Открытое занятие на тему семья. Конспект занятия «Моя группа-моя семья

Открытое занятие на тему: «Моя семья» во 2 мл. группе «Рыбки»

Цель: Продолжать формировать представления детей о семье и её членах.

Задачи:

Образовательные: Учить правильно называть членов семьи. Дать понятие «семья».

Развивающие: Развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Закрепить навыки работы клеевой кисточкой, используя ранее изученные приемы аппликации.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к своим родным; Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура».

Предварительная работа:

1.Заучивание фамилии, имени, отчества родителей.

2.Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

3.Разучивание стихотворений о маме, папе, семье.

4.Рассматривание семейных альбомов.

Материал и оборудование: письмо с загадками, отдельные картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи, панно «домик» с кармашками для картинок, вырезанные из цветной бумаги круги, клей, большой лист бумаги.

Ход:

Организационный момент.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Воспитатель: Ребята, почтальон Печкин прислал письмо. Посмотрите какое оно красивое и адрес наш написан. Давайте посмотрим, что в нем.

(воспитатель открывает письмо.)

Беседа. Загадки о членах семьи.

Воспитатель: Что же это за письмо, давайте посмотрим. Да тут загадки, ребята. Вот послушайте:

Кто стирает, варит, шьет

На работе устает

Просыпается так рано?

Лишь заботливая ….

Дети: мама.

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно.

(воспитатель достает картинку мамы и вставляет в панно домик).

Беседа (опрос 2-3 детей)

А как зовут вашу маму?

Как мама называет тебя ласково?

-– Кто ты для мамы?

А в чем вы помогаете маме по дому?

Дети: ответы.

Воспитатель: Замечательно. Еще одна загадка:

Кто научит гвоздь забить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете ребята

Это наш любимый …

Дети: папа.

Воспитатель: Правильно, хорошо

(воспитатель достает картинку папы и вставляет в панно домик)

Беседа (опрос 2-3 детей)

А как зовут твоего папу?

Кто ты для папы?

Какой он папа?

Дети: ответы.

Игра «Радость или огорчение»

Воспитатель: Мы уже говорили о том, что в семье вас любят, заботятся о вас. А как вы заботитесь о своих близких? О маме? О папе? Ваши поступки могут радовать или огорчать ваших близких.

Почтальон Печкин прислал нам кружки: красные и черные. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (черный)? Сейчас я вам раздам кружки и мы с вами поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

Вы съели на завтрак всю кашу;

Разбросали по комнате все игрушки;

Помогли маме мыть посуду;

Нарисовали и подарили папе красивый рисунок;

Порвали новую книжку;

Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

Воспитатель: Молодцы. Хорошо давайте следующую загадку:

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша …

Дети: бабушка.

Воспитатель: Молодцы, конечно…

Беседа (опрос 2-3 детей)

(воспитатель достает картинку бабушки и вставляет в панно домик)

А как зовут бабушку?

Кто ты для бабушки?

Что умет делать бабушка?

Что вы любите делать вместе?

Дети: ответы.

Воспитатель: Молодцы, следующая загадка:

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед – Мой родной, любимый….

Дети: дед.

Воспитатель: молодцы ребятки, правильно.

Беседа (опрос 2-3 детей)

(воспитатель достает картинку дедушки и вставляет в панно «домик»)

А как его зовут?

А кто ты для него?

А кто хочет рассказать про своего деда?

Дети: ответы.

Воспитатель: замечательно ребятки, но у меня осталась еще загадка, послушайте:

Кто загадки отгадает

Тот своих родных узнает.

Все родные с кем живете,

Непременно вам друзья,

Вместе вы одна …

Дети: семья.

Воспитатель: А все эти люди вместе называются одним словом – Семья. Посмотрите какая у нас семья получилась в нашем домике. (воспитатель показывает панно «домик» с картинками членов семьи). Они у нас живут в этом домике. А давайте ребята покажем всю семью на ладошках.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – это я,

Вот и вся моя семья.

(воспитатель переворачивает панно «домик» и показывает детям картинку с изображением семьи находящейся в квартире)

Воспитатель: ребята посмотрите вот наша семья. Скажите, а кто здесь нарисован.

Дети: семья (перечисляют всех)

Воспитатель: правильно ребятки, а кто, кем приходится? А давайте мы попробуем посчитать, кто живет у нас в квартире!

Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?»

1,2,3,4 (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

1,2,3,4,5 (Прыжки на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево – вправо.)

Мой сверчок, щегол и я - (Повороты туловища влево – вправо.)

Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель: Дети посмотрите наша большая семья вместе и все у них хорошо.

Ребята бывают еще большие и маленькие семьи. Маленькая семья, это папа, мама и ребенок. Если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья. (Воспитатель просит 2-3 детей вспомнить и определить, какая у него семья – маленькая или большая, назвать всех членов семьи по именам.)

5. Аппликация «Составь семью»

Цель: учить удерживать в памяти при выполнении математический действий нужное условие, развитие умения сравнивать, располагать предметы в порядке уменьшения.

Предлагаю вам с помощью кругов показать всех членов семьи (самый большой круг – дедушка, поменьше круг – бабушка и т. д.)

Воспитатель: Друзья мои посмотрите, какая у нас с вами получилась большая и дружная семья.

6.Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили?

Кого мы поселили в нашем домике?

Что изображали на аппликации?

Формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Дать понятие как появляется семья, из кого состоит, какие семейные праздники отмечаются.

  • Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.
  • Показать детям. Что семья похожа на могучее дерево, схематично составить родословную своей семьи.
  • Предварительная работа:

    Рассматривание семейного альбома, рисование рисунков на тему “Моя семья”.

    Словарная работа: родословная.

    Материал к занятию:

    Солнышко с лучиками, схемы дерева. Семьи.

    Ход занятия

    Воспитатель:

    Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать.

    (Выставляю на доске 7 + Я = СЕМЬЯ)

    (Дети отгадывают)

    Правильно СЕМЬЯ. Сегодня у нас в группе открыта фотовыставка “ Моя семья”.

    Кто хочет рассказать о своей семье.

    (Дети подходят к домику, где расположены фотографии своей семьи, рассказывают кто на них изображен. По ходу рассказов спрашиваю о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья и т.д.)

    Ребята, я не зря поместила фотовыставку на домике. ДОМ, СЕМЬЯ – это то место где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны с друг другом тесными узами и живут дружно и счастливо.

    У русского народа было очень много символов счастья. Одним из них была – волшебная птица. Одно перо которой может принести человеку счастье. Давайте вспомним каких “волшебных” птиц вы знаете?

    Вот одна из этих птиц залетела сегодня к нам в детский сад.

    (Вношу “Птицу счастья”. Сажаю ее на крышу домика)

    Воспитатель:

    На поиски счастья в сказках всегда отправлялся Добрый молодец, преодолевая очень много препятствий и выполняя много заданий. Вот и сейчас за пером Птицы-счастья отправится Добрый Молодец Сережа.

    (Ребенок берет перо и приносит воспитателю)

    Добрый Молодец 1:

    Взрослые люди, встретившись, и полюбив друг друга. Женятся. До свадьбы они называются женихом и невестой, после свадьбы – мужем и женой. Свадьба – это обычай, когда люди соединяют свои судьбы навсегда. Этот день является днем рождения семьи, и его отмечают каждый год.

    Воспитатель:

    Люди женятся для того, чтобы продолжать свой род. Чем больше в семье детей. Тем богаче ее род. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом.

    Дети, а как вы помогаете своим мамам и папам заботиться о младших братиках и сестренках?

    (Дети отвечают)

    Воспитатель:

    Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Дети, когда вырастут, тоже будут папами и мамами.

    Чтобы стать достойными родителями, нужно многому научиться: мальчикам – защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие. Девочкам – ухаживать за малышами, заботиться о них. Убаюкивать, петь колыбельные.

    Воспитатель:

    Дети, а вы знаете пословицы о маме?

    1. Коли есть отец и мать, то ребенку благодать.
    2. Всякой матери свое дитя мило.
    3. Жалей отца с матерью – других не найдешь.
    4. Птица рада весне, а мать деткам.
    5. нет друга нежнее матери.
    6. Сердце матери лучше солнца греет.

    Воспитатель:

    Дети, а Птица - Счастья приготовила для вас игру “ Мама – солнышко мое”.

    (В круге фотография женщины – матери. Детям предлагаю представить, что это их мама. Вспомнить какая она? Взять лучик, приставить его к кругу, сказав о маме добрые слова: нежная. Заботливая. Любимая. Красивая, добрая, хорошая, ласковая, славная, прекрасная, лучшая. Работящая, трудолюбивая, веселая, жизнерадостная, счастливая, сердечная, душевная).

    Воспитатель:

    У нас получилось такое лучистое солнышко, потому что мы сказали много добрых хороших слов.

    А сейчас следующий Добрый Молодец пойдет за пером Птицы Счастья.

    (Ребенок приносит второе перо Птицы Счастья)

    Воспитатель (читаю вопрос):

    Ребята, Птице Счастья интересно, знаете ли вы, из кого состоит семья?

    Добрый Молодец:

    Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – это папа, мама, родные сестра и брат, бабушки и дедушки. Дальние родственники - это тети, дяди (братья и сестры мамы и папы), их дети. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний.

    Воспитатель:

    Чтобы в семье царил лад, нужно уважать интересы каждого, не пользоваться чужими вещами без разрешения, убирать свои вещи на место, вместе выполнять домашнюю работу, не мешать друг другу заниматься своими делами или отдыхать. Чтобы не огорчать взрослых надо прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение, и не делать так, как сейчас нам расскажет Владик.

    Владик читает стихотворение Квитко “Сережа хозяйничает”.

    Мама уходит, спешит в магазин
    - Сережа! ты остаешься один.
    Мама сказала: “Ты мне услужи,
    Вымой тарелки, сестру уложи.
    Дрова наколоть не забудь мой сынок,
    Поймай петуха и запри на замок.
    Сестренка, тарелки, петух и дрова,
    Но у меня одна голова!
    Схватил я сестренку и запер в сарай
    Сказал я сестренке: “Ты здесь поиграй”
    Дрова я усердно помыл кипятком
    Четыре тарелки разбил молотком,
    Но долго пришлось с петухом воевать,
    Ему не хотелось ложиться в кровать.

    Воспитатель:

    Вот какой у мамы помощник! Что мы ему пожелаем?

    Чтобы лучше справлялся с мамиными заданиями. Внимательно слушал маму, не спешил, не волновался, думал головой, и конечно оставался трудолюбивым помощником и любящим сыном.

    Воспитатель:

    У Птицы Счастья осталось еще одно перо и нам его принесет третий Добрый Молодец!

    Следующий вопрос: Какие семейные праздники вы знаете?

    Новый год, также в каждой семье отмечают Дни рождения, женские праздники – 8 марта и мужские 23 февраля “ День защитников Отечества”. На праздники готовят праздничные столы, делают подарки, покупают цветы.

    Воспитатель:

    А если у кого-то из членов семьи плохое настроение, с помощью волшебных слов его можно исправить. Вы знаете такие волшебные слова, тогда поиграем:

    Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте!

    1. Растет ледяная глыба, от слова теплого – СПАСИБО.

    2. Зазеленеет старый пень, когда услышишь – ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

    3. Когда бранят за шалости, мы говорим – ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА

    4. Если больше есть не в силах, скажем мы – СПАСИБО

    Воспитатель:

    А еще можно порадовать своих родных хорошими поступками и добрыми делами.

    Встаньте в круг, посмотрите, какую корзину подарила нам Птица Счастья. В нее мы будем собирать добрые дела, которые мы выполняем.

    (Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу. Тот ребенок у которого корзина останется в руках называет добрые дела, которые он выполняет: мою посуду, поливаю цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи, убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.)

    Воспитатель:

    Вот сколько добрых дел мы собрали. А сейчас давайте с вами отдохнем.

    (Провожу релаксацию “ Волшебный сон”)

    Реснички опускаются
    Глазки закрываются
    Мы спокойно отдыхаем
    Сном волшебным засыпаем.
    Дышится легко, ровно глубоко
    Напряженье улетело
    И расслаблено все тело
    Греет солнышко сейчас
    Руки теплые у нас
    Хорошо нам отдыхать
    Пора глазки открывать
    Крепче кулачки сжимайте
    Их повыше поднимайте
    Потянулись! Улыбнулись!
    И к друг другу повернулись.

    Ребята, сегодня мы с вами много говорили о семье, но сейчас я хочу вам сказать, что семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки). Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Ветви потоньше – это ваши папы и мамы и самые тонкие веточки – это вы детки.

    Вот и вы постарайтесь составить свое семейное дерево или свою родословную.

    (Каждому ребенку приготовлено на столе дерево с заготовленными схемами)

    Дети составляют свое семейное дерево.

    По окончании работы детей подвожу итог.

    Воспитатель:

    Что же такое семья?

    Семья – это счастье, любовь и удача,
    Семья – это летом поездки на дачу.
    Семья – это праздник, семейные даты
    Подарки, покупки, приятные траты.
    Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет,
    Мечты о хорошем. Волнение трепет.
    Семья – это труд, друг о друге забота,
    Семья – это много домашней работы
    Семья – это важно!
    Семья – это сложно!
    Но счастливо жить одному не возможно.
    Всегда будьте вместе, любовь берегите,
    Обиды и ссоры подальше гоните.
    Хочу чтоб про нас говорили друзья
    Какая хорошая ваша семья!!

    Воспитатель:

    Дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю Вам чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, крепкая семья.

    По окончании обращаю внимание детей на то какие дружные семейные деревья получились. Предлагаю им забрать работы домой и продолжить дома с родителями работу по составлению деревьев.

    Методическая разработка: Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.

    Тема: «Я и моя семья»

    Цели:

    • Активизировать эмоциональный словарь через умение употреблять слова, обозначающие различные эмоциональные состояния, слова-оценки, способствовать более точному их осмыслению;
    • закрепить умение подбирать синомимический ряд, т.е. слова близкие по смыслу; закреплять использование в речевых ситуациях слова, противоположные по смыслу;
    • формировать выразительность речи;
    • закрепить умение образовывать слова — названия животных, их детёнышей;
    • закрепить умение использовать в речи слова с уменьшительно-ласкательным значением;
    • обогащать язык детей через народные пословицы и поговорки, стихи, в которых встречаются проявления эмоциональных состояний человека.
    • Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.
    • Вызвать у детей интерес к собственной личности;
    • закрепить представления о различных родственных отношениях в семье (я сын, внук, брат и т.п.);
    • показать отличие конкретного человека от других людей (по имени, возрасту, полу), воспитывать у детей чувство глубокой любви к самому близкому и родному человеку — маме;
    • учить выражать внимание к маминой заботе обо всех членах семьи.

    Оборудование:

    • оформление зала для проведения занятия: название передачи на центральной стене, картинки с изображением членов семьи; по сторонам — картины с изображением гербов семей детей, рисунки «Моя семья»; реквизит-бутафория для создания атмосферы телестудии (видеокамера на штативе, прожектор, микрофон; магнитофон с аудиозаписью песни в исп. Л.Лещенко «Родительский дом», предметные картинки с изображением животных и их детёнышей, подсвенчник со свечой «Домик», реквизит для сценки «Три мамы», бумага, карандаши, цветок из бумаги, на обороте лепестков — слова, мяч.

    Ход занятия:

    Вступление.

    Логопед: Здравствуйте ребята! (Логопед зажигает свечу в подсвечнике).

    Что за башенка стоит,
    А в окошке свет горит?
    К этой башне подойдём,
    А зовётся башня – дом.

    Скажите, что я сделала? (Зажгли свечу, огонь). А как вы считаете, чем служил огонь для древних людей? (Обогревал, давал свет, пищу).

    Логопед: В далёкие времена символом домашнего очага, тепла и уюта был огонь: он собирал всех вокруг себя, давал людям свет, тепло, пищу. Сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, что может быть у человека, — о семье. Кто может из вас объяснить, что означает слово «семья»? (ответы детей).

    Да семья — это близкие, родные друг другу люди. Пусть и нам сегодня светит символ домашнего очага — огонёк в этом домике. Когда вы появились на свет, каждого из вас окружили заботой члены вашей семьи, они давали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи — близкие друг другу люди. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах. Поэтому ещё семью называют по-другому: «родительский дом». Послушайте, как поёт Лев Лещенко об этом песню «Родительский дом».
    Логопед: Я вижу, сколько здесь представлено семейных гербов, рисунков с изображением ваших родных. А что такое семейный герб? Это — символ семьи. Посмотрите, какие они все разные, как и мы все.

    Ребёнок читает стихотворение «Моя родня» Я. Акима.

    Мама с папой — моя родня,
    Нет роднее родни у меня.
    И сестрёнка родня, и братишка,
    И щенок лопоухий Тишка.
    Я родных очень люблю.
    Скоро всем подарки куплю.
    Папе будет моторная лодка,
    Маме — в кухню волшебная щётка.
    Молоток настоящий — братишке,
    Мяч — сестрёнке, конфета — братишке.

    Логопед: Ребята, а давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Я и моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи?

    Логопед: А кем же буду я?

    Дети: телеведущей.

    Логопед: А все кто в зале?

    Дети: телезрителями.

    Логопед: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начнем.

    Логопед: Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии ребята из Д/С № 123. Они пришли на нашу передачу, чтобы рассказать о себе, своей семье, о своих дорогих и близких людях. А от телезрителей всем участникам нужна дружеская поддержка. Открывает нашу передачу страничка «Представление». Я предлагаю участникам представиться и рассказать немного о себе.

    Дети: Разрешите представиться. Меня зовут Даша. Мне 6 лет (рассказывает о себе: имя, черты характера). /Трое детей/.

    Логопед: Благодарю участников передачи.

    Логопед: Ребята, кто для вас самый родной человек на свете?

    Дети: Никого роднее мамы в целом мире нет.

    Логопед: У каждого из вас есть своя мама.

    Логопед: Я предлагаю сказать красивые слова о маме. Вторая страничка — «Красивые слова»

    Ребёнок читает стихотворение о маме.

    Дети: Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная, замечательная.

    Логопед: А сейчас телезрители ждут ваших рассказов о маме.

    Дети: Аня. Её зовут Наталья Сергеевна (рассказ о ней); Полина.

    Логопед: Да, ребята, мамы разные нужны, мамы всякие важны: каждому нужна его мама: и ребёнку, и котёнку, и птенцу. Давайте с вами поиграем в игру «Детёныш и его мама». У вас на столах — картинки с детёнышем — отыщите и назовите его маму. Третья страничка передачи «В мире животных».

    Дети называют детёнышей и маму:

    1. у ягненка — овца
    2. у козлёнка-коза
    3. у жеребёнка — лошадь
    4. у цыплёнка — курица
    5. у телёнка — корова
    6. у тигрёнка — тигрица
    7. у олененка — олениха
    8. у гусёнка — гусыня
    9.у львёнка — львица
    11. у ежонка-ежиха
    12. у волчонка-волчица

    Логопед: Ребята, о ком из членов своей семьи мы можем ещё рассказать?

    Дети: О папе (рассказа о папе); о бабушке, о дедушке.

    Логопед: Четвёртая страничка — «Наоборот». Давайте поиграем в игру «Наоборот». Мальчики говорят слова о дедушке, девочки — о бабушке с противоположным смыслом. Дети выходят и встают в две шеренги друг против друга: мальчики напротив девочек. Мальчики бросают мяч девочкам и называют слово.

    • Сильный — слабая
    • Грустный — веселая
    • Быстрый — медленная
    • Вспыльчивый — спокойный
    • Хмурый — улыбчивая
    • Внимательный — рассеянная
    • Молчаливый — разговорчивая, говорливая.

    Логопед: Быть мамой и бабушкой очень не просто. И в этом вы сейчас убедитесь. /4 стула, маленький стульчик, на нем кукла/. Вашему вниманию — занимательно-развлекательная страничка — Инсценировка «Три Мамы».

    Логопед: Танюша под вечер с прогулки пришла

    И куклу спросила
    Дочка подходит к кукле, берёт её на руки и говорит:
    - Как, дочка, дела?
    Опять ты залезла под стол, непоседа?
    Опять просидела весь день без обеда?
    С этими дочками просто беда.

    Иди-ка обедать, вертушка.
    Сегодня к обеду — ватрушка.

    Дочка ставит кукольный стульчик к столу и сажает на него куклу, спиной к зрителям.

    Танюшина мама с работы пришла
    И Аню спросила:
    Мама врач подходит и обращается к ней:
    Мама: Как, дочка, дела?
    Опять заигралась, наверно в саду?
    Опять ухитрилась забыть про еду?
    Бабуля обедать звала тыщу раз,
    А ты отвечала: «Сейчас да сейчас».
    С этими дочками просто беда.
    Скоро ты будешь, как спичка, худа.
    Иди-ка обедать, вертушка,
    Сегодня к обеду — ватрушка.
    Мама усаживает дочку за стол справа.

    Тут бабушка, мамина мама пришла.
    И Маму спросила
    Бабушка ставит сумку с покупками на стол и обращается к маме:
    Бабушка: Как дочка, дела?
    Наверно, в больнице, за целые сутки
    Опять для еды не нашлось ни минутки,
    А вечером съела сухой бутерброд?
    Нельзя же сидеть целый день без обеда.
    Уж доктором стала, а все непоседа.
    С этими дочками просто беда.
    Скоро ты будешь, как спичка, худа.
    Иди-ка обедать, вертушка.
    Сегодня к обеду — ватрушка.

    Мама садится за стол, бабушка приносит ватрушку и садится за стол вместе с остальными.

    Три мамы в столовой сидят,
    Три мамы на дочек глядят,
    Что с дочками сделать упрямыми?
    Все хором: Ох, не просто быть мамами!

    Логопед: Разгадаем ребус: 7 я — что это за слово? Правильно, семья!

    Наши пальчики покажут, что такое семья!

    Пальчиковый тренинг «Моя семья».

    Этот пальчик дедушка,
    Этот пальчик бабушка,
    Этот пальчик папочка,
    Этот пальчик мамочка,
    Этот пальчик я — Вот и вся у нас семья!

    Логопед: Седьмая страничка «Рисовалочка». Нарисуйте «семью на обведённой кисти руки (на пальчиках рисуют лица членов семьи).

    Логопед: Пока мы играли, посмотрите какой красивый цветок /ромашка/
    распустился. Поиграем в игру «Назови ласково». Страничка восьмая «Назовём ласково»

    (Отрываем лепесток и читаем слова, образуя уменьшительно-ласкательное слово)

    • Бабушка — бабуля, бабулечка, бабуся.
    • Папа — папуля, папулечка.
    • Сын — сынок — сыночек, сынулечка.
    • Дочь — доченька, дочурка.
    • Мама — мамочка — мамулечка-маменька-матушка.

    Логопед: Звонок в студии. Нам звонит телезритель. /Звонок, вопрос
    телезрителя — аудиозапись: А знают ли ваши участники пословицы о семье?/. А теперь пословицы для наших телезрителей:

    1. При солнышке тепло, при матушке добро.
    2. Без корня и полынь не растёт.
    3. Нет такого дружка, как родная матушка.
    4. На что клад, коли в семье лад.
    5. Братская любовь крепче каменных стен.
    6. Птица рада весне, младенец матери.
    7. Изба детьми весела.
    8. Вся семья вместе, так и душа на месте.
    9. Материнская ласка конца не знает.
    10. Материнский гнев, что весенний снег: много его выпадает, да скоро растает.
    11 .Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
    12. Бабушке один только дедушка не внук.
    13. На чужой сторонушке род своей воронушке.

    Логопед: Время нашей передачи подошло к концу. Я благодарю всех ребят за участие в телепередаче «Я и моя семья».

    Нашу передачу окончим песней «Что такое семья?»

    Что такое семья?
    Папа, мама и я,
    И сестрёнка моя -
    Вот и вся у нас семья.
    - Ну а как же бабушки?
    - Ну а ка же дедушки?
    Что такое семья?
    Папа, мама и я?
    Баба Зоя, баба Зина,
    Дедушки Егор, Василий,
    И сестрёнка моя -
    Вот и вся у нас семья.
    - Ну а как же тёти?
    - Ну а как же дяди?
    Что такое семья?
    Папа, мама и я,
    Баба Зоя, баба Зина,
    Дедушки Егор, Василий,
    Тётя Аня, тётя Таня,
    Дядя Вова, дядя Ваня,
    И сестрёнка моя — Вот и вся у нас семья.
    - А братишек и сестрёнок Всех двоюродных назвать?
    - Так до вечера считать!

    Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

    Возраст: старшая группа

    Тема:" Моя семья"

    Цель: формирование у детей правильного представления о семье.

    Задачи:

    Образовательные:

    Формировать уважительное отношение детей к своим родителям и родителей к своим детям.

    Учить называть имя, фамилию свою, своих родственников (мамы, папы, бабушки, дедушки).

    Дать представление о семье, как о людях, которые любят и заботятся друг о друге.

    Развивающие:

    Способствовать умению составлять рассказы,

    Развивать творческие способности детей;

    Побуждать детей к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки);

    Совершенствовать умения согласовывать существительные с прилагательными в ходе игры;

    Воспитательные:

    Воспитывать у детей чувство гордости, любви, уважения к членам семьи.

    Оборудование: макетдома с фотографиями

    Предварительная работа с интеграцией образовательных областей (чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, знакомство с пословицами о семье, беседа о семье)

    Ход организованной деятельности

    Воспитатель и дети заходят под музыку, дети становятся в круг и берутся за руки. Воспитатель вместе с ними проговаривает стихотворение:

    Вот и мы, и ты и я.

    Мы - одна семья!

    Улыбнись тому, кто слева.

    Улыбнись тому, кто справа.

    Мы - одна семья!

    В-ль : Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей?

    Дети: - здравствуйте, добро пожаловать.

    (детисели на стульчики ).

    В-ль : Ребята, вы все, конечно, любите самых близких вам людей: маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру. Это ваша семья.

    Семья - это дом. Семья - это мир, где любовь, дружба и забота.

    Ребенок: Семья моя - мое богатство

    Любовь, защита, нежность, братство.

    Здесь ценят нежность и уют,

    Здесь никогда не предадут.

    Все вместе праздники встречают,

    Да и по будням не скучают.

    И твердо знаю я, друзья,

    Что в жизни главное - семья!

    В-ль: Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не огорчать своих близких и дорогих. Сейчас ребята расскажут нам о своей семье?

    (Дети по очереди подходят к домику, где расположены фотографии своей семьи, они рассказывают, кто на них изображен.По ходу рассказов, воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья и т.д.)

    В-ль: Спасибо, ребята, вам за такие интересные рассказы о ваших семьях. Ребята, я не зря поместила фотовыставку на домике, ведь ДОМ - это то место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым и все члены семьи живут в нем дружно и счастливо.

    А сейчас мы с вами немножечко отдохнем.

    Физкультминутка " У меня есть семья"

    У меня есть семья —

    Очень дружная она.

    С мамой мы печем блины (Имитация движений .)

    Небывалой вкусноты!

    С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений .)

    С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений .)

    С папой мы в футбол играем - (Имитация движений .)

    Мяч в ворота забиваем.

    Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками .)

    Свою милую семью.

    В-ль: Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Также у каждой семьи своя фамилия.

    В-ль: Какая у тебя фамилия? (ответы детей)

    Но кроме фамилии и имени у каждогочеловека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.

    Проводится игра «Назови отчество».

    Воспитатель предлагает каждому ребенку назвать имя папы и назвать свое отчество.

    В-ль: Бывают семьи большие, бывают маленькие.

    Ребенок: Говорят, что в старину

    Так оно и было.

    Много братьев и сестёр

    Весело дружило.

    Вместе пили молоко,

    Вместе ели сушки.

    Настоящий детский сад

    В каждой был избушке.

    (Ю. Энтин)

    В-ль: Главное - не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу. Сейчас мы с вами послушаем стихотворение "Мама пришла", а прочитает его нам (имя ребенка).

    Ребенок: Я маме шубу расстегнуть помог.

    Она пришла, усталая с работы.

    Сказала, ёжась:

    Я продрогла что-то.

    На улице так холодно, сынок.

    И я на кухню тороплю её:

    Ты руки положи на батарею,

    А щеки я ладошками согрею.-

    Шепнула мама:

    Солнышко моё.

    (В.Приходько)

    В-ль: Ребята, о чем говорилось в стихотворении (ответы детей)

    И какой же мы можем сделать вывод.(ответы детей)

    В-ль: Правильно, ребята, в семье все должны уважать друг друга, любить друг друга и заботиться друг о друге. И неслучайно у нашего народа так много пословиц о семье. В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы о семье?

    Давайте расскажем их нашим гостям.

    Дети:

    1. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    2. В семье дружат - живут, не тужат.

    3. Вся семья вместе, так и душа на месте.

    4.Дерево держится корнями, а человек семьей.

    5. В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

    6. Когда нет семьи, так и дома нет.

    7. Не будет добра, коли в семье вражда.

    8. В хорошей семье хорошие дети растут.

    В-ль : Молодцы, пословиц вы знаете много.

    В каждой семье случаются различные ситуации.

    Вот, н-р, как в этой маленькой сценке, которую покажут нам ребята.

    Сценка "Простите"

    Папа разбил драгоценную вазу.

    Бабушка с мамой нахмурились сразу.

    Но папа нашелся:

    Взглянул им в глаза

    И робко и тихо

    1 ребенок: "Простите" сказал.

    И мама молчит, улыбается даже:

    2 ребенок :-Мы купим другую,

    Есть лучше в продаже...

    "Простите!" - казалось бы, что в нем такого?

    А вот ведь какое чудесное слово! (Н.Юсупов)

    В-ль: Ребята, понравилась вам сценка. А чем она понравилась

    (Ответы детей) .

    В-ль: Конечно, все правильно вы сказали. Если кто-нибудь из членов семьи что-то сделал или сломал, или разбил, лучше сказать об этом правду, и извиниться, но ни в коем случае не обманывать и не перекладывать свою вину на другого человека.

    В-ль: Ребята, я предлагаю вам нарисовать вашу семью.

    А сначала приготовим пальчики и поиграем

    Пальчиковая игра «Наша семья»

    Дети рисуют

    Ребята, давайте, еще раз вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.

    (ответы детей)

    В-ль: Правильно, ребята, мы говорили о семье, о том, что все люди, которые с вами живут рядышком, они вас очень любят. Когда вы вырастете, у каждого из вас будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и о пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых.

    Ребята, а вы знаете, есть даже праздник, который так и называется -

    День семьи, любви и верности. У нас в стране его празднуют летом -

    8 июля. У праздника очень нежный символ - цветок ромашки. И сегодня я хочу подарить вам всем по ромашке и пожелать вам здоровья, добрых отношений в семье, чуткости и понимания.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

    социально-личностного направления развития детей № 37"

    Открытое занятие

    (средняя группа)

    Подготовила воспитатель:

    Береза Анастасия

    Андреевна

    ЗАТО Северск Томской области, 2012 г.

    Открытое занятие «Моя семья».

    Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, познавательная.

    Цели:

    Создать эмоциональное настроение на весь день;

    Развивать коммуникативные навыки;

    Развивать интерес к своей семье, знать фамилию, имя, отчество родителей;

    Воспитывать уважение к членам семьи, заботу и внимание к родным и близким;

    Развивать мелкую моторику рук.

    Материалы и оборудование: Костюмы бабушки и дедушки, семейный портрет, мяч, музыкальное оформление, эмблемки Солнышко.

    1. Организационный момент.

    Воспитатель. Доброе утро! Я рада вас видеть. Давайте поприветствуем с вами наших гостей и скажем им «Доброе утро!»

    Дети. Доброе утро!

    Воспитатель. Посмотрите: у нас сегодня пасмурная погода, может, если мы поздороваемся с солнышком, оно выглянет.

    Здравствуй, солнышко, родное!

    Здравствуй, небо голубое,

    Здравствуй, матушка-земля,

    Здравствуй, вся моя семья.

    2. В гости к бабушке и дедушке.

    Воспитатель. Ребята, а вы любите ходить в гости? К кому? (дети перечисляют)

    Сегодня мы пойдем в гости к дедушке и бабушке. Они нас приглашали, заждались, наверное.

    Дети проходят на ковер (Девочка и мальчик – «бабушка» и «дедушка» - надевают элементы костюмов и включаются в игру). Сидят на пуфиках, у бабушки в руках семейный портрет.

    Воспитатель. Здравствуйте, наши дорогие, бабушка и дедушка. А почему вы такие печальные и не веселые? А где же ваша семья, дети, внуки?

    «Бабушка» - Да вот, уехали они в гости, а нам со стариком скучно стало, взяли семейную фотографию и рассматриваем её.

    Воспитатель и дети. Чтобы вы не скучали мы пришли к вам в гости. А можно посмотреть ваш семейный портрет?

    «Бабушка» и «Дедушка». Смотрите, пожалуйста.

    Воспитатель - Ребята, посмотрите какие все добрые, веселые на портрете. Давайте попробуем угадать, кто есть кто?

    (работа с портретом семьи)

    Воспитатель. Кто хочет рассказать стихотворение о семье?

    Дети:

    Маму любят все на свете, Я бабуленьку родную

    Мама - лучший друг! Очень крепко поцелую,

    Любят мам не только дети, Ведь бабуленька моя

    Любят все вокруг. Очень, очень добрая!

    У меня есть бабушка. С папой мы давно решили

    Она печет оладушки, Маму в праздник удивить.

    Вяжет теплые носки, Мыли, гладили, варили,

    Знает сказки и стихи. Что об этом говорить

    Бабушку свою люблю- Мама похвалила нас,

    Ей открытку подарю. И уборкой занялась.

    Мамин труд я берегу. Я один у мамы сын,

    Помогаю чем могу. Нет у мамы дочки,

    Нынче мама на обед Как же маме не помочь,

    Наготовила котлет. Постирать платочки.

    И сказала: «Слушай. Мыло пенится в корыте,

    Выручи. Покушай!». Я стираю - посмотрите!

    Я поел немного,

    Разве не подмога?

    Воспитатель. Какие вы все молодцы! Надеюсь, мы подняли настроение бабушке и дедушке! Давайте попрощаемся с ними и пожелаем им всего самого хорошего.

    Что-то засиделись на месте, а может нам подвигаться немного. Согласны?

    Дети. Да!

    3. Физминутка «Кто живет у нас в квартире?».

    Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

    Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

    Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

    Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

    Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

    Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

    Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

    4. Игра с мячом «Назови ласково».

    Воспитатель бросает мячик ребенку и называет одного члена семьи.

    Дети должны назвать ласково этого члена семьи.

    Сын- сыночек, сынок;

    Дочь- доченька, дочурка;

    Брат- братик, братишка;

    Сестра- сестренка, сестричка;

    Мама- мамочка, мамуля, мамулечка;

    Папа- папочка, папулечка;

    Баба- бабушка, бабулечка, бабуленька и т.д.

    5.Пальчиковая игра «Дружная семья».

    Дети поочередно загибают пальцы в кулак:

    Этот пальчик – дедушка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка,

    А вот этот пальчик – Я,

    Вместе – дружная семья!

    6. Этюд «Помощники».

    Под весёлую музыку повторяй движения:

    Встали в круг. Поиграем в помощников, поработаем немного на даче, поможем бабушке и дедушке.

    Приготовились!

    Бабушка постирала бельё, а отжать не может,

    помоги ей: крепко-крепко держи его в кулачках!

    Отжимай сильнее, ещё сильнее…

    А теперь стряхни и повесь на верёвку.

    Если подняться на носки, то как раз достанешь. Ну вот и управились!

    Поможем и дедушке. Он посыпает дорожку песком…

    Бери песок в руки и равномерно посыпь землю вокруг себя. Старайся! А чтобы песок лежал плотно, потопай ножками…Сильнее, ещё сильнее!

    Ну вот, осталось дрова порубить. Поднимем топор высоко-высоко, размахиваемся и резко опускаем его на бревно…Ух. получилось! Ещё раз поднимем и вниз. Готово! А теперь погреемся на солнышке… Почувствовали тепло во всём теле…Отдохнули?!

    7. Рефлексия.

    Вспомните, о чём мы с вами сегодня говорили?

    В какие игры мы играли?

    Что вам понравилось?

    Вы такие дружные, давайте нашим гостям сделаем приятное – подарим маленькое солнышко, которые будет согревать их сердца. И пусть в их семьях царит любовь, счастье и хорошее настроение!

    БЕЗ СЕМЬИ НАДЕЖНОЙ

    ЛЮДЯМ НЕ ПРОЖИТЬ

    ПОМНИТЕ! СЕМЬЕЮ

    НУЖНО ДОРОЖИТЬ!