Праздник когда змеи спать ложатся. Змеиные тайны российских лесов. В этот день в лес лучше не ходить Воздвижение можно ли ходить в лес

Большинство людей наверняка слышали о некоем «змеином шабаше», во время которого немалое количество этих пресмыкающихся животных сползается в огромный клубок. Традиционно это явление связывают с великим православным праздником Воздвиженья, однако, дело тут вовсе не в дате, а в том, что холоднокровным животным - змеям - тоже надо прятаться от холодов, что они и делают с наступлением осени. В статье рассмотрим, где змеи проводят зиму.

Особенности организма змеи

Одним из характерных отличительных свойств организма змей является пойкилотермия - зависимость температуры тела от температуры внешней среды, а также дальнейшая адаптация к подобным условиям. Вследствие этого природа наградила их таким вспомогательным свойством, как терморегуляция, то есть способностью поддержания температурных показателей в определённых границах. Именно это качество играет важную роль в выборе места их обитания.

Многообразие и количество рептилий возрастает в тропических регионах, поскольку климатическая обстановка в этих областях даёт им возможность осуществлять активную жизнедеятельность круглогодично. Там они могут не засыпать вовсе либо останавливать свои жизненные процессы на короткое время. Ареалы с умеренным климатом менее насыщены подобной живностью, которая отличается также сравнительно небольшими размерами. Кроме того, живущие в таких зонах змеи нуждаются в поиске убежища для спячки в зимнее время года.

Знаете ли вы? Самая длинная змея семейства Питонов, выращенная в неволе, проживала в террариуме зоопарка Колумбус в штате Огайо (США). Длина сетчатого питона по кличке Fluffy при весе 153 килограмма достигала 7,3 метра. С 2010 года до сегодняшнего дня факта установления нового подобного рекорда не зарегистрировано.

Когда начинается зимовка

Змеи, которые живут в холодных регионах больших стран, например, России, Украины, Белоруссии, греются под прямыми солнечными лучами (пока это возможно) сначала в одиночку, а потом группами. С наступлением поздней осени и первых заморозков они переползают в более защищённые и тёплые места для того, чтобы пережить зиму.

Выбрав укромное и подходящее для зимовки место, ужи и другие пресмыкающиеся, а также гадюки впадают в состояние гибернации, или зимней спячки. В этот период у них замедляются все жизненные процессы и метаболизм, уменьшается частота сердечных сокращений и дыхательных движений.

Причин, по которым они отправляются глубоко под землю или в расщелины на зиму, две:

  1. Отсутствие добычи в холодную пору года.
  2. Температура окружающей среды не позволяет полноценно осуществлять самостоятельную терморегуляцию.
Период спячки рассматриваемых представителей пресмыкающихся длится до потепления, как правило, это март-апрель. С приходом первого тепла змеи пробуждаются, выползают из своего убежища и ищут пару для процесса спаривания. Солнечные лучи оказывают на жизнедеятельность змеиного организма воздействие, побуждающее его к возобновлению всех обменных процессов.

Знаете ли вы? Самыми первыми просыпаются подвязочные змеи, или садовые ужи, они же и засыпают позднее, чем все остальные рептилии. В качестве места для пережидания холодов они выбирают такие зоны, где уровень температуры не падает ниже +4 °С.

Где и как зимуют

Протекание и особенности зимовки змей зависят от зоны их обитания.
В холодных регионах России (Сибирь, Кавказ, Якутия, Поволжье), Украины (Полесье, лесостепь, Карпаты), Белоруссии (Брестская область) рептилии впадают в спячку группами, подбирая для этой цели.

Воздвиженье или Сдвиженье. , как официально называется этот праздник, – чисто церковное торжество. Главный праздничный обряд совершается в церкви. С возвращением из храма у верующих продолжается обычный хлопотный день, наполненный напряженным трудом.

Воздвижение по всей Руси считалось «капустным днем». Воздвиженье - постный праздник. Кто на Воздвиженья постится, тому семь грехов простится.

На Воздвижение у доброго молодца – капуста у крыльца. Смекай, баба, про капусту – Воздвижение пришло. За три дня до Воздвижения капуста убиралась со всех огородов. И с этого времени объединившиеся в «помочи» крестьянки уже не расходились до полной «приборки» капусты.

С Воздвижения начиналась рубка и соление капусты. Она была, до того как распространился картофель, вторым, после хлеба, продуктом питания в каждой крестьянской семье.

На Воздвиженье нельзя начинать важных и значительных дел - все прахом пойдет. Устраивались вечеринки – капустники. Заканчивалось «бабье лето» и приходила настоящая осень. Нельзя в этот день ходить в лес, потому что там медведь себе берлогу устраивает, а леший проводит смотр своему лесному царству, и негоже им мешать.

Воздвиженье. Кафтан с шубой сдвинется, последний воз с поля, птицы в отлет пошли, а холода надвинутся. Все звери и насекомые ложатся на зиму, в том числе и медведь залегает в берлогу. В эту пору начинается одна из самых важных осенних работ - рубка капусты и заготовка ее на зиму.
В этот день часто бывают небольшие утренние морозцы.
Западный ветер дует несколько дней подряд - к плохой погоде.
Красноватый круг около луны на восходе, скоро пропадающий - к ясной и сухой погоде.
Журавли летят высоко, не торопясь, курлыкают - к теплой осени.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Приметы и обычаи.

Поселяне Рязанской, Тамбовской и Тульской губерний сохранили свои наблюдения в поговорках: Шуба за кафтаном тянется. - Гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвинется. - Вздвиженские зазимки мужику не беда. - Смекай баба про капусту на Вздвиженъев день. - У доброго мужика на Вздвиженьев день и пирог с капустой.

С сего дня в городах начинаются девичьи вечеринки - капустницы. Это народное торжество, отправляемое горожанками, известно во многих местах. В Алексине, уездном городе Тульской губернии, девушки, в богатых уборах, ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В домах, где приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками. За девицами является молодежь с своими гостинцами высматривать невест. Вечером по всему городу разыгрываются хороводы. В Сибири на капустенские вечерки приглашались соседки. Там капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. Для добрых гостей варилось пиво, приготовлялся обед и ужин, где все торжество хозяйки составлял пирог хлебальный. День оканчивался плясками и играми. Капустницы на Руси продолжались две недели.

Когда змея впадает в спячку и как змеи готовятся к зиме Вы узнаете из этой статьи.

Когда змеи впадают в спячку?

Период, когда змеи собираются в клубки, чтобы впасть в спячку, зависит от погодных условий окружающей среды. Если осень холодная и ранняя, то пресмыкающиеся впадают в анабиоз в сентябре. Если же погода стоит теплая, то в октябре. Согласно народным приметам, эти животные впадают в спящее состояние 27 сентября — на великий праздник Воздвиженье.

Где спят змеи?

Чтобы выжить холодными, долгими зимами теплолюбивые змеи собираются вместе и впадают в сон. Они особенно тщательно подыскивают теплое местечко и засыпают. Таким местом, куда деваются змеи зимой, может служить глубокая яма или нора с подстилкой из листьев, а также дупло пней. Пресмыкающиеся могут спать как небольшими группами, так и в одиночку. Они просыпаются, когда воздух достаточно прогреется после зимы. Чтобы сохранить свое тело в тепле, змеи за лето стараются накопить побольше подкожного жира.

Когда просыпаются змеи после зимы?

Точно ответить, в каком месяце просыпаются змеи нельзя. Ведь зимовка пресмыкающиеся не имеет четко обозначенного срока годности. С уверенностью можно сказать, что животные будут находиться в спящем состоянии до наступления тепла. И как только солнце своими лучами достаточно прогреет землю, они проснутся и выползут из зимних укрытий. Но согласно народным приметам, день, когда змеи выползают погреться на солнышке – это 22 марта.

27.09.2017 14:13

27 сентября по новому стилю считается днем, к которому прикреплен древний праздник - Воздвиженье. Ранее этот день отмечался 14 сентября (по старому стилю), этот же день отмечается и сейчас католической церковью. А Армянской Апостольской Церковью Воздвиженье (Воздвижение) празднуется в период между 11 и 17 сентября.

Религия

Как становится понятно, Воздвиженье - это христианский праздник. Эта дата почитается церковью как праздник Воздвижения Креста Господня. Крест и Гроб Господний были найдены в 4 веке путем раскопок в Иерусалиме, на оккупированной территории Палестины. Далее он был увезен в Персию, из которой через 14 лет был возвращен обратно.

С чудесами, связанными с Крестом, связывается много легенд. Согласно одной, Крест Господа исцелил больную женщину, другой - воскресил покойного из мертвых.

Сейчас в праздник Воздвижения принято устанавливать крест в церквях, в это время проводятся церковные службы, а верующие приходят молиться.

Воздвижение - порог природы

Однако не только с религией связывают праздник Воздвижения. Согласно славянским традициям, 27 сентября - это праздник природы, граница между летом и осенью. И в это время происходит не только перемена сезонов, но и разные чудеса.

Считается, что в это время солнце играет всеми цветами радуги. А птицы именно в это время собираются покидать родные края, готовясь к перелету. Ранее люди считали, что на зиму птицы улетают в другой мир.

Наши предки-славяне верили, что в период Воздвиженья птицы выбирают себе вожаков. А те, что остаются среди людей, делают это не просто так - это происходит ради забавы людского народа или в качестве наказания.

С давних времен славяне говорили, что во время Воздвиженья земля двигается. Змеи, птицы, животные - все приходит в движение, начинается суета и осенние хлопоты.

Воздвижение и змеи

Наибольшее количество легенд, связанных с праздником Воздвижения 27 сентября, посвящено именно змеям. Наши славянские предки замечали, что именно в это время лес полон змей, которые ползут к месту зимовья. Говорят, что в этом время эти существа появляются отовсюду, сбиваются в кучки, сплетаются в клубки и прячутся в норы, уходят под землю на зимовку.

Соответственно, и по сей день говорят, что 27 сентября в лес ходить категорически запрещено, не стоит также в принципе гулять по лесу в период после праздника Воздвижения и до самой весны. Ранее рассказывали, что после этого времени нельзя и купаться, поскольку змеи иногда уходят в спячку под воду.

Запрет ходить в лес в день Воздвижения отчасти обоснован. Ведь ходить в лес, когда там наблюдается высокая активность змей, действительно небезопасно. Когда змеи сползаются к своим норам, то встретить гадюку в лесу совершенно не трудно. А с учетом того, что змеи «сдвигаются», собираются вместе, можно попасть в ловушку - оказаться на поляне, которая окружена ядовитыми змеями.


Однако наши предки, которые так любили волшебство, рассказывали о запрете ходить в лес в период Воздвижения не только по причине объективной опасности гадюк. Именно про змей они слагали целые легенды.

Люди верили, что змеи уходят на зимовье не просто в норы, а под землю. Будто бы змеи подползают в лесу к особым местам, где камни волшебным образом расступаются и впускают их внутрь, а после смыкаются обратно. Если же на этом месте окажется любопытный человек, который захочет узнать, куда они ползут, то он рискует оказаться под землей вместе с ними. После того, как попадешь к змеям на Воздвиженье 27 сентября, земля сомкнется, и тогда - будешь обречен зимовать среди змеиного царства. Причем царство - это не просто скопление гадюк. Славяне верили, что под землей среди змеиных клубков лежит большой и старый змей - Змеиный Король.

Впрочем, любопытные всегда находились. Люди рассказывали друг другу легенды, будто бы на Воздвиженье можно раздобыть рога короля змей, а также увидеть, какими именно волшебными силами расступается и смыкается земля перед гадами. А еще можно увидеть подземное змеиное логово, которое усыпано золотом и серебром - богатство! Рассказывали также, что под землей змеи, сплетающиеся в клубки, устраивали свадьбы.

Конечно, людям всегда хотелось хоть одним глазком взглянуть на волшебство и соприкоснуться с этим опасным, но волнующим миром. Но ходить в лес на Воздвижение все-таки не стоит. Наверное, стоит послушать предков, ведь неизвестно, что хуже - оказаться покусанным гадюками или остаться на всю зиму в царстве Змеиного Короля…

Славянские традиции на Воздвиженье

Как и другие праздники, день Воздвижения 27 сентября и дни после него проходили в своих забавах и традиционных занятиях.

Со дня Воздвиженья среди славян было принято начинать заниматься заготовкой капусты, и работа эта поручалась девушкам. А уж если девушки соберутся гурьбой вечерком - так можно представить, какое начинается веселье! Поэтому дни, начинавшиеся в праздник, посвященные капусте, назывались «капустниками», во время которых не только работали, но и устраивали посиделки, болтали и смеялись. Кстати говоря, слово «капустник» существует до сих пор, и иногда организуют мероприятия с таким названием - в школах, детских саадак или на выступления КВН.

И, конечно, в это время устраивались всевозможные гадания, которые были посвящены хозяйству: природе, грядущей погоде, урожаю и плодородию.



Таким образом, праздник под названием Воздвижение, который отмечается 27 сентября, - это день религии, день природы и погодных изменений. И день волшебства - порой жуткого, но всегда - захватывающего.

С праздником Воздвижения, друзья! Празднуйте, гадайте и забавляйтесь! И не ходите в лес - от греха подальше, не подглядывайте за змеями, дабы не повстречаться с реальной опасностью или змеиным колдовством…

Ваша Анастасия Черкасова,

Вы интересовались волшебными славянскими легендами про змей? Тогда вам наверняка понравится статья

Еще с давних времен существует поверье, что на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 27 сентября, лучше в лес не ходить. В этот день змеи собираются со всех сторон, выпускают яд и уходят на зиму под землю, поэтому не стоит их тревожить и мешать им.

Очень давно я прочла в каком-то журнале странную историю, связанную именно с этим днем. Стояла очень теплая осень, конец сентября, а еще косили траву. Люди возвращались с сенокоса, по дороге им встретилась змея. Один из мужчин отсёк косой голову у этой змеи и повесил ее на свою косу, продолжая путь домой. В это время змеиная голова сползла с лезвия косы и укусила обидчика в шею. Не дойдя несколько шагов до своего дома, мужчина упал и мгновенно скончался.

А эту историю нам рассказал Дмитрий Михайлович Соколов, о котором упоминал мой супруг Валерий Афанасьевич в своем рассказе про Шарика. Дмитрий Михайлович когда-то был заядлым охотником. И вот в очередной раз он засобирался на охоту, как раз 27 сентября. Бабушка не пускала его, говорила, что опасно идти в этот день в лес. Но он не верил в такие приметы и предсказания. Взял ружье и отправился.

Уже при входе в лес ему встретилось несколько змей, и дальше, куда бы он ни заходил, везде были змеи. Охота не заладилась, и он решил возвратиться домой, тем более, что тревога уже поселилась в его душе.

И вдруг на одной из полян Дмитрий Михайлович увидел дикое зрелище: там было бесчисленное множество змей, наверное, сотня или больше. От увиденного он просто окаменел, но быстро сориентировался и выстрелил в это змейство. И тут началось светопредставление! Змеи пронзительно зашипели и поползли на него. Дмитрий Михайлович быстрым шагом начал уходить от этого места, но змеи скрутились в колеса и с невероятной скоростью начали его преследовать. Эти змеиные колеса уже почти стали его настигать, и тогда он начал сбрасывать с себя одежду: сначала куртку, потом свитер, рубашку. Змеи сразу же набрасывались на одежду, дав Дмитрию возможность убежать дальше. Он даже бросил им свои сапоги. Наконец добежал до лесной дороги. И здесь почему-то гадюки перестали его преследовать.

С тех пор Дима охоту забросил, а на праздник Воздвижения даже на рыбалку не ходит - не хочет нарушать законов природы.

Другой случай произошел с моим супругом в прошлом году. Он себя называет лесным человеком, потому что когда наступает ягодно-грибной сезон, он целыми днями пропадает в лесу. Уезжает на велосипеде, оставляет его в укромном месте и идет в свои заветные места вглубь леса. Поздним вечером возвращается с полными корзинами грибов и ягод. В этот раз он тоже быстро набрал корзину белых грибов, а брусники было только полведра. Поставил корзину с грибами на старый трухлявый пень с большим дуплом и начал собирать бруснику. Ягод было много. Он довольно быстро набрал ведро брусники и вернулся за корзиной с грибами.

Когда уже подходил к пню, то чуть не упал от неожиданности. Пень обвивала огромная толстая змея и спокойно грелась на солнце. Тогда Валерий Афанасьевич взял веточку и погладил ею змею. Он - человек творческий, а такие люди даже в подобных ситуациях видят прекрасное. Змея от прикосновения веточкой зашипела, раскрутилась и сползла с пня. Человек и змея какое-то время смотрели друг на друга. Потом змея взвилась перед Валерием Афанасьевичем, снова опустилась на землю и снова взвилась. Так продолжалось минут пять. Змея словно вошла в раж, все танцевала, и танцевала. Это было и страшно, и жутко, и красиво. Супруг знал, что в таких случаях говорят: «Иди своей дорогой, а я пойду своей». После этих слов змея медленно заползла в дупло, а Валерий Афанасьевич взял корзину с грибами, ведро с брусникой и отправился домой.

Потрясенный увиденным, он несколько дней в лес не ходил. Потом тревога притупилась, и он опять до самых заморозков пропадал в лесу. Вот такие тайны и загадки хранит наша природа и ее обитатели.

Народные приметы 27 сентября.

Сегодня 27 сентября (14 сентября по старому стилю).
Народные приметы, пословицы и поговорки, сегодня: Воздвиженье. Сдвиженье. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Воздвиженье. Сдвиженье. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня , как официально называется этот праздник, – чисто церковное торжество. Главный праздничный обряд совершается в церкви. С возвращением из храма у верующих продолжается обычный хлопотный день, наполненный напряженным трудом. Воздвижение по всей Руси считалось «капустным днем». Воздвиженье - постный праздник. Кто на Воздвиженья постится, тому семь грехов простится.
На Воздвижение у доброго молодца – капуста у крыльца. Смекай, баба, про капусту – Воздвижение пришло. За три дня до Воздвижения капуста убиралась со всех огородов. И с этого времени объединившиеся в «помочи» крестьянки уже не расходились до полной «приборки» капусты.
С Воздвижения начиналась рубка и соление капусты. Она была, до того как распространился картофель, вторым, после хлеба, продуктом питания в каждой крестьянской семье.
На Воздвиженье нельзя начинать важных и значительных дел - все прахом пойдет. Устраивались вечеринки – капустники. Заканчивалось «бабье лето» и приходила настоящая осень. Нельзя в этот день ходить в лес, потому что там медведь себе берлогу устраивает, а леший проводит смотр своему лесному царству, и негоже им мешать.

Воздвиженье. Кафтан с шубой сдвинется, последний воз с поля, птицы в отлет пошли, а холода надвинутся. Все звери и насекомые ложатся на зиму, в том числе и медведь залегает в берлогу. В эту пору начинается одна из самых важных осенних работ - рубка капусты и заготовка ее на зиму.
В этот день часто бывают небольшие утренние морозцы.
Западный ветер дует несколько дней подряд - к плохой погоде.
Красноватый круг около луны на восходе, скоро пропадающий - к ясной и сухой погоде.
Журавли летят высоко, не торопясь, курлыкают - к теплой осени.

Приметы сентября.

Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают" - будет стоять хорошая осень.
Много тенётника на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.
Паутина стелется по растениям - к теплу.
Осенний тенётник - на ясную погоду, на вёдро.
Много желудей в сентябре на дубу - к лютой зиме.
Если в этом месяце на дубах будет много желудей, то ожидай и много снега перед Рождеством.
Частые и сильные туманы, бывающие в сентябре, особенно без ветра, причиняют различные болезни людям слабого здоровья.

Русские народные приметы и суеверия.

Домового можно увидать во время светлой заутрени, в хлеву, в заднем углу.
Оберег внаи бережет (арх. очень, весьма).
Перчатку потерять - к несчастью.
Пустить галку (поджечь). Посадить красного петуха на крышу.
Сверчок по избе летает - к смерти либо к пожару.
Троица троицей, а трех свечей на стол не ставят.
Через порог не здороваться, не беседовать.

В сознании простого народа, незнакомого с историей религии, Воздвиженье, видимо, из-за созвучья однокоренных слов ассоциируется скорее с движением (сдвижением), нежели с воздвижением (возвышением). «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье- хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась».

«Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца»; «Смекай, баба, про капусту - Воздвиженье пришло», - говорили люди. За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму. Обычно это делали сообща - на капустных вечерках, которые сопровождались шутками и байками.

По общему мнению, Воздвиженье принадлежало к числу тех дней, когда не стоило начинать ни одного более или менее важного дела, так как все начатое в это время добром не кончалось, а прахом шло.

Однако именно на Воздвиженье ставили обетные церкви, часовенки или просто придорожные кресты в благодарность за избавление от напасти или морового поветрия. Вокруг деревень в этот день совершали крестные ходы или с иконами и молитвами обходили окрестные поля. А кроме того, на Воздвиженье во многих областях России начиналась одна из самых важных осенних работ - заготовка капусты на зиму. «Во Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца», так что «смекай, баба, про капусту - Воздвиженье пришло».

Но желающие могли отложить это хлопотное удовольствие на день-другой: «Капустные вечерки две недели просидели». Так что пожилые, обстоятельные хозяйки с началом капустных заготовок не спешили, находя дела поважнее. А вот девицы на выданье ни за что бы Воздвиженскую вечерку не пропустили. Ведь согласно поверью, если девушка, собираясь на праздник, семь раз прочтет особое заклятье, то понравившийся ей парень влюбится в нее без памяти. Поди попробуй против такого устоять: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добро молодца (имярек) любовь ко мне, девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы зима ее студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!»

Между прочим, число семь - величина не простая - магическая. Поэтому в этот день не только любовный заговор полагалось семь раз повторять, но и о душе нужно было позаботиться: «Кто в Воздвиженье постится, тому семь грехов простится, а кто не чтит Воздвиженье, на того семь грехов воздвигнется».

Да и вообще, как во время любых народных праздников, на Воздвиженье, конечно, тоже происходили всякие чудеса. Например, «синицы- придворные птицы летели с песней из лесов», а подвластное Лешим зверье, напротив, к лесу тянулось, собираясь видимо, на этом предзимнем «собрании» итоги года подвести.

А еще говорят, что на Воздвижение мерзнуть остается только та змея, которая человека укусила, а все остальные забираются под землю, чтобы зиму со своей змеиной матерью провести. И в том месте заветном будто бы легендарный Алатырь-камень зарыт. Бьют из-под него источники с живою водою, дающие всему миру пропитание и исцеление. А на камне этом сидит красна-девица Заря, не дающая свету погаснуть, земле уснуть, а нам забыться.

"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004

Христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый 27 сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник "Сдвиженья" и оказался "посвященным" "гадам".


Согласно народным представлениям, "в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся "сдвигаются", т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы" . В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается... Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. - И оны прямо вот дорогой идут".

Энциклопедия суеверий

Впрочем, далеко не весь простой народ представлял себе, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения. В крестьянской среде этот праздник воспринимался, в первую очередь, как начало осени и связывался со всеобщим движением земли (ее обитателей, некоторых предметов) и сменой времен года; так, народные присловья, поговорки и т.п. об этом дне говорили: «Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу надвинет» (или: «На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась»), «хлеб с поля на гумно сдвинулся» (примерно в это время оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба), «земля с лета на зиму сдвинулась», и пр. Сам праздник Воздвижения в народе нередко именовался «Сдвижением».

По народным поверьям , на Воздвиженье птицы «сдвигаются» в отлет, направляясь на зимовку в Вырий. Змеи и вообще все «гады» в этот день также отправляются на зимовье: они выходят на открытые места или забираются на деревья, чтобы напоследок погреться на солнце, сплетаются в один большой клубок, а затем прячутся под землю, которая затем замыкается до Благовещения (или Юрьева дня, дня св. Руфа, 8.IV). В некоторых местах рассказывали, что все змеи на Воздвиженье сползаются в одно место, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который «открывает» землю и позволяет всем гадам выползти на белый свет. При этом считалось еще, что, помимо подземных пещер, змеи могут уйти и под воду, поэтому с этого дня купаться запрещалось.

Со всеми этими поверьями о змеях, уходящих на зимовку, связывалось немало народных обычаев. Так, например, на весь праздник Воздвижения хозяева тщательно запирали ворота, двери и калитки, опасаясь, что гады, ползущие к своей «матке» в чрево матери-земли, заползут, по ошибке, на двор и спрячутся там под навозной кучей или в соломе. Впрочем, быть укушенными в этот день крестьяне, как правило, не боялись, так как считалось, что змеи, начиная с Воздвижения, не кусаются, ибо за этот грех они будут строго наказаны: любую змею, ужалившую человека в это время, земля, по народному убеждению, не примет, и она будет обречена всю осень до первого снега и даже по снегу ползать, не находя себе места, пока ее не убьют морозы или не проткнут мужичьи вилы. По народному мнению, на Воздвиженье человека в лесу может подстерегать другая беда: так, во многих местах были известны рассказы о том, как человек, нарушивший запрет ходить в лес в этот праздник, провалился вместе со змеями под землю и остался в подземных вертепах до весны, пока земля вновь не «отворилась».

Запрет этот имел и еще одно основание. Так, согласно поверьям, на Воздвиженье под землю проваливаются не только гады, но и многие «нечистики», в первую очередь, лесные духи. Так, считалось, что в этот день лешие, перед тем, как провалиться сквозь землю, бесятся и сгоняют в одно место все подвластное им зверье, устраивая своеобразный смотр перед наступающей зимой; в некоторых русских областях Воздвиженье почиталось даже «особым днем для лешего» или «игрищем у медведей» (медведь в этот день залегает в берлогу). А так как лешие в этот день особенно злы, то могут, по народному мнению, навредить человеку, оказавшемуся в их владениях: в лучшем случае просто побьют его, а то и вовсе отправят на «тот свет». Все эти причины заставляли крестьян избегать леса в этот праздник; однако некоторые смельчаки все-таки отправлялись в лесные дебри, так как в некоторых местах считалось, что в этот день в лесу можно завладеть рожками змеиного царя, обладающими, по поверью, большой силой.

Воздвиженье во многих местах считалось пограничной датой для начала или окончания различных работ, например, сева озимых, уборки кукурузы, сбора фруктов, посадки деревьев и пр. В некоторых местах на Воздвиженье собирали и освящали в церкви различные растения, почитая их как целебные. С Воздвиженья начинали рубить капусту, причем нередко делали это сообща: так, например, во многих местах, особенно в Сибири, на «капустку», т.е. рубку капусты, женщины приглашали соседок, а те, являясь в дом, поздравляли хозяев с капустником, как с праздником. Капустник нередко служил поводом к вечеринкам: хозяева варили пиво и приготовляли ужин (главным блюдом которого был пирог, ср. поговорку: «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»), обычно заканчивающийся песнями и плясками.

В начале этой недели православные владимирцы отметили Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня – таково полное название праздника, который обычно коротко называют Воздвижением. Но и люди, от веры далекие, о нем слышали: из года в год в эту пору среди охотников, грибников, рыболовов, туристов и дачников постоянно идут разговоры о неком «сдвижении змей» в среднерусских лесах.

В пригородных элек­тричках в последние годы часто слышатся жалобы, что змеи-де со­всем одолели, уже сами приползают на участки. А дачники из Москвы и этому рады: «Какое экологически чистое место -даже змеи есть!». Что же представляет собой гадюка – наша единственная ядовитая змея?

Каинов знак

Вся путаница в наших немногочисленных зме­ях, а их всего-то три вида – уж, медянка и гадюка – произошла, думается, от изменчивой окраски последней. Она бывает сероватой, почти бурой или красно-бурой с темной зигзагообразной полосой вдоль спины, нередки сплошь черные экземпляры. А вот голу­боватые и почти зеленые встречаются у нас очень
редко.

Черноватый рисунок на спине немецкий на­туралист К.Линк назвал «каиновой печатью», его конфигурация тоже не постоянна у разных га­дюк – то зигзагообразная или волнистая полоска, то ромбики или ряды точек, поперечные по­лосы и другие сочетания. На голове заметен иксообразный темный ри­сунок, а через глаз, как прицел, проходит темная полоса. Брюхо почти всегда темнее спины или сплошь черное.

Размеры змеи неболь­шие, старые особи могут достигать до 80 см дли­ны. В отличие от других змей центра России ту­ловище гадюки кургузое, хвост короткий, голова треугольная, почти ко­пьевидная, ясно отгра­ничивается пережимом от коротенькой шеи.

Место встречи изменить нельзя

Во Владимирской об­ласти, которая заселена гадюками довольно неравномерно, подходя­щими местами являются леса – ельники и сосняки с моховым покровом, дубравы, ольшаники, пойменные луга, болота, зарастающие гари и вы­рубки.

Гадюку можно обна­ружить на обочинах дорог, на просеках высо­ковольтных линий, у мелиоративных каналов и даже в огородах. Днем легче всего ее встре­тить на прогреваемых солнцем местах, причем выползает греться она в течение дня на это место несколько раз. По­валенное сухое дерево, большой пень с южной экспозицией – прекрас­ные солярии для при­нятия солнечных ванн гадюкой.

Людям важно знать: человека гадюка кусает, будучи внезапно потревоженной или если он не позволяет ей скрыть­ся. Первая она никогда не нападает! В любом случае предупреждает довольно громким ши­пением. При этом ха­рактерно изгибает перед­нюю часть тела. Одним рывком она может вы­бросить немногим более трети длины туловища. Прыгать «как пружина» гадюка не в состоянии, равно как и «катиться колесом, ухватив себя зубами за хвост».

Как часто мы устрем­ляемся к кочке с ку­старничками черники и сизым ягодам, забыв, что кочка, может, не­сколько лет уже служит прибежищем гадюке! В сумерках, собирая ветви для костра, тоже можем случайно прижать змею рукой. Часто гадюки кусают, когда на них наступают ногой в лег­кой обуви. Но за многие десятилетия в нашей стране известно всего несколько случаев ги­бели людей, укушенных гадюкой. При своевре­менном же и правильном лечении укушенные вы­здоравливают через 7-14 дней, хотя слабость чув­ствуется еще в течение 2-3 месяцев.

Если все-таки укусила

Главное правило по­сле укуса – сразу же, не позднее 15 секунд (!), начать выдавливать яд, нажимая на края ранки. К сожалению, много времени тратится на ру­гань, слезы, призывы «убить эту мерзость» и т.д. У гадюки мало яда, но он сильно токси­чен (примерно в 20 раз сильнее, чем яд гюрзы), поэтому он достаточно быстро всасывается, и действовать нужно без промедления.

Естественно, от змеи надо отойти, чтобы не получить еще «пор­цию». В первые секун­ды капелька яда сидит в тканях как в капсуле, а ранки от зубов еще полностью не закрылись. Достаточно одного нажа­тия, и до 80 % яда можно выдавить, он появится в виде ярко-красной капли, и его можно просто стереть рукой. Продол­жать выдавливать можно в течение не более 20 минут, после чего на ранку можно наложить водочный компресс на 1-2 часа. Никакой водки вовнутрь, как учит «народная мудрость», рекомендуется только обильное питье. На всю укушенную конечность нужно наложить эла­стичный бинт и немед­ленно доставить постра­давшего в больницу.

Осенние собрания гадюк

Гадюки в некоторых местах своего распро­странения образуют так называемые «змеиные очаги», и в подобных «гадючниках» при пешей прогулке их можно на­считать довольно много. Размещение змеиных очагов обычно опреде­ляется подходящими для зимовки условиями. Осе­нью гадюки, стремясь к местам своих зимовок, могут проползать рас­стояния от 2 до 5 км и переплывать озера и реки. Иногда змеи зиму­ют поодиночке, однако в подходящих местах находили скопления до 300 змей.

Зимними квартирами гадюкам служат норы грызунов и кротов, ходы сгнивших корней дере­вьев, пустоты торфя­ников, стога сена. На зимовку змеи оконча­тельно уходят в сентябре-октябре. Зимуют они в почве ниже слоя промерзания, спускаясь на глубину от 40 см до 2 метров. Температура в местах зимовок не падает ниже 2-4 о С, что позво­ляет этой змее безбедно зимовать даже за Поляр­ным кругом. Поэтому мы чаще и встречаем осенью гадюк, находящихся в поиске подобных под­ходящих мест.

Около Владимира та­кой змеиный очаг был известен в окрестностях пос. Мостострой, неред­ки были гадюки в районе Долгой Лужи (экземпляр, хранящийся в музее при­роды, происходит как раз оттуда). Этим жарким летом гадюки встречались в близком пригороде, одна из них укусила собаку в районе озера Семязино, несколько лет назад мужчина получил укус недалеко от моста через Клязьму. Периодически видят гадюк и в районе парка «Дружба».

Трудная жизнь неприятных созданий

Все приспособления и природные хитрости иногда очень условны. Несмотря на ядовитость гадюки, у нее много врагов. Поедают гадю­ку различные млекопи­тающие, например, еж, который к яду ее мало восприимчив. Причем защищающаяся гадюка наталкивается лишь на иглистый панцирь зверь­ка, и, улучив момент, еж просто перегрызает змее позвоночник, а потом съедает ее.

Не брезгуют гадюкой лисицы, барсуки, горно­стаи, енотовидные соба­ки. Но шутки с ней все же опасны. В Камешковском районе мне при­шлось увидеть мертвую молодую енотовидную собаку, около которой лежала перекушенная пополам гадюка: видимо, змея изловчилась и все-же успела ужалить зверя в нос. Поедают гадюку и птицы: серая ворона, журавли, луни, сойки и очень редкий у нас змееяд, получивший свое название за склонность питаться змеями (хотя и ест он не только их).

Но главный враг га­дюки человек. Он не только разрушает места ее обитания, но и про­сто уничтожает гадюку, оправдывая избиение или стрельбу по змее ее ядовитостью. Конечно, вблизи детских лагерей и дачных участков убийство змеи сложно осуж­дать, но надо помнить, что гадюка – важный член природных био­ценозов, а яд ее исполь­зуют для изготовления различных медицинских препаратов. В этом году сильные лесные пожары подорва­ли и уничтожили многие места ее обитания. А сколько змей погибло в огне, мы никогда так и не узнаем. Много гибнет гадюк и на автодоро­гах, прорезающих лес­ные массивы. Так что до своего предельного возраста, который у га­дюк составляет всего 15 лет, доживают единицы. И надо помнить: убивая гадюку, мы нарушаем мудрое, сбалансирован­ное тысячелетнее течение лесной жизни. Так что, если любишь природу и заботишься об экологии, лучше этого не делать.

Денис ДУДЕНКОВ, научный сотрудник отдела природы ВСМЗ.