Соляной Столп. Жена Лота. Cоляные столбы

Во время которого жена Лота стала соляным столбом, и соблазнение Лота его дочерями.

История Лота.

Лот, равно как и его отец Аран, родились и выросли в Уре Халдейском в Шумерии на реке Евфрат, что в нижней Месопотамии, примерно четыре тысячи лет назад. Отец Лота умер рано. Дед Лота, Фарра, взял всю семью и отправился

… из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там (Бытие, глава 11).

Во время странствований и Лот, и Авраам обзавелись значительным количеством скота. Обеим семьям не хватало пастбищ, что приводило к постоянным конфликтам между пастухами Лота и Авраама. Тогда Авраам предложил Лоту разойтись и поселиться в разных местах, чтобы не было между ними конфликтов.

Лот отправился жить на Иорданскую равнину, которая, в те времена была прекрасна и орошалась водой. Он поселился вблизи Содома. Авраам же стал жить на земле Ханаанской. Зеленая Иорданская равнина располагалась между пятью городами. Правители этих городов вели междоусобные войны. Во время одного из таких конфликтов Лот был взят в плен, а его имущество разграблено.

Когда Авраам узнал, что случилось с его племянником, он вооружил спасательный отряд из 318 рабов. Авраам напал на неприятеля ночью и спас Лота и все его имущество. Лот снова поселился в Содоме.

Вскоре Содом и Гоморра были разрушены гневом Господа. Как и почему это случилось, можно прочесть в статье . Единственным праведником Содома был Лот, а потому Господь дал ему время уйти из города вместе со своей семьей – женой и двумя дочерями.

Жена Лота.

Имя жены Лота в Библии не упоминается. Уход, а точнее бегство из Содома, тяжелее всего далось жене Лота. Весь предыдущий день был наполнен хлопотами и тревогами, а теперь, ночью, ей приходится оставить все и бежать в неизвестном направлении. Она уже немолода, и такие события для нее сопряжены не только с психологическим стрессом, ей нелегко еще и физически.

Господь, указав Лоту и его семье путь к спасению, запретил им оглядываться. Жена Лота думает о том, а под силу ли ей начинать все сначала… Она пребывает в нерешительности и оглядывается. Оглянувшись, она превращается в соляной столп. И сегодня можно увидеть этот столп на берегу мертвого моря.

Почему же Господь обратил жену Лота в соляной столп? Многие считают, что это наказание за любопытство, однако, едва ли это правда. Скорее всего, сердце и душа жены Лота остались в Содоме, и она должна была погибнуть, как и все. Бог требует решительного отказа от греха.

В , в Евангелии от Луки мы находим христианское толкование истории жены Лота:

Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;

но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;

так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.

Вспоминайте жену Лотову.

Таким образом, жена Лота погибла, так как радела больше о материальном, нежели о спасении души.

Город Сигор, где жил Лот.

Лот и две его дочери направились в один из городов долины, который Господь пощадил. Это был город Сигор. Название города Сигор переводится как “маленький”, “незначительный”. Сигор также известен как Цоар или Белла. До сих пор ведутся споры, где был расположен город Сигор – на севере или на юге от Мертвого моря. Сигор - единственный город содомского пятиградья, который был пощажён Богом. Лот поселился в Сигоре, однако вскоре его покинул.

Лот и его дочери.

История Лота и его дочерей описана в Бытии 19:30-38. Лот, побоявшись жить в Сигоре, жил в горах в пещере со своими дочерями. Дочери Лота, посчитав, что не осталось больше мужчин, напоили своего отца и вступили с ним в связь, что того, чтобы продлить род. Обе дочери Лота забеременели от отца своего.

У старшей родился сын Моав (имя в переводе означает «от отца»). У младшей также родился сын Бен-Ами (в переводе «сын моего народа»). Моав стал прародителем моавитян, а Бен-Ами – аммонитян.

История дочерей Лота отражает мысль о превосходстве Израиля над моавитянами и аммонитянами , так как эти народы появились в результате греховной кровосмесительной связи. Племена моавитян и аммонитян стали основой древнеарабского народа.

Предполагаемый инцест между Лотом и его дочерьми и в наши дни рождает много вопросов, споров и теорий относительно того, каковы были реальные мотивы дочерей, и кто действительно был виноват в случившемся. Да и был ли кто-то виноват? Кровосмесительные браки не редкость в среде библейских патриархов. Авраам женился на своей единокровной сестре Саре; брат Авраама, Нахор, женился на племяннице Милке; Исаак женился на своей родственнице Ревеке и еще множество примеров. С другой стороны, в книге целая глава посвящена данной теме (глава 18), где сказано:

Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу.

Многие исследователи оправдывают кровосмесительные браки тем, что левитские законы появились позже, и созданы они были патриархами нации, в том числе праведным Лотом (вместе с Авраамом, Иаковом, Иудой, Моисеем, Давидом). Левитские законы, в том числе и против кровосмешения, были созданы с целью разделить образ жизни Иудея от образа жизни народа Ханаан, вопреки всем инцестуальным проявлениям, которые патриархи имели в прошлом. Левитские законы – новый шаг в развитии общества, часть прогрессивных идей человечества на пути к современной цивилизации.

Отражение истории в живописи.

История Лота и его дочерей легла в основу многих картин. Картины на данный сюжет, как правило, изображают Лота и его дочерей в горном убежище. Часто на фоне можно заметить маленькую фигурку жены Лота, и горящий город на отдалении.

Персонаж Лота в разных религиях.

В иудаизме .

Фигура Лота в иудаизме – спорна. Он считается праведником, праведность которого постоянно оспаривается. Считается, что в своей жизни Лот отклонился от истин еврейского пути, а потому потомки его не стали частью еврейского народа. Лот упоминается в торе,

В христианстве

В Новом Завете мы находим сочувственное отношение к Лоту. Во Втором Послании Петра Лот называется праведником, утомленным жизнью среди неистово развратных людей.

Исламский взгляд

Лут в Коране считается посланником Бога и пророком Бога. Его история практически созвучна с библейской. В Исламской традиции, Лут жил в Уре и был племянником Ибрахима (Авраама). Он мигрировал с Ибрагимом в Ханаан и был назначен пророком в городах Содом и Гоморра. Ему было велено Аллахом идти в землю Содома и Гоморры проповедовать единобожие и остановить похотливые и жестокие деяния местных жителей. Проповеди Лута были проигнорированы, что привело к разрушению Содома и Гоморры. Лут покинул город, его жена оглянулась назад и погибла.

Над безжизненным пространством вдоль юго-западного побережья Мертвого моря на несколько километров простирается гора Содом. Ее название напоминает о том, что, по всей вероятности, именно здесь четыре тысячи лет назад произошла описанная в Библии катастрофа: огненный дождь стер с лица земли города Содом и Гоморру, погрязшие в разврате и жестокости.

Из всех жителей возможность спасти себя и свою семью получил лишь единственный праведник – племянник ветхозаветного патриарха Авраама, Лот. Два ангела предупредили его о неминуемом бедствии, наказав уходить с домочадцами в горы и ни в коем случае не оглядываться. Однако жена Лота ослушалась. Женщина на несколько секунд прервала спасительный путь – она остановилась, чтобы бросить прощальный взгляд на полыхающий город, и… Застыла, превратившись в соляной столб!

На горе Содом сегодня можно увидеть множество соляных скал. Одна из них, своими очертаниями напоминающая фигуру женщины, так и называется – «жена Лота». Эта скала не может в буквальном смысле быть той самой, что описана в Библии, уже потому, что ее высота достигает двенадцати метров. Однако этот природный памятник побуждает задуматься – возможно ли в принципе мгновенное превращение человека в соляную глыбу? В 1988 году американский химик доктор Клотц из Северо-Западного университета штата Иллинойс предложил научное объяснение этому явлению. Он утверждает, что жену Лота убил парниковый эффект, вызванный огнем, пожиравшим Содом.

Жену Лота накрыл мощный поток раскаленного воздуха с очень высоким содержанием углекислого газа. Это спровоцировало ряд смертоносных химических реакций в организме, соединение кальция с углекислым газом, и в результате – мгновенную кристаллизацию кальцитов. Женщина превратилась в неподвижный блок кальцитов,

Высказывания о том, что превращение жены Лота в соляной столб могло произойти в действительности, впервые прозвучали еще в девятнадцатом веке, после раскопок древнего итальянского города Помпеи, погибшего в результате извержения вулкана Везувий. Выяснилось, что вулканический пепел, в одночасье накрывший город в первом столетии от Рождества Христова, сохранил очертания тел погибших жителей. Он обволакивал людей, запечатлевая малейшие подробности. Покров затвердел, и даже когда сами трупы истлели, их формы остались неизменными. Сейчас эти скорбные скульптуры свидетельствуют о том, что жители Помпеи были уничтожены стихией внезапно, в один момент – люди застыли в веках в тех позах, в каких их настигла катастрофа. Современный антрополог Дженет Монж из Пенсильванского университета США, проводя аналогию между трагедиями в Помпеях и Содоме, настаивает на том, что соляные фигуры на берегах Мертвого моря также могут таить в себе человеческие останки.

Но если причиной гибели Помпеи однозначно называют извержение вулкана, то что же уничтожило Содом и Гоморру? Член-корреспондент Британской национальной академии наук Уильям О лбрайт утверждал, что эти города погибли в результате землетрясения, повлекшего за собой воспламенение содержащихся в этом районе месторождений нефти и серы, которые и могли стать средством для наказания Богом растлённых городов.

Поздние геологические исследования Мертвого моря и его окрестностей проанализировал доктор Клайв Э ймери из Океанографической лаборатории Ву дсхол американского штата Массачусетс. Он также выразил уверенность в том, что именно землетрясение стало отправной точкой гибели Содома и Гоморры. Это утверждение созвучно и библейскому тексту, в котором говорится не только об огне и сере, но также о том, что все города на равнине были «ниспровергнуты».

Содом и Гоморра находились в сейсмически нестабильном районе на стыке тектонических плит земли. Под землей имелись так называемые карманы с горючим газом – метаном, который мог воспламениться и вырываться столбами огня, по библейскому определению «как дым из печи» . Большой геологический разлом содрогнулся, в земле открылись гигантские трещи­ны. Жидкая сера из земных недр взметнулась в воздух на высоту тысячи футов и огненным дождем обру­шилась на города Содом и Гоморру. Серные шары, оставшиеся от это­го чудовищного фейерверка, до сих пор находят на территории региона. Лабораторные анализы показали, что эти шары заключены в капсулы из материала, сожженного при очень высокой температуре. Природного аналога этого фе номена не существует, зато по своим физическим параметрам он вписывается в картину катастрофы, описанной в Библии.

В свете этих изысканий вполне логичным выглядит и предположение американского химика, доктора Клотца, что жена праведника Лота погибла, настигнутая смертоносным раскаленным облаком. Огонь не дотянулся до нее, чтобы уничтожить вместе с другими жителями Содома. Но продукты горения заставили женщину замереть на тысячи лет, превратив ее в соляной столб. Как знать, может быть, он и сегодня возвышается над Мертвым морем среди других соляных изваяний.

Имя жены Лота нам известно только по одному иудейскому преданию. По этому преданию ее звали Юдифь. Библия же не называет ее имени, а все же подробный вдумчивый разбор ее образа для нас будет не бесполезной тратой времени, так как Сам Господь сказал: "Вспомните жену Лотову!", Луки 17:32. И если Он призывает нас, говоря: "Вспоминайте!" - то мы и хотим исполнить Его повеление. Это наградится!

1. Предостережение

С женой Лота впервые мы встречаемся в Бытие 19 , когда ангелы нисходят к Лоту, чтобы вывести его и всех его домашних из Содома, когда разразился Божий суд над преступным городом. Но ее влияние чувствуется раньше, уже в Бытие 13 , хотя непосредственно о и там не говорится.

Бог так благословил Авраама и Лота, что поголовье скота у обоих настолько возросло, что они уже не могли водить свои стада вместе. Между пастухами Авраама и пастухами Лота постоянно вспыхивали ссоры из-за пастбищ. Тогда Авраам предложил своему племяннику Лоту: "Отделись от меня. Если ты налево, то я направо, если ты направо, то и налево", Бытие 13:9. И как поступил Лот? "Лот возвел очи и увидел ВСЮ окрестность Иорданскую что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская. И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую и двинулся Лот к востоку", Бытие 13:10-11.

"Лот возвел очи". Это само собой разумеется! Как же можно поступить иначе при решении такого жизненно важного вопроса? Как не осмотреть окрестность, чтобы взвесить за и против? Не так ли рассуждает мирская мудрость? Смотреть - это на повестке дня! И все же как велика опасность от этого?

О Еве мы так же читаем: "И увидела жена, Что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз", Бытие 3:6 . Если бы Лот, вместо того, чтобы возвести очи, сомкнул их хотя бы на мгновение и в молитве предоставил этот вопрос на усмотрение Бога! Несомненно, тогда он не "двинулся бы на восток"! Вот юноша "возводит очи свои" и видит девушку. Правда, девушка неверующая и потому родители против этого брака, но ведь он выгоден ему! Хотя в данной местности нет церкви, но это же выгодная сделка! Выгодное дело! И решение принято! Не происходит ли в жизни подобное очень часто?

До Лота безусловно доходили огорчающие его слухи о том, что жители Содома имеют очень дурную славу. Он знал это. Но зримая выгода рисовалась ему светлыми красками, а грозящий ущерб он старался затушевать и уменьшить. "Жена,- говорил Лот своей спутнице, -как ты думаешь об этом деле? Я не могу иначе, как видеть в этом промысел Божий, что дело между Авраамом и мной приходит к развязке именно здесь на пределах прекрасной местности!"

Немало таких людей, которые поспешно и легко говорят: "Это от Господа!" - пока обстоятельства развиваются по их собственной воле и желаниям.

Жена Лота не только абсолютно согласна с его мнением, но она имеет и свой веский аргумент за выбор Содомской окрестности: "Конечно! Странствовать и впредь нам уже очень нелегко! Мы стареем и хочется уже больше покоя и удобств. Было бы намного лучше основаться в этой местности. Тогда мы смогли бы дать нашим дочерям гораздо большее! Они, собственно говоря, ничего в жизни еще не видели, по сути дела они только пастушки! Авраам не разумеет, что новое время предъявляет новые требования, порой выставляя совершенно непривычные претензии! В Содоме же, конечно, есть несколько добропорядочных семейств, с которыми можно будет подружиться. Конечно, мы должны быть очень осторожны, так как город не пользуется доброй славой. Но кто знает, все ли правда в том, что говорят! В мире так много пустых слухов! Нехорошо верить только в недоброе. И притом, дорогой, подумай о том славном предназначении, что мы можем быть в благословение городу!"

Этот последний аргумент решил исход: ну это уж точно доброе дело, что Лот избирает Содом! Он хочет быть в благословение содомлянам!

Сколько молодых девушек думали именно так, вступая в брак с неверующим: "Я буду ему в благословение!". Но многим тяжело припомнить хотя бы один случай, когда при этом действительно следовало благословение. А вот такие случаи, когда неверующий супруг увлекал за собой верующую жену в пучину неверия, известно множество! Есть у русского народа очень хорошая поговорка: "Уходящему на войну должно молиться, уходящему в море должно молиться вдвойне, вступающему в брак должно молиться втройне!". Но все ли поступают так? Все ли браки заключаются на небе?

Дорогие родители! Выдавая замуж свою дочь, вспомните жену Лота! Милая молодая девушка, если к тебе сватается молодой человек, который и слышать о Господе не желает, вспоминай жену Лотову! Хотелось бы это предостережение Иисуса написать большими буквами и повесить в своей комнате, чтобы во всех обстоятельствах помнить повеление Господа: "Вспоминайте жену Лотову!"

2. В Содоме

Как же обстоят дела Лота и его семьи в Содоме? Оправдались ли их надежды? История Лота вам известна. Пришел царь Кедорлаомер и забрал в плен. Авраам освободил их, но и на этом Лот не вразумился, он возвратился в Содом и поселился уже не в своем разоренном доме за воротами города, а вошел и обосновался в самом городе и стал членом городского совета, как мы читаем об этом в Бытие 19.

Известно, что Бог открыл Своему другу Аврааму Свое намерение относительно Содома и Гоморры, прежде чем ниспроверг эти города. Авраам начал ходатайствовать, чтобы праведники не погибли (ас с грешниками. Бог обещал пощадить праведников). Авраам продолжал ходатайствовать перед Богом за праведных, начиная с пятидесяти и кончая десятью. Бог обещал пощадить весь город, если там найдется хотя бы десять праведников. И тогда Авраам перестал ходатайствовать. Почему? Потому что он подумал: "Ну теперь город спасен! Лот живет в городе, он верующий, он праведник. Его жена тоже. Обе его дочери во всяком случае тоже знают Бога. Далее двое молодых людей, которые помолвлены с его дочерями... Итак, шесть человек. Ну еще четыре человека Лот, конечно же, обратил на праведный путь или их товарищей, или из соседей, или же из семей своих будущих зятьев. Итак, опасность миновала!"

Но ни один человек не был обращен Лотом! Более того, его домашние потерпели кораблекрушение в этом Содоме! Греховный яд преступного города, подобно опустошительной эпидемии, пожирающей и истребляющей все живое, отравил обеих его дочерей, равно и жену!

Подумать только, это была "орошаемая земля", это был сад Господень! Кто идет в Содом по повелению Господа подобно Ионе, пошедшем в Ниневию, тот будет в благословение для грешников, но кто ищет общение с содомлянами из человеческих мирских соображений, тот есть "сын погибели"!

В наши дни многие христиане говорят, что, если мы хотим распространять христианство в мире, то нам нужно приобщиться к миру, что если мы будем обособляться от мира, то потеряем влияние на него! Это дьявольская ложь! Человек не сможет вытащить из трясины другого, если он и сам окажется в той же трясине. Это можно сделать лишь в том случае, если вытаскивающий из трясины другого имеет под ногами твердую надежную почву.

Архимед, великий математик древности, который много размышлял о силе рычага, сказал: "Дайте мне рычаг и точку опоры, и я переверну весь мир!". Однако точку опоры, чтобы перевернуть весь мир, никому из смертных не удалось найти до сих пор.

Кто хочет повлиять на Содом, тот должен находиться вне города! "Вспоминайте жену Лотову!"

3. Почти спасена и все же погибла навеки!

Эта потрясающая надпись стоит под образом жены Лота и потому ни Господь здесь воздвиг сигнал предупреждения: "Вспоминайте жену Лотову!". Она была женой праведника: "а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил ", 2Петра 2:7 . Жена Лота провела многис годы в странствовании с Авраамом, другом Божьим. Она слышала их свидетельство во Имя Господа. Она знала Иегову. Он послал Своего ангела в их дом, чтобы избавить от погибели. К ней было обращено полное любви предупреждение и повеление оставить это место. А когда она не могла решиться бросить свой обжитый дом, то ангелы взяли ее в свои сильные руки и вывели из Содома.

Что Бог смог бы сделать еще для нее? Ничего! Бог сделал все, Он ничего не упустил! Он воистину приложил за нее все старания, но она не захотела, и все старания Божий были напрасны! Он приходил то через радости, то через печали, и каков результат? Сердце жены Лота было привязано к земному: к богатству, к имению. Она никак не могла согласиться с потерей всего этого. Она не верила тому, что действительно наступил час суда. Она надеялась возвратиться назад или же по крайней мере желала взглянуть на оставленное владение. И тут ее настиг суд Божий.

А ведь спасение было так близко! Еще каких-то полчаса, и они достигнут убежища. Но в преддверии спасения ее настигает смерть! Она становится соляным столбом. И поныне на берегу Мертвого моря стоит живое напоминание гибели жены Лота. Ныне там возвышается соляной столб, названный устами народа "дочерью Лота".

4. Избавление

Из этого места Писания мы можем получить еще один важный урок. В главе 17 Евангелия от Луки Господь говорит о Своем втором пришествии: "Как было во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили, но в день, в который Лот вышел из Содома, долился с неба дождь огненный и серный и истребил всех, так будет и тот день, когда Сын Человеческий явится".

Как Бог спас Ноя и его семейство в ковчеге, когда всемирный потоп за грех пришел на землю, как Он спас Лота и его семейство, когда суд Божий постиг Содом и Гоморру. Так Господь вознесет и избавит своих детей от всяких опасностей при наступлении последнего времени.

Этот день уже близок. Потому повеление Господа: "Спеши, спасай свою душу!" - звучит особенно актуально и настоятельно. Потому и сегодня, как и тогда, Господь выводит души за руки, чтобы спасти их. Однако и сегодня многие поступают подобно зятьям Лота, которых он приглашал избежать смертельной опасности, но они не послушали тестя, потому что им "показалось, что он шутит", Бытие 19:14.

Женщина глазами Бога по книгеЭрнста Модерзона Жены Ветхого Завета

Жена Лота и соляной столб
1

В Торе есть несколько сюжетов, которые меня волнуют личностно. Один из них - жена Лота. Почему она оглянулась? Почему Бог так странно наказал ее, превратив в соляной столб? Мог же он ее просто убить, или превратить в ящерицу. Почему существует такое понятие: уходя, не оглядывайся? Мне кажется это как-то связано с историей жены Лота.

Иерусалим

Считаю необходимым начать свой ответ с такого утверждения: Тора не является книгой, написанной человеком. Поэтому в ней очень много слоев, и мы попробуем разобраться в некоторых из них.

Кроме того - под Торой мы всегда подразумеваем и Письменную Тору и Устную.

Вводные сведения:

Лот был женат, а когда попал в Седом, (по-русски Содом), где правила жизни запрещали оказывать кому-либо гостеприимство, его жена вскоре была казнена, т.к. из дома дяди Лота - нашего праотца Авраама она вынесла традицию, согласно которой гостеприимство считалось делом чрезвычайной важности. Она переоценила тот почет, который седомитяне оказали ее мужу. И упорно принимала у себя в доме гостей-чужестранцев. В результате чего ее отдали под суд.

Затем Лот женился на дочери местного вельможи, по имени Ирит (об этом написано в Мидрашах: книгах Мидраш Танхума и Пиркей де-раби Элиэзер ). У них родились дети. Когда дети выросли, произошло то, о чем Вы прочли в тексте Торы.

Первый слой

Жена Лота оглянулась, потому что не могла поверить в полное разрушение того места (города), где прошло ее счастливое детство, где она вышла замуж и прожила долгие годы в браке (в Устной Торе ее жизнь описывается более подробно, но дополнительные детали для нас сейчас несущественны). И, конечно же, она не могла поверить в то, что запрет «не оглядывайтесь!» - столь серьезен. Ей казалось, если она на мгновение бросит взгляд на оставленный город - ведь это сущая «мелочь»! - ничего плохого не произойдет.

Второй слой

Духовный потенциал Ирит был огромен... Имя ее состоит из букв: аин , реш , йуд , тав . И образовано оно от корня аин , реш , hей (в женском роде добавляются йуд и тав ), что означает - «пробуждение», «возбуждение».

Иначе говоря, ее суть - «быть возбужденной», томиться желанием йихуда , соединения мужского и женского начал, которое служит символом-моделью Великого соединения Неба и Земли, Творца и сотворенного Мира. И Лот (не только племянник Авраама, но и - ученик!) был с нею счастлив. Он ощущал, что их совместная жизнь усиливает процесс подготовки Единения в Высших Мирах, приближая Миры к ожидаемому совершенству.

Поэтому суть распоряжения двух посланников Всевышнего, запретившего «оглянуться» - это отрыв Ирит (вообще семьи Лота) от сильной, но негативной духовности Седома. О мировоззрении жителей этого города в трактате Мишны Пиркей Авот сказано: «Их жизненная концепция: мое - это мое, твое - это твое». И если мы напишем слово «твое» с большой буквы («Твое»), нам в данном высказывании раскроется и другая грань Истины. Они, жители Седома, стремились (и преуспевали в этом!) к полноте жизни, в которой, однако (в земной жизни, обозначенной здесь местоимением «мое»), нет Творца («Твое, небесное - это для Тебя, а не для нас»).

От этого седомитянского мировоззрения такой женщине, как Ирит, обладающей высоким потенциалом духовности, следовало отделиться. Полностью и окончательно - «без оглядки».

Слой третий

Почему она превратилась именно в соляной столб?

Соль на иврите - мелах . В этом слове - два слога: ме и лах (на иврите слог может быть и однобуквенным, т.е. буква+огласовка).

Слог ме означает движение «от». Ме -ир , к примеру - движение, уход от города (на иврите - ир ).

Слог лах - «влажность». В целом слово мелах (соль) обозначает нечто, что уменьшает, сводит на нет влажность.

В соляных копях, пещерах, влажность равна нулю. И мясо кошеруют, посыпая на час солью, вытягивающую влажность крови.

Томление и желание женщины называется в наших книгах «маим нуквим » (женские воды). Жена Лота по имени Ирит (о значении имени - см. выше) не захотела подняться на высоту своего потенциала. Не захотела «отдаться», подчиниться распоряжению двух посланников, что должна была бы сделать, поверив в их истинность (а ведь они так ясно показали, кто они и от Кого они! - см. текст Торы о событиях в Седоме, предваряющих ситуацию с женой Лота). Она не проявила готовности пуститься вплавь по жизни без философии Седома. Иначе говоря, сохраняя некую связь с мировоззрением Седома, она как бы лишила себя возможности реализовать свою способность: желать и приближать истинное Единение. То есть - она «ушла от влажности» - ме-лах ...

Слой четвертый

Если слово «мелах » прочесть в обратном порядке (справа налево), получится слово «халом » («сон»). Жена Лота хотела воссоздать в своей жизни приятный сон, соединив привычный уклад жизни в г. Седоме с тем Единением, которое мог предложить ей Лот, думающий о Высших мирах. Но это в принципе - невозможно.

Она обернулась… И тем самым как бы предпочла «обратный порядок» - ее халом обратился в мелах .

Ирит превратилась в столб, в дорожный указатель. Напоминание нам...

Слой пятый

Здесь уже речь пойдет не о жене Лота, но опосредованно - и о ней.

Дочери Лота унаследовали от Ирит ее потенциал. В результате у старшей родился сын Моав, который стал родоначальником моавитян . В среде моавитян , примерно поколений через двенадцать, появилась Рут. Ее внук Ишай родил Давида - основателя процесса реализации Воли Творца. Вплоть до его, процесса, завершения - этапа Прихода Машиаха ...


Если вы однажды окажетесь в Иордании - поезжайте не по главной скоростной трассе №15, которая стрелой рассекает пустыню и гордо именуется "Королевским хайвеем", а попробуйте познать иорданские красоты и двигайтесь по менее быстрому, но гораздо более красивому шоссе №65. Эта дорога также соединяет север Иордании с её южной частью, но проходит по горным районам страны, а также позволяет насладиться красотами Мёртвого моря, вдоль которого она частично и пролегает.

Где-то на полпути, между городками Al"Mazraa и Madaba, любой иорданский водитель обязательно обратит ваше внимание на странный, похожий на торчащий палец или уродливый клык каменный столб, одиноко возвышающийся на крутой скале и расскажет, что на самом деле это не просто скала, а знаменитый соляной столп, в который согласно ветхозаветному библейскому сказанию, обратилась жена благочестивого Лота.

А расскажу-ка я вам сию интересную и поучительную историю.

Итак, всё началось с разговора пророка Авраама с Богом, который однажды изрёк праведнику: "Вопль содомский и гоморрский, велик он, и грех их, тяжёл он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, или нет."

Когда услышал эти слова прародитель иудеев Авраам, то пришёл в ужас - уж он-то точно знал, что содомляне прелюбодействуют, ходят во лжи и совершают множество других грехов. И ведь всего 400 лет минуло после великого потопа, истребившего греховный люд на земле! А ведь в Содоме жил и племянник Авраама, Лот, со своей семьёй - он ведь был благочестивым человеком. Так неужели же теперь вместе с грешниками должны погибнуть и праведники?

Тогда Господь сказал, что готов пощадить нечестивый город, если найдётся в нём хотя бы пятьдесят невинных и благочестивых людей. И тут начинается интересная история - Авраам, знавший (с одной стороны) крутой нрав Господа и (с другой), что столько непорочного народа в Содоме явно не удастся наскрести, стал активно торговаться с Богом - и в результате ему удалось сбить число праведников с 50 до всего 10 душ, после чего Богу эта торговля надоела и он просто вышел из спора.

Самое интересное, что Аврааму ничего за такой предерзостный спор с Самим не было - видно, действительно Господь любил его как великого праведника.

Чтобы проверить жалобу (то бишь вопль) на содомлян, Бог послал с инспекцией в город двух ангелов. Что же с ними там приключилось?

"И пришли те два ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли и сказал: "Государи мои! Зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши и встанете поутру и пойдёте в путь свой".

Следуя правилам благородного обхождения, ангелы долго отказывались, но в конце концов дали себя уговорить. Обрадованный хозяин приказал рабыням испечь хлебы и вдоволь накормить гостей. Только собрались они улечься на заботливо приготовленные ложа, как дом окружили множество городских жителей, "от молодого до старого", и громкими криками потребовали выдать им чужестранцев: "Где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам, мы познаем их ".

Из этих слов видно, что поведение собравшейся толпы было вызывающим: оно угрожало самому Лоту - нарушением его священного закона гостеприимства, а ещё больше его гостям - поруганием их чести, поскольку слова "мы познаем их" имеют в Библии весьма определённый, специфический смысл, связанный с половым актом. Проще говоря, к дому Лота сбежалось огромное количество агрессивных гомосексуалистов-содомитов. Какие уж там 10 праведников!

С опасностью для собственной жизни Лот вышел к этой озверевшей толпе и братскими увещеваниями попытался образумить их и отклонить от преступного намерения. Безуспешно. Тогда Лот решился на крайнее средство: ради спасения чести своих гостей он готов пожертвовать честью своих незамужних дочерей:

"Вот, у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего".

Однако агрессивные содомиты не унимались, а даже наоборот - хотели схватить за грудки самого Лота и попытались выломать двери в дом. Тогда ангелы втащили мужественного хозяина дома внутрь, затворили крепко дверь, а нападавших поразили слепотой. Ангелы-посланцы поняли, что их миссия завершена, "сигнал наверх" вполне подтвердился, и необходимо принимать экстренные меры.

Ангелы велели Лоту как можно скорее собраться и со всей своей семьёй в ближайшую ночь покинуть город. Когда взошла заря, они начали торопить Лота, говоря: "Встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города". Однако Лот, по слабости своего характера, колебался и медлил, жалея оставлять свой дом и нажитое имущество - тогда ангелы, взяв их под локти, собственноручно вывели из города.

"Когда же вывели их вон, то один из них сказал: "Спасай душу свою, не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть". И пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих...

Жена же Лотова оглянулась позади его и стала соляным столпом."

Вот такая грозная ветхозаветная история.

Кстати, наказание жены Лота за ослушание - не аллегория, а скорее всего исторический факт. Исследователи полагают, что в тот самый момент, когда жена Лота (кстати, имя её - Ирит) остановилась, чтобы взглянуть на город, она была охвачена разрушительным вулканическим вихрем, который не только мгновенно умертвил её, но и покрыл своего рода асфальтовой корой; а с течением времени эта окаменелая форма покрылась соляными отложениями Мёртвого моря и превратилась таким образом в соляной столп...

Выжженные солнцем горы на юго-западном берегу Мертвого моря называются Содомскими, хотя происхождение названия до конца не ясно.

Совсем рядом с "женой Лота" от Мертвоморского шоссе ответвляется второстепенная горная дорога, ведущая через одноимённое живописное ущелье в заповедник Аль-Муджиб (Al Mujib Reserve).

Учёными уже обнаружено здесь 420 видов растений, 10 видов животных и 102 вида птиц, причём их исследования далеки от своего завершения. Именно здесь можно встретить пасущиеся на склонах ущелья стада чрезвычайно грациозных каменных козлов - ибексов.

А кому-то из особо внимательных путешественников, возможно, повезёт встретить здесь и местного хищника – одного из очень редких ныне представителей семейства кошачьих, каракала. Его чуткие уши с чёрными кисточками придают каракалу сходство с небольшой рысью.