Некоторые особенности семейного воспитания в сша. Как воспитывают детей в америке, германии, китае и японии

Известный американский автор книг по популярной психологии Луиза Хей как-то сказала: «Лучшее, что мы можем дать нашим детям, – это научить их любить себя». Но как это претворить в жизнь, при этом не вырастив из своих чад избалованных мальчиков и девочек?

Предлагаем рассмотреть этот вопрос на примере Соединенных Штатов, одной из самых развитых стран на планете.

Ребенок в Америке — самостоятельная личность с пеленок

Формирование воспитательного процесса в Америке происходило под влиянием европейских стран. Это неудивительно, так как США – страна переселенцев и эмигрантов. Некоторые ценности схожи с европейскими – речь идет об индивидуальности малыша и предоставлении ему свободы в действиях.

По взгляду со стороны может показаться, что американские родители не заботятся о малыше и не так внимательны к нему, потому что они не реагируют на его крики, требования, плач и т.д.

Они, действительно, являются больше наблюдателями за развитием малыша, помогая, поддерживая и подсказывая только тогда, когда это для него жизненно необходимо – или ребенок сам просит об этом. Дети имеют много свободы и самостоятельности – поэтому они имеют больше возможностей проявлять себя, свою индивидуальность, формироваться, как личность со своими притязаниями и стремлениями.

Для того, чтобы убедиться в правильности приведенных тезисов из литературы и форумов, мы попросили прокомментировать вышесказанное реального человека, проживающего в настоящее время на территории Америки.

Таковым оказалась уроженка Украины Валерия . Она уже около 5 лет живет и работает в Нью-Йорке.

Валерия:
Бросается в глаза, что детей не одёргивают и не отчитывают. Дети на постсоветском пространстве в этом плане менее развязные, и с чувством такта.

Я, например, лично считаю, что «наше» воспитание, если оно не дискриминирует ребёнка, не унижает — то, наверное, является более реалистичным для жизни. Человек должен понимать, что можно в обществе, а что – нет. Это же элементарная этика… В американских детях этого нет!

В отличие от России, здесь нет декретных отпусков по нескольку лет (максимум – три месяца). Детей отдают в ясли очень рано, поэтому привязанности к родителям может и не быть!

Соответственно, бабушки и дедушки занимаются собой.

Здесь является частой ситуация, когда ребенок заявляет на своего родителя в полицию.

Дочери моей знакомой было 14 лет, она активно рвалась гулять по вечерам и по ночам, а мама ее не пускала. Тогда подросток устраивал скандал и истерику, а затем вызывал специальную службу с заявлениями, что родители бьют и издеваются (как бы в отместку за то, что не пускала на улицу).

Семья долго потом стояла на учете.

Детей с самого периода новорожденности можно увидеть всегда и везде — на концертах, в ресторанах, на вечеринках и т.д. Американцы считают, что дети всегда должны быть с родителями, а задача последних — создать своим чадам благоприятную обстановку и комфорт везде, где бы они ни находились. В соответствии с этим подходом, в Америке гораздо больше вариантов, куда бы сходить с маленькими детьми на отдых, чем в России.

Если в российских семьях с появлением ребенка все внимание направленно только на него, то в американских нового члена общества воспринимают как самостоятельную личность – ему не позволено манипулировать взрослыми и играть на их чувствах. К примеру, малыша не будут успокаивать — и, хуже того, одергивать — в магазине, если он умоляет купить конфету или игрушку. Скорее всего, родители или совершат покупку, или просто подождут, когда чадо успокоится, не прилагая особых усилий к этому.

Наряду с самостоятельностью, важно сказать и о контроле. Оставленный без внимания и праздно шатающийся по улице ребенок мгновенно привлекает внимание полиции – его родителей могут привлечь к ответственности, и даже лишить прав. Вероятно, это объясняется случаями киднеппинга (похищение).

По данным Еврокомиссии, в Штатах ежегодно регистрируется от 500 тысяч до миллиона случаев пропажи детей, притом численность населения страны равна 330 миллионов человек.

С самого детства юнцам прививают любовь к родине – они дружно поют гимн и дают клятву на верность в школе и в садике. Согласитесь, такого в России не увидишь.

Основные принципы воспитания детей в США

Мы решили выделить основные постулаты, в соответствии с которыми американцы воспитывают своих чад, чтобы систематизировать все особенности данного аспекта.

Культ семьи

Совместные ужины, проведение пикников и посещение парка развлечений – все это не просто кадры из фильма, а повседневность для любой семьи в США. Типичное для молодежных кинокартин развитие событий: школьник участвует в ответственном мероприятии (спектакль, концерт или спортивный матч), а один из родителей не пришел. И ребенок очень расстраивается, для него это настоящая неудача. В реальности так бывает — но это, скорее, исключение. Обычно в концертных залах и на школьных стадионах не протолкнуться из-за «табунов» взрослых, которые стараются зафиксировать с помощью всех возможных средств успехи своего чада, им важно поддержать его.

Однако есть мнение, что такие отношения только миф: сайт «русские в США» разъясняет – ничто не бывает идеальным, в том числе и взаимодействия между членами семьи. Несмотря на имеющийся культ, старшее и младшее поколение может ругаться между собой и подолгу не разговаривать.

Закаливание и спорт

В первые годы жизни чадо стараются приучать к небольшим физическим нагрузкам – это может быть секция плавания или гимнастики. От участия в спортивных мероприятиях в школе зависит дальнейшее поступление в колледж или университет.

Сдается нам, что необходимость постоянных физических нагрузок применительно к подросткам – это своеобразная мера по профилактике и лечению ожирения.

Автор блога «Международный Клуб семейного кругосветного путешествия» говорит о том, что на улице в свободном доступе очень много площадок для занятий любимым видом активности, да и людей, на чем-то катающихся и чем-то увлекающихся (по части спорта) в разы больше, чем в России. Постоянно можно наблюдать, как кто-то рядом совершает велопрогулку или бежит, отслеживая свой пульс.

Ответственность, самостоятельность и законопослушность

С младенчества в воспитании преобладает тенденция к самостоятельности, есть даже специализированные методики, направленные на это. К примеру, в рамках одной из них, полуторагодовалого ребенка оставляют в комнате на непродолжительное время от 1 до 2-х раз в день. А если малыш вдруг заплачет, потребовав материнской любви — за ним не кинутся стремглав, а подождут, пока тот успокоится.

После школы нормальным является отъезд чада в другой штат — или даже страну — для получения высшего или среднеспециального образования: мама не будет причитать, а отец не скажет свое твердое «нет». Еще до переезда подростки начинают работать (на автомойках, в качестве дворников или посудомойщиков), получая первые деньги.

В детях с самых ранних лет воспитывают командный дух. Умение работать в команде прививают со школы на обычных занятиях — например, каждый ученик нарисовал картинку, потом все вместе сложили — и получился флаг, надпись или другая картина.

Потом, во взрослой жизни, это помогает работать в команде коллег.

Ребенок с юных лет начинает приучатся к ответственности и последствиям невыполненных обязанностей. Например, ученику школа даёт ноутбук, а он обязан его заряжать дома, принося в школу уже заряженный. Если ребенок это забыл или не захотел сделать, то придется заряжать ноутбук в школе — а за это снимают очки. Стоит отметить, что все дети стремятся заработать больше очков, и уменьшение их количества нежелательно, это очень стимулирует выполнять свои обязанности хорошо. В Америке во всех сферах очень популярны рейтинги, и ребенок стремится к высоким показателям.

Взрослые должны всегда и везде информировать детей о правилах – это является непосредственной обязанностью родителей, опекунов, учителей в школах. Стремление детей выполнять правила очень хорошо видно на примере-сравнении: в наших, российских школах, распространено списывание и подсказки друзьям, потому что это, по мнению большинства детей (да и взрослых) входит в понятие «дружеская помощь». А в школах Америки списывание не распространено, потому что это запрещено правилами.

Что касается ответственности, воспитание осуществляется не с помощью физического или морального воздействия, а благодаря внушению и убеждению:

Родители решают приучить детей к будильнику. И в первый же день подросток просыпает. Что делают в американской семье? Ставят будильник снова на то же время.

В российской не позволили бы опоздать, и все равно рано или поздно разбудили, в американской же стараются воспитать самостоятельность даже в рамках таких небольших инцидентов. В первый раз школьник не успеет на урок, во второй – будет отрабатывать пропущенные занятия в выходной, а в третий раз ему не захочется оставаться в кровати, так как он вспомнит о возможных последствиях.

Подросток уже в 16 лет имеет право садиться за руль авто. У россиян, переехавших в Штаты, иногда возникает диссонанс при виде внедорожника и сидящей за рулем миниатюрной девчонки с хвостиком.

Строгое соблюдение закона также прививается с детства. На страницах своего блога Оксана Bryant делится интересными (но для США нормальными и стандартными) случаями:

«Однажды мой муж, будучи 16-летним мальчишкой, решил взять машину и покататься по округе. Как только его родители обнаружили пропажу авто, тут же позвонили в 911. Через 10 минут дома его ждала не только вся семья, но и доблестные сотрудники правопорядка».

«Друг мужа однажды заложил родительское кольцо, а его родные вызвали полицию.»

В Штатах за банальное участие в драке или потасовке 11-летний мальчик может быть приговорен к принудительным работам.

Похвала

Даже за малейшие достижения вас будут хвалить и благодарить, если вы были рождены в американской семье. Нарисовали рисунок домика, который больше похож на непонятные каракули – восхитительно! Помыли пол (правда, с разводами) – какой же у меня хозяйственный сын!

Даже если чадо что-то разбивает или приносит ущерб в процессе попыток сделать нечто для себя новое (приготовить, помыть посуду, почистить бассейн, протереть пыль) — его не ругают, а поощряют, говоря: «Он же хотел помочь! В следующий раз получится еще лучше!»

Что дает постоянная похвала? Дети вырастают более коммуникабельными и добрыми, доверяя миру — и не стараясь заслужить оценку окружающих.

Наличие современных бабушек и дедушек

В США редко можно встретить пожилых людей, которые бы пытались накормить своих внуков и что-нибудь им связать. Как правило, бабушки и дедушки являются активными членами общества – они много работают, путешествуют и ведут образ жизни кардинально отличный от будней российских пенсионеров. Максимум, что они могут предложить – это семейные посиделки или несколько часов времени с малышом в выходные.

Кроме того, ресурс «Интересно знать» приводит любопытную статистику: средний американец меняет место жительства 4-5 раз за всю свою жизнь. Отсюда делаем вывод, что большинство детей не видят бабушек и дедушек постоянно, а только пару раз в год на каникулах.

Как американцы наказывают детей — что нельзя детям в США?

Родители в Америке стараются избегать морального и физического насилия. За это полагается лишение прав.

Сама процедура осуществляется очень легко – соседи, заподозрившие что-то неладное, услышавшие малейших крик или визг, звонят в полицию — и к вам в дом приезжают товарищи в фуражках с удостоверениями и начинают тщательную проверку и опрос соседей.

Чаще всего, применяется метод лишений и внедрение дисциплины: сделал уроки – поощрение, не сделал – нельзя играть и смотреть телевизор. Хорошим, но достаточно суровым примером служит семья Мадонны. Она ограничивает потребление сладкого у своих чад, не разрешает смотреть ТВ более получаса в день, избавляется от разбросанных вещей.

Иногда в воспитательных целях ребенка усаживают на стул или отправляют в свою комнату в воспитательных целях.

В системе школьного образования тоже есть множество наказаний, но самое страшное из них для подростков – это запрет на посещение занятий. Почему? Из-за важности каждой оценки для успешного окончания года и получения высшего образования (без него очень трудно куда-либо устроиться, даже имея знакомства и связи).

В школах широко распространен буллинг (травля). На эту тему снято множество фильмов. Один из самых резонансных – «Bully» Ли Хирша. Он демонстрирует несколько историй детей, у каждого из которых есть какие-то особенности: один – полный, другой имеет нетрадиционную сексуальную ориентацию, третий чуть-чуть странноват, четвертый – новичок.

Еще один пример кино и книги, раскрывающих тему, — «Писатели свободы» (издание называлось «Дневник свободных писателей»). В центре сюжета – смешанный класс с латиносами, черными, китайцами и американцами. Коллектив поделен на обособленные группы, и каждая является ненавистной для другой: афроамериканцы считают, что во всем виноваты белые, банда латиносов недолюбливает китайцев и американцев и т.д. К слову, в основу повествования легла реальная история учителя.

В 2016 году после самоубийства Дэвида Молака, затравленного одноклассниками, его родители в составе фонда David’s Legacy Foundation подготовили проект под кодовым названием «Закон Дэвида» о запрете кибер-буллинга, легислатура штата Техас утвердила его в конце 2017 года.

В цифрах: согласно данным Центра по контролю заболеваемости и профилактики в Штатах, от 70 до 80 процентов подростков – это жертвы той или иной формы травли (моральной или физической).

Причина возникновения буллинга исходит из семьи агрессоров – к ним, как правило, применяются телесные наказания, уделяется мало внимания и заботы, сама ячейка общества считается неблагополучной (взрослые могут быть социально опасными и зависимыми). Дети, совершающие нападки, делают это не только в отношении сверстников, но и в отношении взрослых, они очень гиперактивны.

Сложности и проблемы в воспитании детей в США

Есть несколько ключевых моментов, которые искажают восприятие ребенка.

Первое – это высокое количество разводов , 42% зарегистрированных браков распадается. Как известно, дети, даже будучи маленькими, очень тяжело переживают подобные события, а жизнь и общение только с одним из членов семьи формирует неверную модель и может создать проблемы при выборе партнера и построении собственной ячейки общества.

Сравним: в 1970 году количество семей без матери или без отца было равно 10,6%, в 2015 году процент увеличился до 17. Всего полвека назад полных семей было порядка 70%, а сегодня таковых – 52%, т.е. чуть больше половины.

Второе – это приучение к самостоятельности с самых ранних лет , как следствие — синдром дефицита внимания и гиперактивности. При данном заболевании врачи стараются использовать не физиотерапевтические методы и образовательные механизмы, а медикаментозный принцип – психотропные препараты. Такой подход вместе с разрешением на свободную покупку, владение и ношения оружия приводит к печальным последствиям. Вспомним, к примеру, Колумбайн или случай в Паркленде, произошедший совсем недавно.


Выводы

В целом, система воспитания в США показывает себя успешно – дети вырастают достойными гражданами, готовыми прийти на помощь и уважающими свободу другого. Плюсом является и то, что почитаются семейные традиции.

Но на этом фоне выделяются губительные тенденции последних десятилетий:

  • Буллинг, обнажающий проблемы во взаимоотношениях между национальностями, между здоровыми людьми и инвалидами.
  • Законы о владении и ношении оружия, приводящие к десяткам жертв в школах и разрушенным судьбам.
  • Количество разводов, превышающее число браков и отрицательно влияющее на формирование правильной модели семьи в восприятии ребенка.

Для решения подобных вопросов правительством уже принимаются комплексные меры, однако устранение негативного опыта может занять десятки лет.


Американское образование и воспитание глазами русского учителя. Что меня поражает в Америке? То, что по сравнению с Россией здесь «все наоборот». В семье родился ребенок. Папа присутствовал при родах, помогал, участвовал. «Мы рожали». Дитя сразу же приезжает в свою, заранее приготовленную для него, комнату, чтобы своим присутствием не мешать родителям вести привычный (по возможности) образ жизни. Соску лучше не давать. Надо вместо этого научить сосать пальцы, если еще не умеет. Зачем пальцы? Как зачем? Чтобы был независим от взрослых, вдруг соска выпадет, а подать-то и некому.

Независимость превыше всего. Начинается она от рождения. Будет свято взращиваться всю жизнь и заботливо оберегаться до самой смерти. А сейчас пусть дитя приучается себя успокаивать сам. У меня в школе 6 -- 7-летние дети сосут пальцы. Как замечтаются или расстроятся, так сразу большой пальчик в рот.

В кроватку к ребенку кладется плюшевый мишка или еще какая-нибудь мягкая игрушка. Дитя будет спать с ней иногда до... совершеннолетия. Друг моего старшего сына не забывал захватить своего сильно истасканного мишку, когда приходил к нам с ночевкой, лет так до 13 как минимум. Часто эту роль выполняет детское одеяльце или пеленка: у меня в школе семилетняя девочка не расстается со своей детской пеленкой. Взрослые говорят, что это успокаивает ребенка, вселяет в него уверенность, так ему не очень одиноко в этом мире.

Здесь очень много говорят о синдроме внезапной детской смерти, еще его называют колыбельной смертью. Ребенок умирает от удушья. Случается это без какой-либо видимой причины в возрасте до года, во время сна и, что главное, в кроватке. Это никогда не происходит на руках. Если находиться рядом и при сбое дыхания ребенка взять на руки, дыхание восстанавливается и ничего не происходит.

Предлагаются разные решения этой проблемы, много обсуждается поза, в которой лучше укладывать малыша, на животик, на спинку или на бочок. При этом ребенок оставляется на ночь в другой комнате. Взять его к родителям нельзя, ведь им надо заниматься сексом, а при ребенке, даже новорожденном, это по местным понятиям совершенно недопустимо.

Американский пуританизм в его современном виде в совмещении с ранним посвящением (лет так с 12 -- 13) в секс, практикуемый как вид спорта, -- нечто совершенно особенное и интересное само по себе. Вернемся пока к воспитанию детей.

Дитя растет, его заваливают игрушками в невиданных по российским понятиям количествах. Сколько подарков приносит Дед Мороз на Новый год? Здесь на Рождество Санта принесет маленькому американцу штук 5 или 6, столько же будет от мамы с папой, есть еще родственники, бабушки и дедушки. Если судить о любви по количеству того, что приобретается за деньги, то американские родители, наверное, самые любвеобильные на свете.

Интересно наблюдать за детьми, разрывающими красивые обертки с подарков под елкой и недовольно отбрасывающими их после этого в сторону. Столько ожиданий и столько разочарований! Угодить очень трудно. Поэтому заранее составляется список всего, что хочет в данный момент левая нога. Такой же список составлялся и родителями малыша, когда те женились. Они шли в магазины и вносили там в компьютер все, что хотели бы получить в подарок на свадьбу, потом приглашенным давали список магазинов, и они могли выбрать там подарок, заранее выбранный молодоженами. Если же упрямые гости проявляют своеволие, то их непрошенные дары часто просто сдаются обратно в магазин. После Рождества такие возвраты тоже очень распространенное явление.

Обычно в каждом «школьном районе» есть несколько начальных школ, одна «средняя» и одна «высшая» школа. Чаще всего все они разбросаны по всему району. Обучение начинается с полных пяти лет. Нулевой класс называется «детским садом», за ним следуют еще четыре или, в некоторых районах, пять. Следующий этап -- 6 -- 8-е классы. Эта школа называется «средней», располагаться она будет в другом здании. С 9-го по 12-й класс -- «высшая школа», здание опять же другое.

В школе, которую окончил мой старший сын, с 9-го по 12-й класс обучалось полторы тысячи человек. В его классе было человек 300. Не то чтобы они все вместе присутствовали на каком-либо уроке, просто класса как такового у них вообще нет: начиная со средней школы, они идут на каждый урок в разном составе. Собственно, тасовать их начинают с детского сада.

Каждый год всех заново перемешивают и дают нового учителя. Учителя, как правило, преподают только на одном уровне, например только в первом или во втором классе, и так далее. Бывают и исключения, но редко. На мой вопрос директору школы, где обучался в то время мой старший сын, зачем их перетасовывают, мне ответили, что делается это для того, чтобы дети знали как можно большее количество детей и не привязывались к кому-то конкретно. «Ничего, что они в этом году оказались с другом в разных классах. У вашего сына будет много новых друзей! Это еще лучше!»

Привязанность здесь -- скорее отрицательное понятие, близкое к зависимости. А быть независимым, быть всегда самим по себе и ДЛЯ СЕБЯ -- самое главное. А вот агрессивность -- положительное, означает силу, напористость, умение добиваться СВОЕГО -- это качества лидера. А зачем меняют учителей? А это чтобы, если тебе плохой учитель достался, так на следующий год его уже не будет. А в одном только классе они преподают, потому как это легче делать. Узкая специализация. Представьте себе учителя математики, разбирающегося в основном только в алгебре для 6-го класса.

При системе, где дети на каждый урок идут в разном составе, и перемены только 3 минуты, чаще всего глубоких дружеских отношений не образуется, хотя бывают опять же и исключения.

Сама дружба в Штатах совершенно другое понятие, нежели у нас. «Вот, мама, это мой друг», -- говорит ребенок после того, как он познакомился с кем-нибудь на площадке и поиграл с ним полчаса. Он может больше никогда не встретить своего «друга» и даже не вспомнить о нем. Практически все, с кем знаком, обозначаются словом «друг». Встречаются «друзья» для того, чтобы что-то делать вместе.

Например, поиграть в баскетбол или на компьютере, съездить в магазин. Если погода плохая, пойти некуда, новых компьютерных игр нет, то и встречаться незачем. На мой вопрос старшему сыну, имевшему в «друзьях» полрайона семиклассников, почему он сегодня, в субботу, сидит дома и не позвонить ли ему Джордану или Стиву и не позвать ли их к нам, я могла услышать что-то типа «да на улице же дождь и в баскетбол не поиграешь» или «мы уже побили все игры, которые у нас есть, и теперь у нас делать нечего». Короче, просто для общения не встречаются, встречаются для конкретного, определенного занятия. Ситуация несколько изменится, когда одним из таких занятий станет секс.

Дело это все же не такое простое, как игра на игровых приставках, тут хочешь не хочешь, а общаться приходится, поэтому начинают встречаться и собираться почти что «просто так». От друга многого не ждут, претензий не имеют, особой верности не хранят. Друзья часто меняются без особых трагедий.

Еще одна интересная деталь, которая не перестает поражать меня в школе, где я работаю. Дети рассаживаются в классе сами, группами, с теми, с кем дружат. Начинаются болтовня и игры, списывание, что и понятно, делаешь кому-то замечание, и тут все сразу же начинают сваливать на «друга», причем так горячо обвиняют его во всех возможных грехах, что кажется, больше уже никакой дружбы между ними и быть не может, ан нет, все остается без изменений. «Друг» поступит в подобных обстоятельствах так же. Всем, безусловно, понятно, что своя шкура ближе к телу. Обижаться тут не на что.

Индивидуализм проповедуется и воспитывается яростно, хотя результат чаще всего бывает обратный. Мне понравились фотографии, сделанные старшеклассниками моей школы во время поездки в Питер. На девяти из каждых десяти фотографий были... сами дети, не дети на фоне, скажем, Невского или на Дворцовой площади, нет. Дети в аэропорту, дети в комнате, дети где-то там еще, трудно сказать где. Главный объект фиксируемой в данный момент истории не новая, чужая страна, не они сами в этой стране, ТОЛЬКО ОНИ. На стенде в школе, где учился мой сын, висит стенная газета с фотографиями поездки во Францию. И что же? Кроме Эйфелевой башни, одни американские мальчики и девочки то в столовой, то в аэропорту, то в комнате в отеле, где они жили... И при всем при этом, что касается индивидуальности, то именно ее-то чаще всего и не хватает американцам.

Сравнивая русских, ливанских и американских детей, я могу сказать, что у первых и вторых гораздо больше индивидуальности как в одежде, интересах, манере себя держать, так и во взглядах. В 1991 -- 1992 годах я преподавала в университете курс по русской культуре. При обсуждении на уроке любой темы в классе самое большее было два мнения. Отличались они друг от друга так же, как отличаются позиции демократов и республиканцев. Молодое население оставалось строго в партийных рамках. Поражала при этом пассивность аудитории. Расшевелить их, вызвать интерес к чему-то, не имеющему непосредственного отношения к их быту, было очень трудно. Больше всего это напоминало недавно оставленный мною Советский Союз. Разница была только в том, что там свое мнение публично высказывать просто боялись, но все же его имели, здесь же идеология не спускается сверху, ею пропитаны сами массы.

В полном смысле «народ и партии едины». Мне даже один раз угрожали на уроке. На мое замечание, что неплохо было знать немного о тех странах, куда Америка без конца сует нос, студенты спросили меня, не боюсь ли я, иностранка, делать такие замечания, ведь это звучит как-то «против их страны». Я выразила удивление и поинтересовалась, что случилось со «свободой слова».

Знаете, как у нас относятся к ябедам? В Штатах же ябедничать старательно приучают с детства. При возникновении любого конфликта надо сразу же прибегнуть к помощи взрослых. Если ты ответил ударившему или оскорбившему тебя, то неважно, кто прав или виноват, а наказаны будут оба и при этом одинаково, разбираться в этом никто не будет, каждый ответит за свои личные действия, чем бы они ни были вызваны. И это не только у детей. Ябедничать вменяется в обязанность каждого гражданина. Увидел, что где-то кто-то от правил отступил, -- сообщи, выполни свой гражданский долг. Неважно, кто это сделал, друг или родители, сообщи, чтобы вовремя были приняты меры.

В возрасте семи лет старший сын, придя как-то из школы, заметил, что, мол, «будете кричать на меня, уроки заставлять делать, позвоню в полицию, нам сегодня учительница сказала, что, если нас дома обижают, надо набрать 911, придет полиция и разберется». Через десять лет, когда 7 лет исполнилось младшему сыну, он, наблюдая наши попытки заставить старшего брата заниматься, просто взял и набрал эти самые 911, потом, правда, испугался, повесил трубку, но нам сразу же «оттуда» перезвонили. На вопрос, зачем он это сделал, ребенок сказал, что это потому, что мы на брата кричали, а в школе им сказали, что надо делать в этом случае.

Сын моей местной русской подруги тоже угрожал своим родителям привлечением полиции к разрешению конфликта поколений и тоже примерно в 7 лет. А уж о том, что происходит в школе, и говорить не приходится. Исключение составляет только такая вещь, как наркотики. Тут будут хранить молчание. Дело это серьезное, за это могут убить.

Почему выражение «маменькин сынок» имеет негативное значение в России и позитивное — в США? Об этом и многом другом в сегодняшней статье про американское воспитание! 😉

Моя статья предназначена для тех, кому интересны другие модели воспитания. В статье я излагаю факты, с которыми мне пришлось столкнуться в США. Я не психолог и не пытаюсь вас учить воспитывать детей. 🙂

Американское воспитание — как все начинается?

Как говорит моя мама, от осинки не родятся апельсинки! 🙂 Все знают, что американцы привыкли вести себя дружелюбно с незнакомцами. А дети, как известно, копируют поведение окружающих, особенно, родителей. Однажды в магазине животных я подошла к клетке с кошкой, стою, любуюсь. Тут прибегает мальчонка и останавливается впереди меня, начинает что-то эмоционально лапотать. Его мама, увидев это, пожурила его, что он мне не сказал «excuse me», то есть он как бы меня блокирует, мешает мне. Но он мне совсем не мешал, он же маленький. Тем не менее без «excuse me» тебя автоматически считают грубияном.

Они и в магазинах, проходя мимо друг друга, говорят excuse me, даже если находятся на расстоянии метр друг от друга, то есть чисто теоретически не могут мешать друг другу. Ну, может быть, это еще одна форма приветствия такая. Вместо hello – excuse me... (об особенностях американского менталитета я писала .)

Вообще российское воспитание во многом схоже с американским, но есть и особенности.

Американское воспитание — основы

  1. Они начинают приучать к самостоятельности с младенческого возраста. Некоторые «продвинутые» мамочки даже имеют специальные методики воспитания, которыми я с вами сейчас поделюсь. Ее ребенку 1,5 года, и она дважды в день оставляет его одного в комнате, дабы он привыкал к самостоятельности. Дважды в день по одному часу. В комнате есть видеонаблюдение, поэтому за ним можно присматривать из другой комнаты. Ребенок сначала немного поплачет, но через какое-то время успокаивается и может самостоятельно играть. Если он не успокаивается в течение 15 минут, «испытание одиночеством» нужно, конечно, прекратить.
  2. Детям дают понять, что семья — это самое важное в жизни. Например, вышеописанная мамочка имеет следующую методику: каждый вечер семья собирается вместе, родители и дети. Дети играют, а родители в это время мило беседуют рядом, что-то обсуждают. Здесь родителям обязательно быть дружелюбными и любящими, иначе толку от такого метода – ноль. Дети должны видеть, что родители проводят время вместе, что они любят друг друга, и что семья – это важно. У них также существует понятие «family day», когда семья проводит целый день вместе.
  3. Американское воспитание имеет определенные табу. Здесь воспрещено оскорблять ребенка, повышать на него голос, а тем более шлепнуть по попе или дать подзатыльник. Во многих штатах это не только не принято, но и уголовно наказуемо. Вас также могут лишить родительских прав. Хотя у нас в Техасе к шлепку по попе относятся нормально, считают это обычным воспитательным процессом.
  4. Детей приучают к ответственности в бескомпромиссной форме. Здесь вам не будет «мама, я больше так не буду». Воспитание последовательное, твердое. Это не так, как у нас: наказали, теперь ребенку «на компьютере играть нельзя», ребенок молит, сердце мамы не выдерживает, берет мама 33 обещания и играть снова можно. Ох уж эта широкая русская душа! 🙂 Здесь нельзя – значит нельзя. Без исключений. Однажды, когда моему мужу было лет 16, ему захотелось взять машину его деда, проехаться по дворам. Взрослые обнаружили пропажу машины и позвонили 911. Он был дома уже буквально через 10 минут, где его уже встречали вместе с полицией. Это не единичный случай, его друг, однажды взял родительское золотое кольцо и заложил его. Его родители также позвонили в полицию. Здесь 11-летнего ребенка могут обязать к принудительным работам, если он ввязался в драку.
  5. К моральной стороне воспитания относятся тоже очень серьезно. Даже самые маленькие дети на пляже – обязательно в купальном костюме. К тому же девочки всегда носят под юбкой короткие шорты, дабы всё было прилично. 🙂
    Я вообще не понимаю, зачем детей голых на пляж выводить... Здесь ни при каких обстоятельствах ваши дети не могут видеть вас раздетыми – это растление малолетних. К растлению также относят тот случай, когда вы загораете на своем заднем дворе топлес, а дети ваших соседей вас случайно увидели.
  6. Детей не дергают по мелочам. В этом американское воспитание схоже с голландским. В «дергании по мелочам хуже нас только, наверное, польские мамаши. А что получается в итоге? 100 замечаний – и вы становитесь «фоном» для вашего ребенка. Какая разница, что делать, если вы все равно не довольны? А право на собственное мнение дети у нас, как правило, отстаивают с кулаками.
    Эх, куда уж деваться, да, мы такие. Или вы не такие? В США же, напротив, ребенку разрешается делать все, что не угрожает его жизни. Я слышала, что в Германии вообще некоторые родители стоят и спокойно смотрят, как ребенок ест ложками песок. Какой результат ожидают от такого воспитания? Говорят, дети вырастают свободными и раскованными (если песок был хороший 🙂) Попробовали — обожглись. В следующий раз пробовать не будем.
  7. Детей нельзя оставлять без присмотра. Это касается и магазинов, и улицы. В некоторых штатах, если люди увидят ребенка одного в отделе, могут сразу позвонить 911 (видимо, в тех штатах, где похищение детей распространено). В некоторых штатах запрещено оставлять детей до 12 лет одних дома.
  8. В школе детей хвалят за малейшие достижения. Хвалят всех без исключения. А если ребенок отстал от программы — об этом узнают только его родители, т.к. оценки передаются им в закрытом конверте и обсуждаются наедине с учителем.
  9. Американское воспитание направлено на коллективизм. Например, в американских школах (о которых я писала подробнее ) за чтение книг дают баллы, эти баллы складываются и так класс может выиграть приз. Таким же образом вся школа рисует рисунки, после чего эти рисунки складываются и получается название школы во всю стену.
  10. В США очень распространены понятия «мамин сынок» и «папина дочка». Эти понятия имеют только позитивные значения и показывают связь мамы с сыном и дочери с отцом до подросткового возраста. Когда девочек начинают интересовать мальчики, косметика и мода — они всё больше и больше обращаются к маме. То же самое происходит с мальчиками, когда они взрослеют.

Ах, да... по поводу любимого российского упрека Америке — «стреляют». Тяжело жить в обществе неорущих людей, иногда так хочется заорать, а непринято. Сдерживаешься-сдерживаешься, а потом и за автомат возьмешься... 🙂 (о преступности в США я писала

О своей новой американской жизни, об особенностях менталитета местных жителях о школах и детских садах, медицине и многом другом в США семья Тарановых поделилась с читателями 4mama.

О своем переезде в США

В Америку мы приехали 2 марта 2015 года. Скоро два года, срок совсем небольшой. Мы хотели дать детям лучшее, и Америка - это номер один была для нас. И когда случился резкий скачок доллара - наш бизнес рухнул, в тот момент мы и начали планировать переезд в другие страны (Чехия, Израиль). Нас уже пригласили на собеседование в консульство Израиля, когда мы узнали о выигрыше гринкард-лотереи. В этом плане нам повезло.

Насколько вы верили в выигрыш гринкарты?

Если честно, то мы не сильно верили, что можем выиграть. Но мы хотели увезти детей и дать им больше свободы и спокойствия. Играть в гринкард-лотерею США мы начали после рождения детей, именно они заставили нас взглянуть на вещи под другим углом. Играли 4 раза, но выиграли тогда, когда сомнений о переезде не осталось совсем.

С какими сложностями столкнулись в момент переезда и уже на месте?

Самой главной сложностью был языковой барьер. Английский язык здесь очень отличается от того, что мы учили школе. И если можно было в магазине справиться с нашим уровнем, то в поликлинике это было очень тяжело.

Получить хорошую работу тоже является большой трудностью для людей, которые не являются специалистами высокого класса в чем-то. У нас был свой бизнес, по сути мы торговцы. А в Америке востребованы профессии в других направлениях, таких как IT, бухгалтерия, медицина. Нужно получать американское высшее образование.

Об автомобилях в США

Машина нужна сразу по приезду. Без машины здесь очень тяжело, так как общественный транспорт ходит 1 раз в час, и в некоторых местах маршрут не проложен в принципе. Первое время в магазин ходили с чемоданом на колесиках.

Как дети восприняли переезд?

Дети, конечно же, скучают по своим друзьям в Санкт-Петербурге. Иногда общаются по скайпу, но уже редко. В маленьком возрасте адаптация и привыкание к новой жизни проходят быстро. Наши дети очень коммуникабельные и дружные. В школе их сразу полюбили и окружили вниманием и улыбками.

Сложнее всего было нашей дочке Алисе. В России она еще не закончила программу садика, а в Америке ее сразу взяли в первый класс. В России она всегда была позитивным лидером и пойдя в школу в США столкнулась с проблемами общения. Для нее это стало сильным стрессом. Но мы ей помогли справиться. Мы все: семья и школьные сотрудники.

Какие особенности образования в США

К сожалению, мы не посещали дошкольные учреждения в Америке. Детские сады здесь очень дорогие от 600$ в месяц за одного ребенка. Мы решили подождать полгода до начала обучения в обычной школе. Дети начинают ходить в школу с 5 лет в подготовительный класс. Большую часть времени они играют друг с другом, учатся общению и совместным играм с другими детьми. Начинают проходить цифры и буквы. И все настолько в непринужденной форме, что дети не ощущают дискомфорта или давления.

В американский школах объем знаний внедряют постепенно. Это не выглядит как снежный ком на голову ребенка. Из года в год ребенок начинает получать больший объем знаний. Постепенно подходя к высоким нагрузкам в университетах.

У маленьких детей здесь есть детство, до средней школы так точно. Они свободны. Мои дети могут полдня посвятить себе и играм. Это очень важно в их возрасте. В американской начальной школе нет перемен, их график построен так, что после одного урока у них перерыв на легкий завтрак, затем еще перерыв на прогулку и обед. Иногда математика просто сменяется музыкой, где дети могут немного подвигаться и потанцевать. Ведь в маленьком возрасте им нужно много двигаться, так уж устроен их организм. И мы рады, что в американских школах детям не нужно сидеть полдня за партой.

Раз в полгода детей возят на экскурсии. А также в школе с 3-го класса можно бесплатно научиться играть на музыкальных инструментах. Моя дочь занимается игрой на скрипке.

Плюсы жизни в Америке

Отношение к детям, инвалидам, пожилым людям на высоком уровне. А также работа государственных служб, таких как полиция, скорая, пожарная. Полицейский не имеет права остановить машину, если водитель не нарушил. Не придумывают правила, за которые можно взять деньги. Водители всегда пропускают машины с мигалками, отъезжая с дороги в сторону.

В Америке принято улыбаться всем, если вы встретились глазами. Несколько улыбок в день и настроение повышается, даже если они не совсем настоящие в нашем понимании. Но это намного приятней, чем тебя встречают хмурью.

В больших и маленьких городах одинаково развита инфраструктура. Можно жить в маленьком городе и иметь такие же магазины, продукты, банковские системы, уровень образования, как и в крупном городе. Очень хорошая социальная защищенность. Если кто-то потеряет работу и не сможет найти быстро новую, государство может помочь с питанием и медицинской страховкой. Действует очень много программ для многодетных семей.

Минусы жизни в Америке

Медицинское обслуживание очень дорогое, и не всегда хорошее. Американцы хоть и любят пообщаться, но общение далеко не заходит. Тяжело выстроить глубокие дружественные отношение с кем-то. Они не подпустят слишком близко.

Нет отпуска по уходу за ребенком, допустим, когда дети начинают болеть. В многодетных семьях болезнь может затянуться надолго, переходя от одного члена семьи к другому. Работодатели не будут ждать, пока ваш ребенок поправится и сможет пойти в школу.

Дорого стоят и разного рода страховки, услуги, связь, интернет, по сравнению с Россией. Хотя и заработки здесь выше.

О медицине

О медицине приходят двоякие мысли. С одной стороны она, конечно, качественная и с новейшим оборудованием, и вылечат тебя однозначно быстро, но при этом весьма дорого. Страховая система требует кардинальных реформ и, даже уже все Американцы сильно негодуют по поводу страховок и того, как это все устроено. Хотя если честно, мы особого дискомфорта пока не почувствовали, так как пока, к счастью, серьезно не болели.

Пару раз с дочкой обращались в травм пункт, и проходили регулярные обязательные обследования по аллергии и общему состоянию. Также разнится и качество услуг стоматологов. В том числе и качество обслуживания, а также цена, и общий уровень поликлиник.

В общем, что нам нравится в США, что у здесь есть всегда большой выбор сервиса. А не нравится то, что идешь к одному, потом к другому, к третьему и так далее. Перед тем как страховаться советую ознакомиться с местными терминами уровней-пакетов страховки, у американцев они очень специфические. Многие лекарства не купить без рецепта врача, а каждый прием у врача стоит денег.

О людях и отношении американцев друг к другу и к приезжим

Тема многогранная. Это зависит от того, в каком вы слое общества общаетесь. Но, как правило, все приезжие начинают с нуля, скажем 90 %, поэтому будем говорить об этих людях. Общаться вам придется с рабочим и простым классом в первое время, а возможно и всю оставшуюся жизнь, что поверьте не страшно и даже где-то интересно. Так как эти люди откровенны, просты и свои чувства они показывают сразу, не скрывают от тебя своего отношения. Если тебя человек сторонится, он тебе явно даст это понять, своим видом, взглядом и молчаливостью.

Но если же Американец к тебе проявляет интерес, то готовься быть изученным с ног до головы в хорошем смысле этого слова! Общения тебе предстоит по самое не хочу. Даже будешь прятаться от него по углам - все равно тебя найдет и будет обнимать и шутить, и расспрашивать, и рассказывать далеко не всегда смешные шутки. Одна из особенностей американцев, они любят шутить и подкалывать друг друга. Шутки везде и над всеми.

Сложилось впечатление, что Американцы не относятся серьезно к каким либо отношениям. Вчера с соседом мило беседуешь, а завтра он и не поздоровается. И наступает паника. Чем обидел его, что сделал не так. А по сути, они просто легко относятся к этому.

Чужаком ты в любом с лучшее будешь себя чувствовать в глубинках Америке, где уже на 100 % сформированы традиции и образы, и ты конечно никак не можешь соответствовать этим всем устоям. Ты - Чужак, но и с этим можно жить, если ты относишься к этому легко.

Отношение к детям в Америке

Отношение к детям на высоком уровне. В магазинах мамы не чувствуют дискомфорта приходя с 2-3 детьми, есть специальные тележки. Все двери открываются автоматически, нет бордюров и можно спокойно довезти все товары до машины. Поликлиники, банки, библиотеки оборудованы небольшими детскими зонами. Поэтому можно без труда отвлечь детей и решить важный вопрос со счетами в банке или занять ребенка в ожидании на прием к врачу.

Пешеходных зон в нашем городе мало, так как все передвигаются на машинах. Мамы с детьми обычно едут в парки, где дети могут покататься на горках, а мамы насладиться природой и озером. В нашем городе есть 5 музеев для детей, а также научный центр, где они могут не только весело проводить время, но и полезно в плане познаний чего-то нового.

Очень часто можно увидеть семьи, катающиеся вместе на велосипедах. Специальная дорога для велосипедистов проходит по городу и не пересекается с проезжей частью. Можно выехать в одном парке и добраться до другого. Бассейны и спортивные занятия, тематические мероприятия под праздники не дают скучать в нашем маленьком городе.

Совет тем, кто хочет, но боится (играть в лотерею, решиться на переезд)

Переезд это сложно, а переезд в другую страну сложнее в двойне. Но это приключение, приключение вашей жизни. Вернуться можно всегда, но попробовать стоит. Почувствовать себя в другом мире и изменить свой взгляд на мир.

Сейчас мы работаем с коучем в Америке, и нам очень понравилась тема ее работы «Лягушка в кипятке», суть которой заключается в следующем: «Если лягушку положить в прохладную воду и медленно ее нагревать, лягушка не будет воспринимать опасность и медленно погибнет. Но если лягушку опустить в кипяток, она выпрыгнет». Так же и с людьми: переезд это тот “кипяток”, который заставит вас выпрыгнуть из замкнутого круга, бремени, трясины.

Фото из личного архива семьи Тарановых

Раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Каковы же особенности американского воспитания детей?

Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Каковы же особенности американского воспитания детей?
Сергей Петров

На бога надейся, и сам не плошай!

Америка — страна иммигрантов. И менталитет граждан США (в том числе, и отношение к детям) формировался с одной стороны, на основе пестрой и многообразной культуры разных национальностей, а с другой — под влиянием среды, в которую попадали эти люди, оказавшись на новом континенте. Территория, которая впоследствии стала Соединенными Штатами, первоначально была английской колонией, и в течение долгого времени основную массу белых первопоселенцев там составляли пуритане — представители религиозных общин, которые в Великобритании подвергались преследованиям со стороны государства и господствующей церкви.

Эти люди перебирались из Англии в Америку, мечтая осуществить там те или иные эксперименты по социально-политическому переустройству общества. Для религиозных представлений пуритан характерны индивидуализм, опора на собственные силы, вера в свою избранность и особую миссию, а также высокие моральные стандарты в повседневной жизни, трудолюбие, правдивость, сдержанность в чувствах. Во многом именно эти качества помогли пионерам освоения Америки выжить и стать хозяевами на новой земле. Они же оказали определяющее влияние на формирование американской нации в целом и того, что мы понимаем под американским характером. Дети переселенцев получали воспитание, построенное в основном на фундаментальных библейских и семейных ценностях. Общеобразовательные школы в большинстве своем были конфессиональными, то есть принадлежали той или иной религиозной общине. Кроме того, существовала сеть воскресных школ.

В труднодоступных местностях, куда представители конфессий не могли добраться из-за больших расстояний и бездорожья, жители сами регулярно устраивали семейные чтения и обсуждения Библии и другой духовно-нравственной литературы. Значительная часть населения жила в сельской местности, на фермах, которые подчас находились в большом удалении от городов, да и друг от друга. Поэтому в затруднительных ситуациях ждать помощи было не от кого, семья могла рассчитывать только на свои силы, и детей воспитывали соответствующим образом. В мальчиках культивировалась смелость, инициативность, способность самостоятельно принимать рациональные решения, умение постоять за себя и близких, свободолюбие и уверенность в себе.

Характерно, что того же ждали и от девочек — ведь в отсутствие мужа женщина должна была уметь выполнять все его обязанности, а в случае чего и постоять за себя и детей. Так что, умение обращаться с оружием, скакать верхом и другие типично мужские навыки были в почете у прекрасного пола. Конечно, этнический и расовый портрет США с тех времен значительно изменился.

Однако пуританская мораль и ценности первых поселенцев продолжают оказывать влияние на американскую модель воспитания.

Семья — главная ценность

Воспитание в семье до сих пор — важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе — неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, — совершенно обычная картина.

Вопреки распространенному мнению, количество работающих мам в США не так уж велико и имеет тенденцию к сокращению. Все больше родителей предпочитают семью работе и карьере. С кем и где остается в США большинство детей дошкольного возраста, сказать трудно, поскольку такого рода статистика находится в постоянной динамике и сильно отличается в зависимости от социальной, имущественной и расовой группы. Но, по всей видимости, число малышей, которые находятся под присмотром мам-домохозяек, нянь (беббиситтеров) или посещают различные импровизированные кружки и детские сады, гораздо больше, чем количество детей, посещающих формальные детсадовские структуры.

Интересная особенность последних лет — то, что дома с детьми чаще стали оставаться папы. Естественно, речь идет о случаях, когда мамы действительно делают важную карьеру, и их заработка более чем достаточно для безбедного существования семьи. Нередко родители пользуются преимуществами гибкого графика или удаленной работы через виртуальный офис, чтобы посвящать семье как можно больше времени. В Америке широко распространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы по очереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаются на нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т.д.) для общения, обмена опытом, а заодно — чтобы дети поиграли вместе.

Неформальность подобных объединений конечно, располагает к проявлению творческого потенциала их участников, но не позволяет в полной мере считать их частью системы воспитания.

Учеба подождет

Следует сказать несколько слов о публичных библиотеках и так называемых «общественных центрах» (community centers). Они существуют практически повсеместно. Нередко там бывают хорошо оснащенные игровые комнаты, компьютерные залы, бесплатные либо очень недорогие кружки, в том числе для дошкольников.

Темы — на любой вкус: рисование, пение, аппликация, танцы, театральные группы, кружки любителей природы и многие другие. А главная цель занятий — развлекательность, игра и ощущение хорошо и с пользой потраченного времени.

Академические достижения ребенка (к примеру, раннее овладение чтением или письмом) беспокоят американских родителей гораздо меньше, чем российских. В нашей стране уже стала нормальной ситуация, когда при поступлении в подготовительный класс от детей требуют умения читать, а изучение иностранного языка в садике считается преимуществом. Большинству американцев трудно понять и принять подобные реалии. Считается, что всем этим премудростям ребенок непременно научится, когда придет время.

Жизнь как она есть

Еще одна «диковинка» американского воспитания с российской точки зрения — то, что бабушки в США как правило, не обременены заботами о внуках. Во многом такое отношение проистекает из старого пуританского идеала самостоятельности и самодостаточности. Дети — это проблемы родителей, и коль скоро те сочли себя достаточно взрослыми, чтобы иметь малышей, то должны сами думать и том, кто будет ими заниматься. Кроме того, американцы — очень мобильная нация, по некоторым подсчетам, средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни, поэтому зачастую внуки живут далеко от бабушек и дедушек и видят их несколько раз в году.

Услугами гувернеров, наемных воспитателей и частных учителей представители среднего класса (а именно к нему принадлежит основная масса населения) в США практически не пользуются. Квалифицированный специалист в области воспитания детей стоит здесь очень дорого, и большинство семей просто не может себе такого позволить. Впрочем, и очень обеспеченным американцам не свойственно стремление создавать для своих чад особые тепличные условия. Ведь дети не смогут прожить всю жизнь в таком «щадящем режиме», им предстоит адаптироваться к условиям рынка и конкуренции, поэтому сыновей и дочерей нужно заранее приучать к реалиям повседневной жизни. Правда, работающие родители для присмотра за самыми маленькими детьми все-таки нанимают бэбиситтеров.

Подавляющее большинство представителей этой профессии в США — женщины без какого-либо специального образования, немалую часть из них составляют иммигрантки (часто нелегалки), согласные работать без официального оформления за очень небольшое, по американским стандартам, вознаграждение. Конечно, бебиситтеры проводят с малышами значительное время и в определенной мере оказывают влияние на формирование личности своих воспитанников, но ни о каком систематическом воспитании речь здесь не идет. Оставлять маленьких детей без присмотра запрещено, и родители, поступающие подобным образом, могут быть подвергнуты административному, а если это повлекло какие-то серьезные последствия (травма, пожар), то и уголовному наказанию.

Пора получать знания

Ясли (nursery) в США тоже существуют. Но это — частные коммерческие заведения, и содержание ребенка в них может стоить больше, чем оплата услуг бэбиситтера-мексиканки или филиппинки. В яслях и детских садах с детьми играют, (в том числе в развивающие игры), гуляют, их кормят, укладывают спать — одним словом, обеспечивают уход. Но обучение как таковое начинается только в подготовительном классе (kindergarden) при школах.

Государственной системы яслей и детских садов в этой стране нет, государство считает себя ответственным за образование детей, начиная со школьного возраста, точнее — с подготовительного класса школы. Так что дошкольное воспитание в Америке отличается огромной широтой и свободой подходов и методов. Когда ребенку исполняется 5 лет, он поступает в подготовительный класс. В государственных школах обучение в нем бесплатное, как и все учебные принадлежности — ручки, карандаши, фломастеры, тетрадки, пластилин. По желанию, можно отдать малыша в полновременный (full-time) (с 8 или 9 до 15 часов) или сокращенный класс (c 9 до 12). Для желающих организовано двухразовое питание, причем дети из семей с низким доходом питаются за символические деньги либо бесплатно. Особый упор в учебном процессе делается на те приемы, которые возбуждают интерес и желание участвовать — обучающие игры, в том числе подвижные, рисование и изготовление поделок, разучивание песенок, стихов, считалок. Считается важным развивать детскую фантазию и воображение.

Для этого малыши могут «сочинить» книжку в картинках, а затем рассказать ее сюжет товарищам и воспитателю. Кроме того, под наблюдением воспитателя дети ухаживают за растениями, регулярно поливают их, взрыхляют почву и делятся с классом своими достижениями. Малыши также могут наблюдать за личинками бабочек и кузнечиков, собирать коллекцию красивых камушков. В школах регулярно устраиваются костюмированные представления, утренники и сценки, на которые в качестве зрителей всегда приглашаются мамы и папы.

Многие родители добровольно помогают воспитателю и классу, следят за малышами во время экскурсий или ассистируют на утренниках. Как правило, в конце учебного года на торжественной линейке директор школы персонально благодарит особо отличившихся волонтеров из числа родителей, вручая им памятные значки и подарки.

Интернационализм, патриотизм и… целомудрие

Одна из причин для гордости в современной Америке — мультикультурность. Она культивируется в школах, начиная с самых первых шагов. Детям объясняют, что все люди, независимо от расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, обладают равными правами и возможностями. Поэтому ситуация, в которой маленький представитель другой расы, национальности или ребенок, слабо владеющий английским, оказался бы изгоем, в американской школе практически немыслима. Но наряду с этим исповедуется и «единство в многообразии», то есть, идея о том, что какими бы разными ни были люди, населяющие Америку, они прежде всего американцы, и этим сильны.

Даже в подготовительном классе каждый день занятия начинаются с хорового прочтения «pledge of allegiance», клятвы на верность Соединенным Штатам. Все малыши вскоре заучивают ее наизусть, хотя зачастую, в силу возраста, не всегда понимают ее смысл. Конечно же, каждая школа и каждая классная комната украшена флагом США. Подход американцев к сексуальному воспитанию и вопросам пола во многом определяется наследием пуританской морали.

Соответствующий курс занятий входит в учебные планы общеобразовательных школ, однако его посещение — факультативно, и родители вправе отказаться от того, чтобы их ребенок присутствовал на подобных уроках. Очень много внимания уделяется соблюдению внешних приличий. К примеру, даже совсем маленьких девочек невозможно увидеть на общественном пляже без купальников. А любые элементы эротики на общедоступных каналах телевидения и в рекламе полностью табуированы.

Никакого насилия!

Следует сказать несколько слов о домашних наказаниях и поощрениях. Американское законодательство прямо не запрещает телесные наказания детей, однако в обществе превалирует мнение, что воспитательные меры такого рода являются пережитком прошлого и свидетельствуют о невысоком интеллектуальном и моральном уровне родителей, которые их применяют.

А жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны мамы или папы, не говоря уже о внешних признаках подобного обращения (синяках, ссадинах и.т.п.), могут привести к серьезному разбирательству и большим проблемам для родителей, если выяснится, что применяемые ими меры воздействия носят неадекватный характер. В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб).

В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

В школу? С удовольствием!

Несомненным преимуществом американского подхода к воспитанию являетсяего неформальность и упор на практические знания и навыки. Курс на прагматизм, иногда в ущерб теоретическим знаниям, обусловлен самим американским менталитетом. Со стороны отношение к усвоению знаний в США, особенно на ранних этапах (детский сад, подготовительные классы) может показаться недостаточно серьезным и даже поверхностным. В части теории, наверное, так оно и есть. Однако многих родителей (в частности, иммигрантов из бывшего СССР) приятно удивляет то желание, с которым дети в Америке спешат в школу и делятся тем, что они выучили и узнали сегодня.

Не ябеда, а честный гражданин

Многие выходцы из России негативно относятся к «ябедничеству», которое, как им кажется, прививают их детям с ранних лет. Но в Америке на это смотрят иначе, детей приучают быть законопослушными гражданами и следить за тем, чтобы их товарищи тоже были законопослушными. А если такая модель поведения является естественной и общепринятой, в том числе в детском коллективе, никаких проблем с «ябедами» и «доносчиками» не возникает.

«Чужаков» не бывает

Американский детский коллектив отличается удивительной терпимостью. Ситуации, когда над детьми смеются или издеваются сверстники, крайне нехарактерны. Рыжие, очкарики, лопоухие могут чувствовать себя в полной безопасности.

Конечно, многое зависит от района, где находится образовательное учреждение, но в целом драки и другие нарушения дисциплины — скорее исключение, чем правило для американских детей. Адаптация ребят из других стран, в том числе из России, как правило, проходит в американских школах очень гладко. Навыки разговорного языка усваиваются в течение нескольких месяцев, и в дальнейшем ребенок чувствует себя совершенно комфортно. Тем более что он, как правило, оказывается не единственным иностранцем в классе. А в Нью-Йорке, Флориде или Калифорнии число детей иммигрантов в школах зачастую превосходит количество коренных американцев.

Конечно, многое в процессе адаптации зависит от личности и индивидуальных особенностей ребенка, от настроя его семьи на адаптацию в новом обществе, однако атмосфера образовательных учреждений благоприятствует тому, чтобы этот процесс прошел максимально безболезненно.

Конечно, опыт другой страны и культуры нельзя перенести на родную почву механически. Но в этом и нет необходимости. Однако знакомство с таким опытом, творческое осмысление его положительных и рациональных моментов очень важны для того чтобы изменить что-то к лучшему и у себя дома.

В бонусе читайте секрет воспитания детей от Анджелины Джоли и Брэда Питта


Трудно вспомнить более известных родителей, чем многодетная пара Анджелина Джоли и Брэд Питт. Сейчас в их семье шестеро детей – Мэддокс, Пакс, Захра, Шило Нувель и близнецы Нокс и Вивьен. В планах – завести еще одного биологического и одного приемного ребенка, и на этом пока остановиться.

Малыши у этой звездной пары разных национальностей. Старшему Мэддоксу девять лет, близнецам всего год. Воспитать такую компанию непросто, но голливудская чета справляется – на радость папарацци семейство частенько выбирается на совместные ланчи, где дети демонстрируют неплохое воспитание.

И Джоли, и Питт росли в строгих правилах, и в собственной семье пытаются придерживаться тех же принципов. Главный из них – отказ от любых проявлений агрессии. Детям не покупают игрушечного оружия, в семье действует строгий запрет на компьютерные «стрелялки». Кроме того, детям нельзя смотреть боевики и, в первую очередь, экшны с участием родителей. Все-таки мама в образе сексуальной киллерши – не лучший пример для подражания.

Однако и свободы детям не занимать. В отличие от строгого отца, Анджелина заботится о гармоничном развитии детей. Все дети в мире устраивают в комнате бардак, рисуют на стенах, пачкают джинсы шоколадом, и делать из этого трагедии не стоит.