Сценарий праздника «купальские перевертыши. Сценарий праздника на тему «Ивана Купала

Иван купала.

Пока собирается народ звучит веселая музыка народного характера.

Оформление: на сцене задник солнце с цветами, название праздника, по бокам сцены большие купаленки из травы на жердях, впереди около сцены вкопаны круги обвернутые соломой. На площадке костер, атрибуты для конкурсов (бревно для распиловки, бревно тащить, заборы для прыжков, береза для завивания, палка для ведра) На столбе указатели с названиями трактира, аптеки, фотоателье, тира. В лесу спрятам цветок папоротника.
По краям площадки вкопаны названия на длинных жердях и расположены столы для ярмарки.

Действующие лица:
Нептун, наложница, арабчонок с опахалом, Агрофена-купальница, Кикимора, Леший.

Начало праздника.

Вед.: Добрый вечер, гости званные и желанные.
Сегодня у нас праздник красивый
Сегодня у нас праздник старинный
И называется он как?…. Правильно Иван купала

Вед.: Подходите погулять да Купала повстречать!
Собирайся народ в наш купальский хоровод.
Хорошо сегодня братцы, всем нам вместе сил набраться
Погулять да посмеяться! Больно вечер уж хорош!

(выходит “Ивушка”)

На празднике нашем железный закон
Угрюмым и грустным здесь вход воспрещен!
Людям добрым- наше почтенье
Нынче праздничек у нас! Песни, игры, разны пляс!

Песня «Девицы траву щипали»

Вед.: . По древнему поверью праздник Иван Купала олицетворяет рассвет сил природы, он заполнен обрядами связанными с водой, огнем и травами.
И сегодня мы с вами будем плести венки, гадать на судьбу, петь купальские песни, водить хороводы, в игры играть да через костер прыгать.
И так мы отправляемся в магическую купальскую ночь…
Песня «Ивана Купала» на мотив «коляда»
Собяниа А. Рыбачк.В. Курамшина Н. Ломтева А.
Вед.: Сегодня все условия для вас. Нынче вечером как раз –
шашлыки, песок и речка. Сказка новая у нас….
Между небом и землей, по среди страны одной
Где-то там в морской пучине, Нептуна взяла кручина
Скучно там, на дне морском!
Решил по миру погулять
Чтобы косточки размять
Вздумал в Мылву к нам прибыть
Посмотреть обряды, быт.
И сидит сейчас в палатке этой сказки государь
И наложница принем –Нептунова секретарь
-Ну где ты, Нептун, царь озер и морей
Из палатки своей выходи поскорей
Здесь собрался веселый и дружный народ
Эту встречу с тобой с нетерпением ждет

\под бой барабанов выходит нептун с наложницей и все остальные\

наложница: Ваше величество, чего ваша душа изволит? Может отдохнуть с дороги иль семочки свежей отведать?
Неп: Да в здешнем болоте поди только лягушки остались!
нал: А лягушки чем тебе не хороши. Французы вон едят, аж за ушами трещит
Неп: Так то французкие лягушки. Нет, и чего я в эту глушь забрался! Где русская экзотика, где Маньупунеры? Где деревеские развлечения – банька, катанье с горки, лыжи… А ну нянька, быстро местных сюда. Сейчас я все сам организую!
Неп \обращаясь к народу\ : Здорово орлы! Здравствуйте красавицы! \увидел Агрофену и обращается к ней\ Здравствуй красавица!
Агр: Чего изволите?
Неп: Что у вас в отпуску делать полагается? Всего хочется! В баньку бы по черному, с гор покататься, … в снегу поваляться
Агр: Ты малость ошибся, батюшка!Летом у нас загорают, купаются, грибы. Ягоды собирают, сено косят, рыбачат, грибы солят. А банька у нас только по субботам. Отдыхают по восресньям. Ну еще на дискотеку можно сходить.
Неп: Фу, скучно то как! Рыбалка мне дома надоела, загорать я давно бросил, солярий у меня.Сено косить – не царское это дело. А дискотеку я сам могу устроить….Во глупость сделал, в глухомань такую забрался, где даже с дороги умыться нельзя, может в озеро окунуться?
Агр: А вот в озеро сегодня соваться не советую, не безопасно это. Нынче у нас Иван купала, нечиста сила в разгуле! Может всякое наколдовать, набедокурить, а то и вообще под воду утащить.
Неп: Цыц, старая! С царем спорить удумала!Нечистью меня пугать? Подать воду мне!
\выносят таз, умывается, низко накланив голову, одевает рога, выпрямляется\
Неп: Ах как хорошо! И вы бы искупнулись, жарища то какая стоит!
\наложница испуганно ойкает, Агрофена смеется\
Неп: Вы что смеетесь? Над царем смеяться?Охолонитесь-ка!…Ну а как у вас на счет девушек приятной внешности. Я бы познакомился!
Агр: Да кому ты такой красивый нужон-то, с рогами! Глянь в зеркало –то!\подает зеркало\
Неп: Ах, что же это такое, Ой-ой-ой! Это наверно какая то инфекция. Может грипп.
Агр: Какой грипп?
Неп: Какой, какой- козлячий! Есть же свиной, птичий грипп, а это верно козлячий!
Агр: Нет господин хороший. Это не инфекция
Неп: А что тогда?
Агр: Мы же тебя предупреждали. Так нет ведь \передразнивая\ С Царем не спорят!
нал: Не иначе колдоство какое-то. Я его за версту чую.
Мат: Колдоство и есть!
Неп: О горе мне горе!
Агр: Ну-ка пусть ундины тебе споют, авось развеселят. А я пока водичку наговорю –умоешься…
Неп: Вот этого мне не надо, умылся уже. Ну а песни слушать я люблю!

Музыкальный номер

Неп: \смотрит в зеркало\ Не помогло! Не помогло, что же делать? Как же я домой вернусь. Как перед наром явлюсь в таком виде?
Агр: Не знаем господин, гость ты наш разлюбезный. А чего тебе величество, переживать – то? Ты персонаж сказочный, лишний элемент тебя не испортит, на сатира даже похож.
Неп: Ты с кем меня сравниваешь, с этим козлоногим?
Агр: А что, он-козлоногий, ты-козлорогий!
Неп: Попрошу без оскорблений!!!
Агр: Ну ладно, успокойся, сейчас будем принимать радикальные меры!
Неп: Это что- спилить что ли? Не дам, пеньки потом останутся
Агр: Так, давай я пока народное средство поищу, может травку там каку приложить, грибок скушать. А ты посиди пока, наши артисты тебя поразвлекают!

Музыкальный номер

\выходит леший\

Леший: Понаехали тут всякие, покоя от вас нет!Мало меня людишки донимают –шныряют всю ночь, папоротник ищут, музыка на всю бренчит, бутылки в кусты летят, так нет этого мало, тут еще царь какой-то пожаловал. Своих хватает царей-то, ни чуть не хуже районом управляют. Ну и чего надо вам?
Неп: А ты кто такой, чтоб я перед тобой отчитывался? Царь я морской, нептуном кличут.Приехал отдыхать к вам, а тут понимаешь…праздник у вас. Нечисть ходит бродит вокруг. Вот толи козий грипп подхватил, толи колдоство местное
Леший: Однако ено, знакомая работа. Тут без травок всяких не обойдешься. Ведь сегодня особенная ночь. Сегодня не только нечисть гуляет, но и травы разные силу набирают. Большую силу травы в эту ночь имеют, не только от напасти разной излечивают, но и присушивают, привораживают, любовь вечную хранят. Именно сегодня знахарки да колдуны травки разные собирают. Уж они то лучшие купальские аптекари. А вы гости дорогие, знаете ли что-нибудь про травки, снадобья? Сейчас узнаем
1.Какая трава, если ей владеть и носить на теле, наводит страх на всех отдыхающих:
Трава архилин, плакун трава или лютик
2.какую траву нужно носить в кармане, чтобы быть отличным охотником и стрелком?-земляника
3.А знаете ли вы какую траву надо иметь при себе. Чтобы быть счастливым всю жизнь?
Петров крест, медвежье ушко или перелет –траву.
4.В купальскую ночь ведьмы становятся более опасными. Какую траву кладут на порог и подоконник, чтобы защитить себя от их напастей? \крапива\
5 А какое растение цветет только на ивана купала и исполняет все желания, того, кто сорвет его? Правильно папоротник.
Неп: Во-о-о! Мне этот цветок надо, как там его называют вы сказали?
Леш: Ладно принесу я тебе папоротник. Ну а стоить тебе это будет..\шепчет на ухо нептуну\
Неп: Ничего себе аппетиты, да я за такую сумму себе пластическую операцию в Швейцарии сделаю!
Леш: А ты сначала доберись до этой Швейцарии, кто ж тебя такого красавца на таможне пропустит? А бесплатно могу только предложить крапиву да чертополох, или вон на ромашке погадай, авось поможет
Агр: На Ивана на Купала на ромашке я гадала
Милый любит или нет, ты ромашка дай ответ.

Музыкальный номер

Неп: А нет ли у вас знахарки какой- нибудь.
Агр: Есть, батюшка есть. Только не боязно ль тебе будет?
Агр: Тащи свою старуху!
\Выходит кикимора\
Киким: Ой, ктой-то у нас такой красивый. Ой рожечки то какие. И от кудова к нам такого дяденьку занесло?
\Нептун пытается что-то сказать\
Агр: Молчи, молчи, а то хуже будет!
Киким: Ну хуже не будет, а даром я колдовскую силу не отдам!
Нянька: И чего тебе старая надо?
Киким: Я не старая, Я в полном рассвете сил.И мне для полного счастья нужен муж! Сон мне приснился недавно…как буд-то жениха я видела, рогатенького. А ты ничего, вполне сойдешь!
нал: Окстись бабка! Да за нептуна любая пойдет с радостью!
Кик: Ну не хотите, как хотите \собирается уходить\
нал: Постой, бабушка
Кик: Не тратьте время даром! Я такими ухажорами забор горожу Поняли… Ладно, уговорили \колдует, делает различные пасы руками\
Колдуй баба, колдуй дед Рога были. Вот и нет
Заклинаю вас пока – отвалитеся рога!
Неп: По моему она не умеет колдовать! А ну пошла отсюда, нечисть
Кик: Ого-го, потише, сама уйду! \уходит\
Неп: Что делать будем? Еще раз вопрошаю, нельзя мне в таком виде…царь я никак, а не козел.
Агр: Можно по утренней росе покататься может поможет, или попробовать через костер попрыгать, ну незнаю еще как. А вот я вспомнила одно средство действенное, старинное-надо чтобы красна девка тебя поцеловала. Да не просто так, а любя.
\нептун подходит к Агрофене и хочет поцеловать, Агрофена уворачивается\
Агр: Нет уж, дудки! Больно мне охото рогатого целовать…
нал: А вот и зря! По секрету скажу, что если красна девка поцелует нептуна, то к ней весь год парни липнуть будут, проверенное средство.

\конкурс с поцелуем\
Мелкие призы.

Агр: ну девицы холостые, не замужние,занимайте очередь нептуна целовать! Кто желает одним поцелуем всех парней к себе приворожить?
\если вышли: Встаньте с нептуном спиной к друг другу, на счет 3 вы должны повернуть голову в любую сторону, какую пожелаете. Если повернетесь в одну сторону –значит целуетесь. Если в разные, значит извини- не судьба\
\целуются, нептун трогает рога\

Неп: Ну вот, не помогают ваши поцелуи. Девки видать не со страстью целовались. За поцелуй, отблагодари девиц – красавиц, да пусть ступают с богом. Эх жизнь моя жестянка, да ну ее в болото!
\если не вышли\
Агр: Ну раз нет желающих, тогда я счастья попытаю. Не век же мне одной куковать! Иди нептун, целоваться будем! \целуются, нептун трогает рога\
Неп: Ну вот, не помогают ваши поцелуи. Агрофена видать не со страстью целовалась. Эх жизнь моя жестянка, да ну ее в болото!
нал: Ну что пригорюнился? Не знаю как тебя и развеселить-то, разве лишь песней веселой.

Музыкальный номер

нал: Ну что, полегчало?
Неп: Вроде немного полегче. А с рогами то че делать будем?
Агр: Народ честной, люди добрые, помогите Нептуну от рогов избавиться. Не век же ему рогатым ходить. Может кто знает средство какое народное, предлагайте, мы все испробуем
\если никто не предложит самим крикнуть про воду\
нал: И то правда, водой то мы не пробовали, как у вас там говорится «клин клином вышибают»
1 \конкурс с бутылками\
Музыкальное сопроождение
4 мужчины-участника, 4 ведра воды, 4 кружки, четыре пл. бутылки, текст, 4 чупа-чупса\
4 приза:
Агр: Добры молодцы, Нептуну вода нужна, принесите пожалуйста водицы речной, те кто по сильней да побыстрей. \мужики несут воду 4 ведра, остаются на конкурс: 4 ведра воды, 4 кружки, четыре пл. бутылки, текст\
нал: Ой спасибо касатики. Не уходите пока, я вас отблагадарю \дает по чуп\ Вот вам за воду удовольствие на всю ночь. \оставляет их на конкурс\
Агр: Озерная вода- это конечно хорошо. Но вот чтоб она нептуна излечила, надобно обряд провести. Сначала эту воду нужно заговорить, но только тем, кто ее принес. Так что вот вам, добры молодцы, заговоры, встаньте каждый около своего ведра и громко читайте, а как прочитаете три раза дуньте на воду. \каждый читает или все вместе один заговор\
Агр: Ну а теперь самое простое. Надо этой водой наполнить вот эти бутылки. Только вот одно условие, бутылки наполнять нужно особым способом: засуньте бутылку наполовину в штаны и кружкой наливайте, кто быстрее наполнит бутылку, та вода и самой сильной будет, и тогда нептун вас подарками одарит. \выполняют, наложница пока уходит за яблоком\
Агр: ну время вышло, давайте посмотрим у кого полнее бутылка.\достают\ видать сильно заговорили, бутылки и те разъело. И как такую воду ему на голову лить, так он у нас не только без рогов, а вообще лысый останется.
Вон там такой сильный мужичек стоит в \назвать в чем одет\ .Милый, пожалуйста. Сбегай, принеси еще водички, мы ее сами заговорить попробуем. \если не пошел, попросить даму\ Ой давайте лучше вон эту даму попросим, все таки женская рука-вода легка \принес – остался\
\несет воды, выливаем в таз, Агрофена как будто что-то шепчет над тазом. В это время выбегает наложница с яблоком\
2\конкурс с яблоком
таз с водой, желающие участники
1 приз
нал: Слышь Агрофена, я тут вычитала про яблоко молодильное, может оно поможет? \роняет его в таз\
Агр: Ну вот, как доставать будем. Руками то воду трогать нельзя, я ее только наговорила. Тронешь, заговор сойдет. (Обращаесь к тому кто принес воды) Попробуй достань это яблоко без рук, если яблоко достанешь – у нептуна на подарок обменяешь.
\кто достал-передает яблоко нептуну, получает приз\
Неп: \ест яблоко, трогает рога\ И это не помогает! Ну что с ними делать будешь!
Агрофена берет веник: Да давай я тебя просто водой с веничка побрызгаю
\брызгает, нептун уворачивается и в это время снимает рога\
Неп: Ой, помогла водичка то, отпали рога.
Агр: Ура, какой теперь ты у нас ты красавец стал, теперь можно и свадебку сыграть, я не прочь за границей жить. Ох и медовый месяц я тебе устрою!
Неп: Какая свадьба, какой медовый месяц, деревня! Нет уж, сыт я по горло вашими играми да забавами. \к наложнице\ собирай вещи, пакуй чемоданы, отчаливаем.
нал: Ой, счастье то какое, поехали скорей от греха подальше \Нептун уходят\
Агр: Эх опять рыбка сорвалась! Эх бабы, бабы, мне бы замуж кабы, да где ж мужичка хорошего найти?

Музыкальный номер

3 конкурс венков

Музыкальное сопровождение на показ венков

3 приза за венки- 1 место
2место
3 место
Вед.: Ну проводили Нептуна, что русскому хорошо, морскому царю не годиться. А мы праздник продолжаем. Иван купала –самый красивый лета, праздник любви. И один из прекраснейших его обрядов это гадание на венках. Пустит девушка венок на воду и ждет, куда понесет его течение.
Вед.: Если унесет венок далеко, значит не скоро милый замуж позовет. Коли потонет, не бывать любви, не идет девка замуж. Ну а к берегу прибьет, скоро сватов в гости жди.
Вед.: А бывает пускает девица два венка, за себя да за парня своего и загадывает « Если сойдутся в воде рядом – значит вместе быть».
Вед.: Но прежде чем воду венки пускать, приглашаем тех кто венок себе сплел, к нам. Посмотрим чей венок самый красивый
\ выходят, под музыку делают кружок по сцене, показывая венки, призы за венки\
4 конкурс « Свяжи веничек» 3-4 участницы
\в ведрах или корзинах травы разные, веточки, веревочки\
Вед.: А сейчас приглашаем молодых девушек, да незамужних. Венки то вы плести умеете, а умеете ли веники вязать?….Вот вам ветки да травы всякие, свяжите каждый себе по венечку. Как говорят мужики, все девчата хороши, но откуда берутся плохие жены? Вот сейчас мы и узнаем, травы нам всю правду скажут: которая девка-мастерица, которая лиха не боится, которая мужа будет любить, а которая горшки колотить. Пока наши девицы веничек вяжут, мы вас песней позабавим.

Музыкальный номер

Вед.: Ну вот наши венички готовы. Сейчас мы узнаем все о наших красавицах \берет веник\
1. Вот веничек гладенький аккуратный. У это девицы характер приятный
2. А вот веничек без больших затей, эта девушка любит детей
3. вот здесь характер по цветам видать, веселая заводная. Любит плясать
4. А вот здесь есть веточка колючая, эта девушка в жизни везучая
5. А вот на этом веничке, узелочек гладок-эта красавица любит порядок
6. А в этом веничке все сплелось, и ромашка и медуница- ох парни, берегитесь!
7. Этот веничек сплетен от души, легко, чья девушка будет, считай парню повезло
8. эта любит веточки крутить, мужа до смерти будет любить
9. Этот веничек очень красивый –кто на ней женится будет счастливый!
Вот мы и вызнали характер ваш, а теперь на судьбу погадаем. Бери свой веничек да кидай за спину, на какого парня комелек упадет, веди его к нам поближе.
\ведут тех на кого упал веничек\
5«игра 12 палочек» – \бревно, доска, палочки\
можно музыку пока собирают
2 приза победившей паре
Вед.: Вот и определились у нас пары возлюбленные. А сейчас мы узнаем какая пара первой пожениться. Поиграем в игру 12 палочек. Думаете в нее только детишки забавляются? А вот нет! Во всех деревнях играли в нее женихи да невесты. Пока ведущий палочки собирал, пары по углам прятались, да поцеловаться успевали, пока никто не видит. Вот и мы позабавимся. Ведущий разобьет палочки, а вы скорее собирать. Чья пара больше палочек соберет, значит та пара первая и пожениться. Да и жить им всю жизнь-благодать, добра наживать! Но чтоб вы не разлучались, пока палочки собираете, ваши руки мы соединим вот этими платочками. И так пары связаны, игра начинается. Приготовились, раз, два, три, лови!
Вед.: Молодцы, получайте приз! Он ваш по праву. А для всех в подарок звучит

Музыкальный номер

6 хоровод игра «плечо к плечу»
Музыкальное сопровождение

Вед.: Ну а теперь народ честной,
Скуку прогони долой
Выходи скорее в круг
Парни пусть ведут подруг!
Приглашаем на веселую забаву
Тех, кто выбрал себе пару!
Молодежь и те кто постарше, выбирайте себе пару и подходите к нам в круг.
\Все желающие пары выходят и встают в два круга\

А сейчас пары образуют два круга –парни снаружи, а девушки внутренний круг. Под музыку парни идут по кругу в одну сторону, а дамы в противоположную. Как только музыка остановиться, вам нужно будет найти свою пару и выполнить задание ведущего. Все понятно? И так попробуем
\играет веселая музыка, останавливается,выполняют задание, затем музыка вкл. вновь и так несколько раз\

Встаньте спина к спине ухо к плечу
Встаньте Плечо к плечу колено к ладони
Нос к носу Ладошка к ладошке
Затылок к затылку скрестить ноги
Ступня к ступне поцелуй

7 сразу пока не разошлись «третий лишний»
\березовый веник\
Музыкальное сопровождение

Вед.: А сейчас мы будем продолжать танцевать, но только теперь уже парами. Другие пары могут к нам присоединиться. И так все встают по кругу парами и танцую пока звучит музыка. А в центре так называемый «третий лишний» будет танцевать с веником. Как только музыка останавливается, всем нужно быстро поменять партнера по танцу, в том числе и тому кто с веником. Кто остался без пары. тот продолжает танцевать с веником..
Музыка вкл

8.танец «барыня»
Музыкальное сопровождение

Вед.: А сейчас перед вами такая задача, разбейтесь на круги так, чтобы в каждом кругу было по две пары. И так все готовы, теперь соберитесь с мыслями и запоминайте движения пляски \4притопа правой ногой, 4 левой, восемь шагов по кругу, потом скрестились руками и четыре шага в одну сторону вокруг себя, 4 в другую, теперь сделали воротики и проходит одна пара, затем другая и опять первая пара, затем другая и опять встали в общий круг. А теперь все это под музыку. И приготовились.

Муз вкл проходит пляска

Музыкальный номер

9 разбей горшок 3-4 участника
\палка и платок, ведро на вкопанной палке\
Музыкальное сопровождение
4 приза участникам кто постучал по ведру
1 приз нашедшему папоротник

Вед.: Пока мы тут с вами забавлялись. Забыли о главной тайне купальской ночи.Сегодня расцветает цветок папоротника всего на многновение. Сверкнет счастливцу златоогненным цветом и даст милу тому, кто сорвет его. Желающие попытать свое счастье могут отправляться поискать посмотрите может где-то рядом зацвел заветный цветочек, желаем удачи в поисках. А мы продолжаем наше веселье.Приглашаем желающих на молодецкую забаву « разгони нечисту силу».Выходите добры молодцы, покажите свою удаль молодецкую!
Участнику дают в руки палку, завязывают глаза и разкручивают вокруг себя. Направляют в сторону ведра. Участник идет и старается палкой ударить по ведру, кто ударил-приз

10 Распиловка бревна.

\бревно на козлах, 4 пилы, 4 пары участников\
Музыкальное сопровождение пока пилят

Вед.: У кого еще силы остались приглашаем желающих дров на костер напилить. Да не современными пилами, а простым дедовским спопобом -пилой, как называют ее в народе, «дружба два». У нас 4 пилы, значит поучаствовать могут всего 4 пары. Торопитесь, а то вам не достанется
\музыка вкл, распиливание бревна\

11 потягушечки.
Музыкальное сопровождение
\тянуть бревно за канат, палку для очерчивания рез-та\
Вед.: Эх летние деньки, да ночи коротки! На купальскую ночь парни забавлялись, перед девками красовались. По росе катались, силушки набирались, да в забавах разных силу показывали. Вот и у нас забава не детская, а молодецкая! Посмотрите какое у нас бревнышко приготовлено! Кто желает силушку свою показать, сдвинуть это бревно с места. А кто не только с места сдвинет, да еще и протащит за 1 минуту дальше всех, тому приз! Выходите добры молодцы, богатыри Мылвинские да приезжие,покажите свою силушку.

12 потягушечки 2
\цепочка, положить палку для отметки\

Вед.: 1.Приглашаем сначала холостых парней п. Мылва холостый тр.печорска посоревноваться меж собой. Команда п.Мылва в одну сторону, и команда тр.печ. в другую. Устроим народные потягушечки- кто кого перетянет. Встаем около отметки в цепочку скрестив руки друг с другом. Те кто во главе цепочки цепляются руками и по сигналу начинаем потягушки.

2.А теперь приглашаем на наши потягушечки женатых мужичков. Также п.Мылва и гостей тр.печ.

3.А сейчас общие команды.Все холостые в одну сторону, женатые в другую. Узнаем у кого силушки больше у женатиков или холостяков.

Музыкальный номер

Зажжение костра.
\приготовить 5 палок с намотанной и пропитанной тряпкой
Иваны зажигают костер, если выйдет Иванов много. То 4 Ивана зажигают колеса около сцены. Если нет, зажигаем сами\

Вед.: Мы с вами и пели и плясали, силушкой мерялись. Подошел момент, которого все ждали. Пора уже перейти и к одному из главных обрядов сегодняшней ночи – к купальскому костру. Ведь не зря Иван купала называют праздником огней. Именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца.
Вед.: Есть одно поверье – в костре можно сжечь все невзгоды, горести и печали. Нужно взять любую щепку, наговорить на нее все, от чего избавиться хочешь, и бросить ее в костер. С ней все и сгорит.

Вед.: Право зажечь купальский костер мы предоставляем Иванам. Ну а для того чтоб наш костер лучше разгорелся давайте все вместе встанем в круг,и возьмемся за руки. Теперь подняли руки вверх, создадим тягу и со словами «Гори гори ясно чтобы не погасло» ссужаем круг. Затем опускаем руки и с теме же словами отходим назад.
\сделали 4 раза\
музыкальное сопровождение

Вед.: Как сильно разгорелся наш костер. А вот еще поверье. В центре костра стоит жердь, которую называют Кострома. Когда костер начинает прогорать, Кострома падает. На кого укажет Кострома, когда упадет, тот весь год счастливчиком будет.
Давайте сделаем шире круг, отойдем подальше а то того и гляди Кострома упадет.
Под музыку водим хоровод по кругу, пусть Кострома выберет счастливчика.
Музыка вкл.

Музыкальный номер

Пока прогорает костер игры и хороводы.

\Перед тем как можно прыгатьчерез костер\
игра поровозик\
Музыкальное сопровождение

Вед.: Как у наших у ворот, закружился хоровод
Вертится да кружиться, с кем же он подружится!
Предлагаем всем подружиться по две команды, в одной команде толь ко женская половина праздника, а в другой мужская половина. Разделились? Молодцы! А теперь сильная половина образовывает воротики, а девицы-красавицы паравозик. И под музыку поехал наш паравозик через ворота, а ворота то поднимаются, то опускаются по ниже.

\Прыжки через костер\
Музыкальное сопровождение

Вед.: Купальский костер-особенный. Вокруг него плясами, огнем тела и души очищали, через костер прыгали. Кто выше прыгнет, тот счастливым и здоровым будет. Пытали счастья и молодые пары. Прыгали через костер, взявшись за руки. Если руки не расцепятся, поживать им вместе в любви и радости.
У моря у воды купала
Играл ночью конь у Ивана
Искрой костер разжигал
Скачи-ка первым, конь
через велик огонь.
За тобой царь и царица
И красная девица
И миром и пиром,
и с добрыми людьми.
Теперь самое время через костер прыгать, очиститься от всех болезней да невзгод.П Все желающие встаем друг за другом и под музыку прыгаем через костер.
Музыка включается, идут змейкой, подходят к костру и прыгают по очереди

После того как все попрыгали проводим заплетание.

Заплетание косичек
Береза, ленты -2 набора по 1.5 метра
Музыкальное сопровождение
2 приза победившей паре
Вед.: Есть еще один красивый обряд. От праздника «Красной горки» до Петра и Павла березку славят, величают да украшают.Давайте и мы украсим нашу березку красивыми лентами, заплетем ей косы. Приглашаем две пары, кто умеет косички плести. Какая пара быстрее косичку заплетет, та и приз заберет. Приготовились парочки, обнялись, за ленточки взялись
Не стой не зевай, косу березке заплетай! \приз тому кто заплел первым\

Музыкальный номер

Заплетание косичек ногами
2 комплекта для заплетания
Музыкальное сопровождение
4 приза победившей команде
Вед.: Поупражнялись в плетение косичек, теперь каждая пара что участвовала, позовет себе на подмогу еще по 2 человека. Вам предстоит попробовать свои силы в заплетании косичек теперь уже ногами. Один держит, а остальные трое одевают резиночки на ноги и сначалом музыки начинают заплетать. Чья команда первой заплетет, та и приз заберет

Вед.: А еще в народе бытует, что березка в эти дни исполняет любые желания. Нужно только желание загадать да ленточку на веточку завязать. Да свое желание никому не рассказывать. Желающие подходите, ленточки вяжите.
\раздаем желающим ленточки\

Музыкальный номер

Конец праздника.
Вед.: На славу мы сегодня повеселились. На Ивана Купала даже вода силу набирает. Избавляет от всяких болезней и грехов разных. В эту ночь парни специально девчат грязью мазали а потом водой обливались, да в воду вместе прыгали. Купались, чтобы смыть с себя все неудачи и невзгоды вместе с грязью. А те кто купаться в реке не хотел, купался в утренней росе.Она такую же силу имеет. Собирали люди росу чистыми простынями, да в домах все углы кропили, чтоб избавиться от всякой нечестии. Так что люди добрые купайтесь, сил набирайтесь.
А мы вам желаем
Море радости развеселое,
И любви озера прозрачные,
Водоемы достатка бездонные,
Водопады денег неагарские,
Реки счастья вам бесконечные,
И ручьи веселья беспечные.
Отдыхайте, не скучайте
Целебную росу собирайте
Солнышка рассвет встречайте!
До новых встреч!

Включить диск с народными песнями

\игры пока прогорает костер\
Игры которые не успели провести проводим после прыжков через костер

Поцелуйный хоровод с венками
2 или 4 обруча обмотанные травой
Музыкальное сопровождение

Вед.: Какой большой и дружный у нас хоровод получился. Пока наш костер прогорает, самое время поцелуйные игры поиграть. По кругу в разные стороны мы пускаем под музыку –венок\обруч\. Нужно пропустить венок через себя сверху вниз и передать другому. У кого в руках остался обруч во время остановки музыки, целуются в центре круга. Игра продолжается дальше.

Поцелуйный хоровод с папоротником
2 веточки папоротника
Музыкальное сопровождение.

Вед.: Все встают друг за другом в хоровод, а в центре стоит девица красавица да молодец-удалец \завязать платок и одеть шляпу\ . Все вытягиваю в круг одну руку и идут под музыку по кругу.Водящий дотрагивается до вашей руки веточкой папоротника. На ком остановилась музыка, тот идет и целует девушку или парня в центре круга,
Поиграли до первой остановки
Вед.: Поцеловались, молодцы! -А сейчас пара в центре снимает головные уборы и одевает тем кто целовал, Ведущие отдают веточки тем, кого целовали и занимают место в общем хороводе. А вы с веточками опять под музыку идете по кругу.

Прыжки через забор \по 2 человека\
Вкопанные заборы
Музыкальное сопровождение.

5-6 призов
Вед.: Костер наш еще прогорает, прыгать через него ранова-то. Давайте пока потренируемся. Ноги разомнем. Кто через заборы прыгать умеет, подходите, не робейте. Перед вами 6 заборов, за последним забором приз лежит. Кто из вас первым прибежит, тот и приз заберет.

конкурс с обручами 2-3 пары
\6 стаканов или чашек с соком, 2 обруча обтянутые травой\
Музыкальное сопровождение
6 призов для победителей

Вед.: А кто сегодня внимательным был?
– Скажите какой цветок расцветает только сегодняшней ночью?За правильный ответ у нас приз полагается! Правильно, папоротник, выходи к нам кто ответил
.\выходит один участник\
– А кто ответит какой силой наделен этот цветок? Молодец, все про папоротник знает, выходи к нам за призом
.\выходит второй участник\
– Молодцы, вы все правильно ответили, только вот призы у нас так легко не достаются. Надобно бы потрудиться. Вот вам 2 купальских венка. Ваша задача крутить венок на талии и одновременно пить сок. Кто быстрее выпьет, тому и приз достанется
\ вкл веселая музыка,выполняют, победителю приз\

Кто еще желает свои силы в этом конкурсе попробовать?

Конкурс рыбаки.

Ласты, маска для купания. Участники по числу ласт
Музыкальное сопровождение
1 Приз победителю
Вед.: Среди гостей праздника есть рыбаки? Вот сейчас мы проверим:
1.Назовите какая рыба водиться в реке Печора?
\по ответам выбираем 2-3 участников, выдаем маски и ласты\
Вед.: Какая рыба в нашей реке водиться вы знаете, но мы сейчас проверим ловить то вы ее умеете! Пока звучит музыка вам предстоит наловить как можно больше рыбок. Рыбками будут все дамы нашего праздника.
\если 2 участника\ Вы ловите только блондинок, вы только брюнеток, под музыку ловите и вот сюда ведите.
\если три участника\ Вы ловите тех, у кого в одежде есть красный цвет. Вы тех, у кого зеленый, Ну а вам достался желтый цвет. под музыку ловите и вот сюда ведите.
Командная игра «Пирожки»
2 ведра, 2 лопаты, 2 команды по 5-6 человек
Музыкальное сопровождение
6 призов команде победителей
Вед.: Приглашаем 2 команды по 5-6 человек, которые умеют пирожки лепить.
Вот вам ваши орудия труда- ведро и лопата.один человек из команды с лопатой идет на берег озера. Остальные с ведром по очереди бегут к озеру, набирают в ведро мокрый песок, несут сюда и переворачивает ведро так, чтоб получился пирожок. У каждой команды должно быть 4-5 красивых. Ровных пирожков. Чья команда быстрее выполнит задание, та и победила.

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста.

Горобцова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель МКДОУ№2 п. Ульяновка Тосненского района Ленинградской области.
Описание работы: Сценарий летнего праздника для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Материал предназначен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начальных классов, вожатым.
Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к народному творчеству.
2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки и умения.
2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.
3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.
Образовательные:
1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала.
2. Познакомить детей с русскими народными песнями, танцами, играми.
3. Закрепить народные хороводные движения по кругу, «змейкой», «улиткой».
4. Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Оборудование : музыкальный центр, диски мр3, куски алой ткани (костры), стойки для эстафет, искусственные цветы, обручи, волшебный цветок с угощениями.
Предварительная работа:
- просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала;
-просмотр мульфильма «Цветок папоротника » (1979);
-разучивание хороводных движений, стихотворений, народных игр «Заря», «Водяной», «Ручеек»;
- изготовление венков из цветов (домашнее задание для родителей).
Оформление зала (участка) : цветы, зелень листвы, ветки березы, шары.
Ход мероприятия
Дети под народную музыку собираются в зале.
Ведущая (в венке): Здравствуйте, люди добрые!
Гости званые и желанные! (Кланяется.)
Сегодня мы с вами, ребята, отмечаем русский народный праздник – день Ивана Купала, который состоится 7 июля. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой (начинались купания). В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала.
Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.
А вот какими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси.
Дети : 1. Как собрал нас здесь праздник древности.
Праздник летний наш, почитаемый.
Будем петь, плясать,
Клад лесной искать.

2. По легенде той, что дошла до нас,
Есть в Иванов день необычный час.
Расцветает в ночь огненный цветок,
Но найти его там не всякий мог.
Вед. : Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода «На Ивана, на Купала»

ХОРОВОД «На Ивана Купала»
(«Волшебники двора»)

Вед. : Праздник Ивана Купала очень веселый. В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы)
А теперь поиграем в игру «Ручеек»
Игра «Ручеек» (водящий с веточкой березы, проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот у кого веточка -становится водящим)


Звучит пение птиц, ведущая рассматривает веточку березу, пытается увидеть птиц, которые поют, но находит письмо.
Вед.: Ребята, я поняла, почему щебетали птицы, они хотели нам подсказать. Посмотрите, что я нашла? Это письмо. Сейчас мы узнаем от кого оно (читает письмо)
Письмо от Березки: Здравствуйте, ребята!
Я березка у вашего детского сада!
Если препятствия пройдете, то цветок счастья вы найдете!
А препятствия, друзья, написала Вам Фея.
Вы в корзинку посмотрите, там задания найдите!
Ведущая ищет корзину, но вдруг звучит громкая музыка, в зал из-за двери бросают паука, скорпиона, жука и т.д. Наконец появляется Кикимора.. Она всех пугает, а затем из распылителя обрызгивает детей водой.


Кикимора: Никогда вы цветок не сыщете, пока все обряды не совершите!
Я – Кикимора лесная,
Я – колдунья деловая!
Делать пакости люблю;
И лягушку и змею
Положу я на обед
Вместо булок и конфет.
Я испортить праздник рада –
Лучше ничего не надо!
Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купала – обливай кого попало (снова обрызгивает водой детей )
Кикимора: Ох, как славно поиграла –
Подобрела я немало.
И растрогалась совсем,
Что кого-то, может, съем (снова пугает)
Вед.: Не пугай детей, Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав. Ну-ка, посмотри!
(Ведущая и дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками)

Кикимора (дрожит) : Ой, ой, ой, боюсь, боюсь!
Уберите их отсюда,
Кабы не было мне худо…
Я не буду вам мешать,
С вами буду я играть.
Вед.: Ну, так и быть, оставайся и помогай нам искать волшебный цветок. Сейчас я корзину Феи найду с заданиями!
Ведущая наконец-то находит корзину с заданиями препятствий, какие нужно пройти,и читает первое задание.

1. В гости к Водяному
Кикимора: Ура!!! Сейчас вам Водяной задаст!
Вед. : Ничего не задаст. Мы не пойдем к настоящему Водяному, мы лучше поиграем в игру, которая называется «Водяной».

Игра «Водяной» (Дети становятся в круг, Водяной идет по кругу с платком и колокольчиком, все поют песню. По окончании Водяной отдает колокольчик стоящему в кругу. Водяному завязывают глаза, он ловит на слух того, у кого колокольчик)
Слова: Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой,
Выходи на чуточку, на одну минуточку.
(Во время игры Кикимора радуется неудачам детей, вместе с ними поет песни и т.д.)

Вед.: С этим заданием мы отлично справились. Читаем следующее!

2. Запустить красного петуха.
Ведущая спрашивает у детей, что бы это могло быть (ответы детей, Кикимора придумывает страшную историю – взять, украсть, покрасить в красный цвет и запустить …), ведущая подводит к правильному ответу.
Вед.: Правильно. Красный Петух – это костер, а запустить красного петуха – это значит прыгать через костер.


Эстафета «Прыжки через костер»

Вед. : Молодцы. Приступаем к следующему заданию.

3. Сбор лекарственных трав.
Кикимора: По-больше крапивы, колючек, шиповника…
Вед. : Зачем это? Эти травы мы не будем собирать, они поранят нам ручки, ишь какая, у нас другие есть.

Эстафеты «Сорви лекарственную траву» (дети берут по одному цветку)


Вед. : Итак, приступаем к следующему заданию.

4. Отгадать загадки

Вед.: Какие загадки?
Кикимора: А я, ребята, нашла в подорожнике вот эти загадки. Ха-ха-ха!!! Надо их отгадать, а то - как напугаю!!!
Вед.: Ты опять? Лучше загадывай!
Кикимора: Да ладно, ладно, я пошутила. Читаю, отгадывайте:

1. Какой цветок носит
И женское, и мужское имя? (Иван-да-Марья)
2. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... (Одуванчик)
3. Шарик нежно-голубой,
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой? (Чертополох)

4. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – Запах... (Мяты)

5. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Вед.: Молодцы, ребята, спасибо, Кикимора! В корзине, как я вижу, осталось последнее задание. Приступим к его выполнению.

5. Отогнать нечистую силу.
Кикимора: Меня выгнать?
Вед.: Ну ты же нечистая сила?
Кикимора: Она и есть. НЕЧИСТАЯ! (пугает)
Вед.: Вот мы и посмотрим - справились мы с заданием или нет! А поможет нам в этом Заря. Мы все дружно ее попросим, а заодно и поиграем.

Игра «Заря»
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.
Дети поют: Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.


К концу игры (4-5 раз), Кикимора кричит.
Кикимора: Ой-ой-ой-ой…! (кружится и убегает!) Боюсь, боюсь, боюсь!!! Водяной!!! Ой-ой-ой!
Вед.: Кажется у нас получилось. Прощай Кикимора. Даже как-то грустно стало! Не такая уж ты плохая, правда, ребята? (ответы)
Мы с Вами - молодцы! Все препятствия преодолели… От нечистой силы спаслись, а где же волшебный цветок?

(Звучит звон колокольчика, волшебная музыка – это звуки цветка).
Вед. : Ребята, это же цветочек нас зовет! Он где-то здесь, рядом! Давайте его поищем.

(Ведущая и дети ищут цветок, музыка помогает, играет то тише, то громче (по принципу холодно – тепло)
Ведущая: Ребята, это точно волшебство, посмотрите, это же и есть волшебный цветок!

(Ведущая поднимает «папоротник» и находит там конфеты в фольге).

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста.

Горобцова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель МКДОУ№2 п. Ульяновка Тосненского района Ленинградской области.
Описание работы: Сценарий летнего праздника для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Материал предназначен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начальных классов, вожатым.
Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к народному творчеству.
2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки и умения.
2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.
3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.
Образовательные:
1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала.
2. Познакомить детей с русскими народными песнями, танцами, играми.
3. Закрепить народные хороводные движения по кругу, «змейкой», «улиткой».
4. Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Оборудование : музыкальный центр, диски мр3, куски алой ткани (костры), стойки для эстафет, искусственные цветы, обручи, волшебный цветок с угощениями.
Предварительная работа:
- просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала;
-просмотр мульфильма «Цветок папоротника » (1979);
-разучивание хороводных движений, стихотворений, народных игр «Заря», «Водяной», «Ручеек»;
- изготовление венков из цветов (домашнее задание для родителей).
Оформление зала (участка) : цветы, зелень листвы, ветки березы, шары.
Ход мероприятия
Дети под народную музыку собираются в зале.
Ведущая (в венке): Здравствуйте, люди добрые!
Гости званые и желанные! (Кланяется.)
Сегодня мы с вами, ребята, отмечаем русский народный праздник – день Ивана Купала, который состоится 7 июля. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой (начинались купания). В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала.
Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.
А вот какими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси.
Дети : 1. Как собрал нас здесь праздник древности.
Праздник летний наш, почитаемый.
Будем петь, плясать,
Клад лесной искать.

2. По легенде той, что дошла до нас,
Есть в Иванов день необычный час.
Расцветает в ночь огненный цветок,
Но найти его там не всякий мог.
Вед. : Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода «На Ивана, на Купала»

ХОРОВОД «На Ивана Купала»
(«Волшебники двора»)

Вед. : Праздник Ивана Купала очень веселый. В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы)
А теперь поиграем в игру «Ручеек»
Игра «Ручеек» (водящий с веточкой березы, проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот у кого веточка -становится водящим)


Звучит пение птиц, ведущая рассматривает веточку березу, пытается увидеть птиц, которые поют, но находит письмо.
Вед.: Ребята, я поняла, почему щебетали птицы, они хотели нам подсказать. Посмотрите, что я нашла? Это письмо. Сейчас мы узнаем от кого оно (читает письмо)
Письмо от Березки: Здравствуйте, ребята!
Я березка у вашего детского сада!
Если препятствия пройдете, то цветок счастья вы найдете!
А препятствия, друзья, написала Вам Фея.
Вы в корзинку посмотрите, там задания найдите!
Ведущая ищет корзину, но вдруг звучит громкая музыка, в зал из-за двери бросают паука, скорпиона, жука и т.д. Наконец появляется Кикимора.. Она всех пугает, а затем из распылителя обрызгивает детей водой.


Кикимора: Никогда вы цветок не сыщете, пока все обряды не совершите!
Я – Кикимора лесная,
Я – колдунья деловая!
Делать пакости люблю;
И лягушку и змею
Положу я на обед
Вместо булок и конфет.
Я испортить праздник рада –
Лучше ничего не надо!
Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купала – обливай кого попало (снова обрызгивает водой детей )
Кикимора: Ох, как славно поиграла –
Подобрела я немало.
И растрогалась совсем,
Что кого-то, может, съем (снова пугает)
Вед.: Не пугай детей, Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав. Ну-ка, посмотри!
(Ведущая и дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками)

Кикимора (дрожит) : Ой, ой, ой, боюсь, боюсь!
Уберите их отсюда,
Кабы не было мне худо…
Я не буду вам мешать,
С вами буду я играть.
Вед.: Ну, так и быть, оставайся и помогай нам искать волшебный цветок. Сейчас я корзину Феи найду с заданиями!
Ведущая наконец-то находит корзину с заданиями препятствий, какие нужно пройти,и читает первое задание.

1. В гости к Водяному
Кикимора: Ура!!! Сейчас вам Водяной задаст!
Вед. : Ничего не задаст. Мы не пойдем к настоящему Водяному, мы лучше поиграем в игру, которая называется «Водяной».

Игра «Водяной» (Дети становятся в круг, Водяной идет по кругу с платком и колокольчиком, все поют песню. По окончании Водяной отдает колокольчик стоящему в кругу. Водяному завязывают глаза, он ловит на слух того, у кого колокольчик)
Слова: Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой,
Выходи на чуточку, на одну минуточку.
(Во время игры Кикимора радуется неудачам детей, вместе с ними поет песни и т.д.)

Вед.: С этим заданием мы отлично справились. Читаем следующее!

2. Запустить красного петуха.
Ведущая спрашивает у детей, что бы это могло быть (ответы детей, Кикимора придумывает страшную историю – взять, украсть, покрасить в красный цвет и запустить …), ведущая подводит к правильному ответу.
Вед.: Правильно. Красный Петух – это костер, а запустить красного петуха – это значит прыгать через костер.


Эстафета «Прыжки через костер»

Вед. : Молодцы. Приступаем к следующему заданию.

3. Сбор лекарственных трав.
Кикимора: По-больше крапивы, колючек, шиповника…
Вед. : Зачем это? Эти травы мы не будем собирать, они поранят нам ручки, ишь какая, у нас другие есть.

Эстафеты «Сорви лекарственную траву» (дети берут по одному цветку)


Вед. : Итак, приступаем к следующему заданию.

4. Отгадать загадки

Вед.: Какие загадки?
Кикимора: А я, ребята, нашла в подорожнике вот эти загадки. Ха-ха-ха!!! Надо их отгадать, а то - как напугаю!!!
Вед.: Ты опять? Лучше загадывай!
Кикимора: Да ладно, ладно, я пошутила. Читаю, отгадывайте:

1. Какой цветок носит
И женское, и мужское имя? (Иван-да-Марья)
2. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... (Одуванчик)
3. Шарик нежно-голубой,
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой? (Чертополох)

4. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – Запах... (Мяты)

5. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Вед.: Молодцы, ребята, спасибо, Кикимора! В корзине, как я вижу, осталось последнее задание. Приступим к его выполнению.

5. Отогнать нечистую силу.
Кикимора: Меня выгнать?
Вед.: Ну ты же нечистая сила?
Кикимора: Она и есть. НЕЧИСТАЯ! (пугает)
Вед.: Вот мы и посмотрим - справились мы с заданием или нет! А поможет нам в этом Заря. Мы все дружно ее попросим, а заодно и поиграем.

Игра «Заря»
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.
Дети поют: Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.


К концу игры (4-5 раз), Кикимора кричит.
Кикимора: Ой-ой-ой-ой…! (кружится и убегает!) Боюсь, боюсь, боюсь!!! Водяной!!! Ой-ой-ой!
Вед.: Кажется у нас получилось. Прощай Кикимора. Даже как-то грустно стало! Не такая уж ты плохая, правда, ребята? (ответы)
Мы с Вами - молодцы! Все препятствия преодолели… От нечистой силы спаслись, а где же волшебный цветок?

(Звучит звон колокольчика, волшебная музыка – это звуки цветка).
Вед. : Ребята, это же цветочек нас зовет! Он где-то здесь, рядом! Давайте его поищем.

(Ведущая и дети ищут цветок, музыка помогает, играет то тише, то громче (по принципу холодно – тепло)
Ведущая: Ребята, это точно волшебство, посмотрите, это же и есть волшебный цветок!

(Ведущая поднимает «папоротник» и находит там конфеты в фольге).

Пирогова Асия Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 7, г. Усть-Кут, 2012г.

КУПАЛЬСКИЕ ПЕРЕВЕРТЫШИ

Слайд 1

1 ведущий: Добрый вечер, гости званные и желанные! Приходите погулять, да Купала повстречать! Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня встречать будем, а называется он ИВАНА КУПАЛА. Песня старинная так определяет его значение:


Как у нас в году три праздника:

Первый праздничек – Семик честной,

Другой праздничек – Троицын день,

А третий праздник – Купальница!

2
2 ведущий: В самом начале июля – в ночь с 6 на 7 июля – отмечается праздник Ивана Купалы. Другие названия дня Ивана Купалы – Иван Травник или Иван Цветной. Считалось, что собранные в эту ночь травы обладают целебной силой.

3
3 ведущий: Сегодняшняя ночь имеет особенное значение для травников, именно их отправлялись искать знахари и колдуны. Попробуем узнать, кто из наших гостей настоящий

«КУПАЛЬСКИЙ АПТЕКАРЬ»:

«Иванов день пришёл, траву собирать пошёл»

1) Какая трава, если ей владеть и носить на теле наводит страх на отдыхающих?
архилин
плакун – трава

4
2) Какая трава, если ей владеть и носить при себе, заставляет всех повторять движения хозяина травы?

Например: Я – владелец этой травы – перекувыркнусь и все тотчас же будут кувыркаться?!
дурман – трава

купаленка
адамова голова

5
3) Какую траву надо иметь в кармане, чтобы быть отличным охотником и стрелком?
(земляника )
6
4) А знаете ли вы, какую надо иметь при себе траву, чтобы быть счастливым всю жизнь?
Петров крест

Медвежье ушко

Перелёт – трава

2 ведущий: С Ивановым днем в народе было связано много примет . Говорили так: если до Иванова дня идет дождь, то хлеб хороший уродится, а если после Иванова дня дождь, то будет неурожай. Если на Иванову ночь небо звездное, то грибов много будет. А если в Иванов день будет гроза, то уродится мало орехов, да и те окажутся пустые.

8 Отгадаем загадки о цветах и травах ЗАГАДКИ:

— Белые горошки на зеленой ножке (Ландыш)

— Не огонь, а жжется. (Крапива)

— Стоит в поле кудряшка – белая рубашка. Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)

— Эх, звоночки, синий цвет, с язычком. А звону нет. (Колокольчики)

4 ведущий : А еще, по поверьям, в эту ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенное активной всякая нечистая сила – русалки, водяные, лешие, оборотни . Они становились на этот праздник особенно сильными в своих колдовских чарах и могли утащить человека в свое царство.

А не пора ли нам Водяного позвать,

Наш праздник продолжать.

Выйди, выйди с глубины,

Выйдь, на берег, Водяной;

Позволь нам купаться

Над водой играться,

Бросать венки в воду,

Погадать народу.

Водяной:
Кто меня посмел тревожить

В глубине озёрных вод.

Почему шумит и пляшет

Возле берега народ?

11
5 ведущий:

Извини, уважаемый Водяной! Но ведь Праздник сегодня большой, Ивана Купала! Хороводы девицы красные водят, да судьбу свою загадывают, а юноши с ними в игрища играют, да женихаются.

Водяной: Женихи! Вот это дело! С ними в озере напряг! Тут на выданье русалок, полный я скажу аншлаг!

Танец Русалок

Водяной: Ну а главная Русалка, мне приходится сестрой, жениха давно заждалась, уж который, не такой! Что шумите, вам прощаю, как Хозяин Вод желаю, поглядеть на женихов, пусть покажут кто каков?!

Главная русалка:

Все красавцы, удальцы!

Знамо, прямо молодцы!

В круг подружки, их ведите,

Хороводы заводите.

Я внимательно гляжу,

Кто мне любый, покажу

Пусть проявят все уменье

И смекалку, и раденье.

игра «Возьми венок» , на одного участника больше, чем самих венков

Водяной:
Люб тебе скажи, сестрица!

Коли нет, идёт топиться!

Враз русалки защекочут,

Коль жениться не захочет?!!

Главная русалка:

Одного мне братец, мало,

Я бы больше их желала.

Продолжается игра

Водяной:
Выбрала ль, моя сестрица

Кто в зятья то мне годиться?

Главная русалка:

Да, любезный братец мой,

Всеми чтимый Водяной!

(Подводит парня, которого выбрала к Водяному).

Главная русалка:

Вот, мой добрый женишок!

Водяной:
В путь теперь скорей, дружок!

Да не бойся ты воды,

Одарю, чай, за труды.

15, 16

6 ведущий. Считалось, что вода приобретает в этот вечер магическую силу: нужно было обливать друг друга водой и обязательно искупаться. А еще, говорят, что на Купалу солнце играет. Молодежь встречала рассвет на берегах рек и озер

7 ведущий (девушка) Уважаемый водяной! Разреши нам венки на воду пускать и судьбу свою загадывать!
17
Водяной: Свечи на венках зажгите и на воду опустите. Пусть судьба вам улыбнётся, и любви сердце дождётся

(Звучит песня, девушки пускают на воду венки, ребята им помогают, кто-то ловит венок любимой девушки).

8 ведущий:

Девицы – красавицы, судьбу загадали,

Судьбу загадали, милого искали.

Ты плыви, плыви венок,

Путь до милого далёк.

На Купала в ворожбу –

Загадай свою судьбу.

7 ведущий: Пустит девушка венок на воду и ждёт, куда понесёт его течение. Если уплывёт венок далеко, значит не скоро милый замуж позовёт. Коли потонет – не бывать любви, не ходит девка замуж. Ну, а к берегу прибьёт – скоро гостей в дом жди, свататься приедут. Бывает пустит на воду девушка два венка – за себя и за суженого своего, и загадает: «Если, сойдутся в воде рядом – значит «вместе быть».

8 ведущий: Реки рядом нет, березы высокой тоже нет вблизи, зато людей много. Вот и будем кидать венки по очереди каждая, повернувшись спиной к зрителям. Если девушка венок поймает – не найдешь себе пару в этом году, если парень – встретишь парня хорошего.

Игра «Брось венок»

18
9 ведущий: В давние-давние часы, в эту ночь горели смоляные бочки на высоких холмах, а на увитых цветами качелях качались парни и девушки в венках из дубовых веток. В этот день украшают жилища берёзовыми и дубовыми ветками. Люди собирались группами и отправлялись на берег водоема, где разводили костры, возле которых с песнями водили хороводы, затевали игры. А когда пламя на костре немного опадало, то через них начинали перепрыгивать. Считалось, что купальский огонь, как и вода, несет заряд здоровья и сил.

10 ведущий: Иван Колдовник

Из огня возник.

Гори, огонь, жарче –

Будет ночка ярче!

19 Приметы:

1 пара: Разошлись руки – не пара

2 пара. Прыжок выше – счастье под крышу

3 пара: Искры вверх – денег мех!

4 пара: Рука в руке задержалась – пара обвенчалась

Игра «Прыжки через костер»

20 11 ведущий: коротка ночка купальская! Наши предки верили, что только в эту ночь распускается цветок папоротника. А тот, кто найдет его и сумеет взять, будет богат, счастлив и удачлив во всем. Желаем каждому из вас отыскать свой цветок счастья! Мы надеемся. Что наше выступление вам понравилось и вы узнали много нового о таком русском обряде как Иван купала!

21 Пусть чудесные огни нам зажгут,

До утра они горят – не уснут,

Как Иванова ночь наступает,

Злая нечисть сразу прочь уползает.

Землю ночную умоет роса,

Это русалки прозрачной слеза,

И пропоет в новолунье

Песню седая колдунья.

В речке на праздник Купалы

Долго русалка играла.

Источники:

    Галина Бразюль. Купальские перевертыши. Чем развлечь гостей №4, 2009

    И.А.Агапова. Купальские клады. Фольклорные праздники в школе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008

    И.А.Агапова. Праздник Ивана Купалы. Фольклорные праздники в школе. Волгоград. Издательство «учитель», 2008

    Н.В.Черепкова. Иван Купала. Последний звонок. №4, 2008

    Г. Бразюль. Вечер накануне Ивана Купалы. Последний звонок. №4, 2004

Сценарий летнего праздника Ивана Купала

для детей старшего дошкольного возраста.

Ловцевич Е.В.


Цель:   Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:  
Воспитывать любовь к народному творчеству.

Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала.

Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Место проведения:  спортивная площадка.

Оборудование:  2 мешка, 2 обруча, емкость с водой, 2 емкости для воды, 2 емкости с водой, 2 кружки, яблоки по количеству детей, ленты для украшения березок, искусственный костер, «Сюрприз» – коробка с конфетами с «цветком» папоротника, музыкальный центр, стойки для эстафет, венки, 2 обруча, ленточки, корзина с заданиями.

Действующие лица : ведущий, Кикимора.

Предварительная работа:  
- просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала;
- разучивание хороводных движений, стихотворений.

Изготовление венков из цветов («Творческая мастерская»).

Ход мероприятия

Звучит русская народная песня, выходит ведущая

Ведущий (в венке) :

Здравствуйте ребята!

Смотрю, вы уже все собрались.

Да и я пришла, не опоздала,

К празднику собиралась,

Венок плела, наряжалась.

Ведь праздник сегодня не простой-

Праздник волшебный, цветной.

Сегодня праздник огня, воды

И матушки Земли!

Ребята, а вы знаете какой сегодня праздник? (ответы детей)

Я вам сейчас расскажу о празднике Иван Купала. В ночь с 6 на 7 июля отмечали этот праздник. Считается, что вода в реках и озёрах обретает в эту ночь целебную силу, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой. В народе существует и другое название этого праздника Иван травник, Иван цветной. Травы, собранные в это время исцеляют, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. С этого дня начинался сенокос – заготовка сена для домашних животных. А ещё в эти дни девушки плели венки из полевых цветов, которые защищали от нечистой силы. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала.
Кому посчастливится найти «цветок» папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где «расцвел цветок» папоротника, зарыт клад. Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода «На Ивана, на Купала»


ХОРОВОД «На Ивана Купала» ( муз. «Волшебники двора»)
Ведущий :

Праздник Ивана Купала очень веселый. В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое   (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы).

Звучит пение птиц, ведущая рассматривает веточку березу, пытается увидеть птиц, которые поют, но находит письмо.

Ведущий:

Ребята, я поняла, почему щебетали птицы, они хотели нам подсказать. Посмотрите, что я нашла? Это письмо. Сейчас мы узнаем от кого оно   (читает письмо)  
Письмо от Березки:

Здравствуйте, ребята!
Я березка у вашего детского сада!
Если препятствия пройдете, то цветок счастья вы найдете!
Вы в корзинку посмотрите, там задания найдите!
Ведущая ищет корзину, но вдруг звучит громкая музыка. Наконец появляется Кикимора.. Она всех пугает, а затем из распылителя обрызгивает детей водой.
Кикимора:  

Никогда вы цветок не сыщете, пока все обряды не совершите!  
Я – Кикимора лесная,
Я – колдунья деловая!
Делать пакости люблю;
И лягушку и змею  
Положу я на обед  
Вместо булок и конфет.
Я испортить праздник рада –
Лучше ничего не надо!
Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купала – обливай кого попало (снова обрызгивает водой детей)

Кикимора:  

Ох, как славно поиграла –  
Подобрела я немало.
И растрогалась совсем,
Что кого-то, может, съем   (снова пугает)

Ведущий:

Не пугай детей, Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав. Ну-ка, посмотри!  
(Ведущая и дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками)

Кикимора   (дрожит) :

Ой, ой, ой, боюсь, боюсь!  
Уберите их отсюда,
Кабы не было мне худо…
Я не буду вам мешать,
С вами буду я играть.

Ведущий:

Ну, так и быть, оставайся и помогай нам искать волшебный цветок. Сейчас я корзину найду с заданиями!   Ведущая наконец-то находит корзину с заданиями препятствий, какие нужно пройти, и читает первое задание.

Игра «Прыжки в мешках»

(2 команды, 2 мешка. Задача каждой команды, как можно быстрее проскакать в мешках до стойки и вернуться обратно. Побеждает та команда, которая быстрее вернётся на старт ).

Ведущий:

С этим заданием мы отлично правились. Читаем следующее - «Запустить красного петуха».  Ведущая спрашивает у детей, что бы это могло быть (ответы детей, Кикимора придумывает страшную историю – взять, украсть, покрасить в красный цвет и запустить …), ведущая подводит к правильному ответу.

Ведущий:

Правильно. Красный Петух – это костер, а запустить красного петуха – это значит прыгать через костер. Это старый обычай – всем ребятам нужно через огнь прыгнуть, очиститься от недуга, набраться сил, здоровья. Готовы?


Игра «Прыжки через костер» 
(Во время игры Кикимора радуется неудачам детей, вместе с ними прыгает через костер, мешает детям)

Ведущий:

Все набрались сил для следующих заданий?

Кикимора:  

А я, ребята, нашла в подорожнике вот эти загадки. Ха-ха-ха!!! Надо их отгадать, а то - как напугаю!!!

Ведущий:

Какие загадки? Ты опять? Лучше загадывай!

Кикимора:  

Да ладно, ладно, я пошутила. Читаю, отгадывайте:
Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый...   (Одуванчик)
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?   (Подорожник)

Оно за весною к нам в гости идёт,

С собою приносит немало забот,

Горячие, долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски. (Лето)

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Золотое яблочко по небу катается,

С утра всем улыбается. (Солнце)

Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла.

И сада, и огороды, все округи полила. (Гроза)


Ведущий:

Молодцы, ребята, спасибо, Кикимора! В корзине, как я вижу, есть еще задания. Приступаем к их выполнению.

Игра «Достань яблоко из воды»

(2 команды желающих игроков. В емкость с водой бросают яблоко и каждый игрок, держа руки за спиной пытается зубами поймать яблоко и достать его из воды. Чья команда достанет больше яблок из воды – та и побеждает.)

Ведущий :

Молодцы. Приступаем к следующему заданию.

Игра «Водоносы»

(2 команды, 1 ёмкость с водой (из которой будут набирать воду), 2 ведра, 2 кружки (пластмассовые). Нужно зачерпнуть кружкой воду, донести до ведра не расплескав, и вылить в ведро. Кто быстрее наполнит емкость, тот и победитель)

Ведущий:

Кикимора, а у тебя есть любимая игра?

Кикимора:

Конечно. Моя любимая игра «Полёт в ступе». Сейчас я посмотрю, кто летает лучше меня.

Игра «Полёт в ступе»

(2 команды соревнуются, кто в ступе летает лучше. У каждой команды есть обруч-ступа, все по очереди садятся в ступу, добегают до стоек, оббегают ее и возвращаются обратно. Побеждает та команда, которая быстрее пролетит в ступах)


Кикимора (расстроенная) :  

Ой-ой-ой-ой…! Они лучше меня летают! Пойду я тренироваться!!! Прощайте!

Ведущий:

Прощай Кикимора. Даже как-то грустно стало! Не такая уж она плохая, правда, ребята? (ответы детей) Мы с Вами - молодцы! Все препятствия преодолели… От нечистой силы спаслись, а где же волшебный цветок? (Звучит звон колокольчика, волшебная музыка – это звуки цветка).

Ведущий :

Ребята, это же цветочек нас зовет! Он где-то здесь, рядом! Давайте его поищем. (Ведущая и дети ищут цветок, музыка помогает, играет то тише, то громче (по принципу холодно – тепло)

Ведущая:  

Ребята, это точно волшебство, посмотрите, это же и есть «волшебный цветок»!   (Ведущая поднимает «папоротник» и находит там конфеты в фольге).

Ведущая:  

А вот и клад! Это конфеты непростые, кто их съест – тот станет здоровым и счастливым. (Раздает конфеты, звучит русская народная музыка).
Звучит песня «Купала, Ивана Купала». Все участники праздника танцуют и подпевают.