Каких цветов нет в спектре. Восемь наиболее важных цветов

Луч света, пропущенный сквозь трехгранную стеклянную призму, разлагается на составные цвета, на цвета линейного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Если к цветам спектра добавить пурпурный, смесь крайних его цветов-красного и фиолетового, то можно замкнуть линейный спектр в цветовой круг. При помощи этого цветового круга попробуем разобраться в закономерностях взаимодействия цветов.

Разделив цветовой круг пополам по диаметру пурпурный, - зеленый, получаем группу холодных и группу теплых цветов. Холодными принято называть цвета, в которых ощущается примесь голубого цвета, а теплыми-примесь желтого. Это определение условно, но при колорировании, подборе красок оно имеет большое значение. Многие краски могут быть и холодными, и теплыми. Ярче всего это прослеживается на примере зеленого цвета: с примесью голубого или синего он становится голубовато-зеленым, т. е. холодным, а с примесью желтого - желто-зеленым, т. е. теплым.

Этот пример показывает еще одно интересное и нужное художнику свойство цветов, соседствующих в цветовом круге. Как известно из практики, при их смешивании получаются более насыщенные тона. И наоборот, чем дальше цвета отстоят друг от друга, тем менее насыщенными получаются их смеси.

Основные цвета

Главные, основные, цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. На то они и основные, что составляют основу цветового круга. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, опытный художник создаст все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей).

Составные цвета

Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. Например, при смешении желтого и синего - получается зеленый. Составных цветов всего три: оранжевый, зеленый и фиолетовый.

Сложные цвета

Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый. Таких цветов уже шесть. Триада сложных цветов может быть одной из этих комбинаций:

  • красно-оранжевый, желто-зеленый и сине-фиолетовый;
  • сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый.

На цветовом круге все они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, занимая промежуточное положение между составными цветами.

Затемняя или осветляя эти цвета в той или иной степени, мы получаем всю возможную гамму цветов. На основном цветовом круге сложные цвета представлены (насколько это возможно) без осветления или затемнения, путем смешивания цветов в равной пропорции. Если же пропорции цветов для смешивания менять по своему усмотрению и дополнительно еще и осветлять либо затемнять цвета, то в итоге мы получим всю градацию цветов, представленную на полном цветовом круге и даже более того.

Цветовой круг поможет вам разобраться как взаимодействуют между собой тона: их построение; простые, действенные схемы сочетаний цветов. Фото.

Цветовой круг Иттена – это модель взаимодействия оттенков между собой: разделение по первичным и вторичным цветам, по длине волны, на холодные и теплые тона, а так же выстраивает порядок сочетания.

Цветовой круг был придуман как инструмент работы с красками для начинающих художников. Эта небольшая картинка показывала родительские свойства основных цветов: желтого, синего и красного. Треугольники по бокам центральной фигуры – дочерние тона. Так зеленый – это результат смешивания желтого с синим, а оранжевый – красного с желтым, в свою очередь пурпурный – красного с синим. Оболочка, в виде круга, описывает спектр (зависимость цвета от световой волны): от красного (самая длинная волна) до фиолетового (самая короткая), связь между двумя ее концами осуществляет пурпурный цвет, который не имеет волну. Получается, что пурпурный тон объединяет положительную и отрицательную бесконечность, тем самым описывая биологическую особенность взаимоотношения цвета с глазом человека: если на сетчатку глаза попадает одновременно красный и фиолетовый, мы видим фантомный пурпурный цвет.

Цвета цветового круга

Однако цветовой круг – это плоское (в прямом смысле слова) представление общей цветовой модели, мы не ограничены 12 цветами, а пользуемся тысячами и тысячами оттенков. Полная модель выглядит в виде шара, где оттенки цветового круга – экватор, а полюсами являются белый и черный цвет:

А разворот уже будет содержать информацию о взаимодействии оттенков в цветовом шаре: от пастельных тонов до темных.

Внутри этого шара есть ось: от белого до черного – средне-серого цвета. Это позволяет при любом разрезе шара видеть градиент от серого до светлого или темного тона любого цвета.

Если представить не утрированно сегментированный шар, а с радужным градиентом, то в него поместятся все возможные оттенки.

Круг цветовых сочетаний

Несмотря на то, что инструмент был разработан давно, его практическое применение до сих пор актуально. Он не просто дает представление о цвете и построении оттенков, но и учит эффективно сочетать их.

Круг цветовых сочетаний имеет набор цветовых схем.

Двухцветная гармония дополнительных цветов. Если смешать такие цвета на палитре, то они дадут грязно-коричневый оттенок, но в теории при их смешивании должен получаться серый. Эти оттенки наиболее контрастны друг к другу, порой смотрятся вызывающе. Такие комбинации чаще используют в искусстве, чтобы добиться более ярких образов.

Предельно удаленные пары. Такое сочетание яркое, но более мягкое в отличие от дополнительных цветов. Оно более приемлемо для одежды и интерьера.

Смежные и похожие цвета не образуют контраста, но могут поддержать гармонию. Их используют для подчеркивания основного оттенка или как дополнение в многоцветной гармонии.

Триадное сочетание по цветовому кругу начинается с подобных оттенков, которые как и два подобных не создают контраст, но поддерживают гармонию.

Классическая триада и контрастная триада – это схема трехцветного сочетания по цветовому кругу по принципу треугольника: равностороннего и острого. Самые красивые сочетания можно создать по принципу острого, однако равносторонний дает мягкие, сбалансированные сочетания.

Существует 4 варианта четырехцветного сочетания по цветовому кругу:

Это четырехцветная контрастная гармония : она создана на основе контрастной триады и является ее близкий родственником. Такие сочетания броские, импозантные.

Четырехцветная классическая гармония родственник гармонии основанной на равностороннем треугольнике. Она более мягкая, но полная по тонам.

Квадратная гармония и прямоугольная гармония – это четырехцветные сочетания, как и две прямоугольные, имеют туже зависимость. Определение цветов с помощью квадрата дает более мягкую гамму, нежели прямоугольный метод.

Шестицветная гармония создается с помощью фигуры равностороннего шестигранника. Это сложное сочетание, которое очень сложно подобрать самостоятельно, поэтому полезность этого инструмента очевидна.

Составления сочетаний – довольно сложная работа и далеко не все, даже профессионально связанных с цветом люди, могут построить в голове идеальную гармонию, которая устраивала бы их по всем параметрам. Поэтому для того чтобы в любых условиях можно было работать с цветом существует картонный инструмент — .

Если брать во внимание цветовой шар, то сам цветовой круг может содержать множество оттенков, для которых принципы сочетабельности по классическому кругу будет актуальным.

А.Геодаков, статья "Так сколько же цветов в спектре?",
журнал "Юный художник", 1991г., №5.


Как- то в одной из детских передач по радио довелось мне услышать рассуждения о цвете и, в частности, о спектре (радуге). Авторы утверждали, что в нем семь основных цветов.

Помнится, еще в школе, а это было много лет назад, в учебниках по физике говорилось о семи цветах радуги. Мало того, были и рекомендации, как их запомнить, мы усердно зубрили: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Начальная буква каждого из приведенных слов означала, что чередование цветов от красного к сине- фиолетовому идет в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Немало статей и в нашем журнале посвящено рассуждениям о цвете спектра. Одни авторы говорят о семи цветах, другие о трех, а некоторые даже о восьми: "пурпурный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый". Получается вот такой разнобой. Нередко встречается мнение, что, имея под рукой три краски: красную, желтую и синюю (называя их основными), можно получить любой цвет. Вряд ли смешением данных красок в любом сочетании удасться получить, например, голубой цвет. Следовательно, они не могут считаться основными. Приведу еще пример вольного рассуждения о цвете красок и их привязке к цвету тех или иных излучений: "Простые краски (к ним относятся желтая- стронциановая лимонно- желтого оттенка, красная- краплак розово- красного оттенка и синяя- лазурь голубого оттенка) невозможно составить при помощи других красок. Но из смеси можно получить все остальные спектральные" ("Юный художник" №3, 1984).

Начну с того, что живописец пользуется красками, основные компоненты которых- пигмент и связующее- обладают разной плотностью и прозрачностью, поэтому смесью таких красок никак не получить "все остальные- спектральные". Кроме того, синтез (перевод с греческого- соединение, сочетание) цвета с помощью живописных или печатных красок происходит по одним закономерностям, а спектральных излучений- по другим. Думаю, чтобы все поставить на свои места и ответить на вопросы: сколько же цветов в спектре и какие краски можно считать основными, а какие дополнительными, нам придется обратиться к такой науке, как цветоведение .

Сколько же цветов в спектре и какие краски можно считать основными, а какие дополнительными?

Вспомним слова великого художника эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера: "...благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него".

Теперь попробуем разобраться в поставленных вопросах. Если у вас есть цветной диапозитив (слайд), который не жалко испортить, аккуратно скальпелем, безопасной бритвой или другим остро отточенным инструментом слой за слоем вскрывайте его. И увидите, что состоит он из нескольких цветных изображений, расположенных одно над другим и сформированных пурпурным, голубым и желтым красителями.

Если в увеличительное стекло рассмотреть репродукцию картины, то заметите, она состоит из точек, полученных печатанием опять- таки пурпурной, голубой и желтой красок. Практика цветной фотографии и полиграфии показывает, что с помощью упомянутых красящих веществ можно получить многоцветное изображение, состоящее из огромного количества оттенков.

Спрашивается, случайно ли пал выбор на эти цвета? Обратимся к истории. Еще в 1756 году великий М.В.Ломоносов высказал так называемую теорию трехкомпонентного зрения, согласно которой в глазу есть нервные клетки, вызывающие ощущение красного, другие- зеленого, третьи- синего цветов. Перед этим английский ученый И.Ньютон открыл дисперсию (рассеивание) света. Явление, когда пучок белого света при прохождении сквозь призму разлагается в спектр. Объясняется это тем, что дневной свет сложный, состоит из лучей с различными длинами волн, которые преломляются по- разному.

Человеческий глаз способен видеть только часть спектра- от излучений темно- фиолетового до темно- красного цвета, характеризуемых длинами волн от 400 до 700 нм (нанометр- единица измерения длины волн световых излучений). Переходы от одного цвета к другому имеют оттенки смежных, поэтому изменения в спектре зрительно кажутся непрерывными. При этом ясно видны три наиболее широких участка. Их принято называть тремя основными зонами. Сине- фиолетовая или просто синяя условно считается в пределах 400-500нм, зеленая- от 500 до 600нм и красная зона от 600 до 700нм. За пределами цветной полоски спектра находятся невидимые ультрафиолетовые и инфракрасные лучи.

Таким образом, в видимом участке спектра наблюдаем не семь и, тем более, не восемь, а всего лишь три основные зоны излучений света: красного, зеленого и синего (сине- фиолетового) цвета. И как мы уже знаем, именно эти излучения лучше всего воспринимаются нервными клетками человеческого глаза.

Что же касается количества цветов и оттенков в спектре, то их можно насчитать великое множество. Во всяком случае, не семь. Так, доктор технических наук Л.Ф.Артюшин в книге "Цветоведение" пишет: "Натренированный наблюдатель при ярком дневном освещении различает 180 цветовых тонов и до 10 ступений градаций насыщенностей".

Смешение цветов

Теперь коснемся вопроса смешения цветов, синтеза их. Смешивать можно световые потоки, можно и красящие вещества (красители, краски). Цветное изображение мы видим благодаря отраженным от него лучам. При этом происходит смешение световых потоков, так называемый аддитивный синтез. В чем его суть?

Аддитивный синтез можно осуществить экспериментальным порядком. Если, например, взять три фонаря, один из которых снабжен красным, второй- зеленым, третий- синим свето- фильтром, затем в темной комнате попарно совместить разноокрашенные потоки света от фонарей, то окажется, что в перекрестии лучей появится новый оттенок, а именно: синтез совмещенных красных и зеленых лучей даст желтый, зеленых и синих- голубой, синих и красных- пурпурный. Сложные цвета- желтый, голубой и пурпурный- как раз и являются теми основными красками (красителями), которые используются для получения многоцветного изображения на репродукциях в полиграфии, фотографии и кино.
Отметим, что пурпурный цвет, а его около 30 оттенков, получается лишь при аддитивном смешении красного излучения с синим.

Аддитивным смешением трех основных излучений можно получить различные цвета и оттенки, если их брать в неравных пропорциях по интенсивности. При одинаковой насыщенности получим белый свет.

В отличие от аддитивного, при котором происходит синтез разноокрашенных излучений, субтрактивный синтез предполагает смешение красок (красителей). Меняя в смеси их соотношения, также получаем новые оттенки. Чтобы понять сущность образования цвета при субтрактивном синтезе, разберемся в следующем примере.

Предположим, что на какую- то поверхность нанесли сначала пурпурный цвет, потом сверху положили слой желтой краски. Заранее оговоримся, что слои прозрачные и хорошо пропускают свет. Какой же цвет в результате мы увидим? Оказывается, красный. Давайте мысленно проследим путь света, падающего на окрашенную поверхность. В слое желтой краски часть белого света- лучи синей зоны будут поглощены. Пройдут только излучения красной и зеленой зон. Ведь желтый свет сложный- синтез красного и зеленого. Для верности посмотрите в желтое стеклышко. Все окружающее будет в желтом колорите. Потому что стекло поглотило синие лучи и пропустило только желтые.

Что же происходит дальше? Красные и зеленые лучи достигают пурпурного слоя, который задерживает зеленые лучи и пропускает красные. В итоге после поглощения синих и зеленых излучений отразятся и попадут в наше поле зрения только лучи красной зоны спектра. Поэтому красный предмет мы видим красного цвета той или иной степени. Оттенки зависят от интенсивности смешиваемых слоев краски.

Если возьмем другое сочетание, например, пурпурного и голубого, то окажется, что через них пройдут и отразятся лишь синие лучи, а это значит, что предмет будет восприниматься синим.

После рассмотрения вопроса аддитивного и субтрактивного синтеза цветов нам станет вполне понятным следующий пример. В прошлом веке французские живописцы Жорж Пьер Сера и Поль Синьяк, а также некоторые их последователи на основе так называемого метода пуантилизма пытались создать научную основу для решения колористических световоздушных и пространственных задач. Они формировали изображение в виде мозаики, состоящей из отдельных цветных мазков. На определенном расстоянии такое полотно в результате оптического (аддитивного) синтеза воспринимается как нечто цельное, со всеми градациями.

Данный метод показал, что изображение можно сформировать и отдельными разрозненными элементами без наложения и смешивания краски, как это обычно делается в живописи. Кстати сказать, такой метод существовал еще на заре изобретения хромолитографии. Он используется и в полиграфической технологии.

Дополнительный цвет

Кратко остановимся на понятии "дополнительный цвет". Для этого прежде всего уясним- для достижения какого эффекта тот или иной цвет дополнительный? Чтобы избежать путаницы, разграничим оптический синтез (синтез излучений) и синтез (замес) художественных красок. Это не одно и то же.

Мы установили, что основными зонами видимого участка спектра являются излучения синего (сине- фиолетового), зеленого и красного цветов. В конечном итоге для получения белого света надо совместить все излучения основных зон спектра. Следовательно, если при оптическом синтезе получен цвет пурпурный, то до белого к нему добавляем недостающие излучения зеленого участка спектра. Значит, к пурпурному дополнительным будет зеленый цвет. Рассуждая таким же образом, можно сказать, что дополнительным к желтому излучению будет синий, потому что при оптическом синтезе желтый цвет получается в сумме излучений красного и зеленого. Дополнительным к голубому- свет красный.

Основной цвет

Что же касается основных по цвету красок, то это: желтая (лимонная), пурпурная и голубая. Если их перемешать, то получим эффект, обратный синтезу излучения,- черный цвет, следствие технологических качеств компонентов- связующего вещества, пигментов, интенсивности оттенков, разной прозрачности и других. Принцип определения дополнительного цвета оставляем тот же: находим недостающий для получения теперь уже цвета черного. Например, для зеленого это будет краска пурпурная, для фиолетового- желтая, а для красного- голубая.

Конечно, художнику не обойтись тремя основными красками для передачи всего богатства оттенков натуры. Кроме того, в ассортименте живописных материалов нет таких, как пурпурная, голубая и желтая, которые строго отвечали бы качественным требованиям, чтобы применять их как основные. Пригодятся и разнообразные коричневые, зеленые, глубоко черные, красные...

В заключение хотелось бы предупредить, что мы затронули всего- навсего азы цветоведения, которые, однако, дают ключик к пониманию органичного единства основных- дополнительных сочетаний цвета как в природе, так и в изобразительном искусстве. Разумеется, примеры подобных соотношений можно продолжить до бесконечности. Опытный глаз художника найдет в окружающем мире бесчисленное множество иных оттенков и комбинаций цвета.

«Влияние цвета на состояние человека» - Психологические закономерности. Изучение материала. Свет. Психологические характеристики. Рекомендую воспользоваться. Влияние цвета на восприятие информации. Что такое свет и цвет. Внеурочное время. Цвет в компьютерной графике. Красота и внутренняя сущность. Физическая природа цвета. Влияние цвета. Как мы воспринимаем информацию.

«Восприятие цвета человеком» - Возбуждающие. Тёплые и холодные цвета. Восприятие цвета человеком. Холерик. Цель урока. Удаление, приближение. Правильное цветовое восприятие. Эффект. Характеристика цветовых тонов. Оттенок цвета. Влияние цвета на человека. Яркостный контраст. Успокаивающие. Хроматический контраст. Плотность. Сангвиник.

«Названия цветов» - Дополняющие цвета. Получились у тебя новые цвета. Вторичные цвета. Основные цвета. Сине-зеленый. Цвета. Черный цвет вместе с белым и серым являются ахроматическими. Для упорядочивания цветов специалисты применяют различные системы. Третичные цвета. Основные цвета называют также первичные. Попробуй смешать дополняющие цвета.

«Цвет в дизайне» - Цветовой контраст в многоцветной композиции. Либо теплые, либо холодные тона. Особенности цветового контраста. Пример контрастной гармонии четырех цветов. Сочетание хроматического цвета с ахроматическим. Виды двухцветной гармонии. Типы контрастов. Контраст по насыщенности. Монохромная гармония. Примеры композиций из цветов.

«Изо «Тёплые и холодные цвета»» - Упражнение. Насыщенные теплые тона как бы приближают. Натюрморт с розами. Основы цветоведения. Теплые цвета –яркие, энергичные. Цвета делятся на теплые и холодные. Холодные - более спокойные. Каждый цвет имеет теплый и холодный оттенок. В какой цветовой гамме выполнена картина А.К. Саврасова. Движение цвета к холодному и теплому оттенку на примере желтого.

«Цветоведение» - Зеленый и коричневый. Коричнево-бежевый. Белый и зеленый. Белый и серый. Красный и желтый. Синий и белый. Основы цветоведения. Красный и черный. Оттенки розового прекрасно смотрятся в дуэте с зеленым. Красный и зеленый. Черный и белый цвет. Синий и зеленый. Оттенки красного.

Всего в теме 22 презентации

Цвета, видимые человеческому глазу, в действительности являются лишь малой частью электромагнитного спектра, который включает с одно конца инфракрасный цвет, а с другого ультрафиолетовый, которые мы не видим .

Традиционно, говоря о цветах спектра, рассматриваются 7 цветов радуги. Мы же будем рассматривать 12 цветов хроматического круга:

  1. Красный
  2. Оранжевый
  3. Желтый
  4. Зеленый
  5. Изумрудный
  6. Бирюзовый
  7. Голубой
  8. Индиго (синий)
  9. Фиолетовый
  10. Пурпурный
  11. Маджента
  12. Розовый

Красный

  • огонь
  • жизнь
  • энергия
  • активность
  • борьба
  • страсть
  • агрессия

: кровь, половые органы.

Психология и цвет : Наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями. Формирует лидера.

Положительно влияет на негативные психические состояния : апатия, депрессия, страх, неуверенность в себе.

Физиология и цвет : стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, улучшает кровообращение, повышает количество красных телец в крови, увеличивает сексуальность и сексуальное влечение.

Лечит заболевания : пониженное артериальное давление, анемия, плохое кровообращение, простуда, насморк.

Лучше применять красный цвет в сочетании с зеленым или голубым цветами, а при лечении красным цветом всегда заканчивать сеанс воздействием этих холодных цветов.

Оранжевый

  • движение
  • скорость
  • радость
  • эмоции
  • чувственность
  • жизнерадостность
  • общительность
  • зависимость
  • избалованность

Орган, с которым ассоциируется : селезенка (связана с органами пищеварения и выделения).

Психология и цвет : Очищает от неприятных ощущений, помогает принять негативные события в жизни (например, разрыв отношений или потеря близкого человека), помогает простить другого человека, отпустить неразрешимую ситуацию. Если вы находитесь в тупике и боитесь перемен, которые откроют новые горизонты в жизни, обратитесь к оранжевому цвету.

: апатия, скука, тоска.

Физиология и цвет : Находится между красным и желтым цветами спектра, поэтому обладает свойствами этих двух цветов. Наделяет энергией как красный и способствует мыслительному процессу, как желтый цвет. Так же как стакан апельсинового сока, тонизирует и заряжает энергией на весь день. Способствует пищеварению и усвоению полезных веществ в пище (например, усвоение витамина С).

Лечит заболевания : потеря аппетита, расстройство желудка, спазмы, астма, желчные камни.

Желтый

Ключевые значения и символика :

  • солнце
  • свобода
  • праздник
  • веселье
  • терпимость
  • упрямство
  • критичность
  • беспокойство
  • предательство

Орган, с которым ассоциируется : солнечное сплетение (связывает кишечник, печень и желчный пузырь)

Психология и цвет : Приводит чувства в движение, освобождает от негатива, который подрывает уверенность в своих силах. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Для детей: повышает познавательный интерес. Можно использовать для детских комнат, но в ограниченном количестве, иначе дети не смогут спокойно заснуть.

Если вы хотите, чтобы ваши гости чувствовали себя непринужденно и веселились от души, украсьте гостинную желтыми предметами.

Помогает при негативных психических состояниях : творческий блок, депрессия, заниженная самооценка, пессимизм

Физиология и цвет : Хорошо лечит пищеварительную систему, обеспечивает ее работу. В основном воздействует на течение желчи, которая играет роль в поглощении и переваривании жиров. Улучшает память.

Лечит заболевания : запор, диабет, кожные заболевания, истощение нервной системы.

Зеленый

Ключевые значения и символика :

  • природа
  • жизнь
  • гармония
  • экстравертность
  • естественность
  • доброта
  • мягкость
  • ипохондрия
  • эгоизм

Психология и цвет

Орган, с которым ассоциируется : сердце.

Психология и цвет : Когда мы думаем о зеленом цвете, мы представляем лес, деревья, траву. В силу того, что зеленый объединяет нас с природой, он помогает нам быть ближе друг к другу. Когда вам недостает зеленого цвета, вы лишаетесь гармонии.

Помогает при негативных психических состояниях : неуравновешенность, злоба, грубость, скованность в эмоциях и чувствах.

Физиология и цвет : чаще всего сердечные приступы возникают из-за скопившихся эмоциональных проблем. Причиной большинства сердечных заболеваний у мужчин среднего возраста является невозможность изменить что-либо в своей жизни, из-за недовольства своей профессией.

Лечит заболевания : болезни сердца, бронхит и болезни легких, грипп, клаустрофобия.

Изумрудный

Ключевые значения и символика:

  • благополучие
  • солидность
  • изоляция
  • требовательность
  • последовательность

Это один из самых положительных цветов спектра, он наделяет ощущением материального благополучия и чувством благодарности за все, что мы имеем. Соотносится с умением брать и отдавать свободно, чтобы постоянно находиться в гармонии. Как и остальные темные оттенки зеленого изумрудный способствует успокоению. Этот цвет устранит любой дисбаланс в вашем организме.

Бирюзовый

Ключевые значения и символика:

  • волна
  • лагуна
  • дождь
  • очищение
  • эволюция
  • изменения
  • спокойствие
  • сдержанность
  • смущение
  • тщеславие

Психология и цвет : Содержит в себе два цвета: зеленый и голубой. Как первый гармонизирует, как второй создает ощущение чистоты.

Если вы нервничаете в присутствие других людей, вам поможет бирюзовый цвет. Он благоприятен для лекторов, которым предстоит читать лекцию перед большой аудиторией. Бирюзовый поможет находить нужные слова и поддерживать контакт со слушателями.

Физиология и цвет : Как голубой цвет, бирюзовый обладает антисептическими свойствами, как зеленый гармонизирует.

Лечит заболевания : раны, ожоги, поддерживает иммунную систему в период простудных заболеваний и гриппа.

Голубой

Ключевые значения и символика :

  • ветер
  • холод
  • чистота
  • искренность
  • разговор
  • тактичность
  • замкнутость
  • равнодушие
  • манипулирование

Орган, с которым ассоциируется : горло, щитовидная железа.

Психология и цвет : Этот цвет связан с интеллектом и умением умиротворять с помощью слов. Честность и искренность также связаны с голубым цветом.

С помощью голубого можно отрешиться от внешнего мира и, оставшись наедине со своими мыслями, созерцать и спокойно размышлять. При занятиях медитативными практиками полезно зажигать голубую свечу или голубую лампу. Способствует креативности.

Помогает при негативных психических состояниях : застенчивость, страх говорить, плохие отношения.

Физиология и цвет : при бессоннице поможет заснуть, так как действует расслабляюще. Имеет вяжущее и противовоспалительное действие. Голубой сужает и охлаждает.

Лечит заболевания : повышенное артериальное давление, лихорадка, ларингит, порезы, укусы насекомых, ожоги, ПМС, фригидность, мигрени, вызванные стрессами, детские болезни - болезненное прорезывание зубов, корь, свинка.

Переизбыток голубого может привести к манипулированию людьми, скандалам и разногласиям.

Индиго

Ключевые значения и символика:

  • глубина
  • видение
  • мудрость
  • тишина
  • спокойствие
  • угнетение
  • беспокойство
  • идеализм
  • фанатизм

Орган, с которым ассоциируется : гипофиз, "третий глаз".

Психология и цвет : развивает психические способности. Очищает мышление, освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос и принять правильное решение (интуиция). С индиго проще переходить на более тонкие уровни сознания.

Помогает при негативных психических состояниях: одержимость, паранойя, истерия.

Физиология и цвет : Лечит глухоту, катаракту, кровотечения, бессонницу. Является анестетиком. Помогает при ангинах, ревматизмах.

Предупреждение ! Цветом пользоваться очень осторожно, так как он воздействует на эндокринную систему (выработку гормонов).

Фиолетовый

Ключевые значения и символика:

  • мудрость
  • духовность
  • мистика
  • вдохновение
  • артистизм
  • благородство
  • закон
  • власть
  • фанатизм
  • отчуждение
  • смерть

Орган, с которым ассоциируется : правое полушарие мозга, шишковидная железа.

Психология и цвет : Величественный цвет, всегда присутствовавший в одежде королей и духовенства. Это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям. Он поможет научиться принимать все происходящее с вами со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения. Фиолетовый объединяет тело и мышление, материальные потребности с потребностями души. Из людей с преобладанием фиолетового цвета в ауре получаются умелые целители, а если они занимаются творчеством, то их произведения отличаются естественностью и языком, который понятен каждому. Фиолетовый уравновешивает два конца спектра, и также уравновешивает мужскую и женскую энергии в человеческом организме.

Помогает при негативных психических состояниях : невроз, потеря веры, отчаяние, потеря самоуважения.

Лечит физиологические заболевания : сотрясение мозга, эпилепсия, невралгия, рассеянный склероз.

Пурпурный

Ключевые значения и символика:

  • интуиция
  • вечность
  • царственность
  • богатство

Повторяет свойства фиолетового цвета.

Психология и цвет : в психиатрии считается гипнотическим цветом.

Физиология и цвет : лечит фригидность. Является хорошим сосудорасширяющим средством.

Маджента

Ключевые значения и символика:

  • любовь
  • нежность
  • младенчество
  • мечты
  • стремление
  • интимность
  • ненадежность
  • ирреальность

Орган, с которым ассоциируется: почки, надпочечник, слизистые оболочки.

Психология и цвет: находится между красным и фиолетовым цветами. Сила этого цвета - в мощи красного и духовности фиолетового. Это цвет перемен. Если у вас появляется желание внести этот цвет в свою жизнь, значит, вы готовы изменить свой привычный образ жизни и начать что-то новое. Если вы хотите изменить что-то в обстановке вашей комнаты, то вам достаточно поставить цветок фуксии. Этот цвет умиротворяет, помогает справиться с капризами, избавляет от агрессии и злости.

Соотносится с интимными отношениями.

Помогает при негативных психических состояниях: ощущение внутренней опустошенности, невозможности найти цель дальнейшего существования.

Физиология и цвет : насыщает энергией надпочечник и почки, помогает им очищать кровь от вредных веществ, действует как слабительное. Визуальная температура этого цвета близка к температуре человеческого тела - 37 градусов.

Розовый

Ключевые значения и символика:

  • женское начало
  • безусловная любовь
  • романтичность
  • дружелюбие
  • доброта
  • женственность
  • легкомыслие
  • чрезмерная чувствительность

Снижает агрессию, расслабляет. Вызывает чувство комфорта, избавляет от навязчивых мыслей, помогает в кризисе.

В комнате, окрашенной в розовый цвет, создается ощущение защищенности.

Хорош для спальни.

Белый

Ключевые значения и символика:

  • покой
  • безмятежность
  • чистота
  • пустота
  • целомудрие
  • девственность
  • сосредоточенность
  • отрешенность
  • одиночество

Это положительный цвет, содержащий в себе все цвета спектра.

Белый цвет соотносится с духовностью. Психологи и целители часто прибегают к помощи белого цвета в работе с пациентами.
Белый заряжает энергией и очищает.

Когда вы неуверены, какой цвет вам подходит для лечения или применения в повседневной жизни, обратитесь к белому цвету.

Переизбыток белого цвета может привести к чувству превосходства или к ощущению собственной неполноценности.

Серый

Ключевые значения и символика:

  • облака
  • неподвижность
  • стабильность
  • здравомыслие
  • реализм
  • раздвоенность
  • скука
  • тоска

Психология и цвет : является промежуточным между черным и белым цветами, поэтому считается нейтральным цветом.

Серый цвет не депрессивен, но и радости с ним мы тоже не испытываем. Серый - это цвет "серого вещества", то есть мозга. Это цвет интеллекта.

Физиология и цвет : расслабляет, помогает чувствовать себя спокойно. Способствует сну.

Коричневый

Ключевые значения и символика:

  • почва
  • мать-Земля
  • осень
  • надежность
  • преданность
  • выносливость
  • трудолюбие
  • скука
  • консерватизм
  • страх

Психология и цвет : Применим, когда нужно на чем-то сосредоточиться и ощутить почву под ногами.

Это цвет надежности, прочности, практичности и здравого смысла.

Помогает не тратить время и силы зря в процессе достижения поставленной цели.

Если вы зависите от чужого мнения и вам это мешает, воспользуйтесь коричневым цветом.

Ассоциируется с ностальгией и меланхолией. Но в жизни не бывает вечной весны. Поэтому эти чувства уравновешивают радость и веселье, делая последние более желанными.

Ключевые значения и символика:

  • покой
  • тайна
  • вызов
  • печаль
  • подавление
  • смерть

Это не цвет, потому что черный поглощает свет. Являясь противоположностью белого цвета, играет огромную роль в нашей жизни. Уравновешивает белый цвет (без тьмы нет света, инь и янь). Соотносится с бесконечностью, с женской жизненной силой. Но может мешать изменениям.

Психология и цвет : Черный одаривает чувством собственного достоинства и власти, однако, может послужить преградой в отношениях между людьми. Его всегда лучше дополнять другими цветами.

Черный с другими цветами может создавать сильные энергетические сочетания: например,

  • красный-черный: физическая, сексуальная сила;
  • розовый-черный: высокое социальное положение;
  • желтый-черный: умственное превосходство.

Черный обладает и защитными свойствами.

Когда мы чувствуем свою уязвимость и нам нужна защита или когда мы ощущаем потребность в одиночестве, мы прибегаем к помощи черного цвета.