Темперамент ребёнка: типы и характеристика. Темперамент ребёнка и преодоление капризов. Капризы ребёнка или кто он в семье

Насколько разные наши дети! В одном ребёнке может уживаться и неуёмный непоседа, и ленивый соня, и дотошный почемучка. В каждом малыше, впрочем, как и в каждом взрослом, есть все четыре темперамента.

Когда мы говорим, что ребёнок сангвиник или меланхолик, то выделяем лишь наиболее выраженные черты характера. Не существует хороших или плохих темпераментов, у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Поэтому нужно не подстраиваться под темперамент ребёнка, а стремиться к гармоничному развитию всех четырёх сторон.

Четыре темперамента - сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический - известны с глубокой древности. Первым описал их Гиппократ в IV веке до н. э. Они связаны со сторонами света. Юго-западному направлению соответствует сангвинический темперамент, юго-восточному - холерический, северо-восточному - меланхолический и северо-западному - флегматический. При этом ось юг-север обозначает качество возбудимости, а ось запад-восток - тормозимости.

Если учесть, что к югу относятся быстро возбудимые, а к северу - медленно возбудимые; к западу - быстро тормозимые, а к востоку - медленно тормозимые, то вы легко сможете описать каждый темперамент. Холерический и флегматический - это темпераменты действия. Они связаны с отношением человека к окружающим. Меланхолический и сангвинический - темпераменты чувств, связанные с самооценкой и с детской частью человека. Давайте рассмотрим их более подробно.

Ребенок - меланхолик

Это медленно возбудимый и медленно тормозимый тип темперамента. По конституции его отличительная черта - худые мышцы. С ним связана часть личности, которая содержит информацию о том, что человек ДОЛЖЕН.

У меланхолика завышенное чувство ответственности перед другими людьми. Он предъявляет к себе высокие требования и часто бывает собой недоволен. Его натура холодная и сухая. Он медленно «нагревается» (как всё холодное) и долго «остывает» (как всё сухое). Меланхолику трудно на что-то решиться, но если уж он всё-таки решился, то ещё труднее от этого отказаться.

Если ребёнком очень часто недовольны родители и воспитатели, то он и сам недоволен собой, потому что верит всему, что говорят взрослые. В результате у него закрепляется «ощущение неполноценности»: «Что бы я ни делал, я всё равно недостаточно хорош для своих родителей». Вы замечаете у своего ребёнка черты меланхолика? Присмотритесь к себе. Может быть, вы сами его таким делаете?

У меланхолика много детских страхов, которые создают почву для депрессии. Он раним, уязвим, неуверен в себе, может заниматься «самоедством». Такому ребёнку нужно помочь развиваться так, чтобы он преодолел свой страх и стал смелым.

Откуда берутся детские страхи? Изначально маленький ребёнок вообще ничего не боится. Но вот он залезает на табуретку, а мама уже бежит к нему: «Осторожно, упадёшь!» Мама испугалась и своим страхом заразила малыша. За ребёнка боятся, и он учится бояться сам за себя. Бабушка читала внучке сказку и пугала её Бабой Ягой. Девочка рисовала в своём воображении картинку и боялась Бабы Яги. Хотя на самом деле причиной был «страшный» бабушкин голос и боялась она бабушки, а не вымышленного сказочного персонажа. Мы боимся не того, чем нас пугают, а того, как нас пугают.

Медлительный меланхолик долго раскачивается, но его сильная сторона - обстоятельность и аккуратность. Если уж он взялся за дело, то доведёт его до конца. Если ему, конечно, позволят. У родителей часто не хватает терпения. Им проще сделать самим, чем ждать, когда ребёнок неумело сделает это сам. А если малышу не доверяют, не дают ему что-то сделать или доделать до конца, у него формируется комплекс неуспешности.

Поэтому запаситесь терпением и позволяйте ребёнку одерживать свои маленькие победы. Пусть в его памяти останется ощущение этой победы: он хотел чему-то научиться и научился. Заметьте это достижение и похвалите. Но хочется дать совет всем родителям: не искушайтесь хвалить ни за что. Видимость ни к чему не приведёт, она только ещё больше подорвёт уверенность в себе. Ребёнок должен быть похвален только в том случае, если он действительно достиг успеха.

А успехи меланхолика сильно отличаются от успехов других детей. Он живёт в другом времени. Если сангвиник успел сделать десять дел, а меланхолик только одно, то кажется, что он неуспешен. Но тем не менее такой ребёнок целеустремлённый, выносливый, просто он живёт по принципу «тише едешь - дальше будешь».

Ребенок - сангвиник

Сангвинический темперамент является горячим и влажным. Люди этого типа быстро возбудимы, но так же легко и успокаиваются. По конституции их отличительной чертой является развитая мускулатура. Доминирующий мотив - Я ХОЧУ.

Если ребёнок-сангвиник чего-то хочет, он попытается это получить сразу и сейчас. Но если возникают препятствия, он не будет долго настаивать и постарается получить желаемое в другом месте. Например, ему захотелось купить новую игрушку. Вы объясняете, что сейчас у вас нет денег. Ну нет, так нет. Он пойдёт к бабушке, расскажет, как сильно он её любит, и выпросит то, что хочет.

Секрет сангвинического состояния в завышенной самооценке. Такой темперамент чаще всего формируется в условиях семьи, где ребёнку разрешают больше, чем запрещают. Им восхищаются независимо от того, что и как он сделал. В этих семьях родители готовы хвалить и защищать своего воспитанника, даже если он провинился. Это приводит ребёнка к убеждению, что он хороший, что бы он ни натворил. Любую критику в дальнейшей жизни он воспринимает легкомысленно, хотя может для виду покивать головой и извиниться, чтобы закончить разговор.

Дети-сангвиники артистичны. Они способны быстро войти в роль и любят «работать на публику». Таким образом, сангвиническое состояние имеет и сильные, и слабые стороны. Оптимизм, незлопамятность, лёгкость в общении сочетаются с заниженными требованиями к себе и безответственностью.

Сангвиники быстро хватаются за дело и быстро его бросают. Такой ребёнок может загореться игрой в хоккей, договориться играть в дворовой команде, все его будут ждать, а он не придёт. В это время он уже будет рисовать пейзажи в изостудии. Причём сангвиник не переживает из-за того, что забыл и подвёл ребят. Просто ему это уже неинтересно.

Сангвиник кажется способным, талантливым, им восхищаются, но у ребёнка в будущем возникнут проблемы, если он не научится терпению. У родителей часто возникает искушение оставить его в покое - ну недоделал, и не надо. Но тут нужно проявить чудеса дипломатии и педагогического мастерства, чтобы он испытал удовольствие оттого, что довёл дело до конца. Как действует сангвиник? Если у него не получается играть гаммы на фортепиано, ребёнок просто бросит заниматься. Это меланхолик будет пилить и пилить гамму - его даже проверять не нужно. А с сангвиником надо сидеть рядом, держать его за руку и довести до момента, когда у него начнёт получаться.

Чтобы помочь ребёнку развиваться гармонично, перестаньте восхищаться его театральными эффектами и постарайтесь объяснить, что преувеличение своих качеств и способностей не избавляет человека от ответственности за свои действия.

Ребенок - холерик

Холерики, так же как и меланхолики, имеют сухую натуру, но не холодную, а горячую. Они быстро возбудимы, но медленно тормозимы. Холерики сухощавы, у них недостаточно жировой ткани.

С меланхоликами у них есть общая черта - они не могут успокоиться, пока не закончат начатые дела. Однако в отличие от них холерики не могут заниматься только одним делом, а берутся одновременно за несколько, как сангвиники.

Кажется, что холерик не доводит начатое дело до конца, но это только видимость. На самом деле холерики заканчивают все свои дела, но из-за большого их количества постоянно переключаются с одного на другое. Стоит им закончить одно занятие - они тут же хватаются за новое, поэтому кажется, что дела у них никогда не закончатся. Если холерик учится музыке, он может поиграть, потом дорисовать начатый рисунок, а затем опять поиграть. К нему по этому поводу можно не придираться и не бояться, что он не закончит учить гаммы. Просто он по-другому организует свою работу.

Но, постоянно переключаясь с одного дела на другое, холерики теряют много энергии впустую, потому что каждый раз нужно вспоминать, что было сделано раньше, и настраиваться на новый вид деятельности. Он не даёт себе отдыхать, может быть поспешен в решениях и всё время хватается за новые дела, не доведя до конца прежние. Но так как у него есть стремление всё доделывать, то трудится он на износ.

Помогите ребёнку-холерику построить свой день и свой труд так, чтобы он был более организованным и последовательным. Научите не хвататься за каждое новое предложение - ему ведь всё хочется попробовать. Он может одновременно ходить и в секцию таэквондо, и в шахматный кружок, да ещё будет учиться играть на гитаре. Будьте уверены, времени найдётся на всё. Но такой темп жизни может привести к переутомлению и истощению нервной системы. Поэтому ему нужно научиться отключаться, выбирать в море жизни что-то главное для себя, оставляя второстепенное за бортом.

Главный движущий мотив холерика - ТЫ ДОЛЖЕН. Он, как и меланхолик, имеет отношение к чувству долга, только предъявляет завышенные требования не к самому себе, а к окружающим людям. Причина холерической точки зрения на мир очень проста: дети встают на неё, подражая своим родителям и воспитателям. Если те много требуют от жизни и окружающих, то и дети усваивают такую же позицию. Маленький холерик может стать домашним тираном, требуя от близких то, что он, по его разумению, имеет полное право получить. Друзьям этот ребёнок тоже будет навязывать свою точку зрения.

Холерическое состояние хорошо целеустремлённостью, верой в свои силы, выносливостью. Сложность же в том, что сами холерики склонны оценивать не себя, а окружающих, поэтому единственный способ помочь им осознать свои недостатки - это дать возможность увидеть себя со стороны и почувствовать в шкуре тех, кого они третировали.

Ребенок - флегматик

Флегматический темперамент является холодным и влажным. То есть люди, находящиеся во флегматическом состоянии, долго выходят из равновесия и быстро успокаиваются. Их отличает избыток жировой ткани.

Флегматики тяжелы на подъём. Чтобы их заинтересовать, необходимо потратить массу изобретательности и энергии, но их согласие на какое-то дело ещё не является гарантией того, что они будут в нём участвовать до конца.

Любая напрягающая информация, перспектива слишком больших затрат энергии могут сразу же охладить их пыл. Флегматики, так же как и сангвиники, не могут заниматься монотонной работой, но, как меланхолики, предпочитают иметь одно дело на всю жизнь.

Флегматическая часть характера обычно формируется в результате подражания подобному поведению своих родителей, воспитателей, друзей. У них заниженные требования к окружающим, которые выражаются в позиции «Делайте, что хотите, мне всё равно, - только не нарушайте моего спокойствия».

Флегматический темперамент вообще-то несвойственен детям, потому что флегматическая позиция - это позиция родителя. Да и по конституции среди детей больше худеньких, чем толстых. С этими детьми трудно что-то сделать, потому что они сами ведут себя как родители и разговаривают со взрослыми сверху вниз. Флегматика надо возбудить, чтобы тормозные процессы стали медленнее, уж слишком быстро у него всё тормозится. Нужно индивидуально искать, каким пряником его заманить, потому что на кнут они в принципе не реагируют, увлечь, чтобы он загорелся каким-то делом.

Флегматикам свойственна апатия. Если у ребёнка доминирует флегматическая часть характера, значит, ему с детства ничего не интересно в жизни. Больше всего ему хочется жить по принципу «Ну вот поели - можно и поспать. Ну вот поспали - можно и поесть».

Это значит, что родители прозевали момент, когда ребёнку всё было интересно. Поначалу малышу нравится что-то повторять, он как обезьянка, копирующая действия взрослых. Всё зависит от того, как отнестись к этому интересу. Можно заметить, поддержать, похвалить. А можно стукнуть по ручкам: «Ты это делать не будешь - маленький ещё». А если интерес будет забит, его очень сложно снова вызвать. Один раз не разрешили что-то сделать, второй, третий, а потом ребёнок скажет: «Ну и не надо» - и провалится в лень и бездействие.

Четыре темперамента ребенок - итоги

Мы часто не доверяем нашим детям и считаем их «недочеловеками», а между тем большая ошибка думать, что дети ничего не понимают и не умеют. В индейских племенах мальчиков до пяти лет воспитывали женщины. А в пять лет мужчины показывали им, как делается лук, как нужно охотиться, и отправляли на охоту. Добудешь дичь - поешь, не добудешь - будешь сидеть голодным. Думается, там не было апатичных флегматиков. Мы не доверяем трёхлетнему ребёнку порезать грушу, а между тем он способен строгать ножом досочки, чтобы сделать себе простейшую игрушку.

Заканчивая разговор о темпераментах, хочется сказать, что нужно стремиться найти золотую середину между четырьмя типами, чтобы ребёнок мог легко адаптироваться к любой обстановке. Если нужно параллельно заниматься несколькими делами, то проявлять качества холерика; при монотонной работе, требующей терпения, - качества меланхолика; если нужно быстро переключаться с одного на другое - стать сангвиником; если нужно быть осторожным и глубоко не ввязываться в ситуацию - пробудить в себе флегматика. Конечно, добиться этого нелегко, но жизнь - это постоянная работа над собой, начинать которую нужно с детства.

В отличие от активного сангвиника, ребенок флегматик очень спокоен. Даже переключение с одного вида деятельности на другой происходит несколько затруднительно. Засыпает он быстро, но проснувшись, не вскакивает с постели, а спокойно лежит некоторое время. Кстати, именно флегматики любят кушать и спать.

Много игрушек ребенку флегматику не нужно, ему достаточно несколько любимых, которыми он постоянно играет. Малыш не любит шума и беготни, которые так часто устраивают маленькие дети. Вместо этого он предпочитает спокойные игры и порядок. Замечено, что уже с раннего детства он аккуратно складывает игрушки и одежду.

Кстати, именно ребенок флегматик может долго и упорно обдирать обои в комнате, пока родители заняты своими делами. Но это не значит, что от него вообще не стоит ожидать скандалов. Например, малыш может закатить истерику, если ему не дают любимую игрушку или кардинально меняют привычный режим дня.

Не удивляйтесь, если окажется, что . Там нужно уметь быстро выполнять требования и задания воспитателей, с чем у маленького флегматика могут возникнуть трудности.

Какие проблемы могут быть с ребенком флегматиком:

— ребенок с данным типом темперамента не любит менять свои привычки, поэтому не удивляйтесь, если вам придется целую неделю читать ему на ночь одну и ту же сказку, не изменяя в ней ни единого слова;

— если вы захотите что-нибудь поменять в его распорядке дня или питании, придется согласовывать это с малышом, иначе вы увидите, как .

1. Поскольку флегматикам очень тяжело соблюдать режим дня, вам придется приложить определенные усилия, чтобы научить кроху «чувствовать» время. Только не пытайтесь его подгонять, это не даст нужного результата.

2. Флегматики становятся хорошими и верными друзьями, но вот найти этих самых друзей для них большая проблема. Поэтому с раннего детства учите ребенка общаться, чтобы он умел проявить инициативу и познакомиться с кем-то или легко включался в игру на детской площадке.

3. Никогда не акцентируйте внимание ребенка на том, что он что-то делает медленнее или хуже других, это может серьезно подорвать его самооценку.

4. В силу того, что флегматикам сложно быстро переключать свое внимание, они не всегда успевают следить за ходом мыслей преподавателя в школе. Избежать этого также помогут совместные занятия и тренировки.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 02.06.2018

Для того чтобы иметь начальные представления об особенностях детского темперамента, совсем необязательно быть профессиональным психологом. Наблюдая за поведением своего малыша, уже с первых месяцев жизни становится понятно, какие черты будут превалировать в его характере – скромность или требовательность, альтруизм или прижимистость, покладистость или упрямство. А у дошкольников проявления темперамента становятся ещё более явными.

Родители должны разобраться, каков их малыш - тихоня или драчун, «шустрик» или «мямлик»? Какой темперамент у ребенка и как он проявляется? Знать это важно, так как конфликты и обиды зачастую возникают именно из-за особенностей характера ребят.

Вы ежедневно находитесь рядом со своим ребенком, наблюдаете его в играх, в быту, в общении со сверстниками и взрослыми. Как вы думаете, какую «роль» он примеривает на себя? Попробуйте проанализировать поведение малыша, возможно, вы сможете «увидеть» своего ребенка с другой точки зрения. Зная, как определить темперамент ребенка, вам будет легче заниматься его воспитанием.

Определение типа темперамента у вашего ребенка: дошкольник-флегматик

У ребенка-флегматика уравновешенная, сильная, но малоподвижная нервная система. В раннем детстве детей с таким темпераментом называют «удобными» - плачут редко, спят много, постоянного внимания к себе не требуют. У «тихонь»-флегматиков все реакции как бы нечеткие: если плачут, то негромко, так же негромко смеются, скупы на жесты и движения. Они не сразу отвечают на вопросы, не начнут выполнять дело, пока не будет «внешнего влияния». Детей с таким типом темперамента словно надо подталкивать. Им обязательно нужен «период вхождения в деятельность». Зато все, к чему такой малыш привыкает, становится постоянным, поведение флегматиков очень устойчиво.

Некоторые сложности возникают, когда появляется что-то новое: окружение, режим, требования. Например, при поступлении в детский сад малыш-флегматик должен приспособиться, привыкнуть. В новой обстановке представитель такого детского темперамента ощущает себя неуютно, ему нелегко завести знакомство, да и расстаться с родителями даже на день очень трудно. Но после, когда обстановка станет привычной, ребенок спокойно и без принуждения справляется с новыми «правилами», старательно и аккуратно выполняет все, что требуется.

Основное определение дошкольника с таким темпераментом – «кропотливый труженик»

Но обычно он никогда не бывает первым, ему мешают некоторая замедленность, вялость, пониженная активность. Кроме того, «замедленность реакции» флегматика может привести к лени и равнодушию, ведь эмоции малыш расходует словно вполсилы, ему проще посидеть в сторонке с любимой игрушкой.

Зачастую родители совершают ошибку, стремясь подогнать, поторопить малыша - природная медлительность сына или дочки нервирует взрослых, они начинают сердиться и делать замечания. Помогает это мало, скорее всё наоборот - среди детей с разными темпераментами флегматики чаще всего теряются и даже перестают на эти замечания реагировать. Еще хуже, когда взрослые «из добрых побуждений» стремятся сделать за ребенка то, что ему вполне по силам, - умывают, одевают, убирают игрушки и т. д. Мало того, что малыш не научится быть самостоятельным, он еще и разочаруется в собственных силах.

Если у вашего ребенка такой тип темперамента, ему важно показывать результаты его деятельности, но при этом ненавязчиво контролировать на каждом этапе выполнение работы . Замечательно, если родители будут привлекать ребенка к играм с элементами соревнования, к подвижным командным играм, где требуется научиться преодолевать трудности и побеждать, помогать окружающим и быть отзывчивым.

Большое подспорье для дошкольников с таким темпераментом – одобрение и поддержка его начинании и любых проявлений инициативы со стороны педагогов и родителей.

Особенности проявления темперамента у дошкольника-меланхолика

У ребенка-меланхолика чаще всего слабая нервная система, он чувствителен и раним. Из-за слабости нервных процессов быстро наступает утомление, ребенок все время отвлекается, а для восстановления сил ему необходимо больше времени , чем другим детям. С трудом, медленно и долго ребенок овладевает любыми навыками, но зато прочно и навсегда.

Характер у ребенка с таким темпераментом спокойный, малыша-меланхолика не видно и не слышно, все реакции как бы сглажены, движения неуверенные, разговор выразительный, но тихий.

Ребенок не любит демонстрировать свои умения, редко включается в беседу, малоактивен и всем движениям предпочитает спокойную деятельность где-нибудь в уголке, в одиночку; замкнутость и нерешительность - главные черты меланхолика .

Индивидуальные особенности детей с таким темпераментом заключаются в том, что они сторонятся шумных сверстников, они утомляют меланхоликов. Из-за этого малыши терпеть не могут ни садик, ни школу. Еще больше такие дети устают от новых людей, громких звуков и шума, резких замечаний - подавляется и без того малая активность ребенка.


Основные точки «уязвимости» такого типа детского темперамента - замкнутость, пассивность, утомляемость, легкая ранимость и медлительность.

Если малыш не отвечает на вопросы или отвечает медленно, запинаясь, это вовсе не значит, что он не знает ответа. «Виноваты» низкая самооценка и неуверенность в себе

Родители, не разобравшись в особенностях темперамента дошкольника, могут ухудшить ситуацию, постоянно повторяя малышу, что он «невнимателен», «забывчив» или «непонятлив». Ребенок-меланхолик с трудом переносит неудачи, сильно расстраивается, если что-то не получается, легко обижается, переживает по пустякам. Любое замечание или неприятное событие надолго выбивает его из колеи .

Но не забывайте ещё об одной характеристике этого типа темперамента: хотя дети-меланхолики внешне и не проявляют своих чувств, они у них сильные и глубокие, и отсутствие реакции — вовсе не безразличие! Несомненными плюсами малышей-меланхоликов являются способность к сопереживанию, чуткость, устойчивость привязанностей, привычек и интересов.


С такими детьми хороша тактика «эмоционального поглаживания». Им нужно создавать условия, когда ребенок работает «в паре» - с другим малышом или с взрослым. Приказы и категорические обращения таким деткам противопоказаны, гораздо лучше они воспринимают совместные обсуждения, причем с обязательными акцентами на чем-то положительном.

Учитывая все определения этого типа темперамента, учите ребенка переключаться с внутренних переживаний (в том числе с «ворошения старых обид») на события внешнего мира, привлекайте к активным играм и домашнему труду. Постепенно, без нажима вовлекайте малыша в детские коллективы (садик, спортивные секции, студии творчества) - маленькому «отшельнику» полезно выработать в себе упорство и стойкость в общении со сверстниками. И, конечно, почаще хвалите детей с таким видом темперамента, демонстрируйте их достижения, учите самостоятельности и смелости.

Индивидуальные особенности темперамента у детей-холериков

Основная характеристика темперамента детей-холериков – «двигатель работает, а тормоза отказывают». Так и с ребенком-холериком: особенность его сильной, но неуравновешенной нервной системы в том, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. У таких детишек быстрая, громкая и порывистая речь, мимика и жесты выразительные, бурная реакция на запреты и неудобства.

Любую информацию ребенок дошкольного возраста с таким темпераментом воспринимает на лету, но так же моментально забывает, в новой обстановке осваивается мгновенно, у него тут же появляются друзья - а через пять минут бесстрашный задира уже конфликтует.

Холерик импульсивен, его плач - это рыдание до истерик, его смех - это хохот до слез. Настроение меняется быстро и непредсказуемо. Дошкольник с таким типом темперамента не сдержан в проявлениях эмоций и при недостатке самообладания может вспылить из-за пустяка - ему нужно «все и сразу». Легко увлекается любым делом, но быстро «остывает» и часто бросает на полпути, так как не терпит однообразия и неусидчив.


Ещё одна особенность детей с таким темпераментом – любовь к подвижным играм, в которых холерики стремятся не только проявить себя, но и «покомандовать» (и детьми, и взрослыми). Любые непредвиденные моменты в игре могут вызвать гнев или страх. Среди других детей холерики выделяются шумливостью и склонностью к вспыльчивости, а нередко к драчливости и даже агрессии. Им очень трудно подчиняться правилам, такие малыши нередко конфликтуют из-за игрушек и, бывает, теряют над собой контроль.

С малышом-холериком разговаривать следует ровным тоном, спокойно, но требовательно, без уговоров . А заодно и малышу прививать правила общения без крика и грубостей, настойчиво повторяя, что просьбы должны быть вежливыми, за грубость и проступки нужно извиняться и т. д.

Без толку сдерживать подвижность малыша или препятствовать его активности. А вот обоснованные требования и четкие правила необходимы. Энергию малыша-холерика родители могут направить в «нужное русло»: спортивные секции, интересное увлечение, спокойные игры, а для развития усидчивости и внимания хорошо помогают занятия рисованием, аппликацией, лепкой. Полезно приучать холерика к посильной домашней работе (и следить, чтобы не отлынивал!) . Очень помогает собственный пример - учите малыша быть наблюдательным, сдержанным, помогите понять, что в жизни важно и рассчитывать силы, и обдумывать решения.


Запреты и наказания холерику не помогут , ребенок попросту игнорирует их и сопротивляется, вплоть до ненависти к «воспитателю». Скорее помогает демонстрация «перспектив» бурной деятельности ребенка и положительная оценка. Запаситесь терпением - это главное в воспитании малыша-холерика.

Какие особенности характера у ребенка-дошкольника с типом темперамента сангвиник

Живой, жизнерадостный ребенок-сангвиник обладает подвижной, сильной и уравновешенной нервной системой. Давая характеристику разным темпераментам у детей, особо стоит отметить общительность и активность сангвиников. Как правило, у них всегда бодрое настроение, они деловиты, внимательны и прекрасно усваивают новую информацию.

Сангвиники легко приспосабливаются к любым условиям, быстро заводят друзей, но, если общение становится им неинтересно, так же быстро «замораживают дружбу». Получается, что приятелей у малыша много, а настоящих друзей-то и нет. И задача родителей - постараться воспитать у ребенка такую черту, как постоянство. Тем более что маленький сангвиник достаточно легкомысленно относится не только к друзьям-товарищам, но и к своим делам, обязанностям. Так широта интересов оборачивается своей «изнанкой»: хватаясь за множество дел сразу, малыш ни одно не может довести до конца.

Дети сангвинического темперамента могут быть и «руководителями», и «руководимыми», они не держат обиды на сердце, быстро забывают неудачи и недолго бывают, расстроенными из-за разных неприятностей. Резкие смены настроения - это не про сангвиников. Основные особенности характера детей с таким темпераментом –жизнерадостность, остроумность и предприимчивость.

На все окружающее такие малыши смотрят с неиссякающим оптимизмом, они послушны, но зачастую не умеют отстаивать свое мнение. Иногда такое поведение приносит им вред - ведь слушают малыши всех подряд, а это может доставить сложности и неприятности.

Так же легко малыши-сангвиники переходят от одного вида деятельности к другому. Вот ребенок катается на качелях, вдруг сорвался и помчался строить замок в песочнице, а через пять минут уже спрятался за скамейкой, чтобы побыть в одиночестве. В таком поведении таится «подводный камень». Малыш быстро устает от «однообразия» и, как только дело ему надоедает, стремится перейти к другому, более привлекательному на данный момент. Например, бросает начатый рисунок «домика», чтобы тут же «нарисовать машинку».


Начатое дело должно быть закончено - это правило постарайтесь помочь усвоить малышу-сангвинику. Для этого перед началом дела сангвинику надо поставить четкую цель, обязательно демонстрировать ребенку результаты его работы.

Обучение упорству и терпению, поддержка и одобрение, подчеркивание «важной роли» малыша в порученном деле-лучшие методы в воспитании ребенка-сангвиника. Вы ведь не хотите, чтобы увлеченность и жизнерадостность превратились в непостоянство и легкомыслие?

И одно важное дополнение. Не бывает «хороших» или «плохих» типов темперамента! И у холериков, и у сангвиников, и у меланхоликов, и у флегматиков есть свои плюсы и минусы, положительные и отрицательные стороны. Мы не можем изменить заложенное природой, но в наших силах помочь выделить сильные черты темперамента и «сгладить» слабые.

Малыш подрастает, его «воспитывают» жизнь и окружающие люди, он учится подражать взрослым, берет пример со сверстников. Кроме того, «чистых», стопроцентных типов тоже нет. Гораздо чаще встречаются смешанные типы, с преобладанием какого-либо темперамента. Вот и обращайте внимание на эти яркие черты, развивайте сильные стороны ребенка , учите свое сокровище проявлять силу воли, наступать и отступать, контролировать природный темперамент и использовать самые лучшие черты тех механизмов, что заложила в нас природа.

Когда человек рождается, он отличается от других внешностью, ростом, цветом волос, глаз, а также и своим темпераментом.

Каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт. Поэтому целью воспитания является не то, чтобы переделать один тип в другой, а то, чтобы добиваться развития свойственных каждому темпераменту положительных черт и исключения тех, которые мешают становлению гармоничной личности.

Непосредственно темперамент проявляется в том, что одному человеку легче, чем другому, выработать необходимые реакции поведения, и приемы выработки для них нужны разные.

Зная темперамент вашего ребенка, можно легче ориентировать свое поведение в общении с ним. Игнорирование же может привести к нежелательным последствиям (отчуждению, грубости, замкнутости).

Из-за незнания темперамента вашего сына или дочери происходит большинство конфликтов. Родители пытаются добиться от ребенка не присущей ему активности или усидчивости, на которую он не способен по складу своей натуры.

Какой темперамент у вашего ребенка?

Холерики

Холерик - личность неуравновешенная, несдержанная, вспыльчивая, даже необузданная. С трудом выполняет монотонную работу, реакции быстрые, сильные. За дело берется с жаром, но быстро остывает - появляется “наплевательское” настроение. В общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энергичны, темп работы быстрый.

Часто подростки с таким темпераментом срывают уроки, ввязываются в драки, вробще доставляют множество хлопот родителям и учителям. Это задорные, боевые, активные ребята. Они становятся заводилами в среде сверстников, вовлекая их в различные романтические предприятия.

Если родители или учителя пытаются переломить характер таких подростков, чаще всего ограничивают свободу движений. Но тогда возникает естественный протест, так как нервная система таких ребят не может работать по-другому. Такие подростки становятся чаще иных трудными. Используйте чрезмерную подвижность ребенка. Назначайте его в помощники на уроках или в домашних делах, но работа не должна требовать долгого сидения на одном месте. Направьте активность подростка в нужное русло.

Меланхолики

Меланхолик - неуравновешен, глубоко переживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Реакция замедленная. Чувствителен, раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегает непредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующие психического напряжения. Мимика и движения медленные, бедные, голос тихий, невыразительный.

Часто этим ребятам трудно в коллективе. Они не могут" противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние, их дразнят, обижают. Домашние задания у таких детей выполняются всегда хорошо и аккуратно, а вот у доски они теряются.

Подростки-меланхолики нередко робкие и стеснительные, они могут легко расплакаться.

Постарайтесь выявить у таких подростков таланты, которые часто скрыты за нерешительностью. Это повысит их престиж в классе.

Сангвиники

Сангвиник - личность уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой. Отсюда его ровная активность, энергичность, способность легко приспосабливаться к новым условиям. Он быстро овладевает новыми профессиональными знаниями, может долго работать, не утомляясь, при условии, что работа разнообразная. Отчетлив интерес к окружающим людям и обстоятельствам. Интересы широкие, разнообразные. Подвижный, общительный, легко переносит трудности и невзгоды. Мимика и движения выразительны, речь быстрая.

Такие ребята быстро приспосабливаются к окружающей обстановке, легко схватывают материал. Трудолюбивы, часто лидируют в коллективе. Но при неправильном воспитании могут стать лицемерами и приспособленцами. Наблюдайте за таким ребенком. По возможности передавайте ему ответственность: поручайте важные дела. Хвалите, если все сделано правильно, но не допускайте захваливания. Пресекайте его попытки помыкать сверстниками.

Флегматики

Флегматик уравновешен. Реакции на события медленные, спокойные. Отличается большой и ровной силой, длительностью ее воздействия. Инертен, трудности и невзгоды умеет перетерпеть. Упорен, терпелив. Трудно сходится с людьми, в общении избирателен. Не находчив, речь и движения неторопливы.

Такие дети организованы, выдержаны. Всегда аккуратно одеты, спокойны и медлительны. Им трудно переключиться от одного вида деятельности к другому. Такие подростки не участвуют в спортивных соревнованиях, они не бывают лидерами, но к ним часто идут за советами и разрешением проблем.

Не пытайтесь переломить медлительность такого ребенка. Не смейтесь над его недостатками. Перевоспитать флегматика необычайно трудно! Продумайте режим, привычки, которые должны быть основой жизни такого ребенка, - они сохранятся на долгие годы.

Вы живете с... !

Темперамент

Особенности темперамента

Сангвиник

Живо и с большим интересом откликается на все, привлекшее его внимание. По лицу его легко угадать, какое у него настроение. Громко смеется, его можно сильно рассердить. Может быстро сосредоточиться, энергичен и работоспособен. Не утомляется. Подчиняется дисциплине. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Стремится к общению и быстро устанавливает контакт с людьми.

Необходимо воспитывать в ребенке усидчивость, попеременно чередуя физическую работу с умственной. Требовать, чтобы знания не были поверхностными, а соответствовали возможностям (если ребенок способен запомнить больше, чем положено по программе, обязательно требуйте глубоких знаний). Старайтесь, чтобы у ребенка не развилось самомнение, что он лучше всех и все может, так как это ведет к неудачам в будущем: он будет жало ваться, что начальник не дает ему развернуться, что жена к нему относится не так и т. д. Ставьте перед подростком новые и новые задачи, по старайтесь, чтобы они не были слишком трудными (пропадает интерес) или легкими (развивается самомнение). Не забудьте о физическом развитии - это поможет нейтрализовать лишнюю энергию.

Холерик

Высокая активность, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Неустойчивость интересов и стремлений. Сложности в переключении внимания. Настойчив. Чаще всего неформальные лидеры, способны повести за собой ребят. Так же часто становятся “шутами”, “изгоями”. Постоянное желание попробовать что-либо новое, интересное. Часто попадают в полярные ситуации, в конфликты, драки и здесь же могут быть первыми в движениях скаутов, Гринпис. Часто фанатично чему-либо преданы.

Старайтесь направить активность холерика в положительное русло, так как он может вступить в организации фанатиков фашистского, сатанистского или явно криминального толка. Их приведет туда любопытство и стремление быть приверженцем одной идеи. Старайтесь, чтобы подросток получал достаточное количество информации о различных сектах, а также наркотиках. Это удержит ребенка от срывов. Обязательно заинтересуйте его каким-либо делом: спортивная секция, танцы, туризм и т. д. Эго поможет ребенку реализовать себя. Позволяйте приводить иногда шумные компании домой, таким образом вы вникнете в жизнь, которой живет ваш сын или дочь. Вообще, будьте иформированы и будьте ребенку другом. Не ругайте за срывы, если в них нет ничего серьезного. Поддержите!

Флегматик

Слабо эмоционален. .Трудно рассмешить и опечалить. В любых ситуациях остается спокоен. Медлителен. Трудно переключается на другую работу. Ненаходчив, с трудом сходится с людьми, работоспособен, неуютно чувствует себя в новой обстановке. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.

Постарайтесь, чтобы ваши сын или дочь нашли себе место, где бы могли общаться со сверстниками. Здесь неоценима роль различных секций или кружков. Постоянно напоминайте ребенку, что он должен быть внимателен к людям, не бояться новой обстановки. Пусть представляет себе самое хорошее и настраивает себя на лучшее. За рабочим столом ничего не должно отвлекать его внимание. Но подросток может заниматься часами, поэтому меняйте ему виды деятельности. Не создавайте тепличных условий, это приведет к проблемам в будущем. Ребята такого типа очень ранимы, поэтому старайтесь помочь, хвалите за успехи, вселяйте уверенность в себе, если что-либо не получается из-за медлительности. Не раздражайтесь, так как ребенок будет чувствовать себя не таким, как все, его самооценка будет занижена.

Меланхолик

Обидчив. Болезненно чувствителен. Голос тихий. Пониженная активность. Редко поднимает руку на уроке, застенчив, робок; малейшая трудность заставляет опустить руки, легко устает, отвлекается, теряет веру в себя. Нежная конституция. Не выдерживает длительного нервного напряжения. Могут случиться нервные срывы. В это время скрытен, уходит в себя, испытывает запредельное торможение, то есть становится вялым, ко всему безучастным.

Не допускайте конфликтных ситуаций, при которых на ребенка обрушивается шквал наказаний или порицаний. Если же это случилось, внимательно наблюдайте за подростком, чтобы не допустить склонности к самоубийству, (см. “Самоубийство в возрасте от 13 до 18 лет”). Наладьте доверительные отношения с подростком. Поддерживайте в нем силу духа постоянно, предложите заняться видом спорта, не требующим особого нервного напряжения (бег, катание па велосипеде, туризм). Пусть больше времени проводит на воздухе. Старайтесь наладить его общение со сверстниками, помогайте ненавязчиво в общении. Поддерживайте хобби вашего ребенка. Ему хорошо подойдут занятия, связанные с художественным творчеством, с точной механикой, с искусством. Не требуйте от ребенка активности и точных выполнений ваших указаний. При полном взаимопонимании в семье ваш ребенок может стать способным и полностью реализовать свои таланты.

В процессе взросления каждый ребенок проходит несколько этапов, при которых происходит становление его личности. У всех он проходит по-разному, так как каждый малыш по-своему уникален. Но, чтобы не возникало проблем с воспитанием, важно подобрать тот способ душевного равновесия, который будет наиболее действенным. И темперамент ребенка – это то, что в первую очередь должны учитывать все родители.

Важно понимать, что характер и темперамент ребенка тесно взаимосвязаны. Это то, что дано от рождения и никак не изменить. Но ни в коем случае не следует думать, что такие черты характера как агрессия, грубость и т.д. закладываются в ребенке с рождения. На это оказывает влияние в первую очередь воспитание.

Всего выделяют четыре типа темперамента детей дошкольного возраста: холерический, меланхолический, сангвинический и флегматический. Они кардинально отличаются друг от друга и требуют определенного подхода при воспитании малыша . В данной статье мы рассмотрим, как определить тип темперамента у ребенка. Также ознакомимся с тем, какой подход должен быть к детям с учетом темперамента.

При определении типа темперамента важно учитывать, что чаще всего встречаются смешанные типы. Тогда подход к воспитанию малыша должен выбираться с учетом того, какой из них выражен наиболее ярко.

Холерический тип темперамента часто проявляется в решительности и высокой подвижности ребенка. Поведение такого ребенка предугадать сложно, ведь он быстро загорается какой-то идеей и так же быстро теряет к ней интерес. Часто это обусловлено тем, что малыш сам не знает, чего он хочет.

Если у вашего ребенка темперамент холерического типа, то вы можете столкнуться со следующими проблемами:

  • Агрессия и вспыльчивость. Договориться с таким ребенком очень сложно;
  • С ранних лет такой малыш стремиться к самостоятельности, в его характере ярко выражена тяга к приключениям и риску. В дальнейшем это может привести к травмам;
  • Для такого ребенка важность поручения не играет роли. Его он выполняет «спустя рукава», часто игнорируя все инструкции;
  • Такой ребенок дружелюбный, но чужого мнения он не принимает, из-за чего могут возникнуть проблемы с интеграцией в коллектив;
  • При возникновении сложностей он не стремится их решить. Часто дело заканчивается капризами и истериками с ярко выраженным показательным характером.

Как «обуздать» холерический темперамент вашего ребенка

Родителям ребенка-холерика важно направить его неуемную энергию в нужное русло. Занятие спортом будет наилучшим решением. И дело не в том, что на тренировках он будет больше уставать. Ведь именно занятия спортом развивают дисциплинированность ребенка и умение рассчитать свои силы в нужной ситуации.

Чтобы малыш научился доводить дело до конца, родителям придется постараться. Для формирования этих качеств хорошим решением будет привлечение ребенка к занятиям ручным трудом.

Холерический темперамент ребенка порой мешает ему адаптироваться в обществе. Поэтому больше общайтесь с ним, анализируя сложившиеся ситуации. Старайтесь не слишком критиковать ребенка в публичных местах. Помните, что очень важно обуздать его эмоции, справившись с истерикой.

1) Используем физраствор для промывания носа ребенка : как это сделать правильно и безболезненно.
2) А вы знаете, как отличить гайморит от насморка ? Этот вопрос мы рассматривали в этой статье .

Особенности характера ребенка-меланхолика

Несмотря на противоположные характеры меланхолика и холерика, одна существенная черта в их характере общая – эмоциональная неустойчивость. Поэтому методы борьбы с возможными истериками у них одинаковы. Характерными чертами меланхолика являются неуверенность в себе, необходимость в постоянной защите и ободрении, а также боязнь новых начинаний.

Характеру ребенка-меланхолика свойственны следующие черты:

  • Он редко спорит и быстро устает, подвержен чужому влиянию. Даже малейшая неудача способна вывести ребенка из равновесия;
  • Такие дети замкнуты и испытывают постоянную потребность в том, чтобы им сочувствовали;
  • Предпочитают проводить время в одиночестве;
  • Порой слишком требовательны не только к себе, но и другим людям.

У меланхоликов слабый характер. Но такие дети талантливы и в дальнейшем часто проявляют себя в творческих профессиях.

Как подойти к воспитанию ребенка-меланхолика

В процессе воспитания такого ребенка родители сталкиваются с неуверенностью его в своих силах, частыми слезами и жалобами на окружающих. Поэтому важно научить его взаимодействию с коллективом. Начните с разучивания нескольких вежливых фраз и хвалите малыша, если он их использует.

Такому ребенку необходимо ощущать свою важность для вас. Поэтому доверяйте ему ответственную работу. А если его постигла неудача, то тут важно акцентировать внимание на том, что неудача – это лишь повод для дальнейшего движения вперед.

Основной проблемой холериков и меланхоликов является резкая смена настроения, вплоть до истерик. И простым переключением внимания тут не обойдешься. Поэтому родителям важно предупредить такое состояние ребенка, не допустив срыва.

Особенности характера ребенка-флегматика

Дети с флегматическим типом темперамента отличаются малоподвижностью и спокойным характером. Они усидчивы и аккуратны. Но и таким детям не чужды истерики, но вызваны они могут быть другими причинами. Эмоциональные всплески у таких детей наблюдаются при вмешательстве в их личное пространство, например, если вы переложили игрушку.

Флегматики обладают качествами успешных людей – аккуратность, расчетливость и последовательность. Лидером ребенок вряд ли будет, ведь он к этому не стремится, а вот успехи в предпринимательской деятельности возможны.

Из особенностей характера у детей с таким типом темперамента можно выделить следующие:

  • Они очень медлительны. Такие дети сделают все возможное для выполнения поставленной перед ними задачи, но времени у них это займет очень много;
  • У них имеется любимый мультик, история и книга, которые они готовы слушать или смотреть постоянно;
  • Самостоятельно сделать выбор такому ребенку сложно.

При воспитании тут важно не акцентировать внимание на том, что ребенок медлительный. Идеальным вариантом являются соревнования на скорость. И, конечно же, не скупитесь на похвалу!

1) Делаем правильный выбор детской зубной пасты , чтобы сохранить зубы ребенка здоровыми.
2) Когда ребенок должен сесть? Рассмотрим основные моменты в этой статье .

Ребенок-сангвиник – как подойти к процессу воспитания

Таких детей называют ребенок-солнце. И не зря. Ведь они обладают огромным запасом энергии, практически всегда жизнерадостные и наполненные положительными эмоциями, легко вливаются в новый коллектив, с охотой идут на контакт. Лидерские качества в таких детях заложены с рождения.

Из особенностей характера тут можно выделить следующие:

  • Не любит монотонную однообразную работу. Может легко бросить дело, не доведя его до конца;
  • Не слишком разборчив в выборе друзей. В этом плане родители должны постоянно следить за ребенком;
  • О важности порученного задания ребенок может просто забыть, отвлекаясь на другие дела.

При выборе игр с таким ребенком лучше отдать предпочтение тем, которые развивают усидчивость и внимание. Чтобы ему было куда девать свою энергию, запишите ребенка на какую-нибудь секцию. Дети с таким темпераментом способны получать удовольствие от процесса занятия спортом, не стремясь добиться каких-либо вершин.

Запомните, «плохих» темпераментов не бывает. Если ребенок груб, агрессивен или эгоистичен, то это не значит, что он просто холерик. Это лишь результат плохого воспитания. Если вы пытаетесь понять, от чего зависит темперамент ребенка, то следует учитывать, что это качество врожденное. Поэтому не пытайтесь развить какие-то качества, несвойственные темпераменту ребенка. Это только приведет к лишним конфликтам.


В данной статье мы рассмотрели основные типы темперамента детей и их особенности. Важно понимать, что определенный тип темперамента в чистом виде встречается крайне редко, а чаще всего происходит их смешивание. Но какой-то из них выражен более ярко, и именно по нему и определяется конечный темперамент.

При воспитании ребенка важно учитывать и свой тип темперамента. Ведь именно различия темпераментов могут спровоцировать ссоры и капризы. Определение темперамента ребенка осуществляется при помощи различных методик и тестов. Они отличаются сложностью. Простейший тест, позволяющий узнать темперамент ребенка, вы сможете пройти на нашем сайте.