Развитие ребенка по месяцам до года. Когда ребенок начинает держать головку, переворачиваться, гулить, сидеть, ползать, вставать, говорить: описание по месяцам. В каком возрасте ребенку можно вставать на ножки? Когда начинать присаживать ребенка

Многие родители с трепетом ожидают момента, когда их малыш впервые встанет на ножки. Зачастую мамы и папы задаются вопросом, в каком возрасте это произойдет, не отстает ли их ребенок в развитии? Мы постараемся ответить на этот и другие подобные вопросы, чтобы развеять сомнения и неоправданные ожидания. Мы расскажем родителям о простых и эффективных упражнениях, которые способствуют укреплению мышц спины и ног, тем самым стимулируя ребенка быстрее научиться принимать вертикальное положение.

Умение стоять самостоятельно - огромное достижение для малыша

Основные этапы развития ребенка от 3 до 8 месяцев

Для начала стоит разобраться, в каком возрасте ребенок должен научиться стоять на ножках. Также выясним, какие этапы развития предшествуют этому моменту. Зависимость достижений крохи от количества прожитых месяцев:

  • С 3 по 5 месяц большинство малышей учится поднимать верхнюю часть тела, лежа на животе. Они выпрямляют руки и с интересом смотрят по сторонам. Многие начинают переворачиваться со спины на живот, подворачивая под себя руку (рекомендуем прочитать: ). Некоторые это делают позже.
  • В 6 кроха может научиться переворачиваться с живота на спину. Иногда в этот период малыш делает первые попытки ползти.
  • В 7 кроха начинает более активно ползать, умеет перекладывать погремушку из руки в руку, а также стремится дотянуться до яркой или шелестящей игрушки.
  • В 8 малыш уже не боится вставать, придерживаясь за стул или диван.

Эти наблюдения условны, некоторые дети не пытаются ползать вообще, другие же не хотят принимать вертикальное положение даже ближе к году. Нужно понимать, что вехи развития индивидуальны, важно лишь поддерживать малыша в его стремлении научиться новому и стимулировать к следующим достижениям.

Если малыш не встает на выпрямленные ноги, хотя ему уже скоро исполнится год, следует принять во внимание его предыдущие достижения - например, кроха научился переворачиваться с живота на спину и, наоборот, хотя бы пытается ползать и активно гремит погремушкой. В этой ситуации беспокоиться не о чем. Вероятно, у малыша свой план развития и кроха растет, ориентируясь на него.


Если остальные пункты «плана» малыш выполнил на отлично, то беспокоиться не о чем

Задача родителей – обеспечить безопасность

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Когда ребенок впервые принял вертикальное положение, маме желательно удвоить бдительность. Малыш, достигнув определенного уровня, будет стремиться сделать следующий шаг. Например, самое время опустить спальное место в детской кроватке на уровень ниже. Ребенок может подняться в своей кроватке и, наклонившись вниз, перевеситься и упасть.

Когда малыш пробует встать на ножки, он может периодически падать на ягодицы. Хорошо смягчает удар одноразовый подгузник, а также коврик на полу. Иногда ребенок после принятия вертикального положения не знает, как снова опуститься на попу. Именно тогда мама обязана протянуть крохе руку помощи, чтобы он в следующий раз снова попытался сделать это сам.

Вертикальное положение дарит крохе новые возможности: он видит больше предметов в комнате и вполне может попробовать взять в руки то, что ранее было ему недоступно. Следует оценить риски и по возможности оградить малыша от опасности: купить заглушки для розеток, закрыть острые углы столов, спрятать опасные для здоровья предметы.

Ошибки, которые допускают родители

Педиатры отмечают, что многим молодым родителям не терпится похвастаться перед друзьями достижениями своего отпрыска. В связи с этим некоторые особо нетерпеливые допускают множественные ошибки:

  • Заметив, что ребенок впервые встал, мамы и папы тут же покупают ему ходунки. Этого делать не следует раньше 9 месяцев, поскольку мышцы, удерживающие позвоночник, еще недостаточно развиты. Следует дать время малышу - быть может, ходунки ему не понадобятся.

Попытки ускорить процесс обучения при помощи ходунков могут привести к обратному результату
  • Нужно понимать, что с момента когда ребенок научился стоять с опорой и до того времени, когда он сможет стоять самостоятельно, должно пройти некоторое время. Нельзя лишать малыша опоры, если он стоит, стимулируя его сделать шаг. Особенно плохо, если кроха только вчера впервые принял вертикальное положение. Лучше дождаться естественного хода событий, чтобы снять на видео первые шаги крохи.

По словам специалистов, малыша проще научить стоять без поддержки начиная с 10-11 месяца. Однако недоношенные дети или те, кто получил травму при рождении, развиваются по индивидуальному графику. Такие малыши вполне могут не соответствовать описанным возрастным нормам.

Ребенок слишком рано встал на ножки

Иногда ребенок опережает сверстников, особенно это заметно в раннем возрасте. Если малыш пытается встать раньше 7 месяцев, нет смысла ему препятствовать. Родители обязаны понимать, что кроха все равно будет это делать, как только мама отвернется. Однако в 4 месяца становиться на ножки нельзя – костная и мышечная система развиты недостаточно, такая практика может сильно навредить крохе. Столь раннее вставание – явление чрезвычайно редкое.

Если мама слишком беспокоится о том, что ее малыш рано встает на выпрямленные ножки, она может воспользоваться советом педиатров. Рекомендуется всячески стимулировать кроху ползать вместо того чтобы принимать вертикальное положение. Для этого можно класть интересную игрушку на расстоянии, которое он сможет преодолеть только ползком. Во время ползания малыш хорошо развивается, укрепляет мышцы и скелет, подготавливая тело к ходьбе. Также некоторые педиатры считают, что в этот период кроха стремительно развивает свое мышление.


Перед самостоятельной ходьбой дети обычно проходят этап ползания

Доктор Комаровский отмечает, что родители должны осознавать свою роль в развитии отпрыска. Их задача – не заставлять и уговаривать кроху учиться подниматься, а лишь подготовить почву для своевременных достижений малыша - закалять его, укреплять мышцы, не допускать развития рахита. Здоровый ребенок сам даст понять, что он готов сидеть, стоять, ползать.

Факторы, влияющие на скорость развития малыша

Наблюдения педиатров говорят о том, что ребенок не обязан расти и развиваться в соответствии с возрастными нормами. Каждый малыш может иметь собственный план развития. Однако специалисты выделили ряд факторов, положительно влияющих на формирование двигательных функций крохи:

  • отсутствие серьезных заболеваний;
  • редкие заболевания ОРВИ (во время болезни кроха борется с вирусом, у него нет лишней энергии чтобы учиться чему-то новому);
  • характер и телосложение ребенка – активный, не слишком упитанный или даже худой;
  • благоприятная атмосфера в доме – отсутствие скандалов, благожелательность родителей;
  • наличие старшего брата/сестры, которые своим примером вдохновляют кроху учиться ползать, стоять и ходить (рекомендуем прочитать: ).

Как стимулировать ребенка вставать на ножки?

Прежде чем стимулировать ребенка к вставанию, нужно дать ему возможность выполнить предыдущие пункты программы развития. Желательно чтобы малышу уже исполнилось 9 месяцев и он умел ползать. Иногда период ползания затягивается, но обычно он длится от 3 до 5 месяцев. Если малыши не стремятся ползать, не рекомендуется ставить их раньше времени - лучше немного подождать, пока они начнут делать это сами.


Родителям желательно подождать, пока ребенок сам не заинтересуется вставанием

Для того чтобы дать малышу уверенность в своих силах, нужно помочь ему в развитии и укреплении всех мышц тела. Хорошо работает массаж, упражнения для рук и ног, а также занятия в бассейне (см. также: ). Дети прекрасно себя чувствуют в воде, особенно если рядом мама. Сегодня почти в любом бассейне есть специальные занятия для мам с грудничками.

Есть простая и эффективная тренировка для 8-9-месячных малышей. Нужно усадить ребенка на пол или другую твердую поверхность, дать ему обхватить ручками указательные пальцы. Затем ставить малыша и снова садить.

Учим стоять самостоятельно

Если малыш уже встает на ножки, но все еще боится оказаться без опоры, можно попробовать выполнить несколько упражнений, которые помогут ему почувствовать себя увереннее. Как научить ребенка стоять? Мы уже писали выше, что делать этого не следует, если кроха только-только принял вертикальное положение. Рецепты пригодятся родителям тех малышей, которые уже некоторое время встают на ножки самостоятельно, держась за стул или перила кровати:

  • Фитбол станет идеальным тренажером для грудничка. Для того чтобы заниматься было проще, мяч нужно накачать не полностью, лишь на 2/3 объема. Необходимо усадить кроху на мяч затылком к себе, хорошо удерживая его за бедра. Затем наклонять малыша в разные стороны – вперед, назад, вправо-влево. Такая гимнастика позволит укрепить брюшные мышцы, мышцы спины, настроит вестибулярный аппарат. Важно не выпускать кроху, чтобы он не упал с подвижного мяча.

Подготовить организм к ходьбе прекрасно помогает фитбол
  • Можно ставить ребенка на корточки, повернув к себе спиной. По аналогии с предыдущим заданием необходимо держать его за бедра, раскачивая в стороны. Чтобы добиться эффекта надо стимулировать малыша выпрямит ножки. Если он будет продолжать сидеть на корточках, значит его ножные мышцы еще недостаточно окрепли. Тогда эту тренировку нужно повторить через 1-2 недели.
  • Необходимо дождаться момента, когда малыш встанет возле надежной опоры (не надо его ставить). Затем дать ему игрушку, которая кроху наверняка заинтересует. Сразу же дать вторую – чтобы ее взять, ему придется отпустить стул, за который он держится. Здесь важно, чтобы обе игрушки были для него новыми, иначе первую кроха просто бросит на пол.

Сколько времени потребуется тренироваться? Если это делать регулярно, эффект от занятий будет заметен через 1-2 недели. Однако малыш и без упражнений начнет самостоятельно стоять и ходить тогда, когда его тело будет к этому готово. Не стоит слишком форсировать события, стремясь сделать из ребенка пример для подражания. Лучше дать возможность крохе развиваться так, как заложено природой.

1.Начинай вовремя
Вовремя — это значит с периода новорожденности. Простейшие упражнения (без усилий гнем и вращаем всё, что сгибается и вращается), выкладывание на животик, массаж, купание в большой ванне — всем этим надо заниматься регулярно и с момента рождения.

2.Не торопи и не торопись
Каждому двигательному навыку свое время, но время это, а зачастую и очередность формирования навыков, индивидуальны. Медицинская наука выявляет вполне определенные закономерности, но пусть они волнуют врачей! Не получается — потерпите. Это не болезнь, с максимально возможной вероятностью — просто еще время не пришло. Не хочет садиться, не хочет переворачиваться, не хочет идти без маминой ручки — это почти всегда не проблема, связанная с телесным здоровьем ребенка, а проблема, связанная с психическим здоровьем торопящихся взрослых.

3.Обеспечь регулярность
Изо всех сил старайтесь сделать так, чтобы ребенок имел возможность для постоянных физических нагрузок. Нормально — это купание каждый день, прогулки каждый день, активные игры — каждый день. Ненормально и даже опасно — кубики, пирамидки и мультфильмы каждый день, а интенсивные прогулки по воскресеньям.

4.Избегай преждевременных вертикальных нагрузок на позвоночник
Не поощряйте сидение и стояние детей первого года жизни. Не запрещайте, но и не помогайте! Не помогайте садиться, не помогайте вставать! Всячески поощряйте и стимулируйте ползание. Не увлекайтесь вертикализирующими устройствами (ходунки и т.п.).

5.Сделай так, чтобы захотелось самому
Ваша задача — так организовать уход, игры и общение с ребенком, чтобы ему захотелось освоить некий двигательный навык. У вас в руках нечто яркое-симпатичное, и дитя уже протягивает ручки — потому что есть к чему протягивать! Положили на животик, а перед ребенком поставили красивую игрушку — вот мы уже и пытаемся доползти, потому что есть куда ползти и ради чего!

6.Безопасность, безопасность и еще раз безопасность!
Обеспечение детской безопасности всегда и везде — это вообще главное правило ответственного родительства. Накладки на острые углы, фиксаторы на дверцы шкафчиков, электрические провода и розетки, отсутствие доступа к горячему, острому, скользкому и т.д. и т.п. Особое внимание — безопасности глазами ребенка: опуститесь до уровня детских глаз, лягте на пол и оглянитесь — сразу увидите много интересного — острый угол мягкого дивана, торчащие провода и т.д.?

7.Создай условия
Обеспечьте жизненное пространство для реализации двигательной активности: уберите ненужную мебель, выделите место и обустройте спортивный уголок; нет места в доме, значит, пора во двор. Позаботьтесь о спортивном инвентаре — шведская стенка, кольца, перекладина, мяч, обруч, скакалка...

8.Будь примером
Копировать поведение взрослых — инстинктивная потребность всех детенышей без исключения. Не ленитесь — поползайте, подпрыгните, бросьте, пробежитесь, поприседайте — в общем, покажите, как надо. Да и вам это очень полезно!

9.Поощряй естественные движения
Человеческое тело вообще, конкретные мышцы и суставы в частности созданы Природой для выполнения совершенно определенных движений. Ползать, приседать, наклоняться, бросать, бежать, прыгать, — это естественные движения, ребенок готов к ним физиологически. Кувыркаться, садиться на шпагат, плавать — это движения неестественные, без них вполне можно обойтись. Это вовсе не означает, что они не нужны, но осваивать упомянутые навыки лучше под руководством специалистов.

10.Позаботься о спортивной форме
Хорошая спортивная форма позволяет не думать о ней и не замечать ее во время занятий. Натуральные материалы, ничего не давит и не трет, нигде не расстегивается и не сползает. Современный одноразовый подгузник — самый простой, доступный и удобный вариант спортивной формы для детей раннего возраста.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Попытки родителей ускорить естественный процесс развития крохи нередко приводят к печальным последствиям для здоровья. В первую очередь это касается ранней стимуляции ходьбы. Разберемся, когда можно ставить ребенка на ножки без вреда для него.

Первые несколько недель жизни новорожденный проводит в горизонтальном положении, мышцы слабы, а движения не скоординированы. Примерно к 2–3 месяцам младенец умеет длительное время удерживать голову, лежа на животе. С данного момента начинается процесс «вертикализации», то есть постепенного обретения способности стоять и ходить. Он включает в себя несколько этапов:

  1. Умение поднимать верхнюю часть тела, опираясь на вытянутые руки и пытаясь дотянуться до заинтересовавшего предмета (4–5 месяцев).
  2. Способность ползать по-пластунски и сидеть (6-7 месяцев).
  3. Активное ползание на четвереньках (7–9 месяцев).
  4. Успешные попытки подняться на ноги и передвигаться вдоль опоры с поддержкой (9–11 месяцев).
  5. Первые уверенные шаги (11–15 месяцев).

Каждый этап имеет огромное значение во взрослении крохи, пытаться их каким-либо образом ускорить нельзя. Формирование мышечного корсета и созревание костной ткани занимает определенное время. Специалисты категорически не рекомендуют ставить на ножки малышей нормального телосложения раньше 9 месяцев, а пухлых деток – раньше 10 месяцев.

В более раннем возрасте неокрепшие мышцы спины и слабые тазобедренные суставы не справятся с нагрузкой, в результате возникает риск возникновения следующих проблем:

  • искривление нижних конечностей;
  • патологии тазобедренных и коленных суставов;
  • деформация стопы (плоско-вальгусная стопа, плоскостопие);
  • грубые нарушения осанки и заболевания внутренних органов.

Но и своевременный переход в вертикальное положение несет риск навредить здоровью малыша. Чтобы этого не произошло, не следует ставить ребенка на ножки надолго и без дополнительной поддержки, увлекаться ходунками и прочими удерживающими приспособлениями. Родителям лучше придерживать его за подмышки, ставить ребенка рядом с надежной опорой (диваном, кроваткой). Желательно оставлять малыша босиком — он быстрее научится держать равновесие и управлять своим телом.

Иногда ребенок самостоятельно пытается встать на ножки раньше положенного срока. В большинстве случаев так происходит по причине гипертонуса мышц нижних конечностей. Патология требует обязательного лечения, обычно педиатры назначают пациентам специальный массаж. Если кроха здоров, накладывать абсолютный запрет на попытки подняться не стоит, но родителям желательно подольше поощрять ползание на четвереньках.

Готовность ребенка к ходьбе

Темпы развития детей существенно различаются. На готовность малыша принять вертикальное положение влияют различные факторы:

  1. Наследственность. Один или оба родителя поздно начали ходить, имели избыточный вес в младенческом возрасте — не стоит ожидать, что их ребенок рано встанет на ножки и сделает первые шаги.
  2. Зрелость нервной системы. Движения крохи должны быть четкими и точными, требуется умение держать равновесие и группироваться.
  3. Общее состояние здоровья. Любые патологии внутренних органов, частые простуды и банальная аллергия ослабляют ребенка и значительно задерживают развитие.
  4. Чередование физического и умственного прогресса. Дети развиваются скачками, интеллектуальные достижения всегда сменяются физическими. Если кроха активно учится говорить, скорее всего, в данный период он не начнет стоять и ходить.
  5. Мотивация. Кроха должен сам захотеть встать на ножки, а если такого желания нет, родителям нужно заинтересовать малютку: предложить самостоятельно добраться до любимой игрушки, показать, как ходят другие дети. Заставлять подниматься и ставить ребенка на ножки против воли не стоит.

Помогаем малышу встать

Чтобы кроха не ленился, своевременно поднялся на ножки и сделал первые шаги без вреда здоровью, родителям следует немного помочь ему:

  • осуществлять ежедневную гимнастику с упором на нижние конечности, полезно интенсивно разминать стопы и катать по пяткам малыша специальный массажный мячик с шипами;
  • делать укрепляющий массаж в домашних условиях/у специалиста, предварительно проконсультировавшись с педиатром;
  • плавать в бассейне и делать упражнения в воде (сгибать и разгибать конечности, нырять и переворачиваться);
  • дольше поощрять ползание крохи на четвереньках;
  • стимулировать физическую активность вялых и флегматичных малышей;
  • проводить профилактику рахита в соответствии с рекомендацией врача.

Комаровский о подходящем возрасте для поставления на ног

Когда рождается малыш, то каждый день родителей превращается в познание чего-то новенького. Ребенок растет и не ленится ежедневно приносить маме с папой новые радости. Но человек так устроен, что постоянно пытается опережать события. Хочется, чтобы все происходило поскорее. Так и в вопросе, когда малыша можно ставить на ножки, у каждого родителя свои взгляды.

Когда ребенка можно ставить на ножки?

Но, прислушиваясь к мнению специалистов, нельзя дать однозначного ответа. Дети не развиваются по шаблону. У каждого есть свои индивидуальные особенности. Все зависит от того, насколько позвоночник готов к подобному виду нагрузкам. Ваш малыш сам почувствует, что у него может получиться для начала сесть, а потом постепенно подняться на ножки.

Наблюдая за своей крохой, вы сможете заметить перемены в его поведении. И вот в этот самый момент ему уже понадобится ваша помощь. Смело можно пытаться понемногу ставить малыша на ножки. Ежедневные упражнения можно построить в виде игры. Это поможет вашему малышу не испытывать страх перед новыми ощущениями, и занятия будут в радость и для него, и для вас.

Очень важно помнить, что если ваш малыш страдает от недостатка витамина Д, то его категорически нельзя раньше времени ставить на ноги. Это может привести к искривлению ножек. И, конечно же, не помешает провести витаминную терапию в период, когда у ребенка появится стремление к перемене положения тела из горизонтального в вертикальное.

Обычно к десяти месяцам позвоночник и тазобедренные суставы ребенка готовы к предстоящей нагрузке. В этот период некоторые детки уже даже начинают делать первые шаги. В случае, если ваш малыш активно развивается, и вы видите, что он пытается встать в более раннем возрасте, то его можно пробовать ставить на ножки с поддержкой под мышками, а не за ручки. Так он не будет опираться на ноги всем весом, а лишь постепенно будет привыкать к вертикальному положению тела.

Можно ли месячного малыша ставить на ножки?

В профессиональных кругах кипят споры на тему: можно ли месячного ребенка ставить на ножки. Большинство ортопедов склоняется к мысли, что можно, только с целью проверки так называемых шаговых рефлексов. Но систематически эту процедуру проводить нельзя.

Бывают случаи, когда у ребенка повышен тонус мышц, и он пытается вставать на ножки гораздо раньше, чем научится сидеть. Со скольки месяцев это может начаться, зависит от особенностей детского организма. Этот процесс необходимо обязательно контролировать, так как это может привести к деформации стоп. Внимание ребенка нужно постоянно переводить на что-то интересное, а если он все же находится в вертикальном положении, то не допускать, чтобы он стоял на цыпочках. Для этого нужно его держать, поддерживая так, чтобы он стал на полную стопу.

Когда ребенка можно ставить на ножки: мнение Комаровского

Доктор Комаровский имеет свое собственное мнение по поводу того, когда можно начинать ставить ребенка на ножки. Он считает, что ранние попытки ставить ребенка в вертикальное положение могут привести в последствии к проблемам с позвоночником и костями. Все должно идти своим чередом, не опережайте природу. Также доктор советует не одевать на ребенка обувь во время первых попыток становиться на ножки. Это лучше делать босиком.

Важность ползания для ребенка

Для ребенка очень важен процесс ползания. Очень часто его лишают такой возможности, если при первых попытках стать на ножки, его сажают в ходунки. Конечно же, никто не отрицает, что данное приспособление весьма удобно. И будет хорошо, если вы обзаведетесь ходунками. Но главное знать, что находиться в них ребенок должен только какое-то определенное время, а не целый день.

Необходимо давать ребенку возможность ползать и развивать понимание того, что свобода передвижения ничем не ограничена. Единого мнения во сколько месяцев можно начинать пользоваться ходунками, нет. Врачи утверждают, что ребенку должно быть не меньше семи месяцев.

Существуют абсолютные противопоказания к использованию ходунков. Это:

Нарушение тонуса мышц (его снижение или повышение). Дело в том, что конструкция ходунков предполагает постоянное нахождение ножки ребенка на цыпочках;

Сильные опрелости в местах контакта с ходунками;

Подозрения на рахит;

Нарушения функции опорно-двигательного аппарата.

То, насколько быстро детский организм будет готов к нагрузке, зависит от нескольких факторов.

  1. Если ваш малыш больше наблюдает, слушает и не стремится принять участие в каких-либо событиях, то, возможно, он по характеру флегматик. Такие детки не стремятся к быстрым переменам. Они будут делать то, что говорит мама, и точно в те сроки, которые она установит. Наоборот, более активный ребенок будет стараться делать все быстрее.
  1. Масса тела и рост имеют немаловажное значение. Если ребенок небольшого росточка и худой, то ему гораздо легче встать на ножки, чем крупной пышечке.
  1. Ребенок с неврологическими проблемами станет на ножки, а впоследствии пойдет тогда, когда будет готова к этому ЦНС.

Более подробные ответы можно узнать из видео.

Видео по теме статьи