Разница между грудным и искусственным вскармливанием. Новорожденный (от момента рождения до одного месяца) - Библиотека - Доктор Комаровский

Дети - они не такие, как взрослые. Особенно это касается совсем маленьких детей.

Кожа : очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.

Подкожно-жировой слой : Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения.

Костная система : Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1–2 месяцам закрывается малый родничок, а к году - большой. Слишком раннее их зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях) сопутствует гидроцефалии - водянке головного мозга.

Прорезывание зубов начинается в 6–8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 - верхних, после них - еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Появление их сопровождается небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей, недомоганием. Это не должно волновать родителей, так как такие проявления бывают у большинства здоровых детей. Чтобы зубы прорезывались быстрее - дайте ребенку погрызть специальное резиновое колечко, морковку. Небольшую температуру (до 38° С) “сбивать” не следует - она естественная защитная реакция организма.

Мышечная система: Если поза, когда у ребен ка руки в покое согнуты в локтях, а ноги - в коленях и притянуты к животу, поза оправданная до 2,5 месяцев, сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, так как это может быть признаком неврологического заболевания.

Дыхательная система: Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких.

Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 месяцев частота дыханий составляет в 1 минуту 40–45, в 4–6 месяцев - 35–40, в 7–12 месячев - 30–35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.

Сердечно-сосудистая система: В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/ 63 милиметра ртутного столба.

Пищеварительная система: Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5–5 месяцев ребенок питается в основном грудным молоком, в промежутках между кормлениями его допаивают кипяченой водой, слабым раствором глюкозы (5 %) или солевым физиологическим раствором (0,9 % раствора поваренной соли). Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости.

Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2–2,5 раза больше пищи, чем взрослому.

Мочеполовая система: Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15–16 раз в сутки.

Нервная система: Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.

Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, “гулит”. При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти - этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. Проявляет чувства - любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит.

В4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется.

5–месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает топ голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки.

6–месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.

7–месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др.

8–месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.

9–месячный выполняет довольно сложные движения - перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: “дай ручку” и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения.

10–месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произпсить простые слова.

11–месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.

ЗАНЯТИЯ:

От 1 до 3 месяцев. Выкладывать ребенка на живот не только перед кормлением, но и в середине бодрствования, периодически подставлять к стопам ребенка свою ладонь (опора при ползании).

От 3 до б месяцев. Разговаривать с ним, вызывая ответный лепет. Часто и на более долгое время класть ребенка на стол или в манеж на живот, стимулируя ползание, протягивать ему игрушки. Показывая их сбоку, добиваться переворачивания. В этом возрасте ни в коем случае не следует ни ставить, ни сажать ребенка.

От 6 до 12 месяцев. Вызывать подражание произносимым слогам и простым словам. Называть окружающих людей, предметы, действия. Учить выполнять некоторые движения и действия по слову взрослого, подкрепляя его показом. Побуждать к ползанию, вставанию, ходьбе с опорой, а позднее и без нее. Для обогащения ребенка впечатлениями и развития его речи показывать животных, заводные игрушки, а с 10 месяцев и картинки. Игрушки не подвешивать, а класть в манеж, в кроватку, на пол. Совершать элементарные приемы с предметами, наглядные для подражания.

Воздушные ванны, закаливание и гимнастика грудных детей. Воздушные ванны летом проводят на воздухе, а зимой в помещении, в любом случае температура воздуха не должна быть ниже 22–20° С. Начинают их с 1–1,5 месяцев, оставляя ребенка обнаженным на 1–2 минуты, 2–3 раза в день. Затем это время постепенно увеличивают и к 6 мес. доводят до 8–10 минут, а к концу года - до 12–15 минут. Во время воздушной ванны надо менять положение ребенка, одновременно можно проводить массаж или гимнастику. Летом воздушные ванны проводят в тени, так каку детей до 1 года прямые солнечные лучи могут легко вызвать перегревание (тепловой удар или ожоги кожи).

Водные процедуры начинают обычно в 3–4-месячном возрасте с влажных обтирании, постепенно и осторожно. Вначале в течение 1,5–2 недель кожу ребенка 2 раза в день растирают сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до покраснения. После сухих обтираний начинают влажные. Для этого рекомендуется пользоваться варежкой, сшитой из мягкой махровой ткани. Ее смачивают в воде, отжимают и равномерно растирают кожу туловища и конечностей. Растирают постепенно отдельные участки тела, остальные в это время находятся под одеялом. Температура воды вначале 35–36° С, через неделю 32–33° С, затем каждый месяц температуру снижают на 1° С, но не ниже 30° С. Обтирания проводят обычно после утреннего сна в течение 4–6 минут. Закаливание должно вызывать у ребенка только положительные эмоции. При заболевании, остановке в весе, повышенной возбудимости процедуры следует прекратить. После перерыва их возобновляют с начальных этапов.

Под влиянием физических упражнений улучшается деятельность всех органов и систем организма, лучше развиваются двигательные навыки, правильно формируются мышцы и скелет, ребенок быстрее растет. Основное внимание при занятиях гимнастикой в грудном возрасте уделяют развитию правильных движений. До 3 месяцев активно сгибать и разгибать руки и ноги не следует, так как можно растянуть мышцы и связки. Применяют так называемые пассивные упражнения : проводят пальцами по позвоночнику, что вызывает его разгибание, укладывают ребенка на живот - он старается приподнять голову, когда прикасаются к стопам, отталкивается ногами. Полезно, поглаживая его, вызывать активные движения ногами, руками и всего тела.

В возрасте 3–6 месяцев вводят движения конечностями ребенка - скрещивание рук и ног для растягивания мышц-разгибателей спины, а в конце этого периода - активные упражнения, стимулирующие ползание и движения рук, которые проводят с яркими игрушками.

В возрасте 6–10 месяцев на ползание обращают основное внимание: оно укрепляет многие группы мышц туловища и конечностей. Следует как можно больше разговаривать с ребенком во время упражнений, фиксируя их словом-указанием. Закрепляя рефлекс, одновременно развивают его речь. В комплекс упражнений вводят повороты со спины на живот и обратно, круговые движения руками, выгибание, приседание и др.

В 10–14 месяцев ребенок начинает вставать и ходить, понимать речь. Поэтому в комплекс вводят такие упражнения, как - поднимание ног, приседание при поддерживании за руки, наклон и выпрямление туловища и др. Занятия способствуют приобретению двигательных навыков, развивают активность и самостоятельность ребенка.

Новоиспеченные матери часто задумываются над вопросом, стоит ли самостоятельно кормить ребенка или предпочесть искусственное вскармливание. Последнее позволяет женщине сохранить более эстетичные очертания грудных желез и не ощущать себя «фабрикой» по производству молока. Но педиатры утверждают, что лактация благоприятна не только для новорожденного, но и для самой женщины. К тому же выкормленный грудным молоком ребенок имеет больше шансов, чем «искусственник», вырасти здоровым.

Правильный прикус

Стоматологи в один голос заверяют, что грудное вскармливание формирует у детей более правильный прикус. Сам процесс сосания благоприятно воздействует на развитие мышц лица и челюсти. У детей, выкормленных материнским молоком, реже возникают проблемы с прикусом, формированием красивого зубного ряда и даже дыханием. «Искусственники » во взрослом возрасте гораздо чаще обращаются к ортодонтам для исправления всевозможных дефектов.

Развитие мозга

Материнское молоко содержит такой важный ингредиент, как докозагексаеновая кислота (ДГК ). Это одна из важнейших незаменимых Омега-3 кислот, которые участвуют в формировании и поддержании активной жизнедеятельности клеток мозга. Ни одно искусственное питание даже от самых авторитетных производителей не содержит этого элемента. А ведь ДГК способствует более быстрому развитию ребенка, более высокому уровню его интеллекта, а также снижает риск возникновения рассеянного склероза и других дегенеративных заболеваний головного мозга в старости.

Формирование пищевых привычек

Дети, которых матери кормят грудью, едят медленнее и дольше «искусственников », но насыщаются лучше. В женском молоке присутствует гормон холецистокинин, сообщающий мозгу младенца о насыщении. Такой «долгоиграющий» и тщательно отрегулированный природой процесс питания закладывает правильные пищевые привычки. Выкормленные материнским молоком дети меньше переедают, уже будучи взрослыми. Они гораздо реже страдают от ожирения и сопутствующих ему заболеваний.

Острота зрения

Материнское молоко обогащено всеми необходимыми для формирования нового организма компонентами. Содержащиеся в нем витамины, минералы и особенно жирные Омега-кислоты помогают организму новорожденного правильно строить клетки. Для недоношенных младенцев это имеет решающее значение. У детей, выращенных на натуральном материнском молоке, лучше развито зрение. Та самая жирная кислота ДГК участвует в построении сетчатки глаза, что помогает обеспечить ребенку в будущем более острое зрение. Так что матерям, мечтающим вырастить по-настоящему здоровое и жизнеспособное потомство, стоит серьезно задуматься о грудном вскармливании.

Нормальное физическое и нервно-психическое развитие грудного ребенка в основном зависит от того, насколько правильно организованы, внешняя для него среда, уход, взаимоотношения со взрослыми, и прежде всего отношения с матерью.

В этой статье — подробное описание того, каким должно быть развитие грудного ребенка по месяцам.

Этапы развития ребенка до года по месяцам будут приведены на основе общих средних показателей.

Здоровье ребенка при рождении

Момент появления грудного ребенка на свет из утробы матери сопровождается обычно довольно сильным криком. Слабость крика указывает на общую слабость ребенка, отсутствие же крика вовсе указывает на то, что ребенок не дышит.

Но ребенок еще связан с телом матери пуповиной, которую вскоре перерезают, после прекращения в ней пульсации. К концу первой недели остаток пуповины отпадает и окончательное зарубцевание этого места происходит только к концу второй недели. До этого времени остаток пуповины представляет большую опасность в смысле вхождения инфекции через раневую поверхность.

Новорожденный в момент появления на свет покрыт жировой массой, так называемой смазкой, являющейся продуктом усиленной функции кожных (сальных) желез кожи ребенка во время его внутриутробной жизни. После удаления смазки тело ребенка принимает красноватый цвет. У многих детей тело на 2-4 день начинает желтеть. К концу второй недели желтая окраска исчезает, переходя в нормальную, желтоватую. Это явление называется желтухой новорожденных. Резче оно проявляется у слабых и недоношенных детей.

Кроме того, обычно с 6-7 дня определяется отрубевидное шелушение кожи ребенка, которое заканчивается в течение 2-3 недель.

При рождении нормальный ребенок весит: 3500 грамм мальчик и 3000 грамм - девочка.

Как правило, мы имеем падение веса ребенка в первые дни после рождения на 220-230 грамм вследствие выделения воды легкими и кожей, мочи, первородного кала, отпадения пуповины.

Через 8-10 дней вес поднимается до первоначального, а затем идет нарастание. В среднем, в первую четверть года, ежедневное увеличение веса 30-26 грамм, во второй четверти 24-18 грамм, третьей-18-15 грамм и четвертой- 14-10 грамм.

Вес ребенка является лучшим показателем его здоровья. Малейшая остановка, а особенно падение веса должны обратить на себя внимание, так как это значит, что ребенок болен: либо не доедает, либо, что чаще бывает - перекармливается. Отсюда ясно, как важно следить за весом ребенка, взвешивая его в консультациях. Из цифр же надо запомнить следующее: вес ребенка при рождении равен 3000 грамм, к концу 6-го месяца удваивается (7000), а к концу года приблизительно - утраивается (10500). Взятые цифры несколько округлены, наблюдается уклонение в ту или иную сторону. Чересчур большой вес также не всегда является показателем хорошего здоровья ребенка.

Хорошим показателем правильного развития ребенка является также его длина. В среднем, длина ребенка при рождении равна 50 см, в течение первого года он вырастает на 20 см, в течение второго года на 10 см, третьего - 7, а затем в течение каждого последующего года на 4-6 см. Для девочек цифры будут несколько меньше.

При оценке степени развития ребенка, нужно обратить внимание не только на его вес и рост, но также и на объем груди. У нормально развивающегося ребенка окружность груди должна превышать половину длины тела на 6-10 см. Форма грудной клетки у ребенка разнится от формы клетки у взрослого. Она вверху несколько уже, чем внизу, и направление ребер более прямое (у взрослых наклонное), вследствие чего грудная клетка не может сильно расширяться при дыхательных движениях, почему у детей преобладает тип дыхания, так называемый, брюшной.

Дыхание ребенка неравномерное, более поверхностное, чем у взрослого. В спокойном состоянии ребенок делает 35 дыхательных движений в минуту. Во время бодрствования это число доходит до 50. Величина сердца у ребенка относительно величины тела - несколько: больше, чем у взрослого. Сердечный толчок на взгляд виден и прощупывается несколько выше и левее, чем у взрослого.

Пульс значительно учащен и доходит до 136 ударов в 1 минуту у новорожденного и 118 у годовалого. Он легко учащается под влиянием очень незначительных причин. Число белых и красных кровяных шариков у ребенка значительно больше, чем у взрослых.

Со стороны полости рта главные особенности, обусловливающие образ питания ребенка, состоят в отсутствии зубов и в недостаточной деятельности слюнных желез. Нормальное выделение слюны наступает лишь на 2-3 месяце жизни.

Желудок новорожденного отличается малой величиной и емкостью, более вертикальным положением и очень нежной чувствительной слизистой оболочкой. Благодаря незначительной величине, он легко переполняется, а вследствие особого положения, очень легко освобождается от своего содержимого путем срыгивания, которое часто бывает у детей при перекармливании их.

Железы кишечника начинают выделять свой сок уже при рождении ребенка.

Вес печени у новорожденных чрезвычайно велик по отношению к весу всех органов тела, начинает выделять желчь еще до рождения.

Усиленная функция сальных желез на первом году жизни резче всего проявляется на волосистой части головы - отложением особых корочек (себорея).

Дефекация (опорожнение кишечника) у грудного ребенка происходит 1-3 раза в сутки. Стул имеет золотисто-желтый цвет, слабокислый запах, кашицообразную консистенцию, с небольшим количеством беловатых крупинок. Учащение стула, изменение цвета, консистенции - говорит за наличие заболевания.

Потовые железы у новорожденных развиты очень слабо, а потому до 4-го месяца почти никогда не удается видеть у детей пота. Грудные железы у детей обоего пола в первые дни жизни нередко начинают припухать и делаются болезненными вследствие скопления в них молокоподобной жидкости.

Температура тела ребенка колеблется между 37,0°-37,5°. Отмечаем необычайную склонность ее к колебаниям: от крика, сильных телодвижений, принятия пищи, теплого укутывания - температура тела поднимается; после купания, при недостаточном питании, голоде - она понижается.

Первое мочеиспускание наступает на 1-й или 2-й день жизни ребенка. Первые дни моча мутновата от значительного содержания солей. Это явление физиологическое, исчезающее обычно 10-му дню.

Из органов чувств у новорожденного развиты вкус и осязание (он кричит от соприкосновения с внешним чуждым миром), зрение и слух начинает работать на 2-3 месяц.

Отличительной чертой черепа грудного ребенка является родничок (т.-е. неокостеневшая часть черепа). Заполнение этой перепончатой части черепа костной тканью (окостенение) идет постепенно: сначала медленно, и только на 12-14 мес. родничок совсем закрывается. Позднее закрытие родничка является обычно признаком рахита (английской болезни).

Прорезывание зубов начинается с появления средних нижних резцов между 16 и 30 неделями жизни. Через 4-8 недель показывается два средних верхних, вслед за ними два крайних верхних резца, и лишь к концу первого года прорезываются оба крайних нижних резца. Затем появляются 4 малых коренных зуба, в середине 2-<го года 4 клыка, к концу второго года или началу третьего - последние большие 4 коренные зуба. Небольшие отступления от указанного порядка, срока прорезывания наблюдаются при нормальном ходе развития ребенка. Но появление зубов не ранее второго года жизни-неправильный порядок прорезывания и т. д. -говорил за наличие заболевания: нарушение питания, рахит и проч. Прорезывание зубов у здорового ребенка никогда не сопровождается никакими болезненными явлениями.

Физиологическая потребность в сне у ребенка выражена сильнее, чем у взрослого. Здоровый новорожденный спит целые сутки с небольшими перерывами, необходимыми для приема пиши, или когда он испытывает какое-нибудь неприятное ощущение. Со второго месяца ребенок начинает уже бодрствовать и вне приема пищи. Начинает играть ножками, ручками, следить за предметами. Время бодрствования все удлиняется. На 2-3 месяце ребенок начинает дергать голову, месяце на 5-м-6-м сидит и на 8-м-стоит и ползает, а месяцев с 10-12 начинает ходить. Сроки, конечно, не точны и изменяются в зависимости от здоровья ребенка. Здоровый ребенок развивается в более ранние сроки, чем болезненный, слабый ребенок.

Важную роль для определения состояния здоровья ребенка играет его настроение. Нормальный ребенок находится всегда в ровном довольном настроении, внешне проявляющемся, приблизительно с 6-й недели жизни, частой улыбкой. Некоторая осмысленность (пробуждение сознания) проявляется только с 2-3 месяца его жизни. Приблизительно к этому же времени наблюдается и первое проявление воли. Первые признаки настоящей речи появляются приблизительно к концу 1-го года.

При рождении ребенок умеет только сосать грудь и совершать нормальное отправление (мочеиспускание и дефекация). Но очень скоро у него начинают проявляться «привычки». Вероятно, многие матери заметили, что если они приучили ребенка к принятию пищи через определенный промежуток времени, то ребенок всегда сам напоминает о наступлении этого часа плачем. Если мать приучила ребенка обходиться без пищи ночью, то он обычно спит до утра. (Если ему ничто не мешает.) Ребенок, приученный к кормлению ночью, настойчиво требует этого громким плачем.

Значит воспитание ребенка должно начаться с первых же дней его жизни.

Рост и развитие ребенка представляет собой очень сложный процесс, который, с одной стороны, зависит от свойств, полученных наследственным путем от родителей, и с другой стороны, - от воздействия окружающей ребенка среды.

С ростом и развитием связаны между собой рост и развитие всех его органов и тканей. Согласно особенностям развития, в первый год жизни ребенка отмечают два возрастных периода: период новорожденности и грудной период .

Период новорожденности длится первые 2-3 недели жизни, когда ребенок приспосабливается к внутриутробной жизни. В этот период он очень чувствителен к различным условиям и изменениям внешней среды.

Грудной период длится с периода новорожденности до 12-14 месяцев жизни. Это период, когда ребенка обычно вскармливают грудью и постепенно переводят на искусственное питание.

В грудном возрасте ребенок также чувсвителен к условиям внешней среды. Сатистика показывает, что наиболее высокая детская смертность наблюдается именно в первый год жизни, причем смертность тем выше, чем младше ребенок.

Новорожденный и грудной ребенок отличаются от взрослого человека как по величине, так и по пропорциям отдельных частей тела.

По сравнению со всем туловищем, конечности короче, а голова больше. Голова новорожденного развита, в основном за счет мозговой части лица, лицевая же часть кажется маленькой. Для лицевой части особенно характерны сравнительно маленький вес и малоразвитые челюсти. Шея у него короткая, кожа -красная и становится бледнее по истечении нескольких дней после родов. Голова новорожденного покрыта волосами. Ногти выступают за кончики пальцев. Вес доношенного ребенка при рожденни равен 3100-3500 г, - в среднем 3250 г. Вес у мальчиков, как правило, больше, чем у девочек. Средняя длина новорожденного 50 см. Детей весом ниже 2500 г и длиной менее 47 см, считают недоношенными. Новорожденный дышит в среднем 40 - 50 раз в минуту, частота его пульса -120-140 раз в минуту.

Внутренние органы новорожденного развиты, но их деятельность еще недостаточно выражена. Это и является причиной, почему органы новорожденного очень чувствительны к изменеиям условий окружающей среды и ребенок воспреимчив к заболеваниям. Содержимое кишечника, выделяемое новорожденным - черновато-зеленая клейкая масса, лишенная запаха, называется меконием. Обыкновенный кал появляется на 3-5 день жизни ребенка.

Температура новорожденного в первые часы жизни около 37,5°С, но вкоре падает до обычного уровня 36-37°С. Если не будут приняты соответствующие меры для предотвращения потери тепла, температура новорожденого может еще понизиться. Согреть ребенка можно искусственными средствами (одежда, горячие грелки). Особенно легко понижается температура у недоношенных детей.

В первые дни жизни новорожденный теряет в весе. Убыль веса обусловливается увеличением обмена веществ в новых условиях и относительным голоданием ребенка в первые дни. Нарастание веса начинается на 4-5 день. Чем быстрее организуется кормление ребенка грудью и чем лучше новорожденный сосет, тем быстрее приостанавливается убыль в весе и начинается нарастание его.

В среднем новорожденный теряет за 3-5 дней до 300-400 г своего веса; чем больше вес ребенка при рождении, тем больше он его теряет. Обычно самый низкий вес отмечается на 4-й день жизни. На 10-14-й день вес новорожденного вновь достигает своего первоначального уровня. Если же ребенок на третьей недели жизни не достиг своего первоначального веса, причину этого явления следует искать, в первую очередь, в недоедании. Иногда это может быть вызвано какой-либо болезнью. В таких случаях всегда надо обращаться к врачу.

Здоровый ребенок, достигнув своего первоначального веса, непрерывно прибавляет в весе. В течении первого месяца жизни нормальный, физически здоровый и хорошо упитанный грудной ребенок прибавляет в среднем на 600 г. В середине первого года жизни первоначальный вес ребенка удваивается, а к концу года утраивается.

Месяцы жизни Показатели увеличения
Масса тела (г) Длина тела (см)
За месяц За весь период За месяц За весь период
1 600 600 3 3
2 800 1400 3 6
3 800 2200 2,5 8,5
4 750 2950 2,5 11
5 700 3650 2 13
6 650 4300 2 15
7 600 4900 2 17
8 550 5450 2 19
9 500 5950 1,5 20,5
10 450 6500 1,5 22
11 400 6800 1,5 23,5
12 350 7150 1,5 25

У недоношенных детей удвоение веса происходит раньше и к концу первого года жизни они обычно достигают веса доношенного ребенка.

Для контроля нарастания веса пользуются взвешиванием. В первые месяцы жизни ребенка взвешивают раз в неделю, а позднее - 2 раза в месяц. Ребенка взвешивают голеньким на специальных весах, каждый раз в одно и то же время, до кормления.

У новорожденного и грудного ребенка посредине головки заметно мягкое и бескостное местечко - большой родничек , которое постепенно уменьшается и полностью закрывается примерно в полуторалетнем возрасте. Преждевременное закрытие большого родничка может препятствовать развитию мозга. Увеличение большого родничка в грудном возрасте является одним из признаков рахита, а также некоторых заболеваний головного мозга.

Сердечная деятельность здорового новорожденного и грудного ребенка является одной из наиболее развитых функций. Сердце всегда с достаточной мощностью и силой приспосабливается к резко возросшим требованиям. Боязнь, что сердце ребенка при высокой температуре не выдержит - совершенно напрасна. При быстром повышении температуры сначала холодеют руки и ноги ребенка, что часто ошибочно принимают за признаки сердечной слабости. В подобных случаях руки и ноги холодеют потому, что поверхностные кровеносные сосуды суживаются в связи с перераспределением крови в организме. На мысль о слабости сердечной мышцы наводят холодные руки и ноги при быстром понижении температуры. В таких случаях ребенка следует тепло укутать и обложить грелками.

Органы пищеварения у доношенного новорожденного приспособленны только для переваривания грудного молока. Применение искусственного кормления сразу после рождения ребенка требует от органов пищеварения непосильной работы, в результате чего и наблюдаются расстройства пищеварения.

Слизистая оболочка полости рта грудного ребенка в первые месяцы жизни отличаются относительной сухостью, так как в этот период выделение слюны еще крайне незначительно. С третьего месяца отмечается усиленное слюноотделение и появляется слюнотечение. Это явление не связано с прорезыванием зубов, а вызвано неумением ребенка глотать накопившуюся во рту слюну.

Испражнения грудного ребенка, после выделения мекония, кашеобразны, имеют цвет яичного желтка, кисловатый запах и кислую реакцию. Иногда в испражнениях совершенно здоровых детей появляются зеленые волокна, слизь, соли кальция и магния в виде белых сычужных комочков. При искусственном кормлении испражнения имеют более темный цвет и щелочную реакцию.

Нервная система ребенка к моменту его рождения еще не полностью развита. Все движения новорожденного как сосательные, так и глотательные, являются врожденными или безусловными рефлексами. Лишь постепенно, с развитием всей нервной системы, у ребенка появляется новая способность - условня рефлекторная деятельность, основанная на опыте. Постепенно начинает развиваться и речь.

Большое значение на психику ребенка, особенно на развитие речи имеет разговор. Звучание слов и движение губ вызывают возбуждение в коре больших полушарий мозга ребенка. Он начинает подражать тому, что видит и слышит. С развитием речи развивается и его мышление. Для развития речи необходимо правильное функционирование слуховых органов. У детей, глухих от рождения, речь не развивается.

Для нормального развитие речи ребенка необходимо разговаривать с ним медленно, правильно произнося слова, не "сюсюкая". Нельзя говорить ребенку сразу много слов, так как он быстро устает и не сможет на них реагировать. Если лишить ребенка возможности двигаться и не разговаривать с ним, его умственное и физическое развитие будет отставать. С другой стороны, не следует излишне много заниматься с ребенком, так как частые и сильные раздражения утомляют его и тормозят процесс развития.

Отдых , и главным образом сон, имеют огромное влияние на нормальный ход развития грудного ребенка. Потребность во сне тем больше, чем моложе организм, причем продолжительность сна индивидуальна и зависит, в основном, от окружающей ребенка обстановки. Здоровый новорожденный почти все время спит и бодрствует только во время кормления, купания и пеленания. Потребность ребенка во сне постепенно уменьшается и к концу грудного возраста он спит ночью. 11-12 часов, и днем 3-4 часа.

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.