Кофе с алмазной пылью казнь. Алмазная пыль и яд в бокале

В разделе на вопрос Самой страшной казнью на древнем Востоке считалась чашка кофе с бриллиантовой пылью. Почему? заданный автором Капля Турецкой Крови лучший ответ это Провинившегося или неугодного придворного султан лично поил кофе в который предварительно насыпали мелкую бриллиантовую крошку. Считалось, что это даже делало кофе особенно вкусным. В течение дня почти невесомые бриллианты наносили тысячи мельчайших порезов на стенки кишечника и пищевода несчастной жертвы. Через неделю обреченный умирал от внутреннего кровотечения и перитонита.
Источник: казни

Ответ от Простецкий [гуру]
Если я неошибаюсь,
то что - то с машонкой...


Ответ от Невропатолог [гуру]
Брильянтовая пыль, как и табачная закупоривает мельчайшие сосуды, но только гораздо быстрее 🙁


Ответ от философичный [гуру]
Наверняка пыль под воздействием кофе собирается в цельный бриллиант и разрезает человеку внутренности.


Ответ от ПОЛИНА [активный]
она кровообращение нарушает - резет сосуды причем мелко и человек умирает от внутреннего кровотечения


Ответ от Мексиканский Негодяй Антонио [гуру]
После чего срали бриллиантами. Этакая курочка - ряба.:)) 0



Ответ от Алла_ЧКА [гуру]
Я думаю, что стенки желудка превращались в решето и человек умирал от внутреннего кровоизлияния


Ответ от Бумага Марака [гуру]
Потому, что тогда но-шпы не было))



Ответ от ЀОМАН [гуру]
Сильно скрепит на зубах:)


Ответ от Алексей [гуру]
Не бриллиантовую, а алмазную, она не растворяется. Почки засоряются и погибают. Без работы почек жизнь коротка и мучительна.
Кофе, быстро усваиваемый продукт и является хорошим тонизатором, т. е. кофе активно всасывается организмом.
Если эту пыль добавить в стакан воды, человек даже и не заметит, всё пройдёт через пищевод.


Ответ от Vitek [гуру]
Ужасные муки могут вызвать почки. Ведь все жидкости проходят через них. Скорей всего почки не могут фильтровать алмазную пыль.

    Допустим, что имеется алмазная пыль, состоящая из маленьких кубиков с ребром 1 (Л, или 10 А, или, что то же, 10 см. Объем такого кубика составляет 10 А, или 10 еле, и так как удельный вес алмаза равен 3,4, то каждый кубик весит 3,4-10" г и 1 г алмаза содержит 2,9-10 таких частиц. Поскольку каждая из них имеет удельную поверхность, равную 

Особенно высокими абразивными свойствами, помимо алмазной пыли, обладают оксиды алюминия, хрома и железа, имеющие высокую твердость и механическую прочность, которая препятствует дроблению частиц в процессе изнашивания. Кроме того, металлы имеют структуру, состоящую из зерен различной твердости. Микротвердость различных компонентов металлов, а также некоторых других материалов (в МПа) приведена ниже  


    Горнорудная промышленность 1) классификация горных пород при изучении залежей различных руд 2) сепарирование соединений редкоземельных элементов (цирконий, тантал, ниобий) 3) выделение алмазной пыли из шламов - 

Обычно алмазы бесцветны, но бывают синего, голубого, красного цвета. Алмаз - самое твердое из всех известных в природе веществ. Граненые прозрачные алмазы называют бриллиантами. Однако на изготовление ювелирных изделий идет незначительное количество алмазов (15%). Основная часть их используется в технике алмазная пыль -для шлифовки твердых материалов, тонкой заточки токарных резцов алмазные коронки - в бурильном деле. 

В проекте опытного цеха была предусмотрена защита дроссельной арматуры от эрозии с помощью наплава из победита. Однако вентили с наплавом из победита на шпильках и седлах не обеспечивали герметичности даже после пришлифовки их алмазной пылью. Поэтому было решено осуществить пробный пуск цеха с дроссельными вентилями, изготовленными из углеродистой стали. Эти вентили вышли из строя после двух часов работы. Затем были опробованы вентили специальной конструкции (ангарские вентили) с арматурой из нержавеющей стали, которые вышли из строя через 11 часов. 

Карборунд Карбид бора Алмазная пыль Стекло 

Ювелирные алмазы составляют только небольшую долю всей добычи (около 15%) главная же часть добычи в виде мелких и окрашенных алмазов идёт на технические нужды. В бурильном деле применяются алмазные коронки для проходки твёрдых пород. Алмазная пыль употребляется в значительных количествах для шлифовки твёрдых материалов и для доводки (тонкой заточки) токарных резцов, сделанных из твёрдых режущих сплавов. 

Методы порошковой металлургии пригодны для изготовления изделий и материалов, в состав которых входят металлы и материалы, не соединяющиеся друг с другом например, из порошка карбида вольфрама или карбида титана Т1С, смешанного с порошкообразным кобальтом, готовят сверхтвердые, металлокерамические сплавы. Карбиды придают этим материалам твердость, а кобальт - вязкость. Резцы, изготовленные из таких сплавов, позволяют увеличить скорость обработки металлов в 200 раз по сравнению с резцами из углеродистой стали. Из смеси порошкообразной меди и графита изготовляют щетки для электромоторов, обладающие значительной электропроводностью и прочностью из порошкообразных вольфрама и серебра готовят материал, заменяющий платину в электрических контактах из алмазной пыли и некоторых металлов готовят круги для обработки сверхтвердых материалов. Спеканием крупнозернистых порошков получают пористые материалы, используемые в автомобилях, тракторах и т. д. в качестве металлических фильтров. 

Резку производят алмазной пилой (стальным диском с впрессованной по окружности алмазной пылью) или карбид-кремниевыми кругами (резку стальными дисками с подачей зерна карбида кремния или песка с водой в настоящее время не применяют ввиду низкой ее производительности). 

Рассматриваемые карбиды хорошо проводят электрический ток. Например, карбид титана используют при изготовлении углей дуговых ламп. Нитриды рассматриваемых элементов общей формулы ЭН представляют собой твердые, тугоплавкие вещества. Благодаря своей твердости нитрид титана TiN применяют вместо алмазной пыли при шлифовании драгоценных камней. 

Таким образом, искусственные алмазы применяют почти исключительно для промышленных целей. Алмазные порошки и пасты, а также режущее и буровое оборудование с алмазной пылью оказались незаменимыми для обработки современных сталей и других материалов. Производительность такого оборудования повысилась на 30-50%, а в некоторых случаях и на 100%. Например, в ФРГ при ремонте водопроводной сети бетонную трубу толщиной 3,4 м распиливают алмазной пилой на несколько частей. На каждый 9,5-метровый участок трубы затрачивается только 10 мин. Алмазы применяют в производстве часов и прецизионных инструментов, ими режут и обрабатывают металлы и стекла, с их помощью изготавливают тончайшую проволоку. Существует особая разновидность черных алмазов, называемая карбонадо, которая тверже, чем все другие алмазы, встречающиеся в природе. С помощью карбонадо можно обрабатывать сами алмазы и, кроме того, изготавливать сверхтвердые буровые коронки. Карбонадо удалось получить также синтетическим путем-спеканием обычного алмазного порошка при давлении 30-80 тыс. бар и температуре >1000°С (США, 1971 г.). 

Из этих двух давно известных аллотропных видоизменений углерода наибольшую ценность представляет более редкпй в прпроде алмаз. Лишь крупные алмазы, которым можно придать правильную огранку, используются в ювелирном деле. Главное применение алмаза - в промышленности для бурения скважин, для резки стекла, как абразив для шлифовки различных твердых материалов, в том числе ювелирных алмазов. Для этого не обязательно требуются крупные алмазы - иногда достаточно алмазной пыли. 

Абразивы. Карборунд, алмазная пыль, кварцевый порошок, карбид кремния. 

При втором способе притирки в качестве притирочного средства применяются наждак, электрокорунд, карбид кремния, карбид бора, алмазная пыль и др. Смазочные жидкости в этом случае применяются те же, что и при предыдущем виде притирки. 

В анализе Петри пунктов (с) и (е) такие фразы, как бороздки глубиною более одной четверти миллиметра, образованные в кварце вследствие однократного проведения резцом " или поскольку ширина бороздки равна всего лишь одной пятой миллиметра... ясно, что резец должен был быть тверже кварца несколько дезориентируют, поскольку материал, о котором говорит Петри, был не кварцем, а менее твердым диоритом поскольку же для шлифования алмазов применяется алмазная пыль, то вполне допустимо, что для резания кварца может использоваться толченый кварц. 

Самые толстые покрытия получаются при применении начального напряжения постоянного тока 15-20 в, которое постепенно повышается до 60-90 в. Образующийся при этом сульфат алюминия безвреден при концентрации до 300 г1л. После анодирования детали промываются и прогреваются при температуре 80°. Максимальная толщина полученных покрытий равнялась 75-125 мк при твердости 500-600 по Виккерсу. Отделочное полирование, если требуется, производится алмазной пылью в течение 5 сек. 

Пленка чистого металла, осажденная пои испарении в вакууме на оптически плоскую поверхность, является лучшим примером зеркала высокого блеска. Подобный же вид поверхности может быть получен при очень осторожном механическом полировании алмазной пылью химически и физически однородного металлического образца. Но в этом случае высоко чувствительные оптические методы часто обнаруживают дефекты, которые или имеются в металле (поры и включения), или приобретаются при полировке (царапины). Хорошей полировки на химически гетерогенном материале можно добиться, если имеющиеся фазы не отличаются заметно по твердости и мельчайшая физическая неоднородность имеет тенденцию исчезнуть при переходе через поверхностный слой. 

В области термодинамической устойчивости алмаза его можно получать в виде алмазной пыли из углеродсодержапщх веществ во взрывной волне. Этот вариант сшггеза следует отнести к методу динамического погружения. 

Элементарный углерод в различных аллотропических модификациях является незаменимым материалом современной техники и промышленности. Обладая максимальной твердостью среди всех известных материалов, алмаг в виде отдельных кристалликов, а также алмазной пыли и паст применяется для обработки наиболее прочных материалов и сплавов, употребляется в наиболее ответственных местах приборов и машин, обеспечивая точность их работы и долговечность. Алмаз - незаменимый материал сверлильной, шлифовальной и бурильной техники. В настоящее время, благодаря открытию месторождений алмаза на севере Якутии и на Урале, а также в результате разработки советскими учеными промышленного способа получения искусственных алмазов, Советский Союз уже ни в коей мере не зависит от иностранного экспорта и сам является поставщиком алмазов на мировые рынки. 

Большинство современных приборов укомплектовано электродами из стеклоуглерода. Этот углеродный материал имеет высокую механическую прочность, химически устойчив, крайне малопорист и относительно хорошо проводит электрический ток, В отличие от пирографита стеклоуглерод имеет изотропные свойства и не требует определенной ориентации в растворе. Для получения обновленной поверхности торец электрода периодически полируют с помощью специальных порошков на основе оксида алюминия и алмазной пыли. Порой при этом достигается высокая воспроизводимость результатов измерений. К стеклоуглеродным электродам по характеристикам близки электроды из углеситалла. Электроды из стеклоуглерода и углеситалла лучше всего подходят для определения веществ, имеющих более положительные потенциалы окисления, чем потенциал окисления ртути. 

Маковский и Немечек наблюдали образование графита при бомбардировке частиц угля и алмазной пыли в электронном микроскопе пучком электронов большой интенсивности. 

Однако многие адсорбенты (силикагель и другие гели) аморфны. Можно указать случаи, когда зависимость дифференциальной теплоты адсорбции на поверхности заведомо аморфного тела и на поверхности адсорбента, который считается кристаллическим, очень близки или даже совпадают в пределах ошибок измерения. Последний случай имеет место, по мнению Д. Грахама, при адсорбции азота на аморфном углероде и на алмазной пыли, размер кристалликов которой меньше 2 мкм. Поскольку в конденсационном приближении теплота адсорбции совпадает с функцией распределения центров адсорбции по энергиям, которая тесно связана с атомной структурой поверхностного слоя адсорбента, естественно предположить, что атомная структура поверхностного слоя ультрадисперсных 

Углеродные материалы - сажа, кокс, графит, алмазная пыль находят широкое применение в качестве сорбентов, катализато ров. Сажа и графит давно используются в качестве наполнителёй 

Авторы работали на приборе РАК-174 со стеклоуглеродным электродом фирмы Токай Электрод. Нижнюю плоскость электрода полировали алмазной пылью (диаметр частиц составлял 20 мкм). Электронакопление вели в течение 5-10 мин при Ец = -0,9 В (нас. к. э.). ДИП регистрировали при АЕ = = 25 мВ, в -Ь 4 + = 0,5 с и и = 5 мВ/с. Развертку 

Исключительная твердость алмаза делает его очень ценным в техническом отношении. В виде мелких острых кристалликов, нстав-ленных в специальную оправу, алмаз применяют для резки стекла. Особенно широко используют алмазы при бурении твердых горных пород. Для этого алмазы вставляют в специальные стальные цилиндрики с винтовой нарезкой, называемые коронками (рис. 40). Последние являются главной частью бурового снаряда. Алмазы применяют в токарных инструментах для обработки особенно твердых и вязких веществ и материалов, например слоновой кости, бронзовых сплавов и др. Алмазную пыль применяют для шлифовки драгоценных камней, 

Притирка с целью удаления отдельных неровностей покрытия, которые могут препятствовать взаимному плотному прилеганию трущихся поверхностей. Притирка, например, поршневых колец, производится в цилиндре, заполненном смесью алмазной пыли с маслом. Продолжительность притирки зависит от глубины пористости покрытия, так как в процессе окончательной отделки покрытия слой хрома частично сошлифовывается. 

Попытки синтезировать алмазы в области термодинамической устойчивости графита не прекращаются и в настоящее время. Так, например, Эверсол (цит. по ) получил патент на процесс синтеза алмазов путем пропускания газа, содержащего метильную группу (например, метана, этана, пропана, Hg l или ацетона), над алмазным порошком при температуре около 1000° С, под давлением 0,2 мм рт. ст. Через несколько часов алмазы покрывались черной пленкой, представлявшей собой преимущественно графит эта пленка удалялась хромовой смесью или путем нагревания при 1000 С в водороде (10-50 атм) в течение нескольких часов. После такой обработки алмазная пыль обнаруживала привес на 1-4%. Этот процесс рекомендуется повторять, что приводит к дальнейшему увеличению веса алмазов. 

Применяя при обработке деталей из пластмасс прямой наконечник со сменкыми борфрезами, рабочий может выполнять самые различные операции. Легкие и очень удобные в работе наконечники позволяют слесарю качественно зачищать детали по контуру. Используя цилиндрические абразивные круги с алмазной пылью, лучших результатов достигают при обработке деталей из стеклопластика, волокиитов и др. 

Правило ступеней подсказывает, однако, и другой путь получения алмаза из атомного пара углерода. В этом случае первой возникнет метастабильная благодаря высокому потенциальному барьеру структура алмаза. Этот путь синтеза и осуществил бессознательно английский оружейник Хенней в 1889 г. Поместив в ружейный ствол керосин и нагрев герметически закрытый ствол до 1000° С, он вызвал разложение керосина с образованием сажи. В последней были найдены очень твердые частицы весьма мелких размеров, которым была приписана предположительно структура алмаза. Образцы Хеннея хранились в музее. В 1945 г. английский рентгенограф Кэт Лонсдейл подтвердила рентгенографически, что в образце действительно есть алмазная пыль. 

Изготовление инструмента . Электроформованием изготовляют шлифовальные и наждачные круги, диски, полотна для пил и т. д. Способ заключается в том, что твердые частицы (алмазная пыль, оки слы кремния, алюминия, карбиды кремния, вольфрама, молибдена) могут быть включены в основу, состоящую из более мягкого металла (никель, медь, серебро, кадмий и некоторые другие). При этом абразивные частицы имеют очень хорошее сцеп- 

Для стимулирования соосаждения определенных веществ с металлом и улучшения свойств КЭП прибегают к изменению природы поверхности частиц. Так, электропроводящие частицы металлов, графита и сульфидов покрывают пленкой смол. КЭП, содержащие такие частицы, обладают более гладкой поверхностью, чем покрытия, содержащие необработанные частицы. Таким образом удается избежать получения рыхлых покрытий. Для соосаждения частиц фторопласта с гальваническими осадками поверхность политетрафторэтилена предварительно обрабатывают в аммиачном растворе натрия и покрывают слоем сарана или эпоксидной смолы. Саран улучшает соосаждае-мость с никелевым покрытием также и других частиц, например стеклянной или алмазной пыли. Методы покрытия частиц различных веществ поверхностными пленками, так называемого капсулирования, приведены в работеКроме того, описаныспособы металлизации порошков стекла и полистирола медью и никелем, при этом отмечено значительное увеличение соосаждения порошков с медными покрытиями. 

Желтые кристаллы йодоформа (т. пл. П9, т. кип. 219 "С) обладают характерным навязчивым запахом. Жидкий при обычных условиях тртрабромэтан (СНВга-СНВга) характеризуется весьм высокой плотностью (2,97 г/сл) и применяется для отделения алмазной пыли от песка и т. п. 

Окончательная пригонка запорного зшнуса к седлу в дроссельных патронных вентилях достигается обоюдной притпркой, производимой ввиду весьма большой твердости снлавов у] азанных марок специальными твердыми порошками (карбидом бора или алмазной пылью). 

Жидкие поверхностноактйвные вещества из ряда простых и сложных эфиров полигликолей применяют в качестве среды для абразивных порошков, например алмазной пыли и пылевидной окиси алюминия . В данном случае они по своим свойствам, по-видимому, превосходят обычные вязкие жидкости. 

Хорошо известно, что твердый абразивный порошок, внедренный в мягкий материал или применяемый совместно с ним, может резать твердый камень. Говорят, что индейцы одного из племен Южной Америки сверлили горный хрусталь нри помощи побега дикого пизапга (род бапапа), кварцевого песка и воды. В одном из музеев Королевского ботанического сада в Кью хранится кварцевый цилиндр длиною 5-7 см со сквозным отверстием, просверленным, как утверждают, при помощи топких полосок кожуры стебля одного из видов альнинии (А1рт1а), которые быстро вращали между ладонями, подсыпая понемногу песок. Все эти примеры подтверждают, что абразивный порошок может резать равное ему по твердости вещество, и лучшим доказательством этого служит алмаз, который, как мы уже говорили, шлифуется нри помощи алмазной пыли. 

Смотреть страницы где упоминается термин Алмазная пыль :                      Основы общей химии Том 2 Издание 3 (1973) -- [


Они сидели за кухонным столом, посреди которого стоял зловещий темный пузырек. Рядом лежала бумага с высыпанным из него желтоватым порошком, похожим на толченое стекло. Зоя горячилась, спорила, доказывала свою правоту. Геннадий же сохранял полнейшую невозмутимость, лишь иногда свысока поглядывая на Зою, как на маленькую глупую девочку.

– Ну а зачем, зачем тогда теть Нине понадобилась бриллиантовая пыль? Это же яд! – продолжала девушка, тыча пальцем в бумажку с порошком. – Неизбежная смерть! Тот, кто его примет, умирает быстро и в страшных муках. Или, наоборот, медленно. Но умрет наверняка.

– Это сказки.

– Геныч, а ты съешь и узнаешь, какие это сказки. Да вот тебе доказательство: у нас в городе нескольких высокопоставленных чиновников с его помощью убрали. Даже в газетах об этом было!

– Это в каких таких газетах? В которых пишут про инопланетян, колдунов и вампиров? Неужели ты не понимаешь, что ядовитые свойства бриллиантовой пыли – такие же предрассудки?

– Понимаешь, не понимаешь… Он действует, и все! – не сдавала позиций Зоя.

Генка решил устроить своей беспросветно суеверной подруге небольшой ликбез:

– Ну да, да… Этот способ убийства известен с древнейших времен. Причем как самый дорогой и утонченный. История упоминает случаи подобных отравлений. На Востоке и в Азии так убирали своих противников всякие ханы, падишахи, султаны, визири и паши. Считали за удовольствие поднести друг другу чашечку кофе с бриллиантовой пылью. Помнится, даже одного из римских пап пытались убить порошком из драгоценных камней – Европа тоже была во власти этого заблуждения. И кто-то из хлебнувших такого коктейля действительно умирал. Однако никогда не было доподлинно подтверждено, что смерть наступала именно от бриллиантового порошка, а не от болезни или других причин! Современная наука вообще это все опровергает. Ты сама подумай: ну как же люди работают на ювелирных заводах? Там эти алмазы килограммами обрабатывают!

– Вот ведь кретин! Заладил: наука, наука… Ты к нам в Мирный съезди, вот там тебе будет наука – причем и теория, и практика.

Генка хмыкнул:

– Как говорится, уж лучше вы к нам!

Зоя закусила нижнюю губу, как будто прикидывала в уме – какие еще найти слова убеждения для этого Фомы неверующего. Наконец с видом человека, решившего пустить в ход последние аргументы, она весьма таинственно, понизив голос до полушепота, сообщила:

– Я тебе больше скажу: я своими глазами видела, как умирает человек от парочки тертых брюликов! Их надо только приготовить правильно!

Услышав последнюю фразу, Генка внимательно и недоверчиво посмотрел на Зою – неужели она это серьезно? И, увидев ее напряженную физиономию, не выдержал и расхохотался.

Зойка, набравшись терпения, продолжала гнуть свое:

– Не смейся! Чтобы получить такой порошок, бриллиант или необработанный алмаз помещают в сок ранункулуса и нагревают всю ночь. Причем на огне из оленьих кизяков. На рассвете надо произнести имя врага и капнуть на камень три капли своей крови. Затем опустить его в бычью мочу – непременно в бычью, а не в коровью! – и снова нагревать. Так надо повторять семь дней. Потом к алмазу добавляют цикуту, перемешивают, кажется, с можжевеловыми почками и нагревают еще три раза по семь раз. Потом толкут до состояния пыли. И если эту пыль, – Зойка снова указала на рассыпанный песок на столе, – добавить в питье или пищу твоего врага, то его вскоре не станет! – торжественно заключила она.

– Ты забыла, что надо добавить корень мандрагоры и произнести волшебное заклинание «Бибоди-бабоди-бум»! – состроив заговорщицкую мину, в тон ей продолжил Генка и хмыкнул.

Зоя обиделась и с сарказмом произнесла:

– Я что-то не пойму, что тебя так веселит? Смерть моей тетки или способ получения ядовитого порошка?

– Да я просто не могу больше это слушать! Зой, извини, конечно, но я смеюсь над всеми женщинами в твоем лице. Все вы почему-то любите подобные штучки – магию там всякую, колдовство. Как это: «приворот-отворот за один день со стопроцентной гарантией», да?

– Угу, ты можешь смеяться сколько угодно, – сердито парировала Зоя. – Но есть такие вещи, о которых лучше не задумываться, почему и как они работают, а просто принять как должное: работают, и все. Иначе сам себе покажешься идиотом.

Она немного помолчала, разглядывая порошок на бумажке, а потом доверительно добавила:

– Кстати, чтобы получить смертельную пыль, вовсе не обязательно проделывать все это с алмазом – нагревать, добавлять все эти гадости. Можно просто растолочь такой алмаз, на котором есть кровь. Если, к примеру, из-за него кого-то убили. Он считается нечистым и – убивает. Убивает, даже если просто владеть им.

– Зоя, вот сразу видно, что ты приехала из глухой, дремучей тайги. Или из тундры – что там у вас, в Мирном?

– Тайга, – машинально уточнила она.

– Если бы я тебя более-менее не знал, подумал бы, что ты дура необразованная. Темная, как твоя тайга. Ну ты же умная, взрослая девушка. Ну ерунда это все! Е-рун-да! Легенды, понимаешь? – с нажимом произнес Геннадий.

Зойку как будто обдали ушатом холодной воды. Она откинулась на спинку стула, сложила руки на груди крест-накрест и холодно уставилась на своего друга. Генка, поняв, что терпение ее на пределе, решил пустить в ход все свое красноречие:

– Послушай меня. Бриллианты всегда были овеяны ореолом тайны и мистики – из-за их баснословной цены и редкостных качеств. О них сочиняют всякие там истории испокон веку. Но это всего лишь обычные кристаллы углерода, которые образуются под большим давлением и при высокой температуре в глубине земли. Сами по себе они не опасны для здоровья. Что же касается ингредиентов, которые ты мне назвала, – давай разберемся. К примеру, твой ранункулус – это всего лишь лютик. По-латыни. Правда, когда это простенькое растеньице цветет, сок его становится настолько едким, «лютым», что капнешь им на руку – долго будет жечь кожу. Раньше из этих цветков даже нечто вроде горчичников делали. Можешь себе представить, что будет, если такая штука в желудок попадет? Сожжет все внутренности! Цикута – тоже латинское название. В просторечии это болиголов. Известно, что вытяжкой из его ядовитого корня казнили Сократа. Но в твоем рецепте эти растения кипятят трое суток, а за это время все ядовитые вещества в них должны разложиться. Странно, кстати, что ваши шаманы употребляют латынь, ты не находишь? Дальше: оленьи кизяки – штука безобидная. Ими можно печку топить. Бычья моча – некоторые чудики мочой лечатся, даже пьют. Есть такое дело – уринотерапия называется, из области нетрадиционной медицины. Можжевеловые почки вполне съедобны. Ну а сами истолченные бриллианты теоретически, конечно, могут вызвать смерть – от внутреннего кровотечения, если у человека случится прободение желудка или кишечника.

– Чего-чего? – протянула Зойка недоверчиво.

– Прободение, – терпеливо продолжил свои разъяснения Гена. – То есть прокол. Это медицинский термин такой. Когда осколки режут или прокалывают стенки внутренних органов. Кстати, такой же эффект могут дать и обыкновенные стекла. Но твой порошок слишком мелкой консистенции. Так что как ни крути, а эта смесь даже расстройства желудка вызвать не может.

– Слушай, Геныч, и откуда ты все это знаешь? Прободение, Сократ, уринотерапия… Умный, да?

– Да. Книжки читаю.

– Но жизнь отличается от книг! Я уже тебе говорила, есть вещи, которые работают вопреки здравому смыслу. Я… знаю… по собственному… опыту… что… этот… порошок… убивает! – четко, раздельно, многозначительно произнесла Зоя. – Я выросла там, где приготовить такой порошок может самый завалящий шаман из любого якутского улуса. И я тебе сейчас докажу, что я вовсе не экзальтированная дурочка, которая верит во всякую чушь.

Зойкин голос стал колючим, жестким, ее лицо приняло выражение решительности, и Генке показалось, что в ее темно-серых глазах мелькнули какие-то стальные всполохи – как два острых кинжала. От этого взгляда ему стало даже как-то не по себе.

– Джесси! – крикнула Зоя, не отрывая своих глаз от Генкиных, точно пытаясь его загипнотизировать.

Где-то в комнате в районе дивана послышалась возня.

– Джессика, ко мне! – нетерпеливо повторила Зойка.

Надежда Александровна Лохвицкая.

Алмазная пыль

Пьеса в 1 действии

Из репертуара Петербургского Литейного Театра.

Действующие лица:

Ми (молоденькая певица). Вор . Банкир . Поэт . Музыкант . Горничная .

Хорошо обставленная комната гостиницы. Направо большое окно, завешенное кружевной шторой. В глубине дверь. Налево альков. Всюду сундуки, картонки, большие корзины с цветами и венки, ленты. Посреди комнаты круглый стол: накрыт ужин. За столом Ми , банкир , поэт и музыкант .

Музыкант (Ми) . А по-моему, вы сегодня пели еще лучше, чем вчера. Уверяю вас. Банкир . О? Всегда отлично! Все равно. Поэт . Ах, я бы сказал... у вас всегда такой металлический звук и это в лучшем смысле этого слова... А сегодня ваш голос был еще метал... металличнее. Банкир . Ха-ха! Это оттого, что он вырабатывался при посредстве презренного металла. Ха-ха-ха! О? Правда? Ми (сидит боком на стуле, руки на спинке стула, голова опущена) . Ску-учно! Музыкант . Как может быть скучно после такого успеха? Успех окрыляет. Когда я выходил за вами на эстраду и слышал, как они там ревели от восторга, я прямо готов был заплакать от счастья. А его светлость! Вы видели, что с ним делалось? Ха-ха-ха! Банкир . Глаз не сводил. Поэт . Мучительно! Я не хочу! (Наивно.) Зачем это так? Музыкант . А вы все печальны! Ну, полноте! Вы устали? Дайте ручку! (Хочет поцеловать ее руку.) Ми (отстраняясь) . Ску-учно! Банкир . Странно! Чего же скучать! Мы приехали в самый разгар сезона. Пятьсот человек купающихся в море. Одних ревматиков более ста. И с желудочными болезнями много. Не понимаю, чего тут скучать. О? Поэт (банкиру). Там, кажется, есть еще немного вина в бутылке? Пожалуйста. Благодарю. Ми! Я пью за ваши глаза, темные и длинные, как две ночи любви... Банкир . О? Музыкант . Как вы сегодня пели! Там есть еще вино? Я люблю с грушей. Банкир . Вот зимой здесь, я полагаю, скучно. Курорт закрывается, все разъезжаются. Остается маленький гнилой городишко. Скверно! Ми . Нет - хорошо! Я знаю. Я здесь родилась... Банкир . О? Музыкант . Я пью за родину Ми! Так вам здесь, значит, все знакомо? Ми . Нет. Я восемь лет не была здесь. С тех пор все так изменилось. И курорт тогда был совсем маленький. Кургауза не было... Музыкант . Восемь лет тому назад. Да вы тогда, верно, были совсем крошечной девочкой! Да? Позвольте вашу ручку. Банкир . Ха-ха! Закрутил комплимент, так сейчас требует и вознаграждения! Ха-ха! А ты не давай руку, пусть не работает в кредит. Ха! Ми . Ну, полно! Мне было уже пятнадцать лет, когда барон увез меня в город учиться петь. Поэт . В пятнадцать лет! В пятнадцать лет! (Закрывает глаза рукой и задумывается ). Ми . Как странно, что вдруг пригласили сюда... Как сказка. Банкир . Ну, какая же сказка, когда это правда. О? Если правда, то, значит, уже не сказка, потому что сказка не есть правда, а есть выдумка. Правду я говорю? Нужно уметь рассуждать правильно! Музыкант (встает и рассматривает корзину с цветами). Какая роскошь! Бездна вкусу! Это, вероятно... от его светлости? Ми . Нет. Он мне ничего не прислал. Музыкант . Странно! Это меня удивляет! Он так смотрел на вас... Банкир . Смотрел, смотрел, а денег дать не хотел! Ха-ха! (Поэту). Это как по-вашему - стихи? Видите, вам за это деньги дают, а я могу просто так, даром. Ха-ха! Смотреть смотрел, а денег дать не желал. О? Сбился! Как-то прежде лучше выходило. (Закуривает сигару и подходит к музыканту.) Все нюхаете цветы? А они не вам предназначались. Ха-ха! Я шучу. Поэт (Ми, тихо) . Скоро ли они уйдут, эти скучные люди! Ми! Дорогая! У вас золотые ресницы! У вас золотые волосы! Я брошу вас на красный шелк подушки, брошу, как горсть червонцев!.. Ми! Неужели... Вы подумайте! Вот я, как черный раб, за вами следую всюду... вдыхаю пыль ваших сандалий... Ми . Чего? Пыль? Поэт . И слышу только "нет"! Черное "нет" с стальными копытами. Ми! Тогда зачем же вы поете? Зачем вы поете? Тогда не смейте петь! Ми . Вот еще! - У меня контракт!

Поэт закрывает лицо руками и так стоит.

Музыкант (вполголоса банкиру) . Я счастлив, что разговор об этом букете свел нас с вами вместе... сблизил... то есть я хотел сказать, что вообще ценю... (Быстро.) Не сможете ли одолжить мне небольшую сумму на короткий срок? На самый короткий, уверяю вас! Банкир (с досадой) . Я положительно не понимаю вас, молодой человек! Это такая бестактность... Здесь, в присутствии дамы, вы позволяете себе... Нет и решительно нет. (Поспешно отходит к поэту.) Ми (подходя к музыканту). Вы чем-то встревожены? Музыкант . О, нет! Впрочем, все то же. Я люблю вас, Ми! Поэт (не открывая лица) . Не пойте! Я молю вас только об этом сострадании... Зачем вы поете? Банкир . О? Когда же я пел? Поэт (открывает лицо, удивленно озирается) . Ах! Это вы! (Трет себе лоб.) Я хотел сказать вам что-то очень интересное... Банкир . О моем пении? Поэт . Гм... да... нет, вы можете петь... Ах, да - не можете ли вы одолжить мне до завтра пятьдесят... Банкир . О? Дорогой мой, что же вы не сказали раньше! Я только что отдал вашему товарищу все, что имел при себе! Какая досада! Музыкант (Ми) . Хоть бы они ушли скорее: я хотел бы побыть с вами вдвоем. Вы бы спели для меня. Для меня одного, Ми! Ми . А знаете, мне уже надоело все только петь да петь. Точно уж я не человек, а канарейка. Скучно. Музыкант . Ми! Не говорите так. Ах, если бы вы знали! Вчера вы пели с распущенными волосами, они так колыхались, ваши волосы, как струны. Мне казалось, что они звенят и поют. Вы вся певучая, Ми! Сегодня я не буду спать всю ночь. Я напишу музыку, новый романс для вас, Ми! Ми (указывая на поэта) . На его слова? Музыкант . Да, на его последние стихи к вам. Уплыли мои корабли Голубые в тумане... (Садится к роялю и берет аккорды). Уплыли... уплыли... Горничная (входит) . Там пришел из магазина посыльный. Спрашивает барышню. Банкир . О? Что такое? Пойдем, посмотрим. Может быть, надо уплатить...

Все уходят. Тихо приоткрывается окно. Осторожно озираясь, влезает вор , подкрадывается к письменному столу, шарит, пробует открыть ящики отмычкой. Слышатся шаги и голоса возвращающихся. Вор прячется за занавеску алькова.

Ми (впереди всех. Идет к зеркалу. Держит в руках большое ожерелье из разноцветных камней) . Да, это красиво! Банкир . О? Еще бы! Вот это я понимаю! Что там цветы и всякая э... дрянь! Вот это подарок так подарок! Дай, я тебе застегну. Ты не умеешь. С такими вещами нужно уметь обращаться... Музыкант . Бездна вкуса! Я предчувствовал, что его светлость окажется тонким знатоком! Ми . А я не люблю драгоценностей! Я никогда ничего не ношу. Если подносят, всегда продаю. Банкир . Ну, уж эту вещь продать не придется! Во-первых, завтра нужно непременно надеть ее на концерт. А в антракте пойти поблагодарить его светлость. Непременно! Иначе - скандал! Музыкант . Ах, для карьеры это очень важно. Какой шик! Завтра весь город будет говорить об этом! Послезавтра вся Европа! Какой безумный успех! Они завтра взбесятся от восторга! Как будут на нее смотреть. А потом - портреты во всех газетах, описания! А я - я буду ей аккомпанировать. И на эстраде - я и она! Поэт (тихо Ми) . Он только о себе! Вечно о себе! Заметьте. О своей презренной маленькой карьере... Банкир . Жалко, что он послезавтра уже уезжает. Может быть, еще раскошелился бы. Ми (поэту) . А вам нравится? Поэт . Да... Ваше лицо может украсить даже бриллианты. Музыкант . Эта фраза, кажется, уже напечатана вами? Поэт . Что вы хотите этим сказать? Музыкант . Только то, что сказал. Банкир . Превосходные камни! Поэт . Что вы хотите сказать? Музыкант . Я сказал, что эту фразу вы говорили уже много раз при других обстоятельствах, то есть другим женщинам, а потом, может быть, даже напечатали в книге, посвященной той старой плясунье... впрочем, мы поняли друга друга. Поэт . Плясунье? Это той, для которой вы писали свою легенду вальса? Музыкант . Потом. Потом мы поговорим подробнее. Поэт (пожимает плечами, подходит к банкиру) . А как вы полагаете, это дорого стоит? Банкир . Эта штучка-то? Да, как вам сказать... Я бы ее купил тысячи за две, а с его светлости содрали и все три. Музыкант . А я буду аккомпанировать. За здоровье его светлости! Ура! (Чокается с Ми.) Но вам надо быть повеселее. Непременно надо! Поэт (надменно) . Откуда вы берете ваше "надо"? Я хотел бы знать. Музыкант . Из своего сердца, господин поэт. Из своего сердца. Кажется, источник хороший. Ми! Вы царица этого источника. В нем вечно звенит ваше верхнее "до". Рыдает ваше глубокое "ля". Как жаль, что он не подарил вам цветов вместо этих камней. Я бы тогда мог попросить у вас один на память. А камни нельзя. (Наивно.) Ведь, правда, нельзя? Ми снова подходит к зеркалу. Банкир (Ми) . Неужели ты не можешь выпроводить этих двух жирафов? Возмутительно! Они, кажется, расположились ночевать здесь. О? Дай, я спрячу твое ожерелье в свой чемодан. У меня замок секретный. Ми . Оставьте меня в покое! Ведь не вы мне его подарили, так нечего вам и волноваться. Вот, назло оставлю его у себя! Банкир . О? А на ночь нужно же снять. Ми . И спать так и буду в нем. Поэт . Божественно! Нет, вы всегда должны носить камни. Вы должны - понимаете? Банкир . Я всегда это говорил. Сколько раз уговаривал. Мне самому неловко. Все знают, что я покровительствую молодой артистке, а у артистки ни одного камушка. Это мне портит кредит! Отзывается на делах. Еще подумают, что у меня нет денег. Ну, если не хочет принимать в подарок, то может просто поносить, а я потом спрячу. У меня много прекрасных вещей еще от покойной жены. От второй. Она имела свое состояние. Я понимаю, что, если женщина влюблена, то она не требует ничего, но раз уже все равно вещи есть, то уж это глупо. Поэт . Ми влюблена! Подвиньте мне лампу. Мне холодно! (Опускает голову.) Банкир . Электрическая лампа плохо греет. У вас верно насморк. Нужно насыпать горчицы в носки... Поэт (ежится) . Оставьте! Мне больно! Молчите! Я не могу... Банкир . Ну, да. Это простуда. (Ми.) И почему не носить хорошие камни, настоящие камни. Я знаю, что все наши этуали {Звезды (от фр . etoile).} носят подделку. Большинство. Их теперь так ловко фабрикуют. Прямо стекло. Шлифуют алмазной пылью. Издали и не отличишь. Поэт . Алмазной пылью? Банкир . Ну, да. А я бы дал ей поносить настоящие. Я бы позволил репортерам освидетельствовать их хотя через лупу. Можно было бы даже пригласить оценщика. О? Поэт . Алмазная пыль... Как это красиво. Она летит, блестит, сверкает, осыпает стекло, и оно делается бриллиантом, живым, радостным камнем... Толпа смотрит на него издали, верит его красоте и ценности. Ах, тише, тише! Не стряхните алмазную пыль! Не обнажайте тусклого стекла! Алмазная пыль! прекрасная! Я плачу! Банкир . Вино здесь скверное, но очень крепкое! Ха-ха! Не правда ли, господин музыкант? (Подмигивает на поэта.) Ми . Ну, что же вы все сидите! Уходите. Я спать хочу. Банкир . Прекрасная хозяйка намекает нам, что она утомлена. Музыкант . Я ухожу. Простите! Спокойной ночи. Поэт . А я уже ушел... Давно ушел и далеко, далеко. Банкир . Прощайте, господа. А я с разрешения хозяйки выкурю еще сигару. Ми . Нет, нет! Нельзя. Я устала. Уходите все вместе. Я позвоню прислуге, она закроет за вами двери и посветит. Внизу уже темно. (Подходит к звонку и долго звонит ).

Входит горничная .

Ми . Проводите их. Только всех. Не забудьте кого-нибудь на лестнице. Смотрите хорошенько! И заприте покрепче. Банкир (искусственно смеется) . Ха-ха! Это забавно! Поэт может на крыльях пролезать в дверную скважину. Заткните пробкой. Ха-ха! (Уходят.)

Ми одна перед зеркалом. Через некоторое время возвращается горничная .

Ми . Ушли? Посмотрите-ка! Хорошо? Еще бы. От его светлости. Горничная . Вот красота! Господи! Чего только на свете нет! Ми . Завтра поеду его благодарить, а послезавтра он уже уедет. Тогда продадим! Продадим! Накупим всякой дряни. Ты получишь новую кофточку. Горничная . Лучше передничек. Здесь продаются такие хорошенькие! Все на вздержку и сбоку бантик. Ми . Сбоку? Ну, ладно. Куплю передник. Только бы продать подороже. Горничная . За этакую штуку немало денег отвалят. Ми . Еще бы! Она, говорят, тысяч десять стоит... А может быть, и двадцать. Горничная . Ого! Ми . Ну, иди спать. Мне ничего не надо. Завтра уберешь. Горничная . Спокойной ночи! (Уходит ).

Несколько минут Ми ходит по комнате, смотрится в зеркало. Затем подходит к алькову и одергивает занавесь. Вскрикивает, бежит к звонку, хочет звонить, но вор вскакивает и хватает ее за руку, зажимает ей рот и защелкивает дверь на замок. Несколько минут борются молча.

Вор . Молчи! Молчи!.. Попробуй только!.. Я тебя, подлая... Ага!.. Убью на месте!.. (Ми вдруг перестает бороться, смотрит на вора пристально, опустив руки.) Вор . Ну, то-то! Не будь дурой! (Отпускает ее.) Ми . Ты! Это ты!.. Нет, быть не может. Подожди... Глаза твои... Никас! Никас! Да, ну же! посмотри же на меня как следует! Вор (удивленно) . Н-нет. Я вас не знаю. Ми . Ха-ха-ха! Ты не узнал меня? Ну, вспомни! Миленький, вспомни! Ну, взгляни на мои волосы! Волосы! Уж они-то не переменились, Никас! Вор . А, ну тебя к чёрту! Не знаю я вас. Сказал, что не знаю. Ми . Ну, подумай еще! Помнишь, забор на площади? Зеленый забор с калиткой. Ну? А помнишь, на нем три девчонки сидели, давно... лет восемь тому назад... Одна была Эрли, другая... Вор . А, вот оно что! Ну, как я могу помнить всех девчонок, которые сидят на заборе! Выдумала тоже. Так вы, стало быть, сидели прежде на заборе? Ми . Ну да! Никас, милый! Ведь я - Ми. Помнишь, долговязая Ми! У меня тогда были такие длинные ноги, а теперь я небольшая. Посмотри, Никас, видишь, какая я? Вор . Н-да... теперь как будто ростом не вышла. Ну-с, так значит, ты теперь богатая. А мы что же, баловались вместе, что ли? Как будто я припоминаю... Ми . Ах, нет! Ты на меня и смотреть не хотел. Ты такой был важный! Учился у слесаря. Передник носил, на голове ремешок... Дрался с самыми сильными парнями. Помнишь, на площади с сыном сапожника? Он тебе глаз подшиб. Господи, как я плакала! Кажется, как никогда в жизни!.. Знаешь, Никас, ты мне так нравился! Так нравился! Больше всех на свете. Сижу, бывало, на заборе и мечтаю: вот вырасту я большая, стану красавицей, лучше всех и богатой-богатой. Приду, или нет - приеду к тебе в карете. Ты удивишься - это кто? Это я, известная вам Ми! А ты скажешь - вы еще красивее, чем были на заборе. И... ты меня поце... Ха-ха! Вот смешно! Вор . А ты теперь богатая? Ми . И знаешь, когда я ехала сюда, я все думала, всю дорогу думала, неужели я увижу Никаса! Вот мы здесь уже несколько дней. Я все потихоньку бегала по улицам, искала тебя на прежних углах. Такая глупая! Точно ты так сидишь там до сих пор, это восемь-то лет! Ха-ха! Спрашивала про тебя в лавке на углу, хозяин меня не узнал, а про тебя сказал, что давно не видно. Старая прачка умерла. Прямо не знала, куда сунуться. И вдруг! Ха-ха! Ну какая я, право, счастливая! Ну, подумай только. Искала, и вдруг ты приходишь воровать прямо ко мне! Ну точно сказка! Удивительно. Вор . Ну, чего же тут! Мало ли, где я бываю. Всегда можно встретиться. Раз как-то напоролся на агента сыскной полиции. Он, понимаешь ли, оделся купцом и валяет из себя богача. Ну-с, а я подсел к нему - то да се... Ми . Нет, это прямо сказка! Знаешь, я бы тебе прежде никогда и не посмела всего этого рассказать про это... Ну, словом, что ты мне нравишься. Ты только подумай! Как я об этой минуте мечтала. А ведь теперь все это сбылось! Сбылось! Никас! Ну, взгляни же на меня! Вор . Да ведь я уже смотрел же! Откуда, скажи, ты разжилась всем этим, деньжонками и прочим? А? Ми . Ты прямо удивительный, Никас! (Смотрит на него восторженно.) Сколько я за эти годы народу перевидала! И все такие образованные, важные, знатные! Ухаживают! Любезничают! Но знаешь, Никас, нет, это правда - ни одного не было такого, как ты! Серьезно! И красивые, и молодые, и всякие, - но все не то. Какие-то манеры у них не такие, как у тебя. У тебя, Никас, замечательные манеры. Вор . Н-да... говорят. Ну, да ладно. Скажи мне лучше, с чего ты так разжилась и за что тебе подарки дарят. Вот какие штучки. (Трогает ожерелье ). Ми . Ах, да, ведь ты и не знаешь! Я пою. Я чудесно пою! Знаешь, они прямо плачут, когда я пою, так это у меня хорошо выходит. Они говорят, что меня нельзя не любить, что когда я пою... Слушай, Никас, я спою тебе, для тебя... Милый! Я хочу, чтоб и ты... (Подбегает к роялю.) Вор (хватает ее за руки) . Ни-ни! Одурела! Ночью горланить! Чтоб все сбежались. Вот курица! Ничего не понимаешь! Должен тебе объяснить, голубушка, что у меня со здешним хозяином нелады. Ми . Да? Что такое? Вор . Да так, из-за ерунды! Две шубы и золотые часы принци... пиально. Словом, нам неприятно было бы встретиться после этой размолвки. Ми . Да он не придет сюда. Я имею право петь, когда мне вздумается. Вор . Много ты понимаешь! Да я и сам не желаю. Ночью слушать пение - это расстраивает нервы. Я нежный. Ми . Как жаль!

Вор подходит к столу, берет две ложки и стучит одну о другую.

Вор . Серебро? Ми . Нет, дрянь.

Вор бросает ложки, берет полупустую бутылку и вливает остатки себе в рот, закусывает пирожным.

Вор . Ну-с, так значит, тебе платят за пение. Гм! И много? Кто же тебя этому научил? Ми . Да просто я как-то пела, а старик барон услышал, спросил у бабушки, да и повез меня в город в школу. Сам-то он умер, ну, а уж они меня там выучили. Вор (подходит к столу, трогает ящики) . У тебя есть деньги? В долг мне нужно. Ми . Ну, конечно. Сколько тебе? (Берет со стола сумочку.) Да вот бери все! Здесь - два, три... восемь! Вор . Ты шутишь! Мне нужны большие деньги. Сколько у тебя всего? А? Всего состояния здесь с тобой? Ми . Да вот - восемь. Вор . Валяй дуру! Ми . Честное слово! Импрессарио мне заплатит только по возвращении в город. А здесь все расходы взял на себя банкир. У меня больше ничего нет, Никас! Вор . Черт! Вот вляпался! Ну, а драгоценности есть у тебя? Ми . Ничего нет! Может быть, ты возьмешь мои платья, Никас? Ты не сердись. У меня такие дорогие платья! Ты можешь их продать. Ты все возьми, все. Оставь мне самое простенькое. Право! За них дадут много денег! Здесь таких и не видали! Вор . Тьфу! Вот гусыня! Я пойду по базару с ее тряпками, чтобы меня сразу сцапали! Разве их можно здесь продавать? Из-за них пришлось бы тащиться черт знает куда на пароходе и где подальше. А мне некогда. Мне деньги нужны к завтрему до зарезу. Завтра большая игра. Шулер один приезжает. Ну, да ты все равно не понимаешь. Ми . Как досадно, что именно завтра... Подождал бы несколько дней или завтра вечером. Я бы выпросила у банкира. Вор . Ну, да, вот еще! Есть мне время ждать! Завтра потащут в казино миллионы! Я бы подмазался, подкрасился, оделся бы с иголочки - дура! Ведь я мог бы там пошнырять с полчасика, я бы состояние составил! Они, когда играют, совсем ошалевают. Как индюки. Все карманы нараспашку. Только мне в этом платье никак нельзя. И достать негде. Из-за тебя только ночь даром потерял. Ми . Ах, не говори так. Это больно! Я все бы для тебя сделала. Вор . Дай мне ожерелье. Ми . Что? Вор . Ну, да - ожерелье. У меня есть тут один человек. Он уж сам его дальше сплавит, а мне заплатит. Ну? Ми . Ах, ожерелье! Я про него и забыла. Правда, чудное ожерелье? Это подарок его светлости! Знаешь, я совсем не гордилась, когда он мне его прислал. Мне было все равно. А вот теперь я рада. Я горжусь, что ты видишь меня такой важной персоной. Подумать только. Его светлость сам мне прислал! Это что-нибудь да значит! Теперь ты веришь мне, что я совсем особенная. Видишь, как все меня любят! И вовсе не потому, что я в моде. Ты... А я... одного тебя... Да, да, я отдам тебе ожерелье, только не сегодня. Сегодня я еще не могу. Подожди, не сердись! Видишь ли, я завтра непременно должна надеть его, когда поеду благодарить его светлость. Иначе нельзя. Понимаешь? Этикет. Вот приходи завтра ночью - я тебе его отдам. Никас! Милый! Ведь мне не жаль! Ты не подумай! Завтра, после концерта... Вор . Она все свое! Ведь я же тебе говорю, что мне нужно будет до вечера приодеться и все. Ми . Как же быть... Никас, ну ты подожди. Ты потом приедешь ко мне в город. Я тебе много, много дам денег... все, что у меня будет. Ты увидишь! Там так хорошо! У меня такие красивые комнаты. Вся моя жизнь блестит, как драгоценные камни. Мы вместе будем... Банкира прогоню. Я знаю, что они все с горя повесятся. Пусть! Ну, посмотри на меня! Разве я не красивая? Вот я какая! Вот мои волосы... Видишь? Один говорил, что они, как золотые струны, что они поют. Вор . Волосы? Волосы поют? (Прыскает от смеха.) Вот врет-то! Так, значит, не даешь ожерелья? Ну, пропало мое дело. Ми . Никас! А ты не хочешь меня хоть раз... Никас, милый! Ты и не знаешь, как нам будет хорошо в городе. Вот ты опять не смотришь на меня. (Обнимает его.) Хоть раз! Хоть один разок! Видишь, какая - я вся золотая. Ты положишь меня на красную подушку... как горсть червонцев... Вор . Ха-ха! Вот выдумала. (Целует ее и, тихонько отстегнув ожерелье, прячет его к себе в карман.) Но, однако, мне пора! Если кто-нибудь войдет... Ми . Нет, нет, никто не войдет. Ведь ты сам запер двери... Ну, еще, еще, Никас... Ведь я так ждала тебя, всю жизнь... Меня уже целовали... но я тебя целую первого... Вор . Если меня застанут, - я пропал. Слышишь ты или нет? Ми . Ты единственный... единственный! Я оттого так хорошо пела, что я ждала тебя... Вор . Ну, пусти... Ведь я же вернусь еще. (Обнимает ее одной рукой, другую закидывает за спину и нажимает пуговку звонка.) Ми . Так значит, любишь!.. Милый, милый... Еще! (Стук в дверь и голос горничной.) Горничная . Я здесь! Я здесь! Что случилось? Ми . Нет, нет, ничего! Зачем ты пришла?

Вор вырывается, делает знак молчать и прыгает в окно.

Ведь ты вернешься? Да? Горничная . Вы звонили... Что там? Я позову людей! Ми (открывая двери) . Что с тобой? Горничная . Да как же. Слышу звонок, бегу, смотрю, двери заперты, стучу, а вы что-то шепчете, а меня не пускаете. Уф, прямо коленки дрожат. Ми . Пустяки! Тебе все это показалось. Я и не думала звонить... Помоги мне раздеться... Распусти волосы... Постой - отстегни сначала ожерелье, а то все спутается... Ах! Горничная . Ожерелье? Да где же оно? Вы сняли. Ми (растерянно улыбается, отряхивает платье, заглядывает за стулья и, вдруг ударив себя по лбу, начинает хохотать) . Ха-ха! Ах, ты глупенькая! Ну, пропало ожерелье и баста. Может быть, кому-нибудь оно непременно было нужно... Ты видишь - мне не жаль! Ну, чего ты смотришь? Ведь мы искали вместе - нет его. Значит, пропало и баста. Ха-ха! Прыгнуло в окошко! Горничная . Ах, Боже мой! Вот горе-то. И как это вы только смеяться можете! Значит, кто-нибудь украл! Ай-ай-ай! Такую вещь драгоценную! Я посторонний человек, и то мне до смерти жалко. Сам его светлость прислал. Посыльный, который из магазина приходил, говорил, что этой вещи цены нет! В ней, говорит, золото французское, самое чистое и ни одного простого камушка нет - все искусственные. Вот как! Ми . Что? Что ты сказала? Горничная . Ага! Теперь, небось, жалко стало? Ми . Искусственные... поддельные... Горничная . Только не знаю, что это значит - искусственные... Ми . Это значит... это значит, что он никогда не вернется. (Закрывает лицо руками и плачет.)

Занавес.

Великие тайны золота, денег и драгоценностей. 100 историй о секретах мира богатства Коровина Елена Анатольевна

Алмазная пыль и яд в бокале

Алмазная пыль и яд в бокале

Уже само появление этого розового алмаза - невероятно. Обычно драгоценные камни находили в копях легендарной Голконды или на юге Африки. Иногда их похищали прямо из статуй восточных богов. Но «Великий Розовый» появился совершенно фантастично, но в то же время оскорбительно буднично: по преданию в конце XVI века некая служанка нашла его в рыбьих потрохах.

Девушка отнесла камень хозяйке - вдове руанского нотариуса. Наверно, вдова щедро наградила служанку, поскольку та тут же выскочила замуж с хорошим приданым. Скоро отправилась под венец и хозяйка. Ее брак оказался весьма выгодным - деньги, как известно, идут к деньгам. Но вот любовь не пришла. Больше того, новоявленный муж начал поколачивать супругу. Ограничил ее траты, отобрал и алмаз. Неудивительно, что она задумала поскорее избавиться от постылого мужа, придумав весьма изощренный план. Сначала женушка посоветовала муженьку оценить розовый алмаз. Прибыл ювелир, осмотрел камень и взвесил. Выяснилось, что в те времена он был куда крупнее - почти 50 каратов, но его портили многочисленные трещины.

«Я бы посоветовал снять верхний слой и обработать камень, - предложил ювелир. - Конечно, он станет заметно меньше, зато цена возрастет. А если вы позволите мне забрать осколки, то денег за работу я с вас не возьму».

Муж, естественно, согласился. А вот жена, выждав момент, отвела ювелира в сторонку: «Не могли бы вы, месье, вернуть мне всю алмазную пыль, что останется после обработки?»

Ничего не подозревавший ювелир прислал пыль в особом футляре. Хозяйка тут же всыпала ее в еду ненавистного супруга. И уже через недельку снова овдовела - к вящей радости нового поклонника. Но для очередной свадьбы понадобились деньги, так что розовый алмаз пришлось продать. Выкупил его тот же самый ювелир. Со временем он перепродал камень богатому негоцианту, который привез его в Париж. Там алмаз сменил еще нескольких владельцев и в итоге к началу 1643 года оказался в казне короля Людовика XIII.

В то время Франция, активно участвовавшая в Тридцатилетней войне, готовилась к решительной схватке с Испанией. Людовик XIII мечтал сам предводительствовать войсками, но здоровье его оставляло желать лучшего. Так что пришлось ему назначить главнокомандующим своего молодого родственника, двадцатидвухлетнего Луи II де Бурбона, имевшего титул принца Конде. Тот нанес сокрушительное поражение испанцам у Рокруа, близ границы с Фландрией, проявив себя не по годам талантливым полководцем. Но бедняга король, увы, об этом уже не узнал. За пять дней до исторической битвы, 14 мая 1643 года, он скоропостижно скончался от желудочных колик. Чествовали возвратившегося с победой принца Конде уже от имени нового короля - малолетнего Людовика XIV, и в числе многочисленных королевских подарков оказался розовый алмаз.

Получив алмаз в подарок, Луи де Бурбон не обратил на него особого внимания - мало ли у него драгоценностей! - и приказал вставить его в… набалдашник трости. Злые языки тут же начали судачить о том, что тем самым он демонстрирует свое пренебрежение к новой власти, которую, по малолетству Людовика XIV, держали в своих руках королева-регентша Анна Австрийская и, главное, ее первый министр кардинал Мазарини.

О, этот хитрый лис оказался столь алчен, что попытался даже потребовать назад королевскую награду - в «целях экономии». Мало ему было его знаменитой коллекции бриллиантов, которые двор потихоньку именовал «друзьями Мазарини». Или действительно «друзей» мало не бывает?

Словом, розовый алмаз принес молодому Конде одну головную боль. И тогда он решил подарить камень своей молодой жене. Уж у нее-то алчный Мазарини не посмеет его потребовать, ведь юная принцесса Конде - Клер Клемане де Мей-Брезе, урожденная герцогиня де Фронсак, приходилась племянницей самому покойному кардиналу Ришелье. Замуж за Луи Конде она вышла по огромной любви. Ей, тринадцатилетней девочке, двадцатилетний Луи показался невероятно взрослым и красивым. Но что только не покажется юной мечтательной девице!..

Уже через месяц после свадьбы Клер поняла, что сердце красавца мужа принадлежит не ей, а его обворожительной любовнице - Марте де Вижен. Молодые люди выросли в соседних поместьях, о чем бесхитростные слуги не преминули поведать новоиспеченной госпоже. Клер пришла в замешательство: что делать, как влюбить в себя собственного мужа?

Теперь все чаще тринадцатилетняя принцесса Клер лила слезы, поджидая супруга, воевавшего где-то далеко во славу Франции. Правда, еще больше слез ей приходилось проливать, когда муж наездами прибывал в Шанти-льи, и в течение всего дня юная Клер пыталась привлечь к себе его внимание. Увы, принц думал то о военных атаках, то о любовнице Марте. Но почти никогда о бедняжке Клер!

Но неожиданно мир Клер переменился. Она ощутила, что ждет ребенка. Теперь она больше не будет сидеть в одиночестве. Малыш скрасит ее жизнь. Ну а если родится мальчик, то и Луи будет рад наследнику. Конечно, муж опять сражается в новой тяжелой битве. Но ведь и юной Клер пришлось несладко, пока она рожала сына.

Принц влетел в покои жены - веселый, беззаботный, удачливый. Чмокнул в щеку и протянул небольшой розовый камень: «Вот, душенька, меня наградили за победу при Рокруа, а я награждаю вас!» Клер чуть не задохнулась от счастья: муж отдает ей свою награду - значит, он все-таки любит ее!

Вечером, несмотря на недомогание, юная супруга спустилась вниз, чтобы проследить за обедом, достойным пол-ководца-победителя. Вместе с Луи приехало множество его друзей-сослуживцев, и Клер начала добросовестно осматривать сервировку стола, как и подобает настоящей хозяйке. В серебряном кубке мужа она обнаружила какие-то капли, видно, кубок не вытерли досуха. Только собралась кликнуть служанку, как розовый алмаз, который она от избытка чувств засунула за корсаж, выпал прямо в кубок. И, о боже! - светло-розовый цвет камня сменился темным! Клер в ужасе уставилась на кубок. Еще в детстве она читала, как банкиры Медичи нередко травили своих недругов и яд в вине можно было распознать только в том случае, если кинуть туда розовый алмаз. Так неужели капли в серебряном кубке, предназначенном для Луи, смертельный яд?! Виночерпий налил бы в кубок хозяина вино, тот выпил - и нет больше победителя при Рокруа!..

Не обращаясь к слугам, Клер сама заменила кубок, выбросив отравленный в выгребную яму. Ночью после торжественного обеда она попыталась рассказать мужу о яде, но тот, плохо соображавший от обильных возлияний, и слушать не стал. А через пару дней Луи и вовсе собрался обратно в Париж. И прощание вышло совсем не таким, каким мечталось Клер. «О супруг мой, - воскликнула она, отчаянно цепляясь за рукав мужа, - дайте слово, что выполните мой наказ!»

Луи побагровел. Он вообще легко выходил из себя и тогда начинал по-военному грубо ругаться. Но сейчас сдержался, не желая кричать на жену, которая совсем недавно родила ему наследника, прелестного малыша Анри-Жюля. «О чем речь, Клер?» - процедил он. «Обещайте, что не прикоснетесь к вину, не проверив, нет ли в нем яда!»

«Что за чушь?! Да и как я проверю?» - голос Луи зазвенел от раздражения. Клер совсем стушевалась под грозным взглядом, но, собрав все свое мужество, сунула в руку Луи розовый алмаз: «Вы должны всегда класть в вино этот камень! Он оградит вас от яда и принесет счастье!»

Луи оторопело уставился на ладонь, и вдруг улыбка украсила его лицо. Какая же она все-таки добрая и любящая, его странная девочка-жена. Он снова бесстыдно бросает ее одну, а она все равно печется о нем. И даже отдает ему алмаз! Нет, на этот раз надо поскорее вернуться домой…

А бедняжка Клер еще долго стояла на башне после отъезда мужа, смотря на дорогу, ведущую в Париж. «Впрочем, - думала она, - мне все-таки повезло: Луи понравился сын. И, будем надеяться, розовый алмаз принесет всем нам счастье!»

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЫ) автора БСЭ

Из книги 100 великих писателей автора Иванов Геннадий Викторович

Из книги Крылатые слова автора Максимов Сергей Васильевич

Пыль Пыль, вид аэрозоля, дисперсная система, состоящая из мелких твёрдых частиц, находящихся во взвешенном состоянии в газовой среде. Отдельные частицы или их скопления, от ультрамикроскопических до видимых невооруженным глазом, могут иметь любую форму и состав. В

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Из книги 100 великих афер [с иллюстрациями] автора Мусский Игорь Анатольевич

Из книги Великие тайны золота, денег и драгоценностей. 100 историй о секретах мира богатства автора Коровина Елена Анатольевна

Пыль веков Из трагедии «Борис Годунов» (1824-1825) А. С. Пушкина (1799-1837). Эти слова произносит монах-летописец Пимен, имея в виду другого летописца, который придет ему на смену: И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет. Иносказательно: следы, признаки

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

Эх, дороги, пыль да туман Из песни «Дороги», написанной композитором Анатолием Новиковым на стихи поэта Льва Ивановича Ошанина (1912- 1996): Эх, дороги, Пыль да туман, Холода,тревоги Да степной

Из книги автора

Что такое пыль? Пыль образуется крошечными твердыми частичками, находящимися в воздухе во взвешенном состоянии. Пыль, как правило, поднимается с земли ветром, затем носится в воздухе под воздействием воздушных течений, пока вновь не осядет на поверхность под влиянием

Из книги автора

Великая алмазная афера 1872 года Во второй половине XIX века было открыто несколько крупных месторождений алмазов в Южной Африке, рубинов в Бирме, сапфиров в Шри-Ланке. И только Северная Америка не могла похвастаться богатым месторождением драгоценных камней. И вдруг…

Из книги автора

Алмазная лихорадка О Великой золотой лихорадке в Калифорнии до сих пор слагают легенды. Но в 1872 году в Америке случилась и другая лихорадка - алмазная, которая, произведя не меньший фурор, оказалась на поверку мыльным пузырем.Началось все в Сан-Франциско мутным

Из книги автора

Откуда берется пыль? Пыль – загадочная штука. Сколько ни убирай ее, она все равно накапливается. Откуда? Уезжаешь в отпуск, предварительно вымыв до блеска всю квартиру, плотно закрыв окна и двери, а вернувшись, обнаруживаешь на полу залежи домашней пыли! Чудеса да и

Из книги автора

Какую пользу приносит пыль? Сначала давайте разберемся, из чего состоит пыль, а потом уж посмотрим, приносит она пользу или не приносит.Пыль представляет из себя мельчайшие твердые частички, которые находятся в воздухе во взвешенном состоянии. Чаще всего их даже и не