Подлинная история волчка. Юла (волчок) – история и факты

В Хануку в еврейских семьях обязательно достают из шкафов дрейдлы. Эти небольшие волчки – простые деревянные или яркие, светящиеся, порой даже проигрывающие ханукальные песни – один из самых любимых атрибутов праздника, особенно для детей. Но подлинное происхождение дрейдла известно далеко не всем.

Дрейдл – это небольшой четырехгранный волчок, с которым принято играть в дни Хануки. В еврейской литературе встречаются упоминания о том, что с подобными волчками дети в Древней Палестине играли еще в эпоху Маккавеев, однако, судя по всему, эта версия совершенно не исторична. Ведь изначально этот волчок был известен под своим идишским названием «дрейдл», имеющим германские корни. В древнееврейском языке слова для обозначения этого предмета не было.

Хотя точное происхождение дрейдла не установлено, чаще всего высказывается версия, что волчок подобной формы изначально был распространен на территории современной Ирландии (или, возможно, Британии). В конце римской эпохи он попал на территорию Германии. В эпоху раннего средневековья в Европе подобные волчки использовались для азартных игр в харчевнях и на постоялых дворах. На четыре грани волчка были нанесены первые буквы латинских слов, означающих «ничего», «половина», «всё», «положить в банк». В Германии волчок стали называть «трендель». На него наносились уже первые буквы немецких слов, означающих то же самое. Когда игру с волчком заимствовали евреи, они, естественно, стали писать на нем буквы своего алфавита: ש – штел арайн (положить в банк); נּ – ништ (ничего); גּ – ганц (всё); הּ – хальб (половина). Если игроку выпадал נּ, он не получал ничего. Если выпадал גּ, он забирал все монеты или фишки из банка. Если הּ – забирал половину банка. ש – должен был удвоить ставку.

Впоследствии, когда дрейдлы распространились среди неашкеназских общин, не пользовавшихся идишем, значения этих букв попытались переосмыслить. Распространилась версия, что буквы символизируют государства, пытавшиеся поработить евреев в древности: Вавилонию, Персию, Грецию и Рим. Кто-то заметил, что гематрия (метод раскрытия «тайного смысла» при условии, что буквы можно заменить числами. – Прим. ред.) этих четырех букв составляет 358, что равняется гематрии слова «Машиах» («Мессия»). Однако все эти предположения были забыты, когда появился обычай в дни Хануки играть в азартные игры.

В эпоху раннесионистского движения и возрождения иврита для волчка было придумано «аутентичное» ивритское название – севивон. Это слово, происходящее от глагола «лесовев» (вращать, крутить), изобрел пятилетний сын Элиэзера Бен-Йехуды. Было переосмыслено и значение четырех еврейских букв. В диаспоре они стали означать выражение «Нес гадоль хая шам» («Великое чудо было там»). В Израиле же букву ש заменили на פּ, чтобы можно было прочитать: «Нес гадоль хая по» («Великое чудо было здесь»). После замены буквы волчок уже невозможно было использовать в своей изначальной функции для игры на деньги, и он превратился просто в детскую забаву.

В магазинах иудаики можно приобрести дрейдлы, изготовленные из пластика, никеля, олова, дерева и других материалов. Современный дрейдл – настоящее чудо техники. Он распевает традиционные ханукальные песенки, светится и подмигивает всеми цветами радуги. Неудивительно поэтому, что он стал популярным объектом коллекционирования. На протяжении многих лет дрейдлы собирает дантист на пенсии Микки Лангсфельд из Пенсильвании. По словам коллекционера, дрейдл может пригодиться даже в самой неожиданной ситуации: «Однажды мы с семьей зашли в ресторан Grumpy’s, расположенный в горах Элк. Там отличная еда, но обслуживают очень медленно! Чтобы скоротать время, мы решили сыграть в дрейдл на орехи!»

Кэрол Бреман Немо из Атланты тоже коллекционирует дрейдлы. «Каждый раз, когда я лечу в Израиль, я обещаю себе, что на этот раз я покупаю последний волчок», – смеется она. Ее коллекция насчитывает 350 экземпляров, среди которых можно найти огромный волчок из меди и даже дрейдл, по форме напоминающий здание синагоги «Микве Исраэль» в городе Саванна, штат Джорджия. Немо завещала свою коллекцию Еврейскому музею Атланты.

Подписывайтесь:

Проректор по научной работе нью-йоркского Университета Хофстра Герман Берлинер собрал коллекцию из 375 волчков. Он признается, что всё еще находится в поиске идеального дрейдла. «У меня нет любимых экземпляров, каждый раз, когда я делаю уборку и смахиваю с них пыль, у меня появляется новый любимчик», – признается Берлинер. Его родители эмигрировали в США в 1938 году из гитлеровской Германии, поэтому особый интерес для коллекционера представляют довоенные немецкие дрейдлы. Оказавшись однажды в Гонконге, Берлинер с женой зашли в сувенирную лавку, где их внимание привлекли изысканные резные изделия из нефрита. Миссис Берлинер заказала местным умельцам нефритовый дрейдл, который подарила мужу, чем несказанно его обрадовала. Богатые коллекции дрейдлов хранятся в чикагском институте еврейских исследований «Спертус», в музее нью-йоркского Иешивы-Университета и в Большой синагоге Бухареста.

Сегодня в светских еврейских семьях волчок утратил первоначальное традиционное значение, но все-таки ежегодно в дни Хануки дети изготавливают симпатичные разноцветные дрейдлы из картона и заостренных спичек и вспоминают о великом чуде, которое – в зависимости от их местоположения – случилось здесь или там.

Глушаченкова Анна

презентация о создании игрушек

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МОУ ” СОШ № 12 г. Ржева

История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека. Надо же было как-то занимать детей в первобытном племени – и их мамы давали им всякие камушки, деревяшки необычной формы – это и были первые игрушки. Самая древнейшая из всех игрушек – это кукла. Какие только формы она не имела и как только не видоизменялась на протяжении истории! Самые первые египетские куклы имели настоящие волосы, подвижные руки и ноги, одежду и головные уборы жрецов.

Погремушка. Небольшой сосуд, наполненный сыпучим материалом, который при встряхивании издает характерный шуршащий звук. Напевая колыбельную, играя с ребенком или успокаивая его, матери используют погремушку, что бы привлечь внимание младенца, заинтересовать его, отвлечь от плача, или убаюкать негромким, ритмичным шорохом.

Изначально погремушки делали из глины, бересты, дерева, лозы и других материалов; внутрь помещали горох, мелкие камушки, песок и т.д. Были и "природные" погремушки, например из головок спелого мака. Пока ребенок был мал, и не мог удержать погремушку в руках, родители подвешивали ее над люлькой - иногда просто связку деревянных ложек.

Волчок. История этой игрушки насчитывает несколько тысячелетий. Костяные волчки находили на стоянках первобытных людей, где они вероятнее всего имели культово-ритуальное значение. Африканские племена делали волчки из кусочков тыквенной корочки, североамериканские индейцы из восковых пластинок. Были войлочные волчки, берестяные, деревянные, кожаные, костяные. В Россию волчки пришли с Востока, из Китая и Японии, где они являются частью национальной культуры. Только в Японии существует более 1000 разновидностей волчка самых разнообразных форм и размеров (от 0,5 мм до 90 см). Запускают волчки вращая пальцами, при помощи веревки или бросая особым образом

Мяч. Одна из самых древних и любимых игрушек в мире. Уже в античности мячи шили из кожи и набивали чем-нибудь: мхом, перьями, семенами инжира, волосом, песком и т.д. А южноамериканские индейцы порой делали мячи из… человеческих голов. Естественно, гоняли такой мячик только взрослые. Играли человеческими головами и европейцы: В 1213 году что британские воины в честь победы над норманнами провели "футбольный" матч, использовав вместо мяча отрубленную голову вражеского полководца.

Надувать мяч воздухом придумали римляне. Такие мячи называли "фоллис" и изготавливались из пузырей животных. В Шотландском музее Стирлинга Смита храниться старейших из найденных мячей такого рода. Возраст его составляет 450 лет. Камера мяча изготовлена из свиного мочевого пузыря и покрыта сверху кусками оленьей кожи. Считают, что в XVI веке мяч принадлежал шотландской королеве Марии Стюарт. Самые ранние детские мячи на Руси относятся к XIII веку, найдены при раскопках древнего Новгорода, сделаны из бересты или тряпок. Были и мягкие мячи, наподобие подушек, внутрь которых вшивались завернутые в бересту камушки. Получался мяч-погремушка, "два в одном". Мячи вырезали и из каповых наростов. Для придания упругости, шар-заготовку на одну-две недели закапывали во влажную землю, и затем смолили.

Скакалка. Простейшая игрушка с которой можно выдумать много интересных забав. Первое документальное упоминание о скакалках относиться к раннему Китаю. Дети использовали ее для игры в "сто прыжков". К сожалению, правила этой игры до наших дней не сохранились. Прыжки через скакалку ("skipping") часто совмещаются с чтением стишков или пением песенок. Наибольшей популярностью скакалка пользовалась в Голландии: дети усложнили игру, перепрыгивая сразу через две независимо вращающиеся веревки.

Обруч. Обручи большого размера, сплетенные из виноградной лозы гоняли по земле специальными палками-погонялками еще дети египтян более 3000 лет назад. В средние века дети перебрасывались кольцами, ловя их на деревянные шпажки, играя в серсо, набрасывали обручи на палочки-мишени и т.д. Гораздо позже появился любимый девочками хула-хуп, обруч для вращения на талии. Название пошло от гавайского танца "hula" и английского слова "hoop" - обруч. О хула-хупе цивилизованный мир узнал в 1957 году. Его идею американцы подсмотрели у австралийских племен, которые до них крутили бамбуковые обручи более 1000 лет. "Изобретение" имело огромный коммерческий успех: за первые два года продаж было реализовано более 100 млн. обручей.

Йо-йо (yo-yo). Изображение этой игрушки встречается еще на греческих вазах с возрастом около 3000 лет. Вполне возможно, что сама игрушка намного старше. В XVII веке йо-йо попал в Европу из Китая, и стала забавой аристократов. Американцы узнали о йо-йо от филиппинцев, которые использовали его как эффективное оружие. Охотник привязывал камень к кожаному ремню или гибкому корню растения и ложился на ветку дерева в ожидании добычи. Когда зверь проходил под ним, охотник бросал камень вниз - так, чтобы, взлетая обратно вверх, он затянул ремень на шее животного. В случае промаха орудие, как на пружинке, возвращалось в руки, а при удачном броске, животное задыхалось, задушенное ремнем.

Пластилин. Испокон веков дети использовали для лепки глину. Всем известный сейчас пластилин был изобретен в середине прошлого века Джо Маквикером. Причем изобретатель изначально изготовил вещество, предназначенное для… чистки обоев. И отослал его для испытаний своей родственнице, работавшей воспитательницей детского сада. Неизвестно, как проявил себя пластилин в чистке обоев, но детям вещество, не пачкающее руки и более пластичное, чем глина, пришлось по нраву. В 1955 году пластилин появился в продаже именно в качестве материала для детского творчества. Благодаря своему изобретению Джо Маквикер стал миллионером в 27 лет.

Игрушки-головоломки. Первые геометрические головоломки появились в Древней Греции. Для их решения необходимо было сложить в первоначальную форму перепутанные части разрезанной геометрической фигуры. В аналогичной древней Китайской головоломке Танграм, из кусочков нужно было собирать различные фигурки животных, предметов и людей. По некоторым сведениям китайские головоломки древнее греческих и их возраст составляет более 4000 лет. В сказке Г-Х. Андерсена "Снежная королева", мальчик Кай как раз занимался решением Танграма, складывая слово "Вечность" из кусочков льда. Ближайшим родственником Танграма является разрезанная на кусочки картинка - пазл. Придумал его в 1767 году учитель Джон Спилсбери. Он разрезал на отдельные кусочки-графства карту Англии и использовал их в качестве учебного пособия на своих уроках.

Механические головоломки. В 1974 году венгерский скульптор Эрно Рубик создал игрушку, которая стала одной из лучших игрушек XX века. Это кубик Рубика. Только за первый год было продано 100. млн. игрушек. Несколько позже стали появляться подобные головоломки: "змейка", "пирамидка", в основе которых лежал тот же механизм, что и в кубике. К головоломкам-игрушкам можно отнести кораблики в бутылках (многие и сейчас не знают, как они там оказываются) и игрушки-розыгрыши.

Конструкторы. Относятся к категории детских развивающих игрушек. В 1955 году датская компания LEGO выпускает на рынок детский конструктор, состоящий из разноцветных пластмассовых кубиков, которые можно соединять друг с другом, получая бесчисленное количество комбинаций. Сама компанию была основана плотником Оле Кристенсеном в 1937 году и изначально специализировалась на выпуске деревянных игрушек. Интересно, что название компании он придумал, сложив вместе два датских слова": "leg" (играй) и "godt" (хорошо). И лишь по прошествию нескольких лет Кристиансен узнал, что слово "lego" на латыни означает "соединяю".

Солдатики. Первые миниатюрные фигурки воинов, вырезанные из дерева, археологи нашли в египетских захоронениях. Если умирал ребенок знатного египтянина, то вместе с ним в загробный мир отправлялась его игрушечная армия. У греческих и римских детей солдатики также были в почете. Государства вели постоянные войны, и игра в солдатиков возникла как один из видов подражания детьми делам взрослых. Был найден даже игрушечный макет "Троянского коня", начиненный крошечными глиняными солдатами и офицерами. Солдат вырезали из дерева, но чаще лепили из глины или воска, т.к. лепка гораздо быстрее пополняла игрушечную армию.

Солдатики, как относительно доступные игрушки появились в XVIII веке в Германии. Ремесленники использовали в качестве материала олово (или более дешевый свинец). Производство игрушечных солдат достигало грандиозных масштабов. Только пять Нюрнбергских заводов за один день выпускали 500тыс. фигурок. Немецкие солдатики были плоскими, а изготавливать объемные армии начали французы.

Игрушечное оружие. Макеты оружия для игры и упражнения возникли вместе с появлением самого оружия, и с ним же эволюционировали. Дети аристократов и дворян бегали, само собой, не с палками. Их с ранних лет готовили к войне, игра была скорее набором предварительных упражнений на обязательную тему. Оружие детей в точности копировало настоящее, но было меньше по размерам и весу, под стать своему маленькому владельцу. Изготавливались также и детские доспехи, состоявшие, минимум, из шлема и нагрудника. Известен даже набор игрушечных дуэльных пистолетов, для высокородных отпрысков.

Куклы. Возраст самой древней найденной куклы оценивается в 30-35 тыс. лет. Сделана она из мамонтовой кости и имеет подвижные конечности. Но эти древние фигурки вовсе не были игрушками. Изначально куклы изготавливались для обрядовых целей. Куклы-обереги клались в колыбель младенца, чтобы не подпустить к нему злых духов. Свадебные куклы приносились на брачной церемонии в дар богине плодородия. Были куклы, сопровождавшие умерших в загробный мир. Нередко кукла "шла в комплекте" с определенным заговором, например, что бы ребенок хорошо спал, над куклой, кладущейся к нему в люльку, шептали: "Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!"

Мягкая игрушка. Из всех видов кукол мягкие игрушки самые молодые и появились как вид в XIX веке. Поначалу мамы сами шили из лоскутков ткани и ваты объемные фигурки (в основном различных животных) своим детям. К концу века стали появляться фабрики по их изготовлению. Одно из самых старейших предприятий отрасли, фирма "Steiff", в 2005 году отметила свое 125-летие. 27 октября в США и ряде западноевропейских стран отмечается день рождение Тедди, игрушки, стоящей особняком в мире кукол. Речь идет о плюшевом медведе, ставшим для многих людей символом уюта и детства.

Заключение "Скажи мне, во что ты играешь, и я скажу, кем ты будешь". Психологи так до сих пор и не могут придти к единому мнению по поводу того, вредно или полезно увлечение куклами. Одни считают, что дети, играя в куклы, репетируют моменты будущей взрослой жизни, а для взрослых это своего рода психологическая отдушина от повседневной жизни. Другие же наоборот, полагают, что кукла отвлекает от реальности и переносит человека в мир иллюзий, что негативно сказывается на социальной адаптации индивидуума.

Одна из древнейших игрушек «волчок», с точки зрения физики, представляет собой простейший гироскоп, являющийся главным элементом различных навигационных приборов.

Существует и более сложная конструкция волчка, содержащая внутри винтовой механизм для раскручивания. Такой волчок называется «юла».

У юлы сверху есть ручка. Поставив юлу на какую-либо твердую поверхность, и поднимая и опуская ручку, можно придать юле большую скорость вращения Юла раскручивается с помощью винтообразного осевого стержня. Во время опускания этого стержня винтовой передаточный механизм, состоящий из винта и гайки, преобразует вращательное движение в поступательное или наоборот.

Юла является единственной разновидностью волчка, который содержит в себе механизм.

Юла была изобретена в конце 19 века. В 1880 году немецкий фабрикант-игрушечник Лоренц Больц из Циндорфа поставил сверху игрушечного волчка вращающуюся ручку. Надо было только потянуть за шнур, обвязанный вокруг волчка. А в 1913 году появилась первая юла от компании Bolz.

Лоренц Больц вставил в пустотелый волчок механизм с винтом и гайкой. Юла Больца приводилось в движение винтовым стержнем с ручкой на конце, на которую нужно было несколько раз надавить. При вдавливании стержня-винта внутрь юлы он заставляет через трещотку, установленную внутри юлы, вращаться юлу только в одну сторону. Когда винт вытягивается из юлы, то она продолжает вращаться по инерции.

Несколько движений «туда-сюда» и юла раскручивается до большой скорости. И может вращаться, будучи вертикально установленной, достаточно долго, пока трение точки опоры юлы о поверхность, на которой она вращается, не замедлит вращение, и юла, в конце концов, не упадет на бок.

Следующий из династии Больцев - Петер Больц сделал юлу музыкальной. Он проделал в корпусе юлы отверстия, через которые проходил воздух, и юла начала издавать жужжание. К 1937 году юла-непоседа уже могла воспроизводить звуки разных тональностей и наигрывать детские песенки.

Юла даже удостоилась чести стать памятником. Это десятиметровая юла, лежащая на боку, возле нидерландского городка Остерхоут.

ТАКОЙ ВОЛЧОК НЕ КУПИШЬ, СДЕЛАЙ САМ!

Делаем волчок-центрифугу. Вам понадобятся бусинки. Вырежьте из картона кружок (можно взять пластмассовую крышку). Проткните ее в середине спичкой. К краям прикрепите на ниточках бусинки. Ниточки не должны быть ни слишком короткими, ни слишком длинными. Когда волчок будет крутиться, то бусинки, нанизанные на нитки будут располагаться вдоль радиусов кружка, натягивая нити и наглядно обнаруживая действие центробежной силы.

Кстати, ты изготовил маленькую центрифугу, и бусинки на ней, вращаясь, испытывают такие же нагрузки, что и космонавт при тренировке на центрифуге перед полетом в космос.



Знаете ли вы?

Антенны из дерева

По мнению индийских специалистов, в качестве телевизионных антенн лучше всего использовать... кокосовые пальмы. Исследования показали, что их древесина прекрасно проводит слабые высокочастотные сигналы.

Кроме того, в отличие от металла пальмы не боятся коррозии.

Человек-невидимка

Герою знаменитого романа Герберта Уэллса «Человек-невидимка» удалось так изменить оптический коэффициент преломления своего тела, что он стал невидимым.

Каким, по вашему мнению, должно быть значение этого коэффициента? Мог ли человек-невидимка видеть что-нибудь сам?


Любознательным

Часы на вершине горы

Почему часы с пружинным заводом на вершине горы идут иначе, чем на морском побережье?

Оказывается...
Так как на вершине горы давление меньше и вязкость воздуха понижена, то часы там должны идти быстрее.

ВОЛЧОК— русская марка одежды, созданная Василием Волчком в мае 2014 на почве любви к искусству и уличной культуре. THE WALL взял интервью у основателя культового бренда, набирающего с каждым днем все большую популярность.

На прошедшей неделе моды в Париже Эвелина Хромченко (прим. ред. эксперт моды, ведущая программы « Модный приговор» ) и директор отдела моды Vogue Ольга Дунина появились в твоей футболке « ЮНОСТЬ» , чем вызван такой ажиотаж к твоему бренду со стороны, казалось бы, не твоей аудитории?

На самом деле, я сам был удивлён, когда мне написал сначала один стилист, потом помощник стилиста. Это было такое « окей, классно». Чем вызван интерес, честно, не знаю, общими тенденциями, наверное, удачей и (смеётся) талантом.

Расскажи, пожалуйста, историю создания бренда ВОЛЧОК.

Если начинать совсем издалека — у меня был свой секонд. Я из Питера возил винтажные олимпийки, сумки, кеды. Старался находить новые вещи с бирками ещё тех времён, что-то подшивал, прибавлял нолик и продавал. У меня был паблик Вконтакте — через него продавал, а потом, когда переехал в Питер, мы совместно с ребятами открыли магазинчик. Там я познакомился с Андреем Дугиным (прим.ред. создатель российской марки МЕЧ clothing). Смотрел, как он продвигает свой бренд. Я помогал ему с видео- и фотосъемками, вдохновлялся его любовью к своему делу. В то время я завёл паблик, который стал для меня мудбордом: я туда собирал картинки и все остальное, что, как мне казалось, может помочь в создании будущего проекта. Там же набирал аудиторию, чтобы, когда я выпустил футболки, было кому показать и продать. Я тогда работал на 2*2, зарплаты не особо хватало, чтобы квартиру в центре снимать, поэтому я начал искать другие пути заработка. Думаю, катализатором выпуска вещей стала энергия, которую мне негде было выпустить.

Была какая-то стратегия/бизнес-план?

Я слышал, что такое существует, но это не про меня (смеётся ).

Жертвы ради проекта — они были?

Очень трудно создавать все с нуля и своими силами. Я продал всю свою фотоаппаратуру, понял, что это не моё. Вложил 60к в первый тираж футболок, который раздарил друзьям. Потом пошли заказы, отзывы хорошие. Спустя три месяца после создания я участвовал в Faces&Laces (прим.ред. ежегодный фестиваль, посвященный экстремальному спорту, музыке, уличному искусству) и понял, что моё хобби можно монетизировать и сделать главным делом.

Твой основной круг друзей — дизайнеры? Люди из модной индустрии?

У меня есть старые друзья, которые никак не связаны с этим, но мы с ними нечасто видимся. Это что-то вроде старых одноклассников. А так, все окружающие меня люди креативные: режиссеры, художники, фотографы.

Твое образование архитектора помогает в этой сфере?

Да, немного. Я вот магазины, интерьеры сам придумываю и делаю.

Думаю нет, у нас абсолютно разные аудитории. Я думаю, как себестоимость снизить, чтобы студенты и школьники могли покупать, у Леси все иначе. Мы в разных сферах работаем, у меня вроде про окружающий андеграунд, у неё про душу человека, про женственность в основном.

Какое-то соперничество присутствует между вами?

Нет, наверное. В разговор вмешивается Леся: Соперничества нет, только тот факт, что Вася больше меня зарабатывает, ну это пока (смеются ).

А чем ты, в основном, вдохновляешься?

Социальной проблематикой. Есть какие-то события, про которые ты думаешь: « Блин, это как-то несправедливо» . Часто на выставки хожу, там люди выносят творчество, а я этим вдохновляюсь и создаю что-то новое, что-то своё.

Как думаешь, это каждому под силу — создание собственного контента?

Если хочешь что-то создавать, то надо искренне любить это дело, как Дугин , как я (смеётся ). Нужен некий запас энергии, которую ты можешь потратить. Любовь и энергия, наверное, двигатели процесса, и, в принципе, это может каждый.

Любимых и популярных игрушек разных поколений является юла или как ее раньше называли – волчок. Игрушка имеет богатую историю. Еще в каменном веке дети играли подобием волчка. Это была пластинка из роговой кости. В Австралии аборигены изготавливали волчки из дерева в форме рыбы. Древние славяне предпочитали делать конусообразные деревянные волчки, которые раскачивались с помощью длинной веревочки. За время существования было придумано более ста вариаций юлы. В разных странах юла называется по-разному: в Испании – пеон, в Южной Америке – пеонца, в Мексике – тромпо.

Сегодня сложно сказать, кто и когда точно изобрел такую замечательную игрушку, как волчок, потому что она создавалась разными народами, в разных уголках мира. Известно, что еще в Древней Греции создавали волчки, причем в те далекие времена они были не только детской забавой, но и видом спорта. Об этом нам говорят чудом сохранившиеся рисунки и манускрипты, найденные археологами во время раскопок на территории Греции.

В древней Японии волчки были неотъемлемым атрибутом актеров и фокусников, которые показывали с их помощью завораживающие иллюзионные шоу, пользующиеся огромной популярностью на протяжении длительного времени.

В Латинской Америке и Африке волчки применялись и в рабочих целях: как веретено для пряжи или приспособление для быстрого розжига огня.

Самые первые юлы имели примитивную форму и запускались простым движением руки. Это могло быть простое яблоко или груша, нанизанная на прут, или обыкновенный желудь, в редких случаяхморская раковина, наполненная воском для равновесия. Но с течением времени форма волчков усложнялась, мастера придумывали новые оригинальные решения, как сделать изделие интересней, эстетичней и практичней.

В Африке волчки применялись также и для розжига огня. А в Древней Греции с волчками игрались не только дети, но и взрослые, организуя целые турниры. О чем говорят найденные археологами манускрипты. Во времена Средневековья волчок был сделан из дерева и раскручивался двумя ладонями.

С этой целью юлы делали более тяжелыми, порой стержень удлиняли, чтобы оборотов вращения было больше, или наматывали бечевку. После мастера задумались над тем, чтобы сделать юлу вертикальной, так как главной проблемой игрушки было то, что она постоянно падала. Для того, чтобы придать ей устойчивое вертикальное положение, стали делать небольшие ручки, а для того, чтобы волчок вращался почти до бесконечности, его хлестали кнутом с особым размахом, а еще бросали на ледяную поверхность.

Волчок, юла - игрушка (и не только), которая, в общем случае, во время вращения сохраняет устойчивость на одной точке опоры.

Быстро вращающийся волчок не падает (закон сохранения момента импульса препятствует падению), но постепенно из-за трения угловая скорость собственного вращения уменьшается. Когда скорость вращения становится недостаточно большой, ось волчка начинает спиралеобразно отклоняться от вертикали (прецессировать), и в конце концов волчок прекращает вращение и падает.

По сути, юла является простейшим примером гироскопа. Но ребенок не знает законов физики, поэтому для него это волшебная игрушка, которая чудесным способом сохраняет стойкость при вращении, имея только одну точку опоры. После того, как скорость вращения падает, волчок падает на бочок.

Начиная с XVIII столетия юлы становятся излюбленной игрушкой детей многих стран Европы. В Америке волчок становится популярен с XIX века. С этого же времени волчок приобретает ту форму, каким мы знаем его сегодня. Это произошло благодаря трудам талантливого и предприимчивого немецкого игрушечного мастера Лоренца Больца. Будучи сам выходцем из маленькой провинции, Лоренцо старался превосходить даже очень прославленных игрушечных мастеров своей находчивостью и оригинальностью. Однажды он решил создать юлу для маленьких детей, чтобы она была и интересна для них, и безопасна. Для этого Лоренцо придумал вставить механизм с гайкой, который позволял ей крутиться без раскручивания, ведь маленькие детки не могли еще выполнять этих действий. Получилось очень даже хорошо, так что Лоренцо запатентовал свое изобретение, которое, пройдя сквозь годы и десятилетия, внешне практически не изменилось.

Но совершенствование волчка продолжалось. Ученик Лоренцо, Петер Больц, придумал, что юлу можно наделить голосом. Для этого всего лишь нужно было проделать небольшие отверстия в игрушке, через которые бы проходил воздух и во время кружения издавал жужжащий звук. К 1937 году мастера так наловчились, что научились создавать многотональные звуки волчков, которые вполне можно было использовать в своеобразных оркестрах.

В Советском Союзе массовое производство металлических и пластиковых волчков и юл началось в 1960–70-х. Разноцветные металлические вертушки просто-таки завораживали ребятишек радужными узорами на корпусе и своим гудением. Пластмассовые волчки с цирковым всадником внутри или упряжкой лошадок, скачущих по заснеженному лесу, так гудеть не умели, да и ломались чаще. Но малыши всё равно их очень любили.

Польза юлы

Многие родители считают, что юла – это просто забавная игрушка, которая не несет никакой иной функции, кроме игровой. На самом деле юла полезна для развития малыша. Она стимулирует ребенка к активным действиям, развивает координацию движения, ловкость. В настоящее время производятся различные модели этой игрушки. Они имеют различную фактуру, что способствует развитию у ребенка тактильных ощущений, мелкой моторики. Яркие цвета юлы, забавные формы радуют ребенка, увлекают и стимулируют зрение.

Преимущества выбора юлы в виде подарка:

Юла совмещает в себе игру и познание мира. Игрушка можно подарить ребенку от полугода и он будет увлечен ею несколько лет.

Некоторые модели включают обучающие программы, ребенок, играя, может освоить счет, названия животных, геометрических фигур, цифры и буквы, цвета.

Звуковые эффекты, которыми сопровождается вращение юлы, радуют ребенка, не давая ему скучать. Музыкальная модель развивает музыкальный вкус и слух у детей.

Юлы выпускают многие известные производители игрушек. Из наиболее популярных и известных: Stellar, Simba, Little Tikes, B Dot, Kiddieland и другие.

Для маленьких предназначены модели, которые заводятся нажатием на кнопку. Это может сделать сам малыш или его родители, а ребенок с удовольствием будет наблюдать за вращающимся волчком. Есть классические модели юлы, изготовленные из пластика и металла.

Музыкальная модель юлы – отличная игрушка для детей от полутора до трех лет. Такая юла изготовлена из яркой безопасной пластмассы. Вращаясь, такая юла издает приятную мелодию. Малыш будет завороженно наблюдать, как под эту мелодию крутятся разноцветные шарики, двигаются различные фигурки. Такая яркая забава формирует интерес ребенка к игре, развивает сенсорное восприятие, интеллект.