Рекомендации по развитию самостоятельности у детей. Сделай сам! Как развить самостоятельность у ребёнка

Екатерина Морозова


Время на чтение: 13 минут

А А

О том, чтобы дети выросли сознательными, правильными, ответственными, мечтает каждая мама. Но, как показывает жизнь, с каждым поколением дети становятся все более инфантильными и неприспособленными к жизни. Конечно, новые технологии виноваты в этом, но и отсутствие правильного воспитания тоже играет немалую роль.

Как взрастить в своем ребенке самостоятельность? Разбираемся — и мотаем на ус.

Самостоятельный ребенок – какой он: что такое самостоятельность у детей разного возраста, признаки самостоятельности у ребенка

Говоря о несамостоятельности ребенка, многие взрослые подразумевают, что малыш не способен занять себя самостоятельно, донести до раковины тарелку, завязать шнурки, выполнить задания без стоящей над головой мамы, и проч.

И мало кто задумывается, что сама по себе «самостоятельность» — это не просто способность обслуживать себя, а важная характеристика личности, способность принимать решения, отвечать за свои поступки, восприимчивость к критике и определенный уровень инициативности, способность адекватно оценивать себя и возможности, и проч.

То есть, самостоятельность не появляется из ниоткуда при отсутствии воли, четких целей, определенного склада характера – это не новая запонка, которая прилагается к рубашке.

И относиться к развитию этого сложного и многогранного свойства личности нужно осознанно и ответственно.

Видео: Как воспитать самостоятельного ребенка?

Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:

  • 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
  • 3 года. Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.
  • 4 года. Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.
  • 5 лет. Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.
  • 6 лет. В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.
  • 7 лет. Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.
  • 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было.
  • 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты. Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.
  • 11-15 лет. Это — самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это — и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».

Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

Просто дайте ребенку возможность развиваться и взрослеть, а сами будьте рядом, чтобы уберечь ребенка от возможных рисков во время первых самостоятельных дел.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.

Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет – готовимся к школе и осваиваем новые горизонты

Дошкольник, а потом — ученик младших классов.

Ваш карапузик уже вырос из пинеток, малышовых игрушек и колыбельных. Он уже стесняется, когда вы берете его за руку при друзьях, и нарочито грубо ворчит «Ну, маааам, иди уже, я сам!»

Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?

  • Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
  • Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра. Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.
  • Всегда будьте готовы помочь . Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.
  • Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
  • Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.
  • Чаще давайте взрослые поручения , которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
  • Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности . Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.
  • Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
  • Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора. Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.

Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы

Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.

12 лет – это черта, за которой начнутся сильные влюбленности (более серьезные, чем в детском саду и первом классе), первые истерики, прогулы в школе и даже, может быть, потому что «родители не понимают и достали».

Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.

Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.

  • Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому . Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
  • Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
  • Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
  • Будьте корректны : брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
  • Подбрасывайте больше заданий и задач , в которых ребенок сможет себя проявить.
  • Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек , научите пользоваться кредитной картой и наличными.
  • Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.

Каких ошибок избежать при воспитании самостоятельности у детей – советуют психологи и опытные мамы

Воспитывая самостоятельного (как мы считаем) человечка, мы иногда совершаем ошибки, которые не только не приближают ребенка к этому личностному свойству, но и портят наши с ребенком отношения в будущем.

Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:

  1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.
  2. Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность , не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде «я сама быстрее сделаю» или «боюсь за тебя» забудьте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперопеки.
  3. Если попытка проявить самостоятельность окончилась плачевно (вещи испорчены, вазы разбиты, кот подстрижен, и проч.), не вздумайте кричать, ругать, публично оскорблять или обижать ребенка. Проглотите обиду за разбитый дорогой сервиз и улыбнитесь со словами «в следующий раз обязательно все получится».
  4. Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо – это не повод для насмешек, подколок и проч.
  5. Не влезайте со своей помощью и советами , если вас о том не просят.
  6. Не забывайте хвалить ребенка , когда у него все получается, и вселять уверенность, если не получается.
  7. Не торопите (и не осаживайте) своих детей. Они сами знают, когда пора отказываться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.
  8. Не переделывайте работу ребенка при нем . Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду, а вы перемываете ложки заново. Сделаете это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.

И не забывайте, что самостоятельность – не просто приобретенные навыки, а способность думать, анализировать и быть ответственным.

Например, когда ребенок научился не просто дверь закрывать на ключ, но еще и глубоко прятать ключи, чтобы они не выпали на улице.

В статье рассказывается о том, как формируется и развиватеся самостоятельность у ребенка. О том чем вредна гиперопека, критика, вседозволенность в воспитании детей.

Ответственность и самостоятельность одна из основных проблем, с которыми сталкиваются родители. Как научить ребенка самому собирать рюкзак в школу и не забывать делать уроки, собирать игрушки и вещи?

Вот основные правила самостоятельности ребенка

  1. самостоятельность часть естественного развития ребенка;
  2. дети намного выносливее, чем кажутся;
  3. мнение взрослых определяет самоощущение ребенка;
  4. вседозволенность вредна.

Как формируется самостоятельность?

Формирование личной ответственности и самостоятельности естественный процесс. Ребенок учится этому, также как учиться сидеть, ходить, или говорить. На определенном этапе развития ребенок научится сам принимать решения, но чтобы это произошло, взрослые не должны мешать. Гиперопека и родительские страхи, часто приводят к инфантилизму у ребенка и не желанию, что-либо делать самому. Казалось бы, мелочи, позволять ребенку есть самому, несмотря на то, что он все вокруг перепачкает, или одеваться, не думая о том насколько медленно он это делает. Но эти мелочи основа будущей самостоятельности. А если постоянно делать все за детсадовца, то потом не стоит удивляться, что школьник не в состоянии собрать портфель. Постепенно позволяя малышу все больше вещей делать самому без помощи – это залог естественного развития самостоятельности.

Большинство считает, что дети слабые и беззащитные существа, которых все время нужно опекать и защищать от всего мира. Но это не так. Попытка оградить ребенка от внешнего мира с постоянными «нельзя» и «это опасно» приводят к формированию тревожности и неуверенности в себе. Организм ребенка очень хорошо адаптируется и восстанавливается. Поэтому в теплый солнечный день ребенок может пробежаться босиком. Нет ничего страшного в том, что ребенок выпьет стакан холодного молока или залезет на высокую лесенку. Самостоятельность во многом зависит от понимания возможностей своего тела.

Какие ошибки родителей лишают детей самостоятельности?

Дети познают не только внешний мир, они также познают себя. И это познание своего внутреннего мира напрямую связано с тем, что слышит о себе ребенок от взрослых. Если на любую попытку сделать, что-то самому или помочь маме, или папе, ребенок слышит «не надо, ты еще мал», то впоследствии это приведет к отсутствию желание делать что-то самому. И тогда ни о какой самостоятельности речи быть не может. Взрослым нужно постараться контролировать себя и свои слова, обращенные к дочери или сыну, постараться избавиться от: «не лезь, а то упадешь», «ты все делаешь не так».

Бывает и так, что самостоятельность ребенка подсознательно пугает его мать. Мысли о том, что столько душевных сил и времени отданы ребенку, а он станет самостоятельным и перестанет нуждаться в маме. Чаще от этого страдают женщины, не получающие помощи от родных и близких в заботе о ребенке. И самое сложное, что им нужно сделать – это понять, что роль матери не единственная, которую они могут играть в жизни. А их окружению почаще давать им возможность отдохнуть. И тогда радость за успехи ребенка не будет смешивать со страхом потери.

О вреде гиперопеки было сказано выше, но и ее полная противоположность вседозволенность будет мешать естественному развитию самостоятельности. Оказавшись «пупом мира» ребенок не совсем понимает, что же делать, ведь его жизненный опыт совсем мал. Попытки угодить во всем и всегда и выполнить любой каприз дочери или сына, как не странно, формируют внутреннюю тревожность. Она и мешает развиться самостоятельности.

Еще один важный момент – это помощь. Никогда не нужно лезть к ребенку с помощью, если он о ней не попросил. Понятно, что речь идет о ситуациях, когда нет угрозе жизни. Дочь или сын увлечено, что-то мастерят, а родителю кажется, что его помощь сделают поделку лучше, и он вмешивается в процесс. Это лишает ребенка уверенности в себе. Даже если, что-то не получается лучше дать шанс попробовать еще раз. Лишь, когда ситуация тупиковая, стоит предложить помощь, спросив нужна ли она.

Спокойное отношение к ошибкам ребенка, залог его самостоятельности. Ошибки – часть процесса обучения чему-либо, опыт. Лучше объяснить дочери или сыну, что в неудачах нет ни чего страшного, чем критиковать и наказывать.

Ребенок обязательно станет самостоятельным, главное не мешать ему и поддерживать в трудную минуту.


«Сам!» - отчаянно кричит двухлетний карапуз, пытаясь завязать себе шнурок. Но проходит 10-15 лет, и подросшее чадо ленится сделать себе бутерброд и даже приблизительно не знает, чем хочет заниматься в жизни. Почему из целеустремленных активных малышей вырастают инфантильные взрослые? И как помочь ребенку развить самостоятельность?

В последние годы родители все чаще сталкиваются с психологическим феноменом, который можно назвать «синдромом нехочухи ». Ребенок, которому с детства внушали, что он -умный, способный и вообще лучший, который с трех лет учил английский, а в первом классе занимался в пяти кружках, ребенок, которого защищали от всех бытовых неурядиц - только бы учился! - где-то в подростковом возрасте заявляет родителям: «Мне неинтересно. Я не хочу». Он может день напролет щелкать клавишами компьютера или кнопками пульта от ТВ, при этом с огромной неохотой посещает школу и ни к чему не стремится, кроме потребления удовольствий. «Да как, же так? Не мы ли вкладывали в своих любимцев душу, не мы ли ночей недосыпали, чтобы у них все получилось? - вздыхают измученные родители на приемах у психологов. - А дети даже не пытаются прилагать усилий, чтобы самостоятельно что-то сделать!», психолог-консультант ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов, объясняет, какие ошибки мы допускаем, приучая детей к самостоятельности.

На блюдечке с каемочкой

Для начала - небольшой сравнительный тест. Вспомни, с какого возраста ты оставалась в квартире сама? Гуляла во дворе без присмотра старших? Грела себе обед? Какие обязанности по дому у тебя были? Приходилось ли тебе ездить через весь город на школьную олимпиаду или в любимый кружок? Когда в первый раз ты сама отправилась в другой город? Задай себе те же вопросы, но уже относительно собственного ребенка. И подумай, не слишком ли ты его опекаешь.

«Да тогда другое время было!» - возразят родители. Совершенно верно! Тогда детям приходилось прилагать намного больше усилий, чем сегодня. Хочешь узнать что-то интересное? Потрудись прочесть книгу. Мечтаешь заниматься в кружке авиамоделирования? Придется ездить во Дворец пионеров.

Скучаешь после школы? Придумай себе занятие, пока родители на работе. Разве было 20-30 лет назад такое множество развлечений, игрушек, кружков, школ раннего развития, как сейчас? Нам бы радоваться! Но вот беда: напичканные информацией дети, которые на «ты» с любой техникой, иногда не способны делать несложные, но жизненно необходимые вещи : навести порядок в собственной комнате, самостоятельно выучить уроки, приготовить к приходу родителей ужин, наконец, определиться, куда поступать.

«Чем выше уровень жизни, тем больше благ преподносится нам на блюдечке с голубой каемочкой и тем менее активным становится человек, - резюмирует Елена Станиславовна. - Сейчас у ребенка трех-пяти лет может быть расписание, как у депутата парламента. Но никто не задумывается о том, что все эти решения принимают за него взрослые, не оставляя ему даже шанса проявить самостоятельность! И малыш становится приговоренным потребителем этих услуг ».

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

Разрешаем проявлять волю

А ведь все начинается в очень раннем возрасте. Уже к году, когда крохотный человечек пробует ходить, у него возникает мощная потребность многие действия выполнять самостоятельно.

Если вчера он послушно ждал, пока мама его накормит, то сегодня вырывает ложку и пытается, есть сам. Но мама спешит, да и убирать после такой трапезы не хочется, поэтому ложка отбирается - и «со сказкою Вове вливают бульон». Малыш хочет сам одеваться, но у него не получается, он злится, плачет, ждет, что мама его научит, - а мама просто отвлекает внимание карапуза и одевает его сама.

Вот вам и первый шаг к развитию самостоятельности: позволяем ребенку без нашей помощи делать то, что он хочет и может (и то, что не угрожает его безопасности). Поощряем его самостоятельные действия словами: «Хорошо», «Да у тебя, получается!», «Вижу, ты уже большой». Даем ему право участвовать во взрослых делах: перебирать крупу, подметать, накрывать на стол, перекладывать овощи. На ошибки указываем, но не ругаем: «Просыпанную крупу теперь нужно убрать. Пролитую воду вытереть». Помним, что сейчас основной стимул малыша - одобрение старших, ведь он во что бы то ни стало, хочет понравиться маме и папе! К трем годам у ребенка начинает формироваться собственное «я». Родители жалуются, что покладистый малыш становится упрямым, не желает подчиняться, а если что не по нему - впадает в истерику. Рецепт тут один: набраться терпения. «Нельзя потакать всем желаниям ребенка, это очевидно, - инструктирует психолог. - Но к проявлениям воли нужно поступить так, как желает малыш, - уступите, согласитесь. Тем самым вы даете понять маленькому человеку, что он в силах влиять на ситуацию. Излишнее подавление может негативно сказаться на развитии. Однако если вы уже произнесли: «Нет!», будьте последовательны и выдерживайте свою линию до конца».

Продолжай учить сына или дочь необходимым навыкам самообслуживания: к трем годам малыш должен сам мыть руки, есть, одеваться, убирать за собой игрушки. Уже в этом возрасте чадо может резать фрукты ножом под присмотром взрослых. И уже сейчас у крохи должны появиться обязанности по дому: с твоей помощью полить цветы, убрать со стола тарелки и т. д. Пусть это все проходит в игровой форме, в сознании ребенка закрепляется важное понимание: он - член семьи и принимает участие в ее жизни.

Совет мамы

«Я сложила Машины трусики и маечки в самый нижний ящик шкафа, показала ей, где лежат вещи, В два года моя дочка уже сама одевалась». Ирина.

Поощряем активность ребенка

Основная задача родителей дошкольников - помочь им оторваться от мамы и адаптироваться в среде сверстников. И с этой точки зрения посещение детсада - весьма важная ступень для формирования и развития самостоятельности. Некоторые мамы выбирают другую тактику: ребенок не ходит в садик (и болеет реже), зато занимается в группах раннего развития. На первый взгляд, очень разумно. Однако важно обращать внимание на то, чтобы в подобных заведениях работали профессионалы.

Если вы действительно уважаете ребенка, вы не будете ему лгать. Существует ошибочное представление, что «спасительная» для родительского а...

Психолог рассказывает о двух негативных тенденциях, блокирующих детскую активность:

  • «Первая - это поддерживающая педагогика, не стимулирующая развитие . Например, 4-летнюю девочку приводят рисовать пальчиковыми красками. Учитель хвалит малышку за любое действие: что бы та ни изобразила. Это вызывает восторг и умиление! Когда такой ребенок придет в школу, ему дадут карандаш и предложат нарисовать лошадку, он вряд ли справится с заданием, а главное - не получит привычной реакции взрослого восторга.
  • Вторая тенденция - когда в жестких обучающих системах (спорт, фигурное катание, танцы, балет) мальчиков и девочек ориентируют на конкретный результат и в итоге ставят диагноз: способный или нет. Неспособные дети переносят свои неудачи на остальные сферы жизни».

Поэтому давай возможность действовать, помогай, подбадривай, но не перехваливай .

Совет мамы

«Мы ездили к бабушке в деревню, где у Дани всегда была своя грядка: он сан засаживал ее, ухаживал за ней, а потом собирал урожай. Так я учила сына, что результат будет только там, где приложишь усилия». Анна.

Позволяем принимать решения самостоятельно

Это самое важное, чему мы можем научить ребенка: принять решение и взять на себя ответственность за результат . Подростки стремятся к первому, но избегают второго. Они тоже склонны к негативизму: «Я туда не пойду!», «Я это делать не буду!» Но на такой ноте заканчивать разговор нельзя. Пусть юный бунтарь предложит то, что он хочет, и будет делать, а потом вместе спокойно обсудите возможные последствия его решения. Иногда родители наверняка знают, что дитя выбрало неверный путь. Но маленький упрямец настаивает на своем! Переломить? Есть вероятность, что этим мы навсегда отобьем у ребенка желание принимать решения и строить свою жизнь. Психолог советует уступить, если это не угрожает безопасности, но предупредить: «Приготовься, что тебе придется отвечать за последствия».

Что мешает развитию самостоятельности у ребенка?

Психологи выделяют два типа поведения взрослых, которые провоцируют инфантильность у детей

  1. Гиперапека . «Сядь в кресло», «Посмотри, там летит самолетик», «Не бери сок - прольешь», «Держи меня за руку»,- ребенок еще не успел подумать, а мама уже рассказывает, что и как делать. Или сама спешит на выручку - ведь малыш без нее не справится! Такая тактика приведет к тому, что отпрыск будет бояться простейших действий - а вдруг не получится? Испачкается, упадет, мама отругает? И очень велик шанс, что в будущем из него вырастет маменькин сыночек или доченька.
  2. Равнодушие . «Не плачь», «Не мешай, я сейчас занята», «Иди, поиграй»,- и у ребенка нет чувства безопасности, он постоянно ощущает тревогу. «Уж лучше я тихонько посижу возле мамы, не буду ей мешать и морочить голову», - решает малыш. Внутренний страх подавляет его активность. Особенно часто такое случается во время семейных кризисов. Оставайся внимательной к потребностям сына или дочки!

Летний лагерь: нужный опыт

Договоритесь, что если сыну или дочке там не понравится, ты заберешь его (ее) через 10-14 дней. Идеально, если в первую поездку ребенок поедет с другом или старшим братом (сестрой). Заинтересуй его предстоящим приключением. Посмотрите сайт лагеря, почитайте отзывы побывавших там ребят, вспомни свое собственное детство. Даже если ты очень тревожишься за ребенка, не показывай этого. Ведь он «считывает» установки взрослых и ведет себя соответственно. Перед поездкой объясни и попроси повторить правила безопасности, а также личной гигиены (не давать другим свои вещи и расческу, мыть руки перед едой и т. д).

2 0

Несмотря на то, что крепкие счастливые отношения вносят разнообразие и краски в вашу жизнь, в некоторых случаях один из партнеров подвержен зависимости от другого партнера и не в состоянии быть самостоятельным. Такая партнерская зависимость – явление прогрессирующее. Это значит, что в начале отношений все может быть хорошо, но со временем постепенно один из партнеров будет стараться контролировать жизнь другого партнера, из-за чего отношения между ними непременно испортятся. Кроме того, самодостаточность необходима человеку для развития и личностного роста, потому что именно самостоятельность мотивирует и определяет поведение человека. В общем, независимые и самостоятельные люди обычно намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе, чем те, чьи успех и счастье зависят от других людей. Научившись контролировать свою жизнь и управлять ею, в конце концов, вы сможете добиться успеха и стать счастливым.

Шаги

Выработайте у себя привычки независимого человека

    Научитесь нести ответственность за себя и свою жизнь. Быть самодостаточным – значит в какой-то степени брать на себя обязанности, которые позволяют вам почувствовать себя независимым. Например, это могут быть такие простые вещи, как своевременная оплата счетов, уборка за собой, готовность вовремя справляться со своей работой или учебой – все это поможет вам почувствовать себя более самостоятельным.

    • Если у вас нет работы, возьмите на себя ответственность и найдите эту работу, либо возьмитесь за образование, которое необходимо для получения хорошей работы, либо начните свой собственный бизнес.
  1. Будьте в курсе событий. Помните, кто владеет информацией, тот владеет всем. Будучи в курсе событий, вы сможете принимать собственные решения и отстаивать свою точку зрения. Постарайтесь узнавать все последние новости и идти в ногу со временем, будьте в курсе того, что происходит в вашей школе, в вашей организации, в вашем городе и в вашей стране.

    • Например, если вы будете знать, что на днях в местной организации решается вопрос о том, разводить ли дальше кур, вы сможете вовремя проголосовать за сохранение кур и возможность покупать свежие куриные яйца.
  2. Знайте, куда идете. Вы должны обладать глубоким чувством направления. Кроме того, важно, чтобы вас что-то мотивировало. Например, если вы учитесь в университете, вы должны хотя бы смутно представлять, чем будете заниматься после его окончания и что вы вообще хотите изучать. Кроме того, нужно поставить перед собой определенные цели. Попробуйте для начала установить несложные краткосрочные или долгосрочные цели, но будьте реалистом и подумайте, что вам нужно будет сделать для достижения этих целей.

    • Обратитесь к психологу или специалисту в области выбора карьеры, если вы не знаете, что хотите делать со своей жизнью. Такие услуги можно найти в Интернете. На веб-сайтах можно найти несколько полезных рекомендаций.
    • В большинстве школ предоставляются услуги психолога касательно выбора профессии, эти услуги предоставляются всем зачисленным ученикам. Беседа с психологом, а также специальные сайты помогут вам сформировать представление о своем будущем.
  3. Самостоятельно принимайте решения. Позволяя людям принимать решения за вас, вы отказываетесь от ответственности, тем самым теряя независимость. Самоутверждайтесь, принимая решения самостоятельно, и эти решения должны быть основаны на ваших целях и интересах. Конечно, необходимо внимательно относиться к другим людям, но ни в коем случае не отказывайтесь от возможности принимать решения самостоятельно.

    • Например, если вы подыскиваете квартиру, которую будете снимать с соседом по комнате, принимайте решения, которые основаны в первую очередь на ваших интересах. Если вы хотите арендовать дом, а не квартиру, и быть более независимым, обязательно думайте, как будет лучше для вас, не позволяйте соседу по комнате решать за вас и заставлять вас делать то, чего вы не хотите.
    • Это касается также людей, которые позволяют своим близким и своему партнеру в отношениях принимать за них любые решения: куда сходить поужинать, где жить, какой автомобиль купить. Изменение динамики в отношениях может сначала создать немного напряженную ситуацию, но затем вы сможете контролировать свою жизнь, ведь теперь решения будут приниматься обоими партнерами.
  4. Старайтесь избегать эмоциональных треугольников, если это возможно. Часто люди отвечают на негативное отношение в свой адрес путем привлечения других людей, чтобы помочь им, а также избежать общения с тем человеком, который причинил им вред. Психолог Мюррей Боуэн называет эти ситуации «эмоциональными треугольниками».

  5. Выражайте свое беспокойство правильно. Если что-то мешает вашим отношениям, выражайте свое беспокойство и делитесь опытом, не позволяя другим людям нервировать вас и усиливать ваши беспокойство, а также не позволяйте им решать эту проблему за вас.

    • Иными словами, люди должны помогать друг другу, но не усложняя при этом ситуацию, и не позволяя одному человеку думать за другого.
  6. Разделите ответственность. Когда оба человека (или больше) несут за что-то ответственность, они должны быть самостоятельными и быть в состоянии выполнять каждый свои обязанности.

    • Каждый человек должен быть в состоянии решать свои дела, не пренебрегая при этом общими обязанностями.
    • В отношениях каждый человек должен быть уверен в своем партнере, а также в том, что он способен нести ответственность и выполнять свои обязанности.
    • Например, если у пары есть ребенок, у них есть общие обязанности, как родителей или попечителей, а также какие-то личные обязанности. Если один из партнеров остается дома, чтобы ухаживать за ребенком, другой партнер должен вернуться к работе – это его обязанность. Но при этом партнер, который остался дома ухаживать за ребенком, тоже должен выполнять свои обязанности и нести за них ответственность.
  7. Если нужно, обратитесь за помощью. Научитесь понимать, какие проблемы вы сможете решить самостоятельно, а в каких вам нужна помощь.

    • Если вы будете обращаться за помощью даже в легких ситуациях, другие люди будут уставать от ваших просьб и не захотят помогать вам. К тому же, так вы станете очень зависимы от окружающих.
    • Если же вы совсем не будете обращаться к другим людям за помощью, окружающие начнут воспринимать вас как человека эгоистичного, безразличного и равнодушного. К тому же, вы можете остаться без поддержки, когда она будет вам нужна.
    • Вы можете обращаться за помощью к другому человеку до тех пор, пока не почувствуете, что начинаете зависеть от него, в том числе и эмоционально, тогда партнер тоже почувствует это и поймет, что вы не в состоянии выполнять свои обязанности.
  8. Разделяйте обязанности на общие и личные. По мере развития отношений у вас будут появляться новые заботы и обязанности, которые могут касаться только одного человека, а также общие обязанности.

    • Как только появляются такие проблемы, вам нужно понять, сможете ли вы решить их самостоятельно, или вам стоит обратиться за помощью к партнеру.
    • Так же, как у президента и любого главы государства есть круг советников, человек должен быть самостоятельным и советоваться с людьми, которым он доверяет. Человек также должен понимать, что в некоторых ситуациях решение должно быть общим, поэтому убедитесь, что ваш партнер тоже участвует в принятии этого решения.
    • Например, если пара растит ребенка, оба родителя должны развивать свои отношения и отношения с ребенком, вместе воспитывать ребенка и решать какие-то крупные вопросы (например, поступление ребенка в университет). Каждый партнер должен выполнять свои собственные обязанности, но в то же время признавать права своего партнера, который может иметь другую точку зрения.
  9. Выражайте эмоции через дневник. Чтобы лучше контролировать свои эмоции в отношениях, подумайте о том, чтобы вести свой дневник. В дневник вы сможете записывать свои эмоции за день, вы будете акцентировать внимание на своих размышлениях и чувствах. Например, вместо того чтобы просто написать, что вы с партнером отправились выбирать детскую мебель, постарайтесь сосредоточиться на том, как вы себя чувствовали в это время, подумайте о событиях дня, чтобы организовать свои мысли. Вы можете вести дневник как вам вздумается, без всяких правил, но есть несколько советов, которые облегчат вам эту задачу:

    • Найдите комфортное спокойное место для ведения дневника. Вы будете возвращаться в это место достаточно часто, так что у вас должно быть какое-то личное пространство.
    • Перед тем как начать писать, дайте себе немного времени, чтобы отдохнуть и поразмыслить. Включите музыку, чтобы стимулировать эмоции.
    • Как только вы будете готовы, начните писать. Не беспокойтесь о грамматике, орфографии и стиле речи. Не беспокойтесь о том, что кто-то другой сможет прочитать то, что вы написали, а также о том, что это повлияет на мнение окружающих о вас. Воспринимайте свой дневник как нечто конфиденциальное и личное.
  10. Будьте постоянны в ведении дневника. Если в процессе написания у вас что-то пошло не так, оставьте себе подсказку с помощью эмоции. Чтобы решить, какую эмоцию описать, возьмите первую же эмоцию, которая крутится у вас в голове, либо попробуйте найти ее в словаре или книге. Не тратьте время на подбор слов, просто опишите то, что чувствуете. Теперь вставляйте эту эмоцию везде, где увидите слово <эмоция> ниже. Если эта эмоция действительно очень важна для вас, потребуется неделя, чтобы проанализировать ее с помощью всех подсказок, а также прочитать все написанное на седьмой день:

    • Напишите <эмоция> вверху страницы и свободно пишите ассоциации с ней на всей странице, пока не почувствуете, что больше никакие мысли не приходят вам на ум.
    • Что для вас значит чувствовать <эмоция>?
    • Когда вы чувствовали <эмоция> сильнее всего? Вы чувствуете связь с другими, когда чувствуете <эмоция>?
    • Когда вы в последний раз чувствовали <эмоция>? Вы чувствуете связь с другими, когда не чувствуете <эмоция>?
    • Как вы реагируете на <эмоция> на людях? Что является источником этой реакции?
    • Подумайте о цитатах, в которых упоминается ваша эмоция. Для этого найдите в Интернете цитаты, описывающие вашу эмоцию.
  11. Просмотрите свои записи в дневнике. По мере того, как дневник будет пополняться, периодически читайте свои записи, сосредоточьтесь на том, что изменилось в ваших отношениях, стали ли вы более самостоятельным.

    • Общайтесь с людьми разных слоев общества и разных взглядов. Вы можете узнать от этих людей очень много полезного, у каждого из них вы сможете научиться каким-то навыкам.
    • Соберите дома аварийный комплект для всей семьи, в котором будет несколько бутылок воды, которых хватит на 2-3 дня, продукты питания, фонари, радио и аптечка.
    • Будьте честны сами с собой. Не пытайтесь изменить свою индивидуальность, не пытайтесь приспособиться к другим людям. Придерживайтесь своих целей и принципов, чтобы не потерять независимость.

    Предупреждения

    • Несмотря на то, что независимый образ жизни может укрепить ваше доверие к себе и помочь обрести гармонию, никогда не бойтесь попросить о помощи. Иногда, особенно в чрезвычайной ситуации, возможно, вам придется обратиться за помощью к специалисту, особенно если у вас нет необходимого оборудования.

В многовековой практике воспитания детей сложились свои нормы. Мы четко знаем, когда мы можем требовать от ребенка опрятности, послушания, ответственности за порученное дело, исходя из возможностей ребенка.

Каждый ребенок - личность, которая развивается индивидуально. Не стоит злиться, если ваш малыш справляется чем-то менее удачно, чем его сверстники. Есть много факторов, влияющие на детскую самостоятельность, такие как: врожденные способности, темперамент, интересы, с вашей стороны поощрения и наказания ребенка. Старайтесь смотреть не на возрастные нормы, а на то, что было с самостоятельностью вашего ребенка неделю, месяц, год назад. И если совокупность самостоятельных действий вашего малыша растет – значит его развитие проходит нормально.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельность.

Все понимают это слово по – разному. Некоторые подразумевают под этим делать какое-то действие без подсказки и без помощи других людей; некоторые считают, что это означает – рассчитывать только на свои силы; не зависит от мнения окружающих; умение распоряжаться собой своим временем и своей жизнью. Да, и те кто так считает – безусловно правы. Однако, такое определение «самостоятельности» указывает на зрелость личности, но как же применить это ребенку, скажем 2-3 лет??? Правы ли те психологи, которые утверждают, что полная самостоятельность не доступна ребенку?

Самостоятельность у детей, как правило зарождаются в раннем возрасте. Но определить ее и помочь ей развиться – это очень не простая задача. Вред может нанести, как переоценка, так и недооценка детской самостоятельности, которая только начинает зарождаться. Абсолютной и единой для всех самостоятельности нет. Нельзя оценивать по одним и тем же критериям самостоятельность людей разного возраста, разных социальных групп, разного уровня психологического и умственного развития. Например, можно ли сравнить Аборигена и Африки и ученого – этнографа, который изучает его жизнь. Однако, если их на день поменять местами, беспомощными окажутся оба.

Если мы возьмем малышей в детском саду: одни, когда приходят в детский сад переодеваются и переобуваются сами, хоть и дается это нелегко. Другие – терпеливо ждут, пока освободиться воспитательница. Но в процессе занятии мы можем заметить, что 2 группы, которых мы условно разделили на «самостоятельных» и «не самостоятельных» способны поменяться местами.

Подход к развитию самостоятельности такой же, как при формировании любой способности. Необходимо создать условия, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка, даже такие, как особенности нервной системы и конституция тела. В одинаковых условиях разные дети действуют по – разному, и результат достижений всегда индивидуален.

Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется» как положительный личный опыт ребенка и становиться качеством его личности.

Самостоятельность не означает полной свободы действий.

Самостоятельность должна быть заключена в рамки общепринятых норм. Как правило детям с 2-х до 3-х лет свойственно «асоциальное» поведение. Это происходит потому что ребенок не понимает, что значит «правильные и неправильные действия». Малыши порой совершают шкоду, а все для того, что бы порадовать маму новыми успехами. Пусть вас не сильно удивляет, если вы обнаружите пропавшую еду со стола в собачьей миске. Малыш решил покормить собаку. Не ругайте за это ребенка, восхититесь его самостоятельностью и покажите ему, чем он может покормить собаку в следующий раз.

Если же давать ребенку все, что он хочет, предупреждая каждое его желание, то он постепенно оставит попытки добиваться чего – либо самостоятельно, но зато привыкнет получать, а затем и требовать от родителей (и не только от них) исполнения своих возрастающих потребностей.

В заключение сформулируем правила, которые помогут родителям развивать самостоятельность ребенка.

  1. Организуйте для ребенка деятельность, которой он может добиться успеха, и не требуйте выполнения пока еще трудного или непонятного ему задания.
  2. Постепенно расширяйте круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).
  3. Помогая преодолевать трудности, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
  4. Позвольте ребенку принимать самостоятельные решения, отвечать за себя, стимулируя возникновения у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.
  5. Подсказывайте, когда ребенок может помочь кому – либо – защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п.
  6. Поддерживайте в ребенке чувство уверенности в себе, даже критикуя или запрещая нежелательные действия (плох поступок, а не сам ребенок).
  7. В любой ситуации оставайтесь любящими родителями – это главный источник душевных сил ребенка, залог его успешного психического развития.