Как появляются дети на самом деле. Не делайте из темы сексуальных отношений культа. Младший школьный возраст: узнаем больше

В 3 года у ребёнка наступает любознательный возраст. И у малыша возникает вопрос: откуда берутся дети? Не бойтесь «неудобных» тем для разговора. Отсутствие ответа вызывает у ребёнка любопытство. Рассказать ему, откуда берутся дети, могут в садике, школе или он сам найдет ответ интернете.

Разговор с детьми разного возраста

Ребёнок должен знать правду о появлении на свет. Чтобы не получилось, как в том анекдоте: «Мама, так ты сама об этом ничего не знаешь! Я тебе сейчас подробно обо всём расскажу» – будьте честными с детьми, учитесь «адаптировать» правду под любой детский возраст.

3-5 лет

Детская любознательность начинается с трёх лет. Дети уже понимают, к какому полу они относятся, замечают различия мальчиков и девочек. Детское любопытство затрагивает и физиологию взрослых.

Ребёнок, увидев беременную женщину, интересуется: «Почему у тёти такой большой живот?». Обычно взрослые отвечают: «Потому что в нём живёт малыш». Ребёнку станет интересно, как малыш туда попал и как появится на свет. Не описывайте процесс от зачатия до родов. Объясните, что дети рождаются от взаимной любви.

Расскажите о том, как вы мечтали о ребёнке. Дети чувствуют настроение родителей. Пусть рассказ будет похож на правдивую сказку. Ваша история положит начало пути к следующему этапу разговора о появлении малыша на свет.

5-8 лет

Круг интересов ребёнка расширяется. Ему необходимы источники информации, подробности, примеры. Становится важно, чтобы ребёнок доверял родителям. Он должен быть уверен, что его понимают, слушают и слышат, говорят правду. Если ребёнок однажды усомнился в ваших словах, то он задумается, стоит ли вам доверять. Если сомнения подтвердились (малыш узнал, что он «не из капусты», «от аиста» и т.д.) тогда, продолжая познавать мир, он обратится к телевизору или .

Если вы постеснялись (побоялись, растерялись и т.д.) сказать правду, скажите сейчас. Объясните, что вопрос на тему появления детей застал вас врасплох. Вы признаёте ошибку и готовы исправиться. Ребёнок вас поймёт и поддержит.

С точки зрения психологического развития, дети этого возраста познают новые эмоции и чувства. Появляются понятия «дружба», «первая любовь». Ребёнок узнаёт о любви, доверии, симпатии к другому человеку.

Объясните ребёнку, что любовь бывает разной и приведите пример ситуаций из жизни. Дети видят, какие отношения между мамой и папой. Нужно вовремя объяснить ребёнку, почему вы так относитесь друг к другу. Иначе ребёнок додумает всё сам и посчитает поведение нормой.

Тема любви может перейти в разговор о том, откуда появляются дети. Если ребёнку интересно, продолжите рассказ о любви. Расскажите ему, что когда люди любят друг друга, они проводят вместе время, целуются и обнимаются. И если они захотят, чтобы у них появился ребёнок, у женщины наступает беременность. Про роды говорить не нужно. Скажите, что есть такое место – родильный дом, где врачи помогают малышу появиться на свет.

Рассказ о доверии подкрепите примерами (хорошо, если они будут из ваших отношений с ребёнком). Объясните, что доверие тяжело заслужить и легко потерять.

Симпатия перерастает в дружбу или любовь. Друг – это человек, который поддержит в трудную минуту, и составить компанию в счастливые часы.

8-10 лет

Дети уже знают о любви, дружбе, симпатии и доверии. Ребёнок скоро станет подростком. Ваша задача – подготовить ребёнка к изменениям, которые начнут с ним происходить. Девочке расскажите о менструации, гигиене в «эти дни» (покажите иллюстрации и подробно объясните). Расскажите об изменениях в фигуре, росте груди. Подготовьте её к появлению волосков в интимных местах и подмышками. Объясните, что в этом нет ничего страшного: гигиена и уход устранят «маленькие неприятности».

«Не отмахивайтесь» от ребёнка энциклопедией. Читайте вместе, обсуждайте материал и картинки. Тема о половом созревании подведёт вас к теме о сексе. Объяснить ребёнку, откуда берутся дети, можно свободно и доступно.

Не стесняйтесь говорить с ребёнком о сексе. Объясните, что для взрослых людей секс – это нормально. Важно не сформировать у подростка запрет на тему секса. Дайте понять, что интимные отношения доступны только взрослым людям. Скажите, что отношения не выносят на публику. Интимная жизнь – личное дело каждого человека.

В разговорах с детьми возраста от 4 до 11 лет, всегда проговаривайте о том, что любовью занимаются только взрослые мужчины и женщины. Поэтому, если вдруг кто-то из взрослых предложит ему раздеться, потрогать интимные места – нужно бежать, кричать и звать на помощь. И обязательно рассказать об этом родителям.

11-16 лет

Есть один поучительный анекдот: Отец решил поговорить с сыном на тему интимных отношений и сам узнал много нового.

Не пускайте общение с ребёнком-подростком на самотёк. Интересуйтесь его жизнью. Подростки проявляют интерес к противоположному полу. Приобретают первый опыт «серьёзных» отношений. Вы должны объяснить про способы контрацепции, о возможных инфекциях от незащищённого полового акта. Расскажите про зачатие ребёнка, беременность, создание семьи.

Подростки физиологически готовы вести «взрослый» образ жизни, но они ещё дети. Ими управляют гормоны, а не здравый смысл.

Если при попытке поговорить с ребёнком на серьёзные темы полового воспитания, вы получили отказ, истерику и хлопанье дверьми в ответ, то успокойтесь. Реакция означает, что ребёнок не «в духе», не настроен на разговор. Попробуйте поговорить с ним позже, поинтересуйтесь как дела.

Не нужно сразу нападать на детей со стандартными скучными лекциями о взрослой жизни. Говорите с подростком на его «волне». Общайтесь на равных: взрослые разговоры – для взрослых людей. Чем проще и легче разговор – тем лучше он воспримется. Не хочешь рано заводить детей – предохраняйся; не хочешь опасных последствий для здоровья – не водись с кем попало и предохраняйся.

  • Подросток должен понимать, что ребёнок – это ответственность.
  • К созданию семьи и воспитанию детей подходят осознанно.
  • Не угрожайте ребёнку. Не говорите, что выгоните из дома, если узнаете – прибьёте и т.д., такими способами вы только отдалите его.
  • Если подросток делится проблемами, личными переживаниями – не критикуйте, а подбодрите и дайте совет.
Анна Моя четырехлетняя дочь задает вопрос: откуда берутся дети. Я в растерянности, да еще и беременна. Как правильно говорить с ребенком на эту тему?

Специалисты рекомендуют родителям, чьи чада уже интересуются вопросом, откуда они взялись, всегда говорить правду и не выдумывать небылиц. Рано или поздно малыш узнает правду, а родительские «сказки» сочтет за ложь, которая вызовет к ним недоверие. Поэтому в разговоре о деторождении взрослые не должны сочинять, и тем более смущаться, поскольку это вызовет нездоровый интерес у малыша.

Психологи утверждают, что деткам раннего возраста можно предоставить информацию о рождении ребенка в минимальном формате. Отвечайте на имеющиеся у малыша вопросы четко и коротко. Дошкольникам объяснить тему деторождения достаточно просто. Начните разговор с того, что до появления на свет малыш живет у мамы в животе. Там ему комфортно, он растет и развивается. Когда младенец вырастет, ему становится тесно в животе у мамы, поэтому он выбирается из утробы.

Если ребенок задаст вопрос о том, как братик или сестричка попали в живот, скажите, что у каждого мужчины есть волшебное зернышко, которое он дарит любимой женщине. Папа сделал подарок маме, в результате чего вырос малыш. Акцентируйте на том, что такое зернышко бывает исключительно у любящих друг друга людей. Этого будет достаточно, чтобы удовлетворить интерес малыша.

В 5-7-летнем возрасте, как правило, не приходится раскрывать тайну рождения человека, поскольку такие ребята уже достаточно осведомлены в этом вопросе. Поэтому вам просто придется показать на картинке основные анатомические различия между мужчиной и женщиной, осторожно поведать о сексе. Не стыдитесь этой темы и не упускайте нюансов размножения. Вы говорите о естественных вещах. Скажите, что сексом занимаются только взрослые. Объясните, как именно появляются младенцы на свет, из какого места. При этом акцентируйте внимание малыша на том, что это секретные органы, которые нельзя показывать сверстникам и трогать их. Расскажите, что детишки появляются на свет в результате большой любви родителей.

Школьникам тему деторождения можно преподнести в момент обсуждения первой влюбленности. Заострите внимание ребенка на том, что любовью занимаются взрослые люди, которые имеют образование, квартиру, работу.

Для детей постарше можно купить энциклопедию и дать им возможность самостоятельно изучить данный вопрос. При этом не забудьте обсудить со школьником тему случайных связей и последствий такого секса, методы контрацепции.

Еще вопросы:

Что ребенок должен уметь в 2 года

Двухлетний малыш проявляет самостоятельность во всем: он вполне аккуратно ведет себя за обеденным столом - не разбрасывает еду и не обливается; может…

Какую температуру надо сбивать у ребенка

Педиатры утверждают, что сбивать температуру у малыша необходимо только в том случае, если отметка градусника достигла более 39 градусов. Однако даже…

Как разбудить новорожденного для кормления

Режим дня для новорожденных детей предполагает многократный прием пищи. Как правило, грудничков кормят семь раз в сутки, каждые три-четыре часа. Как…

Обычно интерес к истории своего появления у детей появляется в возрасте «почемучек», то есть около 3-4 лет. До этого возраста, даже рассматривая свои младенческие фотографии, ребёнок обычно не задаётся вопросом «Откуда я взялся?». Этот интерес является совершенно нормальным, но долгое время данная тема замалчивалась, и от детей «отмахивались» всем известными клише: «нашли в капусте», «принёс аист».

Современные психологи утверждают, что выдуманные истории о появлении ребёнка в семье («нашли в капусте», «принёс аист» ) сильно подрывают доверие малыша к родителям, ведь когда-то ребёнок всё равно узнает правду и будет огорчён родительским лукавством.

Объясняя ребёнку, откуда берутся дети, нужно говорить правдиво, но эта правда должна быть адаптирована под возраст любознательного человечка. Чем старше ребёнок, тем больше вопросов об «этом» у него появляется. К таким вопросам родителям стоит подготовиться заранее, чтобы они не застали маму или папу врасплох и не заставили ребёнка усомниться в искренности взрослых.

Как поговорить с ребёнком 3-4 лет

В возрасте около 3 лет ребёнок начинает ощущать себя личностью и впервые идентифицирует себя с представителями одного из полов – мальчиками или девочками. В связи с этим возникает интерес к строению тела, причём детки подмечают не только отличия мальчиков от девочек, но и обращают внимание на особенности тела взрослых. В связи с этим, предвестниками вопросов о деторождении могут стать вопросы, касающиеся назначения половых органов, их различий (если, например, ребенок на пляже увидел малыша противоположного пола). Много вопросов может породить встреча с беременной женщиной, ведь живот выдающихся размеров не останется не замеченным. Ещё чаще разговоры о появлении на свет начинаются после того, как малышу доведётся увидеть или близко познакомиться с младенцем. Некоторые детки могут задать прямой вопрос «Откуда я появился?». Откуда бы ни «дул ветер» детского интереса, задача родителей – честно и доступно ответить ребёнку.

Как поговорить с подростком 11-16 лет

Поддерживать доверительные отношения с подростком – целое искусство, ведь в этом возрасте авторитет взрослых обесценивается. Однако без доверия невозможны беседы на деликатную тему.

Подростки активно интересуются противоположным полом, влюбляются, встречаются. В чем-то они совсем ещё дети, но физиологически они уже готовы вести «взрослую» жизнь». Именно поэтому на первом месте должны быть разговоры не о гигиене или изменениях тела, а о планировании семьи, зачатии, беременности, средствах контрацепции.

Как и в вопросах подготовки к взрослению, в беседах с подростками важна свободная атмосфера, состояние диалога, а не «сухие» лекции. Разговаривать «про это» лучше на равных, как взрослый со взрослым, называя вещи своими именами и рассказывая о реальных опасностях. Говоря об отношениях с противоположным полом и о возможности рождения ребёнка, важно делать акцент на то, что ребёнок – это, прежде всего, большая ответственность, поэтому лучше, если он будет рождён сознательно, в браке, когда оба готовы к созданию семьи и разделению ответственности.

Родителям подростков всегда тревожно: а вдруг ребёнок рано начнёт половую жизнь? Вдруг будет нежелательная беременность или инфекции? К сожалению, в некоторых семьях половое воспитание ребёнка сводится к «узнаю – убью». К ещё большему сожалению, при таком раскладе у родителей есть все шансы просто не узнать. Именно поэтому если ребёнок делится чем-то личным – не стоит его критиковать, ругать, осуждать.

Чем старше ребёнок, тем более сложные вопросы рождаются в его голове. На каждый из них он хочет получить ответ, и если не в семье, то на улице или в интернете эти ответы будут найдены. Если ребёнок по каким-то причинам не задаёт вопросы и не проявляет интерес к щекотливой теме – родителям стоит взять инициативу в свои руки и начинать разговоры первыми. Чем лучше ребёнок будет «вооружён» информацией, тем больше он будет готов к взрослой жизни.

Читаем также:

Подборка книг

  1. Дюмон Вирджини. Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет
  2. Виржини Д., Монтанья C. Откуда берутся дети? Сексуальная энциклопедия для детей 8-11 лет
  3. «Как я появился на свет», Катерина Януш, Мерви Линдман. Возраст: 4–6 лет
  4. «Откуда берутся дети?», Дорис Рюбель. Возраст: 4–7 лет
  5. «Книга о любви», Пернилла Стальфельт. Возраст: от 4 лет
  6. «Главное чудо света», Георгий Юдин. Возраст: 6–10 лет
  7. «Before You Were Born», Дженнифер Дэвис, Лора Корнелл. Возраст: 2–4 года
  8. «The True Story of How A Baby Is Made», Пер Хольм Кнудсен. Возраст: 3–5 лет
  9. «A Kid’s First Book About Sex», Джоани Бланк. Возраст: 7–11 лет
  10. «Mommy Laid an Egg: or, Where Do Babies Come From?», Бабетт Коул. Возраст: 3–5 лет
  11. «Where Did I Come From?», Питер Мэйл. Возраст: 7–10 лет

В определенном возрасте у детей начинают появляться вопросы, касающиеся устройства окружающего мира, причем некоторые из них ставят в тупик даже взрослых. Зачастую, думая о том, как объяснить ребенку, откуда берутся дети, родители впадают в ступор. На самом деле бояться нечего – задавая подобный вопрос, маленькие дети даже не думают о физиологической стороне процесса, а именно это в первую очередь и приходит на ум родителям. Сегодня существует несколько методик, позволяющих удовлетворить детскую любознательность, не травмируя психику малыша ненужными деталями. Для удобства простые рекомендации были разделены детскими психологами на несколько возрастных групп.

Как правильно поговорить с малышом 3-4 лет?

Дети начинают интересоваться своим происхождением не ранее 3-летнего возраста. Именно в это время в маленьком человеке формируется представление о собственной личности, карапуз постоянно делает новые открытия и осознает свою половую принадлежность. Первыми предвестниками того, что скоро пойдут вопросы о деторождении, могут стать замечания малыша о различиях между строением женского и мужского тела. Спровоцировать любопытство может встреча с беременной женщиной или новорожденным.

Отвечая на вопросы 3- или 4-летних детей, не нужно вдаваться в подробности и рассказывать о физиологии (малыши все равно этого не оценят и даже не поймут). Описание процессов зачатия, беременности и родов могут произвести очень негативный эффект – у малыша возникнут ассоциации с болезнью, особенно если упомянуть о больнице. Оптимальным вариантом психологи считают краткий, но правдивый рассказ о том, как мама с папой встретились и полюбили друг друга. Они захотели ребеночка, и тогда папа подарил маме семечко, которое она носила в своем животике несколько месяцев. Семечко росло, и из него вышел малыш, который сначала жил в мамином животе. Потом ему стало тесно, и он попросился наружу. Детям даже половины этих объяснений бывает достаточно.

Рассказывая историю, рекомендуется подкреплять ее документальными подтверждениями в виде фотографий, тогда у малыша не останется никаких сомнений в ее правдивости. Нельзя забывать о многочисленных акцентах на том, что ребенок – это плод любви мамы и папы, такое воздействие благоприятно сказывается на психике детей.


Как все доступно объяснить дошкольнику в 5-6 лет?

В этом возрасте все немного сложнее. Даже если прежние ответы все еще удовлетворяют ребенка, появляется немало каверзных вопросов и попыток детализации. Прежде всего, детей интересует, каким образом папино семечко попало в маму, как же ребенок потом вышел из животика и как он там за все время не задохнулся. Вопросы могут быть и более прямыми, учитывая тот факт, что благодаря развитию современных технологий дети сейчас и в столь маленьком возрасте могут нечаянно увидеть по телевизору сцены сексуального характера.

От вопросов, даже щекотливых, не нужно бежать. Рано или поздно придется разговаривать с ребенком о сексе. Делая это, необходимо придерживаться следующих правил.

  1. Нельзя позиционировать секс как табу. Нужно объяснить малышу, что это естественный природный акт. При этом важно донести до ребенка тот факт, что сексом занимаются только взрослые.
  2. Можно пользоваться книгами и картинками, рассчитанными на детский возраст. У малышей уже формируется понятие о стыдливости, но они достаточно спокойно воспринимают печатную информацию.
  3. Описывать процесс полового акта во всех подробностях не обязательно, можно ограничиться информацией о поцелуях и ласках. По реакции ребенка можно определить, когда уже можно остановиться. Это же касается и процесса родов – информации о посещении роддома тоже бывает достаточно.
  4. Уже в столь нежном возрасте до ребенка нужно донести информацию о педофилах. Достаточно сказать о том, что целоваться и трогать друг друга могут только взрослые люди, и если дядя или тетя предлагают такое ребенку – это плохо, нужно убежать от такого человека и все рассказать родителям.

На все возникающие у ребенка вопросы нужно отвечать в том же духе – полно, четко, доступно, без стеснения и отговорок.


Разговор на щекотливую тему со школьником 7-10 лет

В предподростковом возрасте дети уже достаточно осведомлены о сексуальной жизни, они даже могут удивить родителей некоторыми подробностями. При этом не стоит считать, что они уже все знают и в дальнейших инструкциях не нуждаются. Если не создать атмосферу доверительных отношений между мамой и дочерью, между отцом и сыном именно в этот период, момент будет безвозвратно упущен.

Еще до того, как дети будут превращаться в юношей и девушек, до них нужно донести еще немало информации.

  • Несмотря на объем знаний у детей в этом возрасте, они могут быть искажены. Нельзя стесняться разговоров – нужно поговорить со своим ребенком и разложить все по полочкам.
  • Девочкам нужно все подробно и доступно рассказать о предстоящих изменениях в организме, менструациях, росте груди и других важных моментах. Девочка должна знать, что она с любым вопросом может обратиться к матери.
  • Мальчиков нужно подготовить к изменению формы тела, появлению растительности, огрубению голоса.
  • Особое внимание уделяется правилам личной гигиены, можно немного затронуть аспекты общения девочек с мальчиками.

Самой большой ошибкой будет предварительная подготовка к разговору и создание торжественной обстановки. Это только напряжет обоих. Лучше заводить подобные беседы во время бытовых моментов, не стоит сыпать терминами, все должно быть максимально просто и доступно.


Нужно ли разговаривать «про это» с подростком 11-16 лет?

Как это ни парадоксально – самый сложный период для разговоров на тему секса и отношений. С одной стороны, все уже все знают, с другой – с обеих сторон масса вопросов. Сохранить доверительные отношения с ребенком в этот период – это даже не наука, а дар. Главное не навязывать ребенку свою дружбу.

Если есть возможность, стоит провести с подростком беседу о средствах контрацепции, планировании семьи, возможной беременности, гигиене и осторожности. Обычные лекции здесь не помогут. Дети больше доверяют родителям, которые разговаривают с ними как с равными, приводят примеры из личного опыта.

Угрозы, страшилки и нотации способны спровоцировать эффект, обратный желаемому. В лучшем случае ребенок просто закроется в себе, в худшем – начнет все делать назло. Нельзя критиковать подростка за проявление интереса к противоположному полу и аспектам сексуальной жизни. Особенно опасно стыдить сына или дочь за найденные книги, журналы или диски эротического характера. Лучше всего поддержать свое чадо и сказать, что родители всегда готовы ответить на любые вопросы.


Вещи, которые не стоит делать родителям

Есть несколько вещей, которые нельзя делать, знакомя ребенка с вопросами деторождения.

  1. Нельзя придумывать легенды и неправдоподобные истории, которые отвлекут малыша на 1-2 года. Откровенная ложь настроит ребенка таким образом, что он больше никогда ни о чем не спросит своих родителей.
  2. Оттягивать время тоже не рекомендуется. Фразы вроде «придет время, и ты сам все узнаешь» только возбудят любопытство маленького человечка. Он найдет другой источник информации.
  3. Нельзя переключать внимание малыша на другого родителя. Если сказать сыну, что ему все расскажет мама, высок риск подорвать собственный авторитет и даже настроить ребенка против себя.
  4. Даже маленькую ложь дети запоминают на всю жизнь. Они будут либо врать в ответ, думая, что это не страшно, либо начнут ставить под сомнение все слова родителей.

Одной из самых грубых ошибок в воспитании является попытка отвести ребенка к детскому психологу. Если столь важную информацию до человека с ранних лет будут доносить чужие люди, можно не рассчитывать на доверительные отношения в семье.


Верные помощники современные мам и пап

Если время идет, а чадо не проявляет никакого интереса к теме появления детей на свет или особенностей сексуальных отношений, стоит спровоцировать разговор. Если это кажется непосильным, можно начать с книг и развивающих дисков. Сегодня написано несколько вариантов специальных энциклопедий, способных не хуже родителей обеспечить малышей любого возраста необходимой информацией. После ознакомления с методическим материалом необходимо спросить ребенка, все ли было понятно, не возникло ли у него вопросов.

Психологи советуют заранее подготовиться к каверзному вопросу, причем обоим родителям. Малыш может «перепроверить» полученную от папы информацию, обратившись к маме. Если версии будут расходиться, ни к чему хорошему это не приведет.

«Каждый маленький ребенок вылезает из пеленок и теряется повсюду, и находится везде!». Весело поется в забавной детской песенке про непослушных обезьян. Когда ребенок начинает активно исследовать окружающий мир, порой с весьма разрушительной силой, он сталкивается с рядом определенных ограничений со стороны родителей.

Что можно, а что нельзя? Некоторые родители предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления и растят ребенка в условиях вседозволенности. Правильно ли это?

Что такое хорошо, а что такое плохо

Некоторые родители могут жаловаться на то, что ребенок не понимает слово «нельзя». Вы можете биться в истерике и рвать на себе волосы, но ваш ребенок вас просто не слышит. Следует помнить о том, что слово «нельзя» отнюдь не волшебное и не может сиюминутно превратить разбушевавшегося негодяя в шелкового и послушного ангела. Для того чтобы коммуникация ребенка и родителя была успешной, и ребенок начал адекватно реагировать на ваши реплики, запреты и ограничения, нужно потрудиться.

Зачастую само слово «нельзя» может вызвать у ребенка протест. Это слово становится своеобразным раздражителем, если его произносить постоянно. Ребенок будет либо делать все вопреки запрету либо просто не реагировать на родительское «нельзя». Последнее чаще всего случается, если слово «нельзя» звучит постоянно и на каждом шагу и попросту теряет свой смысл. Но как объяснить ребенку, как себя вести, не прибегая к этому слову? Довольно просто. Ввести в обиход его синонимы.

Когда нужно говорить "нельзя"

Ребенок первых лет жизни должен понимать различие между словом "нельзя" и словами "не нужно", "нехорошо", "опасно" или "неприлично". Если вы будете использовать различные запрещающие синонимы в определенном контексте, сам запрет не будет вызывать у ребенка явный протест.

Но как объяснить ребенку, что нельзя делать то или другое?

Запрет, обозначенный словом "нельзя", должен базироваться на том, что запретное действие может нести вред физическому или психологическому состоянию ребенка или окружающих. Например, нельзя трогать электрические провода, совать пальцы в розетку, трогать газовую плиту - это опасно для жизни и здоровья. Нельзя бить, обзывать, унижать других - это обидно и неприятно. Ребенок должен понимать, что за словом «нельзя» скрыт явный вред.

Прибегая к синонимам "не стоит"/"не нужно", вы объясняете ребенку, что подобное поведение неприемлемо в обществе или то, что хочет ребенок, сейчас неуместно. Например, "не нужно рассыпать крупу на ковер". Подобным ограничением вы не запрещаете ребенку действие, а просто корректируете: не стоит сыпать крупу на ковер, возьми миску.

Почему вода мокрая?

С возрастом некоторые запреты теряют свою актуальность, а запрещаемые действия становятся понятными и очевидными ребенку. На место старых запретов приходят новые. Понятно, что десятилетний ребенок не будет совать палец в розетку и пытаться залезть в кастрюлю с кипятком.

На смену исследовательской деятельности малыша приходит эра «почему». Многие родители с содроганием ждут период бесконечных детских вопросов, которые часто вводят в ступор.

  • Почему вода мокрая?
  • Почему солнце светит?
  • Почему божья коровка так называется?

Ни в коем случае не стоит отмахиваться о любознательного малыша, как от назойливой мухи. Следует запастись вагоном терпения и вместе продолжать изучать этот мир. Тем более, сейчас для этого есть масса возможностей и "Гугл" всегда под рукой. Гораздо тяжелее пришлось прошлым поколениям, когда нужно было пролистать на досуге не одну энциклопедию в поисках ответа на каверзные детские вопросы.

Взрослые вопросы устами младенца

Не стоит пугаться или смущаться неприличных вопросов ребенка. Следует понимать, что он понятия не имеет о том, о чем спрашивает. И если малыш просит объяснить, что значит какое-нибудь нецензурное слово, не стоит просить ребенка немедленно забыть его и никогда не произносить. Это вызовет еще больший интерес со стороны малыша, может проснуться все тот же протест, и ребенок назло будет повторять нехорошее слово.

Хуже всего, если ребенок потеряет доверие к родителю и пойдет искать помощь на стороне. К любым, даже самым непристойным, вопросам важно относиться спокойно и пытаться объяснить ребенку, хорошо это или плохо.

Сталкиваясь с ситуацией, когда ребенок еще неосознанно употребляет нехорошие слова, не стоит проявлять сильные эмоции. В таком случае и плохое слово не окажет сильного впечатления на ребенка, и вскоре вовсе забудется.

Как объяснить ребенку, можно ли употреблять те или иные слова?

Если ребенок сам интересуется значением нехорошего слова, следует объяснить, что это означает, но сделать ремарку, что хорошо воспитанные и интеллигентные люди таких слов не употребляют. Усилить эффект восприятия можно вопросом: а ты считаешь себя хорошо воспитанным мальчиком/девочкой?

Если же у ребенка есть кумир, можно сделать акцент на нем, сказав, что этот персонаж не использует ругательных слов. Если в процессе объяснения ругательного слова чересчур эмоционально высказать свою позицию, категорически запретив ребенку вспоминать и произносить ругательства, это вызовет обратную реакцию. Ребенок поймет, что плохие слова вызывают сильные эмоции, и будет этим пользоваться. Если же не придать этому особого значения и просто объяснить малышу, что употребляя ругательные слова он может сам выглядеть не в лучшем свете или быть высмеянным, вы, скорее всего, больше не столкнетесь с этой проблемой.

Оградить ребенка от всех источников «нехороших слов» невозможно. Но правильно объяснить их значение и необходимость употребления в разговоре необходимо. Закрывать на это глаза уж точно не стоит.

Капуста, аист, магазин или все-таки роддом?

Рано или поздно наступает период, когда ребенок интересуется у мамы и папы, откуда же он взялся. Вряд ли современные родители, смущаясь, пробормочут что-то наподобие: купили в магазине, аист принес или в капусте нашли. Половое воспитание ребенка с ранних лет считается нормой. Но стоит ли ограничиться лишь романтической историей о том, как папа и мама любили друг друга и хотели ребенка, а потом папа подарил маме семечко, которое росло у мамы в животе и так далее? Как правильно объяснить ребенку, как рождаются дети?

Очень важно не ограничивать право ребенка задавать вопросы о таких «взрослых вещах» и получать на них честные ответы. Вопросы, касающиеся разницы полов, а также интимной жизни нормальны и считаются признаком правильного развития малыша.

Очень важно, отвечая на подобные вопросы, быть предельно искренним и правдивым. Ребенок должен видеть, что его вопрос не вызвал у родителей чувства стыда, в этом случае он воспримет информацию адекватно.

Говорить с ребенком о сексе и рождении детей нужно на языке, соответствующем его возрасту. И если малышу 3-4 лет достаточно просто сказать, что появился он из маминого живота, то дети постарше уже могут требовать конкретики. Здесь можно рассказать сказку про папино семечко, которое росло в животике, превратилось в малыша. А когда малышу стало тесно, он появился на свет.

Беседа «про это»

Если ребенок не проявляет интереса к данной теме, то рано или поздно родителям придется самостоятельно спровоцировать разговор. Оптимальным возрастом для начала полового воспитания является 6-7 лет. Это возраст, когда ребенок начинает познавать окружающий мир с помощью чувств, эмпатии.

Стоит рассказать малышу о том, что между людьми возникает симпатия, которая может перерастать в любовь. Можно попросить ребенка своими словами объяснить, как он понимает эти термины и что для него значит любовь. Что такое любить маму и папу, а что значит испытывать симпатию к однокласснице Маше?

Не стоит стыдиться говорить с детьми «про это» и думать, как объяснить ребенку столь сложную материю. Ребенок воспримет рассказ о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной точно так же и с тем же интересом, как рассказ об устройстве будильника.

В процессе разговора о сексе с ребенком важно не сформировать в его сознании табу. Ребенок должен понять, что секс - это естественно и нормально, но является прерогативой взрослых людей, а интимные отношения не принято афишировать.

А если не говорить об этом?

Конечно, можно спустить все на тормоза и не говорить с ребенком на откровенные темы, если он не проявляет интерес. Можно наивно полагать, что до свадьбы человек предпочтет смотреть мультики и собирать пазлы, а там все само собой сложится. Не задает чадо взрослых вопросов - и хорошо, спина родительская не покрывается холодным потом, да и вообще, в школе всему научат. А более осведомленные сверстники приукрасят.

Обязательно ли половое воспитание детей внутри семьи, решают для себя родители. Но нужно отдавать себе отчет в том, что откровенные разговоры с ребенком, поддержка и понимание повышают доверие к родителям. Конечно, сегодня дети могут самостоятельно добыть любую информацию в интернете и удовлетворить свой пытливый ум. Но ребенок должен знать, что откровенные темы в семье не под замком, что родители всегда готовы ему помочь и все объяснить.

Почему папа и мама не вместе?

Объясняя ребенку понятия любви, нежности и деторождения на примере родительских отношений, иногда можно столкнуться с детским вопросом «а почему мама и папа не живут вместе, если они любят друг друга». Это касается семей, где родители в разводе. Идиллическая картина любви и согласия между мужчиной и женщиной, представленная ребенку, может разбиться о суровую противоречивую реальность.

Как объяснить ребенку развод родителей? Родителям ни в коем случае не стоит ополчаться друг против друга, обмениваясь взаимными обвинениями, даже в том случае, когда это сложно. Ребенок должен понимать, что папа не негодяй, который бросил маму. Важно объяснить ребенку, что папа и мама его любят и уважают друг друга, но они больше не могут жить вместе.

Стоит объяснить малышу, что в жизни, помимо любви и страсти, могут быть расставания, и с этим нужно мириться и жить дальше, сохраняя хорошие отношения. Маленькому ребенку будет достаточно видеть, что родители сохранили мир, хоть и на расстоянии. А подросший ребенок уже самостоятельно сложит пазл родительских отношений.

Не секрет, что человек может окончить школу дважды: первый раз самостоятельно, а последующие разы вместе со своими детьми. Когда дети идут в школу, они получают новые знания, а их родители воскрешают свои, уже некогда полученные, знания. Школьные задачи зачастую могут заставать родителей врасплох. Школьная программа ежегодно меняется, но ее основы остаются неизменными. И родители должны знать, как понятно объяснить ребенку основные правила.

В школе ребенок получает очень много информации, поэтому задача родителя дома -систематизировать полученные ребенком знания и вместе разобрать непонятные или сложные моменты.

Как объяснить ребенку деление? Уроки с мамой

Часто родители задаются вопросом о том, как объяснить ребенку деление на понятном языке, но в то же время не прибегая к расчленению овощей и фруктов или распределению конфет среди Маш и Петь. Конфеты разделили, а сам принцип не поняли.

На выручку придет мультфильм про 38 попугаев, в котором удава измеряли попугаями. Объяснить ребенку, что основной принцип деления - это определить, сколько раз меньшее число помещается в большее. Например, 6:2 - это найти сколько двоек помещается в шестерку.

Также часто школьники сталкиваются с непониманием падежей. Казалось бы, простые понятия, вызывают сложности в восприятии, и дети часто просят родителей растолковать. Как объяснить ребенку падежи легко и просто?

Можно использовать в качестве примера предложение, в котором все слова употреблены в именительном падеже «сестра читает книга», «сосед выгуливает собака». Услышав, как нелепо звучат подобные предложения, ребенок поймет значимость употребления падежей и то, какую важную роль играет окончание у слова.

А сами падежи легко объяснить, подставляя к ним логические вопросы. Например, винительный падеж - винить кого/что? (кашу, чашку, подушку), дательный падеж - давать кому/чему? (каше, чашке, подушке) и так далее. Эти примеры наглядно показывают, как объяснить ребенку падежи играючи и легко.

Поговорим о духовном

А кто такой Бог? А для чего он нужен и где он живет? Вполне вероятно, родителям придется столкнуться с подобными вопросами. Естественно, ответ родителя будет обоснован личным отношением к религии. Конечно, можно взращивать убежденного атеиста, категорично заявляя, что Бога нет, и все это глупости. Наука правит миром.

Как правильно объяснить ребенку, кто такой Бог? Родителю нельзя быть категоричным в этом вопросе, насаждая свои убеждения, будь то ярый атеист или свято верующий. Нужно предоставить ребенку альтернативную информацию для того, чтобы у него сложилось правильное представление о Вселенной.

Нужно познакомить ребенка с Библией и рассказать, что эта книга описывает основные человеческие ценности. После прочтения детской Библии у ребенка непременно сложится общее представление о религии и человеческих взаимоотношениях, о добре и зле. И вопрос о том, как объяснить ребенку, кто такой Бог и где он живет, отпадет сам собой.

Нужно объяснить ребенку, что наука - это прогресс и практичность, а религия - это в первую очередь любовь. Рассказать, что оба этих понятия могут существовать в симбиозе и уживаться в одной личности. Главное - это посеять в сознании малыша зачатки понимания и того и другого, а вовсе не отрицание одного в пользу другого.

Говорить о духовном так же необходимо, как объяснять ребенку часы, время и как устроен мир.