Лексическое значение. Что такое богатство

Путь к богатству – это путь к чему? Кого можно считать богатым?

Является ли богатство синонимом большого дохода или наличия дорогой собственности? Для кого-то – может быть…

Деньги – это еще не богатство, и количество денег не может служить мерой богатства (вернее, может, но лишь косвенно). На самом деле, сами по себе деньги вообще не имеют никакой ценности – это всего лишь кусочки бумаги с цифрами и портретами. Ценность деньгам придают люди, согласные обменять эти бумажки на что-то нужное именно вам. Известно крылатое выражение: “в пустыне кружка воды стоит миллионы”. Действительно, при отсутствии возможности покупать что-либо деньги становятся абсолютно ненужными.

Как можно оценить богатство топ-менеджера, который зарабатывает несколько сотен тысяч долларов в год, но у него нет времени побыть со своей семьей? Или кто богаче – миллионер, умирающий от тяжелой болезни, или человек без средств, но с отличным здоровьем?

О настоящем размере богатства можно судить только по качеству жизни. По-настоящему богат только тот, кто может прожить свою жизнь так, как хочет именно он, даже если такая жизнь не связана с миллионами на банковском счету. Быть богатым значит жить в изобилии – таком изобилии, каким вы сами себе его представляете.

Богатство – способность поддерживать привычный образ жизни при отсутствии заработков в течение длительного времени.
Богатство – это свобода выбора. Выбора работать или не работать. Проводить свое время, так как хочется, не обращая внимания на финансовые ограничения.

Размер богатства в денежном выражении для каждого человека – разный и зависит от того самого “привычного образа жизни”. Только вы сами можете назвать сумму, которая означает для вас быть богатым. И пусть вы не попадете в список мультимиллиардеров, это не помешает вам наслаждаться богатством собственной жизни.

Узнайте больше: бесплатный курс "Как стать инвестором?"

В мире личных финансов любят воспитывать наивных инвесторов. Мол, инвестиции – это легко и просто. Выполняйте пару нехитрых правил, и вы разбогатеете быстро и без усилий.

Надеюсь, что после прочтения статьи у некоторых людей измениться понимание богатства. Ведь оно не ограничивается исключительно финансами.

Богатство – что это такое

Итак, что же такое человеческое богатство. Специально задав этот вопрос поисковику Яндекс, я получила огромную выборку сайтов, где можно часами читать статьи и сделать вывод, что большинство людей подразумевает под богатством наличие немеренного количества денег и имущества.

Некоторые даже рассуждают, что богатство – это та остаточная часть между доходами и расходами. Все, что не удалось потратить, ушло на депозит, превращаясь в богатство.

Даже Википедия сообщает, что Богатство - не что иное, как изобилие у человека или общества нематериальных и материальных ценностей таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество.

Но так ли это? Я считаю, что понятие существенно искажено и полностью соглашаюсь с представлениями о богатстве доктора В. Синельникова. Именно после прочтения его книги «Путь к богатству или Где зарыта сокровищница», я изменила свои представления об этом термине. Признаюсь, раньше я тоже ассоциировала это слово с деньгами и иными материальными ценностями.

Что же несет в себе это слово? Давайте взглянем на его этимологию. Корневая основа слова Богатство – Бог. А что есть Бог в широком понимании этого слова? Нет, этот не седой, бородатый муж на облаке, грозящий всем наказанием. Бог – этот творец, создатель, источник изобилия, любви, блага. Бог – это абсолют, заключающий в себе все, все грани и краски жизни. Бог очень гармоничен.

Что значит, быть богатым человеком

Давайте подумаем о нашем организме. Он достаточно сложен и заключает в себе большое количество органов. Но каждый орган наделен своей важной функцией в огромной системе организма. Что мы чувствуем, когда хотя бы один маленький орган начинает работать неправильно или поражается заболеванием? Мы начинаем ощущать себя плохо. Иногда симптомы незначительны и не нарушают ритм жизни, но иной раз болезнь, локализованная в определенном участке тела, буквально сваливает нас с ног, нарушая качество жизни.

Получается, мы можем себя прекрасно, только когда все органы в нашем теле здоровы и действуют слаженно. Каждая клеточка, каждый сантиметр ткани организма важны для нашего хорошего самочувствия. Нельзя называть себя абсолютно здоровым, если хотя бы один орган в теле болен.

Теперь вспомним, что мы сотворены по образу и подобию Бога. А, значит, обладаем всеми качествами Бога. Мы БОГАТЫ. Богатый – значит имеющий в себе Бога.

Но большая часть забыла об этом, и не обладает достаточно верой, чтобы принять и признать в себе всю силу и творческий потенциал Бога. От этого начинается дисгармония, приходят трудности, страдания, болезни.

Можно ли назвать богатым человека, у которого огромное количество денег, недвижимости за границей, но при этом нет здоровья и друзей? Вряд ли. Его можно лишь назвать, финансово состоятельным.

Или еще один пример: ранее бедному человеку внезапно достается огромное наследство. Опьяненный такой удачей, но при этом не обладая достаточными знаниями и навыками по сохранению и приумножению финансов, он спускает все имущество за короткое время. Был ли он богат? Нет. Даже при наличии этого наследства, он оставался человеком с сознанием бедняка.

На мой взгляд, быть богатым – это значит признать свою божественную природу и полюбить этот мир, каждый его день, каждое мгновенье. Это значит, проявлять свой творческий потенциал во всем и гармонично наполнять любовью каждую сферу своей жизни. Осознать, что ты наделен всеми способностями для достижения той жизни, о которой мечтаешь. Прежде всего – обогатить свое сознание.

Быть богатым – значит, быть самодостаточным, иметь не только финансовые блага, но и благополучные отношения с людьми, обладать хорошим здоровьем, быть в ладу с собой и окружающим миром. Обладать желанием давать и делиться, как это делает Бог. Ведь Бог очень щедр.

Как и в нашем организме, в Боге важно все, каждый отдельный «орган». И если, например, мы имеем большое финансовое состояние, но при этом не можем найти партнера для создания семьи и мучаемся от одиночества, будем ли мы чувствовать себя хорошо? Думаю, нет. Никакие деньги не дадут того, что может дать человек человеку.

Богатый человек богат во всем. Он ценит все, что есть в его жизни, он не боится мечтать и знает, что как творец, может привнести в свою жизнь все, что пожелает. Не боится он и потерять это все. Ведь он знает, что обладает творческим потенциалом и сможет создать себе все необходимо заново.

Это личность, открытая к новым знаниям, находящаяся в состоянии постоянного обучения и поиска. Это гибкая личность. Такой человек хозяин жизни, а не ее жертва. Богатый человек – это благодарный человек.

Каковы критерии богатства

Приняв такую точку зрения и понимания слова «богатство», как я описала выше, можно впасть в некие заблуждения. Например, считать, что богатый человек, помимо денег, обязательно должен иметь семью, детей и много друзей. Ведь мы говорили обо всех жизненных сферах, которые затрагивает истинное богатство.

Но давайте не будем забывать, что у каждого свои представления о жизни, свои потребности и желания. Не все люди хотят жениться (выходить замуж), рожать детей, иметь большие компании друзей, дорогие машины, не все хотят владеть заводами и пароходами. И это совершенно нормально.

Богат тот, кто счастлив в том положении, в котором находится. Основные критерии богатства – духовное, душевное, физическое, моральное благополучие, гармония внутри и наличие достаточного количества духовных сил для полноценной, счастливой жизни, осуществления своих целей и желаний.

В заключение

Я уверена, что потенциал богатства заключен абсолютно в каждом из нас. И только от нас зависит, сможем ли мы его раскрыть и проявить в полной мере. Деньги – это всего лишь одна часть, «орган» в общей системе «организма», который мы называем богатством. Буду рада услышать ваше мнение по этому поводу. Как вы считаете, относится ли термин «богатство» только к материальной стороне жизни или вы согласны с описанной точкой зрения? Оставляйте свои ответы в комментариях, делитесь мнением.

А.Г. Долженко
  • Н.В. Сомин
  • проф.
  • Библейский словарь Геце
  • Сокровищница духовной мудрости
  • А.Г. Долженко
  • Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев
  • святитель
  • Бога́тство – 1) духовные и материальные , даваемые человеку; 2) материальные блага вообще, достающиеся человеку вне зависимости от того, добывает ли он их в соответствии с Божьим или нет; 3) то, что дорого человеку в каком-либо отношении (пример: дети - наше богатство; мои года - моё богатство).

    Высшее богатство есть богатство духовное – это жизнь во , возможность соединения с Богом.

    Духовное богатство в точном смысле слова – Сам Бог, благодать Духа Святого, пребывающая в человеке, которая ценнее всего, что в мире. Это нетленное, непреходяще, неотъемлемое богатство. С ним человек переходит в вечную жизнь. Духовное богатство изображено в притчах Спасителя в виде бесценной жемчужины, найдя которую человек продает все что имеет, названо неоскудеваемым небесным сокровищем ().

    Земное, материальное богатство – совокупность вещественных благ, данных человеку в избытке на временное пользование. Земное богатство несравнимо с небесным, и потому называется малым (). Оно также называется неправедным (), ибо неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих.

    Земное богатство может быть понято как Божий дар только при определенном условии. А именно, если богатый человек будет раздавать его на пользу нуждающимся. Богатый человек изначально не имеет никакого преимущества над . «Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу » . Более того, богатый человек не является собственником в точном смысле этого слова. «По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (), или таланты, распределенные между людьми (), или имение, отданное во временное управление () » . Истинный Собственник всего есть Творец всего, Бог. А потому и правильное распоряжение собственностью возможно лишь через соблюдение Его заповедей.

    Божественная заповедь требует помощи нуждающимся. Христианская норма отношения к собственности должна основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга » (). Эта заповедь должна служить для христиан и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования всех типов межчеловеческих отношений, включая и отношения имущественные. «Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни – не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве » .

    Сам процесс одаривания нуждающегося, акт помощи ему является прямым долгом обеспеченного человека. Обладая избытком имущества, обеспеченный человек обладает не своим, а чужим. Он обладает данным ему Богом добром, которое ему дал Бог, чтобы удовлетворить нужды неимущего. В конечном счете, он обладает собственностью неимущего, которую он должен просто вернуть. И здесь возникает парадокс христианской этики служения бедному. «Ты не даришь бедному из твоего, а возвращаешь ему из его же », – учит святой . И раздающий богатство не является благотворителем в точном смысле этого слова, но даже виновным. «Поэтому тот, кто раздает всем из собранных себе денег, не должен получить за это награды, но скорее остается виновным в том, что он до этого времени несправедливо лишал их других », – говорит святой .
    учит, что, не оказывая помощь ближнему, богатый превращается в грабителя. Истолковывая учение Спасителя о неправедном богатстве (), блаженный подчеркивает, что неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих. Причем, такое поведение имеет серьезные социальные последствия, провоцирует общественную нестабильность, напряжение и конфликты. «Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми » .

    Таким образом, экономическое неравенство, выражающееся в разделении общества на богатых и бедных, не является некой статической реальностью оправданной свыше. Оно попускается человечеству как испытание, как данность, которую он должен не культивировать и сохранять, а изменять и преодолевать. Сохраненное как данность, экономическое неравенство равнозначно господству страсти . А преодолеваемое в единении любви оно свидетельствует об исполнении долга перед ближним.

    Апостол Иаков говорит: Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (). Истинное, духовное богатство, доступно любому человеку, Господь безмерно дарует его всем желающим, не зависимо от их социального положения, врождённых способностей и деловых качеств.

    Не огорчайся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его; ибо умирая ничего не возьмёт он с собой, и не сойдёт с ним в землю слава его. ().

    Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” ()

    Не поможет богатство в день гнева ().

    Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” ().

    Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти» ().

    Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу ().

    Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его ().

    Ищите же прежде Царства Божия и правды Его ().

    Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! ().

    Само по себе богатство – ничто. Но в каком-то смысле оно – талант… Талант, который, может быть или приумножен, или зарыт в землю. Или приобретен для вечности, чрез расточение в этой временной жизни, или, наоборот, утрачен в эгоистическом его сохранении…
    иеромонах Мефодий

    Меня однажды поразило (дело было еще до перестройки, в 80-е), когда мой духовный отец - протоиерей Владимир Рожков, увидев у входа в храм многодетную семью с пятью детьми, сказал: «Смотри - богатый человек, у него пятеро детей». С той поры мое отношение к этому слову потеплело. Настоящее богатство, конечно, не в том, какая у человека машина (тем более, что она в одну секунду может превратиться просто в ничто, в рухлядь), а в чем-то большем…
    протоиерей Андрей Лоргус

    Даже находясь еще вне Царства Божия, мы уже удивительно богаты. Бог столько нам дал: мы одарены умственно и эмоционально, наша жизнь так полна, что нам может показаться, будто большего уже не может и быть, что мы достигли полноты, цельности, предела нашего поиска. Но мы должны понять и должны помнить, что всегда есть что-то большее. Мы можем ликовать о том, что как мы ни бедны – мы так богаты, но одновременно устремляться к подлинному сокровищу Царства Божия, не давая себе увлечься тем, что уже имеем, чтобы не отвернуться от того, что еще впереди.
    Мы должны помнить, что всё, чем мы обладаем, нам дано в дар. Первая заповедь блаженства говорит о нищенстве, и только если мы живем этой заповедью, мы сможем войти в Царство Божие. У этой заповеди двоякий смысл; с одной стороны очевидно, что, хотим мы того или нет, мы не обладаем ничем, что могли бы удержать; мы обнаруживаем, что мы – ничто и ничем не обладаем: всеконечная, зияющая, безнадежная нищета. Мы существуем, потому что Бог нас вызвал к бытию, привел нас в бытие; мы ничем в этом не участвовали, это не было действием нашей свободной воли. Мы не владеем жизнью так, чтобы кто-то в любой момент не мог бы ее у нас отнять, и в этом смысле всё, чем мы являемся, и всё, что у нас есть – недолговечно. У нас есть тело – но оно умрет; у нас есть ум – но достаточно крошечному сосуду разорваться в мозгу, чтобы самый великий ум угас; у нас есть чуткое, живое сердце, но приходит мгновение, когда мы хотели бы выразить всё свое сочувствие, всё свое понимание кому-то, кто в этом нуждается, – а у нас в груди только камень…
    Так что можно в каком-то смысле сказать, что мы не обладаем ничем, потому что мы не вольны ни в чем, что у нас есть. И это могло бы привести нас не к чувству, что мы принадлежим Царству Божию, и к радости об этом, но к отчаянию – если бы мы не помнили, что, хотя ничто не наше так, что нельзя было бы у нас отнять, – однако всё это у нас есть. Мы богаты, и всё, чем мы обладаем, есть дар и свидетельство любви Божией и любви человеческой, всё – непрерывный поток Божественной любви; и в силу этого (и поскольку мы ничем не обладаем) любовь Божия проявляется с постоянством и полнотой. А всё то, что мы загребаем в собственные руки, чтобы присвоить, бывает тем самым вырвано из области любви. Да, оно становится нашим – но любовь потеряна. И только те, которые отдают всё, получают опыт подлинной, всецелой, окончательной, неизбывной духовной нищеты – и обладают любовью Божией, выраженной во всех Его дарах. Один из наших русских богословов, отец , сказал: «Вся пища мира есть любовь Божия, ставшая съедобной». Я думаю, что это действительно так; и в то мгновение, когда мы стараемся разбогатеть, удержав что-то для сохранности в руках, мы оказываемся в проигрыше, потому что пока у нас в руках ничего нет, мы можем брать или не брать, или делать ими что угодно.
    Вот это и есть Царство Божие: мы чувствуем, что свободны от обладания; и эта свобода устанавливает нас в таких взаимоотношениях, где всё – любовь человеческая и Божия любовь.
    Так что если рассуждать в таких категориях, можно это перенести на то, о чем я уже говорил раньше. Да, мы богаты; но никогда не должны обольщаться этим достоянием и воображать, будто можно разрушить старые житницы, старые амбары и строить новые для того, чтобы сложить туда еще и еще больше добра (см. ). Копить ничего нельзя, – ничего, кроме самого Царства Божия. И тогда мы можем отрясать одну вещь за другой, чтобы двигаться вперед свободными – свободными от обладания. Не замечали ли вы, что быть богатым всегда значит обеднеть на каком-то другом уровне?
    А если и ум замкнуть на нашем имуществе, если замкнуть и сердце, чтобы уберечь и никогда не потерять то, что в нем хранится, то оно становится таким же мелким, как та вещь, на которой мы замкнулись.

    Примечания:
    . Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. § VII.1.

    Внимательные читатели Священного Писания подсчитали, что в Библии менее 500 стихов о вере, около 500 стихов о молитве и более 2000 - о . Каждый седьмой стих Нового Завета говорит о деньгах или имуществе. Среди главных тем Притч Соломона и книги Екклесиаст - вопрос о том, как зависит благополучие человека от его благосостояния. Почти 15% из того, чему учил Иисус Христос, так или иначе связано с деньгами и имуществом. Бесед о собственности у Господа больше, чем описаний рая и ада вместе взятых.

    Защищал ли Иисус богатых? Или Он призывал к полной нищете? В настоящее время можно встретить два противоположных решения: от теологии процветания богатых как «Богом благословенных» до призыва к полной нищете, ибо только «таковых есть Царство Небесное». Мы же рассмотрим ту мысль, что Бог, давая кому-то на земле, не только намекает на высшее небесное благо, но и, испытывая отдельные личности преизбытком благ, дает им шанс приобрести добродетели.

    Богатство как дар праведнику в Ветхом Завете

    Слово «богатеть», «обогащать» в Ветхом Завете передается еврейским глаголом ошер (עֹשֶׁר) или греческим плутидзо (πλουτίζω - см.: Быт. 14: 23; Пс. 64: 10; Притч 10: 4, 22) . Это же греческое слово характерно и для Нового Завета (см.: 1 Кор.1: 5; 2 Кор. 6: 10, 9: 11). При этом греческое слово плутос (πλοῦτος) может обозначать в русских переводах Библии некое материальное благосостояние, избыток денег или благ, но почти не обозначает имущество в нейтральном смысле слова . Колорит повествований усиливается с присоединением указания на «множество»: «множество богатства» (Пс. 52: 7), богатство «умножается» или его «умножают» (Пс. 62: 10; 73: 12). Итак, словом «богатство» в Библии описывается некое изобилие, преизбыток «нормы» материального благополучия.

    Источник богатств - Бог. Богу принадлежит богатство и слава (см.: 3 Цар.3: 13; 1 Пар. 29: 12), Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (см.: 1 Цар. 2: 7), отнимает имущество у одних и передает другим (см.: Быт. 31: 16). Господня - земля и всё, что ее наполняет (см.: Пс. 23: 1; 1 Кор. 10: 26, 28).

    По отношению к людям слово « » нередко стоит в одном ряду со «славой» , «обилием» , «мудростью» , «почетом» и даже «жизнью». «За смирением следует страх Господень, и богатство, и почет, и жизнь», - сказано в одной из Притч (Притч. 22: 4).

    Земное богатство - это изобилие денег, славы, детей или друзей. может измеряться объемом собственности, количеством зданий, площадью земли (см.: Ис. 5: 8-10), количеством скота (см.: 1 Цар. 25: 2, 3) или рабов (см.: 1 Цар. 8: 11-18). Богатство может быть наградой человеку за его труды: «От ленивых рук - разорение, а от прилежных - богатство» (Притч. 10: 4); «Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий » (Еккл. 5: 19).

    Но тот же Екклесиаст, написавший эти слова, скорбит о том, что не всегда богатство достается людям разумным (см.: Еккл. 9: 11). Богатый человек, у которого нет ни сына, ни брата, не радуется нажитому добру (см.: Еккл. 4: 8; 5: 13). Богатство даже может пойти человеку во вред (см.: Еккл. 5: 12). «Блажен муж, который боится Господа, - в доме его будет обилие и богатство», - пишет Давид (Пс. 112: 1-3). Но пьяница - не разбогатеет (см.: Притч. 21: 17); «кто полагается на свое богатство - падет» (Притч. 11: 28); человек, надеющийся на богатство свое , а не на Божию силу, потеряет и жилище, и корень на земле живых (см.: Пс. 52: 7).

    Поэтому благоразумен тот, кто ищет не богатство, но - доброе имя (см.: Притч. 22: 1), кто знает, когда остановиться в погоне за богатством (см.: Притч. 32: 4). И в то же время просит Бога, чтобы ему не страдать от нищеты: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне… нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” - и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 7-9).

    На границе Ветхого и Нового Заветов богатство не считалось исключительным благом, но в то же время идея блаженства нищих - была для иудеев далека.

    «Горе богатым» в Новом Завете

    В Новом Завете слово «богатство» как будто меняет свой оттенок. Вместо теологии «процветания» на первый план выставляются негативные последствия от влияния богатства на личность: богатство может обольстить (см.: Мф. 13: 22; Мк. 4: 14); оно является тернием и не дает возможность слову Божию укорениться в сердце человека (см.: Лк. 8: 14).

    Новый Завет, как и Ветхий, также проповедует о том, что у Бога - богатство «благодати» (χάριτος - см.: Еф. 1: 7), «благости» (χρηστότητος - см.: Рим. 2: 4), «славы» (τῆς δόξης - см.: Рим. 9: 23; Еф. 3: 16); «бездна богатства, премудрости и ведения» (Рим. 11: 33).

    Однако в Новом Завете меняется представление о том, что именно является посылаемым Богом богатством. У Бога есть не просто богатство и слава, но богатство той тайны, что «Христос живет в нас» (см.: Кол. 1: 27).

    Апостол Павел подвизается за верных Лаодикии, чтобы их сердца были соединены в для «богатства совершенного понимания, в познание тайны Божией, которая есть Христос» (Кол. 2: 2). У христиан «богатство славного наследия Его [Бога] для святых» (Еф. 1: 18). Потому апостол языков заповедует Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим. 6: 17). Только Агнец-Христос, по Откровению Иоанна, достоин «принять силу и богатство, премудрость и крепость, честь и славу, благословение» (Откр. 5: 12). Посему подлинным богатством для людей, живущих на земле, являются только те сокровища, которые собираются для Царства Христова.

    Итак, надо всё продать и стать нищим?

    Значит ли это то, что мы все без исключения должны, как богатый юноша, продать свое имущество и начать жить в христианских коммунах? Жизнь Древней Церкви, следуя книге Деяний, показала, что такие эксперименты далеко не всегда удачны (см.: Деян. 2: 44; 4: 32; 6: 1). Давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны.

    В Священном Писании много говорится о материальном богатстве и ясно дается понять, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имущества» (Лк 12: 15). Очевидно, что всем богатством владеет Бог, Он является создателем и владельцем всего, что существует (см.: Пс. 50: 10-12).

    В Ветхом Завете богатство было знаком Божией благосклонности к человеку (см.: Пс. 112: 3), благословением (см.: Быт. 24: 35). Бог давал силу приобретать богатство (см.: Втор. 8: 18). Как благочестие, так и богатство были присущи праведному Иову (см.: Иов 1: 1-3). Соломон был очень богат, Бог даровал ему «богатство, имущество и славу», потому что Соломон просил мудрости и проницательности в управлении Божиим народом, а не личных материальных благ (см.: 3 Цар. 3: 10-13; 2 Пар. 1: 11-12).

    Конечно, далеко не все богачи были хорошими людьми. Навал был «очень богат», но он был грубым и жестоким, скупым и злым (см.: 1 Цар. 25: 1-38). Зажиточный Тирский царь был объектом Божиего суда (см.: Иез. 28), и многие другие правители мира попали под то же осуждение. В книге пророка Исаии пророчество о Мессии даже связывает богатых с нечестивыми: «Со злодеями он похоронен, рядом с богатым могила его, - хотя не совершал он преступлений, и в устах его не было лжи» (Ис. 53: 9).

    И в Новом Завете безумными являются , построивший житницы на многие годы (см.: Лк. 12: 16-21); богач, любивший блистательно пировать и не замечавший нищего Лазаря (см.: Лк. 16: 19-31). Богатые осуждаются за жадность и угнетение своих работников (см.: Иак. 5: 1-6). В Евангелии от Луки горе возносится тем, кто уже получил на земле утешение, подавленным житейскими наслаждениями и заботами, у которых нет времени прийти на брачный пир Отца и Сына (см.: Лк. 6: 24; 8: 14 и др.).

    Но не все богатые были плохими. Иисус был похоронен в гробнице богатого Иосифа из Аримафеи (см.: Мф. 27: 57). Никодим, один «из начальников Иудейских» (3: 1), щедро раскошелился на состав из смирны и алое для погребения Иисуса (см.: Ин. 19: 39). Целый ряд женщин постоянно служили Господу своим имением (см.: Лк. 8: 1-3). Не говоря уже о том, что в притчах Иисуса Бог дает людям таланты и мины для умножения (см.: Мф. 25: 14-30; Лк. 19: 11-26), поставляет над всем имением тех благоразумных домоправителей, которые своевременно раздают слугам хлеб (см.: Мф. 24: 45-47; Лк. 12: 44). Большие и малые денежные жертвы позволяют содержать храм и всё нужное для богослужений (см.: Лк. 21: 1-4).

    Если бы Бог не установил границы собственности для людей, бессмысленной была бы десятая заповедь Моисея, запрещающая посягать на чужое имущество.

    Следовательно, говоря современным юридическим языком, проблема не во владении собственностью, а в умелом ею распоряжении. Грешно быть не богатым, но надеющимся на богатство (см.: Мк. 10: 24), не воздающим славу Богу, предпочитающим служение маммоне (см.: Мф. 6: 24). Горе не просто богатому, но пресыщенному ныне, ленивому и лукавому , пьянице , ведущему распутный образ жизни , злому и скупому, жестокому, тому, кто не платит работникам своевременно зарплату и душит должников за несвоевременное возвращение кредитов (ср.: Мф. 18: 30). Горе тому, кто грубо обижает нищих и за счет них умножает свое богатство (Притч. 18: 23; 22: 16).

    Итак, корень всех зол - не деньги, а сребролюбие, предавшись которому, некоторые уклоняются от веры (см.: 1 Тим. 6: 10), поскольку (см.: Кол. 3: 5).

    Может ли богатство быть добродетелью?

    Екклесиаст вздыхал: когда «умножается имущество, умножаются и потребляющие его» (Еккл. 5: 10). Экономисты ХХI века любят шутить: «увеличение доходов ведет к увеличению потребностей».

    Действительно, чем больше у человека появляется денег, тем больше желаний эти на что-то потратить: квартира, мебель, хороший отдых… Список длинный. Воображение быстро рисует как минимум тысячу различных удовольствий. Это относится не только к людям состоятельным, но заметно и у бедных, доходность которых на какое-то мгновение превысила соразмерную им планку. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке.

    В поучениях отцов-пустынников древности можно найти целый ряд историй о том, что у монахов не было проблем с духовным ростом, пока они не находили какие-то сокровища. Движимые изначально благими целями, миссионерскими например, не всякие из них могли умело деньгами распорядиться. Некоторые начинали тратить на себя, на роскошь, изысканное питание и отдых, а затем духовно погибали.

    То же можно сказать и о церковнослужителях, которые в погоне за меценатами в дорогих одеждах с золотыми перстнями совершали грех лицеприятия, забывая о том, что именно богатые нередко позорят христианское имя, притесняя бедных и ведя с ними судебные тяжбы (см.: Иак. 2: 2-7).

    В Евангельском благовестии, как и в Ветхом Завете, постоянно подчеркивается, что праведник не должен гнаться за богатством. «Лучше бедняк, что живет непорочно, чем богач, чьи пути превратны», - писал автор Притч (Притч. 28: 6). Не заботьтесь, «что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф. 6: 31), ибо «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 15: 15); «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26; ср.: Пс. 48: 7-14), - постоянно говорил Христос.

    Но если Бог богатство уже дал, как дар или талант, значит, им надо распорядиться благоразумно, не закапывая его в землю.

    Это касается семьи. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8).

    Это касается взаимопомощи. Для апостола Павла христиане тем отличаются от других людей, что посреди множества суровых испытаний они переполнены радостью и «при крайней - без меры богаты щедростью» (2 Кор. 8: 2). «При сем скажу, - писал апостол, - кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 6-7).

    Это касается и храмового богослужения. Более того, и здесь для каждого своя мера. От вдовицы Христос ожидает две лепты, в то время как от богатых - сообразно степени их достатка (см.: Лк. 21: 4).

    Щедрость для богатых и бедных - особая добродетель, убивающая пристрастие к богатству. Богатые способны дать работу трудящимся, через богатых - Бог дает бедным хлеб. Щедрость принесла спасение всей семье Закхея (см.: Лк. 19: 9); малоимущие благодарят Бога за то, что Он посылает им помощь богатых (см.: 2 Кор. 9: 8-11). « бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19: 17). Щедрость освящает имеющего деньги, а жадность оскверняет и бедного.

    По Клименту Александрийскому, можно выделить три степени щедрости: первая - давать только определенным категориям просителей (один из «малых сих», пророк или праведник - см.: Мф. 18: 10; 10: 41-42); вторая - давать всякому без различия («всякому просящему у тебя давай» - Лк. 6: 30); третья - самому выискивать нуждающихся и организовывать дела («приобретайте себе друзей богатством неправедным» - Лк. 16: 9).

    «Посему, кто владеет собственностью, - замечает Климент Александрийский, - и золотом, и серебром, и домами, - как даром Божиим, и своими богатствами подателю всех благ Богу служит ко спасению душ, и кто знает, что этим он владеет более из-за собратий, нежели ради себя, кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом ее… и постоянно занят какими-нибудь добрыми и Божественными делами. А если должен бывает этих вещей лишиться, то со спокойным духом и равнодушно расстается с ними, подобно тому как хладнокровен он был и к обладанию ими, того прославляет Господь как блаженного и называет нищим в духе (Мф. 5: 3), достойным наследником Царства Небесного».

    Итак, богатство само по себе не грех и не добродетель. - это не норма дохода на душу населения, а - превышение, преизбыток благ по отношению к одному отдельно взятому лицу и привычному именно для него уровню жизни. Бог, повышая уровень благополучия, фактически ввергает человека в испытание. Благоразумный, правильно распорядившийся своим избытком - получит награду, а нерадивый - потеряет и то, что думает иметь.

    Каждый человек, живущий в мире склонен по своему понимать значение слова "богатство ". Для одних, богатство - это материальные ценности в виде большого количества денег в банке, дорогой недвижимости, ценных бумаг, пассивного дохода.
    Для вторых, богатством являются духовные ценности, такие как любовь, верность, дружба, преданность и другие положительные качества духовно развитой личности.
    Для третьих, богатство - это неограниченная власть, господство над другими со всеми вытекающими отсюда возможностями личного обогащения.
    И по своему, каждый человек прав в выборе своей точки зрения на богатство.

    Что же такое богатство?

    Вот как трактует значение слова "богатство" Православная энциклопедия:

    БОГАТСТВО - совокупность ценностей, служащих удовлетворению материальных и духовных потребностей человека и являющихся личным или общественным достоянием.

    Источник богатства

    Рассмотрим основные аспекты по вопросу богатства с позиции Слова Божьего

    1 Источником всякого богатства и распределителем оного по праву является Бог, который сотворил все, и все Им держится, и все Ему принадлежит.

    "Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф." ( Агг.2:8)

    2 Богатство - это дар Божий

    "И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий." Еккл.5:18

    3 Бог дает человеку силу приобретать богатство

    "но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство." (Втор.8:18)

    4 Что способствует человеку в приобретении богатства?

    Из Священного Писания следует: для приобретения богатства человеку необходимы следующие качества: трудолюбие (Прит.11:16) , смирение пред Богом (Прит.22:4) , мудрость и разум (Прит.14:24), (Иез.28:4) , праведность (Пс.111:3) . Это далеко не полный список.
    В совокупности эти качества определяют характер Божьего человека, поступающего всегда мудро, действующего под водительством Божьим, трудолюбивым и упорным в достижении любой цели, неспособным обращать приобретенное богатство во ближним своим, способным легко расставаться с ценностями и делиться приобретенным с нуждающимися.

    Теперь поговорим о таком важном вопросе, возникающем у многих людей: Богатство - это благословение или проклятие?

    В отношении данного вопроса мнения людей различны. Одни люди, независимо от того, верующие они или неверующие, считают богатство проклятием. Другие - благословением. Чья же точка зрения верна? Нужен авторитетный и независимый арбитр. Им является Бог и Его Слово, записанное в Библии.

    При тщательном исследовании Библии мы нигде не найдем того, что богатство является проклятием. Бог не дал человеку пользоваться богатством для того, чтобы навесить на него ярлык проклятия. Бог есть благой Бог. Он любит людей и все дал им потребное для благословенной и полноценной жизни. Во все времена богатство являлось благословением от Бога. Господь благословлял великим богатством Авраама, Иакова, царя Давида, его сына Соломона, многих царей. пророков и множество людей на земле, как верующих в Бога, так и не неверующих. Он распорядитель, в Его воле поступать так, как Ему угодно, и никто не может изменить Его решение. Он делает князей бедными, а рабов поднимает. Он низвергает царей и высоко поднимает простых.

    Потому мнение людей, что богатство - это проклятие, не имеет под собой никакого основания. Это точка зрения появилась вследствие наблюдения за судьбами многих ранее богатых людей, для которых богатство явилось камнем преткновения, разбившись о который эти люди уже не смогли встать.

    Бог зная, нашу несовершенную природу, заранее позаботился о нас, дав четкую и подробную инструкцию в Библии по обращению с опасным огнем, заключенным в богатстве - чрезмерной привязанностью и любовью к нему.
    В чем это выражается? В следующем: накопительство, сребролюбие, зависть, забота о богатстве, ненасытимость богатством, надежда на богатство, упование на него, прилагание к сердцу, когда оно умножается, приобретение его неправдой, возношение в гордости, обольщение богатством, заботы века сего, высокоумие о и прочее.

    Бог даровал человеку богатство для наслаждения жизнью. но при этом повелел все упование возложить на Него, а не на богатство тленное.

    "Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения;" (1Тим.6:17)

    Таким образом, мы видим из Писания, что проклятием для человека является не богатство само по себе, а чрезмерная привязанность к нему. Посудите сами: скальпель в руках хирурга является орудием спасения человеческой жизни, т.е. благословением для него; в руках рецидивиста этот же скальпель превращается в орудие убийства, т.е. приносит проклятие человеку. Все зависит, в чьих руках этот скальпель. Также и с богатством: одним оно приносит благословение, другим же проклятие. Кто же тут виноват? Бог? Конечно, нет. Сам человек является актером своей жизни. Он сам выбирает себе роль: быть облаченным в благословение, или одеться в одежды проклятия. Это его личный выбор. Винить здесь некого. Бог дал ему инструкцию, а как человек применит ее - это зависит от него лично.

    Чтобы правильно использовать какую-либо вещь, нужно всегда тщательно соблюдать инструкцию по эксплуатации, будь то автомобиль, или соковыжималка. Также и в обращении с богатством требуется исполнять Божье Слово.

    Люди, обладающие богатством, всегда ходят по лезвию ножа. Недаром Господь Иисус сказал ученикам:

    "И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
    Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!" (Мар.10:23,24)

    Видите, два ключевых слова: имеющим и надеющимся. Вот почему многие верующие, осознавая обольщения богатства, уходили в монастыри, скитались по пустыням, тем самым создавая себе условия для беспрепятственного поиска "царства Божьего прежде всего ", и во всем уповая на Бога.

    Бог дал каждому человеку меру веры и возможность поступать по удостоверению ума. Для кого-то полезно, действительно, уйти в монастырь, а другой способен живя в обществе, и не отказываясь от возможностей быть богатым, употребить с большим успехом то, что дал ему Бог, на дело распространения благой вести о спасении. Вот почему нас окружает целый букет различных церквей, состоящих из Православных христиан, христиан веры Евангельской и т.д. Просто каждая церковь исполняет свою миссию так, как предопределил ей Господь. Каждый поступай по удостоверению ума своего.

    На этом я заканчиваю, потому что невозможно в одной теме выразить всю полноту понятия "богатство". Но я постарался кратно изложить основные его характеристики и влияние его на жизнь людей. В дальнейшем надеюсь продолжить тему "вся правда о деньгах", если Господь допустит. С миром Божьим. До встречи.

    Да, еще хочу предложить в подарок бесплатную, чудесную книгу "Секреты царя Соломона " Стивена Скотта, которая будет весьма полезна тем людям, которые желают построить свой бизнес в интернете честными методами. Книга научит как построить свои взаимоотношения с людьми, чтобы вы действительно стали преуспевающим человеком во всяком деле. Она построена на принципах мудрости царя Соломона, самого богатого человека за все время существования общества.