"сохранение и укрепление здоровья детей в доу"

Вступление ___________________________________________________ 4-5

Раздел 1.

1.1.О целях и работе в школе направленных на сохранение и

укрепление здоровья обучающихся ____________________________ 6-7

1.2.Приоритетные принципы, задачи и основные понятия __________ 8-9

1.3.Мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья

обучающихся _______________________________________________ 10-11

1.4.Спортивно-массовая работа в школе _________________________ 12

1.5. Психология восприятия здоровья. Внутренняя картина здоровья

детей и подростков______________________________________ 13-15

1.6. Выводы ___________________________________________ 16-17

1.7.Словарь ____________________________________________ 18-19

Список использованной литературы__________________________________ 20

ВСТУПЛЕНИЕ

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся - первостепенная задача

образовательных учреждений.

Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны

друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача

по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков

здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей

культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды,

внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий.

Здоровье – первый элемент и ключ к развитию личности. Поэтому основная

задача школы – непрерывно уделять внимание физическому, психическому и

социальному здоровью, которое служит фундаментом для интеллектуальной и

творческой надстройки личности.

Планомерное сохранение и развитие здоровья детей осуществляется с

    Лечебно – профилактического (ежегодный медицинский осмотр, прием детьми поливитаминов, кислородных коктейлей, противоэпидемическая вакцинация).

    Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, правильный стиль общения взрослого с детьми, использование физкультминуток в режиме дня, применение необходимых средств и методов).

    Оздоровительная направленность образовательного процесса, учет требований к максимальной нагрузке детей в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизацуия образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка, учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации, ориентация на зону ближайшего развития ребенка.

    Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни).

В школе работает врач-педиатр и медицинская сестра , которые планомерно

прово­дят профилактические и лечебные мероприятия.

Ежегодно планово и систематически в школе осуществляются

профилактические медицинские осмотры учащихся специалистами

государственного учреждения здравоохранения «Амбулатория № 3 города

Енакиево». В плановом порядке организован осмотр стоматологами и

постоянные встречи - профилактики с участием врачей медицинских

направлений.

РАЗДЕЛ 1.

1.1. О целях и работе в школе направленных на .

Приоритетное направление деятельности школы – сохранение и укрепление

здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни. Над этим работает

педколлектив, родительская общественность. Этот вопрос находится на постоянном

контроле директора. На административных совещаниях, педагогических советах,

родительских собраниях анализируется работа педколлектива с различными

группами учащихся, выявляются достижения и недостатки в работе по

оздоровлению, разрабатываются мероприятия для дальнейшего

совершенствования системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Работа в школе ведется по пяти направлениям:

1.Педагогика здоровья

Цель: Пропаганда здорового образа жизни и обучение навыкам ЗОЖ.

2.Оздоровительные и профилактические мероприятия.

Цель: Профилактика заболеваний, принятие необходимых мер, предотвращающих

ухудшение здоровья и помощь детям в адаптации к следствиям нарушения

здоровья(последствия болезни, инвалидности, эмоциональные проблемы).

3.Профилактика употребления психоактивных веществ.

Цель: Формировать здоровый жизненный стиль, эффективную стратегию поведения

и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотических и других

ПАВ, работа практического психолога для открытого доверительного общения.

4.Физическое воспитание – традиционная форма работы школы. Каждый

обучающийся занят в секции по футболу.

5.Создание комфортной предметно-пространственной среды.

В школе оказывается всесторонняя помощь развитию творчества учащихся.

Неукоснительно выполняются гигиенические требования к условиям обучения,

СанПин. В школе создана модель здоровьесберегающих технологий обучения

школьников. Она включает в себя учет возрастных особенностей, состояния здоровья

ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе

форм, методов и средств обучения. Использование здоровьесберегающих действий

для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей

организма. В основу модели положены здоровьесберегающие действия, а именно:

оптимальное время урока, рациональное чередование видов учебной деятельности,

уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза,

правильная рабочая поза, правильная школьная мебель с маркировкой по возрастным

7. В спортзале школы регулярно проводятся школьные спортивные соревнования и

тренировки по игровым видам спорта. Работает тренажерный зал. Тренировочная

база и спортинвентарь соответствует требованиям сегодняшнего дня.

1.2. Приоритетные принципы, задачи и основные понятия:

Обеспечить координацию деятельности по активизации и развитию движения по

пропаганде здорового образа жизни;

Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у

молодого поколения граждан, а также ориентации подрастающего поколения на

здоровье как на высшую социальную ценность, обеспечивающую в современных

условиях профессиональное долголетие, семейное благополучие и обеспеченную

старость.

- Основные использующиеся понятия:

1) здоровье - состояние полного физического, духовного и социального

благополучия при полной адаптации к условиям внешней среды и способности к

воспроизводству, а не только отсутствие болезней и физических нарушений;

включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень

его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять

здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное

качество жизни;

3) образ жизни - стойкий, сложившийся под действием социальных,

культурных, материальных и профессиональных обстоятельств, образ

жизнедеятельности, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе

мышления и традициях. Образ жизни охватывает все сферы общества: работу и быт,

общественную жизнь и культуру, поведение (стиль жизни) обучающихся и их

духовные ценности;

4) стиль жизни - социально-психологическая категория, характеризующая

поведенческие особенности жизни человека. Стиль жизни, который зависит от

поведенческих особенностей индивидуума;

5) формирование здорового образа жизни - системный процесс, охватывающий

множество компонентов образа жизни современного общества и личности,

включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей;

6) культура здоровья - составная часть общей культуры, которая позволяет

человеку грамотно заботиться о здоровье и благополучии. Понятия "культура

здоровья" формулируют как определенный уровень валеологической грамотности

населения, состояние социального благополучия, степень развития творческих сил,

физических, психических способностей граждан;

7) профилактика заболеваний - система мер медицинского и немедицинского

характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений

в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их

прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий;

8) валеология (от одного из значений лат. valeo - ≪быть здоровым≫) - это

область знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения и

укрепления здоровья человека;

9) валеологическое просвещение - системное получение детьми и молодёжью

знаний о здоровье, формирования валеологического мировоззрения о ценности

здоровья в жизни и личной ответственности за его сохранения;

1.3.Мероприятия направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся :

Ученики активное участие принимают в здоровьесберегающих мероприятиях:

    спортивные соревнования между классами, школами;

    спортивные праздники (дни здоровья, «Международный образовательный

фестиваль спорта и искусства «Соколенок Донбасса»»);

    месячники и недели здоровья;

    ежедневные подвижные и спортивные игры, утренняя зарядка;

    • консультативная работа с обучающимися, педагогами, родителями.

      научно-практическая деятельность (участие городских конкурсах,

агитбригадах «Мы за -ЗОЖ»).

тематических вечеров, акций).

    день отказа от курения;

    Единый день борьбы со СПИДом и туберкулёзом;

    день борьбы с наркоманией;

    день здоровья;

    проведение школьной акции «Меняю сигарету на конфету»;

    • проведение конкурсов рисунков и плакатов;

    интерактивная акция в - листовки о ЗОЖ;

    просмотр и обсуждение фильмов на тему ЗОЖ;

    Общешкольные родительские собрания по пропаганде здорового образа жизни, профилактике различных заболеваний составляют весомую часть всей работы с родителями (85%). Профилактикой заболеваний среди обучающихся и родителей занимаются врач-педиатр и практический психолог школы.

    Проводятся родительские собрания по темам:

    Знания о ПАВ и ранних признаках употребления.

    Предупреждение вредных привычек у детей.

    Влияние дефицита йода и на здоровье детей.

    Правильное питание детей в семье.

    Роль родителей в период полового созревания подростков.

    Предупреждение ИППП.

    Репродуктивное здоровье девушек.

    Профилактика гриппа и ОРЗ.

    Детские неврозы.

    Охват горячим питанием учащихся должен составлять 100%. Все учащиеся школы питаются в школьной столовой.

1.4. Спортивно-массовая работа в школе:

Для создания условий для полноценного развития личности, сохранение и

укрепление здоровья обучающихся большое участие принимает учитель

физической культуры совместно с классными руководителями.

Вопрос о состоянии спортивно-массовой работы в школе постоянно находится в

центре внимания администрации школы.

Ежегодно в школе проводятся спортивные соревнования:

Мероприятия

Количество мероприятий

Спортивные эстафеты

Первенство школы (баскетбол)

Первенство школы по волейболу

Первенство школы по пионерболу

Первенство школы по футболу

Соревнования «Веселые старты»

Первенство школы по настольному теннису

Школьная олимпиада по физкультуре

Спортивные праздники

Ежегодно в рамках внутришкольной спартакиады проводятся спортивные соревнования между классами.

Название соревнований

Военно-спортивная эстафета

Первенство школы по футболу

сентябрь-октябрь

Первенство школы по баскетб

лу (юноши)

Первенство школы по баскетболу (девушки)

Школьная олимпиада по физической культуре

« Веселые старты»

Первенство школы по волейболу (юноши)

Первенство школы по баскетболу

«День здоровья», «Веселые старты»

Легкоатлетическая эстафета

Учителя физической культуры постоянно занимаются подготовкой и команд, и имеются победы в различных спортивных соревнованиях.

1.5. Психология восприятия здоровья. Внутренняя картина здоровья

детей и подростков.

Важное место в общей проблематике психологии здоровья занимает

исследование внутренней картины здоровья (ИКЗ), что является своеобразным

эталоном здоровья, имеет сложную структуру. Внутренняя картина здоровья

(ВКЗ) - это особое отношение личности к своему здоровью, выражающееся в

осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его

совершенствованию. В.А. Ананьев рассматривает ВКЗ как самосознание и

самопознание человеком себя в условиях здоровья. Исследование внутренней

картины здоровья имеет большое практическое значение. Как справедливо

подчеркивал В.Е. Каган, без понимания внутренней картины здоровья

невозможно понять внутреннюю картину болезни.

Особый интерес представляет изучение внутренней картины здоровья ребенка.

Исследований в этом направлении крайне мало, за исключением фрагментарных

внутренней картины здоровья ребенка требует тщательного теоретико-

методологического подхода к ее изучению. При исследовании внутренней

картины здоровья необходим системный подход, что предполагает изучение

ВКЗ как сложной системы, звенья которой тесно взаимосвязаны и взаимозависим

друг от друга.

ВКЗ (внутренняя картина здоровья) - составная часть самосознания

личности. Осознанное отношение человека к своим потребностям,

способностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям и мыслям

невозможно без пристального внимания к своему здоровью. Представление

человека о своём психофизическом становлении, его переживаниями отражается

в различных формах его отношения к своему здоровью. В одних случаях это

может быть адекватное отношение, в других - пренебрежение, в третьих –

повышенное внимание.

Особый интерес представляет возрастной анализ внутренней картины

здоровья, что имеет важное значение не только в профилактике заболевания,

но и в формировании гармоничной личности .

Основной компонент ВКЗ у детей включает три уровня отражения здоровья:

    Когнитивный;

    Эмоциональный;

    Поведенческий;

Когнитивный уровень предполагает представления ребенка о состоянии здоровья,

что в значительной степени зависит от его возраста и уровня развития интеллекта.

Эмоциональный уровень связан с различными видами эмоционального

ситуации.

Поведенческий уровень связан с актуализацией деятельности ребенка по

сохранению здоровья. Это более высокий уровень отношения к здоровью и требует

активной деятельности субъекта, направленной на сохранение и поддержание

своего здоровья

Отношение ребенка к своему здоровью – это часть личности.

В современной психологии рассматривается как многоуровневая система,

состоящая из трех основных блоков: описательный (образ «Я»); отношение

(отношение к себя или отдельных своих качеств); само оценивание (принятие

Возрастные особенности становления внутренней картины здоровья.

В психологии обобщенные возрастные периоды развития личности: младенец

(до 1 года); раннее детство (2-3 года); дошкольный возраст (4-5 лет);

Младший школьный (6-10 лет); подростковый (11-14 лет); старший

школьный возраст, или ранняя юность (15-17 лет).

    ВКЗ ребенка - важная часть его личности, что представляет собой

совокупность установок, направленных им на свое здоровье. Формирование ВКЗ

в процессе развития ребенка проходит несколько этапов.

    Для каждого этапа характерны основные психологические системообразующие

    факторы, влияющие на адекватное отношение ребенка к своему здоровью.

  • Первый этап охватывает период детства. Условно его можно назвать этапом

    эмоциональной привязанности ребенка к матери. Эмоциональная привязанность

    Основа здорового эмоционального и социального развития ребенка в

    последующие годы.

    Второй этап - этап формирования идентичности и подражания - охватывает

    период раннего детства. Примерно с полутора до двух лет ребенок начинает

    осознавать свои качества, возможности и свое состояние. Формирование ВКЗ

    осуществляется на модели родительского отношения к здоровью, в процессе

    подражания им.

    Третий этап – этап конкретно-ситуативных представлений о здоровье и

    эмоциональное отношение к нему - наблюдается у детей дошкольного возраста.

    Четвертый этап - этап осознания и эмоционально-оценочного отношения к

    своему здоровью (младший школьный возраст).

    Пятый этап - социальная установка личности подростка на свое здоровье,

    что включает в себя когнитивные, эмоциональной, поведенческой компоненты.

1.6. Выводы:

Работа по формированию здорового образа жизни довольно объемная и

кропотливая.

Перед учебным заведением, всей образовательной отраслью стоят задачи,

которые невозможно решить мимоходом.

Необходимо создание единой программы для всей образовательной системы по

формированию здорового образа жизни, внедрение единых государственных

стандартов образования по безопасности жизнедеятельности, согласованных

между собой и по образовательным уровням программ для средней и высшей

школы по предметам „Основы здоровья и физическая культура”, „Основы

медицинских знаний”, „Валеология”, „Основы безопасности

жизнедеятельности”, „Гражданская оборона”.

На современном этапе проводят множество мероприятий по формированию

здорового образа жизни – лекционные занятия, тренинги по развитию

спортивных способностей, самоконтроля, в школах внедрении программы по

воспитанию у детей любви к своей жизни и необходимости ведения здорового

образа жизни. Все чаще к сотрудничеству поощряются родители подростков, для

коллективной работы по содействию здоровой атмосфере в семье.

Работа, проведенная в школе, позволяет сделать определенные выводы, а

именно:

1.Проблема здоровья в широком его понимании, как в личном, так и

общественном измерении приобрела в наше время общепланетарного

значения и рассматривается как таковая, что представляет опасность

дальнейшего развития человечества.

2.Предотвратить вероятную опасность возможно путем формирования

здорового образа жизни лиц, общин, стран, мира в целом.

3. Формирование здорового образа жизни - сложный, многогранный процесс,

Требующий, совместных усилий как можно большего количества людей,

разных организаций, и прежде всего – соответствующей государственной

политики.

Одновременно формирование здорового образа жизни является научно-

практической дисциплиной со своей теорией, методологией, методикой и

средствами. Знания и практические навыки по формированию здорового образа

жизни должны быть, как можно шире распространены в обществе, ими нужно

руководствоваться при разработке и принятии управленческих решений на всех

уровнях всех ветвей власти, всех отраслей государственного сектора.

Нужно также всеми средствами влиять на частный сектор и общественные

организации в направлении мониторинга, контроля, содействия и направления

деятельности в интересах здоровья населения.

5. Наиболее эффективный способ воплощения мировоззренческих ценностей

здоровья в сознание населения - это инициация со стороны органов

государственной власти и местного самоуправления различных локальных

проектов, ограниченных местными масштабами, в частности масштабам

первичных административно-территориальных структур и отдельных

организаций.

6.Сохранение и укрепление здоровья, культ здорового образа жизни должны

постоянно находиться под пристальным вниманием общественности, а особенно

педагогических кадров.

7.Только продуманными слаженными совместными систематическими

действиями мы сможем решить сложную, но почетную проблему – дать

Донецкой Народной Республике здоровых граждан.

1.7.Словарь.

Здоровье - как состояние полного физического, духовного и социального

благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Научное понимание здоровья включает также своевременное и гармоничное

телесное и психическое развитие, нормальное функционирование всех органов и

систем, высокую работоспособность во время различных видов деятельности,

отсутствие заболеваний, способность легко адаптироваться к непривычным

условиям среды и устойчивость к неблагоприятным воздействиям.

Внутренняя картина здоровья (ВКЗ) - это особое отношение личности к

своему здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-

позитивном стремлении к его совершенствованию, самоосознание и

самопознание человеком себя в условиях здоровья.

Когнитивный уровень ВКЗ - представление ребенка о состоянии здоровья, что

в значительной степени зависит от его возраста и уровня развития интеллекта.

Эмоциональный уровень ВКЗ - с различными видами эмоционального

реагирования на здоровье, что определяется индивидуально-типологическими и

индивидуально-психологическими характеристиками ребенка, а также

особенностями его эмоционального реагирования на различные жизненные

ситуации.

Поведенческий уровень ВКЗ - с актуализацией деятельности ребенка по

сохранению здоровья. Это более высокий уровень отношения к здоровью и

требует активной деятельности суб"екта, направленной на сохранение и

поддержание своего здоровья.

Образ «Я» - совокупность ощущений, представлений и переживаний подростка

по поводу своего физического облика.

Здоровый образ жизни - это форма жизнедеятельности, ориентированная на

развитие, сохранение и воспроизводство здоровья, что является основным

персональным капиталом каждого человека.

Здоровый образ жизни – это форма жизнедеятельности, которая основывается

на требованиях суточного биоритма и включает такие основные составляющие,

как личная гигиена, двигательная активность, режим питания и сна, закаливание,

чередование труда и отдыха, отсутствие вредных привычек.

Функция психологического здоровья – это поддержание активного

динамического баланса между человеком и окружающим миром в ситуациях,

требующих мобилизации эмоциональных и волевых ресурсов личности.

Психологический тренинг - форма активного обучения навыкам поведения. В

тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения,

ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или

навыков. Для отработки полученных навыков применяются ролевые игры и

Единственная красота, которую я знаю - это здоровье. (Генрих Гейне) Для детей тема о здоровье должна быть привлекательной и актуальной. Поэтому специалистам необходимо владеть методическими приемами позволяющими заинтересовать детей проблемой сохранения здоровья.


В детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце, как данность не нуждающаяся в размышлении о ней. Взрослый человек может прийти к мысли, что здоровье – это средство необходимое для достижения профессиональных целей и решения личностных задач. Для пожилого человека здоровье является целью которой подчинена вся его жизнь. Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым.








Состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида. состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта; адекватное социальное поведение; умение понимать себя и других; более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности; умение делать выбор и нести за него ответственность Психологическое здоровье "Психологическое здоровье" характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам), Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека


Существуют два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье: 1.Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как: Полное спокойствие Уверенность в своих силах Вдохновение 2. Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха. Для того чтобы быть здоровым необходимо НАУЧИТЬСЯ поддерживать психическое благополучие своего организма Здоровье человека зависит не только от работы его органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (влечения, эмоции, чувства) умение управлять своей психикой. Большинство заболеваний связано с утратой человеком своего душевного благополучия.




1. Теоретический аспект Основу психологического здоровья определяет детско- взрослая общность. Она может быть: Нормальной – создание соответствующих условий для развития всего лучшего, что возможно в конкретном возрасте. Аномальной – дисфункциональной. Именно дисфункциональное составление совместной общности ребенка и значимого взрослого приводит к нарушениям психологического здоровья ребенка к крайним (чрезвычайным) формам реагирования и самоопределения. Таким образом, способ предупреждения и преодоления нарушений психологического здоровья детей является реабилитация детско-взрослой общности.


2. Прикладной аспект Исследование психологической реальности в интересах педагогической деятельности. Данная позиция основана на взаимодействии, совместной деятельности психолога с родителями, педагогами, врачами и др. специалистами. Для психолога это: Организация непосредственной работы с психологической реальностью. Формирование психологом практической помощи в переживании и организации решения проблемных ситуаций несущих угрозу психологическому здоровью ребенка или обусловленных выраженным нездоровьем.


Профессиональная забота психологической службы о здоровье детей предполагает создание единой системы развивающей и реабилитирующей сред, у каждой из которых своя специфика и свое назначение. Развивающая средаРеабилитирующая среда Создание условий нормального развития. Восстановление параметров нормального детства. Обеспечение комплекса базовых способностей растущей личности Реализация возрастно-нормативных моделей развития. Ориентация на индивидуально- личностные нормы. Ориентация на социокультурные нормы. Учет индивидуально-личностных особенностей ребенка (одаренность, способности, увлечения, достоинство). Создание человеческих условий культурно-образовательной среды (режим, нагрузки, психологический климат). Педагогика и психология развития.Реабилитационная и коррекционная педагогика. Здравостроительство.Здравоохранение и здравосохранение


Причины нарушения психического здоровья К отклонениям в состоянии психического здоровья детей сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью 1.Соматическое заболевания (дефекты психического развития). 2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.


Признаками неврастении являются: Повышенная раздражительность Быстрая утомляемость Расстройство сна Сонливость Неустойчивое настроение Ухудшение аппетита Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Каждый человек испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроза). Наиболее типичный невроз у детей – это неврастения.


При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению. Переутомление проявляется в: головных болях, слабости, снижении аппетита, нарушении сна, ухудшении памяти, Рассеянности Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям Умственная и физическая нагрузка отдых утомление Переутомление Нервно-психические заболевания! Поэтому следует следить за умственной и физической нагрузкой дошкольников


Поддержка и укрепление психологического здоровья детей Благоприятный психологический климат, нравственная атмосфера, сознательное, ответственное и конструктивное родительское поведение есть важнейшие факторы сохранения здоровья детей. Актуальные задачи образования:. - Содействие в сохранении всех трех составляющих здоровья, посредством различных образовательных программ, воспитание потребности в заботе о своем здоровье и здоровье близких. - Установление взаимодействия с семьей Основа психического здоровья – полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Образование является наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей.


Формы психологической работы Консультации (психологическое просвещение) Своевременная диагностика Коррекционно-развивающие занятия Тренинги Психопрофилактика Практический психолог образования выступает в качестве координатора обеспечения ответственными субъектами образования условий психологического здоровья ребенка. Сотрудничество со специалистами позволяет разрешить серьезные проблемы, в том числе и нарушения психологического здоровья детей.


Родителям советы психолога Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям: доверие к ребенку; уважительное отношение; в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться; родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей; детей нельзя обманывать - делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши; меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка; чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.); похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия; помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит. !



«Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и школьников. Единственная красота, которую я знаю - ...»

Для родителей

лекторий

Создание условий для сохранения психологического здоровья детей

и школьников.

Единственная красота,

которую я знаю - это

здоровье.

(Генрих Гейне)

Для детей и подростков тема о здоровье должна быть

привлекательной и актуальной. Поэтому специалистам необходимо

владеть методическими приемами позволяющими заинтересовать

детей проблемой сохранения здоровья.

Ключом к формированию здорового образа жизни является

внутренняя потребность быть здоровым.

В детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце, как данность не нуждающаяся в размышлении о ней.

Взрослый человек может прийти к мысли, что здоровье – это средство необходимое для достижения профессиональных целей и решения личностных задач.

Для пожилого человека здоровье является целью которой подчинена вся его жизнь.

Здоровье – это… Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ли физических дефектов В данном аспекте важно выделить три составляющих здоровья Физическое здоровье Спорт Экология Здоровое питание Социальное здоровье Способность общаться с другими без конфликтов, чувствовать себя ответственным за общество в котором мы живем, работать для этого и в то же время быть способным ощущать красоту жизни.

Психологическое здоровье



Состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида.

"Психологическое здоровье" характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам), Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

адекватное социальное поведение;

умение понимать себя и других;

более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

умение делать выбор и нести за него ответственность! Психологическое здоровье = психическое здоровье + личностное здоровье Психическое здоровье Психическое здоровье - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями как биологического, так и социального характера и возможностями и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.

Здоровье человека зависит не только от работы его органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (влечения, эмоции, чувства) умение управлять своей психикой. Большинство заболеваний связано с утратой человеком своего душевного благополучия.

–  –  –

Для того чтобы быть здоровым необходимо НАУЧИТЬСЯ поддерживать психическое благополучие своего организма

КОМПОНЕНТЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Аксеологический Характеризуется положительным отношением к себе и другим людям.

Предпосылки: умение разглядеть ценностные качества в

–  –  –

Предпосылки: умение осознавать причины и последствия своего поведения.

Потребностно – мотивационный Потребность в саморазвитии, воспитание конкурентоспособной личности.

УРОВНИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

ВЫСШИЙ - КРЕАТИВНЫЙ

Творческое отношение к жизни, умеют принять проблему и самостоятельно справиться с трудностями

СРЕДНИЙ – АДАПТИВНЫЙ

Несколько повышенная тревожность

НИЗКИЙ – ДЕЗАДАПТИВНЫЙ

Приспосабливается к внешним условиям в ущерб к себе (ассимилятивный тип поведения). Нуждается в индивидуальной коррекционной помощи.

ФАКТОРЫ РИСКА

(НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ)

ВНЕШНИЕ ВНУТРЕННИЕ

УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ

ЛИЧНОСТИ

Стрессоустойчивость Жизненные события Все положительное, что нас окружает.Критические ситуации(кризис, трудности) Психологический комфорт

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ

В настоящее время большинство учащихся испытывают дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение учебных требований. Решение этой проблемы видится в достижении учащимися комфорта как состояния и качественной характеристики их деятельности.

С психологической точки зрения комфорт школьника – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности человека в результате оптимального взаимодействия его со средой образовательного учреждения.

Комфортная среда – внутреннее пространство образовательного учреждения, система условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность и успешной самореализации.

Психологический комфортуказывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые ученик переживает, находясь в образовательном учреждении.

Состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что в свою очередь, ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.

Сохранению психического здоровья способствует:

успешная адаптации обучающегося в образовательном учреждении;

эмоциональная устойчивость;

саморегуляция;

активная и инициативная позиция;

сниженный уровень тревожности;

сниженный уровень утомляемости;

адекватное поведение;

успешная деятельность;

поддержание положительного эмоционального фона;

положительные эмоциональные состояния;

доброжелательные обоюдные отношения;

–  –  –

индивидуальная поддержка.

Как создать условия для становления психологически здоровой личности просьба вместо требования и приказа;

убеждение вместо агрессивного словесного воздействия;

организация вместо жесткой дисциплины;

компромисс вместо конфронтации;

доброжелательное прикосновение;

подбадривание;

снятие напряженного состояния;

защита и др.

Антистрессовые приемы (9 профилактических правил для всех и каждого) Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты.

Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!

Не реже одного раза вдень говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку.

Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). Для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1-1,5литра вдень.

По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть»

нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно).

Антистрессовые приемы (9 профилактических правил для всех и каждого)

6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки - без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки.

Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, высвечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.

Не очень сложные приемы, согласитесь? Но следование им

–  –  –

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью

1. Соматическое заболевания (дефекты психического развития).

2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.

Каждый человек испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроза).

Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.

–  –  –

Повышенная раздражительность Быстрая утомляемость Расстройство сна Сонливость Неустойчивое настроение Ухудшение аппетита

–  –  –

Актуальные задачи образования:.

Содействие в сохранении всех трех составляющих здоровья, посредством различных образовательных программ, воспитание потребности в заботе о своем здоровье и здоровье близких.

Установление взаимодействия с семьей Высокий уровень патологии школьников указывает на необходимость создания здоровьесберегающей среды в школе:

создание оптимальных внешнесредовых условий в школе (стиль общения педагогов с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание атмосферы заинтересованности и живого поиска знаний, атмосферы психологического расслабления и комфортности);

учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся (тип темперамента, тип утомления, тип нервной системы, ведущий тип восприятия информации и пр.);

допуск вариации уроков по видам деятельности: чередование игр и наблюдений, решение практических задач, психоэмоциональные паузы, свободный творческий труд;

рациональное использование педагогом слов, наглядности и действий на уроке;

поддержка взаимосвязи между учебными предметами. Подход к обучению должен быть учебно-игровой, трудовой.

Обучение в начальной школе - это проведение интересных и развивающих занятий, !в среднем звене - усиление практической деятельности и самостоятельности на уроках, с обязательным включением подростков в дополнительное образование, !в старшем звене - организация профильного обучения. Между этими ступенями обучения должен быть постепенный переход от одной ступени к другой;

воспитание иммунитета к асоциальному поведению, рациональное использование поощрений и наказаний;

оптимальный двигательный режим, правильное и витаминизированное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, формирование здорового образа жизни.

Все эти необходимые условия только способствуют развитию детей, удовлетворяют их эмоциональное благополучие, а, следовательно, удовлетворяют их уровень здоровья (укрепляют физическое и психическое здоровье, формируют желание учиться, развивают ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с самим собой).

Практический психолог образования выступает в качестве координатора обеспечения ответственными субъектами образования условий психологического здоровья ребенка.

Сотрудничество со специалистами позволяет разрешить серьезные проблемы, в том числе и нарушения психологического здоровья детей.

–  –  –

Психопрофилактика! Родителям советы психолога Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:

доверие к ребенку;

уважительное отношение;

в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;

родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;

детей нельзя обманывать - делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;

меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;

чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);

похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;

помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

Ожидаемый результат Овладение школьниками приемами психологической регуляции.

Гармоничное развитие учащихся и максимальная эффективность обучения Выбор за Вами!

Родители! От ВАС во многом зависит дорога, по которой шагать вашим детям которыми вам шагать.

Выберите правильный путь!

Быть захочешь космонавтом

–  –  –

Занимайся спортом, детка, И прославишь всю страну!

Мы с вами никого не осуждаем, Ты волен сделать выбор, человек!

Удачи мы, любя, тебе желаем, Войди здоровым в 21 век.

Какую бы профессию в жизни

–  –  –

психологических наук, ведущий научный сотрудник ИХО РАО Творческая самореализация студентов ВУЗов в художественно-творческой деятельности Период обучения в вузе является наиболее важным для человека в плане происходящего в это время личностного роста, реального становления его как личности. Этот период, являющийся началом взросления,...»

«Scientific Research in the 21st Century. Moscow, Russia, 2015 DOI: 10.17809/01(2014)-01 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА СПЕЦИАЛИСТОВ ВОИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ОХРАНЕ ВАЖНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВ ОДКБ (НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ПРОГНОЗА УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Андреевский Е. В. г. Санкт-Петербург, Россия Ахмедханов М. А. Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Россия Данейкин Ю. В. Национальный...»

«Ферапонтова М. В., аспирант кафедры психологии управления (менеджмента) Научный руководительСаблина Т. А. к.п.н., доцент Проблема мотивации трудовой деятельности в российской психологии. Проблема мотивации трудовой деятельности одна из наиболее актуальных как для зарубежной, так и для отечественной школы. Важность ее решения определяется тем, что мотивация является необходимой для эффективного осуществления трудовой деятельности. Именно через понимание мотивации человека лежит путь к...»


Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Создание условий для сохранения здоровья обучающихся

6.1. Приоритетное направление деятельности школы – сохранение и укрепление здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни. Над этим работает педколлектив, родительская общественность. Этот вопрос находится на постоянном контроле директора. На административных совещаниях, педагогических советах, родительских собраниях анализируется работа педколлектива с различными группами учащихся, выявляются достижения и недостатки в работе по оздоровлению, намечаются пути дальнейшего совершенствования системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Работа в школе ведется по пяти направлениям:

1.Педагогика здоровья

Цель: Пропаганда здорового образа жизни и обучение навыкам ЗОЖ.

2.Оздоровительные и профилактические мероприятия.

Цель: Профилактика заболеваний, принятие необходимых мер, предотвращающих ухудшение здоровья и помощь детям в адаптации к следствиям нарушения здоровья(последствия болезни, инвалидности, эмоциональные проблемы).

3.Профилактика употребления психоактивных веществ.

Цель: Формировать здоровый жизненный стиль, эффективную стратегию поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотических и других ПАВ, создание условий для открытого доверительного общения.

4.Физическое воспитание – традиционная форма работы школы. Каждый третий ученик занят в секциях и спортивном клубе.

5.Создание комфортной предметно-пространственной среды.

В школе оказывается всесторонняя помощь развитию творчества учащихся. Неукоснительно выполняются гигиенические требования к условиям обучения, СанПин. В школе создана модель здоровьесберегающих технологий обучения школьников. Она включает в себя учет возрастных особенностей, состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения. Использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма. В основу модели положены здоровьесберегающие действия, а именно: оптимальная плотность урока, рациональное чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза, положительные эмоции. Проводится диагностика состояния здоровья детей.

6.2. В спортзале школы регулярно проводятся школьные и районные спортивные соревнования и тренировки по игровым видам спорта. Работает тренажерный зал. Тренировочная база и спортинвентарь соответствует требованиям сегодняшнего дня. Только за последние годы закуплено спортинвентаря на сумму 400 тысяч рублей. Во время динамичных перемен дети играют в спортивном зале. График работы спортивного зала вывешен на двери.

После уроков дети спешат в спортзал. Ежедневно проводятся различные соревнования и конкурсы: чемпионаты школы по игровым видам спорта между классами, деревнями по возрастным группам. Организуются товарищеские встречи между школами. Все дети привлечены к спортивно-оздоровительным мероприятиям.

6.3. Охват учащихся спортивными и оздоровительными мероприятиями

Разработана программа «Здоровье». Важнейшей составляющей системы физического воспитания является мониторинг физического развития школьников. В начале года выявляются уровни физической подготовленности. Это необходимо, чтобы понять, кто из учащихся нуждается в особом внимании педагога. В дальнейшем будут фиксироваться не абсолютные результаты, а их изменения по отношению к стартовым. То есть «соперниками» ребят становятся они сами, а не нормативы. Главное, таким образом,- стремление к победе над собой.

Контрольное тестирование организуется в форме соревнований. Результат целенаправленной подготовки спортсменов и организация спортивно-массовой работы налицо:

2007 год – чемпионы России по легкой атлетике «Шиповка юных».

2008 год – самая спортивная школа Ядринского района

Чемпионами республики становились: Владимиров Эдуард (7 раз по спортивной ходьбе), Дмитриев Владимир (спортивная ходьба), Иванов Александр (3 раза – легкая атлетика), Сергеев Алексей по гиревому спорту и многие другие.

Важно не только вооружать ребенка знаниями о сохранении и улучшении здоровья, но и развить желание применять полученные знания на практике. Цель работы классных руководителей и учителей физкультуры в воспитании культуры здоровья школьников – создать положительную мотивацию, потребность подростков вести здоровый образ жизни. Для достижения поставленной цели используем различные формы и методы. Во всех классах выпускаются уголки здоровья, проводятся тренинги. Классные руководители ведут карты саморазвития школьников, проводят сравнительные анализы с предыдущими данными, отслеживают активность детей..

Ученики активное участие принимают в здоровьесберегающих мероприятиях:

Месячники здоровья;

Ученики активное участие принимают в здоровьеукрепляющих мероприятиях:

Спортивные соревнования между классами, деревнями, сельскохозяйственными кооперативами;

Спортивные праздники (дни здоровья, кросс всей школой, а призеров награждают спонсоры);

Туристические слеты, походы;

Месячники здоровья;

Ежедневные подвижные и спортивные игры, пробежка;

Молодежные акции, направленные на профилактику вредных привычек.

В году четыре раза всей школой выходим на общешкольный кросс. Детей, занявших с 1 по 6 место, Попечительский совет награждает ценными подарками по шести возрастным группам. Ни разу не пропустили Всероссийские акции «Лыжня России». Охват учащихся спортивными и оздоровительными мероприятиями составляет 100 процентов в последние годы.

6.4. Результатом реализации здоровьесберегающих технологий при осуществлении учебно-воспитательного процесса является улучшение состояния здоровья обучающихся за последние годы. В школе уменьшился процент учащихся, пропускающих уроки по болезни: с 6,4 процента (2006/07 учебный год) до 4% (2007/08 учебный год); снижается процент пропусков уроков учащимися, имеющими хронические заболевания: с 15,8% (2006/07 учебный год) до 10,5% (2007/08 учебный год); уменьшается число учащихся, освобожденных от физической культуры: с 4,5 % (2006/07 в учебном году) до 3% (2007/08 в учебном году).

Сравнительный анализ заболеваемости школьников Большечурашевской

средней общеобразовательной школы за 2007 – 2008 гг.

В школе ведется работа по сохранению физического и психического здоровья обучающихся. Формы работы по данному направлению:

Ведение дополнительных занятий физической культуры в ГПД;

Совершенствование системы дополнительного образования путем увеличения кружков повышенной двигательной активности;

Формирование здорового образа жизни во время уроков, на классных часах, внутришкольных мероприятиях;

Физкультурные минутки на уроках;

Выполнение профилактических мероприятий (профилактика ОРВИ, нарушений осанки, ежегодная диспансеризация);

Четкое соблюдение санитарно-гигиенических норм;

Планированная совместная работа учителей, учащихся и родителей по формированию здорового образа жизни;

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

6.5. При систематическом и научно обоснованном врачебно-педагогическом контроле физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья де-тей и подростков, улучшения их физического развития.

В школе организованы занятия с учащимися специальной медицинской группы. Здесь собраны ребята из разных классов, разного воз-раста и пола, страдающие различными недугами и психологичес-ки не готовые к занятиям физкультурой.

Комплектование специальных медицинских групп осуществляется по данным медицинского обследования проводимого в начале нового учебного года.

По приказу директора в зависимости от тяжести и характера заболевания учащиеся, отнесенные к специально медицинской группе, разделены на две подгруппы.

К первой подгруппе отнесены дети, двигательные режимы выполняются при частоте пульса 120-130 ударов в минуту в начале четверти. Постепенно увеличивается интенсивность физических нагрузок в основной части урока и частота пульса до 140-150 ударов в минуту к концу четверти.

Во второй подгруппе двигательные режимы выполняются при частоте пульса не более 120-130 ударов в минуту в течении всего учебного года, т.к. они способствуют гармонической деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов и систем организма.

В целях облегчения планирования интенсивности нагрузок учителя физкультуры пользуются таблицей частоты пульса при выполнении различных физических упражнений.

6.6. Охват горячим питанием учащихся составляет 100%. Все учащиеся школы питаются в школьной столовой. Учащиеся начальных классов питаются 2 раза. Удешевление питания происходит за счет подсобного хозяйства и школьной теплицы, где круглый год выращивается зелень. В последние годы закупили для школьной столовой оборудование на сумму 200000 рублей. Стоимость первых трех блюд составляет 7 рублей.

Протокол №2

педагогического совета

МБДОУ ВМР «Фетининский детский сад общеразвивающего вида»

Тема: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» 22.12.2016года

Присутствуют: Павлова С.И.,

Петрова А.А., Шапенкова Н.В., Шевыркова М.Н.,

Ордина С.В. Васильева, Буданова А.Б.

Форма проведения :
традиционная, с использованием игровых приемов.
Цель : поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Задачи :
1. Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ.
2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
3. Развить творческий потенциал педагогов.
4. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Предварительная работа :
1. Подготовка информационного стенда о планируемом педагогическом совете.
2. Отбор и изучение литературы по вопросу физкультурно-оздоровительной работы.
3. Консультации для педагогов по данной проблеме, согласно годовому плану работы.
4. Открытые мероприятия по теме педагогического совета.
5. Тематический контроль «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ. Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дня».
6. Работа с родителями: оформление стендов, анкетирование родителей.
7. Разработка сценария проведения педагогического совета.
8. Подготовка проекта решения педагогического совета.
9. Домашнее задание воспитателям:
**педагоги каждой группы должны быть готовы проанализировать пути решения, свои методы, плюсы – минусы в работе по теме педсовета (первой годовой задаче).
**быть готовыми провести (интересную, «неизбитую») подвижную игру, познакомить с закаливающей процедурой,провести пальчиковую игру.

Повестка дня:
1. Об исполнении решения предыдущего педсовета,- заведующий Красикова В.В.

2. Вступительное слово по теме педсовета – заведующий Красикова В.В

3. «Анализ состояния здоровья воспитанников МДОУ, оздоровительные мероприятия, проводимые в ДОУ», медсестра Лавриненко С.А..
4. Итоги тематической проверки - заведующий Красикова В.В.

5. Деловая игра. - заведующий Красикова В.В
6. Проект решения педагогического совета.
7. Организационные вопросы.

Ход педсовета :

1. Об исполнении решения предыдущего педсовета , (отчёт) -заведующий

2. Вступительное слово по теме педсовета –заведующий

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Всё перечисленное мной – это содержание нашей с вами работы по организации физкультурно- оздоровительной деятельности с детьми.
И главная цель данной работы:
*сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.

В нашем детском саду ведется активная работа по здоровьесбережению, физическому развитию детей, повышению двигательной активности. Этому способствует созданная в ДОУ доступная и безопасная предметно-развивающая среда: музыкальный - спортивный зал с соответствующим оборудованием, физкультурные уголки в групповых комнатах с оборудованием для спортивных игр, медицинский блок, кабинет логопеда, спортивная площадка.
Вот такова модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности.
Планирование физкультурно-оздоровительной работы осуществляется в рамках образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ВМР «Фетининский детский сад общеразвивающего вида»По данному направлению разработаны планы физкультурно-оздоровительной, лечебно-профилактической, санитарно-просветительской работы. Разработано блочное комплексно-тематическое планирование на все возрастные группы, перспективные планы, ведутся протоколы медико-педагогического контроля физкультурно-оздоровительной работы, где контролируется и питание, и закаливание, и самостоятельная двигательная активность.
Также работа по здоровьесбережению реализуется посредством физкультурных занятий, режима дня, воспитанию культурно-гигиенических навыков, спортивных досугов, прогулок, различных гимнастик и многое другое.
Немаловажное значение имеет тот факт, что при решении физкультурно-оздоровительных задач мы привлекаем родителей. И это даёт большой положительный результат…
Оценить эффективность данной работы возможно на основе анализа результатов объективного исследования состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности детей с использованием технологии мониторинга, а также анкетирования родителей (читать вывод по слайду).
Эффективность физкультурно – оздоровительной работы в нашем ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания педагогов – специалистов, медицинских работников, родителей воспитанников и всего коллектива. Только совместными усилиями мы решаем поставленные задачи и добиваемся положительных результатов.
Это я говорила о положительных сторонах аспекта. Теперь бы хотелось послушать мне вас: есть ли у нас недостатки в работе по данному вопросу, что мешает выполнять работу на высоком уровне, какие «плюсы», какие «минусы»
3. «Анализ состояния здоровья воспитанников МДОУ ВМР «Фетининский детский сад общеразвиающего вида»», оздоровительные мероприятия, проводимые в ДОУ», медсестра Лавриненко С.А.
Одной из главных задач коллектива нашего дошкольного учреждения является укрепление здоровья детей через организацию закаливания, воспитание привычки к повседневной двигательной активности, здоровому образу жизни.
И это не случайно, так как нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового ребёнка.
Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Данная работа проводится в нашем учреждении комплексно: она включает в себя профилактику заболеваемости, травматизма, закаливания детей, соблюдение правил Сан Пина, своевременно организуются медицинские обследования, контролируется проведение профилактических прививок.
В начале каждого учебного года все воспитанники распределяются по группам здоровья:
Анализируя распределение воспитанников по группам здоровья можно сделать вывод, что в сравнении за три года количество воспитанников с 1 группой здоровья увеличилась, а с 3 группой – уменьшилась. Это положительная динамика.
Медицинский контроль за состоянием здоровья осуществляется врачами специалистами 1 раз в год. Регулярно проводятся наблюдения за организацией оптимальных санитарно-гигиенических условий: обеспечение влажной ежедневной уборки групповых комнат, соблюдение воздушно-теплового режима, физической нагрузки на физкультурных занятиях.
В течение года ежемесячно проводится анализ заболеваемости и посещаемости по всем группам и общей по детскому саду так в 2015г она составила 81,5%.
Случаи травматизма отсутствуют.
Сравнительный анализ пропусков по болезни одним ребенком выявил, что уровень состояния здоровья стабильно оптимальный, что говорит об удовлетворительной работе коллектива по сохранению здоровья детей.
В ДОУ разработана система закаливающих мероприятий, которые осуществляются круглый год, их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды (ежедневные прогулки, хождение босиком, минутки-пробудки и другие).
Стало традицией проведение «Дней здоровья» для детей, организации которых активную помощь оказывают родители. В детском саду проводится усиленное витаминизированное питание, наличие овощей и фруктов, использование фитонцидов (лук, чеснок, лимон).
Воспитатели ежедневно проводят утреннюю гимнастику, пальчиковую гимнастику, бодрящую гимнастику после сна, физкультминутки на занятиях, с целью предупреждения переутомления, динамические часы на прогулке.
В детском саду создаются условия для охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования их физического здоровья. В каждой группе имеются физкультурные уголки с нестандартным физкультурным оборудованием.
На территории детского сада имеется спортивная площадка с гимнастическим оборудованием.
Педагоги используют разнообразные формы и методы организации физической активности.
Ежемесячно руководителем учреждения проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей детского сада.
Проводилась оценка физического развития детей. На основе антропометрических данных было сделано заключение о состоянии физического развития. В среднем за учебный год дети выросли на 3-4 см и прибавили в весе на 2,5-3,0 кг.
Для понижения случаев заболевания сезонно проводилась профилактика гриппа и простудных заболеваний: вакцинация детей против гриппа,в этом году привито много детей из нашего детского сада 46 детей из 65 и 9 взрослых из 19 человек, также проводится ежеденевно кварцевание группы раннего возраста и других групп по мере необходимости, исследования на энтеребиоз и другие заболевания.
В целях санитарно просветительской работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей на стенде «Здоровье» ежемесячно обновляются материалы, для родителей выпускается газета»Здоровячок»
Вывод: Педагогами, администрацией и медсестрой, ведется дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников, которые предусматривают повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни. Также планируется усиление профилактической работы среди родителей воспитанников и педагогического коллектива

4. Итоги тематической проверки «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ, организация физкультурно-оздоровительной работы Красикова В.В .

Аналитическая справка
Срок проведения: с 21.11.16 по 16.12.16

Рекомендации:
1. Необходимо пополнять ежегодно и желательно в начале года оборудование в «Физкультурных уголках».
Срок исполнения: до мая 2017 года
ответственные: воспитатели
2. Обратить внимание на выдерживание графика прогулок и обогащение прогулок в весеннее – осеннее – зимний период выносным материалом для организации двигательного режима.
Срок исполнения: с 23 декабря 2016 года –постянно.
ответственные: воспитатели
3. Систематически обновлять информационный уголок для родителей «Нетрадиционные оздоравливающие методы работы с детьми».
Срок исполнения: 1 раз в квартал
ответственные: воспитатели
4. Обновить (у кого нет сделать):
*Картотека прогулок;
*Картотека различных игр, проводимых в группе;
*Комплексы: «Утренняя гимнастика», «Оздоровительно-игровой час», «Динамический час»

5. Обмен мнениями по взаимопосещению прогулок Инструкция по охране труда во время проведения прогулок с детьми. Правила проведения прогулки с детьми –заведующий Красикова В.В.
6. Деловая игра. Проводит заведующий Красикова В.В.
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей – одна из основных задач, стоящих перед педагогами детского сада в плане физвоспитания.
Содержание физвоспитания в нашем ДОУ включает:
физкультурные занятия, спортивные досуги и развлечения;
занятия и мероприятия по ЗОЖ и валеологии;
прогулки 2 раза в день;
утренняя гимнастика и гимнастика после сна;
физкультминутки, динамические часы;
музыкально-ритмические занятия;
самостоятельную двигательную деятельность детей.
Что необходимо для полноценного физвоспитатния?
Во-первых, специально созданные условия, т.е. материальная база – помещение, образование, педагогическая работа: умение организовать двигательную активность детей, научить детей различными подвижными играми, физическими упражнениями и т.п., воспитатель должен воспитать в них потребность в культурном движении.
Во-вторых, нужна система знаний, основанная на следующих принципах:
1. непрерывность (с утра до вечера);
2. добровольность (вызывать желание, а не принуждать);
3. доступность упражнений;
4. чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.
Всё это формирует физическую культуру детей.
И сегодня мы с вами проверим ваш багаж знаний в этом вопросе…

Педагогический практикум по физической культуре
(в форме деловой игры).
1. Всем педагогам предлагается записать на приготовленных листах бумаги задачи физического воспитания.

Задачи физического воспитания:
Оздоровительные: охрана жизни и укрепления здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.
Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость) формирование правильной осанки.
Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения..
Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).

2. Педагогам предлагается вспомнить по 2 пальчиковые игры и продемонстрировать их.

3. На столах лежат карточки с высказываниями мудрых людей, живущих в разное время, но согласных в одном мнении. Я предлагаю их вам прочитать и выразить своё мнение о том, что на них написано. Сказать, согласны вы с этим афоризмом или нет. И почему? Как вы понимаете этот афоризм?

Высказывания мудрых людей, живущих в разное время:
* "Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно". Л.Н. Толстой
* "Еще не ясно, в здоровом ли теле здоровый дух, или наоборот - высокий дух порождает здоровье". Ф.А. Абрамов.
* "Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни, что поистине, здоровый нищий счастливее больного короля". А. Шопенгауэр.
* "Нельзя лечить тело, не леча душу". Сократ.

5. Закончить пословицы о здоровье (совместное задание)
Чистота – (залог здоровья). Здоровье дороже (золота). Чисто жить – (здоровым быть).
Здоровье в порядке – (спасибо зарядке).
Если хочешь быть здоров – (закаляйся).
В здоровом теле – (здоровый дух).
Здоровье за деньги (не купишь).
Береги платье с нову, (а здоровье смолоду).
Будет здоровье – (будет все).
6. И в заключении – «мозговой анализ» - Педагогические ситуации

. Проект решения педагогического совета № 2.

1. Продолжить уделять большое внимание укреплению здоровья воспитанников через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно.
2. С целью создания комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы разработать программу «Здоровый дошкольник».
Ответственные: старший воспитатель, творческая группа воспитателей, медсестра.
Срок: 1 февраля 2017 г.

3. Дополнить
- физкультурные уголки:
**интересным иллюстративным материалом для ознакомления детей с видами спорта и другой интересной информацией;
**регулярно пополнять уголки нетрадиционными пособиями, атрибутами для физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
- документацию:
**Картотекой прогулок;
**Картотекой различных игр, проводимых в группе, на прогулке;
**Комплексами: «Утренняя гимнастика», «Оздоровительно-игровой час», «Динамический час»
Ответственные: воспитатели. Срок: 1.02.2017 г.

4. Продолжать пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей через различные формы работы: родительские собрания, уголки здоровья, информационные стенды, буклеты, памятки, беседы, консультации, развлечения с участием родителей и т.д.
Ответственные: воспитатели. Срок: в течение года

5. Запланировать и провести «День здоровья», как совместное мероприятие с родителями»Веселые старты» во всех возрастных группах
Ответственные:, воспитатели.
Срок: до с 09.01.2017 по 31.01.2017(в рамках «Недели здоровья»23.01.2017 по 27.01.2017 года
8. Организационные вопросы.