Какой бывает огранка бриллиантов и как она выполняется. Чем обрабатывают алмазы

То, что если потереть один необработанный алмаз о другой, их грани шлифуются и блеск обоих возрастает, заметили еще в древней Индии. В Европе гранить алмазы начали значительно позже, в XIV—XV вв. . В середине XV века ювелир бургундского герцога Людвиг ван Беркем впервые огранил алмаз, который впоследствии получил название «Санси».

В XVII веке алмазы научились распиливать. Первые пилы представляли собой железную проволоку, поверхность которой была шаржирована (насыщена) алмазным порошком. Распиливание крупных алмазов длилось подолгу: например, алмаз «Регент», весивший 410 карат, пилили около двух лет, расходуя огромное количество алмазного порошка.

Нынче алмазы режут на специальных станках с помощью быстро вращающихся бронзовых дисков толщиной 0,05−0,07 мм. На диски подают суспензию алмазного порошка. Современные установки предусматривают применение для интенсификации резки алмазов ультразвуковой, электроэрозионной, лазерной и других видов обработки.

Самым сложным и ответственным процессом при изготовлении из алмазов бриллиантов является огранка. Ее производят с помощью быстро вращающегося диска из медного сплава, в который впрессованы мелкие алмазы, или чугунного диска, в поверхность которого втирают алмазный порошок, разведенный в репейном или оливковом масле.

При этом форму камня и расположение граней в нем делают с таким расчетом, чтобы падающий свет не проходил сквозь камень, а, претерпев полное отражение от внутренних поверхностей граней, возвращался бы обратно, обеспечивая «игру» света.

Огранка бриллиантов — необычайно сложный и трудоемкий процесс. Крупные камни гранят месяцами, а уникальные — по нескольку лет. Масса алмаза от этой операции сокращается вдвое или втрое, пропорционально растет и его стоимость.

Поэтому перед тем, как приступить к огранке крупных алмазов, тщательно обсчитывают форму будущего бриллианта, которая обеспечит наилучшую «игру» и позволит максимально сохранить массу исходного камня. Сейчас для этой цели используют компьютеры, которые максимально облегчают задачу.

Казалось бы, алмаз — безупречный камень. Но и у него есть недостатки.

  • Он химически активен по отношению к железу и никелю. При повышенной температуре он образует с ними растворы внедрения и разрушается. То есть резать алмазом сталь на высокой скорости невозможно.
  • Алмаз бессилен даже против мягкого железа. Нагреваясь в процессе резания, железо начинает в больших количествах растворять в себе углерод. Тем самым оно «съедает» самый твердый в мире материал.

Впрочем, любой недостаток можно превратить в достоинство. Эту простую химическую реакцию можно использовать для обработки алмазов. Такое свойство неприступного алмаза позволяет легко разрезать его раскаленной стальной проволокой.

Если к алмазу приложить железный резец, нагретый до 1000 °C, он начнет растворять в себе углерод, погружаясь вглубь алмаза со скоростью до 0,3 мм в час. Меняя форму головки резца, из алмазов можно изготавливать сложнейшие детали — например, втулки, шестеренки и прочие сложной формы изделия, которые невозможно изготовить по-другому.

В принципе, на алмазе можно было бы написать и эту статью, был бы алмаз подходящих размеров и раскаленный гвоздик! Для тех, кто сомневается, предлагаем посмотреть коллекцию крупнейших алмазов, выставленную в израильской


Содержание:

Большинство драгоценных и полудрагоценных камней требует дополнительной обработки для полного проявления их красоты, блеска и цвета. Обработка любого минерала включает несколько этапов и зависит от вида самоцвета, его состояния, эскиза будущего изделия и мастерства ювелира . Основные подготовительные операции перед установкой вставки в украшение - распиловка и огранка камней, а также шлифовка и полировка.

Основные способы обработки самоцветов

интернет-магазин
Ювелирных Украшений

Это наиболее древний и известный способ огранки драгоценных и полудрагоценных камней. В результате получается ювелирная вставка сферической формы. Обработка камня кабошоном позволяет скрыть его природные дефекты.

В этом случае обработка драгоценных камней заключается в нанесении на поверхность граней в форме геометрических фигур.

Гранильщик придает минералу форму двух усеченных пирамид, соединенных основаниями. Камень имеет круглый контур и 57 или 58 граней. Данная обработка является наиболее популярной и дорогостоящей по причине больших потерь в весе и объеме исходного сырья. Если необходимо сохранить вес самоцвета, применяется огранка «Кушон» с округлыми углами.

Драгоценная вставка имеет плоское основание и рисунок на вершине, образованный треугольными гранями. Наиболее известные виды огранки: голландская, антверпенская, полуголландская, крестовая, двойная голландская, шар, бриолет.

Фантазийная . Количество граней равно 80, они располагаются в 4 ряда под разными углами. Эта огранка драгоценных камней имеет несколько разновидностей:

  • лесенка - самоцвет принимает форму усеченной пирамиды с трапециевидными боковыми гранями;
  • овальная - овальная форма и грани в виде клиньев;
  • звездчатая - треугольные грани в центре камня образуют звезду;
  • маркиз - форма «лодочки» и клиньевые грани;
  • груша - боковые грани выполнены в виде клиньев, камень имеет форму капли;
  • принцесса - минерал квадратной или прямоугольной формы, с клиньевой огранкой и острыми углами;
  • изумруд - минерал прямоугольной формы обрабатывается ступенчатой огранкой, углы усекаются, основание имеет форму октагона (8-угольника);
  • радиант - основание выполнено в виде октагона, грани – в виде клиньев;
  • ашер - вариация изумрудной огранки, камень квадратной формы имеет большее число ступеней;
  • сердце - контур основания выполнен в виде сердца с клиньевыми гранями.

Смешанная . Соединение в камне плоских и вогнуто-выгнутых граней.

Триллиантовая или треугольная . Ограненный камень имеет форму треугольника, грани выполнены в виде клиньев.

Минерал прямоугольной формы гранится ступенчатой огранкой. Изготавливают трапециевидный и квадратный багет, очень редко - октагон.



Выбор способа

интернет-магазин
Ювелирных Украшений

Огранка в форме кабошона применяется в большинстве случаев для непрозрачных или полупрозрачных минералов с ярко выраженной окраской поверхности. Данная обработка позволяет скрыть многочисленные дефекты самоцветов или посторонние включения, которые невозможно удалить.

Круглая бриллиантовая огранка применяется для ювелирных камней с сильной световой дисперсией: алмазов, изумрудов, рубинов и сапфиров. Для крупных драгоценных камней зачастую используют огранку в виде груши или овала. Бриллиантовая огранка «радиант» применяется для больших алмазов фантазийных цветов. «Триллиантовые» вставки делают, как дополнение к основному крупному камню, поэтому данным способом обрабатывают мелкие и средние самоцветы.

Особенности камней с разной огранкой

интернет-магазин
Ювелирных Украшений

Камни, ограненные кабошоном, обладают способностью сосредотачивать в себе свет. Они часто используются для украшения предметов религиозного и мистического назначения.

Бриллиантовая огранка под силу только опытному ювелиру, поскольку все грани и ребра должны быть выполнены с точным соблюдением всех пропорций. В этом случае рассеивание световых лучей и сверкание будут максимальными.

Прозрачные драгоценные вставки с удлиненной формой часто приобретают «галстук-бабочку». Это оптический эффект потемнения в центре минерала перпендикулярно его удлиненной части. Подобное явление снижает стоимость ювелирных изделий. Кольцо с камнем, ограненным «грушей», «маркизом» или в форме овала, зрительно удлиняет пальцы, а серьги с такими вставками делают круглое лицо овальным.

Самоцвет после огранки «Принцесса» должен быть тщательно закреплен по углам, чтобы не допустить их сколов. Изумрудная обработка делает минерал «открытым», поэтому на нем даже невооруженным взглядом заметны дефекты цветности, трещины и сколы. Камни, имеющие форму багета, тоже требуют тщательного осмотра на предмет обнаружения повреждений и естественных недостатков.

Ступенчатую огранку используют для прозрачных и полупрозрачных ювелирных камней с неравномерной окраской. Гранильщик может подчеркнуть основной цвет или превратить самоцвет в «хамелеон», меняющий свою расцветку в зависимости от угла зрения и освещения.

Следующий этап - распиловка или раскалывание кристалла. Сейчас эта процедура выполняется с помощью лазера или специальной пилы с алмазным напылением. Если необходимо получить из заготовки два алмаза, проводят распиловку. Для большего количества камней основной минерал раскалывают по линиям кристаллической решетки. Если планируется получить бриллиант формы «октагон», у заготовки спиливают верхнюю часть. Возможен вариант раскола алмаза пополам.

На шлифовальном круге алмазу придают круглую, овальную или фантазийную («лодочка», октагон, квадрат) форму. На нем проявляется рундист - тонкий «поясок», отделяющий верхнюю часть камня от нижней. В зоне рундиста алмаз имеет наибольший диаметр. Затем в определенной последовательности наносят грани - фасеты, доводя их количество до классических 58. Если используются другие виды огранки, граней может быть больше.

Заключительный этап - полировка. Ее проводят в несколько стадий с помощью алмазного порошка. После этого уже готовый бриллиант вставляют в украшение и фиксируют.

В древности ювелиры не умели делать огранку, они только шлифовали кристаллы. Постепенно умельцы пришли к тому, что шлифовкой можно камню округлую форму. По сути, это и было началом становления искусства огранки. Когда целому камню или его верхней части придают округлую форму, получается кабошон. В настоящее время этот способ огранки применяется для обработки непрозрачных, полупрозрачных и звездчатых камней. Звездчатыми называются камни, которые при огранке кабошоном проявляют оптический в виде звезды света, с различным количеством лучей. В основном, это рубины и сапфиры, но эффект может проявляться и в кварце, лунном камне, цитрине и некоторых других минералах.

В настоящее время для обработки большинства камней используют специальные пилы с покрытием из алмазной крошки. Благодаря своей твердости, алмазная пыль легко обрабатывает любой материал. Существует специальное оборудование с возможностью программирования, но работа на нем требует знаний и опыта, так как огранщик сам должен определить способ огранки, количество и расположение граней, наиболее для каждого конкретного камня.

После окончания огранки камень может потерять до половины своего изначального веса, но стоимость его при этом вырастает в несколько раз.

Алмазы часто обладают внутренними дефектами, поэтому их внимательно осматривают перед началом обработки и затем разделяют на части так, чтобы максимальное количество качественных осколков. Для разделения используется алмазная пила или лазерный луч.

Следующий этап обработки алмазов - трение. Камень «обтирается» алмазным наждаком и ему придается предварительная форма. Затем огранщик выбирает подходящую форму огранки. Для получения бриллиантов обычно используется одноименная - бриллиантовая - огранка. При ней верхняя площадка в виде правильного многоугольника окружена гранями, расположенными на разных уровнях. Также применяются ступенчатая огранка (грани разных ярусов располагаются друг под другом) и огранка розой (на плоском основании располагаются треугольные грани, сходящиеся на вершине, применяется для мелких кристаллов).

Уже в двадцатом веке был разработан способ огранки «Принцесса», позволяющий достичь полного внутреннего отражения лучей света и заставляющий феерично играть даже небольшие алмазы.

Сама огранка производится путем шлифовки с изменением угла наклона для получения желаемых граней.
Наиболее распространенные способы огранки представлены на следующем рисунке.

Для получения более насыщенного цвета в самоцветах применяют температурную обработку или радиационное облучение. Последний метод используется только в профессиональных лабораториях, так как требует очень точных расчетов для того, чтобы радиация не задержалась в камне.

При наличии незначительных дефектов на поверхности ограненного камня их маскируют специальными составами на основе воска и , трещинки иногда заполняют свинцовым стеклом.

После всех этих трудоемких операций появляется на свет настоящий драгоценный камень - совместное произведение искусства природы и человека.

Да, да, дорогой читатель. Не пароходами едиными известна «Звездочка». С начала 2000-х годов на предприятии запущено производство по огранке алмазов в бриллианты. Как многие, вероятно, знают, алмаз, при всех его прочих достоинствах технического характера, лишь тогда становится «the girl’s best friend», когда превращается в бриллиант. О том, какой путь ему при этом предстоит пройти наш сегодняшний фоторепортаж.

Начинается все… Угадали с вешалки. Сторонним посетителям, преодолевшим пост производства обработки твердых материалов (так официально именуется огранка), предлагают облачиться в халат и прикрепляют минимум двух сопровождающих: работника цеха, выполняющего роль экскурсовода и работника отдела экономической безопасности. Доверяй, как говорится, но проверяй.

Теперь мы готовы к знакомству с цехом. Первый пункт на маршруте следования – кладовая сырья.

Именно сюда поступает сырье — неограненные алмазы. Здесь их оприходуют: пересчитают, взвесят, проверят соответствие отгрузочным документам, занесут каждый камень в электронную базу учета и выпишут на каждый камень своеобразную маршрутную карту. В этой маршрутной карте, свернутой в конверт, алмаз и будет путешествовать по участкам.

Делается это при помощи системы компьютерной разметки. Установка сканирует алмаз и формирует его трехмерную цифровую модель. Используя эту модель технолог примет решение, сколько бриллиантов выйдет из конкретного камня и какую форму они будут иметь. Во главу угла поставлен принцип сочетания стоимости будущего бриллианта и минимизации отходов. Программа не только позволяет визуально представить скрытые в алмазе бриллианты, но и даст их примерную стоимость. Классическая форма огранки КР-57 обычно имеет максимальную стоимость. К сожалению, не каждый природный камень позволяет добиться именно этой формы при максимальном использовании сырья.
Стоимость этой алмазной россыпи 3560 долларов.

Из этого камня выйдет один бриллиант, но побольше. Его стоимость составит чуть меньше трех тысяч долларов.

А из этого – два, но поменьше и, соответственно, на более скромный карман.

Перед тем, как покинуть участок, камни наклеиваются на специальные оправки для последующей обработки. Эта стоечка нагревается в печи, чтобы клей надежно прихватил алмазы.

С УЗТЦ камни попадают на участок распиловки и обдирки. В былые времена распиловка камня выполнялась механически при помощи бронзового диска с алмазным напылением.

Сегодня основной объем распиловки проводится лазером. Оператор установки имеет возможность визуально контролировать процесс.

Лазерная резка, во-первых, более скоростная. Процесс распиловки в зависимости от размеров камня может занимать от пяти минут до получаса. Во-вторых, толщина реза лазера составляет всего 2 микрона, что существенно экономит алмазное сырье.

Впрочем, некоторые камни, имеющие высокое внутреннее напряжение, резать лазером опасно. И тогда распиловка проводится по старинке – бронзовым диском.

После распиловки алмазы, каждый из которых упакован в отдельный лист-конвертик со штрих-кодом, перечнем всех операций, проведенных с камнем, именованием фамилий каждого из работников, чьи руки прикасались к камню, и иной информацией отправляется на ограночный участок. Именно здесь алмаз превратится в бриллиант.

Огранка алмаза проводится на вращающемся чугунном диске с алмазным напылением. Подвергаясь механическому воздействию шлифовального диска, углерод меняет структуру. На кристалле образуется тончайшая графитовая пленка, которая истирается, доводя алмаз до нужной формы.

Алмаз закрепляется в посадочное место специального ручного приспособления – цанги.

При помощи регулировочных винтов огранщик изменяет положение камня в цанге, таким образом, чтобы алмаз ложился на диск под нужным углом. Так бесформенный камень обретает площадку, грани и клинья.

Бывает и так, что камень выпадает из крепления цанги. Вращающийся диск может отправить его в «путешествие» по участку. Тогда раздается команда «потеря» и невезучий огранщик отправляется на поиски улетевшего алмаза. Несмотря на то, что каждое место огранщика оборудовано специальными улавливателями камней, случалось, что поиски занимали весьма продолжительное время.

Вообще, при сигнале «потеря» все производство превращается в «подводную лодку», с которой, как известно, никуда не денешься. Выход за пределы участка прекращается на время поисков утерянного камня. За всю историю работы окончательно утерянным считался лишь один алмаз. Но и он нашелся. Вылетев с диска огранщика камень «прилип» к стене, где его обнаружили лишь спустя несколько лет.

При оценке ограненные камни сравниваются с этими эталонами.

Цвет и дефектность камня – едва ли не решающие факторы его цены. Цена камней сходного веса и огранки, но различных по цвету может отличаться в разы.

С участка оценки бриллиант, через очередную кладовую, отправляется за тридевять земель – в Смоленский геммологический центр. В Смоленске бриллиант получит сертификат и превратится в товар. Его можно легально продавать, дарить, передавать по наследству или просто «чахнуть» над ним, как пушкинский Кощей над златом.

Стоимость этого сертифицированного бриллианта – около полутора миллионов рублей.

Все перемещения камней за пределами цеха осуществляются конвоями спецсвязи. Внутри цеха контроль за движением камней осуществляет отдел экономической безопасности службы безопасности предприятия. Учет камней организован таким образом, что даже спустя много лет можно полностью восстановить историю каждого из них. Где был добыт, как и кем был куплен для обработки, кто и когда прикасался к этому камню, какие манипуляции с ним совершали, где в конкретный момент времени этот камень находился во время пребывания на заводе.

Ювелирное производство технологически тесно связано с огранкой. Золото, серебро, кольца, серьги, перстни, кулоны… Да, да. Их тоже есть у нас.

Производство серийных ювелирных украшений начинается с восковки.

В специальных резиновых формах работник отливает восковые «прототипы» будущих колец или деталей сережек. Из этих восковых заготовок собирается отливочная форма. Здесь ее называют «ёлочка». На восковой стержень одна к одной, как ветки на елке, клеятся заготовки. Собранная восковая елочка отправляется на литейный участок. Здесь ее заливают формовочную смесью, в основном состоящей из гипса со специальными добавками, и ставят на несколько часов в печь. Литейная форма – опока – застывает, воск выплавляется из неё, оставляя пустое пространство нужной формы.

Формы для штучных украшений «под заказ» или новых образцов изготавливаются на специальном фрезерном станке. Здесь автомат вырезает их из воска по загруженным трехмерным моделям. У заказчика есть возможность «пощупать» изделие до того, как оно будет исполнено в металле.

На следующем этапе гипсовая форма будет залита золотым сплавом. Именно сплавом. В золото 999-й пробы вводят легирующие добавки, приводя его к «товарной» 585-й пробе.

В этой литейной печи все и происходит.

Корабельная сталь на завод приходит в листах, а ювелирное золото – в килограммовых слитках. На вид – чисто шоколадная плитка.

Слиток – практичная форма для хранения и перевозки золота, но работать со слитками неудобно. На этой машине поступающее в ювелирное производство золото раскатывается полосками в золотую фольгу.

С начала 2000-х годов на судостроительном предприятии «ЦС „Звёздочка“» запущено производство по огранке алмазов в бриллианты. О том, какой путь алмазу при этом предстоит пройти, наш сегодняшний фоторепортаж.

Да, да, дорогой читатель. Не пароходами едиными известна «Звездочка». С начала 2000-х годов на предприятии запущено производство по огранке алмазов в бриллианты. Как многие, вероятно, знают, алмаз, при всех его прочих достоинствах технического характера, лишь тогда становится «the girl’s best friend», когда превращается в бриллиант. О том, какой путь ему при этом предстоит пройти наш сегодняшний фоторепортаж.

Начинается все… Угадали с вешалки. Сторонним посетителям, преодолевшим пост производства обработки твердых материалов (так официально именуется огранка), предлагают облачиться в халат, сдать ручную кладь, зашить карманы и прикрепляют минимум двух сопровождающих: работника цеха, выполняющего роль экскурсовода и работника отдела экономической безопасности. Доверяй, как говорится, но проверяй.

(Всего 44 фото)

1. Теперь мы готовы к знакомству с цехом. Первый пункт на маршруте следования – кладовая сырья.

2. Именно сюда поступает сырье — неограненные алмазы. Здесь их оприходуют: пересчитают, взвесят, проверят соответствие отгрузочным документам, занесут каждый камень в электронную базу учета и выпишут на каждый камень своеобразную маршрутную карту. В этой маршрутной карте, свернутой в конверт, алмаз и будет путешествовать по участкам.

Делается это при помощи системы компьютерной разметки. Установка сканирует алмаз и формирует его трехмерную цифровую модель. Используя эту модель технолог примет решение, сколько бриллиантов выйдет из конкретного камня и какую форму они будут иметь. Во главу угла поставлен принцип сочетания стоимости будущего бриллианта и минимизации отходов. Программа не только позволяет визуально представить скрытые в алмазе бриллианты, но и даст их примерную стоимость. Классическая форма огранки КР-57 обычно имеет максимальную стоимость. К сожалению, не каждый природный камень позволяет добиться именно этой формы при максимальном использовании сырья.

4. Стоимость этой алмазной россыпи 3560 долларов.

5. Из этого камня выйдет один бриллиант, но побольше. Его стоимость составит чуть меньше трех тысяч долларов.

6. А из этого – два, но поменьше и, соответственно, на более скромный карман.

7. Перед тем, как покинуть участок, камни наклеиваются на специальные оправки для последующей обработки. Эта стоечка нагревается в печи, чтобы клей надежно прихватил алмазы.

8. С УЗТЦ камни попадают на участок распиловки и обдирки. В былые времена распиловка камня выполнялась механически при помощи бронзового диска с алмазным напылением. Сегодня основной объем распиловки проводится лазером. Оператор установки имеет возможность визуально контролировать процесс.

9. Лазерная резка, во-первых, более скоростная. Процесс распиловки в зависимости от размеров камня может занимать от пяти минут до получаса. Во-вторых, толщина реза лазера составляет всего 2 микрона, что существенно экономит алмазное сырье.

10. Впрочем, некоторые камни, имеющие высокое внутреннее напряжение, резать лазером опасно. И тогда распиловка проводится по старинке – бронзовым диском.

11. После распиловки алмазы, каждый из которых упакован в отдельный лист-конвертик со штрих-кодом, перечнем всех операций, проведенных с камнем, именованием фамилий каждого из работников, чьи руки прикасались к камню, и иной информацией отправляется на ограночный участок. Именно здесь алмаз превратится в бриллиант.

13. Огранка алмаза проводится на вращающемся чугунном диске с алмазным напылением. С точки зрения науки, в этом процессе больше химии, чем физики. Поверхность алмаза окисляется до графита и после этого образовавшаяся окисленная пленка истирается.

14. Алмаз закрепляется в посадочное место специального ручного приспособления – цанги.

15. При помощи регулировочных винтов огранщик изменяет положение камня в цанге, таким образом, чтобы алмаз ложился на диск под нужным углом. Так бесформенный камень обретает площадку, грани и клинья.

17. Бывает и так, что камень выпадает из крепления цанги. Вращающийся диск может отправить его в «путешествие» по участку. Тогда раздается команда «потеря» и невезучий огранщик отправляется на поиски улетевшего алмаза. Несмотря на то, что каждое место огранщика оборудовано специальными улавливателями камней, случалось, что поиски занимали весьма продолжительное время.

18. Вообще, при сигнале «потеря» все производство превращается в «подводную лодку», с которой, как известно, никуда не денешься. Выход за пределы участка прекращается на время поисков утерянного камня. За всю историю работы окончательно утерянным считался лишь один алмаз. Но и он нашелся. Вылетев с диска огранщика камень «прилип» к стене, где его обнаружили лишь спустя несколько лет.

20. При оценке ограненные камни сравниваются с этими эталонами.

Цвет и дефектность камня – едва ли не решающие факторы его цены. Цена камней сходного веса и огранки, но различных по цвету может отличаться в разы.

21. С участка оценки бриллиант, через очередную кладовую, отправляется за тридевять земель – в Смоленский геммологический центр. В Смоленске бриллиант получит сертификат и превратится в товар. Его можно легально продавать, дарить, передавать по наследству или просто «чахнуть» над ним, как пушкинский Кощей над златом.

22. Стоимость этого сертифицированного бриллианта – около полутора миллионов рублей.

23. Все перемещения камней за пределами цеха осуществляются конвоями спецсвязи. Внутри цеха контроль за движением камней осуществляет отдел экономической безопасности службы безопасности предприятия. Учет камней организован таким образом, что даже спустя много лет можно полностью восстановить историю каждого из них. Где был добыт, как и кем был куплен для обработки, кто и когда прикасался к этому камню, какие манипуляции с ним совершали, где в конкретный момент времени этот камень находился во время пребывания на заводе.

25. Ювелирное производство технологически тесно связано с огранкой. Золото, серебро, кольца, серьги, перстни, кулоны… Да, да. Их тоже есть у нас.

27. Производство серийных ювелирных украшений начинается с восковки.

28. В специальных резиновых формах работник отливает восковые «прототипы» будущих колец или деталей сережек. Из этих восковых заготовок собирается отливочная форма. Здесь ее называют «ёлочка». На восковой стержень одна к одной, как ветки на елке, клеятся заготовки. Собранная восковая елочка отправляется на литейный участок. Здесь ее заливают формовочную смесью, в основном состоящей из гипса со специальными добавками, и ставят на несколько часов в печь. Литейная форма – опока – застывает, воск выплавляется из неё, оставляя пустое пространство нужной формы.

29. Формы для штучных украшений «под заказ» или новых образцов изготавливаются на специальном фрезерном станке. Здесь автомат вырезает их из воска по загруженным трехмерным моделям. У заказчика есть возможность «пощупать» изделие до того, как оно будет исполнено в металле.

30. На следующем этапе гипсовая форма будет залита золотым сплавом. Именно сплавом. В золото 999-й пробы вводят легирующие добавки, приводя его к «товарной» 585-й пробе.

31. В этой литейной печи все и происходит.

32. Корабельная сталь на завод приходит в листах, а ювелирное золото – в килограммовых слитках. На вид – чисто шоколадная плитка.

33. Слиток – практичная форма для хранения и перевозки золота, но работать со слитками неудобно. На этой машине поступающее в ювелирное производство золото раскатывается полосками в золотую фольгу.37.

40. Экспертиза выполняется здесь же при помощи хитрого прибора «X-MET 7500». Для специалистов — это рентгенофлуоресцентный портативный энергодисперсионный спектрометр. Принцип его действия мы выяснять не рискнули, но любопытный читатель легко нагуглит нужную информацию. В обывательской интерпретации — это анализатор химического состава металла.

41. Прибор определяет чистоту золота, состав примесей в металле. В этом случае в перелитых спилах содержится золото и лигатура – медь, никель, серебро, цинк и олово.

Прибор, несмотря на свою компактность, весьма дорогостоящий. Стоит даже дороже упомянутого выше бриллианта. У коренной части золотой «елочки», ее называют «пятак» или «пятка», судьба иная. В этой нижней части отливки собирается масса примесей и грязи. Очисткой этого золота займутся уже на аффинажном заводе.

42. С участка сборки ювелирные изделия попадают к полировщику.

44. Как и алмазы с бриллиантами каждое золотое украшение «путешествует» по технологической цепочке в отдельной упаковке, снабженное ярлыком со штрих-кодом, позволяющим проследить всю историю конкретного кольца, зажима для галстука или еще какой дорогой безделушки.

На этом мы завершаем повествование. Надеемся, вам было интересно. Благодарим заместителей начальника цеха Ольгу Боровкову и Алексея Кожина за радушие с которым нас принимали и увлекательный рассказ.