До свиданья, сестра: почему женщины выступают против феминизма. Ограниченный доступ к образованию. Феминизм - это когда женщины главнее мужчин

Ну что, граждане-спермобаки, гендерные узурпаторы и членомрази, поговорим о том, до чего мы довели несчастных женщин, а именно про три волны феминизма. В узком смысле в самом понятии «феминизм» нет ничего отвратительного. Просто женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнивание их в правах с мужчинами. Но с каждой новой волной становится страшнее и страшнее. Самое время разобраться, чего они хотят.

Первая волна

У первой волны были веские причины бороться за свои права. Напомним: тогда у женщин действительно было куда меньше прав, чем у мужчин. Прежде всего, борьба шла за политические и экономические права: возможность избирать и быть избранными в республиканские органы власти, права собственности в браке (в это время замужняя женщина не имела формальных прав не только на свое приданое, но и на заработанные ею деньги), равноправие в браке, возможность получения образования и выбора профессии.

Это была в буквальном смысле настоящая борьба. Орды выдающихся женщин организовывали демонстрации, устраивали голодовки и открыто говорили о феминизме. Отважные женщины начали буквально расшатывать устои патриархального общества, которые складывались не один век. Их сажали в тюрьмы, подвергали гонениям, но неожиданно отчаянная борьба вызвала сочувствие у общества, и в 1894 году им наконец дали право голосовать на местных выборах. Спасибо Эммелин Панкхерст, которая сделала для женщин не меньше двух подруг Клары и Розы.

Наибольших успехов во время первой волны феминизма достигла Америка. В 1848 году съезд по защите прав женщин подписал «Декларацию чувств». В документе говорилось о праве на образование, равенстве в браке и праве на собственность. По сути, первое признание женщины как человека.

В 1860 году, после обращения Элизабет Стентон, Законодательное собрание штата Нью-Йорк приняло закон: «Акт о собственности замужних женщин». Теперь у женщин появились права на заработанные ими деньги, равное право с мужем на попечительство над детьми и имущественные права вдовы. В 1869 году были созданы две суфражистские организации, а в 1890-м они объединились в «Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное право».

А 8 марта 1908 года 15 тысяч женщин вышли на улицы Нью-Йорка – это был митинг за равноправие в работе с мужчинами. Позже Социалистическая партия Америки объявила последнее воскресенье февраля международным женским днем. Они вышли бороться за равноправие, а мы обязаны делать им подарки. Кто кого еще должен одаривать, спрашивается? Надо сказать, что в нашей стране этот праздник отмечали еще в 1914-м году.

В ту пору у феминизма появилось два оскала: марксистский и либеральный. Цели у них были немного разные: марксисты напирали на частную собственность и борьбу с капитализмом, а либералы боролись за получение равных прав во всех сферах.

Вторая волна

Казалось бы, все наладилось, бояться нечего, жить стало лучше, жить стало веселей. Но с появлением «Второго пола» Симоны де Бовуар постепенно стала нарастать вторая волна феминизма.

Она началась в бурные 60-е. Суфражизм из понятия, которым занимались маленькие девочки, превратился в понятие, преподаваемое в школе как великое достижение демократии. Да, женщины имеют право голосовать, но в парламенте их гораздо меньше, чем мужчин. Многие женщины, несмотря на большую свободу выбора профессий, чем до войны, оставались домохозяйками, не получали образование и занимались в основном детьми. Примеров Кюри и Ковалевской было недостаточно, они все равно считали себя забитыми, притесненными, униженными и оскорбленными. Тут же зашла речь о репродуктивных правах женщин, праве на аборт, доступной контрацепции и вечной, с точки зрения воинствующих феминисток, проблеме, о которой они говорят при любом случае - насилии.

Активистки призывали к раскрепощению женской сексуальности, причем можно было раскрепощать ее и без участия мужчин. Собственно, для второй волны было характерно стремление убедить женщин в том, что, прежде всего, их порабощает и подчиняет мужскому миру именно рождение и воспитание детей, которое на исходе «бэби-бума» рассматривалось как чисто женское дело. «Сиди, баба, воспитывай детей, а муж денег пойдет заработает», - вот как выглядело это со стороны.

Какая ирония, черт возьми: примерно половина современных девушек в этой стране мечтает сидеть дома и воспитывать детей, пока муж всех обеспечивает. Ради чего боролись-то? Ах да, надо, чтобы к ней относились как к королеве, уважали и любили. Но если деньги и айфон есть, то не обязательно.

Некоторые радикальные голоса призывали всех женщин мира к тому, чтобы на какое-то время полностью отказаться от рождения детей, таким образом вынудив ученых срочно изобрести внематочную беременность - технологию появления на свет потомства, при которой женщина не становится «агрегатом» по вынашиванию детей. Действительно, почему она должна мучиться и вынашивать дитя? Что за дискредитация, заложенная природой? В некотором роде это протест против патриархата в природе, если хочешь.

Другие, более умеренные, утверждали, что и биологическое материнство, если оно будет освобождено от всего того, что в нем есть патриархального и угнетающего, может остаться вознаграждающим и даже возвышающим женщину личным опытом. Патриархальным считалась жесткая привязка материнства к необходимости безвылазно сидеть дома с детьми, «самореализуясь» исключительно в домашнем хозяйстве.

Активисты и исследователи того времени полагают, что несправедливость не сводится к сфере легального, но коренится в самом общественном устройстве, в том, как мужские и женские опыты организованы социально. Дискриминация женщин рассматривается как следствие патриархального порядка, который воспроизводится и в публичной, и в приватной сферах. Причитания о том, что патриархат есть в экономике, семейной жизни и сексуальных отношениях, вскоре достал самих женщин, поскольку даже английский язык феминистки объявили орудием угнетения.

В это же время появляется вещь, которая одинаково бесит представителей всех полов. Радикальный феминизм, который взялся было выкорчевывать патриархат из почвы вечности и по сей день активно имитирует эту деятельность. Получается, что вторая волна толком ни за что не боролась. Их главной задачей было озвучить особую женскую позицию, вскрыть неравенства, вплетенные в нашу повседневную жизнь.

Третья волна

Самое страшное, что происходит в наши дни, - это третья волна феминизма. У нее нет адекватных лидеров, весомого повода. Они борются скорее не за, а против. Базой стали проблемы насилия, доступ к контрацепции и репродуктивные права.

Смысл третьей волны - в переосмыслении многих вещей. Во-первых, женщины и мужчины разные, у них разный опыт и разные интересы. Во-вторых, некоторые женщины могут угнетать женщин по разным признакам: расы, национальности, сексуальной ориентации. Появляется интерсекциональный феминизм - как женщины с разным опытом сталкиваются и борются с дискриминацией.

Может быть, третьей волны и не было бы без признания множественности женских и мужских миров, но с тех пор к пониманию пола приравнялась ориентация и раса. Еще феминисткам всего мира не дает покоя «эффект стеклянного потолка», то есть специфические препятствия, стоящие перед женщинами, стремящимися достичь самых высоких ступеней в карьере, распределение домашних обязанностей и обязанностей по уходу за детьми и их воспитанию.

Проблема в том, что он обусловлен исключительно экономическими причинами. Это не бравада на тему того, что «мир создан мужчинами. Даже компьютер, с которого они пишут свои гнусные комментарии, создан и собран мужчиной». Этот вопрос можно решить, но если на чистоту, то это никому не выгодно. На лицо неконкурентоспособность некоторых женщин и лень многих представительниц слабого пола. Для серьезного карьерного роста нужно трудолюбие, помноженное на способности и образование, с выходным разве что в воскресенье.

Женщины в подавляющем большинстве находятся на работе с 9 до 17, а еще у них обычно есть дети. Начальник зачастую и правда предпочтет на ответственном посту мужика, который не забеременеет, в декрет не свалит и не станет уделять 2/3 времени походам в соцзащиту за росписями. С другой стороны, мужчины тоже пропащие, и по-хорошему только единицы способны на что-то претендовать.

Сам посуди. Оголтелые (подчеркиваем: оголтелые, а не нормальные) феминистки начали упиваться собственным успехом, и единственной целью их существования стал поиск новых поводов для придирки. Женщины получили равные права, но при этом продолжили вести себя как женщины. По-прежнему полно рабочих мест, на которых женщин не особо много. В забой они спускаться не хотят - какое ж тут равноправие?

В итоге получилась странная ситуация. Женщина все еще следует древним инстинктам: по ее мнению, мужчина должен быть богатым, сильным, желательно еще красивым и умным. Что же должна женщина? Ничего, ибо она слабый пол, и вообще рождена для любви: очаровывать и соблазнять. Это и есть современное понимание феминизма у обширных слоев общества.

Так что, мужики, самое время ныть и говорить, что нас дискредитируют. Хотя мы дали достаточный повод для очередного всплеска эмоций у борцунов за женские права. Наверняка в комментариях будет тонна говна от угнетенных воительниц против патриархата.

По сути своей, третья волна - это очередной всплеск активности на старых дрожжах. Проблемы остались старыми, потому что большинству женщин даром не нужен этот дивный женский мир, о котором говорят активистки. Все это давно поняли, но для феминисток наличие борьбы - это в некотором роде возвышение над проклятыми гендерными узурпаторами.

Третья волна привлекла в свои ряды кучу несведущих, недалеких активисток, которые дискредитируют само понятие. Есть нормальный феминизм, а есть радикальный, который, кроме слов «изнасилования», «аборты» и «расизм», ничего не знает и готов заступаться за пьяных девочек, засаживающих парней за решетку на 8 лет. Мы не против сильных женщин. Мы целиком и полностью за равноправие. Но когда борьба высосана из пальца, становится страшно.

Текст: Елена Низеенко

В 2016 году в обществе всё ещё нет однозначного отношения к феминизму и ясного понимания его целей и методов. Даже люди, в целом поддерживающие права женщин, часто считают, что феминизм уже ни к чему, а все мы живём в мире победившего равноправия. Но на самом деле целая обойма до сих пор актуальных глобальных проблем связана с гендерным неравенством. Во многих странах от пола по-прежнему зависит качество жизни: и то, насколько вы можете самостоятельно выбрать жизненный путь, и то, какие дальнейшие возможности предоставляют общество и государство. Разбираемся, какие основные проблемы существуют у женщин в России и других странах.

Насильственные обычаи

Женщины из разных уголков планеты и сегодня подвергаются унизительным и смертельно опасным процедурам. Калечащие операции на женских половых органах кажутся далёкой полумифической традицией, но их осуществляют прямо на территории России в наши дни. Женщин часто калечат ещё в детстве: без медицинских показаний частично или полностью удаляют внешнюю часть гениталий. В том числе в антисанитарных условиях, с тяжелейшими последствиями для здоровья и с целью ограничить сексуальность. С этими практиками пытаются бороться: например, в России в этом году начались , в других странах, как в Гамбии, процедуру законодательно.

Девушек выдают замуж, не спросив согласия, в том числе в подростковом возрасте; из семьи; используют их для так называемого временного брака . Женщин убивают их родственники, называя это «убийствами чести ». Иногда порядки определённой местности противоречат закону - увы, это тот самый случай, когда позиция «у нас так заведено» становится как будто законной. Эти практики обычно считают религиозными, хотя они не всегда заложены в религии.

Современный феминизм борется в том числе и за то, чтобы женщины могли самостоятельно распоряжаться своей жизнью и своим телом, и борьба с насильственными обычаями - одна из его важных задач.

Гендерный разрыв в работе

Во многих странах формально распространены идеи карьерного равноправия: каждый человек волен сам решать, как он хочет работать и нужно ли ему это вообще. Но на практике пол по-прежнему ощутимо влияет на карьерные возможности. Киты, на которых стоит гендерное неравенство: разрыв в оплате труда мужчин и женщин (его индекс на сегодняшний день по-прежнему ненулевой во всех странах); «стеклянный потолок », а также то, что женщинам и мужчинам нужно прикладывать неравные усилия для одной и той же должности.

Российское законодательство запрещает указывать желаемый пол кандидата в вакансиях, но некоторые работодатели всё равно рассматривать на должность в первую очередь мужчин. А тексты вакансий для девушек могут подробностями, не имеющими отношения к профессиональным качествам. В некоторых странах до сих пор существуют списки запрещённых для женщин профессий; при этом, по оценке Всемирного банка, в России женщины сталкиваются с наибольшим количеством карьерных ограничений в мире - для них запрещены 456 видов работы. Запрет большего числа из них для российских женщин исключительно с предполагаемым вредом для репродуктивного здоровья - во многом это результат политики, ставящей женщине в приоритет рождение ребёнка. Во время собеседования и в процессе работы женщины нередко испытывают и другие трудности - сталкиваются с харассментом, предвзятым отношением, дискриминацией. Кроме того, женщинам часто приходится работу с заботой о детях. Рабочие пространства зачастую совершенно не приспособлены для матерей.

Установка «мужчины от природы амбициознее, способнее и должны зарабатывать больше женщин» мешает принять здравую мысль: разделение на «мужское» и «женское» в карьере притянуто за уши и лишь закрепляет неравное распределение власти в обществе. Феминизм обращает внимание на то, по каким системным законам работает это неравенство, как оно мешает работе в тех или иных сферах, на перекос позиций, при котором у мужчин по умолчанию на старте больше очков.

Репродуктивное насилие

Решение рожать или нет должно принадлежать самой женщине, но сторонники отказываются давать им такую возможность. Противники абортов считают, что у прерывания беременности не может быть оправдания, и стремятся защитить в первую очередь будущего ребёнка, а не права, жизнь и здоровье самой женщины. Но сторонники пролайферской точки зрения и государственные представители антиабортной политики часто упускают из виду то, как отличается официальная риторика государства от реальной ситуации с поддержкой материнства. Простая мысль о том, что между желанной беременностью и беременностью от изнасилования лежит пропасть, также нередко пролайферами.

Исторический опыт запрета абортов , что в этом случае их число не сокращается, зато они проводятся нелегально и зачастую с трагическими последствиями. А вот от сексуального просвещения и доступной контрацепции - да. В попытках лишить женщин права на аборт и обязать их принудительно рожать детей теряется мысль о том, что стремление оставить женщин без права выбора - это насилие над ними.


Изнасилования

В нашем обществе много насилия, и важно находить в себе силы о нём. Это страшная и повседневная проблема, но, хотя она не нова, язык для её обсуждения возникает только сейчас. Женщин с детства учат мерам, которые якобы должны помочь защититься от насилия: рассказывают, как опасно заговаривать с незнакомцами, ездить автостопом, выходить гулять поздним вечером, путешествовать в одиночестве, идти в неблагополучные районы без сопровождения, пить алкоголь. Это сложнейший квест по избежанию изнасилования, который невозможно пройти до конца, так как в нём упущено главное: контроль над ситуацией всегда на стороне насильника, и даже при соблюдении всех условий безопасности риски быть изнасилованной одинаково высоки вне зависимости от длины юбки и времени суток.

По изнасилованиям до сих пор нет точной статистики (жертвы часто боятся говорить о пережитом), а сама эта тема окружена разномастными мифами: от существования какой-то «правильной», «безопасной» одежды, до идеи о том, что насильником может быть только незнакомец, - хотя очень часто жертвы сталкиваются с насилием со стороны знакомых и даже близких людей. Ещё одна огромная проблема культуры насилия - перекладывание вины и чувства стыда на жертву («сама виновата»).

Феминизм выводит проблему сексуального насилия из тени, призывает обсуждать и решать её. Браться за это совсем нелегко, но важно начать - создавать сети поддержки для женщин, безопасные пространства, где можно выговориться и получить реальную помощь. Главное, к чему нам нужно прийти, - к безусловному осуждению насилия и пониманию, что проблема остро стоит не только в нестабильных, немирных и бедных регионах, но и во всём мире.

Сексуальная эксплуатация

Торговля женщинами и детьми занимает основной объём многомиллионной ежегодной торговли людьми. Как отмечает международная коалиция по борьбе с торговлей женщинами, 87 % пострадавших - жертвы сексуальной эксплуатации. Для решения проблемы предлагаются меры, в разной степени оправдавшие или дискредитировавшие себя - от криминализации клиентов до легитимизации проституции, - но факт остаётся фактом: торговля женщинами повсеместна, хотя зачастую невидима обществом, и недопустима. Текущая ситуация угрожает не только свободе женщин, но и их физическому и психологическому здоровью - по сути, она функционирует по тем же законам, что и рабочее рабство .

Феминизм исследует и то, как сложившаяся модель общества формирует запрос на секс-услуги: в частности, почему клиенты - в большинстве своём мужчины, как на спрос влияет культура насилия и как секс-торговля встроена во властную иерархию полов. Ясно одно: право женщин самостоятельно распоряжаться собственным телом должно быть обеспечено законодательно и экономически, а равноправия невозможно достичь, пока женщина может быть товаром.

Дискриминация меньшинств

Мир пронизывают разные виды неравенства - столкнуться с ним может каждый. Вопросами пересечения разных систем угнетения занимается интерсекциональный феминизм - по сути, такой подход подчёркивает, что важны права всех людей, вне зависимости от их пола, сексуальной ориентации, физического или психического состояния. Приёмы угнетения стандартны и однообразны: человека относят к определённой категории, а затем эту категорию наделяют меньшими, чем «общечеловеческие», правами. Интерсекциональность исследует то, как разные факторы - такие как цвет кожи, сексуальная ориентация, трансгендерность, инвалидность - могут формировать систему угнетения конкретного человека.

Проблема дискриминации в мире стоит всё так же остро: она может проявляться как в прямом насилии и представителей меньшинств, так и в . В двадцать первом веке люди по-прежнему не равны в правах - поэтому важно осознавать и адекватно оценивать свои привилегии, а также понимать, что каждый из нас может принадлежать к какому-либо меньшинству и стать жертвой дискриминации. И даже если это никогда не касалось кого-либо лично, это не значит, что проблемы не существует, - зачастую она ближе, чем многие догадываются.


Ограниченный доступ к образованию

Гендерное неравенство объясняется целым рядом причин, и ограниченный доступ к образованию - одна из них. Женщины две трети от общего количества неграмотных людей в мире. По данным ООН, часто девочкам не удаётся получить образование из-за того, что родители считают, что им выгоднее вложить средства в образование мальчиков; девочкам же положено больше заниматься делами по дому, и они чаще вынуждены бросать учёбу, чтобы посвятить себя семье. Отсутствие образования, в свою очередь, не позволяет женщинам выйти за пределы довольно ограниченного круга действий: их задачей становится вести дом, готовиться к браку, рожать детей. По сути, так ставится под сомнение то, что женщины могут исполнять и другие роли, кроме роли матери и жены, достигнуть чего-либо в публичном пространстве. И даже если в стране право на образование по умолчанию доступно всем, девочкам могут мешать негласные гендерные барьеры и недружелюбность «мужской» профессиональной среды.


В московской экспериментальной школе по гендерным исследованиям выступают разные интересные люди, в том числе большое количество радикальных феминисток. Они прекрасные и пламенные, но в силу своей крепкой идейности слишком приподняты над толпой. Мне кажется, что знания, - это привилегия. А любая привилегия становится эгоистичной и замыкается, если её обладатель не оглядывается по сторонам.

Я - феминистка. Все мои подруги и знакомые за границей, где я жила и училась всё последнее время, - феминистки. Среди них есть управляющие венчурными фондами и субверсивные поэты, есть ученые-леваки и художницы, которые рисуют себя голышом, есть социальные-работники и учителя, есть продавцы и официанты. У всех разное целеполагание, у всех разные идеалы, но объединяет их одно - всё это они делают полностью и исключительно для себя и из себя, не опираясь на патриархальное общество, но в укор ему.

При этом вернувшись недавно в Россию я поняла, что вокруг меня почти все женщины делятся на две группы: те, кто неосознанно в чем-то или во многом стремится к целям феминизма, но при этом считает феминизм чем-то маргинальным и жутким, и те, кто считает себя феминистками, но при этом догматизирует цели феминизма и встаёт скалой радикализма, вместо того, чтобы протягивать руку первой группе и доходчиво объяснять, в чём дело.

Мне не нравится раздор, который возникает из-за этой дихотомии. Я не понимаю, как российские радикальные феминистки хотят разговаривать о равноправии с социально-незащищенными слоями населения, если даже у меня и у моих довольно образованных и уже обращенных в феминизм знакомых их дискурс вызывает недоумение и отторжение, хотя очевидно, что цели у нас одни. Я не вижу в этом повода обвинять кого-то, но вижу острую политическую проблему.

Поэтому я, в том числе по просьбе некоторых слушателей лекций, решила написать небольшой текст, который формулирует, что такое феминизм в обычной жизни, в том числе для меня, не радикальной, но не менее от того убежденной феминистки, или для моего партнера. Я очень много втиснула в 13 пунктов и многое упустила, но я очень старалась всё спокойно и подробно объяснить.

1) Мы все - феминистки, просто потому что считаем, что женщины - тоже люди и заслуживают тех же социоэкономических и политических прав, как люди мужского пола. Это действительно настолько всё просто. Мы все - феминистки, и должны этим гордиться. Мужчины, вы тоже. Вы можете говорить, что вы феминисты, вы можете говорить, что вы гуманисты, вы можете ничего не говорить. Но без вашей поддержки это всё рушится.

2) Считать себя феминисткой необходимо, даже если мы “девочка и не хотим ничего решать”. Потому что решать никто заставить не может. Но иметь возможность решать - критически важно. И каждая девочка должна думать о других девочках и правах, а также о том, что её нежелание решать в будущем может измениться. Женщина должна думать о других женщинах, независимо от их расы, национальности, возраста и социального положения. Мужчина должен думать о женщинах просто потому, что планета одна.

3) Женщине очень сложно жить в этом мире. Кто-то трогает за попу, кто-то не хочет спрашивать, согласна ли она на секс, кто-то отпускает неприятные шутки, кто-то отказывается выслушать “женскую” точку зрения. Каждая женщина, которая хоть на пару минут в день оказывается в социальных ситуациях, с этим сталкивается. Многие мужчины, если они не прочь задуматься и поставить на место объекта в таких ситуациях свою сестру, мать или дочь, тоже должны понять, что это неправильно. Так что это значит? Это значит, что патриархат существует.

4) Но это не значит, что женщины-феминистки хотят убить всех мужчин и сделать из их костей и кожи ритуальные бубны. Женщины-феминистки уважают тех мужчин, которые уважают и поддерживают их, и борятся за их права. А особенно - Райана Гослинга . Это значит, что надо критически смотреть на тех, с кем общаешься. Это значит, что в общении нужно добиваться от другого человека, чтобы он нас уважал так же, как мы его. Во всём.

5) Женщины тоже могут проповедовать патриархат. Не для всех очевидно, что невозможно одновременно принимать важные решения и оправдывать себя “ой ну я же девочка”. Или что невозможно претендовать на то, чтобы с твоим мнением считались, если при этом мужчина, при прочих равных, всегда платит. Слышите, мужчины? Вам необязательно за всё платить. Феминизм - это классно.

По русскоязычному интернету уже лет десять гуляет текст под названием «Словарь феминизма» или «Язык феминисток» (название и содержание варьируются), который не только копируют в блогах, но и печатают приличные издания. Желание по-задорновски воскликнуть: «Ну тупые!» - сильно. Но иногда стоит включить критическое мышление, задуматься и перепроверить, чтоб не оказаться по другую сторону глупости. В действительности этот текст составлен из фрагментов книги «Официальный словарь-справочник по политически корректному языку», написанной двумя сатириками, Генри Бэрдом и Кристофером Серфом, которые смеялись над политкорректным языком и в процессе насочиняли много чего своего для большего веселья. Так что относиться к этому тексту всерьёз - всё равно что оценивать реальное положение дел в России по выступлениям Задорнова, Петросяна и иже с ними.

6) Но феминизм не о том, чтобы всё перевернуть верх ногами и кого-то кому-то подчинить. Просто сейчас так по-дурацки вышло, что у мужчин в этом мире привилегированная позиция. Не замечали? Ну вот: кажется, вам повезло родиться с привилегией. Мужчины считаются сильнее, умнее, их всегда, с самого детства, готовят к большим успехам. Мужчинам легче добиться главенствующей позиции, они получают более высокие зарплаты. И это ужасно приятно, должно быть. Но как-то нехорошо находиться в привилегированном положении и не оглядываться вокруг, как вы думаете?

7) А вокруг - женщины, которых всё время норовят спросить “когда ты выйдешь замуж”, даже если они вот-вот откроют лекарство от рака. Женщины, которым говорят, что они слишком умные для обладательницы такой шикарной груди. Или попросту женщины, которых считают своей собственностью и хотят показательно изнасиловать, забросать камнями или . Всё это лишь за то, что кто-то родился женщиной, а не мужчиной. Несправедливо, правда? Справедливости вообще мало, когда доходит до того, чтобы распоряжаться вместо женщины её телом. Если осознаете это - помогите, пожалуйста, сделать жизнь женщин проще. Вы вряд ли остановите казни в Судане, но сможете положительно повлиять на своих друзей за пивом. Попробуйте научить их уважать женщин - от собственной начальницы-москвички до уборщицы из Таджикистана, от знакомой, которая родилась мужчиной до звезды вашего общего любимого порнофильма.

8) А феминизм в свою очередь сделает проще вашу жизнь. Когда никому не нужно подчиняться всяким дурацким правилам, которые общество приписывает нашему полу - это же здорово, не только для женщин. Нет никаких “ну я же мужик, я должен тянуть”. Или “я же женщина, мне не по силе”. Есть только отдельные люди - и их отдельные качества и умения. А семьи строятся не на том, кто у кого под ногтем или каблуком, а на взаимовыручке.

Татьяна Мамонова работала литконсультантом в журнале «Аврора», писала рецензии, делала переводы со славянских языков, потом - с французского: Превер и Эльза Триоле (притчи) в её переводах были частично опубликованы. Став единственной женщиной - участницей одной из первых ленинградских художественных нонконформистских выставок, поняла: сексизм был болезнью и многих её коллег-мужчин. Так что российский феминизм с полным правом можно назвать третьей культурой.

9) Это кажется простым мне, может быть, и вам. Но так вышло, что не у всех сознание достаточно широко открыто, чтобы можно было легко усвоить тезисы равноправия. А женщины по России продолжают гибнуть от домашнего насилия ежечасно. Поэтому нам надо пытаться сделать лучше хотя бы тех, кто в нашем непосредственном окружении. Обратить в феминизм 10 знакомых - вполне реально. Если каждый из них обратит в феминизм ещё 10 знакомых - это уже 110 человек. Дальше - больше. Но это невозможно сделать, рассыпая вокруг обвинения или наезжая. Надо спокойно, мягко и с доводами.

10) Феминизм - это не свод правил. Феминизм - это свобода быть такой женщиной, какой хочешь сама, не опираясь на рамки установленные обществом, причём, как патриархальным, так и феминистским. Для каждого отдельного человека феминизм - это что-то своё. И в некоторых случаях нам может показаться, что феминизм вооон тех людей - это та же старая добрая мизогиния в новом платье. Ну, что ж, не бывает абсолютной правды, серые зоны. Следуем дальше, по наитию, в верном направлении. Но не отказываем себе в удовольствии поспорить о нестыковках.

11) Феминистки бывают с гладко-выбритыми подмышками и с волосатыми. Феминистки бывают брутальными гетеросексуальными женщинами в “мужской одежде” и нежными лесбиянками в платьях и с накрашенными губами. Феминистки осваивают “типично мужские” профессии и становятся в них лучше мужчин, и бывают совершенно беспомощными творческими людьми. Феминистки рожают детей и становятся им самыми прекрасными матерями или делают аборты, потому что нет желания или времени. Феминистки распоряжаются своей сексуальностью, ломая стереотипы или выходят замуж за свою школьную любовь. Феминистки могут работать в организованной религии, а могут в порно-индустрии. Феминистки могут преподавать в институтах, а могут работать на заводе.

12) Разных феминисток так же много, как снежинок в зимнем снегопаде, и одна не похожа на другую. Но когда снежинки падают они сцепляются друг с другом и формируют сугроб. Зачерпните снег зимой и сделайте снежок. Твердый, можно глаз выбить. Феминизм будет такой же непроницаемой силой, если всем, таким разным, держаться вместе.

13) Мадлен Олбрайт, как бы к ней кто ни относился, сказала однажды классную фразу: “В аду есть специальное место для тех женщин, которые не помогают другим женщинам”. А по-моему лучше даже так: “В аду есть специальное место для тех людей, которые не помогают другим людям”. Это отличный девиз и принцип жизни, даже если мы не особо боязливы или просто не верим в ад. Кто хочет прожить жизнь узурпатором, какашкой и просто плохим человеком? Не вы? Добро пожаловать в феминизм.


Давно уже ушли в прошлое те времена, когда феминизм добивался для женщин равных с мужчинами прав. Действительно, в основных законах всех развитых стран закреплено РАВНОПРАВИЕ мужчин и женщин.

Чего же еще могут хотеть современные феминистки, чего они добиваются? Ведь изначально поставленные задачи феминизм выполнил: законодательное равенство прав мужчин и женщин достигнуто. Мало того, женщины уже имеют БОЛЬШЕ прав, чем мужчины. Логично было бы предположить самороспуск феминистических организаций по всему Миру (за исключение, разве что, наиболее радикальных, таких как Общество по Полному Уничтожению Мужчин (ОПУМ)), но его не произошло.

Что же они еще могут хотеть? В чем же тут дело?

Во-первых, с обретением женщинами всех гражданских прав, увы, не настал тот век женского доминирования и женских рекордов в общественном производстве, науке, искусстве, политической жизни. «Обгоним и перегоним», о котором кричали феминистки, не произошло. Феминизм сел в лужу.
Нужны ОПРАВДАНИЯ несбывшихся чаяний. Объяснения, почему же не осуществились предсказания феминисток старой формации, женский «золотой век» так и не настал.

Во-вторых, «борьба за права женщин» так ласкает слух женского электората, а его в нашей стране около 53%. Не даром большинство политических партий обзавелись женскими (гендерными) секциями и популистскими лозунгами о поддержке «роста роли женщин в общественно-политической жизни».

В-третьих, а куда девать столько воинственных теток, которые никак не состоялись как матери и женщины?
И последняя, не менее важная причина: западный феминизм давно стал супербизнесом. Феминизм западных стран можно сравнить с движущимся на полном ходу тяжеловесным поездом. Феминизм - давно не только идеология. Феминизм давно сросся с властью, государственной системой и в очень значительной степени определяет политику стран, зараженных им.
(В России пока не все так мрачно. Но обратите внимание на огромное количество женских организаций, форумов, комитетов, партийных гендерных фракций и проч., так обильно снабжаемых деньгами Запада. Это- мировая ЭКСПАНСИЯ феминизма)
Феминизму нужны были новые цели, новая идеология и лозунги. И спасительная палочка-выручалочка была найдена.

Термин «гендер» стал общеупотребимым с легкой руки сексолога Джона Мани, который использовал его для определения сложных психо-сексуальных расстройств.
Новое слово очень понравилось феминисткам. И вот почему. С введением «социального пола» появилась возможность отодвинуть назад биологические различия полов, а рассматривать мужчину и женщину в аспекте пола социального, объяснить их различия лишь ВОЗДЕЙСТВИЕМ общества.
Иными словами, в соответствии с концепцией гендера, отрицаются естественные, биологические различия между мужчиной и женщиной, разница заключается лишь в навязанном конкретной условно бесполой личности социальной половой роли, т.е. «гендере».
Приведу определение понятия «гендер» с одного из феминистских сайтов:
«Что такое «гендер»?
Это культурно и социально обусловленный комплекс характеристик и форм поведения, приписываемых женщинам и мужчинам. Феминистская теория использует понятие «гендер», чтобы отделить биологический пол (sex), от того, что формируется обществом, воспитанием, образованием, культурой и фиксируется условно как пол. Гендер, в отличие от пола, изменяем в зависимости от общества, эпохи, культуры. Пол (биологический атрибут) изменяем только хирургическим путем.»

Что дала эта концепция феминизму? А вот что.

Отныне вопрос равенства мужчины и женщины может подниматься лишь в одном аспекте - социальном. Мальчики (девочки) вырастают в мужчин (в женщин) лишь в следствии навязываемой им социумом гендерной модели поведения. Если нет биологических половых различий (или эти различия признаются несущественными), то для полного равенства осталось искоренить неравенство гендерное, как социально-половое различие. При этом критерием «правильной» гендерной политики стало достижение одинаковых показателей мужчин и женщин во всех сферах общественной, политической и экономической жизни.
Иными словами, если мужчины в какой-либо сфере опережают женщин, то можно и нужно кричать о ДИСКРИМИНАЦИИ женщин.
Так и была произведена феминистками беспрецедентная, абсолютно жульническая, чудовищная по своей сути, подмена принципа равенства ПРАВ принципом равенства РЕЗУЛЬТАТА в качестве одной из главных общественых целей. Принцип по своей сути противоречащий здравому смыслу и элементарному понятию справедливости.
Действительно: разве можно усматривать дискриминацию в том, что один человек талантливей другого или, скажем, показывает лучшие результаты в прыжках в высоту. Является ли дискриминацией отстающих учеников в классе разное с отличниками количество «пятерок» в дневнике? Ответ очевиден. Но не для феминисток. С потрясающим упорством, остервенением и истерикой они требуют от общества равных с мужчинами РЕЗУЛЬТАТОВ.

Таким образом, изменилась сама парадигма феминизма.
Отсутствие равенства РЕЗУЛЬТАТА объявлено признаком, якобы, имеющей место дискриминации. Этого требовала, по логике феминисток, концепция гендера. Так началась эпоха НЕОФЕМИНИЗМА (феминацизма). Отныне феминизм стал бороться не ЗА ПРАВА, ведь они у женщин давно есть, феминистки объявили необходимым и равенство РЕЗУЛЬТАТА.
Поясню на наглядном примере: раньше женщина не могла быть членом парламента по закону, феминистки добивались ПРАВА женщины быть избранной, дискриминацией считалось отсутствие ПРАВА, то теперь права есть, но феминисткам все неймется: их не устраивает доля женщин в органах власти. Заметим себе, при РАВНЫХ с мужчинами правах, при равенстве возможностей и при одинаковых стартовых условиях. При этом голословно утверждается, что «по разным оценкам» доля женщин в органах власти должна быть не менее, скажем, 40%.
Так родилось требование «аффирмации» – т.е. гарантированной положительной квоты: «женщин не менее …%»
Согласно рекомендациям Комиссии ООН по улучшению положения женщин (1990 г.), критический 30%-ный порог должен рассматриваться как минимальная доля должностей директивного характера, занимаемых женщинами на национальном уровне.
В чем же действительная, подлинная цель неофеминизма?
«Гендерное неравенство – это явление социальное и оно обусловлено, прежде всего, тем, что экономические, политические и социальные ресурсы распределяются неравномерно. Причиной этого является гендерная дискриминация, то есть «действия, закрывающие членам группы (женщинам) доступ к ресурсам или источникам дохода, доступным для остальных», то есть мужчин.»
(ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ, Р.Г. Вагизов)

Вот она истинная цель! Доступ к власти, ресурсам и источникам дохода. Вот как описывает цели современного феминизма Олег Новоселов в своей книге «Женщина. Учебник для мужчин»:
«Целью любой борьбы являются ресурсы конкурента или жертвы. Точно также целью женщин неудачниц являются банальные деньги. То есть цель их борьбы – перераспределение финансовых потоков в обществе таким образом, чтобы большая часть добытых мужчинами ресурсов досталась женщинам-неудачницам, живущим без мужчин. А добывают ресурсы именно мужчины. Это они составляют подавляющее большинство рабочих, инженеров, пилотов, шахтеров, водителей, нефтяников, ученых, программистов, и фермеров. Женщины биологически менее приспособлены к взаимодействию с окружающей средой, поэтому занимаются распределением уже добытых ресурсов. В лучшем случае – обслуживанием процесса добычи и переработкой. Поэтому женщины неудачницы не стремятся добывать ресурсы наравне с мужчинами. Они не пытаются стать шахтерами, морскими пехотинцами или матросами рыболовецкого судна. Единичные исключения рассматривать не будем. Не имея желания и возможности добывать ресурсы самостоятельно, они пытаются отобрать эти ресурсы у других членов социума. Цель женщин неудачниц в том, чтобы добытые мужчинами ресурсы достались именно им. Разумеется, увеличение их доли при распределении ресурсов может происходить только за счет уменьшения доли мужчин, нормальных женщин и детей.»

Современные феминистки часто кричат о неравенстве в оплате труда мужчин и женщин. Но простите, вы, женщины, хотели равенства прав и свободного доступа к образованию и рынку труда? Вы их получили. Но рынок труда имеет естественные, конкурентные механизмы саморегуляции. Работодатель имеет право ВЫБИРАТЬ нужного ему работника и предлагать ему определенную зарплату, но и вы, женщины, как и мужчины, имеете все возможности выбирать работодателя, соглашаться или не соглашаться на предложенную плату. Все справедливо.

Вы хотели быть равным с мужчиной участником рынка труда? У вас есть ВСЕ возможности для этого. Только вот создавать вам особые условия, смягчать требования конкурентоспособности никто не обязан.

Примечателен тот факт, что требования аффирмации звучат только в отношении выгодных для феминисток вопросов: «женщин мало в Думе, дайте нам ГАРАНТИРОВАННЫЕ места». Никто из них почему-то не требует соответствующих правам обязанностей, никого из них не интересуют «диспропорции» применительно к другим категориям граждан: только ЖЕНЩИНЫ и только в контексте ПОЛУЧЕНИЯ прав, льгот, средств, специальных благоприятных условий и т.д.
Вы когда-нибудь слышали, чтобы феминистки требовали равного участия женщин на вредных производствах или тяжелых работах? Скажем, уравнять количество шахтеров-мужчин и шахтеров-женщин - нет, не слышали?
НИ ОДНУ феминистку не заботит факт «неравенства представительства» мужчин и женщин в числе пенсионеров. Ведь при средней продолжительности жизни мужчин, а она ниже средней продолжительности женщин на 14 лет, и пенсионном возрасте на 5 лет большем, чем у женщин, мужчины проводят на пенсии МИНУС 1 год. Никому и в голову не придет предложить мужчинам выходить на пенсию на 15 лет раньше женщин, хотя принцип равенства РЕЗУЛЬТАТА, внедренный феминистками, логично предполагал бы именно такую меру.

НИ ОДНУ феминистку не интересует ЗАКОНОДАТЕЛЬНО узаконенное неравенство полов при обязательном призыве в армию: женщины вообще не подлежат призыву, молодым людям за уклонение грозит уголовное наказание. Заметьте: при формальном, закрепленном в Конституции, РАВЕНСТВЕ гражданских прав и обязанностей мужчин и женщин.

НИ ОДНУ феминистку не интересует тот факт, что 98% детей при разводе автоматически остается с матерями.
Мало того, современные феминистки имеют наглость объявить дискриминацию мужчин…не дискриминацией:
«Не являются дискриминацией по мотивам пола:

призыв на военную службу исключительно мужчин в случаях, установленных федеральным законом;
принятие на основе закона временных специальных мер, направленных на достижение фактического равноправия между лицами обоего пола.»
(из законопроекта «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации», предложенного известной феминисткой Лаховой)
В идеологической основе процитированного законопроекта лежит все тот же лжепринцип «гендерного равенства».
Я даже не хочу в рамках этой статьи останавливаться на многочисленных послаблениях и поблажках для женщин, существующих в Уголовном кодексе.
Я не буду говорить о бесправии отцов и о доминирующей роли феминизма в окончательном распаде института семьи.
Вопиющая дискриминация мужчин – тема отдельного большого разговора.

Хочу подвести итог. Современный феминизм базируется на ложной подаче принципа справедливости, на деле полагая справедливым лишь то, что выгодно женщинам. Неофеминизм все чаще и агрессивней посягает на права мужчин, фактически являя собой мужененавистическую идеологию, подрывающую основы традиционной семьи и здорового общества.
Мы можем с уверенностью утверждать, что действительная цель современного феминизма заключается в лозунге «Права, материальные блага и льготы - женщинам, обязанности - мужчинам»

Бишкекские феминистские инициативы совместно с кризисным центром "Шанс", ЛГБТ-организацией "Лабрис" и объединением девушек с инвалидностью "Назик кыз" создали петицию "Обеспечьте справедливый доступ к правосудию женщинам Кыргызстана!" Размещена она на сайте change.org .

В петиции отмечено, что женщины Кыргызстана не имеют равного и справедливого доступа к правосудию. Дискриминация, домогательства, избиения, изнасилования, похищения для вступления в брак - большинство преступлений остаются безнаказанными.

Указано, что система правосудия КР не соответствует национальным и международным стандартам обеспечения равного доступа к правосудию.

Права женщин, переживших насилие, нарушаются, начиная от приема заявления и заканчивая исполнением судебных решений. Милиционеры делают все, чтобы женщины отказались от обвинений; следователи спешат поскорее закрыть дело, игнорируя доказательства и уничтожая улики; расследование превращается для жертв насилия в изматывающую, полную унижений и обвинений пытку. Суды позволяют преступникам избежать ответственности, назначая административные санкции или номинальные сроки.

"Полтора года условно за многократное изнасилование 10-летней девочки. Три года – за жестокое изнасилование на глазах ребенка. Повторное изнасилование потерпевшей милиционерами после того, как они были осуждены, но не взяты под стражу. Избиение беременной девушки в отделении милиции потому, что ее приняли за секс-работницу (никто не имеет права избивать человека из-за его рода деятельности). Один год условно за сексуальное насилие над девочками 6 и 8 лет! И это только случаи, которые были преданы широкой огласке. Тысячи подобных случаев остаются в стенах системы "правосудия", которая защищает и покрывает преступников, укрепляя культуру насилия над женщинами", - говорится в тексте петиции.

"На протяжении всего процесса борьбы за справедливость мы подвергаемся дискриминации и стигматизации, имеем дело с виктимблэймингом* и газлайтингом**, встречаемся с неприкрытой враждебностью и агрессией. Даже после обращения в милицию мы не защищены от обвиняемых и подвержены повторному насилию с их стороны. Более того, мы не защищены от самих "блюстителей порядка", которые применяют систематическое насилие и повсеместно нарушают закон", - пишут инициаторы петиции.

*Виктимблэйминг - перенесение ответственности за преступление на жертву.

** Газлайтинг - форма психологического насилия, задача которого - заставить человека сомневаться в объективности своего восприятия.

По данным Министерства социального развития, 23% женщин в республике подвергаются насилию. Но исследования показывают, что эти цифры значительно выше – до 50%. Согласно отчету Ассоциации кризисных центров Кыргызстана, 4 женщины из 100 испытывают насилие каждый день, 83% женщин терпят насилие различных видов от своих мужей или партнеров. За одни сутки в стране совершается 32 случая насильственных краж девушек, каждая пятая из них подвергается насилию.

Правоприменительная практика исполнения законов настолько слабая, что большинство потерпевших предпочитает не защищать свои права с помощью закона.

Согласно международному исследованию 2015 года, 62% пострадавших от сексуального насилия не обратились в милицию. За 15 лет правоохранительные органы республики отказали в возбуждении уголовных дел по более 20 тыс. фактов семейного насилия. В ходе журналистского расследования в Оше было выяснено: исходя из числа выездов, которые милиционеры совершают, получив сигнал о "семейном скандале", суд признает виновным лишь одного из 42 обвиняемых. При этом большинство дел квалифицируется в суде как хулиганство или нанесение легких телесных повреждений, предусматривающие лишь административный штраф - только 7% от общего числа заявлений по семейному насилию, рассматриваемых судом, были уголовными.

"Мы, женщины Кыргызстана, требуем, чтобы государство обеспечило равный и справедливый доступ к правосудию всем женщинам Кыргызстана, не делая исключений ни для кого из нас, будь это возраст, национальность, социальный статус, вид деятельности, инвалидность, сексуальная ориентация, гендерная идентичность или другие личные моменты частной жизни", - указано далее.

Инициаторы петиции также требуют:

  1. Изменить законы и практики, препятствующие доступу женщин к правосудию.
  2. Принять надлежащие меры для регистрации, расследования и судебного преследования всех случаев насилия в отношении женщин, которые бы приоритезировали интересы и права пострадавших без обвинений и стигматизации жертв, ориентируясь не на примирение сторон, а на безопасность, здоровье и благополучие потерпевших.
  3. На всех этапах правосудия со стороны сотрудников правоохранительных и судебных органов обеспечить потерпевшим уважительное отношение на принципах равенства, этики и недискриминации в соответствии с рекомендациями Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин.
  4. Обеспечить набор на службу сотрудников милиции из числа женщин, в том числе на должности участковых инспекторов, а также поощрять их карьерный рост.
  5. Привлекать к ответственности должностных лиц, которые блокируют расследование и судебное преследование случаев насилия в отношении женщин.
  6. Осуществлять расследование случаев насилия в отношении женщин, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, по всей строгости закона.
  7. Выделять необходимое финансирование для борьбы с насилием в отношении всех женщин, включая насилие на основе гомофобии и трансфобии.