Современные проблемы воспитания причины. Доклад "проблемы и трудности современного процесса воспитания и пути их решения"

ГБОУ СПО ЕПК КК

Доклад по классному руководству:

«Проблемы современного воспитания в современной России»

Подготовила:

Студентка Ш-21 группы

Тур Анастасия

2015, Ейск

Введение

Последние 10 лет вопросы обучения и воспитания не сходят со страниц газет и журналов. Одна дискуссия сменяет другую. Банальными стали утверждения, что существующая система образования не может удовлетворить возросшие требования производства, науки и всей непрерывно усложняющейся социальной жизни. С этим согласны почти все. Расхождения возникают позднее, когда начинается обсуждение вопроса, в чем же суть этих не-соответствий, или «разрывов», каковы их наиболее характерные проявления и что нужно сделать, чтобы их устранить. Проблема развития воспитания, несомненно заслуживает самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству. Логично было бы рассмотреть отдельно две проблемы. Первая - это проблема воспитания общества, вторая- проблема образования все того же общества современной России. В этих проблемах объектом исследования будет выступать само общество, а предметом исследования – система обучения и воспитания.

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях под-готовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова , воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Современные методы воспитания

Пожалуй, трудно найти родителей, которые не хотели бы воспитать хорошего ребёнка. Большинство людей в процессе воспитания детей опирается на свой жизненный опыт, на то, как их воспитывали в своё время. Между тем, имеется множество доказательств тому, что прежние методы воспитания дают сбои и не приносят ожидаемых результатов. Иногда эффект их применения бывает прямо противоположный. В чём причины этого явления? Перемены, происходящие в современном мире, требуют новых, неординарных подходов к проблеме воспитания, поиску альтернативных современных методов воспитания детей.

Авторитарные методы воспитания детей Методы воспитания детей, которыми до сих пор пользуется подавляющее большинство родителей, формировались в семье на протяжении столетий в условиях феодального общества, а затем в условиях буржуазных или социалистических демократий, основу которых составляла авторитарная власть. Это авторитарные методы воспитания детей. Основным принципом таких методов является требование беспрекословного подчинения детей воле родителей. В арсенале воспитательных мер здесь имеются такие способы воздействия на ребёнка, как приказ, выговор, окрик, угроза, насмешка, наказание, в том числе, и физическое. Ребёнок при этом рассматриваются как некий негативный, враждебный субъект, который стремится всё время что-то сделать не так, которого постоянно нужно одёргивать, направлять. В основе мотивационных механизмов поступков детей при таких методах является страх.

Демократические методы воспитания детей являются новыми, современными методами, которые родились под влиянием демократических преобразований, происходящих в окружающем нас мире. В основе таких современных методов воспитания детей лежит отказ от принуждения, подчинения поступков детей желаниям родителей и бесконфликтная переориентация их с плохого поведения на хорошее. Применение этих методов предполагает изучение восприятия ребёнком тех или иных фактов или событий в жизни и оказание ему ненавязчивой помощи в правильной их оценке. Ребёнок не рассматривается как плохой или хороший, но как живой человек, которому свойственно ошибаться. Оценке подвергаются поступки, а не он сам. Положительную оценку получают поступки, учитывающие интересы всех участвующих в конфликте сторон. Взаимоотношения в семье строятся не на страхе детей перед неминуемым наказанием, а на принципах взаимопонимания, доверия, взаимного уважения, безусловной любви. Мотивацией поступков детей в этом случае является внутреннее побуждение к действию и выбор правильного варианта действий на основании собственных представлений о том, что хорошо, а что плохо.

Цели воспитания

Положительным результатом воспитательного воздействия считается не безоговорочное выполнение родительского распоряжения, а правильный выбор необходимого действия в конкретных жизненных обстоятельствах и осознанное его выполнение. Эти методы способствуют развитию у ребёнка чувства уверенности в себе, смелости в принятии решений, инициативности, ответственности, честности, демократичности, дружелюбия. Воспитываясь в семье, где в основе отношений лежит уважение и любовь, такие дети выходят во взрослый мир открытыми, искренними, способными дарить любовь другим людям.

Проблемы воспитания в современном обществе

В современных условиях развития общества направление воспитания определяется единством целей и содержания. Следовательно, выделяя в воспитании такие направления как: умственное, трудовое, нравственное, эстетическое и идейно-политическое мы получим целостную воспитательную систему. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их познавательную деятельность, следовательно, деятельность должна иметь определённую логику, но взамен интенсивной познавательной деятельности мы предлагаем ребёнку пассивную - у компьютера или телевизора, развивая тем самым вредное для ребёнка «клиповое мышление».

Важным направлением воспитательного процесса является - идейно-политическое воспитание, предполагающее формирование у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Сейчас можно довольно часто от детей услышать следующую фразу: Вот выучусь и уеду из этой «ужасной» страны! Чем же мы так засорили мозги собственных детей, что они уже в таком возрасте готовы всё бросить и начать жить в другой стране. История собственного народа, населённого пункта, семьи ничто по сравнению с материальным благополучием, именно материальное благополучие, созданное кем-то, а не им самим выходит на первый план при формулировании такого желания ребёнка. Мы отучили его трудиться, но научили и продолжаем это делать успешно - потреблять.

Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. Наверное, к вышеперечисленным воспитательным направлениям, которые традиционно применялись при решении воспитательных задач необходимо добавить и другие. Сейчас в современном обществе формируются новые направления воспитательной работы, такие как экономическое и правовое они требуют своего внимания и детальной разработки. Пора избавиться от правого и экономического нигилизма и с ранних лет формировать у детей качества, определяющие социальное поведение в условиях правовой и экономической защищенности личности.

В современном мире около 90 % населения - верующие, следовательно, роль конфессионального воспитания велика, и закрывать глаза на это явление не стоит. Как и любое нововведение, процесс модернизации общества имеет положительные и отрицательные стороны, а также негативные побочные явления: уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов привело общество к социальной дезорганизации, хаосу и аномии; выросли масштабы девиантного поведения у детей, подростков и молодёжи, преступность в молодёжной среде стала нормой.

Вопрос о взаимодействии и взаимоотношениях разных возрастов остро стоял во все времена. Мировоззрение, принципы, взгляды на мир и место в нём человека у представителей различных поколений всегда различались.

Так, например, молодежь представляет собой группу, которая только ещё находится в состоянии формирования ценностей, идеалов, осваивает существующие в обществе традиции, обычаи. В ситуации, когда само общество не имеет норм, ориентация молодёжи в существующей системе становится вдвойне проблематичной.

Сейчас Россия обладает минимумом рабочих, рабочим быть не модно, заводы в большей степени стоят, нет крестьян - появились фермеры, и то не понятно, на кого они работают. В основном вся страна продаёт, посредничает, ворует, стоит у церквей и просит милостыню, можно ещё привести ряд «новых» так называемых профессий. У нас сейчас все если не юристы, то экономисты, если не банкиры, то страховые агенты, а остальные в промежутках между теми и теми. Мы перестали замечать, что потребительское отношение к окружающему миру и друг к другу искажает у нас чувство времени. Всё это приводит к разрушению межличностных связей у людей разных поколений, а самое страшное, что такие разрушительные процессы происходят в молодёжной среде. Такое разрушение молодёжной среды грозит разрушению всего общества. Поскольку речь идет о принципиально новых подходах в управлении жизнедеятельностью, то без опоры на науку и образование, которое мы понимаем как триаду, состоящую из воспитания, обучения и развития личности, это невозможно.

Следовательно, убирая безразличие человека по отношению к самому себе, своему настоящему и будущему мы сможем запустить созидающие процессы в обществе даже в условии модернизации общественного строя, опираясь на объединённые усилия государства и семьи. Для этого нужно поощрять детей с самого детства свободно рассуждать, фантазировать о научных достижениях, о возможных вариантах развития человечества, использовать новейшие достижения техники в образовании только после того как тщательным образом будут обучены учителя. Всё новое нужно внедрять, осторожно опираясь на принцип - не навреди. Одним словом, любовь к своему Отечеству, к своему народу, немыслима без заботы о его будущем.

Классный час по нравственному воспитанию на тему «Что такое вежливость»

Цели и задачи:

Прививать детям культуру поведения;

Желание употреблять в своей речи вежливые слова.

Предварительная работа

Подготовка инсценировок стихотворения по теме классного часа.

Ход классного часа

Обсуждение стихотворения А.Барто

Послушайте стихотворение А.Барто про одного школьника и подумайте, можно ли этого мальчика назвать вежливым.

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут.. а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.

Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.

А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«ну, я пошел, пока, всего…»

Вопросы для обсуждения:

Какие слова употребляет герой при встрече и прощании?

А какие слова надо говорить?

Что такое «вежливость?» (это уважительное отношение к другим людям )

Для чего нужно быть вежливым человеком?

Назовите противоположное вежливости качество. (хамство )

Приятно ли общаться с хамом?

Проигрывание ситуаций

Педагог организует работу в командах. Задача команды – инсценировать одно из стихотворений. После инсценировок дети обсуждают разыгранные ситуации. Первая команда инсценирует стихотворение С.Михалкова «Лапуся».

Я не знаю, как мне быть -

Начал старшим я грубить.

Скажет папа:

Дверь открыта!

Притвори ее, герой! -

Я ему в ответ сердито

Отвечаю:

Сам закрой!

За обедом скажет мама:

Хлеб, лапуся, передай! -

Я в ответ шепчу упрямо:

Не могу. Сама подай! -

Очень бабушку люблю,

Все равно - и ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю...

Я не знаю, как мне быть -

Начал старшим я грубить.

А они ко мне:

Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!.. -

А они ко мне:

Сыночек,

Положить еще кусочек? -

А они ко мне:

Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!..

Как вы думаете, почему мальчик грубит взрослым? (ответы детей )

Об этом мы можем узнать из следующего стихотворения.

Вторая команда инсценирует стихотворение А.Барто «Признание».

Поди узнай,

Поди пойми,

Что стало с парнем

Лет восьми!

Он всех, в один несчастный день,

Чуть не довел до слез.

Его зовут - стоит как пень,

Как будто в землю врос.

- Смотри не пей воды сырой! -

Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьет в ответ.

Поди узнай,

Поди пойми,

Что стало с парнем

Лет восьми!

- Придешь обедать к трем часам,-

Ему сказала мать.

Он пробурчал: - Я знаю сам...-

А сам явился в пять.

- Ну что с тобой, Андрюшенька? -

И сын при знался ей:

- Когда я вас не слушаюсь,

Я выгляжу взрослей!

Почему не слушался Андрюша?

Действительно ли он выглядел взрослее? Почему? (ответы детей)

Третья команда инсценирует стихотворение Б.Заходера «Очень вежливый Индюк»

Поселился
В доме
Вдруг
Очень Вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
- Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости -
Поучиться
Веж-
ли-
вос-
ти!
Я и сам, - кричал Индюк, -
Доктор Вежливых Наук,

И жена моя - пример
Замечательных манер:
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитанна!

Не стесняйся ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: "Приду, спасибо!"
Ты не будь свиньей, Свинья. -
Ждет тебя
Моя семья!
Только раньше бы
Умыла
Ты свое свиное рыло!

Как ни бился он,
Однако
К Индюку никто не шел -
Ни Корова,
Ни Собака,
Ни Хавронья,
Ни Осел!

Посинел Индюк от злости:
- Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они - балды-балды!

Что вы можете сказать про Индюка?

Почему к нему никто не шёл? (ответы детей )

Чтение рассказа Ю.Ермолаева «Проговорился»

Иногда бывает, что девочка или мальчик в школе ведут себя вежливо, культурно, а дома превращаются совершенно в других детей.

Послушайте эту историю и расскажите, как же все узнали истинное лицо Ирочки.

Папа с мамой купили Ирочке попугая. Ирочка тотчас же занялась дрессировкой. Она научила попугая мяукать, лаять, говорить «здравствуйте, ребята!» и захотела показать его своим одноклассникам. Пусть знают, какая она способная дрессировщица. Собралась с попугаем в школу, а бабушка к ней с просьбой:

- Сходи, Ирочка, в магазин за чаем.

- Вот ещё! - отказалась Ирочка. - Мне некогда! Отстань! Она всякий раз так говорила бабушке, когда та просила её что-нибудь сделать: «Отстань!», «Некогда мне!» или «Вот ещё!». Ирочка взяла клетку с попугаем и понесла в школу. Одноклассники окружили Ирочку:

- Ну-ка спроси своего попугая что-нибудь! Пусть ответит.

- Сейчас спрошу. Только вы не шумите, - приказала Ирочка и сказала попугаю: - Поздоровайся с ребятами, Чико!

А попугай, вместо того чтобы сказать «здравствуйте, ребята!», взъерошился весь и крикнул Ирочке:

- Отстань!

Ребята удивились, а Ирочка смутилась, но тут же снова спросила попугая:

- А как кошка мяукает? Помяукай нам, Чико. Попугай покосился на Ирочку и проскрипел:

- Вот ещё!

- А как собачка лает? - чуть не плача, спросила Ирочка. - Полай собачкой, Чико!

- Очень нужно! Мне некогда! - прокричал попугай и, перепрыгнув с одной жёрдочки на другую, отвернулся от Иры.

Ребята засмеялись, а Ирочка рассердилась:

- Какой ты противный, Чико! Ничего говорить не хочешь.

- Как не хочет? - возразил Ирочке вожатый Витя. - Он нам очень многое сказал. Молодец, Чико!

Обсуждение рассказа

Составление плана вежливости

Все мы живём в обществе, рядом друг с другом, поэтому необходимо жить в миреи согласии и протягивать руку помощи друг другу. – Я вам предлагаю поработать в командах и составить правила вежливости.

Учитель совместно с детьми записывает на доске правила.

Первое правило: всегда говори вежливые слова.

Учитель читает стихотворение «Добрый день»

День был серый, непогожий,
Над землёй густела тень.
- Добрый день!
Сказал прохожий.
Я ответил:
- Добрый день!

После этого мгновенья
До конца большого дня
Почему-то настроенье
Было добрым
У меня.

Правило второе: если кого- то обидел, то извинись.

Учитель читает стихотворение «Вежливость»

Наступила мышка на ногу слону.

Две минуты с лишком слон не мог шагнуть.

Мышка огорчилась: «Ах, какая жалость – то! »

Мышка извинилась: «Простите, пожалуйста! »

Слон сказал: «ну что же, ладно уж, бывает.

Вежливость тоже от боли помогает.

Правило третье? Если допустил ошибку, то попроси прощения.

Учитель читает стихотворение «Простите»

Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.


Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
"Простите",- сказал.


И мама молчит,
Улыбается даже...
-Мы купим другую,
Есть лучше в продаже...


"Простите!" Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!

Обсуждение рассказа

Волшебные словане стоит забывать, но все же главное – поступки. Ведь может случиться такое…

В реке плавали две рыбы, одна большая, а другая поменьше. Они вместе долго искали себе еду, и вдруг, откуда не возьмись, прямо перед ними появился аппетитный червяк.

Это мой, это мой червяк, я его первая заметила,-закричала маленькая рыбка, и стала грубо хвостом отпихивать от червяка большую рыбу.

Пожалуйста, мне не жалко, ешь его на здоровье,-сказала рыба и вежливо уступила червяка.

Правильно,-сказала рыбка,-маленьким надо уступать. А сама при этом подумала:до чего же глупа эта рыба, сколько силы у нее, а она еду вкусную уступает. Если бы я была такая же большая и сильная, как она, никому бы не отдала вкусного червяка, даже если бы понадобилось, отняла бы силой.

Довольная рыбка попробовала червяка на вкус, а потом взяла, да и проглотила его целиком. Вдруг неожиданно в одно мгновение рыбки не стало, а сверху над водой раздался чей-то сердитый голос:

Опять мелочь на крючок попалась, и почему же сегодня большая рыба не ловится?

Только теперь догадалась рыба, что ее вежливый поступок спас ей жизнь. Не уступи она червяка маленькой рыбке, пришлось бы ей сегодня в ухе вариться…

Что же спасло большую рыбу?

А вы в жизни уступаете маленьким?

Подведение итогов

Учитель обобщает все ситуации классного часа и напоминает детям о нормах поведения в обществе.

Закончить занятие я хочу такими словами М.Сервантеса «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».

Система образования является одной из важнейших структур, управляемой государством, направленной как на социализацию каждого члена общества, так и на социализацию естественнонаучных знаний. Образование, предъявляя человеку моральные и духовные ценности, составляющие достояние общественной культуры или претендующие на включение в сокровищницы культуры, позволяет сформировать духовный облик человека. Содержание образования формируется на основе достижений человеческого познания. Доведение до сознания членов общества накопленных знаний обеспечивает не только поддержание достигнутого уровня цивилизации общества и функционирование производства, но и прогресс общества.

В современной школе существует целый ряд нерешенных или недостаточно решенных проблем, которые актуальны для профессиональной деятельности учителя. Проблем у современной школы больше чем достаточно и охватить все из них невозможно. В борьбе за качество образования большая роль отводится содержанию и структуре образования. Школой чаще всего и структура и содержание «спускается сверху». Иначе нельзя – будет нарушено образовательное пространство. Не согласиться с этим нельзя.

С какими трудностями сталкивается современная школа (на мой взгляд), какие проблемы ей предстоит решить, чтобы повысить качественные результаты предоставляемых ею услуг?

  1. Недостаточная интенсивность и эффективность встречной деятельности – учения, т. е. низкая активность ученика в процессе обучения. Задача учителя, не только самому работать на уроке, а добиться не мене продуктивной работы от ученика. И это должна быть не эпизодическая активность на некоторых уроках и по некоторым предметам, а создание целой системы обучения, системы всех методик, при которых учащийся не сможет быть неактивным в принципе.
  2. Характер обучения таков, что учителя преувеличивают роль наблюдения и восприятия, используя иллюстративно-объяснительный характер обучения, тем самым фактически выключается мышление ученика, они «разучиваются думать». В школе нужно, конечно же, объяснять и иллюстрировать, но всё это должно быть подчинено одной цели: пониманию и усвоению учащимися существа изучаемых предметов и науки, а не упрощенному изложению и красочному описанию.
  3. Перегруженность учебных предметов. Мы пытаемся объять необъятное и затолкать в ребячьи головы нужное и ненужное в непомерных количествах. А чего стоит наукообразность учебных пособий для учащихся? Авторы их, похоже, плохо знакомы с особенностями детской психологии и начисто забывают, что когда-то сами были детьми. Отсюда мы имеем проблему отсутствия творчества, поиска в работе учащихся. Загружается память, а не мышление. Знания в итоге непрочны, недолговечны, на практике неприменимы.
  4. Почти полное забвение воспитательной стороны образовательного процесса. С развалом пионерского и комсомольского движений в школе альтернативы, реально работающей повсеместно, так и нет до сих пор. Совсем разрушены прежние связи с шефствующими предприятиями и организациями. Это значит, что нарушены все ранее существовавшие и выполнявшие важнейшую функцию воспитательного процесса «внешние инструменты (средства массовой информации, цензура, кинематограф, литература и т.д.). Такое впечатление, что хороший лозунг школы для ученика «Будь успешным» в условиях современной школы звучит как «Главное быть богатым и знаменитым» или «Бери от жизни все».
  5. Отказываясь от воспитательной функции, отказываясь от роли «воспитателя» в пользу роли «обучателя», современная школа все более склоняется теперь в сторону превращения себя в некую «обучающую машину». Все более и более обретая теперь функции некоего бездушного агрегата, совмещающего в себе отчасти функции копировального аппарата, а отчасти коммерческо-производственного конвейера. Школа теперь приближается к облику некой «обездушенной фабрики знаний» или «копировального устройства», типа того же ксерокса, по передаче суммы знаний от одних людей – учителей, другим людям – детям. И оттого дети для школы теперь нередко словно «бездушный продукт» или столь же «бездушная продукция». Они теперь не «подрастающее поколение» не «растущая смена» и не «взрослеющая часть общества», они теперь просто «те» в кого нужно вложить (в том числе и за деньги) какие-то определенные знания. Не удивительно, что в таких «казенных» условиях учителя вынуждены в качестве мотивации своей и мотивации своих учеников выдвигать чаще всего меркантильные, материальные интересы и ценности. А не в том числе – или даже, прежде всего – моральные и духовные, как стремилась делать школа в советские или даже в «царские» времена. И не удивительно, что в таких условиях учитель теперь все более отдаляется от прежней формулы: «учитель (читай – школа) – сеятель доброго, светло, вечного.
  6. Остро стоит вопрос о необходимости индивидуализации процесса обучения, о непременном учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, о соответствующей дифференциации знаний, оценок, а самое главное - программ. Прослеживается общая ориентировка обучения на середняка, на школьников с некоторой средней успеваемостью, но при этом одинаково нехорошо как высоко успевающим, так и отстающим ученикам. В условиях современного массового обучения все эти вопросы еще ждут своего решения.
  7. Нежелание значительной части учителей работать по-новому, с учетом последних достижений педагогики. Учителя просто не успевают за стремительными инновационными современными научными достижениями в области информационных технологий. Старшая возрастная категория учителей (а это сегодня основной костяк любого учебного заведения) «дорабатывает» свой трудовой стаж и не считает нужным овладевать современными инновациями. Наши дети в некоторых вопросах технического обеспечения уже на шаг впереди нас. Как же можно не стремиться хотя бы догнать их? Коллеги, за окном XXI век!
  8. Отсутствие инструментов сдерживания агрессии и непослушания учеников. Демократизация общественной жизни лишила учителей этих инструментов, но ничего кроме взаимной возможности отстаивания ущемленных интересов в суде не дала. Но ведь по каждому случаю в суд, как говорится, не набегаешься. Отсюда - отсутствие порядка в школе.
  9. Исходными должны быть не интересы образовательного учреждения, а интересы ребенка и семьи. Мы должны спросить родителей, желают ли они видеть своих детей образованными себялюбцами и неблагодарными эгоистами? А может быть, они желают вырастить практичного рационалиста, озабоченного земным успехом и карьерой? Желают они видеть своих детей достойными сынами Отечества или же растят гражданина какого-либо иного государства? Школа призвана помогать семье в образовании ребенка, в воспитании доброго гражданина для нашего Отечества. На каких началах должна основываться система образования, каково должно быть содержание образовательного процесса, чтобы ребенок радовал родителей добротой, послушанием, трудолюбием, смирением? Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок правильно развивался, чтобы в нем не угасала духовная жизнь, пробужденная в семье, чтобы он освоил начала наук, познал родную и мировую культуру, чтобы он был патриотом своей Родины, готовым в трудную минуту живот свой за нее положить? Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях. Школа, основанная на православной традиции, является единственной природосообразной и научной, позволяющей детям всех национальностей и конфессий войти в мировую культуру посредством русской культуры, при этом создав условия и для освоения своей национальной культуры.
На что должна обратить внимание современная школа?
  1. Информационное обеспечение и сопровождение процесса обучения в современных условиях. Особенности предвидения наступления результатов обучения. Повседневная организаторская деятельность педагога и специфика её проявления. Реализация целей и функций контрольно оценочной и стимулирующей деятельности на практике.
  2. Гуманизация образования. Обеспечение свободного и всестороннего развития человека в процессе образования; распространение идей гуманизма в образовании.
  3. Установление оптимального и гармоничного сочетания гуманитарных, естественнонаучных, технических и других циклов дисциплин с целью развития в каждом обучающемся гуманитарной культуры.
  4. Индивидуализация и дифференциация образования. Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, создание условий для воспитания и обучения групп, обучающихся по определенным признакам.
  5. Развивающая и воспитывающая направленность образования. Ориентация образования не на формальное накопление знаний, а на развитие способностей обучающихся, их мышления путем активизации их познавательных потребностей и возможностей.
  6. Организация образования на компетентностной основе. В качестве результатов освоения содержания образования для каждого выпускника должен стать комплекс компетенций.
Я желаю учителям стать необходимыми и любимыми для учеников и коллег. Это залог обретения творческой свободы, а без нее – как стать школой, в которую хочется идти утром и детям, и взрослым?

Литература

  1. Васильева Н.В. Образование сегодня и завтра: пути преодоления кризиса.- М.: ЗАО, Изд-во Экономика, 2011.
  2. Социальные проблемы образования: методология, теория, технология. Сборник научных статей. Редактор О.А. Панина. - Саратов. - 1999.
  3. Слободчиков В. Новое образование – путь к новому сообществу // Народное образование 1998 №5.

Отечественную систему воспитания, как и состояние российской педагогики в целом, сегодня принято характеризовать как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблем.

В первую очередь это проблема, связанная с поиском путей возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности. Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В силу этого остро ощущается потребностью возродить и развивать национальное самосознание всех, даже самых малых народов России. В этом смысл существования российской школы, ее деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания.

Российская Федерация – страна, в которой живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание основывалось на идее сближения, слияния наций и создания безнациональной общности. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности, поскольку столкновения в быту, общественном транспорте, сфере торговли легко переносятся на межнациональные отношения. Взрыв национальной розни побуждает проанализировать истоки подобных явлений, осознать их причины – и не только социально-экономические, но и педагогические. В силу этого особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей.

Реальностью современного российского общества становится тот факт, что все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Союза. Одновременно наблюдаются рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой свойственны максимализм и стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В этих условиях первостепенное значение приобретают проблемы формирования этики поведения ученика в многонациональной среде, воспитание межнациональной толерантности. На решение этой задачи должна быть направлена деятельность всех социальных институтов и в первую очередь школы. Именно в школьном сообществе у ребенка могут и должны формироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Тенденции общественного развития, характерные для сегодняшней российской действительности, актуализировали проблему семейного воспитания. Масштабный кризис, охвативший нашу страну, негативно отразился на материальном и нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка и обнажил множество социальных проблем (рост числа детей, рождающихся вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между близкими; слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека – алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). Как следствие этого – растет число неблагополучных семей.

Ярким проявлением неблагополучия семьи является рост насилия над детьми, которое имеет множество форм – от эмоционального и морального давления до применения физической силы. По данным статистики, от произвола родителей ежегодно страдают около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а две тысячи кончают жизнь самоубийством. В силу этого поиск путей повышения эффективности семейного воспитания назван в числе приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Дети России» (2003–2006 гг.), что ставит решение данной проблемы в число первостепенных в педагогической теории и практике.

Таковы, с нашей точки зрения, наиболее актуальные проблемы современного воспитания, от успешного решения которых зависит судьба подрастающего поколения и нации в целом.

13.2. Национальное своеобразие воспитания

Воспитание как процесс воздействия на личность с целью передачи ей норм и правил поведения, принятых в обществе, всегда носит не абстрактный, а конкретный характер, отражая прежде всего национальное своеобразие морали, обычаев, традиций, нравов того или иного народа. На этот факт указывал К. Д. Ушинский, писавший: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью. В каждой стране под общим названием общественного воспитания и множеством общих педагогических форм кроется свое особенное характеристическое понятие, созданное характером и историей народа».

Дав глубокий анализ системам воспитания ведущих стран мира, К. Д. Ушинский пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех народов не существует, поскольку «несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели».

Национальное своеобразие воспитания определяется тем, что каждый народ имеет свой специфический образ жизни, который формирует личность в соответствии с особенностями национальных традиций и национального менталитета. Особенности образа жизни у разных народов складываются под влиянием многих специфических факторов: природно-климатических условий, языка, религии (верований), условий трудовой деятельности (земледелие, охота, рыболовство, скотоводство и т. п.). Человек, пребывая в социальной среде конкретной народности, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни именно этого народа, общины, племени; усваивает и разделяет их ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия, поступки, поведение.

Из этого следует, что основные понятия образа жизни можно отобразить в такой последовательности: обычай ? традиция? обряд? ритуал.

В воспитательном процессе народная педагогика руководствуется вполне определенными правилами, исходя из которых выбираются методы воздействия, среди которых показ, приучение, упражнение, благопожелание, моление, заклинание, благословение, насмешка, запрет, принуждение, порицание, презрение, клятва, наказание, устрашение, совет, просьба, укор и др.

Наиболее распространенное и эффективное средство воспитания в народной педагогике – устное народное творчество, в котором в высокохудожественной форме отражены воззрения народа на природу, житейская мудрость, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия.

Учитывая мощный потенциал народной педагогики в воспитании личности, современная педагогическая практика возрождает национальную культуру регионов России. Проблемы изучения национального своеобразия воспитания и использования его в качестве средства воспитания подрастающего поколения исследуются в рамках этнопедагогики – отрасли педагогической науки, которая исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.

Чтобы богатейшие традиции народной педагогики стали эффективным средством воспитания подрастающего поколения, необходимо каждому этносу обеспечить право и реальные возможности для создания воспитательных систем, основанных на учете национального своеобразия воспитания. Для этого необходимы:

Приоритетность родного языка, постепенное движение к паритетности языков с непременным сохранением высокого уровня изучения, владения и употребления русского языка; высокий уровень преподавания иностранных языков, причем с существенным расширением их перечня;

Замена школьного курса истории населения историей народов; обеспечение глубокого изучения истории родного народа во всех школах республик, автономных областей, округов и диаспор;

Обязательный учет национальных, интеллектуальных, художественных, этнических и иных традиций в оформлении школьных помещений, территории школы и микрорайона;

Восстановление художественных промыслов, искусства, народных праздников, игр, игрищ; возрождение традиционной культуры воспитания, приобщение к ней учителей, учащихся, родителей, населения;

Система специальных мер по обогащению духовной культуры, развитию духовности (это связано с широкомасштабным изменением содержания образования); для начальной школы необходимо издание книг для чтения на этнопедагогической основе;

Прекращение толкования фольклора лишь как предыстории литературы, введение его как самостоятельной дисциплины с 1-го по 11-й класс, включающей изучение всех известных жанров в процессе параллельного обзорного ознакомления с народными духовными, нравственными, музыкальными, художественными, трудовыми, спортивными традициями, этикетом; поощрение специального факультативного и кружкового изучения песен, сказок, пословиц, загадок как самостоятельных учебных дисциплин;

Расширение прав выпускников национальных школ в выборе языка при ответах на экзаменах по всей территории национального региона; полное уравнивание прав национальных языков в специальном, среднем и высшем образовании; создание учебных групп с преподаванием хотя бы некоторых предметов на родном языке на всех отделениях и факультетах высших школ;

Максимально возможное воспроизведение в системе воспитания образа жизни народа, расширение числа национальных общеобразовательных школ повышенного уровня (гимназий, лицеев, колледжей, реальных училищ);

Укрепление национальных связей на основе взаимности, демократизма и гуманизма, усиление внимания к общечеловеческим ценностям, создание благоприятных условий для их трансформации в национальную среду;

Гарантии защищенности малых народов во имя национального согласия, межнациональной гармонии, отказ от традиционных формул насильственного приобщения их к более высоким культурам;

Аргументированное осуждение человеконенавистнических, шовинистических, великодержавных, имперских теорий в любой форме;

Расширение научных исследований в области проблем, связанных с этнопедагогизацией содержания и процесса образования; начало вузовской подготовки этнопедагогов, вплоть до университетской и аспирантской специализации.

Тенденция использования идей и традиций национального воспитания в последние годы проявляется достаточно отчетливо. В этой связи, прежде всего, следует назвать модели историко-социокультурных и педагогически организованных воспитательных систем, разработанных в рядом отечественных ученых (Е. П. Белозерцев, И. А. Ильин, Б. А. Сосновский, В. К. Шаповалов и др.) и призванных воспитывать подрастающее поколение на основе идеи национально-духовного возрождения России. В рамках этих моделей: а) обеспечиваются права каждой нации, входящей в состав Российской Федерации, на самостоятельное этническое и культурное развитие; б) осуществляется освоение культурного наследия своего народа; в) закладываются основы полноправной жизни нации в целом; г) формируются основы гармоничного существования и развития каждого этноса и национальной культуры; д) достигается сбалансированность образовательных интересов личности, этноса, общества и многонационального государства; е) обеспечивается единство образовательного и культурного пространства многонационального государства в условиях федерализации и регионализации.

В качестве примера системы национального воспитания можно назвать учебно-культурный научно-производственный центр «Гжель». Эта уникальная воспитательная система создана с учетом национального своеобразия воспитания на базе региона, являющегося колыбелью и основным центром русской керамики. Главная цель данной системы – комплексное решение проблемы подготовки высокопрофессиональных кадров для региона на основе соединения обучения с воспитанием, гражданским и профессиональным становлением молодежи.

Структура воспитательной системы «Гжель» включает следующие ступени: 1) детские сады, дающие воспитаниикам в процессе специальных игр первичные представления о наиболее распространенных профессиях региона; 2) общеобразовательные школы, в которых учебный труд, творческая деятельность и общение ориентированы на знакомство с материальной и духовной средой региона; 3) Гжельский художественно-промышленный колледж, который готовит высококвалифицированных специалистов на основе приобретения опыта творческой деятельности; 4) высшие учебные заведения, в которых на базе опорных пунктов ряда московских вузов проводится подготовка специалистов, сочетающих приобретение навыков профессиональной деятельности и опыт решения практических задач региона; 5) учреждения культуры, включающие дома культуры, музеи, кинотеатры, библиотеки региона.

Эффективность воспитательной системы «Гжель» затрагивает различные сферы жизнедеятельности региона; социальную (молодежь чувствует внимание и заботу, получает возможность трудиться на всемирно известном промысле с хорошими условиями труда и оплаты); экономическую (на основе результатов, полученных в научно-исследовательской работе, осуществляются конкретные региональные, социальные и экономические проекты); региональную (создана система, выступающая научно-исследовательской и методической базой для организации и эффективного осуществления воспитательной работы в регионе).

13.3. Воспитание культуры межнационального общения

Культура межнационального общения – это сложное явление, которое включает следующие структурные компоненты: 1) когнитивный – знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики (долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.), проблем теории и практики межнациональных отношений; 2) мотивационный – желание освоить историю и культуру своей нации, а также других народов; интерес к общению с другими людьми, представителями других национальностей; 3) эмоционально-коммуникативный – способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке;

самокритичность, толерантность; 4) поведенческо-деятельностный – владение своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и вероисповедания.

В соответствии с этим процесс воспитания культуры межнационального общения включает:

Ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях;

Формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания;

Развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий;

Обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе межличностного общения.

Межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях. Из этого следует, что культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Очевидно, что в основе культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества. Для этого учащиеся должны иметь представление:

1) о месте и роли ООН в регулировании отношений народов как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ;

2) сути деятельности Совета Европы, Европейского союза, Лиги арабских государств, Организации американских государств, Организации африканского единства, Содружества Независимых Государств и др.;

4) культуре народов и государств мира, взаимовлиянии культур и традиций;

5) экономических основах взаимодействия стран и народов, разделении труда между народами, кооперировании предприятий различных стран, передвижении капиталов, рабочей силы и товаров, создании производственных филиалов за пределами национальных территорий;

6) требованиях ООН о недопустимости эксплуатации и неравенства между народами, истинных причинах отсталости народов бывшего колониального и полуколониального мира, обосновании необходимости оказания им помощи, что должно обеспечить преодоление пережитков идеологии расизма, апартеида, национальной и религиозной исключительности;

7) политических, экономических, технических, хозяйственных, культурных изменениях, происходящие в мире.

Для развития культуры межнациональных отношений важное значение имеет так называемая кросс-культурная грамотность, которая проявляется в способности сопереживать другим людям, чувствовать и понимать их проблемы, уважать и принимать культуру другого народа. При этом особое внимание необходимо обратить на воспитание исторической памяти, донесение до учащихся правды о становлении и развитии нашего многонационального государства, что очень важно для установления объективной истины и формирования личной позиции.

Формирование культуры межнационального общения – длительный и многогранный процесс, связанный с формированием культуры межличностных отношений.

На бытовом уровне это проявляется в том, что дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, в школе изучают историю других народов, постигают общность социально-исторического развития нашей страны. Задача педагогов при этом – сформировать у школьников уважение к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их в том, что нет народа лучше или хуже другого, что главное – каков сам человек, а не к какой национальности он принадлежит.

На педагогическом уровне воспитание культуры межнационального общения начинается в начальных классах с воспитания устойчивого проявления заботы старших о младших, дружелюбия к одноклассникам, своим сверстникам во дворе, на улице, в доме, вежливости в отношениях с людьми, сдержанности в проявлении негативных чувств, нетерпимого отношение к насилию, злу, лживости.

В средних классах задачи воспитания культуры межнационального общения усложняются. Особое внимание обращается на товарищескую взаимопомощь в трудную минуту, чуткость к горю и другим нуждам чужих людей, проявление милосердия к больным, пожилым, всем нуждающимся в помощи, участии, нетерпимость к национальному чванству.

У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, умение идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека независимо от его национальности. Эти качества формируются в процессе деятельности и общения, направленных на созидание, заботу о людях, вызывающих потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствующих проявлению внимания и сочувствия к людям.

На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся педагогу необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы учитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в учебной и внеклассной работе (во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т. д.).

Целесообразно привлечение к воспитательной работе ветеранов, общение с которыми можно назвать настоящей школой патриотизма и интернационализма. Это могут быть не только участники Великой Отечественной войны, но и совсем молодые люди, за плечами которых Афганистан, Чечня и другие «горячие точки». Приближенность к реальным судьбам людей позволит более гибко и всесторонне обсуждать межнациональные проблемы. Первостепенное значение здесь имеет воспитание толерантности и веротерпимости.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Это качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.

В рамках педагогического влияния на межнациональное общение необходимо говорить о воспитании межнациональной толерантности, потому что она проявляется в отношениях между представителями разных национальностей и предполагает способность видеть и строить межнациональные отношения с учетом соблюдения интересов и прав взаимодействующих сторон.

Национальная толерантность трактуется как специфическая черта национального характера, духа народов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отношениях. Таким образом, межнациональная толерантность – это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия самовыражения.

Методика воспитания культуры межнационального общения базируется на знании учителем особенностей детей, отношений между ними. При организации работы по воспитанию культуры межнационального общения педагогам необходимо знать и учитывать: а) индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; б) национальный состав коллектива учащихся; в) проблемы в отношениях между детьми, их причины; г) культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях. Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги ведут поиск эффективных форм воспитания у школьников культуры межнационального общения, определяют конкретное содержание этой работы.

Педагогу следует исходить из того, что культура межнациональных отношений является общечеловеческой ценностью и базируется на общечеловеческой нравственности. Ее основу составляют формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности, воспитание уважения к культуре, искусству разных народов, к чужому языку. Эту работу можно проводить в учебное и внеурочное время, через всю систему отношений в коллективе класса, школы, любого образовательного учреждения. Но патриотизм и интернационализм нельзя воспитывать на словах, путем призывов и лозунгов. Важно создавать детские организации, ведущей целью которых является гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей. Эти организации самостоятельно разрабатывают программы возрождения родного языка, изучения истории и культуры народа.

Эффективным средством воспитания может быть этнографический музей, созданный в результате совместной поисковой работы педагогов, учащихся и родителей с целью воспитания памяти о нашем прошлом, нравственных ценностях, формирования представлений о быте, культуре, образе жизни своего народа, воспитания бережного отношения к предметам старины. Учащиеся не только собирают и изучают этнографический материал, знакомятся с историей, культурой и искусством народа, но и сами изготавливают копии предметов быта, шьют и демонстрируют модели национальной одежды, организуют народные гулянья и праздники, вовлекая в них и родителей.

Целесообразно также обратиться к опыту клубов интернациональной дружбы (КИД), который широко известен в отечественной воспитательной практике, но не всегда был положительным из-за чрезмерной идеологизации и формализма. В практике ряда таких коллективов есть интересные находки в решении проблем межнационального общения. Это постоянные контакты (по переписке и непосредственные) со сверстниками из других стран, использование собранной информации на уроках и во внеклассной работе.

Могут быть организованы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах – это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте.

В рамках КИД могут быть созданы группы переводчиков, экскурсоводов, организованы творческие встречи с представителями разных национальностей, других стран. Целесообразна организация творческих коллективов, представляющих искусство и культуру других народов, например кукольного театра «Сказки народов мира».

13.4. Работа с неблагополучными семьями

Кризисное состояние современного общества послужило причиной возникновения множества проблем в современном воспитании. Среди них одной из самых значительных является проблема воспитания детей в семье. Среди объективных социально-экономических причин неблагополучия в семейном воспитании наиболее важны следующие:

Падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей (резкое социально-экономическое расслоение общества, постоянный дефицит в области государственного финансирования бюджетной сферы, рост скрытой и явной безработицы);

Сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;

Нерешенная жилищная проблема;

Дистанцирование школы от детей с трудными судьбами;

Резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов;

Усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде и социуме в целом.

Усугубляют семейное неблагополучие просчеты семейного воспитания, наиболее типичными из которых выступают следующие: 1) неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями; 2) гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни; 3) непоследовательность и противоречивость воспитания (разрыв между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованность педагогических действий родителей и бабушки и т. п.); 4) непонимание закономерностей и своеобразия личностного развития, несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей; 5) негибкость родителей в отношениях с детьми (недостаточный учет ситуации, запрограммированность требований и отсутствие альтернатив в решениях, навязывание ребенку собственного мнения, резкая смена отношения к ребенку в различные периоды его жизни); 6) аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям, что создает в семье атмосферу суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения; 7) тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляя их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством; 8) авторитарность воспитания – стремление подчинить ребенка своей воле; 9) категоричность суждений, приказной тон, навязывание своего мнения и готовых решений, стремление к установлению строгой дисциплины и ограничению самостоятельности детей, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка; 10) гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.

Любой тип семейной дезорганизации изначально предрасположен к формированию личностных и поведенческих отклонений у детей, так как приводит к возникновению психотравмирующих для ребенка ситуаций.

Единственный ребенок в семье – это объективно более трудный субъект воспитания, чем дети из многодетных семей. Обычно он взрослеет позже сверстников, а в отдельных отношениях, напротив, слишком рано приобретает внешние признаки взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм, нередко перерастающий в скепсис), поскольку много времени проводит среди взрослых, бывает свидетелем их разговоров и т. п.

В многодетной семье взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковые привязанность и внимание. Для старших детей в такой семье характерны категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. В многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. У нее меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними. Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, чем в однодетной семье, что сказывается на его развитии.

В неполной семье дети часто становятся свидетелями и участниками событий или обстоятельств психотравмирующего характера (распад родительской семьи, проживание с отчимом или мачехой, жизнь в конфликтной семье и др.). Согласно статистике доля подростков-правонарушителей из неполных семей составляет от 32 до 47 %, в их числе 30–40 % подростков, употребляющих алкоголь или наркотики, 53%о занимающихся проституцией. В неполных семьях велика доля педагогически запущенных детей, которые остаются без присмотра и в силу материальных и других проблем нередко становятся безнадзорными или занимаются бродяжничеством.

Реальностью современной России является увеличение числа детей-сирот, заботу о которых берет на себя государство. Условно можно выделить две группы детей-сирот: дети, лишившиеся родителей, и социальные сироты, т. е. сироты при живых родителях (отказные дети, дети-подкидыши; дети, чьи родители продолжительное время находятся в местах лишения свободы или неизлечимо больны; дети, родители которых безвестно отсутствуют).

Можно также выделить группу детей, которые находятся под угрозой потери семьи. Это беспризорные и безнадзорные (уличные) дети; беглецы (дети, ушедшие из семей и интернатных учреждений); дети, подвергающиеся в семьях унижениям и оскорблениям, физическому и сексуальному насилию; дети из семей алкоголиков и наркозависимых родителей; дети, имеющие хронически больных родителей.

Эти и многие другие проблемы, связанные с формированием личности в условиях неправильного семейного воспитания, требуют особо бережного отношения к детям, входящим в группу риска. Эффективное решение проблем подобных семей возможно только на основе объединения усилий все социальных институтов общества.

Статья по психологии "Проблемы современного воспитания детей"

социальный педагог МДБОУ "ДСОВ № 50" ст. Новомышастовской
Описание: проблемная статья о вопросах современной ситуации в обществе,связанной с проблемами детства.
Статья рекомендована воспитателям ДОУ, родителям.
Цель: информационное просвещение родителей и педагогов в вопросах проблем современного воспитания.
Задача: ознакомить родителей и педагогов с проблемной стороной современных подходов в педагогике.

В современном обществе большое внимание уделяется воспитанию и развитию детей. Гуманистический подход преобладает над остальными подходами в воспитании. На данный момент существует большое количество психологических и педагогических направлений и школ, занимающихся вопросом всестороннего развития ребенка, индивидуального подхода к его воспитанию и социализации. В сравнении с прошлым веком отношение к ребенку в семье, в школе, в социуме изменилось. Ушло в прошлое угнетение детской воли, эксплуатация детского труда. Ученные призывают видеть в ребенке личность, говорить с ним на равных, стыдят родителей за наказания и порицания ребенка,рекомендуют уделять ребенку больше времени, усиленно заниматься развитием качеств и умений ребенка как можно раньше. Если десять лет назад главным вопросом на форумах молодых мам было: «как справиться с коликами младенца?», то сейчас самый главный вопрос: «как развивать новорожденного, какие игрушки для развития ему купить? Чем его занять?» Рыночная индустрия в данный момент готова удовлетворять самые изощренные запросы родителей в вопросах покупки игрушек для детей. Полки магазинов пестрят от количества развивающих игр и гаджетов, пособий по раннему развитию и обучению ребенка. Во многих рекомендациях ведущих специалистов по педагогике и психологии можно встретить статьи о том, чем скрасить досуг ребенка, чем его занять на отдыхе, как разнообразить будни ребенка и чем его удивить. Родители нашего времени стали больше прилагать усилий в воспитании и развитии ребенка. Но у этих вроде бы на первый взгляд позитивных изменений в вопросах детства есть и темная сторона. Все чаще современные дети подвержены скуке. Детская скука-это беда нашего времени. И позже из этих скучающих детей вырастают взрослые люди, не умеющие радоваться жизни, ожидающие толчка из вне, какого-то внешнего фактора, который даст им повод посмеятся, порадоваться, удивиться чему-то, восхищаться. Почему так происходит? К этому приводит ряд факторов, которые можно наблюдать в нашем обществе. С одной стороны обилие развивающих игр и игрушек тормозят развитие детской фантазии. Уже не нужно выдумывать и воображать ничего,все это есть в магазинах: говорящие куклы, летающие самолеты, стреляющие и ходячие роботы, лающие собаки,выполняющие команды и многое другое. Поэтому для полета фантазии не остается простора, да и смысла тоже. Вторым фактором этой проблемы является отнятое у детей детство! Да,как бы это странно не звучало, но у современных детей меньше детства, чем у предыдущего поколения! Откройте любой справочник по возрастной психологии и посмотрите там- «Что является ведущим видом деятельности в детстве?». Ответ один- игра. Игровая деятельность- главная у ребенка. Через игру ребенок сначала соприкасается с миром предметов, с окружающей действительностью, игра дает ему опыт взаимодействия со сверстниками, познание социальных ролей, помогает проживать трудные ситуации, справляться со своими эмоциями и познавать новое. Игра бережно вводит ребенка во взрослый мир. Да, раннее развитие ребенка, занятие с ним развитием речи, изучение букв, счета, развитие мышления и прочего- все это полезно, но тогда,когда оно не вытесняет игру! Даже когда все это раннее развитие и обучение происходит через игру, оно не должно замещать свободную игровую деятельность, которая направлена на познание жизни. Сейчас родители стараются организовать деятельность своих детей. Занять каждые свободные минуты ребенка: секции, кружки, развивающие центры, занятия с репетиторами и прочее. В прекрасном добром фильме «Полианна» главная героиня, маленькая девочка, после того,как тетя рассказала ей перечень ее занятий на день, задала тете поистине простой, но в тоже время очень точный вопрос: «А когда же я буду жить?» Но в этой ситуации возникает третий фактор проблемы: зависимость от внешней организованности. Дети привыкают к тому, что не надо придумывать себе занятие, не нужно заниматься познанием и исследованием мира. Родители, воспитатели, учителя. Педагоги нацелены на то, чтобы заполнить жизнь детей в полной мере. И не только занятиями, играми и развитием. Но и впечатлениями. Современных детей нужно развлекать, радоваться «просто так» они уже не в состоянии. И чем взрослее ребенок,тем больше нужно прилагать усилий для того,чтобы вызвать у него радость, удивление, восхищение. И во взрослую жизнь он уже приходит скучающим человеком, потерявшим вкус к жизни.

Проблемы и трудности современного процесса воспитания и пути их решения

Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,

Если на 10 лет вперёд - сажай лес,

Если же на 100 лет - воспитывай детей.

(Народная мудрость)

Воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности.

Современная ситуация обострила целый ряд проблем и усилила трудности воспитания как педагогического процесса. Это связано, прежде всего, с состоянием общества, которое зависит от качества позитивных, принимаемых большинством основополагающих идей, составляющих его идеологию. Место идеи, способной объединить общество и выстроить ориентиры воспитательной деятельности, сегодня занято идеологией потребления, когда культ денег и культ культуры несоотносимы друг с другом. Рост потребительской психологии сопровождается серьёзными экологическими проблемами, стремительным сокращением природных ресурсов.

Реалии современной жизни таковы, что с каждым годом происходит рост детской преступности, проституции, наркомании, беспризорности (в мире-10млн беспризорных детей, каждый 10-ый в России).

Социологи отмечают, что за последние годы произошли серьёзные изменения в переориентации детей, подростков и молодёжи на ценности западной культуры. Сила средств массовой информации настолько велика, что их называют «параллельной школой».

В эпоху перемен, смены ценностных ориентиров и идеалов педагоги испытывают трудности в организации воспитательной работы с детьми, так как привычные схемы воспитания «не работают». В результате наблюдаются процессы отчуждения школы от проблем ребёнка, тем самым усиливая его социальное одиночество.

Однозначного ответа на вопрос: как воспитывать детей - дать невозможно, уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств влияют на выбор единственно правильного решения, которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека. Но, выстраивая стратегию современного воспитания, нельзя не учитывать ряд внешних и внутренних факторов:

1.Нельзя не учитывать представления мирового сообщества об облике человека постиндустриального информационного общества.

Целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, формированию гражданской позиции, приобщению к духовно-нравственной культуре.

В отчёте ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» даётся новое понимание качества образования. Новое качество образования базируется на четырёх основаниях:

Учиться знать – подразумевает ежедневное конструирование обучающимися собственного знания…

Учиться делать – подразумевает практическое применение полученного знания;

Учиться жить - акцентирует внимание на умении жить вне любой дискриминации с целью собственного развития, своей семьи и своего сообщества;

Учиться быть - фокусируется на развитии потенциала каждого человека.

2.При поиске путей решения проблемы воспитания следует принимать во внимание социокультурную ситуацию в стране, которая предъявляет новые требования к личности: быть мобильным, уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание, уметь не только жить в гражданском обществе, но и создавать его.

3.Следует учитывать то, что изменились сами дети, молодые люди, а также и взрослые, с которыми они живут. С одной стороны, наши дети стали свободнее, раскованнее, с другой стороны, - эгоцентричнее, равнодушнее, агрессивнее.

4.Проблемы, затрудняющие воспитание, существуют и в самой системе школьного и профессионального образования: угасание воспитательной функции и усиленное акцентирование внимания на организации учебного процесса в любом типе образовательного учреждения…

5. Наконец, нельзя не учитывать новые жизненные реалии, такие, как свободный доступ в Интернет, поездки за рубеж, обучение в разных типах школ, пропаганда своих взглядов множеством политических партий, влияние массовой культуры, воздействие разных религиозных течений.

6.Нужно учитывать и то, что активно идёт процесс модернизации Российского образования, которая существенно изменяет образовательную систему и воспитательную практику, заявляя необходимость освоения новых технологий, новых форм организации внеучебной деятельности.

Ориентация на оценивание воспитательных результатов по количеству мероприятий и участию в них образовательных учреждений уводит педагогов – воспитателей в организационную деятельность, а не в отработку технологий индивидуального сопровождения развития ребёнка, подростка, юноши.

Мы не можем сегодня существенно повлиять на воспитательную функцию семьи, так как наблюдаются процессы отчуждения родителей от школы. Современных родителей меньше волнует уровень воспитанности детей, и они часто пренебрегают решением воспитательных проблем в семье, хотя одной из ведущих функций семьи всегда считалась воспитательная функция. Воспитательный потенциал семьи неисчерпаем, если искать точки соприкосновения не столько в знаниях и успеваемости ребёнка, сколько во взаимном утверждении приоритетных для

семьи ценностей (здоровье, безопасность, психологический комфорт ребёнка, его социальная защита).

Сегодня подростки не могут преодолеть даже самые элементарные проблемы, возникающие дома или в школе, а ведь они всегда были и будут возникать у ребят. Новое поколение в ситуации стремительных преобразований не может найти правильного, адекватного решения своих проблем. Взрослые, безусловно, должны помогать молодым успевать реагировать на изменения внешнего мира. Однако проблема усугубляется тем, что взрослые сами еще не успели приспособиться ко всем новым веяниям современности.

Раньше в детях было принято воспитывать тягу к коллективизму, к общественным делам и проблемам. Сегодня же на первый план вышел индивидуализм и, как следствие, эгоизм. Для воспитания полноценной личности нужна та самая «золотая середина», но найти ее бывает очень трудно.

Значимость нравственно-этического воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением.

Какие же основные ориентиры нравственного воспитания в современной школе необходимо обозначить,к которым следует стремиться учащимся. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:

Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.

Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.

Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.

Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека

Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.

Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.

Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам такие собирательные и образные понятия как:

Культура чувств – умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.

Чувство эмпатии – эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека.

Время требует выявления новых возможностей школьного воспитания:

создание воспитательно-образовательной среды на основе соблюдения и защиты прав ребёнка, диалоговый характер взаимодействия, помощь ребёнку в решении его личностных проблем, организация жизнедеятельности на принципах взаимопонимания, поддержки и др.

Основные идеи системы воспитания:

Идея развития. Основной смысл воспитательной работы - развитие личности ученика его субъективности и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания.

Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности. Развитие мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более полному самовыражению личности.

Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей и учителей является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.

Идея выбора и ответственности. Имея возможность выбирать виды и формы деятельности, ребенок учится предполагать результаты и нести за них ответственность.

Идея деятельности. Деятельность призвана породить удовлетворение от процесса деятельности и идеи, от переживания ценностного отношения к объекту деятельности.

Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.

Отсюда первоочередная задача – создание нравственного поля жизнедеятельности образовательного учреждения, что требует продуманной системы нравственного воспитания школьников.

Методы и приемы воспитания в начальной школе

Методы воспитания применительно к школьной практике – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Нет методов хороших или плохих, эффективных или неэффективных. Все зависит от того, как они применяются.

Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности – упражнение. Невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение. Точно так же невозможно сформировать требуемый тип поведения, не привлекая воспитанников к активной, целенаправленной деятельности.

Непременное условие эффективности упражнений – создание целостной системы постепенно усложняющихся упражнений. Для воспитания культуры поведения у младших школьников можно использовать ориентировочный план прогрессивных упражнений.

Примерный план упражнений

Хорошие результаты дает метод поручений – с его помощью детей приучают к положительным поступкам: посетить больного товарища, помочь ему в учении; изготовить игрушки для подшефного детского садика; украсить к празднику классную комнату и т.д. Поручения даются и для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным детям, например, поручают выполнить задание, требующее точности и пунктуальности, и т.п. Не нужно в деталях объяснять, как выполнять поручения.

Поощрение – положительная оценка действий воспитанников, закрепляющая их навыки и привычки. Поощрение, основанное на возбуждении положительных эмоций, вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды его весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.

Соревнование. Присмотритесь к детям. Как только они собираются вместе, сразу же начинают выяснять отношения – кто есть кто. Им в высшей степени присуще стремление к соперничеству. Утверждение себя среди окружающих – врожденная потребность человека, которую он реализует, вступая в соревнование с другими людьми. Результаты его на длительное время закрепляют статус ребенка в коллективе.

Внеклассная и внеурочная воспитательная работа в начальной школе проводится в форме организованных воспитательных дел: этических, эстетических, познавательных, спортивно-физкультурных, экологических, трудовых и др.

Нравственное воспитание

Познавательная деятельность

Гражданско-патриотическое воспитание

Творческое воспитание

Трудовое;

Экологическое

Оздоровительная работа

Профилактика правонарушений

Каждому из направлений воспитательной работы соответствуют мероприятия проводимые не только в конкретном классе, но и начальной школе и школе в целом, где активное участие принимают как ребята, так и родители. Примером совместной работы можно назвать спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья» (Михеев А.В), подготовка и проведение утренников «Золотая осень», «День Матери», хочется отметить активное участие родителей в конкурсе поделок «В Мастерской Деда Мороза» и проведении праздника «У Новогодней ёлки», совершили 2 поездки в г. Сергиев Посад: спектакль «Иисус Христос – младенец», новогоднее представление.

По моему мнению, одной из главных составляющих успеха воспитательного процесса в школе является тесное сотрудничество классного руководителя и родителей. Родители и педагог – воспитатели одних и тех же детей, и успех определен, если они станут союзниками.