Следование принципу верных приоритетов в семейных отношениях. Главенство мужа – Божье повеление

Содержимое

Сатана обворовывает силу общества, повергая мужчин в грех, в пессимизм, в молчание, в безынициативность. И поэтому сегодня мы чаще видим в ВУЗах студентами девушек, учителями – женщин, на многих ответственных постах – женщин. Слабеет общество, мужчины уходят в тень, женщина несет неимоверную нагрузку, а мир лишается красоты и нежности.

Я помню, как на одном из занятий о браке и семье в Библейском институте мы рассуждали о роли мужчин и о тех качествах, к которым им необходимо стремиться. Когда я прочел весь материал, в зале наступила тишина, и один студент сказал: «Если все это надо делать каждому мужчине, то лучше родиться женщиной». Это была острая шутка, но в ней есть доля истины: мужчине тяжелее быть настоящим мужчиной, чем женщине настоящей женщиной. Но Бог для этого и дал мужчине больше сил, наделил его природу соответствующими качествами. Человек рождается мальчиком или девочкой, а мужчиной становится в течение жизни, приобретая те качества и исполняя то назначение, которые Бог положил мужчине и мужу. Конечно, лучше быть каждому самим собой и стремиться стать таким, каким он должен быть. Мужчина-христианин должен испытывать себя, свою веру, свои качества, зная, что в Господе все возможно. Апостол Павел пишет: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5).

Когда в мужчине теряется Божье, тогда теряется и мужское; когда теряется благочестие, тогда теряется и сила, и чистота; когда теряется инициатива, тогда появляется и грех, и страх, и трусость, и наступает падение.

Так было во все времена. Так было и во время первого грехопадения первого мужчины и мужа Адама.

Если проанализировать причины грехопадения человека с позиций вины мужа (Адама), то можно выделить, как минимум, следующие причины:

1. Адам оставил Еву одну, лишил ее на какое-то время общения, и она общается не с мужем, а со змеем, она лишена при этом защиты мужа.

Быт 3:1 «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»

2. Адам не берет на себя инициативу остановиться и раскаяться в грехе, но идет на поводу у Евы, обольщенной дьяволом, держится не Божьей воли, а человеческой и исполняет не Божье Слово, а потакает греховному желанию жены. Здесь Адам не исполняет роль главы семьи.

Быт. 3:6 «…и дала также мужу своему, и он ел».

3. Адам не берет на себя ответственность за поступок, не имеет силы признать вину, а трусливо прячется за жену и обвиняет ее и Бога.

Быт. 3:11-12 «И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел».

Грехопадение первых людей наступило, наряду с другими причинами, также и оттого, что Адам не исполнял своей роли мужа, главы и защитника для своей нежной и беззащитной Евы. Удивительно интересную мысль по этому поводу высказали авторы одной из христианских книг. Они рассматривают проблемы становления мужчин и призывают к преодолению парализующего страха перед неудачей, к желанию начать действовать и пойти на риск, к преодолению молчания мужчин и умению брать на себя инициативу.

Мысль эта состоит в том, что во время искушения Евы Адам был рядом и молчал. Бог наказал Адама не только за то, что он ел запретный плод, но и за то, что он не возразил своей жене, за то, что он молчал, и его молчание было смертельно опасно. Авторы книги так описывают свое видение этой ситуации:

«На протяжении всей истории церкви в грехопадении человечества обычно обвиняют Еву. Большинство считает, что во время ее разговора со змеем Адам отсутствовал и что, уже согрешив, Ева нашла его и искусила, дав ему запретный плод. Еву часто порицают за то, что она якобы решила «потягаться умом» со змеем, но, оказавшись слабее, поддалась его коварству. Считается, что именно Ева сделала первый шаг в грехе против Бога, а Адам просто последовал ее примеру. Некоторые даже предполагают, что Адам вкусил запретный плод, чтобы Ева не осталась одинокой в своем грехе.

Таким образом, в свете нетерпения, присущего Еве, Адам выглядит весьма благородно. Но что если во время всей беседы со змеем Адам был рядом с Евой? Что если он находился поблизости и слышал, как змей пытается исказить истину? Что если его непослушание началось не в тот момент, когда он начал есть плод, а когда решил не вступать в разговор жены со змеем?

Если Адам на самом деле был там, но предпочел молчать, то проблема, которую испытывают мужчины, предстает перед нами в новом свете. Если Адам был рядом с Евой, когда ее искушал змей, ситуация полностью меняется: его молчание становится грехом с далеко идущими последствиями.

Существует четыре причины, на основании которых мы утверждаем, что Адам присутствовал во время искушения:

1. Его молчание вписывается в ближайший контекст первых трех глав.

2. В Быт. 3:6 практически прямо говорится, что Адам присутствовал во время искушения.

3. Стиль всего повествования (Быт. 3:1-7) наводит на мысль, что Ева обратилась к Адаму сразу после разговора со змеем и дала ему плод.

4. Другие мужчины, о которых говорится в Книге Бытие, тоже переживали ставшую извечной проблему молчания. И это наводит на мысль о том, что образцом для них послужило молчание Адама.

Итак, Адам оказался мужчиной молчаливым и пассивным. И как многие другие мужчины в истории, физически находясь на месте, он отсутствовал внутренне. Вместо того, чтобы выступить вперед и взять на себя главную роль, он предпочел отойти на второй план. В Первой главе Книги Бытия мы видим, что, в противоположность Адаму, Бог становится средоточием происходящего и начинает говорить, чтобы превратить пустыню в рай. Адам же исчезает. Его грех начался с молчания: он был призван говорить, но не сказал ни слова.

Перед тем как вкусить этот запретный плод, Адам промолчал три раза.

Благодаря Божьему Слову, из хаоса возникло творение, однако молчание Адама снова ввергло творение в хаос. Текст ясно говорит, что Адам был рядом с Евой. «И женщина увидела, что дерево было хорошо для пищи, что оно приятно для глаз и желанно для обретения мудрости, и она взяла от него плод и ела. И дала также мужу своему, который был с нею, и он ел» (Быт. 3:6). (Один из вариантов перевода – этот вариант приводят авторы книги; прим. редактора). Эту простую, но весьма примечательную фразу («который был с нею») обычно оставляют без внимания, чего, однако, делать не следует. Она имеет очень важное значение, а на еврейском языке ее смысл даже более конкретен. Словосочетание imha состоит из двух еврейских слов, которые переводятся как «с нею». Еврейская конструкция представляет собой сочетание предлога im («с») и личного местоимения третьего лица женского рода ha («ею»).

Быт. 3:1-7 предстает как хронологически целостная повествовательная единица. В этом отрывке нет ничего, что заставляло бы думать, будто между вкушением Евой плода и тем моментом, когда она предложила Его Адаму, прошло какое-то время. Кроме того, в шестом стихе нет ничего, позволяющего предположить, будто во время искушения Адам отсутствовал. Ничто не говорит и в пользу того, что, попробовав плод самостоятельно, Ева после этого отправилась на поиски Адама. Если мы станем читать повествование так, как оно предстает перед нами, то увидим, что в шестом стихе нет никакого временного перерыва: взяв плод, Ева начала его есть, а потом тотчас протянула его своему безмолвному, никак о себе не заявлявшему мужу, который «был с нею».

Можно соглашаться или не соглашаться с таким толкованием этого места Писания, можно приводить как контраргумент 1 Тим. 2:11-14, но одно совершенно очевидно: трусливое молчание мужчин и их безынициативность там, где требуется их вмешательство, приводят к падению, ко греху и отдаляют от Бога. Так было и с Авраамом, который послушался Сару и промолчал на ее совет войти к служанке, чтобы иметь детей от нее (Быт. 16:2-6). Так было и тогда, когда он проявил трусость и слабость по отношению к своей жене Саре перед царем Герарским Авимелехом, назвав ее сестрой, а не женой (Быт. 20:1-14).

Так было и с Лотом, который молчал и не обличал вопиющий грех Содома и даже предложил своих дочерей толпе развратников (Быт. 19:1-13).

Так было и с Иудой, который побоялся довериться Богу и отдать своего последнего сына невестке Фамари для продолжения рода, чем вверг в грех и себя, и Фамарь, вынудив Фамарь хитростью продлить род (Быт. 38:1-26).

Так было и во времена Судей, когда женщины вынуждены были брать на себя бремя ответственности за судьбы народа (Суд. 4:14-16).

Следует отметить, что Библия со времен Ветхого Завета постоянно подчеркивает силу, значимость и ответственность мужчин:

а) в Слове Божьем при подсчетах численности населения часто используются слова «не считая женщин и детей» (Чис. 1:2; Мф. 14:21), подчеркивая тем самым, что основной силой являются взрослые мужчины;

б) в народе Божьем Израиля мужчина также был ответственен за клятвы, которые давал не только он сам, но и за клятвы, произнесенные женщинами в его семье, если он не запретит эти клятвы (Чис. 30:1-16).

Господь Иисус Христос показал пример истинного мужа веры, взяв полностью на Себя инициативу по спасению Своей Невесты – Церкви; Он предал Себя за Нее, Он все сделал Сам и дал каждому мужу образец поведения и истинной любви (Еф. 5:25-28). Смерть Христа и Его Воскресение указывают источник сил для каждого мужчины, чтобы возродить истинные качества, заложенные Богом от начала творения.

«Что происходит, когда мужчины забывают Бога и предпочитают молчать? Что происходит, когда они отказываются жертвовать собой в ответ на Божье обетование? К несчастью, в хаос, обступивший их, они вовлекают и других.

Бог создал мужчину по Своему образу, то есть наделил его способностью творить, принимать решения, оставлять наследство. Он создал мужчин сильными, чтобы они могли защитить тех, кто находится рядом, создал мудрыми, чтобы с их помощью открывать видение другим. Однако каждому мужчине знакомо прикосновение трагедии, каждый испытал боль, причиненную отцом, матерью, бабкой или дедом, женой, детьми, начальством, деловыми партнерами. Каждый слишком хорошо знает, что этот мир опасен, знает, насколько рискованно «высовываться», идет ли речь о личностных взаимоотношениях или о работе. Многие убеждены, что неясность во взаимоотношениях или неопределенное будущее могут их попросту уничтожить, и поэтому они предпочитают молчать. Но когда мужчина молчит, он отрицает существование Бога и Его благость.»

Принципы жизни «моя хата с краю» и «не высовывайся» парализуют многих мужчин. Многие семьи наносят вред делу Божьему в церквах, когда действие этих «принципов» попирает праведные поступки, когда истина умалчивается, за нее не борются из-за мнимого мира и спокойствия. Писание призывает мужчин и всех детей Божьих не быть молчаливыми участниками греха, не быть безразличными ко всему происходящему (Мф. 5:10-16; 12:30; Еф. 5:7-11; Отк. 3:16).

Безынициативный, молчаливый, слабый, нерешительный, трусливый и маловерный мужчина часто становится невольным соучастником греха и пассивным созерцателем нарастающего хаоса, перекладывает на плечи жены непосильную тяжесть ответственности и обвиняет жену в том, что она много хочет от него. Приближаясь к Богу и доверяясь Ему, можно черпать от Него силы и мужество и приобретать те качества, которые желает видеть в мужчинах наш Творец. И когда эти качества есть у мужчины, тогда женщина имеет все возможности быть женщиной в том великолепии, в котором создал ее Господь.

Таким образом, главенство мужа означает:

Ответственность за жену и семью во всех сферах жизни (духовной, душевной, материальной) и умение нести бремя забот без ропота и конфликтов, умение решать все нужды, жертвуя своими силами, способностями, временем.

Руководство семьей, принятие решений, создание условий для исполнения решений, приведение решений в реальные действия по исполнению.

Обеспечение правильного порядка в семье, расстановка всех по своим местам, чтобы каждый исполнял свое назначение.

Обеспечение семейного материального достатка.

Создание атмосферы демократии и взаимопонимания в семье, где бы каждый чувствовал, что с его мнением считаются и оно имеет значение.

Реальное служение всем членам семьи в любви и смирении, когда интересы семьи ставятся выше собственных желаний и исполняется принцип служения другому.

Главенство – это очень трудная ноша, тяжелое бремя, потому что Господь смотрит на него не как на право, но как на долг с сильной мерой ответственности за то, что происходит в семье. Библейский взгляд на главенство в семье будет способствовать и библейским принципам руководства в любви и смирении. Муж должен испытывать себя, правильно ли он понимает и осуществляет главенство.

Главенство мужа

Согласно с параллелизмом 3-го стиха, описание отношений, рассмотренных нами для его 3-й части (Христу глава Бог), относится и к двум другим частям: мужу - глава Христос, жене глава муж. Главная мысль параллелизма выражена словом kefalh. и определяет отношения главенства и подчинения, но мысль о единой сущности (см. раздел «Божественный порядок в Троице») не относится ко всему параллелизму. Иначе, это было бы неверно в применении ее к 1-й части, так как человек не равен Христу по сущности.

Итак, муж является главой, и должен осуществлять свое главенство соответствующим образом. Принципы истинного главенства мы видим в Самой Троице и в главенстве Христа. Важным принципом главенства является власть. Бог, имея власть над всем (Быт. 14:22), направляет движение всей истории. Также и муж определяет направление семьи. Направление церкви определяется мужчинами.

Следующий принцип - ответственность. Бог Сам взял на себя ответственность представить людям путь спасения и возвращения к Нему (1. Ин 4:9). Христос Сам взял на себя ответственность умереть на кресте ради нашего спасения (Лук. 19:10).

Движущей силой Божьего главенства всегда является любовь (Рим. 5:8). Проявлением этой любви является жертва (Ин. 3:16. о Боге), (Ин. 17:19; 2 Кор. 5:21. о Христе). Главенство Христа над мужем, а также над Церковью (Еф. 5:23), являет великий пример заботы и попечения для мужей. В своей заботе о церкви, Христос демонстрирует принципы главенства: Он отдал свою жизнь за нее, любит ее, освящает и очищает, чтобы привести к славе (Еф. 5:26-27). В Еф. 5:28-33 Павел переводит описание качеств любви в обычную понятную для людей сферу: любить как свои тела, любить как самого себя, греть (qa, lpei) и питать (evktre, fei). Последние два слова демонстрируют особо нежное отношение мужа к жене.

Все перечисленные качества отношения мужа к жене в этом тексте связаны со словом kefalh. - «Потому что муж есть глава (kefalh.) жены» (Еф. 5:23). В 1 Пет. 3:7, Петр описывает качество главенства словами kata. gnw/sin (со знанием, благоразумно) и avpone, montej timh.n (уделяя честь). Петр призывает мужей осуществлять свое главенство именно таким образом, «дабы не было вам препятствия в молитвах». Павел, говоря об отношении мужа к жене (Кол. 3:19), исключает негативное отношение глаголом mh. pikrai, nesqe (не будьте горьки, суровы), который стоит в императивной форме, что подчеркивает повеление Апостола.

Согласно с 1 Кор. 11:3, Христос одновременно имеет свою главу - Бога Отца, и Сам является главой для мужа. Это является важным примером для мужа. Положение мужа схоже с положением Христа, муж является главой жены и подчиняется Христу. Подчинение Христу ведет его к правильному жертвенному главенству. По словам Ральфа Г. Александера: «нормативное значение библейского «главенства» - это авторитетное руководство, примером которого служит Христос». Из примера главенства Христа явно, что в жизни жены не должно быть таких сфер, куда бы ни распространялась забота и попечение мужа.

Итак, истинное главенство мужа над женой включает в себя власть, ответственность, жертвенную любовь, заботу о физических и духовных нуждах жены. Эта забота должна выражаться соответствующим образом, исключающим грубое отношение и унижение. Муж не должен уклонятся от всей ответственности, определяемой его ролью главы. Осознавая роль главенства, муж должен взять ответственность за учение, как в семье, так и в церкви. Нарушение принципов главенства, является препятствием в духовной жизни мужа.

Во времена апостолов главенство мужчины в семье не подвергалось сомнению. А что делать сегодня, когда муж и жена равны по служебному положению, зарплате, образованию, уровню развития? Или если женщина в чем-то своего супруга превосходит? Как в этих условиях "повиноваться мужу" и вообще построить отношения? Может быть, и не надо "повиноваться"?

Для многих современных женщин становятся камнем преткновения известные слова апостола Павла: "Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе". (Кол.3, 18). Муж должен быть главой семьи, рассуждаем мы. Так положено. Так заповедано апостолами. Если уж мы хотим исполнять христианские нормы в нашей жизни, эта — одна из важнейших.

Правда, апостолы не потрудились рассказать подробнее, как именно следует повиноваться мужу. "Как Христу" — и все тут. А если он требует чего-то греховного? Тогда, наверное, не надо повиноваться… А если он неверующий? Алкоголик? Бездельник?

Наконец, как осуществлять это повиновение в современных условиях? В чем оно должно заключаться? Ведь во времена апостолов все было куда проще. Женщины, как правило, чуть ли не каждый год рожали по ребенку. У хронически беременной и кормящей какие могут быть претензии на самостоятельность, на главенство, даже просто на развитие собственной личности? Пусть, конечно, во всем руководит муж, как человек здоровый, сильный, умеющий общаться с внешним миром и обеспечивать семью.

А что делать в наших условиях, когда ребенок один или его пока еще нет, муж и жена совершенно равны по служебному положению, зарплате, образованию, уровню развития? Или если жена даже в чем-то мужа превосходит? Как в этих условиях "повиноваться мужу" и как вообще построить отношения? Может быть, и не надо "повиноваться"?

Вообще надо сказать, что в отношениях обычно доминирует тот, кто способен доминировать. В некоторых семьях складывается так, что этой способностью в большей степени обладает муж. Например, если муж старше жены на 10-20 лет, гораздо опытнее, выше по должности, наконец, просто по своей натуре — лидер, а жена, наоборот, человек мягкий и склонный к подчинению. С этими семьями все более или менее понятно. У них обычно и не возникает вопросов о лидерстве и о совмещении реальной жизни с апостольскими заповедями. Можно сказать — повезло.

Но что делать с теми семьями, где так не сложилось? Где муж и жена мало отличаются друг от друга по своим врожденным и приобретенным качествам, а может быть, даже жена от природы лидер?

Надо сказать, что некоторые мужчины понимают свою власть, как власть пахана на зоне. Как правило, это те мужчины, которые какой-либо власти в семье лишены, но очень хотели бы ее иметь. И представляют они это так: Он лежит на диване, а жена, между делом совершенно незаметно ведя хозяйство и воспитывая детей (не досаждая повелителю этими мелочами) прислуживает Ему любимому, подает кофе, предоставляет в любой момент сексуальные услуги, любит, уважает — не за какие-то его личные качества, а просто за то, что он — Мужчина. Высшее существо.

Что ж, даже в таком случае жена вполне может вести себя именно так — это был бы христианский подвиг, любить и служить такому человеку. Суть не в том. Такой мужчина не подозревает, что, лежа на диване и благосклонно принимая услуги, он становится не главой семьи, а — обслуживаемым беспомощным домашним животным.

Власть — это прежде всего способность организовать и ответственность. Начальник на работе имеет власть не только и не столько потому, что он назначен на этот пост, сколько потому, что он непосредственно решает вопросы управления — принимает и увольняет работников, договаривается с клиентами, определяет политику предприятия, раздает задания работникам, сам выполняет какую-то часть труда. Аналогично и в семье управляет тот, кто входит в курс всех мелочей, знает, сколько денег нужно и расходуется на питание и одежду, что семья может себе позволить, а что нет, знает, какие проблемы есть у детей и сам участвует в их решении. И конечно, берет ответственность за это на себя.

Можно сказать: да, но может быть, мужчина не занимается семьей, а занимается чем-то более возвышенным, скажем, творчеством или руководит фирмой. А жена организует все в доме. В конце концов, именно это советовал святитель Иоанн Златоуст.

Но в таком случае муж является, может быть, замечательным творцом или главой фирмы. Но он не является главой семьи.

Главой семьи он будет и может быть лишь в том случае, если сам всерьез озабочен и занят семейным строительством. Это не значит, что он должен выполнять все домашние дела — разумеется, нет. Но все эти дела, вплоть до выноса мусора и приготовления пищи, не должны быть для него чуждыми — они должны его непосредственно касаться.

А вот что говорит о главенстве мужа в семье многими любимый митрополит Антоний (Сурожский) в своей проповеди о браке:

"Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа, и жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью. Это каждый человек должен помнить. Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет права на свою жену, над своей женой и над своими детьми. Это — неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием.

А жена является иконой, образом Церкви. Церковь имеет как бы два лика. Она — невеста, радующаяся о том, что она возлюблена Богом, и возлюблена такой любовью, которая явлена во Христе. Но вместе с тем (и это образ, который дает апостол Павел в одном из своих посланий) она является невестой Агнца, то есть закланного Спасителя. Она — невеста, та, которая настолько — так глубоко, так совершенно — возлюбила своего жениха, что по незыблемой верности может все оставить, все забыть, от всего оторваться по любви к нему и последовать за ним, куда бы он ни пошел, если нужно — даже на страдания, если нужно — на крест.

Вы видите, что в этом послании говорится не о владычестве мужа и подчиненности жены, а о такой взаимной любви, которая является жертвенной, героической любовью мужа, и на которую жена может ответить такой же жертвенной любовью. Это мы должны всегда помнить, потому что слишком часто этот отрывок Священного Писания толкуют ложно: унижая жену и возвеличивая мужа, представляя его гордым властителем". ("Таинство любви")

Согласно митрополиту Антонию, апостол вовсе не говорил об отношениях доминирования-подчинения, какие могут существовать в собачьей стае. А совсем о другом — о таких высоких отношениях, коих почти не бывает. Об идеале.

Таким образом, может быть, прежде чем говорить об этой сложнейшей заповеди апостола, нам стоит обратить внимание на более простые и лежащие на поверхности вещи? Воцерковляясь, постепенно избавиться от самых грубых грехов — гнева, раздражения, лени, приобрести власть над своими плотскими желаниями. И тогда станет яснее что-то и с отношениями подчинения и власти в семье. Пока же мы даже не начали сбрасывать с себя покровы ветхого человека, нам и приступать к такому сложному вопросу бессмысленно.

Что же делать жене, которая ясно сознает, что муж ее главой семьи быть не способен? Обычно советуют — "все равно подчиняться". Но как? Иногда это невозможно. Муж может требовать невыполнимых или греховных вещей. Очень часто сейчас встречаются мужчины, вообще не желающие руководить, брать на себя ответственность. Как можно подчиняться тому, кто этого не хочет? Это немыслимо.

Единственное, что остается такой жене — стараться жить по законам христианской любви к ближнему. Ведь муж — это в любом случае ее ближний. Каким бы он ни был. И приготовить ему ужин, если он с работы приходит позже — это не свидетельство "подчиненности", а нормальные отношения любви. Не накричать на него, и закрыть глаза на его недостатки — это не признак "рабства жены", а признак ее христианского смирения и любви.

И в конце концов, если последовательно жить именно так, может быть, что-то станет яснее и с пресловутыми требованиями апостола.