Как морально поддержать ребенка, если из семьи уходит его отец

Если ваш ребенок профессионально занимается каким-либо видом спорта и участвует в соревнованиях, то важно знать, как подготовиться к ним не только физически, но и психологически.

Перед соревнованиями любой человек испытывает волнение, а уж тем более маленький ребенок. Личность маленького спортсмена еще не сформирована, поэтому тяжесть возложенной на него нагрузки и и психологические переживания он воспринимает острее. Поэтому родители и тренеры должны как можно внимательнее относиться к ребенку в этот сложный период, всячески помогать справиться с волнением. Ребенок сможет победить, если будет спокоен и уверен в себе и своих силах.

Накануне соревнований ребенок, как правило, особенно нервозен, поэтому нужно снять это напряжение: попытайтесь отвлечь его — съездите погулять на природу, сходите вместе в кино или театр. Постарайтесь не касаться в разговоре темы соревнований.
За 2-3 дня до начала соревнований исключите физические нагрузки для ребенка, в том числе и тренировки: организм должен максимально отдохнуть и набрать силы перед предстоящей нагрузкой. Не забывайте, что для маленького спортсмена важнее всего моральная поддержка родителей. Если ребенок высказывает вам свои тревожные мысли и опасения, то нужно постараться убедить его в обратном — что страхи напрасны и он все преодолеет; а если даже не выиграет призовое место, то укрепит свой дух для дальнейших побед. Цель родителей и тренера — мотивировать ребенка на борьбу с собственными страхами и победу.

Также важен для ребенка правильный распорядок дня с чередованием труда, отдыха и достаточного времени на сон — не менее 8 часов. Вопрос сбалансированного питания тоже немаловажен: пища должна заряжать ребенка энергией. Желательно сократить времяпровождение ребенка перед компьютером и телевизором.

Поддержка во время соревнований

Не нужно давать советов ребенку во время соревнований, выкрикивая их с места: будьте максимально спокойны — тогда и ваша уверенность передастся вашему чаду. Во время перерывов между поединками бесполезно пытаться предостеречь от чего-то или научить, кроме неуверенности вы ничего не поселите в душе маленького спортсмена.

На соревнования нужно приезжать примерно за минут 30-40 до начала, чтоб успеть спокойно переодеться и настроиться на нужный лад.

После соревнований

Если ваш ребенок не занял призового места или проиграл, то он не в коем случае не должен заметить разочарованности в ваших глазах или словах, нужно всегда уважительно разговаривать с ребенком и не заваливать нравоучениями. Гнев или негативные отзывы могут вызвать у ребенка депрессию и сформировать заниженную самооценку на долгие годы. После соревнований нужно наоборот отвлечь чадо от мрачных мыслей — купить любимую вкуснятину или желанную игрушку. А самое важно для ребенка - это понять, что главная победа — это победа над собой. Родителям нужные слова могут помочь найти тренеры, которые являются авторитетом для юного спортсмена.

Введите e-mail адрес:

Ребенку приходится научиться очень многим вещам, когда у него появляется младший брат или сестра. Сколько бы лет ни было старшему ребенку, у них обычно бывает много вопросов о новорожденном. На некоторые из этих вопросов родителям отвечать легко, например: «Почему ребенок так много спит?», «Почему его кормят грудью?» и т. д. Другие вопросы могут так и остаться невысказанными, но ребенка они очень интересуют: «Родители любят брата больше, чем меня?» или «Зачем родителям еще один ребенок, когда уже есть я?»

Рассмотрим, как родители могут объяснить ребенку появление брата или сестры и ответить на подобные вопросы.

Для родителей рождение нового ребенка означает, что семья стала больше, и в ней все любят друг друга и заботятся друг о друге. Родители часто надеются, что старший ребенок сможет увидеть ситуацию их глазами, но дети обычно смотрят на рождение брата или сестры сквозь призму собственного эмоционального опыта. Доверительные разговоры и рассуждения могут помочь ребенку воспринимать эту ситуацию мягче, дают ему ощущение комфорта и понимание, что его услышали.

Объяснения и обсуждения

Один из способов объяснить ребенку то, что его, вероятно, беспокоит – это всегда быть открытыми для дискуссий на любые темы и давать ребенку возможность выражать как положительные, так и отрицательные чувства. Родители могут легко поддаться иллюзии, что, если ребенок не поднимает каких-либо вопросов, то они его не беспокоят. Однако часто бывает совсем наоборот: детей волнует гораздо больше вопросов, чем они озвучивают.

Семьи с детьми от разных браков

Рассмотренные советы подходят и для семей, в которых дети происходят от разных браков. Однако в этом случае следует учитывать еще ряд дополнительных факторов, чтобы подготовить ребенка к появлению в семье младшего брата или сестры.

Большинство детей, биологические родители которых не живут вместе, чувствуют поддержку и общаются с обоими из них. Тем не менее, появление младшего брата или сестры дает ребенку понять, что жизнь продолжается. И это следует учитывать родителям, когда они помогают ребенку приять факт пополнения в семье.

Изменения это возможность для развития

Каждая семья уникальна. Для маленького ребенка важно то, что он узнает и чувствует в своей семье. Поэтому, если ваши дети сводные, или один из детей приемный, или есть еще какие-то особенности в семье, поговорите об этом с ребенком. В крепких семьях родные поддерживают друг друга в трудные времена. Появление младшего ребенка в семье может стать для старшего ценным жизненным уроком. Также это убедит ребенка в том, что настоящие ценности останутся неизменными, несмотря на прибавление в семье.

Навеяно вчерашним визитом к нейропсихологу.

Википедия сообщает нам, что

нейропсихология - междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Это не слишком понятно, конечно. Профессионалы могут кинуть в меня тапком)) я с позиции мамы вижу нейропсихологию довольно узко: наукой о взаимодействии левого и правого полушария.

И специалисты кучу чудесных упражнений, которые позволяют это взаимодействие гармонизировать. На первый взгляд они очень простые. Но никогда не знаешь, что у тебя получится сразу, а что с трудом.

Так вот сижу я вчера и наблюдаю, как занимается с нейропсихологом мой младший сын (ему скоро 5). Вижу, что он старается. Вижу, что получается не все. И уж точно не все так, как надо (как показывает специалист).

Что делает девушка-психолог? Сначала показывает. Потом делает вместе. Потом смотрит и ПОПРАВЛЯЕТ, ЕСЛИ ЧТО-ТО НЕ ТАК.

Матвей много что делает не так. Она много поправляет. Он старается. Очень старается. И когда наконец все выходит более менее правильно, она говорит: «Ну хорошо. А теперь, смотри и делай вот так» — дает следующее задание.

И вот когда нужно был ползти спиной вперед на лопатках, двигая их поочередно и чуть-чуть совсем помогая себе ногами, Матвей конкретно забуксовал. Ну никак у него получалось двигать поочередно плечами назад по кругу. Его уже и посадили, и разделили движения на составляющие, и двигали его руками, чтобы он движение почувствовал. Никак!

И вот я наблюдаю: очередная попытка, Матвей делает, девушка смотрит. Он начинает движение. Она: «Нет». Он пробует по-другому. Она опять: «Нет». Ну он и правда не то делает, я вижу. А еще я вижу, как с каждым ее «нет» в его глазах растет не тоска даже – обреченность.

Она не ругала. Это «нет» было абсолютно нейтральным, просто констатация факта. Но для Матвея в тот момент самой лучшей поддержкой было услышать В ЧЕМ ОН ПРОДВИНУЛСЯ. Это позволило бы ему понять, КУДА СТАРАТЬСЯ ДАЛЬШЕ. Ведь с каждым разом у него получалось чуть-чуть правильнее или как минимум чуть-чуть по-другому, мне со стороны это тоже было хорошо видно.

В защиту девушки-специалиста хочу сказать, что она, похоже, новенькая. И она тоже очень старалась. Беда в том, что она старалась сделать все, КАК НАДО. Умение ПОМОГАТЬ НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ ДАННОМУ КОНКРЕТНОМУ РЕБЕНКУ (пусть даже это и означает не все, не все правильно и не все в полном объеме) – это уже следующий уровень. Приходит с опытом.

Мой личный и профессиональный опыт подтверждает, что критика чаще демотивирует. А правильная поддержка позволяет сворачивать горы. Вчера я в очередной раз в этом убедилась.

На занятии был еще один специалист. Она почти не вмешивалась. Но в какой-то момент (между упражнениями) подошла и сказала: «Видишь, как хорошо у тебя получилось». Матвей был явно благодарен ей за эти простые слова.

А когда он не мог разобраться с руками, она присела рядом и предложила: «Давай представим, что ты в лодке. На веслах. Умеешь грести? Ну вот! А тебя пираты догоняют. Покажи, как ты гребешь!» И дело потихоньку сдвинулось с мертвой точки.

Живое участие, поддержка, фокус на достижениях – вот что помогает нам идти вперед, преодолевая трудности.

И еще игра. Вы обратили внимание, как много за последнее время в интернете появилось тренингов в игровом формате? Игра помогает даже взрослым людям преодолевать сопротивление, инерцию и достигать результатов. Она безусловно как воздух необходима детям! И не сомневайтесь – подросткам тоже может помочь. Попробуйте вместе с подростком или для подростка ОБЫГРАТЬ скучное – увидите, ваши усилия не останутся без награды!

Пожалуйста расскажите, а как вы поддерживаете своих детей в том, что вызывает у них трудности и/или сопротивление? И что помогает двигаться вперед вам самим?

ъДТБЧУФЧХКФЕ. лБЛ РПДДЕТЦБФШ ТЕВЕОЛБ, ЛПЗДБ ЕЗП ПВЙЦБАФ УЧЕТУФОЙЛЙ. нПЕК ДПЮЕТЙ 4 ЗПДБ, Й ПОБ ФПМШЛП ЮФП РПЫМБ Ч УБД. пОБ ДПВТЩК Й ДПЧЕТЮЙЧЩК ЮЕМПЧЕЛ. пФЛТЩФЩК. чППВЭЕ, ДЕФЙ ЕЕ МАВСФ. оП С ОБВМАДБА ЪБ ЕЕ УЧЕТУФОЙЛБНЙ, 4-5-МЕФЛБНЙ...й ПЮЕОШ ТЕДЛП ЧЙЦХ ДПВТЩИ ДЕФЕК, УРПУПВОЩИ ОБ ХУФХРЛЙ, РПОЙНБОЙЕ, ЦЕУФЩ ДПВТПК ЧПМЙ...вПМШЫЙОУФЧП ДЕФЕК ЙЭХФ Й ВПТАФУС ЪБ УЧПЕ "НЕУФП РПД УПМОГЕН". "х НЕОС ЙЗТХЫЛБ МХЮЫЕ", "С ВПМШЫЕ", "С ХНЕА ФБЛ-ФП", "НПС НБНБ ИПТПЫБС, Б ФЧПС РМПИБС", Й Ф.Д. тЕБМЙЪХАФУС, ЧПВЭЕН, ТБЪОППВТБЪОП. рТПВМЕНБ ОЕ Ч ФПН, ЬФП, ОБЧЕТОПЕ, ОПТНБМШОПЕ УФБОПЧМЕОЙЕ Й ТБЪЧЙФЙЕ МЙЮОПУФЙ. оП ДЕФЙ РТЙ ЬФПН ВЩЧБАФ ЦЕУФПЛЙ, ЬФП ИПТПЫП ЙЪЧЕУФОБС ЧЕЭШ. й С РПДХНБМБ, ЮФП НПЕЗП ТЕВЕОЛБ ЬФП НПЦЕФ ЛПУОХФШУС Ч МАВПК НПНЕОФ. б ЪБЭЙФЙФШУС ПВЭЕРТЙОСФЩН Ч ДЕФУЛПК УТЕДЕ УРПУПВПН (Ф.Е. УЛБЪБФШ ЮФП-ФП ФБЛПЕ ЦЕ ЙМЙ ВПМЕЕ ПВЙДОПЕ, ЙМЙ ХДБТЙФШ)ПОБ ОЕ УНПЦЕФ, Ф.Л. ОЕ БЗТЕУУЙЧОБ Й ЛБЛ-ФП ОЕ УТБЧОЙЧБЕФ УЕВС У ДТХЗЙНЙ, ОЕ ПФНЕЮБЕФ, ЮФП Й ЛБЛ Х ДТХЗЙИ, ФБЛ ТЕЧОЙЧП,ЛБЛ НОПЗЙЕ ЙЪ ПЛТХЦБАЭЙИ ЕЕ ДЕФЕК. еУМЙ ЕК УФБОЕФ ПВЙДОП, ПОБ ЪБРМБЮЕФ, ЕУМЙ ОЕФ - ХКДЕФ ПФ ТБЪЗПЧПТБ ЙМЙ, ЮХЧУФЧХС БЗТЕУУЙА, ПФ ЮЕМПЧЕЛБ. рПОСФОП, ЮФП ТБЪ ЕК ОЕ ПВЙДОП (ДБЦЕ ЕУМЙ С УЮЙФБА РП-ДТХЗПНХ), ФП ОЕ УФПЙФ ОЙЮЕЗП Й РТЕДРТЙОЙНБФШ, РТПУФП ОБВМАДБФШ ЪБ ТБЪЧЙФЙЕН УПВЩФЙК. б ЕУМЙ ПВЙДОП?нПЦОП МЙ У ЧБЫЕК ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС РПДЗПФПЧЙФШ ТЕВЕОЛБ Л ФБЛПК УЙФХБГЙЙ, ЧЩТБВПФБФШ РТБЧЙМШОПЕ ПФОПЫЕОЙЕ ЪБТБОЕЕ, ЙМЙ У ЬФЙНЙ РТПВМЕНБНЙ ОХЦОП ТБЪВЙТБФШУС РП НЕТЕ РПУФХРМЕОЙС? й ЛБЛ ТБЪВЙТБФШУС? юФП ЕЭЕ С УНПЗХ УДЕМБФШ, ЛТПНЕ ЛБЛ ТБЪЯСУОЙФШ ДМС ОЕЕ УЙФХБГЙА Й РТПСЧЙФШ УЧПА МАВПЧШ Й РПДДЕТЦЛХ? нОЕ ЙОФЕТЕУОЩ ЧБЫЙ НЩУМЙ Й ЧЪЗМСД ОБ ЬФЙЮЕУЛХА УФПТПОХ РТПВМЕНЩ: ЛПТТЕЛФОП МЙ ХЮЙФШ ТЕВЕОЛБ ДБЧБФШ УДБЮЙ, ОБОПУЙФШ ХДБТ, ЙМЙ УФПЙФ РТЕДПУФБЧЙФШ ЕНХ УБНПНХ ЧЩВТБФШ УРПУПВ ЪБЭЙФЩ, Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЕЗП ИБТБЛФЕТПН. б ЕУМЙ ПО ДБЦЕ ОЕ РПОЙНБЕФ, ЮФП ЕЗП ПВЙЦБАФ, ФПМШЛП ЮХЧУФЧХЕФ ЮФП-ФП ОЕ ФП? у НПЕК ДПЮЛПК ФБЛПЕ ВЩЧБЕФ ЮБУФП. уРБУЙВП.

пФЧЕФЙФШ

уЛЙТФБН 25 ОПСВТС 2003 ЗПДБ

65 50

рТПВМЕНБ ОЕ Ч ТЕВЕОЛЕ, РТПВМЕНБ Ч ЧБУ.
чЩ ВПЙФЕУШ ФПЗП, ЮЕЗП ОЕФ Й ДМС ЮЕЗП, ЮЕУФОП ЗПЧПТС, ПУОПЧБОЙК ВЩФШ ФПЦЕ ОЕФ. рПЮЕНХ ВЩ ЧБН ФПЗДБ ОЕ РПДХНБФШ ОБД ФЕН, ЮФП ДЕМБФШ, ЕУМЙ ОБ ЧБЫЕЗП ТЕВЕОЛБ (ОЕ ДБК ВПЗ, ЛПОЕЮОП) ЧДТХЗ ХРБДЕФ НЕФЕПТЙФ? ьФПЗП РПЛБ ОЕ УМХЮЙМПУШ, ОП С ОБВМАДБА ЪБ НЕФЕПТЙФБНЙ Й ПЮЕОШ ТЕДЛП ЧЙЦХ ДПВТЩЕ НЕФЕПТЙФЩ, УРПУПВОЩЕ ОЕ РТЙЮЙОЙФШ ЮЕМПЧЕЛХ ЧТЕД. чУЕ ВПМШЫЕ ХВЙЧБАФ, ТБЪТХЫБАФ, УЦЙЗБАФ. тЕБМЙЪХАФУС, Ч ПВЭЕН, ТБЪОППВТБЪОП. рТПВМЕНБ ОЕ Ч ФПН, ЬФП, ОБЧЕТОП, ОПТНБМШОПЕ СЧМЕОЙЕ. оП НЕФЕПТЙФЩ РТЙ ЬФПН ОЕУХФ УФПМШЛП ЗПТС, ЬФП ИПТПЫП ЙЪЧЕУФОБС ЧЕЭШ. й С РПДХНБМ, ЮФП НПЕЗП ТЕВЕОЛБ ЬФП НПЦЕФ ЛПУОХФШУС Ч МАВПК НПНЕОФ...
б ЕЭЕ С РПДХНБМ, ЮФП УМЙЫЛПН НОЙФЕМЕО Й ЬФП ОЕ РТЙОЕУЕФ НПЕНХ ТЕВЕОЛХ РПМШЪЩ.
оХ ЮФП, ХЪОБЕФЕ УЕВС? уНЕЫОП? оЕ УНЕКФЕУШ. ьФП ЧЩ (ЙЪЧЙОЙФЕ ЪБ РТСНПФХ).
рПДХНБКФЕ, ЮФП ЧЩ ИПФЙФЕ ДМС УЧПЕЗП ТЕВЕОЛБ? чЩ ИПФЙФЕ ОБХЮЙФШ ТЕВЕОЛБ ВЩФШ ЧЩЫЕ ДЕФУЛЙИ ТБЪВПТПЛ? йМЙ, НПЦЕФ ВЩФШ, ОБХЮЙФШ ДБЧБФШ УДБЮЙ? оЕФ, ЙЪ ЧБЫЕЗП ЧПРТПУБ ЧЙДОП, ЮФП ЧЩ ИПФЙФЕ чппвэе ХВЕТЕЮШ ДПЮШ ПФ ЛБЛЙИ-МЙВП ОЕЗБФЙЧОЩИ УФПТПО ЦЙЪОЙ, НПМ, "ДБ, С ЪОБА, ЬФП ОПТНБМШОП, ЮФП ДЕФЙ ЦЕУФПЛЙ, ОП ОЕМШЪС МЙ УДЕМБФШ ФБЛ ЮФПВЩ НПА ДПЮЕОШЛХ ЬФП ОЕ ЛПУОХМПУШ, Б ФП ПОБ Х НЕОС ФБЛБС НБМЕОШЛБС, ВЕЪПВЙДОБС?". чПФ ЛБЛПК РПДФЕЛУФ С ТБЗМСДЕМ Ч ЧБЫЕН ЧПРТПУЕ УЧПЙНЙ (ВЩФШ НПЦЕФ, ВМЙЪПТХЛЙНЙ) ЗМБЪБНЙ.
чБЫЕ ЦЕМБОЙЕ РПОСФОП ОБ ЧУЕ УФП. оП ФБЛЦЕ ОБ ЧУЕ УФП ПОП Й ОЕЧЩРПМОЙНП.
лУФБФЙ, ЧЩ ОБРТБУОП ДХНБЕФЕ, ЮФП ЪБЭЙФБ ФЙРБ "ХДБТЙФШ", "ПВПЪЧБФШ" ЙМЙ "РПЦБМПЧБФШУС/ТБУУЛБЪБФШ" - ДЕФУБДПЧУЛБС. ьФП ОЕ ДЕФУБДПЧУЛБС ЪБЭЙФБ, Б ПВЭЕЮЕМПЧЕЮЕУЛБС. й УЧПКУФЧЕООБ ПОБ ДБМЕЛП ОЕ ЧУЕН МАДСН Й ДБМЕЛП ОЕ ЧП ЧУЕИ УЙФХБГЙСИ. ьФП ДЕКУФЧЙФЕМШОП Й ДМС ДЕФУЛПЗП УБДБ. фБН ЧЕДШ ФПЦЕ МАДЙ, РТПУФП НБМЕОШЛЙЕ. :-) дЕФЙ ЦЕУФПЛЙ, ОП ЬФП ФПМШЛП ОБ ОБЫ "ЧЪТПУМЩК" ЧЪЗМСД. рПФПНХ ЮФП НЩ ВПМЕЕ УЛТЩФОЩЕ Й УДЕТЦБООЩЕ. б ДЕФЙ, ДЕФЙ УЧПЙ ЬНПГЙЙ ОЕ УЛТЩЧБАФ, ПОЙ УНЕАФУС, ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЛХ НПЦЕФ ВЩФШ ВПМШОП, РПФПНХ ЮФП ПО УНЕЫОП ЧЩЗМСДЙФ, Б ФЩЛБФШ РБМШГЕН Х ОЙИ ОЕ СЧМСЕФУС ЮЕН-ФП ОЕРТЙМЙЮОЩН. чЩ ДХНБЕФЕ, ЧБЫБ ДПЮШ ДТХЗБС? оЕФ. уМПЦОЩЕ УПГЙБМШОЩЕ ПФОПЫЕОЙС, ЛПЗДБ ИПЮЕФУС УНЕСФШУС, Б ОХЦОП, РПЮЕНХ-ФП ЦБМЕФШ, РПУФЙЗБАФУС УП ЧТЕНЕОЕН. й ПУПЪОБОЙЕ ФПЗП, ЮФП ЕУМЙ Х ФЕВС ЮФП-ФП ЪБВЙТБАФ, ФП ОБ ЬФП ОХЦОП ПВЙЦБФШУС (ЦБМПЧБФШУС, НУФЙФШ), ФПЦЕ РТЙДЕФ ОЕ УТБЪХ. оЕ ФПМШЛП Л ЧБЫЕК ДПЮЕТЙ, ЛП ЧУЕН МАДСН (ОБЧЕТОСЛБ, Х ОЕЕ Ч ЗТХРРЕ ЕУФШ ДТХЗЙЕ ДЕФЙ У РПИПЦЕК ЮЕТФПК).
чБН УЙМШОП РПЧЕЪМП: Х ЧБУ ПФЛТЩФЩК Й ДПВТЩК ТЕВЕОПЛ. оЕ ЪБЗПОСКФЕ ЬФЙ ЛБЮЕУФЧБ ЧОХФТШ, ОЕ РТСЮШФЕ ЙИ. еУМЙ ЧБН ЛБЦЕФУС ЦХФЛП ОЕУРТБЧЕДМЙЧЩН ФП, ЮФП ПОБ ТБЪДБЕФ/Х ОЕЕ ЪБВЙТБАФ ФЕ ЦЕ ЙЗТХЫЛЙ, РПЗПЧПТЙФЕ У ЧПУРЙФБФЕМЕН, РХУФШ ПОБ РПОБВМАДБЕФ ЪБ ФЕН, ЮФПВЩ ЧБЫХ ДПЮШ ОЕ РТЙФЕУОСМЙ. пДОБЛП, РПЧФПТАУШ, ЕУМЙ ЧЩ УЮЙФБЕФЕ, ЮФП "и" ЬФП РМПИП, ФП УПЧЕТЫЕООП ОЕ ЖБЛФ, ЮФП ЧБЫБ ДПЮШ УЮЙФБЕФ ФБЛЦЕ. еУМЙ ДЕЧПЮЛБ ПИПФОП ИПДЙФ Ч УБДЙЛ, ЕУМЙ Х ОЕЕ ФБН ЕУФШ ЛТХЗ ПВЭЕОЙС, ЕУМЙ Л ОЕК ФСОХФУС ДТХЗЙЕ ДЕФЙ, ЪОБЮЙФ, ЧУЕ ОПТНБМШОП, РХУФШ ЧУЕ ВХДЕФ, ЛБЛ ВХДЕФ.
лПОЕЮОП, Ч УБДХ, ЛБЛ Й Ч МАВПН ЛПММЕЛФЙЧЕ, ЕУФШ УЧПЙ МЙДЕТЩ, ФЕ, ЛПЗП УМХЫБАФУС ВПМШЫЕ, ОБД ЛЕН ОЕ УНЕАФУС ДТХЗЙЕ, ЛФП ЪБВЙТБЕФ УБНЩЕ МХЮЫЙЕ ЙЗТХЫЛЙ Й Х ЛПЗП "ДЕДХУЛБ - ЗЙОЕМБМ". чЩ ИПФЙФЕ, ЮФПВЩ ЧБЫБ ДПЮШ ВЩМБ ФБЛЙН МАДЕТПН? оЕФ? б ЧРТПЮЕН, ЧБЫЕ ЦЕМБОЙЕ ОЕ ФБЛ ХЦ ЧБЦОП, ЧБЦОП, ИПЮЕФ МЙ ВЩФШ МЙДЕТПН ЧБЫБ ДПЮШ.
пФЧЕЮХ ОБ ЧБЫЙ ЧПРТПУЩ:
рПДЗПФПЧЙФШ ТЕВЕОЛБ Л ПРТЕДЕМЕООПНХ РПЧЕДЕОЙА Ч ЛБЛПК-МЙВП УЙФХБГЙЙ, РПЛБ ПОБ ОЕ ОБУФХРЙМБ, ОЕМШЪС. ьФП РТПУФП ВЕУРПМЕЪОБС ФТБФБ ЧТЕНЕОЙ: ТЕВЕОПЛ ОЕ РПКНЕФ, П ЮЕН ЕНХ ФПМЛХАФ МЙВП ОЕ ЪБРПНОЙФ. уФПМЛОХЧЫЙУШ У ОПЧПК ДМС ОЕЗП УЙФХБГЙЕК, ТЕВЕОПЛ УБН РТЙНЕФ ЛБЛПЕ-ФП ТЕЫЕОЙЕ. еУМЙ УЙФХБГЙС РПЛБЦЕФУС ЕНХ ЧЩДБАЭЕКУС, ПО ЕЕ ЪБРПНОЙФ Й, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП, РПДЕМЙФУС У ЧБНЙ (ПО ЦЕ Х ЧБУ ОЕ УЛТЩФОЩК, Б ДБЦЕ УЛПТЕЕ ОБПВПТПФ). й ЧПФ ФПЗДБ НПЦОП ВХДЕФ ЧЩТБВБФЩЧБФШ Х ТЕВЕОЛБ ПРТЕДЕМЕООЩК ФЙР ТЕБЛГЙЙ ОБ ФП ЙМЙ ЙОПЕ УПВЩФЙЕ: "НПМ, Ч УМЕД. ТБЪ УЛБЦЙ ФБЛ-ФП Й УДЕМБК ФП-ФП" ЙМЙ "ФЩ ЛБЛ ПО ОЙЛПЗДБ ОЕ ДЕМБК, ЬФП РМПИП". й ФП, ЧУЕ ЬФП ОХЦОП ДЕМБФШ, РПУФПСООП ХЮЙФЩЧБС, ЮФП ЧЩ НПЦЕФЕ УЮЙФБФШ РТБЧЙМШОЩН ПДОП, Б ДПЮШ - ДТХЗПЕ.
чПУРЙФЩЧБС ТЕВЕОЛБ, РПНОЙФЕ, ЮФП ДЕФУЛЙК НЙТ ОЕ ГЧЕФОПК, Б ЮЕТОП-ВЕМЩК: Х ОЙИ ОЕФ УМПЦОЩИ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК, ОЕФ ДПМЗЙИ ПВЙД ДТХЗ ОБ ДТХЗБ, ЧТБЗПЧ ОЕФ Й ДТХЪЕК ФПЦЕ ОЕФ. ф.Е. ЧУЕ ЬФП ЕУФШ, ОП УЕЗПДОС, Б ЪБЧФТБ ДТХЗ ХЦЕ НПЦЕФ УФБФШ ЧТБЗПН, У ФЕН, ЮФПВЩ РПУМЕЪБЧФТБ УОПЧБ УФБФШ РЕТЧЩН ДТХЗПН. еУФШ ЮЕТОПЕ Й ВЕМПЕ, РМПИПЕ Й ИПТПЫЕЕ. рПЬФПНХ, ХЮБ ТБЪВЙТБФШУС, УПЧЕФ "ЛБЛ РПУФХРБФШ" ДБЧБКФЕ ОБ ЛБЦДХА ПФДЕМШОХА УЙФХБГЙА - РПУФЕРЕООП ТЕВЕОПЛ убн РТЙЧЕДЕФ ЬФЙ УПЧЕФЩ Ч ЛБЛПЕ-ФП РПДПВЙЕ УЙУФЕНЩ Й ЧЩТБВПФБЕФ УЧПЕ ПФОПЫЕОЙЕ. рТЙ ЬФПН, РПНОЙФЕ, ЮФП ЧБЫ ТЕВЕОПЛ ФБЛЦЕ НПЦЕФ ВЩФШ ОЕРТБЧЩН, Й ЬФП УМЕДХЕФ РПТЙГБФШ.
хЮЙФШ ТЕВЕОЛБ ДБЧБФШ УДБЮЙ ОЕ УМЕДХЕФ. оБПВПТПФ, УФПЙФ ЧПУРЙФЩЧБФШ Ч ТЕВЕОЛЕ ФП, ЮФП РТЙНЕОЕОЙЕ ОБУЙМЙС - ЬФП УБНПЕ РПУМЕДОЕЕ УТЕДУФЧП ХВЕЦДЕОЙС. мХЮЫЕ, ЕУМЙ ЧУЕ ЧПРТПУЩ ТЕЫБФШ НЙТОП. дХНБА, Ч ЧБЫЕН УМХЮБЕ, ЬФБ РТПВМЕНБ ОЕБЛФХБМШОБ - Х ЧБУ ЛБЛ ТБЪ НЙТОЩК ТЕВЕОПЛ. с ВЩ РТЕДПУФБЧЙМ ЕНХ РТБЧП УБНПНХ ТЕЫБФШ, ЛБЛ ТЕБЗЙТПЧБФШ ОБ ОЕЗБФЙЧОЩЕ УФПТПОЩ ЦЙЪОЙ.
й ОБРПУМЕДПЛ ЛПЕ-ЮФП ЙЪ ОБХЛЙ:
хЮЕОЩНЙ ХУФБОПЧМЕОП, ЮФП ДЕФЙ ОБЮЙОБАФ ЧПРТЙОЙНБФШ ДТХЗЙИ МАДЕК ЛБЛ УПРЕТОЙЛПЧ ФПМШЛП У 3-4 МЕФ, ФПМШЛП Ч ЬФПН ЧПЪТБУФЕ Х ОЙИ ОБЮЙОБЕФ УЛМБДЩЧБФШУС ПЭХЭЕОЙЕ, ЮФП ЪБ "НЕУФП РПД УПМОГЕН" ОХЦОП ВПТПФШУС, Й ЙНЕООП У ЬФПЗП ЧПЪТБУФБ Х ОЙИ РПСЧМСАФУС ФБЛЙЕ ЮЕТФЩ ЛБЛ ИЙФТПУФШ, ПВНБОЮЙЧПУФШ, ПВЙДЮЙЧПУФШ, ЮХЧУФЧП УПВУФЧЕООЙЮЕУФЧБ ОБ ЧЕЭЙ, РПСЧМСАФУС РЕТЧЩЕ БЧФПТЙФЕФЩ Й УФТЕНМЕОЙЕ ЙН РПДТБЦБФШ.
фБЛ ЮФП У ЧБЫЕК ДПЮЕТША ЧУЕ ОПТНБМШОП, ПВЙДЮЙЧПУФШ Л ОЕК ЕЭЕ РТЙДЕФ, ИПФС Й ОЕ ВХДЕФ, С ДХНБА, ЕЕ "УЙМШОПК" ЮЕТФПК:-))) б ЕУМЙ ХЮЕУФШ, ЮФП Ч УБДЙЛ (ЮЙФБК, ЛПММЕЛФЙЧ) ПОБ РПЫМБ ФПМШЛП УЕКЮБУ (Б ДП ЬФПЗП, ОБЧЕТОП, РТПУФП ЛХРБМБУШ Ч НПТЕ МБУЛЙ, БЗБ?:)), ФП ОЕФ ОЙЮЕЗП ХДЙЧЙФЕМШОПЗП, ЮФП ПОБ ЕЭЕ ОЕ ОБХЮЙМБУШ ТЕБЗЙТПЧБФШ ОБ ЛБЛЙЕ-ФП РТЙФЕУОЕОЙС.

УЮБУФМЙЧП

оБРЙУБФШ ЛПННЕОФБТЙК
пГЕОЙФШ:

1ПЮЕОШ РМПИПК ПФЧЕФ

2РМПИПК ПФЧЕФ

3УТЕДОЙК ПФЧЕФ

4ИПТПЫЙК ПФЧЕФ

5ПФМЙЮОЩК ПФЧЕФ

:)) рТСНПФБ - ЬФП ИПТПЫП, ОП ЛБЛ-ФП СДХ НОПЗПЧБФП:)) нПЦОП ВЩМП ПЗТБОЙЮЙФШУС РЕТЧЩНЙ 2 ЖТБЪБНЙ Й ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ПФЧЕФПН:) нОЕ РТЙЫМПУШ РТПЧЕУФЙ ОБД УПВПК ТБВПФХ, ЮФПВЩ ОЕ ОБЮБФШ ЪБЭЙЭБФШУС "ПВЭЕЮЕМПЧЕЮЕУЛЙН" (ЙМЙ ЧУЕ-ФБЛЙ ДЕФУБДПЧУЛЙН? :0-))УРПУПВПН:)) пФЧЕФ НОЕ РПОТБЧЙМУС, УРБУЙВП. дБ, ЦЕМБОЙЕ ЪБЭЙФЙФШ ПФ ЧУЕЗП - ОПТНБМШОП ОБ ЧУЕ УФП, ДБМЕЛП ОЕ ЛБЦДЩК ТПДЙФЕМШ, ПУПВЕООП НБНБ, У ОЙН УРТБЧМСЕФУС, ЬФП ФТХДОП, ПФУАДБ ФБЛПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ЙОЖБОФЙМШОЩИ Й ВЕУРПНПЭОЩИ МАДЕК. йОФЕТЕУОБС Й РПМЕЪОБС НЩУМШ - ЮФП Ч ДЕФУЛПН НЙТЕ ОЕФ ПФФЕОЛПЧ, ПВ ЬФПН ЧУЕ ЧТЕНС ЪБВЩЧБЕЫШ. б ЧПФ У ОБХЛПК С ОЕ УПЧУЕН УПЗМБУОБ:))) уПРЕТОЙЮЕУФЧП, УПВУФЧЕООЙЮЕУФЧП (Й ОЕ ФПМШЛП ОБ ЧЕЭЙ), ПВЙДЮЙЧПУФШ ЮБУФП РТПСЧМСАФУС ХЦЕ Ч 1,5-2 ЗПДБ, Х НЕОС НБУУБ ФПНХ РТЙНЕТПЧ. й ЛПММЕЛФЙЧ ФХФ ЮБУФП ОЙ РТЙЮЕН. еЭЕ ТБЪ УРБУЙВП. — CФБУС
уФБУС!
ъБ СД чЩ НЕОС ЙЪЧЙОЙФЕ. рМЪ. й ЪБ "НЕФЕПТЙФЩ" ФПЦЕ. оХ, МАВМА С УТБЧОЙЧБФШ Й ДПЧПДЙФШ УЙФХБГЙА ДП УНЕЫОПЗП, ЮФПВЩ РПФПН ЕЕ ТБЪТЕЫЙФШ. йОПЗДБ ЬФП Л НЕУФХ, Б ЙОПЗДБ РБМЛБ РЕТЕЗЙВБЕФУС.
с ЧППВЭЕ-ФП Л МАДСН ПЮЕОШ ИПТПЫП ПФОПЫХУШ, Б Л НБМЕОШЛЙН ЮЕМПЧЕЛБН - ПУПВЕООП. нОЕ РПЛБЪБМПУШ, ЮФП ЕУМЙ С ВХДХ ПФЧЕЮБФШ чБН РТСНП, ВЕЪ ЧЕЦМЙЧПК ЪБХЧБМЙТПЧБООПУФЙ чЩ ВЩУФТЕЕ УНПЦЕФЕ РПОСФШ, ЛБЛЙЕ НЩУМЙ С ИПЮХ ДП чБУ ДПОЕУФЙ. чЙЦХ, ЮФП чЩ ПФМЙЮОП УРТБЧЙМЙУШ.
у ОБЙМХЮЫЙНЙ РПЦЕМБОЙСНЙ чБН Й чБЫЕК ДПЮЕТЙ — уЛЙТФБН
Ajbor 25 ОПСВТС 2003 ЗПДБ

55 50

уОБЮБМБ ИПЮХ УЛБЪБФШ УРБУЙВП ЪБ ЧПРТПУ, ЛПФПТЩК ЪБУФБЧЙМ ЪБДХНБФШУС Й ПЪБДБЮЙФШУС ФПЦЕ (ОБЫЕК НБМЩЫЛЕ 2 ЗПДБ, Й С ХЦЕ ФПЦЕ ЧЙЦХ, ЮФП УЛПТП ОБДП ВХДЕФ ОЕ ФПМШЛП ЧЩОПУЙФШ ЗПТЫПЛ, ОП Й РТЙОЙНБФШ ХЮБУФЙЕ Ч ЦЙЪОЙ ЮЕМПЧЕЛБ ВПМЕЕ УХЭЕУФЧЕООЩН ПВТБЪПН:)). лПОЛТЕФОЩИ УПЧЕФПЧ ДБФШ ОЕ НПЗХ. еУФШ ОЕЛПФПТЩЕ ТБЪНЩЫМЕОЙС. нПЦОП МЙ РПДЗПФПЧЙФШ ТЕВЕОЛБ Л УЙФХБГЙЙ, ЛПЗДБ ЕЗП ПВЙЦБАФ. рП-НПЕНХ, ЧТСД МЙ, РПФПНХ ЛБЛ ДБЦЕ ЧЪТПУМЩК ЮЕМПЧЕЛ ПЮЕОШ ТЕДЛП УРПЛПКОП Й ЖЙМПУПЖУЛЙ УОПУЙФ ПВЙДЩ. б ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЮЕЛ ОБЮЙОБЕФ УЧПК УПВУФЧЕООЩК РХФШ, ПО РПМХЮБЕФ ФЕ ЦЕ УБНЩЕ УЙОСЛЙ Й ЫЙЫЛЙ, ЮФП Й ЕЗП ТПДЙФЕМЙ Ч ВЩФОПУФШ ДЕФШНЙ, ЙОБЮЕ, ЧЙДЙНП, ОЕ ОБХЮЙФШУС ЦЙФШ Ч ПЛТХЦЕОЙЙ МАДЕК. лПОЕЮОП ЦЕ, РПНПЗБФШ ОБДП. лБЛБС НПЦЕФ ВЩФШ РПНПЭШ? дБ чЩ Й УБНЙ РТЕЛТБУОП ПФЧЕФЙМЙ: "тБЪЯСОЙФШ УЙФХБГЙА Й РТПСЧЙФШ МАВПЧШ Й РПДДЕТЦЛХ". йЪ УЧПЕЗП ДЕФУЛПЗП ПРЩФБ, РТБЧДБ, ВПМЕЕ РПЪДОЕЗП, ОЕЦЕМЙ 4 ЗПДБ, НПЗХ УЛБЪБФШ, ЮФП РПДДЕТЦЛБ ОХЦОБ ОЕ ЦБМПУФМЙЧБС (ВЕДОЕОШЛЙК ФЩ НПК, ЧУЕ ФЕВС ПВЙЦБАФ, ЙДЙ, ФЕВС РПЦБМЕА), Б ФБЛБС, ЛПФПТБС ЧПЪЧЩУЙФ ТЕВЕОЛБ Ч УПВУФЧЕООЩИ ЗМБЪБИ, Ф.Е. РТЙНЕТОП ФБЛБС: ДБ, НБМШЮЙЛ ПФПВТБМ Х ФЕВС ЛХЛМХ-НБЫЙОЛХ-ЛПОЖЕФХ, ДТБЪОЙМУС, ОП ОЕ ВХДЕЫШ ЦЕ фщ, ФБЛБС хнойгб, ТБУУФТБЙЧБФШУС ЙЪ-ЪБ ФБЛПЗП НБМЕОШЛПЗП ЗМХРЩЫЛЙ. й РХУФШ Ч ФПФ ЛПОЛТЕФОЩК НПНЕОФ, ЛПЗДБ НБМЩЫ РМБЮЕФ ПФ ПВЙДЩ, ОЙЛБЛЙЕ УМПЧБ ОЕ УНПЗХФ ЕНХ РПНПЮШ (ФХФ, ЛПОЕЮОП, ОХЦОБ ТПДОБС Й ФЕРМБС НБНБ, Л ЛПФПТПК НПЦОП РТЙЦБФШУС), ОП, ПРСФШ ЦЕ, РП УПВУФЧЕООПНХ ПРЩФХ, ЧУЕ ЬФП ПФЛМБДЩЧБЕФУС ЗДЕ-ФП Ч ПТЗБОЙЪНЕ:). й ЕУМЙ РПЛПРБФШУС Ч УПВУФЧЕООПК РБНСФЙ, ФП ПГЕОЛБ ЛБЛПК-МЙВП УЙФХБГЙЙ УЧПЙНЙ ТПДЙФЕМСНЙ РТСНП-ФБЛЙ ЧЯЕДБЕФУС Ч ФЕВС, УФБОПЧЙФУС ФЧПЕК ТПДОПК. ьФП С Л ФПНХ, ЮФП ЧП НОПЗПН ДЕФЛЙ РПЧФПТСАФ УЧПЙ ТЕБЛГЙЙ ОБ РТЙНЕТЕ ТПДЙФЕМЕК. фХФ ХЦ ОБДП ДХНБФШ, ЛБЛЙН ИПЮЕЫШ ЧЙДЕФШ УЧПЕЗП НБМЩЫБ, Й УППФЧЕФУФЧЕООП УЕВС ЧЕУФЙ.
еЭЕ ТБЪ УРБУЙВП ЪБ ЧПРТПУ. вПАУШ, ОЕ ПФЧЕФЙМБ ОБ ОЕЗП, ИПФШ Й УФБТБМБУШ ЮФП-ФП УДЕМБФШ. оП чЩ РПВХДЙМЙ НЕОС РПДХНБФШ ПВ ЬФПН. рПЦБМХК, РПРТПВХА РПДОСФШ МЙФЕТБФХТХ Й УПЧЕТЫЙФШ ПРТПУ УЧПЙИ ДТХЪЕК-ТПДЙФЕМЕК:) уРБУЙВП!

оБРЙУБФШ ЛПННЕОФБТЙК
пГЕОЙФШ:

1ПЮЕОШ РМПИПК ПФЧЕФ

2РМПИПК ПФЧЕФ

3УТЕДОЙК ПФЧЕФ

4ИПТПЫЙК ПФЧЕФ

5ПФМЙЮОЩК ПФЧЕФ

РПЧФПТАУШ, РТПВМЕНЩ ОЕФ, ИПФЕМПУШ ХЪОБФШ ТБЪОЩЕ НОЕОЙС. рТПУФП ЛБЦДЩК ТБЪ, ОБВМАДБС ДЕФУЛЙЕ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙС, ЧПЪЧТБЭБАУШ Л ЬФПНХ ЧПРТПУХ. ъДЕУШ, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП, ОЕФ ЮЕФЛЙИ БМЗПТЙФНПЧ РПЧЕДЕОЙС, ТЕЫЕОЙЕ ЙОДЙЧЙДХБМШОП Ч ЛБЦДПК УЙФХБГЙЙ Й У ЛБЦДЩН ТЕВЕОЛПН...рПЬФПНХ РЩФБАУШ ЧЩЧЕУФЙ ДМС УЕВС ЛБЛЙЕ-ФП ПВЭЙЕ РПМПЦЕОЙС. УРБУЙВП. — CФБУС
Nyns 27 ОПСВТС 2003 ЗПДБ

50 50

х НЕОС УПЪДБМПУШ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ, ЮФП ЧБЫБ ДПЮШ ХЦЕ ХНЕЕФ ТЕЫБФШ РПДПВОЩЕ РТПВМЕННЩ: "ЕУМЙ ЕК УФБОЕФ ПВЙДОП, ПОБ ЪБРМБЮЕФ, ЕУМЙ ОЕФ - ХКДЕФ ПФ ТБЪЗПЧПТБ... ЙМЙ ПФ ЮЕМПЧЕЛБ. чЩ ХЦЕ РПДЗПФПЧЙМЙ ЕЕ Л ПВЭЕОЙА. пОБ ХНЕЕФ ПВЭБФШУС ПЮЕОШ ИПТПЫП. пОБ ОЕ ЙЭЕФ ЛПОЖМЙЛФПЧ. чПЪНПЦОП, ЪБ ЬФХ УРПЛПКОХА ХЧЕТЕООПУФШ Й ОЕЪМПВМЙЧПУФШ ЕЕ Й МАВСФ Ч УБДХ. чПЪНПЦОП, ЧЩ УМЙЫЛПН ТБОЙНЩК Й НОЙФЕМШОЩК ЮЕМПЧЕЛ (ЮФП УЛТЩЧБФШ, ОБН - НБНПЮЛБН - ЮБУФП ЛБЦЕФУС, ЮФП ОБЫЕЗП ТЕВЕОЛБ ПВДЕМЙМЙ, ПВЙДЕМЙ), ОП ТЕВЕОПЛ "ЧБТЙФУС" Ч УЧПЕН НЙТЕ Й ЧЙДЙФ ЕЗП РП-УЧПЕНХ, УП УЧПЕК ЛПМПЛПМШОЙ. й ПГЕОЙЧБЕФ ФПЦЕ РП-УЧПЕНХ. пФ ЧБУ ОХЦОБ ФПМШЛП РПДДЕТЦЛБ Й МАВПЧШ. еУМЙ ЦЕ (ОЕ ДБК в.) ЮФП-ФП ОЕРТЙСФОПЕ Й ОЕРТЕДЧЙДЕООПЕ РТПЙЪПКДЕФ, ЧЩ ВХДЕФЕ РЕТЧПК, Л ЛПНХ ПОБ ПВТБФЙФУС ЪБ УПЧЕФПН.
фБЛ ЮФП НПЕ НОЕОЙЕ: ТЕЫБФШ РТПВМЕННЩ ОБДП РП НЕТЕ ЙИ РПУФХРМЕОЙС. чУЕ ОЕ РТЕДХУНПФТЙЫШ. дБ Й Х ЧБУ УП ЧТЕНЕОЕН ФПЮЛБ ЪТЕОЙС ЛПТТЕЛФЙТХЕФУС.
хДБЮЙ.

Каждый родитель любит своего ребенка и поддерживает его. Казалось бы, чего сложного: кивнуть в нужный момент, похлопать по плечу, сказать ободряющие слова…

Однако не все оказывается так просто: какие именно слова считать поддерживающими – здесь часто возникают разночтения и подмена смысла. Однако есть устойчивый показатель того, что родитель делает все верно, – это благодарность ребенка. Любые другие реакции – показатель сбоя в отношениях.

«Сын очень странно реагирует на мою поддержку и ободрение, – жалуется мама второклассника. – Такие разговоры почти всегда заканчиваются слезами и отказом продолжать начатое дело. Например, сын получает тройку, приходит домой грустный.

Я ему говорю, мягко, не ругаю: «Надо стараться!»
Он отвечает сразу с вызовом: «Я старался!»
Я не реагирую на его вызов: «Ну, раз три получил, значит, недостаточно старался».
Сын: «Я не могу… У меня не получается».
Я: «Что тебе мешает?»
Сын: «Меня Антон весь урок смешил. Я не мог из-за этого сосредоточиться».
Я: «Это проще всего вину свалить на кого-то другого. Надо самому отвечать за свои действия».

Сын ничего не говорит, начинает плакать. Я начинаю сердиться, не успокаиваю его поэтому. Как еще его поддерживать?»

Приведенный разговор мамы с сыном хорошо иллюстрирует, к сожалению, типичные подмены смысла, где результатом общения становится не поддержка ребенка в сложной для него психологически ситуации, а нечто другое.

Разберем, какой вклад делает каждая «поддерживающая» фраза в конечный результат – слезы ребенка.

Итак, ребенок ошибается, получает отметку ниже ожидаемой. Он расстроен, приходит домой. Мама его не ругает, но говорит: надо стараться! Что означает эта фраза для ребенка?

Мама считает, что сын не приложил достаточного количества усилий для достижения необходимого результата. Следовательно, ребенку плохо, и мама на это состояние накладывает обвинение в несоответствующем усердии.

Ребенок протестует: я старался! Мама разбивает его сопротивление железным аргументом, апеллируя к результату. Теперь ребенок ни себе, ни маме не может доказать, что усилия он прикладывал.

Далее мальчик расписывается в своей полной несостоятельности: я не могу… Здесь мама дает сыну провоцирующую возможность снять с себя вину за происходящее. Однако это возможность именно провоцирующая, так как уже в следующей реплике мама возвращает сыну вину в двойном объеме. В двойном за то, что переложил ответственность на внешние обстоятельства – хотя именно мамин вопрос (что мешает?) подтолкнул сына к ответу, за который ему пришлось поплатиться.

От бессилия, от нежелания попадаться в ловушки, расставленные мамой, мальчик уходит в плач. Может быть, теперь, видя его неподдельное горе, мама его пожалеет и поддержит?

Нет. Мама, видя слезы, считает сына мягкотелым и раздражается: я его поддерживаю-поддерживаю, а он этого не ценит – ревет. А ведь могла бы и наказать за низкие отметки.

При таком подходе мама начинает восприниматься коварным монстром. Однако по сути это не так, мама поддерживает сына так, как умеет. Или так, как поддерживали ее саму в детстве. На уровне чувств воспоминаний не осталось, нет ощущений от этих слов, остались только сами слова: надо стараться!

Встать на место ребенка в такой ситуации довольно легко. Можно представить, как муж, пробуя ужин, хмурится и говорит: «Котлеты сегодня не удались! Надо лучше стараться!»

Сразу возникает ощущение чинимой несправедливости: ведь могла бы просидеть за сериалом, а на ужин сварить магазинных пельменей, но я сделала котлеты, я старалась…

Подводя итоги, можно сказать следующее: расхожие воспитательные штампы (надо стараться!) не выполняют поддерживающей функции.

У них другая задача, как и у всех фраз, начинающихся со слова «надо», – чаще всего это контроль и указание на ошибку. В данной ситуации (и в ей подобных) это избыточно, ребенок и так расстроен.

Если взглянуть на происходящее глазами ребенка, поддерживающие слова найти значительно легче. Что хотелось бы услышать от супруга в случае не вполне удавшихся котлет? Да, что угодно, но не поучительное: «Надо стараться!»