Как называются балетные туфли. Пуанты – балетная обувь

В которой она занимается и танцует, делится на мягкую и жесткую. Для каждого вида есть свои требования, нюансы выбора и методы ношения. Иногда они могут отличаться от школы к школе.

Мягкие тапочки-балетки

Основная тренировочная обувь балерины - это балетки или чешки, мягкие тапочки, закрепляющиеся на ноге резинками. Балетки сделаны из хлопчатобумажной ткани, но имеют укрепленный задник и стельку, поддерживающую свод стопы. Подошва сделана из нескользящего материала. В этой обуви выполняются ежедневные уроки-классы в балетных училищах. В них девочки делают экзерсисы у станка и на середине зала. Балетки бывают разных цветов, но в классических танцах чаще используются белые. Эта обувь различается в отделке - есть чешки с укрепленным кожей мыском, слитной или раздельной подошвой.

Как правило, ученицы выбирают обувь, исходя из своих ощущений. балетки стоят достаточно дешево и являются своеобразным расходным материалом - при интенсивных занятиях они истираются и приходят в негодность всего за пару недель. Опытный педагог может определить, насколько хорошо занимается балерина, всего лишь посмотрев на ее чешки. Например, при сильном завале стопы истирается внутренняя часть обуви, а правильная постановка ног предполагает снашивание только в области мыска. Начинающим балеринам иногда советуют использовать на тренировках специальные мягкие пуанты, нечто среднее между балетками и обычными пуантами.

Подбирать балетки следует строго по ноге, они не должны быть свободны.

Пуанты - профессиональная обувь балерин

Название этой обуви произошло от выражения «стоять на пуантах», что означает - на кончиках пальцев. Позже название позиции перешло и на обувь. На пуантах занимаются далеко не все балерины, а только профессионалы. В балетных школах девочки встают на пальцы только после 10-11 лет, когда скелет более-менее сформирован. Пуанты стоят достаточно дорого, потому что каждая пара делается вручную. Однако, и такая обувь требует частой замены, особенно у ведущих балерин. За один спектакль они меняют несколько пар пуант.
Помимо размера, пуанты различаются по полноте, высоте и жесткости.

Пуанты держат ногу за счет жесткой стельки и пятака - мыска, на котором стоит балерина. Перед ноской обувь специальным образом готовят - пришивают ленты и разбивают гипсовый мысок пуант. Каждая выступающая артистка имеет свои секреты для подготовки обуви - кто-то обрывает стельку, кто-то обрезает подошву, а кто-то обшивает атласный мысок кожей. Выступающие балерины имеют свои пуанты для каждой партии спектакля, в котором они танцуют.

Основная тренировочная обувь балерины - это балетки или чешки, мягкие , закрепляющиеся на ноге резинками. Балетки сделаны из хлопчатобумажной ткани, но имеют укрепленный задник и стельку, поддерживающую свод стопы. Подошва из нескользящего материала. В этой обуви ежедневные уроки-классы в балетных училищах. В них делают экзерсисы у станка и на середине зала. Балетки разных цветов, но в классических танцах чаще используются белые. Эта обувь различается в отделке - есть чешки с укрепленным кожей мыском, слитной или раздельной подошвой.

Как правило, ученицы выбирают обувь, исходя из своих ощущений. балетки стоят достаточно дешево и являются своеобразным расходным материалом - при интенсивных занятиях они истираются и приходят в негодность всего за пару недель. Опытный педагог может определить, насколько хорошо занимается балерина, всего лишь посмотрев на ее чешки. Например, при сильном завале стопы истирается внутренняя часть обуви, а правильная постановка ног предполагает снашивание только в области мыска. Начинающим балеринам иногда советуют использовать на тренировках специальные мягкие пуанты, нечто среднее между балетками и обычными пуантами.

Подбирать балетки следует строго по ноге, они не должны быть свободны.

Пуанты - профессиональная обувь балерин

Название этой обуви произошло от выражения «стоять на пуантах», - на кончиках пальцев. Позже позиции перешло и на обувь. На пуантах занимаются далеко не все балерины, а только профессионалы. В балетных школах девочки встают на пальцы только после 10-11 лет, когда скелет более-менее сформирован. Пуанты стоят достаточно дорого, потому что каждая пара вручную. Однако, и такая обувь требует частой замены, особенно у ведущих балерин. За один они меняют несколько пар пуант.
Помимо размера, пуанты различаются по полноте, высоте и жесткости.

Пуанты держат ногу за счет жесткой стельки и пятака - мыска, на котором стоит балерина. Перед ноской обувь специальным образом готовят - пришивают ленты и разбивают гипсовый мысок пуант. Каждая выступающая артистка имеет свои для подготовки обуви - кто-то обрывает стельку, кто-то обрезает подошву, а кто-то обшивает атласный мысок кожей. Выступающие балерины имеют свои пуанты для каждой партии спектакля, в котором они танцуют.

При просмотре балета кажется, что танцовщицы с легкостью порхают в воздухе и выделывают сложные па. Однако, за всем этим стоит тяжелый труд. Известные балерины танцуют по нескольку часов в день и посвящают своему мастерству практически всю жизнь.

Все начинается с детства

Чтобы стать хорошей балериной и получать достойные гонорары, нужно начать заниматься с детства. Девочки приходят в танцевальную с совсем раннего возраста - 4-5 лет. Обычно такие школы есть во всех населенных пунктах. Во многих из них действуют определенные критерии отбора. На занятиях дети учат основы классического , растягиваются и развивают слух. С 9-10 лет будущие балерины могут поступить в хореографическое училище - это своего рода с балетным уклоном. Сюда также принимают не всех желающих. У будущей балерины должна быть хорошая хореографическая подготовка, особая балетная осанка, небольшой рост, маленький вес, длинная шея и маленькая голова. Смотрят также на подъем ноги и ее выворотность. Ученицы тренируются у станка, повторяют классические балетные позы, укрепляют мышцы, добиваются хорошей растяжки и выворотности стопы. Кстати, на становятся не сразу: сначала учат балетные движения, затем прыжки и уже после этого тренируются танцевать на кончиках пальцев.

Начало профессиональной карьеры

Талантливые девочки начинают выступать в серьезных постановках уже с 10-12-летнего возраста. Спектакли - это не простые тренировки и отработка движений. В основе спектакля лежит идея, которую надо выразить танцем, жестами, мимикой. В представлении особую роль играет и эмоциональность. Настоящая балерина умеет выражать любые чувства, а также взаимодействовать с другими участниками постановки. Помимо пластики, техники классических элементов и чувства ритма, танцовщице может понадобиться знание гимнастики и акробатики.
Многие балерины продолжают образование в вузах, например, МГУКИ. Там они могут получить профессию балетмейстера или руководителя художественного коллектива.

Танец на кончиках пальцев

Поза на пуантах вошла в женский с начала 19 века и осталась в классическом навсегда. Балерины в особой обуви с твердым мыском, которая фиксирует стопу в определенной позиции. Чтобы танцевать на пуантах, необходимо иметь растянутое ахиллово сухожилие и крепкие связки в области голеностопа. Также важно хорошее чувство равновесия и координация. Балерины натирают кончики своих пуант канифолью для лучшего сцепления с полом. Каждая балетная постановка имеет свою хореографию и требует своего типа пуант, поэтому танцовщицы имеют несколько пар. В среднем, одна пара "живет" 3-5 месяцев, а во время очень сложного спектакля прима меняет несколько пар пуант.
Перед ноской новые пуанты необходимо размять под свою ногу, оставив носок жестким, а также пришить к ним атласные ленточки.

Пуанты – профессиональная обувь. Она появилась не так давно и сильно облегчила жизнь балеринам. Термин «на пуантах» означает позицию, когда балерина опирается только на кончики пальцев, а не на стопу. В этом положении пальцы испытывают большое напряжение без поддержки, а неправильное выполнение может грозить травмой. После появления специальной обуви репетировать и выступать стало гораздо проще, чем босиком. Пуанты считаются предшественниками балеток, которые завоевали популярность в последние годы. Но сами они остаются узкоспециализированной обувью, которую шьют мастера вручную, а каждая модель подгоняется под ногу балерины.

Что такое пуанты и как их делают

Пуанты состоят из коробочки, подошвы и лент, которые надежно закрепляют обувь на ноге. Изготовление каждой части требует мастерства и внимательности, поэтому обувь чаще создается вручную.

Главное в пуантах – достаточно твердая коробочка. Она защищает пальцы от искривлений и помогает лучше распределить нагрузку. Для ее изготовления требуется 5–6 слоев ткани или мешковины, которые хорошо проклеиваются до затвердевания. В машинном производстве используются пластиковые вставки, но чаще применяется натуральный клей, который надежно скрепляет слои ткани, создавая твердую корку. После этого обувь прошивается и отбивается специальным молотком, чтобы убрать выступающие швы.

Другим важным элементом является подошва. Она состоит из трех частей: кожаной подошвы, пластиковой гибкой вставки и внутренней стельки. Кожа предотвращает скольжение на гладком полу и помогает удержать равновесие, не утяжеляя обуви. А пластиковая вставка позволяет лучше выполнять взмахи и облегчает становление на пальцы – она поддерживает стопу в вертикальном положении. Выпускают пуанты с различной степенью жесткости стельки.

Снаружи пуанты обшиваются бежевым атласом или бязью. Оба вида ткани хорошо пропускают воздух и легко принимают форму стопы, не стесняя движений. Бежевый атлас не бликует, сливается с цветом кожи – это позволяет балерине выглядеть легче и воздушнее, удлиняет ноги. Пуанты крепятся на ноге с помощью лент, которые, по традиции, балерина пришивает самостоятельно. Натуральный клей и текстильная основа позволяют обуви легко принять форму ноги танцовщицы, а отсутствие выступающих швов уменьшает риск травм. Но это недолговечная обувь. Одной пары не хватает даже на одно полноценное выступление – они быстро протираются, особенно при интенсивном танце.

Ручное шитье не позволяет изготавливать большое количество пуант, поэтому качественная балетная обувь высоко ценится на мировом рынке. Форма модели часто используется современными дизайнерами, чтобы создать экстравагантные туфли. В такой обуви передняя часть напоминает по форме пуанты, а подошва снабжена высоким каблуком, который поднимает стопу практически вертикально.

Розовые пуанты IGNeria

Детские пуанты

История пуантов

До изобретения пуант балерины выступали босиком или в специальных легких сандалиях на завязках, но в них можно было опираться только на полную стопу, а встать на пальцы было невозможно. Первым балетом, который потребовал встать на пуанты, был спектакль «Зефир и Флора», но тогда Мария Данилова встала на пальцы без специальной обуви. После этого прошло около 20 лет и в 1830 г. появились первые туфли с твердым носком. А первой балериной, выступившей в них, была Мария Тальони. Именно ее отец был создателем туфель для танцев.

После этого пуанты стали появляться по всему миру, изменялись материалы и конструкция. Сначала под пальцы подкладывали пробку, чтобы достичь нужной жесткости, но вскоре от этого отказались, так как ноги балерин сильно травмировались. Потом в пуанты подкладывали мягкие материалы: валяную шерсть, ткань. Но они не держали форму и быстро изнашивались. Несмотря на неудобство туфли достигли своей цели. Балерины легче вставали на пальцы, а танец казался воздушным и легким. Пуанты преображались, появлялись новые формы коробочки, дополнительные вкладыши и стельки. Некоторое время вместо клея использовался гипс. Он был достаточно твердым, но не принимал форму стопы танцовщицы.

Нынешнее производство пуант до сих пор остается ручным – мастера шьют и проклеивают модели. Механическое шитье не оправдало себя, хотя некоторые профессиональные балерины пользуются такими пуантами. Самыми известными производителями остается российский Grishko, специализирующийся на ручном шитье, и американская компания Gaynor Minden, производящая пуанты машинным методом.


Видео о том, как вручную делают пуанты:

Видео советы, как выбрать ребенку пуанты:

Балет – несомненно, изящнейшее и грациозное зрелище. Чтобы зрители могли по-настоящему наслаждаться им, танцовщицы прикладывают множество усилий. Многочасовые тренировки и репетиции, жесткая дисциплина, отказ от некоторых радостей жизни и, конечно же, специальная одежда для занятий. Если вы или ваш ребенок увлеклись балетом, в этой статье вы найдете информацию о том, в какой одежде занимаются балерины, и как ее правильно выбрать, когда приходит время становиться на пуанты, и чем репетиционная пачка отличается от сценической.

Обувь балерины – не пуантами едиными

Многие девушки сегодня считают, что наши любимые, практичные и часто незаменимые балетки не имеют ничего общего с балетом. На самом деле, именно так называются мягкие балетные тапочки, в которых балерины посещают классы – балетные уроки, подготавливающие тело к дальнейшим занятиям и репетициям, в том числе в них выполняются па возле станка. Конечно же, они не такие жесткие, как обувь на все случаи жизни, и предназначены исключительно для танцев.

В классическом балете приветствуются светлые оттенки, тогда как «народницы» применяют черные, более практичные балетки. Специалисты рекомендуют обувь из кирзы, которая более или менее долговечна. Хотя этот параметр зависит, во-первых, от покрытия в зале (в идеале это мягкий линолеум, а не покрытое лаком дерево), а также от интенсивности ваших занятий. Для любительниц, занимающихся три-четыре раза в неделю, вполне нормально менять балетки каждый месяц. Кстати, протираться они должны в определенных местах. Если вы правильно выполняете упражнения, потертой будет, прежде всего, передняя часть. Потертости на боках говорят о том, что вы часто «заваливаетесь на стопу», то есть, неверно выполняете движения. Лучше, если носок отделан кожей, а подошва у балеток раздельная, а не сплошная. По периметру на них есть специальная резиночка, которую можно затянуть для необходимой ширины ноги. Балетки с «разбитой» подошвой и вынутой стелькой хорошо подходят для новичков, которые стремятся действительно хорошо укрепить стопу. Выбирать балетки лучше всего, тщательно примеряя, внимательно «прислушиваясь к стопе». Они не должны быть ни больше, ни меньше, иначе будут жать либо слетать с ноги. Меряйте обувь на то, в чем планируете заниматься – в трико или на босу ногу, а также в процессе «поработайте» стопой.

Пуанты – для сильных духом

Основным элементом в сценическом облачении профессиональных балерин являются пуанты (танцовщики мужского пола танцуют в специальных мягких туфлях, ну разве что не пародируют женские образы). В дословном переводе с французского это название означает «кончики пальцев». Пуанты делают танец еще более возвышенным, и раньше были предназначены для того, чтобы подчеркнуть неземное происхождение тех образов, которые балерины воплощали на сцене. А это были, как правило, герои сказок, легенд и других мифов.

Не смотря на многовековую историю балета, «становиться на пальцы» танцовщицы начали только в конце XVIII века. До этого они выступали в обычных бальных туфлях на невысоком каблучке или сандалиях безо всяких украшений. Историки, исследующие балет, связывают первое появление пуантов с представлением «Зефир и Флора», проходившим в Лондоне. Впрочем, существуют также русская и итальянская версии происхождения пуантов. В Большом театре танец на пуантах стал обязательным элементом классического балета в 60-х годах.

Заниматься в пуантах юные девочки, учащиеся в профессиональном училище, начинают уже во второй половине первого года обучения. Что касается возраста, с которого можно начинать вставать на пальцы, то тут мнения специалистов расходятся. Одни считают, в идеале это 10-11 лет, и раньше мышцы и скелет ребенка просто еще не сформированы полностью. Другие не видят ничего плохого в том, чтобы на стоя на пальцах занимались совсем маленькие девочки. Но для этого у них должны быть действительно сильные стопы и высокий подъем. Пуанты различаются по полноте, степени закрытости (зависит от высоты подъема), вырезом (круглый или V-образный).

Важным параметром считается жесткость стельки:

  • мягкие (обозначаются буквой S) – подходят для новичков с низким подъемом, который еще не разработан
  • средние (маркировка М) – для «переходных» периодов
  • жесткие (буква H) – для высокого подъема и тех, кто «идет дальше»

Кроме основной маркировки, существуют супер-мягкие и супер-жесткие пуанты, со смешанной жесткостью (более мягкие посередине) или стелькой длиной в три четверти. Чтобы меньше натирать стопы, специалисты советуют использовать специальные силиконовые, в меру плотные вкладыши, надеваемые на голую ногу. Их необходимо покупать и мерить вместе с пуантами. Что касается производителей, то российские пуанты стремятся делать из натуральных материалов, и стопа в них отлично дышит. С другой стороны, популярный американский бренд производит «пальцы» из специального пластика, их еще называют «гейнерами», и они более долговечны. Танцевать в них и держать баланс гораздо легче, и именно это считается одновременно их главным недостатком. Они служат как бы «поддержкой» для стопы, которая со временем «отвыкает» работать самостоятельно. После этого вам будет сложно танцевать в другой обуви.

Одежда балерин для эффективных занятий

Репетиции балерины проводят в специальных трико. Практически это обычные обтягивающие колготки, как правило, светлого оттенка – персикового, светло-золотистого, бежевого, белого. Дело в том, что туфли для балета также обычного светлые, и вместе этот альянс представляет собой иллюзию максимально удлиненных ног. Но бывают и темные трико – специально для «черновых» репетиций и рядовых занятий. Их делают, как правило, из полупрозрачного материала, и их длина доходит до половины икры. Такие трико, кроме того, что визуально существенно худят, меньше пачкаются во время растяжки на полу.

Профессиональные трико отличаются наличием специального отверстия посередине стопы. Оно сделано для того, чтобы танцовщица смогла, не снимая трико, продеть в него пальцы и заклеить пластырем натертый мозоль. Новичкам не советуют сразу тратиться на такую «экипировку», можно обойтись обычными светлыми колготками плотностью в 60 ден.

Балетная «форма» для начальных классов – это танцевальный купальник. Дело в том, что такая одежда для балета помогает преподавателям более тщательно следить за работой мышц девочек и контролировать движения. В зависимости от предпочтений педагога, купальники используют и в старшем возрасте. При балетных школах и училищах часто есть профессиональные мастерские, где можно заказать пошив одежды для балета любого покроя, даже собственного уникального дизайна. Желательно, чтобы вырез купальника начинался как можно выше на бедре, даже если вы не профи и психологически желаете скрыть некоторые свои недостатки. Так вы визуально удлините ноги. Что касается материала, то хорошо, если это будет смесь хлопка и вискозы. Чисто хлопковая одежда быстро теряет свою форму и вид, так как ее необходимо стирать с применением специальных средств, а купальник, состоящий полностью из вискозы, хоть и отлично сидит, будет демонстрировать даже малейшие ваши складочки.

Еще одна разновидность одежды для балерины – разогревающая, и она обязательна во время разминки, так как это существенно снижает риск получения травм. Это могут быть гетры различной длины, спортивные свитеры, сапожки и даже комбинезоны. Специальные шорты с высокой талией помогают разогревать мышцы поясницы. Иногда для разогрева используют и купальник с длинным рукавом. Такая одежда выполняется из шерсти или другого материала и служит не только для разогрева мышц во время разминки, но и, например, для того, чтобы «пересидеть» антракт во время выступления или переместиться в другой класс во время репетиций, сохранив тепло в мышцах.

Пачка – еще один незаменимый элемент сценического образа балерины. Юбка бывает плоской или пышной. Первый вариант хорош для идеальных ног, второй же привлекает больше внимания к стопам. В некоторых постановках используют и однослойную юбку, которая называет «хитон». Репетиционные пачки отличаются от сценических, они состоят из меньшего количества слоев шифона. Они также надеваются на трико, в отличие от сценических, где юбка сшита с верхней частью сценического костюма.

Волшебные балетные туфельки, дающие балерине возможность утратить вес и вопреки земному притяжению парить над сценой.

Пуант - в переводе с французского "острие". Пуантами называются кончики пальцев ног. Танцевать на пуантах - значит танцевать, опираясь не полностью на всю стопу, а только на пуанты. Эта система балетного танца стала использоваться в самом начале 19 века, постепенно превращаясь в обязательный элемент классического балета. Танец на пуантах исключительно женский.

Позже пуантами стали называть и специальные балетные тапочки, в которых балерина танцует, опираясь на кончики пальцев ног (на пуантах).

Пуанты обычно изготавливаются из атласа. Жесткий носок получается за счет использования специального крахмального клея, которым пропитывают все внутренние слои носка. После сушки пуантов носок становится твердым. Помогает удерживать ногу необычном, танцевальном положении и подошва из кожи. Конструкция пуантов способствует достижению устойчивости на опорной ноге в позахклассического танца.

Несмотря на кажущуюся простоту конструкции процесс "создания" паунтов - это целое искусство. Балетная туфелька состоит из 54 деталей, которые надо изготовить, собрать и подогнать по ноге. Верх пуанта - атлас и бязь (изнанка), подошва - настоящая кожа, "коробочка" - жесткая часть над опорным пятачком - из 6 слоев мешковины и текстиля, наклеенных на вывернутый носок. Клей специальный из натуральных компонентов. Еще сырую заготовку надевают на колодку, придавая ей необходимую форму, а затем полируют специальным молотком. Верх и низ сшивают вручную особым однониточным швом. Нить обрабатывают пчелиным воском и канифолью. Сушат пуанты как фрукты в течение 12 часов при температуре 40 - 50 градусов по Цельсию. Помимо конвективной сушки используются и инфракрасные излучатели.

По мере интенсивности танца твердые носки туфель размягчаются. За один спектакль балерина может сменить несколько пар пуантов .

Впервые на сцену в пуантах-тапочках с жесткой пробковой прокладкой вышла 3 июля 1830 годаМария Тальонив партии Флоры в балете «Зефир и Флора» вКовент-Гарден, Лондон. Она же самой первой стала танцевать на пуантах-пальцах — в 1832 году в парижскойГранд-Операв балете «Сильфида» в постановкеФ.Тальони.

Хотя знаменитый историк театра Ю.А. Бахрушин считал что первой "на пальцы" встала русская балерина Мария Данилова, в балете Шарля Луи Дидло "Зефир и Флора" в 1808 году. И это похоже на правду.

Дидло прибыл в Россию 1801 году. Это был уже состоявшийся балетмейстер европейского уровня. Балет он знал, что назывется изнутри, сам долгое время выступал в качестве танцовщика. Его постановки были смелыми и новаторскими для своего времени. Он обожал нововведения и всякие технические трюки. Его так и подмывало оторвать танцовщицу от пола и "забросить" в воздух. Он не мог обходиться без полетов. Амуры, эефиры, нимфы порхали над сценой в его балетах по одиночке и целыми группами. Поэтому поставить балерину на пальцы - это было вполне в его духе. Историки балета утверждают, что все первые изображения арабеска или аттитюда на пальцах относятся именно к его балету "Зефир и Флора". Но, справедливости ради, надо сказать, что это все-таки был не танец на пальцах, а одна, правда сказочно красивая, поза в спектакле.

Первые попытки танцевать на пальцах в Европе в 1815 году сделали танцовщицы Женевьева Гослен и Амалия Брульони. Историк французского историка балетаКастиль-Блаза пишет по поводу спектакля «Зефир и Флора», поставленного Дидло в Париже в 1815 году: «Мы узнаем из газет, что старшая мадемуазельГосслен в течение нескольких мгновений стояла на пальцах,sur les pointes des pieds — вещь доселе невиданная»

И все-таки первой балериной действительно начавшей танцевать на пуантах и тем самым открывшей новую страницу в истории танца - страницу романтического балета, следует признать Марию Тальони. Ее "Сильфида" покорила мир и принесла ей заслуженную славу. Кстати, она совершила революцию не только в сфере балетной обуви, Мария при поддержке своего отца балетмейстера Филиппа Тальони "реформировала" и балетный костюм. Он стал полупрозрачным и воздушным, что прекрасно работало на общую идею легкости и невесомости танца.

А самой первой русской балериной, танцующей на пуантах называютАвдотью Истомину.

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

А.С.Пушкин "Евгений Онегин"

Наследницей традиций Тальони и Истоминой в 20 веке стала гениальная русская балерина Анна Павлова, именно ей "было суждено вернуть на нашу сцену забытое очарование романтических балетов эпохи Тальони". Танец на пуантах стал уже балетной классикой, а Павлова - главной музой романтического балета. Она объехала с гастролями весь мир, по приблизительным подсчетам дала около 9 тысяч спектаклей. Итальянский мастер Ниннолини изготовлял для нее в год в среднем более 2 тысяч балетных туфель.

Работали на Анну и другие мастера. Получив пуанты, Павлова подгоняла их под себя. По воспоминаниям подруги Натальи Владимировны Трухановой, "чтобы чувствовать пол непосредственно, она размачивала клей носка, выдирала из него несколько пластов, и это место подштопывала толстыми нитками. Какой же должна быть техника балерины, если ее вес тела, пусть и всего сорок четыре килограмма, держится только силой мускулов икр, щиколотки и пальцев?!"