Что такое воспитание и обучение. Воспитание и обучение

На первый взгляд кажется, что ответить на этот вопрос совсем несложно. Ведь эти понятия давно и прочно вошли в наш повседневный и научный язык. Да к тому же обуче­ние и воспитание являются такими же древними, как и сам человек и человеческое общество.

Чтобы существовать, развиваться, сохранить, защи­тить себя, люди должны были не просто добывать пищу, одежду, строить жилища, а еще и передавать накоплен­ный жизненный опыт своим детям, новому поколению. Вначале, конечно, ребенок усваивал этот опыт через про­стое подражание взрослым. Постепенно в общинах появ­ляются специальные люди, в обязанности которых вхо­дило воспитание и обучение детей. В Греции их называли дидаскалами, в России это были дядьки, мамки. У наро­дов Севера воспитанием и обучением детей занимались шаманы, самые уважаемые в стойбищах люди, которые «все знали, общались с духами, умели их задобрить и умилостивить».

И несмотря на то что обучение и воспитание осуществ­ляли уже в глубокой древности, они трудны и сейчас как для современного учителя и воспитателя, так и для семьи, детского сада, школы и других детских воспитательных учреждений. Казалось бы, человечество, в процессе своего исторического развития накопившее огромный всесто­ронний опыт по подготовке подрастающего поколения к жизни, творчеству, созиданию, общению, не должно до­пускать новых ошибок в этом процессе.

На практике же мы имеем обратное: чем больше мы узнаем о ребенке, о закономерностях его развития, тем с большими трудностями приходится нам сталкиваться. И это не случайно. Сложнее становится жизнь общества, сложнее становится обучать и воспитывать детей. Да, ко­гда-то обучали и воспитывали семья и община, когда-то можно было создать закрытое учебное заведение типа Царскосельского лицея, когда-то мы говорили, что школа является центром воспитания. Теперь ситуация измени­лась. Мы уже неоднократно подчеркивали, что обучают и воспитывают детей не только семья, детский сад, школа, но и вся окружающая ребенка среда. Причем ни школу, ни детский сад, ни семью нельзя «закрыть» даже на очень короткое время от внешних воздействий, которые, к не­счастью, не всегда положительны.

К вышесказанному прибавляются и другие трудности:

это и постоянно рождающиеся «педагогические прожек­ты», не всегда соответствующие истинным целям обучения и воспитания, и альтернативные учебные заведения, где нередко процесс обучения ставится в зависимость от до­ходов семьи ученика, и многое другое.

В преодолении всех трудностей учитель, воспитатель должен руководствоваться следующими педагогическими заповедями:

Помните, что обучение и воспитание всегда подчине­ны целям. На всем историческом пути развития обучения и воспитания этот процесс был целенаправленным;

Необходимо знать, что ведущим условием эффектив­ного обучения и воспитания является принцип деятельно­сти, предполагающий обязательное включение ребенка в любую обучающую, развивающую и воспитывающую деятельность в качестве ее субъекта;

Необходимо как можно более широко использовать общение как внутри детского коллектива, так и между различными возрастными группами.

Учение книжное - это не обучение простой грамот­ности, а систематическое школьное преподавание. . . Де­тей «нарочитой чади», т. е. старших дружинников, кня-жих мужей, бояр набирали не для того, конечно, чтобы воспитывать из них пономарей или даже рядовых свя­щенников, а для того, чтобы создать образованных лю­дей и государственных деятелей, способных поддержи­вать общение с той же Византией и другими странами.

Б. Д. Греков

Итак, воспитание - это процесс передачи новому поко­лению накопленного человечеством опыта материальной и духовной деятельности, опыта общения людей, исторически сформировавшихся отношений человека к миру, к природе и обществу; это процесс передачи культуры, процесс вклю­чения ребенка в жизнь в качестве активного ее субъекта.

Воспитание - это исторически конкретное обществен­ное явление, особенность которого состоит в том, что по своему назначению оно выполняет социальную функцию под­готовки детей к участию в производственной и духовной деятельности, в общественной жизни в целом. Назначение

воспитания в самом широком смысле слова заключается в том, чтобы подготовить производительные силы общест­ва, дать необходимые знания в соответствии с требова­ниями производства, с социальными требованиями обще­ства в целом или отдельных ее социальных, этнических или национальных общностей, развить каждую отдельную личность. Следовательно, воспитание обязательно пред­полагает наличие целей, которые задаются или всем обще­ством, или его составляющими - социальными, нацио­нальными и др. Цели воспитания представляют систему требований к качествам личности, которые необходимы для сохранения дальнейшего развития данного общества, социальной, национальной или этнической общности.

Таким образом, в воспитании обязательно существует система норм, правил, предписаний, специфическим спо­собом регламентирующих поведение, деятельность, обу­чение и отношения человека. Они составляют специфиче­скую для данной общности систему ценностей: нравствен­ных, эстетических, идеологических и др.

Педагогическая наука, и в частности теория воспита­ния на основе социальных целей - требований общества к качествам, необходимым человеку, и с учетом психологи­ческих и педагогических закономерностей развития лич­ности, разрабатываетсодержание, методы и формы орга­низации воспитательного процесса. Здесь требуется четко определить, что может сделать школа, семья, неорганизо­ванная среда, окружающая ребенка; какими способами возможно противостоять отрицательным влияниям, каки­ми объединить воспитательные воздействия различных социальных институтов, как организовать обучение, труд и другие виды деятельности детей, чтобы они давали мак­симальный воспитательный эффект. Это уже будетпедаго­гическая воспитательная система, основу которой состав­ляют семья и школа.

Обучение - это процесс передачи научных и обыденных знаний подрастающему поколению и функционирования на их основе творческого мышления, теоретического и ценно­стного отношения к миру, научного мировоззрения и разви­тия общих и специальных способностей.

Обучение как социальное явление возникло также с первых лет существования человечества для передачи но­вому поколению умений, необходимых для сохранения и продолжения жизни рода, общины. Это были умения, свя­занные с удовлетворением самых насущных потребностей:

в пище, одежде, жилище и передавались они методом, ко­торый в настоящее время называется «деятельность по образцу», или «делай, как я». (Этот способ сохранился и до настоящего времени, например при обучении многим трудовым операциям.) Для обучения характерно взаимо­действие двух деятельностей:преподавания и учения. Пер­вая относится к учителю (хотя эту функцию может выпол­нять и другой источник информации: обучающая машина, книга и т. д.); вторая - к обучающемуся, ученику.

Обучение - целенаправленная деятельность, цели кото­рой раскрываются через содержание обучения, представ­ляемое в учебных планах, программах, учебниках и других учебных пособиях.

Обучение может осуществляться как индивидуально, так и коллективно. Индивидуальное обучение возможно по той причине, что научное знание не зависит от характера обще­ственных отношений, от системы ценностей отдельных со­циальных и национальных групп. Оно объективно и имеет единственную ценность - истину. Поэтому для обучения большое значение имеют стандарты, характеризующие уровень обучения - уровень необходимых знаний для опре­деленных возрастных групп, для того чтобы возможна была система непрерывного образования, преемственность раз­личных видов учебных заведений: от дошкольных учрежде­ний до высших учебных заведений.

Обучение может быть общим для всех (общеобразо­вательная школа) и

Школа представляет собой подлинное общественное воспитательное учреждение. Я говорю воспитательное учреждение; следовательно, каждый, кто обучает, делает больше, чем дрессирует, чем обращается с человеком, к^к с машиной; он также воспитывает обучая. Он делал бы это даже, если бы того не хотел. Итак, помимо всех прочих мероприятий, благодаря которым в общественных школах непосредственно достигается дисциплина учеников, помимо неизгладимого, сильного, иногда магического, влияния воспитанного взрослого на ребенка, в обучении, как таковом, содержится воспитательная сила. А именно: поскольку правильно обучают, постольку и воспитывают. Вся деятельность школы есть не что иное, как воспитание ученика для всего его призвания: как человеческого, так и гражданского, которые неразрывно связаны между собой, составляя единое, неделимое целое. Время искусственных разделений прошло. Раньше много говорилось о раздельном образовании для неба и для земли. Первое считалось принадлежащим по праву церкви; во втором разрешали принимать некоторое участие школе; и взирали с состраданием на нее и на ее презираемое всеми влияние на детей, если она отваживалась стремиться к более высокой цели. Эти времена прошли и не могут возвратиться. Школа стремится не к более высокой, а к самой высокой цели и не уступит в этом отношении своего значения и своего мест%а никакому учреждению. Она закладывает основы и действует развивающе уже только потому, что обучает; само собой разумеется, в правильном направлении, что постоянно следует заранее предположить, когда судишь о вещах, людях и учреждениях. Обучение есть часть, отрасль воспитания: подчиненное органически связано с тем, чему оно подчиняется, в части содержится жизнь целого. Обучение занимается умственным воспитанием, развитием представлений и понятий, мыслей и идей, понимания и знаний, - короче говоря, приобщает учащегося к сокровищу, обладание которым делает человека человеком. Мы не будем недооцени вать нравственные добродетели (мы ставим их высоко), но быть благодарным, любящим, добрым может и животное, мыслить же может лишь человек. Этому учит школа: она дисциплинирует ум, наполняет его правильными мыслями; мысль (не нужно только полагать, что речь идет о выученном наизусть, чисто внешнем) управляет сердцем и волей. Одним словом - принцип обучения есть и всегда будет принципом воспитания и наоборот. В применении к учебному материалу это означает, что дидактика есть прикладная педагогика. Дело воспитателя закончено, если воспитанник может и имеет намерение продолжать свое воспитание; учитель справился со своей задачей, если ученик научился и желает продолжать свое интеллектуальное образование. Обучать - значит воспитывать. Воспитывающее обучение - плеоназм 81. Это выражение можно допустить лишь там, где приходится бороться с неправильными взглядами. Всякое подлинное обучение - воспитательное или, если хотите, воспитывающее обучение; но тогда также и обучающее воспитание. Воспитание обращено на бытие, обучение на мышление. Но мышление есть также бытие, бытие разума, истинно живое бытие, т. е. деятельность разума. Чистое воспитание стремилось бы выработать из человека то, что оно считает правильным; обучающее% воспитание хочет так просветить его, настолько завладеть им и так настроить его, чтобы он познал цель воспитания и самодеятельно к ней стремился. Чистое обучение хочет научить человека; воспитывающее обучение хочет побудить учащегося постоянно самому усваивать понятия и мысли. Чистое воспитание, чистое обучение обращаются с человеком, как с вещью, котирую делают; обучающее воспитание и воспитывающее обучение обращаются с ним как с существом, которое должно сделаться самостоятельным и разумным. Следовательно, они являются правильными способами - воспитание есть обучение, обучение - воспитание. Как человек един, так и вся относящаяся к нему деятельность представляет собой единство. Ее можно расчленить только в теории, подобно тому, как единую способность человека мы разделяем на многие способности: мысль, чувства, волю. У развитого во всех отношениях человека существует гармония между способностями или функциями души. При таком совершенстве он думает то, что чувствует и чего хочет; он чувствует то, что думает и чего хочет; он хочет того, что думает и чувствует. Этого состояния добиваются воспитание и обучение в их наивысшем единстве; этого хочет школа. Можно ли возлагать на нее ответственность за то, что она еще не достигла цели? Может ли она при данных обстоятельствах достигнуть большего, чем заложить основание этому? Большего она на самом деле даже не может хотеть, так как ее смысл заключается именно в том, чтобы вести воспитанника до тех пор, пока это необходимо, т. е. пока он не будет способен и не пожелает продолжить и закончить свое воспитание.

Расстановка ударений: ВОСПИ`ТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕ`НИЕ

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием их личности. В. о. - дидактический принцип, находящий отражение в содержании, организационных формах и методах обучения. В сов. школе в процессе В. о. осуществляются осн. задачи коммунистического воспитания.

Крупные мыслители и педагоги прошлого, обобщая практику обучения и образования, указывали, что обучение всегда является в той или иной мере воспитывающим. Нем. бурж. педагог И. Ф, Гербарт утверждал: "Обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средств" ("Главнейшие педагогические сочинения в систематическом извлечении", М., 1906, с. 199), Вследствие буржуазной ограниченности своих педагогических взглядов Гербарт не сумел понять диалектику взаимоотношений между воспитанием и обучением, рассматривая обучение лишь как средство воспитания. Решающую роль в системе В. о. он отводил религии.

Передовые русские педагоги и мыслители подчёркивали исключительную ценность науки для воспитания подрастающих поколений. Н. И. Пирогов писал: "...Наука нужна не для одного только приобретения сведений... в ней кроется,- иногда глубоко, и потому для поверхностного знания незаметно,- другой важный элемент - воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот еще не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести" (Избр. пед. соч., 1952, с. 229). Придавая большое значение В. о., К. Д. Ушинский писал, что ученье - есть могущественнейший орган воспитания. Н. Г. Чернышевский отмечал, что научное образование не только даёт знания и развивает ум, но и воспитывает благородные чувства у человека.

Научное решение вопроса о сущности В. о. и условиях достижения его необходимой эффективности даёт марксистско-ленинская теория воспитания. Воспитывающий характер обучения есть выражение объективно существующей связи между обучением и воспитанием. Обучение всегда воспитывает. Но характер и результаты воспитания в процессе обучения, степень влияния обучения на развитие уч-ся определяются идейной направленностью обучения, содержанием преподаваемых знаний, организацией и методами уч. Работы. Воспитывает весь процесс обучения в целом, а не к.-л. особые "воспитательные моменты". Эффективность В. о. зависит от того, как объективные возможности уч. предметов сознательно и в необходимой системе раскрываются учителем, какие методы обучения он применяет.

В антагонистич. обществе В. о. отражает классовые узкокорыстные цели господствующих классов. Бурж. теория и практика В. о. целиком служат укреплению бурж. идеологии и капиталистических общественных отношений. В бурж. школе существует неразрешимое противоречие между обучением и воспитанием детей трудящихся. Науч. знания находятся в конфликте с бурж. целями воспитания - формировать у подрастающих поколений антинаучное идеалистич. мировоззрение, воспитывать их в духе примирения классовых интересов и полного подчинения капиталистич. порядкам. Одно из самых распространённых в настоящее время течений субъективного идеализма - экзистенциализм - откровенно отрицает важное значение науки и науч. знаний. По мнению экзистенциалистов, науч. знания поверхностны и относительны, а методы науч. познания крайне несовершенны. Один из известных франц. экзистенциалистов А. Камю писал: "Земля ли кружится вокруг Солнца, или Солнце вокруг Земли - это совершенно безразлично, это пустой вопрос" ("Le mythe de Sisyphe", P., 1942, p. 16), Отрицание роли науки и науч. мышления, фальсификация объективных науч. знаний - яркое проявление классовой сущности бурж. воспитания в процессе обучения.

В обществе, строящем коммунизм, обучение должно быть и является коммунистически воспитывающим, оно направлено на осуществление всестороннего развития личности уч-ся. Воспитательные задачи школы на совр. этапе коммунистнч. строительства определяются Программой КПСС. Па недопустимость разрыва между обучением и воспитанием указал Июньский (1963) пленум ЦК КПСС. Важнейшее условие достижения задач коммунистич. воспитания - научность обучения. Всё содержание уч. занятий должно быть безупречно в научном отношении. В речи на 3-м съезде РКСМ В. И. Ленин подчёркивал, что коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, к-рые выработало человечество.

Научность обучения неразрывно связана с коммунистич, идейной направленностью процесса обучения. "Целевая установка, которую мы преследуем в нашей школе,- указывала Н. К. Крупская,- дать знания, необходимые для перестройки жизни на социалистических началах. Все отрасли науки должны быть поставлены на службу социалистическому строительству. И преподаватель должен подходить к преподаванию науки именно с этой точки зрения. Он должен вскрывать перед ребятами связь между теорией и ее практическим применением в интересах соцстроительства" (Пед. соч., т. 3, 1959, с. 555).

Вооружая школьников системой подлинно научных знаний о природе и обществе, обеспечивая их переработку в сознании уч-ся, сов. школа помогает уч-ся выработать основы коммунистич. мировоззрения, сформировать собственные взгляды и убеждения, усвоить принципы морального кодекса строителя коммунизма, превратить великие и благородные идеи коммунизма в личное достояние. Школа и учитель, обучая детей, воспитывают их волю и характер, формируют эстетич. вкусы и эмоции школьников. Обучение, поощряющее творческие силы уч-ся, самостоятельность в ученье и труде, способствует развитию мышления, речи, воображения и других познавательных способностей.

В 1 - 4-х классах школы дети получают конкретные представления о природе, первоначальные знания о прошлом и настоящем своей социалистич. Родины, о Коммунистич. партии Советского Союза. Вооружая младших школьников элементарными знаниями о природе и обществе, школа систематически приучает детей рассматривать изучаемые явления во взаимной связи и развитии, находить их ближайшие материальные причины. На конкретных примерах детям показывается могущество человеческого знания, помогающего использовать и преобразовывать природу в интересах народа, коммунистич. строительства. В процессе В. о. дети приобретают элементарные понятия о коммунистич. нравственности, у них воспитываются чувства советского патриотизма и пролетарского интернационализма, дружбы и товарищества, коллективизма, честность и правдивость, навыки организованности и дисциплины. Связь обучения с трудом способствует выработке уже с ранних лет коммунистич. отношения к труду, к общественной собственности (см. Начальная школа).

В средних и старших классах школы на основе углублённого и систематич. изучения естественно-математических и гуманитарных предметов повышается уровень всей работы по формированию у подростков науч. мировоззрения и усвоению ими норм коммунистич. нравственности. Преподавание основ естественно-математич. наук (математики, физики, химии, биологии, физич. географии) подводит уч-ся к осознанию идеи материальности объективного мира, познаваемости закономерностей его развития, идеи о взаимной связи и обусловленности явлений природы, их непрерывном развитии, изменении под влиянием естественных причин. Эти же уч. предметы и общетехнич. дисциплины знакомят уч-ся с преобразующей природу деятельностью сов. людей, с достижениями отечественной науки и техники, что способствует воспитанию молодёжи в духе советского патриотизма.

Изучение основ общественных наук (истории, обществоведения, лит-ры, экономич. географии) подводит школьников к марксистскому пониманию явлений общественной жизни. Они убеждаются в том, что духовная жизнь общества, общественное сознание есть отражение материальной жизни общества, общественного бытия, что история развития общества есть, прежде всего, история развития способов производства и вместе с тем история самих производителей материальных благ - история трудящихся масс. У школьников воспитывается уверенность в неизбежной победе коммунизма, готовность принять активное участие в коммунистич. строительстве. Велико значение гуманитарных предметов и в нравственном воспитании и эстетическом воспитании уч-ся.

В обучении нельзя ограничиваться хорошим усвоением материала, имеющегося в учебниках. Как бы ни были жизненны изложенные в них знания, они не могут отразить всего богатства бурно развивающейся жизни. Необходимо в связи с логикой изучаемого уч. материала систематически знакомить уч-ся с политич., хозяйственной и культурной жизнью Сов. Союза, с трудом сов. людей, с жизнью и борьбой народов зарубежных стран, с достижениями и проблемами совр. науки.

Воспитывающий характер обучения обеспечивается не только идейно-воспитательной направленностью содержания обучения, но и методами и организационными формами уч. работы, способами движения уч-ся от незнания к знанию. Обращаясь к молодёжи, Ленин следующим образом определял пути подлинного усвоения знаний: "...на место старой учебы, старой зубрежки, старой муштры мы должны поставить умение взять себе всю сумму человеческих знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был бы у вас чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что вами самими продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования" (Соч., т. 31, с. 264).

Методы обучения должны помочь уч-ся осознать материальность объективного мира, причинную обусловленность явлений, законов развития природы и общества. Активная познавательная и практич. деятельность уч-ся в уч. процессе, усиление роли самостоятельных и практич. работ обеспечивают сознательное усвоение знаний и создают условия для их творческого применения (см. Активизация процесса обучения, Сознательность и активность).

Воспитание в процессе обучения предполагает не только правильное (в научном и идейном отношении) усвоение уч-ся знаний о природе и общественной жизни, о моральных нормах поведения, но и обязательно требует формирования коммунистически направленного, личностного отношения уч-ся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы идейных взглядов и убеждений, Достижение этой задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально окрашенной деятельности уч-ся по претворению коммунистич. идеалов в жизнь. Проведённая по инициативе КПСС перестройка системы нар. образования на основе укрепления связи школы с жизнью, трудом, с практикой коммунистич. строительства создаёт новые, исключительного принципиального значения, условия для успешного осуществления принципа В.. о. (см. ст, Коммунистическое воспитание).

Лит.: Крупская Н. К. Пед. соч, в 10 тт., т. 3, М., 1959; Данилов М. А. и Есипов Б. П. Дидактика, М., 1957, с. 116 - 24; Моносзон Э. И. Об усовершенствовании преподавания гуманитарных предметов, "Советская педагогика", 1962, № 4.

Э. И. Моносзон. Москва.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

Процесс обучения закономерно связан с процессами образования, воспитания и развития, входящими в целостный педагогический процесс. Отсюда следует, что обучение всегда должно в единстве осуществлять функции образования, воспитания и общего развития, содействуя всестороннему, гармоническому развитию личности. Из первой и второй закономерностей вытекают принципы направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, коммунистического воспитания и общего развития личности, связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства и принцип научности.

Педагогика: образование, воспитание, обучение.
Образование и Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних и развивается вместе с обществом.
Социальный прогресс оказался возможным потому, что каждое новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков, развивало и предавало потомкам. Чем сложнее становилось производство, чем больше накапливалось знаний, тем востребованнее было специально организованное образование- целенаправленная передача подрастающему поколению опыта человечества.
Образование – это формирование определенного образа (идеальная форма отражения объективной действительности) человека, его личности. Для того чтобы понять, что такое образование надо исследовать категориальное значение этого понятия. Надо выявить содержание, смысл, назначение понятия через соотнесение его с релевантными понятиями (например, социализация). Человек – общественное существо, но практика доказывает, что сразу он не становится общественным существом. Каждый проходит социализацию. Это процесс вхождения в общество, который может продолжаться всю жизнь, процесс освоения индивидом норм и ролей, принятых в данном обществе посредством собственной и чужой активности. Данный процесс протекает как стихийно, так и сознательно, целенаправленно. образование – это необходимая составляющая социализации, так как без этого института вообще нет эффективной социализации. Образование применительно к каждому отдельному человеку это сознательно направляемый процесс освоения ценностей культуры, передачи опыта, овладения и преобразования действительности. Можно сказать, что образование – это творение образа человека в индивиде, который необходим конкретному обществу, формирование его личности, неких общественно значимых и индивидуальных качеств. Понятно, что образование предполагает наличие некой цели, в соответствии с которой выстраивается весь соответствующий процесс. Процесс образования готовит человека к жизни в данном обществе и избавляет его от необходимости заново пройти все этапы общественного развития. Подводя итог вышесказанному, под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умения и навыков, а также способами мышления, необходимыми для полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций. Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.
Функции образования: передача опыта; закрепляет опыт людей; тиражирует опыт; адаптирует человека к конкретной обстановке.
Образование включает в себя воспитание и обучение. Через воспитание, обучение человек осваивает конкретные нормы и роли, которые ему предстоит выполнять в обществе. Они создают вполне конкретного индивида для определенной социальной среды, для определенных социальных отношений, с конкретными свойствами поведения, опыта, знания, мировоззрения и т.д. воспитание и обучение тесно взаимосвязаны, но, тем не менее, их необходимо различать.
Воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию определенных личных качеств человека (быть аккуратным, вежливым), это процесс постоянного духовного обогащения и обновления. Но воспитание – не просто рекомендации. Всякое воспитание это динамическое вмешательство, то есть, воспитывая, мы изменяем бытие человека. Но интересно, что не во всех культурах так интерпретируется воспитание. Буддисты, например, воспитанием не взращивают и не переделывают человека, а только выявляется природа человека. В любом случае для избежания ошибок нельзя представлять, что воспитуемый это пассивное существо, глина, из которой можно вылепить все, что угодно. Всякая воспитательная деятельность – это двусторонний процесс, в котором задействованы воспитатель (субъект) и воспитуемый (тоже субъект, а не объект, как можно было подумать).
Обучение – это сознательная деятельность, направленная на освоение знаний, умений, навыков развития умственных сил и способностей человека. Отметим тесную связь между воспитанием и образованием – воспитывая, мы образовываем и наоборот. Также надо знать, что воспитание и обучение< – это виды духовного производства человека. Если воспитание это духовно-практический способ освоения мира, то обучение это познавательно-теоретический способ освоения мира. И если обучение создает предмет для человека, показывает ему мир, то воспитание формирует субъекта для этого мира, способ его действования в нем. Через образование наследуется опыт предыдущих поколений человечества, оно консервирует опыт, оно тиражирует, распределяет, кому сколько дать знаний, адаптирует человека к конкретной обстановке. И в каждом уважающим себя обществе значение и роль образование очень велики и прописаны в официальных государственных документах (ФЗ «Об образовании» трактует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства).
Деятельность по воспитанию и обучению отражается в науке педагогика. Можно сказать, что педагогика – это система знаний о закономерностях и способах образования, воспитания и обучения. Все науки делятся на две группы – науки теоретические и науки практические.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ

Основными понятиями педагогики являются: воспитание, обучение, образование, развитие, самосовершенствование.

Воспитание – сознательное, целенаправленное, систематическое и планомерное воздействие на личность, взаимодействие с ней, приводящее к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели).

Воспитанием достигается подготовка людей кжизни в социуме, в системе социальных отношений. Вырабатывается гражданская позиция личности, прививается любовь к Родине, семье, природе. Развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманизм, уважение к закону. Вырабатываются культура личности, стремление к цивилизованному удовлетворению своих потребностей. Результатом воспитания является воспитанность индивида и общности.

Образование – организованный, целенаправленный процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков.

Данный процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состоянием участников.

Образование как педагогический процесс обеспечивает некий результат: определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений и навыков, подготовки ктому или иному виду практической деятельности, т. е. образованность.

Образовательный процесс осуществляется на основе процесса обучения.

Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося. Результат – обученность.

Обучение включает в себя преподавание, осуществляющее передачу системы знаний, умений, навыков и усвоение опыта через восприятие, осмысление, преобразование. Направляющая роль педагога, создающего необходимые для активности учащихся условия, обеспечивает полноценное усвоение ими знаний, умений, навыков.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности. Результатом данного процесса становится развитость личности (коллектива, группы). Развитость – это уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, профессиональных, жизнестойких качеств, особенностей и способностей личности. Развитость способствует высоким достижениям в любой сфере человеческой деятельности.

В полноценной педагогической деятельности перечисленные понятия педагогики взаимосвязаны и в своем единстве образуют «педагогический квадрат» (образование-воспитание-обучение-развитие).

Самосовершенствование – процесс инициативной или направленной деятельности самого человека по совершенствованию самого себя путем самовоспитания, самообразования, самообучения и саморазвития.

Воспитание и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка, а обучение - процесс, основная цель которого состоит в развитии его способностей. Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности, и обе они в действительности практически всегда реализуются совместно, так что отделить обучение от воспитания, как процессы и результаты, не представляется возможным. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем. Тем не менее оба процесса в аналитических целях в педагогической психологии обычно рассматриваются отдельно, так как они по своим целям, содержанию/методам, ведущим видам реализующей активности различны. Воспитание осуществляется в основном как межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирования черт личности и человеческих поступков, в то время как учение, реализуясь через различные виды предметной теорегической и практической деятельности, ориентировано в конечном счете на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка. Раэличны, как правило, методы обучения и воспитания. Обучение имеет дело с познавательными процессами ребенка, а воспитание - с чувственными и межличностными отношениями. Методы обучения включают в себя приемы передачи знаний от одного человека к другому а также фомирование у обучаемого умений и навыков, в то время как методы воспитания касаются передачи социальных ценностей и социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания - на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.