Тогда начинаем.

    Один ребенок из пары находит нужное яйцо и его открывает, достает подсказку и расшифровывает ее. На подсказке изображено три символа: цветовое пятно, домик (символ размера) и точечный силуэт фигура. Второй ребенок расшифровывает подсказку и находит среди замков-фигур нужную. Дети берут замок и находят домик с таким замком, около которого оставляют игрушку.

    Молодцы! Все игрушки попали в свои дома. Чтобы отправиться дальше в путь, я предлагаю вам немного отдохнуть. Согласны? Тогда давайте сделаем зрительную гимнастику.

    IV. Зрительная гимнастика.

    Встаньте все в россыпную и выполняем гимнастику для глаз:

    V. Эксперимент “ Тяжелый или легкий”.

    Ребята, Это кукла Катя. Она любит собирать разные мячики. Как вы думаете, из чего они сделаны? Дети смотрят на мячи и дают варианты ответов.

    Молодцы, правильно. Но злой Ломалка заберет у куклы все мячи, если она не расскажет ему, какие мячи легкие, а какие тяжелые. Кукла не знает, как ей это сделать, ведь у нее нет весов. А вы не знаете, как ей помочь? Я вам подскажу. У нас есть бассейн с водой. Если опустить туда мячи и посмотреть, утонут они или будут плавать, то можно определить, какой мяч легкий, а какой тяжелый. Готовы помочь кукле?

    Инструкция: возьмите каждый по мячику. Один из вас сейчас назовет, какой у него мяч, потом опустит его в бассейн и мы посмотрим, утонет он или будет плавать. Если он утонет, значит мяч тяжелый, а если он будет плавать, значит он легкий. Чтобы убедиться в этом, ребенок с таким же мячиком повторит наш эксперимент. Все понятно, тогда начинаем.

    Ребята, нам осталось выполнить последнее задание Ломалки. Посмотрите на карту и скажите, куда нам надо идти. Правильно. Нам надо починить игрушки, которые сломал Ломалка.

    VI. Мастерская “ Почини игрушку”.

    Ребята, посмотрите, Ломалка сломал игрушки, и теперь в них нельзя играть.Нам надо их починить. Вы готовы? Тогда начинаем.

    Инструкция: чтобы починить игрушки, вы должны подобрать сломанные детали-крышки и накрутить их на места. Все понятно? Тогда приступайте.

    Дети выбирают подходящие крышки по цвету и накручивают их на свои места. Далее у детей уточняется название игрушки и той части, которую они ремонтировали.

    VII. Возвращение в детский сад.

    Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Встаньте и приготовьтеськ дороге: Мы начнем сейчас считать:

    Раз, два, три, четыре пять.
    Как сочтем до десяти,
    Крикнем шарикам: “Лети!”

    Ребята, мы вернулись с вами в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Смотрите, ребята, здесь что-то есть. Это подарки для вас. Их оставили игрушки, потому что хотели вас поблагодарить за помощь.

    Цель: расширение знаний детей об Армии.

    Задачи: - уточнять представления детей о родах войск;

    Познакомить с военной техникой;

    Развивать речь, мышление, познавательные интересы детей;

    Уточнить, кто такие защитники Отечества;

    Воспитывать уважение к защитникам нашей Родины, гордость за свой народ, любовь к Родине;

    Обогащать словарь детей словами: пехота, танкист, летчик, пограничник и т.д.

    Ход занятия:

    Дети входят под марш:

    Приветствие: «Доброе утро…»

    Настрой на позитив: «Встало утром солнышко…»

    Воспитатель: Ребята, сегодня когда я пришла в группу, нашла у себя на столе конверт, давайте вместе посмотрим, что же в нем.

    Нам предлагают разгадать загадку, отгадаем?

    Хоть он стоек был и смел,

    Но в огне не уцелел.

    Младший сын столовой ложки,

    Он стоял на крепкой ножке.

    Не железный, не стеклянный,

    Был солдатик ……(оловянный).

    Воспитатель: У нас в гостях оловянный солдатик. (Слайд)

    Он приглашает нас с вами совершить интересное путешествие, и помочь ему найти себе друзей среди других солдатиков. Давайте ему поможем? Вы согласны? (Ответы детей)

    Воспитатель: Ребята, а кто знает, кто такие солдаты? Что они делают? (Ответы детей)

    Воспитатель: Придет время, вы вырастите и тоже станете защитниками нашей Родины (Отан) . Давайте сегодня с вами представим, что вы стали солдатами. Хотите? Но для этого нам нужно произнести особенные слова, повторяйте за мной:

    Встанем смирно, без движенья,
    Начинаем упражненья:
    Руки вверх подняли –раз!
    Выше носа, выше глаз.
    На одной ноге постой-ка,
    Будто ты солдатик стойкий.
    А теперь постой на правой,
    Если ты солдатик бравый.

    Ребята, мы стали с вами настоящими бравыми солдатами! Здорово!

    Воспитатель: Что нужно знать и уметь, чтобы стать военным? (Ответы детей.) Прежде всего, любой солдат должен много знать о военных войсках и технике.

    Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Ответы детей.)

    Казахстан – наше Отечество. На Земле много стран. Не все страны живут дружно. Иногда бывают войны. Поэтому у каждой страны есть армия. В армии служат солдаты и матросы, офицеры и генералы. Все они – защитники Отечества! В мирное время они учатся. Проводят учебные сражения в морях и лесах, в степях и горах. Изучают военную технику. А вот какую технику, вы узнаете, собрав картинку.

    Игра «Собери картинку » . (Дети составляют целую картинку из отдельных частей и называют, что на ней изображено).

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Все справились с задание. В армии есть корабли и самолеты, танки и вездеходы. (Слайды) Вся военная техника должна быть в полном порядке. А еще защитники Отечества изучают военную историю.

    Воспитатель: Вооруженные силы можно разделить на три главные группы: это сухопутные, или наземные войска, которые действуют на суше; военно-воздушные силы – они защищают Родину в воздухе; военно-морские – несущие вахту в морях и океанах.

    Воспитатель: Поговорим о сухопутных войсках. К ним относятся танковые войска, (Слайд) воюют они на танках, защищенных толстой броней. Это самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности. Танки вооружены пушками. Внутри танка находятся люди – экипаж. (Слайд)

    К сухопутным войскам относятся и ракетные войска. (Слайды) Ракетные установки стреляют ракетами. К военнослужащим сухопутных войск относятся также связисты и саперы, которые могут разминировать минные поля, дороги и мосты. (Слайды)

    Воспитатель: Предлагаю вам на время стать саперами, разминировать поле и продолжить наше путешествие.

    Игра «Минное поле» (Дети проходят минное поле, наступая на стельки с бусинами и пуговицами. В конце пути берут знамя и получают звезды за отлично выполненное задание).

    Воспитатель : Молодцы! И с этим заданием справились. Продолжим наше путешествие.

    В каждом государстве есть и пограничные войска. (Слайд) Они стоят на страже границ нашей Родины. Военнослужащие пограничных войск проходят службу на пограничных заставах. Их главная задача – не пропустит через границу шпионов. Нести нелегкую службу пограничникам помогают специально обученные собаки. (Ит) (Слайд)

    Хотите на время стать пограничником? Тогда предлагаю вам выполнить задание «Поймай шпиона» (Дети за столами работают с карточками)

    Воспитатель: Какие у нас внимательные пограничники, с такими ни один враг не страшен нашей Родине. Молодцы!

    В нашей армии есть и авиация (Слайд) – боевые самолеты и вертолеты. Они готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Самолет управляется экипажем летчиков. Они носят красивую голубую форму под цвет неба. Эти военнослужащие должны обладать великолепным здоровьем, самообладанием, смелостью и решимостью. (Слайд)

    Предлагаю вам ребята на время стать летчиками.

    Динамическая пауза.

    Самолеты

    Самолеты загудели,

    (Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками.)

    Самолеты полетели,

    (Руки в стороны, поочередные наклоны влево, вправо.)

    На площадку тихо сели,

    (Присесть, руки к коленям.)

    Да и снова полетели.

    Воспитатель: Наши морские просторы защищают военные корабли. (Слайд) Все они и составляют военно-морской флот. Большие надводные корабли вооружены орудиям и ракетами. Военных, которые служат во флоте, называют моряками. (Слайд)

    Чтобы быть готовым совершать героические поступки, надо быть крепкими, здоровыми, сильными, как моряки. Нам подготовили еще одно испытание, которое называется «Попробуй, перетяни!» (Для этого вам необходимо разделиться на две команды и перетянуть друг друга через границу. Та команда, которая перетянет другую и победит).

    Воспитатель: Ой, ребята вы наверное себе руки натерли, а вы знаете, что во время войны служили не только солдаты, но и хрупкие девушки, которые лечили раненных солдат. Их называют санитарками. (Слайд) Где наши санитарочки, помогите солдатам.

    «Перевяжи рану»

    Воспитатель: - Военнослужащие всех родов войск носят военную форму. (Слайд)

    Красивая форма одежды? Она бывает повседневная, ту, которую носят каждый день, и парадная, которую одевают во время парадов и праздников.

    Воспитатель : - Каждая из военных профессий почетная и важная. Пограничники охраняют границы нашей Родины на суше, военные моряки охраняют морские границы. Танкисты, артиллеристы, ракетчики – все военные готовы в любой момент защищать мирное население, то есть нас с вами. Военный – профессия героическая, уважаемая и очень нужная.

    Ребята предлагаю вам присесть и немного отдохнуть. (дети садятся на ковер)

    Звуки мира и войны.

    Ребята, послушайте пожалуйста. Скажите, что вы услышали? А, что почувствовали? (делятся впечатлениями)

    Предлагаю вам ребята сделать побольше белых голубей, чтобы на земле царил мир.

    Конструирование «Птица мира» (Звучит музыка)

    Ребята, какие замечательные птицы у нас получились, а давайте возьмем их в ладони и вложим в наших птиц все самое хорошее и доброе и подарим их нашим гостям. (Звучит музыка)

    Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Посмотрите ребята сколько мы смогли найти друзей для нашего солдатика, он вам очень благодарен.

    А я ребята хочу вас наградить звездами за то, что вы так много знаете и умеете. (вручаю звезды)