Ребенок не хочет идти в садик от. Детсад на свой вкус. Ребенок не хочет идти в садик, Видео

Многие родители сталкиваются с очень неприятной и трудно решаемой проблемой, когда ребёнок не хочет идти в садик, устраивая по утрам настоящие концерты вплоть до истерик. От этого страдают нервные системы абсолютно всех членов семьи. Кто-то пускает это на самотёк, молча вытаскивая малыша за дверь на улицу и насильно отправляя его в детсад. Некоторые пытаются разобраться в возникшей ситуации, выясняя причину такого поведения через разговоры с самим крохой и его воспитателями.

Несомненно, так это оставлять нельзя. Нужно обязательно разобраться, в чём дело, и предпринять соответствующие меры: советы психолога - в помощь молодым родителям. И для начала необходимо определить, почему это происходит.

Не нужно после первой же истерики бежать к воспитателям и на повышенных тонах разбираться, почему ребёнок не хочет ходить в детский сад: вам наверняка скажут, что это естественная реакция большинства малышей. На самом деле это не так. И первым шагом должен стать анализ ситуации изнутри: поговорите со своим чадом, понаблюдайте за его поведением дома, предложите нарисовать его пребывание в садике. Всё это позволит выяснить, что с ним происходит. Давайте рассмотрим самые частые и распространённые причины.

  • Трудности в общении с другими детьми

Это может произойти из-за внутренней замкнутости или избалованности самого малыша. Возможно, с ребёнком не хотят дружить в садике из-за того, что у него есть проблемы с речью или патологии внешности, к которым так восприимчивы дети (заячья губа, отсутствие волосяного покрова, обширная пигментация или шрамы на лице и т. д.).

  • Неготовность ребёнка посещать детский сад

Если родители не приучили его к режиму дня (кушать и спать по времени), к послушанию (нужно соблюдать определённые правила поведения, уважать взрослых), общению с другими детками, он не захочет подчиняться всему этому и ходить в садик. Если раньше он вёл вольную и беззаботную жизнь, то любые рамки будут вызывать у малыша протест и истерику.

  • Новый детский садик

Это тоже частая причина, почему ребёнок не хочет ходить в садик. Он может скучать по старым друзьям и воспитателю, к которым он привык. В новой группе отношения могут быть настолько сформированными, что он туда просто не сможет вписаться.

  • Отношение воспитателя к ребёнку

Всё чаще родители считают именно этот фактор главной причиной, почему их чадо не хочет по утрам отправляться в садик. И хотя на самом деле это оказывается именно так только в 30% случаев, не нужно исключать такое развитие событий. Если воспитатель - жёсткий, авторитарный, слишком требовательный, позволяющий грубость и даже рукоприкладство в отношении деток, эту проблему придётся решать кардинально. Ведь ваш малыш просто боится идти в группу к такому человеку.

  • Непривычная обстановка

Новые вещи, чужие лица, незнакомые помещения - некоторые дети очень остро реагируют на всё это: они хотят остаться дома, в родной обстановке. Результат - вцепиться в домашний халат родной мамочки и наотрез отказаться идти в садик.

  • Проблемы дома, в семье

Нередко причина, почему малыш не хочет идти в садик, заключается вовсе не в этом детском учреждении, а в страхах и переживаниях ребёнка по поводу того, что происходит у него в семье. Развод родителей, смерть кого-то из близких, рукоприкладство дома, частые ссоры отца и матери - всё это может выливаться в утренние истерики и слёзы. Детский сад здесь - всего лишь прикрытие более глубокой депрессии, которая происходит внутри малыша.

  • Отказ от конкретных мероприятий

Иногда малышу не нравится в садике что-то конкретное, поэтому протест может быть направлен на определённый пункт режима дня:

— воспитатели жалуются на то, что он не хочет есть, отказывается садиться за стол, разбрасывает пищу вокруг себя;

— кроха не хочет спать в дневное время, мешая другим, бегая по спальне или просто тихонько плача в своей кроватке;

— ребёнок не хочет заниматься в детском саду рисованием, лепкой и другими программами, которыми сейчас перенасыщено пребывание в этом детском учреждении.

Ориентируясь на данные факторы, постарайтесь выяснить, почему ребёнок не хочет ходить в садик: что послужило поводом для утренних истерик. Если у вас не получится это сделать, решить данную проблему будет практически невозможно, если только с помощью сеансов у психолога. Если же вы точно знаете, что случилось, нужно будет действовать, исходя из выясненных обстоятельств. Но здесь ещё нужно учитывать и способы, с помощью которых ребёнок выражает свой протест.

Полезный совет. Не стоит задавать ребёнку вопрос в лоб: «Почему ты не хочешь идти в садик?» Он вряд ли правильно и грамотно сформулирует причину. Нужен более гибкий подход, в соответствии с советами психологов.

Способы выражения протеста

Если ребёнок не хочет идти в детский сад, он обязательно покажет это своим родителям. Причём у всех это будет выражаться совершенно по-разному. Протесты могут быть очень явными, а могут протекать скрытно. Задача родителей - вовремя распознать и те, и другие.

Словесная форма протеста

Ребёнок не скрывает того, что он не хочет идти в садик. Проговаривать он это может по-разному:

  1. Спокойно, идя домой или перед сном: чаще всего так бывает, когда в группе произошёл какой-то частный, единичный конфликт, о котором малыш со временем забудет, так что не стоит акцентировать на этом внимание.
  2. Это будет высказываться ежедневно, с надрывом, по утрам чаще всего, и сопровождаться слезами, криками, истерикой.

Если в первом случае нужно лишь переждать, пока в ребёнке перестанет говорить обида, то во втором придётся предпринимать срочные меры.

Истерика

Нежелание ходить в садик нередко выражается истерикой, симптомы которой хорошо знакомы многим родителям:

  1. Ребёнок громко кричит, что не хочет идти в детский сад, при этом ничего и никого не замечая вокруг, не реагируя на слова и утешения родителей.
  2. Начинает всё кидать, топать ногами, махать руками, даже биться головой об пол или стену, не чувствуя при этом боли.
  3. Громко, истошно плачет, рыдает, слезы текут «ручьём», смотрит обиженно, исподлобья.

Подобная истерика требует мгновенной реакции родителей. Во-первых, нужно срочно выяснять причину, почему ребёнок так категорически не хочет идти в садик. Во-вторых, это болезненное состояние, которое требует лечения. Малыша придётся показать психологу или психотерапевту.

Плач

Если ребёнок по утрам плачет, не хочет идти в детский сад, но до истерики дело не доходит, нужна сначала - беседа с самим крохой, а потом - с воспитателем.

Скрытые формы протеста

Гораздо проще, если ребёнок не хочет ходить в садик и показывает это своим поведением или говорит об этом открыто, потому что родители об этом знают и могут предпринять какие-то меры. Гораздо сложнее, когда об этом приходится только догадываться. В помощь родителям - симптомы подобного скрытого протеста:

  • ребёнок постоянно тянет время по утрам, собираясь в садик;
  • придумывает любые предлоги, чтобы туда не идти: «у мамы выходной сегодня», «с ним может посидеть бабушка», «он заболел», «куколок не с кем оставить», «плохая погода» - детская фантазия бывает без преувеличения безграничной;
  • по утрам у него нет настроения, хотя в открытую он не говорит, что не хочет идти в садик, тогда как из него он бежит вприпрыжку;
  • в своих рисунках он раскрашивает детсад в чёрные тона, в ролевых играх, которые он обыгрывает это учреждение, всегда присутствует конфликтная ситуация;
  • у ребёнка может , начаться бессонница.

Если ребёнок не хочет в садик, внимательные и заботливые родители обязательно увидят это, даже если формы протеста будут скрытыми. Есть ряд мероприятий, которые помогут вам решить эту проблему. Помните: переход в другое детское учреждение не всегда помогает. Посмотрим, что психологи советуют в той или иной ситуации.

Имейте в виду. Чем быстрее вы распознаете проблему и возможные причины, почему ребёнок не хочет ходить в садик, тем легче будет с ней справиться.

Предлагаемые меры

Итак, что делать, если ребёнок не хочет ходить в садик, проявляя свой протест в самых различных формах.

Выяснение причин

  1. Поговорить с ребёнком. Забирая его из садика, обязательно спрашивайте, как у него прошёл день. В таком разговоре он может рассказать, кто его обижает из детей или что воспитатель слишком громко кричит. В 80% случаев этого достаточно, чтобы выявить причины, почему он не хочет туда ходить.
  2. Поговорить с воспитателем: спокойно, вежливо, без повышенных тонов и претензий. Так вы узнаете мнение взрослого человека, на попечении которого находится ваш малыш в садике. Выслушаете советы с его стороны и сделаете свои выводы по поводу роли воспитателя в жизни вашего ребёнка.
  3. Поговорить с родителями: если у большей части группы по утрам наблюдаются истерики и слёзы по поводу садика, пора созывать родительское собрание и выяснять причины такого поведения детей.
  4. Попросить ребёнка нарисовать садик. Если картинка будет живой, яркой и радостной, настоящая причина его истерик лежит вне садика: скорее всего, дома, в отношениях с родителями. Если же на рисунке преобладают тёмные тона, кто-то плачет, ссорится или ругается, пора навестить воспитателя или показать рисунки психологу.
  5. Попросить у воспитателя результаты занятий, которые проводятся в садике. Если у малыша не получается лепить или рисовать, читать или что-то мастерить, нужно будет позаниматься с ним дополнительно дома, чтобы он не чувствовал себя ущербно по сравнению с остальными детками.

Устранение причин

  1. Если ваш ребёнок с трудом сходится с другими детьми, выходите с ним чаще на улицу, старайтесь разорвать круг его замкнутости, социализировать его всеми доступными методами. Учите его жить в коллективе, социуме, обществе.
  2. Перестаньте потакать ему и баловать его.
  3. Режим дня ребёнка дома и в садике должны максимально совпадать по времени приёма пищи и .
  4. Воспитывайте своё чадо так, чтобы он слушался старших, понимал субординацию с малых лет.
  5. Если причина, почему ваш ребёнок не хочет ходить в садик, - в некомпетентности воспитателя, которая касается всех детей в группе, нужно высказывать своё неудовольствие руководству садика и добиваться переназначения.
  6. Если это личный конфликт ребёнка и воспитателя, с последним нужно поговорить. В случае нерешения проблемы путём беседы придётся менять детский сад.
  7. Если есть такая возможность, постарайтесь хоть один день провести вместе с ребёнком в садике. Объективную картину, конечно, вы не увидите, так как тот же воспитатель при вас будет вести себя по-иному. И всё-таки вы сможете уловить, что именно не устраивает вашего кроху в группе.

Устранение патологий

  1. Исправляйте дефекты речи своего ребёнка, которые мешают его социализации и занятиям в садике. Запишитесь к логопеду, если есть такая необходимость.
  2. При наличии каких-то патологий (ДЦП, олигофрения, синдром Дауна, проблемы со слухом или зрением и т. д.) не нужно настаивать на пребывании в детском саду для обычных детей. Если в городе имеются специализированные детские дошкольные учреждения, работающими с такими детками, как у вас, лучше отдать своего кроху туда.
  3. Если ваш малыш очень чувствителен и эмоционален, и именно поэтому не хочет ходить в садик, потому что ему там некомфортно, ему нужна спокойная обстановка, дружелюбная атмосфера. Запишите его на приём к психологу, который подскажет, что делать в той или иной ситуации. Слушайте с ним по вечерам классическую музыку, оберегайте его от стрессов.
  1. Старайтесь не менять садик, если ребёнок хочет его посещать и ему там нравится.
  2. Если малыш начал устраивать истерики по поводу того, что он не хочет ходить в детский сад, не следует на него срываться. Напротив: если родители ведут себя спокойно, то и он перестанет нервничать.
  3. Не позволяйте ребёнку становиться свидетелем ссор взрослых. Развод родителей никак не должен его коснуться.

Так что, если ребёнок не хочет ходить в детский сад, нужен полноценный, комплексный анализ того, что происходит с ним в группе, как к нему относятся другие дети и воспитатель. Но не всегда причиной такого поведения малыша становится его окружение и внешние факторы. Зачастую проблема кроется либо в нём самом, либо в обстановке дома. Поэтому родители не всегда объективно оценивают ситуацию. Чтобы такого не случилось, самый оптимальный вариант - обратиться за помощью к детскому психологу, который посоветует, что нужно сделать для решения этой актуальной проблемы.

Устроить ребенка в детский сад сегодня довольно проблематично. Но вот все препоны преодолены, медкомиссия пройдена, пакетик со сменным бельем собран. Однако радоваться рано, впереди так называемая адаптация, когда ребенок не хочет идти в детский сад. Что делать, если слезки текут ручьем, а мольбы остаться дома разрывают на части мамино сердце…

Как ребенка уговорить ходить в детский сад

«Не пойду в садик! Дома лучше!»

Конечно, дома лучше! Только маме сейчас не стоит с этим соглашаться, ведь ее задача – успеть на работу без опоздания. А кроме того, она уверена в профессионализме воспитателей, няни, повара и даже дворника дяди Коли. А значит, ее крохе ничто и никто не грозит, день пролетит в детских радостях и забавах. Что же сказать ребенку?

А вы в ответ!

Потратьте толику времени на то, чтобы обстоятельно рассказать начинающему детсадовцу о том, как и в детском саду может быть хорошо! Только по-другому, нежели дома.

  • Если малыш любит общение, подчеркните, что в группе его ждут новые друзья и подружки, с которыми он наверняка придумает массу новых игр.
  • Интроверту понравится ваше воспоминание из детства о том, что именно в садике вы научились лепить из пластилина или рисовать акварельными красками: «Вот смотри, мы несем их с собой в пакете, у вас будут занятия!»

Подчеркивая достоинства детского сада, ориентируйтесь на потребности своего отпрыска. Заодно таким образом вы направите и его сознание на то, чтобы искать в новом для него месте «плюсы». Вечером непременно спросите ребенка, что ему понравилось сегодня в садике больше всего. И приготовьтесь внимательно слушать, ему будет, о чем вам поведать!

«А ты за мной вернешься?»

Мгновенно выключайте привычный для взрослого сарказм, дескать: «Нет, тут жить оставлю, вот что ты выдумываешь?» Все слишком серьезно для малыша. И неважно, что вчера вечером вы с превеликим трудом забрали его домой с детсадовской веранды, где он уже успел обрасти приятелями, сейчас, в восемь утра, он вновь в панике: любовь всей его жизни – мама уходит от него. Вывод очевиден: она его больше не любит, а значит, не вернется за ним.

А вы в ответ!

Срочно обнимите своего кроху, нежно поцелуйте в щечки, еще и еще. А затем произнесите ласково, но твердо: «Я люблю тебя, кнопка моя. Ты сейчас покушаешь, погуляешь, поспишь, снова покушаешь и погуляешь, и тут – ах, мама пришла! А теперь бери Тяпу и беги в группу, он будет тебя там охранять!» Разберемся что к чему.

  • Перечисление конкретных этапов жизни ребенка в детском саду не только успокаивает психику малыша, они ему понятны в отличие от абстрактных «я приду после работы» или «вечером». Когда это вечером? У двух-трехлетнего карапуза еще нет понимания времени.
  • Почему так важен Тяпа, или плюшевый мишка, или кукла, принесенная из дома? Уж она-то точно не сможет уберечь малыша от чужих людей. На самом деле это может быть даже поломанная запасная часть от робота, которую ребенок, выходя из дома, успел положить в карман! Главное, что это часть привычной для него домашней обстановки. Поговорите с воспитателем, чтобы малышу разрешили спать на «тихом часе» с его другом и «защитником». Игрушечный символ родного дома внушает маленькому детсадовцу столь необходимые ему именно сейчас чувства безопасности, спокойствия и уюта, а это и есть любовь.

«Мне скучно, со мной никто не играет!»

На самое деле проблема в том, что отвратительно воспитанные одногруппники сознательно игнорируют ваше чадо, и он, бедняжка, вынужден дни напролет скучать в уголке в полном одиночестве. В этом возрасте редкий малыш умеет сам знакомиться, заводить друзей и предлагать совместные игры. Со временем с помощью воспитателей дети в группе подружатся, научатся идти на контакт первыми, строить отношения. А пока ваша задача – сохранять спокойствие, без серьезных причин не устраивать «разборки» в детском саду и потихоньку настраивать своего кроху на самостоятельный поиск друга.

А вы в ответ!

Спросите у ребенка: «А с кем ты хочешь поиграть?» Наверняка у него на примете уже есть тихая кудрявая девочка Маша или боевой мальчик Петька. «А во что ты хотел бы поиграть с Машей/Петей?» В космических захватчиков – берем из дома фигурки инопланетян, в «дочки-матери» – пупсика с одежками.

  • Дружбу легче начать с улыбки и соответствующих совместному занятию аксессуаров. Маленькие дети легко «ведутся» на яркие игрушки, а там и до ярких искренних чувств по отношению к новому другу полшага.
  • При случае познакомьтесь с родителями Маши или Пети, узнайте, на какую детскую площадку они ходят гулять, когда у их ребенка день рождения. В современном разобщенном мире, особенно в больших городах, нашим детям почти невозможно завязать крепкие дружеские связи без организационной поддержки взрослых. Возможно, маме сейчас предстоит сыграть роль феи, благодаря хлопотам которой возникнет дружба на всю жизнь!

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ. Чтобы у малыша формировалось самоуважение и чувство уверенности в любом коллективе, он должен на протяжении дня не менее восьми раз слышать в свой адрес слово «спасибо». Поэтому не жалейте похвалы и благодарите ребенка даже за что-то незначительное.

Если ребенок капризничает и истерит

Ваш малыш без истерического шоу не может прожить ни дня и накануне похода в детский сад регулярно ? Срочно начинайте с этим бороться – такие концерты плохо сказываются на психике ребенка.

Для начала составьте списки того, что ребенку можно, а что – нет, и четко придерживайтесь одной линии поведения. Если один из родителей будет запрещать, а второй – разрешать, тем самым вы только убедите ребенка, что он может добиться чего угодно, устроив скандал маме или папе. Никакая причина, кроме выходных, праздничных дней, болезни или карантина, не должна быть основанием для отказа крохи от посещения детского учреждения. При этом важно, чтобы данное правило неукоснительно соблюдалось всеми членами семьи.

Если ребенок заистерил в детском саду или в другом людном месте, ни в коем случае не делайте из этого представление, пугая, что сейчас «отдадите вон той тете», «позовете полицейского», «вон тот дяденька поругает» и т.д. Все эти люди – зрители, которые требуются маленькому манипулятору для его сольного выступления, и если их не будет, спектакль станет устраивать неинтересно.

Важно: ни при каких обстоятельствах не нужно использовать в качестве убеждения вашу необходимость «идти на работу, чтобы заработать денег». Малыш не в состоянии понять что это такое и почему ему нельзя туда с вами, не говоря об опасности воспитания искаженного чувства долга.
И, наконец, ни в коем случае нельзя бранить или наказывать ребенка, если он не хочет идти в детский сад. Последует обратная реакция и уговорить малыша посещать дошкольное учреждение станет еще сложнее.

Татьяну Толкачеву .

Специально для сайта “ ” Татьяна написала очень интересную статью. Статья посвящена наиважнейшей теме и поможет нам разобраться в том, что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад. Я думаю немало родителей уже столкнулись с этим.

Итак, слово Татьяне)

Всем добрый день!

Изначально планировала пост на другую тему, но звонок приятельницы сначала отвлек от мысли, а потом подтолкнул написать эту статью.

Лена (так зовут мою знакомую) была абсолютно расстроена тем, что ее дочка в последнее время не хочет ходить в сад. Она долго, со всеми живописующими подробностями, рассказывала, во что сейчас превращается у них каждое утро. Детские истерики в начале рабочего дня заряда бодрости и оптимизма не прибавляют, да и на психике ребенка сказываются не самым лучшим образом. «Жаль, конечно, работу бросать, но видимо, другого выхода нет, – грустно подытожила Лена свой рассказ. – А может, ты что-нибудь посоветуешь?»

Конечно, сложно советовать, не зная всех деталей подобной ситуации, но основные причины, по которым ребенок чаще всего наотрез отказывается ходить в сад, выделить можно.

Причина первая – недосыпание.

Банально? А между тем, это едва ли не самая распространенная причина утренней истерики. Не выспавшийся кроха сам не понимает, в чем причина его плохого настроения, но одно осознает четко – в сад ему сейчас совершенно не хочется. Если приходя забирать малыша, вы видите его довольным, играющим и совершенно не торопящимся домой, попробуйте скорректировать его режим дня.

Не уступайте, когда вечером ребенок будет просить «еще один мультик» – укладывайте его, выключайте свет и не поддавайтесь на провокации вроде 5 раз попить и 10 раз сходить в туалет. Если малыш совсем не доволен новыми порядками, можете тихонько посидеть рядом с ним, спеть колыбельную или рассказать короткую сказку. Но будьте внимательны: сказка должна быть короткая, и рассказывать ее должны только вы – никаких дискуссий с малышом, иначе разговор рискует затянуться.

Не поддавайтесь искушению включить мультфильм – буквально через неделю ребенок привыкнет засыпать раньше, а утром, к моменту пробуждения, будет вполне доволен жизнью.

Причина вторая – проблемы в саду.

Здесь конечно будет сложнее, но для начала нужно выяснить, что именно беспокоит малыша. Здесь могут всплыть такие неожиданные причины, о которых взрослый человек и не подумает как о проблеме, но для ребенка они становятся целой трагедией.

Одни малыши не любят подчиняться общему распорядку в саду, другим категорически не нравится садиковская еда, у третьих – конфликт с воспитателем. Причем, в последнем случае – это может быть даже просто замечание, сделанное воспитателем, на которое малыш слишком остро среагировал.

Прямые вопросы, вроде: «А что тебе Марья Ивановна сегодня говорила?», скорее всего, результата не дадут – скорее всего, малыш либо не вспомнит, либо нафантазирует. А вот взять любимых кукол, мишек или солдатиков и поиграть с ними в детский сад будет куда эффективнее. Предложите ребенку побыть в роли воспитателя и понаблюдайте, как он будет проводить со своей «группой» занятия, прогулку, обед, сон. Если малыш будет разговаривать со своими воспитанниками на повышенных тонах, то, скорее всего, именно такое обращение он и слышит в детском саду.

Побудьте в игре в роли ребенка и покапризничайте во время обеда, когда настанет время ложиться спать, собираться на прогулку – «воспитатель» вам чем-то пригрозил? Делайте вывод!

Если причина обнаружится, постарайтесь мягко ее устранить – конструктивный разговор с воспитателем в 95 случаях из 100 помогает решить проблему. Если у малыша проблемы в общении со сверстниками, опытный педагог позаботится о том, чтобы он не скучал в одиночестве, постоянно подключая его к общим играм.

Крохе не нравится, как готовят в саду? Попросите, чтобы его не заставляли доедать – ни один ребенок не умер от голода около тарелки с едой. Не спит днем? Договоритесь, чтобы на этом не акцентировали внимание и не заставляли лежать с закрытыми глазами.

Причина третья – не готов.

Да, возможно вы удивитесь, но эта причина довольно распространенная. Ваш такой самостоятельный ребенок может быть на самом деле совершенно не готов расстаться с мамой на целый день. В таком случае лучше всего на время прекратить посещения сада и дождаться того момента, когда малыш сможет переносить разлуку без истерик.

Некоторые дети до самой школы наотрез отказываются посещать детский сад. Если у мамы есть возможность оставить малыша дома – это решает проблему. Но не стоит забывать об обратной стороне медали – социальной адаптации и разностороннем развитии. Если пустить эти моменты на самотек, ребенок окажется совершенно не готов школе, а ее, в отличие от сада, окончить придется в любом случае.

Если вы решили не отдавать малыша в сад, обязательно посещайте детские площадки, кружки и «развивалки» – ребенку необходимо учиться находить общий язык со сверстниками. Кроме того, ежедневно проводите занятия и дома – в игровой форме можно без труда научить кроху основам письма, чтения, математики, иностранного языка и различным видам творчества. Эти навыки помогут ему в будущем, когда наступит время идти в первый класс, не отставать от тех детей, которые всему этому учились в саду.

Как видите, причины, по которым малыш отказывается посещать сад, могут быть очень разными и подчас, неожиданными. Главное в такие моменты не раздражаться, а постараться как можно быстрее определить проблему и найти пути ее решения. Надеюсь, вас подобные трудности не коснутся, и ваш малыш будет посещать детский сад с удовольствием!

P.S. Что касается моей знакомой, то работу ей бросать не пришлось – причина утренних истерик выяснилась и была устранена. Оказалось, выбирая дочке для сада удобные джинсы и футболки, Лена не учла мнение трехлетней принцессы, желающей ходить исключительно в платьях. Девчушка, не желая одевать «мальчачьи» брюки, протестовала, как могла. Стоило маме приобрести пару нарядных сарафанов, как концерты прекратились, и маленькая модница собирается по утрам без особых капризов.

Многие семьи сталкиваются с проблемой того, что ребенок не хочет идти в детский сад. Особенно острой эта проблема становится по утрам. Ведь всем хочется начинать день с улыбки, а не с криков любимого малыша, которого насильно тащат из дома.

Причины нежелания

Родители задаются вопросом, «Почему ребенок не хочет идти в детский сад»? Для начала стоит понять, в какой момент появилось это нежелание.

  1. Если ребенок только начал ходить в детский сад, то речь идет о его адаптации к новой среде. Чтобы привыкнуть к посещению дошкольного учреждения потребуется время и внимание родителей. Подробнее об этом читайте в статье Адаптация к детскому саду >>>.
  2. Также имеет значение возраст малыша. Раньше трех лет расставаться с мамой не советуют. Для старших деток причины могут быть такие:
  • Страхи родителей;

Дети еще не знают, что такое детский сад, соответственно никак к нему не относятся. Мама же может транслировать негативную оценку.

Родители делают это, конечно, не специально. Возможно, мама сама не готова отпустить свое чадо, переживает по поводу возможных болезней, отношения воспитателей.

  • Активное желание родителей;

Удивительно, как родительский настрой может повлиять на адаптацию ребенка? Все просто - теперь маленькому человеку приходится справляться не только со своими эмоциями, но и с ожиданиями мамы и папы.

Взрослые говорят: «Ты уже большой, ты самостоятельный, тебе пора в детский сад». А ребенок в этот момент чувствует, что не может разочаровать родителей. Такая ситуация встречается в семьях, где самооценка мамы зависит от достижений ее отпрыска.

  • Готовность ребенка;

Задача родителей сделать жизнь ребенка в саду максимально комфортной. Удобная обувь на липучках, приятные к телу вещи, привычная игрушка для сна. Все это поможет пройти адаптацию более спокойно.

  • Ригидность воспитателя и детского сада в целом;

Каждый малыш уникален и имеет свои особенности. Кто-то очень шустрый и активный, другой - сосредоточенный молчун, третий - любитель фантазировать. И к каждому нужен свой подход.

Если воспитатель будет постоянно усмирять шустрика, а скромного втягивать в активные игры, то недовольны останутся оба. Важно подбирать детский сад и воспитателя, которые будут учитывать индивидуальные особенности.

Может случиться, что сын или дочка резко начнут протестовать против хождения в детский сад. Стоит проанализировать события последних дней. Причин может быть несколько:

  1. Несоблюдение режима;

Проще говоря, ребенок просто не выспался. В таком состоянии он (впрочем, как и любой взрослый) вряд ли будет в хорошем расположении духа. Либо же накануне происходило значимое событие - День рождения, поход в гости, посещение шумных мест. В таком случае имеет место перевозбуждение.

  1. Конфликт в детском саду;

Это может быть конфликт с воспитателями, либо детьми. Не всегда получается выяснить у ребенка, что же произошло. Для начала можно спросить у воспитателя о проблемных моментах. Обычно они настроены доброжелательно и сами с радостью готовы помочь.

Также будут уместны ролевые игры. Достаньте дома любимые игрушки, распределите роли и проиграйте различные ситуации. Ребенок может побыть в роли себя, другого ребенка или же воспитателя. Мама попробует покапризничать и увидит, как реагирует воспитатель. Дети очень хорошо копируют взрослых.

Также полезную информацию по этой теме вы можете найти в статье Ребенок бьет детей в детском саду >>>.

  1. Непривычная среда;

Это могут быть невкусные блюда, холодный горшок, колючее одеяло. Вспомните себя, наверняка у каждого найдутся воспоминания об «ужасах» детской столовой. Манная каша, молочная пенка, суп с луком. Вспомнили?

Договоритесь с сотрудниками, чтобы не заставляли малыша есть нелюбимые блюда. Голодным ребенок не останется - всегда можно перекусить чаем с хлебом или печеньем.

Это же относится и к другим принципиальным для маленького человека моментам. Можно принести свое одеяло, взять удобные привычные столовые приборы и проблема решится сама собой.

Что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад? Исходя из рассмотренных причин нежелания, можно вывести правила помощи детям и родителям:

  • Для начала стоит определить для себя, с какой целью малыш отправляется из привычной домашней обстановки в детский сад?
  • Если ему уже исполнилось три года, мама выходит на работу, то здесь все ясно;
  • Но бывает, что родственники советуют, знакомые детки ходят, мама засиделась дома и решает, что пора и им отправляться во «взрослую» жизнь». А ребенку, при этом, два года всего;
  • В большинстве случаев, малышу такого возраста еще очень тяжело пережить расставание с мамой. Соответственно, адаптация будет длительной и болезненной. Не стоит спешить, иногда дополнительные полгода-год дома и ребенок сам попросится в коллектив;
  • Для мягкой, плавной адаптации родителям стоит заранее побеспокоиться о подготовке:
  • Рассказывайте положительные веселые истории про свое детство, связанные с садиком. Можно читать терапевтические сказки на эту тему. Важно дать понимание малышу о том, что его ждет;

Для некоторых деток, важным стимулом станет акцент на его взрослости, для других - пребывание в среде сверстников.

  • Сделайте его поход в детский сад знаменательным событием, которое обозначит новый этап взросления. При этом, не забудьте и про новые привилегии, полагающиеся таким взрослым мальчикам и девочкам;
  • Стоит позаботиться и о комфорте малыша. Выбирайте удобную одежду и обувь, которую он сможет надеть сам;

Для девочек часто становится важен еще и внешний вид. Красивые платья, заколки, туфли - и юная модница с радостью побежит красоваться перед подружками.

Мальчики обычно проще относятся к своему внешнему виду, но вот любимая машинка в руках, добавит ему уверенности. А можно сделать маленький секретик, который поможет чувствовать связь с мамой. Это может быть маленькая игрушка в кармане, или талисман, брелок с вашей общей фотографией.

  • Еще важным моментом является непосредственное общение детей. Некоторые легко осваиваются в новой обстановке и находят контакт с будущими друзьями. Для других, попасть в среду, где много новых незнакомых людей - огромный стресс.

Понаблюдайте за вашим чадом, как он ведет себя на площадке, легко ли ему подружиться с другими? Научите его знакомиться, делиться игрушками и решать споры. Покажите, как вместе играть и общаться.

Когда бы вы не решили отдавать ребенка в детский сад, оставайтесь с ним в тесном контакте. Проводите время вечером вместе за общей игрой, разговаривайте, веселитесь.

Доверяйте, слушайте своего дорогого человечка, гордитесь его успехами. Пусть он не сомневается, что все также важен для вас и любим, а время, проведенное в детском саду, оставит только самые положительные эмоции у вас и ваших детей.

Детские сады – весьма полезные учреждения для общества в целом и каждой семьи с маленькими детьми. В них дети приобретают навыки общения в коллективе, становятся более самостоятельными, проходят подготовку к школе, а мамы получают возможность реализовать себя в профессиональной сфере и улучшить материальное положение семьи, если оно пошатнулось за время декрета.

Однако некоторые малыши воспринимают походы в садик буквально «в штыки» и каждый день сборы в детсад превращаются в войну – с тихим хныканьем или громкими истериками. Отказываться от детского садика не нужно – «несадовские» дети не проходят необходимый этап развития и гораздо хуже адаптируются в школе. Решить проблему можно, выявив причину, по которой ребёнок не хочет ходить в садик, знать что делать и следовать советам психолога.

Основные причины

Причина №1. Адаптация

Начало «детсадовской» жизни и приобщение к детскому коллективу с его строгим распорядком и правилами переворачивает весь жизненный уклад ребенка. Вместо мамы – воспитатель, вместо любимых игрушек – незнакомые дети вокруг и занятия по расписанию, вместо привычной еды – творения поваров детсада с необходимостью все это съесть. Некоторые дети быстро, другим это дается сложнее – они плачут, просятся домой, отказываются кушать и могут даже заболеть.

Пути решения

Вспомните, даже взрослым бывает трудно адаптироваться в новом коллективе, поэтому не бросайте ребенка в «новую жизнь», как в прорубь. Смягчите период привыкания, сделайте его более плавным. Персонал детсада обязательно поможет вам в этом. Заранее узнайте режим и меню в садике и максимально приблизьтесь к ним дома задолго до первого посещения сада. Во время прогулок приходите в садик, играйте с детьми на площадке, можно устроить и предварительную экскурсию в группу, чтобы увлечь и заинтересовать малыша.

Отдавать ребенка в сад лучше всего в 3-4 года, в группу таких же новичков, в более раннем возрасте он слишком привязан к маме, в более позднем – будет вынужден приспосабливаться в уже сложившемся коллективе.

В первые посещения сада оставляйте ребенка на час-два, потом начинайте забирать его после утренней прогулки, после обеда и так далее. Наблюдайте за крохой – у каждого малыша этот период может занять различное время, не подгоняйте события, но и не позволяйте манипулировать собой, оставляя его дома.

Так же следует поступать при переезде и переходе в новый сад – адаптация будет короче по времени, но с теми же этапами. Чтобы малышу было легче, научите его новой интересной игре, в которую он сможет играть с ребятами – это поможет ему быстрее освоиться.

Важный момент – строго соблюдайте режим, укладывайте ребенка спать вовремя – не выспавшись, он будет пребывать в плохом настроении с утра и ныть, не желая идти в сад.

Особо чувствительным малышам можно давать с собой «помощника» или «частичку дома» — это может быть мягкая игрушка, какой-то маленький амулет в кармашке, который поддержит кроху до возвращения мамы.

Причина №2. Еда и сон

Пища в детских садах простая и стандартная – супы, каши, омлеты, запеканки, кисели, компоты. Не всем деткам она по вкусу, к тому же при приготовлении «кулинарных шедевров» в больших объемах все возможно – каша подгорает, лук плавает в супе большими скользкими хлопьями. Ребенок отказывается от еды, а воспитатель настаивает: съесть нужно все, и кашу с комками, и молоко с пенками, причем быстро и без капризов. В ход идут и уговоры, и угрозы, и длительное сидение за столом, когда все дети уже ушли гулять. Понятно, что желания ходить в сад такая ежедневная пытка не прибавляет.

То же и с дневным сном – некоторые 5-6-летние дети уже не нуждаются в нем, а воспитатель требует лежать тихо и с закрытыми глазами.

Пути решения

Насильственное кормление – одна из глубочайших психологических травм, которую можно получить в детстве. Задача родителей – избегать этого самим и максимально оградить ребенка от подобных ситуаций в садике. Поговорите с воспитателем, четко объяснив свою позицию: нельзя заставлять ребенка есть, даже если он плохо или мало кушает. Пусть ест, сколько сможет – у вас не будет претензий. За компанию с одногруппниками даже «малоежка» съест хоть что-то. Не кормите малыша с утра, чтобы он «нагулял аппетит» к завтраку, не давайте с собой сладостей.

Ситуацию со сном тоже можно разрешить мирно: если есть возможность забирать ребенка до сна – забирайте, если нет – попробуйте договориться, что он будет тихонько рисовать или просто лежать, но без резких требований непременного засыпания.

Причина № 3. Несамостоятельность

Сложно приходится в детском саду и детям, которых излишне опекали, не давая возможности не только высказывать свое мнение, но и приобрести необходимые навыки самообслуживания. Над ними могут смеяться другие ребята, воспитатели тоже недовольны «копушей» или «грязнулей», требующим много дополнительного внимания при одевании или еде, сам же ребенок может выражать свои желания капризами, что тоже не способствует «вливанию в коллектив».

Постарайтесь уменьшить объем вашей заботы и опеки еще до посещения сада, водите ребенка на детские площадки, в кружки и студии раннего развития, позволяйте . Если проблема уже возникла, позанимайтесь с малышом дома отрабатыванием навыков самообслуживания – в игровой форме «покоряйте непослушную ложку», «подчиняйте пуговицы и шнурки», обязательно следите, чтобы ребенок хорошо мыл руки и умел пользоваться платком.

Причина № 4. Воспитатели

Здесь возможны 2 ситуации:

  • воспитатель предвзято относится к ребенку, редко хвалит и часто ругает его, негативно отзывается о его поведении и способностях в присутствии других детей;
  • в саду скучно, занятия монотонные и неинтересные.

Выявить такие ситуации иногда очень сложно – малыш не расскажет вам прямо о том, что его беспокоит. Зайдите с другой стороны: приведите ситуации из своего детства, истории своих знакомых детей «Меня в детстве часто ругала воспитательница…», «Моя знакомая девочка жалуется, что в садике неинтересно, они играют сами по себе…», проиграйте с игрушками «День в саду» — в ответах и поведении ребенка во время игры вы обязательно «нащупаете» проблему.

Если воспитатель агрессивен, незаслуженно наказывает детей – проблему нужно решать сообща с другими родителями, обратившись к администрации сада. Однако, как ни удивительно, одного и того же воспитателя некоторые дети могут обожать, а другие – тихо ненавидеть. Если в целом воспитатель хорошо относится к детям, не кричит на них, не унижает, на занятиях интересно, то возможен конфликт именно с вашим ребенком. В этом случае некорректно «прыгать через голову» и идти сразу к администрации, поговорите сначала с воспитателем – не ведите себя агрессивно или заискивающе, попробуйте провести конструктивный диалог и составить план совместных действий для выхода из тупика. Обычно воспитатели приветствуют активное участие родителей в жизни ребенка и с радостью идут навстречу.

Если же ответная реакция негативная и общего языка достичь не удалось, ребенка лучше перевести в другую группу или сад. То же следует сделать, если воспитатели непрофессиональны, мало занимаются с ребятами, дети в группе предоставлены сами себе.

Причина № 5. Конфликты с детьми

Малыша в садике могут дразнить – за особенности внешности или поведения, за неумелые действия, за ябедничество и капризы.

Ребенок может озвучивать свои обиды, но чаще он упрямо молчит, замыкается в негативизме и отказывается идти в детсад без объяснения причин. Выявить проблему можно так же, как и в предыдущем случае – окольными путями, в разговоре или при игре.

Устраивать «разборки» с обидчиками напрямую не надо – это неэтично, ведь вы не будете воевать с дошкольниками, а зачастую и бессмысленно – град насмешек может лишь усилиться.

Помогите своему малышу по-другому: следите за чистотой и опрятностью его внешнего вида, поработайте над навыками самообслуживания, научите считалкам и играм, которые увлекут и других детей, «раскопайте» таланты чада – рисовать, лепить, петь, читать стихи – и с помощью воспитателя дайте ему возможность продемонстрировать мастерство – одногруппники увидят его совершенно иначе. На первых же порах самые эффективные способы борьбы с «обзывалками» — это искренний смех вместе с обидчиками, игнорирование насмешек и «отговорки», например, «Кто обзывается – сам так называется».

Редкие причины

Существует и множество других, индивидуальных или ситуативных причин: от серьезных – ребенок агрессивный, стеснительный, замкнутый, гиперактивный, до более простых – малыш часто болеет, просто манипулирует родителями, чтобы остаться дома, поссорился с другом или ему элементарно не нравится или неудобна одежда для садика – много застежек, трудно одевать и снимать, чересчур нарядная и кроха боится ее испачкать.

В этих случаях родителям придется провести настоящее расследование, чтобы выявить причину нежелания ходить в детсад, а затем призвать все свои педагогические и психологические таланты и решать проблему с учетом особенностей своего крохи.

Работа над ошибками

Избегайте распространенных ошибок, которые при любой причине отказа ребенка от садика только усугубляют проблему.

Нельзя:

  • показывать малышу свою тревогу;
  • пугать детсадом;
  • обманывать кроху – назвав время своего прихода, соблюдайте свое обещание;
  • позволять манипуляции, поддаваться на уговоры;
  • критиковать детсад или его работников при ребенке.

Как видите, причины, по которым дитя не хочет ходить в садик, довольно разнообразны. Правильное их определение – уже половина решения. Не отстраняйтесь от малыша, постарайтесь создать и поддерживать с ним доверительные отношения – это поможет и в выявлении причин, и в решении проблемы. Самое главное – не прибегайте к радикальным мерам и не отказывайтесь полностью от детского сада, лишая ребенка возможностей социализации и развития.