Конспект интегрированного занятия «Пасха идёт! Конспект НОД "Пасха в моей семье" план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему Нод на тему пасха в подготовительной группе

Конспект НОД
Художественно - эстетическое развитие
Изобразительная деятельность

Рисование
Подготовительная группа
Тема:
«Пасха в моей семье» (« Украсим пасхальное яичко»)
Программные задачи:
Развивать у детей чувство цвета.
Учить составлять простой узор на силуэте яйца, подбирать цвета в соответствии с фоном, использовать навыки и умения в рисовании концом кисти (проводить наклонные, дугообразные, волнистые линии), закрепить прием примакивания. Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения (клеем ПВА наносится контур будущего рисунка).
Воспитывать интерес и уважение к народным традициям.

Предварительная работа: Рассказать детям о праздновании Пасхи, об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия. Проведение русских народных игр «Солнышко-вёдрышко», «Прялица», игры с яйцами.

Оборудование:
- демонстрационный материал:
иллюстрации о праздновании Пасхи, образцы Пасхальных яиц, аудиозапись колокольного звона, магнитофон.
- раздаточный : тонкие кисти, гуашевые краски, баночки с водой, салфетки, палитры для смешивания красок, клей ПВА во флакончиках с дозатором, простой карандаш, силуэт яйца.

Ход занятия:
1 часть – вводная беседа
Воспитатель читает стихотворение:

«На землю сходит светлый праздник Пасхи,
Волшебнее любой волшебной сказки,
Чудеснее любых земных чудес:
Христос воскрес!
Воистину воскрес!

Пасхальный звон, и яйца с куличами.
Берёзки встали белыми свечами.
И над землёй несётся благовест:
Христос воскрес!
Воистину воскрес!»

Воспитатель помещает на мольберт иллюстрации о праздновании Пасхи:
- Пасха – самый главный праздник христианской церкви. Её называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. В Пасхальную ночь христиане (люди, верующие в Христа) идут в церковь на службу. Заканчивается служба Крестным ходом вокруг церкви. Повсюду звучит колокольный звон (звучит запись колокольного перезвона).

Ранним утром люди выходили на улицу посмотреть как «играет солнце» и по нему они предсказывали, какой будет урожай.

«На Пасху небо ясное и солнце «играет» - к хорошему урожаю». «На Святой дождь – добрая рожь».
«На Святой гром – к урожаю»

Если на второй день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое, если пасмурная – лето будет сухое. Дети обращались к солнцу с песенкой:

«Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!»

К празднику Пасхи приготовлялись особые блюда – «пасха» из творога, кулич, крашеные яйца. Целую неделю люди ходили друг к другу в гости, поздравляли друг друга с праздником, обменивались пасхальными яйцами и христосовались (целовались), при этом один говорит «Христос воскрес!», а другой отвечает «Воистину воскрес!».
Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор. Наверняка и в ваших семьях есть такая традиция.
Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых любимых семейных праздников.

Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха – это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.

Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.

Воспитатель: «Давайте и мы с вами попробуем украсить пасхальное яйцо».

Физминутка « Грачи»

Грачи летели, машут руками, изображая птиц

Все люди глядели.

Грачи садились, приседают, руки опускают за спиной

Все люди дивились. как бы складывают крылья.

Сели, посидели, делают взмахи руками « крыльями»

Взвились, полетели встают, делают вид, что летят

Полетели, полетели

Песенки запели. Звук «Кра – кра»

2 часть – «Украсим Пасхальное яичко»
Рассматривание образцов:
- Давайте рассмотрим элементы узора, которыми можно украсить силуэт яйца
- солнце (в виде круга с точками и завитками), звезды разной формы и с разным количеством лучей
- растительные элементы (листок, трилистник, ветка, бутон, цветок)
- элементы знакомых росписей народно-декоративного искусства.
Каждую «писанку» системой условных линий можно разделить на части (показывает). Элементы расположены внутри участков или на пересечении линий, они располагаются симметрично, образуя единый орнамент.
Для того, чтобы «писанка» получилась яркой, используем гуашевые краски, их можно смешивать на палитре для получения нужного оттенка.
Выполнять узор будем в технике витража.
Объяснение и показ способов выполнения работы:
Итак:
- простым карандашом (без нажима) разделить силуэт яйца пересекающимися линиями в разных направлениях, обязательно от края до края
- нарисовать элементы узора внутри свободного пространства
- обвести контуры узоры клеем ПВА
- закрасить витраж: выполнить одним цветом несколько участков в разных местах, а потом поменять цвет.

Самостоятельная работа детей
Совместно с детьми можно устроить выставку « Здравствуй, Пасха!»

Игра «Найди яйцо»: воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.

Игра «За двумя зайцами»: воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.

Игра «Катание яиц»: воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.


Сценарий праздника с детьми подготовительной к школе группы «Пасха».

Описание: Пасха – один из самых главных православных праздников и один из самых любимых. Этот день хочется провести радостно, светло, но без суеты, просто, душевно и по-домашнему.
Воспитание детей требует много мудрости и терпения. Православное воспитание детей подразумевает личный положительный пример взрослых и обучение христианским нормам и правилам.

Представленный материал будет полезен как педагогам, так и родителям.
Цель : приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской православной культуры.
Задачи:
1.Развивать интерес к традициям и обычаям русского народа.
2. Знакомить детей с православной культурой, народным преданием о пасхальном яичке, как символе жизни- Воскресения.
3. Обогащать словарь детей новыми понятиями: благовест, величать, славить, заповеди, христиане.
4. Учить детей играть в народные игры.
Материал: мольберты, мел, бумажные изображения яиц, детали украшения, яйца « крашенки».
Подготовительная работа: чтение «Библия для малышей», занятие «Разговоры о боге», рисование « Пасхальное яичко», лепка «Писанка», презентация «Кто такой бог?», экскурсия к храму.

Дети входят в зал.
Воспитатель: «Ребята, а какой праздник мы будем сегодня отмечать?» Ответы детей.

Пасха – это праздник надежды, мира и прощения. В этот день, день Воскресения Христова, мы празднуем победу добра над злыми силами, над смертью. Связан этот праздник с чудом.
Христос умер и воскрес. Он уже прошел свой земной путь. Оставил нам заповеди земные, дал надежду на спасение, искупил своей смертью прошлые грехи человеческие. Христос воскрес и жизнь торжествует.
В эти дни люди совершают добрые поступки. Делают добро для птиц и животных.

Люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», и отвечают: «Воистину воскрес!»
Нынче день особый – Пасха,
Воскресенье Бога-Спаса.
Слышится со всех сторон
Колокольный перезвон:
Дили-дили-дили-дон!
Бом-бом! Бом-бом!
К нам пришло веселье в дом!
Е. Егорова.

Звучит запись «Пасхальный звон».
Дети проходят на стулья.
Ребёнок читает стихотворение
Христос Воскрес!

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес...
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Аполлон Майков.

Исполняется песня: «Весна-красна» муз. С.Насуленко.

Воспитатель. Пасха! «Праздников Праздник и Торжество из торжеств». Самый великий и светлый христианский праздник. Недаром его называют Светлое Воскресение.
А как к нему готовятся люди? Ответы детей.

Дети читают стихи
Пасха

Пасха. Празднично кругом.
Чистотой сверкает дом.
Вербы на столе и пасха...
Так светло и так прекрасно!
Яйца крашеные всюду,
И кулич стоит на блюде...
Мама в фартуке из ситца
Приглашает всех садиться
И отведать угощение
В честь Христова воскресения.
Галина Антипина.
Воспитатель
В светлое Христово Воскресенье
На душе пусть будет чисто и светло!
Будет хлебосольным угощенье,
Солнце дарит радость и тепло!
Евгений Щелконогов.
Исполняется песня «Солнышко» А. Филиппенко.
Игра: «Нарисуй солнышко с завязанными глазами».


Стихотворение
Пасхальное яйцо

Посмотрите, что за чудо
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное,
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы:
- Пасха – праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!
Татьяна Лаврова.
Воспитатель. Ребята, а знаете ли вы почему красят и дарят друг другу на пасху яички? Ответы детей.
Воспитатель.
Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.
На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц центральное место принадлежит ярким красным яйцам. Почему? Ответы детей.
История сохранила нам такое предание. По одной из наиболее популярных версий, которой придерживаются многие христиане, считается, что именно Мария Магдалина положила начало этой традиции.
Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиберию.
По закону, если на аудиенцию к кесарю попадал человек неимущий, он должен был пожертвовать хотя бы яйцо. Вот и принесла она обычное яйцо и с рассказом о Христе вручила яйцо императору, который рассмеялся и ответил ей в том духе, что как не может это яйцо стать красным, так не может умерший воскреснуть. И тут же, на его глазах, яйцо начало наливаться кровью и стало темно-красным… С тех пор и мы в день Светлого Христова Воскресения дарим друг другу окрашенные в красный цвет яйца со словами: «Христос Воскресе!» и слышим в ответ от принимающего дар: «Воистину Воскресе!».
Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем. В старину клали на землю зелёную ткань и катали на ней яички.
Игра: «С Праздником!»
Дети становятся или садятся друг напротив друга. Катят по парам навстречу друг другу крашеные яйца. Если яйца столкнулись – пара обнимается и поздравляет друг друга со Светлой Пасхой.


А теперь мы потанцуем.
Хоровод: «Весна-красна», русская народная мелодия.


Стихотворение: «Как люблю я праздник Пасха».
Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу –
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам!»
Е. Шаламанова.
Воспитатель
Окрашивание яиц – это символ веры людей в чудо воскрешения Христа, символ преодоления сомнений, в память о Дне воскрешения. Также считается, что красный цвет яйца символизирует цвет крови Христа, отдавшего жизнь во спасение людей.

Игра: «Украсим яичко»
Дети делятся на две команды. Каждой команде раздаются одинаковые детали украшения. По сигналу один ребёнок берёт одну деталь украшения и бежит к бумажному изображению яйца и кладёт его. Возвращается в команду. И так до тех пор, пока узоры будут закончены. Побеждает команда, которая первой закончила выполнять задание.


Воспитатель.
Молодцы, ребята. А теперь давайте споём песню «Ласточка», Е. Крылатова.
Воспитатель.
И снова игра: «Кручение яиц».
У каждого ребёнка в руках по одному пасхальному яйцу. Дети раскручивают их на столе. Чьё яйцо дольше будет крутиться – тот победил. Игра требует ловкости, смекалки и сноровки.


Игра: «Чьё яичко дальше укатится?»


Воспитатель.
А сейчас я предлагаю вам разделиться на четыре шеренги и поиграть в музыкальную игру: "Плетень" - русская народная мелодия.
Воспитатель
Вот и подошёл к концу наш светлый праздник «Пасха» в детском саду, а христиане будут праздновать его целую неделю до следующего православного праздника "Красная горка".

Словно яркая раскраска
К нам домой, явилась пасха.
Принесла в своём лукошке
Яйца, булочки, лепёшки,
Пироги, блины и чай.
Пасху весело встречай!
Ирина Евдокимова.
И я вас всех приглашаю в группу за праздничный стол. Под звон колоколов дети уходят.

Программное содержание: продолжать знакомить детей с народными праздниками; рассказать о значении праздника Пасхи для русского народа, о том, что русские люди считают Пасху главным христианским праздником; познакомить детей с пасхальными народными приметами, пасхальными играми, пасхальными обрядами и обычаями; развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа.

Продолжать знакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками).Дать представление о истории возникновения этого искусства, специфике композиции и орнаментального строя. Воспитывать интерес к народному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексно -тематическое занятие в подготовительной группе

Тема: «Великий праздник - Пасха.» (Познание. Художественное творчество. Лепка с элементами аппликации.)

Тема: «Декоративные пасхальные яйца – писанки.»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с народными праздниками; рассказать о значении праздника Пасхи для русского народа, о том, что русские люди считают Пасху главным христианским праздником; познакомить детей с пасхальными народными приметами, пасхальными играми, пасхальными обрядами и обычаями; развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа.

Продолжать знакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками).Дать представление о истории возникновения этого искусства, специфике композиции и орнаментального строя. Воспитывать интерес к народному искусству.

Предварительная работа : беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини – выставка коллекции сувенирных яиц; раскраски.

Материалы и инструменты: Иллюстрации с изображением - пасхальный стол, куличи, самовар, крашеные яйца; Писанки и их изображения, таблица «Писанки: композиционные схемы», плакат «Писанки» ; контейнеры от киндер-сюрпризов; пластилин, стека, доска для лепки, крупа (рис, гречка,пшено), горох; влажная салфетка для рук.

На доске висит изображение белоснежного храма. Звучит колокольный звон. Красному гостю – красное место. Так раньше на Руси приветствовали дорогих гостей.

А говорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи всех своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.

Какие праздники вы знаете?

(ответы детей…)

Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны – Пасхе.

Играет и льется

Радостный свет,

В душе раздается

С утра благовест.

В лазури безбрежной

Плывут облака,

Под ивами нежно

Лепечет река.

Дыханье весны

В зеленеющем лесе…

Как радостно жить!

Христос Воскресе!!!

(В. Морозова)

Пасха - самый главный праздник для православных христиан. Слово Пасха – обозначает «исход», «избавление», «освобождение». Пасха считалась « праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.

Пасха – праздник весенний. Длится он неделю. Сроки его проведения каждый год вычисляют заново, по лунному календарю.

В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. На площадях устанавливались качели и карусели, разбивались балаганы. Люди принимали гостей, и вся неделя проходила в радостных встречах. Было принято обмениваться пасхальными яйцами, сделанными из фарфора, хрусталя, цветного и прозрачного стекла, кости, дерева и простыми – крашеными – писанками… Такие яйца изготавливались и деревенскими умельцами, и ювелирными фирмами. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца, а дома хозяюшки красили разными красками и украшали по-разному свои «писанки».

Давайте рассмотрим коллекцию пасхальных яиц.

(Дети подходят к выставке пасхальных яиц, рассматривают, радуются красоте и удивляются – какие они разные…)

Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога пасху, готовили вкусные блюда, доставали из сундуков праздничные одежды. В праздничный день шли всей семьей в церковь, а потом кто-то у себя принимал гостей, кто-то в гости шел. Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу: « Христос воскрес!» - « Воистину воскрес».

В пасхальную ночь все шли в церковь, дома оставались только малые дети да глубокие старики. Около церквей зажигали костры, цветные фонарики. Люди, держа в руках зажженные свечи, ждали, когда из церкви выйдут священники и начнется крестный ход – обход церкви с крестом и иконами.

Как вы думаете, для чего люди ходят в церковь и носят туда еду?

В наши дни сохранился обычай на Пасху печь и освящать куличи. Вернувшись из церкви ранним утром, люди христосовались и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ Пасхи. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града. Праздничный стол был украшен куличами, всевозможными кушаньями. Каждый, кто приходил в дом, должен был быть накормлен, напоен и обогрет.

В день Пасхи верующие люди при встрече, по обычаю, должны трижды поцеловать друг друга. При этом одни произносят слова: «Христос воскрес!», а другие отвечают: «Воистину воскрес!».

Русские люди всегда связывают Пасху с весной, с жизнью природы, с расцветом добрых чувств, с надеждой на будущее счастье. Пасха связана с солнцем. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». Были такие приметы:

На Пасху небо ясное – к хорошему урожаю.

На Пасху дождь – добрая рожь.

На Пасху гром – к урожаю.

Дети в первый день Пасхи обращались к Солнцу с речевками, закличками, песенками. И верили еще, что если яйцо сохранить до следующей Пасхи, то оно исполнит любое желание.

Давайте, ребята, покличем солнышко!

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко,

Выгляни немножко.

Солнышко, покажись,

Красное, нарядись.

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима – теплее,

А весна – милее.

(Водят хоровод и поют….)

Молодцы ребята!!! Посмотрите в окно – солнышко нас услышало и выглянуло…

А сейчас поиграем с вами в пасхальные игры. Их было очень много – например, «Где коки прячешь?» , «Чье яйцо дольше кружится?» , «Прокати яйцо.»

Игра «Прокати яйцо.»

Дети садятся на ковре друг напротив друга – парами. Катают яйца друг другу. Яйца сталкиваются. Чье яйцо разобьется – выходит из игры.

(Дети играют…..)

Игра – соревнование «Чье яйцо дольше кружится?»

По команде дети раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель. (Под музыку игра повторяется несколько раз.)

Игра – «Где коки прячешь?».

Дети раскладывают пасхальные яйца кучками на столе и накрывают их шапками. На столе лежат и шапки, под которыми нет ничего. Затем шапки двигают по столу. Один из участников игры – водящий. Его вызывают и спрашивают: «Где коки прячешь?» Водящий поднимает шапку и, если там крашенки, забирает их себе. Игра проводится до тех пор, пока крашенки не разберут.

Вот так весело мы с вами поиграли…

Как отмечают люди Пасху?

(Ответы детей ….. На Пасху ходили в гости, устраивали гулянья, качались на качелях, красили яйца, пекли куличи, делали пасху из творога. Все это освящали в церкви и дарили друг другу в знак любви и уважения.)

Кто знает, как украшали яйца, чтобы они были красивые?

Для того чтобы яйца на праздничном столе выглядели красиво, за неделю до Пасхи в специальную посуду насыпали землю, сажали в нее пшеничные или овсяные зерна и ежедневно их поливали. К Пасхе поверхность земли покрывалась нежной зеленой травкой, и уложенные в нее цветные яйца очень красиво смотрелись. Яиц надо было готовить много: для подарков родным и друзьям, для веселых игр.

А теперь я расскажу о самых простых способах окраски яиц в домашних условиях. Для этого можно использовать небольшие лоскутки линяющей материи или полоски цветной бумаги. В них заворачивают яйцо, затем оборачивают сверху кусочком льняной ткани; кладут яйцо в воду и варят минут пятнадцать. Для получения разных оттенков желто-коричневого цвета используют шелуху лука. Можно нарисовать на яйце воском и потом положить в краску; можно приложить к яйцу любой листочек, цветочек или травку, а потом положить в краску - будет красивый орнамент. Раскрашивают яйца и акварельными красками. Для большей красоты и блеска, после того как яйца обсохнут, их протирают тряпочкой, смоченной в растительном масле.

А сейчас давайте рассмотрим какие красивые писанки представлены на нашей выставке. И я сегодня предлагаю вам сделать свои писанки, и сделать их совершенно другим способом.

Для этого нам понадобится контейнер от киндер-сюрприза, пластилин разного цвета, стеки, доска для лепки, крупа гречневая, пшено, горох, влажные салфетки.

Приготовьте рабочее место.

Работа у нас ответственная, писанки наши должны получиться красивыми, разными и понравиться вашим родителям.

Этапы изготовления.

  1. Поверхность контейнера от киндер-сюрприза равномерно покрыть тонким слоем пластилина любого цвета.
  2. На пластилиновую основу стеком (или зубочисткой) сначала нанести тонкие линии, горизонтальные и вертикальные, которые разделят поверхность яйца на поля, а затем внутри отдельных зон нарисовать контуры разнообразных элементов: цветов, крестиков, завитков, силуэт солнца, символа Пасхи – букв ХВ – и т. д.- и все, что подскажет вам ваша фантазия.
  3. Выложить крупу или горох по намеченным линиям, чтобы разделить будущую композицию на отдельные зоны. Эту работу выполняйте осторожно, накладывая на контур рисунка и слегка придавливая. Иногда в процессе работы образуются незаполненные участки узора – пустоты, их следует заполнить отдельными элементами декоративного материала.

Дерзайте, старайтесь, выдумывайте и у вас все получится.

(Дети приступили к работе….)

По окончании работы все изготовленные писанки выставить на выставку. Отметить всех за старание и творчество.

Занятие на этом заканчивается.

Литература.

  1. «Народная культура и традиции» автор-составитель В. Н. Косарева, Волгоград, Издательство «Учитель».
  2. «Открытые мероприятия. Для детей подготовительной группы детского сада. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». ООО «Метода» Воронеж.
  3. «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная группа. И. А. Лыкова, ООО ИД «Цветной мир», 2013.
  4. «Подарки к праздникам» , Г. Н. Давыдова, Москва, «Скрипторий 2003», 2014.

наталья хатипова

Конспект интегрированной НОД по реализации образовательной области «Познание»,»Художественное творчество» в подготовительной группе.

Тема: «Пасха в гости к нам пришла»

исполнитель: воспитатель: Хатипова Н. В.

руководитель изостудии: Бочарова Э. Р.

Цель : познакомить детей с Праздником Пасхи - это праздник прославления Иисуса Христа;

Познание: объяснить содержание праздника православной Пасхи;

рассказать о праздничных традиционных приготовлениях христиан и о праздновании Пасхи;

Коммуникация : способствовать развитию монологической формы речи;

Чтение художественной литературы : совершенствовать развитие художественного восприятия;

Художественное творчество : способствовать развитию детского творчества, расписывая яйца красками с помощью пёрышка, «писанки»(деревянной палочки».) закреплять знания о символах, используемых при росписи яиц, самостоятельно расписывать яйца

Музыка : приобщение к искусству музыки через прослушивание: «Пасхальный колокольный звон», «народные хоровые песнопения»;

Социализация : приобщение к традициям русского народа.

Воспитательная: воспитывать интерес к русским обычаям.

Ход НОД:

1 часть : Восп-ль: Здравствуйте, уважаемые гости, ребята!

Собрались мы дружно в круг!

Я-твой друг и ты-мой друг!

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

А что обычно делают друзья?

Дети: Играют.

В-ль: Вот и мы с вами сегодня будем играть в путешествие. Вы любите путешествовать? А куда мы будем путешествовать, я скажу чуть позже. А пока посмотрите какой за окном хороший солнечный день и здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Слышите (включается аудиозапись звуков природы). Какие чарующие звуки. Для какого времени года характерны такие звуки (дети рассуждают).

В-ль: Совершенно верно. Это весна к нам пришла и тепло принесла, природа пробуждается от зимнего сна. Как вы понимаете выражение «пробуждение природы»(рассуждения детей)

Восп-ль: Весенний воздух свеж и чист

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля

Вокруг ручьи бегут, звеня.

Ватага вольных воробьёв

Ворону гонит из кустов.

Весна готовит свой парад.

Весь мир весне весёлой рад!

Восп-ль: Весна-это праздник! А какие весенние праздники вы знаете (дети перечисляют). Ребята, весна принесла нам ещё один большой и светлый праздник, который отмечается всегда один раз в год в воскресенье. Догадались?

Дети: Это праздник Пасхи.

В-ль: Совершенно верно. Пасха-самый главный праздник у христиан. День воскрешения Иисуса Христа. Может быть кому-то из вас знакомо это имя-Иисус Христос? Расскажите мне о нём. (дети по желанию рассказывают, детям заранее раздавались на дом небольшие отрывки из жизни Иисуса Христа и они вместе с родителями знакомились).Пасха-это праздник победы добра над злом, праздник в честь воскрешения Иисуса Христа. Поэтому все люди радуются и поздравляют друг друга со словами: «Христос воскрес!», «Воистину воскрес!»

А кто нам прочтёт стихи, посвящённые этому прекрасному дню (дети читают стихи)

Праздник этот добр и светел

Он надежду нам несёт.

Будут счастливы все дети

Да весь честной народ.

Счастье, радость так и льётся

И в народе говорят:

Праздник Пасхою зовётся

Пасха-есть такой обряд!

Из страны далёкой ласточки летят,

Весело щебечут, людям говорят:

«Люди, пробудитесь! К нам весна идёт!

А с весной и Пасха радость нам несёт!»

Колокольным перезвоном

Славят люди праздник тот,

С добрым словом и поклоном

Обнимается народ

«Жив Христос! Христос воскресе!»-

Носит тёплый ветерок.

Праздник Пасхи так чудесен,

Сердцу каждому урок!

В-ль: Молодцы, ребята! Эти замечательные стихи написала Е. Шаламова. Ребята, а у кого из вас, в ваших семьях отмечают этот славный день? Расскажите мне, пожалуйста. (дети рассказывают).

В этот день принято дарить родным и близким пасхальные яйца. Пасхальное яйцо-символ жизни. (показывает блюдо с пасхальными яйцами). Этот праздник очень почитался нашими предками. Кто такие предки? (дети рассуждают). Наши предки, русские люди, всегда отмечали Пасху торжественно и весело, но несколько иначе, чем мы,современные люди. А хотите узнать, как в старину отмечали Пасху?

В-ль: Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Вот это и будет нашим путешествием, о котором я вам говорила в начале занятия. Путешествием во времени. Давайте встанем в круг, возьмёмся крепко за руки. Говорят, на Пасху солнышко играет. Если небо чистое, голубое, значит будет хороший урожай. Давайте позовём солнышко, оно нам поможет оказаться в прошлом. (дети идут по кругу, приговаривая)

Солнышко красно, гори, гори ясно!

В небо пташкой залети,

Нашу землю освети,

В небо рыбкой поплыви

Нашу землю оживи!

Всех на свете детушек обогрей, оздорови!

В прошлом оказаться помоги!

(звучит волшебная музыка – затем раздаётся колокольный перезвон-аудиозапись и как фон хороводные песнопения)

2 часть: Воспитатель с детьми переходит на другую половину группы, убранной в силе русской избы. На встречу им выходит Хозяюшка (руководитель изостудии, переодетая в русский народный костюм) с детьми, одетые в русские народные костюмы.

Воспит-ль: Здравствуйте, хозяюшка, детушки малые (кланяются)

Хоз-ка: Здравствуйте, гости дорогие: добры молодцы, красны девицы! Милости просим, проходите. В моём доме всегда гостям рады.

Ребёнок (в русском народном костюме): В эту светлую седмицу

Вас сюда, в свою светлицу,

Рады пригласить, друзья!

Будем мы-одна семья-

Пасху светлую встречать!

Вос-ль: Спасибо за слово ласковое, за приглашение. А как звать-величать Вас, милая хозяюшка?

Хоз-ка: Так бабушкой Ариной меня величают, а это внученьки мои, помощницы да внучок-озорник. А вы кто будете, гости дорогие? С каких краёв прибыли? Одежда на вас больно диковенная.

Вос-ль: Прибыли мы к вам из будущего. Хочется нам узнать, как вы праздник Пасху справляете. Может быть вы нам поможете?

Хоз. : Отчего ж не помочь. Вот, присаживайтесь, будем петь, играть, старину вспоминать.

Ребёнок: Бабушка Арина, а что это за красивый колокольный звон раздаётся?

Хоз. : Так ведь Пасха в дом пришла, дети, вот люди и радуются. Этот колокольный звон называется пасхальным благовестом, что означает «благая весть», Христос Воскрес!

1ребёнок: Колокольный звон церквей

Над Россией раздаётся,

А в канавке всё живей

Ручеёк весёлый вьётся.

Ярче утренний восток, как тепло в весенний праздник!

К свету тянется росток,

Славит радость светлой Пасхи!

2 ребёнок: Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес,

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Хоз. Пасха, детушки, самый радостный праздник, самый главный.

Вос-ль: А какие обряды связаны с этим праздником?

Хоз. Так пускай внученьки мои и поведают вам об этом, они всё знают.

Софья: На Пасху готовят такие кушанья, которые в течении года больше не попробуешь: готовят куличи, пасхи, пирожки, запекают окорока, а вот рыбные блюда на стол не ставятся.

Карина:Перед Пасхой в Чистый Четверг в доме прибираются, надевают праздничную одежду, зажигают в доме люстры, лампы, свечи.

Эльвина: Пасха-семейный праздник, но в гости ходили обязательно-христосоваться. Это обычай всеобщего целования, приговаривая: «Христос воскрес! Воистину Воскрес» и одаривали друг друга крашенными яичками.

Настя:В Пасху народ идёт в церковь освящать куличи, а дома остаются малые ребята да старики.

Вос-ль: Как же интересно вы рассказываете, а ведь мы тоже с ребятами немало знаем. Мы вам расскажем о пасхальных приметах. (рассказывают дети)

1. На Пасху бросать и лить нельзя за окно, Христос под окнами ходит.

2. Мороз в первый день Пасхи-к обильному урожаю.

3. А если пойдёт дождь на Пасху-весна дождливой будет.

4. А если красна девица на Пасху локоть ударит, значит её милый вспомнил

Хоз. Ай да умнички, всё верно подмечено. Да что ж мы всё речи-то ведём, прошу, дорогие гости, к столу

Вот у нас куличик-золотая корка!

Крашеных яичек на подносе горка!

Молоко в крынке, пир как в сказке!

Потому что праздник-светлая Пасха!

Хорошо нам вместе да и обед наш весел!

Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

3 часть.

Вос-ль: Бабушка Арина, какие яички у тебя на столе необычные, красивые, глаз не отвесть. А почему они в травке лежат?

Хоз. : Дорого яичко к Христову дню. Без крашеного яйца нельзя представить себе праздника светлого. А травка молодая-это пробуждение жизни, начало весны. А почему крашеными яйцами одариваем друг друга, знаете?

Дети: Потому что яйцо-символ новой жизни, светлой и чистой.

Хоз. :На праздник Пасхи на Руси красили яйца, расписывали их всеми цветами радуги. А ты что ж,внучек, в сторонке стоишь да помалкиваешь, нечто красных девок стесняешься? А ну- ка пойди сюда да расскажи гостям про наши писанки да крашенки.

Ребёнок (мальчик в русском народном костюме)

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу-

Бабушка яички красит- я ей тоже помогу!

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты крашу писанкой тихонько

Крестик, солнышко, цветы.

Вот «крашенки»-так называются яйца, окрашенные в один цвет, а расписанные узором-«писанки»,расписанные пятнышками-«крапанки», а вот такие яички, на которых узор как будто процарапан называются «Драпанками»

Восп-ль: Ребята, как интересно, правда? Мы, современные люди, тоже храним традицию красить яйца, но делаем это по-другому. Давайте покажем хозяевам современные яички да расскажем. (дети немного рассказывают о том, как оформляют яйца и предлагают вниманию блюдо с нарядными яйцами). Бабушка Арина удивляется, хвалит.

Вос-ль (обращаясь к «современным» детям): А вы хотели бы научиться тоже сами расписывать яйца? Может попросим хозяюшку научить нас?

Хоз. Отчего ж не помочь? Вижу, люди вы хорошие, интересуетесь тем, что сердцу нашему дорого. А помощники мне нужны, ведь яиц накрасить, расписать, ой, как много надо: себе, друзьям, соседям, чтоб никого не обидеть. Ведь когда яйца расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром. Идёмте, гостюшки дорогие, вот в эту светлицу, да засим и начнём.

(рассказ руководителя изостудии о методах, способах раскрашивания, орудиях труда, показ образцов,самостоятельная работа детей)

Хоз. (после завершения работы): А ещё русский народ придумал много игр с крашенками да писанками. Прежде, чем яйцо съесть, нужно с ним поиграть:

Ну-ка, похвалитесь своею сноровкой!

Моё задание очень несложное

Для любого вполне возможное.

Берёшь яйцо, кладёшь в ложку

И пробежишь с ним немножко.

Кто первым пробежал, тот победителем стал!

П/и «Яйцо в ложке»

Вос-ль: С Пасхи на Руси начинались весёлые развлечения: и стар и млад катались на каруселях, водили хороводы, играли в народные игры. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Никанориха».

Восп-ль: Как же весело и радостно мы провели время, правда, ребята?Сколько нового узнали, спасибо вам, Бабушка Арина, детушки.

Хоз. Да не за что, наздоровьичко! А что вам больше запомнилось у меня в гостях?

Вос-ль: О чём в первую очередь вам захочется рассказать родителям? Правда красивый русский праздник (дети делятся впечатлениями, рассказывают об услышанном и увиденном).

Восп-ль: Люди, озарённые праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи всё станет лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее!

(В конце занятия праздничное чаепиие).







НАТАЛЬЯ ФЕДОСЕЕВА
«Пасха - Светлое Христово Воскресение» (конспект занятия в подготовительной группе)

Цель : обогащать социальный опыт детей, приобщать к обычаям, традициям праздника.

Задачи : пробудить интерес детей к народной культуре. Познакомить дошкольников с празднованием Пасхи, ее историей. Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с ней. Уточнить значение новых слов: пасха, пасхальное яйцо, кулич, воскрешение, колокольный звон. Познакомить детей с особенностями празднования Пасхи в других странах мира.

Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, народному творчеству.

Подготовительная работа : беседы о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, хороводных игр и песен о Пасхе.

Ход занятия:

Педагог : сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы поговорим о самом главном празднике христианской церкви – Пасхе. Её называют Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.

К этому празднику люди готовились 7 недель - 49 дней. А неделя перед Пасхой называлась Великой, или Страстной.

Послушайте : Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди вождей того времени было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.

Жестокие, злые люди решили убить Иисуса Христа. Долго они его мучили, требуя, чтобы он от своего учения отказался, сказал, что он все придумал, и что не является сыном Божьим. Но Иисус от своего учения не отрекся - ведь Бог действительно был его отцом, а в то, что проповедовал людям, безгранично верил.

Мучители на голову Иисуса надели венок из колючих веток. Иисус Христос от своих слов не отказывался, все терпел, потому что любил всей душой народ, хотел ему помочь, научить жить по совести.

Враги до смерти замучили его - прибили гвоздями к кресту - распяли на кресте.

Казнили Иисуса Христа в пятницу. За этим наблюдали его мать Мария и его самые близкие ученики. Они ничего изменить не могли, хоть и сердце их от горя разрывалось. Все разошлись, наступила ночь, последователи Иисуса сняли его мертвого с креста и отнесли в пещеру. Легенда гласит: в это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЕЙ.

Утром Мария с его учениками пришли в пещеру, где оставили тело Иисуса, пещера оказалась пуста. Случилось чудо - отец Бог воскресил, вернул жизнь своему сыну. Иисус Христос воскрес. Этот день стали называть Светлым

Радость охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху - праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада.

(Рассказ педагога сопровождается показом иллюстраций)

Как праздновали Пасху

Педагог:

На Руси всю пасхальную неделю звучал звон колоколов. Любой человек, а особенно дети, имели возможность ударить в колокол, поднявшись на колокольню.

На площадях разбивались балаганы, устанавливались карусели и качели. Вся неделя проходила в радостных встречах, люди принимали гостей, обменивались пасхальными яйцами, сделанными из прозрачного стекла, дерева, хрусталя, фарфора и др. Яйца делали деревенские умельцы, ювелирные фирмы. В кондитерских продавали сахарные и шоколадные яйца.

Дети рассматривают иллюстрации пасхальных яиц: из дерева, кости, скорлупы, камня, ниток, фарфора, металла, украшенных бисером, драгоценными камнями и т. д.

Пасхальные традиции

У светлого праздника Воскресения Христова свои традиции, обычаи, символы и связанные с ними древние ритуалы.

Пасхальный огонь, ключевая вода ручья, венок, яйца, куличи - все это символы Великого дня и имеют корни в далёком прошлом.

Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. Хозяйки очень тщательно и заранее готовились к Великой Пасхе. Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали пасху из творога, доставали нарядные одежды из сундуков. С Чистого Четверга начинается любимое действо - раскрашивание и роспись яиц. В простые узоры вложено много смысла. Волнистые линии - это моря-океаны. Круг - яркое солнышко.

Когда наступал праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. Люди веселились, пировали, радовались, обменивались окрашенными яйцами. Символ Пасхи - красное яйцо. Говорили друг другу: "Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!".

Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет.

Яиц заготовить надо было много: для веселых игр, для подарков друзьям и родным.

Дети рассматривают яйца. Дается объяснение понятиям "крашенки", "писанки".

Поселились птицы в гнёздах,

Снег растаял как свеча.

Пахнет сладким духом воздух,

Золотого кулича.

Дождик солнечный закапал

В этот день святых чудес,

И меня целуя, мама

Говорит: «Христос воскрес!»

Воистину воскрес!

Пасхальные игры и развлечения

Педагог : ели крашеные яйца не сразу, сначала с ними устраивали различные игры: "Катание яиц", «чоканье», «боулинг по - русски», «раскрути яйцо» и др.

Как празднуют Пасху в других странах

Пасха – один из самых замечательных и светлых праздников. Его отмечают как религиозные люди, так и неверующие. При этом и те, и другие стараются следовать традициям и выполнить обряды, пришедшие к нам еще от дедов-прадедов. Несмотря на то, что суть праздника у всех народов одинакова, обычаи все же немного отличаются.

Праздновать Пасху в Австралии принято с пасхальными яйцами из шоколада или сахара. Еще здесь пасхальные яйца любят делать в форме кролика или редкостного исконного животного австралийского континента - билби. Этот зверек вскоре может стать пасхальным символом Австралии. По традиции пасхальное меню австралийцев состоит из жареной баранины, говядины или цыпленка с жареными овощами, подобными картофелю, моркови, тыкве, фасоли, гороху или брокколи.

На десерт подают традиционное сладкое австралийское пасхальное блюдо -торт из безе, украшенный фруктами, киви, земляникой, ананасами и мандаринами. Очень популярны сладкие горячие булочки, которые австралийцы едят на завтрак в пасхальное утро перед посещением церкви.

Пасха в Болгарии

По болгарской традиции на Пасху много крашеных яиц выкладывают вокруг большого пасхального хлеба.

Как и в России, болгары «чокаются» пасхальными яйцами до тех пор, пока на одном из них не появляется трещина, и желают при этом друг другу удачи. Самым удачливым считается тот, у кого дольше других пасхальное яичко останется целым.

Пасха во Франции

Главным символом Пасхи во Франции является колокольчик.

Только во Франции можно встретить пасхальные украшения и подарки в виде рыбок и колокольчиков.

Дома украшают разноцветными гирляндами и красными ленточками

Пасха в Польше

Одна из старых традиций – «мокрый понедельник» – в понедельник все поляки стараются щедро полить друг друга водой. Вода льется на головы отовсюду: из окон, балконов, «взрываются» пакеты наполненные водой на мостовых, в вагонах метро, но все довольны и никто не жалуется.

Остаться в этот «мокрый» день сухим, считается крайне плохой приметой – вода приносит здоровье, прибыль в хозяйстве и удачу.

Пасха в Швеции

Жители Швеции украшают к Пасхе свои дома пасхальными цветниками - желтого, зеленого и белого цвета. В своих домах жители Швеции повсюду устанавливают желтых цыплят. Шведы едят на Пасху почти ту же пищу, которую они предпочитают на Рождество, но на этот раз гораздо больше уделяют внимания конфетам и другим сладостям. Пасхальные яйца они делают из картона, а внутрь каждого яйца кладут по большую конфету.

Педагог : Пасха - это время радости, праздник победы над смертью, скорбью и печалью.

Вы много нового о Пасхе узнали на занятии. Расскажите об этом родителям, поделитесь с друзьями.

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж темный лес,

Христос воистину воскрес!

Пришла весна - пора чудес,

Журчит родник - Христос воскрес!

Светлее в мире нет словес -

"Воистину Христос воскрес!"