Когда можно оставлять ребёнка одного дома? Когда можно оставить ребенка дома одного

Вопрос, когда же ребенка можно оставить дома одного, рано или поздно встает перед всеми родителями. Можно ли, допустим, сбегать в магазин минут на 10-15? Многие скажут: все зависит от ситуации, от ребенка, насколько он готов, насколько вы уверены в том, что все будет в порядке.

Но все чаще и чаще встречаю знакомых, у которых дети - ровесники моего семилетнего сына:

А Даня где?

Дома, что ж его тащить сюда, я же на 10 минут. Он уже полгода как остается, если я ненадолго.

Приятельниц я часто расспрашиваю: А не боишься оставлять? А может ли он тебе позвонить? А что, если ты вовремя не вернулась (задержалась, застряла в пробке, сел мобильный, застрял лифт, хватил «кондратий»)?

В ответ получаю привычное:

Ну ты напридумываешь. Так проще вообще детей не рожать.

Решила «прогуглить» разные страны. Русскоязычные источники гласят, что «в большинстве стран Европы нельзя оставлять ребенка дома одного до тех пор, пока ему не исполнится двенадцать лет, а в некоторых штатах Америки – до четырнадцати лет, но при подробном изучении это оказалось не совсем верно.

1. США. В каждом штате действуют свои законы о возрасте, начиная с которого ребенок может остаться дома.

В некоторых штатах есть четко прописанные ограничения: в штате Аризона ребенка можно оставлять в одиночестве, начиная с 10 лет, в штате Мэриленд, начиная с 18 лет, и еще в нескольких штатах с – 14 лет.

Вообще, закон США с разных сторон рассматривает вопрос одиночества ребенка дома:

Родитель будет нести ответственность, если ребенок оставлен в небезопасных условиях или не накормлен, не одет должным образом. Что конкретно означает «небезопасные условия», «не накормлен», «не одет» – на усмотрение суда.

В случае несчастного случая, родители могут быть признаны виновными, если суд посчитает ситуацию, в которой ребенок остался один, не полностью безопасной. Судом учитывается возраст ребенка и другие обстоятельства.

В целях пожарной безопасности, запрещено оставлять ребенка до 8 лет одного в закрытом помещении запертым. Жилой дом относится к такому типу помещений.

2. Канада. В законах этой страны больше конкретики, чем в США. В большинстве штатов запрещено оставлять дома одного ребенка до 10 лет. После 10 лет и до 16 ребенка можно оставлять не более чем на 2 часа. Для того, чтобы оставить ребенка более, чем на 2 часа, должна быть уважительная причина и предприняты такие действия по безопасности как: оповещение соседей, периодические звонки домой, обеспечение продуктами и питьем.

4. Австралия. Здесь возрастных ограничений нет. В случае неприятностей или несчастного случая суд будет решать, насколько верным было решение оставить ребенка одного. Существует множество предписаний рекомендательного характера. Родители не обязаны их выполнять, но в случае возникновения проблем, их поведение будет рассмотрено как ошибочное.

6. Франция. Закон во Франции гласит, что родитель несет ответственность за то, что ребенок до 15 лет в полной безопасности. Четких временных рамок, сколько ребенок может пробыть дома один, не существует.

7. Россия. В российской законодательной практике четких возрастных границ, когда ребёнок может оставаться один, не установлено. Существует несколько законов об ограничении нахождения детей в общественных местах, но все эти они регламентируют самостоятельное пребывание ребёнка на улице, вопрос о пребывании дома целиком и полностью находится сфере личных предпочтений родителей.

Получается, что во многих странах, как и в России, нет конкретного возраста, до которого родитель не может оставить ребенка одного дома. И все, действительно, сводится к видению этого вопроса родителем.

Как же понять, готов ли ребенок остаться один?

Пройдите тест. Если вы ответите «НЕТ» более 2 раз – ребенку не стоит оставаться одному.

Рано или поздно перед родителями станет вопрос, когда начинать воспитывать в ребенке самостоятельность, и оставлять его одного дома без присмотра. Разрешать самому ходить в школу, и без провожатых из нее возвращаться. Вопрос не из легких, и чтобы правильно в нем разобраться, попробуем рассмотреть проблему с нескольких сторон, поскольку у каждой семьи разные окружающие их обстоятельства.

Для более профессионального решения этого вопроса, заручимся поддержкой специалистов в области детской психологии и рассмотрим некоторые их рекомендации:

Но сначала давайте узнаем, что говорит закон, и сравним с законами других стран.

Со скольки лет можно оставлять ребенка одного дома по закону

В России принятый законодательно возрастной ценз нахождение детей одних дома начинается с 14 лет. Отчасти это связано с отсутствием ответственности (в 14 лет в России получают паспорт), а с другой стороны – в этом можно усмотреть некий смысл с точки зрения детской безопасности.

В Украине действует аналогичное возрастное ограничение, до 14 лет должен быть под присмотром, но власти пошли несколько по иному пути, вводя запрет нахождения малыша в одиночестве по месту регистрации и по месту фактического нахождения. То есть, дома он может находиться один с 14 лет, а вот где-то в гостях – только с 16-ти.

В этом случае резон тоже есть – он касается и безопасности, и привязки к возрастному ограничению на нахождение на улице в разных районах (областях и других территориальных единицах).

Белоруссия, в принципе, идет теми же критериями, что Украина и Россия (здесь сказывается единое прошлое Советского Союза и единая же система педагогики, дошкольного и школьного воспитания). Нельзя оставлять без присмотра до 14 лет (в городах), а в сельских районах – до 12-ти.

Европейские страны, считающие себя наиболее цивилизованными, разрешают детям с 16 лет быть дома одним. Правда в Великобритании возрастные ограничения существуют до 15 лет, а в небольших странах (Люксембург, Лихтенштейн) до 14 лет.

США… Здесь все меняется от штата к штату: в основу положен законодательный акт, который четко прописывает запрет быть одному дома, если подростку меньше 15 лет. В отдельных штатах возраст увеличен до 16-17. Но особым образом обходятся в штате Невада, где не достигшим совершеннолетия (в США 21 год), нельзя не только быть без присмотра дома, но и выходить на улицу позже 21.00.

Страны востока в этом отношении разительно отличаются, потому что там и совершеннолетие наступает раньше, и традиции чтят, и сильна в азиатах тяга к самостоятельности. Для примера возьмем:

  • Япония – ровняется на Европу, ограничения по возрасту такие же (до 14 лет), но традиционно мужчиной принято считать мальчиков с 12 лет, а женщинами – девочек с 11 лет;
  • Индия – самые низкие по возрасту показатели (с 8-10 лет, в зависимости от провинции). Это при том, что современное индийское общество признает браки 12-13-летних девочек и мальчиков.

Как узнать можно ли уже оставлять одного?

Понять «созрел» ли ваш ребенок до некоторой самостоятельности, можно понаблюдав за ним в течение некоторого времени, выясняя, как он ведет себя в следующих ситуациях:

  • играя самостоятельно, как часто он пытается привлечь ваше внимание к себе;
  • ищет ли он вас, когда вы находитесь в противоположном конце квартиры, дома;
  • как ведет себя, если в комнате закрыта дверь;
  • в состоянии ли он, без подсказок - чистить зубы, убирать за собой на кухне, в комнате, застелить постель;
  • не боится ли засыпать с погашенным светом.

Если после своих наблюдений, вы приходите к выводу, что из вышеперечисленного многие пункты далеки от совершенства, то значит пора просто-напросто привить их.

Как привить самостоятельность

Только самостоятельного ребенка можно оставить дома одного. Психологи советуют начинать этот процесс с 5-6 лет. Если вы пропустили этот период и теперь перед вами стал вопрос, что делать, дитя боится быть дома без взрослых. Прочтите рекомендации, а главное, постарайтесь их воплотить.

Постепенно, не сразу давайте малышу немного больше свободы, не следите за каждым действием. Оставляйте его одного в комнате, сами же находитесь в другой – это сформирует у него чувство, что он сам, но вы все равно где-то рядом, недалеко от него. Позволяйте ему обслуживать самого себя во время обеда, налить себе молока, отрезать хлеба, положить кашу или суп в тарелку и т. д.

Определите четкие границы поведения, то есть, что можно делать, а что ни при каких обстоятельствах делать нельзя, как то: играть с огнем, электроинструментами, общаться с незнакомыми людьми.

Одновременно с этим, учите его пользоваться телефоном, элементарным кулинарным рецептам, как разогреть еду в микроволновой печи. Удостоверившись, что информация прочно усвоена и успешно применяется на практике, определитесь в главном вопросе: хочет ли ребятенок оставаться.

Сначала оставляйте на небольшие промежутки времени, и со временем вы увидите, что ваш ребенок уже сам в состоянии о себе позаботиться.

Одно из самых сложных заданий, которое должен сделать человек на протяжении всей своей жизни - это воспитание детей. И стоит родителям сделать один неправильный шаг и у малыша сразу появляются признаки тревожности, неуверенность в себе и различные комплексы. В этой статье мы постараемся ответить заботливым родителям на вопрос, с какого все-таки возраста можно оставлять ребенка одного , и что в таких случаях необходимо учитывать.

Есть много стран, в которых на законодательном уровне предусмотрено, что ребенка одного родители могут оставлять , начиная с двенадцати лет. К таким относятся, например, Соединенные Штаты Америки и Австрия. Отечественные специалисты считают, что самым оптимальным можно считать возраст около шести или семи лет. Так кто же все-таки прав: Америка и Европа с их своеобразными взглядами на жизнь, или же наши психологи, которые, кроме научных подходов, руководствуются своими наблюдениями и рассказами самих родителей.

Почти все взрослые единодушны во мнении того, что своих малышей необходимо приучать к самостоятельности начиная с самого раннего возраста. Но случается и так, что особенно ответственные родители с особым стремлением подходят к воспитанию своих детей, и стараются привить им самостоятельность, начиная с пеленок. Но в этом вопросе нужно руководствоваться и здравым смыслом, или вы считаете что малыш, который не умеет еще, ни сидеть, ни говорить, когда его мама или папа выйдут в магазин за продуктами, вылезет самостоятельно из своей коляски и будет полностью себя обслуживать. Скорее всего, это невозможно, не так ли? Но если он будет звать маму, а она не придет, и он, полностью беззащитный и беспомощный, будет плакать, захлебываясь слезами. Что будет тогда, какие могут быть последствия одного неправильного действия со стороны взрослых? Уже доказано учеными, что подсознание человека весьма интересная вещь, и стресс, который был пережит еще в младенческом возрасте, как например этот плач, может вылиться в серьезное психологическое отклонение в будущем. Разных ситуаций может быть множество, и нет такого человека, который их всех сможет предвидеть. Например, в окно комнаты, где мирно спит ваш малыш, подул ветер, и его порывом немного отдернуло одеяло, которое накрыло ребенка с головой. А мама в это время вышла в магазин, и не слышит его плача. Какие последствия могут быть теперь. На этот вопрос нет однозначного ответа. Этот пример, конечно, похож больше на сюжет мистического фильма, но в реальной жизни все может случиться. Именно поэтому мы стараемся никогда не оставлять столь маленького и беззащитного ребенка одного. Мы постоянно заботимся о его телесной безопасности, которая для нас главнее всего, но при этом почему-то постоянно забываем про его душевное состояние.

Мы иногда отказываемся понять, что тот страх, который малыш пережил однажды во время того, когда его оставили дома одного , может полностью изъесть его душу, и вылиться в психическое отклонение.

Очень часто комплексы неполноценности и нервозы детей подросткового возраста и многих вполне состоявшихся взрослых личностей уходят своими корнями в раннее детство. И почти всегда причина одна и та же - испуг или неправильное отношение к ним со стороны родителей.

Личностные особенности

Возраст, конечно, имеет большое значение для того, можно ли оставлять ребенка одного дома или нет. Но еще важнее то, чем он отличается от своих сверстников и каков он. Говоря по-другому - тип его темперамента, особенности личности и акцентуация характера (некоторое заострение тех или иных только ему присущих свойств). Немного поговорим об этом.

Если ваш карапуз холерик, он сам будет всяческими способами провоцировать вас, чтобы вы оставили его одного. Вот только он пока еще не может думать о последствиях таких действий.

Полной противоположностью ему в этом плане станет малыш - меланхолик. Если вы только намекнете на то, что он на некоторое время останется в доме один, он только сильнее схватит вас за юбку и никуда от себя не отпустит. Некоторые родители считают, что он делает это только потому, что он плохой. Все совершенно не так. Просто у таких детей уровень тревожности крайне высок, как и высока их потребность в самосохранении. И сейчас ему очень страшно.

Ребенок флегматик очень спокойный и уравновешенный, и поэтому он, скорее всего, не станет отстаивать свои права, а сангвиник на первый взгляд может показаться даже несколько бесстрашным.

Вот только первая реакция малыша на то, что он останется в комнате один - всего лишь маленькая прелюдия, после которой события будут развиваться совсем по-другому. Но как именно - этого никто точно сказать не может. Даже самый опытный психолог не в силах спрогнозировать все нюансы ощущений у карапуза, который на некоторое время остался без присмотра родителей. Может случиться такое, что малыш-холерик, который еще несколько минут назад желал, чтобы вы ушли, вдруг испугался любого шума или шороха, и теперь зовет вас на помощь.

Все дети - большие фантазеры, и плод их воображения из простых и безобидных вещей может создать ужасных монстров или привидений. Из приоткрытой форточки подул ветерок, и занавеска слегка зашевелилась, а малышу уже кажется, что за ней спряталось чудовище. В канализационной трубе зашумела вода, а он думает, что в их квартиру кто-то пробрался. Мы не раз слышали выражение, что у страха глаза большие, и эта поговорка о . А что тогда говорить о маленьких детях, которые, к тому же, с первых своих дней успели познакомиться с агрессивными мультфильмами, которые им показывают. И, оставшись один - одинешенек в большой комнате, он начинает соотносить себя с героем мультфильма, который так испугал его. И может дойти до того, что малыш настолько входит в придуманную им же самим роль, что теряет грань, разделяющую правду и вымысел. Когда это случится, он начинает паниковать и звать маму на помощь, а ее нет. Ребенок получает сильный психологический стресс, который рано или поздно даст о себе знать в виде фобий, комплексов или нервозов.

Детские страхи

Родители должны точно знать, какие страхи можно считать нормальными для детей определенного возраста, и какие из них свойственны их малышу. А также то, есть ли среди всех его страхов боязнь одиночества, которая очень часто может быть очень удачно замаскирована подо что-то другое. И для того, чтобы узнать это, нужно один раз попробовать оставить его одного, вот только стоит ли.

Уже семимесячный малыш очень испугается из-за того, что его мамы нет рядом с ним. Специалисты придерживаются мнения, что эта боязнь и есть предтечей будущего страха перед одиночеством.

И только по достижении трех лет дети начинают бояться по-настоящему. Все страшные персонажи из сказок, которые им читают по вечерам, и негативные герои мультфильмов оживают в их воображении. Особенно сильно это чувствуется тогда, когда ребенок остается совершенно один, и чувствует себя беззащитным. Помимо этого в три года у детей возникает боязнь замкнутого пространства. А ведь комната, в которой он остался без мамы или папы и есть таким пространством? И, что хуже всего, малыш уже понимает, что если что-то вдруг случится, ему не спастись и не убежать без помощи взрослых. А поводов для бегства может быть много: это и чудище из сказки, которое спряталось у него в шкафу , и злобный домовой, который только и ждет удобного момента, чтобы схватить его.

Но вот прошло несколько лет, ваш карапуз немного повзрослел и узнал много нового. Сейчас ему уже шесть или семь лет. Именно этот возраст отечественные педагоги и психологи считают самым оптимальным, чтобы начать оставлять ребенка одного . Хотя вопрос этот спорный, и, скорее всего, еще рано ставить над своим ребенком такие эксперименты. И хотя страх перед чудищами из шкафа уже прошел, но у маленького человечка появились другие фобии. Теперь он панически боится умереть, и этот страх старается всячески скрыть, считая, что это не та тема, которую стоит обсуждать с родителями. Боязнь перед смертью становится особенно сильной в те моменты, когда малыш остается дома без родителей и его что-то сильно напугало.

Если вы считаете, что после шести лет все сразу пройдет, вы сильно заблуждаетесь. Приблизительно с семи или восьми лет дети начинают бояться, что их мама или папа могут вдруг умереть, или с ними может что-то случиться. И об этом, равно как и о страхе перед собственной смертью, они стараются молчать. В те моменты, когда малыш остается один, ему в голову приходят самые страшные мысли о том, что могло бы случиться с его родителями. А ведь он так их любит.

Если ваш ребенок совершенно ничего не боится и без проблем может оставаться дома один без присмотра взрослых, это, скорее всего, не должно быть для вас предметом гордости. Существует высокая вероятность того, что такое поведение может быть одним из симптомов какой-либо патологии.

Одиночество - это еще не самостоятельность

Чем мы руководствуемся, когда оставляем детей самих дома , особенно в тех случаях, когда в этом нет острой необходимости? Очень часто родители свои действия оправдывают тем, что они стараются воспитать в своем малыше самостоятельность.

С одной стороны одни правы, ребенок должен быть самостоятельным. Но, с другой стороны, что это все-таки такое - самостоятельность? Возможно это репетиция взрослости у ребенка? Или это может быть просто перечень необходимых навыков, которые должны быть присущи каждому малышу определенного возраста?

Еще ни один человек не стал взрослым за один день. Будет намного лучше, если все проявления самостоятельности у вашего ребенка будут находиться под вашим строгим контролем. Совсем другое дело, если этот контроль вы тщательно замаскируете, и ребенок даже не будет замечать его. Он будет развиваться, учиться самостоятельно мыслить и отвечать за свои действия. Но если вдруг случится что-то непредвиденное, он всегда будет знать, что мама или папа рядом, и готовы в любую минуту прийти ему на помощь. Ведь его не бросили на произвол судьбы! Он находится под вашей защитой! И теперь возникает вполне законный вопрос: если вы оставили малыша в комнате одного не с целью развития у него самостоятельности, то тогда зачем?

Возможно, вам вдруг понадобилось сбегать в магазин за хлебом или за молоком, или немного поговорить с соседкой, сходить в гости к давней подружке - все перечисленные причины субъективные, и их легко можно немного подкорректировать. Согласитесь, ведь в магазин за молоком или хлебом можно сходить вместе с малышом, заодно и прогуляетесь на свежем воздухе. Вы хотели пойти в гости? Не беда, лучше пусть гости придут к вам, если по каким-либо причинам вы не можете идти к ним вместе с ребенком. Если возникла критическая ситуация, и вам никак не обойтись без того, чтобы оставить карапуза одного на некоторое время, вы вполне в состоянии попросить знакомых или близких, чтобы они немного за ним присмотрели.

Совсем другое дело, когда у вас возникает объективная ситуация, из-за которой у вас действительно нет возможности взять карапуза с собой. В таких случаях попросите любого взрослого человека, который уже не раз бывал у вас дома, и которому малыш доверяет, посидеть с ним некоторое время. Помните, что кроме различных страхов у ребенка, которого оставили дома одного, есть большое количество разнообразных соблазнов. Вы даже не представляете, как это интересно немного поиграть с краном и устроить дома потом, или взять спички и поджечь что-то. И чем больше вы говорите ребенку что то или другое делать нельзя, тем больше у него возникает соблазн самому проверить, действительно ли это так. Любой запрет с вашей стороны превращается для ребенка в чудесное яблоко из сказочного дерева познаний. Согласно Библии, Ева из-за него была изгнана из Рая. А ведь у маленького человечка тоже есть много вещей, которых он может лишиться, благодаря своей любопытности и взрослой неосмотрительности. Не верьте тем доброжелателям, которые твердят, что для того, чтобы малыш стал самостоятельным, его нужно оставлять дома одного сначала на две или три минуты, затем на пять, десять и так далее. И, в конце концов, ваш карапуз будет сидеть дома без присмотра почти полдня. Вы, наверное, догадываетесь, что для того, чтобы случилось что-то страшное, достаточно одного мгновенья, уже не говоря о нескольких минутах или даже часах.

Так что постарайтесь найти человека, которому вы доверяете, и который присмотрит за вашим чадом в то время, пока вы будете заняты своими делами.

Если вам очень нравится фильм «Один дома», и вы считаете, что все дети столь же находчивы и изобретательны, посмею вас разочаровать. Мало кто из малышей сможет поступать так же отважно и изобретательно в любой критической ситуации. А вот они как раз подстерегают нас каждую минуту. Конечно, есть ребята, которые уже привыкли к одиночеству, и чувствуют себя вполне уютно, когда рядом нет мамы или папы, и, в то же время, родители совершенно спокойны за своих чад. Но таких родителей очень мало, это особый тип женщин, которых иногда еще называют «Снежными королевами» за их черствое сердце. У таких детей, как правило, очень низкий уровень тревожности. Но только вы должны знать, что даже тот ребенок, который неоднократно оставался в квартире один, и который, казалось бы, полностью привык к этому, может вдруг чего-то сильно испугаться. И тогда он почувствует себя одиноким, брошенным на произвол судьбы и никому не нужным. Он расценит отсутствие рядом с ним самых дорогих ему людей как предательство с их стороны. А теперь подумайте, стоит ли свежий хлеб или разговор с лучшей подружкой тех переживаний, которые придется испытать малышу за то время, пока он будет один в вашей квартире.

И если у вас возникла крайняя необходимость выйти из дома, взять с собой ребенка вы не можете и посидеть некоторое время с ним не с кем, несколько раз все тщательно обдумайте, стоит ли рисковать.

Подумайте над тем, чтобы у вас была постоянная телефонная связь с малышом. Если он еще очень маленький и не знает цифр, объясните и покажите ему, на какую кнопку он должен нажать чтобы автоматически пошел вызов на ваш мобильный. Это может быть также телефон ваших соседей или родственников, которые живут поблизости. Таким образом, при возникновении критической ситуации он всегда сможет позвать кого-то на помощь. Если ваш ребенок уже немного старше и знает цифры, все нужные номера можно записать ему на листочке, который поставьте возле телефона. В этом списке обязательно должны присутствовать номера экстренных служб, таких как милиция, скорая помощь и пожарная служба. Также объясните ему, в какой ситуации нужно звонить по тому или иному номеру.

Все, что может хоть как-то угрожать его безопасности лучше спрятать подальше. Отключите из сети все электроприборы, надежно закройте окна и спрячьте лекарства. Так вы будете хоть немного спокойнее.

Проинструктируйте малыша, чтобы сразу после вашего ухода он закрыл дверь на цепочку, и не отпирал ее никому кроме мамы с папой, а также ваших соседей и родственников , которых он хорошо знает.

Перед тем, как оставить его на некоторое время без присмотра, поиграйте в одну игру, во время которой вы будете называть различные непредвиденные ситуации, которые могут произойти во время вашего отсутствия, а он будет отвечать, как правильно нужно действовать. Например, как нужно отвечать, если в двери стучится незнакомец, как позвонить в милицию или вам на мобильный.

Постарайтесь уточнить точное время своего возращения. Покажите, в каком положении будут стрелки часов, когда это произойдет. Если возникли непредвиденные обстоятельства и вам нужно немного задержаться, позвоните ребенку и объясните причину, из-за которой он вынужден дополнительное время побыть дома один. Он не должен волноваться.

А вот ребенка, которому еще не исполнилось одиннадцать - двенадцать лет ни в коем случае нельзя оставлять дома одного ночью . Для него это будет очень сильный стресс.

Предупредите его, чтобы он не пользовался самостоятельно электроприборами, не открывал краны и не включал газ, чтобы он не лез на стул, если вдруг понадобится что-то достать с верхней полки, чтобы он не высовывался в окно и не играл спичками.

Если вы оставили карапуза в доме одного, а после возвращения увидели, что все перевернуто вверх тормашками, порядок наводите вместе.

Делаем правильные выводы

Итак, с какого все-таки возраста можно оставлять малыша одного в доме ? На этот вопрос вы сами должны найти ответ. Мы рассказали вам обо всех опасностях и страхах, которые могут его подстерегать. А вы, в свою очередь, должны учесть черты его характера, стиль воспитания, который вы применяете, планировку квартиры, и только после этого принимать окончательное решение.

И все же, независимо от факторов, которые были перечислены выше, вы не должны проводить подобные эксперименты над малышом дошкольного или младшего школьного возраста. Такие дети еще не могут полностью управлять собой и не умеют контролировать свои эмоции, желания и фантазии. На все придет свое время. Не подгоняйте события, если на то нет особой нужды, ведь если урожай всегда собирают осенью, как бы вы не старались, раньше срока вам его не добиться.

Один раз маленькую девочку, которой едва исполнилось четыре года, спросили, хотела бы она остаться дома на некоторое время совершенно одна. В ответ девочка рассказала поучительную сказку о злом волке, семерых козлят и маму-козу. Особое внимание малышка акцентировала на том, что пока мама постоянно была дома и не оставляла козлят одних, у нее было семеро детей. Но однажды коза оставила их, а сама ушла на ярмарку за покупками. И тут случилось самое ужасное: пришел серый волк, и съел всех козлят кроме одного. Последние слова девочка говорила с особой печалью, тем самым дав мудрый ответ на вопрос, который ей задали.

И если, как в народе говорят, устами младенца гласит истина, то разве она нуждается в дополнительных комментариях? И перед тем, как принять окончательное решение и оставить своего карапуза одного и без присмотра, подумайте обо всех опасностях, которые могут подстерегать его на каждом шагу. Ведь вы уже давно выросли из детского возраста и знаете, что реальная жизнь очень отличается от сказки, и в ней не всегда наступает радостный и оптимистический финал.

Недавно, когда мой ребенок заболел, я была вынуждена остаться дома. Сначала я пыталась уговорить мужа прогулять работу, потом звонила вечно занятым бабушкам и дедушкам, а в заключении долго объясняла начальнику, что мне не с кем оставить больного ребенка, и я сегодня не смогу осчастливить коллег своим присутствием. Внимательно слушая мои телефонные дебаты, трехлетний карапуз ошарашил меня вопросом: "Мам, а когда я смогу остаться дома один, чтобы ты могла работать?"

Простой, на первый взгляд, детский вопрос поставил меня в тупик: действительно, с какого возраста можно оставлять ребенка дома одного? Как подготовить малыша к этому важному событию? Как узнать, что ребенок морально готов несколько часов провести один и при этом не пострадать? Вопросы возникали один за другим, а ответа не было...

Какой он - вкус самостоятельности

Однозначного ответа на эти вопросы не существует: одни дети и в 4-5 лет могут заниматься в одиночестве и не нуждаются в постоянном внимании родителей, а других и в 12 лет страшно оставить без присмотра даже на несколько минут. Но, несмотря ни на что, приучать ребенка к самостоятельности все равно надо, только вот когда и как это делать.

По мнению психологов, многое зависит от характера и темперамента ребенка. Если вы не собираетесь опекать свое чадо до свадьбы, необходимо своевременно давать ему почувствовать вкус самостоятельности. Согласитесь, рано или поздно все равно настанет момент, когда придется выпустить повзрослевшего ребенка из-под своего крыла. И начинать лучше с 5-6 лет. Чем дольше вы будете контролировать каждый шаг ребенка, тем больше у него будет соблазнов натворить что-нибудь запретное, впервые оставшись в одиночестве.

Давать почувствовать вкус самостоятельности нужно постепенно - гомеопатическими дозами, ведь даже опасный для жизни яд в маленьких дозах полезен. Человека, привыкшего к маленьким дозам яда, весьма сложно отравить этим самым ядом. Так и здесь - при умелом дозировании самостоятельности ребенок сможет почувствовать все прелести "взрослой" жизни и научится обходить подводные камни.

В любом деле главное - хорошая подготовка. Поэтому прежде, чем оставлять ребенка одного в квартире, немного потренируйтесь. В качестве разминки перед основным стартом предоставьте ребенку максимум свободы в вашем присутствии и не контролируйте каждый его шаг. Создайте так называемую видимость полной свободы и самостоятельности, определите несколько часов для себя ("мамин час"), когда вы будете заниматься своими делами, не отвлекаясь на ребенка: "Давай сейчас каждый будет заниматься своим делом. А через час мы с тобой обсудим, что же мы успели сделать". В качестве тренировки, можно оставить ребенка одного, но при этом не уходить из квартиры: например, примите ванну или лягте спать. Создавая ребенку видимость своего отсутствия, вы учите его рассчитывать только на себя. В то же время и вам и ребенку спокойно. Благодаря таким тренировкам ребенок быстро привыкнет к вашему временному отсутствию и не будет каждую минуту обращаться за помощью к маме. Теперь можно переходить и к полной самостоятельности.

Отдельно стоит сказать о приеме пищи. Почаще разрешайте ребенку самому хозяйничать на кухне и не зовите его на все готовое. Пусть кроха сам нальет себе сок, сделает бутерброд и откроет йогурт. В выходной день позвольте ребенку самому приготовить завтрак: мама устала и хочет поспать. Спустя некоторое время вы увидите, что ребенок вполне ориентируется в кухонных ящиках и не умрет с голоду в ваше отсутствие. Даже если ребенок уже умеет пользоваться плитой, в одиночестве лучше этого не делать. На время отлучки оставьте в термосе готовую еду (например, котлету с картошкой). В 5-6 лет ребенок уже в состоянии аккуратно открыть термос, выложить его содержимое на тарелку и съесть. Если у вас есть микроволновая печь, еду можно разогреть в ней. Постарайтесь оставлять ребенку те блюда, которые он больше всего любит и ест с аппетитом. Могу сказать по собственному опыту, что если вы оставите ребенку ненавистную солянку, которую он и в вашем присутствии ест с отвращением, не сомневайтесь - он в лучшем случае спустит ее в унитаз и заверит, что все было очень вкусно. Именно так я поступала в детстве с блюдами, которые не вызывали у меня аппетита.

Первый раз - он трудный самый

Первый раз оставить ребенка одного дома и уйти - это все равно, что пройти по минному полю. Прежде всего, перестаньте нервничать. Даже если у вас на душе кошки скребут, и вы уже готовы все бросить и отказаться от этой затеи, держите себя в руках. Пока вы не поверите, что ребенок вырос и стал вполне самостоятельным, он так и будет прятаться за вашу юбку. Дети на расстоянии чувствуют психологический настрой матери, и если вы будете сильно нервничать, малышу тоже будет тревожно, а почувствовав ваше спокойствие и невозмутимость, ребенок с удовольствием примет новую увлекательную игру под названием "Один дома".

Не планируйте на первый день важных дел - все равно ничего не сделаете. Уже через секунду после того, как за вами захлопнется дверь, воображение начнет рисовать страшные картинки о том, что может случиться с ребенком в ваше отсутствие. Правильно говорят - первый раз он трудный самый. Когда моя коллега Лена первый раз оставила шестилетнюю дочку одну и уехала на работу, она за три часа выпила двенадцать чашек крепкого кофе, выкурила полпачки сигарет (при том, что она практически не курит), не сделала ровным счетом ничего и каждую секунду смотрела на часы, причем каждые двадцать минут Лена звонила домой, чтобы узнать, как дела. Но бодрый и довольный голос дочери ее не успокаивал, все три часа Лена вслух размышляла, чем сейчас занимается ее ребенок, и, надо сказать, ее фантазии были пострашнее любого фильма ужасов. Так продолжалось несколько дней. Постепенно Лена увеличивала время своего отсутствия на тридцать минут. И, спустя две недели, она уже перестала курить, хлестать кофе на нервной почве, а спокойно работала.

Начинать лучше с непродолжительных отлучек, например в ближайший магазин. За 20-30 минут ребенок не успеет совершить ничего ужасного, а лишь почувствует себя взрослым и самостоятельным. К 5-6 годам дети уже более-менее ориентируются во времени и умеют пользоваться часами. Перед уходом подробно объясните ребенку, когда вы вернетесь "Когда большая стрелка будет на цифре двенадцать, а маленькая на семи, я приду". И постарайтесь не опаздывать, ведь ребенок будет ждать вас. Если по возвращении вы застанете малыша испуганным и заплаканным, на некоторое время отложимте попытку приучения к самостоятельности. Значит, ваш ребенок еще морально не готов остаться в одиночестве. Попробуйте проиграть ситуацию в ролевые игры. Например, он - зайчик, а вы - мама-зайчиха. Мама зайчиха ушла за морковкой, а зайчик остался один дома. Пусть ребенок расскажет, чем зайчик будет заниматься, во что играть и чего он боится. Необходимо чтобы ребенок (в роли зайчика, мишки, и т.д.) проговорил все свои страхи несколько раз. Озвученные и проигранные страшные ситуации перестанут ребенку казаться таковыми. Спустя несколько недель вновь повторите попытку оставить ребенка одного.

Придя домой, постарайтесь не ругаться на малыша за устроенный им беспорядок. Любопытство - это совершенно естественное чувство (и вам оно тоже присуще). Все мы в детстве мечтали походить на родителей, стать такими же взрослыми и важными. Оставшись в одиночестве, дети, как правило, играют с "взрослыми игрушками", подражая родителям, и от этого никуда не деться. И если однажды, придя домой, вы обнаружите, что вся ваша косметика размазана на лице любимой дочери, шариковые румяна сын использует в качестве пулек для стрельбы, а карандашами от Диора вам подписали открытку, постарайтесь не упасть в обморок и не растерзать детей. Лучше оцените их находчивость. Я до сих пор удивляюсь терпению моей мамы, когда мы с подругой (по совместительству соседкой по коммунальной квартире), играя в индейцев, разрисовали себя безумно дорогой и дефицитной в то время польской помадой. А на ее вопрос: "Чем я теперь буду красить губы?" с детской непосредственностью предложили свою гуашь (нам тогда было по 5 лет, и это был первый раз, когда родители оставили нас одних). Постарайтесь проявить максимум терпения и тактичности. Если вы не будете сильно ругаться, ребенку быстро наскучит играть вашей косметикой, и он вернется к своим игрушкам . А на первое время уберите подальше те вещи, которые вам, действительно, очень жалко. Довольно скоро кроха перестанет тайком лазить по "запретным" шкафам, поняв, что ничего интересного там нет.

Когда вы убедитесь, что ребенок спокойно переносит получасовые отлучки, можно постепенно увеличивать время. Но если вам необходимо уйти на несколько часов, пообещайте позвонить, чтобы узнать, как у него дела. Вот увидите - после короткого телефонного разговора вам станет намного спокойнее. Но даже если ребенок нормально переносит ваше отсутствие, постарайтесь всегда возвращаться к тому времени, когда ребенку пора спать. Большинство детей нормально переносят часовые отлучки мамы, но засыпать в одиночестве боятся - это природный инстинкт: детям необходимо, чтобы родители оберегали их сон.

Очень важный инструктаж

Ребенок должен четко усвоить: есть вещи, которые делать нельзя, ни при каких обстоятельствах. Вот несколько наиболее распространенных "нельзя" (возможно, вы прибавите к этому списку несколько своих требований, главное - убедиться, что ребенок четко усвоил эти правила и не пытается тайком их нарушать).

Нельзя никому открывать дверь, даже если это пришла соседка. Причем это правило распространяется и на то время, когда родители дома. Входную дверь должны открывать только взрослые. Объясните ребенку, что у всех близких есть ключи от квартиры.

Нельзя по телефону незнакомым людям рассказывать, что он (ребенок) сейчас один дома, а мама придет только через 3 часа, и вообще не разрешайте ребенку вступать в продолжительные беседы с посторонними. Скажите ребенку, чтобы незнакомым людям он отвечал приблизительно так: "Мама сейчас очень занята и не может подойти к телефону. Перезвоните через 3 часа". В этом случае вы, во-первых, не заставляете ребенка врать, ведь мама, действительно, занята. А во-вторых, посторонним непонятно, что малыш находится дома один.

Нельзя ничего кидать с балкона и из окна. К окнам вообще лучше не подходить и не выглядывать на улицу. Даже если в квартире очень жарко, не оставляйте открытыми большие окна (даже если на них натянута сетка от комаров), исключение составляют маленькие форточки, до которых ребенок не в состоянии дотянуться. На окна лучше поставить специальные блокирующие задвижки, которые ребенок не сможет самостоятельно открыть.

Нельзя играть с электробытовыми приборами. Дети очень часто играют с включенным пылесосом, феном или безопасной бритвой.

Около телефона должны быть список "дежурных" номеров (ваш мобильный, папин, тети, бабушки, и т.д.), чтобы в случае экстренной необходимости ребенок знал, куда ему звонить. Не рассчитывайте, что ребенок наизусть знает все номера - в самый ответственный момент память может подвести. И обязательно объясните ребенку, в каких случаях надо срочно звонить и звать на помощь.

Тест на самостоятельность

  1. Ребенок может занять себя более 2-х часов и не прибегает к вам каждые 5 минут за помощью.
  2. Ребенок не боится темноты и закрытого пространства: он часто играет в комнате за закрытой дверью и засыпает без ночника.
  3. Ребенок четко знает предел дозволенного: что можно, а что нельзя делать (и почему нельзя).
  4. Ребенок часто играет в ролевые игры, ставя себя на место взрослых (в "дочки-матери", больного и врача).
  5. В играх ребенок не проявляет садомазохистских наклонностей: он понимает, когда ему будет больно и старается избежать боли, он не пытается специально причинить боль животным, родителям, братьям и сестрам (исключение составляют игрушки - их ломают практически все дети, это нормально).
  6. Ребенок умеет пользоваться телефоном.
  7. Ребенок не мстительный: он не умеет подолгу таить злость, вынашивать план мести, быстро "отходит" и прощает обиды.
  8. Ребенок умеет адекватно оценивать свои поступки: "Я поступил плохо. Мама будет ругаться", "Я все сделал хорошо. Мама будет довольна".
  9. У ребенка дома есть определенные обязанности (убирать игрушки, стелить себе постель, и т.д.) и он ответственно их выполняет.
  10. Ребенок непроизвольно соблюдает режим дня (ест и ложится спать приблизительно в одно и то же время), причем родителям не приходится постоянно контролировать его и напоминать о том, что пора спать. У "режимных" детей более развита внутренняя дисциплина (самодисциплина).

Если хотя бы на 8 пунктов вы ответите "да", значит, ваш ребенок уже вполне готов ненадолго оторваться от вас и не нуждается в ежеминутном контроле. В противном случае лучше не рисковать.

Обсуждение

Очень грустно читать такие стать вроде этой. какие в 6 лет попытки оставлять одного ребенка, ребенок в 6 лет уже в школу идет, а вы только термосы открываете и что то пытаетесь научить делать. скажите пожалуйста а как же детские садики и дошкольные учереждения как с ними быть? как там ребенка одно оставлять? вообщем самое обидное что вас читают и принимают ваши "мнения" на вооружение

01.11.2008 11:20:24, папа Сергей

У меня двое малышей. Дочери 8лет, сыну - 5. Несмотря на то, что дочь старшая, сын кажется намного самостоятельнее. Он подолгу может занимать себя не требуя внимания взрослых. Дочь же наоборот, постоянно контролирует нахождение в поле зрения папы или мамы. До сих пор стараемся не оставлять их одних. Был один случай, отлучился папа на 5 мин. (мама была на работе, а папа бегом за молоком во двор) младшему было 2 года, он спал крепким сном, а дочь увлеченно смотрела мультфильмы. Результат: Подойдя к двери по возвращении папа услышал дикий рев в 2 голоса. Судорожно отпер дверь. Дочь стоит в ванной, холодной водой смывает кровь с головы. До ванной кровавая дорога из гостинной. Младший тут же возле ванной, тоже в истерике. Оба ревут дико. Картина маслом из фильмов ужасов.Как было дело: только папа за дверь, сын проснулся, начал просить пить у сестры, она не поняла его или отвлекаться не хотела от мультиков. В руках у ребенка оказался стакан, довольно тяжелый. Многократно повторив просьбу сестре и не получив попить ребенок запустил стакан в ее сторону. На беду метко попал ей в голову в кровеносный сосуд.
Мы с мужем после этого случая заработали фобию, до сих пор боимся оставлять детей одних. Даже на короткое время.

У меня двое 4 и 2,5, оставить могу только на 10 минут пулей домой, если ооооочень надо в магазин, он на углу дома. У меня 2 страха: что они полезут на балкон, открывать уже старший может и что я могу застрять в лифте и тогда это затянется не на 10 минут. Очень редко оставляю, в основном везде с с собой таскаю.

22.05.2008 21:45:28, Катя

Поддерживаю мнение Насти, очень правильно. Оставляла ребенка одного один раз: он спал, и нужно было пойти купить молока и кефира (ему было 1,5 года). Я летела домой, как птица. Слава Богу, ничего не случилось, он продолжал спать, не проснулся, но мои чувства произвели на меня такое впечатление, что теперь мы везде ездим вместе (или со мной, или с папой, или с нами обоими). На вылазки и в гости, на отдых в Крым, - только вместе. Я знаю по себе, как для меня тяжела разлука с ним. Лично для меня. Дома действительно может случится что-то такое, с чем маленький ребенок сам не разберется. И будет очень обидно, стыдно, горько и старшно оттого, что, будь с ребенком взрослый, то ничего страшного вообще бы не случилось.

28.08.2006 13:59:57, Наташа

Дай Бог всем деткам терпения и удачи! Полностью согласна с Nastiy (отзыв от 7.3.2005)!

29.06.2006 22:35:42, Ольга

Yuliya, esli eshe chitaesh... Nam pyat i po chasam ne orientiruemsa. Probovala ostavlyat ego na 30 - 60 minut. 3 Raza. 2 iz nih normalno. Odin - nashla ves izrevelsa: "boyalsa svoyey teni", i "skuchal". Torchal iz okna (3 etaj), chtobi menya uvidet. Tokom proshiblo... NO Bog ubereg.

10.12.2005 00:59:11, Alenka

Меня очень волнует эта проблема. Моей дочке 6 с половиной лет. Оставить дома даже на 15 минуя я ее не могу, сразу начинается истерика. И даже когда мы вместе идем в магазин, а она на велосипеде то и возле магазина она не может быть одна. Зато во дворе с друзьями может играть часами и мама ей не нужна. Последняя попытка закончилась грандиозным скандалом и наказанием. Сама переживаю, что не права наказав дочь, но не смогла с собой справиться. Вроде договорились, что дочка покатается на велосипеде возле магазина, но только я прошла 10 шагов, как услышала такой крик, что подумала она разбилась. А ведь осенью ей в школу. Что делать не знаю, подскажите, ведь водить и забирать из школы у меня возможности нет, а все время просить бабушку....

28.04.2005 16:47:00, Наталья

Трудный вопрос, когда можно оставлять ребенка. Если бы не эти странные случайности, про которые некоторые авторы говорят, типа загорелась проводка и т.п., то оставлять-то можно, если ребенок нормально может посидеть-поиграть самостоятельно и никаких страхов не имеет. Я оставила сына 5 лет как-то на 2 часа. Но... если здраво поразмыслить, нехорошо это, если другие не знают, что ребенок дома один, и если ребенок не знает куда позвонить, если что случится. Я, например, поехала на машине, а вдруг она бы сломалась или случилась бы авария. Ребенок ждет вас к определенному времени, а вас все нет... Автор статьи совершенно прав, что ребенок должен: разговаривать по телефону, уметь открыть дверь и обратиться совершенно конкретно куда-то к соседям. Мы с братом вдвоем оставались с нашего первого класса. И что же, один раз у нас загорелась одежда на батарее, хорошо что я не растерялась и догадалась вытащить розетку и пихнуть одежду под воду. А потом мы все-таки побежали к маме в детсад, где она работала, чтобы все рассказать, мама конечно побежала домой, чтобы выяснить масштабы, а вдруг где-то потухший огонек. Был случай, когда мы уже были достаточно большие, но черт дернул, что-то кто-то из нас открыл дверь чужаку. Мы потом час - два умоляли дядьку уйти, и пока мама не пришла, дядька просил то воды принести, то еды... Хорошо что не хуже. Мама была в шоке, что мы открыли зная что открывать нельзя. Уж тут никто точно не помнит, почему мы с братом так оплошали.

Прочитала все рассуждения, есть много интересного о психологии, но НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК не написал, что в отсутствие взрослого дома может случиться что-то неподконтрольное - замкнет проводку например, начнется пожар Как вы думаете что ребенок сделает? Кинется маме звонить? Как бы не так, в 90% случаев он испугается и забьется под кровать или в шкаф и т.д. Мы себе оправдания ищем - надо в магазин, за больничным, не с кем оставить. А зачем оставлять объясните мне? Потому что неохота возиться с малышом? У меня детей двое, одному год, другому четыре. Если мне куда-то нужно, в магазин, аптеку или просто в торговый центр приспичило за каким-нибудь подарком например я беру их с собой. Неудобно? Чушь. Зато я спокойна. Да, приходится тратить не меньше часа, чтобы взять с собой кое-что необходимое, все предусмотреть: одежку младшему, попить и тому и другому, всех одеть и из дома выкатиться. Зато я знаю, что если что-то случится в квартире, то это произойдет без участия моих детей. Я согласна с правительствами цивилизованных стран. Ждать от малыша полной самостоятельности глупо, а если у некоторых родителей просто не хватает ума это понять - значит не нужно оставлять на их усмотрение решение о том, когда можно ребенка одного оставить.

Я оставляла дочку одну лет с 3-х: вначале на 5-10 минут (вынести мусорное ведро), потом - на 20-30 минут (она сама попросила что-то купить в магазине), теперь могу ходить почти каждый день по 1-1,5 часа - не боится, и думаю, что даже 2-3 часа просидит. Но вот насчет узнавания времени... Ей 5,5 лет, а все, что связано с часами пока еще темный лес. Интересно, мы одни такие, или все-таки еще рано по часам ориентироваться?

05.03.2005 16:10:06, Юлия

Я приучала дочку с 2,5 лет по необходимости - мы летом жили у бабушки, где мусор вывозит машина по часам и через день. Не вынес вовремя - твои проблемы. Минут по 5-10 это занимала. Потом я "выносила мусор", отлучаясь не на долго. Потом - в магазин, обещая обязательно сок или сырок...
Сейчас дочери 3,5 года. На 1 час я оставляю ее, но больше не получается. Ей становится страшно.

05.04.2004 15:10:51, Aнна

Я оставляла своего ребёнка одного дома с 1,5лет,ненадолго конечно(15-20мин.),и каждый раз приходя домой я заставала одну и туже картину:дома бардак,ребёнок весь грязный.Сейчас моей дочке 3года,но всё равно придя домой максимум уже через 1-1,5ч. я застаю тоже самое.Хотя когда я дома и мне хочется поспать или заняться чем-нибудь другим(стирка,глажка,уборка) дочь может самостоятельно покушать, поиграть,её в это время никто не контролирует и всё остаётся в порядке,но стоит только за порог как её самостоятельность не знает границ.

17.03.2004 14:02:30, Катерина

А в Америке, если оставишь ребенка одного дома (как сказал первый отзыв) до 12 лет, вас заберут куда следует, а там уже ждите выводов.

12.03.2004 00:51:43, Оля

Мне муж так сказал: сейчас (в 7 лет) не так страшно как раньше - маленькая была, и не так опасно, как лет в 15 - уже большая:) Мы не на долго оставляем с 5,5 примерно, правила поведения дочка знает, а чтобы не скучала, включаем мультики, или занимается чем-то интересным - рисует, лепит и т.д.

04.03.2004 15:10:46, Ирина Ли

менф приколол пассаж про кофе и сигареты: сначала я подумала, что мама оставила дочку одну, а она(дочка)выпила 20 чашек кофе и выкурила полпачки сигарет:) Меня только немножко удивило, как ребенок мог еще говорить после этого по телефону бодрым голосом:)

Комментировать статью "Один дома: когда оставлять ребенка одного"

Что одинаково законно(незаконно), что и оставлять их одних, ну с точки зрения буквы закона.... Но ИМХО, на неделю или на сколько там ТС хочет уехать совершенно спокойно можно детей оставить дома.

Обсуждение

Года 4 назад упала в люк, сломала ногу.Ещё скорую ждала, а уже позвонила тётке, чтобы приехала к детям (тогда 14 и 15).Дома был ещё мой отец.Пока лежала в больнице, домой случайно позвонила дама из опеки и пригрозила изъять детей и поместить в приют.Через час уехала из больницы с переломанной ногой, не дождавшись операции. оперировалась позже, по сути стационарно.

В школе я б не говорила на всякий случай. Если дети разумные,и если бабушка в том же городе живет,то можно думаю. Просто из командировки Вы не сможете быстро приехать,если случится что-то типа того что ниже пишут.А так-подрощеные уже дети.

22.10.2015 10:35:57, Ямамба

Поднялась температура, из носу течет, кашель, ребенок вялый и капризный – для мамы простуда у малыша настоящее испытание. Однако необходимо собраться и начинать действовать. Ведь от правильности предпринятых мамой лечебных мероприятий зависит то, насколько быстро выздоровеет ее малыш. 1. Домашний режим Заметив первые признаки нездоровья, оставляйте ребенка дома, не отправляйте в детский сад или школу. Даже если симптомы ОРВИ незначительны – появился только насморк, самочувствие не нарушено и...

Обсуждение

У нас есть еще бактерицидная лампа, периодически включаем когда болеет ребенок, все остальное точно также как в статье

Перечислены самые важные действия, которым нужно следовать при ОРВИ. Ведь на самом деле стоит вести себя по такому плану и ребенок быстро встанет на ноги без кучи препаратов.

А с 1 января это будет узаконено. Видео: [ссылка-1] Этой осенью участились обращения в РВС от родителей из Москвы с жалобами на бесцеремонное поведение социальных служб. На основании простого доноса недоброжелателя они грубо врываются в квартиру, начинают придираться к обстановке, искать повод заявить об “угрозе для ребёнка”. При этом заявляют о своём праве регулярно посещать семью, которую они “ставят на контроль”, угрожают отобранием детей, а в нескольких случаях действительно детей...

Обсуждение

Семья, где мать детеи нужно разыскивать, по определению проблемная. В нормальнои семье дети 10-12 лет, в случае смерти отца, сразу звонят маме. Если дети маме не звонят, то не факт, что их стоит еи отдавать без предаварительнои проверки. И не факт, что их можно оставить с женщинои, у которои дети не знают, кто их мать и где она. Здесь одно из двух: 1) мать там опасна для детеи; 2) опасна для детие женщина, которая вместе с отцом лишила детеи более-менее ноормальнои матери. Третьего и не дано.

29.11.2014 10:19:06, __nevazhno___

А раньше ребенок один дома оставался? Здорового я бы спокойно оставила, а вот больного, вряд ли. Был не очень приятный опыт, когда оставила ребенка 8 лет с температурой.

В одном сообществе на другом сайте идет обсуждение, что на основании акта об оставлении в роддоме можно усыновить ребенка сразу. попросила Усыновление ребенка, оставленного в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, может быть осуществлено в...

Обсуждение

Можно. Мы такие. Тут самая сложность - вовремя попасть в Р/д...

Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.04.2002 № 217, от 10.03.2005 № 123, от 11 апреля 2006 года № 210, от 25 апреля 2012 № 391, от 12 мая 2012 № 474)

2. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых:

Неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;

Признаны судом недееспособными;

Лишены судом родительских прав;

Дали в установленном порядке согласие на усыновление;

По причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания (за исключением случаев усыновления иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами Российской Федерации).

Усыновление найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, может быть осуществлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел или органами опеки и попечительства.
Усыновление ребенка, оставленного в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, может быть осуществлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта, составленного администрацией учреждения, в котором был оставлен ребенок.

II. Подготовка (Имеется в виду избыточная теоретическая подготовка). Очень эффективно использовать для обучения известные ему сказки. Например, «Волк и семеро козлят». Попросите ребенка ответить на вопросы: «Как должны были козлята узнать маму? Почему волку удалось их обмануть?» В ходе рассуждений можно сделать выводы, что распознавание только по голосу не оправдало себя, так как волку удалось заговорить голосом козы. Если бы козлята заранее договорились с мамой, что она должна еще и подойти...

Представим себе, что вашему ребенку придется какое-то время после уроков находиться дома в одиночестве. Иногда возникают ситуации, когда ребенку приходится самостоятельно открывать дверь своим родителям или знакомым взрослым. Как добиться того, чтобы ребенок безошибочно открывал дверь только тем, кому можно? Возможно использование различных методик обучения, опирающихся на возрастные и индивидуальные особенности детей. За основу обучения умению оставаться одному дома и открывать входную дверь...

Что делать первые 10 минут после падения: * Не думать, что ребёнок навсегда останется инвалидом * Не думать, что это «ерунда», что «все детки падают» * Реально оценить состояние ребёнка: есть ли отёк мягких тканей? Ведёт ли ребёнок себя необычно? * Вызвать врача. Лучше исключить серьёзную травму (после рентгеновских или томографических исследований), нежели её пропустить. Бьём тревогу * Бледность кожных покровов и изменение реакций малыша. Ребёнок становится вялым и сонливым или чрезмерно...

А вот дальше сложнее - если муж не хочет оставаться дома в новогоднюю ночь, то оставлять его силком смысла никакого - всё равно хорошо не будет. Пусть идет к друзьям со 2 на 3. Иначе это нечестно - бросать жену один на один с ребенком.

Обсуждение

пригласите гостей к себе, с дочкой попляшите и вовремя ее уложите спать. а сами продолжайте праздник.
обычно не заставляют таких малышей гулять всю ночь, это негуманно)

Забавно, что обсуждение вертится вокруг вопроса, надо ребенку этот праздник или не надо. Что мать этого ребенка и жена этого мужа тоже человек и имеет какие-то потребности, речь вообще не идет. Красота!

28.10.2013 17:38:55, Хм

Чем ближе 10 августа, тем страшнее, что дети решат жить с супом, и я останусь совсем одна... В выходные были втроём в своём недостроенном загородном доме, протоптали тропинки в бурьяне, покачали воду, чтоб скважина не заилилась, шашлык пожарили, поиграли в шашки и дартс, с погодой не повезло... Пытаюсь с ними побеседовать, выяснить их настроение, младший говорит: "как старший брат решит, так и я"... Старший говорит, что папа ему обещал "выкупить у мамы её долю, довести до ума этот дом, если...

Обсуждение

А я бы отпустила(. Детей с папой. Пусть поживут. Посмотрят что и как. Если им действительно с папой лучше чем с вами, то извините, в этом вы виноваты сами. А если это не так, поживут и вернутся. А пока вы будете прыгать вокрг детей с бубнами, а они будут встревать во взрослые вопросы и манипулировать вами через хотелки, ситуация будет только ухудшаться

06.08.2013 15:49:31, Злюка_Бобер

Почему же без них? Вы -мать. Должны решать для себя и для своих детей. Все эти псевдо-заботы о том, как лучше, приводят к тому, как хуже. Вы своего мужа любите. Поэтому и простить не можете, принять его выбор не можете, принять то, что детям может быть комфортно с папой. Вас мучает дикая куча вопросов. При этом у вас нет ни одного решения, нет стратегии. Вам правильно писали, что Вам нужно выработать план действий, не мучиться всем и сразу, а решить, что важнее в данный момент. Разбираться в себе- будете позже. Пока уговорите себя и наблюдайте эту историю со стороны. Главная цель, над которой вам нужно работать- быть с детьми. Вы не давайте им возможности самим принять решение. Это неправильно в данной ситуации. Они тоже очень расстроены и вырваны из привычного круга вещей. Скажите им- Вы остаетесь со мной, с папой будете видеться тогда, когда Вам этого захочется. Он ваш навсегда. О чем тут говорить?? Зачем у детей спрашивать- с кем они хотят остаться??? Это ж издевательство над ними, а не взрослый подход. Поэтому на вопрос" с кем" вы и получили такой ответ. Они не могут принять такое решение. Потому что это- боль. Вы должны уступить детям в чем-то, а что вам хочется сейчас или почему не можется- оставьте. Это уже след.этап. Пока берегите детей. Заканчивайте разговоры о сопернице, это прошлое ваше, настоящее мужа, оставьте вы эту больную тему. Извините, что много и сумбурно, но чет прям задел ваш топик.

Отобранные дети: как живут маленькие жертвы ювеналов [ссылка-1] Жанна Куприянова, клинический психолог Ребенок против своей воли лишается родителей. Какие последствия это несет для его интеллектуального и личностного развития? В последнее время мы все больше слышим о случаях насильственного изъятия детей из семей. Будоражащие душу истории приходят к нам из Финляндии, Германии, США. Мы узнаем, что родителей там теперь лишают прав по смехотворным причинам, типа запрета есть сладкое. В этих...

Обсуждение

Почему так происходит? Для того, чтобы понять это, нужно разобрать, что происходит с ребенком, не лишенным материнской заботы. Мама ухаживает за ребенком, она защищает его, отвечает на его плач и улыбку, утешает, когда ему плохо. Важнейшие, базовые принципы их отношений – это стабильность и безопасность. На основе этих принципов у ребенка появляется базовое доверие сначала к матери, а затем и к людям вообще. Ведь если человек не доверяет собственной матери, он не может доверять до конца кому-либо вообще. Уверенный в собственной безопасности, ребенок может двигаться вперед, развиваться, он будет легче переносить трудности и справляться с ними. Итак, ребенок, лишенный матери, а значит и стабильных отношений, теряет чувство безопасности. Он утрачивает чувство опоры, теряет базовое доверие к людям и миру в целом. Лишенный чувства безопасности, ребенок не может гармонично развиваться.

Но самое главное, у него не формируется модель близких отношений, основанных на любви и доверии, которую он мог бы перенести потом на свои взрослые отношения и отношения со своими детьми. На ранних этапах развития у ребенка не сформированы еще ни характерологические особенности, ни способы взаимодействия с людьми, поэтому, чем раньше происходит насильственное вторжение в отношения мать – дитя, тем серьезнее последствия для личности ребенка.

Что же происходит с детьми-школьниками?
Их реакции зависят от того, как они воспринимают факт усыновления. Если их изъяли из семьи, если они воспринимают усыновление как нечто насильственное, угрожающее, унизительное, являющееся причиной потери родных родителей, то тогда у этих детей возникают очень серьезные психологические проблемы. Исследователи указывают на тяжелые эмоциональные нарушения, депрессии (у некоторых детей выявляются суицидальные намерения), повышенную тревожность и сниженную самооценку. По сути, все описанные симптомы проявляются у людей, ставших жертвами насилия и получивших тяжелую психологическую травму.

По данным американского психиатра Дэвида Бродзинского, исследовавшего детей в приемных семьях, интеллектуальные, поведенческие и эмоциональные нарушения у них встречаются в 4 раза чаще, чем у детей, растущих в своих родных семьях. Когда усыновленные дети вырастают, то они намного чаще, чем обычные дети становятся преступниками, а также среди них гораздо чаще встречаются наркомания.

Картина нелицеприятная, но, тем не менее, часто можно слышать вопрос: а что если родная семья настолько плоха, что детей даже нужно отнять? Что если родители кричат на ребенка, шлепают его? Что, если они недостаточно зарабатывают, чтобы накормить его деликатесами и красиво одеть? А такое встречается сплошь и рядом. Когда люди слышат о ювенальных технологиях, о том, что у таких-то родителей отнимают детей, они часто думают так: «Наверное, это были очень плохие родители. Наверное, детям в приюте будет лучше, ведь их там будут хорошо кормить и одевать, папа не придет домой пьяным, мама не устроит скандал». Чтобы ответить на эти вопросы, уместно снова вернуться к модели отношений мать-дитя, наличие которой является главным условием социализации человека. Да, в случае негармоничных отношений и модель формируется негармоничная, искаженная, но все-таки это модель постоянных, длительных, близких детско-родительских отношений. В случае же помещения ребенка в приют такая модель не формируется вообще. По сути, мы имеем дело с эмоциональными инвалидами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подавляющее число выпускников детских домов не могут создать семью, не могут найти постоянную хорошую работу, часто сами бросают свих детей (т.е, не могут создать постоянных устойчивых связей). Неслучайно, в США одним доводов в пользу изъятия ребенка является то, что мать или отец сами в детстве потеряли родителей.

Конечно, существуют тяжелые патологические детско-родительские отношения (например, систематические садистические истязания или сексуальное насилие), которые разрушают психику ребенка больше, чем потеря объекта привязанности. Здесь очень важно разграничить физические наказания и садистические истязания. В случае последних причинение боли и унижение становится центральной, самой главной составляющей отношений, самоцелью. В результате такого «воспитания» формируется личность с очень серьезными психическими отклонениями. Однако такие патологические отношения встречаются достаточно редко, как и всякое резкое отклонение от нормы. Во всех же остальных случаях потеря матери наносит ребенку гораздо больший ущерб, чем жизнь с весьма порой проблемными родителями. Становится понятно, почему дети сбегающие из детских домов, возвращаются к родителям (и не важно, что они являются, порой, алкоголиками или эмоционально неуравновешенными людьми). Потому что самым главным страхом, следующим после страха смерти, для ребенка является страх потери родителей.

Существует большой соблазн объяснять все описанные эмоциональные, интеллектуальные и личностные нарушения у детей из приемных семей и детских домов, генетикой. Сделать вывод, что неблагополучные, дезадаптивные дети унаследовали свои черты у своих неблагополучных родителей. Однако, симптомы поведенческих и эмоциональных нарушений встречаются и у детей, потерявших так называемых «благополучных» родителей в результате несчастных случаев

Итак, дети, потерявшие своих родных родителей, не могут впоследствии построить свои отношения с обществом, с трудом в нем адаптируются. Происходит это потому, что самые главные отношения, являющиеся базой, на которой основываются все дальнейшие отношения, та модель, на которой дети учатся любить и формировать привязанности, была атакована или разрушена (в случае с детьми, потерявшими родителей в школьном возрасте) или не успела полностью гармонично сформироваться (в случае с детьми в возрасте от нескольких месяцев до 3-4 лет). Это позволяет нам сделать вывод, что самым безопасным местом для ребенка, способствующим его гармоничному развитию, является традиционная семья, состоящая из родных родителей.

Однако, мы видим, что именно традиционная семья сейчас подвергается массированной атаке. Ювенальные технологии появились и разрабатывалась на Западе, но сейчас они пришли и к нам. Несмотря на заверения чиновников, что у нас ювенальной юстиции не будет, она, тем не менее, уже здесь. На данный момент в Госдуме рассматривается закон о социальном патронате. Это совершенно ювенальный закон, развязывающий руки чиновникам, существенно облегчающий отнятие детей у родителей. Закон этот еще не принят, но в пилотных регионах детей уже отнимают достаточно активно. Тенденция очевидна: вместо укрепления института семьи создается еще одно орудие для ее разрушения. И вот тут сам собой напрашивается вопрос: не получим ли мы в перспективе общество разрозненных индивидов, не способных любить, думать и трудиться? И долго ли протянет такое общество?

Вчера мой киндер заявил с утра, что болен. И в школу естественно идти не может. На моей памяти это всего первый раз, когда инициатива не идти в школу исходит от него. Быть посему! Я оставила ребенка дома одного, оставив все телефоны, ключи и гору еды в холодильнике. Весь день тряслась и звонила сама, потому что ребенок мне совсем не звонил. Спрашивала, чем занимается - ответ был: "Смотрю телевизор" или "Играю". На вопрос - Ела? - ответ был: - печеньки нашла. Пришлось ехать домой кормить...

И каждый родитель сам принимает решения, с какого возраста можно оставить ребёнка одного дома. Звонки постоянные мне и ни на шаг от него. Мне это надоело уже. Один дома не остаётся...почему не объясняет...

Обсуждение

Вспоминается анекдот. Подзывает мать к себе дочь, и говорит. Вот ты уже большая, и наступило время поговорить с тобой о сексе.
- Мама, что ты хочешь о нем узнать, отвечает дочь.

Ребёнок уже большой, и я на 99,99% уверен, что он знает что между М и Ж есть секс и так далее. Ну тут и папе вломить надо, так как он с сыном общается, то это его прямая обязанность поговорить на эту тему с ребёнком. Я своему старшему начал лет в 8 объяснять что такое секс (сейчас 11), и так далее. И мы с сыном открыто говорим на эту тему, ну без мамы конечно, это наше с ним...Ну а если и не знает, то с ним на эту тему надо всё равно поговорить. Сейчас очень много продаётся литературы, типо детской сексуальной энциклопедии и так далее, где очень доступно объясняется что такое секс и откуда берутся дети.

Счастливый ребёнок вырастет в том случае, если счастливы его родители. И тут не важно одна вы или с мужем. Вы имеете право на секс, и не чего это скрывать от ребёнка. То может случится так, что ребёнок секс будет считать чем то постыдным и своими действиями вы можете ему навредить в будущем.

И каждый родитель сам принимает решения, с какого возраста можно оставить ребёнка одного дома. Мы своего старшего оставляем, но мы и не на всю ночь уезжаем куда нить, а так по магазинам. Так он сам младшего брата и сестру и накормит и спать уложит. Но если потребуется, то их троих на всю ночь оставим. Если вы его ни разу не оставляли одного, то это можно обыграть както. Ну например - сын, ты уже взрослый и я тебе больше разрешаю и расширяю круг чего тебе можно, ну как то так;)) Тут конечно от ребёнка зависит. Я например в этом возрасте, ну очень любил когда мои предки куда нить сваливали на всю ночь и я оставался один. Это же кайф. По любому можно обернуть так и преподнести ребёнку так, что это круто будет остаться одному)))) тут только ваша фантазия.

Я обычно про подружку или дискотеку... А если деть знаком с МЧ, могу и правду-матку...
Считаю, что счастливая мать нужна ребенку и полезна ему гораздо больше, чем несчастная... Удачи! :)

Раздел: Родительский опыт (можно ли оставить 2-х месячного ребенка на полдня). Почти три года уже сижу дома,никуда не выходя далеко от малышей,первому год 11мес,второму 2мес:-(Хочется куда-то выйти... Собирала молоко в одну бутылочку, оставляла на какое-то время...

Обсуждение

Собрать пару порций по 80мл-100мл реально за сутки перед событием.
Как уже сказали, ночью перерывы в кормлениях больше и проще сцеживать это утром. Если кормите по требованию, то вряд ли после кормления Вы что-то сможете выжать, лучше до. А уж ребенок насосет себе все равно потом.
Нацеженное ставите в стерильной закрытой посуде в холодильник, не сливая порции разных сборов, пока они в холодильнике не станут одной температуры. Так можно хранить до 4 дней без заморозки. Бабушка потом на водяной бане разогреет.
Я ухожу каждый день на 5 часов с 2 недель дочки, молокоотсос электрический, обхожусь уже парой сцеживаний - у одной груди ребенок, у другой - прибор. Но были длинные выходные, не сцеживала, чаще прикладывала, так тоже потом еле 40мл с двух грудей. возможно, оставить на второй год, это и неплохо.
В нашей школе знаю детей, которым это было на пользу.(общалась и до - я репетитор, и после "переселения")
Маме мальчика из класса сына как раз этого делать не советовали. Потому что коллектив у них очень хороший, а мальчик с серьезными логопедическими проблемами, но - без поведенческих. Ему полезнее доучиться в "хилых троечниках" в сильном классе, нежели попасть в отстойный.
Одного ребенка с серьезными поведенческими проблемами перевели на и индивидуальное обучение. С ним занимается завуч три-четыре дня в неделю индивидуально, но не дома, а в школе, в ее, завуча, кабинете.
в общем - проконсультируйтесь со специалистами, навено. я бы к психологу детскому сходила, да и не к одному. На мой взгляд главное мотивацию к учебе не потерять (или найти).А уж в каком классе - это не суть важно (если в ЭТОМ плохо).

посоветуйте как быть: хотим скататься на море в сентябре. мальчику будет 1 ,2года. муж хочет отдохнуть и чтобы я отдохнула (растем без бабушек, никто особо не помогает), т.е. оставить ребенка дома. с двумя бабушками (одна приедет издалека...

Обсуждение

Я думаю, лучше взять ребенка с собой и отдохнуть всем вместе. Не представляю, как можно такого маленького бросить.
Там пишут внизу, что потом "прилипание" ребенка - мамина расплата за отдых. И никто не говорит, что это для ребенка. Он-то расплачивается ГОРАЗДО больше, а вместо отдыха имеет стресс.

Мы оставили на 5 дней в 1г5мес. Когда я приехала, реакция была чрезвычайно бурной, вполоть до истерики, чтобы мы непременно от бабушки уехали... А в 1г10мес нормально остался. Дочку я уже не рисковала оставлять, пока не исполнилось 1г9мес, уехали на неделю, решила еще и отлучить от груди заодно. Было почти нормально, она была с братом и любимой няней, но по приезду была длительная истерика, с требованием груди и т.п.. В 3 года она уже почти большая, но тоже очень тосковала, когда мы уехали на 10 дней, очень потом цеплялась за меня, боялась, что уеду. В любом случае разлуки для ребенка тяжелы, с этим мало что поделаешь, но не забудьте, что может и вам будет тяжело от мыслей о ребенке, и тогда что за отдых? Но бывает, вам очень хочется отдохнуть! Тогда езжайте! С ребенком ничего ужасного не случится.

Наши читатели поделились опытом, когда можно оставлять своего ребенка одного дома, а также дали рекомендации, как сделать это так, чтобы все прошло спокойно и без инцидентов. Полную подборку советов вы можете посмотреть на .

Кадр из фильма «Один дома»

До шести лет: испытание нервных клеток мамы

В первый раз мне пришлось оставить дочку, когда она заболела. Ей было 10 месяцев, у нее была температура, а старшего нужно отвести в школу (на тот момент он уже пошел в первый класс). Ко времени выхода она уснула, поскольку во сне малыши выздоравливают, я на свой страх и риск бегом отвела старшего. Слава богу, ничего не случилось, и сердце уходило в пятки, но моя красавица все еще мирно посапывала в своей кроватке.

Пару раз пятилетку оставляла на час. Он был с телефоном. Каждые 10 минут звонила. Он-то прекрасно провел время, а мои нервные клетки уже не восстановятся.

Сына вынужденно оставляла с четырех с половиной лет и сразу на три часа каждый вечер. Все обошлось хорошо. В шесть лет, когда он пошел учиться, самостоятельно уже мог преодолеть дорогу из школы домой. Дочку начала оставлять еще раньше – в три с половиной года на 30 минут с утра. Она справлялась отлично. Но кто-то из гадких соседей настучал в соцопеку, и проблем было выше крыши, и это при том что в Германии нет закона, в котором написано, с каких лет можно детей оставлять одних дома, – одни рекомендации психологов и педагогов.

Буквально сегодня старшую дочку пяти лет оставила одну, у нее тяжелая ангина , срочно нужны были лекарства, малую – в охапку и бегом в аптеку. Дочке мультики любимые на планшете включила и велела к двери не подходить, но за время отсутствия – 40 минут – вся издергалась. Если бы не такая необходимость, то никогда бы так не сделала!

Кадр из фильма «Один дома»

С шести лет: подготовка к школе

Сын с шести лет оставался ненадолго дома, пока мы с мужем ходили, например, в магазин, постепенно увеличивали время, но ребенок был на телефоне. В семь, летом перед школой, пришлось оставлять его на весь день. Я приезжала только кормить обедом. Но проблем не было: сын гулял, играл дома, читал, или они ходили в гости друг к другу с друзьями.

Старшего начали оставлять одного с шести лет. Готовили к школе. В школу и из школы ходил потом сам. Разрешали делать все. Обычно сын смотрел телевизор или играл за компьютером. Мог разогреть себе что-то в микроволновке. Звонила, спрашивала, чем занят. Волновалась только первые два раза, потом перестала.

Моему ребенку шесть лет, оставляю его одного на полчаса-час, если надо куда-то выйти без него. Начинали с 15 минут, объясняла, что нельзя делать (у нас особенно под запретом – залезть на стул, потом на шкаф), оставляю ему пульт, чтобы мог включить мультики, на его столике – воду и какие-нибудь вкусняшки, чтобы сам не лез никуда и не брал. Про розетки он давно знает, окна всегда закрываю и открывать он их пока не умеет. Но когда ухожу все равно, конечно, волнуюсь пока.

С семи лет: развиваем самостоятельность

С семи лет начали оставлять. У нас замечательные соседи, следят за ними (не так часто обращаемся), двери открыты и у них, и у нас (совместный тамбур на две квартиры). Ну и телефон рядом.

С семи лет, как пошел в первый класс. Сначала был мрак, конечно, а сейчас вполне самостоятельный и поест сам, и пропылесосит, и мусор вынесет, и посуду за собой помоет, и еще собаку днем выгуляет.

Кадр из фильма «Один дома»

Не всегда все зависит от возраста

Сына оставляла одного уже лет с четырех, но ненадолго, естественно. Он очень самостоятельный парень, ответственный и такой спокойный. С шести лет уже сам мог сходить в магазин за хлебом. С 10 сам ходит в парикмахерскую. А дочь вообще не может остаться одна дома, а ей восемь! Ни на минуту, ни на секунду. Везде приходиться брать с собой...

Думаю, прежде всего нужно ориентироваться на самого ребенка. У нас двое сыновей: 11 и 7 лет. Старшего оставляли дома с шести (сперва ненадолго и держали связь по телефону), а вот младшего до сих пор не оставляем (только если с братом). Возможно, просто это «синдром младшенького», все боимся отпустить его «во взрослую» жизнь.

Статистика

Согласно , который мы провели среди наших читателей, 42% родителей считает, что можно оставлять ребенка одного дома с семи лет. 21% – придерживается мнения, что лучше чуть позже – с девяти лет. А вот 18% мам и пап готовы оставить дома одного малыша уже с пяти лет. На вопрос, где ребенку безопаснее носить ключи от дома, проголосовавшие в основном выбирали пункт «в ранце/рюкзаке, где есть специальный карман для ключей». С просьбой присмотреть за детьми родители готовы чаще всего обратиться к родственникам или друзьям – 73%. Оптимальное время отсутствия взрослых в квартире по результатам голосования – от получаса до полутора часов.

С какого возраста дети могут находиться одни дома по закону?

Строго говоря, в России нет конкретного закона, который бы регулировал именно нахождение детей дома одних. Однако существуют другие законы, имеющие к этому отношение. Во-первых, ответственность у нас наступает с 14 лет. То есть с момента получения паспорта. Поэтому нахождение такого ребенка дома одного ничем не грозит его родителям с точки зрения закона. Во-вторых, у нас есть статья «оставление в опасности». Если с ребенком до 14 лет дома случается несчастье, то родителей привлекут по ней. В моей практике был случай, когда семилетняя девочка выпала из окна, находясь одна дома. Родителей привлекли к ответственности именно по этой статье.

Кирилл Рогов

юрист, специалист по семейному праву

Как сделать так, чтобы все прошло спокойно

Если говорить о советах, то самое главное – это чтобы у ребенка всегда была с вами связь. Чтобы он всегда мог вам позвонить, если что-то случится или возникнут вопросы. Второе – оставить ему в свободном доступе еду и питье: что-то простое, что не нужно греть на сковородке, включать огонь (желательно). Третье – организовать ему досуг, чтобы ему было, как проводить свободное время, пока вас нет дома. К примеру, достать альбом, карандаши, научить включать мультики, положить на видное место любые другие игрушки по его увлечениям.

А также как само собой разумеющееся – научить всем правилам безопасности, проговорить все ситуации, которые могут возникнуть. Сказать ребенку, где он может получить помощь, кроме родителей – обратиться к соседям, позвонить в спецслужбы (номера, конечно, тоже следует выучить). Ну и последнее, мое личное мнение, никогда нельзя запирать ребёнка и не оставлять ему возможности даже выйти. У него должны быть ключи, и он должен уметь ими пользоваться. Может я перестраховщик, но вдруг пожар? И ребенок должен иметь возможность сразу выбежать. Конечно, если у него есть ключи, то следует научить его, что незнакомцам дверь открывать нельзя и т.д., но это уже входит в общие правила безопасности.

3. Если стучат или звонят в домофон – не подходить и не отвечать. Если что-то подозрительное, то звонить родителям.
4. Сотовый всегда с собой. Если на звонок не ответил два раза, будет плохо: приедут мама, папа, ОМОН, НАТО, прилетит наземный и воздушный транспорт с милицией и пожарными, и его после всего лишат на три дня мультфильмов.
5. На случай утраты сотовой связи, крупными цифрами на стационарном телефоне висят номера родителей и всех служб МЧС.