В очередь: характер формирует порядок рождения ребенка. Очередность рождения и характер ребёнка: первенец Законодательное регулирование вопроса

В данном случае выделять специальное время для занятий не нужно. Умение соблюдать очередность можно отрабатывать в не в строго определенное время, а практически в любое. Импровизированные занятия такого рода могут стать естественной частью ваших взаимоотношений.

Делать что-то по очереди - один из способов игры и способ поддержания беседы даже до того, как малыш заговорит.

Учиться произносить звуки с кем-то по очереди малыш может в любом возрасте (на любой стадии развития)! Вы можете начать разговаривать с ним сразу, как только он появится на свет. Однако заметим, что и снизу нет никаких ограничений - никогда не поздно начать. Разговаривая с ребенком, периодически делайте паузы и выжидательно смотрите на него, как бы предполагая, что он вступит в беседу. Для начала старайтесь реагировать даже на едва заметные движения малыша, на произносимые им звуки или изменение выражения лица, как бы случайны они ни казались. Реагируйте на них так, как будто он таким образом сам вступил в разговор. Когда малыш научится отвечать вам более адекватно и разнообразно, можно уже будет рассчитывать на большее, но сначала согласитесь с тем, что "ведущую партию" в разговоре придется исполнять вам. Такая подача с вашей стороны поможет малышу сосредоточиться на вашем лице и голосе, и постепенно у него сложится правильное представление о том, что такое соблюдение очередности. Вы же, в свою очередь, приобретете полезную привычку вести разговор определенным образом, так что скоро вам уже не придется дважды подумать, прежде чем побудить ребенка принять участие в беседе.

Разговаривая с малышом, не только делайте паузы, но время от времени вообще прерывайте беседу, давая малышу возможность произнести звуки в подражание вам. Когда вы заняты домашней работой, а ребеночек что-то пролепечет (вам или сам себе), оторвитесь от ваших дел, улыбнитесь ему и что-нибудь скажите в ответ. После этого дайте малышу шанс ответить вам.

В какой-то момент малыш начнет подражать непосредственно тем звукам, которые произносите вы. Подражание - особая форма совершения поочередных действий. Ценность ее в том, что она помогает ребенку узнавать и учиться произносить те звуки, которые позже он будет употреблять в разговорной речи. Для того, чтобы побудить его имитировать то, что он слышит и видит, начните с подражания его звукам - не каждый раз, конечно, когда вы ему отвечаете, но часто. В следующем разделе данной главы мы вернемся к проблеме подражания.

Ваш малыш может учиться не только по очереди с вами произносить звуки, но по очереди играть игрушками и производить различные действия. Это умение поможет ему усвоить модель поведения во время разговора. Звуки и действия могут быть предметом любого занятия, поэтому два упомянутых умения не следует рассматривать отдельно друг от друга.

Как учить ребенка играть игрушками и производить определенные действия по очереди с другим человеком, зависит от его игровых навыком и уровня развития навыков тонкой моторики. Если малыш уже научился хлопать в ладоши, махать ручкой, бить по столу и/или сознательно манипулировать игрушками, вы можете в своих первых занятиях использовать именно эти умения. Возможно сначала вам придется довольно жестко направлять игру, говоря (например): "Мамина очередь... Анина очередь... мамина очередь" и побуждая малышку делать то, что предусмотрено правилами игры: давать, брать, смотреть и т.д. Постарайтесь привлечь к игре еще какого-нибудь члена семьи: "Мамина очередь...Петина очередь... Анина очередь". Как только ребенок научится следить за игрой и радоваться ей, откажитесь от ваших указаний и помощи. Дайте ему возможность самому

сориентироваться и понять, чья теперь очередь, и проявив инициативу, предоставить ее другому участнику или самому воспользоваться ею. Включите действия, которые можно совершать по очереди, в самые разные домашние дела так, чтобы необходимость соблюдать очередность не ассоциировалась у ребенка с определенными игрушками и определенным временем дня. По мере развития игровых навыков и навыков тонкой моторики, усложняйте ваши игры.

Если ребенок еще находится на очень ранней стадии развития тонкой моторики, можно одновременно учить его простым действиям, способам держать игрушки и соблюдению очередности. Ваша очередь даст возможность вам продемонстрировать то умение, которым вы хотите заняться с малышом. Например, ваша очередь - вы трясете погремушку, его очередь - и вы помогаете потрясти погремушку ему, затем снова погремушку трясете вы и т.д. Не нужно чувствовать себя обязанным вступать в эту игру всякий раз, когда малыш осваивает новое действие или новую игрушку; детям необходимо иметь время для самостоятельных экспериментов. Тем не менее, постарайтесь сделать так, чтобы соблюдение очередности стало обязательной частью ваших совместных занятий и игр.

На какой бы стадии развития ни находился ваш малыш, каждое мероприятие, предполагающее соблюдение очередности, важно преподносить ему как веселое и увлекательное. Если ребенок не хочет принять в нем участие, не настаивайте; лучше найдите такое занятие и такой подход к нему, чтобы малышу стало интересно. Руководствуйтесь его склонностями и постепенно проводите в жизнь свои идеи. Очень полезными могут оказаться песенки и стишки, в которых обыгрываются разные действия. Поищите подходящие стишки в книжках, придумайте сами.

Ниже приводятся некоторые варианты занятий, предполагающих поочередное совершение действий. У вас, разумеется, может родиться много других идей.

Младенцам и детям, только начинающим ходить можно:

* стучать в дверь,

* "разговаривать" по телефону,

* пить из чашки (неплохо только делать вид)

* бросать в коробку кубик,

* утрамбовывать ладонью песок,

* закрывать лицо, играя в "ку-ку, вот и я",

* расчесывать волосы кукле,

* щекотать папу.

Детям постарше можно:

* рисовать цветными мелками,

* достраивать башню, добавляя по кубику,

* играть на пианино,

* спрыгивать со ступеньки,

* насыпать в ведерко песок,

* бросать в воду камешки,

* размешивать тесто для пирога,

* строить смешные рожицы.

Умение подражать

В занятиях по развитию речи подражание или копирование играет первостепенную роль. Подражая, ребенок учится произносить звуки, которые мы используем в нашей речи, а со временем - составлять слова и предложения.

Хотя наша цель научить малыша имитировать звуки, многим детям легче подражать действиям или выражению лица. В самом деле, некоторые дети, буквально четырех дней отроду, уже копируют мам - поднимают, как она, брови или высовывают язычок. Имитация мимики и действий подготавливает малыша к имитации звуков, а позже - слов.

Проверочный лист 2.4 поможет вам оценить, насколько ваш малыш овладел искусством подражания. Отвечайте на приведенные в нем вопросы постепенно, выбирая для оценки такие моменты, когда ребенок оживлен и склонен к игре. Для создания игровой обстановки можно привлечь кукол и любимых плюшевых зверей. Прежде, чем произнести звук или показать ребенку действие, убедитесь, что он смотрит на вас и внимательно слушает. Далеко не все дети будут подражать тому, что они видят, каждый раз. Поэтому если ваш малыш сразу не прореагирует так, как вам хотелось бы, немного позже попробуйте еще раз.

Если вам захочется, можете заменить предложенные в проверочном листе пункты своими, однако при этом следите, чтобы основные особенности каждого из предложенных пунктов сохранились в ваших вариантах.

Если ваш ребенок умеет имитировать все или большинство описанных здесь действий и звуков, значит он готов приступить к освоению слов. Мы настоятельно рекомендуем вам дочитать данную главу до конца прежде, чем перейти к главе 3, поскольку здесь содержится много сведений, полезных и для тех детей, которые уже учатся говорить.

Если малыш копирует вас, но на несколько вопросов проверочного листа 2.4 вы еще не можете ответить положительно, используйте этот проверочный лист как руководство для дальнейшей работы над слабыми местами. Заметим, что можно одновременно работать над умениями имитировать жесты, мимику и звуки. В следующем разделе приводятся некоторые рекомендации, которые должны помочь вам в вашей работе.

Проверочный лист 2.4. Подражание

Подражание действиям

Подражает ли ребенок следующим действиям:

Стучит ли он по столу ладошкой или ложкой?

Хлопает ли в ладоши?

Машет ли рукой на прощанье?

Подражание мимике

Имитирует ли ребенок следующие мимические

движения:

Дует ли, немного высунув язык (как будто

дразнится)?

Причмокивает ли губами?

Произносит ли "ш-ш", прижимая к губам палец?

Облизывает ли губы языком?

Подражание звукам

Имитирует ли ребенок следующие звуки и

комбинации звуков?

Один гласный звук "аа"?

Повторяющиеся комбинации

гласного + согласного "дададад"?

"мумумум"?

"бубубуб"?

Один согласный + два одинаковых

гласных "бoo"?

Двусложные комбинации "oo-aa"?

"пита-пита"?

Любое целое слово, кроме "мама" и "папа"?

Bоспроизводит ли интонацию (здесь вы проверяете

интонационную картину, а не конкретное слово)?

Если ребенок совсем не подражает вам, попробуйте начать учить его делать это сразу после того, как он научится концентрировать свое внимание на вашем лице и голосе.

Как учить ребенка подражать

Подражание - в сущности, особый вид поочередного совершения действий. Когда малыш осваивает умение соблюдать очередность, то нам не важна точность воспроизведения действий (звуков, мимики). Однако нам хотелось бы, чтобы одновременно с усвоением своей роли в разговоре, малыш учился произносить новые звуки, копируя других. Некоторые дети начинают подражать окружающим сами, но многие для того, чтобы начать копировать то, что они видят и слышат, нуждаются в особом толчке. Ниже мы приведем несколько советов о том, как учить ребенка подражать.

Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже умеет производить. Отложите знакомство с новыми звуками до тех пор, пока ребенок не научится подражать тому, что он умеет делать сам, то есть, до тех пор, пока он не научится воспроизводить знакомые ему звуки или действия, услышав (или увидев), как это делаете вы.

Копируйте вашего ребенка. Когда он произнесет какой-нибудь звук, состроит гримасу или намеренно произведет какое-нибудь действие, скопируйте то, что он сделал. Это поможет ему наглядно представить себе модель подражания. Когда вам обоим понравится эта игра, можно вводить новые звуки, которым вам хотелось бы обучить малыша.

Дженни умеет произносить несколько звуков, и с удовольствием произносит их с кем-нибудь по очереди, но подражает редко. Мама решает научить ее имитировать звуки "дада", которые малышка любит, часто произносит сама, но никогда не подражает другим.

Мама:(подбрасывает Дженни на колене) дa дa дa дa

Дженни: (радостно) иииии иииии

Мама: иииии иииии

Дженни: а-а-а-а-иииии

Мама: а-а-а-а-дa дa дa дa

Дженни: иииии

Мама: дa дa дa д

Дженни: дa дa

Мама; (в восторге) дa дa дa дa!

(крепко обнимает Дженни и продолжает игру).

Проводите занятия в игровой форме. Так будет веселее и вам, и вашему ребенку. Можно перемежать отработку наших умений другими занятиями, отвечающими интересам ребенка.

Давайте ребенку время на ответ. На ранних этапах обучения лишь очень немногие дети способны подражать непрерывно. Будьте готовы к тому, что вам придется искать все новые и новые стимулы. однако можно так увлечься поощрением, что у ребенка просто не будет времени ответить вам. Может произойти и другое - ему будет так весело, что он не почувствует потребности внести свою лепту в ваш разговор.

При необходимости оказывайте дополнительную помощь. Вы будете учить ребенка, главным образом, посредством демонстрации, но этого не всегда бывает достаточно. Для того, чтобы малыш научился подражать действиям, ему может понадобиться физическая помощь. О том, как оказывать физическую помощь, мы рассказывали в главе 3 книги 2. Физическая помощь бывает полезна и при освоении определенных звуков, но здесь следует иметь в виду, что некоторые дети не любят, когда до их лиц в таких ситуациях дотрагиваются, и, следовательно, этот подход годится не для всякого ребенка. Вот некоторые приемы, которые, в принципе, можно испробовать:

* "аa" - Приложите большой палец к подбородку ребенка и, говоря "aa", легонько нажмите на него так, чтобы он пошел вниз.

* "oo" - Сожмите щечки ребенка и потяните их вперед так, чтобы ротик принял форму буквы "oo". Скажите "oo".

* "иии" - легонько раздвиньте уголки рта ребенка, говоря "иии".

* "бубубуб" - Большой палец держите под подбородком малыша, и с помощью другого пальца разжимайте и сжимайте его губы, говоря "бубубуб".

* "мумумум" - Возьмите ручку ребенка и обхватите ею свой нос сверху так, чтобы малыш мог почувствовать вибрацию, которую производит этот звук. Работайте также и просто над звуком "ммм", держа рот малыша закрытым. Позже можно подвигать его губами, как при произнесении "бубубуб". Эта игра хороша для обеденного времени как один из способов сказать "ням-ням".

Если ваш ребенок не хочет или не нуждается в столь непосредственной физической помощи, попробуйте утрированно демонстрировать вашу собственную мимику так, как в приводимом ниже примере делает Кен.

Кен учит свою маленькую дочку Лайзу имитировать звуки "бuбuбuб":

Кен: Бuбuбuб. Бuбuбuбuбuб!

Лайза: Aa, aa.

Кен: (улыбаясь)

А сейчас посмотри на папу!

Я делаю бuбuбuб

Лайза: (не отвечает).

Кен: Видишь мой рот?

(утрирует движение рта и форму, которую

он принимает при звуке "б").

(смотрит выжидательно)

Лайза: Бaмумумум

Кен: Ай да умница!

(продолжает игру).

Когда вы заметите, что ребенок уловил идею, непременно уменьшите вашу помощь.

Сопровождайте звуки действиями. Многие дети, особенно те, что постарше, охотнее присоединяются к имитационным играм, если звуки в них сопровождаются действиями. Звук "Mммммм" может произноситься вместе с поглаживанием живота за обедом или воображаемым чаепитием. Можно издать прерывистый звук "о-о-о", если похлопать ладонью по открытому рту. Получится индейский клич, который очень нравится детям. В проверочном листе 2.4 звуки, которым дети должны научиться подражать, представлены в порядке усложнения. На этот порядок следует ориентироваться, занимаясь с ребенком, однако данный перечень оставляет широкий простор и для ваших вариантов.

Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками. Это может оказаться полезным и более старшим детям. Чтобы побудить ребенка имитировать звуки, которые издают звери, используйте мягкие игрушки или наборы игрушечных сельскохозяйственных животных. В Центре Маккуэри есть, например, плюшевый червяк, который издает звуки "питапита" с такой же легкостью, с какой корова говорит "муу"! Если ваш малыш любит играть с машинками, поработайте со звуком "брммм" и "туутуу". Здесь также следует руководствоваться проверочным листом, однако продолжайте экспериментировать, выясняя, что именно работает в вашем случае.

Звук или действие, над которым вы собираетесь работать, следует представлять ребенку в течение, минимум, двух недель, и только после этого переходить к чему-то другому. Чтобы ухватить новую идею, вашему ребенку может потребоваться некоторое время. Поэтому многочисленные перескоки и изменения в занятиях могут затруднить ему усвоение. Вы можете работать одновременно над разными задачами, связанными с действиями, мимикой и звуками, но скучно не будет, если их представлять по-разному.

Ближайшие выходные обещают быть интересными: вы с детьми отправляетесь на машине за город. Какой из предложенных ниже сценариев развития событий вам больше всего напоминает самого себя?

    Вы все четко спланировали заранее: долго выбирали и забронировали номер в гостинице, зарезервировали столик в ресторане, провели техосмотр машины и предусмотрели запасные варианты, поэтому перед поездкой вы совершенно спокойны;

    Вы собираетесь так, как будто узнали о поездке за полчаса до выезда: машинально и без разбора кидаете вещи в сумку, несколько сделанных на скорую руку бутербродов, вспоминаете о наполовину заполненном бензобаке, но надеетесь найти заправку по пути;

    Семейные выходные? Отлично! Вы всегда готовы к приключениям, ведь у вас в запасе так много смешных историй для детей. Большой подготовки к поездке не требуется: ваши старшие дети соберут с собой бутерброды, а теплую куртку для себя вы сможете купить в пункте назначения.

Если первый вариант определенно ваш, то вы, скорее всего, старший или единственный ребенок в семье. Если второй сценарий по душе, то вы похожи на среднего ребенка. А вот третий пункт подходит для самого младшего.

Порядок рождения детей вносит свои коррективы

Когда впервые видишь близнецов, стараешься найти отличия в их внешности, но не находишь. И лишь спустя время перед вами уже 2 не совсем похожих друг на друга человека. И отличают их не только незаметные на первый взгляд внешние данные, но и черты характера.

Я не мама близнецов, но, ожидая рождения второго сына, я предполагала увидеть в нем хоть малейшие сходства со старшим ребенком. Но мои дети так непохожи друг на друга, что порой малознакомые люди задают мне вопрос: один ли у них папа? Часто родители, так же как и я, обнаруживают не только явные различия во внешности, но и столь разные характеры своих детей, которые занимают в семье определенные роли. От чего это зависит: от генетики, от нашего с ними поведения или от очередности их появления на свет? Посмотрим на этот вопрос вместе с психологом в области семейных отношений Гейл Гросс (Gail Gross), которая полагает, что «…с каждым ребенком родители ведут себя по-разному».

Размер стандартного вычета на ребенка зависит от того, каким по счету является этот ребенок в семье (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Однако Налоговый кодекс РФ не предусматривает специальных правил такого подсчета.

Между тем, по мнению Минфина России, чтобы определить, каким по счету является ребенок (первым, вторым, третьим и т.д.), нужно учитывать общее количество детей налогоплательщика, включая тех, которые достигли возраста, когда вычет уже не предоставляется (18 лет или 24 года). Таким образом, первый ребенок - это самый старший ребенок из всех детей налогоплательщика (Письма от 26.02.2013 N 03-04-05/8-133 (п. 2), от 08.11.2012 N 03-04-05/8-1257, от 23.08.2012 N 03-04-05/8-995, от 15.03.2012 N 03-04-05/8-302, от 14.02.2012 N 03-04-05/8-179, от 10.02.2012 N 03-04-06/8-32, от 10.02.2012 N 03-04-05/8-166, от 10.02.2012 N 03-04-05/8-146, от 11.01.2012 N 03-04-06/8-2, от 27.12.2011 N 03-04-06/8-361, от 26.12.2011 N 03-04-06/8-357, от 23.12.2011 N 03-04-08/8-230, от 16.12.2011 N 03-04-05/8-1051, от 08.12.2011 N 03-04-05/8-1014, ФНС России от 05.05.2012 N ЕД-2-3/326@, от 24.01.2012 N ЕД-3-3/185@).

Например, у М.А. Степановой трое детей. Старшему сыну 26 лет, поэтому вычет на него не положен (абз. 12 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Младшим сыну и дочери - 15 и 13 лет соответственно. Поскольку младший сын является вторым ребенком по счету, вычет на него предоставляется в размере 1400 руб. (абз. 9 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Размер вычета на дочь составит 3000 руб., поскольку она - третий ребенок М.А. Степановой (абз. 10 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

По мнению финансового ведомства, при определении общего количества детей и хронологии их рождения учитываются также:

  • подопечные дети (Письмо Минфина России от 03.04.2012 N 03-04-06/8-96 (п. 4)). Однако стоит помнить, что после утраты налогоплательщиком статуса попечителя учитывать подопечных при определении количества детей для целей предоставления ему стандартных вычетов по НДФЛ нельзя (Письмо Минфина России от 16.12.2014 N 03-04-05/64994);
  • умершие дети (Письма Минфина России от 09.10.2012 N 03-04-05/8-1162, от 10.02.2012 N 03-04-06/8-29 (п. 1), от 10.02.2012 N 03-04-06/8-33 (п. 3), от 10.02.2012 N 03-04-05/8-165, от 19.01.2012 N 03-04-06/8-10 (п. 1), от 29.12.2011 N 03-04-05/8-1124);
  • неусыновленные дети супруга от другого брака (Письма Минфина России от 27.03.2012 N 03-04-05/8-392, от 21.02.2012 N 03-04-05/8-209, от 13.02.2012 N 03-04-05/8-169). Очередность детей в этом случае также определяется по датам их рождения (Письма Минфина России от 03.04.2012 N 03-04-06/8-96 (п. 1), от 10.04.2012 N 03-04-05/8-469, от 02.04.2012 N 03-04-05/8-402). Более того, учитываются неусыновленные дети супруга от другого брака, на которых вычет не предоставляется (в частности, по причине достижения ими возраста 18 лет) (Письмо Минфина России от 15.03.2012 N 03-04-05/8-302). Право на вычет по таким детям не зависит от того, что в их обеспечении принимают участие родные родители, которые также получают стандартный вычет на этих детей (Письмо Минфина России от 03.04.2012 N 03-04-06/8-96 (п. 2)).

Например, В.С. Макарова, имеющая двух детей от первого брака (14 и 10 лет), вышла замуж во второй раз и родила третьего ребенка. Все дети проживают с В.С. Макаровой и ее вторым супругом Н.П. Семеновым и находятся на их обеспечении. Дети В.С. Макаровой не усыновлены Н.П. Семеновым. Их отец выплачивает В.С. Макаровой алименты, т.е. участвует в обеспечении детей, и получает вычет на них.

У Н.П. Семенова также есть ребенок от предыдущего брака (26 лет), который не усыновлен В.С. Макаровой.

Определим количество детей в семье для целей получения вычета каждым из супругов, а также размер такого вычета.

Рассмотрим также ситуацию, когда родители не состоят в зарегистрированном браке, но имеют детей от предыдущих браков. Для целей получения вычета каждый из них учитывает только своих родных детей (Письма Минфина России от 20.03.2012 N 03-04-08/8-52, ФНС России от 05.04.2012 N ЕД-4-3/5715@).

Например, у М.Ю. Медведева и Н.В. Новиковой есть общий ребенок 4 лет, но в зарегистрированном браке они не состоят. Кроме того, у М.Ю. Медведева есть двое детей от предыдущего брака (10 и 12 лет), на которых он уплачивает алименты.

М.Ю. Медведев вправе получать вычет только на своих детей в следующих размерах:

  • на первого ребенка (12 лет) - 1400 руб.;
  • на второго ребенка (10 лет) - 1400 руб.;
  • на третьего ребенка (4 года) - 3000 руб.

Н.В. Новикова вправе получать вычет только на общего с М.Ю. Медведевым ребенка 4 лет в размере 1400 руб., поскольку для нее он является первым.

Наряду с полом ребёнка, генетикой и стилем родительского воспитания, порядок рождения влияет на развитие личности и становление характера, на способность к общению и жизненные задачи в целом. Эту тему исследовали Альфред Адлер, Зигмунд Фрейд, Карл Кенинг. Опираясь на порой противоречивые заметки психологов, мы попытаемся составить приблизительный портрет каждого ребёнка в семье – и начнём, разумеется, с первенца.

Единственный ребёнок

Нередко первый ребёнок в семье остаётся единственным. Такие дети отличаются эгоцентризмом, ведь всё родительское внимание, общение, похвалы и подарки достаются именно им. Как тут не почувствовать себя единственным, неповторимым, особенным, самым-самым? Но есть и обратная сторона медали. Если дома единственный ребёнок «царь и бог», то за его порогом создаётся совершенно иная ситуация – он оказывается одним из многих, и получает каких-то особых привилегий от окружающих. Смириться с этим не так-то просто!

Единственный ребёнок во многом наследует черты родителя того же пола, а в случае неполной семьи – того взрослого, который его воспитывает. Он довольно рано приобретает черты зрелого мышления, отличается трудолюбием и уверенностью в себе. Родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребёнка, поэтому он обычно отличается в учёбе и других сферах деятельности. Неудача хоть в чём-нибудь может крайне его расстроить и раздосадовать. Он, конечно, постарается решить проблему самостоятельно, но спокойно примет помощь со стороны.

Поскольку единственный ребёнок не привык к повседневному общению с другими детьми, ему нередко сложно привыкать к близким отношениям. Он – наблюдатель, который предпочитает не рисковать и сохраняет между собой и окружающими чёткую дистанцию. Она обеспечивает ему некое чувство защищённости, ведь единственный ребёнок не слишком хорошо понимает перемены настроения других людей. Ему трудно свыкнуться с тем, что человек, который сердится на него сейчас, скоро снова будет доброжелательно настроен по отношению к нему.

Даже во взрослой жизни единственные дети остаются в некоторой изоляции: они становятся либо отшельниками, либо ярко выраженными уникальными личностями, стремящимися к особенному признанию и уважению в обществе. Для единственного ребёнка неприемлемо быть одним из многих, он пребывает в поисках в поисках исключительного места под солнцем. Это позволяет ему добиться огромного успеха, порой недостижимого для других.

Австрийский доктор медицины Карл Кенинг и английский поэт Джеймс Киркуп сходятся во мнении о том, что быть единственным ребёнком в семье - довольно грустная участь. Его преследует некая раздвоенность желаний: он одновременно стремится быть принятым своими сверстниками и стать частью общества, и в то же время нуждается в собственном, никем не протоптанном пути – где, как известно, не встретишь конкурентов. Удовлетворить сразу обе этих потребности, к сожалению, невозможно – вот и приходится либо искать хрупкий баланс, либо метаться из крайности в крайность.

Старший ребёнок


Кто такой старший ребёнок? Это единственный ребёнок, которого свергнули с пьедестала. Если разница в возрасте между детьми небольшая, старший ребёнок постепенно привыкает, и его жизненные ориентиры изменяются. 5-летняя разница воспринимается старшими детьми довольно болезненно, особенно если младший ребёнок того же пола. Если же второй ребёнок в семье появился спустя 7 лет и более, старший сохраняет большую часть черт единственного ребёнка с некоторыми «дополнениями».

Ещё не так давно дети в семье не обладали равными правами: имущество и титул по праву доставались первенцу. Самый старший ребёнок и в наши дни ориентирован на взрослых: любит делать что-то со старшими, поддерживает семейные традиции. Он серьёзный и ответственный, добросовестный и послушный, часто придерживается консервативных взглядов. Так он пытается быть «хорошим» для родителей, чтобы получать как можно больше похвалы и поддержки с их стороны.

Старшие дети обычно привыкают играть роль взрослых для младших, поскольку вынуждены защищать своё унаследованное место. Поэтому часто они вырабатывают в себе совсем не детские черты: они становятся властными, выбирают стратегию физической силы и морального доминирования. В случае острого конфликта между детьми и определённого типа темперамента, старшие способны серьёзно «поломать» психику младших. Если же атмосфера в семье дружелюбная, старшие дети с удовольствием заботятся о младших.

Первенец чаще более сообразителен и подготовлен к жизни, так как родители склонны подбадривать, стимулировать и объяснять непонятное именно старшим детям. В то же время первенец чувствительнее, ранимее и очень болезненно переносит критику или наказания – ведь он все свои силы прилагает к тому, чтобы неизменно оставаться «лучшим» из детей.

Большое значение имеет и то, какого пола старший и младший ребёнок:

Мальчик + мальчик: старший брат может стать высокомерным и очень самоуверенным, поскольку является для младшего кумиром, - и тот готов выполнять любые поручения и следовать за старшим тенью.

Мальчик + девочка: в появлением младшей сестры в мальчике пробуждаются черты защитника, однако он часто становится излишне жёстким и категоричным.

Девочка + девочка: старшая сестра осознаёт свои обязанности по отношению к младшей и перенимает на себя часть родительских функций по воспитанию и заботе. У некоторых из них в характере активизируется мужской компонент и подавляется женственность, либо возникает стремление к полной независимости и самостоятельности.

Девочка + мальчик: у старшей сестры чаще всего появляются материнские инстинкты, хотя если разница в возрасте небольшая, она может искать в младшем брате защитника и опору. Тогда в младшем брате могуть появиться черты первенца. Однако психологи убеждены, что такая смена ролей не идёт на пользу никому из детей.