Құдалық. как казахи встречают сватов? Как проходит казахская свадьба – современные традиции и обычаи

Казахстан - государство, в котором испокон веков принято чтить традиции предков. Подчиняется им и казахская свадьба, которая проводится по давно устоявшемуся сценарию. Разумеется, некоторые казахов перестали вписываться в современную жизнь, однако многие красивые традиции остались неизменными. Что же они собой представляют?

Казахская свадьба: смотрины

В наши дни древняя традиция казахов находить невесту во время смотрин, которые называются «кыз кору», практически забыта, равно как и обычай вступать в брак по воле родителей. Молодые люди сейчас выбирают себе пару самостоятельно, женятся по любви. Однако были времена, когда семьи, имеющие маленьких детей, договаривались поженить их, не спрашивая мнения будущих жениха и невесты. В некоторых случаях подобные договоры заключались еще до рождения наследников, к примеру, если семьи желали породниться.

Вспоминая о том, как проводилась казахская свадьба в прошлом, нельзя не упомянуть и смотрины. Право выбирать невесту во время смотрин («кыз кору») было не у каждого жителя Казахстана, в основном его получали искусные джигиты, сумевшие доказать свое мастерство, а также отпрыски состоятельных или известных родителей. Юноша, желавший вступить в брак, вместе с друзьями отправлялся в аул, где проживали привлекательные девушки, достигшие возраста невест. Как правило, принимали потенциального жениха и его сопровождающих с почетом.

Во время смотрин девушки на выданье соревновались друг с другом в различных видах искусства. Также они оценивали возможных женихов, не стесняясь выражать свое мнение. Нередко устраивались песенные состязания между барышнями и кавалерами - «айтысы». Если между юношей и девушкой пробегала искра, далее наступала очередь сватов, которые направлялись в семью невесты.

Сватовство

Сватовство - обязательная часть такого события, как казахская свадьба, на казахском языке эта церемония носит название «куда тусу». Роль сватов традиционно возлагается на отца и других жениха. Семья невесты предупреждается об их визите заблаговременно, обязана обеспечить щедрое угощение (конечно, если им нравится претендент). Однако за вход в дом девушки сваты вынуждены заплатить, так как женская половина протягивает перед дверью аркан, который убирается только после того, как гости вручают хозяевам подарки: отрезы дорогой ткани, деньги.

Атмосфера на праздничных обедах царит теплая и дружественная, во время трапезы обсуждаются различные темы, не имеющие прямого отношения к будущему бракосочетанию. Только когда обед близится к завершению, сватам разрешается перейти к цели своего визита. Обсуждаются условия проведения брачной церемонии, устанавливается размер калыма. Право высказаться предоставляется всем старшим членам обоих семейств. Сватовство, которым традиционно предваряется казахская свадьба, не обходится также без обряда обсыпания «шашу». Делегаты жениха обсыпаются конфетами, печеньем, мелкими монетами родственницами невесты, также сватов могут заставить пройти разные испытания, поучаствовать в веселом представлении.

Представители жениха, приехавшие сватать девушку, обязаны иметь при себе «коржун». Это мешок, декорированный яркими лентами, бусами, монетами. Внутри него располагаются подарки: сухофрукты, конфеты, отрезы тканей и так далее. Перед отъездом сватов подарки вручаются и им, самый ценный презент при этом достается отцу жениха.

Показ невесты

Будущая новобрачная выходит к сватам лишь после того, как они перезнакомятся со всеми ее родственниками, договорятся с ними о свадьбе и калыме. Перед выходом невесты представители жениха должны вручить ее семье плату за смотрины, которая на казахском языке называется «коримдик». Только после этого девушку демонстрируют будущим родственникам.

Далее следует обряд, который официально закрепляет за девушкой статус невесты. Сваты надевают на нее серьги, как правило, эта почетная обязанность возлагается на мать жениха. Также сваты должны вручить подарки другим членам семьи, в основном это золотые украшения: колье, броши, кольца.

Калым

Выкуп за невесту - то, без чего в былые времена не могла состояться казахская свадьба. Традиции велят кандидату на руку и сердце девушки преподнести 47 голов скота ее родителям. Сейчас это правило соблюдается редко, достаточно положить в подарочный мешок, который вручают сваты семье невесты, 47 мелких предметов. Количество голов скота, которое требовали за невесту в прошлом, зависело также от благосостояния семей, намеревающихся породниться. За дочь крупного бая нередко платили до 1000, тогда как бедняки довольствовались 5-6 головами в качестве калыма.

Сохранилась в наши дни такая традиция, как материальная помощь, которую оказывают молодоженам родители. Обычай велит родственникам невесты обеспечить ей приданое, включающее ковры, постельные принадлежности, посуду и так далее. Родственники жениха должны выделить молодой семье деньги на приобретение мебели.

Очевидно, что далеко не каждая помолвка заканчивается браком. Если жених уже после визита сватов и уплаты калыма вдруг раздумывает жениться, не имея на то предусмотренных обычаем оснований, на возврат выкупа за невесту ему рассчитывать не приходится. Более того, семья обманутой девушки вправе принудить ветреного юношу к уплате штрафа, размер которого оговаривается отдельно. Иная ситуация складывается, если договор не соблюдается невестой или ее родственниками. В этом случае семья девушки должна не только полностью вернуть уплаченный им выкуп, но и компенсировать нарушение договора путем выплаты штрафа.

Наряд невесты

Во всем мире девушки, вступающие в брак, трепетно относятся к выбору наряда, не являются исключением и невесты, которым предстоит казахская свадьба. Платье невесты согласно традициям должно быть красным, однако в наши дни казашки могут выбрать и белое одеяние. Поверх платья, как правило, обладающего широкими и длинными рукавами, надевается расшитый орнаментом бархатный жилет, цвет его может быть любым.

Головной убор невесты, носящий название «саукеле», - элемент, без которого сложно представить себе такое событие, как казахская свадьба. Фото девушки, облаченной в традиционный головной убор, можно посмотреть выше. Выглядит «саукеле» как произведение искусства, обычай велит украшать его жемчугом и рубинами, изготавливать из дорогих тканей (велюр, бархат). В качестве декоративных элементов используются также бисер, бахрома, серебряные монеты. Верхняя часть головного убора украшается пучком, созданным из перьев филина, края отделываются мехом (лисица, соболь, норка). Богатство «саукеле» позволяет продемонстрировать финансовые возможности семьи.

«Саукеле» выглядит настолько роскошно, что за право полюбоваться на невесту, облаченную в этот головной убор, приглашенные на свадьбу друзья и родственники готовы дарить небольшие подарки.

Наряд жениха

Не только невеста обязана тщательно подготовиться к такому событию, как казахская свадьба. согласно обычаю должен превосходить, с точки зрения богатства, облачение любого гостя. Мужчина, вступающий в брак, должен выделяться из толпы, в чем ему помогает особый головной убор, верхняя часть которого украшена перьями филина. Также традиции велят жениху явиться на церемонию бракосочетания в сапогах на каблуках, набросив на плечи кафтан красного цвета, носящий название «чапан».

В наши дни казахи уже практически не одеваются так пышно, не делается исключение даже для такого мероприятия, как казахская свадьба. Обычаи современные благосклонно позволяют молодым людям облачиться в белоснежную рубашку и брючный костюм. Желательно, чтобы костюм идеально сидел, поэтому его шьют на заказ, цвет особой роли не играет. Однако многие мужчины все же не забывают о национальном головном уборе, подчеркивающем великолепие церемонии.

Не только о наряде должен побеспокоиться жених, которому предстоит казахская свадьба. Обычаи велят ему привезти с собой «той малы», так называется скот для свадьбы, который будет зарезан для пира. Количество зависит от состоятельности семьи, это может быть несколько баранов, лошадей или коров. Берут с собой и другие подарки, к примеру, дорогие ткани, фрукты, чай. Любопытно, что отношение семьи невесты к зятю зависит от суммы, которую он сможет выделить на подношения. Если родственники девушки останутся недовольными богатством даров, обычаи позволяют им выразить свое недовольство. Как правило, эту функцию берут на себя жены братьев невесты.

Выбор дня свадьбы

Даже при выборе дня проведения свадебной церемонии казахи учитывают сложившиеся много веков назад традиции. Чаще всего праздники проводятся в последние дни летнего сезона. В это время заканчивается религиозный пост, к тому же в изобилии присутствуют фрукты и овощи, поэтому это лучшее время для такого события, как казахская свадьба. Традиции и история показывают, что в брак казахам можно вступать и осенью. Весной и играют реже.

Современные женихи и невесты продолжают выбирать для проведения свадебной церемонии период полнолуния. Причиной такого решения являются светлые ночи, идеально подходящие для проведения ночных игр и состязаний, которые уже много лет остаются обязательным элементом праздника.

Далеко не всегда удается угадать с погодой, однако она также играет важную роль при выборе даты свадьбы. Считается, что вступив в брак в безоблачный, солнечный день, муж и жена не будут знать печали, ссориться друг с другом. Тогда как плохая погода расценивается как дурное предзнаменование, на которое, впрочем, многие казахи не обращают внимания.

Проводы невесты

Проводы девушки («кыз узату») - красивая церемония, с которой испокон веков начинается казахская свадьба. Традиции велят семье невесты в этот день и смеяться, и проливать слезы. Радость должен вызывать тот факт, что дочь, выходящая замуж, выросла красавицей и умницей. Источником грусти является необходимость расставания с девушкой, которая отныне будет принадлежать другой семье.

Сваты уводят невесту из дома очень рано, нередко ее уход совпадает по времени с восходом солнца. Традиция возникла не случайно, ведь восход солнца во всем мире ассоциируется с началом новой жизни. Семья не выпустит дочь из дома без традиционной прощальной песни, которая носит название «коштасу жары». Важно и количество сватов, оно должно быть нечетным. Обычно за девушкой приезжают 5-7 сватов, но возможно и большее число людей. Руководит процессией главный сват, именующий себя «бас куда». К этому человеку невеста должна будет относиться с уважением на протяжении всей жизни.

Свадебная церемония

«Неке кияр» - обряд, без которого не может состояться казахская свадьба. Традиции велят для совершения свадебного обряда приглашать муллу. Перед этим человеком помещается чаша, наполненная водой и накрытая тканью. Иногда в воду добавляются сахар и соль, согласно поверьям это приносит молодоженам счастье, защищает их от супружеских измен. Вокруг муллы собираются родственники и друзья, приглашенные на церемонию. Он произносит молитвы, после чего жених и невеста в присутствии свидетелей подтверждают свое согласие на брак.

Законы шариата гласят, что при беременности девушки не может состояться казахская свадьба. Обычаи рекомендуют перенести церемонию, дождавшись появления на свет ребенка. В наши дни это правило уже не так строго соблюдается, особенно если речь идет о первых месяцах беременности, когда ее еще можно скрыть.

Церемония прощания

Вступив в брак, девушка должна торжественно попрощаться с отчим домом, церемония носит название «коштасу». «Коштасу» - важная часть такого события, как казахская которой до сих пор не забыты жителями Казахстана. Новобрачная должна сказать душевные слова прощания всем без исключения членам семьи: матери, отцу, братьям, сестрам, а также другим родственникам, проживающим в доме.

Также девушка непременно исполняет прощальную песню, с помощью которой она высказывает появившиеся у нее сожаления. Новобрачная должна выразить жалость по поводу того, что появилась на свет не мальчиком, а девочкой, из-за чего ей приходится расстаться с родным домом, тогда как ее братья могут остаться с родителями. Также она обещает вскоре навестить семью, желает родственникам крепкого здоровья и счастья.

Нельзя забывать и о еще одном интересном обычаи, который связан с такой церемонией, как казахская свадьба, особенности которой зачастую удивляют представителей других национальностей. Новобрачной нельзя появляться в доме родителей целый год после свадьбы. Это делается для того, чтобы процесс привыкания девушки к новому дому максимально упростился. Тем не менее это вовсе не означает, что невесте в течение целого года нельзя будет видеться с родителями и другими родственниками. Главное, чтобы встреча происходила не в отчем доме, следовательно, правило не будет считаться нарушенным.

В доме жениха

Что происходит после того, как заканчивается казахская свадьба, как проходит знакомство новобрачной с новым домом? Приезд девушки также обставляется со всей торжественностью, церемония называется «келин тусиру». Согласно традиции весь аул должен принять участие в приветствии невесты. Интересно, что новобрачную не принято подвозить к порогу дома, в котором ей предстоит поселиться с мужем. Ее высаживают довольно далеко от аула, навстречу девушке выходят ее будущие соседки. Они провожают невесту в дом, не позволяя ей открыть лицо.

На этом не заканчиваются традиции, которым подчиняется казахская свадьба, особенности проведения которой могут удивить чужестранцев. Через порог новобрачная должна переступить непременно правой ногой, в противном случае семейная жизнь не заладится с самого начала. В доме ее и провожающих женщин осыпают сладостями, произносят поздравления. Далее следует роскошный пир, на который приглашаются все знакомые. Трапеза сопровождается веселыми конкурсами, состязаниями. Невесту показывают гостям не сразу, некоторое время она проводит в доме за специальной ширмой.

Обряд открывания лица

Торжественный выход невесты - следующий этап такого праздника, как казахская свадьба, традиции и истории которой уходят в глубь веков. Новобрачную, спрятавшую лицо под покрывалом, выводят к гостям в разгаре пира, к этому времени уже успевают собраться все люди, приглашенные на торжество. Церемония открывания лица девушки носит название «беташар», она обязательно сопровождается традиционными песнями. Далее новобрачная официально знакомится с родственниками супруга, почтительно выслушивает их и счастья, доброжелательные советы. После этого новоиспеченные муж и жена окончательно превращаются в отдельную ячейку общества.

Были времена, когда невеста не имела права присутствовать на пире, которым неизменно заканчивается казахская свадьба. Обычаи и традиции современные уже не вынуждают новобрачную ждать брачной ночи в отдельной комнате, оставаясь под зорким присмотром матери мужа. Невесты в наши дни в основном веселятся на празднике вместе со всеми.

Выше рассказывается о том, как проводится казахская свадьба, фото, сделанные во время праздничных церемоний, также можно увидеть в статье. Однако перечислены еще далеко не все интересные факты, касающиеся подобных мероприятий. К примеру, немногие знают, что когда-то девушки становились невестами в 13-14 лет, а юноши считались созревшими для брака в 14-15. Создание семьи в таком юном возрасте считалось полезным, с точки зрения нравственности, у молодых людей не оставалось времени для совершения непристойных поступков.

Старинный обычай не позволял становиться мужем и женой парню и девушке, которые принадлежали к одному роду. Не удивительно, что многие казаки и в наши дни прекрасно знают свою родословную, знакомы с родственниками до седьмого колена. Также учитывался возраст людей, желающих сыграть свадьбу. Для невесты непозволительно было быть старше жениха более чем на 8 лет. Мужчина же мог быть старше будущей супруги на 25 лет. Сейчас подобные ограничения соблюдаются менее строго, чем в минувшие времена тем не менее еще не забыты окончательно.

Еще один интересный обычай касается тостов, без которых не обходится казахская свадьба. Право на произнесение тостов предоставляется только старшим родственникам, выступления младших на свадебном пиру считается оскорблением.

Таковы самые интересные сведения о таком грандиозном событии, как казахская свадьба. Обычаи, традиции, фото - в статье есть вся информация, касающаяся этого праздничного мероприятия.

Ни для кого не секрет, что киргизы и казахи – народы родственные, у них схожие обычаи, языки и традиционная одежда. Даже приготовление блюд национальной кухни и свадебные обряды во многом совпадают. В различных документах Российской империи казахи часто назывались киргизами.
И все же, это два разных народа. Они отличаются друг от друга не только тем, что одни живут на бескрайних просторах Центральной Азии, другие – в горах Тянь-Шаня, Северного Памира и по берегам легендарного озера Иссык-Куль. В чем же на самом деле заключается различие между казахами и киргизами?

Древний народ

Согласно историческим данным, киргизы – народ очень древний. Эти тюркоязычные кочевники-скотоводы испокон веков обитали в верховьях Енисея и на территории Южной Сибири, затем они перебрались в восточный Тянь-Шань. Еще в III веке до н.э. китайский летописец Сым Цянь упомянул в своем произведении «Ши цзи» о государстве киргизов.

История этого народа знает много побед и поражений, владения кочевников-скотоводов то разрастались до огромных размеров, то уменьшались под давлением не менее воинственных соседей. Так, в IX веке Кыргызский каганат захватил уйгурское государство, распространив свое влияние на Монголию и Тыву. Но во времена походов Чингисхана киргизы, как и многие другие народы, были поглощены завоевателями. После распада Золотой и Белой Орды, основанных монголами, большинство киргизов мигрировали на Тянь-Шань и север Памира, где живут и сейчас.

Длительная история народа отразилась в устном творчестве. Киргизы создали самый объемный поэтический эпос в мире, повествующий о жизни богатыря Манаса, который объединил свой народ, согласно легенде. Эпос передавали из уст в уста. Одна из версий «Манаса», записанная в исполнении известного народного сказителя Джусупа Мамая, была опубликована в 18-ти томах, выходивших в г. Урумчи с 1984 по 1995 годы.

Молодой народ

Казахи – очень молодой народ, а по сравнению с киргизами – просто новорожденный. Первые исторические упоминания казахов датируются серединой XV века. Керей и Жанибек – два султана из династии Чингизидов – были недовольны властью хана Абул-Хайра, который возглавлял Узбекский улус (это государство возникло после распада Золотой Орды). Недовольные султаны увели свои племена в степи, расположенные на юго-востоке современного Казахстана.

Поскольку тюркское слово «казак» использовалось многими людьми для обозначения свободного, вольного человека, отказавшегося жить, подчиняясь властям, то племена Жанибека и Кирея стали называть себя именно так. Ведь они самовольно покинули Узбекский улус ради свободной жизни.

Официальные структуры Российской империи, в XVIII веке продвинувшей свои границы далеко на восток и активно заселявшей Урал и Южную Сибирь, столкнулись с проблемой. Нужно было как-то различать казаков, живущих на Дону и Кубани, от тюркоязычных кочевников-скотоводов, называвших себя тем же словом. Поэтому появился этноним «киргиз-кайсак». О народе киргизов русские хорошо знали, а «кайсак» – это исковерканное слово «казак».

Впоследствии дополнение «кайсак» исчезло из составного этнонима, и казахов в Российской империи стали именовать просто киргизами, не утруждаясь излишними разбирательствами. Самоназвание народа «казак» было утверждено уже при советской власти, а в 1936 году руководство СССР решило ввести этноним «казах» – опять, чтобы избежать путаницы с казаками. Так и повелось.

Матриархат

Изначально у тюркоязычных кочевников-скотоводов был матриархат. Отдельные историки отмечают, что женское правление племенами Центральной и Средней Азии закончилось примерно в V веке н.э. Хотя процесс утверждения патриархата шел неравномерно, и имеются свидетельства путешественников об отдельных женщинах-правительницах, которые даже участвовали в военных походах наравне с мужчинами, вплоть до XIII века.

Будучи древним народом, киргизы сохранили многие традиции матриархата, что заметно даже сейчас. У этих людей настоящий культ женщины-матери, а слово хозяйки домашнего очага для ее детей – это закон. И даже влияние ислама, который киргизы приняли вместе с другими народами Средней Азии, мало отразилось на отношениях между людьми в семье.

Жителям Российской империи было известно о матриархате, бытовавшем у киргизов. Не случайно ода «Фелица» известного поэта Гавриила Державина (1743-1816 гг.), посвященная Екатерине II, начинается так: «Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды! Которой мудрость несравненна…» Далее из текста ясно, что именно эта «царевна» мудро и добродетельно управляет всем государством, к чему автор призывает и российскую императрицу.

В эпосе «Манас» также есть упоминания традиций, свойственных матриархату. Так, после гибели главного героя его сын Семетей воспитывается в семье своего дяди Исмаила (старшего брата матери, которую звали Каныкей). То есть, ответственность за ребенка возлагается на его родственников по материнской линии, ведь и сам малыш считается продолжателем этой династии.

У казахов, которые как народ сформировались гораздо позже, когда патриархат уже прочно засел в головах людей, в том числе и под влиянием религии, женщины играют не меньшую роль в семье, но делают вид, что все решают мужчины. Все-таки традиции кочевой жизни, когда главное слово было за матерью, хранительницей очага, все еще крепки в народном сознании.

Головные уборы

Национальная одежда двух народов во многом похожа, но есть и некоторые отличия. Например, киргизский мужчина носит ак колпак – головной убор конусообразной формы с полями, который шьется из четырех клиньев белого войлока, расширяющихся книзу. Ак колпак традиционно украшается этнической вышивкой.

А национальный головной убор казаха – айыр калпак представляет собой шляпу с полями, загнутыми кверху. Она изготавливается из тонкого войлока, а снаружи отделывается бархатом или атласом, расшитым золотыми нитями у богатых людей.

Киргизские женщины носили элечек – сложный и объемный головной убор, стоящий из нижнего платка, шапочки, тюрбана и верхнего платка. На изготовление тюрбана состоятельных женщин уходило до 30 метров белой ткани, такой элечек украшали подвесками из драгоценных металлов.

Казахский традиционный женский головной убор называется кимешек. Он проще и состоит всего из двух частей: белого платка и тюрбана, который наматывается сверху. И ткани на изготовление кимешека тратилось гораздо меньше.

Как отмечают этнографы, различия в головных уборах двух народов обусловлены тем, что киргизы жили в горах. Ак колпак прекрасно спасал мужчин от летнего зноя и злых зимних ветров, а ткань элечека использовалась для перевязки раненных, ведь во время кочевок по горным ущельям травмы случались довольно часто.

Язык и произношение

Отличить представителей двух народов проще всего по произношению. Хотя киргизский и казахский языки похожи друг на друга больше, чем русский и белорусский, ученые все же относят их к разным подгруппам.

Изначально киргизский язык, на котором говорили жители верховий Енисея и Южной Сибири в III веке до н.э., относился к хакасско-алтайской группе восточной ветви тюркских языков. Но постепенно под влиянием соседних племен он изменился и теперь относится к киргизско-кыпчакской подгруппе, в которую также входят южноалтайский и ферганско-кыпчакский языки.

Казахский ученые-лингвисты распределили в кыпчакско-ногайскую подгруппу вместе с ногайским, карагашским и каракалпакским языками.

То есть, этнически казахам ближе ногайцы, а киргизам – алтайцы.

По утверждениям лингвистов, произношение казахов ближе к русскому, а киргизы говорят значительно жестче и тверже. Кроме того, большинство фраз они произносят на выдохе. Если в слове есть слоги «чэ» или «чы», то киргиз так и скажет, тогда как в устах казаха это будут «че» и «чи» (заметно мягче).

А сдвоенные гласные киргизы произносят на одном выдохе, как в случае названия горного хребта Ала-Тоо. В отличие от них казах сделает чуть более длинную паузу между двумя звуками «о», чтобы отделить их друг от друга.

Бірінші байлық - денсаулық, екінші байлық - ақжаулық,

үшінші байлық - он саулық

Бас екеу болмай, мал екеу болмайды

Бұқаны малым деме, бойдақты жаным деме

Қазақ байыса қатын алады, сарт байыса үй салады

[Первое богатство - здоровье, второе богатство - жена,

третье богатство - скот /десять овцематок/.

пока себе не найдешь пару, не разбогатеешь.

что бык, что холостяк - бесполезные создания.

казах разбогатеет - берет жену, сарт разбогатеет - строит дом.]

У Тойбастар.кз

Если в традиционных культурах многих других народов в прежние времена и речи не шло о том, что молодые люди решают связать свою судьбу на основании личных предпочтений, то в казахских свадебных традициях, например, существовал обычай ҚЫЗ КӨРУ [смотрины девушек] - специальные вечеринки, на которых юноши и девушки присматривались друг к другу соревнуясь в остроумии, песнях, играх. С той поры и остались выражения - ҚЫЗДЫ КІМ КӨРМЕЙДІ, ҚЫМЫЗДЫ КІМ ІШПЕЙДІ? [кто не выбирает девушек, кто не пьет кумыс] и ответное - ҚЫЗ КӨРЕЙІК, ҚЫЗ КӨРЕЙІК - ҚЫЗ КӨРЕТІН ЖІГІТТІ БІЗ КӨРЕЙІК [девушек посмотреть, девушек посмотреть, а мы на парня посмотрим, который девушек хочет посмотреть].

Как уже было отмечено, главное условие при подборе женихом невесты - это отсутствие с ней общих предков по своей мужской линии до седьмого колена, во избежание нарушения табу - ЖЕТІ АТАСЫНАН БЕРІ ҚЫЗ АЛЫСПАУ [нельзя жениться на девушке отстоящей менее, чем на семь поколений родства]. Для полной уверенности не нарушения этого принципа из своего рода невесту не брали - ТУАЖАТ ТҮГІЛ ОНЫНШЫ АТА ЖҰРАҒАТҚА ДЕЙІН ҚЫЗ АЛЫСПАЙДЫ [не только до седьмого, до десятого колена запрет на женитьбу].


Далее критериями выбора невесты служат: ее происхождение - КӨРІП АЛҒАН КӨРІКТІДЕН, КӨРМЕЙ АЛҒАН ТЕКТІ АРТЫҚ [чем видя взять красотку, лучше не видя взять родовитую], ТЕКСІЗ ЖЕРДЕН ҚЫЗ АЛМА [не бери невесту из безродных]; ее мать - АЯҒЫН КӨРІП АСЫН ІШ, АНАСЫН КӨРІП ҚЫЗЫН АЛ [беря еду, смотри на посуду, беря жену, смотри на ее мать]; поведение девушки - ҚЫЗ ҚЫЛЫҒЫМЕН СҮЙКІМДІ [девушка хороша своим воспитанием].

Что касается внешности, то русское «Не по хорошу мил, а по милу хорош» выражено как СҰЛУ - СҰЛУ ЕМЕС, СҮЙГЕН СҰЛУ [не красавица красива, а та что любима], но некоторое представление о вкусах наших предков дает пословица - КӨРІП АЛСАҢ КӨРІКТІНІ АЛ [если видя выбираешь невесту - выбери красивую], КӨРМЕЙ АЛСАҢ ТЕКТІНІ АЛ [если не видя выбираешь - выбери родовитую], ТАБА АЛСАҢ ТАСПА СЫРТТЫ АҚ ҚҰБАНЫ АЛ [если найдешь, бери изящную и белолицую], ТАППАСАҢ АЗБАС-ТОЗБАС ҚАРАНЫ АЛ [не найдешь, бери неутомимую смуглянку]. Чересчур привередливых предостерегают - МІНСІЗ ЖАР ІЗДЕГЕН ЖАРСЫЗ ҚАЛАДЫ [ищущий невесту без изъяна останется холостяком], КӨП ТАҢДАҒАН ТАЗҒА ЖОЛЫҒАДЫ [кто долго выбирает, той плешивый попадает]. Лучше всего, конечно, найти себе ровню - ТЕҢ-ТЕҢІМЕН, ТЕЗЕК ҚАБЫМЕН [равный с равным, кизяк с мешком], ДҮНИЕДЕ ӨЗ ТЕҢІҢДІ ТАППАҒАН ЖАМАН, БҰЛ ДӘУРЕН ЕКІ АЙНАЛЫП КЕЛМЕС САҒАН [в этой жизни себе ровню не найти - беда, ведь судьба не повторится никогда].

Если же говорить о выборе жениха невестой, то в старину просто констатировали - ЖІГІТ СҮЙГЕНІН АЛАДЫ, ҚЫЗДЫҢ СҮЙГЕНІ ҚАЛАДЫ [парень понравившуюся ему возьмет, девушка о приглянувшемся только вздохнет].

Женитьба - одна из вех в жизни, когда знание своих национальных свадебных обычаев, традиций и соответствующей терминологии жизненно необходимы. Как и все обряды и традиции свадебная обрядность имеет множество вариаций, однако основными этапами современного свадебного обряда являются:

ҚҰДА ТҮСУ [сватовство].

ҚЫЗ ҰЗАТУ ТОЙЫ [свадьба - проводы невесты].

КЕЛІН ТҮСІРУ ТОЙЫ [свадьба на стороне жениха].

ҚҰДАЛЫҚ [взаимные визиты сватов и обмен подарками].

В зависимости от региона, устоявшихся местных традиций, имущественного положения семьи и т.д., құда түсу часто объединяется с құдалық со стороны жениха, свадьба может играться объединенной, а құдалық со стороны невесты по времени привязывается к свадьбе, в этом случае количество этапов сокращается, варьируется, но их содержание и терминология, которая нас и интересует, во всех регионах Казахстана одинакова.

ҚҰДА ТҮСУ - сватовство


Несмотря на то, что многие обычаи и обряды забылись, но все-таки сватовство в том виде, когда жених сам приходит к родителям невесты с букетом цветов просить руки их дочери, все-таки нонсенс. Итак, сватовство.

Сваты приезжают сватать девушку в заранее оговоренном количестве, желательно в нечетном числе - ТАҚ САНЫМЕН , под руководством БАС ҚҰДА [главного свата]. На юге и западе страны засылка сватов называется - ЖАУШЫ ЖІБЕРУ [засылка парламентера], центральный и северный Казахстан называет это - АЛДЫНАН ӨТУ [первый визит сватовства].

На этапе сватовства со стороны жениха приветствуется присутствие родственников со стороны матери - нағашы , конечно, родичи отца выше по статусу, но НАҒАШЫ ДЕГЕН ЕЛ ЖІГІТТІҢ ОЙЛАНБАЙ БАРАТЫН, СҰРАМАЙ АЛАТЫН ЕЛІ [нағашы - это такие родственники, к которым парень едет не раздумывая, берет у них не спрашивая, как свое], т.е. это самые участливые из родственников. Со стороны же невесты сваты практически все со стороны ее отца, памятуя о том важном значении, которое придается происхождению невесты.

Часто стороны уже заранее договариваются о том, что их будут встречать как сватов. В этом случае их по приезде встречают словами ҚҰДАЛАР, ҚАДАМДАРЫҢ ҚҰТТЫ БОЛСЫН [сваты, добро пожаловать] и осыпают ШАШУ как дорогих гостей. Если же такой договоренности не было, то отец девушки приглашает прибывших гостей пройти на почетное место - пришедшие медлят с приблизительно следующей формулировкой - ТӨРГЕ ӘЛІ ТАЛАЙ ШЫҒАРМЫЗ, ӘРУАҚ СЫЙЛАП ОТЫРМЫЗ [посидим там еще, сейчас неудобно], он все же ҚОЛТЫҚТАП [под локоток] проводит главного свата на почетное место в доме. Обычно прибывшие сваты занимают одну сторону стола, принимающая сторона - другую.

В целом сватовство проходит как торжественный прием гостей, говорят тосты, застолье ведет тамада-асаба, принимающие сваты стараются напоить-накормить прибывших сватов. После объявления цели их приезда на сватов бросают подготовленное заранее ШАШУ , стараясь побольней попасть конфетками или кусочками курта - даже получив ссадину они не должны обижаться. Поскольку, как правило, все нюансы обговариваются в «рабочем порядке», за праздничным столом обязательными к произнесению остаются выступления глав прибывшей и принимающей стороны и выступления других сватов с обеих сторон в виде тостов.

Приведем два приблизительных варианта вступительного спича главы делегации прибывшей сватать девушку.

Вариант первый - если между семьями-родами, в обозримом прошлом, не было отношений сватовства:

Түбіміз бір қазақ болғанымызбен, әр ата болып өскендігімізге Құдайға шүкір [несмотря на то, что все мы казахи одного происхождения, слава богу, мы делимся на разные рода]. Сіздер бір ру, біздер басқа ру - ағайын - туыс көп болсын, ұрпақ жалғасы болсын! [Вы представляете один род, мы из другого рода - да увеличатся наши родственные связи, потомки пусть будут нашим продолжением]. Бізде сұңқар, сіздерде лашын бар дегендей, сол лашынды сұңқарымызға ілдірейік деп келген сапарымыз осы . [Как говорится, у нас сокол, у вас орлица, мы предприняли эту поездку, чтобы их сговорить].

Вариант второй - если перед глазами есть примеры брачных отношений представителей родов:

Әуелден аулымыз аралас, қойымыз қоралас . [Изначально наши аулы и отары близки]. Төскейде малымыз, төсекте басымыз бірге болган ағайынбыз . [Скот наш вместе на склонах горы, головы наши на подушки вместе легли]. Киіз турлықты қазақтың ... руынанбыз, бізде бала бар, сіздерде қыз бар дегендей, бұрыннан да құдандалы ағайын едік, енді қайтадан сүйек жаңғыртайық деп келдік . [Среди казахов, проживающих в войлочных жилищах, мы представляем род... как говорится, у нас есть молодец, у вас есть девица, наши роды и ранее были сватами, мы приехали чтобы обновить отношения]. Екі жастың келісімі бар екен, сонымен құда болайық деп келдік . [Молодые решили создать семью, вот мы и предлагаем стать сватами].

И в первом, и во втором варианте бас құда просит ответа на предложение о сватовстве: Ал құда еліме не деп барамын - ортадағы жаушымын ғой? [Ну, что сват, с каким ответом я поеду домой - ведь я лишь парламентер].

Отец невесты отвечает, в первом случае:

Е-е, қонағым, солай де . [Да-а, гость мой, вон оно что]. Алдымен түбіміз бір дедің, артынан басқа руданмын дедің [Вначале ты сказал, что мы все одного происхождения, потом что мы из разных родов]. Қай атаның баласысың, толығымен айта отыр [Так какого вы роду-племени будете, расскажи-ка поподробнее].

Или во втором случае:

Оның рас, бұрыннан да құдалығымыз бар [Это правда, мы и раньше были сватами]. Мынжылдық құда деген осы [Вот про это и говорят сваты на тысячу лет]. Осы құдалық жалғастығының құндылығы - біз бір-бірімізді бұрыннан білеміз [Ценность продолжения наших отношений в том, что мы давно друг - друга знаем]. «Қыз берген жерге дау жүрмейді» деген атам қазақ [«Куда дочь, отдал туда с упреками не пойдешь», - говорили наши деды.]. Бұрын да бердік, тағы да әдеп-ғұрыпты сақтай отырып, бір ортақ келісімге келейік [И раньше отдавали, да и сейчас, сохраняя наши традиции, постараемся прийти к общему согласию].

Затем отец невесты подводит общее резюме вышесказанному и дает согласие:

Қайтейін, бала мен бала бірін-бірі танып бұл өмірде , [О-ох, что же мне делать, если дети нашли друг друга в этом мире] қол ұстасып-сыйласып бақытты болса , [если рука об руку они найдут счастье] ата-ана үшін одан артық не бар [что еще желать матери с отцом].

Во время выступлений двух сторон используются следующие выражения:

Үйірі басқаны ноқта қосады - құданы құдай қосады

Күйеу жүз жылдық, құда мың жылдық

Досты періште қосады, құданы құдай қосады

Құдалық берік болсын

[тех, кто из разных косяков - узда объединяет, сватов же Бог соединяет

зять на 100 лет, сваты на 1000 лет

друзей ангелы соединяют, сватов бог соединяет

да будет крепким сватовство]

Если приехавшие сваты ведут себя слишком самоуверенно, мол, девушка уже наша, вы ее с радостью нам отдаете, в духе - ЖОЛ МАҚСАТЫ - ЖЕТУ, ҚЫЗ МАҚСАТЫ - КЕТУ [цель пути - дойти, цель девушки - выйти], то в ответ может прозвучать - ІШКЕ СЫЙҒАН ҚЫЗ, СЫРТҚА ДА СИЯДЫ [девочка, которая поместилась внутри, поместится и снаружи] или даже - АЛМАҚТЫҢ ДА - САЛМАҒЫ БАР [и за взятое есть спрос].

Вне зависимости от региональных отличий, повсеместно обязательным остается обряд ҚҰЙРЫҚ-БАУЫР [курдюк-печень]. Это обрядовое угощение из печени и курдючного сала. Со словами - ҚҰДА-ҚҰДА ДЕГІЗГЕН, ҚҰЙРЫҚ-БАУЫР ЖЕГІЗГЕН, ...ЖЕҢГЕСІНІҢ АРҚАСЫНДА, ҚҰДАЛЫҚТЫҢ ЕҢ НЕГІЗГІ САЛТЫ - ҚҰЙРЫҚ-БАУЫР ҰСЫНУҒА РҰКСАТ ЕТІҢІЗДЕР , вносится блюдо с обрядовым угощением и принимающие сваты с песней:

Құда, құда дейсің-ау, әй,

Құйрық-бауыр жейсің-ау, әй,

Құйрық-бауыр жемесең,

Несіне құда дейсің-ау, әй.

Үлкен құда, бас құда,

Кіші құда, жас құда,

Құйрық-бауыр әкелдім,

Ауызыңды аш, құда.

Үлкен құда ардақты-ай,

Кіші құда салмақты-ай,

Құйрық-бауыр асатам,

Тістеп алма бармақты-ай.

Үлкен құда әнекей-ау,

Кіші құда мінекей-ау.

Құйрық-бауыр асаттым,

Кәделерің кәнекей-ау!

этим своеобразным бутербродом, в котором роль хлеба исполняет печень, а сверху кладется курдючное сало - АСАТАДЫ [угощают] приехавших сватов. Но и здесь современность вносит свои коррективы кұйрық-бауыр сейчас чаще подают в виде маленьких канапе, на шпажках, что позволяет съесть его без остатка, как того требует обычай. Сваты желают друг другу - БАУЫРДАЙ ЖАҚЫН, ҚҰЙРЫҚТАЙ ТӘТТІ БОЛАЙЫҚ [будем друг другу близки как печень, нежны как курдючный жир]. Это обрядовое угощение, подтверждает факт сватовства залог верности и нерушимости договора - ҚҰЙРЫҚ-БАУЫР ЖЕДІҢ БЕ, ҚҰДА БОЛДЫМ ДЕДІҢ БЕ [ел ли ты курдюк-печень, назвался ли ты сватом]? Затем, уже в статусе официальных сватов отцы и матери молодоженов проводят обряд церемониальных объятий - ҚҰДА МЕН ҚҰДАНЫ ТӨС ҚАҒЫСТЫРУ ӨТКІЗЕДІ .

После құйрық-бауыр и төс қағыстыру проводится обряд «одевание серег» СЫРҒА САЛУ , в котором участвуют женщины. Невесту выводят к сватам две ее жеңге , предварительно сняв ее девичьи серьги. Теперь очередь двух жеңге со стороны жениха. Они одевают привезенные с собой серьги невесте, целуют ее, поздравляют и дают ҚЫЗДЫҢ КӨРІМДІГІ [плату за показ невесты].

Со словами - ҚАЛЫҢСЫЗ ҚЫЗ БОЛСА ДА, КӘДЕСІЗ КҮЙЕУ БОЛМАЙДЫ [может и бывает невеста без приданого, но не бывает жениха без подарков] сваты со стороны жениха вручают родным невесты обязательные дары:

ӨЛІ-ТІРІ [мертвые-живые] - жертвенное животное, мясо которого должно быть поделено между родственниками невесты. Это, как видно из названия, символизирует уважение к живым и покойным представителям рода невесты и нерушимость свадебного договора:

ТОЙ МАЛЫ [животное для забоя на свадьбу], разумеется сейчас өлі-тір і и той малы передают в денежном эквиваленте;

СҮТАҚЫ [оплата молока] - подарок матери невесты;

ЖІГІТ ТҮЙЕ [джигит верблюд] - подарок отцу невесты.

ҚЫЗ ҰЗАТУ ТОЙЫ - проводы невесты


В прежние времена девушку-невесту отправляли вместе со сватами рано утром, с восходом солнца - символом нового дня, новой жизни. За день до этого она обходила всех родственников и с песнями-причитаниями - это называлось СЫҢСУ - прощалась с ними, например:

Базардан келген құйысқан, тарамай шашым ұйысқан.

Келіп-кетіп жүріңдер, сағындырмай, туысқан

[приехала с базара узда, нерасчесанные волосы запутались у меня

навещай меня, не заставляя скучать, моя родня]

В день отъезда, уже на пороге родного дома девушка песней - ҚОШТАСУ ЖЫРЫ горевала о том, что грустно покидать родной дом, но еще хуже вскоре вернуться в него одной - АЛТЫНДЫ МЕНІҢ БОСАҒАМ, ҚАЙТЫП КЕЛУГЕ ЖАЗБАСЫН ЖАСАҒАН [золотой дома моего порог, но вернуться сюда не дай мне Бог] и заканчивала, примерно так:

Жанымдағы қыным-ау, сіңлілер мен інім-ау.

Жыл айналып келгенше, қош-аман бол, күнім-ау.

[ножны мои при мне, сестренки мои и братики,

целый год нам не видеть друг друга, касатики.]

Ведь по существовавшим раньше традициям, невеста могла посетить своих родных только по истечении года после свадьбы.

Сейчас проводы невесты обычно проводят как полноценную свадьбу, говоря - БҰЛ ӘКЕНІҢ ҚЫЗЫНА ҚҰРМЕТІ [это почтение, которое оказывает отец дочери], только родственники жениха присутствуют на ней в численно ограниченном, заранее оговоренном составе. На свадьбе - проводах невесты сватов сажают за отдельный стол и на их обслугу ставят тоже свата, но из «старых» - БҰРЫНҒЫ ҚҰДАЛАРДАН , из тех, кто раньше уже брал невесту из этого дома или рода. В тостах звучат следующие выражения:

Әкең мен шешеңді қалай құрметтеген болсаң, атаң мен енеңді солай құрметтегін, күнім!

Айтқызбай көңілін тап келін

Барған еліңе тастай батып, судай сің, көп балалы ана бол!

[Как почитала своих отца, и мать, так и свекра со свекровью почитай, солнышко.

предугадывай их желания

в род жениха нырни как камень, растворись как вода, стань многодетной матерью].

Отец невесты в заключение говорит примерно следующее:

Ардақты ағайын, құрметті қауым! [Дорогие родственники, уважаемое общество!]. Бүгін мен туған қызымды қимастықтан ұзатқалы отырмын [Сегодня я с грустью провожаю свою дочь]. Баланын бәрі жаксы өзіме, бірақ, қыз бала жат жұрттық, туғандар үшін қонақ [все дети для меня одинаковы, но судьба дочери быть в чужом роду, в родном доме она гость].

Ал құдалар, қолымдағы асылымды ұстай біледі, жақсысын асырып, жамандығын жасыра біледі деп қарлығашамның қалған тағдырын сендерге тапсырдым [Ну, сваты, в надежде на то, что вы сможете хранить мою драгоценность, хвалить и направлять ее, вверяю вам судьбу своей ласточки].

Құт-береке иесі болған әжелерінің, арды ойлаған аналарының намысын сақтап, жақсы келін атанатын бол, айналайын [Дорогая моя, не урони репутации женщин нашего рода, будь хорошей невесткой]. Барған жеріңде баянды бол [Стабильности тебе на новом месте].

Глава делегации со стороны жениха - бас құда , в свою очередь отвечает приблизительно так:

Құрметті құдалар! [Дорогие сваты]. Сіздер бүгін бала беріп, азайып, мұңайсаңыздар да, біздер баламызға бала қосылып куанғанымыз бен көбейғенізібен де, өріс сіздердікі [Несмотря на то, что вы с грустью провожаете девушку, мы с радостью встречаем пополнение, все-таки это вы расширили круг родственников]. Сіздердің қарлығашыңызды өзіміздің қызымыздай ұстаймын, оған уәде беремін [Мы будем заботится о вашей ласточке, как о собственной дочери, это я вам обещаю]. Ал құда жолыма бата бер, балаларымды бер . [Ну, сват, благослови нас в дорогу, я забираю детей].

Старший из рода отца невесты дает бата, например:

Еліңе елеулі бол [будь достойной в роду], Халқыңа қалаулы бол [будь любимой в народе], Ата-енеңе жағымды бол [приди по душе свекру и свекрови], Қайынаға, қайныңа қайырымды бол [помогай деверям]. Ауылыңа айбарлы бол [в ауле будь авторитетной]. Күйеуіңе жайдарлы бол [для мужа будь мечтой заветной].

Затем невеста в сопровождении своих жеңге идет к машине, они передают ее жениху, получив за это от «дружки жениха» - КҮЙЕУ ЖОЛДАСТАН подарки. Отец невесты ни в коем случае не провожает дочь.

КЕЛІН ТҮСІРУ ТОЙЫ - свадьба


Его еще называют ҮЙЛЕНУ ТОЙЫ [женитьба], это самый главный той в жизни казаха, тот самый той, про который говорят - ТОЙ ДЕСЕ, ҚУ БАС ДОМАЛАЙДЫ [скажут той - голова покатится пустой], аналогичное русском «гулять так гулять» или «один раз живем».

Устроить сыну свадьбу - ҰЛДЫ ҰЯҒА ҚОНДЫРУ - это одна из «святых» обязанностей отца, впоследствии он еще не раз проворчит - БАЛАНЫҢ ӨЗІ ӨСКЕНДЕЙ, КЕЛІННІҢ ӨЗІ ТҮСКЕНДЕЙ [как будто сын вырос сам по себе, свадьба - сделалась сама собой]. Ну, это к слову, а если серьезно, то не надо торопиться осуждать людей, берущих кредит в банке на свадьбу. Ведь никто не хочет, чтобы про свадьбу его сына сказали - ЖЕТІМ ҚЫЗДЫҢ ТОЙЫНДАЙ [как свадьба девушки-сиротки], свадьба это пик, достижение жизненной цели казаха, женящего сына - ҰРПАҚТАН ҰРПАҚ КӨРУ, ТҰҚЫМЫН ЖАЛҒАС-ТЫРУ [увидеть потомка от своего потомка, продолжить свой род]. Распространенное пожелание среди казахов это - ЖИҒАН-ТЕРГЕНІҢ ТОЙҒА ШАШЫЛСЫН [пусть все, что ты заработал, уходит на той], даже сама подготовка к свадьбе приятна - ТОЙДЫҢ БОЛҒАНЫНАН БОЛАДЫСЫ ҚЫЗЫҚ [подготовка к тою еще радостней чем сам той].

Свадьба начинается с БЕТАШАР - это обряд открывания лица невесты. Невесту вводят две ее жеңге из молодых, симпатичных, воспитанных, обязательно имеющих детей - этому придается особое внимание. Певец-домбрист, раскатисто начав - КЕЛІН КЕЛДІ, КӨРІҢІЗ, КӨРІМДІГІН БЕРІҢІЗ [невеста вышла, подходите, деньги за погляд платите], далее поочередно характеризуя в стихах родственников мужа, призывает невесту поклониться им - СӘЛЕМ БЕРУ каждому; в ответ на это поименованные родственники мужа, со словами КӨП ЖАСА, БАҚЫТТЫ БОЛ , дают КӨРІМДІК [подарок за смотрины]. В конце беташар певец грифом домбры, снимает покрывало с лица невесты и все приглашенные на свадьбу имеют возможность ее лицезреть. Кстати, поговорка - КЕЛІННІҢ БЕТІН КІМ БҰРЫН АШСА, CОЛ ЫСТЫҚ [кто первый открыл лицо невесты - тот становится родным], относится не к певцу-домбристу, это про бас-құда, который сватал невесту и привез ее в дом жениха.

После открытия лица невесты мать жениха подходит к невесте и целует ее в лоб, за ней и все остальные родственники подходят с цветами и поздравлениями молодым.

Перед началом свадебного тоя сейчас часто проводят церемонию мусульманского бракосочетания - НЕКЕ ҚИЮ , обязательными условиями которой являются: подтверждение брачующимися добровольности вступления в брак - ЕКІ ЖАСТЫҢ ӨЗ ЫҚТИЯРЛАРЫ-МЕН НЕКЕГЕ КЕЛГЕНІН АНЫҚТАУ ; пребывание брачующихся в мусульманской вере - ИМАН КЕЛТІРУ ; подношение женихом свадебного подарка невесте - МӘҺР ; наличие свидетелей - КҮӘЛЕРДІҢ БОЛУЫ . Мулла, удостоверившись в соблюдении обязательных условий, читает обручальную молитву - НЕКЕ ХҰТПА , затем брачующиеся и свидетели пьют «брачную воду» после чего мулла дает им бата и молодые становятся мужем и женой.

Особое место на казахской свадьбе играют тосты. Все приглашенные хотят иметь возможность принародно высказать свои пожелания молодой семье, родителям молодых и вновь обретенным сватам. Под девизом - ҮЙЛЕНУ ОҢАЙ - ҮЙ БОЛУ ҚИЫН [свадьбу сыграть легко - семьей стать трудно], произносят спичи, в которых невесту сравнивают с прекрасной птицей, птицей счастья - БАҚЫТ ҚҰС Ы, которая села на руку жениха - ТҰҒЫРЫҢА ҚОНҒАН ҚҰСЫҢ ҚҰТТЫ БОЛСЫҢ [поздравляем с птицей, севшей тебе на руку], желают, чтобы за свадьбой последовали другие радостные события - ТОЙ ТОЙҒА ҰЛАССЫН , а радость была долгой - ҚУАНЫШ ҰЗАҒЫНАН СҮЙІНДІРСІН .

Поскольку свадьба на стороне жениха заканчивается порой заполночь, бата - благословение молодым обычно дается уже после первого стола.

Старец, на которого возложена эта миссия говорит примерно следующее:

Жас келіннің қонған жері құтты қоныс, тұғыр болсы н [да будет благословен дом в который вошла невестка]. Біреуі шал, бірі кемпір - қоса ағарған ғұмыр болсын [жить молодым вместе до старости]. Балапанмен, балақанмен бесік іші жыбыр болсын [пусть не пустует колыбелька в их доме]. Құлын - тайдың асырымен, оттың басы дүбір болсын [пусть от топота детских ножек дрожит ваш дом]. Сүйіспендік махаббатпен, тәтті күлкі, сыбыр болсын [пусть будет нежная любовь, сладкий смех и спокойствие]. Кәрі күтіп, бала бағып, мол қызықтан ығыр болсын [в уходе за стариками, в воспитании детей найдите радость]. Ата жолы әдет болсын [не забывайте традиций].


Прежде чем перейдем к взаимным визитам сватов, напомним, что невеста приходит в дом жениха с приданым - ЖАСАУ , которое зачастую превышает размер калыма - ҚАЛЫҢМАЛ . Вот что говорит о приданом народная мудрость:

Жасауды жеті жастан жинасаң жетеді,

алты жастан жинасаң асады

Жасауы көп келіннің күйеуі жуас

Тозбас жасау болмас, бас білмес асау болмас

[в семилетнем возрасте дочери начинаешь собирать ей приданное

еле успеваешь, с шести лет в самый раз

у невесты с богатым приданым - жених покладистый

любое приданое подходит к концу, на любого строптивого оденут узду]

Вот вкратце основные примеры выражений, используемых в свадебных тостах:

ОБРАЩЕНИЯ:

Бүгінгі қуаныштың қымбатты иелері

[дорогие хозяева сегодняшнего тоя]

Кеш жарық, тойға жиналған қауым

[добрый вечер, гости сегодняшнего тоя]

Құрметті жас жұбайлар

[дорогие новобрачные]

Құрметті отау иелері

[уважаемые молодожены]

Құрметті жастар

[уважаемые молодые]

Құрметті құдалар

[уважаемые сваты]

ПОЗДРАВЛЕНИЯ:

Сіздерді бүгінгі шаңырақ көтеріп отырған мерекелеріңізбен

[вас с праздником создания семьи]

Шын жүректен құттықтаймын

[от всего сердца поздравляю]

Бүгінгі заңды некелерің, үйлену тойларың құтты болсын -

[поздравляю вас с законным бракосочетанием и днем свадьбы]

Бүгінгі неке қию салтанаттарың құтты болсын

[поздравляю вас с торжеством сегодняшнего бракосочетания]

Сендерді заңды некелеріңмен құттықтаймын

[поздравляю вас с законным браком]

Бүгін бәріміз үшін қуанышты күн

[сегодня для всех нас радостный день]

Тойларыңыз құтты болсын

[поздравляю вас со свадьбой]

ПОЖЕЛАНИЯ:

Сіздерге зор денсаулық, ашық аспан, мөлдір махаббат тілеймін

[желаю вам крепкого здоровья, открытого неба и чистой любви]

Тату-тәтті, бақытты өмір сүріңдер

[живите в согласии и счастливо]

Өсіп-өніп, біріңіз асқар тау - әке, екіншіңіз - аяулы ана болыңыздар

[растите-развивайтесь, станьте хорошим отцом и любящей мамой]

Қосағыңмен қоса ағарыңдар

[седеть вам вместе]

Жас отаудың шаңырағы биік болсын,

[пусть будет потолок вашего дома высок,]

керегелерің кең болсын, босағаларың берік болсын.

[стены просторны, порог крепок.]

Үйлеріңнің іші жанға, сырты малға толсын

[пусть детьми наполнится дом, а двор добром]

Екеуің ұзақ, тату-тәтті өмір сүріңдер

[вместе живите долго и в согласии]

Үлгілі отбасы болыңдар

[станьте образцовой семьей]

Бір-біріңе деген махаббат пен құрметтерің өмір бойы жалғассын

[пусть любовь и уважение друг к другу сопровождает вас всю жизнь]

Махаббаттарың баянды болсын

[пусть любовь ваша будет крепка]

Өмірде қуаныштарда да, қиыншылықта да бірге болыңдар

[будьте вместе и в радости и в горести]

Екі жаққа да сыйлы болыңдар

[чтобы вас уважали родственники с обеих сторон]

Үйлеріңде молшылық пен береке, бақыт пен шаттық,

[дому вашему обилия и процветания, счастья и радости,]

бірлік пен ынтымақ болсын

[единства и согласия]

Араларыңда тек қана сыйластық пен түсіністік орнасын

[чтобы всегда между вами было уважение и взаимопонимание.]

ҚҰДАЛЫҚ - визиты сватов


Есть поговорка - ҚҰДАЛЫҚТЫҢ БЕЛГІСІ - БАРЫС-КЕЛІС [примета сватовства - взаимные визиты], однако в настоящее время часто визит сватов - құдалық со стороны жениха проводят во время их құда түсу - сватовства, а құдалық родственников невесты проводят во время их приезда на свадьбу. Объясняется это банальной нехваткой времени, ведь собрать представительную делегацию, все члены которой смогут найти общее время для поездки на құдалық, практически нереально.

Однако неважно, проходит ли құдалық в специально отведенное для этого время или он совмещается с құда түсу, или его проводят на следующий день после свадьбы, но его характеризует обмен подарками - ҚҰДАЛЫҚ БЕЛГІСІ - КИІТ, ҚОНЫС БЕЛГІСІ - БЕЙІТ [примета құдалық - подарки, примета селения - могилки] и особая доброжелательная атмосфера. Ведь любой казах ҚҰДАНЫ ҚҰДАЙДАЙ СЫЙЛАЙДЫ [чтит свата как бога], принимает его «по высшему разряду» - ҚОЙДЫҢ БАСЫ - ҚҰДАНЫҢ АСЫ [баранья голова - доля свата], а женя сына или выдавая замуж дочь мечтает, чтобы ҚҰДАҢ - ҚҰРДАСЫҢДАЙ, ҚҰДАҒИЫҢ - СЫРЛАСЫҢДАЙ БОЛСЫН [чтобы сват твой был как друг-ровесник, сватья как задушевная подружка].

Итак, обмен подарками - КИІТ . Происхождение самого слова говорит о том, что эти подарки представляли из себя одежду. Сваты предварительно обмениваются списками с указанием размеров одежды каждого из членов делегации - в соответствии со списком и рангом сватов закупается какое-то количество пальто, костюмов, рубашек и т.д. Конечно, в середине прошлого века одеть на свата габардиновый макинтош было похвально, однако сейчас, когда слово «макинтош» понимается скорее как компьютер Apple, обычай дарить одежду отмирает. СІЗ БІЗДІ, БІЗ СІЗДІ КИІНДЕРМЕЙ - АҚ ҚОЯЙЫҚ [давайте не будем друг друга одевать] - так могут договориться сваты, однако без подарков между сватами все равно не обходится - ЖОЛ-ЖОРАЛҒЫЛАРЫ ЖАСАЛАДЫ , но разброс в доходах и региональные различия настолько велики, что говорить о том, что мол обычно дарят то-то, не приходится:

Бай мен бай құда болса арасында жорға жүреді,

кедей мен кедей құда болса арасында дорба жүреді,

бай мен кедей құда болса бір-біріне қарай зорға жүреді.

[если бай с баем становятся сватами, между ними иноходцы ходят

если бедняк с бедняком становятся сватами, между ними торбы ходят

если бай с бедняком становятся сватами, друг к другу через силу ходят]

В отношениях между сватами нет иерархии, обе стороны равны - какая бы разница ни была в их имущественном положении или занимаемых должностях - ҚҰДА БОЛҒАНША, ХАЛ-ЖАЙЫН СҰРАС, ҚҰДА БОЛҒАН СОҢ, ҚОЛДА БАРМЕН СЫЙЛАС [оценивай свата, пока не породнились, а после того как породнились не жалей ничего], даже мимолетно «дать понять кто есть кто» считается недопустимым.

Во время проведения взаимных құдалық близкие родственники молодоженов приглашают сватов к себе домой, это тоже часть құдалық и соблюдение принципа - ҚОНАҚ БІР ҮЙДЕН КЕТПЕУ КЕРЕК [гость не должен уехать посетив только один дом], однако опять же в целях экономии времени сейчас сватов иногда приглашают в ресторан, а принимающие их сообща сваты, просят гостей считать, что они побывали в их домах.

Фрагмент книги: Ситуативный казахский (Мир казахов)

Снимки картин сделаны в Государственном музее искусств Казахстана имени А. Кастеева

Казахская свадьба является особенным событием в жизни молодой пары и их родни. Потому родители договаривались о свадьбе задолго до взросления детей и уделяли много внимания подготовке парня в роли мужа и девушки в роли жены.

Весь процесс соединения двух семей, а именно так представляли свадьбу казахи, проводился в течение нескольких дней и состоял из таких этапов:

  • Предварительный сговор и сватовство.
  • Знакомство будущих супругов.
  • Свадьба в доме новобрачной.
  • Праздник в доме мужа.

Каждый из этих этапов имел свои особенности, уникальные казахские свадебные традиции и обычаи, о которых вам расскажет портал Свадебка.ws.

Предварительный сговор и сватовство

Пару своему ребенку родители выбирали задолго до самой свадьбы, подбирая самую лучшую жену/мужа из числа «хороших» семей. Таковыми считались семьи без наследственных заболеваний, знатные и богатые, с хорошей репутацией и т.п. Причем, искать невесту для сына родители могли еще тогда, когда она не родилась, а была в утробе матери. Также существовал обычай сватовства с колыбели, когда подбирали пару малышам, возраст которых еще не достигал года.


Выбор второй половинки в Казахстане ограничивался жесткими рамками: женщина не должна быть старше своего будущего мужа на 8 лет, а мужчина жену - на 25 лет. Иначе пара не получала разрешение на брак. Искали себе пару чаще всего в своем селе, поближе к дому. Это сейчас регистрация брака с иностранцем является обычным делом, в то время подобные союзы были запрещены.

Кроме предварительного сговора в Казахстане существовал такой интересный обычай, как смотрины , во время которого джигиты (дети знатных родителей) выбирали себе невесту из числа присутствующих. Весь этот процесс сопровождался состязаниями в различных видах искусства, где парни показывали, на что они способны.


Обряд сватовства заканчивался тем, что в дом невесты приходил сват, который окончательно договаривался с отцом невесты о заключении брака, а затем приезжала семья жениха, чтобы договориться о дате свадьбы, количестве калыма и т.п. В знак обоюдного согласия семьи обменивались подарками.

Знакомство будущих супругов

После сватовства и уплаты калыма жених мог тайком навещать невесту. После первой ночи, когда молодые встретились, устраивали гуляния, а молодая дарила жениху свой платок в знак девственности, а его сестрам и братьям - дорогие подарки.


Свадьба в доме новобрачной

По казахским традициям сама свадьба начиналась с приезда жениха в дом невесты. Надевался молодой ярко и эффектно, чтобы его сразу могли узнать из толпы джигитов: на голове красовался головной убор с перьями филина, на ногах - сапоги на высоких каблуках, а на плечах - национальный чапан (сейчас казахские женихи ограничиваются только эффектным чапаном). Жених должен был выполнить ряд заданий, как и на старорусской свадьбе . Если же у него что-то не получалось, приходилось платить штраф.


Созданию красивого образа невесты также придавали особое значение: на ее голову надевали казахский головной убор (саукеле) с уникальным покрывалом (желек) наверх свадебного платья. Эти элементы были самыми дорогими в образе новобрачной! На сборах невесты присутствовало много людей, в том числе сваты, которые проверяли ее приданое.

Согласно казахским свадебным традициям, приезжая за невестой, жених привозил своеобразный выкуп: скот для пира, дорогие ткани, сахар, фрукты и т.п. Авторитет зятя напрямую зависел от количества привезенного.

На данном этапе торжества устраивали разные соревнования и игры: борьба, скачки, единоборство всадников и т.п. Также пели хоровые песни, поздравляя молодоженов. Многие гости старались заранее подобрать красивые тосты , чтобы оригинально поздравить молодых.

Накануне отъезда невеста с подругой или старшим братом жениха обходила своих родственников, прощаясь с ними, они же в свою очередь преподносили подарки на память, а невеста пела им свадебную песню. Увозили девушку рано на восходе, на прощание она также пела традиционную песню своим родителям и родственникам. По пути к аулу мужа свадебный караван могли встретить жители села, попросив угощений у будущих супругов.


Праздник в доме мужа

По старинной традиции на свадьбе у казахов невесту не подвозили прямо к дому жениха, а останавливали караван заранее. Ее встречали молодые девушки и провожали в дом жениха, прикрывая большим платком; там сажали за ширму, т.к. до официального представления невесты никто не должен был видеть ее лица. При этом порог обязательно надо было переступить правой ногой. Во время этого невесту осыпали конфетами и монетами.


После того, как все приглашенные гости были в сборе, невесту выводили из-за ширмы, представляя родственникам жениха. Невеста кланялась каждому члену семьи, получая от него подарок.


Свекровь подходила к невестке и желала ей счастья и здоровья, а в конце пира - снимала саукеле и надевала ей платок. Это означало, что теперь девушка входит в список замужних женщин.


На следующий день проводился сам обряд бракосочетания в мечети, где согласно традициям казахской свадьбы молодые пили воду из священной пиалы. После чего брак считался официально заключенным.


Первая брачная ночь у казахов

Перед первой брачной ночью постель супругов застилала сестра мужа, которая с нетерпением ждала утра, ведь у казахов существовал обычай одаривать подарками сноху после соединения тел супругов.

Послесвадебные обычаи

После проведения всех свадебных обрядов родители жениха и невесты устраивали пир для всех снох, а родственники жениха по очереди приглашали в гости невесту, чтобы она быстрее адаптировались в новой семье. А вот дом своих родителей по старинной традиции невеста не могла посещать целый год, жених же на следующий день после окончания многодневной казахской свадьбы приезжал в ее дом для того, чтобы отблагодарить родителей и вручить им подарки. На этом и заканчивалась грандиозная свадьба!


Казахская свадьба является интересным и колоритным праздником, наполненным уникальными свадебными традициями и обычаями , которые не встретишь на других торжествах. Если вам по душе свадебные обычаи этого уникального народа, смело организовывайте свадьбу в казахском стиле. У вас получится оригинальное и запоминающееся торжество, уверен портал www.сайт!

    Казахская свадьба – это важный шаг в каждой семье Казахстана. Отношение к браку своих детей в Казахстане очень серьезное, поэтому родители жениха выбирают невесту своему сыну задолго до достижения им совершеннолетия. Невеста должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к ней родителями жениха. Она должна быть из знатной и уважаемой семьи, с хорошей наследственностью. Молодожены не должны состоять в родстве до седьмого колена.

    По старинному обычаю запрещался брак между мужчиной и женщиной, если они состоят в родстве. Также не позволялось заключать неравный брак. По правилам мужчина не должен был быть старше девушки больше чем на 25 лет, а женщина не должна была быть старше мужчины более чем на 8 лет. Если невесту одобряли, то родители жениха договаривались о встрече с родней невесты чтобы обсудить будущее детей и выразить желание стать сватьями.

    Смотрины невесты перед свадьбой

    По обычаю смотрин «кыз кору», дети именитых или высокопоставленных людей — жигиты, узнав, что в какой-либо деревне живет хорошая и красивая девушка, брали с собой своих друзей и отправлялись выбирать невесту. Очень четко это выражает старинная казахская пословица: «Как нет запрета пить кумыс, так и можно на девушек смотреть». Таких джигитов всегда старались принять с особыми почестями. В настоящее же время традиция смотрин в Казахстане практически утрачена. Сейчас молодые люди сами принимают решение о выборе своей второй половинки.

    Сватовство казахской невесты

    Сватовство – это знакомство семьи жениха с семьей невесты. «Женятся на сто лет, а сватаются на тысячу»- так звучит старинная казахская пословица. Быть сватьями у казахов означает поддерживать теплые семейные отношения огромное количество лет.

    Для сватовства специально назначался день, который считался одним из самых значимых в подготовке к церемонии бракосочетания. В этот день жених со всей своей семьей отправлялся в родительский дом девушки. До того как зайти в дом невесты молодой жених и его семья должны были заплатить выкуп. Если выкуп устраивал семью девушки, то их приглашали пройти в дом.

    После этого самая уважаемая женщина из рода невесты согревала свои руки от домашнего очага, а после этого согревала руками лицо жениха. Данный обычай говорил о том, что жених получал тепло из дома невесты, чтобы в их новом доме было так же тепло и уютно. После данного обряда следовали многочисленные национальные песни. После них семью жениха приглашали пройти в комнату, в которой к тому времени уже собиралась вся семья невесты.

    Все это время невеста не выходит к гостям. Она ждет в другой комнате, пока ее семья заключит договор с семьей жениха. Когда же договор был заключен, то традиционно резался баран, из которого готовили блюда для праздничного стола. После того как был накрыт стол, невеста впервые выходила к гостям. Для жениха и невесты это был волнительный момент, так как зачастую бывало, что молодые в тот момент виделись впервые. После того как невеста знакомилась с женихом и его семьей все садились за праздничный стол, где звучали песни, без которых не обходился ни один обряд сватовства.

    Традиции казахской свадьбы

    Национальные казахские свадебные платья отличаются тем, что в них гармонично сочетаются обычаи, шик и грация. Традиционным цветом свадебного платья невесты считается красный цвет. Но самое большое внимание всегда приковано к «саукеле» — головному убору невесты, который поистине является произведением искусства, так как он выполнен из самых дорогих тканей, расшит узорами из бисера, драгоценных камней, золотых и серебряных монет, отделан мехом и бахромой. То, насколько изыскано, расшит саукеле, говорило в первую очередь о достатке и щедрости сватов.

    Платье жениха — «куйеу киими» отличалось от одежды сопровождающих его джигитов. Жених должен был быть одет безукоризненно и шикарно, чтобы свита невесты, встречающая его, смогла легко выделить жениха из толпы гостей. Но, в то же время он вел себя скромно, всем своим видом выражая почтительность дому и семье невесты.
    По правилам, обряд бракосочетания проходил в деревне жениха. Поэтому жених вместе со своей свитой (как правило, это 5-7 человек) отправляются за девушкой. Приезжают они вечером и сразу же начинаются игры, дарятся традиционные подарки.

    С восходом солнца свита жениха вместе с невестой отправляются в свою деревню. Перед отъездом девушка прощается с провожающими ее родными и друзьями. «Коштасу» — обряд прощания с родительским домом – исполнялся невестой непосредственно перед выездом свадебной процессии из ее аула. Прежде чем переступить порог дома жениха, девушка у себя дома прощается со своими родителями, родными братьями и сестрами и остальными родственниками.

    В своем прощальном обращении она сожалеет о том, что родилась девушкой, а не парнем; что вынуждена покинуть родной дом, желает всем крепкого здоровья, когда она в следующий раз приедет навестить их. Традиционно, после свадьбы девушка имеет право приехать в родительский дом только через год. До этого она не должна посещать родной дом.

    В деревне жениха все готовятся к приезду. В аул съезжаются родные и близкие, накрывают пышные столы с угощениями, а также всячески развлекаются. Тем не менее, всем не терпится увидеть невестку. После того, как соберутся все гости, невесту, одетую в богатую свадебную одежду торжественно выводят. Лицо ее по традиции закрыто шалью. Обряд показа невесты родственникам жениха и всем собравшимся гостям непременно сопровождается старинной песней — жир. В дом отца жениха, в котором собираются родственники и гости, приводят невесту в свадебном наряде. После этого происходит ее знакомство с родней жениха.

    Для казахов брак — это акт верности и любви. Для осуществления обряда призывается мулла, перед которым ставится чашка с водой. Чашку накрывают платком. Все родные жениха и невесты собираются. Мулла читает молитвы, затем при всех собравшихся спрашивает о согласии юноши и девушки на вступление в брак. Если молодожены согласны, то их объявляют мужем и женой. На этом торжественная часть заканчивается, а казахская свадьба продолжается пышным банкетом.