Памятка для родителей. Что должен знать и уметь ребенок старшей группы (5–6 лет). Памятка для родителей старшей группы Старшая группа памятки для родителей

Елена Сидорова
Памятка для родителей. Что должен знать и уметь ребенок старшей группы (5–6 лет)

Ознакомление с окружающим

Уточнять представления детей о предметах, их существенных признаках.

Уметь свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада

Учить соблюдать правила дорожного движения (ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, в соответствии со световым сигналом).

Знать название города , деревни, где живут, улицу.

Знать фамилию , имя, и отчество родителей , домашний адре

Экологическое воспитание

о растениях

Узнавать и называть 6-7 растений и их части

уметь описывать растения , отмечая расположение листьев, форму, цвет, особенности поверхности

Выбирать и выполнять способы ухода за растениями (полив, опрыскивание, сухая чистка) . Выполнять уход за растениями в соответствии с его биологическими потребностями

Определять способы приспособления растения к сезонным изменениям (появляются почки, цветут, появляются плоды, созревают, состояние покоя)

знать и называть признаки живого (растет, движется, питается, размножается)

о животных

Уточнить представления о многообразии животного мира и характерных признаках классов (перья, пух, шерсть, мех и т. д.)

знать основные жизненные функции : питание, дыхание, движение, размножение, рост, развитие и т. д.

уметь устанавливать связи между средой обитания и строением тела

Конкретизировать представления о проявлении чувств : голод, боль, радость, привязанность

продолжать знакомить с дикими животными

Называть 4-5 зимующих птиц, различать их по внешнему виду,

рассказывать чем питаются, почему остаются зимовать.

о неживой природе

Формировать элементарные представления о переходе вещества из твёрдого состояния в жидкое и из жидкого в твёрдое (вода превращается в лёд, лёд – в воду)

Развитие речи

Правильно произносить все звуки не торопясь, выразительно

Использовать в речи существительные, обозначающие профессии; подбирать к существительному несколько прилагательных; уметь составлять пары антонимов (противоположные по смыслу слова) и синонимов (разные по звучанию, но одинаковые по смыслу слова)

Употреблять в речи простые и сложные предложения

Пользоваться прямой и косвенной речью

Поддерживать непринужденную беседу

Составлять (по образцу, плану) небольшой рассказ о предмете, картине, по теме, предложенный взрослым, а также фантазировать на свободную тему

Художественная литература

Определять жанр произведения; называть любимые сказки и рассказы.

проявлять интерес к объёмным произведениям, которые читаются по главам.

вспомнить 2-3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребёнку первые строчки, 2-3 считалки, загадки.

называть любимого детского писателя.

Сравнивать 2 группы предметов , выраженные числами 9 и 10

Чем отличается четырёхугольник от треугольника. Построить из двух треугольников четырёхугольник. Знать некоторые характерные особенности геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, трапеция, пятиугольник) – количество углов, сторон, их равенство и неравенство

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)

знать последовательность дней недели, связывать с порядковым счетом

Ориентироваться на листе бумаги рисование

Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; понимать относительность признака величины предметов

Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы) . Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине) ; с помощью наложения, приложения на глаз.

Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы

Лепить предметы, состоящие из нескольких частей

Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания

Владеть навыком округлого раскатывания

Владеть навыком рационального деление пластилина

Использовать в работе стеку

Умение передавать в лепке движения

Владение навыков аккуратной работы с глиной и пластилином.

Аппликация

Правильно держать ножницы и действовать ими

Сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительно образа

Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой

Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать

Конструирование

Учить анализировать образец постройки : выделять основные части и различать их по величине и форме

Планировать этапы создания собственной постройки

Создавать постройки по рисунку

Работать коллективно

Конструирование из бумаги

Владение навыком сгибания бумаги

Проглаживание пальцем места сгиба

Умение использования чертежей

Знание терминов : сгиб, пунктир, штриховка

Игровая деятельность.

К концу года дети могут :

Договариваться с партнёрами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняться правилам игры.

Разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.

Использовать различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.) .

Создавать творческую предметно-игровую среду, использовать полифункциональный материал, предметы заместители и др.

В дидактических играх оценивать свои возможности и без раздражения воспринимать проигрыш

Объяснять правила игры сверстникам.

Самостоятельно следить за своим внешним видом, опрятностью, выполнять гигиенические процедуры и правила ЗОЖ. Стремиться к общению со сверстниками, к уважению и положительной оценке со стороны партнера по общению. Развивали мелкую моторику, дети стали лучше рисовать, вырезать, используя разные техники. Ребята научились договариваться друг с другом (не всегда) . Сформировался дружный коллектив, команда! Математические представления сводятся к ознакомлению числового ряда до 10 и обратный счет. С легкостью делят слова на слоги, имеют представление о частях суток. Конечно все разные, со своими особенностями, характерами.

Следующий год наша группа будет готовиться к школе. Когда ребенок достигает возраста шести-семи лет, а иногда и раньше, многие родители озабочены вопросами , связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился , с удовольствием ходил в школу, был хорошим или даже лучшим учеником в классе? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школьной жизни ? Такой критерий есть, и в психологии он получил название "школьная зрелость", или психологическая готовность ребенка к школьному обучению. В этом и есть основная наша с вами задача. Именно от психологической готовности зависит успешность ребенка в школе . Подготовка руки к письму, развитие познавательной активности ребенка . Не страшно если он не может запомнить буквы, научиться читать – в школе он научится всему, если будет ходить в неё с удовольствием.

Говоря о перспективах образовательно-воспитального процесса хочется рассказать о предметно-пространственной развивающей среде нашей группы . В соответствии с возрастом есть дидактичечкие игры, наглядные материалы, тематические уголки (театр, больница, дом) . В зависимости от образовательной ситуации она трансформируется, дополняется. Игровой материал яркий и привлекательный, периодически сменяется, чтобы поддерживать интерес детей. Над насыщение мы работали в течении года и будем работать в течении следующего. Но самое главное, все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей. В группе есть свой порядок и внутренние правила использования того или иного материала или пособия. Конечно, очень важно не только сделать всё доступным, но и помочь детям правильно и рационально это использовать.

Группа дошкольного возраста 4

(старшая группа)

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем , которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов. Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление , которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.). К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме .

Развивается прогностическая функция мышления , что позволяет ребёнку видеть перспективу событий , предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков . Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности : может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами).

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными , обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами , обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями , отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т.д.).

Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики : несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов .

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги , осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

Памятка для родителей

Что должен уметь ребенок в возрасте 6 лет?

К шести годам ребенок должен:
МАТЕМАТИКА
- уметь считать в пределах 10;
- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
- сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого;
- уравнивать неровное число предметов двумя способами (удаление или добавление единицы);
- сравнивать до 7-10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты, и понимать соотношение между ними;
- различать форму предметов;
- выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам;

Называть утро, день, вечер, ночь; иметь представление о смене частей суток;

Называть текущий день недели;
- ориентироваться на листе бумаги.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- правильно произносить все звуки;
- употреблять в речи простые и сложные предложения;
- пользоваться прямой и косвенной речью;
- поддерживать непринужденную беседу;
- составлять небольшие рассказы о предмете, картине, по теме, предложенной взрослым;
- уметь последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;
- уметь определять место нужного звука в слове.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
- знать свое имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города (села), название профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий;
- называть группы предметов обобщающим словом;
- знать основные правила дорожного движения;
- знать последовательность времен года, частей суток;
- различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям, плодам;
- знать несколько зимующих, перелетных птиц, распознавать их по окраске, размерам;
- знать о сезонных изменениях в природе.
ВНИМАНИЕ
- выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут;
- находить 5-6 отличий между предметами;
- удерживать в поле зрения 8-10 предметов;
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
- копировать в точности узор или движение;
- уметь находить одинаковые предметы.
ПАМЯТЬ
- уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов;
- уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки;
- пересказывать близко к тексту рассказы или сказки;
- запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов;
- рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;
- запоминать ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух;
- рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая подробности.
МЫШЛЕНИЕ
- классифицировать предметы по определенным признакам;
- находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам;
- уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам;
- решать простые логические задачи;
- выстраивать логический ряд из фигур;
- подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
- свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;
- изображать в рисунках несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
- штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
- ориентироваться в тетради в клетку или в линию;
- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;
- уметь копировать простейшие рисунки.

Памятки для родителей « Правила для родителей».

Уважаемые родители !

1 . Приводить ребёнка необходимо до 08.00утра. Табель и меню заполняются до 08.30 и значит, питание на ребенка в день опоздания не выдается. Если Вы всё же опаздываете, ОБЯЗАТЕЛЬНО предупредите воспитателя по телефону.

2 . Приходя утром, поздоровайтесь с работниками детского сада, особенно с воспитателями, ведь они каждый день заменяют Вашим детям мам и пап. К педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству.

3 . Вносите плату за содержание ребенка в ДОУ не позднее 10-го числа каждого месяца. Своевременно представляйте квитанцию об оплате. Если ребёнок не посещает детский сад в связи с болезнью, отпуском и т. д ., родители должны забрать квитанцию и оплатить её во время. Адекватно реагируйте на вопросы о своевременно невнесенной оплате.

4. Мы уделяем большое внимание вопросу безопасности жизни и здоровья Вашего ребенка, из чего следуют еще несколько пунктов: - приводит и забирает ребенка ТОЛЬКО родитель и (или) доверенное лицо при наличии письменного разрешения родителя ; -дети до 18-ти лет забрать ребенка из сада не имеют права.

5. Накануне предполагаемого отсутствия ребенка в детском саду по семейным обстоятельствам (отпуск, летний период, санаторно-курортное лечение и пр.) сообщите воспитателю!

6. Не приносите в детский сад никаких лекарств, т. к. ни воспитатели, ни даже медсестра не имеют права давать детям лекарства в детском саду.

7 . Если Ваш ребенок страдает установленными аллергическими реакциями (продукты питания, цветочные растения, пыльца, шерсть, медикаменты, укусы насекомых и т.д.) обязательно укажите на этот факт в беседе с медсестрой и воспитателем Вашей группы .

8. Если в течение дня у ребенка появляются первые признаки заболевания (температура, рвота, высыпания, диарея) родители будут немедленно об этом извещены и должны будут как можно скорее забрать ребенка из медицинского изолятора детского сада.

9 . В группу не разрешается приносить пистолеты, сабли, мечи, лак для ногтей, помады, духи и т. д., жевательную резинку, конфеты для угощения своих друзей. Если хотим угостить, то приносим всем детям, либо не приносим. Игрушки из дома приносим в том случае, если даём играть другим.

10. Обязательно запасные вещи в шкафчике, должны быть трусики, футболка, носочки, колготки, брючки. Девочкам необходимо принести расческу.

11. Необходимо своевременно сообщать об изменении адреса места жительства, смене номера контактного телефона воспитателям.

12 . Просьба родителям – принимать участие в жизни группы и детского сада в оформлении участка, группы . Участвовать в конкурсах, мероприятиях, посвящённых праздникам.

Благодарим за соблюдение правил!

Памятка для родителей

старшей группы

Уважаемые родители, это не очень "страшные" правила, но все-таки следовать им придется, если хотите жить в мире и дружбе.

1. В нашем детском саду все друг друга уважают, поэтому желают здоровья, то есть здороваются. Ну, а если не хочется желать здоровья конкретной особе, то все равно нужно быть вежливым и хотя бы констатировать время суток: добрый день, добрый вечер и т. д. В нашем дошкольном учреждении принято вежливо обращаться друг с другом, поэтому к педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству, и учить этому своих детей. Их «тети» в нашем детском саду не работают.

2. Приходить необходимо не позднее 8.-00, так как в 8-30 ведется прием детей, ситуативные беседы с детьми. 8-30 до 8-45 утренняя гимнастика, которая дает Вашему ребенку заряд бодрости на весь день. 8-45 до 9-0 завтрак, дежурство детей. Если хотите что-то сказать воспитателю, то сделать это нужно до 8.00 или после 17.00. В другое время педагог обязан работать с группой детей, и отвлекать его нельзя. Если Вы опоздали, тихонько сами разденьте ребенка и проведите его в группу. Короткий кивок воспитателя в этот момент не говорит о его надменности, просто он занят группой детей.

3. Одежда ребенка должна быть по сезону и такая, в которой ему будет комфортно. Конечно, воспитатель следит, чтобы подопечные не уподоблялись. В шкафу должны быть маечки (2), трусики (2), запасные колготки, носочки, сменный комплект одежды, если произойдет "авария" за приемом пищи. Обязательно проверяйте опрятность вещей, не забывайте забирать в стирку пижаму, ну, а про ежедневную смену одежды мы даже не упоминаем. Кофточка на молнии необходима, чтобы дойти до физкультурного или музыкального зала.

4. Обувь должна быть по размеру. Тапочки оставьте для дома. Дети, конечно, чувствуют себя здесь в домашней обстановке, но обувь пусть будет «не тапочки». Сандалики с застежкой.

5. Ребенка родители (или лица, их заменяющие) «сдают» из рук в руки воспитателю. Если ребенок вчера с симптомами заболевания был отстранен, а сегодня вы уже в саду, то такое скорое выздоровление нас настораживает, и мы предлагаем пройти в мед. кабинет. Так что, планируйте свое утро.

6. Посещение занятий родители могут осуществить в любое время, поставив в известность администрацию, воспитателя- его проводящего, за день. Сменная обувь необходима для посетителя.

7. На родительских собраниях обсуждаются общие вопросы не потому, что нечего сказать о каждом, а только из-за этических соображений.

8. В часы проведения детских утренников присутствие родителей обязательно. Не забудьте выключить мобильный телефон!!! Хорошо, если после представления Вы поблагодарите ребенка, подарите ему цветочек, как настоящему артисту. Сменную обувь или бахилы одевать обязательно, помните!

9. Детский сад работает с 7-00 до 19-.00 часов, кроме воскресенья и праздничных дней.

10. В случае болезни ребенка Вам необходимо поставить в известность воспитателя учреждения о причине отсутствия.

11. Не забывайте, что в дошкольном учреждении существует ежемесячная оплата за содержание ребенка в детском саду. Просим Вас оплачивать квитанцию в установленные сроки, до 15 числа каждого месяца, согласно договору.

12. Не забывайте обращать внимание на рукотворный труд ребенка (рисунки, поделки), хвалить ребенка.

13. В дошкольное учреждение СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО приносить острые, колющие, режущие предметы, а также жевательную резинку, конфеты, печенье и любые продукты питания, косметику и компьютерные игры (типа Гейм Боя), и любую ценную игрушку, которую Вам жалко, так как ответственность за игрушки воспитатель не несет, а в игре случается всякое. К тому же в детском саду достаточно хороших, современных игр и игрушек.