Фамарь - невестка иуды. О несчастной Фамари (Фамарь и Амнон)

Библейская Фамарь, обманувшая патриарха Иуду и родившая от него двух детей, появление на свет которых было ознаменовано чудом, до сих пор остается одним из самых загадочных персонажей Ветхого Завета. И неудивительно. Благодаря тонкому женскому уму и житейской смекалке она не только стала членом семьи богатого домохозяина, но и вошла в историю человеческого спасения. Кем же была эта девушка?

В родословии Христа, приведенном евангелистом Матфеем, упоминаются четыре женщины: Фамарь, Раав, Руфь и «бывшая за Урией», то есть Вирсавия. И первая, пожалуй, самый противоречивый из них и самый интересный персонаж не только библейского повествования, но и церковного Предания. Чем замечательна именно эта героиня? Почему в первых строках евангельского текста звучит ее имя, а не прародительницы Евы, Сарры, которой Бог даровал радость материнства по вере ее мужа, прекрасной Рахили или хитроумной Ревекки?

Присутствие того или иного мужчины в родословии Христа не означает, что данный персонаж обладал особыми душевными или духовными качествами. Например, о большинстве иудейских царей, упомянутых в генеалогии, нельзя сказать, что они были образцами нравственности или мудрости. Другое дело женщина. Если она попала в список предков Господа, то только за определенные «заслуги». За какие же? Чем отличилась Фамарь? Ведь с точки зрения христианской морали она совершила явно неблаговидный поступок! Чтобы разобраться в этом, обратимся сначала к евангельскому тексту


Почему о женщинах упоминает только Матфей?

Родословие Христа в версии евангелиста Луки (Лк. 3, 23-38) существенно разнится с родословием, составленным евангелистом Матфеем (Мф. 1, 1-17). Во-первых, в отличие от последнего, Лука возводит генеалогию Христа не к Аврааму, а к Адаму и его Творцу, то есть охватывает историю не только еврейского народа, но и всего человечества. Во-вторых, если список предков от Авраама до Давида практически идентичен в обеих версиях, то от Давида до Христа, напротив, содержит всего четыре общих имени. Это обусловлено тем, что Матфей ведет род Христа через наследника Давида Соломона, то есть по линии царского рода, тогда как Лука — через малоизвестного сына царя-песнопевца — Нафана. Наконец, в то время как Лука перечисляет предков только Иосифа Обручника и только мужчин, Матфей упоминает несколько «посторонних» персонажей и среди них — женщин.

Последнее можно объяснить тем, что евангелисты брали за основу различные ветхозаветные генеалогии, где в некоторых упоминаются особенно замечательные женщины, а в других — нет. Однако важно отметить, что оба списка предков Христа — это не родословия в обычном смысле, поскольку формально они являются двумя версиями генеалогии Иосифа. Поэтому и в случае стремящегося к точности фактографии Луки, и в случае менее строгого Матфея составленные ими родословия имеют не историческое, а богословское значение. Значит, и присутствие женских имен оправдано именно богословскими соображениями.

Для Луки было важно подчеркнуть вселенский характер боговоплощения: от внутреннего единства человеческого рода и до единства его с Богом, что и было целью творения и осуществилось в рождении Христа. 77 имен генеалогии евангелиста Луки символизируют 11 недель всемирной истории, а 12 неделя — это завершение и цель исторического процесса — Иисус Христос. Парадоксально, что скрупулезного историка Луку вообще не интересует в генеалогии историческая конкретика и, в частности, — судьба еврейского народа: не считая Соломона предком Христа, он явно полемизирует с иудейской мессианской концепцией этого наследника Давида как прообраза Христа (ср. Деян. 7, 47-53).

Евангелист Матфей ставит перед собой иную задачу. Он показывает, как замысел Бога о соединении с человеком осуществляется в конкретном народе и в конкретных личностях. Поэтому он указывает на самые значительные эпизоды еврейской истории: разделение на 12 племен (1, 2), возникновение монархии (1, 6) и вавилонский плен (1, 11-12). Желая продемонстрировать, что монархическая идеология именно этой нации была предвестием рождения Иисуса из Назарета, Матфей ведет родословие Христа через законного сына Давида Соломона, живого и деятельного образа грядущего мессианского царя (Пс. 71). Евангелисту важно показать, что Промысл Божий взаимодействует со свободной волей конкретных героев еврейской истории, которая началась благодаря тому, что Авраам нашел в себе силы на ничем не обусловленный поступок, и закончилась (не хронологически, а метафизически) — свободным выбором Богородицы. По той же причине евангелист включил в родословие женщин. Они являются предшественницами Богородицы в том, что их волевые поступки изменили ход истории богосозданного народа.


Что говорит Библия

Евангельский текст гласит: «Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома...» (Мф. 1, 3). Кроме Фамари, здесь звучит имя еще одного «лишнего» героя — Зары. Его присутствие, казалось бы, сложно объяснимо с точки зрения общей историософской установки Матфея. Действительно, аналогичные персонажи (вроде Измаила или Исава) — личности, на первый взгляд более значительные, но они в списке Матфея отсутствуют. Для чего же здесь упомянут Зара, который только тем и известен, что он родился? Впрочем, не стоит забегать вперед.

38-я глава Книги Бытия повествует о хананейской девушке, которую патриарх Иуда взял в жены для своего первенца Ира. После того как Ир за свои грехи был умерщвлен Господом, Иуда повелел своему среднему сыну Онану продолжить род старшего брата. Однако Онан не исполнил повеления отца, и его также постигла Божья кара. Когда Иуда попытался уберечь младшего сына Шелу от «несчастливой» партии, Фамарь решила прибегнуть к хитрости. Притворившись блудницей, она вступила в связь со своим свекром, который к тому времени и сам овдовел. Через три месяца стало известно, что Фамарь беременна. Иуда, узнав об этом, приказал ее сжечь. Однако девушка открыла ему правду, и патриарху пришлось признать свою ошибку: Фамарь должно было отдать в жены младшему сыну. Девушка ждала двойню. Во время родов случилось так, что из утробы показалась рука одного из младенцев, и повитуха повязала ее красной нитью в знак первенства. Однако Зара, младенец с красной нитью на руке, уступил первенство Фаресу, который стал предком Давида, а значит, и Христа (Быт. 38, 6-30).


Продолжение рода во исполнение воли Божией

Современные комментаторы, рассматривая данный «прецедент» в свете правовых норм Пятикнижия, некоторые из которых, видимо, бытовали среди народа Божия и ранее (Быт. 26, 5), видят в этой истории своеобразную юридическую коллизию. Иуда приказал предать Фамарь смерти в соответствии с тем законом, который предписывал покарать неверность невесты в течение помолвки (Втор. 22, 13-21). Однако оказалось, что поступок смелой девушки подпадает под совсем другую норму — по предписаниям Книги Левит сожительство свекра и невестки наказывалось смертью не только для женщины, но и для мужчины (Лев. 20, 12; ср. 18, 15). Последнее обстоятельство, видимо, подействовало на Иуду. Однако он был радикальнее в перемене своей позиции. Он не объявил себя неправым наравне с Фамарью, а признал грех только за собой, при полном оправдании будущей матери Фареса и Зары. Почему? Мнимая блудница стремилась не преступить право, а защитить его, принуждая Иуду к исполнению не только своей обязанности (Втор. 25, 5-10; ср. Мф. 22, 23-27), но и своего обещания (Быт. 38, 11). Фамарь добивалась законного левиратного брака, который гарантировал бы ей не только продолжение рода покойного мужа, но и социальную и юридическую защищенность (ср. Руфь 3). И она добилась «простого женского счастья»: впоследствии «дом Фареса» считался образцом семейного благополучия (Руфь 4, 12).

Однако автор Книги Бытия вовсе не преподносит историю Иуды и Фамари как только житейский, бытовой рассказ. Наряду с патриархом, его детьми и прочими родственниками, в повествовании действует Сам Бог, наказывающий Ира, Онана и Иуду, преступающих Его волю, и награждающий чудесным потомством Фамарь — единственную, кто эту волю распознал. Описание чудесного рождения Фареса и Зары дает понять, для чего Фамарь совершила свой поступок. Она надела покрывало блудницы, чтобы младенец с красной нитью на руке уступил первенство младшему брату. Фамарь и Зара — каждый по-своему — осуществляли замысел о продолжении рода, творимого из «подручного материала» самим Богом. Знали ли эти «сотрудники» Божии, в чем состоит этот замысел? Библейский автор об этом умалчивает. Однако история Иуды и Фамари на этом не заканчивается. Их образы продолжают жить в толкованиях последующей интеллектуальной традиции.


От блудницы до праведницы

В иудейской литературе мы не находим ни малейшего осуждения поступка Фамари. Например, Книга Юбилеев (II век до н.э.) считает, что вина лежит прежде всего на жене Иуды. Будучи хананеянкой, она препятствовала своим детям строить полноценные семейные отношения с Фамарью, которая была иноземкой — «дочерью Арама». Поэтому, считает неизвестный автор, у Ира не было детей и он умер, наказанный Господом, а Шела долго оставался холостым: и не Иуда, а именно его жена препятствовали браку младшего сына с Фамарью. Вина Иуды, с точки зрения Книги Юбилеев, не так велика: он совершил прелюбодеяние по неведению, искренне раскаялся, долго просил Господа простить его и не делал более ничего противозаконного. В другом тексте II века «Завете двенадцати патриархов» мы находим уже оправдание Фамари, хотя и довольно двусмысленное. Книга сообщает о том, что по некоему ханаанскому обычаю вдова должна была некоторое время после смерти супруга «сидеть блудницей у городских ворот», что и делала Фамарь. Иуда, опьяненный вином, не понял, кто перед ним, и потом признал, что «не лукавила она, взяв у другой женщины (т.е. блудницы) этот знак», и что все происшедшее совершилось по воле Божией. Невинность Фамари особенно отчетливо высветлена на фоне незадачливого свекра и все той же злокозненной жены Иуды, которая не только запрещает Шеле жениться на Фамари, но и находит ему другую партию.

В новозаветное время в I в. н.э. мы обнаруживаем еще более уважительное отношение иудейского богословия к нашей героине. Псевдо-Филон в своих «Библейских древностях» передает речь отца Моисея Амрама. Он обращается к израильскому народу, напуганному угрозой фараона убить всех еврейских мальчиков, а девочек отдать в жены египтянам, с призывом не отступать от воли Божией и продолжать зачинать и рожать детей, подобно матери Фамари, которая вступила в связь с Иудой не ради блуда, а от нежелания отделиться от народа Божия. Отец Моисея приводит якобы сказанные Фамарью слова: «Лучше мне умереть из-за общения с моим свекром, чем иметь общение с язычниками». Речь Амрама и его призыв следовать примеру Фамари были угодны Господу, и Он сделал его отцом спасителя народа — Моисея. Последний в эллинистической иудейской литературе был прообразом Мессии. Интересно, что младенец Иисус в первых главах Евангелии от Матфея — это «Новый Моисей» израильского народа. И, возможно, что Фамарь присутствует в евангельском тексте в качестве не столько физиологического, сколько духовного предка Его отца — «Нового Арама» Иосифа.


От праведницы до пророчицы

Образ Фамари в иудейском предании обогащался все новыми чертами. Причем, как правило, положительными. Так, раввины Вавилонского Талмуда задаются вопросом: «Не лучше ли человеку быть преданным огню, чем публично смутить ближнего?» И отвечают: «Надо брать пример с Фамари, ибо она сокрыла, что ждет ребенка от Иуды, даже под угрозой сожжения». В другом толковании утверждается, что «всякая девушка скромная в доме своего свекра заслуживает того, что от нее произойдут цари и пророки». И образцовой невесткой объявляется... Фамарь, которая из смирения покрыла себя покрывалом. Талмуд также уподобляет ее Аврааму, поскольку Фамарь, как и праотец, «святила имя Господне через управление домом». В агадическом толковании на Книгу Бытия «Берешит Рабба» (IV век) Фамарь предстает потомком благочестивого Сима (Быт. 9, 23) и тем самым противопоставляется окружающим Израиль жителям Ханаана (потомкам Хама). По словам иудейского толковника, она, зачав от Иуды, пророчески возвестила всем, что положила начало мессианскому роду.

Это возвышенное представление было воспринято и полемически переосмыслено святым Ефремом Сириным, известным своими литературными баталиями с авторитетами иудаизма. Его Толкование на Книгу Бытия составлено практически в то же самое время, что и «Берешит Рабба». Как и еврейский трактат, оно содержит своеобразное для христианского автора учение о том, что Фамарь пророчески предузнала и даже «возлюбила» Того, кто должен произойти от нее, и ради этого сознательно пошла на нарушение юридических и моральных норм своего общества. Святой Ефрем излагает явно апокрифическую версию событий. Фамарь рассудила, что ни воздержание, ни даже брак с Шелой не позволят ей получить сокрытое в еврейском народе благословение. Тем самым она могла приобрести его, только вступив в брак с Иудой. Однако она опасалась, что тот, распознав это намерение, предаст ее смерти. Поэтому Фамарь просила у Бога, чтобы патриарх сам «вошел к ней». Так и случилось. Пока она стояла на молитве, рядом с ней оказался Иуда. Фамарь в испуге накинула на себя покрывало, но затем поняла, что это и есть Божие знамение, о котором она просила. Она оказалась праматерью Господа, оставаясь вдовой, и тем самым показала, что желала познать не мужа, а «Ходатая, имеющего по преемству произойти чрез нее».


Все-таки блудница?

Точка зрения святого Ефрема тем более удивительна, что Отцы Церкви в целом довольно прохладно относились к Фамари как историческому персонажу. Например, Тертуллиан, рассуждая о том, сколь пагубно для женщины увлекаться внешними украшениями, ссылается на разбираемый нами эпизод Книги Бытия. По его мнению, Иуда заключил о роде занятий Фамари из ее внешнего вида: она была красиво одета и богато украшена. Римский апологет с некоторой иронией подчеркивает: «Опыт вскоре показал ему, что он не ошибся». Другой латинский писатель — Блаженный Иероним — впервые высказывает мысль о том, что Матфей включил в родословную Христа четырех женщин именно потому, что они были грешницами. По мнению Иеронима, евангелист тем самым подчеркивает, что Господь воспринял нашу природу целиком со всеми ее болезненными искажениями.

Эта точка зрения, насколько можно судить, стала расхожей в христианской письменности. Ее придерживался такой великий отец Церкви, как Иоанн Златоуст. Последний приводит несколько аргументов в пользу включения грешниц в генеалогию. Во-первых, если обычному человеку свойственно скрывать свое недостойное происхождение, то для Богочеловека это невозможно. Во-вторых, если Христос не устыдился быть распятым, почему он должен стыдиться своих предков — и то и другое показывает его безмерное человеколюбие. В-третьих, Христос тем самым учит нас, что нужно думать не о достоинстве предков, а о собственном благочестии. Наконец, присутствие грешников в родословии говорит о невозможности для человеческого рода самому победить грех и, следовательно, вопиет о необходимости пришествия Христова. В целом Иоанн Златоуст, как и многие другие христианские писатели, полагает, что не стоит торопиться осуждать поступки тех людей, через которых Бог производит нечто полезное для нашего спасения.


Образ Церкви

Однако библейский герой — это не только исторический персонаж. Для христианских авторов, прибегавших к аллегорическому методу толкования, Фамарь была еще и символом... Церкви. По мнению святого Кирилла Александрийского, история мнимой блудницы является прообразом обращения к Богу язычников. Бог («Иуда») после духовной смерти первой и законной жены, то есть еврейского народа, соединяется с блудницей — церковью языческой, «крайне одичавшей от эллинских обычаев и установлений». Схожее толкование можно найти в «Вопросах и недоумениях» святого Максима Исповедника. По его мнению, в 38-й главе Книге Бытия иносказательно повествуется о том, что Господь Иисус Христос, направляясь к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10, 6), свернул с пути, чтобы спасти церковь языческую, соединился с ней и даровал «трость, перевязь и перстень, то есть смерть на кресте, благочестивое понятие о сущем и благодать Духа. Проще говоря, деятельное, природное и богословское знание» (перевод Г.И. Беневича).

Писатель II века святой Ириней Лионский, полемизируя с ересью гностиков, которые противопоставляли Ветхий и Новый Завет, говорит, что многие библейские образы (и в частности история рождения Фареса и Зары) свидетельствуют скорее в пользу единства Заветов. Так, по мнению Иринея, Фамарь символизирует веру «Авраама и прочих праведников, угодивших Богу прежде обрезания», от которой произошли два народа: народ благодати (новозаветная Церковь), должный выйти на историческую сцену первым, но на время уступивший первенство народу Закона (евреям). В определенное время старший народ выступит из тени своего младшего брата и будет опознан по красной нити, то есть по вере патриархов и крестной смерти Спасителя. Трактовка Иринея Лионского получила довольно широкое распространение: ее придерживались наиболее известные православные экзегеты — Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский.

Кем бы ни была «историческая» Фамарь — хитроумной арамеянкой, стремящейся во что бы то ни стало обзавестись семьей, или мудрой пророчицей, как ее изображает Ефрем Сирин, надо помнить, что над ней, словно стремительное и величественное солнце Палестины, поднимается лик родившегося Спасителя мира, освящая все пространство истории еврейского народа. Именно в Его свете христианские писатели древности старались оценивать поступки библейских персонажей. И первым из них был евангелист Матфей, который по неизвестным нам до конца (надо смириться с этим) соображениям включил в родословие Спасителя девушку, чьи помыслы навсегда останутся покрытыми покрывалом тайны.

Тимур Щукин
Иллюстрации: Юлия Нурмагамбетова

После того, как Иуда отделился от своих одиннадцати братьев, и поселился близ одного Одолламитятина, он увидел девушку по имени Шуа, и женился на ней. Она родила ему трёх сыновей; имя первенцу Ир, второй сын Онан, младшего сына звали Шела.
Когда Ир вырос и настала пора его женить, отец взял ему жену, тоже хананеянку, по имени Фамарь. Но Ир был неугоден перед очами Господа, и Он умертвил его (Быт 38:7) (у евреев был закон; "если брат умрёт, то другой брат восстановит его семья"). И Отец Онана - Иуда сказал своему сыну: женись на жене брата твоего и восстанови семя его. Но Онан не хотел восстанавливать семя брату, и когда входил к Фамарь, то прежде семя изливал на землю (отсюда и название "онанизм"). Это было мерзость и зло перед Богом и Он умертвил его. Тогда Иуда сказал невестке Фамари: "живи вдовой доме отца твоего, пока подрастёт Шела, сын мой". Фамарь пошла в дом отца своего и жила там.
Прошло много времени, умерла жена Иуда Шуя. Он утешившись, пошёл Фамну, с другом Хиром своим, стричь овец. И сказали Фамарь: вот свёкор твой идёт в Фамну стричь овец. Ау Фамари не было детей, (а у евреев бездетная жена - позор). Младший сын Иуды подрос и пора ему было жениться, а Иуда раздумал женить его на Фамарь, он подумал: "всё зло исходит от невестки и двоих сыновей он потерял из-за этой женщины, может потерять и Шелу. Фамарь, видя, что свёкор обманул её решился отомстить ему и снял с себя вдовьи одежды, надел одежды блудницы и сел у ворот, где должен проходить Иуда. Она покрылась покрывалом и Иуда не узнал её Он подумал на неё, что она блудница, и захотел войти к ней. Она спросила: что ты дашь мне, если войдёшь ко мне? Он сказал: я пришлю тебе козлёнка из стада моего стада. Но она потребовала залог, прежде чем он пришлёт козлёнка, и он отдал ей свою печать, перевязь и трость его. Он на это согласился и отдал ей в залог печать, перевязь и трость свою. Прошло немного времени и он послал Хиру, своего друга, с козлёнком и сказал ему: отдай это той блуднице, которая сидит у ворот, и возьми у неё мою печать, перевязь и трость. Хира искал блудницу и не нашёл её в воротах, тогда он спрашивал у местных людей, живущих там, но они отвечали: у нас нет и не было никакой блудницы. Когда Хира вернулся и рассказал это Иуде, тот сказал: "пусть она возьмёт это всё себе, чтобы не узнали и не смеялись над нами".
Вот с такой хитростью Фамарь и восстановилось семя Ира, и зачала.
Прошло около трёх месяцев и Иуде передали, что Фамарь, невестка его беременна и впала в блуд. Тогда Иуда приказал сжечь её. Но Фамарь прислала ему его печать, перевязь и трость, и велела сказать: "я беременна от человека, который оставил мне в залог эти вещи". Когда Иуда увидел их, то сразу узнал свои вещи, и сказал: "она правее меня, потому что я не дал её Шеле, сыну моему " .Иуда отменил казнь. Фамарь родила близнецов. Один из них Фарес был предком Спасителя Иисуса Христа.

[а] Иуда отделился от своих одиннадцати братьев и отправился на юг, где поселился близ Хиры Одолламитянина. Там он встретил и взял в жены ханаанеянку Баф-Шую, дочь Шуи, которая родила ему в городе Хезив троих сыновей - Ира, Онана и Шелу. В положенное время Иуда нашел Иру жену по имени Фамарь, тоже ханаанеянку; однако Господь, которому Ир был неугоден, умертвил его. Тогда Иуда приказал другому своему сыну Онану войти к жене брата, чтобы восстановить семя брата. Позднее этот обычай станет законом левирата. Онан, однако, знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал семя на землю, чтобы не дать семени брату своему. Господь счел это злым делом и умертвил Онана. Тогда Иуда сказал Фамари:

Живи вдовою в доме отца твоего, пока не подрастет Шела, сын мой.

Испугался Иуда, как бы не умер и Шела, подобно своим братьям, поэтому откладывал женитьбу с года на год. 1

[b] Когда умерла дочь Шуи, Иуда, чтобы развеяться, пошел в Фамну к стригущим скот его, и Фамарь, зная уже, что он обманывает ее, видела, как он идет по дороге мимо Енаима. Ничего не сказав, она отошла немного от города, сняла с себя вдовью одежду, покрыла себя покрывалом и уселась у ворот Енаима. Возвращаясь в сумерки, Иуда принял Фамарь за блудницу и сказал:

Пойду я к тебе.

Что ты дашь мне, если войдешь ко мне? - спросила его Фамарь.

Я пришлю тебе козленка из стада моего.

Дашь ли ты мне залог, пока пришлешь?

Какой дать тебе залог?

Печать твою, и перевязь твою, и посох твой, который в руке твоей, - ответила Фамарь.

Иуда все дал ей, вошел к ней, а потом Фамарь оделась в свою вдовью одежду и потихоньку ушла.

По просьбе Иуды его друг Хира принес обещанного козленка в Енаим и стал спрашивать у всех, кто попадался ему на пути:

Где блудница, которая была в Енаиме при дороге?

Здесь не было блудницы, - отвечали ему. 2

[с] Через три месяца Иуда узнал, что Фамарь нарушила брачный контракт, забеременев не от Шелы. Подчиняясь обычаям тех времен, он приговорил Фамарь к сожжению. Когда ее уводили, она послала Иуде его печать, перевязь и посох и просила передать на словах:

Если я должна умереть, пусть умрет и тот израильтянин, который был со мной. Он узнает себя по этим вещам.

Иуда узнал свои вещи и отменил приговор.

Она будет жить, потому что она правее меня. Я не дал ее Шеле, сыну моем)". И не познавал ее более.

Фамарь была освобождена, но Иуда не мог вновь прийти к ней, и она не могла стать женой Шелы. 3

[d] Во время родов оказалось, что Фамарь тяжела близнецами. Наконец один показал свою руку, и повивальная бабка, навязав ему на руку красную нить, сказала:

Этот вышел первый.

Но он тотчас убрал руку, и вышел его брат. И она спросила:

Как ты расторг себе преграду?

И нарекли его Фаресом. Потом вышел его брат с красной ниткой на руке. И ему было наречено имя Зара. 4

[e] Подобно всем благородным израильским матерям, Фамарь владела даром предвидения. Она знала, что ее потомком будет Мессия, и именно поэтому подчинилась древнему аморейскому закону, согласно которому все девушки перед замужеством должны провести семь дней за городскими воротами, продавая себя чужестранцам.

Говорят, что Иуда, будучи праведником, поначалу отшатнулся от Фамари и пошел своей дорогой. Однако она помолилась Богу, и по его приказанию Ангел Земного Желания полетел вниз, шепча на ходу: "Вернись, Иуда! Если ты обойдешь эту женщину стороной, то откуда появятся цари и спасители Израиля?" Иуда вернулся и лег с Фамарью, но сначала убедился в том, что она не замужем, сирота, чиста телом и служит Живому Богу. А потом Фамарь, не желая открывать вестникам, кто был с ней, предоставила это Иуде. Говорят, что из-за ее твердости, поскольку праведный человек скорее позволит публично сжечь себя, чем опозорит родственника, Иуда не только признал близнецов своими сыновьями, но и не давал Фамари скучать в ее вдовстве. 5


1 Бытие XXXVIII, 1-12.

2 Бытие XXXVIII, 12–23.

3 Бытие XXXVIII, 24–26.

4 Бытие XXXVIII, 27–30.

5 Gen. Rab. 1042, 1044; Tanhuma Buber Introd. 129 and Gen. 187; Mid. Hagadol Gen. 569, 572, 574; Test, of Judah XII; XIV. 3–5; B. Sota 10a-b.


1). Предполагается, что у Осии XII, 2 надо читать так: "Но и с Иудою у Господа суд", - хотя Иуда оставался верным q"deshim ("святым"). Это означает, что Иуда отделился от братьев и принял ханаанейские религиозные обряды, включавшие культ q"deshim. Q"deshim были kelebites, или "псы-жрецы": мужчины, продававшие себя и одевавшиеся как женщины, которые были еще и во времена поздней иудейской монархии (3 Царств XV, 12; XXII, 47; 4 Царств XXIII, 7) в кварталах, отданных им на горе Сион. Принятие Халева в племя Иуды подтверждает эту точку зрения, которая согласуется с бесстыдной связью Иуды с q"deshah, или священной блудницей. Обычай приношения заработанного q"deshah в Храм был забыт в тексте Второзакония так же, как и такой же обычай, относящийся к q"deshim (Второзаконие XXIII, 18). Последнее упоминание в Писании о "псах-жрецах" можно найти в Апокалипсисе XXII, 15.

2). Этот древний миф относится к небольшой территории на северо-западе от Хеврона, где сохранились многие географические названия. Одоллам, где жил изгнанный Иисусом ханаанейский царь (Иисус Навин XII, 15), - Кирбет "Ид аль-Ма - примерно в одиннадцати милях на северо-запад от Хеврона. Хезиб, или Ахзиб, или Хозева (1 Паралипоменон IV, 22) - "Эн аль-Казба в Вади аль-Сант. Фамна, что между Вифлеемом и Бет Наттиф, - Кирбет Тибна. Лишь Енаим, который был между Одолламом и Фамной, исчез с талмудических времен, когда он был известен как Кефар Енаим (Pesiqta Rabbati 23).

3). Братья Ир, Онан и Шела представляют три изначальных иудейских клана, старшие из которых утеряли свое значение. Грехи Ира неизвестны, но его имя в обратном написании на древнееврейском означает "порочный". Ко времени Вавилонского пленения Ир был в ранге сына, или клана, внутри племени Шелы (1 Паралипоменон IV, 21), тогда как Онан был всего лишь сыном Иерахмеила, сына Есрома (см. 50. 3), сына Фереза (1 Паралипоменон II, 26). Ферез (или Фарес) был прежде Шелы; а Зара, которого он лишил первородства, потерялся во времени. Те, кто занимаются генеалогией арабских племен, до сих пор констатируют возвышение или упадок отдельных кланов.

4). Фамарь была осуждена на сожжение, и это предшествует Второзаконию XXII, 23–24, где сказано, что изменившая жена должна быть побита камнями, а сожжение в Моисеевом Законе было прибережено для оступившихся дочерей священников (Левит XXI, 9). Однако никакое наказание не предусмотрено в древней Иудее для мужчин, переспавших с блудницами, ибо они не были собственностью отцов или мужей и не были нечистыми. Нет здесь и четкого деления между zonah, или обычной (светской) блудницей, и q"deshah, или священной блудницей.

5). В мифе можно заметить намек на то, что Иуда подозревает, будто Фамарь заколдована, наподобие Сарры, дочери Рагуила (Товит VIII), чьи шесть мужей были таинственным образом убиты один за другим в первую брачную ночь неким ревнивым духом. Как женщина, предназначенная израильтянину, Фамарь очень рисковала, изображая блудницу. Но так как она повела дело осмотрительно и сумела понести от мужчины, который несправедливо отказывал ей в детях, народная традиция поставила ее наравне с Рахилью и Лией - "и да славится имя твое" (Руфь IV, 11). Подобно Руфи Моавитянке и священной блуднице Раав из Иерихона (Иисус Навин II), эта ханаанеянка стала (через Фареса) праматерью Давида и таким образом обещанного Мессии (см. Матфей I, 3–6).

6). Фамарь имеет значение "пальма", а пальма была посвящена Исиде, богине любви и рождения, известной еще как Иштар или, среди арабов, как Лат или "Ллат. Арабы поклонялись большой пальме Нейрана, каждый год одевая ее в женские одежды и убирая женскими украшениями. Аполлон Делосский, сын Лат - в наше время Лат путают с Лето и Латоной - и наватейский бог Дусарес родились под пальмами: Аполлон на Ортигии (старое название острова Делос). В изначальной версии Фамарь должна была быть священной блудницей, а не родственницей Иуды. Она связана со своей сестрой Раав упоминанием о червленой веревке (Иисус Навин II, 18), которая метила дом. И в эфиопской "Kebra Nagast" дочь фараона соблазняет Соломона с помощью трех лотосов (см. 29. 3) и червленой веревки.


| |

11,13,24) невестка Иуды. Ее первый муж был Ир, старший сын Иуды, который, по словам бытописателя, "не угодил Господу и потому умертвил его Господь" (ст. 7). Вследствие сего Фамарь была выдана замуж за брата покойного мужа, Онана, который также за свое гнусное противоестественное беззаконие подвергся той же самой гибельной участи (ст. 10). Посему Иуда объявил Фамари, что если она останется вдовою в доме своего отца, пока подрастет третий сын его, Шела, то она сделается женою последнего. Видя, что Иуда не исполнил своего обещания, Фамарь употребила хитрость, чтобы уловить самого Иуду в свои сети, и настолько успела в этом, что даже получила от него печать, перевязь и трость из рук его, сохраненные ею до того самого времени, как Иуда осудил было ее за блудодеяние на сожжение. Таким образом тайна от кого она сделалась беременною разъяснилась (ст. 12, 26). Дети ее от Иуды были Фарес и Зара (ст. 27, 30); первый из них занимает место в родословии Господа Иисуса Христа (Мат.1:3).

б) (2Цар.13:1) дочь Давида и сестра Авессалома, обесчещенная братом ее Аммоном. По Иосифу Флавию (Древ. , кн. VII, гл. 8, §1) матерью ее была Мааха, мать Авессалома, но в свящ. повествовании нет достаточного подтверждения относительно означенного факта. О подробностях означенного гнусного преступления и о его печальных последствиях, сопровождавших оное, см. 2Цар. 13.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое "Фамарь" в других словарях:

    - (евр. Тамар, пальма): 1) жена Ира, к рая, оставшись вдовой, родила от свекра Иуды (см. Иуда), принявшего ее за блудницу, близнецов Фареса и Зару (Быт 38; Мф 1:3); 2) дочь Давида, сестра Авессалома. Она была обесчещена своим сводным братом… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    - «Иуда и Фамарь», неизвестный художник школы Рембрандта Фамарь (ивр. תָּמָר, Тамар «финиковая пальма» … Википедия

    Фамарь - Тамар Фамарь, т.е. пальма. 1) Хананеянка, которую Иуда взял в жены своему сыну Иру, а после его смерти Онану и которую он, когда те оба умерли бездетными, обещал дать в жены третьему сыну Шеле, когда тот вырастет. Однако он не исполнил своего… … Словарь библейских имен

    Имя трех библейских личностей: 1) Ф., жена Ира, первенца Иуды, сына патриарха Иакова, невестка Иуды. Лишившись своих мужей в ранних летах и обманутая обещанием свекра выдать ее за младшего его сына, Ф. решилась сойтись с самим свекром и имела от… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  (евр. пальмовое дерево) 1) невестка Иуды, сына Иакова (Быт. 38); 2) … Словарь церковнославянского языка

    Фамарь - Фам’арь (пальма) а) (Быт.38:6 ,11,13,24; Руф.4:12 ; 1Пар.2:4 ; Мат.1:3) жена Ира, первенца Иуды, которая, став вдовой и не получив другого мужа, соединилась обманным путем с самим Иудой и родила ему Фареса и Зару; б) (2Цар.13:1 ,2,4… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Фамарь - 1. Невестка Иуды, четвертого сына Иакова, и мать его сыновей близнецов. Быт.38 2. Дочь царя Давида, обесчещенная своим сводным братом Амноном. 2Цар. 13 … Подробный словарь библейских имен

    Фамарь - А. Жена сыновей Иуды Ира и Онана: Быт 38:1 10 обманула Иуду: Быт 38:11 26 родила двойню: Быт 38:27 30 одна из прародителей Иисуса: Мф 1:3 Б. Дочь Давида, сестра Авессалома: 2Цар 13:1 обесчещена своим сводным братом Амноном: 2Цар 13:2 21 бесчестие … Библия: Тематический словарь

    Фамарь - – имя 3 х жен, упоминаемых в Библии. Из них: 1) Ф. жена Ира, сына патриарха Иакова, невестка Иуды; 2) дочь Давида; 3) дочь Авессалома, жена Ровоама, сына Соломона и мать Авии … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Книги

  • На страже веры (комплект из 24 книг) , Рожнева О. (сост.). Комплект книг "На страже веры" включает в себя жизнеописания людей, в суровые и трудные для Русской Православной годы сумевших сберечь и укрепить и веру, и церковь: . Митрополит Петр…

ФАМАРЬ - БЛУДНИЦА, ИЛИ ГЕРОЙ ВЕРЫ?

Урок за сегодня призывает нас ответить на вопрос: кем же была Фамарь, и за что ее имя внесено в родословную Иисуса Христа. Как известно, в родословную вносили только имена мужчин, и выдающихся женщин. Так что же выдающего совершила Фамарь?

Да, для поверхностного читателя Библии история с Фамарью и Иудой выглядит, как "дешевый роман". К сожалению, по неизвестным причинам, наш урочник не раскрывает правду о том, что в действительности сделала Фамарь.

Ведь Бог не удостоил внимания трех царей Израильских, имена которых не значатся в родословной Иисуса Христа, таких как Иоас, например, о котором сказано: "И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни Иодая священника. " 2Пар. 24:2 Что?! Добродетельный царь вычеркнут из родословной Иисуса Христа, а блудница Фамарь с ее "дешевым романом" с Иудой вошла в родословную?

Неужели Бог это сделал для того, чтобы подчеркнуть Свою милость к грешнику? Тогда за какие грехи там оказался Авраам? Напротив, мы читаем в Писании, что Авраам удостоился находиться в родословной Христа не за грехи, а за свою праведность:

"благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои" (Быт. 26:4-5) "Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос." (Гал. 3:16)

Так что же выдающегося совершила эта женщина, переодевшаяся блудницей? Писание говорит, что блудники Царства Божьего не наследуют (1Кор. 6:9; Еф.5:5; Откр. 22:15) А значит, ни Фамарь, ни Иуда не могли быть записаны в книге жизни у Агнца со своими грехом блуда. Иуда, вошедший к блуднице, и не подумал раскаяться до тех пор, пока Бог, как и в случае с Вирсавией и Давидом, через беременность, не открыл его греха. Но, если младенец, рожденный во грехе, от Давида с Вирсавией умирает (чтобы не войти в родословную), то младенец, рожденный от Фамари, входит в родословную, чтобы продолжить родословную цепь патриархов Иисуса Христа. Почему?

Во-первых, мы находим в этой истории любопытную подробность: "И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему" (Быт. 38:8) После смерти нечестивого Ира, первенца Иуды, Иуда поражает нас тонкими познаниями "левитского" закона. Ведь закона то самого еще не было! Заповедь из Втор. 25:5-10 будет написана Моисеем лишь 400 лет спустя!

"Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, - и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле. Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: `деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне"; тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: `не хочу взять ее", тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: `так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему [у Израиля]"; и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого. "

Откуда же Иуда ее знает, что так легко рассуждает с Фамарью на эту тему?! А оттуда, откуда и Ной знал "чистых и нечистых" животных, которых нужно было приносить в жертву, и, разумеется, есть. (Быт. 7:8;8-:20), хотя закон о пище появился в письменном виде только после потопа, после исхода евреев из египетского рабства. (Лев. 11 гл. Втор. 14 гл.)

Оттуда, откуда Каин знал, что убийство - это грех, потому что Бог свободно рассуждает с ним на эту тему, а ведь закон, которым познается грех, был записан двумя тысячелетиями позже. (Быт. 4:6-7; Исх. 20 гл.; Рим. 3:20) Оттуда, откуда Адам и Ева в раю знали заповедь: "помни день субботний, чтобы святить его" (Быт. 20:6-11)

Оттуда, откуда Авраам знал все законы Иеговы, соблюдая которые и был удостоен войти в родословную Иисуса Христа за "действенную веру "благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои" (Быт. 26:4-5) Итак, что же такого особенного сделала Фамарь, что Бог Небесный дал ей те же самые благословения, что и Аврааму за его послушание законам Всевышнего?!

Не то же ли самое она сделала, что и Авраам, который "соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои" (Быт. 26:5)?!!! Не о том ли ревновала она, переодевшись блудницей, чтобы "восстановить семя брату своему" (Мф. 22:24) При этом очень удивляет легкомысленное отношение Иуды к этому вопросу. Ведь без активного вмешательства Фамари, учитывая грех блуда этого патриарха, вряд ли от него протянулась бы в дальнейшем родословная мессианская цепочка. Бог не имеет ничего общего со грехом. Он, просто бы, избрал себе другого патриарха, от которого и родился бы Христос, к примеру, Иосифа, "наилучшего из братьев своих" Втор. 33:16

То, что сделала Фамарь, обличило Иуду в его собственном грехе и неправоте перед Богом: "Иуда узнал и сказал: она правее меня" (Быт. 38:26) а Писание говорит, что "обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов. " (Иак. 5:20) Вот что сделала Фамарь!!! Почему Иуда избегал ее столько лет? Не потому ли, что винил ее в том, что она была причиной смерти его детей? Однако, после своего покаяния в блуде, Бог открывает глаза Иуде не только на его грех, но и на грехи его детей Ира и Онана, которые названы в Писании нечестивыми. Фамарь, таким образом, была оправдана, да и Бог в Своих действиях против нечестивых детей Иуды, тоже был оправдан, благодаря усилиям этой женщины. Поэтому ее история - это не дешевый роман, а подвиг веры, за который эта женщина и получила такое же благословение, как и праведный Авраам!!!


Создан 31 мар 2016