Семейный быт. Яна Полухина: «Китайскй быт – размеренный и неторопливый…

Интерес к Китаю был велик в России всегда. Как и уважение к огромной древней стране, с которой нас связывает, помимо исторических фактов, приличный километраж общих границ.

ТМН: Как Вы попали в Китай?

Я.П.: Наш университет, ТюмГУ, заключил договор с китайским вузом по обмену студентами. Китайской стороне срочно требовался преподаватель русского языка на год, и я, не раздумывая, согласилась. Осталась в Китае на четыре года, выучила китайский, чтобы иметь возможность свободно передвигаться по стране и лучше узнать ее культуру.

ТМН: Ваши первые впечатления от страны и людей? Как они менялись со временем? Можно ли сравнивать пребывание в Китае, скажем, с поездкой в Европу?

Я.П.: О первых впечатлениях сейчас говорить сложно, поскольку через полтора-два месяца жизни в Китае мне уже казалось, что все так, как и должно быть. И когда приезжали сюда друзья, а потом рассказывали другим, что их в стране удивило – слушала с интересом.

Вообще, китайцы очень дружелюбные и гостеприимные. Всегда чувствуешь их поддержку. Помогут решить все проблемы. Мне кажется, в России чаще чувствуешь себя обиженным и обманутым со стороны соотечественников. Среди китайцев будешь окружен вниманием и восхищением, ни в чем не откажут. Ты гость, поэтому все для тебя. У многих иностранцев, кстати, от этого резко повышается самооценка… Иногда рассказываю друзьям, что китайская культура все же слишком закрыта, иностранец практически никогда не станет китайцу так же близок, как другой китаец. Одно время меня это расстраивало. Но потом поняла, что у меня есть самые настоящие китайские друзья, я поддерживаю с ними отношения до сих пор и очень скучаю. Считаю, что китайская дружба более искренняя, понятная… Может быть, это связано с разными языками, на которых мы говорим: сложно на чужом языке намекать, строить фразы с подтекстом, все говорится прямо или просто – делается. А китайцы предпочитают свои чувства подкреплять делами, а не словами. Мне это очень нравится.

С Европой, конечно, сравнить можно. И в Китае, и в европейских странах больше порядка, чем у нас, виден постоянный прогресс. Однако в той же Германии я всегда чувствовала себя чужой, когда окружающие понимали, что я иностранка. В Китае, наоборот, как дома. Китайцы даже говорили мне: «Наверное, здесь ваш второй дом». Так и есть.

Кто-то скажет, что в стране грязно, и уровень сервиса не тот, что в Европе. Да, такой Китай вы, возможно, увидите, если будете выбирать все самое дешевое. Но если заплатите чуть больше – поймете, что европейский сервис рядом с китайским и не стоял. В одном документальном фильме есть фраза: «Китайцы творят чудеса». Это действительно так. Хотя обстановка зависит от района, где вы окажетесь. Самая бедная часть Китая – западная, а на востоке – мегаполисы и места, как в фильмах о будущем.

В плане выстраивания социальных отношений мы с китайцами очень похожи, а от европейцев далеки.

ТМН: Что вам нравится в Китае, китайцах, китайском бизнесе больше всего? Каковы особенности менталитета?

Я.П.: Встречала там многих бизнесменов из разных стран мира – сотрудничество с китайцами пользуется популярностью.

Что меня лично привлекает в этой стране и ее жителях – быт, размеренный и неторопливый. Когда живешь рядом, это умиляет и вызывает улыбку. Правда, если стоишь на почте 40 минут, чтобы отправить посылку, и перед тобой никого, а китайская подруга извиняется за сотрудников: «Прости их, люди из деревни не знают чувства времени», – то готов взорваться, конечно. Или едешь на велосипеде не торопясь, всех обгоняешь и думаешь: ну как можно так медленно ехать?! Говорят, и в бизнес-отношениях китайцы любят иногда потянуть время.

Импонирует китайская стабильность и постоянное повышение уровня жизни. На глазах все расцветает. В профессиональном отношении особенностью китайцев является узкая специализация. Каждый делает свое дело, но делает, как правило, хорошо. Например, один лепешки печет, а второй рубит на кусочки. И у того, и у другого – ни одного лишнего движения и максимальная скорость.

ТМН: Насколько легко и охотно китайцы идут на контакт? Интересуются ли Россией, что думают о нас?

Я.П.: Когда дело касается денег, китайцы легко найдут со всеми общий язык. В ход пойдут калькуляторы, жесты и прочее. Если китаец захочет что-то продать – будет стараться изо всех сил. Относительно России – они вообще мало интересуются тем, что происходит за пределами страны. Даже в школе не изучается мировая история и культура. Разве что какие-то эпизодические сведения. И сказки братьев Гримм китайцы читают в переводах под именем китайского автора. Как, впрочем, когда-то было и у нас с «Волшебником изумрудного города». Они знают, что столица России – Москва, знают Путина, Ленина. Про Тюмень наслышаны только студенты того университета, где я работала, либо компании, поставляющие нам нефтегазовое оборудование. Считают, что русские женщины очень красивые, после замужества сильно полнеют, а мужчины пьют много водки (кстати, так думают о наших мужчинах все иностранцы, которых мы встречали в Китае). На севере Китая русских знают лучше, чем на юге. Чем ближе туда, тем меньше изучается русский язык, хотя он на 2-м месте по популярности среди иностранных после английского. К нам, как и к любым иностранцам, относятся хорошо и доброжелательно. Впрочем, нужно отметить, что в последнее время к туристам стали более настороженны. Начали «вылавливать» нелегалов, проверять документы.

ТМН: Как лучше преодолевать языковой барьер – пользоваться услугами русских или китайских переводчиков?

Я.П.: Лучше всего изучить язык самому. Китайские переводчики, как правило, не очень знают русский, хотя убеждены в обратном. Насколько я осведомлена, оптимальный вариант на русско-китайских бизнес-встречах, – когда обе стороны приезжают со своим переводчиком, поскольку полностью могут довериться только соотечественнику.

ТМН: Стоит ли нам опасаться, как часто говорят, китайского медленного захвата российских территорий?

Я.П.: Я, конечно, не экономист, но читала книгу одного аналитика, который убеждает, что на север китайцы не пойдут – боятся холода. Приводит в пример Сингапур. Правда, хочу заметить, в китайской провинции Хэйлундцзян холода такие же, что и в наших суровых сибирских краях – и ничего, китайцы отлично себя чувствуют...

ТМН: Есть ли какие-то «секретные ключики» – методики, как расположить к себе китайских партнеров, договориться с ними о выгодных условиях?

Я.П.: Вообще, принципы «подмазывания» и «лести» у китайцев те же, что и у нас. Надо сказать, в плане выстраивания социальных отношений мы с китайцами очень похожи, а от европейцев далеки. Договоры «по знакомству», подарки, дружеские обеды-ужины – без этого жизнь там немыслима. Если вас пригласили на дружеский ужин, готовьтесь провести за ним часа 3 4, без конца есть, пить и говорить. Конечно, не надо наглеть, грубо и пошло шутить. Отказываться от чего-либо тоже нужно осторожно, чтоб никого не обидеть.

Дифирамбы – залог хороших отношений. Не нужно давить и торопить. Можно вежливо намекнуть (если вас не устраивают условия), что у вас на примете есть и другие варианты предложений собратьев-китайцев. Это обычно делает партнеров сговорчивее. Всего не описать… Стоит самому какое-то время «повариться в китайской кухне», чтобы прочувствовать их менталитет. Но главный рецепт, как избежать проблем в общении и бизнесе с ними, – ваше личное обаяние и чувство такта. Научиться можно только на практике.

Китайцы очень трудолюбивы. Они не умеют авралить, предпочитают делать все заранее, методично, не забывая об отдыхе.

ТМН: С какими сложностями можно столкнуться при выстраивании отношений с китайскими партнерами и в процессе самой работы (языковой барьер, менталитет, разные правила ведения бизнеса, склонность к доброму и порядочному сотрудничеству или, наоборот, к мошенничеству)? Чего нужно опасаться?

Я.П.: Могут возникнуть любые из указанных трудностей. Плюс много мелочей, которые не опишешь. Хотел, например, как-то русский парень без знания языка купить в Китае пиво: «Что ж, не смогу что ли? Пальцем покажу и денег дам». А вот не купил. Потому что китаянка спросила: холодное ему или теплое – все, проблема… Бывает, что китайцы путают наши месяцы – у них они идут под номерами, от первого до двенадцатого, без названий. Поэтому, что сентябрь, что ноябрь – для них одинаково.

ТМН: Можно ли китайцу доверять? (итальянцам и цыганам, например, нет – обязательно обведут вокруг пальца…)

Я.П.: Смотря какому китайцу. Если профессиональный торговец, то, скорее, полностью нельзя.

ТМН: Чем быт обычного китайца, средней китайской семьи отличается от нашего?

Я.П. : Живут, как и мы, в «скворечниках». Чем больше денег, тем больше «скворечник». Частных домов почти нет, 90% территории Китая – горы, поэтому все пригодные для жизни пятачки земли давно заняты. Правда, в деревнях каждый живет в своем доме. Дома каменные, так как дерево – дорогой материал. Там нет отопления и печей. Зимой, хоть и короткой, очень холодно. Вообще, в китайских городах работает такое правило: севернее реки Янцзы отопление зимой есть, южнее – нет. Так что если в Китай отправитесь зимой, то берите побольше теплых вещей. В помещениях, как правило, если не холодно, то прохладно. В гостиницах тоже. Есть кондиционеры, но они не всегда дают привычную нам комнатную температуру.

Китайцы очень трудолюбивы. Они не умеют авралить, предпочитают делать все заранее, методично, не забывая об отдыхе. В 11 вечера все будут спать, зато утром рано встанут, в обед с 12 до 14 никому не будут звонить, ибо это время священного китайского послеобеденного сна.

Обычно работают без выходных. В среднестатистической организации сотрудники имеют всего три выходных дня в месяц. Понятия «отпуск» тоже не существует. Только официальные по всей стране выходные по случаю больших праздников.

Любят путешествовать. Если выдается возможность – едут осматривать достопримечательности. Наш университет, например, ежегодно организовывал преподавателям путешествие на майские праздники.

ТМН: Каковы ценности сегодняшней китайской культуры? Приоритеты?

Я.П.: На первом месте здоровье, даже у молодежи, потом деньги – китайцы очень прагматичны, затем семья (в Китае развод – большая редкость, если развелся – клеймо позора на всю жизнь, это испортит карьеру, и больше не будет шансов для второго брака). Очень ценят связи.

ТМН: Насколько современные китайцы придерживаются своих тысячелетних традиций?

Я.П. По-разному. В больших городах глобализируются, в маленьких (которых большинство) очень каноничны и традиционны. На том и стоит государство. Влияние американской культуры заметно, хотя китайцы уверяют, что они ее только созерцают, но не применяют. Государство активно пропагандирует свои традиционные особенности среди иностранцев, но молодежь уже плохо их знает (как и у нас). Свободомыслия нет. Везде главное – делать то, что тебе говорят, и не умничать. Потом, когда взберешься по карьерной лестнице повыше, будешь сам говорить другим, что делать, и наслаждаться властью и лестью.

ТМН: Ценится ли китайское искусство, чем оно отличается? Какое место занимает в жизни китайцев сегодня?

Я.П.: Китайским искусством занимаются только специалисты, имеющие к нему непосредственное отношение. Остальные рассматривают по случаю и, как и положено, восхищаются, по большей части мало что в нем понимая. Это относится к традиционному искусству. Современное авангардное в Китае особо не ценится, хотя, читала, на сегодняшний день китайские авангардисты – ведущие в мире. Правда, большинство из них живут в Америке и других странах. У соотечественников они не востребованы. Популярен тот, кто трудится в каноническом стиле, копирует старых мастеров. Есть у китайцев 10 знаменитых картин, которые вы увидите в каждом китайском магазине, торгующем живописью. Их знают все, ими восторгаются – ибо это правильно. Художники, которые повсеместно пользуются уважением, Ци Байши (рисовал петухов, рыбок, креветок и прочую мелкую живность в окружении лотосов и бамбука), Сюй Бэйхун (автор знаменитых лошадей, мчащихся по пустынным просторам рисовой бумаги).

Традиционная гордость китайцев – пекинская опера (и все, что с ней связано), бело-голубая керамика, эмалевые вазы, театр теней, художественное вырезание сложных миниатюр из бумаги, изготовление воздушных змеев (китайский город Вэйфан – мировая столица воздушных змеев, ежегодно там проводится международный фестиваль), китайская каллиграфия (это отдельный вид искусства), изготовление штампов, сучжоуская вышивка, садово-парковое искусство (опять же в Сучжоу), художественная резьба по дереву.

Торговаться на рынке или в магазине – традиционный китайский вид спорта.

ТМН: Что они едят и пьют?

Я.П.: Еда – это святое. Главный показатель высокого социального статуса – посещение дорогих ресторанов. Еда, по мнению китайцев, должна быть красивой, вкусной и полезной. Однако полезность они находят буквально во всем. Всеядность китайцев – скорее, миф. Всеядны, по слухам, только те, кто из южной провинции Гуанчжоу, но и там, чтобы попробовать, скажем, мозг мартышки или мясо змеи, надо прилично заплатить в специализированном ресторане. Основная пища типичного китайца – рис и овощи. Хлеба нет (разве что в провинции Шаньдун много пампушек, лепешек и сладкого белого хлеба). В каждой местности своя кухня. Самая острая – в провинциях Сычуань и Юньнань, сладкая – в Шанхае и окрестностях. Соленая и чесночная – в Шаньдуне. И так далее. Но в любом случае – в Китае бесконечное разнообразие блюд, и я еще не видела человека, который не нашел бы там того, что ему понравилось. Надо не бояться пробовать. Конечно, у нас с китайцами разные вкусы, но если ваши китайские партнеры давно работают с русскими, то они уже знают, что русским обычно нравится.

Пьют, в основном, воду. Чай – для гурманов. На севере мужчины пьют водку, на юге – сухое вино. Женщины не употребляют алкоголь. Пьющая (или, еще хуже, курящая) женщина – «та, которую можно выбросить», утверждают китайцы. Если не станете пить с китайскими партнерами – будут уговаривать и обижаться. Однако мужчина освобождается от принятия крепких напитков, если собирается зачать ребенка в ближайший год. Перед этим год пить нельзя – все для здорового потомства.

ТМН: Что представляет собой сегодняшняя медицина? Это обычные клиники западного образца? Или больше поклонников «народной китайской медицины»?

Я.П.: В основном обычные клиники, в которых курят, едят в коридорах, ходят в грязной одежде и даже ездят на велосипедах. В кабинет к врачу дверь всегда открыта, все толпятся вокруг него и пациента. В стоматологии тоже. В больших городах почище. Но все же нашей медицине мы склонны доверять больше. Традиционная, по-моему, больше ориентирована на профилактику, нежели на лечение. Есть, конечно, очень дорогие центры тибетской медицины. Говорят, там за большие деньги можно пройти курс эффективного лечения. Даже Борис Ельцин был одним из их пациентов. Сами китайцы в медицине разбираются мало, поэтому врачам (даже халтурщикам) верят безоговорочно и готовы платить любые деньги. Читала в китайском журнале, что только 4% населения немного разбираются в медицине и гигиене. Есть провинции, где бьют тревогу по случаю чрезмерного распространения определенных заболеваний.

ТМН: Насколько дороже или дешевле жить в Китае, чем в России?

Я.П.: Очень дешево, если не покупать все за ту цену, которую вам предложат изначально. Торговаться на рынке или в магазине – традиционный китайский вид спорта. Если вы не торгуетесь – продавец будет разочарован, вы просто потеряете его уважение. Например, в туристической зоне можете за 120 юаней купить зонтик, реальная цена которого – 10 юаней. Самое дешевое – продукты. Дешевле, чем у нас, раз в десять. Опять же, смотря какие. Например, пекинская капуста стоит на рынке 1 юань за килограмм (курс юаня к рублю в июле 2012 – около 5 рублей), для сравнения, у нас он – рублей 70. Но шоколад в России дешевле и лучше. Цены на вещи ниже в среднем в три раза, на такси и общественный транспорт – также смешные. Сравните, московское метро – 28 рублей, пекинское – 2 юаня (около 10 рублей). Кстати, и выглядит последнее однозначно приличней. Однако если вы приедете в составе туристической группы с китайским гидом, то дешевого Китая вы не увидите вообще.

ТМН: Есть ли какие-то рецепты, как избежать проблем в общении и бизнесе?

Я.П.: Главный рецепт – личное обаяние и чувство такта. В свое время первые полгода работы с китайцами я только наблюдала и со всем соглашалась. Потом постепенно начала выдвигать свои требования и предложения по работе. И китайские коллеги меня во всем поддержали. Научиться взаимодействию можно только на практике.

СПРАВКА:

Яна Полухина, доцент кафедры русского языка ИГН ТюмГУ

Закончила филологический факультет ТюмГУ по специальности «лингвистика», защитила кандидатскую диссертацию.

Работала преподавателем русского языка в ТюмГУ, прошла курсы преподавателей русского как иностранного в РУДН (Москва).

На протяжении четырех лет жила в Китае и работала преподавателем в университете города Цюйфу провинции Шаньдун (родина Конфуция, находится под охраной ЮНЕСКО), выучила китайский язык. В Китае награждена двумя медалями (от региона и провинции), которые вручаются иностранцам, внесшим значительный вклад в развитие региона и популяризацию китайской культуры за рубежом (писала статьи в «Тюменские известия»); ей посвящена публикация в газете «Женьминь Жибао».

Сейчас планирует заниматься научной деятельностью в сфере русского языка как иностранного, преподает у китайцев и русских в ТюмГУ. Пишет научные статьи по сравнительному анализу некоторых аспектов русского и китайского языков.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Чурапчинская средняя общеобразовательная школа имени С.А. Новгородова

Семья и быт

Выполнил: Гоголев Андрей

Ученик 10 «б» класса

Чурапча 2014

ВВЕДЕНИЕ

Семья во все времена переживала кризис и неблагополучие, счастье и процветание. По своей природе семья наиболее инертный из всех социальных институтов, менее всего склонный к радикальными изменениям и переменам, поэтому дестабилизация обстановки заметнее всего на его функционировании.

Объектом изучения в данном реферате является семья с ее проблемами и устройством семейного быта.

Актуальность: Каждая семья имеет свои, свойственные только ей порядки и моральные устои. Ценности семьи во многом зависят от бытовых условий проживания. Ведение семейного быта супругами это очень хлопотное и тяжелое дело, но в жизни любой семьи настают и светлые полосы.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформировался как личность.

Современная семья конца второго, начала третьего тысячелетия характеризуется процессами и проблемами, сущность которых, а следовательно, и судьба самой семьи оцениваются специалистами далеко не однозначно. Одни из них констатируют «кризис и разрушение» семьи, другие обнаруживают в ней признаки «плавной трансформации и модернизма».

Целью данного реферата является показ и анализ семейных ценностей и проблем супружеского образа жизни.

При написание этого реферата я хотел бы подчеркнуть некоторые моменты жизни людей состоявших в браке и постараться объяснить следующее:

Что такое семья и как отношения в браке влияют на людей.

Значение ведения семейного быта для общества и государства.

С какими проблемами сталкивается среднестатистическая семья нашего времени: насилие, алкоголизм и бесплодие семейных пар.

Решение проблем связанных с семейной жизнью на примере социальной обстановки отдельного района Российской Федерации.

1. Семья КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Семья - один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так, от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место поселения молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества. культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт - институт брака. Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с цeлью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.

Каждая семья - это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях.

Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика - отца и мужа.

2. ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде вceгo выделяют peпpoдyктивную и воспитательную.

Репродуктивная функция (от лат. productio - производить) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не меньше, чем родителей. К сожалению, в настоящее время нaceление России ежегодно сокращается примерно на 750 тыс. человек.

Экономический спад повлиял на рождаемость. В большинстве городских семей вceгo один ребенок. Сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения.

По статистике, включающей бездетные семьи и нeceмейных людей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо. чтобы 50% семей имело троих детей.

Несколько подробнее остановимся на воспитательной функции семьи. так как общественная ценность семьи состоит прежде вceгo в духовном воспроизводстве жизни, т. е. в воспитании детей. Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, когда yxaживают за малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребенка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определенных нравственных кaчеств). Благодаря семье ребенок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дoму, заниматься самообслуживанием, вести себя по определенным правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.

Важнейшее средство воспитания ребенка - личный пример родителей. Характер их отношений, степень взаимнoгo согласия, любви, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разгoвopoв - все это воспринимается ребенком и становится образцом для eгo собственного поведения.

Воспитательное влияние семьи на растущего в ней peбенка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами. Сохраняются ли в семье память, реликвии, традиции? Знают ли молодые люди историю cвoeгo рода, свои корни? Какими дорогами идут родители и дети: параллельными или пересекающимися? Сколько точек пересечения у этих дорог? Каково отношение взрослых к людям, к жизни? Что проявляется чаще: цинизм или гуманность, оптимизм или пессимизм, эгоизм или внимание к окружающим, трудолюбие или стремление вести праздный образ жизни? Что царит в семье: окрик, придирчивость, материальное вознаграждение за каждый шаг ребенка, чрезмерные поблажки или ограничение свободы; а может быть, любовь, внимание и забота, авторитет родителей, нравственная оценка поступков? Жизнь каждой семьи дает ответы на тaкoгo рода вопросы. И она определяет развитие привычек и нравственных качеств ребенка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Здоровье новoгo поколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семье супружеской и родительской любви.

К другим функциям семьи относят хозяйственную (ведение домашнего хозяйства), экономическую (материальное обеспечение семьи), эмоциональную (обеспечение взаимной психологической поддержки и защищенности каждого члена семьи), социально-статусную (наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которым принадлежит семья), пepвичного социального контроля (определение норм поведения членов семьи в различных сферах), духовного общения и aocyгa (проведение семейных праздников, походов, вечеров отдыха, организация семейного чтения и др».

В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так, для молодой ceмьи в числе приоритетных - репродуктивная функция, для пожилой - функция духовного общения.

3. СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

На мир семьи оказывает влияние целый ряд факторов, идущих от общества. К ним в первую очередь относятся право, религия, общественное сознание, традиции, а также xaрактер социальной поддержки семьи обществом и государством. Состояние семьи обусловлено общественным развитием. Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества.

В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, aгpapнoмy) обществу. Традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми проходят проверку жизнью, отметающей устаревшее инесоответствующее общественному развитию.

В начале ХХ в. группа экономистов изучала бюджеты семей в России. Выяснилось, что, за редким исключением, деньгами в семье безраздельно распоряжался мужчина. В 1920-e гг. повторили такое исследование и увидели, что в 15% семей бюджетом стала заведовать женщина. А вот данные конца ХХ в.: в двух семьях из трех всеми материальными средствами распоряжается жена. В 10% семей муж считает себя только «зарплатоносителем». Эти данные наглядно свидетельствуют об измепепии положения женщины в семье.

Учитывая сказанное выше, нетрудно сделать вывод: изменение положения женщины в семье связано с измепепием положепия жепщипы в обществе. Увеличивается профессиональная и общественная занятость женщин. Растет их образованность, расширяются интересы. В нашей стpaне во всех категориях работающих более половины - женщины. При этом следует отметить, что среди специалистов с высшим и средним специальным образованием женщин свыше 60%.

Экономическая и социальная самостоятельность женщин несовместима с авторитарными отношениями семьи cтapoгo типа - патриархальпой семьи. Вспомните: в патриархальной семье основная власть принадлежит главе ceмейства - отцу. Все остальные члены семьи беспрекословно выполняют eгo волю. Роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей, работе по дому без ведения денежных дел.

Число патриархальных семей в настоящее время coкращается. Традиционные роли, когда женщина ведет дoмашнее хозяйство и воспитывает детей, а муж является xoзяином, собственником и обеспечивает экономическую caмостоятельность семьи, меняются. Наблюдается тенденция к установлению равноправия, взаимной ответственности супругов в семье. Развивается семья пapтнepcкoгo типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, мaтери, жены. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимную поддержку. Быт такой семьи организуется при участии всех ее членов.

В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками. Разрушается многопоколенная (расширенная, родственная) семья - семья, включающая наряду с супругами и детьми других родственников (бабушек, дедушек и др», где представители 2-3 поколений ведут совместное хозяйство и организуют повседневный быт. В настоящее время в России около 40 млн семей. Примерно 80% из них состоят из супругов с детьми, т. е. являются нуклеарными (от лат. nucleus - ядро).

Происходит разделение институтов брака и семьи. В настоящее время единство семьи все меньше зависит от давления общества (законов, нравов, обычаев, общественнoгo мнения, традиций, разработанных ритуалов) и все больше от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растет количество фактических, но юридически не оформленных « свободных» семейных coюзов и рожденных в них детей.

Внимание, которое уделяется материальному обеспечению детей в семье (пищей, одеждой и т. п», значительно превосходит то, что направлено на духовное развитие. Взрослые мало общаются с детьми - им некогда и далеко не всегда у них есть такое желание. Профессиональные интересы мужчин и женщин становятся серьезным кoнкypeнтом семейным интересам.

Ухудшается здоровье людей. По оценке экспертов,10-15% взрослого населения не способны иметь детей по состоянию здоровья (прежде вceгo из-за аморального образа жизни, болезней, плохого питания, экологии).

Растет количество разводов, повторных браков, нeполных семей и число брошенных детей. Среди причин разводов исследователи в первую очередь выделяют нe подготовленность к браку. В первые годы семейная жизнь особенно уязвима. В это время формируются cyпружеские отношения: решается вопрос о распределении ролей, складываются духовные связи. Этот период нeпрост, так как молодые супруги воспитывались на разных традициях, у каждого может быть свой взгляд на брак, семью, ведение хозяйства, организацию досуга, воспитание детей. Не всегда любовь помогает преодолеть возникающие конфликтные ситуации. Согласно статистике, самые непрочные браки - ранние (вступление в брак до 21 года). К иным причинам разводов относят грубость, пьянство, физическое насилие, супружескую измену и др.

Государство в современном обществе заинтересовано в укреплении семьи. С этой целью правительства ряда стран принимают специальные меры, направленные на увеличение или сокращение рождаемости, поддержку семьи.

Государственная поддержка семьи ведется и в России: учреждены дополнительные отпуска (в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими или больными детьми и др», установлены денежные пособия (например, по yxoду за ребенком, по беременности и родам), введены особые льготы (например, перевод беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в cooтвeтствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др.

семья социальный быт общество

4. БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

На основе cвoeгo жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей, молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнегo хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).

Другой аспект изучения быта - обязанности супругов. Среди молодых супружеских пар 17% мужей готовят обед (20 лет назад этого никто из них не делал), 55% стирают белье, 35% гуляют с детьми, 16% сопровождают дeтей в детский сад или ясли, 80% закупают продукты, 58% моют посуду, 9% посещают школу и проверяют уроки у дeтей. Это говорит о наметившейся тенденции более активногo участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем нeсравненно выше, чем мужчин. 36 ч в неделю посвящают домашнему труду женщины и вceгo 13 ч - мужчины. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый cpeди супругов среднего возраста не занимается домашними делами. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь справедливое распределение домашних обязанностей между супругами, взаимная помощь в быту - одна из важнейших нравственных основ существования современной семьи.

Во многих семьях возникает проблема oтвeтcтвeннoгo участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда дает членам семьи ощущение общности, «чувство локтя», ответственности друг за друга и за семью в целом.

Бытовые отношения зависят от способов ведения дoмашнего хозяйства. В современном обществе наметилась тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счет применения coвpeменной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и организации бытового обслуживания, или, другими словами, сфера бытовых услуг. К ней можно отнести комбинаты бытовoгo обслуживания с филиалами и приемными пунктами, различные павильоны бытового назначения, ремонтные мaстерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.

Сфера быта теснейшим образом переплетается со сферам и торговли, здравоохранения, транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и других услуг. В coвременных условиях домашний быт и сфера услуг cocтaвляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области. И если в узком смысле термин «быт» употребляется как синоним домашнего быта, то быт в широком смысле слова - это внепроизводственная область повседневной жизни, непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.

Когда-то из домашнего быта в производственную сферу ушло хлебопечение. Частично перекладывается на сферу общественных бытовых услуг приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы. Все более распространенной становится покупка частично приготовленной пищи - полуфабрикатов. Сегодня основные блага, используемые в быту,- peзультат общественного производства.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, ocвобождает время для cовмecтнoгo отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.

Жизнь cовpeмeннoгo человека усложнена техническим прогрессом, увеличившим ритм жизни, усилившим нepвное напряжение, умственные нагрузки. Большую часть времени человек проводит в замкнутом помещении, а это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье. Необходима более совершенная организация удовлетворения бытовых потребностей человека. Развитие сферы быта становится важной социальной задачей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделанная мной работа рассказывает о семейно-бытовых проблемах семьи и о взаимоотношениях в целом. В большей степени аспект был сделан на стандартную семью современного общества.

Социальные проблемы проявляются в семье достаточно многосторонне. В значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи семьи зависят от ее типа.

В социально-философском плане семья может рассматриваться как малая социальная группа и как социальный институт. Как малая социальная группа семья объединяет целый спектр различных отношений: сексуальных, эмоциональных, духовных и др. Как социальный институт она включает в себя системы норм, ценностей, образцов поведения и деятельности в рамках социокультурного процесса. Они реализуются в социальных ролях и статусах. Семья - это исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола, группа из двух или нескольких лиц, связанных браком, кровным родством и живущих вместе. Если брак -- институт, регулирующий отношения между полами, то семья - институт, регулирующий отношения между супругами, родителями и детьми. Благодаря выполнению комплекса социальных функций, которые, в свою очередь, менялись на протяжении человеческой истории, семья обеспечивала относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках всей социальной организации общества. Семья как социальный институт является основой для формирования других социальных институтов. Многие из них образуются на базе выполнения отдельных функций семьи, выделившихся из нее в ходе развития общества. Прежде это были экономические связи, а позднее -- политические институты.

Исторические тенденции, присущие процессу модернизации общества, привели к отмиранию в современном обществе расширенной стабильной многодетной семьи, ее ритуалов и традиций. Рыночный капитализм и коммерческая цивилизация, ориентированные на благополучие и комфорт, на извлечение максимально возможных благ в жизни, оказались в противостоянии и противоборстве с институтом семьи. Однако в последние десятилетия в развитии социального института семьи вновь появились тревожные признаки, свидетельствующие о том, что и современная нуклеарная семья находится в кризисном состоянии.

Семьи уменьшаются в размере, лишаются стабильности, срок их существования сокращается. Растущий процент разводов, падение числа браков, увеличение количества одиноко живущих людей и подобных браку сожительств сигнализируют о тенденции, которая в предварительном порядке, с осторожностью, может быть оценена как утрата законным браком его значения.

С увеличением числа женщин на рынке рабочей силы экономическое единство супругов ослабло. Это приводит в целом к ослаблению, если не сказать ненужности, супружеских союзов, измеряемому ростом разводов и числом одиноко живущих людей.

Разрушаются узы не только между супругами, но и между родителями и детьми. В XX в. происходило снижение возможностей матерей и отцов воспитания своих детей, упадок родительского влияния и авторитета. Ежедневное пребывание всех членов семьи вне дома крайне сужает совместное бытовое самообслуживание, оставляет мало времени на воспитание детей, воздействие родителей на них. Внесе-мейная работа родителей вынуждает их передоверять уход за детьми и их воспитание общественным учреждениям (детским садам, школам). В связи с этим воспитательный процесс в нуклеарной семье нарушается: родители все больше отстраняются от своего потомства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Свадьбина Т.В., Любимова А.Б.- Современная семья: Методология, проблемы, перспективы: Монография: Н. Новгород:Изд-во НГПУ, 2005-212с.

2. Деркач Л.А.- Проблемы семьи в прошлом и настоящем: учеб. пособие/Л.А.Деркач,Т.И.Сидоровская - Иркутск: Изд-во Иркутск. ГОСУ-Н-та,2007-185с.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Брак как основа и ядро семьи. Исследование истории института семьи в разных культурах. Семья как ячейка первичной социализации. Особенности воспитательной функции семьи. Основные тенденции развития семейно-брачных отношений. Кризис института семьи.

    реферат , добавлен 25.11.2016

    Сущность понятия "семья". Основные причины роста детского сиротства в России. Типологии семей "групп социального риска" в теории и практике социальной работы. Развитие семейных отношений в сфере супружества. Кризис семьи и семейного образа жизни.

    доклад , добавлен 19.10.2012

    Семья в социологии - социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Супружеские и нуклеарные виды семьи и ее функции. Современная семья: основные тенденции развития семейных отношений.

    реферат , добавлен 04.02.2009

    Сущность, структура и специфика семьи как социального института и малой группы; ее репродуктивная и социализирующая функции, общественное и индивидуальное значение. Тенденции изменения, формы и проблемы брака и семьи в современном российском обществе.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2012

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Развитие института семьи на современном этапе. Юриспруденция и брак. Воздействие современных социальных институтов российского общества на состояние института семьи. Проблема будущего семьи.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Общее понятие, структура, основные функции, типы семьи и семейных взаимоотношений. Феномен семьи и проблемы ее существования. Перспектива отмирания семьи и кризис ценностей семейного образа жизни. Брачное, бракоразводное и самосохранительное поведение.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Семья как социальный институт. Ряд ее функций как общественного, так и индивидуального характера. Современное состояние семьи в РФ, ее кризис, перспективы развития. Проблемы молодой семьи.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Семья как основная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, ее значение в обществе. Социализирующие функции семьи, основные факторы, влияющие на ее эффективность.

    реферат , добавлен 14.10.2011

    Теоретические основы изучения социокультурных аспектов функционирования семьи. Семья как социальный институт. Влияние государства и церкви на социальный институт семьи. Ее взаимосвязь с гражданским обществом. Дисфункции современной российской семьи.

    реферат , добавлен 28.09.2014

    Историческое развитие семьи, ее структура и значение в современном обществе. Семья как социальный институт и как малая социальная группа. Продолжение человеческого рода и преемственность поколений как потребности общества. Условия социализации личности.

15.05.2014 548

Глава 3. Традиционная духовная культура населения Выговского края в очерках М.М. Пришвина «В краю непуганых птиц»

1. Семья и семейный быт

Семья являлась основой хозяйственно-трудовой, общественной и полноценной личной жизни человека русской традиционной культуры.

На Русском Севере Пришвин застал два типа традиционной русской семьи: большую семью и малую . В очерке «Вопленица» отражен процесс борьбы этих социальных формаций и дана яркая характеристика быта большой семьи.

Основными типами русской семьи у всех этнографических групп русских были: семьи простые, малые , состоящие из двух поколений родственников по прямой линии (главным образом родители и их дети); и семьи большие или неразделенные , представлявшие коллектив, объединяющий два, три или четыре поколения родственников по прямой и по боковой линиям. Большая семья являлась многочисленным коллективом, который возглавлял «большак» и «большуха» — отец и мать. В семью входили взрослые женатые сыновья большака с женами и их дети разных возрастов. После смерти большака его властные функции переходили к старшему сыну. Большак обладал непререкаемой властью над остальными. В очерке «Певец былин» дана колоритная иллюстрация такой власти. Григорий Андрианов — «Хороший старик, небаламутный, староколенный человек» возглавляет семейство. Пришвин пишет: «Ругань и крик разбудили меня рано утром. Я выглянул в окно. По дорожке вдоль озера с громадным колом в руке бежал вчерашний, похожий на апостола Петра старик. А впереди него бежал без шапки совершенно такой же старик, только немного помоложе. Первый старик догнал второго и ударил его колом. Тот так и повалился. Ударил еще и еще…

Объяснилось это так. Старший сын Григория, мужик пятидесяти семи лет от роду, был послан в Повенец продать рыбу. Вернулся он выпивши, нагрубил старику, и тот его отколотил» .

Хозяйство в большой семье было общим, как и домашний быт. Эта архаичная форма семьи сохранялась у русских долго, вплоть до XX века.

Параллельно с большой семьей у русских была широко распространена и малая семья.

В очерке «Вопленица» дана картина быта большой семьи и распада ее после смерти большака. Старик выстроил большой дом, женил шестерых сыновей, однако между братьями и их женами пошли несогласия, переросшие после смерти большака в настоящую вражду. Власть перешла к старшему сыну Гавриле и его жене Степаниде. «Помер старик. Словно предчувствуя беду, сильно убивалась старуха. Где уж ей теперь справиться, удержать вместе такую семью! Одна надежда оставалась теперь на Гаврилу, к которому переходила отцовская власть, на большуху Степаниду… старуха отлично понимала, что ей не справиться с ними, и передала хозяйство Степаниде. Еще на похоронах она вопела:

Уж ты у дверей будешь придверница,
У ворот будешь приворотница,
У замков будешь замочница,
Во дому будешь большухою» .

Степаниде пришлось выполнять трудную функцию большухи в недружной семье: «Ко всей хозяйственной суете можно привыкнуть: пораньше вставать, хлопотать у печи, будить, распределять работу, вечно толкаться из стороны в сторону, и не знать себе покоя. Но самое трудное дело – это ладить со всеми. На лов ли ехать, на пожни, к празднику, тут уж нельзя свой нос вперед совать. Нужно помалешеньку выведать, кто как думает, а потом и предложить на совет… А тут меньшуха такая попалась, что раскопала всю семью» . Гаврило и Степанида не смогли удержать в подчинении большую семью, дошло дело до крупных ссор, рукоприкладства и судов. Наконец решили разделиться, то есть большая семья делилась на ряд малых семей со своим отдельным имуществом и хозяйством. «Разделили соленое лосиное мясо, рассыпали рожь, развесили муку, поделили скот, сено, солому, горшки,- все разделили. Неразделенным остался только дом, потому что зимой нельзя строиться. После этого стали жить в шесть семей в одной избе. В одном углу поместились Гавриловы, в другом – Семеновы, третий угол занят печью, четвертый красный. Остальные четыре семейства разместились на лавках, на кроватях. Один уголок парусом завесили. Решили так и коротать зиму» . Пришвин дает этнографически подробную картину быта семьи: «Счастье так и блистало во время обеда, когда каждый из шестерых отцов, теперь сам большой, поглаживая бороду, дожидался на кровати своего собственного горшка. Раньше, бывало, большуха истолчет вареное мясо и распустит в горшке, а теперь всякий ест, как хочет. И как довольна мать, когда, выделив косточку, подзовет своего любимого Мишеньку или Сереженьку поглодать.

Бывало, раньше, кто-нибудь один нехотя погонит скотину к озеру на водопой. Теперь же всякая хозяйка у своего хвоста спешит с любовью и гордостью исполнить свои обязанности» .

В большой семье мы видим общее хозяйство, общие работы, распределяемые большаком и большухой, общий стол («Раньше ставилось в печь всего два больших чугуна, для каши и для ухи, и хозяйство вела одна большуха» .

Весной произошло окончательное разделение большой семьи, из которой образовалось несколько полноценных малых семей, и между родственниками воцарился долгожданный мир.

М.М. Пришвин в очерке «Ловцы», рассуждая о жизненных ценностях севернорусских крестьян, писал: «Богатство заключается главным образом в хорошей, правильно организованной семье» .

Примечания:

145. Пришвин, М.М. Собрание сочинений [Текст]: в 6 тт. / М.М. Пришвин. М., 1956.

Статья подготовлена по материалам монографии А.А. Пискулина «От Подстепья до Поморья. Елецкий край и Выговский край – исторические регионы России в творчестве И.А. Бунина и М.М. Пришвина», изданной в 2012 году. Статья полностью повторяет стиль и пунктуацию автора.

В 2014 году почти 700 000 российских мужиков простились с холостяцкой жизнью. И если ты один из них, знай - удачный брак не возникает сам собой. Его нужно построить: продумать перспективы, учесть интересы и твоей жены (у тебя есть жена! вот приключение...), и твои собственные. Последнее важно: любой компромисс с самим собой, на который ты пойдешь, оглушенный медовым месяцем, - это мина с часовым механизмом. Те, кто поначалу жертвует своими привычками и привязанностями «ради союза», потом бессознательно чувствуют себя ущемленными, что приводит к разводу в каждом восьмом случае. Итак, вот календарь твоих действий:

1-й месяц: распредели быт

Споры о том, кто выносит мусор и ходит в магазин, - одна из двух главных причин охлаждения отношений в первый же год брака, согласно исследованию в американском журнале Family Relations (вторая - это деньги, см. дальше). Давай смотреть на проблему с оптимизмом: раньше тебе приходилось все делать по дому самому (конечно, если ты, великовозрастный балбес, не жил с мамой), а теперь можно все поделить.

Твой ход: Выбери из списка бытовых задач те, что ты любишь исполнять (например, гладить постельное белье - та же медитация. А поход за картошкой заменяет упражнение «прогулка фермера»). Добавь к ним те, которые тебе делать непротивно. Согласуй свой выбор с женой (вдруг она тоже мечтала о глажке?) и приступай к исполнению обязанностей. Личный пример - лучший способ надавить на чужую совесть.

2-й месяц: объедини долги

Хорошо бы вам завести привычку хотя бы раз в месяц обсуждать бюджет - предстоящие покупки, текущий уровень бытовых расходов и так далее. Но главное, с чего нужно начать, - обменяйтесь информацией, какие долги каждый из вас набрал до вступления в брак. Теперь это ваши общие обязательства. В конце концов, жена скоро может уйти в декрет и тогда ее доходы упадут до нуля: ты же не будешь в этот период настаивать, чтобы она «выкручивалась сама»?

Твой ход: Проработайте наиболее выгодный график совместного погашения долгов. Например, можно направить все средства на досрочное погашение одного из кредитов, потом перебросить денежный поток на второй - и так далее.

3-й месяц: приручи ее семейство

Да, ты лучше тестя знаешь, как отшлепать его дочь. Тем не менее будь мил с ее родственниками: Университет Мичигана готов с цифрами на руках доказать, что мужчины, установившие нормальные отношения с родителями супруги на начальной стадии брака, с меньшей вероятностью оказываются в разводе 15 лет спустя. Обычно женщины смешивают жизнь до замужества и после: ее родители так или иначе проявятся в вашем браке. Обрати это себе на пользу.

Твой ход: Изучи таланты тестя с тещей. Ее папа - прирожденный шашлычник? Мама собаку съела на уплате налогов? Пользуйся их советами и помощью в этих областях. Так они останутся довольны тем, что участвуют в жизни вашей семьи, и заодно не сунут носы в темы, которые им не предлагали.

4-й месяц: поскандаль

Правило №1: и не надейся, что в вашей семье все будет по-твоему. Правило №2: терпеть и молча копить обиды - подтачивать фундамент семьи, все равно ведь не вытерпишь. Высказывай недовольство (если оно есть), будь готов к конфликту. Пары, избегающие конфликтов, распадаются на 40% чаще, чем те, кто готов пережить столкновение.

Твой ход: Избегай «ты-высказываний» («ты должна! «ты не права!», «ты дура набитая и позолоченная!»), которые с порога делают ее виноватой. Для формулировки претензий лучше подойдет приглашение обсудить разногласия в формате «я-высказывания» («я был расстроен...», «мне кажется, так поступать не следует...») и т. д.

6-й месяц: подогревай отношения

Ты не маленький и знаешь, что костер страсти сам не будет гореть вечно: в него надо подбрасывать дровишки. Наш журнал напечатал уже тысячи советов, как это делать. Перечитай их все, а для этой заметки мы выбрали два наших любимых.

Твой ход: 1. Британские ученые (о, вот и они) подсчитали, что для сохранения ровных, дружеских и комфортных отношений с женой ты должен не менее 22 раз в месяц «хорошо провести с ней время» (ХХ раз заняться сексом, ХХ раз сходить в ресторан, XX раз потрепаться по душам - определи сам). 2. Даже маленькие знаки внимания имеют огромное значение. Если ты хочешь набрать 36 баллов, не дари ей 36 роз. Подари ей 36 раз по одной розе.

1-й год: запланируй детей

«Мужчины в большей степени, чем женщины, склонны откладывать рождение детей до момента, когда будут уверены, что способны содержать семью», - рассказывает Сюзан Гейтлер, практикующий психолог. Но бесконечно затягивать все равно не выйдет.

Твой ход: Напишите на листе бумаги плюсы (любовь!) и минусы (хаос!) этих маленьких людей. Если плюсов наберется больше, переходите ко второму этапу. На другой лист выпишите долгосрочные цели (ремонт, ипотека, стать рок-звездой). Посмотрите, куда можно уместить детей так, чтобы все остальные планы не полетели к черту. Иначе вы только будете винить друг друга и несчастных отпрысков в загубленной жизни.

Обустрой гнездо

У вас новая - съемная или своя - квартира? Планируя ремонт и обустройство, помни о двух вещах:

  1. Убежище
    Некоторые чувствуют себя хорошо в просторных помещениях с минимумом перегородок, другим нравится разбивать жилплощадь на небольшие уютные зоны. В любом случае проследи, чтобы в квартире было хоть какое-нибудь изолированное пространство, где один из вас при желании сможет побыть один.
  2. Маркеры присутствия
    Выставленная на видном месте коллекция машинок есть символ того, что ты имеешь в вашем общем жилище определенные права, которые никто не оспаривает. То же относится и к ее собранию облезлых плюшевых животных. В вашем общем доме должно присутствовать и то и другое, а где именно - можно договориться. Пусть, например, она оформит спальню, а ты займись гостиной.

Женщина без мужчины все равно,

что скотина без хозяина

(Поговорка юкагиров)

Климатические условия жизни коренных народов севера Сибири и Дальнего Востока

мало чем отличаются от условий ледникового периода. Поэтому семейный быт этих народов

является прекрасной иллюстрацией одного из базовых типов организации воспроизводства

человеческого рода.

Школа выживания. У коренных народов Сибири сложилось твердое убеждение в

непреложной ценности семейной жизни, статуса семейного человека. “Человек без корней

подобен пню”, – говорят якуты о холостяке, относясь к нему с презрением и насмешкой. На

холостяка смотрят как на бродягу, бездельника, праздно шатающегося от стойбища к стой-

бищу. Семейный человек считается человеком большого племени, большой родни, уважае-

мым основателем и продолжателем рода. Лишь после женитьбы взрослый человек выступа-

ет как лицо самостоятельное.

В суровых условиях Севера в супруге видели товарища по борьбе за выживание.

Мужчину и женщину объединяла жесткая необходимость вести хозяйство. Исследователь

культуры народов Севера В.Г. Богораз-Тан писал, что чукча женится, прежде всего, для то-

го, чтобы было кому починить его одежду и т.д. Женщина же никого и ничего не выбирает:

она не имеет права на хозяйство, землю, имущество, на независимую жизнь. У юкагиров

нимэрэл (жениться) дословно означает “приобрести чум”, нимэтэл (женить) – дословно

“снабдить чумом”, то есть оленями, нартами, утварью.

Женщина, став женой и хозяйкой дома, повышала социальный статус и приобретала

определенную свободу. Поэтому умерших мужей, даже жестоких и суровых, жены оплаки-

вали искренне. Осиротевшая дочь или бездетная вдова скитались от одного опекуна к дру-

гому, жили у кого-нибудь как работницы.

Самое дружеское якутское пожелание звучало так: “Пусть люди твои расплодятся,

пусть скот твой размножится”. Большая семья была не только благом, но и оправданием

жизни на земле. Якуты говорили: ”От заброшенного жилья остаются пни, от недавнего жи-

лища – заветная память, от печки – горячие угли”. Каждый человек должен иметь наследни-

ка, продолжателя рода. Отсутствие детей воспринималось как большое несчастье.

У чукчей и эскимосов бытовало поверье: на том свете бессмертная старуха спраши-

вает человека, были ли у него дети или нет. Если были, – старуха поселяет его в хорошей

яранге, и он живет там со всеми родичами, умершими раньше его. Если же выясняется, что у

человека не было детей, старуха топит его в бездонном озере.

“Товарищество по жене”. До начала ХХ века среди ительменов, эвенков, чукчей,

юкагиров, камчадалов, коряков, эскимосов и алеутов сохранялись пережитки группового

брака. Это было связано с кочевками, разобщенностью племен, отдаленных друг от друга.

Родители и родственники стремились обеспечить свое потомство женами, старались, чтобы

у домашнего очага сходились люди не чужие по крови, а общего происхождения. Поэтому

широкое распространение получил кузенный брак.

С обособлением частных хозяйств групповой брак перерождался в “товарищество по

жене”. Каждый “товарищ по жене” берет себе жену другого, живет с ней несколько месяцев

и затем возвращает ее мужу. Так мужчины закрепляли свою дружбу.

Были распространены также полиандрия, сорорат и левират. По обычаю левирата

младшие заботились о женах старших даже тогда, когда они отправлялись на охоту или во-

обще в какую-нибудь поездку. Сорорат позволял вдовцу получить без затрат жену и мать

для детей, привязанную к ним в силу родственных чувств.

Полигамия объясняется хозяйственно-бытовыми нуждами, тем, что дети ценились

как помощники. Так, эскимосская семья просто не могла существовать, если хозяйка стано-

вилась старой и больной. (А при широком возрастном несоответствии жена нередко была

значительно старше мужа). Причинами многоженства могли стать: а) бездетность первой

жены, б) желание иметь сыновей, в) большое стадо оленей, которое требовало несколько хо-

Число жен зависело от материального положения мужчины. Корякам разрешалось

иметь столько жен, сколько их мог содержать мужчина. Но мужчина был обязан получить

на это согласие первой жены. Богатые якуты распределяли между своими женами скот, ко-

торый держали в разных местах: жены усерднее управляют имуществом, чем посторонние

наемные лица.

Брачная стратегия. Дети очень рано приобщались к труду. Приученные с малых лет

к самостоятельности, серьезности и строгой дисциплине, они достигали возраста жениха и

невесты соответственно в 12–13 лет и 10–11 лет. Выдавали дочь замуж или женили сына,

учитывая не только физическую зрелость, но и, прежде всего, социальную, например, само-

стоятельность в принятии решений. Девочкам достаточно было уметь шить, варить, ставить

юрту. Мальчикам – охотиться, ловить рыбу, управлять стадом.

Для девушки оптимальным брачным возрастом считался возраст 14–15 лет, для

юноши – 15–16 лет. Женить старались помоложе, пока половой инстинкт заглушает в парне

все остальные соображения, пока воля послабей, чтобы не женился по собственному жела-

нию, не выбрал неугодной невесты.

Была распространена такая форма сверхранних браков, когда родители по сговору

женили малолетних детей. Уговор приводился по достижении детьми брачного возраста.

Ранние браки определялись острой необходимостью получить работницу (в таком

случае мальчику сватали взрослую девушку), корыстными соображениями (бедные родите-

ли соглашались выдать девочку за взрослого человека, чтобы получить хороший калым).

Калым был условием заключения брака. Плата за жену компенсировала отчуждение

рабочей силы и приданого. Брачная сделка сделка заключалась не между отдельными лица-

ми, а между сообществами.

В знак решения жениться юкагиры перед чумом родителей невесты привязывали од-

ного-двух отборных оленей. Калым рассматривался как благодарность семьи жениха роди-

телям невесты за то, что они вырастили девушку и согласились отдать ее в жены, поскольку

на женском труде держались дом и хозяйство. Брачный подарок со стороны жениха прида-

вал ценность девушке как личности и как жене.

Обычай платить калым развивал поэтапную процедуру сватовства, давал мужчине с

материальным достатком возможность проявлять разборчивость в выборе жены, учитывать

не только ее хозяйственные навыки, но и красоту, характер.

Значительная часть калыма возвращалась обратно в виде приданого, выделяемого

молодой семье для обзаведения хозяйством. Иногда бедным помогали выплатить калым его

богатые сородичи, закабаляя его как будущего работника. Калым заменялся отработкой в

доме тестя. У оленных чукчей отработка возмещала отцу ущерб от ухода дочери и части

стада, которая носила ее личное тавро. Калым заменялся иногда “усыновлением” зятя (чук-

чи и эвенки, когда не было в семье сыновей, брали в дом будущего зятя в качестве постоян-

ного жильца, он показывал рвение в работе, что еще крепче привязывало его к семье невес-

ты). Бедный эскимос, поселявшийся в стойбище жены, освобождался от калыма.

У эвенков после заключения брака жених переселялся в чум тестя на срок от 1 до 3

месяцев. Молодой муж старался заслужить расположение жены и ее родителей умением

охотиться (поскольку удачливый охотник пользовался всеобщим уважением), ловить рыбу,

пасти оленей. Только после этого он получал право забирать жену к себе в дом или оста-

ваться в доме невесты.

До конца ХIХ века существовал обычай обмена женщинами, когда двое мужчин из

разных родов, чтобы не платить калым, обменивались сестрами или дочерьми. Обмен жен-

щинами у эвенков происходил и при заключении мира враждующими сторонами. У юкаги-

ров в конце ХIХ века случался обмен женщинами между двумя семьями.

Семейный микроклимат. Внутрисемейные отношения строились на принципах

строгой субординации: младшие подчинялись старшим, а непререкаемым авторитетом был

глава семейства – отец.

Отношение родителей к детям было двойственным: любовь к детям и забота о них

уживались с безразличием к ним. Из-за высокой детской смертности в глазах родителей

жизнь отдельного ребенка была довольно зыбкой ценностью. Рождение ребенка зачастую не

отмечалось, не было ритуализовано.

От детей, наоборот, требовалось хорошо кормить и содержать старших, выполнять за

сле смерти и приносить поминальные жертвы. Старший сын с детства воспитывался в убеж-

дении, что он надежда, кормилец, опора семьи. На него рано ложилась тяжелая домашняя

работа. Если в доме не хватало мужчин, он оставался работать дома Он должен растить

младших братьев и сестер. Помощь старшего брата воспринималась как само собой разу-

меющееся.

У юкагиров строго соблюдались принципы целомудрия. По обычаю избегания раз-

нополые члены одного семейства – зять и теща, сноха и свекор, родные и двоюродные и да-

же троюродные братья и сестры – не должны разговаривать между собой без особенной ну-

жды. В случае необходимости обращались в третьем лице и не смотрели друг на друга.

У коренных народов Севера архаические формы семейной жизни сегодня практиче-

ски изжиты. Но велика доля семей, состоящих только из матери и детей. Вместе с тем боль-

шое количество мужчин не состоят в браке. Растет число внебрачных детей.

Низкие показатели брачности у мужчин-оленеводов являются следствием плохой ор-

ганизации оленеводческого хозяйства и тяжелых условий жизни на пастбищах: с одной сто-

роны, структура производства не предусматривает участие в нем женщин, с другой – усло-

вия труда и быта таковы, что не привлекают молодых женщин. В последнее время у народов

Севера стало чрезвычайно распространенным сожительство. При подобном союзе семья

юридически существует только с одним родителем, а потому статистика фиксирует рост

числа детей, рожденных вне брака.

За полвека коренные народы Северной Азии в организации своей семейной жизни

прошли путь, на который цивилизованным народам понадобились многие тысячелетия.

Скорость эволюции семейных отношений настолько высока, что современный семейный

быт этих народов, возможно, показывает картину нашего недалекого и далекого будущего.