Женщины дрались всегда (Клуб женских единоборств). История самой большой студенческой драки в истории

Мужчины испокон веков разрешали разногласия и споры не столько с помощью аргументов и дискуссий, сколько с помощью кулаков. Спонтанная мужская драка всегда была делом совершенно обычным и даже обыденным. В то же время, женщины больше полагались в ссорах на голосовые связки, хотя и они иногда разрешали их с помощью рукопашных аргументов. Так или иначе, женщины дрались с незапамятных времен, хотя конечно реже, чем мужчины. В драках и поединках женщины нередко подражали мужчинам, но чаще применяли свои, женские методы...


Драка двух женщин. Из средневекового манускрипта 1462г.
"Les Cent Nouvelles Nouvelles"
University of Glasgow

На самом деле, потребность и желание драться, бороться или сражаться присуща не только мужскому полу. Воинственные женщины существовали издавна. И не только среди легендарных амазонок. Известно, что борьба была обязательным элементом воспитания древних спартанок, поэтому нетрудно предположить, что физические столкновения на личной почве тоже были им не чужды. Знатные римлянки иногда добровольно выходили на арену попробовать свои силы в гладиаторских боях. У древних скандинавов и германцев женщины участвовали в сражениях, так что физические разборки были и для этих грубых созданий не в диковинку. В Древней Руси жили воинственные поляницы. Джеймс Кук в 18 веке наблюдал кулачные женские бои в Полинезии. Известно, что туарегские женщины на севере Африки, где сохранились пережитки матриархата, часто борются между собой. В общем, женщины всегда дрались и в охотку дерутся в наше время.

Изображения женских драк можно найти в самых различных произведениях художников и писателей - реалистов, которые отражали в своих произведениях реальную жизнь, хотя и добавляя художественную фантазию.

Причины женских драк могли быть самыми разными, например, на почве ревности. На гравюре 17 века несколько женщин жестоко дерутся из-за мужчины ("из-за пары брюк"). На картине 18 века Леонарда Дефранса изображена свирепая драка знатных женщин - возможно, тоже на почве ревности.

Разумеется, физические столкновения все таки занятие не для изнеженных дам, чаще дерутся простые бабы - торговки, прачки, крестьянки.

В августе 1792 года, в Челмсфорде, дрались две женщины, в то время как их мужья были секундантами. "Раздетые, без головных уборов, с тщательно прибранными волосами, они сошлись и 45 минут дрались самым отчаянным образом. Когда одна из участниц боя уже была избита так, что надо было опасаться за ее жизнь, ее муж был настолько жесткосерд, что требовал от нее продолжать бой. Однако после вмешательства зрителей женщин растащили".

Уильям Хикки увлекался жизнью низов восемнадцатого столетия и написал мемуары, в которых, среди прочего, приведено живое описание свирепой драки на Друри Лейн в Лондоне: "... стоял оглушительный гвалт, мужчины и женщины хаотически перешагивали через стулья, столы и скамейки, чтобы посмотреть своего рода разборку, происходившую на полу. Две дьяволицы в странном образе людей сошлись в драке, царапаясь и боксируя. Их лица были полностью залиты кровью, груди обнажены, а платья разорваны. В течение нескольких минут никто не встревал в драку, никто не волновался о том, что может с ними приключиться, и поединок шел к жестокой развязке".

"Спортивный журнал" за декабрь 1811 поместил репортаж о драке двух женщин - Молли Флауер и Ненни Гент, которые дрались по правилам кулачного боя, чтобы разрешить семейный конфликт. Схватка произвела на автора большое впечатление. После 20-минутной молотьбы Ненни сталo шатать и она капитулировала, поверженная ловкими ударами Молли.



Драка актрис Викторианской эпохи.

У Эмиля Золя в романе "Западня" две прачки не поделили мужчину. Драка описана настолько подробно, что трудно усомниться в ее подлинности: "… Жервеза пока что получала только по ногам: одно ведро попало в башмаки и промочило платье до колен, два следующих промочили ее до пояса. Впрочем, скоро стало уже невозможно оценивать удары. Обе противницы промокли с ног до головы, лифы прилипли у них к плечам, юбки приклеились к бедрам. Сразу похудевшие, посиневшие, они дрожали с головы до ног; вода текла с них ручьями, как с зонтов в проливной дождь. … Прачечная наслаждалась, зрительницы апплодировали как в театре. По полу текли целые потоки, обе женщины шлепали по щиколотки в воде. Но Виржини пустилась на предательство. Она вдруг схватила ведро с кипящим щелоком, приготовленным одной из соседок, и плеснула им в Жервезу. Раздался крик. Все думали, что Жервеза обварилась, но щелок только слегка обжег ей левую ногу. Обезумев от боли, она изо всех сил швырнула пустое ведро под ноги Виржини. Та упала… Виржини вскочила и бросилась на Жервезу. Она схватила ее за горло и стала душить. Но Жервеза, изогнувшись всем телом, вывернулась, вцепилась ей в шиньон и повисла на нем всей тяжестью, словно намереваясь оторвать ей голову. Драка возобновилась, - на этот раз молчаливая, без криков, без ругательств. Они сходились не грудь с грудью, а царапались, растопырив скрюченные пальцы, стараясь угодить друг дружке в лицо, ущипнуть, разорвать, расцарапать. Красная лента и синяя шелковая сетка были сорваны с брюнетки, лиф у нее лопнул у ворота, обнажилась шея и плечо; у блондинки белая кофточка висела лохмотьями, один рукав исчез неведомо куда, и из разодранной рубашки проступало голое тело. Клочья одежды летали в воздухе. У Жервезы первой показалась кровь: три длинных царапины шли от рта к подбородку. Боясь окриветь, она защищала глаза и прикрывала их при каждом ударе. Виржини еще не была окровавлена. Жервеза метила ей в уши и бесилась, что не могла достать их. Наконец она ухватила сережку, маленькую грушу из желтого стекла, дернула и разорвала мочку уха. Брызнула кровь… Несколько секунд они стояли так на коленях, угрожая друг другу. Растрепанные, грязные, распухшие, бурно дышащие, они настороженно выжидали, переводя дыхание. Первый удар нанесла Жервеза: ее валек скользнул по плечу Виржини. Она сейчас же рванулась в сторону, чтобы избежать ответного удара, который только слегка задел ее по бедру. Постепенно войдя в раж, они стали свирепо и ритмично колотить друг друга, как прачки колотят белье … С удесятеренной силой Жервеза схватила Виржини поперек туловища, согнула ее, прижала лицом к полу. Несмотря на то, что Виржини брыкалась, она задрала ей юбки на голову. Под юбками оказались панталоны. Жервеза засунула руку в разрез, рванула и обнажила ноги и ягодицы. Потом, схватив валек, она начала бить, как, бывало, била когда-то солдатское белье на берегу Вьорны, в Плассане. Валек с мягким звуком врезался в тело. С каждым ударом на белой коже выступала красная полоса…”

В описании этой безобразной сцены точно подмечен характер спонтанной женской драки по мотивам вражды и соперничества. Это не дуэль по правилам, здесь отсутствуют традиционные для мужского поединка "рамки" и "приемы" - женщины дерутся безжалостно, стремясь прежде всего обезобразить и опозорить противницу.

Известно, что драка была вполне привычным делом в жизни проституток - это грубое ремесло всегда связано с насилием и дележкой клиентов - будь то в Германии или в Японии. Кстати, римские императоры, например, Домициан любили наблюдать драки наложниц.

С окончательной победой женской эмансипации, женские драки стали делом привычным, особенно в последние годы. В некоторых местах (например, в американских школах) девочки дерутся едва ли не чаще мальчиков. Известно, что афроамериканки легко хватаются за кулаки - женские драки в негритянских общинах случаются чуть ли не ежедневно.

Широкое распространение женских драк в последние десятилетия связано также с эротическим аспектом - оказалось, что мужчинам это нравится, а многие из них от этого даже возбуждаются.

Существование многочисленных секций восточных единоборств, бокса и борьбы, в которых занимаются женщины, способствовует преодолению стереотипа "женского небоевого поведения" и фактически делает женское физическое противоборство обыденным. Сейчас уже мало кто скажет: "женщины не дерутся". Они дерутся!

Обсуждение современности, однако, выходит за рамки исторического обзора.

Лев Свордов

Декабрь 2007г.

Иллюстрации

ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЩЁЛКНИТЕ НА НЕГО; ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬ ЕГО В ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ ЩЁЛКНИТЕ НА НЕГО СНОВА


Все изображения перепечатываются в соответствии с концепцией "справедливого использования" (Fair Use) и с международными законами по авторским правами.

The oldest depiction of fighting women
Bronze figure of two women fighting. Their weapons remind rolling pins
Probably a votive offering from a fertility cult, perhaps that of "Mother Goddess" Cybele.
Excavated in Çeşme (Turkey), 6th Century BC (circa)
Source: TwoWay


Brawl in a London"s street, 18th century


Franz Brun, Netherlands (1588 - 1629). Seven women fight for a pair of pants.
Print on copper. "Illustrated History of Morality" by Edward Fuchs.
Reprinted from "Lust for Fight" by Werner Sonntag.

Paul Ballurian, Germany. Fight of prostitutes, 1900s.
Water color. "The Female Regency in the History of Humanity" (translation of the German title), Vol. 4.
Reprinted from "Lust for fight" by Werner Sonntag.


Polynesian women at fistfighting on Tongatabu
Colored engraving from the 19th century, printed by Drouart, ma.
Collection Francoise and Serge Laget, Paris. Published in "Kampfes Lust" by Werner Sonntag


Thomas Rowlandson, (1756 - 1827). Street brawl (1807)
From the cycle "Miseries of London". MagnoliaBox


Gentlemen watch women brawling in a fish market, 1821
Engraving from the book Pastpages


Gaston de La Touche (1854-1913). Laundress fight
Illustration to the novel "L"Assommoir" by Emile Zola. Drypoint (23.7 x 22.5 см).
Fine Arts Museums, San Francisco


Domenico Maggiotto, Italy (1712-1794). A brawl begins as dark falls
Italian copper according to a painting by F. Majotto, about 1775. "The Woman Regency in the History of Humanity" (translation of the German title)
Reprinted from "Lust for Fight" by Werner Sonntag

Fight between female spectators on a boxing match. Published in "Kampfes Lust" by Werner Sonntag

Suffragettes. Cartoon, 1900s

Women fighting for the breeches by John Smith

Women fighting on a ship"s ladder


Women fighting in Nazi Germany


Women fighting in a southern town


Women fighting in tavern in the a wild West
From the Western genre in 1950s


Eternal female animosity. Old engraving


Fighting in the public bath from the Triptych "Interior of a Public Bath" by Utagawa Yoshiiku (Japanese, 1833–1904), Edo period (1615–1868), Japan
From The Metropolitan Museum


Fighting Bacchantes by Jean Alexandre Joseph Falguière (1831-1900).
From a public domain e-book by "Ketrin1407" in her collection on the resource Flickr


Matrimonial Fisticuffs, with a Portrait of the Pugilist John Broughton, in the background
By Hubert Gravelot (1699 - 1773)
Resource Wikimedia Commons


Space Jung


American National Police Gazette in the 19 century



Youn ladies brawl in a restaurant over a young gentleman
"Police Gazette" report.

"Police Gazette" report about a cruel girl fight.

"College girls having battle royal. In a scramble for the colors,
young women students of Delaware have their clothing almost torn from their back". "Police Gazette". 1896

"Row between ballet girls. Serious assult." Police Gazette.
Strange Company


"A jealous wife and disappointed bride." Police Gazette.
Strange Company


"The new woman. She shows fight" Police Gazette.
Strange Company


"Two girls in love with the same man have a fair stand up fight for him." Police Gazette.
Strange Company


"A prize fight between women in Middlesborough." Police Gazette, 1882.
Strange Company

"Free fight in a cotton mill." Police Gazette, May 28, 1892.


"Encounter in a dark alley." Police Gazette

A wife catches a mistress with her husband and beats her.
New York. "Police Gazette" report

"Sand bag duel" in Paris

"Londoners have the heaviest fists."
Print by Thomas Rowlandson, circa 1800

Gustave Doret (?). Women fight

Tsukioka Yoshitoshi, Japan (1839-1892). Amateur Prostitutes Fighting over a Client, 1875
Herbert R. Cole Collection


Leonard Defrance, Belgium, 1735-1805. Women fighting
Hermitage Museum, St. Petersburg, Russia

Koloman Sokol. Women"s fight.
From Slovak National Gallery

Jose Clemente Orozco, Mexico (1883-1949).
Women Fighting, circa 1915-1916
Private collection, New York

19 centure cartgoon: French country girl fight
Fist fight. From "La vie Parisienne"
(The life of Parisian women)
Collection Francoise Laget from
"Le Grand Livre du Sport Feminin".
Published in "Kampfes Lust" by Werner Sonntag

Russian fistfight
Artwork by Dmitry Bilyk

Maid fight in London
Artwork by A.Anderson
Office fight
Artwork by Dmitry Bilyk
Night fight
Artwork by Dmitry Bilyk




Eli Levin (Jo Basiste)."Women Fighting in a bar". Eldrigde McCarthy Gallery

Eli Levin (Jo Basiste)."Women Fighting in a bar". Eldrigde McCarthy Gallery

Eli Levin (Jo Basiste)."Women Fighting in a bar". Eldrigde McCarthy Gallery


Scuffle. Unknown artist


Scuffle in the Blue Stocking Club.
By Thomas Rowlandson (1815).
British Museum, London.
Blue Stockings Society


Women quarrelling at Via del Tritone, one of the busiest streets in Rome
By Bartolomeo Pinelli(1771–1835), Scenes of Ordinary Life in XIXth Century Rome
Rome in the footsteps of an XVIIIth century traveller


Fighting women ("Lutte de femmes").
Sketch by Charles-Auguste Sellier from the original print by Bartolomeo Pinelli
From Research Centre of cane and stick .


War of broads. German satirical leaflet, 17th Century
Gender Battle Stock

Текст: Максим Рафштайн

Ровно 661 год назад случилась самая крупная в истории студенческая драка. Она длилась два дня, и в ней погибли 93 человека! Вот и говорите после этого о пользе образования...


К середине XIV века город Оксфорд и Оксфордский университет росли и развивались в комфортной тесноте на протяжении уже пары веков. Это был живописный симбиоз: аборигены мирно общались с профессорами и студентами, так как те были основными клиентами их гостиниц и закусочных. В свою очередь, профессора и студенты вовсю пользовались удобствами, которые предоставляли им горожане. Но, как и у всех соседей, у студентов и горожан были, видимо, потаенные обиды. И они выплеснулись наружу 10 февраля 1355 года.

Все случилось в День святой Схоластики — сестры святого Бенедикта Нурсийского и вообще во всех отношениях приятной женщины. По такому поводу несколько студентов Оксфорда устроились в таверне («Ребята, пошли, надо же выпить за святую... как ее...»). Таверна «Свиндлсток» находилась в центре Оксфорда и привлекала обитателей университета дешевизной напитков. Но 10 февраля 1355 года даже низкие цены не уберегли таверну от трагедии...

Двое студентов, Уолтер Шпрингехеус и Роджер де Честерфилд, стали громко возмущаться качеством поданной выпивки. Владелец таверны Джон Кройден, вместо того чтобы поменять спиртное, начал пререкаться с недовольными школярами. Вскоре причина раздора — бокалы с некачественным алкоголем — полетели прямо в Кройдена.

История об инциденте моментально разлетелась по Оксфорду-городу и Оксфорду-университету. Мэр потребовал от ректора выдать разрешение на арест невоспитанных студентов (студенчество подчинялось не человеческим законам, а университетским), но ректор отказался. Тем временем подсуетились друзья Уолтера и Роджера: почти две сотни студентов отправились к мэру и оскорбили его и других представителей местной власти (все интереснее, чем учиться). Возмущенные академической наглостью местные жители высыпали на улицы с дубинками и криками: «Драка! Драка! Бей быстро, бей сильно!»

Табличка, повествующая, что на этом месте с 1250 по 1709 годы стояла печально известная таверна «Свиндлсток»

Кровавый конфликт между оксфордчанами-студентами и оксфордчанами-горожанами продолжался в течение двух дней. Когда последние столкновения были наконец подавлены теми местными, у кого еще остался здравый смысл, приступили к подсчету жертв. Университет потерял погибшими 63 человека, город лишился 30 жителей.

Вероятно, из-за того, что в университете погибло вдвое больше, виноватым во всей этой неприятной истории сочли город. А посему постановили: пусть каждое 10 февраля, в День святой Схоластики, мэр и члены городского совета фланируют по улицам Оксфорда с непокрытой головой. А еще выплачивают университету штраф — пени за каждого убитого студента.

Эта традиция просуществовала 470 лет, пока в 1825 году мэр не отказался выходить на искупительную прогулку (возможно, он был слишком занят или у него не было мелочи). А официальная процедура примирения между городом и университетом состоялась лишь 10 февраля 1955 года, то есть спустя шесть веков после драки.

Текст: Максим Рафштайн

Ровно 662 года назад случилась самая крупная в истории студенческая драка. Она длилась два дня, и в ней погибли 93 человека! Вот и говорите после этого о пользе образования...

К середине XIV века город Оксфорд и Оксфордский университет росли и развивались в комфортной тесноте на протяжении уже пары веков. Это был живописный симбиоз: аборигены мирно общались с профессорами и студентами, так как те были основными клиентами их гостиниц и закусочных. В свою очередь, профессора и студенты вовсю пользовались удобствами, которые предоставляли им горожане. Но, как и у всех соседей, у студентов и горожан были, видимо, потаенные обиды. И они выплеснулись наружу 10 февраля 1355 года.

Все случилось в День святой Схоластики — сестры святого Бенедикта Нурсийского и вообще во всех отношениях приятной женщины. По такому поводу несколько студентов Оксфорда устроились в таверне («Ребята, пошли, надо же выпить за святую... как ее...»). Таверна «Свиндлсток» находилась в центре Оксфорда и привлекала обитателей университета дешевизной напитков. Но 10 февраля 1355 года даже низкие цены не уберегли таверну от трагедии...

Двое студентов, Уолтер Шпрингехеус и Роджер де Честерфилд, стали громко возмущаться качеством поданной выпивки. Владелец таверны Джон Кройден, вместо того чтобы поменять спиртное, начал пререкаться с недовольными школярами. Вскоре причина раздора — бокалы с некачественным алкоголем — полетели прямо в Кройдена.

История об инциденте моментально разлетелась по Оксфорду-городу и Оксфорду-университету. Мэр потребовал от ректора выдать разрешение на арест невоспитанных студентов (студенчество подчинялось не человеческим законам, а университетским), но ректор отказался. Тем временем подсуетились друзья Уолтера и Роджера: почти две сотни студентов отправились к мэру и оскорбили его и других представителей местной власти (все интереснее, чем учиться). Возмущенные академической наглостью местные жители высыпали на улицы с дубинками и криками: «Драка! Драка! Бей быстро, бей сильно!»


Табличка, повествующая, что на этом месте с 1250 по 1709 год стояла печально известная таверна «Свиндлсток»

Кровавый конфликт между оксфордчанами-студентами и оксфордчанами-горожанами продолжался в течение двух дней. Когда последние столкновения были наконец подавлены теми местными, у кого еще остался здравый смысл, приступили к подсчету жертв. Университет потерял погибшими 63 человека, город лишился 30 жителей.

Вероятно, из-за того, что в университете погибло вдвое больше, виноватым во всей этой неприятной истории сочли город. А посему постановили: пусть каждый год 10 февраля, в День святой Схоластики, мэр и члены городского совета фланируют по улицам Оксфорда с непокрытой головой. А еще выплачивают университету штраф — пени за каждого убитого студента.

Эта традиция просуществовала 470 лет, пока в 1825 году мэр не отказался выходить на искупительную прогулку (возможно, он был слишком занят или у него не было мелочи). А официальная процедура примирения между городом и университетом состоялась лишь 10 февраля 1955 года, то есть спустя шесть веков после драки.

К середине XIV века город Оксфорд и росли и развивались в комфортной тесноте на протяжении уже пары веков. Это был живописный симбиоз: аборигены мирно общались с профессорами и студентами, так как те были основными клиентами их гостиниц и закусочных. В свою очередь, профессора и студенты вовсю пользовались удобствами, которые предоставляли им горожане. Но, как и у всех соседей, у студентов и горожан были, видимо, потаенные обиды. И они выплеснулись наружу 10 февраля 1355 года.

Все случилось в День святой Схоластики - сестры святого Бенедикта Нурсийского и вообще во всех отношениях приятной женщины. По такому поводу несколько студентов Оксфорда устроились в таверне («Ребята, пошли, надо же выпить за святую... как ее...»). Таверна «Свиндлсток» находилась в центре Оксфорда и привлекала обитателей университета дешевизной напитков. Но 10 февраля 1355 года даже низкие цены не уберегли таверну от трагедии...

Двое студентов, Уолтер Шпрингехеус и Роджер де Честерфилд, стали громко возмущаться качеством поданной выпивки. Владелец таверны Джон Кройден, вместо того чтобы поменять спиртное, начал пререкаться с недовольными школярами. Вскоре причина раздора - бокалы с некачественным алкоголем - полетели прямо в Кройдена.

История об инциденте моментально разлетелась по Оксфорду-городу и Оксфорду-университету. Мэр потребовал от ректора выдать разрешение на арест невоспитанных студентов (студенчество подчинялось не человеческим законам, а университетским), но ректор отказался. Тем временем подсуетились Уолтера и Роджера: почти две сотни студентов отправились к мэру и оскорбили его и других представителей местной власти (все интереснее, чем учиться). Возмущенные академической наглостью местные жители высыпали на улицы с дубинками и криками: «Драка! Драка! Бей быстро, бей сильно!»

Табличка, повествующая, что на этом месте с 1250 по 1709 год стояла печально известная таверна «Свиндлсток»

Кровавый конфликт между оксфордчанами-студентами и оксфордчанами-горожанами продолжался в течение двух дней. Когда последние столкновения были наконец подавлены теми местными, у кого еще остался здравый смысл, приступили к подсчету жертв. Университет потерял погибшими 63 человека, город лишился 30 жителей.

Вероятно, из-за того, что в университете погибло вдвое больше, виноватым во всей этой неприятной истории сочли город. А посему постановили: пусть каждый год 10 февраля, в День святой Схоластики, мэр и члены городского совета фланируют по улицам Оксфорда с непокрытой головой. А еще выплачивают университету штраф - пени за каждого убитого студента.

Эта традиция просуществовала 470 лет, пока в 1825 году мэр не отказался выходить на искупительную прогулку (возможно, он был слишком занят или у него не было мелочи). А официальная процедура примирения между городом и университетом состоялась лишь 10 февраля 1955 года, то есть спустя шесть веков после драки.