Дружба и вражда пример из жизни. Истинная дружба – аргументы из литературы. Проблема подлинных и мнимых ценностей

Дружба - это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. По-моему мнению, друг - это тот, кто понимает тебя, как самого себя. Кто знает все твои недостатки, но не обращает на них никакого внимания. Такой дружбе не страшны ни расстояния, ни разница в возрасте, ни наличие различных интересов, потому что такая дружба - НАСТОЯЩАЯ.

А.С.Пушкин «Пущину»

Дружба А.С. Пушкина и Ивана Пущина.

Когда поэт находился в ссылке в Михайловском, его лицейский друг Пущин, не боясь наказания за нарушение запрета, посещает Пушкина. Александр Сергеевич был благодарен другу за эту последнюю встречу, что нашло отражение в его стихотворении «Пущину»

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

Ярким примером для подражания является отношение Вильгельма Кюхельбеккера к своему лицейскому другу А.С.Пушкину. Кюхля, как его называли товарищи, как никто другой осознавал гениальность юного поэта и не скрывал искреннего восхищения им. И А.С.Пушкин очень высоко ценил своего товарища. "Снежная королева" Андерсена. Герда преодолела множество препятствий, чтобы спасти Кая.

В рассказе В. Железникова «Чучело» Ленка оказывается преданной своим другом. И подобные случаи в жизни людей не редкость. Но не все люди способны это пережить, хотя те, кто всё же справляется с ситуацией, навсегда запомнят горечь и обиду. «Ветер прошлого» «будет хлестать» их «по лицу». Ленка оказалась сильным человеком, способным подняться после такой обиды и унижения, способным остаться милосердным и преданным другом.

Вспомним другого литературного героя - Печорина , обрести настоящего друга которому тоже помешали эгоизм и равнодушие. Этот человек был увлечён только собой, собственными интересами и экспериментами, поэтому люди для него были всего лишь средствами для достижения своих целей.

В настоящем друге нуждался и герой сказки А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц жил на своей маленькой планете и заботился о единственном близком существе - прекрасной Розе. Но Роза была очень капризна, её слова часто обижали малыша, а это делало его несчастным. Но однажды Маленький принц покинул свою планету и отправился в путешествие по Вселенной в поисках настоящих друзей.

Вспомним также одного из друзей А.С.Пушкина - В.А.Жуковского , который всегда приходил на помощь поэту, даже в самые трудные моменты. Например, во время Михайловской ссылки Василий Андреевич хлопотал перед двором об освобождении А.С.Пушкина, а в 30-х годах он пытался добиться примирения своего друга с царем, считая, что это принесет поэту пользу. А.С.Пушкин видел это, ценил и любил своего старшего друга, признавал его своим единственным советником.

А вот ещё одна печальная история о потерянной дружбе . В одном из произведений А.Алексина рассказывается о двух подругах - Люсе и Оле, дружеские отношения которых были обречены, потому что одна из них - Люся - всегда проявляла заботу о подруге, а другая нет. Даже когда у Оленьки появилась возможность сделать приятное для Люси, она не посчитала нужным ею воспользоваться, чем очень обидела подругу. Оля поступила эгоистично, она не подумала об интересах и желаниях Люси, поэтому их дружбе пришёл конец.

Взаимоотношения главных героев романа А. Дюма «Три мушкетёра» — классический пример настоящей дружбы. Д"Артаньян, Атос, Портос и Арамис живут под девизом: «Один за всех, все за одного», все трудности герои романа преодолевают благодаря верной дружбе

Две крайности – дружба и вражда – неизменные спутники человека в жизненном пути. Что же такое дружба, и какой она может быть? Кто такой настоящий друг и какую роль в жизни человека играет дружба? На мой взгляд, дружба — это неотъемлемая часть нашей жизни. Это обретение родственной души. Без нее мир был бы мрачным, скучным и однообразным. Дружба основывается на взаимном доверии и уважении. Она может быть как маленькой, так и большой. Например, дружба народов, стран, дружба между людьми и животными. Друг — это человек, который разделяет твои интересы, который не предаст в трудную минуту и всегда поддержит, поможет, даст совет. Вражда – это чувство, противоположное дружбе, а именно неприязнь, антипатия и негативные чувства по отношению к человеку или группе лиц. Враждебность разрушает нас изнутри, а дружба делает сильнее, но без конфликтов невозможно обойтись, как и без верного друга.

В качестве аргумента приведу пример из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». В этом романе главными героями являются Андрей Болконский и Пьер Безухов. Они – антиподы по замыслу автора. Он, наверное, хотел показать, что даже самые разные люди могут сблизиться. Несмотря на их несхожесть по темпераменту они становятся друзьями. Андрей отличается от Пьера трезвым, рассудительным умом, способностью довести намеченное дело до конца, самодисциплиной и собранностью. А Пьер же, наоборот, натура непосредственная, мягкая, способная остро чувствовать и сопереживать. Пьеру свойственны сомнения и глубокие раздумья в поисках смысла жизни. Несмотря на свою простоту Пьер весьма мудр, и это качество сближает его с Андреем. Если Безухов – философ, то Болконский – делец. Встретившись, они начинают делиться своими чувствами, мыслями и советами. Обжегшись отношениями с Элен, Пьер, тем не менее, не ищет виноватых, а также искренне, изо всех сил в ущерб своих собственным чувствам радуется появлению чувств Андрея к Наташе. Вот это и есть настоящий друг! Это говорит о том, что Пьер не эгоист, он умеет радоваться за своего друга, несмотря на свои недавние разочарования и боли. Дружбу Андрея Болконского и Пьера Безухова можно считать истинной, прекрасной и бессмертной, потому что основа, на которой она зиждется, была достойная и благородная. Эта основа – родство душ.

Пример вражды поколений блестяще описал Тургенев в своем романе «Отцы и дети». конфликтовал с Павлом Петровичем, дядей его приятеля Кирсанова. Их взгляды полностью расходились. Павел Петрович считал, что молодой человек – самодовольный хам и чуть ли не революционер, что для поколения отцов было тягчайшим оскорблением. Евгений думал, что жалкий перезревший аристократ бесполезен для общества и является всего лишь бессовестным трутнем среди трудолюбивых и важных особей. Если представитель поколения отцов считал, что сословные перегородки освобождают их от труда и ответственности, что эгоизм и самолюбование им простительны, то представитель поколения детей ненавидел условности и предрассудки дворянства, хотел, чтобы каждый своим трудом служил прогрессу, как в науке, так и категориях морали, нравственности и духа. Мы можем сказать, что вражда, которую развязал Базаров, вряд ли чему-нибудь поспособствует, но это состояние – естественная и честная реакция двух идейных противников. Это как раз те споры, в ходе которых рождается истина. Конфликт может поспособствовать развитию, когда спорщики хотят выяснить правду, а не отношения. Как и в романе «Война и мир», герои – антиподы, но их противостояние – не личная причуда, это издержка исторического процесса, это закономерность бытия, в соответствии с которой сегодня мы спорим со своими родителями, открывая новый этап развития цивилизации.

Таким образом, дружба и вражда одинаково естественны для человека и могут приносить пользу в равной степени. Дружба подкрепляет его силы и обеспечивает моральную поддержку. Она обогащает обоих, ведь между людьми происходит взаимовыгодный обмен знаниями, опытом, интересами и умениями. Вражда тоже служит обогащению, но не всегда, впрочем, как и дружба. Спор стимулирует умственную деятельность соперников и помогает найти ответы на самые сложные вопросы. На и враждовать, и дружить надо с одной целью: стать лучше, сильнее и умнее.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В статье будут представлены материалы для успешной сдачи экзамена по русскому языку. В тексте рассматривается тема "проблема дружбы". Выпускникам необходимо не просто написать об этом сочинение. Важной составляющей при подаче материала являются аргументы.

ЕГЭ. Проблема дружбы

Во многих книжных источниках, как и в повседневной жизни, встречаются актуальные темы. Их злободневность не зависит от места, временного промежутка и происходящего. Дружба является одним из вечно актуальных вопросов. Что же она собой представляет? В чем кроется ее необходимость? На экзамене по русскому языку выпускник при написании сочинения по рассматриваемой теме должен привести аргументы к проблеме дружбы. Ему необходимо наиболее полно освятить тему, используя примеры из произведений писателей и поэтов.

Проблема любви и дружбы. Аргументы и сведения, актуальные для юношеского возраста

Подростковый период характеризуется изменениями в освоении и развитии дружеских и любовных чувств. Степенью возрастной дифференциации являются субъективные переживания, связанные с этими эмоциями, и то, каким образом они складываются. Открытие и познание своего духовного мира - одни из главных достижений раннего Ребенок осознает реальность лишь одним путем. Им выступает внешний окружающий мир, в который он может спроецировать собственные мечты и фантазии. Чаще всего осознание и принятие собственного "Я" сопровождается такими явлениями, как неясное беспокойство и ощущение пустоты внутри. Ее нужно чем-то заполнить.

Этим же обусловлено возникновение новых потребностей в общении и рост разборчивости подростка. Он испытывает сильную необходимость в тишине, уединении, молчании. Все это требуется, чтобы отгородиться от множества повседневных сует и расслышать свой внутренний голос. В юношеском возрасте существенное место занимают процессы личного и интимного общения, а также доверительного и сопереживающего. Структура подростковых взаимоотношений строится на базе доверия и открытости. Этим же обусловлена острая потребность в любви и дружбе. Она является одним из проявлений взросления.

Особенности пробуждения чувств

Большинство людей хотят испытывать любовь и живут ради нее. Порой некоторые даже умирают. Многие, если задать им вопрос о том, почему они сходятся с кем-то, могут обосновать свой ответ. Такое явление, как любовь, включает в себя элементы дружбы. Однако оно подразумевает большую степень интимности отношений. Любовь трактуется как высокое эмоционально-положительное отношение человека к объекту, выделенному среди остальных. Последний оказывается в центре его интересов и потребностей.

Современные реалии

Сейчас широко обсуждается проблема истинной дружбы. Аргументы в основном касаются возросшей общественной мобильности. Заметно ускорился ритм жизни, соответственно, значительно расширяется круг знакомств. Для современных отношений молодых людей характерны экстенсивность и поверхностность. Аргументы по проблеме дружбы и ее современному проявлению могут быть самыми разными. Например, в широком смысле она вытесняется приятельским уровнем отношений, которые основаны только на круге общих интересов. Тем не менее дружба всегда оставалась одной из высших Психологические аспекты юношеских взаимоотношений в качестве действительных элементов или идеала характеризуются большой устойчивостью. Они имеют место в различных культурных и социальных средах.

Характерные различия

Никогда не бывает одинаковой дружбы между разными людьми. Всегда имеют место половые, возрастные и типологические отличия. Межличностные взаимоотношения и возрастная привязанность в частности характеризуются интимностью и устойчивостью, а также уровнем избирательности. Аргументы в проблеме дружбы имеют психологические корни. Это обусловлено возросшими потребностями в общении интимного характера. Переход от детского к подростковому возрасту и далее - к юношескому периоду - сопровождается увеличением глубины всех этих явлений. Пристальное внимание уделено типовым и индивидуальным особенностям, а также изучается проблема истинной дружбы. Аргументы при этом представлены слабые. Это обусловлено глубиной и исключительностью дружеских чувств. Одними из самых важных факторов выступают темперамент и свойства характера. Гораздо проще раскрыться перед остальными получается у импульсивных личностей. Это обуславливает более легкое возникновение дружеской связи, так как подобное поведение намного чаще вызывает положительный эмоциональный отклик.

Исключительные особенности привязанностей

Человек не может существовать в одиночестве и находиться в изоляции от всех. Данные явления попросту противоестественны. Чтобы не чувствовать себя одиноким и вести полноценную жизнь, любому индивиду необходимо ощущать любовь других людей, их уважение. Ему хочется быть кому-то нужным. Не менее важно знание о том, что в сложной ситуации помощь и поддержка товарищей не заставят себя долго ждать.

Существуют различные аргументы к проблеме дружбы, честной и искренней. Для ее приобретения следует выбирать людей, которые близки по уровню интеллекта, духу и прочим личностным качествам. Однако, прежде всего, этот человек должен быть искренним в общении.

Видение классиков

Очень ярко раскрыта в произведениях великих писателей и поэтов проблема дружбы. Аргументы из литературы можно найти самые различные. Так, взаимоотношения со сверстниками в лицее оказали огромное влияние на жизнь и творчество великого русского поэта - Александра Сергеевича Пушкина. Например, такими друзьями для него были И. Пущин и В. Кюхельбекер. А. С. Пушкин написал целую серию шедевральных произведений, которая была посвящена его дорогим товарищам. В своем знаменитом романе "Евгений Онегин" поэт размышляет о сути дружбы. Она раскрывается во взаимоотношениях Ленского и главного героя произведения. Их пример служит предостережением от совершения легкомысленных и эгоистичных действий, которые способны не только разорвать дружбу, но и отнять чью-то жизнь.

Современные произведения

Во многих источниках широко и подробно освещена проблема дружбы. Аргументы из литературы можно привести, основываясь не только на классических произведениях. Эта тема раскрыта и в работах современных писателей и поэтов. Так, в рассказе "Мой первый друг, мой друг бесценный" повествует о своем товарище детства. Он оказал сильное влияние на автора. В своем произведении писатель представил интересные размышления относительно мнимой и настоящей дружбы. Автор стремится донести до читателя мысль о том, что она не является формальным проявлением взаимных симпатий. Это чувство гораздо глубже клятв и совместных прогулок под ручку. Дружба представляет собой близость души и общность интересов. Она - что-то более ценное и дорогое.

Натан Эйдельман, "Прекрасен наш союз" (гл. XII)

Данный эпизод также можно использовать как аргументы на проблему дружбы. В минуты грусти и печали герой пишет письмо своему родственнику Григорию Глинке, педагогу и ученому, который является мужем его старшей сестры. В послании говорится о том, что Вильгельму надоели учеба, лицей и отсутствие занятий, которые были бы ему по душе. В ответном письме родственник сочувствовал ему, рекомендовал больше времени уделять наукам и при этом наставлял его. Григорий Глинка считал, что рано приступать к поиску друзей, пока еще сам не созрел для этого чувства. В молодости крайне важно уделять много внимания исключительно учебе, так как другого времени для этого, кроме "золотой поры", не будет. Главное - не сбиться с пути и не упустить будущее место в обществе.

Не следует постоянно пребывать в унынии. Юношеская пора никак не сочетается с грустным выражениям лица и дурным расположением духа. Если постоянно смотреть на окружающий мир с пессимистической стороны, можно до конца жизни оставаться несчастным без видимых причин. В итоге только сам человек может определить границы собственного счастья или наоборот. В целом Кюхельбекер был согласен с рассуждениями своего родственника. Вильгельм полагал, что в трудную минуту друзья обязательно придут к нему на помощь, и он будет благодарен им за это.

Размышления И. А. Ильина

В произведении известного русского писателя, философа и публициста И. А. Ильина под названием "Поющее сердце" можно также найти необходимые аргументы. Проблема настоящей дружбы раскрыта достаточно подробно. Она была и остается актуальной вне зависимости от времени. Пока человечество существует, оно будет задаваться вопросом о том, что же все-таки представляет собой это чувство.

И. А. Ильин выделяет несколько типов дружбы. Например, те ее виды, которые сопряжены с протекцией, лестью или собутыльничеством. В главе "О дружбе" полностью раскрыта проблема подлинной дружбы. Аргументы можно найти и в позиции самого автора. Ильин полагает, что искренность является одним из высших человеческих качеств. Он даже придерживается мнения, что теперешнее молодое поколение попросту не способно ее проявлять. Многие думают, что находятся с кем-то в но на самом деле они заблуждаются. Искренне умеют это делать только маленькие дети. В то же время взрослой дружбы практически не бывает. В данной главе автор дает подробное разъяснение именно такой точки зрения по этому вопросу.

Несколько наиболее раскрывающих тему классических произведений

В таких текстах проще подбирать хорошие аргументы. Проблема дружбы не понаслышке знакома множеству Ярким примером служит роман "Отцы и дети". В нем представлена дружба людей с совершенно разными характерами. Также кладезем размышлений на данную тематику является произведение Ивана Александровича Гончарова, которое будет подробно рассмотрено далее.

Роман "Обломов"

В этом произведении имеются актуальные аргументы. Проблема дружбы здесь освящена на примере поведения главных героев. Могут ли существовать подобные отношения между совершенно разными людьми? Как долго они продлятся? Гончаров размышляет над этими вопросами и старается ответить на них. Данная тема раскрывается автором посредством взаимоотношений Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца. Некоторые критики определяют их как совершенно противоположных персонажей. Тем не менее существует мнение о том, что два этих героя дополняют друг друга. Обломова выступает в качестве открытой и наивной натуры. В то же время сущность Штольца - в целеустремленности и решительности. Однако ему никак не удается завлечь ленивого друга своими живыми интересами. Если бы не он, то вряд ли бы Обломов вообще выходил куда-либо. Кроме того, именно Андрей Иванович поручил Ольге приглядывать за Ильей Ильичом. Совокупность всех эти действий является проявлением настоящей дружбы.

Рассказ А. Лаптева "Это случилось 28 мая..."

В рассказе данного автора также можно почерпнуть различные аргументы. Проблема дружбы мальчишек, которые еще в детстве стали друг для друга практически братьями, раскрыта на примере реального жизненного случая. Для каждого из них степень значимости этих чувств была разной. Один считал, что это просто детская забава. В то же время другой воспринимал ее как истинную мужскую дружбу. С тяжелым сердцем автор повествует о предательском поступке одного из героев. Друг бросил товарища в трудную для него минуту. Писатель придерживается мнения, что настоящая дружба свойственна далеко не всем людям.

А. Лаптев считает, что некоторые личности будут верны товарищам до самого конца, тогда как другие с легкостью идут на предательство и мгновенно забывают о данных обещаниях.

Повесть "Седой", Ю. Коротков

В данном произведении также можно найти соответствующие аргументы. Проблема дружбы и взаимовыручки посторонних друг другу людей очень ярко освящается тексте. Двое ребят несли армейскую службу. Они особо и не дружили между собой. Однако в экстремальных условиях Александр спас Олега ценой собственной жизни. Молодой человек выжил. Но все оставшееся время его сопровождала обязанность дальше жить за двоих.

Рассказ Н. Татаринцева об учениках 11-го класса

В нем повествуется об искренней дружбе двух мальчишек. Ребята всем классом решили сбежать с урока. Один из них был вынужден остаться, потому что его мать только что оправилась от тяжелого заболевания, а он не хотел лишний раз беспокоить ее. Его близкий товарищ тут же понимает причины такого поступка и решает остаться с ним. Это проявление настоящей дружбы людей, которые верны

Тема "Дружбы и вражды" всегда будет животрепещущей. Рассматривать ее можно как в глобальном аспекте отношений между государствами, так и на уровне обычных человеческих отношений. Тема сложная, интересная, и всю жизнь, можно сказать ежедневно мы так или иначе с этими понятиями сталкиваемся.

Конечно, тут идет противопоставление "Дружба и Вражда". Хочется сказать, что в жизни часто есть еще и промежуточные формы отношений, например те же нейтральные отношения между людьми, а то и вовсе - равнодушие. Поэтому иной раз и не знаешь,что хуже - враг (он хотя бы движем каким то интересом к твоей персоне) или псевдодруг, которому по крупному счету все равно, что произойдет с человеком.

Из всех высказываний о дружбе мне особенно нравится высказывание Марка Твена.

"Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой".

В действительности, это так и есть, потому как сложно оставаться другом тому, кто противопоставляет себя большинству, кто возможно заблуждается. И у человека есть простой выбор, или пытаться быть рядом, помочь чем можешь, пробовать общение, понимать мотивы поступков. Или опираясь на то, что человек не прав с общественной точки зрения, умыть руки, и принять сторону большинства. Ведь оно не осудит, раз человек не прав. А остаться с таким другом - значит навлечь на себя лишнее внимание, а возможно и порицание, за такую то дружбу.

Вообще, высказывания и афоризм великих о дружбе иногда заставляют сильно задуматься. А иной раз они даже вводят в ступор. Вот есть известное всем с детства выражение "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу - кто ты". Это даже не пословица, это какой то закон жизни. " Не водись с Машей, она из "неблагополучных", Что про тебя подумают? Наберешься от нее всякого" И так ребенок не успев обзавестись другом, прислушивается к данному выражению и...он вполне может обзавестись врагом. В лице той самой обиженной гипотетической Маши.

Поэтому в противовес этой народной мудрости неожиданно на ум идут слова Поля Валери -" Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны". И прошу заметить, что данное правило работает в обе стороны.

Если говорить о литературных героях, на примере которых можно более детально рассмотреть понятия "Дружбы и вражды", то мне лично кажется, что Герой нашего времени и главный герой Печорин очень для этого подходит. К слову сказать, в школе, я как раз не любила это произведение, так как Печорин, как и обломов на меня навевал скуку. Но потом уже перечитывала книгу в более зрелом возрасте и удивлялась, до чего же этот образ современен. Даже еще более современен, чем чем допустим 100 лет назад. И причина в том, что люди стали на мой взгляд менее способны на искреннюю дружбу.

А Печорин, как раз такой. При ряде своих неоспоримых достоинств,он остается человеком, просто не умеющим дружить. Для дружбы важна некая жертвенность, хотя бы в минимальном проявлении. Тратить время на человека, чтобы его выслушать, напрячь голову, чтобы дать дельный совет, если нужно изменить свои планы - дружить на самом деле не просто.

Печорин видит в дружбе некое посягательство на его свободу, ведь если ты друг, то делать все как тебе заблагорассудится, ты не можешь. И исключив из своей жизни подобные привязанности, Печерин уж точно не становится счастливей. Для меня вообще его внутреннее состояние ассоциируется с болотом. Тягучим, медленно засасывающим, настолько медленным, что человек уже и не понимает, что пропущен тот момент, когда еще можно спастись.

И как мы видим, Печорин при таком умении дружить довольно быстро становится с Грушницким врагами.

И страшно то, что таких не умеющих дружить, эгоистичных, но по своему эффектных натур не так мало. Но они " не рыба, не мясо". Поэтому о Печорине и звучат эти строки " Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно"

Каковы признаки истинной дружбы?

Академик Лихачев, размышляя о проблемах отношений между людьми, вспоминает о своих детских и юношеских представлениях о наступающем периоде «взрослой жизни». Он пишет, что в детстве его мысли о грядущих переменах, сводились к неизбежным кардинальным изменениям обстановки, в которой будет протекать его дальнейшая жизнь. Будучи ребенком, он практически не сомневался в том, что лишится нынешнего окружения, и от привычных привязанностей и сформировавшегося круга общения, не останется ничего. В действительности же все вышло совсем не так. «Мои сверстники, по-прежнему оставались рядом со мной, а друзья детства так и остались самыми близкими и верными», — писал он. Несмотря на то, что со временем круг знакомых значительно разрастается, настоящая дружба своими корнями уходит именно в детский и юношеский период. Друзья детства и юности остаются друзьями на всю жизнь.

Какими должны быть отношения между друзьями? В чем заключается настоящая дружба?

«Письма о добром и прекрасном». Д. С. Лихачев.

Основным признаком настоящей дружбы является ее неизменность в различных жизненных обстоятельствах. Тяжелые жизненные периоды очень трудно пережить без друзей, а счастливыми моментами жизни необходимо делиться с окружающими. Если этого не делать, то самая светлая радость обратится для человека в неразделенную тоску и кроме вреда не принесет ничего. Поэтому друзей необходимо беречь.

Как нужно дружить? Что может объединить людей? Как начинается дружба? Чем отличается настоящая дружба? В чем разница между знакомыми, друзьями и приятелями? Каково значение дружбы в жизни людей?

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов.

Другом называют человека, который при любых обстоятельствах, в нужный момент окажется рядом. Он предложит помощь, когда ты в ней будешь нуждаться и, не задумываясь, разделит твою радость и горе. Люди могут сближаться по различным причинам. Это могут быть общие интересы, близкий социальный статус, совместное дело, работа и прочее. Вот только к дружбе это никакого отношения не имеет. При отсутствии душевного и духовного родства, люди не могут сойтись, как друзья. Они могут стать лишь хорошими знакомыми, партнерами или приятелями.

Главному герою романа М. Ю. Лермонтова Печорину, судьба много раз посылала людей, которые проявляли к нему искренние дружеские чувства. Как минимум три персонажа этого произведения предлагали Печорину свою дружбу. Отставной офицер Максим Максимыч, вообще воспринимал его как родного сына, а для доктора Вернера и г-на Грушницкого он был примером во всем, они прекрасно понимали его и относились с неподдельным уважением. Каждый из них мог бы стать другом Григорию Александровичу, но Печорин никогда не понимал и не воспринимал всерьез подобную близость между людьми. Его отношение к друзьям и к самому понятию «дружба», сводилось к убежденности в том, что никакой искренней привязанности между посторонними людьми вообще быть не может. Для него дружба – это зависимость, а быть зависимым от кого либо, он не хотел.

Способность к дружбе – это дар свыше, и посылается он далеко не каждому. Эгоизм Печорина позволял концентрироваться ему только на своей персоне, а отношение к окружающим ограничивалось лишь его собственными интересами. Такая позиция Печорина определила всю его дальнейшую жизнь. Он остался совершенно один. Все соискатели дружеских отношений с ним, видя полное равнодушие и безразличие Печорина, один за другим, отказались от этих попыток и прекратили с ним дальнейшее общение. Григорий Александрович умер в полном одиночестве, так и не испытав истинных чувств и радости чистых искренних отношений.